История вышивки - часть 1. Восток - дело тонкое! Древние вышивки
История вышивки - статьи о вышивке и рукоделии
17.03.2010
Многих рукодельниц интересует, откуда берет свое начало вышивка, то есть история ее возникновения. Также интересно исследовать хронику ее развития и распространения среди разных народов. В данной статье мы рассмотрим историю искусства вышивания, ее главные моменты, а также сделаем краткий экскурс по каждому виду вышивки.
Да, как ни странно, но вышивка берет свое начало именно в это время. Наши пра-пра-прабабушки впервые начали вышивать не иначе как в первобытный век. Конечно, эта вышивка была мало похожа на современные красивые творенья, но все же данное начало много значит в жизни каждой рукодельницы!
Первобытные женщины в своей работе использовали все подручные средства, которые можно было бы сравнить с современными иголками, нитью и тканью - точеный камень в виде иглы, острые кости, жилы и кожу животных, волосы, шерсть и т.д. Согласитесь, не очень привлекательно бы смотрелась в нынешнее время вышивка крестом, выполненная волосами и приукрашенная жилью. Но в те времена других материалов в природе не существовало, а с чего-то надо было начинать.
Первые стежки несли скорее практическую пользу: женщины сшивали куски кожи, которые они носили в качестве одежды. Затем они начали приукрашивать свои одеяния примитивными орнаментами. Это стало первым предназначением вышивки как эстетического украшения и послужило дальнейшему развитию данного рукоделия.
Зафиксировано, что в истории такие вышивки впервые появились в Древнем Китае. Конечно, это весьма относительная информация об их первенстве, но все же считается, что именно в Китае, в VI-V веке до нашей эры, вышивали на шелковых тканях. Рисунки были связаны с природой, также часто изображали птиц. Кстати, там же, в Китае, начали производить первые шелковые ткани. Они стоили очень дорого, поэтому вышивкой занимались исключительно женщины из знати.
Известно также, что первые ткани, которые были пригодными для вышивки, делали из шерсти. Но пальму первенства заняла ткань льняная, которая отличалась белизной и подходящей структурой. Ее родиной является Древняя Индия, где был выращен первый лен.
В языческие времена славяне начали сильно придавать значение вышитым орнаментам. Все, что ни вышивалось, несло какой-то «подтекст». Особенно в почете были вышитые полотенца. На них изображали пестрые мотивы, которые символизировали достаток в доме и здоровье. С их помощью проводили разные ритуалы. Также обшивали повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески и др.
В это время женщины поддерживали рукодельные традиции своих предков язычников, а также придумывали новые орнаменты. Именно тогда начали украшать вышитыми полотенцами иконы, и именно во время христианства начали очень часто использовать технику «вышивка крестом». Крест носил не только эстетическую ценность, но и обладал (по тогдашним верованиям) весьма магическими свойствами - оберегать от порчи, «плохого глаза», а также от нечистой силы. В XII-XV веке начали часто вышивать узоры, сложенные из ромбов и крючков.
Ромбы с крючками в русской вышивке XII-XV вв., кликните для увеличения (на картинке обозначены: 1 - изображение вышитого покрова на приписываемой А.Рублеву иконе «Престол уготованный», XV в.; 2 – узор по мотивам вышивки на фронтисписе Московского евангелия, XV в.; 3 – изображение вышивки одежды на ярославской иконе архангела Михаила, конец XIII в.; 4 – шитый золотом позумент из клада XII-XIII вв. в Чернигове).
Так как все материалы, необходимые для вышивания, были очень дорогими, то примерно до XVII-XVIII ст. н. э. это занятие было прерогативой женщин из богатых семей, а также монахинь. После этого переломного периода вышивкой начали заниматься и обычные крестьянки. Они скрупулезно сидели над вышивкой крестом и мечтали уже с детских лет, как будут выходить замуж в собственноручно вышитых одеждах, имея при себе приданое из вышитых вещей (одеяла, подушки, полотенца и др.).
На Руси женщины обычно вышивали такими видами шва: вышивка крестом, полукрест, счетная гладь, мелкая белая строчка, сквозное шитье.
Что касается других стран, то в Риме и Греции очень почитали вышивку золотыми нитями. Это были неимоверно роскошные орнаменты, часто они украшали шелковые ткани.
Современные рукодельницы перестали обращать столь пристальное внимание на значение орнаментов и стежков, хотя крест и теперь считается хорошим знаком. Порой женщины вышивают обереги для родных и близких. Но чаще всего вышивка делается для души - она плавно перекочевала из занятия мистического в хобби.
Сейчас намного легче подобрать интересный узор, ведь есть прекрасная возможность купить книгу, журнал со схемами, или готовые наборы для вышивания. В древние времена узоры передавались по наследству - от бабушки маме, от мамы - дочери и т.д., а также, как говорится, «из рук в руки» - к примеру, близкие подруги часто менялись готовыми узорами.
В наши дни появилось такое направление как машинная вышивка.
Вышивка крестом появилась еще в первобытный век. Это наиболее популярный вид вышивки, который обрел большую известность с приходом христианства.
Вышивка гладью впервые украсила полотно в Китае в I-II веке до н.э. Эта страна всегда выступала впереди других по части рукоделия.
Первая вышивка золотыми нитками по легенде принадлежит Фригийскому царству (запад Малой Азии). Также она была распространена в Риме и Греции.
