Древний спорт. Развитие спорта можно поделить на три временные эпохи :Спорт в древности , Спорт в Средние века и эпоху Возрождения и Спорт в Новое время
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний спорт, который стер бы тебя в порошок. Древний спорт


Древний спорт

7 видов древнего спорта.

"Коррида со слонами"В эту игру играли в Риме. Игроки должны были предстать перед чудовищем под названием "Животное из Карфагена". На самом деле это были слоны. Каждый раб понимал, что вероятность выживания не превышает 3%-хотя откуда рабу было знать о процентах... Римляне играли в эту игру настолько часто, что североафриканские слоны оказались под угрозой вымирания.
"Питц".Это игра древней Мексики похожая на футбол , которую майя называли питц. В некоторых вариантах ее именуют мезоамериканской игрой в мяч. Играли почти как в футбол (только мяч не должен был касаться земли), а роль мяча играл увесистый шар (около 4 кг), скатанный из своеобразной резины. Очки засчитывались за атаку стены противника, и снимались, если мяч касался земли больше двух раз. Заслужить уважение публики и даже выиграть в конце могла любая команда. Для этого нужно было перебросить мяч через вертикально расположенный обод, что находился на неимоверной высоте. Победители отправлялись праздновать победу, а проигравшие… Тут мнения расходятся. Историки предполагают, что иногда игра принимала ритуальный характер: она была частью церемонии жертвоприношения древним богам… Хотя трудно сказать, кого именно выбирали жертвой: победителей или проигравших. Сейчас игра приобрела более цивилизованные и мирные черты. Ее называют "улама".
"Перетягивание шкур"Перетягивание каната - одна из древних игр, в которую играют до сих пор. Канат можно тянуть через разные препятствия: болото, пруд. Но никто не додумался бы тянуть его через огромную яму с огнем. А викинги додумались. Вместо веревки тогда использовались шкуры животных. Учесть проигравших очевидна, выбираться из ямы им никто непомогал, а яма была не из маленьких.
"Панкратион"По сравнению с другими видами древнего спорта "панкратион" самая милосердная игра. Изобрели ее древние греки. Эта была очень похожа на современное смешение боевых искусств, за исключением того, что в нем не было никаких правил, раундов, перерывов. Победа засчитывалась когда соперник молил о пощаде или до полной победы (нокдаун). Этот вид спорта даже вошел в программу Олимпийских Игр древнего мира, а спортсмены разработали множество техник и приемов
"Битва рыбаков"Игра заключалась в том, что 8 парней заскакивали в рыболовную лодку и плыли по Нилу. Потом они начинали сражаться: прямо посреди реки. Битва была весьма ожесточенной: без ран не обходилось, как и без падения за борт. Трудно в это поверить, но многие тогдашние рыбаки, не то, что обычные люди, не умели плавать… Так что многие попросту тонули…Игра длилась до последнего рыбака в лодке. Да и не следует забывать и о крокодилах и бегемотах, которые тут же появлялись, когда на лодках начинались крики, а в воде появлялось хоть немного крови. Как вы понимаете, животные тоже вносили свою лепту в эту игру.
"Навмахия"Эта игра представляет собой морской бой, только с настоящими кораблями.Римляне делали своеобразный амфитеатр с водой и настоящими кораблями, которые должны были сражаться как в настоящей битве. Римляне называли игру навмахия, что в переводе означает "военные действия с использованием военно-морских сил". Количество участников достигало нескольких тысяч, и все происходило почти так же, как и в реальной битве.Найти несколько тысяч мужчин, готовых сражаться на этих судах было непросто, поэтому многие из них, вероятно, были рабами, как и в случае с гладиаторскими боями. Войн тогда было много, а значит и рабов.
"Гладиаторские бои"Один из видов зрелищ, устраивавшихся в древнем Риме в конце эпохи республики и в эпоху империи для развлечения граждан. Гладиаторов набирали из числа военнопленных, осужденных преступников, рабов, а также свободных граждан - любителей острых ощущений, выходивших на арену по призванию, а не принуждению. В период наибольшего процветания гладиаторских боев в Римской империи насчитывались сотни тысяч гладиаторов. В некоторых играх участвовало до десяти тысяч бойцов в течение трех-четырех дней! В одной только Италии известны 99 цирков для гладиаторов, и ни один из них не пустовал больше месяца. Средний гладиатор погибал на пятом, или шестом бою. Отдельные, особо одаренные фехтовальщики набирали до 50-и побед. Гладиаторы выступали на арене парами, группами и целыми отрядами, вооруженные различными видами оружия. По роду оружия выделяли ретиариев (трезубец и сеть против щита и меча), фракийцев (шлемы с забралом, малые щиты и длинные мечи), самнитов (короткие мечи и большие щиты), галлов (копье, меч, шлем, щит), лак-веаторов (петля и дубинка) и других. Самыми искусными были димахеры, сражавшиеся двумя мечами сразу, либо выходившие на каждый следующий бой в другом вооружении. Основным видом боя был парный. Кроме того, существовали так называемые бестиарии - бойцы, сражавшиеся исключительно с животными, львами, медведями, пантерами, быками и др. Далеко не все бои велись до смерти, но все же таковых было большинство.

looto.ru

История спорта в давние времена. Зарождение и развитие спорта

 

Главная » История спорта

На самых ранних этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Физическая сила и ловкость на охоте, войне и при распределении добычи играли очень важную роль. Аборигены в Австралии и по сей день сохранили как метод охоты преследование антилопы или зарождение спорта на землекенгуру бегом — пока животное не устанет.Физическая форма поддерживалась, кроме того, и тренировками. Австралийские аборигены постоянно упражнялись в стрельбе из лука и метании бумеранга, соревновались в беге и прыжках, играли в некое подобие мяча. У индейских племён Америки пользовались популярностью бросание мяча в цель, бег на дальние расстояния, поднятие тяжестей — камней различного веса. Среди ацтеков, майя, инков получила распространение групповая игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо, прикреплённое к столбу или стене. Чем не прародитель современного баскетбола! Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей применяли фехтование на палках, борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах Племена бушменов отличались исключительной выносливостью, Их состязания в беге по холмистой местности иногда продолжались весь день. Благодаря такой тренировке охотники могли преследовать добычу в течение многих часов, а затем и доставлять тяжёлый груз домой.

История спорта в государствах древнего мира

История развития спорта имеет необычайно давние корни. Следы физической культуры и спорта были интересная история спортаобнаружены в ранних государствах (IV—III тысячелетия до н. э.). Ритуальные соревнования в честь бога Мардука, покровителя Вавилона, более чем на тысячу лет предварили древнегреческие Олимпиады. В эти соревнования входили стрельба из лука, борьба на поясах, фехтование на мечах, кулачный бой, скачки в седле, гонки на колесницах, метание копья и охота.В Индии и Персии в древности были широко распространены охота, верховая езда, фехтование на мечах, гонки на колесницах, стрельба из лука, игры с мячом и палкой. В Индии возникли конное поло, шахматы, хоккей на траве и другие игры. В Персии появились школы, где детей обучали верховой езде, метанию дротиков, стрельбе из лука.На клинописных табличках, на стенах древнеегипетских пирамид учёные обнаружили изображения более 400 видов физических упражнений и игр. Среди них борьба, соревнования лучников, плавание, гребля, гонки на колесницах и др. В Древнем Египте в специальных помещениях устраивались соревнования по бегу, прыжкам и метаниям, поднятию тяжестей, борьбе и кулачному бою, фехтованию, а также резличные спортивные игры. Наивысшего расцвета физическая культура и спорт достигли в Древней Греции, где состоялись первые Олимпийские игры.

История спорта очень богата на интересные и красивые события. Люди еще в далекие времена соревновались в различных состязаниях. Спорт всегда был для человечества хорошей альтернативой, способствующей мирной, здоровой жизни.

Дополнительно:История древних олимпийских игрОлимпийские игры в Древнем РимеВозрождение олимпийских игр

 

Источник:"Энциклопедия для детей" Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.

 

 

zdorovosport.ru

Спорт в Древней Греции

Греческий идеал человека предусматривал совершенство душевных качеств и физической формы (калокагатия). Спортивные упражнения, способствующие здоровому телосложению, укреплению силы и атлетической ловкости, являлись частью системы воспитания гражданина и воина. Игры и состязания также были важнейшим выражением присущего всей греческой культуре агонального духа. О том, как много значили атлетические состязания и весь связанный с ними круг обычаев и социальных институтов в жизни греков, свидетельствуют многочисленные произведения искусства с изображениями спортивных игр, упражнений, а также статуи и бюсты атлетов, посвящения победителей игр, декреты, принятые в их честь и т. д.

Виды спорта

Пятиборье. Краснофигурное изображение

Пятиборье. Краснофигурное изображение, 520 г. до н. э. Лувр, Париж

Описание первых спортивных игр впервые встречается в поэмах Гомера. Наиболее ранним видом спортивных состязаний был бег. Греки различали бег на короткую дистанцию (1 стадий = 192,27 м), среднюю (2 стадия = 384,54 м) и длинную (от 7 до 24 стадий) . На средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега, существовал бег на 2 стадии в гоплитском вооружении, вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже только щит. В состав Панафинейских игр входил также эстафетный бег с факелом. Кроме беговых состязаний, для мужчин и мальчиков существовали еще и состязания для девочек. Вторым по древности видом спорта была борьба. Начиная с 708 г. до н. э. она входила в программу Олимпийских игр. Борцы различались по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не было. Основными используемыми приемами считались захваты и броски. Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника. Здесь большой вес мог обернуться для участника состязаний не достатком. Тренировки борцов включали поднятие тяжестей, упражнения в захватах и защитных приемах. Для поддержания веса использовалась специальная диета.

