Древняя архитектура бухары. Достопримечательности и архитектурные памятники Бухары
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Достопримечательности Бухары. Древняя архитектура бухары


Архитектурный символ Бухары за последние 110 лет

На днях бухарский краевед Рахмат Шарифов  сделал фотосравнения по всем снимкам Бухары Прокудина-Горского, где удалось определить место и сохранился сам объект съёмки.Сегодня мы совершим путешествие во времени длинною в 110 лет, чтобы проследить судьбу знаменитого минарета Калян, который является одним из старейших архитектурных памятников и самым высоким сооружением старой Бухары, его высота 46,5 метров.

Минарет был построен в 1127 году и пережил на своём веку немало страшных бедствий и разрушений города.Его старейшие снимки (из тех, которые можно датировать) относятся к концу 1880-х гг. Но мы начнём нашу историю с января 1907 года, когда в Бухару прибыл С.М.Прокудин-Горский, чтобы создать первые цветные снимки столицы Бухарского эмирата.Хотя огромный минарет и господствовал над городом, подобраться к нему было непросто из-за очень плотной застройки.Можно было снимать с небольшой площади перед медресе Мири Араб, но там мастера что-то не устроило: то ли толкотня рынка, то ли положение солнца, то ли дистанция. Поэтому он выбрал другой ракурс, который использовали и некоторые иные дореволюционные фотографы, например, Вильгельм Гартевельд.

Снимок Прокудина-Горского января 1907 года и фото Рахмата Шарифова от 31 декабря 2017 года:Большой Минар в Старой Бухаре. 1907-2017. №20003.jpgВысокое разрешение

Как видим, за 110 лет вид минарета Калян почти не изменился (для него это не срок), а вот от старой улицы не осталось и следа.Давайте посмотрим, какие исторические бури пронеслись здесь за эпоху, уместившуюся между двумя снимками.

Самые драматические перемены связаны с событиями сентября 1920 года, года столица Бухарского Эмирата была взята в ходе ожесточённого штурма красными войсками Фрунзе. Город-крепость бомбили с аэропланов и обстреливали из орудий.В главный минарет попало 10 снарядов, но он устоял, что говорит о прочности его конструкции, созданной древними мастерами.

Вот вид в "прокудинском" ракурсе вскоре после штурма:

Удивительным образом гибель "рядовой" застройки открыла для обзора портал медресе эмира Алимхана (справа от минарета).После расчистки руин получился тот вид, который будет знаком всем последующим поколениям.Но оставалось ещё залечить те страшные раны, которые нанесла древнему памятнику гражданская война.

Как сообщают Интернет-источники, в 1925 году мастер из Самарканда — Ходжи Абдукадыров вместе с бухарским зодчим Усто Ширин Муродовым восстановил облик минарета. Согласно Википедии, в 1924 году были отреставрированы небольшая часть стены и мукарнасы минарета.По всей видимости, реставрационные работы проводились и в 1924-м, и в 1925 году.На этом фото около 1925 года мы видим промежуточный результат:

Именно в таком, "полувосстановленном" виде минарет попал на первые советские открытки:

Вскоре залатали и выбоины от снарядов.

Средняя часть ствола минарета Калян. Фотограф Ernst Cohn-Wiener, 1925 год:

Эти пятна-шрамы останутся на минарете уже навсегда, как напоминание о трагических событиях 1920 года и понесённых тогда городом разрушениях.Как ни парадоксально прозвучит, но эти разрушения раскрыли некоторые интересные виды города, которые были совершенно недоступны для Прокудина-Горского.

Новыми панорамами спешили воспользоваться советские фотографы-открыточники, которые активно снимали город в 1920-е.

Почти "прокудинский" ракурс на почтовой карточке издания ГИЗ 1929 года:

В документальном фильме "Город Бухара" 1941 года минарет Калян впервые за 30 лет был запечатлён в цвете, но в другом ракурсе, поэтому мы здесь не будем приводить скриншот.А вот нормальные цветные фотографии памятника стали появляться лишь спустя полвека после первой прокудинской съёмки, настолько Мастер опередил своё время!

Это фото Семёна Осиповича Фридлянда 1959 года:1959 frid10697lg.jpg

Высокое разрешение

Если приглядеться, то можно найти интересные детали.Например, аист снова обжил верхушку минарета, а у входа в медресе эмира Алимхана стоят две скульптуры, изображающие советскую молодёжь (там разместилась областная библиотека).

На другом кадре того же Фридлянда присутствует "живописный" столб электропередачи, какие "украшали" тогда все советские города от Калининграда до Южно-Сахалинска:1959 Бухара frid06274lg.jpgВысокое разрешение

Однако удивительно, что портал медресе Мири-Араб стоит в лесах также, как и на снимках 1964 года. Вероятно реставрация затянулась на 6-7 лет.

В 1964 году минарет Калян в нужном нам ракурсе запечатлел американский профессор-советолог Thomas T. Hammond:1964 Минарет Калян. Thomas T. Hammond.jpgВысокое разрешение

Скульптуры у входа в медресе-библиотеку уже убрали, зато в кадр попало много интересного люда. Больше всего, конечно, привлекает внимание тележка с подшипниками вместо колёс.Не знаю, с чем это связано, но на этом кадре особенно заметно различие между старой и восстановленной кладкой памятника.

По всей видимости, в том же 1964-м снимал и чешский фотограф-искусствовед Werner Forman:1964-65 Werner Forman4.jpgВысокое разрешение

И ещё один кадр из 1964-го (или 1963-го?), от неизвестного иноземного туриста:

Фото Людмилы Николаевны Пущиной 1967 года, полвека назад:1967 Людмила Николаевна Пущина.jpgВысокое разрешение

Землетрясения от 8 апреля и 17 мая 1976 года разрушили «мукарнасы» - сталактиты тысячелетнего памятника. Эти разрушения были полностью восстановлены в 1980 году мастерами из Бухары.

1980 год, гнезда аиста уже нет:

Гнездо пропало где-то между 1975 и 1978 годами. К началу 1980-х аисты покинули Бухару.

Как сообщают Интернет источники, "к 1997 году, к 2500-летию Бухары, минарет был капитально реконструирован и отреставрирован лучшими мастерами".Однако на фотографиях уже трудно заметить какие-то различия. Кажется, что время вокруг древнего памятника снова застыло.

2001 год:

Снимок Рахмата Шарифова 31 декабря 2017 года:

От имени нашего проекта выражаю сердечную благодарность Рахмату Шарифову за проделанную им работу.Также хочу рекомендовать всем, кто интересуется памятниками Бухары, его краеведческую страничку: https://www.facebook.com/RahmatilloSharifov/,

arch-heritage.livejournal.com

Архитектура Бухары

Подробнее...

     Массовый переход в лоно ислама местного населения завоёванных стран был обусловлен в первую очередь экономическими причинами, ибо неофиты освобождались от налогов, которые обязаны были платить иноверцы. Но это было только первым толчком, а дальше начинали играть роль другие факторы. Какие? К сожалению, если углубляться в этот вопрос, не хватит ни места, ни времени. Скажу только, что ислам был очень неразработанной религией, особенно в области права, что допускало разнообразное толкование многих его положений. Это привлекало сюда массу самых разных интерпретаторов и способствовало продвижению этой синтетической религии в массы.           Бухара к началу X века входила в состав государства Саманидов, которое к концу своего существования было уже практически независимо от Халифата. Да и не было уже никакого единого Халифата. В Египте сформировался халифат Фатимидов, в Ираке - халифат Абассидов,а  в Испании - халифат Кордовских Омейядов. Арабы, по большому счёту, сыграли роль катализатора, стимулировали оживление и развитие в покорённых странах и на этом их миссия закончилась. Постепенно часть из них ассимилировалась, а часть удалилась домой. В халифате Абассидов всё дальнейшее культурное развитие шло под влиянием Персии, которая стала преемницей арабов на своих исконных территориях - Иране, Ираке, Афганистане. В том числе, и в Мавераннахре с его главными культурными центрами - Бухарой и Самаркандом.

     Мощнейшим фактором формирования единой мусульманской культуры стала архитектура. В ней, грубо говоря, сконцентрировались все основные установки Корана.            Если идти по хронологии, то начать нужно с мавзолея Саманидов. Достаточно простое по архитектуре, это сооружение содержит в себе наиболее характерные черты будущих построек. А с другой стороны - берёт начало в древних персидских чортаках. Именно такими они и были - эти древние зороастрийские святилища. Так что, ничего нового, за исключением техники и материала. Всё выполнено очень аккуратно. Ажурная кладка из жжёного кирпича облегчает и без того тонкие стены. Угловые колонны, которых не было в Иране, скорее всего являются чисто местным элементом, свойственным согдийской архитектуре. Также как и галереи. Подобное сочетание мы видели на воротах Ичан-Калы. Впечатление достигается соразмерностью частей и фактурой материала.

