Древняя грамота. Древнерусский язык XI века до христианизации Руси. Берестяные грамоты.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первая берестяная грамота. Открытие берестяных грамот. Древняя грамота


Первая берестяная грамота. Открытие берестяных грамот :: SYL.ru

Берестяные грамоты — это записи, которые сделаны на березовой коре. Они являются памятниками древнерусской письменности XI—XV веков. Их самая большая ценность заключается в том, что они сами по себе стали источниками для изучения истории средневекового общества, при этом не только языка, но и повседневной жизни.берестяная грамота

Кстати, не только русские использовали бересту в качестве материала для письма. В этом качестве она служила и для многих других народов мира. Берестяная грамота, одним словом, входит в число древнейших видов письменности.

Немного истории

Когда же кора берёзы получила распространение в Древней Руси как материал, удобный для письма? По всей видимости, это произошло не позднее XI века. Однако через пять веков она стала терять свою актуальность и вышла из обихода, поскольку в этот период на Руси нашел широкое распространение такой материал для письма, как пергамент - особый вид бумаги. Тем не менее некоторые писцы продолжали пользоваться привычной березовой корой, но, как вы понимаете, берестяная грамота стала встречаться крайне редко, ведь на бумаге было намного удобнее писать. Постепенно береста стала употребляться в основном для черновых записей.

Интересные находки

рассказ берестяные грамоты

В наши дни каждая найденная берестяная грамота внимательно изучается специалистами и нумеруется. Две находки просто поразительны: огромные берестяные листы, на которых записаны литературные произведения. Один из них имеет номер 17, он был найден в Торжке. Другая же, новгородская, грамота известна под номером 893.

Ученые нашли их на земле в развернутом состоянии. Возможно, они были когда-то выброшены, поскольку потеряли свою актуальность, но, может быть, на этом месте когда-то находился архив или другое учреждение, в котором они содержались.

Тем не менее новгородские берестяные грамоты были найдены в таком большом количестве, что это явно свидетельствует о том, что на месте находки когда-то находилась какая-либо канцелярия, занимающаяся архивацией различных документов.

Описание находок

Обычно искатели находят письмена, запечатленные на бересте, в виде свёрнутого свитка. А текст на них обычно бывает выцарапанным: либо на внутренней части, либо с обеих сторон. Однако бывают случаи, когда грамоты располагаются под землей в развернутом состоянии. Особенностью этих грамот является то, что текст в них размещается в сплошную строку, то есть без разделения на отдельные слова.

 открытие берестяных грамот

Типичным примером этого является берестяная грамота номер 3, найденная в Москве. Среди находок были обнаружены обрывки бересты с нацарапанными буквами. Историки считают, что хозяева этих писем с целью сохранения в тайне информации, содержащейся в них, разрывали и бересту на мелкие кусочки.

Открытие берестяных грамот

Кстати, о том, что на Руси существовал такой материал для письма, как берестяные грамоты, было известно задолго до их обнаружения археологами. Ведь в некоторых архивах сохранились целые книги, написанные на расслоенной бересте. Однако все они относились к более позднему периоду, чем найденные.

Первая берестяная грамота датируется 11 веком, а те книги, которые хранятся в церквях и архивах, относятся к 17 и даже 19 векам, то есть периоду, когда пергамент и бумага уже активно использовалась писцами. Так почему же эти рукописи были сделаны на бересте? Дело в том, что все они относятся к старообрядческим, то есть консервативным. В Поволжье, у Саратова, в 1930 году археологами была найдена берестяная золотоордынская грамота XIV века. В отличие от первых, запись на ней велась чернилами.

новгородские берестяные грамоты

Характер берестяных грамот

Большая часть найденных записей на бересте носит как частный, так и общественный характер. Это долговые расписки, бытовые указания, списки, челобитные, завещания, купчие, протоколы суда и т. д.