Кулачный бой был включен в программу Олимпийских игр с 688 г. до н. э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории, поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Допускались удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони; захваты, укусы и пинки ногами были запрещены. Большой вес давал бойцу серьезное преимущество, но одновременно ограничивал его подвижность. Огромное значение придавалось умению уклоняться от ударов с помощью обманных движений. Греки считали кулачный бой самым опасным видом спорта. Таких бойцов изображали и описывали с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боев, закончившиеся смертью одного из участников. Еще одной разновидностью силового спорта был панкратий. В программу Олимпийских игр он вошел в 648 г. до н. э. В этом спорте разрешались удары кулаком, локтем, коленом или ногой, захваты, сжатия, заломы, выкручивания суставов. Существовал запрет кусаться и царапаться, который, впрочем, постоянно нарушался. В кулачном поединке противники стремились нокаутировать друг друга сильным ударом и в то же время, опасаясь пропустить такой удар, обычно вели медленный бой на дальней дистанции. В панкратие руки бойцов не были защищены ремнями, и потому здесь бой происходил на близкой дистанции, с переходом к захватам и борьбе. Исход сражения решался неспособностью одного из бойцов его продолжать или добровольная сдача, символом которой был вытянутый указательный палец.

Самым знаменитым борцом был Милон Кротонский, который первый раз одержал победу в Олимпии еще мальчиком в 540 г. до н. э., а затем становился чемпионом еще пять или шесть раз. К этим победам он прибавил семь на Пифийских играх, десять — на Истмийских и девять — на Немейских. Милон был знаменит своим огромным ростом, силой и обжорством. Он мог взвалить на плечи трехлетнего быка, обойти с ним стадион, зажарить и съесть целиком в течение дня. Борцы, мраморный рельеф

Борцы, мраморный рельеф, около 510 г. до н. э. Национальный археологический музей, Афины

Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 г. до н. э. и включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу. Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от участников разносторонних навыков как в легкой, так и в тяжелой атлетике. Правила соревнований доподлинно не известны. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их становилось только двое, и они должны были бороться за окончательную победу.

Гимнасии и палестры

Местом спортивных занятий служили гимнасии и палестры. Эти сооружения представляли собой большой прямоугольный двор с крытой галереей по периметру и примыкающими к ней помещениями для раздевания, умащения маслом, омовения и отдыха. Как правило, гимнасии строили за городом, в живописной местности с водными источниками и парковыми аллеями. Они могли включать целый комплекс дворов, крытых галерей и портиков, а также других помещений и мест для прогулки. В крытых галереях ставили каменные скамейки, где проводили свои занятия риторы и философы. Здесь же выставлялись произведения искусства, картины, мозаики и статуи. Гимнасии считались общественным достоянием, и для их содержания город ежегодно выделял определенную сумму денег. За порядком внутри, упражнениями и обучением юношества следил гимнасиарх, ежегодно избираемый из числа пользующихся влиянием граждан.

Палестры обычно строили в городской черте; они имели небольшие размеры и, как правило, принадлежали частным лицам. В основном они служили для занятий детей и юношей, которым до совершеннолетия запрещалось упражняться вместе со взрослыми в гимнасиях, возможно, ради предотвращения нежелательных домогательств. Учителями в палестрах назывались педотрибы, а в гимнасиях — гимнасты.Как упражнения, так и спортивные состязания греки проводили полностью обнаженными. Перед началом соревнований они натирались оливковым маслом, а песок, прилипший к коже, по окончании состязаний счищали специальными скребками — стригилми.

Спортивные игры

Самой большой известностью у греков пользовались четыре спортивных фестиваля: Олимпийские игры, проводившиеся с 776 г. до н. э. в июле — августе раз в четыре года в священной области Зевса в Элиде; Пифийские игры, известные с 582 г. до н. э. и праздновавшиеся также раз в четыре года в августе в храме Аполлона в Дельфах; Истмийские игры, учрежденные в 581 г. до н. э. в храме Посейдона на Коринфском перешейке в апреле — мае с периодичностью раз в два года; Немейские игры, устраивавшиеся в августе — сентябре начиная с 573 г. до н. э. в святилище Зевса в пограничной местности между Арголидой, Аркадией, Ахайей и Коринфом также раз в два года. По времени все игры выстраивались в определенную последовательность друг за другом, которую греки называли периодом. Таким образом, ни один год не обходился без состязаний.

Олимпийские игры

Наиболее древними и значимыми в Греции были Олимпийские игры. Они происходили в святилище Зевса Олимпийского в 60 км юго-восточнее Элиды.

Их возникновение приписывалось то самому Зевсу, то Гераклу. Дату первых достоверно известных состязаний, 776 г. до н. э., греки зачастую использовали как отправную точку для начала летоисчисления. Принимать участие в Олимпийских играх и быть на них зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. На время проведения игр для безопасности участников и гостей объявлялся Священный мир. Атлеты должны были прибыть в Элиду за год до начала игр и здесь готовиться к ним вместе, чтобы познакомиться и оценить силы друг друга. Фестиваль открывался торжественным шествием, атлеты, судьи и жрецы все вместе вступали в Олимпию, приносили жертвы и клялись бороться честно. Игры продолжались три дня, а начиная с 468 г. до н. э. — пять. На третий день состязаний устраивали главные жертвоприношения в священной роще Зевса. В последний день праздника вручались награды, победитель получал увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовую ветвь, а глашатай торжественно объявлял собравшимся его имя и город, откуда он был родом.

Награждение атлетов. Мозаика. Археологический музей, Олимпия

Награждение атлетов. Мозаика. Археологический музей, Олимпия

По возвращении домой победитель получал почести от сограждан, ему навстречу выходил весь народ. Олимпионик в роскошной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряженной четверкой коней.

Его сопровождала процессия конных и пеших граждан. Бывали случаи, когда для въезда победителя в город разбирали часть стены. В сопровождении сограждан олимпионик шел в храм и посвящал свой венок богу-покровителю города. Затем в его честь давался обед в пританее или зале для совещаний; сочинялись торжественные гимны, которые заказывались таким мастерам жанра, как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхи-лид. В Афинах имя олимпионика указывалось в документах рядом с именем архонта-эпонима, он освобождался от всех повинностей и пользовался почетным местом на играх и праздниках.

Одержав победу, олимпионик приобретал право поставить свой памятник в священной роще Зевса. Несмотря на то что его нужно было устанавливать за собственный счет, Павсаний, посетивший Олимпию около 180 г., утверждал, что в это время там размещалось примерно 200 статуй.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Древний спорт, который стер бы тебя в порошок

«Вот раньше было лучше: спорт был чище, спортсмены боролись за собственную честь и страну, а не за деньги», — любят бурчать многие жители Солнечной Системы. Так-то оно верно, только что ты понимаешь под «раньше»? Хочешь, мы расскажем тебе про времена, когда они тупо боролись за свои жизни? Такой был спорт, любительский и летальный. Разумеется, если бы в наши дни боролись за жизнь, а не за призовые деньги, то поводов для разочарования у нас было бы в разы меньше.

Питц или улама

Вот ты говоришь, что футбол придумали англичане. В таком виде, в каком мы сегодня знаем, его, конечно же, выдумали британцы: с офсайдами, корнерами и прочей непонятной для твоей мамы терминологией. Но ведь еще в древнем Китае пинали мяч друг другу. Да что там Китай, изолированные веками американские индейцы, а именно ацтеки, швыряли мяч через кольцо в стене. Если сейчас в Мексике сходят с ума от футбола, то представь, как вопили индейцы еще каких-то 700 лет назад.

Игра называлась «питц», но в некоторых вариантах ее именуют мезоамериканской игрой в мяч. По большому счету она больше напоминала баскетбол или волейбол, но точных правил до сих пор не знает никто. То, что показали нам давным-давно в чудесном мультике «Дорога на Эльдорадо», — лишь вольная импровизация на тему. Все, что мы знаем: про спорт-инвентарь, состоящий из каменного круга в стене, в который и нужно было прокинуть мяч, и тяжеленного 4-килограммового мяча, скатанного из резины. Предположительно очки засчитывались за атаку стены противника и снимались, если мяч касался земли больше двух раз. Самым классным был тот, кто сумеет прокинуть мяч в тот самый обод. После этого матч, как в квиддиче после поимки снитча, объявлялся завершенным.

Победителей ждала трапеза и почет, а проигравших, по суровым законам джунглей, отправляли в ритуальный расход. Именно поэтому многие считают, что игра проводилась только в большие праздники, а вот по какому принципу выбирали жертв — не знает никто. Но, видимо, боги были не особенно довольны, раз империя пошла под откос из-за нескольких сотен беззубых, больных цингой и оспой уголовников из Испании.

