Фурии, в греческой мифологии. Древняя греция фурии
Кто такие фурии в мифологии и как они выглядят?
Зачастую в разговорах людей можно услышать «Ну и фурия!» или «Посмотрите, это же настоящая фурия!». Из контекста разговора очевидно, что этим определением люди обычно называют таких женщин, которые в злобном помешательстве способны все снести на своем пути, в том числе различного рода преграды, и лучше не попадаться им под горячую руку в такие моменты.
Фурии - кто это?
Богиня, отличающаяся исступленным буйством, неудержимой яростью – вот кто такая фурия. Определение слова дает понять, что оно происходит от латинского Furiae, furire, что означает «буйствовать, гневаться». Отсюда понятно, что в иносказательном смысле люди имеют в виду злобных, ужасных в своем гневе и мести женщин – ведь изначально именно существа женского, а не мужского рода олицетворяли страшную кару за совершенные прегрешения.
Фурии в мифологии
Эти существа пришли к нам из древнеримской мифологии, а римляне, позаимствовали их у греков, которые называли фурий эриниями, а позднее эвменидами. И, если у римлян фурии – богини мести, то буквальный перевод с греческого дает совсем другое определение – почтенные, милостивые. Откуда же взялись такие расхождения в обозначении данного понятия?
Фурии в римской мифологии
Неистовые, кровожадные, ненасытные, никогда не отдыхающие страшные существа с налитыми кровью лицами, вечно преследующие человека, совершившего непростительный поступок – вот кто такие фурии в римской мифологии. Поскольку римляне весь пантеон богов заимствовали у греков практически буквально, особо не вдаваясь в тонкости и нюансы деталей и определений, фурии наделялись теми же функциями и особенностями характеров, которые присваивали им ранние греки. Позднее насмешливые атеистичные римляне фуриями, как и наши современники, называли женщин, впадающих в неистовую ярость.
Фурии в греческой мифологии
А вот у древних греков их неудержимые эриннии эволюционировали до эвменид, олицетворявших справедливый и беспристрастный суд. Согласно греческой мифологии, богини мести родились во время первого совершенного богами преступления – когда Кронос, решивший захватить власть, убил своего отца Урана, из капель крови последнего и возникли эвмениды. Изначально греки считали, что их очень много – до тридцати тысяч, но потом Эсхил в своих трагедиях вывел только троих – Тисифону (не устающую мстить), Алекто (которая не умеет прощать) и Мегеру (злобную завистницу).
Богини, непрестанно жаждущие отмщения за убийство – вот кто такие фурии в Древней Греции. Афина Паллада уговорила эриний обосноваться навсегда в Древней Греции, заверив их, что жители будут воздавать им почести, как одним из самых уважаемых богинь, и эринии смилостивились. Позднее они олицетворяли строгий и беспристрастный суд над подозреваемыми в страшных деяниях и назывались уже эвменидами( почтенными, милосердными). Эсхил вообще отождествлял их с Мойрами, богинями судьбы.
Как выглядят фурии?
Страшные старухи с волосами в виде змей, оскаленными зубами и протянутыми к преступнику когтистыми руками – примерно так выглядят фурии в древнегреческой мифологии, и действительно, мстительность и жажда убийства не может выглядеть привлекательно, завистница не бывает нежной и женственной, поэтому такие образы отталкивают, внушают ужас и отвращение. Когда говорят, что кто-то ведет себя как фурия, в повседневной жизни, люди не склонны наделять этот образ положительными чертами.
Женщина фурия – это, как правило, человек, не умеющий держать себя в руках, обрушивающий на окружающих все свои негативные эмоции, без разбору крушащий все на своем пути. По сути, в нашем теперешнем понимании, это истеричка. А истерия является психическим расстройством, и о нем знали те же самые древние греки и римляне. Платон называл истерию «бешенством матки». Выглядят такие женщины крайне непривлекательно, об этом свидетельствует и крылатое выражение «стала вдруг фурией», когда вроде бы внешне спокойная женщина вдруг по мановению палочки превратилась яростную каргу.
womanadvice.ru
Фурии, в мифологии - это... Что такое Фурии, в мифологии?