Однако среди них также есть грамоты, содержащие церковные тексты, например молитвы, поучения и т. д. Особый интерес вызывают берестяные рукописи, которые представляют собой литературные произведения и материалы учебного характера, например азбуки, школьные упражнения, домашние задания с детскими каракулями и т. д.

Очень интересны обнаруженные в 50-х годах новгородские берестяные грамоты, содержащие рисунки мальчика Онфима. Они относятся к 13 веку. Отличительной чертой всех без исключения грамот является краткость и прагматичность. Поскольку они не моли быть больших размеров, то писцы здесь записывали только самое важное. Однако нашим предкам не была чужда любовная лирика, и среди рукописей можно встретить записки любовного характера, написанные рукой влюбленной женщины или мужчины. Одним словом, открытие берестяных грамот в какой-то мере помогало влюбленным в выражении своих тайных чувств.первая берестяная грамота

Где были обнаружены рукописи из бересты?

Окрестности Великого Новгорода являются теми местами, где нашли берестяную грамоту советские археологи. Вместе с ней также были обнаружены металлические или костяные заостренные стержни, которые представляли собой примитивные инструменты для письма - своеобразные средневековые ручки. Вернее, они были найдены до открытия берестяных письмен. Только археологи изначально считали, что найденные ими заостренные предметы являются либо заколками для волос, либо гвоздями. где нашли берестяную грамоту

Однако их истинное предназначение было установлено только после обнаружения грамот, то есть через 15-20 лет, в 50-х годах прошлого века. Ведь из-за Отечественной Войны экспедиция, начатая в средине 30-х годов, была приостановлена. Таким образом, первая грамота была обнаружена в июле 1951 года на Неревском раскопе. В ней содержался «позём» и «дар», то есть записи феодальных повинностей в пользу Фомы, Иева и Тимофея. Эту грамоту нашла археолог Нина Акулова из Новгорода. За что она получила премию в 100 рублей, а день находки, 26 июля, стал Днем берестяной грамоты.

После смерти археолога на ее могиле был установлен памятник с надписью, свидетельствующей об этом событии. За тот археологический сезон было найдено еще 9 берестяных документов. И среди них тот, что в большей степени заинтересовал ученых. На грамоте был написан рассказ. Берестяные грамоты того периода носили в основном деловой характер, а вот эту можно было отнести к художественной литературе.

Как уже было отмечено выше, береста, приспособленная для письма, не имела больших размеров, поэтому все содержащееся в ней было изложено кратко и лаконично. “О незадачливом детине” - это самый настоящий рассказ. Берестяные грамоты использовались в качестве основного материала для письма, точно так же как у горных народов для этого служили скалы или стены пещер.

Список городов, где были найдены берестяные грамоты

Вплоть до 2014 года на территории России, Украины и Беларуси было обнаружено около 1060 грамот на бересте. Представляем вашему вниманию перечень городов, рядом с которыми они были найдены:

  • Смоленск;
  • Торжок;
  • Нижний Новгород;
  • Великий Новгород;
  • Псков;
  • Москва;
  • Тверь;
  • Витебск;
  • Рязань и другие.

Такова история берестяных грамот. Они некогда служили в качестве материала, предназначенного для письма. Поскольку береза растет только в определенных районах, является самым настоящим русским, вернее, славянским деревом, то такой вид письменности был распространен именно среди славянских народов, в том числе и в Средневековой Руси.

www.syl.ru

Древнерусский язык XI века до христианизации Руси. Берестяные грамоты. : yaroslav_yar

Из тысячи берестяных грамот, найденных за последние пятьдесят шесть лет, стало ясно, что десять веков назад население Новгородской республики было поголовно грамотным

Ещё в начале XX историки рассматривали население древнерусских княжеств как почти поголовно безграмотное. В это легко было поверить, поскольку в начале XX века основная масса населения России не умела ни читать, ни писать. Представить, что в «Темные века» кто-то кроме князя или монашеского сословия знал грамоту, было совершенно невозможно. По всеобщему убеждению, очагами древнерусской письменной культуры были монастыри, где переписывались священные тексты и велись летописи — эдакие островки света среди океана тьмы и невежества. «Нестор-летописец», склонившийся над книгой в монашеской келье, стал символом средневековой культуры, прочно вошедший в общественное сознание.