В питц играют и поныне, только называют игру «улама» и жертв не приносят.

Травля слонов на арене

Римляне были большими оригиналами в плане развлечений. И вполне логично, что империя воспрянувшая на крови, чьи основатели перебили друг друга у стен своего же города, очень любила игры с летальным исходом. Вот один из примеров.

В эту игру игрались в 54 году н.э. в стенах Вечного Города. Толпы невесть откуда взявшихся рабов вставала напротив заморского чудища, известного как Животное из Карфагена, и начинала его бесить. В миру это самое животное известно под именем северо-африканского слона. При виде такого логично заорать: «Куда ты лезешь, он тебя убьёт», но кровожадная толпа только подгоняла несчастных на исполинскую животину.

Шанс выжить (у раба, не у слона) равнялся 2%. Хотя с процентами мы, может быть, и переборщили: откуда рабам было знать о процентах… Как бы там ни было, это была смертоносная гладиаторская игра, ведь мочить слона даже хорошо экипированным и вооруженным отрядом на поле боя тяжко, а тут толпа тщедушных рабов. Римляне очень любили эту забаву, любили смотреть на семенящих меж исполинских лап рабов, любили слушать звуки хрустящих черепов и в итоге практически полностью свели на нет когда-то многочисленных тварей. Слонов, конечно же, с рабами проблем не было.

Перетягивание шкур

Но дремучие викинги были еще более суровыми, чем слишком культурные римляне. Игры у них были, может быть, не такими зрелищными, ну уж точно очень, очень-очень-очень мужскими. Например, они усовершенствовали одну античную забаву — перетягивание каната. Сейчас тянут канаты скучно, просто пытаясь завалить команду оппонента, а раньше их тащили через разные препятствия: пруды, болота, рвы. Но викингам это не доставляло особенной радости, да и Тору с Тюром было скучно смотреть на такое. Да и канатов у них не было — все, что было сплетено, уходило на корабли. Зато было много шкур диких зверей, врожденная агрессия, а еще они могли рыть ямы, наполнять их огнем и тянуть через них злосчастную шкуру. Ясное дело, что обгорелые викинги были привычным делом, и будь в те времена ожоговый центр, туда стояли бы очереди. Но вместо этого суровые примочки, компрессы — и снова в бой.

Турнир рыбаков

В древнем Египте тоже любили развлекаться, но по-своему. Живность они, в отличие от коллег по древности из Рима, берегли и всячески подкармливали, и потому развлекались, не выходя из реки-кормилицы.

Игра была примитивой до безобразия: 8 отчаянных парней заскакивали в рыболовную лодку и плыли по Нилу. Потом они начинали сражаться — прямо посреди реки. Битва была весьма ожесточенной: били веслами, палками, скидывали друг друга за борт, наносили тяжкие увечья. Шум и запах крови привлекал главных обитателей реки — озорных бегемотов и одухотворенных крокодилов. Иногда бегемоты переворачивали лодки, а если и не переворачивали, то рыбакам приходилось худо — многие не умели плавать, как это ни парадоксально.

Панкратион

А что же древние греки? А они, несмотря на свою возвышенность и одухотворенность, особым милосердием также не отличались. Стоит ли говорить, что в ранних Олимпийских играх смертность была поразительно высокой? И не только из-за отсутствия мер безопасности, просто спорт был тогда гораздо более жестоким.

Параллельно с созданием западной цивилизации греки придумали один вид спорта, от которого даже у бойца ММА потеют ладошки. Собственно, представляем твоему вниманию одну из олимпийских дисциплин. Имя ей — панкратион, и это был микс-файт с полным отсутствием правил и времени. Цель игры — захватить контроль над соперником и вынудить его сдаться. Параллельно применялись удары, захваты, обхватывания и другие приемы, что заставили бы соперника молить о пощаде.

Кстати, интересный момент: если один из соперников пал в бою, то он пользовался большим почетом и уважением, нежели победитель. Ведь он не сдался и продолжил бороться до конца. Вполне в духе античной Греции. Как и то, что оба бойца были нагими. Попробуй бороться со своим товарищем нагишом, и посмотри, как на это отреагирует твой организм.

Навмахия

Если бы морской бой игрался не на листке бумаги с помощью намаляканых кораблей, а где-нибудь в Колизее, и посреди залитого водой цирка барахтались настоящие корабли, то было бы гораздо интереснее. К сожалению, у нас законодательством запрещено убивать людей. Даже плохих. Даже врагов Империи.

Всё происходило довольно просто — в залитом водой амфитеатре вершилась настоящая битва с трупами, криками и абордажем. Называлось это всё «навмахия», что в переводе означает «военные действия с использованием военно-морских сил». Количество участников достигало нескольких тысяч, и всё происходило почти так же, как и в реальной битве. Так что все очень просто и примитивно, если не считать затрат и ресурсов на подобные развлечения.

Найти несколько тысяч мужчин, готовых сражаться на этих судах, было непросто, поэтому многие из них, вероятно, были рабами, как и в случае с гладиаторскими боями… И, в общем-то, совершенно непонятно, зачем было учреждать подобные зрелища, учитывая количество древних войн. Вполне можно было продавать билеты и на те сражения. Но, видно, публика требовала еще больше крови.

brodude.ru

Спорт в жизни древних греков. Древняя Греция

Спорт в жизни древних греков

Важной частью образовательно-воспитательного комплекса греков и римлян был спорт. Конечно, большое значение имело то, что люди эллинизированных городов жили в гораздо более комфортных условиях, нежели их предки. Это создало новые возможности, хотя возникла проблема и увеличивающегося свободного времени у молодежи. И пусть в экономическом отношении Греция будет затем уступать Риму, да и некоторым другим эллинистическим или азиатским империям, ни один другой народ не смог приблизиться к высокому уровню развития физической культуры греков. В основе системы агонистики (т. е. многогранного физического обучения) лежали регулярные тренировки молодых людей, состязания спортсменов, сеть стадионов и палестр. Важнейшую роль играл принцип состязательности, ибо все крупные города-полисы соперничали друг с другом и стремились прославиться своими достижениями. Если войны разделяли греков, то вот спорт и состязания их объединяли.

Ж.-Б. Реньо. Кентавр обучает Ахилла стрельбе из лука

Эллины и римляне создали традиции, позже позаимствованные Европою. «Человек рожден для знаний, как птица для полета, а кони для бега», – писал Квинтилиан в «Воспитании оратора». Вскоре в школах Греции возникло разделение обязанностей педагогов (специализация). Грамматист учил читать, писать и считать, кифарист – играть на лире, педотриб – осуществлял гимнастическую подготовку и т.д. Учителя являли собой словно бы хоровод муз, баюкающих образовательную колыбель. Но в V веке до н.э., к концу классической эпохи, физическая культура Афин претерпевает заметные перемены. На первое место выходят ум и красота, а не сила… Платон в «Горгии» говорит, что желал бы сделать граждан прежде всего красивыми, а затем сильными («Сила есть – ума не надо»). Игра, палестра, орхестрика (танцы) создали понятие физического идеала, калогатии, канона красоты в эстетическом понимании слова. При учебных заведениях создаются купальни, бани и бассейны. Появились платные учителя гимнастики и танцев. Идеалом свободного человека становится обязательное занятие гимнастикой. Гимнастика происходит от греч. «обнаженный» и означает любовь и преклонение греков перед сильным, красивым телом. «Калос» (красивый) означало непобедимую мужскую силу. Греки, веря в магию, считали: одежда в ряде случаев мешает, даже ослабляет физические способности людей. В школах, на стадионах делали все возможное, чтобы взрастить маленьких гераклов.

Маленький Геракл

Важную роль в поддержании в обществе атмосферы спортивной и здоровой жизни играли различного рода игры – Олимпийские (776 г. до н.э.), истмийские (586 г. до н.э.), пифийские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинейские (565 г. до н.э.), делосские и другие игры. Древние олимпиады исторически восходят к мифическому царю Оксилосу. Во время игр горел олимпийский огонь («вечный огонь» Гастии). При этом соперники давали присягу, совершали ритуальное омовение, проводили состязания (но без женщин). Первая Олимпиада состоялась в 776 году до н.э., последняя, двести девяносто третья – в 393 году н.э. Олимпиада прошла долгий путь.

Первоначально атлеты метали диск и состязались лишь в одном виде бега. Затем программа игр стала более разнообразной: выросло число беговых дистанций, возникло пятиборье, борьба, кулачный бой, скачки, стали метать копье и диск, возник бег на колесницах и т.д. Вначале игры длились день, затем пять дней. Участвующие в состязаниях должны были доказывать, что они – чистокровные эллины. Однажды от царя Македонии потребовали документы, доказывающие, что он – не варвар. К участию в играх допускались лишь свободные люди. Спортсмен тренировался десять месяцев, выдерживая особый режим. Судьи устраивали ему испытательный экзамен, прежде чем допустить к состязаниям. Помимо того, что они должны были, как говорили, иметь чистую совесть и быть в мире с людьми и богами, нужны были и средства для занятий спортом. Участие человека в играх стоило денег, и немалых.