 

Buhara txt 2

     Слева - мавзолей Саманидов (X век), справа - портал медресе Абдулазиз-хана (XVII век)

     В этом скромном памятнике мы видим почти все основные элементы, из которых будет складываться будущая архитектура и Бухары и Самарканда. Ну, разве что, не хватает портала-пиштака, который вскоре выделится как главный визуальный и декоративный элемент любой постройки, будь то медресе, мечеть или караван-сарай.          А расположенный по соседству мавзолей Чашма-Аюб, демонстрирует нам конический купол, который, впрочем, был не характерен ни для Бухары, ни для Самарканда. Смотрится этот мавзолей не слишком богато и представительно, но именно такими и были здесь поначалу все постройки. Как в своё время в Византии, где вся мраморная и мозаичная красота была скрыта за невзрачными каменно-кирпичными стенами. Только со временем они обзавелись глянцевыми фасадами-обложками, к которым мы привыкли, когда разговор заходит об архитектуре Бухары или Самарканда.   

Buhara txt 3

         Мавзолей Чашма-Айюб (XIV век)

     В этой части мы покажем характерные для средневековой Бухары постройки, архитектура которых довольно однообразна. Каре двора ограничивают глухие со стороны улицы стены. Во двор выходят украшенные майоликой айваны порталов, расположенных посередине каждой стены. Если это медресе, то от каждого из порталов расходятся в стороны одно- или двухэтажные крылья келий-худжр, где жили ученики. Если же это мечеть - вместо келий просто галереи. Центральный фасад с внешней стороны, как правило, также облицован глазурованными плитками, и особенно - его торжественный портал-пиштак.

Buhara portal     Фасад медресе Мири-Араб

     Каждое медресе имеет свою внутреннюю мечеть, также как и любой городской квартал-махалля(махалля - это не просто территория, это община). Внутренняя мечеть в медресе, как правило, расположена рядом со входом, и служит одновременно залом для лекций.          Рядовые квартальные мечети небольшие, поэтому весь двор как бы стягивается под купол, а снаружи зачастую имеется галерея (тот же портик в греческой архитектуре). В медресе часто имеются ещё и мавзолеи, где располагаются могилы основателей или духовных наставников.          Над михрабом обычно воздвигают купол, а во дворе или где-то рядом обязательно должна быть вода для омовений. Минарет у мечетей присутствует факультативно.

www.fotohram.ru

Достопримечательности Бухары — WiKi

Фото Название Координаты Время постройки Описание
Modarikhon madrasah.jpg Abdullaxon madrasasi 2.jpg  Кош-медресе 39°46′28″ с. ш. 64°24′19″ в. д.HGЯO 2-я половина XVI века Ансамбль из двух медресе был построен в приёме «кош» бухарским ханом Абдуллой II. Первое по времени постройки здание — медресе Модари-хан (1566/1567) — правитель Бухары посвятил своей матери (модари хан — дословно мать хана). Это небольшое двухэтажное медресе с двухайванным двором. Главный фасад имеет заметный скос, из-за чего здание в плане имеет трапециевидную форму. Второе медресе — медресе Абдуллахана — было построено в 1588-1590 годах. Оно имеет весьма значительные размеры и оригинальную организацию помещений вокруг четырёхайванного двора: по главному фасаду здания, перед мечетью и дарсханой, имеется дополнительный ряд худжр, которые, сочетаясь в углах с восьмигранными комнатами, образуют самостоятельные блоки. Интересна и западная группа помещений, образующих октогональный зал.
Ulugh bek madrasah.jpg Abdul Aziz Khan Madrasa Bukhara.jpg  Медресе Улугбека и медресе Абдуллазиз-хана 39°46′35″ с. ш. 64°25′03″ в. д.HGЯO 1417 год,1652 год Комплекс из двух разновременных зданий, возведённых в приёме «кош».

Медресе Улугбека построено в 1417 году зодчим Исмаилом Исфахани. Двухайванный двор с двумя этажами худжр, дарсханой и мечетью. Первоначальный декор был весьма скромным. Майоликовая облицовка появилась только в 1585 году. Памятник отличает равновесие форм и строгость пропорций. Именно медресе Улугбека в Бухаре стало образцом для более поздних медресе по всей Средней Азии.

Медресе Абдуллазиз-хана — последнее по времени постройки монументальное медресе в Бухаре (1652). Зодчий Мухаммед Салих, мастера декора Мим Хакан и Мухаммед Амин. Двухэтажное строение с четырёхайванным двором. В углах главного фасада дарсханы, в глубине двора на центральной оси — мечеть. Медресе было относительно благоустроено: имелась примитивная система канализации и камины для отопления. В декоре впервые использована жёлтая краска. Помимо традиционных растительных и орнаментальных узоров в оформлении фасадов можно встретить изображения китайских драконов и птицы счастья Симург.

Mir-i-Arab Medressa (8145368475).jpg  Медресе Мири Араб 39°46′34″ с. ш. 64°24′56″ в. д.HGЯO 1-я половина XVI века Часть комплекса Пои Калян. Построено шейхом Сайидом Абдуллой аль-Йамани при финансовой поддержке хана Убайдуллы. Составляет «кош» с мечетью Калян. Четырёхайванный двор окружён двумя этажами худжр. Угловые помещения главного фасада оборудованы под мечеть и гурхану и увенчаны двойными куполами, покрытыми бирюзовой плиткой. В восточных углах медресе — дарсханы. Из внутреннего убранства особенно интересна гурхана. Медресе действующее.
Медресе Мулло Турсунжон.jpg  Медресе Мулло Турсунжон 39°46′26″ с. ш. 64°24′45″ в. д.HGЯO XVI век «Типовое» бухарское медресе времён правления Шейбанидов. Примечательно, разве что, своими размерами и тем, что в эпоху своего расцвета входило в пятёрку самых престижных учебных заведений Бухары. Массивное двухэтажное строение с остатками декора на главном фасаде.
Kukeldash Buxaro.jpg  Медресе Кукельдаш 39°46′26″ с. ш. 64°25′15″ в. д.HGЯO 1568/1569 год Часть ансамбля Ляби-хауз. Построено царедворцем и меценатом Низамом Кульбабой кукельдашем. Это самое большое медресе Бухары. Его размер 86х69 метров. 160 худжр сгруппированы в два этажа вокруг двухайванного двора. Внутренняя мечеть и дарсхана расположены в углах главного фасада. В углах заднего фасада вместо дарсхан устроены восьмигранные вестибюли, вокруг которых группируются радиально расположенные худжры. Необычно решение боковых фасадов: часть худжр второго яруса имеют лоджии, выходящие на улицу. Наружный декор здания скромен, но в интерьерах привлекают внимание сложные сетчато-звёздчатые плафоны. Представляют интерес настенные картины в дарсхане, написанные в 1930-х годах в стиле соцреализма. Медресе Кукельдаш известно тем, что в нём учился писатель Садриддин Айни, о чём напоминает мемориальная доска в нише входного портала.
Hanaka Bukhara.JPG  Ханака Диван-Беги 39°46′23″ с. ш. 64°25′10″ в. д.HGЯO 1619—1620 годы Часть ансамбля Ляби-хауз. Построена визирем Имамкули-хана Надиром диван-беги для суфийской общины джуйбарского шейха Ходжи Хашима. Несмотря на небольшие размеры, здание выглядит массивным за счёт сильно вытянутого вверх узкого портала главного фасада. Центральный зал ханаки высокий, почти готический, с прекрасной акустикой. Вокруг зала в два этажа сгруппированы худжры и подсобные помещения.
La médersa Nadir Divangebi (Boukhara, Ouzbékistan) (5680501848).jpg  Медресе Диван-Беги 39°46′23″ с. ш. 64°25′17″ в. д.HGЯO 1622—1623 годы Часть ансамбля Ляби-хауз. Первоначально было построено Надиром диван-беги как караван-сарай, но почти сразу переделано в медресе. По этой причине у здания отсутствуют традиционный мион-сарай (вестибюль), дарсханы и внутренняя мечеть. Зато сохранился характерный для караван-сараев дополнительный проезд на задний двор, предназначавшийся для вьючного скота. Особый интерес представляет мозаичное оформление пештака: помимо традиционных растительных, геометрических и эпиграфических узоров на его тимпане изображены птицы счастья Симург.
Медресе Валидаи Абдуллазиз-хана.jpg  Медресе Валидаи Абдуллазиз-хана 39°45′57″ с. ш. 64°24′13″ в. д.HGЯO 2-я половина XVI века — 2-я половина XVII века Предположительно построено матерью хана Абдуллы II как мечеть. В правление Абдулазиз-хана здание было приспособлено под медресе путём пристройки дополнительных помещений, предназначенных для проживания студентов. Это сочетание гузарной мечети и учебного заведения выделяет медресе Валидаи на фоне других исторических зданий Бухары.
Медресе Джуиборий Калон.jpg  Медресе Джуиборий Калон 39°46′00″ с. ш. 64°24′12″ в. д.HGЯO XVII век Одноэтажное медресе, построенное на берегу большого хауза (Хаузи нау). Согласно вакуфной грамоте XVII века жертвовательницей вакфа (земельного надела) под строительство учебного заведения была Ой-пошшо-биби, слепая дочь джуйбарского шейха Абдурахима Ходжи. Считается, что медресе было женским.
Медресе Гозиен 39°46′12″ с. ш. 64°24′48″ в. д.HGЯO XVI в. Старинное одноэтажное медресе, в XIX веке являвшееся частью большого исламского образовательного центра. Этот центр состоял из учебного корпуса — медресе Мулло Мухаммад-Шариф, — и двух студенческих общежитий — Гозиён Калон и Гозиён хурд. Медресе Гозиён — это общежитие Гозиён Калон, единственное сохранившееся до наших дней здание образовательного центра.
Ханака Файзабад.jpg  Файзабад ханака 39°46′45″ с. ш. 64°26′17″ в. д.HGЯO 1598—1599 годы Построена суфием Мавлоно Поянда-Мухаммад Ахси Файзободи в пригороде старой Бухары, в местности Файзабад. Первоначально называлась «Шохи Ахси». Здание с центральным купольным залом и группой худжр, обведённое с трёх сторон открытой арочно-купольной галереей. Главный фасад имеет трёхступенчатое строение: арки галереи переходят в двухъярусные ниши, а затем в сводчатый портал. В интерьере особенно примечательно оформление купола главного зала.
Chor Minor.jpg  Медресе Халифа Ниязкул (Чор-Минор) 39°46′29″ с. ш. 64°25′38″ в. д.HGЯO 1807 год Частично сохранившееся медресе, построенное на средства туркменского купца Халифа Ниязкула. Часть двора, обнесённая с двух сторон одноэтажными худжрами, айван летней мечети, бассейн-хауз и превратное сооружение – чартак или дарвазахана — центрическое четырёхарочное строение с куполом, над угловыми устоями которого возвышаются четыре башни-минарета, увенчанные голубыми куполами.