В конце XIX века в Новгороде жил коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907). Сначала он скупал случайные находки у крестьян, затем стал вести археологические раскопки самостоятельно. Он сделал интересные открытия, в том числе выяснил, что в Новгороде есть прекрасно сохранившийся культурный слой. Передольский собрал первую коллекцию берестяных грамот, про которые он говорил, что это «письмена предков наших». Однако ему никто не верил, и его считали чудаком.

Найденные письмена Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на собственные деньги, однако никакой сенсации они не произвели. Ничего внятного прочитать на старых обрывках бересты было невозможно, и высказывалось мнение, что это просто мистификация или каракули безграмотных крестьян XIX века. Трудно было поверить, что письма могли пролежать в земле без малого 1000 лет и так хорошо сохраниться. В 1920-х годах музей Передольского был национализирован и всё, что составляло хоть какую-то ценность, было конфисковано. По заключению директора государственного Новгородского музея Николая Григорьевича Порфиридова, осматривавшего музей Передольского перед его закрытием, «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». Первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна.

Во время Великой Отечественной войны город Новгород был сдан немцам без боя, в течение 1941–1944 находился на самой передовой и был практически полностью разрушен массовыми обстрелами советской артиллерии. При восстановлении города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема знати и дома простых горожан.

Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года почти случайно. Общее число найденных грамот достигло тысячи, как недавно сообщал «Вокруг света». Поскольку их находили в самых разных археологических слоях, стало понятно, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века.

  

Культурный слой хорошо сохраняет остатки средневековых срубов. Фото из архива автора

Вопрос о подлинности грамот сразу отпал, вдобавок их научились читать. Разумеется, средневековый новгородец писал записки жене вовсе не высоким церковно-славянским штилем, а живым разговорным языком. Разница между устной и письменной речью в те времена была ещё более заметной, чем в современном языке. В XI веке каждый писал, как слышал, поскольку первую грамматику русского языка напечатали лишь в начале XVII века. Именно по этой причине берестяные грамоты, написанные на разговорном языке, несут бесценную и неповторимую запись средневековых говоров и диалектов. Помимо русского языка, берестяные грамоты фиксируют карельскую, латинскую, греческую речь. И даже древнескандинавские руны. Разумеется, был зафиксирован и исконный русский мат, который, по мнению некоторых культурологов XIX века, якобы был занесен в Россию лишь во время монголо-татарского нашествия.

Первые исследователи берестяных грамот, не сталкивавшиеся ранее с древнерусской «бытовой графической системой», нередко трактовали непонятные места как ошибки малограмотных писцов. Это позволяло читать непонятные тексты совершенно произвольно. Однако в 1980-х годах выдающийся лингвист Андрей Анатольевич Зализняк убедительно показал, что в берестяных грамотах соблюдается стройная грамматическая система и 90% грамот написаны без единой ошибки. Большинство первоначальных переводов были исправлены.

Стало очевидным, что массовым материалом для письма в Новгороде был вовсе не пергамент или бумага, появившаяся в России только при Иване IV Грозном, — эти материалы стоили очень дорого. Береста же в нашей лесной стране была всегда под рукой, несложно выделывалась, ничего не стоила и прекрасно сохраняла написанное, не боясь влаги.