Юноша-атлет, натирающийся маслом

Уже тогда понимали: мирные состязания куда интереснее и увлекательнее войн. Разумеется, у полисов-антагонистов (Спарты и Афин) были свои принципы при физической подготовке молодого поколения, но цели у них были в общем и целом схожими – все хотели бы иметь здоровых граждан, умелых мужественных воинов. Обязательным средством обучения и воспитания стали физические упражнения (гимнастика, бег, плавание, борьба). Только условия развития и воспитания юноши в Спарте были суровее. Там воспитанию и подготовке подлежали исключительно здоровые и крепкие люди. Не принято было и пеленать детей, чтобы они могли лучше и быстрее закалиться. В семь лет детей Спарты отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей. За их воспитание отвечали не рабы, а все взрослые, включая правящую элиту. Легенда гласит, что слабых и больных сбрасывали с горы Тайгет. Не знаю, сбрасывали ли греки со скалы свою элиту, если та допускала просчеты в подготовке поколений, но иных представителей нашей правящей знати последних лет спартанцы наверняка сбросили бы с горы Тайгет, предварительно удавив. В условиях жестких критериев, постоянных тренировок и соревнований юноша к 14 годам становился настоящим мужчиной – «удальцом». Кстати, Спарта нередко устраивала состязания перед открытыми могилами героев. Так воспитывалось чувство гордости и ответственности у молодежи (перед могилами предков). У нас же, как известно, часть молодежи находит удовольствие («кайф») в разграблении могил предков, в уничтожении памятников и мемориалов героям.

Мирон. Дискобол

У греков спортивный вид, да и здоровый образ жизни были весьма популярны. Так, Одиссей отличается не только мудростью, подобной мудрости Зевса, но и предстает перед нами (в описании Гомера) с фигурой атлета, «которой он блаженным бессмертным подобен». В пятьдесят лет он еще бросал диск дальше, чем любой из феакийских юношей. Эпиграммы времени характеризуют великого Демокрита как «пятиборца в философии». Не забывали и о хорошем воспитании. Эпиктет полагал, что из всех творений природы самое лучшее – «получивший прекрасное воспитание человек». Воспитательный кодекс Платона требовал, чтобы тело было обучено таким образом, дабы оно беспрекословно повиновалось благородной душе. Иначе говоря, дух и разум должны управлять мышцами и физиологией. Хотя тот же Платон скажет (и думаю, это справедливо), что подлинным философом может стать только человек с темпераментом настоящего пылкого любовника. Китай также знал аналогичную практику воспитания, выраженную в принципе «сань – мэй»: сань – внутреннее совершенство, мэй – внешнее совершенство. В Греции почти любой свободный человек считал интенсивную физическую подготовку и здоровье обязательными спутниками ума и таланта. Правда, в различных полисах были приняты разные подходы к воспитанию молодежи. В Спарте, омыв новорожденного, его оставляли нагим, тогда как в Афинах, стараясь уберечь младенца, кутали его в теплые одежды.

Водный спорт. Пловчихи кролем

Павсаний рассказывает о неком юноше-победителе, Дейнолохе, в котором мать увидела спортсмена еще при рождении (ей приснился сон, что она держит на груди сына, увенчанного венком). Поэтому она с детства стала так его воспитывать, чтобы он стал спортсменом, атлетом. В итоге в беге он обогнал всех сверстников, получив статую в награду. Детей, страдавших какими-то физическими недостатками, специально направляли заниматься спортом. Так, Гисмон в мальчишеском возрасте страдал воспалением нервов. Он занялся пентатлоном (пятиборьем) и в результате после долгих упражнений стал здоровым человеком и избавился от этой болезни.

Фрагмент восточного фронтона храма Зевса в Олимпии

Неумеющий писать или плавать считался в древности телесным и умственным калекой. Физическая культура в полисах достигла столь высокого уровня, что к ней не мог приблизиться ни один народ. Там было множество стадионов, специальных учебных заведений – палестр, где молодежь учили мужеству и выносливости. В годы расцвета Греция учредила в Олимпии знаменитые игры. Знатоки древности уверяли, что первые Олимпийские состязания происходили прямо на божественном Олимпе, когда во время шуток и игр Геракл, как старший по возрасту, вызвал на состязание в беге всех и победившего увенчал ветвью дикой маслины, которую он привез из страны гипербореев (из страны людей, что живут за пределами северного ветра Борея). Раз в четыре года в Элиде, запад Пелопоннеса, собирались отовсюду атлеты. Приезжали на игры целыми общинами. Им отводили специальные места. Греция, несмотря на все многообразие, казалась почти монолитной среди фантастической пестроты колоний и территорий: Африка, Иберия, Галлия, Иллирия, Италия, Скифия, Сарматия, Сирия, Египет. Апполон считался учредителем Пифийских игр, Геракл же – Олимпийских. По преданиям, участие в состязаниях принимали боги и герои. При этом каждый вид спорта имел у греков в том или ином герое своего представителя: Кастор отличался в конном ристалище, Полидевк – в кулачном бою, Калаис – в двойном беге, Геракл – в панкратии, Пелей – в борьбе, Теламон – в метании диска, Тесей (убивший Минотавра) – в вооруженном бою и т.д.

Античные боксеры. XVI в. до н.э.

Игры, конечно же, посещали и самые выдающиеся мужи: Фемистокл, Анаксагор, Пифагор, Сократ, Платон, Горгий, Демосфен, Пиндар. Игры являлись еще и важными общественно-политическими мероприятиями, каковы и нынешние Олимпиады. На Олимпийских играх 324 года до н.э. даже зачитали письмо Александра Македонского об изгнанниках («Царь Александр – изгнанникам из греческих городов. Причиной вашего изгнания оказались не мы, вашего возвращения на родину – будем мы»). Победителей всех спортивных состязаний награждали. Плиний Старший отмечал: «Вначале был обычай увенчивать на священных состязаниях венками из ветвей деревьев. Впоследствии стали разнообразить венки, вплетая разноцветные цветы, от сочетания которых усиливались запахи и цвета, благодаря изобретательности живописца Павсия и веночницы Гликеры, очень любимой им, в Сикионе, поскольку он подражал в своей живописи сплетенным ею венкам, а она, бросая вызов, разнообразила их, – и это было состязанием природы и искусства».

Занятия спортом в палестре

На игры не пускали женщин, хотя их допускали к состязаниям в беге. Любую женщину, захваченную в черте олимпийской деревни, могли даже приговорить к смерти. Был случай, правда, когда Ференика, дочь знаменитого родосского борца, сумела попасть за ограду: переодевшись мужчиной, она выдала себя за учителя гимнастики. Суровые судьи ее помиловали, но чтоб впредь подобные случаи не повторялись, все участники должны были оставаться нагими во время состязаний. Так или иначе победитель Олимпийских игр пользовался у всех исключительным почетом. «Как вода – наилучший из элементов, как золото – наидрагоценнейший металл для смертных, как свет и жар солнца превосходит всякий другой свет и жар, так нет более славной победы, чем победа на Олимпийских играх», – писал греческий поэт Пиндар.

«О Зевс, какие красавицы»

Базу физических упражнений составляли пятиборье и кулачный бой, а также рукопашная схватка. У греков и танец служил опорой боевой подготовки, имитируя поединок с противником, метание копья, работу со щитом и т.д. С развитием военного искусства ввели еще бег в полном вооружении. Чтобы приблизить воспитание и обучение к реалиям жизни, повысить ловкость, молодежь направляли на учения в районы мятежей. Систематическое физическое и военное обучение продолжалось до 30 лет. Ту же подготовку получали женщины, достигнув двадцатилетнего возраста.

Женщина-атлет

Спарта относилась особенно строго к военному воспитанию и обучению. Главная цель, которую преследовали тут, добиться от юношей и девушек беспрекословного послушания и выносливости, привив молодым людям «науку побеждать». Записи Филострата говорят, что там жестко следовали своеобразной концепции улучшения рода. «Ликург… дабы обеспечить Спарту закаленными для боя атлетами, приказал допускать девочек к тренировкам и публичным соревнованиям по бегу, наверняка для того, чтобы у них были физически крепкие дети и чтобы при окрепшем теле рождалось потомство получше. Если же они заключат брак с молодым мужчиной, который упражнялся вместе с ними, то их отпрыски будут крепче». Плутарх отмечал, что девочек с детства приучали бегать, бросать диск, кидать копье, чтобы те развивались наилучшим образом и благодаря крепости тела могли разрешиться от бремени удачно и легко. Им строго-настрого запрещали как-то баловать себя, запрещали вести изнеженный образ жизни, запретили сидеть дома. Как и мальчишки, девочки должны были являться во время торжественных процессий без платья, на праздниках плясать и петь в присутствии и на виду многих молодых людей. Правители уделяли огромное внимание спорту. В итоге Спарта оказалась сильнее всех. Достаточно сказать, что первые победители Олимпийских игр почти все были дорийцами.