Орест, преследуемый Эриниями
Эри́нии (от др.-греч. Ἐρινύες «гневные», микен. e-ri-nu[1]) — в древнегреческой мифологии[2]богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии[3].
По одному сказанию, дочери Никты и Эреба; либо порождены Землей от крови Урана[4]; либо дочери Тьмы (Скотоса)[5]. По Эпимениду, дочери Кроноса[6].
Согласно орфикам, это девять дочерей [7] Зевса Хтония и Персефоны[8]. По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч[9].
У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница.
Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей[10].
Их пещера на склоне афинского акрополя[11]. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа[12].
Мании — божества, чей храм около Мегалополя[13]. Видимо, это эпитет Евменид.
Суд над Орестом
Согласно мифу, эринии преследовали Ореста, за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию).
Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Евмени́дами (от др.-греч. Εὐμενίδες, то есть милостивые, благосклонные).
Евмениды[14] у Эсхила отождествляются с Мойрами[15].
В литературе и искусстве
Неоднократно упомянуты в «Илиаде» (XIX 418) и «Одиссее» (II 135; XI 280; XV 234; XVII 475; XX 78). Три Эринии упоминаются лишь у Еврипида (Орест 408), а их имена — у александрийских поэтов. Им посвящен LXIX орфический гимн, а также (как Евменидам) LXX орфический гимн. Хор Эриний участвует в трагедии Эсхила «Эвмениды», также, видимо, в трагедиях Ахея Эретрийского и Энния «Эвмениды». Эриния (Фурия) действует в трагедии Сенеки «Фиест».
Эриний и фурий изображали с волосами из змей, чёрной собачей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.
Согласно Данте Алигьери, они обитали в преисподней, где царит властительница вечных слез [16]Прозерпина (греч. — Персефона) — супруга Плутона.
См. Нонн. Деяния Диониса VII 181. Гераклит, фр.52, 57 Маркович (союзницы Правды-Дике).
Есть мнение, что эринии представляют собой персонификацию образа бранящей матери, возникшую из детского страха смерти и угрызений совести.
Литература
Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции — М.: ЗАО Фирма СТД, 2005. — 558 с ISBN 5-89808-013-9
↑ Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.666-667, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.550-551; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 4 далее
↑ Гигин. Мифы. Введение 3
↑ Гесиод. Теогония 185
↑ Софокл. Эдип в Колоне 106
↑ Эпименид, фр.7 Якоби
↑ Орфика, фр.197 Керн
↑ Орфические гимны LXX 2-3
↑ Псевдо-Гераклит. Письма 9, 3, ссылка на Гесиода
↑ Павсаний. Описание Эллады I 28, 6
↑ Эсхил. Эвмениды 854 и комм.
↑ Павсаний. Описание Эллады II 11, 4
↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 34, 1
↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 9; См. Нонн. Деяния Диониса X 33.
Фурии (Евмениды, Эринии). — Род Пелопидов. — Преступление Атрея. — Клитемнестра и Агамемнон. — Электра и Орест. — Орест и Эринии. — Решение Афины. — Орест и Ифигения.
Фурии (Евмениды, Эринии)
Фурии (по-латински), или Эринии (по-древнегречески), что значит гневные или негодующие, олицетворяли собой угрызения совести, кару мщения и являлись исполнительницами проклятья. Рождение Фурий приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили Фурий. Поэтому Фурии старше Юпитера и других олимпийских богов, которых Фурии называют «юными богами» и «выскочками».
Фурии преследуют Ореста. Вильям-Адольф Бугро (Bouguereau), 1862 г.