Важные документы, например, документы на владение землей, новгородцы писали на пергаменте, скрепляя их официальными печатями. Но черновики часто писали именно на бересте, равно как и бытовые записки, любовные послания, военные донесения. Когда получатель прочитывал письмо, он обычно бросал его в огонь, благо береста отлично горит. Но чаще берестяную грамоту после прочтения рвали пополам вдоль текста, резали ножом или просто выбрасывали. Благодаря тому, что Новгород находится в очень сыром месте с высокими грунтовыми водами, все, что падало на землю, быстро втаптывалось в сырую грязь и консервировалось навеки. Тем более что береста практически не гниет и обладает антисептическими свойствами.

Писали на бересте не чернилами, а заостренным стержнем (писалом), глубоко процарапывая буквы. Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском — церы, служившие также для обучения грамоте.

  Ранее самой древней книгой считалось «Остромирово Евангелие» (1056–1057 годы). Дендрохронологический анализ и радиоуглеродный метод подтвердили, что Псалтырь, найденный в 2000 году, был создан не позднее 1010 года
Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы. Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века, найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20х16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида. При реставрации оказалось, что таблички использовались неоднократно и, нанося буквы, писала процарапывали дерево основы. Заманчивая идея академика Андрея Анатольевича Зализняка прочитать тексты, ранее написанные на том же воске и сохранившие следы букв на подложке, к сожалению, пока не увенчалась успехом.

Уникальность Новгорода в том, что почти ни в одном средневековом городе Европы не было ни бересты в товарном количестве, ни высоких грунтовых вод, ни столь хорошо сохранившегося культурного слоя толщиной до девяти метров. Несколько лет назад, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции, одна местная газета написала: «Когда наши предки высекали на камне руны, славяне уже писали друг другу письма».

Так о чем же писали друг другу славяне? Полный свод найденных берестяных грамот с текстами и фотографиями был выложен в 2006 году в Интернете на сайте «Древнерусские берестяные грамоты».

Грамота 765 написана в 1240–1260 годах: «Поклон от Данила брату Игнату. Брат, позаботься обо мне: хожу ведь голый — ни плаща, ни иного чего! ... А госпожа мне ничего не пожаловала. Умилосердись же, брат, дай мне место на задворках: нечем кормиться. Кланяюсь тебе».

Из таких грамот становилось понятно, что письма писали не только богатые бояре. Грамотными были практически все слои новгородского общества. У каждого были свои проблемы — как говорится, у кого-то щи пустые, а у кого-то жемчужок мелковат. Берестяные грамоты несут и записи займов на приличные по тем временам суммы, и требования долга, и угрозы с целью вернуть проценты на занятые суммы. Кто-то собирал дань, кто-то жаловался на сборщиков оброка...

Берестяные записки довольно часто призывают к немедленной помощи в острой ситуации. Грамота 53 написана в 1320–1340 годы, в самый разул татарского ига на Руси. Что же такого срочного сообщает рядовой новгородец жене?

«Поклон от Петра Марье. Я скосил луг, а озеричи (жители деревни Озера) у меня сено отняли… ».

О чем же просил Петр? Можно было бы предположить, что муж просил жену созвать сельчан вооружиться вилами и бежать на подмогу, чтобы силой вернуть отобранное. Все же на дворе Средние века, вроде как царит Faust recht, кулачное право. Однако средневековый крестьянин просит жену сделать совершенно невероятное:

«…Спиши копию с купчей грамоты да пришли сюда, чтобы было понятно, как проходит граница моего покоса».

Одна эта фраза раскрывает неожиданную картину. У грамотного крестьянина — грамотная жена, которая умеет читать и писать. У них есть купчая грамота на землю. Хозяйственные споры решаются не мордобоем, а разбором документов. А копия с купчей грамоты (вполне возможно — копия именно на бересте) признается сторонами решающим аргументом. Всё это несколько переворачивает наши представления о «Темных веках»...

Грамоте в Новгороде обучали с детства, и общеизвестны детские берестяные письмена, где изучение письма по складам перемежалось с детскими рисунками. Грамоты, несущие на себе учебные тексты, встречаются довольно часто — русские азбуки и даже цифры натурального ряда (грамота 342, 1320-е годы). Найден и русско-карельский словарик (грамота 403, 1360-е годы).