Ф. Лейтон. Игра женщины в мяч

В произведении Лукиана «Анахарсис, или О тренировке тела» Солон требует от молодых людей постоянно заниматься спортом, так как физические упражнения способствуют подготовке доблестных защитников отечества. Вот и женщины Спарты стремились быть здоровыми, физически крепкими и закаленными. Главной их задачей, по словам Ксенофонта, было рожать крепких и здоровых мужчин, что затем станут прекрасными воинами. Хотя и в условиях мира польза от занятий велика. Поэтому иные женщины увлекались спортом, участвуя в состязаниях наряду с юношами. Принципы обучения и воспитания молодежи в Греции были схожи, но в Афинах несколько иначе понимали физическое воспитание. К обучению детей приступали в возрасте 7 лет (в особом учреждении – палестре). Позже появятся гимназии. «Направляют их к учителю физических упражнений, чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса», – писал Платон («Протагор»). Греки были уверены, что без серьезных занятий гимнастикой быть свободным просто невозможно. Тяжелая нагрузка во время уроков распределялась согласно индивидуальным возможностям организма (упражнения в танцах и беге, прыжки, приседания, игры в мяч). Греки особенно любили игры, упражнения в танцах и беге, прыжки и различные виды игры в мяч. Программа включала и все виды пятиборья, хотя занятия велись в соответствии с возможностями возраста.

Поликлет. Дорифор. Римская копия

Обучение дополняли своими уроками учитель гимнастики-педотриб и военный инструктор-дидаскал. В палестрах и гимнасиях дети состязались в беге, прыжках, в метании копья и диска, тренируясь с очевидным усердием, ибо молодость создана для телесных упражнений, как и старость для раздумий и анализа. С IV века до н.э. военная подготовка велась в рамках специального института эфебии. Через него в обязательном порядке должны были пройти все афинские граждане, начиная с 16—18 лет. Подготовка длилась 4 года (год – в школе эфебов, три года – в гарнизонах). Юноши до 18—20-летнего возраста усваивали в группах эфебов знания из области управления государством, философии, получали навыки командования войском, изучали тактику, строевую подготовку, тренировались в верховой езде, плавании, гребле, стрельбе из лука, фехтовании, владении иными видами оружия. Спорт готовил к военной доле.

В честь победителей, которых украшали венками, устанавливались скульптуры с надписями. В Элиде в 38-ю Олимпиаду воздвигли статую борцу Эвтелиду. В честь победителей делались надписи: «Это красавца Милона фигура-красавица, который на пифской земле вырвал победу семь раз, не коснувшись коленом земли»; или: «Немея, Дельфы, Олимпия венчали меня пятикратно: всюду победы добилась ловкость моя, а не сила. Фрессия сын, элисский борец Аристодам». Известны статуи победителей работы Поликлета – Киниск, Пифокл, Аристон, Дорифор. Вот Дорифор – юноша, победивший в метании копья. Статуя была столь прекрасна, что ее копии ставились в гимнасиях и палестрах. Сохранилось несколько таких копий – флорентийский торс из базальта, бронзовая герма из Неаполя и т. д. В других случаях победителей состязаний атлетов награждали великолепными амфорами.

Эти статуи, колонны из мрамора или бронзы, портреты победителей помещались часто и в священной рощи Зевса – Альтисе. Неподалеку находился храм Геры. Он был подобием храма Артемиды в Эфесе, где греческие города-государства обычно хранили приносимые ими жертвенные дары. В этих местах нашли скульптуру великого Праксителя «Гермес с Дионисом» (1877). Тут же помещали «штрафные статуи», которые обязаны были ставить те государства, что нарушили олимпийские правила. Афины вынуждены в 322 году до н.э. выставить шесть таких статуй за то, что их представитель, Калипп, хотел было подкупить противника в пятиборье. Как видите, нынешние аферы в спорте имеют давнюю печальную традицию. Пелоп добился любви Гипподамии, добыв победу путем подкупа возницы во время соревнований колесниц.

Победа на Олимпийских играх для спортсмена была предметом особой радости и немалой гордости не только для победителя, но и для его окружения, семьи и близких. Так, Штоль отмечал: «Победитель Олимпийских игр у греков почитался не менее полководца, получившего триумф у римлян. Человек, сумевший добиться победы в Олимпийских играх, по словам Пиндара, достигал геракловых столпов; он получал величайшее благо на земле, и мудрый поэт предостерегает его, чтобы он не дерзнул подняться выше и не стремился встать наравне с богами». Спартанец Хилон, один из семи мудрецов, умер от радости при известии о победе его сына на Олимпиаде. Так гласит легенда.

Диагор Родосский, который принадлежал к семье потомков Геракла и прославился в кулачном бою, дважды стал победителем в Олимпии и несколько раз – вышел победителем в национальных играх. Когда два его сына стали победителями Олимпийских игр, какой-то спартанец крикнул ему: «Удача ради тебя останется на земле и не вернется на небо!» Он умер, когда два его сына обняли его и возложили свои венки на его голову. Разумеется, это лишь крайние признаки волнения и восторга, что охватывали многих победителей и их друзей в результате одержанной победы. Но торжество было всеобщим. Победителя к тому же ожидали великие почести на родине. Он въезжал в город на квадриге, колеснице, запряженной четверкой белых коней, в сопровождении его друзей и родственников. Настежь открывались ворота, а иногда даже разбирались и городские стены, чтобы пропустить торжественную процессию. Ведь как заметил Плутарх, город, воспитавший такого гражданина, уже не нуждался в стенах. Далее начинался пир на весь мир, сопровождавшийся пением, стихами, танцами. Порой в честь победителя игр сочинялась специальная триумфальная хоровая песнь.

Фигура античного боксера

Статуя эфеба. Канделябр

Количество состязаний довели до 20, продолжительность игр – до 5 дней, число спортивных судей – до 9. На играх демонстрировали не только физические, но и умственные таланты. Греки старались совмещать в себе всё – прекрасную физическую форму, знания, интеллект. Поэтому великие мужи Греции стремились уже в юности отличиться на состязаниях. Сократ шел на игры пешком. Хрисипп и Клеанф прославились как атлеты раньше, нежели философы. В числе борцов на Истмийских играх в Коринфе и на Пифийских в Сикионе выступал и будущий великий философ Платон. Пифагор не только сам добился победы в Элиде, но так обучил ученика Евримена, что тот получил награду как победитель. Спорт был не только в моде, но и считался обязательным для тех граждан, кто хотел отличиться в общественной жизни, политике, на войне. Важным было то, что в ходе празднеств не разрешалось пускать в ход оружие, а Элида, как священная страна, не должна была подвергаться нападениям или вторжениям. Инициатор договора, элидский царь Ифит, предложил всем грекам последовать примеру. На специальном медном круге был вырезан договор, хранившийся в Олимпии. Вот некоторые из его правил: 1) Место, где помещается святилище Зевса, – неприкосновенно для всех народов, принимающих участие в Играх. 2) Всякий вооруженный чужеземный отряд должен будет сложить оружие, вступая на землю Олимпии. 3) Проклятие бога постигнет всякого, кто попытается завладеть сей территорией, а также того, кто не придет на помощь элейцам против святотатства врагов. 4) Проклятие и штраф будут служить наказанием всякому, кто оскорбит путешественника, направляющегося на Олимпийский праздник. Когда солдаты македонского царя Филиппа обворовали афинянина Фринона, спортсмена, направлявшегося на игры, царю пришлось долго извиняться перед греками. Правда, существовала некая опасность, что мирные дни будут использованы противником. Лазутчики персидского царя Ксеркса донесли ему, что в Олимпиаду 480 года до н.э. греки не будут готовы к обороне. Однако сведения оказались неверными: греки как раз в те годы одержали громкие победы над персами. За нарушение мира во время олимпиад особенно строго наказывали нечестивцев. Спарту однажды не только отстранили от игр, но и наложили штраф за сей грех. Решившего принять участие в играх (вопреки запрету) спартанца высекли публично.

Храм Геры в Олимпии

Любопытно то, что множество святилищ (в том числе и в Олимпии), несмотря на мирный характер проводимых тут спортивных состязаний, как выяснилось, были забиты оружием. В Олимпии археологи обнаружили множество предметов оружия, что были захоронены в ручьях или в старых колодцах, а часть его использовалась для укрепления стен стадионов. Но не стоит этому удивляться. Дело в том, что после сражений победитель обязан был посвятить святилищу какое-то оружие из полученных им трофеев. Победа в сражении всегда рассматривалась у греков чем-то, что сродни победе в играх. Спартанцам, павшим при Платее, посвящены строки:

Неугасающей славой покрыв

дорогую отчизну,

Черным себя облекли облаком

смерти они,

Но и умерши, они не умерли:

воинов доблесть,

К небу вспарив, унесла их

из Аидовой тьмы.

Наиболее известен из победителей игр – молодой Аристокл (427—347 гг. до н.э.). Он после успехов в борьбе и триумфа на истмийских играх занялся наукой и стал известен во всем мире уже как Платон. Будучи философом, он в «Протагоре» говорит о тех лаконцах, что стали последователями такой методы воспитания (Солон, Фалес Милетский, Питтак Митиленский, Биант из Приены, Хилон, многие другие). Платон говорит о Лакедемоне (устами Сократа), что граждане полиса хотят, чтобы их сочли не только лучшими воинами и храбрыми людьми, но еще и образованными. «А что я говорю правду и лаконцы действительно отлично воспитаны в философии и искусстве слова, это вы можете узнать вот из чего: если бы кто захотел сблизиться с самым никчемным из лаконцев, то большею частью нашел бы его на первый взгляд слабым в речах; но вдруг, в любом месте речи, метнет он, словно могучий стрелок, какое-нибудь точное изречение, краткое и сжатое, и собеседник кажется перед ним малым ребенком. Вот поэтому-то кое-кто из нынешних, да и из древних догадались, что лаконствовать – это значит гораздо более любить мудрость, чем телесные упражнения…». Детей тут приучали выражаться резко, но в изящной форме, в немногих словах донося многое. Ликург, не придавая значение деньгам (а в Спарте имели хождение железные монеты, которые свели к минимуму торговлю), высоко оценивал значение «монеты слов», так как хотел, чтобы немного простых слов заключали в себе много смысла. Когда один афинский ритор дерзнул назвать спартанцев неучами, сын полководца Павсания остроумно возразил: «Совершенно верно, одни только мы из греков не научились от вас ничему дурному».