Всюду, где совершаются преступления, нарушающие священный закон о человеческой жизни, в особенности же там, где проливается детьми кровь родителей, где хозяин нарушает священный долг гостеприимства, повсюду, где раздаются жалобы и проклятия обиженных, появляются эти не знающие пощады богини. Страшный гимн Фурий, наводящий ужас и помрачающий умы, раздается, — и горе тогда преступнику! Куда бы он ни бежал, что бы ни делал, дабы от них укрыться, ничто не спасет его от Фурий. Фурии преследуют его повсюду, окружают его, нашептывая ему на ухо все подробности его преступления, доводят до сумасшествия, а часто и до самоубийства, не оставляют его в покое ни на земле, ни в Аиде.
Эти обитательницы мрака покидают свои жилища при первом запахе пролитой крови для того, чтобы, подобно кровожадным ищейкам, броситься по следам преступника. Фурий не могут остановить ни мольбы, ни особенные обстоятельства, вызвавшие преступление; преследование Фурий является как бы непреложным и неумолимым законом природы. Для античных народов Фурии являются представительницами страшного закона о возмездии, гласящего: за пролитую кровь должен заплатить своей кровью проливший ее, за каждое преступление следует наказание.
Вид этих богинь, страшных и ненавистных не только людям, но и богам, был отвратителен, и Фурии никогда не принимали участия в веселых пирах олимпийских богов. Эсхил, который первый вывел Эриний на сцену, представлял их, подобно Гарпиям и Горгонам, в виде безобразных старых женщин: у Эриний вместо волос змеи, глаза Эриний налиты кровью, зубы оскалены, одежда на Эриниях черная, длинная, опоясанная кроваво-красным поясом.
Впоследствии Эриний стали изображать в виде крылатых дев-охотниц с факелами и змеями в руках. Древнегреческий живописец Никий изобразил этих богинь в своей знаменитой картине «Царство теней». Изображения Эриний-Фурий встречаются довольно часто на разрисованных сосудах и урнах. В Лувре находится античный барельеф, где Эриний-Фурий представлены держащими скипетры, на верхушке которых находится цветок граната; их левые руки, пустые, с открытыми ладонями, намекают на то, что Эринии-Фурии — исполнительницы закона.
У античных народов понятия о милосердии и всепрощении развились очень поздно, так как в античности считали эти понятия несовместимыми с идеей о всемогуществе закона и о справедливости. Но мало-помалу явилась мысль о том, не может ли вина или преступление быть искупленным и очищенным исполнением известных религиозных обрядов. Перед Фуриями, требующими выдачи им преступника во имя неумолимого правосудия, предстают боги Олимпа, желающие иногда даровать преступнику прощение во имя милосердия.
Род Пелопидов
Как определить точно ту границу, когда правосудие должно уступить место милосердию? Древнегреческий миф о роде Пелопидов является как бы объяснением этой задачи. В героический век убийство могло быть отмщено только убийством же, и тот, кто оставлял безнаказанным подобное преступление, становился как бы сам преступником.
Пелопс, сын Тантала, возвращенный к жизни Гермесом по повелению богов, должен был вследствие землетрясения покинуть свою страну. Пелопс пришел к царю Элиды Эномаю, который согласился дать Пелопсу приют. Пелопс вскоре пленился его дочерью Гипподамией и стал добиваться ее руки. Оракул предсказал в момент рождения дочери Эномаю, что Эномай погибнет от руки зятя; поэтому Эномай заставлял каждого сватающегося за Гипподамию выходить с ним на состязание. Желающий сделаться его зятем должен был обогнать на колеснице его быстроногих коней; побежденного царь пронизывал своим копьем, и тринадцать юношей пали уже жертвами любви к Гипподамии.
Пелопс, как любимец богов, обратился, по словам Пиндара, к Посейдону (Нептуну) с просьбой помочь ему. Водяной бог подарил Пелопсу быстрых коней, легко одержавших победу над конями Эномая, который с горя убил себя.
Пелопс побеждает Эномая в состязании на колесницах и завоевывает Гипподамию. Прорисовка изображения на древнегреческой вазе.