Грамоты отражают параллельное сосуществование православия и других религий и верований. Наряду с православными текстами была найдены литургические записи на латинском языке (грамота 488, 1380-е годы), а также языческие заговоры как на карельском языке (грамота 292, 1240-е годы), так и на русском языке: «…Так пусть разгорится сердце твое и тело твое и душа твоя страстью ко мне и к телу моему и к лицу моему…» (грамота 521, 1400-е годы).

Были найдены и любовные записки. Из них становилось ясно, что женщина в Новгороде была не забитым домашним существом времен Домостроя, а совершенно свободным равноправным партнером. Жена зачастую посылала мужу «приказы» и вела денежные дела. Вдобавок женщины часто сами выбирали себе мужей и даже назойливо домогались объектов своей страсти. Кстати, такие опубликованные берестяные грамоты некоторые западные историки объявляют подделками, потому что в России в Средние века такого быть не могло в принципе… Но письма продолжают находить.

Любовное письмо 1100−1120 года (грамота 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».

Реакция возлюбленного, получившего это послание, была своеобразна. Письмо было в сердцах разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза.

Позднее грамоты были найдены на раскопках и в других городах. Самая большая грамота длиной более полуметра была найдена на раскопках Торжка, который ранее входил в новгородские земли. Она содержала выдержку из «Слова о премудрости» Кирилла Туровского, где был выписан весь перечень грехов. Такие грамоты были распространены перед татарским нашествием — церковные авторитеты объявляли появление татар возмездием господнем по грехам нашим, а потому все грехи надо было помнить и усердно замаливать. Грехи были выписаны на большой лист бересты, который, как полагают, хранился под прессом, чтобы он не покоробился. Однако, как видно, владелец не успел замолить все перечисленные грехи — выше неповрежденной грамоты шел двухметровый слой углей от пожара. Пришли татары…

  

Только что найденная берестяная грамота 917 в руках находчика — Константина Шурыгина. Кадр видеосъемки: из архива автора 

Когда же перестали писать берестяные грамоты? Когда пресеклась многовековая народная традиция учить детей письму, писать записки и указания, вести деловые заметки? Когда новгородский народ перестал быть грамотным? Тут мнения расходятся.

Некоторые историки утверждают, что после присоединения Новгорода к Москве писать грамоты вовсе не перестали. Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется.

Были высказывания, что берестяные грамоты продолжали писать и позднее падения Новгородской республики. Однако при Екатерине II в городе провели дренажные работы, верхние слои культурного слоя подсохли, и грамоты позднее конца XV века истлели в пыль равномерно по всей территории культурного слоя.

Были и такие мнения, что после того, как Иван III отобрал у новгородцев их земли, нужда во всякой переписке и вовсе исчезла. Городским жителям стало бессмысленно переписываться с управляющими их несуществующих владений.

Хотя возможно, правы те, кто считает, что берестяные грамоты исчезли вместе с их авторами. Тут надо вспомнить и выселение 2000 новгородских жителей Иваном III из Новгорода. И церковные преследования новгородских «ересей» сопровождавшиеся казнью еретиков. И разгром Новгорода опричниками Ивана Грозного с уничтожением Новгородского архива. И более позднюю шведскую оккупацию. И продовольственный кризис, и жестокий голод. Пришли другие времена и нравы, и Новгородские земли стремительно опустели. Так, при составлении «дозорных книг», переписи населения, в 1614 году выяснилось, что Новгородские земли практически вымерли. Население Бежецкой и Деревской пятин составляли 4% и 1,5% от численности 1500 года.