Спортсмен-победитель

Древние открыли нам возможность постижения так называемой калокагатии – гражданского и этического идеала, или гармоничного образа жизни. Аристотель говорил о гармонии: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями (человека)». Кстати говоря, греки с присущей им открытостью, вполне серьезно и откровенно ставили вопрос о прямой зависимости здоровья общества, как и его политической системы, от генетических качеств человека. Поэтому Аристотель в «Политике» ратует за введение надзора за воспитанием детей (с помощью педономов). Платон указывал, что за извращением здоровых государственных форм обязательно последует наказание и общества – в виде вырождения человека. Зелинский не без основания писал в «Педагогических воззрениях Платона и Аристотеля» (1916) о «зачатках евгеники» в платоновском видении воспитания. Практике «евгеники» (улучшения рода) следовала и Спарта, где, согласно легенде, ущербных и физически обреченных младенцев сбрасывали с горы Тайгет. Однако рабовладение, увы, изменило отношение греческого народа к физическому воспитанию. Если раньше спортивные игры удовлетворяли жажду гармонии, доставляя грекам здоровье и возвышенное удовольствие, затем они стали обычным массовым зрелищем. Толпа стала видеть в них театрализованную постановку, где одни соревнуются, а бездействующие зрители составляют пассивное большинство.

Стадион, сохранившийся от античных времен

По мере изменения условий существования Афин, да и других греческих полисов, и прежде всего из-за усложнившейся внутренней и международной обстановки (постоянные войны, распри, ненависть, вторжения в Грецию захватчиков), идеалы гармонической физической культуры стали отходить на задний план. Исчезает и классовая база олимпизма – аристократия (во всяком случае, ее мощь была со временем подорвана), а с ней исчезает и калогатическая система требований. Все заметнее становился глубокий разлад между греками, что и привело их к гибели.

Афина, Геракл и Атлант. Храм Зевса в Олимпии

Аполлоний. Кулачный боец

Так, блистательный Исократ (436—338 гг. до н.э.), критикуя новые условия жизни, скажет, что «народ покончил с обычаем заниматься физическим воспитанием и музыкой. Он понял, что не достигнет с их помощью счастья, и поэтому счел, что все эти занятия не прекрасны». Иные вообще считали ниже своего достоинства участвовать в соревновании, где выступают атлеты «подлого происхождения». Так, некий Адкибиадес, победивший прежде в соревнованиях колесниц (416 г. до н.э.), отказался участвовать по этой причине в следующей Олимпиаде. Несомненно и то, что серьезнейший удар наносило демократической практике игр и рабовладение. Ведь состоятельные слои, разбогатев, ожирели и стали игнорировать утомительные тренировки в беге или борьбе. Тогда еще не было машин, этого бича здоровья, но к услугам богатых и в то время был экипаж, роскошное средство передвижения. Сам образ жизни поменялся. Одни предпочитали уделять время таким увеселениям, как пиры, кутежи, женщины, грубые забавы. Другие желали обратить взор к наукам, философии и поэзии, будучи, прямо скажем, невысокого мнения о спортсменах, их уме. Основатель элейской школы философов, Ксенофан из Колофона (VI в. до н.э.) поставил под сомнение идеалы архаических агонистиков: «Те, кого прославляют их быстрые ноги или резвые кони, явно не могут достичь никаких вершин, потому что мудрая наука стоит большего, чем все рекорды чемпионов и лошадей». И он во многом был прав.

План Олимпии

Даже Еврипид, который и сам однажды удостаивался лаврового венка победителя соревнований по борьбе и боксу в Элеусе, на Панафинеях, сказал в «Антолике»: «По всей Элладе есть бесчисленное множество гнойников, но нет ничего более злостного, чем род атлетов». Разумеется, такая критика вовсе не означала полного отрицания греческих спортивных идеалов. Дело совсем в другом. Умные люди прекрасно видели, что спорт из массового занятия людей, ставящих перед собой благородные цели совершенствования человеческой личности, все более и более стал превращаться в нездоровый бизнес, в зрелище на потеху толпы, которая сама совершенно далека от идеалов калокагатии. Поэтому и Аристотель заявил, что утомительная и односторонне развивающая тело деятельность, за которую платят атлету двойное вознаграждение, не имеет ничего общего с греческим идеалом и вообще недостойна свободного человека. Такой спортсмен становится фактически рабом. Философ выступал и против нездорового культа атлетизма (ныне это – идиотский культуризм). Заметим, что и в искусстве на смену идеалу мужчины у скульптора Поликлета приходят мужчины в изображении Лисиппа и Праксителя (IV в.).

Реконструированный вид Олимпии

Вот и Олимпия исчезла в результате страшных землетрясений и наводнений. Еще в римскую эпоху, когда празднества уже утратили былой блеск, посетители видели около 3000 статуй, составлявших удивительную свиту олимпийского бога. Теперь же глазам археологов предстает однообразная и унылая степь. Казалось, не осталось и следа от былого великолепия. Но все понимали, что эта земля таит множество находок. Винкельман до смерти (1768) выражал твердую уверенность, что в Элиде можно собрать жатву, которая превзойдет всякие ожидания, и что основательное изучение этой местности должно пролить яркий свет на историю искусств. По остроумному замечанию одного археолога, он, ставший католиком, чтобы лучше изучить Рим, готов был стать, конечно же если понадобится, еще и мусульманином, только чтобы исследовать Олимпию. Он вел отсчет всем культурным событиям Греции от Олимпиад: «Необыкновенные люди и величайшие умы, стоявшие у истоков этого великого движения, появились вдруг все одновременно». Один из них – великий Геродот, прибывший в Элиду из Карии в семьдесят седьмую Олимпиаду. Он читал тут перед всеми собравшимися на игры греками свою знаменитую «Историю».

Незадолго до этого Ферекид первым начал писать прозой. Тут же выступал и Эсхил с первыми правильными трагедиями в возвышенном стиле (тогда как до этого, с их возникновением в шестьдесят первой Олимпиаде, трагедии представляли собой лишь пляску поющих актеров). Он впервые получил премию в шестьдесят третью Олимпиаду. «В это же время начали петь поэму Гомера, и Кинеф из Сиракуз, живший около шестьдесят девятой Олимпиады, был первым расподом. Тогда же Эпихарм поставил первые комедии, а Симонид, первый элегический поэт, принадлежит к числу зачинателей этой эпохи. В те годы ораторское искусство стало наукой, и сделал это сицилиец Горгий из Леонтин; также и в Афинах, во времена Сократа, Антифонт первым начал сочинять и записывать судебные речи. Даже самой мудрости впервые начал публично обучать Афинагор, открывший свою школу в Афинах в семьдесят пятую Олимпиаду. Незадолго до того греческий алфавит был дополнен Симонидом и Эпихармом, хотя изобретенные ими буквы впервые стали общенародным достоянием лишь в девяносто четвертую Олимпиаду, после низложения тридцати тиранов. Все это как бы подготовило то великое совершенствование искусства, к которому оно и двинулось вскоре могучими шагами». Пройдут годы, прежде чем археологи раскопают древнюю Олимпию…

Сегодня и в России впору «вести археологические раскопки» на стадионах, что забыты и заброшены. Некогда наша молодежь проводила тут свободное время, не предаваясь распутству, пьянству или порокам. Увы, сегодня все идеалы массового спорта у нас забыты. Нам кажется, что мы уподобили себя тирану, который велел вытащить из храма все статуи победителей спортивных Олимпиад и бросить их в отхожее место. В отличие от него мы выбросили в отхожие места целые поколения молодых людей. Что можно ожидать от людей, которые регулярно не отдают часы любимому виду спорта. Они подобны несчастным скопцам, что лишены радости наслаждаться чарами женского тела. Только эти не знают радости и удовольствия, которые может получить человек от ощущения собственного здорового тела. Прав Сократ: «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Греки во время игр не только не стыдились обнажать тела, но и обладатели лучших гениталий пользовались признанием как у ярких женщин, так и у лучших скульпторов – те запечатлели их красоту в благородном мраморе!

Греция. Афины. Олимпийские игры. 2004 г.