Вышивка лентами - достояние Франции. Она появилась во второй половине XVIII века и являлась очень любимым занятием Людовика XV.
Вышивка бисером появилась примерно тогда, когда изготовили бисер (первый бисер появился в Египте около III тыс. лет до нашей эры).
Машинная вышивка родом из Франции - именно там, в 1821 году, появилась первая машинка для вышивания.
Вышивка Ришелье появилась в Европе в XVII веке и была названа в честь своего «первооткрывателя» - кардинала Ришелье.
Искусство шитья и вышивки бурно развивалось тысячелетиями и таки сумело превратиться в любимое занятие многих женщин по всему миру.
Автор статьи: Кунинец Анастасия
Внимание! Все статьи на сайте stitch.su являются собственностью администрации сайта. Публикация на других сайтах возможна только с указанием активной гиперссылки на сайт www.stitch.su
Все статьи
www.stitch.su
История возникновения вышивки крестом
Вышивание — один из самых распространенных видов народного искусства. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Действие, первоначально предназначавшееся только для пошива одежды, постепенно приобрело дополнительное применение — декоративное. Женщины не хотели ходить в одинаковых нарядах, а поскольку разнообразие материала оставляло желать лучшего, они начали украшать свою одежду при помощи вышивки.
Вышивка — это украшение различных материалов или уже готовых изделий сюжетными рисунками или орнаментом, выполняемых вручную (или машинным способом) при помощи иглы цветными нитями, бисером и т. д. В разное время вышивальщицы использовали для работы льняные, конопляные и хлопковые нити, шерсть, щелк, волос, бисер, драгоценные камни, ракушки и даже монеты. Орудием вышивания в зависимости от уровня развития цивилизации были каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Причем переход от примитивных орудий труда к более совершенным привел к изменению способов вышивания, появлению новых приемов, расширению границ используемых рисунков и орнаментов. Вышивка всегда тесным образом была связана с природой, бытом и трудом человека. В ней нашли отражение не только представления об окружающем мире, художественные пристрастия, но и национальное своеобразие. Историческое наследие, дошедшее до наших дней, позволяет лучше понять особенности каждого народа, его чая- ния и надежды на будущее. С глубокой древности, с самого момента возникновения декоративная вышивка неотступно присутствует в убранстве жилища, украшении одежды и предметов быта. Многовековая история не только не состарила ее, не сделала «пережитком прошлого», а, напротив, придала вышивке ценность, значимость и актуальность во все времена. Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н. э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство этой страны оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран. Истоки русской вышивки На Руси исконно вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия. Все женщины от мала до велика владели им в совершенстве. Это было связано не только со стремлением русского народа к красоте. В основе вышивки заложены стародавние обычаи и обряды. Особенно это касается вышивания крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей. Вооружившись обычной иглой, мастерицы превращали простую ткань в настоящее произведение художественного творчества. Археологами доказано, что на территории Древней Руси уже существовало и развивалось вышивальное искусство. Находки, относящиеся к IX-XII векам, служат бесспорным тому подтверждением. В языческие времена основными изделиями, которые украшались вышивкой, являлись полотенца, простыни, скатерти, занавески и различные покрывала. Кроме того, мастерицы вышивали замысловатые узоры на рубахах, сарафанах, головных уборах. Широкое применение вышитые изделия нашли не только в быту, но и при проведении различных ритуалов. Свадебные наряды жениха и невесты, полотенца, предназначенные для убранства капищ языческих идолов, могильных крестов и священных деревьев, обязательно украшались вышивкой. Помимо этого, мастерицы создавали декоративные миниатюры, где отображали природные пейзажи, бытовые сюжеты и т. д. После прихода на Русь христианства вышитые изделия приобрели новое значение. Украшать вышитыми полотенцами стали окна, иконы и зеркала. На всех значимых праздниках — таких, как рождение ребенка, крестины, венчание и т. д., — в качестве необходимого атрибута выступали работы рукодельниц. Существовало мнение, что вышитые изделия (особенно вышитые крестом) обладают защитной силой. Особенно ценными в этом отношении считались полотенца обыденные, то есть «об один день сделанные». Как правило, над созданием его работали несколько мастериц одновременно. Если, начав работу на рассвете, они успевали закончить ее до того, как сядет солнце, изделие считалось безупречно чистым, способным оберегать от злых сил, стихийных бедствий и различных болезней. Мотивы, используемые вышивальщицами для своих работ, были разнообразными. Часто можно встретить изображение человеческой фигуры с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц и сказочных животных. В узорах и орнаментах рукодельницы скрывали особый смысл. Так, например, ромб и круг символизировали солнце, а крючковатый крест — пожелание добра и взаимопонимания. Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. Вплоть до XVIII века этим видом рукоделия занимались монахини и представительницы знати. Материалом для работы им служили дорогие ткани — такие, как бархат или шелк, а также драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити. Украшали подобной вышивкой не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была дочь печально известного русского царя Бориса Годунова — Ксения. До наших дней сохранилось покрывало на церковный престол, выполненное ею в 1601 году. Используя драгоценные камни, золотые и серебряные нити, рукодельница изобразила на бархате лик Пресвятой Девы Марии, сына ее Христа, Иоанна Предтечу и поклоняющихся им Никона и Сергия Радонежского. В то же время при светлицах цариц и княгинь устраивали вышивальные мастерские. При этом хозяйка, как правило, и сама занималась рукоделием. Например, при дворе князей Луговских в Ростове мастерскую устроила жена князя Алексея Михайловича — Мария. Ее работы также отличались высокой художественностью и торжественным великолепием. Начиная с XVIII века, вышивание перестает быть привилегией знати и переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Их работы выполнялись, безусловно, не из дорогих материалов, но художественная ценность их от этого была ничуть не меньше. Умело подобранные узоры, сочетание цветов, техника выполнения стежков помогали создавать им настоящие шедевры. Недаром труд вышивальщиц был воспет известными живописцами (В. А. Тропинин «Золотошвейка», В. Э. Борисов-Мусатов «За вышиванием»). Начиная с семи-восьмилетнего возраста девочки из крестьянских семей начинали готовить себе приданое к свадьбе. В него входили не только праздничная и будничная одежда, но и полотенца, скатерти, подзоры в расчете на несколько лет. Кроме того, необходимо было вышить специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приданого. Представленные работы позволяли присутствующим по достоинству оценить трудолюбие, аккуратность и мастерство невесты. Исследователи разделяют русские крестьянские вышивки на две группы: вышивки среднерусской полосы и вышивки северных областей. Каждая из групп имеет свои особенности выполнения, сочетания цветов и разнообразие узоров. Так, например, для северной вышивки наиболее характерно использование красных нитей и белой ткани (или наоборот). Для работ среднерусской полосы более привычно использование нитей разных цветов и разнообразных тканей, которые также могут выступать в качестве элемента узора. Орнамент и в той и в другой группе геометрический, зеркально отображающий друг друга. Чаще всего для вышивания используются следующие виды швов: косичка, козлик, счетная гладь, набор, мережки и крест. Мотивы, встречающиеся в орнаментах, — птицы (павлины, петухи и т. д.), кони, змеи, лягушки, цветущие деревья и женские фигуры, символизирующие плодородие. На одежде располагались вышитые детали, как правило, вдоль соединительных швов, по краю рукавов, на подолах, воротниках и разрезах. Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания привносит в этот вид рукоделия особую прелесть и неповторимость.
"Вышивка крестом", автор Аристамбекова Н.Е.
vyshivka.mirtesen.ru
Вышивка на Руси: что она символизировала? | Культура
Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей конопли. Посконь в основном шла на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.
Фактура у холста сетчатая, она позволяла вышивать узор без канвы, по счету нитей. Один из древних швов — двусторонний, при котором узор получается одинаковый как на лице, так и на изнанке. Нитки чаще всего брали льняные, окрашенные в красный цвет. Красные узоры, выполненные двусторонним швов на белом холсте — самые древние в технике вышивки.
К началу ХIХ века расцветка становилась все разнообразнее и ярче. Мастерицы использовали и шелка, и золотую нить, и разноцветную шерсть — гарус. А вместо холста все чаще брали ярко-красный фабричный кумач, особо любимый русским народом.
Примерно с середины XIX века меж рукодельниц распространяется новый шов — петельчатый, или, как его называют, тамбурный. Петелька за петелькой, и на кумаче появлялись раскидистые деревья, птицы — «курушки», фигурки людей. Теперь не надо высчитывать нити, чтобы точно повторить древний узор, вышивка идет свободно и напоминает рисунок цветными карандашами.
Большинство домашних вещей крестьяне изготавливали своими руками. Женщины сеяли, убирали и обрабатывали лен и коноплю. Пряли, ткали и шили из холстины одежду и украшали ее. Участвовали в работе и дети. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое: вещи складывались в коробью, потому и приданое тоже называлось «коробья».
Украсить одежду старались как можно лучше, особенно праздничную. Ведь по ней судили люди о трудолюбии, мастерстве и вкусе хозяйки. Костюм же молодой замужней женщины был самым нарядным. Крестьянки расшивали и головные уборы: девушкам — перевязки с открытым верхом, женщинам — кокошники, полностью закрывающие волосы. Украшали такие уборы бисером, жемчугом, который исстари добывали в северных реках. В ряде губерний шили удивительно нарядные «золотые платы».
Основной частью костюма была рубаха. Вышивкой украшали ее плечевую часть, «оплечья», которые видны были из-под сарафана, вороток, подол, а порой и весь рукав. У тех же рубах, что специально предназначались для покоса и жатвы, узор широкой полосой стлался по подолу. Нарядно одетые крестьяне собирались вместе и с раздольной песней шли работать в поле. Вышитым узорочьем украшали сарафаны и полушубки, мужские и детские рубашки, рукавицы, перчатки и даже обувь.
Важную роль играло в народной жизни полотенце. Им не только утирались. Самые нарядные были традиционным свадебным подарком невесты жениху, украшением крестьянского жилища. Вешали полотенца в передний «красный» угол, на стены избы. Украшали ими и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник. Свадебные чины — дружки и тысяцкие полотенцем перепоясывались либо повязывали его через плечо.
Дошли до нас и древние свидетельства, что славяне «поклонялись убрусцам» — полотенцам. Вернее, изображениям на них. В вышивке наиболее распространен был образ птицы. В одних случаях ее изображали обобщенно, в других легко можно было определить породу: орел, лебедь, петух. Но особенно любимой в народе была Пава с большим пышным хвостом. Оперение ее подчас настолько разрасталось, а хвост так удлинялся, что называли ее даже «рыбиной». Паву-птицу на рукоделье иногда окружают маленькие птички, возможно, ее птенцы.