Но другой древнегреческий миф рассказывает, что Пелопс победил благодаря обману: он подговорил Миртила, возницу царя, не укреплять колес колесницы, вследствие чего Эномай и погиб. Пелопс обещал за эту услугу Миртилу половину царства, полученного им вместе с рукой Гипподамии, но затем не только не сдержал своего обещания, а сбросил его в море, где Миртил погиб, прокляв весь род Пелопса и призвав на его голову мщение Фурий.
Преступление Атрея
Смерть Эномая не была еще отмщена, и Гипподамия решила мстить за нее. У Пелопса было от нее два сына, Атрей и Фиест, и еще сын Хрисипп от нимфы. Этот последний был любимцем отца, за что братья ненавидели его; Гипподамия уговорила своих сыновей убить Хрисиппа, что они и исполнили. Пелопс изгнал их за такое преступление, и они должны были искать убежища в Микенах у царя, дочь которого, Аэропа, стала женой Атрея и принесла ему таким образом царство.
Фиест, завидуя брату, обольстил его жену, за что был прогнан из Микен, но это сравнительно легкое наказание не могло удовлетворить мстительного Атрея; он ищет примирения с братом и заманивает его опять в свое царство, убивает его двух сыновей и подает их во время пира ничего не подозревающему отцу в виде кушанья. В ужасе от такого злодеяния бог солнца не хочет продолжать свой обычный путь, повертывает назад свою колесницу и закрывает лицо свое, чтобы не видеть подобного пира. Фиест, придя в исступление от горя, бежит, подобно дикому зверю, в пустыню, а боги посылают на Микены чуму. Спрошенный напуганными жителями оракул отвечает, что чума будет опустошать страну, пока не вернется Фиест.
Атрей отправляется его искать, но находит только его сына Эгисфа, которого берет к себе и воспитывает как своего родного сына. Агамемнон и Менелай, сыновья Атрея, находят Фиеста, приводят его в Микены, где Атрей приказывает его заключить в темницу и с чисто адской жестокостью поручает Эгисфу убить Фиеста, не говоря ему, что это его отец. Но отец и сын узнают друг друга, и Эгисф пускается на хитрость: он говорит Атрею, что совершил убийство. Царь ликует и идет на берег моря приносить жертву богам; там на него нападают Эгисф и Фиест и убивают его, а Менелай и Агамемнон спасаются в Спарту к царю Тиндарею, где и женятся на его дочерях — Елене и Клитемнестре.
Клитемнестра и Агамемнон
Агамемнон с помощью тестя возвращается в Микены, изгоняет Фиеста и Эгисфа и поселяется там с Клитемнестрой. Менелай же наследует трон царя Тиндарея. Благодаря мудрому управлению Агамемнон расширяет свои владения блестящими победами и заслуживает титул царя царей.
Когда началась война против Париса, похитившего Елену, жену его брата Менелая, Агамемнон был избран предводителем всех войск и привел в гавань Авлиды сто своих кораблей. Но Диана (Артемида), разгневанная на Агамемнона за то, что он убил посвященную ей лань, приказала ветрам перестать дуть, и корабли не могли выйти из гавани. Прорицатель Калхант объявил Агамемнону, что, пока он не принесет в жертву Диане своей дочери Ифигении, богиня не прекратит своей мести. Тогда Агамемнон под предлогом выдачи дочери замуж за Ахиллеса берет ее от Клитемнестры, но в тот момент, когда жертва должна быть совершена, Диана заменяет Ифигению ланью, а ее уносит в Тавриду, где Ифигения становится главной жрицей в храме этой богини.