Ещё в 1842 году Александр Иванович Герцен заметил: «Как Новгород жил от Ивана Васильевича до Петербурга, никто не знает». Историк Сергей Федорович Платонов считал, что время от опричнины до Северной войны было «страдальческим периодом» в истории Новгорода. Что, впрочем, до конца не объясняет, почему жители новгородских земель вдруг разом перестали писать на бересте.

Однако, по утверждению академика Валентина Лаврентьевича Янина, в Новгороде раскопано менее 2% площади культурного слоя. А значит, работа по изучению берестяных грамот находится в самом начале. Возможно, новые находки смогут дать ответ и на этот вопрос.

yaroslav-yar.livejournal.com

Грамота - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гра́мота (греч. γράμματα — письмо, писчая бумага) — на Руси X—XVII веков и в некоторых других средневековых славянских государствах деловой документ (главным образом, так называли акты) и письма (официальные и частные). Термин заимствован из Византии, где grammata обозначала послания, указы, а также любые другие письменные документы.

  • В советское время получили широкое распространение [1] и почётные грамоты[2]
  • В настоящее время термин грамота по-прежнему применяется по отношению к некоторым видам документов: верительные грамоты и некоторые другие.

История[ | ]

Жалованная грамота великого князя Ивана Васильевича Спасскому Соловецкому монастырю

На Руси грамоты писались на досках, лубе-берёсте (т. н. берестяные грамоты), пергаменте, с XIV века и на бумаге.

Одним из первых упоминаний грамоты считается указание в «Повести временных лет» на грамоты князя Игоря сына Рюрика русским купцам .

Из древнейших грамот Руси, дошедших до наших дней, можно отметить жалованную грамоту князя Мстислава Владимировича новгородскому монастырю на землю (приблизительно XII век, пергамент). Сохранились также несколько древних берестяных грамот.

В период с XIV века по XVII век с развитием Российского государства и экономических отношений появляется значительное количество грамот, большая часть из которых представляет собой различные правовые акты. В виде грамот изложены и некоторые того времени, например, Новгородская и Псковская судные грамоты.

С введением с XVIII века Петром I западноевропейской номенклатуры деловых документов, термин грамота перестает употребляться широко (однако Екатерина II принимает грамоты 1785 года: жалованную грамоту дворянству и городам), но вновь начинает использоваться после реформы 1861 (уставные грамоты, определявшие взаимные права и обязанности помещиков и освобожденных крестьян). В то же время получило распространение выдача грамот на чин, звание, титул и т. п.

В научной исторической литературе грамотой также принято называть некоторые западноевропейские документы феодального периода (в основном, XIII—XIV веков), по сути являвшиеся правовыми актами, юридически оформлявшими права, обязанности и привилегии сторон (в основном права даровались монархами отдельным лицам или учреждениям). Такие документы писались на латинском языке и имели специальную номенклатуру. Кроме того, в форме грамот фиксировались судебные решения и различные сделки.

К наиболее древним из сохранившихся западноевропейских грамот относятся грамоты франкских королей, оформлявших земельные дарения, и прочие (VII век). Большая часть из них дошла до наших дней в копиях, записанных в картуляриях. Особенно многочисленны западноевропейские грамоты XI—XV веков (например, к грамотам относится Великая хартия вольностей 1215). Для различных видов грамот применялись разные формулы.

В настоящее время в России видом поощрения является Грамота Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Дьяконов М. А., Рудаков В. Е. Жалованные грамоты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Рудаков В. Е., Сторожев В. Н. Грамота // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Тихомиров М. Н., Источниковедение истории СССР, т. 1, М., 1962
  • Черепнин Л. В., Русские феодальные архивы XIV—XV вв., ч. 1—2, М. — Л., 1948—51
  • Арциховский А. В. и Борковский В. И., Новгородские грамоты на бересте, М., 1958.
  • Большая советская энциклопедия. — Издательство «Советская энциклопедия». 1970—1977.
  • Энциклопедический словарь «История Отечества»

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

О компании

О КОМПАНИИ

ea617c7519e9d751858439f93347053c.JPGИстория компании «Артель Старая Грамота» началась в 2007 году. Мы тогда занимались   производством грамот, но однажды поступил запрос на старинный ежедневник. Мы начинали с нуля, не имея ни малейшего представления, как это делать и что из этого получится. Все что мы знали – это хотим сделать по-настоящему красивое изделие.

Действовали по наитию – десятки испещренных черновиков в поисках нужного стиля, множество тщетных попыток достигнуть эффекта старинной книги. Мы распечатывали листы на принтере, вымачивали в чае, сушили, гладили, создавали потертости подручными средствами, снова вымачивали в чае. Неделю не выходили на свет из подвала, нашей первой мастерской. Когда мы, наконец, передали ежедневник заказчику, полные надежд и тревожных сомнений, нам тут же поступил заказ на 500 экземпляров. Так все и началось!

Конечно, сегодня мы ушли далеко вперед в изготовлении стилизованных по старину ежедневников. Неоднократно совершенствовали технологии и масштабировали производство. Но, как известно, совершенству нет предела, а душе перфектциониста нет покоя. Если за идеальной кожей нужно ехать на другой край нашей необъятной родины – мы едем. Более того – в творческом тандеме с производителем создаем новые методы обработки кожи, специально под нас.

"Абсолютно все изделия Артели – ручная работа. Мы принципиально используем самое простое оборудование, как это делали русские мастера в позапрошлом веке. Например, вместо машины для сшивания книжных блоков у нас обычная, деревянная рама, которой мастер сшивает вручную. Почему? Мы несем ответственность за каждый экземпляр. Мы тщательно проверяем каждый шов, каждый штрих".

Ежедневники – это далеко не все, что мы делаем, хотя и являются наиболее популярным нашим изделием. Еще мы, например, воссоздаем копии старинных книг. Скажем, наша книга «Джентльмен». Мы изучили четыре старинных книги XIX века, прежде чем создали свою, комбинированную, версию. Эта книга – наставление о том, каким следует быть настоящему мужчине. Наш «Джентльмен» получился очень интересным. Как и подобает джентльмену, он безупречен, отчего кажется недоступным и притягательным одновременно. Его хочется разглядывать и разгадывать. Даже небольшой изъян в нем выглядит пикантно, ведь гладкое совершенство это слишком искусственно, а он настоящий!

Свое вдохновение мы черпаем в антикварных лавках, библиотеках, в частности Российской Государственной Библиотеке. За долгие годы у нас сложились добрые отношения с ее руководством, и мы горды тем, что имеем особый доступ к старинным источникам.

Иногда получаем весьма необычные заказы. Не так давно была история – потребовалось сделать копию страницы из Мирославово Евангелия, древнейшей рукописи 1180 года, основной национальной реликвии сербского народа. Сама рукопись находится в Белграде, но один вырванный лист хранится в библиотеке Санкт-Петербурга. Поскольку наше законодательство не позволяет его передать в дар, сербы попросили сделать копию. А это пергамент из кожи ягненка, которому без малого тысяча лет, древняя технология – настоящий творческий вызов! И мы его приняли! Также, для президента Сербии, мы сделали копию Вукановова Евангелия, для чего изобрели собственную технологию имитации пергамента из бумаги.

Из необычных работ еще – сувенирный портфель для Жака Ширака, который ему преподнес Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. В составе портфеля были: копия старинной карты, с изображением Новой Земли, книга «Земля Санникова», копии исторических документов и компас.

"Мы гордимся тем, что нашими изделиями пользуются неординарные люди, это и видные деятели культуры, искусства – известные режиссеры, актеры, руководители главных музеев и театров страны, и высокопоставленные государственные деятели – послы, министры, вплоть до первых лиц государств".