В русской земледельческой обрядности прилет птиц был одним из самых важных событий года. Ведь птица — символ света и тепла: по народным поверьям, именно она приносит весну на нашу землю. Так же тесно связан этот образ и с представлениями о солнце. Раньше существовал обряд, ставший затем детской игрой: молодежь выходила за околицу с испеченными «жаворонками», поднимала их высоко над головой и «закликала» весну, звала «тепло летушко».
Очень часто встретим мы в вышивке и величавые женские фигуры. По сторонам от них — птицы, кони, всадники. Руки женщины то воздеты к небу, то обращены в благословляющем жесте к всадникам. Коней они нередко держат за поводья. И все, кто окружают ее, словно ей поклоняются. Таким предстает в вышивке образ великой Матери Земли, Матери всей природы.
Иногда место женской фигуры в трехчастной композиции (с двумя конями) занимает дерево — символ растительности. Славяне издавна были земледельцами, и все их мировоззрение было проникнуто постоянной заботой о будущем урожае, от которого зависела жизнь их рода. С такими просьбами и обращались они к матери сырой земле, изображенной на полотенцах в виде женщины. Узоры русской народной вышивки были тесно связаны с древней славянской мифологией, с почитанием земли и ее плодородия.
Изобразительные мотивы бытовали в основном на русском севере и северо-западе — в Новогородчине и Вологодчине, в бывших Олонецкой и Архангельской губерниях. К югу же от Москвы преобладали геометрические узоры. Это ромбы (в народе их называли кругами), перекрещенные косыми крестами, ромбы с завитками по углам, прямые и косые кресты. Все эти символы, тесно связанные с представлениями о солнце в глубокой древности, сохранились в памяти народной и по сей день.
С середины XIX века в вышивке все чаще отражается окружающая действительность. Например, реальный мир растений: мы отчетливо различаем вышитые по кумачу елочки, березки, ромашки и васильки. Встретим и животных — обычных деревенских петухов, гусей, лошадок. Увидим бытовые сценки с чаепитием и хороводами, сюжеты известных всем сказок. По заказу помещиков мастерицы изображают целые картины быта хозяев с дворцами, выездами карет.
Многое из того, что жило раньше в крестьянском быту, собрано музеями. Вышитые по традиции узоры и сегодня украсят интерьер дома или одежду. Почему бы не расшить занавески на окне, легкую летнюю блузку или фартучек, почему бы не вышить на модной холщовой сумке птицу Паву или петуха?
создание и справка, русская кратко, возникновение на Руси, появление в России
На сегодняшний день вышивка крестом - это одно из самых популярных хобби среди женщинВышивка крестом – один из наиболее оригинальных и востребованных видов искусства, которое привлекает к себе очень многих рукодельниц. Издавна вышивка крестиком применяется для украшения жилища, обуви, одежды. Со временем искусство вышивки крестиком все больше совершенствовалось. Сейчас вышивание крестом подразумевает под собой искусство украшения различных тканей и готовых изделий красивым орнаментом и красивым сюжетным рисунком. Вышивка может выполняться не только вручную, но и есть машинная вышивка. Сохранившаяся вышивка помогает ощутить всю передаваемую атмосферу прошлого и в полной мере ощутить ее ценность для каждого народа.
Красивая вышивка крестом: история создания
Среди многих мастериц пользуется большой востребованностью вышивка крестиком, однако, далеко не каждый знает какая история создания вышивки. Во все времена вышивка крестиком пользуется большой востребованностью, так как это позволяет интересно выразить свою индивидуальность. Мотивы вышивки изменялись со временем и все больше совершенствовались.
Прежде чем украшать различные изделия вышивкой, необходимо изучить историю создания орнамента, ведь зачастую узоры имеют свой особый сакральный смысл
Изначально вышивка применялась для изделий, которые служили в качестве оберегов, мотивом для которых служили:
Природные узоры;
Мотивы, взятые из повседневной жизни;
Оригинальные орнаменты.
По мере развития вышивки появлялись более оригинальные и современные мотивы, каждый из которых имеет свое собственное обозначение. Сохранившиеся мотивы работ позволяют оценить всю красоту и необычной старинной вышивки для которой использовались дорогостоящие материалы, а также иметь полное представление о жизни предков.
Важно! Прежде чем приступать к вышивке, необходимо предварительно тщательно изучить историю ее возникновения, а также особенность каждого из орнаментов.
С чего началась история вышивания крестиком в России
Изначально вышивка на Руси было занятием исключительно для избранных, в состав которых входили только представители знати и монахи.
Если раньше вышивка была привилегией знати, то сейчас различные инструменты, нити и орнаменты для вышивания доступны всем желающим рукодельницам
Материалом для работы служили дорогостоящие ткани, а именно шелк или бархат, а также:
Серебряные и золотые нитки;
Жемчуг;
Драгоценные камни.
Начиная с 18 века, вышивка крестом перестает быть привилегией знатных особ и становится доступной для простых крестьянских девушек. С этого момента история русской вышивки переходит совершенно на новый уровень, и появляются совершенно новые оригинальные узоры.