Агамемнон отправился на войну; этим воспользовался Эгисф: он является к Клитемнестре, рассказывает ей о том, как обманул ее Агамемнон относительно дочери, говорит ей о невозможности возвращения ее мужа, согласившегося принять участие в такой страшной войне, обольщает Клитемнестру и поселяется во дворце. Проходит несколько лет, и вдруг Эгисф и Клитемнестра видят зажженные огни, возвещающие возвращение Агамемнона. Клитемнестра делает вид, что радуется такому известию, и отправляет навстречу мужу посланца, поручив ему приветствовать героя следующими словами: «Иди, скажи Агамемнону — пусть поспешит он на призыв своего народа; на пороге своего дома он найдет свою жену такою, какой он ее оставил — верной, подобно сторожевой собаке, охраняющей семейный очаг, преданной ее господину и враждебной его врагам. Может ли быть для женщины более счастливый день, чем тот, в который она после окончания войны отворяет дверь своего дома мужу, сохраненному богами!» (Эсхил).
Эгисф и Клитемнестра перед убийством Агамемнона. Пьер-Нарсис Герен, 1817 г.
Когда Агамемнон появляется, Клитемнестра приказывает разостлать под его ноги пурпур и одежды. Клитемнестра приветствует Кассандру, дочь Приама, пленницу Агамемнона, и говорит ей: «Покорись добровольно своей участи и сойди с колесницы. Для тебя, жизнь которой подверглась таким превратностям, должно считаться счастьем, что ты попала к господину, издавна обладающему богатствами. Выскочки же, получив неожиданно богатую жатву, бывают обыкновенно дерзки и жестоки с рабами. Здесь ты попала в дом, в котором никто ни в чем не терпит нужды» (Эсхил). Но Кассандра не слушает ее: Кассандра — пророчица и видит заранее все, что произойдет. Кассандра говорит, что слышит Эриний, запевающих их страшную песнь, видит Оргию, сидящую у этого очага, слышит запах крови и преступления; Кассандра знает, что ей суждено пасть от ножа убийцы, но Кассандра также знает, что боги не оставят безнаказанно это преступление; Кассандра предсказывает, что сын будет убийцей матери, мстя за смерть отца.
Начинается пир, все ликуют во дворце, но вскоре раздаются крики ужаса и страдания: это Клитемнестра, вооруженная топором, убивает мужа и Кассандру.
На знаменитой картине Герена (Guérin) в Лувре изображено, как Эгисф уговаривает Клитемнестру совершить убийство и вкладывает ей кинжал в руку.
Электра и Орест
У Агамемнона была дочь Электра (Лаодика), которая присутствовала при убийстве отца, но она даже не может с честью похоронить его и приходит только тайно оплакивать Агамемнона на его одинокую заброшенную могилу.
Опасаясь, что ее малолетнего брата Ореста может постигнуть участь отца, Электра тайно отсылает его в Фокиду к царю Строфию, его дяде по отцу; там Орест растет вместе с сыном царя Пиладом. Дельфийский оракул приказывает юноше Оресту отправиться в Микены отомстить за смерть отца. Верный своему другу, Пилад не захотел покинуть Ореста, и они отправились вместе, повинуясь оракулу.
Придя в Микены, Орест отыскивает могилу отца и приносит в память его жертву — локон своих волос. По этой жертве узнает брата Электра, ибо кто другой, как не сын, решился бы принести такую жертву памяти убитого, имя которого запрещалось даже произносить! Брат и сестра сговариваются о том, как отомстить за отца. Орест вместе с Пиладом проникают во дворец под видом странников, желающих сообщить известие о смерти Ореста. В то время как Клитемнестра не может даже скрыть своей преступной радости, что смерть избавила ее от сына, в котором она предчувствовала мстителя, Орест убивает ее, а Пилад — Эгисфа.
Орест и Эринии
Таким образом людское мщение совершилось, но боги не могут потерпеть столь страшного преступления, как убийство матери. Страшные Эринии бросаются на Ореста, окружают его. Орест бежит, спасаясь от них, но Эринии настигают его и мучают, помрачают его рассудок и доводят до бешенства. Орест спасается в храме Аполлона в Дельфах и умоляет бога очистить его от преступления: ведь оракул повелел ему совершить это преступление, и Орест просит спасти его от Эриний.