Состояние общества напрямую зависит не только от материального положения и экономической базы, но и от его физического здоровья, состояния умов. Чем умнее и богаче (в том числе в нравственном, интеллектуальном отношении) тот или иной строй, та или иная держава, тем охотнее она тратит деньги, усилия, ресурсы, время на занятие спортом – спортом массовым и разнообразным. И напротив, чем беднее и никчемнее его жизнь, чем пошлее, примитивнее общественные цели и идеалы, чем глубже социальные противоречия между бедной и богатой частью населения, тем примитивнее его культура и меньше шансов у общества на здоровую жизнь. Олимпийские игры в древности были показателем мужества и здоровья тех стран, которые посылали на игры своих представителей. Олимпийские игры сегодня наиважнейшая лакмусовая бумажка, отражающая общественную философию элит и народов. Поэтому приятным сюрпризом стал успех России, где правящая элита отобрала у народа стадионы, позакрывала бесплатные спортивные школы и секции, перевела всю общественную жизнь на рельсы «рыночных услуг». Многие считали и считают, что для России в спорте наступил «бронзовый век» и уж недалек «каменный век».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Самый старый вид спорта - Интересные факты

Спорт – неотъемлемая часть нашей жизни, без которой не почувствуешь здорового тонуса и заряда энергии. Но каждый по-своему оценивает подобный вид деятельности: для кого-то 10 км. утренней пробежки – это, как «пить дать», а для кого-то пару-тройку раз присесть – великий рекорд.

Рекорды, по сути, начали устанавливать еще в Древней Греции, откуда берут свое начало Олимпийские игры с дошедшими до наших дней видами спорта.

Соревнования по легкой атлетике, метание копья и толкании ядер – славились в древние времена и весьма актуальны для современности.

Как таковой выделить один единственный самый старый из всех видов спорта невозможно, поскольку, если начинать копаться в истории, то в один период на разных концах Вселенной возникали и довольно похожие, и в корне отличающиеся мероприятия.

Так, например, в период возникновения в Древней Греции футбола, в Мексике вовсю играли в «питц». В качестве мяча служил скатанный кусок резины весом до 4 кг, котором необходимо было коснуться стены, защищаемой противниками.

Перетягивание шкур, доставшееся от викингов, усовершенствовалось с годами до перетягивания каната. Но, слава Богу, канат не тянут через яму с горящими кольями.

Коррида у римлян в 54 году н.э. была исключительно со слонами, и выжить в таком побоище было практически невозможно, поэтому и посылали туда рабов или неугодных правителям «людишек».

Признанная логически развивающей игра «морской бой» берет свое начало от римского соревнования под названием «навмахия». Суть идентична безобидной игре с нарисованными в тетради корабликами, только разница в том, что в «навмахии» судна и оружие были настоящие.

Понятно, что прародителями бокса и других видов единоборств, служат и гладиаторские бои, и просто человеческое умение махать кулаками, но с чего тогда берут свое начало игры в шашки и нарды, не говоря о шахматах и домино.

Самые интересные новости:

zenun.ru

Развитие спорта.

Спорт в древности

Развитие и изменение спорта на протяжении человеческой истории может много рассказать как о социальных изменениях в обществе вообще, так и о сущности спорта в частности. Зарождение физической культуры в целом и спорта в частности пытаются объяснить ряд теорий:

  • «теории игры», у истоков которых стоял Ф. Шиллер и которые позже развивали Бюхер, Гроос и Летурно, рассматривают всю человеческую культуру, в том числе и физическую, как развитие игровой деятельности. В современной философии наиболее известным сторонником теорий игры является Йохан Хёйзинга. К теориям игры примыкает «теория излишней энергии» Г. Спенсера, которая может рассматриваться и как их разновидность; согласно этой теории, первобытный человек, нуждавшийся в высвобождении избыточной энергии, совершенствовал движения (игровые и танцевальные), которые позволяли это наиболее успешно делать
  • «теория магии» (Рейнак, позже Дим, Кербе, Жиллет) связывает возникновение физической культуры с необходимостью обучения и совершенствования имитирующих труд и охоту плясок и магических ритуалов
  • «теория войны» (Берк) рассматривает физическую культуру и спорт как средство развития физической формы и навыков, необходимых для ведения боя
  • материалистическая теория, или «теория труда» (предложенная Г. В. Плехановым и развитая Н. И. Пономарёвым) рассматривает в качестве истоков почти всех современных видов физкультуры и спорта виды трудовой деятельности

Многие примеры пещерного искусства, открытые на сегодняшний день, содержат изображения ритуальных церемониальных сцен. Несмотря на то, что действия, запечатлённые на этих изображениях, нельзя отнести исключительно к современному понятию о спорте, всё же можно сделать вывод, что уже тогда существовали занятия и ритуалы, напоминающие спортивную деятельность. Эти изображения, находящиеся во Франции, Африке и Австралии, были сделаны 30 000 лет назад. В Монголии обнаружено датируемое седьмым тысячелетием до н. э. наскальное изображение окружённых толпой борцов. Наскальные рисунки, обнаруженные в Японии, изображают поединки в стиле сумо, по-видимому, связанные с сельскохозяйственными религиозными ритуалами.

Существуют предметы и строения, говорящие о том, что на территории Китая существовала деятельность, подходящая под современное определение спорта, уже за 4 000 лет до нашей эры. По всей видимости, гимнастика была популярным видом спорта в древнем Китае. В 1-м тысячелетии до н. э. среди простого народа была популярна «чжу кэ» — командная игра в мяч, в рамках которой различалось до 70 видов ударов и до 10 видов нарушений правил. Шумерская цивилизация оставила археологам ряд артефактов, свидетельствующих о популярности борьбы в Древней Месопотамии, включая каменные барельефы примерно пятитысячелетней давности и бронзовую статуэтку из Хафаджи, изображающую борцов и датируемую примерно 2600 годом до н. э. К этому же периоду относятся живописные изображения борцов в древнеегипетских гробницах Бени-Хасана, показывающие, что уже 4,5 тысячи лет назад в борьбе применялось большинство современных захватов. Изображения этой эпохи могут свидетельствовать о том, что в состязаниях по борьбе участвовали ливийцы и нубийцы, а также о наличии судейства. Более древние изображения могут быть также истолкованы как свидетельство о состязаниях в беге, с помощью которых, возможно, даже выбирались правители. В Древней Персии существовала конная игра чаутам, напоминающая поло. Этой игре, как и шахматам, стрельбе, метанию копья, борьбе и бегу мальчиков обучали в специальных воспитательных домах при дворе

В Центральной Америке получила развитие месоамериканская игра в мяч, в том числе у народа ольмеков — уже в XIV в. до н. э.. Существовали различные виды игры, в которых разрешалось ударять мяч разными частями тела или же клюшкой, найденные игровые площадки с укреплёнными на разных концах на большой высоте кольцами указывают на возможное существование подобия современного баскетбола. Игра в мяч использовалась народами Америки для разрешения спорных вопросов (в том числе споров за территорию) и зачастую носила ритуальный характер, особенно во времена расцвета культуры майя; поражение в игре могло обернуться смертью для проигравших, которых приносили в жертву.

В Древней Греции уже существовало большое разнообразие видов спорта. Наибольшее развитие получили различные виды борьбы, бег, метание диска и состязания на колесницах. Судя по этому списку, военная культура и военное искусство имели прямое отношение к спорту в Древней Греции (и не только там). Там же каждые четыре года начиная с 776 года до н. э. проводились Олимпийские игры — в маленькой деревне в Пелопоннесе под названием Олимпия. Помимо Олимпийских игр, бывших древнейшим общим для всей Эллады спортивным праздником, межгосударственный характер носили основанные в VI в. до н. э. Пифийские, Немейские и Истмийские игры. Позже, уже в период римского господства над Грецией, к масштабным спортивным мероприятиям добавились учреждённые Октавианом Акцийские игры и учреждённые Домицианом Капитолийские игры, однако в римский период в целом спорт перестал носить массовый характер

Спорт в Средние века и эпоху Возрождения

После того, как в Европе на смену язычеству пришло христианство, занятия спортом пришли в упадок. Церковная доктрина считала упражнения для развития тела развращающими душу и отдаляющими человека от Бога.

После превращения христианства в государственную религию Римской империи античная физическая культура пришла в упадок и уже в 394 году, при императоре Феодосии, последовал отказ от Олимпийских игр и олимпийского летосчисления. В дальнейшем спортивные состязания проводились от случая к случаю, только по специальным разрешениям и главным образом в восточной части империи (в последний раз в 520 году). После масштабных народных волнений 529 года император Юстиниан закрыл почти все организации и учреждения физической культуры, включая знаменитый Афинский гимнасий. Развитие спорта в западном мире остановилось на века, возобновившись лишь в эпоху Возрождения

В этот же период глохнет физическая культура и на другом конце Евразии — в Китае, где под влиянием конфуцианства упал интерес к физическому развитию человека. Эта эпоха стала периодом дробления китайской лечебной гимнастики на множество сильно отличающихся направлений. Уроки восстания Жёлтых повязок побудили цзиньские власти в Китае запретить ношение оружия, что привело к появлению в народе новых форм борьбы без оружия, а также развитию фехтования на палках. В VI веке зарождается школа боевых искусств Шаолиня, затем аналогичные школы возникают и в других местах в Китае при поддержке буддийских монахов, а ещё позднее, уже в середине второго тысячелетия новой эры, похожий запрет на ношение оружия простонародьем привёл к появлению боевых искусств Японии, отличных от тех, которые развивались на континенте. В эпоху монгольского господства (династия Юань) распространение в Китае получили и другие виды спорта, связанные с военной подготовкой — верховая езда, стрельба из лука, различные виды борьбы. Японские самураи, которые даже с оружием начали проигрывать бои невооружённым крестьянам, в свою очередь разработали систему борьбы без оружия, получившей название «дзю-дзюцу» (на Западе — «джиу-джитсу»).