Через все наши изделия красной нитью проходит тема истории, причем не важно, будь то царская эпоха или советская. Мы ценим всю историю своей страны, ведь, как известно, без знаний прошлого, нет будущего. Как отец сыну передает важные знания, основанные на личном опыте, так история целого народа передается через нашу культуру, традиции, предметы искусства и предметы быта.

Любое наше изделие – это воссозданное произведение российских мастеров и художников прошлых столетий. И пусть их давно нет, не страшно, ведь есть те, кто помнит, кто продолжает их дело. А если история наших отцов продолжается в нас и в наших потомках, то можно спокойно смотреть в будущее – мы есть и мы останемся!

www.staraya-gramota.ru

Грамота - это... Что такое Грамота?

Гра́мота (греч. γράμματαе — письмо, писчая бумага) — на Руси X—XVII веков деловой документ (главным образом, так называли акты) и письма (официальные и частные). Термин заимствован из Византии, где grammata обозначала послания, указы а также любые другие письменные документы.

  • В советское время получили широкое распространение похвальные грамоты и почетные грамоты
  • В настоящее время термин грамота по-прежнему применяется по отношению к некоторым видам документов: верительные грамоты и некоторые другие.

История

Жалованная грамота великого князя Ивана Васильевича Спасскому Соловецкому монастырю

На Руси грамоты писались на досках, лубе-берёсте (т. н.

берестяные грамоты), пергаменте, с XIV века и на бумаге.

Одним из первых упоминаний грамоты считается указание в «Повести временных лет» на грамоту Владимира Святославовича, о десятине, данной церкви Богородицы.

Из древнейших грамот Руси, дошедших до наших дней, можно отметить жалованную грамоту князя Мстислава Владимировича новгородскому монастырю на землю (приблизительно XII век, пергамент). Сохранились также несколько древних берестяных грамот.

В период с XIV века по XVII век с развитием Российского государства и экономических отношений появляется значительное количество грамот, большая часть из которых представляет собой различные правовые акты. В виде грамот изложены и некоторые судебные кодексы того времени, например, Новгородская и Псковская судные грамоты.

С введением в XVIII века Петром I западноевропейской номенклатуры деловых документов, термин грамота перестает употребляться широко (однако Екатерина II принимает грамоты 1785 года: жалованную грамоту дворянству и городам), но вновь начинает использоваться после реформы 1861 (уставные грамоты, определявшие взаимные права и обязанности помещиков и освобожденных крестьян). В то же время получило распространение выдача грамот на чин, звание, титул и т. п.

В научной исторической литературе грамотой также принято называть некоторые западноевропейские документы феодального периода (в основном, XIII—XIV веков), по сути являвшиеся правовыми актами, юридически оформлявшими права, обязанности и привилегии сторон (в основном права даровались монархами отдельным лицам или учреждениям). Такие документы писались на латинском языке и имели специальную номенклатуру. Кроме того, в форме грамот фиксировались судебные решения и различные сделки.

К наиболее древним из сохранившихся западноевропейских грамот относятся грамоты франкских королей, оформлявших земельные дарения, иммунитетные пожалования и прочие (VII век). Большая часть из них дошла до наших дней в копиях, записанных в картуляриях. Особенно многочисленны западноевропейские грамоты XI—XV веков (например, к грамотам относится Великая хартия вольностей 1215). Для различных видов грамот применялись разные формулы.

В настоящее время, в России, видом поощрения является Грамота Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации.

См. также

Литература

  • Грамота // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Тихомиров М. Н., Источниковедение истории СССР, т. 1, М., 1962
  • Черепнин Л. В., Русские феодальные архивы XIV—XV вв., ч. 1—2, М. — Л., 1948—51
  • Арциховский А. В. и Борковский В. И., Новгородские грамоты на бересте, М., 1958.
  • Большая советская энциклопедия. — Издательство «Советская энциклопедия». 1970—1977.
  • Энциклопедический словарь «История Отечества»

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также