На одном греческом изображении видим Ореста на коленях перед Афиной, которая стоит в шлеме и с копьем в руке; сбоку виден Аполлон, защищающий Ореста от двух Эриний, у которых в руках змеи.
В Неаполитанском музее находится античная ваза с изображением Ореста, которому Эринии показывают зеркало с отражением в нем головы Клитемнестры.
Орест и Эринии, показывающие ему в зеркале Клитемнестру. Прорисовка изображения на античной вазе.
Но Эринии не соглашаются выпустить свою добычу. Эринии упрекают Аполлона в том, что он покровительствует матереубийце, называют Аполлона выскочкой, узурпатором Олимпа, жалуются, что он осмеливается нарушать вековечную власть Судьбы (Рока).
Решение Афины
Аполлон не может покинуть несчастного, прибегнувшего к его милосердию; он посылает Ореста к Афине. Орест, держа в руках оливковую ветвь, приходит в храм богини умолять ее. Эринии продолжают преследовать его и там. Орест рассказывает богине, что Аполлон уже очистил его, но что страшные Эринии не признают этого новшества и протестуют против него; тогда сама Афина, богиня мудрости, поставлена в недоумение, как ей примирить правосудие с милосердием.
Афина на вершине одной горы, называемой Ареопагом, созывает совет афинских мудрецов и предоставляет им право рассудить дело Ореста, и это послужило началом совета старцев, сохранившего название Ареопаг. Когда мудрецы порешили баллотировать этот вопрос посредством белых и черных шаров, Афина положила белый шар и тем освободила Ореста от преследовании Эриний. Но Оресту надо было еще принести очистительную жертву.
Орест и Ифигения
Афина и Аполлон посылают Ореста в Херсонес Таврический добыть из храма статую Артемиды (Дианы) и привезти ее в Грецию. В сопровождении верного Пилада отправился Орест в Тавриду, но — лишь только они пристали к берегу — их схватили, и, по обычаю страны, они как чужестранцы должны были быть принесены в жертву Артемиде. Их ведут в храм, где главная жрица Ифигения узнает в Оресте своего брата. Ифигения спасла брата и Пилада от смерти и вместе с ними и со статуей Артемиды уехала в Грецию.
Весь этот миф, а в особенности суд над Орестом, интересен в том смысле, что указывает, какое значение начинают принимать в древнегреческой мифологии очистительные жертвы посредством религиозных обрядов, которые омывают грешников подобно тому, как впоследствии у христиан крещение очищает все грехи мира.
ФУРИИ (греч. Θоύριοι) | Энциклопедия Всемирная история
Греческая колония в Южной Италии, основанная на месте Сибариса в 444/3 г. до н.э.
Сибарис неоднократно разрушался кротонцами начиная с 510 г. до н.э. С помощью Афин город был восстановлен на том же самом месте или рядом, но под другим названием, возможно, по имени близлежащего источника Фурия или Фурий, что значит букв. «бурный (поток)».
Перикл, желая укрепить позиции Афин в Сицилии и Южной Италии, решил вывести колонию нового типа – панэллинскую, пригласив туда не только родственных афинянам ионийцев, но также эолийцев и дорийцев. Такой опыт выведения колоний был первым в истории Греции. Перикл привлек к созданию колонии выдающихся людей своего времени: историка Геродота (его даже похоронили на фурийской агоре), философа Протагора, архитектора Гипподама из Милета, прорицателя Лампона. Гипподам осуществил в городе единую регулярную застройку: широкие улицы пересекались под прямыми углами.
Основателями колонии первоначально были объявлены Лампон и Ксенокрит, люди из ближнего окружения Перикла. Затем в результате долгих споров был найден компромисс и по прямому указанию Дельф ойкистом был признан сам Аполлон. Фурии не превратились, как было задумано, в символ единения греков под эгидой Афин, поскольку заполнились выходцами из Пелопоннеса и Беотии. Вся территория была разделена на 10 фил, каждая из которых получила название по племенному составу ее жителей: Аркадия, Ахайя, Эвбея, Беотия, Элея, Афиния, Дорида и т.д. Афиняне, как и прочие ионийцы, остались в меньшинстве и поэтому не могли иметь преобладающего влияния.