ru-wiki.org

Очарование старой Бухары - Страница путешественника

Бухара - заключительный из древних городов Великого шёлкового пути, который мы посетили в этом путешествии. После Хивы и Самарканда кое-какие черты в обличье городов Востока уже примелькались, поэтому Бухару хотелось посмотреть чуть по-другому - меньше вдаваться в исторические нюансы и названия, зато больше проникнуться атмосферой города. И для этого были все предпосылки - благодаря удобному расписанию самолётов, мы должны были провести в Бухаре полный день, с самого утра и до позднего вечера. Плюс - денёк был пасмурный и изнуряющая жара несколько отступила. Итак, утренний борт примчал нас из Ташкента, а таксист доставил прямо на центральную площадь Бухары, где горожан и туристов встречает забавный памятник Ходже Насреддину на осле, герою восточного эпоса.

1. Памятник Ходже Насреддину - одна из любимых туристических достопримечательностей Бухары. Почти все тут фотографируются, детишки залазят на осла. Я тоже решил приобщиться. :))

2. Вслед за памятником Ходже Насреддину на площадь выходит фасад медресе.

3. А теперь - откинем все туристические обязательства, и пойдём по старому городу куда глаза глядят.

4. Бухара - очень древний город. На одной из площадей Старой Бухары открыты фундаменты старых караван-сараев и общественных бань, не сохранившихся до нашего времени.

5.

6. Бухара, хоть и находится в окружении пустынь, - очень уютный и зелёный город. В старом городе несколько прудов - вот один из них.

7.

8. На пешеходной улице Хакикат, ведущей к главным достопримечательностям Старой Бухары, много торговцев сувенирами, платками, тюбетейками и другими дарами Востока. Тут полно как туристов, так и местных жителей. Тут всегда кипит жизнь.

9. Люблю наблюдать за людьми. Ведь главное в стране - не достопримечательности, архитектура и прочее, а атмосфера, люди... В Узбекистане хорошие люди - добрые, приветливые, общительные. Ну и конечно много очень колоритных для нашего непривычного взгляда персонажей - потом сделаю отдельный пост на эту тему. Но кое-что приведу и здесь. Мы ведь дышим атмосферой Бухары, не так ли? :)

10. Улица Хакикат ведёт на площадь, куда выходят фасады двух медресе - Улугбека и Абдулазиз-хана.

11.

12. Традиционно красивые фасады украшены плиткой-майоликой.

13.

14. На вершине одного из минаретов свили гнездо аисты.

15.

16. А дальше - устремляемся к изумительным голубым куполам соборной мечети Пои-Калян - главной мечети Бухары.

17.

18. Пои-Калян - одна из наиболее древних построек Бухары, датируемая XII - XVI веками. Все вместе - мечеть, минарет и медресе Мири-Араб, они образуют восхитительный комплекс, являющийся главным символом города.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27. На главной городской площади Регистан (в Бухаре она называется так же, как и в Самарканде) - всегда очень оживлённо.

28. У стен древних цитаделей колоритный дедушка торгует клеймами для домашнего скота.

29.

30. Чуть поодаль от главной соборной площади находится огромный рынок ковров - ковры тут просто сногсшибательные, самых разных размеров и фасонов.

31.

32. Пришло время чуть передохнуть - усевшись на ступеньках мечети Калян, интересно наблюдать за городской жизнью. А понаблюдать есть за чем...

33. На ступеньках медресе Мири Араб пожилой Учитель беседует с мусульманской молодёжью.

34. Мальчик кушает сливочное мороженое в стаканчике. Играют и другие детишки...

35. На центральной площади Старой Бухары медленно и размеренно течёт обычная жизнь. Так же размеренно и медленно - как и течёт время в стенах этих старинных цитаделей. Годы, столетия....

36. К старому городу Бухары примыкают очень колоритные низкоэтажные кварталы - целый лабиринт узких улочек, примыкающих друг к другу домишек. Тут тоже течёт тихая и размеренная жизнь - туристический поток словно невластен над этими местами...

37. Ходжа Насреддин и Георгиевская ленточка.

38. Интересно, сколько лет этим резным деревянным дверям?

39. А в этой двери предусмотрено специальное отверстие для кошек. Или для собак.

40. В веренице улочек Бухары можно без труда починить велосипед.

41. Строения порой просто поражают оригинальностью своих конструкций! :))

42. В невероятных лабиринтах Старой Бухары легко заблудиться - как герои "Бриллиантовой Руки" в фильме. В таких случаях на помощь приходит дедушка Ленин - уж он-то точно верной дорогой направит товарищей. :))

43. На улочках старых кварталов Бухары течёт обычная жизнь - размеренно, по-хозяйски и по-восточному обстоятельно и неторопливо.

44.

45. Одним из символов Бухары является площадь Ляб-и Хауз. Этот архитектурный ансамбль у пруда был создан ещё в XVI-XVII веках. В средние века Ляб-и Хауз была оживлённой торговой площадью, а сегодня здесь бьют фонтаны, гуляет народ.

46. Старые тутовые деревья у пруда - ровесники площади. Например, вот это дерево - 1477 года!

47. Корабли пустыни. :))

48. На площади у пруда находится просто великолепный ресторан - пожалуй, лучший в городе и при этом весьма недорогой. Очень советую отобедать именно тут - тем более, что это место очень любят не только туристы, но и местные жители.

49. Товарищ kitv резонно посчитал, что в городе с характерным названием Бухара - ну просто грех не выпить! :))

50. Чудесный бухарский плов. Пока дочитали до сюда, наверняка проголодались? :)

51. Несколько фотографий современной Бухары.

52.

53.

54. И снова в старый город. Крепость Арк - древняя цитадель Бухары, оплот властителей эмиров. В своё время Арк, возвышающийся над площадью Регистан, являлся символом величия, власти и неприступности. На одной из стен Арка некогда висела большая кожаная плеть - символ власти в Бухарском эмирате.

55.

56.

57. Крепость Арк - самый древний архитектурный памятник Бухары, датируемый 899-960 годами.

58. Рядом с крепостью Арк обнаружилась интересная гиперболоидная водонапорная башня конструкции инженера Шухова. В конце XIX - начале XX века по проектам великого инженера было построено множество подобных конструкций разного предназначения - по всем уголкам Российской Империи.

59. Внутри крепости Арк. Центральная внутренняя площадь цитадели.

60. Парадный трон эмира Бухарского Эмирата. Бухарский Эмират существовал с 1785 по 1920 год, когда Бухару заняли части Красной Армии.

61. На стенах крепости Арк...

62.

63.

64. Ближе к вечеру мы с Серёгой вернулись на улочки старого города - начинало смеркаться, спадала жара, всё больше становилось гуляющих...

Вечером восточные города воспринимаются совсем по-другому, чем днём... Посмотрим? :))

К оглавлению >>>

uritsk.livejournal.com

Достопримечательности и архитектурные памятники Бухары

В 1991 году Бухара была внесена в список Мирового наследия ЮНЕСКО. А в 1997 году под руководством ЮНЕСКО в международном масштабе широко праздновался 2500-летний юбилей города.

В Бухаре сохранились древнейшие архитектурные памятники. На её территории находятся памятники всех исторических эпох, начиная с IX века н.э. по настоящее время.