Русская вышивка была очень сильно подвержена влиянию Византии, поэтому переплетение различных стилей просматривается в работах мастериц. Сейчас вышивка крестом переходит на совершенно новый уровень и пользуется большой востребованностью.
Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.
Вышивка – это прекрасная возможность познакомиться с историей и культурой различных народов
Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:
Отображает культуру определенной страны;
Национальные традиции;
Особенности региона.
Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.
Самые настоящие произведения искусства мастерицы вышивали на Востоке, используя для этого самые оригинальные и причудливые узоры, которые до сих пор завораживают своей необычайной красотой.
Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.
Истории вышивания крестом: с чего все началось
Для многих вышивка крестиком не только очень интересное и увлекательное занятие, но и возможность украсить свой дом красивыми изделиями. С момента появления этого искусства прошло много времени, однако, оно не утрачивает своей актуальности и сейчас.
Вышивка крестом издавна служила не только украшением дома, но и являлась мощным оберегом семьи
Картинки для вышивки в разные времена сильно различались, потому как в разные времена пользовались популярностью:
Библейские мотивы и узоры;
Растительные орнаменты;
Оригинальные изображения различных животных и птиц.
Каждый узор имеет свое определенное символическое значение и вышивается строго определенным цветом. Существует множество вариантов вышивки крестиком, однако, наибольшей популярностью и востребованностью пользуется простой односторонний полный крестик. При такой вышивке и лицевая и изнаночная сторона получается очень аккуратной. Соблюдая несложные правила вышивки можно сделать готовое изделие очень красивым и аккуратным.
Что таит в себе история вышивки крестом (видео)
Всеми любимая вышивка крестиком имеет свою достаточно интересную историю возникновения этого вида искусства. Кроме того, каждый применяемый для вышивки узор и орнамент имеет свою собственную историю возникновения и обозначение.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Добавить комментарий
kitchenremont.ru
История возникновения вышивки крестиком
Вышивка крестом – это самый древний вид рукоделия. Ведь крестиком вышивали еще наши бабушки и прабабушки. Во многих домах можно найти старинное вышитое полотенце или подушку. Что же подвергает человека взять нитки и начать вышивать? Может, кто – то скажет что, очень увлечен созданием красоты, когда ее рождение происходит на твоих глазах. Другие расскажут о чувстве радости, которое приходит после окончания сложно работы. Ведь радость — это внутреннее чувство удовлетворения, счастья и удовольствия!
Начав вышивать, спрашиваете ли вы себя: неужели мне больше нечего делать? Зачем мы всегда отдаем свое свободное время для хобби? А спросите себя: разве кого – то интересует мое увлечение кроме меня самого? Знаете поговорку: «Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками». Вышивание – больше всего отражает сущность поговорки, ведь с ее помощью мы может показать всю свою любовь и преданность человеку. В каждую работу мы стараемся вложить частичку себя, поэтому такая работа становится, намного ценнее, в отличие от фабричного изделия. Одариваемый бесспорно оценит вашу работу и заботу о нем, подумает, что вы много времени и сил вложили в изготовления его подарка! Этот подарок будет напоминать о вашем внимание и никогда не забудется. Поэтому, распределяя свое время, подумайте, что тот подарок, который вы сделаете сами, своими руками, будет, гораздо ценней и ближе, чем покупной.
Вышивка крестиком является одним из самых древнейших видов рукоделия. Точное время появления вышивки неизвестно. Нет и сведений, когда же вышивка крестиком стала отдельным видом рукоделия. В наше время имеются образцы вышивки даже 10 века. Однако, несомненно, она возникла гораздо раньше. В разных странах преобладал свой определенный цвет, и стили узора отличались между собой. В вышивке отражался национальный колорит и индивидуальное виденье прекрасного у каждого народа.
В ХVI веке в Западной Европ счетная вышивка приобрела особую популярность. В то время она включала в себя большую часть библейских текстов и сюжетов. Уже в 18-ом веке в вышивке стал более сильно заметен классический стежок крестом, а тематика стала более разнообразной. В восточных странах вышивкой традиционно украшали предметы домашнего обихода – накидки, ковры, вьючные мешки. Они всегда отличались огромным разнообразие цветов и сложностью орнамента. Со временем вышивка стала неотъемлемой частью костюма и домашней утвари и на Западе.
С ХVIII века вышивка вошла в дома всех без исключения слоев населения. Вышивка народная была связана с обрядами и обычаями, а городская формировалась под влиянием запада. Вышивка играла не только роль украшения. Она играла роль оберега, располагаясь на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. на воротнике, рукавах, подоле). В наше время вышивка крестиком является распространенным хобби.
Вышивание – один из видов рукоделия, уходящий своими корнями еще в первобытную культуру. Первоначально в качестве материала для вышивки использовались волокна конопли, кожа животных, шерсть, волосы.
Так как вышивка производилась при помощи иголки, которая является как бы острым окончанием нитки: бумажной или шерстяной, шёлковой, то и иголка, до тех пор, пока она не стала металлической и не пришла к совершенствования, делалась из различных материалов: кости, деревья, а у древних людей были рыбьи кости, древесные иглы, щетина и другое. Вышивают бумагой, шелком, нитками, золотом, шерстью, с использованием бус, серебром, бисером, стеклярусом, иногда настоящим жемчугом, с применением блёсток, монет, а также самоцветных камней. Вышивки Индии и Ирана отличаются большим разнообразием изображались птицы, животные, растительные мотивы и классический национальный литературный сюжет. Вышивка крестиком в Византийской империи, выделялась красотой шёлкового шитья (серебро, золото), разнообразными узорами, значительно повлияли на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные орнаменты, расцветки и техника вышивки крестом, своя для каждой национальности.