В результате Фурии приняли за образец законы Харонда, которые скорее имели антидемократический характер, на что указывает, например, специальный закон против сикофантов. Фурии, превратившись фактически в дорийскую колонию, уже к концу Пелопоннесской войны открыто заняли проспартанскую позицию. С 282 г. до н.э. в Фуриях находился римский гарнизон. В 204 г. до н.э. Ганнибал разгромил город и часть жителей выселил в Кротон. В 194 г. до н.э. римляне вывели туда свою колонию Копии (лат. Copiae).
Автор статьи: Л.Г. Печатнова
Литература
Wade-Gery H. T. Essays in Greek History.Oxford, 1958. P. 239–270
Ehrenberg V. Polis und Imperium: Beiträge zur alten Geschichte. Zürich; Stuttgart, 1965. S. 298–315
Rutter N.K. Diodorus and the Foundation of Thurii // Historia. 22. 1973. 1. Р. 55–76
Fabian K.-D. Thurioi // KP. 5. 1975. Sp. 802–803
Долгоруков В.С. Градостроительный план Фурий // История и культура античного мира. М., 1977. С. 48–53
Строгецкий В. M. Политика Афин в Западном Средиземноморье в середине V в. до н.э. и проблема основания колонии Фурии // Город и государство в античном мире. Л., 1987. С. 55–79
Касаткина Η. Α., Антонов В. В. Внутриполитическая борьба в Афинах в середине 40-х гг. V в. до н.э. и основание Фурий // Из истории античного общества (Нижний Новгород). Вып. 6. 1999. С. 55–63
Статью разместил(а)
Печатнова Лариса Гаврииловна
доктор истрических наук, профессор
w.histrf.ru
Фурии, в греческой мифологии - это... Что такое Фурии, в греческой мифологии?
Смотреть что такое "Фурии, в греческой мифологии" в других словарях:
эринии — ий; мн. (ед. Эриния, и; ж.). [с прописной буквы]. [греч. Erinyes] В греческой мифологии: богини мщения и кары, преследующие преступников. * * * эринии (евмениды), в греческой мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; преследуя… … Энциклопедический словарь
ЭРИНИИ — эриннии, эвмениды (Έρινυες, Έΰμενίδες), в греческой мифологии богини мести, рождённые Геей, впитавшей кровь оскоплённого Урана (Hes. Theog. 184 186). На хтонизм Э. указывает также другой миф о рождении их от Ночи и Эреба (Aeschyl. Eum. 69, 321… … Энциклопедия мифологии
Зевс — У слова «Зевс» есть и другие значения: см. Зевс (значения). Зевс … Википедия
УРАН — 1. в греческой мифологии в греческой мифологии, персонификация неба, супруг Геи (Земли), от брака с которой родились титаны, киклопы и сторукие великаны. Уран был свергнут и оскоплен своим сыном Кроном, отцом олимпийских богов. Из его семени… … Энциклопедия Кольера
Соответствие римских и греческих богов — Соответствие римских и греческих богов список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской… … Википедия
Вселенная X — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Эринии (Эриннии) — (от греч. Erinys) в греческой мифологии богини возмездия, обитавшие в Аиде; э. преследовали убийц и клятвопреступников, считались хранительницами кровных родственных связей. Поскольку покаяние и религиозное очищение могли освободить… … Античный мир. Словарь-справочник.
Горгона Медуза — У этого термина существуют и другие значения, см. Медуза (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Горгоны … Википедия
ЭРИНИИ — (евмениды), в греческой мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; преследуя преступника, лишают его рассудка. Им соответствуют римские фурии … Современная энциклопедия
ЭРИНИИ — (евмениды) в греческой мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; преследуя преступника, лишают его рассудка. Им соответствуют римские фурии … Большой Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Фурия - это... Что такое Фурия?