Крепость Арк (4 в. до н.э.-19 век)

Самым древним археологическим памятником города является Арк, или крепость города. Это бывший правительственный центр. Перед ним расположена площадь Регистан («насыпная площадь»). Величественная древняя крепость Арк обращает на себя внимания каждого приезжающего в город Бухару.

По словам историка 10 века Наршахи, крепость Арк в течение долгого времени лежала в руинах, и только в 7 веке бухар-худат восстановил большой дворец «ках», а потом приказал вырезать имя строителя на железной доске и прикрепить к воротам дворца.

Согласно легенде, дворец снова рухнул, и, сколько ни возобновляли постройку, возвести здание так и не удалось. Тогда правитель будто бы собрал ученых и по их совету построил дворец заново в форме созвездия Большой Медведицы, на семи столбах.

На плане Арк, близок к неправильному прямоугольнику, несколько вытянутому по направлению с запада на восток. Юго-восточный угол слегка срезан, длина стен Арка 789,6 метра. Площадь 3,96 га.

В старое время перед Арком существовала большая низина, на дне которой было собрано много народа, который начал носить песок и засыпать низину, уничтожив озеро и образовав площадь, отсюда и название площади Регистан (рег — песок).

В начале 20 века площадь Регистан была самым оживленным местом в Бухаре. Здесь находился большой базар, часть которого была расположена кругами вокруг хауза (пруда). Здесь проходили публичные состязания, казни. Место называлось бозори респон (веревка).

В Арке постоянно жили жены эмира, его мать, а также ближайшие родственники. Здесь же проживали многочисленные женщины гарема. Здесь под особым присмотром находились братья и дядя эмира, с их семьями и прислугой. Каждый из них имел в Арке особое изолированное помещение. Всего в Арке проживали около 3 тысяч человек.

Мавзолей Саманидов (9-10 века)

На территории парка Саманидов, на одной из ее алей, под сводами тенистых деревьев, находится памятник 9-10 веков мавзолей Саманидов. Это квадратное сооружение, завершаемое полусферическим куполом. Все фасады одинаковы, не один из них не выделен как главный. Вход со всех сторон оформляет сквозная арочная галерея. Композиционное решение памятника очень простое. Вход оформляет стрельчатая ниша с тремя персептивно сокращающимися арками. Завершают все стороны мощные трехчетвертные колоны.

Декор мавзолея представляют разнообразные узоры за счет фактуры кирпича. Здесь шлифованный кирпич плашмя и в форме крупных розеток. Здесь и вертикальная кладка и по диагонали. Это первый объект в Средней Азии, где был использован жженый кирпич светло-желтого цвета с розовым оттенком. Для кладки стен, арок, куполов, колонн и облицовки мавзолея использованы кирпичи-маломерки квадратной и прямоугольной формы различных размеров.

Интерьер также прост в своем конструктивном решении. Несмотря на небольшие размеры помещения, интерьер мавзолея кажется просторным и воздушным.

Здесь расположена могила основоположника Саманидского государства Исмаила Самани, его отца и внука. Исмаил Самани был правителем первого централизованного государства. Этот период — период его правления, характеризуется как эпоха ренессанса. В это время достигла своего расцвета архитектура, наука, поэзия, литература, музыка. Много замечательных поэтов, писателей, ученых, жили и творили в этот период, среди них Абу Али ибн Сино (Авиценна), Рудаки, Бируни, Дакики, Аль-Кодеми, Табари.

Архитектура также достигла своего расцвета. Были построены новые типы зданий мечети, медресе, мавзолеи, караван-сараи, бани.

Мечеть Магоки Аттори (12 век)

Мечеть находится в центре города. Она названа так, потому что на её месте прежде был торговый ряд продавцов пряностей (аттаров). Мечеть почти на 6 метров вошла в глубину, на самом же деле около нее наросла городская почва за многовековое существование Бухары.

Историк X века Наршахи рассказывает, что на этом месте стояла мечеть Мах (луна), которая была построена на месте храма огнепоклонников. Здесь два раза в год устраивался базар, на котором продавали деревянных и глиняных идолов.

Мечеть Магоки Аттори относится к типу так называемых закрытых мечетей, с перекрытием на шести каменных устоях (столбах). Южный её портал, со стороны сквера, представляет шедевр архитектурного декора.

Портал и её нишевидный вход украшены разнообразными способами: резьбой по алебастру, кладкой из шлифованных кирпичиков, поливной майоликой и резной терракотой.

Мавзолей Чашма Аюб (14-16 века)

«Источник святого Иова», так переводится название этого древнего памятника, строительство которого началось в 14 веке по приказу Амира Тимура, и продолжено в 16 веке.

Мавзолей возведен над источником, который считается священным и целебным среди жителей Бухары.

Согласно легенде, в засушливые годы, жители города молили Бога о том, чтобы он послал им воду. В ответ на молитвы, появился библейский святой Иов, который одним ударом своего посоха, пробил источник из земли.

Мавзолей Сайфеддина Бахарзи и Буян-Кулихана

Сейид ал-Хак ва-д Дин Абу-л-Маани Саид ибн ал Мутахар ибн Саид ал-Бохарзи (1190-1261) был учеником Наджим ад-Дин Кубро, основавшего суфийский орден «кубравийа».

Бохарзи способствовал обращению в Ислам монгольского хана Золотой Орды - Береке. Последователем Бохрази был Чагатайский хан Буян-Кули.

Нам могилой Бохарзи был сооружен мавзолей–ханака, до конца 18 века служивший местом для радений дервишей.

Напротив могилы своего учителя был похоронен его ученик - хан Буян-Кули. Позже над его могилой также был построен мавзолей.

Ансамбль Пои-Калон (12-16 века)

Ансамбль Пои Калон состоит из 3-х архитектурных сооружений: минарета Калон, мечети Калон и медресе Мир-и-Араб, составляющих вместе цельный архитектурный ансамбль, наиболее величественное и художественное сооружение Бухары.

Минарет Калон (1127 год)

Минарет Калон был построен в правление Караханидского хана — Арсланхана. Это самое высокое сооружение в старой Бухаре (46,5 метра). Минарет представляет собой массивный круглый столб, сложенный из жженого кирпича. Он имеет 12 декоративных пояса, на каждом из которых не повторяющийся узор.

Минарет сохранил 3 пояса, на которых имеются надписи: дата строительства —1127 год, имя жертвователя — правителя Бухары Арсланхана и имя строителя — усто Барно, могила которого находится в близлежащих кварталах. Минарет служил местом призыва всех мусульман на праздничную или пятничную молитву в мечеть, которая стоит у подножия минарета.

Мечеть Калон (1515 год)

Соборная или пятничная мечеть Калон считается одной из древнейши и второй по величине после Биби Ханым (Самарканд) в Средней Азии. Археологические раскопки указывают на наличии на её территории нескольких древних полов. Постройка мечети предположительно была начата в XV веке и закончилась в 1515 году, как гласит надпись над входом в мечеть.

Мечеть принадлежит к типу открытых мечетей с прямоугольным двором. Главное здание у западной стены имеет художественно отделанный михраб, высокий портал с резной мозаикой и внутренний купол, поверх которого возвышается наружный купол на высоком декоративном барабане. Наружный купол возвышается над всеми постройками города и утопает в синеве бухарского неба. Напротив мечети на одной оси расположено медресе Мир-и-Араб.

Медресе Мир-и-Араб (1530 год)

Медресе Мир-и-Араб некогда было знаменито на весь исламский мир. Оно было построено в 1530-1536 годах по приказу правителя Бухары эмира Мира Убайдуллы в знак признательности суфию Абдулле аль Ямани, поднявшему народ на борьбу с иранскими завоевателями. Когда-то оно было не менее известно, чем каирское медресе Аль Азхар. По словам его директора Мухиддина Нумонова, в нем имеется 114 келий по числу сур в Коране, в которых жили студенты, постигавшие богословие.

В свое время Мир-Араб был единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР.

В числе знаменитых выпускников, называет муфтия Азербайджана Ааяло-шукура Падшах-заде, бывшего муфтия Казахстана Ратбека Нысанбайулы, главу российских мусульман Равиля Гайнуддина и погибшего недавно прези дента Чечни Ахмада Кадырова, бывшего до этого муфтием.

Показывая аудитории, ничем не отличающиеся от классов обычной школы, Нумонов говорит, что сейчас здесь обучается сто студентов, главным образом из Узбекистана. По направлениям муфтиятов практикуется прием студентов и из других стран. Наряду с теологическими дисциплинами они изучают и вполне светские: химию, биологию, физику, этику, лексику, риторику и ораторское искусство. По окончании учебы студенты получают дипломы установленного образца, дающие выпускникам медресе право преподавать в общеобразовательных школах.

Помещения с левой стороны от входа превращены в мавзолей, в котором находятся захоронения Мир-и-Араба, Убайдуллахана и его царственных родственников. С правой стороны находится мечеть.