Вышивку крестиком без труда можно превратить в любимое занятие, занимаясь которым можно создавать симпатичные предметы интерьера, с помощью которых любой дом может приобрести уютный вид. А вышивка на подушках, рубашках и полотенцах может послужить отличным сувениром.
В прошлые времена дамы вышивали, используя для этого совершенно другие инструменты и рабочие материалы, нежели сейчас – иглой им служили осколки костей животных, а нитками для них были жесткие жилы.
Также использовали различные подручные средства, такие как кожу животных, волокна конопли. Подумав о которых сейчас невозможно представить из пригодными для вышивки. Это неудивительно, ведь осколки костей давно заменили металлическими иголками, а вместо кожи животных используют канвой.
В данное время существует большое разнообразие техник вышивки: вышивка гладью, крестом, лентами, ковровая техника, гобелен. Благодаря такому огромному разнообразию техник вышивки, несомненно, получиться воплотить в работе любые задумки дизайнеров. Также, в продаже существует очень большое разнообразие наборов для вышивания. И любую схему можно посмотреть в журналах, газетах и в интернет магазине вышивки. Наборы для вышивания также могут стать отдельным подарком.
okday.ru
От античности до современности. Вышивка - древний вид рукоделия
Из глубин седой старины сохранились до наших дней различные виды рукоделия. Человек начал свой творческий путь с того момента, когда взял в руки палку, чтобы добыть огонь. Первым шагом к вышивке стал первый стежок, которым сшили два куска шкуры, сделав их позднее изысканной одеждой. Экспонаты наиболее древних вышивок из музеев Европейской части датируются V в. н. э. Историк Геродот в своих трудах пишет об украшении одежды вышивкой у скифов, племён причерноморских степей. На Черкашине был найден клад (VI ст. н. э.), в котором сохранились серебряные пластинки с изображением мужчин и женщин в вышитой одежде на груди. В Х ст. н. э. Арабского путешественника восхитило, что у Русичей была вышитая одежда. В эпоху Древней Руси очень высоко ценили этот вид рукоделия.
Сестрой Владимира Мономаха, Анной, была организована Андреевско – монастырская школа для девочек. Их учили вышивать канителью (тонкими нитями из золота и серебра). Итальянский путешественник XV ст. в воспоминаниях указывал, что иконы, шапки, рукавицы, одежда людей на Руси были вышиты. В XVI-XVII вв. вышивка становится высоким искусством, частью народной культуры с определёнными традициями.
Вышитые рушники, рубахи, пояса, кисеты становятся оберегом для любимых и детей. Панно, картины, иконы, вышитые шелковыми и золотыми нитками с использованием бисера, жемчуга, камней превращаются в произведения высокого художественного мастерства.
Вышивка, ручная или машинная, выполняется на разных материалах: ткани, коже, войлоке. Вид вышивки зависит и от выбранных ниток. На тонком полотне хорошо ложатся в 1–2 нитки мулине, шелковые. По шерсти прекрасно смотрятся рисунки, вышитые шерстью в 2–3 нитки. Сутажом, плетёной тесьмой вышивают по сукну. Канитель использовали для вышивания по бархату. В последние годы стала популярна вышивка натуральными шелковыми лентами. Исторические традиции мотивов вышивки – это отображение природы, элементов быта, различных чувств. Вышивка может быть одноцветной и многоцветной.
Различают орнаменты трёх групп для вышивки: Первая – геометрическая или абстрактная. Её символы пришли к нам из славянской мифологии: кружочки, зигзаги, линии, кресты, ромбы, треугольники. Вторая группа – это растительный орнамент. Передавал любовь, красоту к родной природе, а также древние символы. Цветы барвинка – символ вечной молодости; дубовые листья – дерево жизни; цвет яблони – выражение любви. К третьей группе орнамента, зооморфной, относятся звери, птицы, насекомые. Это могли быть: лошадь, заяц, рыба, лягушка. Или сова, петух, голубь, кукушка, паук, жук, бабочка. Они были выражением индивидуального видения мастерицы.
Характер работы зависит от техники вышивальных швов. Начальные швы, швы со счётом, мережка, ажурные и маскировочные, гладь, рушниковые швы, аппликация. Орнаменты из геометрических фигур вышиваются швами, при выполнении которых, нужно считать стежки. К этим швам относятся: прямая гладь, косая гладь, набирание, занизывание, низь, крестик, зерновой вывод, различные мережки. Узоры из растений вышивают так называемыми декоративными швами по контуру рисунка на ткани. К этим видам швов относятся: гладь двусторонняя, полтавская, прорезная. Простыми декоративными швами являются: шов «вперёд иголку», строчка, стебельчатый и тамбурный швы. Для вышивания необходимо подготовить ткань, соответствующие нитки, набор игл, пяльцы, ножницы и напёрсток. Освоив технику вышивания, вы сможете украсить одежду, сумку, предметы интерьера, картину. Вышивка своими руками – прекрасный подарок.