Несмотря на официальное отрицательное отношение христианской церкви к физической культуре властям приходилось не только поощрять подготовку рыцарства, бывшего основной военной силой в Западной Европе, но и закрывать глаза на народные игры и соревнования — в частности, в германских землях и в Ирландии, где традиция игр сохранилась до второй половины XII века. Ещё более терпимым было отношение к популярным у народа развлечениям в регионах, где господствовало православие. С ослаблением феодального гнёта в Западной Европе в период высокого Средневековья и позже в эпоху Возрождения сформировалась схожая для разных стран простонародная физическая культура, включавшая бег, прыжки, метание тяжестей и борьбу. Уже в XIII веке появляются беговые дорожки и начинается организованное производство коньков, а в XIV веке встречаются описания разнообразных игр с мячом — тенниса, файвза, бендибола, футбола (в Англии и в Италии, где игра носила название «кальчо»), боулинга, хёрлинга. В городах, где существовала цеховая культура, проводились соревнования между цехами в дисциплинах, связанных с основной профессией участников — в гребле, прыжках в воду, плавании у солеваров, в фехтовании у оружейников и т. д. С началом эпохи Возрождения в Западной и Центральной Европе возвращается интерес к гармоничному развитию человеческого тела. На смену рыцарству в качестве основы регулярных армий приходит пехота, а среди народных соревнований видное место занимают турниры по стрельбе (как из лука и арбалета, так и из огнестрельного оружия) и фехтованию. В XVI веке в Италии выходят трактаты с подробным описанием правил отдельных игр (в том числе кальчо) и методики тренировок. Во Франции в том же веке переживает бум жё-де-пом — предшественник тенниса. Современник-англичанин, посетивший Францию в конце века, писал, что число площадок для игры в мяч превышало там число церквей. В Нидерландах столь же популярной забавой стали коньки.

Спорт в Новое время

Славная революция в Англии в конце XVII века отменила все налагавшиеся веками запреты на игры и соревнования, дав толчок к их расцвету. В это время в буржуазной Англии складываются традиции так называемого «спорта джентльменов»: молодые люди из богатых семей не столько занимались спортом сами, сколько участвовали в тотализаторе на скачках и состязаниях по бегу и боксу, спонсируя развитие этих видов спорта и косвенно влияя на формирование устойчивых, общих по всей стране правил. Сами джентльмены предпочитали играть в крикет, не требовавший больших физических усилий и не представлявший опасности здоровью. Промышленная революция и массовое производство привели к тому, что у всё большего числа людей стало появляться свободное время. Это в свою очередь стало залогом массовости спорта. Больше людей хотело и могло сделать спорт — частью своей жизни, занимаясь спортом напрямую или посвящая свой досуг наблюдениям за спортивными состязаниями. В 1722 году в Англии вышло первое учебное пособие по фигурному катанию, а в 1742 году открылось первое в мире спортивное общество фигурного катания — Эдинбургский конькобежный клуб. Английский подход к спорту распространился в континентальной Европе и в заокеанских колониях, став господствующим в западном мире; под влиянием «спорта джентльменов» соревновательный элемент проник и в национальные виды спорта, в частности, в конькобежный спорт в Голландии.

Важный вклад в развитие физической культуры, как своего времени, так и последующих веков, внёс немецкий врач и филантроп И. К. Ф. Гутсмутс. Им были не только написаны учебники гимнастики и плавания, а также труд, популяризовавший спортивные игры, но и внедрены использующиеся до сих пор гимнастические снаряды, в том числе модернизированный гимнастический конь и турник, а также прыжки с шестом. Гимнастика активно развивалась на протяжении XIX века во многих европейских странах, где ей придавали прикладное значение в условиях роста национального самосознания и необходимости массовой военной подготовки. Свои гимнастические школы появились во Франции, Дании, германских государствах, Швейцарии, Чехии (в то время входившей в Австрийскую империю) и Швеции. Шведский педагог Ялмар Линг, сын терапевта Пера Линга, разработал ряд использующихся по сей день гимнастических снарядов — скамью с седлом (дальнейшее развитие гимнастического коня), бревно, шведскую стенку, прыжковый трамплин. В России к началу XX века особо популярными были чешская, шведская и немецкая гимнастические школы, а также собственная система физического воспитания, разработанная П. Ф. Лесгафтом.

К концу XIX века в основном сформировались правила популярных спортивных игр. В Англии подлинно народной игрой становился футбол, развивались крикет и крокет, своих поклонников нашли завезенные из колоний поло, бадминтон, пинг-понг, лакросс. В США обрёл популярность бейсбол, развившийся из английской народной игры с битой. Во Франции особо популярными стали легкоатлетические соревнования, в 80-е годы сооружена конькобежная дорожка из искусственного льда. В разных странах зарождаются традиции вело-, а затем и автогонок. Большую роль в популяризации спорта и физической культуры сыграла международная Ассоциация молодых христиан (YMCA). Под её эгидой развивался институт спортивного тренерства, строились спортивные сооружения; деятельность Ассоциации привела к изобретению волейбола и баскетбола. В России один из деятелей YMCA основал Общество содействия духов­ному, нравственному и физическому развитию молодых людей «Маяк», просуществовавшее до Октябрьской революции. Другой популярной в России физкультурно-спортивной организацией стало Общество телесного воспитания «Богатырь», всего же подобного рода организаций к 1914 году насчитывалось в стране уже 360. Уже с середины XIX века спорт вновь перерос национальные рамки, началось развитие международного спортивного движения. В 1851 году прошёл первый международный шахматный турнир, начались частным образом организованные «чемпионаты мира» по разным видам спорта. Зачастую такие соревнования проходили несколько раз в год в разных странах и по разным правилам, что стало толчком к организации международных спортивных союзов (первым из которых стал в 1881 году Европейский союз гимнастики) и унификации правил.

Также в середине XIX века начинаются попытки возрождения Олимпийских игр античности. Первые «Олимпийские игры» нового времени прошли в 1836 году в курортном местечке Рамлёса (Швеция) — их организовал для жителей соседних сёл ученик Пера Линга Густав Шаратау. Через два года была предпринята попытка возродить Олимпийские игры уже в недавно получившей независимость Греции, но дальше первых игр в деревне рядом с исторической Олимпией дело в этот раз не пошло. В 1859 году игры прошли уже в Афинах, с большим размахом, под патронажем короля Оттона, и включали соревнования в ряде спортивных дисциплин на восстановленном античном стадионе, а также состязания в искусстве в специально для этого построенном «Заппейоне» (названном в честь пожертвовавшего деньги на организацию Евангелиса Заппаса). Эти игры ещё были не международными в полном смысле слова — в них участвовали только этнические греки из разных стран. В дальнейшем игры в этом формате проводились ещё три раза — в 1870, 1875, и 1888—1889 годах.

Подлинным возрождением Олимпийские игры обязаны энтузиасту физического воспитания Пьеру де Кубертену. В начале 1880-х годов Кубертен с единомышленниками основал во Франции Национальную лигу физического воспитания, а в конце того же десятилетия — Комитет по пропаганде физического воспита­ния (вместе с министром просвещения Жюлем Симоном) и Союз французских атлетических обществ. В 1889 году по инициативе Кубертена в рамках Всемирный выставки в Париже прошёл конгресс по физической культуре, а в 1892 году он впервые выступил в Сорбонне с инициативой мультиспортивных международных соревнований — новых Олимпийских игр. Учредительный конгресс Олимпийских игр прошёл два года спустя при участии делегатов от 39 спортивных обществ Франции, Ве­ликобритании, США, России, Швеции, Испании, Италии, Греции, Бельгии и Нидерландов (были также получены заверения о поддержке из Австралии и Японии). Делегатами было принято решение, что первые Олимпийские игры современности пройдут в 1896 году в Греции, и был учреждён Международный олимпийский комитет. Первые Олимпийские игры прошли в апреле 1896 года. Соревнования проводились в греко-римской борьбе, велоспорте, гимнастике, легкой атлетике, плавании, стрельбе, теннисе, тяжелой атлетике и фехтовании — всего были разыграны 43 комплекта наград; планировавшиеся соревнования по гребле не состоялись из-за отсутствия участников. Всего в Играх участвовал 241 спортсмен из 14 стран (из них больше 200 от страны-организатора), медали в общей сложности завоевали спортсмены десяти разных стран. После этого Олимпийские игры современности проводятся каждые четыре года, за исключением годов, попавших на период мировых войн.

Тенденции спорта как массового зрелища получили развитие с появлением СМИ и глобальных коммуникаций. Спорт стал профессиональным, что ещё больше увеличило его популярность. Современное постиндустриальное общество, базируясь на таких ресурсах, как информация и знания, используя возможности индивидуальных контактов людей при помощи интернет-технологий, активно культивирует интеллектуальные виды спорта, такие как покер и сетевые многопользовательские игры.

ddut.hmstudio.ru


Смотрите также