Ансамбль Ляби-Хауз

Ляби-Хауз сочитает в себе современный памятник национальному герою Ходже Насреддину Афанди, медресе 16 века Кукельдаш, хонако и медресе Нодир Диван Беги, построенные в 17 веке. Завершает этот ансамбль Хауз (водоем).

Ляби-Хауз (пруд)

Ляби-Хауз в переводе означает «у берегов водоема». Он не только завершает этот ансамбль, но и создает микроклимат. Многовековые деревья тутовника, окружающие этот Хауз, создают тень в жаркие дни. Здесь располагались базар, чайхана, парикмахерские, лавки цирюльников.

Водоем прямоугольной формы, размеры — 36 х 42 метра, глубина — 5 метра. Берега Хауза, скошенные в углах, выложены крупными блоками камня, уступами; по ним спускались за водой водоносы (машкабы), разносившие в бурдюках воду для поливки улиц и для питья. Вода в Хауз поступала из канала Шахруд, который располагается слева.

Большие празднества проводились именно на этой площади. Лавки украшались коврами и вышивками. Вечером зажигались огни, ставились торговые палатки. Толпы бухарцев после праздничной молитвы гуляли по площади Ляби-Хауз.

Медресе Кукельдаш (16 век)

Самое раннее сооружение, у которого сложился Хауз, медресе Кукельдаш, построенное в 16 веке. Это самое крупное медресе города. Оно представляет собой 2-х этажное здание с большим мозаичным порталом у входа, оформленным глубокой сводчатой нишей, фланкированной на углах изящными колонками из полупрозрачного зеленого оникса. Портал медресе очень растянут и завершен башнями — гульдаста. Это сооружение имеет необычное архитектурное решение, оно не замкнуто, т. е. наружные и задние фасады подобно главному, оформлены глубокими лоджиями.

В медресе есть 160 худжр, здесь обучались и жили 320 студентов. Декор еще тогда был не богатым, и только маленькие фрагменты сохранились до наших дней. Сейчас здание находится в стадии реконструкции. Позже в 17 веке зодчие пристроили мечеть Хонако Нодир Деван Беги.

Хонако Нодир Диван Беги (17 век)

Это прямоугольное с купольным крестообразным перекрытием здание с нетрадиционным вытянутым и узким порталом и боковыми башенками. Ниши купольного зала декорированы сталактитами. Зал однокупольный, вокруг него в 2 этажа располагаются худжры. Здесь вы видите михраб, украшенный архитектурным декором.

Хонако являлось местопребыванием дервишей (странствующих монахов, проповедовавших суфизм). Суфизм — мистико-аскетическое учение в Исламе. Первоначально суфизм появился в 8 веке среди арабов в Сирии, Ираке и Египте.

Со временем появилось много орденов, таких как Кубравиа, Накшбандия. Основателем ордена Накшбандия был уроженец Бухары Бахоуддин Накшбанд. В 12 км от Бухары, в селении Касри Орифон, находится его мемориальный комплекс, многие другие последователи суфизма являются уроженцами нашего города, среди них Гиждувани, Бухори.

Хотя планировка Ханако непропорциональна, она всё-таки вписывается в архитектурный ансамбль, на одной оси с ним находится Медресе Нодир Диван Беги.

Медресе Нодир Диван Беги (17 век)

Медресе 17 века Нодыр Диван Беги. Тот же прямоугольный портал, в 2 ряда уходящие худжры, по бокам башни — гульдаста. Портал украшен изображениями живых существ. Это была первая попытка зодчих отойти от традиционного декора. Большой интерес представляет декорация тимпанов портала, выполненная в технике полихромной мозаики. К лучистому солнцу устремляются фантастические птицы счастья Симург, держащие в когтях фантастических животных. Здесь также присутствует растительный орнамент — спиралевидные стебли и цветы. В декоре отсутствует красный цвет. Это объясняется тем, что он ассоциируется с жарой, а т.к. климат был очень жаркий, то зодчие старались украшать свои творенья больше голубыми, зелеными, синими и желтыми тонами, которые здесь и преобладают. На портале надпись на арабском языке, она гласит: «Аллах велик, Мухаммед пророк его». Это было традиционным элементом украшать порталы медресе надписями.

Слово медресе арабского происхождения, произошло от слова дарс — урок. Это учебное заведение, появилось во времена утвержденного ислама. Здесь изучали Коран, арабский, персидский языки, светские науки, географию, историю своего края. Квадратный двор обрамлен худжрами в 2 этажа.

Отличительная особенность этого медресе в том, что здесь отсутствует мечеть и классная комната (дарсхона). Это объясняется тем, что первоначально это медресе было задумано как караван сарай, но по каким-то причинам затем было превращено в медресе. В настоящее время в медресе находится ремесленный центр.

Медресе Улугбека (1417 год)

Самое древнее из 3-х медресе, построенное внуком Тимура — астроном Улугбеком. Это прямоугольное здание со двором и парадным входом, украшенным высоким порталом — пештаком. Фасад представляет двухъярусную аркаду и имеет 2 крыла. С обеих сторон его закрывают две башни — гульдаста. В мотивах орнамента преобладают астральные элементы, что можно связать с мировоззрением Улугбека, как астронома. На створке ворот имеется надписьиз Корана, гласящая о том, что «стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Медресе поражает исключительной строгостью и выдержанностью форм, пропорциональностью.

Медресе Абдуллазиз-хана (1652 год)

Медресе Абдуллазиз-хана занимает особое место по богатству художественной отделки. Портал — пештак Абдуллазиз-хана поражает своей высотой и богатой наружной отделкой. Айван имеет многогранную форму и украшен свисающими сталактитами. На его стенах написаны стихи светских поэтов. Вместо скромного геометрического и растительного орнаментов, здесь выступает более усложненный и пестрый орнамент. Имеется изображения китайского дракона и птицы Семург. В цветной гамме изразцов использованы желтые цвета. В медресе имеются две мечети —зимняя и летняя. Обе мечети отличаются исключительной роскошью в отделке стен и потолка. Медресе было капитально реставрировано в 1930 году усто Ширин Мурадовым.

Дворец Ситора-и-Мохи Хоса (конец 19-го-начало 20 века)

В 4 километрах к северу от города находится дворец, принадлежавший последнему эмиру Бухары — Саид Алимхану (1911-1920 годы). Название дворца переводится с персидского языка, как звезда и луна Хана. Вход во дворец открывает парадный вход, в декоре, которого использовалась мозаика самых разноцветных оттенков и цветов, что не характерно для архитектуры Бухары, использующей в основном синие, зеленые цвета.

Дворец построен по примеру традиционных бухарских домов и состоит из 3-х частей: вход, наружный двор (для мужчин) и внутренний двор (для женщин). Вход по периметру окружен мастерскими ремесленников, которые здесь работали. Далее вы выходите на широкую площадку, в центре которого находится небольшой водоём, окруженный одноэтажным зданием, в форме буквы «г».

Архитектура напоминает европейский стиль с элементами местного зодчества. Объясняется это тем, что Амир Саид Алимхан некоторое время учился в Санкт Петербурге, куда по его приезду были отправлены местные архитекторы, строившие дворец.

В Ситора-и-Мохи Хоса также находится старый дворец, построенный отцом эмира — Ахадханом. Этот дворец построен в совершенно ином стиле. Он имеет другую планировку и убранство. В нем располагался гарем из многочисленных жен эмира. Дворец располагается на берегу водоёма.

Ансамбль Баха-ад-Дина Накшбанди

В 12 км от Бухары, в селении Касри Орифон (переводится, как "Замок, познавших Божественную Истину"), находится архитектурный комплекс Баха-ад-Дина Накшбанди. Чрезвычайно почитаемый в Бухаре шейх Баха-ад-Дина Накшбанди, духовный покровитель Бухары, являлся основателем суфийского ордена "накшбандия", был похоронен в своем родном селении. Недалеко от его могилы распологается могила его матери и его учителя — Саид Мир Кулола.

В 1544 году в честь Накшбанди воздвигнута дахма с мраморной резной оградой над его могилой, здание ханаки. На территории некрополя находится хауз, с которым связано много легенд о Баха-ад-Дине Накшбанди.

Ежегодно могилу Баха-ад-Дина Накшбанди посещают тысячи паломников со всего мира.

Самое известное изречение Накшбанди: Дилл ба еру, Даст ба кор» (переводят, как «Сердце возлюбленному (Аллаху), а рука — делу»). Последователи учения "накшбандия" придерживаются скромности, не афишируют своей приверженности ордену, и Богу. Они живут среди простых людей, зарабатывая себе на пропитание своим трудом, а ни подаяниями.

Шейх Мухаммад Назим Аль-Хаккани — муфтий суфийского ордена "накшбандия", основатель Исламского Верховного Совета Америки, приехавший по приглашению в Узбекистан, говорил так нашим соотечественникам: «Не забывайте и всегда помните, что каждая пядь вашей благодатной земли считается священной, ибо здесь покоятся великие ученые и мыслители, основатели исламской цивилизации. Вы имеете полное право гордиться тем, что вы являетесь потомками таких людей, как Имам ал-Бухари, шейхов Абу Мансур Мотуриди, Абдухалик Гиждувани, Ариф Ривгари, Али Ромитани, Мухаммад Баба Самоси, Саид Амир Кулола, Мухаммад Бахауддина Накшбанди, Убайдуллох Ахрор».

Некрополь Чор-Бакр (12-16 века)

Шейх Мухаммад Ислам (ум. в 1563) был учеником и последователем главы ордена «накшбандия» Махдум-и Азъам Касани. Считалось, что шейх Мухаммад Ислам был сейидом - потомком пророка Мухаммеда, а с материнской стороны - потомком Чингисхана. Джуйбарские шейхи со времен Саманидов занимали высшие государственные должности.

Начиная с Мухаммада Ислама, орден «накшбандия» возглавлялся Джуйбарскими шейхами. Среди мюридов Мухаммада Ислама был Искандер Шейбани - правитель Кармане и Мианкала. При поддержке Мухаммада Ислама, Абудуллахан II, с 1556 года начал борьбу за власть. Абудуллахан II захватил Бухару, и почти всю область Мавернахара, Хорезма и Хорасана. Его политический успех дал «накшбандия» возможность распространить больше духовного влияния и непосредственно принимать участие в управлении госсударством.

Почти 20 лет джуйбарский шейх из ордена «накшбандия» – Ходжа Абу Бакр Саад являлся наставником Абудуллахана II. После смерти Ходжи, Абдуллахан II, увековечил имя своего учителя, воздвигнув вокруг его могилы, комплекс, в который входила мечеть, хонака, медресе, некрополь и большой сад под Бухарой, в родовом поселении Джуйбарских шейхов – Чор-Бакр, являвшейся семейной усыпальницей Джуйбаридов, ставшей местом паломничества мусульман.

Комплекс Боло- Хауз (18 век)

Комплекс состоит из водоема, пятничной мечети и минарета. Пятничная мечеть Боло-Хауз располагается напротив Арка — эмирской крепости и служила ее обитателям.

Мечеть была построена в 18 веке женой правителя Бухары. Несмотря на то, что в тот период в Бухарском ханстве наблюдался упадок в культуре, экономике, тем ни менее была построена одна из самых красивых мечетей Бухары.

Деревянный потолок айвана (традиционный крытый навес), который опирается на изящные колонны, богато декорирован резьбой, и украшен цветочным и геометрическим орнаментом. Минарет был пристроен в конце 19 века знаменитым архитектором Бухары усто Ширин Мурадовым.

Хонако Ходжа Зайнуддин (16 век)

Хонако Ходжа Зайнуддина служила и прибежищем для странствующих дервишей и местом сбора представителей суфийского учения, квартальной мечетью, и местом захоронения почитаемого шейха Ходжа Зайнуддина, могила которого находится в здании.

В композиции здания господствует главный зал, к которому примыкают подсобные помещения. Зал обширен, высок и весь насыщен декоративным убранством.

Внизу узорная мозаичная панель, на ней настенные пано, покрытые сочной росписью в основном растительного характера, далее через систему четырех угловых парусов и промежуточной сетки парусов щитовидных осуществлен переход к узорной чаше купола на сталактитовом венце. Во всем царит многокрасочный колорит с преобладанием голубого и синего.

Ханако Файзабад (16 век)

Бухара в 16 веке была местом сосредоточения дервишей. Поэтому в городе и вблизи от мест поклонения строились специальные сооружения с кельями для жилья и большим залом для коллективного моления дервишей. Этот сложившийся архитектурный тип здания получил название «ханака».

Большой, высокий, светлый зал ханаки Файзабад параден, как дворец. Он раскрыт проемами в сквозные галереи. Здесь много воздуха и нет замкнутости. Творческий замысел мастеров не скован назначением сооружения, архитектура его пронизана изящной светскостью.

Зодчие создали очень динамичную композицию внешнего облика ханаки. От низких крыльев галерей к входному порталу нарастает высота здания. Со стороны боковых фасадов центром становится купол, к которому уступами поднимаются объемы галереи, её куполов, затем восьмигранника. Сквозные галереи придают ханаке легкость и нарядность.

Медресе Чор-Минор (1807 г.)

На средства богатого туркмена Халифа Ниязкула к западу от медресе Улугбека и Абдалазиз-хана было выстроено небольшое медресе.

Архитектура его отлична от традиционной схемы.К необычному зданию медресе пристроены четыре маленьких минарета, увенчанных голубыми куполами, декор которых, не повторяет друг друга. Отсюда здание и получило свое название «Чор Минор» («Четыре минарета»). Перед зданием медресе есть дворик, посередине котрого располагается облицованный каменными блоками, небольшой водоем — хауз, а по бокам медресе пристроенно несколько худжр.

Женская суфийская обитель Киз-биби (кон. 18 – нач. 20 века)

На расстоянии 30 км от Бухары расположен архитектурный ансамбль Киз-биби. Местность эта в древности была густо заселена. Эта территория располагалась в низовьях Заравшана. Постоянные перепады уровня воды и нехватка превратили эту территорию к 16 веку в зону песков, именно в это время прекращают существование крупные города оазисов Варахша и Пайкенд.

В 18 веке в жизни районов наблюдается некоторое оживление и именно в это время завершается строительство Киз-биби. Женская суфийская ханака Киз Биби ориентирована входной дарваза-ханой на юг. Имеет три двора (хозяйственный, «монастырский», для паломников), мазар Кыз Биби с айваном и мраморным надгробием, мечеть-ханаку, чилля-хану, кухни,баню, совмещенную с тахарат- ханой, худжры для паломников, помещения для душевнобольных.

Весь набор функционально разных помещений этой поздней, видимо, поэтапно сложившейся ханаки соответствует тому комплексу помещений, который был характерен для ранних средневековых ханака с внутренним двором, где жизнь суфиев протекала в изоляции от мира.

Киз-биби - имя Мастуры ханум, Визирь Мир- Араба Садикхон в её честь соорудил этот уникальный ансамбль.Киз-биби была женщиной-суфием, которая однажды исчезла в одной из келий монастыря. Местные жители считают, что ее дух обитает в стенах этого комплекса, помогая избавиться от бесплодия девушкам и открывая дорогу в обретении семейного счастья.

Приезжают сюда паломницы со всех концов страны. Сюда запрещен вход мужчинам, здесь женщины в посте и молитвах просят у Всевышнего даровать им детей. В одной из келий живут они по 3 дня, неустанно молятся, избегают видеться с кем-либо.

Мазар Ходжа Уббона

Мазар Ходжа-Уббон находится на небольшом холме. Рауза – большое каркасное здание. Снаружи по всем четырём углам высокие вертикально поставленные туги. С восточной стороны мазара лежит небольшое мраморное надгробие.

Эти сооружения построены не раньше середины прошлого столетия. К мазару примыкает комплекс построек: обширная мехмонхона, мечеть. «Чашма-хана» - здание из жжённого кирпича. Постройка делится на две части, каждая перекрыта куполом. В западной половине здания колодец с чуть горьковатой водой.

В мавзолее находится захоронение Ходжа Уббона, почитаемого как святого. По преданию, с 15 лет Ходжа Уббон жил в уединении в пустыне у источника. Здесь он прожил до глубокой старости, пользовался почтением, как искусный лекарь, к которому тянулись люди, обезображенные тяжёлым недугом.

Порой люди, приезжающие с разных мест, часто и очень отдалённых, живут здесь, вдали от цивилизации по 2-3 месяца. Эффект подобного лечения превосходит ожидания, и поэтому не прекращается поток людей, жаждущих излечиться от заболеваний.

Мазар Ходжа Заффарона

Мазар Ходжа Заффарона — культовый комплекс, в котором особое место занимает колодец со священной водой. Уже несколько веков люди приходят сюда за излечением от болезней.

Есть глубокий колодец. Исследование воды показало наличие различных полезных минералов. Испокон веков сюда приходили лечится больные желтухой. По древней легенде Зафарон являлся наставником Ходжи Уббона. Есть предание, что Зафарон - сын халифа Усмона.

Городище Варахша (4 в. до н.э.-8 в. н.э.)

Город Варахша — древняя столица бухар-худатов. Историк 10 века Наршахи писал: « Варахша – одно из селений, древнее чем город Бухара. Она была местом обитания царей и имела сильное укрепление. В Варахше было 12 оросительных каналов. В этом селении через каждые 15 дней происходит однодневный базар. Базар который приходится на конец года продолжается 20 дней. Его называют базаром нового года земледельцев. Люди Бухары от этого дня ведут счёт года».

Древнейшие сооружения, вскрытые на городище относятся к 1-3 векам. Однако, эти постройки не были первичны. К 3 веку поселение выросло и было окружено мощными городскими стенами. Одна из башен и небольшая часть стены вскрыты из под многометровых позднейших наслоений в северо-западном углу городища. Подошва внешних крепостных стен лежит на уровне прилегающей местности, очевидно, это первые стены, окружавшие, увеличившееся к этому времени поселение. Сами же городские постройки располагались иногда и выше, особенно в центре поселения.

Наиболее крупные остатки сооружений принадлежат к (6-8 вв.) жизни городища. Эти грандиозные остатки цитадели, дворца, сооружений, культового назначения. В центре города располагалась высокая цитадель, а с западной примыкали парадные помещения дворца. Напротив дворца на высоком месте, на развалинах более древнего здания – храмовые постройки.

В 8 веке к городу вплотную подошли пески пустыни. Местные жители отступили перед разрушительной силой природы, и покинули свои дома и город.

В Вархше на протяжении уже многих лет работает экспедиция Эрмитажа.

Сельская округа Варахши

К югу от Варахши и к западу расположена группа тепе, самый южный Дингиль-тепе. Длина тепе 30 метров, ширина 15 метров. С южной стороны к нему примыкает второй бугор, более низкий. Оба бугра слиты воедино. Можно предположить, что здесь было некогда укреплённое жилище - типа жилой башни. Керамика, собранная на бугре относится к 6-7 вв.

Большой холм Ялпак-тепе, расположенный на северо-востоке от Дингиль-тепе - Зармитан, почти засыпан песками. Он состоит из двух холмов. Были обнаружены куски стеклянного сплава, здесь работали стеклодувы. Оба холма окружены рвом.

Тепе Катта Ходжа-ишан, получивший своё название по находящемуся рядом мазару. Сохранились остатки зданий. Окружён рвом. Очень много керамики. Это поселение было заброшено до Х века.

Неподалёку от этого мазара находится селение Рамиш, сохранившее своё древнее название «удовольствие», «спокойствие». Древнее городище состоит из трёх частей: прямоугольного холма высотой 12 метров, большого широкого холма, приблизительно квадратного в плане, и низенького холма неправильной формы. Рамиш упоминается в «Истории Наршахи», как одно из древних поселений Бухары. Основание его связывается с именем легендарного Кай-хусрау сына Сиявуша. Кай- Хусрау основал это селение как крепость для борьбы со в нешними врагами.

Городище Пайкент (4-2 вв. до н.э.-8 век)

Одним из древнейших центров Бухарского оазиса является город Пайкент, расположенный в низовьях реки Заравшан, который возникает в начале как поселение, а затем крепости в конце 4-2 в.в. до н.э.

Крепость Пайкент, по-видимому, уже в то время играла важную стратегическую роль:

Как пограничный военный и торговый пункт на западной окраине Согда. Как узел Великого Шелкового Пути, связывавший Индию, Бактрию, Нахшаб и далее по высохшему ныне руслу Кашкадарьи (некогда впадают озеро Каракуль) с Хорезмом, северными странами. Наибольший расцвет Пайкента относится к (6-8 в.в.), благодаря расположению, он является одним из опорных пунктов на трансконтинентальной трассе Шелкового пути.

Пайкент в отличие от других городов Средней Азии не имел правителя, это было своеобразная «купеческая республика», здесь процветала торговля шелком. После завоевания Средней Азии арабами Пайкент становится в 8 веке в один из крупнейших центров Бухарского оазиса по борьбе с кочевниками. В 8 веке почти все население города было уничтоженно, а сам город разграблен. После чего он уже не восстанавливался.

Подготовила: Джураева Клара.

www.amulet-hotel.com

Архитектура

Узбекистан- страна древней высокой культуры, давшая миру прекрасные образцы архитектуры. В описаниях восточными авторами застройки древних городов (Бухара, Самарканд, Хива и др.) упоминаются дворцы правителей, жилища знати, рынки, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы, утопающие в зелени садов. Пример оригинальной загородной усадьбы 9-10вв. Кырк-Кыз в Термезе. До наших дней сохранился мавзолей Саманидов в Бухаре, памятник монументальной архитектуры, который воплотил в себе лучшие достижения архитектурного творчества раннего средневековья. В 11-12 вв. происходит бурный рост Самарканда. Велось интенсивное строительство жилых домов, гражданских и культовых сооружений.

Среди культовых сооружений многочисленные мечети: главная соборная городская (джума-мечеть), загородная (намазгох) и внутриквартальная (гузарная), медресе и мавзолеи. Простота архитектурного замысла и величие его воплощения отличает мавзолей Хакима ат-Термези. Для многих мавзолеев характерен геометрический узор, который отличается большим разнообразием и богатством, применялись фигурные кирпичные кладки, терракотовые плиты с богатой орнаментальной резьбой и др. Почти столетие, начиная с 13 в., Средняя Азия претерпевала завоевание ордами Чингисхана. Лишь в первой половине 14в. Началось постепенное возрождение разрушенных городов и селений, что способствовало подъему архитектурно-строительной деятельности.

 

Архитектура темуридского города- зримое воплощение его общественного бытия: крепостные твердыни – это выражение государственной мощи, дворцы- блеска власть имущих, культовые здания ислама – торжества мусульманской идеологии. Рыночные строения – роль ремесла и торговли, а густая жилищно-бытовая застройка кварталов – это плоть и кровь самой жизни сложного городского организма.

Расцвет градостроительной культуры Средней Азии продолжался на протяжении всего 15 в., особенно в период правления внука Амира Темура - знаменитого Улугбека. Среди наиболее значительных зданий – фамильная усыпальница Темуридов Дорус – Сиадат и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мечеть Биби Ханым, Гур Эмир и большая часть построек Шахи-Зинды, медресе Улугбека в Самарканде. В эпоху Темуридов развитие получило садово-парковое искусство, в котором органически сочетались зеленые насаждения, вода и архитектура.

 

В 16-18 вв. архитектурно-строительная деятельность была сконцентрирована в крупных городах – Бухаре, Самарканде, Кармане, Ташкенте и др. Дальнейшее развитие получили типы жилых домов, дворцов, рынков и т.д. Мировую известность получили хорошо сохранившиеся ансамбли среднеазиатского зодчества 16-17вв.: Регистан в Самарканде, ансамбль площади Калян с минаретом Калян и Ляби Хауз, медресе Улугбека и Абдулазизхана в Бухаре и др.

 

В середине 18 в. городом- заповедником, где сосредоточились архитектурные достопримечательности этого периода, стала Хива. Среди архитектурных памятников выделяются дворец Ташхаули (1830-38гг.), медресе Мухаммада Аминхана (1851-55г.), минарет Кальтаминор (1855г.).

Интересна архитектура узбекского народного жилища 19-нач.20вв. В ней воплотился многовековой опыт народа, выработанный в сложных природно-климатических условиях и отражающий локальные особенности отдельных районов и городов республики. Так, бухарский жилой дом, расположенный в скученных, лишенных зелени центральных районах города, имеет замкнутый характер, изолирован от уличного шума и пыли. Его жилые комнаты располагаются вокруг замощенного дворика, в котором возникает свой микроклимат и даже в жару прохладно.

 

Созданию благоприятного микроклимата в хивинском доме способствует устройство повышенной террасы, открытой ветру. Для ферганских домов были характерны раздвижные стены и ставни, декоративные стенные ниши, резьба по ганчу, росписи потолков и др. Интерьер народного жилища Узбекистана очень прост, но все в нем рационально и самобытно. Народные мастера из поколения в поколение бережно передавали свои знания и опыт.

 

Во второй половине 19в. в зодчество Узбекистана стали внедряться принципы европейского регулярного градостроительства. Появились новые типы зданий – банки, школы, гимназии и т.п. Строили в основном из обожженного кирпича с толстыми стенами и контрофорсами, что придавало устойчивость при землетрясении. Архитектура в большинстве случаев была эклектичной. В современном Узбекистане сохранились памятники материальной культуры более 40 столетий. Сформирована своя реставрационная школа, сложились определенные принципы и традиции, приемы консервации, инженерного укрепления реставрации памятников и благоустройства прилегающей к ним территории.

Современные принципы градостроительства – строительство жилых образований крупными массивами, комплексно, со всеми видами обслуживания населения, повышения этажности ит.д., получили наиболее полное отражение в новых городах – Алмалыке, Ангрене, Заравшане и особенно Навои.

 

Значительно реконструированы исторические города – Самарканд, Бухара, Хива. Всемирно известные неповторимые памятники зодчества этих древних городов. Активизировалось развитие центра Ташкента. Неузнаваема стала столица Узбекистана. Главная площадь столицы Мустакиллик, построенная по образцу многих современных площадей, предназначалась для редких и грандиозных парадов. Сейчас на ней установлены транспортабельные сборные металлические башни с куполами, мобильный амфитеатр и набранная из электрических лампочек панорама Узбекистана. Здесь в последнюю ночь лета празднуется День независимости республики, торжественные даты, проводятся различные мероприятия.

 

Одним из идеологически значимых общественных зданий стал Музей темуридов, построенный на северо-западе сквера Амира Темура. В архитектуре музея развита тема купола Гур Эмира. Пропорции купола и 20- колонного айвана, обрамляющего зданиевы тянуты по горизонтали. Высота купола – 30м, диаметр 24 х 2 м; в интерьере выполнен в резьбе по ганчу в технике «кундаль». На голубом фоне сусальным золотом выделены акценты, что продолжает традиции медресе Тиля Кари в Самарканде. В экспозиционном зале главным акцентом интерьера служит живописный триптих об Амире Темуре. Музей темуридов по своей архитектуре, отделке интерьеров близок к народной национальной архитектуре. Новые здания хокимията Ташкента, Олий Мажлиса РУз – примеры классического стиля архитектуры общественных зданий.

 

Они обнесены по фасадам белоснежными и утонченными колоннами. Предельно упрощенными, капители их имитируют листья. Над обоими зданиями сильно расширенный купол с мощным флагштоком. Интерьеры декорированы резьбой по ганчу и дереву и живописными композициями. В отделке зданий использованы ценные природные материалы: гранит, мрамор, особые породы дерева, позолоченная бронза, керамика и др.

 

В последние годы сооружается много зданий в корпоративном стиле, например, отель «Интерконтиненталь» и Национальный банк Узбекистана. Выход в мировое сообщество обусловили развитие новых градостроительных тенденций в модернизации автодорог, рынков, строительстве спорткомплексов. Важным актом государственной политики стало восстановление памятников архитектуры в исторических городах. Крупнейшим и отрадным является возвращение к жизни мечети Биби Ханым.

asia-point.uz

Архитектура городов Хивы, Самарканда, Бухары, Каканда, Ташкента...

Экскурсионные туры в Узбекистан

ХИВА

       В конце XVIII — начале XIX в. в Ср.Азии возрождается архитектурное творчество. Особенно славились мастера-архитекторы Хорезма. В этот период в Хиве и других городах было возведено много зданий – дворцов, медресе, мечетей, мазаров, базарных помещений. Некоторые из них были значительные по размерам. Среди сохранившихся памятников – дворцовые здания, например, дворец Рахманкул-инака в Хазараспе, куриниш-хана (приемная) Ильтузар-хана и Таш-хаули, построенная Аллакули-ханом в 1832 г. Стены этих зданий облицованы майоликовыми плитками с зелеными и белыми переплетениями цветов и побегов по темно-синему фону, в манере, свойственной мастерам Хорезма того времени. Колонны и двери покрыты затейливой и тонкой резьбой. Также отделаны изразцами большие медресе Аллакули-хана (1832 г.) и Мухаммед-Амин-хана (1852-1853). Рядом с последним была начата постройка самого большого в Ср.Азии минарета, но не закончена.

           Из гражданских построек представляют интерес большой караван-сарай, базар Аллакули-хана (1835) и ворота Палван-дарваза, возведенные при Мухаммеде Рахим-хане I (1806). Эти постройки можно сравнить с пышными и великолепными зданиями, возводимыми ранее в Бухаре и Самарканде, но они беднее по своим архитектурным формам.

            Оригинальная резьба по дереву и своеобразное искусство изготовления изразцовой майолики свидетельствовали о том, что подлинные шедевры не забыты и мастерство их изготовления передавалось мастерами из поколения в поколение.

            Много капитальных зданий было возведено и в Кокандском ханстве ханом Мухаммед-Али, Худояр-ханом и др.

            Архитектура Хивинского и Кокандского ханств существенно отличалась. Если в Хиве остались традиционные архитектурные феодальные приемы, то в архитектурных сооружениях Коканда появились новые, свидетельствующие о дальнейшем развитии декорировки: применялись цветные изразцы не только сине-белого или голубого цветов, раскраска потолков и резьба по алебастру была более пестрая и яркая, иногда даже режущая глаза своими цветовыми диссонансами. Особенно ярко это проявилось в здании дворца Худояр-хана в Коканде.

средняя азия

БУХАРА

           В Бухаре в этот период возводятся тоже довольно крупные сооружения, например, медресе Дамулла Турсунджана (1796-1797). Но большинство построек в Бухаре отличалось малой величиной и несовершенной строительной техникой, почти полным отсутствием декоративной отделки. Однако некоторый интерес представляют постройки Халифа-Худайдад: мечеть, медресе, мазар и сардоба, очень живописная группа из четырех близко поставленных башен с голубыми куполами над входом в Чар-минор (Халифа-Ниязкул, 1807) и стройное медресе Ирназар-ильчи (1795).

Город Ташкент  – предмет споров между Кокандским и Бухарским ханствами в первой половине XIX в. был тоже перепланирован. Поскольку ставка Юнус-ходжи Иски Урда была разрушена, возник новый центр – Урда Кокандская, на левом берегу Анхора. Это было примитивное фортификационное сооружение из глины и сырца, в центре – замок для главнокомандующего, обнесенный стеной и тремя рвами (разрушено).

            Город интенсивно застраивался в первой половине XIX в. Поскольку Ташкент был на перекрестке торговых путей, шедших на юг через Самарканд, Термез в Афганистан и Индию, на восток – через Ферганскую долину в Кашгар, на север – через Чимкент в Сибирь, на запад – в Россию, то здесь богатое купечество и чиновничество оформляло и расширяло мемориально-культовые комплексы. В начале XIX в. проводятся работы по ремонту и перестройке ряда медресе и мавзолеев XIV-XVI вв. Так, стали благоустраивать самый древний комплекс города Хазрет Имам, в 1859 г. отремонтировали медресе Барак-хана. Напротив медресе Барак-хана в 1856-1857 гг. построили медресе Муй-Мубарак, соборную мечеть Тилля Шейха и множество мелких строений – шипанги, чортаки, чилляхона, зиаратхона, мавзолеи, даха.

            Кладбищем-парком был Шейхантаурский комплекс памятников (1842). Новые постройки появились у некрополя шейха Зайнаддина-бобо, а также новый мавзолей. С 1830-1831 гг. началась генеральная переделка в медресе Кукельдаш.

            В массовом жилищном строительстве во всех трех ханствах преобладали постройки из битой глины, высушенных комков глины (галяк) и сырцового кирпича квадратной или прямоугольной формы. Жженый кирпич употреблялся только для монументального строительства. Богатые иногда делали фундамент или выстилку полов из жженого кирпича. Лес был дефицитным, поэтому в массовом строительстве широко были распространены конструкции без леса. Каркасные постройки имели место в местностях с засоленными почвами и высоким уровнем грунтовых вод. Например, в Бухаре и Коканде.

            Существовали и полуземлянки, наверху, в крыше которых было одно отверстие (туйнук). Они отапливались костром, поэтому на зиму туйнук закрывали войлоком для сохранения тепла и зажигали внутри масляный светильник (чираг).

Мавзолеи при Темуридах

МЕЧЕТЬ БИБИ-ХАНЫМ

            Окна в домах из-за отсутствия стекол закрывались деревянными ставнями. Окна были сориентированы на юг для обогрева солнцем, и зимой ставни были всегда закрыты. Обогрев домов был разнообразным. В Бухаре, Самарканде, Ташкенте распространен был так называемый «сандал» или «сандали». В Ферганской долине большая часть населения обогревалась камином (мури), представляющим собой устроенный у стены очаг с дымоходом над ним. В Хорезме и Каракалпакии имело место курное отопление костром. Жилая комната и спальня, хранилище продуктов и топлива, а нередко и скот – все располагалось в одной комнате.

            Богатые дома отличались от бедных главным образом внутренней отделкой. В бедных домах стены покрывались глино-саманной штукатуркой, а в богатых – алебастром или глиной с примесью тонкого тростникового пуха (тузгок), иногда с нанесением резной или расписной орнаментации. Полы у богатых покрывались коврами, у среднего достатка людей – кошмами, а у бедняков – камышовыми циновками.

            Во всех трех ханствах высокого уровня достигли художественные ремесла: резьба по дереву и меди, изготовление глиняных и фаянсовых изделий, оружия, разных тканей и пр. Выдающимися образцами народного творчества были туркменские ковры, таджикские и узбекские вышивки и ткани – шелковые, бумажные, набойки, бархаты и т.д. Хивинские и кокандские резчики по дереву, бухарские, риштанские, хорезмские мастера-керамисты, медники, ювелиры создавали прекрасные художественные изделия.

            Существенное внимание уделялось художественному оформлению рукописей, мастера которого следовали старым традициям. Правда, почти исчезла из рукописного обихода миниатюра.

            В отличие от населения Бухары, Хорезма и Коканда, культура каракалпаков была на более низкой ступени. Духовенство внедряло в их среду феодальную мусульманскую культуру: в каждом ауле имелась школа, руководимая муллой, но в жалком состоянии. Высших духовных школ было очень мало. Только богатые люди могли дать образование детям в училищах Хивы.

            В 1858 г. среди учеников медресе Кутлуг-Мурада в Хиве имелось всего два каракалпака. Даже каракалпакские казии «плохо понимали шариат».

  Зато народное творчество каракалпаков было очень богато, широко было распространено пение народных былин, сказаний и т.п.

alsamarkand.com


Смотрите также