Как сделать имитацию сапог для аниме косплей костюма
Как сделать костюм для восточного танца в цыганском стиле. Мастер класс
Юбка пэчворк из гипюра и других тканей. Обзор
Как сделать костюм Лилиана Весс / Liliana Vess
Фоторамки с вышивкой бисером, мозайкой из страз. Дизайнер София Голдберг
Сумка макраме с вышивкой бисером бусами стразами
Как сшить юбку для цыганского костюма. Заметки о рукавах, аксессуарах
Декоративные подушки с вышивкой на бархате, с блёстками пайетками
Декоративные подушки с пайетками. Заметки об интерьере
Макраме Кот. Законченная оформленная картина. София Голдберг
Кошка макраме, плетение в процессе. Кашпо, моя красная орхидея
Образцы тканей для моделирования одежды. Обзор, идеи. Модельер София
Вышивка бисером, выбор и организация материала. Советы. Mастерская
Вышивка бисером стразами. Подготовка, выбор материала. Вечернее платье
Пайетки - виды, качество, хранение материалов. Советы по рукоделию
История вышивки, так же как и история любого прикладного ремесла, отражает развитие всего общества - как менялись представления и красоте и гармонии, какие возникали технологии и приемы, как развивались материалы, какие слои общества вовлекались в процесс, сколько стоил труд вышивальщиц и кто был способен оценить их работу. Вышивка способна рассказать о том, кто, в какой стране и для чего была сделана эта работа.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами, вручную с помощью иглы или машинным способом.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. История вышивки началась вероятно еще во времена первобытных людей с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вначале эти стежки несли скорее практическую пользу: женщины сшивали куски кожи, которые они носили в качестве одежды. Затем они начали украшать свои одеяния примитивными узорами. При этом для работы использовались любые подручные средства, которые могли заменить иголку, ткань и нитки.
Упоминания о вышивке встречаются в древнегреческих мифах и легендах. Легенда о вышивальщице Арахне, дочери простого красильщика Идимона из Колофона рассказывает, что, выучившись у богини ткать и вышивать, девушка превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась, но богиня Минерва оживила ее и превратила в паука, обреченного вечно плести свою паутину.
Веласкес. Соревнование между Минервой и Арахной
В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани сцены битвы из-за неё троян и греков.
Вышивка у всех народов всегда носила не только и не столько декоративный характер. К вышитым вещам со времен Древнего Египта и Древних Славян, относились как к сильнейшим оберегам. Причин тут несколько. Во-первых, почти у всех индоевропейских народов полотно – символ жизни, где сплетенные нити – это судьбы людей, а вышитый узор на полотне – призванная божественная помощь, оберег для того, кто пользуется вышитой вещью. Во-вторых, работа над вышивкой требует много времени и большого внимания, а значит, будет выполняться только для действительно любимого человека, что также является сильнейшим оберегом. Ну, и наконец, вышиваемые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для окружающих о хозяине вышитой вещи.
Считается, что вышивание появилась на Востоке (хотя, с этим утверждением можно поспорить). Вышивка в Китае, по сведениям историков, началась еще в эпоху Неолита. Самые древние описания китайской вышивки найдены в летописи Шангшу, созданной в период Западной Чжоу (1027—771 гг. до и. э.). В этой документе содержатся первые письменные инструкции о том, как делать и носить одежду, а также описаны варианты ее украшения с помощью вышивки.
Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Вышивать учили детей с самого детства, с 7-10 лет. Вышивали и женщины, и мужчины. Как по одиночке, так и с составе вышивальных артелей.
В настоящее время существует четыре главных стиля китайской вышивки шёлком, которые сформировались на основе четырех различных культур, господствующих в областях на месте расположения современного Китая.
Ксианская вышивка - появилась в местности Чанши провинции Хунань. Этот стиль характерен своими цветовыми контрастами; вышивка из Ксиани часто выполнена в черно-серо-белых тонах, что дает эффект трехмерности.Гуандунская вышивка - известна в местности Чаоджу провинции Гуандун и характерна использованием ярких цветов и симметричных, но замысловатых деталей вышивки, что позволяет сравнивать этот стиль с некоторыми образцами западного изобразительного искусства.
Сычуаньская вышивка - родилась в местности Чэнду провинции Сычуань. Это - самый старый стиль вышивки в китайской истории: образцы шелка с фрагментами сычуаньской вышивки были обнаружены более 3000 лет назад в саркофаге мумии в Египте. В этом стиле используется атлас и шелк, вышивка из Сычуани применяется, главным образом, для украшения стеганых одеял, наволочек, предметов одежды и обуви.
Сучжоуская вышивка - традиционная китайская двусторонняя вышивка. Это наиболее известный и знаменитый стиль, получивший название "Свободный стежок", сформировался в местности Сучжоу провинции Цзянсу. Для этого стиля характерно произвольное наложение стежков шелковых нитей различной длины и направлений, использование нитей множества цветовых оттенков. Выполняется такая вышивка на полупрозрачном шелке.
В наше время именно стиль «свободный стежок» получил наибольшее признание в Китае и по всему миру.
На нашем форуме вы можете полюбоваться большой подборкой современной китайской вышивки по шелку. Сотворенная современными тастерами и мастерицами, она не утратила тонкости, изящности и сложности.
Вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. Например, искусство изготовления традиционных японских вышитых шаров – Темари, зародилось именно в Китае. Мамы делали их для детей из обрезков старых кимоно. Ткань сматывалась в тугой шарик, обматывалась нитками и расшивалась декоративными узорами. В VIII веке такие китайские шарики появились в Японии. Сначала они предназначались для игры ногами (их делали настолько тугими, что они фактически подпрыгивали). Позднее темари стали использовать в своих представлениях уличные жонглеры, но когда в XIV веке появились первые мячи с вышивкой шелковыми нитками, темари стали приобретать черты предмета роскоши. Их использовали во время праздника девочек, которые подбрасывали шарики под специальные песни. Дочери самураев, выходя замуж, брали темари на память о родном доме.
В XIX с развитием промышленности для темари стали использовать нитки из хлопка. Искусство изготовления темари постепенно становилось народным. В сюжетах вышивок отражалась принадлежность умельцев к тому или иному сословию. Кроме того, каждый регион Японии имел характерные только для него орнаменты. Сейчас увлечение искусством изготовления темари охватило весь мир.
Более тысячи лет тому назад корейские умельцы познакомили Японию еще с одной китайской техникой, которая получила название Сашико. Это искусство ручной вышивки повторяющихся или переплетающихся узоров швом «вперед иголку» по одному или нескольким слоям ткани. «Сашико» означает «маленький прокол». Название точно передает технологию выполнения стежков. Считается, что самый древний образец вышивки сашико относится к VIII веку. Это мантия буддистского священнослужителя, пожертвованная одному из японских храмов в 756 году н.э. Она принадлежала императору Шому, который отрекся от престола и стал монахом. Мантия была выполнена из лоскутков шелка и простегана параллельными рядами стежков «вперед иголку» красной шелковой нитью. Сейчас она хранится в Сесюане, императорской усыпальнице в городе Нара в Центральной Японии.
Первоначально узоры Сашико использовались для простежки и утепления одежды или для укрепления одного слоя ткани. Сегодня ее называют «японским искусством вышивки», но по сути это стежка – древнее искусство превращать старые износившиеся кимоно в новые теплые стеганые куртки. Их собирали из лоскутов, укладывая ткань в несколько слоев, а потом прошивали швом “вперед иголку”, создавая мелкую сеть удивительного орнамента. Каждый узор не был случаен и нес в себе тайный смысл, послание, ясное древнему японцу. Наибольшего расцвета эта техника достигла в эпоху Эдо (1603-1867). В наши дни Сашико используется только в прикладной вышивке. Эти узоры удивительно украшают салфетки, полотенца, покрывала. Используются они и для украшения одежды.
С японской вышивкой Сашико перекликается красочная вышивка в стиле «Кантха», которую используют бенгальские женщины. Первоначально этот стиль вышивки использовался для изготовления покрывал из старых сари. Старые ткани складывались в несколько слоев и скреплялись при помощи сметочного шва. Нитки при этом выдергивались из бордюров других сари. Поэтому вышивка кантха - пример бережливости в ведении хозяйства. Постепенно Кантха стали использовать для изготовления одежды, шарфов, стенных панно. Узоры этой вышивки очень разнообразны. Каждая вышивка уникальна. Вышивальщицы изображают фигурки животных - павлинов, слонов, рыб, птиц, храмы, сценки сельской жизни. Техника выполнения довольно проста. Фигурки сначала обшивают по контуру наметочным швом, а затем заполняют при помощи этого же шва. Цвета используют красный, зеленый, желтый, черный, синий.
Национальная индийская вышивка очень разнообразна. В ней отражена вся сложная история Индии.
Набеги кочевников и мусульманских завоевателей, миграция азиатских племен - все это наложило свой отпечаток на искусство и культуру Древней Индии, но не затронуло их основ. Некоторые виды вышивки пришли в Индию из Китая. Например, вышивка золотыми и серебряными нитями. Это так называемый стиль Зардози, что означает «вышивка золотом». В узорах вышивки Зардози используются не только золотые и серебряные нити, но и драгоценные камни. Этими узорами украшают одежду, обувь, предметы интерьера.
Кашмирская вышивка (вышивка гладью) заимствована из Китая через Иран. Вышивка Чиканкари напоминает европейскую теневую вышивку по полотну. Хотя в Индии считается, что зародилась эта техника благодаря супруге императора Джахангира, которая мастерски вышивала цветочные мотивы. Этот вид вышивки широко распространен в Индии и в наши дни. На ткани, вышитой Чиканкари, могут красоваться лотос, жасмин, манго, розы или оригинально переплетающиеся цветочные стебли.
Особого внимания заслуживает оригинальная и необычная классическая индийская вышивка Шиша. Изюминкой» этой вышивки являются небольшие частички зеркал, обшитые вышивкой и сверкающие под солнечными лучами. Слово "шиша" на хинди означает «небольшое стекло». С давних времен эта техника использовалась бедняками, которые расшивали свою одежду кусочками слюды, которые блестели и играли в лучах солнца не хуже дорогих нарядов знати. Второе рождение вышивка Шиша получила во времена правления шаха Джахана (1628-1658). Его жена, Мумтаз-Махал, начала использовать в этой технике зеркала.
Вышивку Шиша можно встретить не только в Индии, но и в Пакистане и в Афганистане. Мусульмане называют эту вышивку Abla.
Вы познакомились с наиболее интересными видами вышивки восточных стран. В следующих уроках мы продолжим вышивальное путешествие по странам мира. И для начала заглянем в страны Средиземноморья.