Фурия — Фурия: Фурия в древнеримской мифологии богиня мести. В древнегреческой мифологии фуриям соответствуют эринии. Фурия сварливая, злая женщина (см.: Даль, Ушаков) «Фурия» истребитель Королевских ВВС Британии. Джакомо Фурия … … Википедия
фурия — См. сварливый... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. фурия злой, сварливый; мегера, ведьма, злюка, гарпия, Эринния, месть, злючка Словарь русских синонимо … Словарь синонимов
ФУРИЯ — (лат. furia, неистовство, исступление, безумство, ярость). Богиня мщения, одна из трех адских богинь, карательниц преступников, изображавшихся с бичами в руках и змеями вместо волос; отсюда вообще: злая сварливая женщина. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка
фурия — и, ж. furie f. < , лат. furia. 1. перен., разг. Об очень злой, сварливой женщине. БАС 1. Сия фурия, употребляя во зло глупую легковерность супруга своего, взносит на невинного Ипполита гнусную небывальщину. Пушк. Опроверж. на критики.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФУРИЯ — ФУРИЯ, фурии, жен. (лат. furia каждая из трех богинь мщения в античной мифологии). 1. Сварливая, злая женщина (книжн.). «Она… уж такая то фурия, что не накажи господи.» А.Островский. «Нашел помещика, дурака бессчетного, а жену презлую фурию.»… … Толковый словарь Ушакова
фурия — (Мегера) иноск.: неистово злая женщина Ср. Она... уж такая то фурия, что не накажи Господи (с ней дела иметь). Островский. На бойком месте. 1, 3. Ср. Нашел помещика, дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастие… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
фурия — ФУРИЯ, и, ж Мифологическое существо в виде старой уродливой женщины, одна из трех богинь мести (в древнеримской мифологии). Античным героям за их подвиги мстила фурия … Толковый словарь русских существительных
фурия — ярость, неистовство , нач. с Петра I; см. Смирнов 318. Позднее также о разъяренной женщине. Через нем. Furiе неистовство (с 1600 г.; см. Шульц I, 229) или польск. furiа – то же из лат. furiа ярость, богиня мщения : furere неистовствовать … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
dic.academic.ru
Фурии в мифологии - это... Что такое Фурии в мифологии?
Смотреть что такое "Фурии в мифологии" в других словарях:
Фурии, в мифологии — Орест, преследуемый Эриниями Эринии (от др. греч. Ἐρινύες «гневные», микен. e ri nu[1]) в древнегреческой мифологии[2]богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии[3]. По одному сказанию, дочери … Википедия
Фурии — (лат. Furii) могут обозначать: Фурии (мифология) вымышленные существа в римской мифологии Фурии (род) древнеримский род … Википедия
ФУРИИ — ФУРИИ, в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим эриниям. В переносном смысле злая женщина … Современная энциклопедия
ФУРИИ — в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим эриниям. Перен. злая женщина … Большой Энциклопедический словарь
ФУРИИ — (Furiae, от furire, «неистовствовать»), в римской мифологии богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершённые грехи. Ф. аналог греческих эриний. м. б. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии
Фурии — ФУРИИ, в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим эриниям. В переносном смысле злая женщина. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
фурии — в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим эриниям. Переносное значение злые женщины. * * * ФУРИИ ФУРИИ, в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим… … Энциклопедический словарь
ФУРИИ — в классической мифологии, богини мщения. Римские фурии аналогичные эриниям греков которые на земле и в загробном мире мстили за преступления, совершенные по отношению к родичам, особенно за убийство. Их считали дочерьми первых хтонических божеств … Энциклопедия Кольера
Фурии — в древнеримской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве. В древнегреческой мифологии им соответствуют эринии. В переносном смысле Ф. злая женщина … Большая советская энциклопедия
Фурии — В римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве. Соответствуют греческим эриниям. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины