Египетский фаянс — изделия из глазурованной кварцевой фритты или толчёного кварца, покрытой стекловидной щелочной глазурью. Египетское слово для фаянса было «tjehenet», что означает «мерцание» или «сияние», и считалось, что фаянс отражал свет бессмертия[1]. Процесс изготовления фаянса был впервые был разработан в Месопотамии, но высшего качества и количества достиг именно в Египте. Некоторые из величайших фаянсовых мастеров древности были финикийцами таких городов, как Тир и Сидон. Они были очень искусны в изготовлении стекла, и считается, что именно они изобрели первый фаянс. Египтяне взяли финикийскую технику и улучшили её, создав произведения искусства, которые даже в наши дни интригуют и очаровывают людей[2]. Термин «глазурованная керамика», часто применяемый при описании египетского фаянса, совершенно непригоден и только вводит в заблуждение, так как керамика изготовляется из глины, формуется в мокром состоянии и приобретает твердость в результате обжига[3].
Фаянсовые амулеты.1550 год до н. э. Гиппопотам. 1938—1539 годы до н. э.
Основа для фаянса
Всего же, за весь период производства, применялось три различных вещества для основы: толчёный кварц, высококремнистая глина и обычная глина, и две глазури — щелочная и свинцовая. То есть производство фаянса, возможно, удешевлялось[3]. Было выдвинуто три метода формирования основы фаянсовых объектов: моделирование, формование и истирание, последнее из которых используется в сочетании с первыми двумя[4]. Эти три метода были наиболее широко используемы в додинастические и протодинамические[что?] времена[5]. Только к концу Среднего Царства появляются инкрустационные методы, которые потом переходят в Новое царство: бусины, амулеты и кольца, которые производятся методами моделирования и формования. В период Нового Царства скульптурные детали создаются уже с использованием инкрустаций различного цветного фаянса, чтобы выявить белый промежуточный слой в рельефе[6]. Формование сначала делали, формируя модель объекта или используя готовый кусочек фаянса, создавая его в мокрой глине, а затем обжигали для закрепления формы. Затем фаянсовую пасту прессовали в пресс-форму и после высыхания повторно обрабатывали через истирание поверхности перед обжигом[5]. Формы могли облегчить массовое производство фаянсовых предметов, таких как кольца и вставки из амулетов, о чем свидетельствуют несколько тысяч мелких открытых поверхностей, глиняные формы для земляных работ, раскопанные в Телль-эль-Амарне[1].
Состав и технология изготовления
На начальном этапе изготовления смесь фаянса очень толстая, только после формирования она становится мягкой и тягучей. Это свойство объясняет песчаные осадки, возникающие при смачивании материала, что делает фаянс сложным материалом для удерживания формы. Вещество основы всегда имеет зернистую структуру; обычно оно рыхло или даже очень рыхло. Если давление будет слишком энергичным, этот материал даст трещину из-за его ограниченной пластической деформации. Материал основы, как мелко- так и крупнозернистый, при рассмотрении под микроскопом оказывается состоящим из острых зерен кварца без какой-либо примеси других веществ[3]. В сыром состоянии фритту формовали, придавая приблизительные очертания и только после высыхания доделывали. Статуи и крупные предметы изготавливались от руки или по частям, перед глазурованием собирались и склеивались с помощью кремнистой пасты. Каждая статуя изготовлялась на каркасе из деревянных стержней, на которые слоями налепляли массу, служившую материалом для сердцевины фаянса. Глазурь же наносилась в достаточно густом, но текучем состоянии уже в самом конце.
Обжиг
Считается, что фаянс обжигался при температурах 800—1000 °C. Именно при такой температуре фаянсовые кусочки вступали в контакт друг с другом во время обжига и склеивались, что значительно облегчало работу.
Цвет и его символика
Чаще всего применялась синяя, зеленая или зеленовато-синяя; иногда фиолетовая, белая, жёлтая и двуцветная или многоцветная глазурь. Она является стеклом того же состава, что и древнее стекло, но процент извести (окиси кальция) в ней ниже, а окиси кремния — выше, чем в древнем стекле, а цвет глазури объясняется присутствием какого-то соединения меди. Есть несколько версий, почему чаще всего применялась именно синяя или зелёноватая глазурь. По словам археолога Дэвида Фредерика Гросса, стремление подражать драгоценным камням «объясняет, почему большинство ранних стёкол непрозрачны и блестяще окрашены», и самый глубокий синий цвет, имитирующий лазурит, вероятно, был самым востребованным[7]. Символизм, вложенный в синее остекление, ассоциируется с Нилом, небом или домом богов, в то время как зелёный вызывает образы возрождения и растительности.
Изделия из фаянса
Фаянс изготовлялся с додинастического периода до XIV века н. э. и был очень широко использован для небольших предметов из бисера или мелких статуй. Самыми популярными предметами обычно были скарабеи и фигурки Ушебти. Большие изделия обычно были чашки и миски, а также настенные плитки, в основном используемые для храмов[8].
Среди самых известных фаянсовых скульптур — голубой бегемот, который ещё известен как «Уильям», в настоящее время экспонируется в Музее искусств Метрополитен в Манхэттене, штат Нью-Йорк, США[1].
Фигура была сформирована из фаянса и окрашена речными и болотными растениями, которые представляли естественную среду обитания бегемота. Бегемот считался чрезвычайно опасным животным и иногда его образ использовался защиты умершего в загробной жизни. Однако душа мёртвого человека также нуждалась в защите от гиппопотама. В случае с «Уильямом» три его ноги были целенаправленно разбиты после того, как статуя была завершена, поэтому он не сможет бежать за Сэнби II в загробную жизнь и причинить ему вред[1].
Фаянсовые мастерские
Самые ранние свидетельства фаянсовой мастерской были обнаружены в Абидосе и датированы 5500 годом до нашей эры. Там были найдены ряды круглых ям, очевидно остатков печей. Слои древней золы в ямах свидетельствуют о непрерывном использовании печей на протяжении многих лет. Также обнаружены небольшие глиняные шарики, и считается, что они, возможно, использовались в качестве поверхности, на которой факельные шарики обжигались в печах. Имена фаянсовых мастеров теряются в истории, за исключением одного человека, Рехамуна, который был известен как «Создатель волшебства Амона», а другой, известный как Дебени, надзиратель фаянсовых рабочих[1].
Доска для игры в змею Мехен из зелёного фаянса, гробница фараона Сета-Перибсена. 2660—2650 год до н. э.
Другие виды фаянса
Черный фаянс
Известно лишь несколько находок черного фаянса, а именно небольшой изразец и несколько маленьких плиток от мозаики эпохи III династии из Саккара; маленькие бусины раннединастического периода, мозаика из Амарны (XVIII династия) и Кантира (XIX династия) и плакеты из дворца Рамзеса III в Мединет-Абу (XX династия). Во всех исследованных образцах сердцевина была либо темно-серой, либо темно-коричневой и состояла из обычного толченого кварца, окрашенного окисью железа. Вполне вероятно, что окись железа прибавлялась умышленно, отчего это вещество и может рассматриваться как отдельный вариант[3].
Красный фаянс
Кубок, стекловидный фаянс и золото. Правление Тутмоса III, 1479—1425 года до н. э. Найдена в Сирии.
В очень редких случаях красным фаянсом бывает обыкновенный фаянс с красной глазурью, нанесенной на белую основу. Примерами такого красного фаянса могут служить две небольшие продолговатые плитки и несколько фрагментов плиток времён III династии из Саккары, находящиеся в настоящее время в Каирском музее, а также два образца эпохи XVIII династии из Амарны. Анализ ряда образцов показал, что сердцевина их состояла из очень мелкого толчёного красного порошка, оказавшегося кварцем, окрашенным красной окисью железа. Сравнение с образцами красного кварцевого песка показало, что вещество основы фаянса не является естественным мелкоистолчённым красным песком (то есть красным кварцевым порошком), а представляет собою искусственную смесь кварца с красной охрой или какой-нибудь другой окисью железа[3].
Фаянс с дополнительным слоем
Вид фаянса, в котором между основой и покрывающей ее глазурью имеется еще дополнительный слой.
Он был обнаружен лишь в одном из нескольких сотен образцов XVIII династии, а именно на обломке синего изразца из Дейр-эль-Бахри, и на нескольких недатированных образцах, возможно, той же династии. Что же касается способа нанесения этого «особого» слоя, состоящего из чрезвычайно мелко истолченного порошка кварца, то опыты показали, что крепко пристающий белый слой любой толщины может быть образован из смеси тончайшего кварцевого порошка с раствором природной кристаллической соды при последующих сушке и обжиге. Ввиду пористости вещества основы эта смесь не должна была быть слишком вязкой (иначе вследствие поглощения воды кварцем она настолько загустевает, что не накладывается ровным слоем), и, если ею аккуратно облить изделие, она образует ровный слой с гладкой поверхностью и крепко держится после сушки и обжига[3].
Фаянс с твердой синей или зеленой сердцевиной
У этой разновидности фаянса сердцевина из зернистого кварца обычно бывает более твердой, чем у обыкновенного фаянса, а иногда даже очень твердой; она окрашена в синий или зеленый цвет и всегда покрыта отчётливо выделяющейся глазурью того же цвета, что и основа, хотя обычно более светлого оттенка.
Стекловидный фаянс
Этот вид имеет весьма зернистую структуру и состоит из вещества, которое за недостатком лучшего термина можно назвать «неполноценным стеклом»; то есть это такого рода стекло, в котором процент щелочи слишком мал для полного соединения с кварцем, в результате чего при обжиге происходит лишь частичное сплавление зерен кварца, значительное количество которых остается в несвязанном состоянии и лишь механически вкраплено в основную стекловидную массу. Поскольку это вещество, несомненно, не является фаянсом, а представляет собою разновидность стекла, хотя это еще не обычное стекло, термины «стекловидный фаянс» или «неполноценное стекло», как нам касается, наиболее удачно характеризуют его природу и состав[3].
Примечания
↑ 1 2 3 4 5 Petrie, W. M. Memphis I, London: British School of Archeology in Egypt, 1909.
↑ Faience, Ancient History Encyclopedia. Проверено 15 мая 2018.
↑ 1 2 3 4 5 6 7 А. Лукас. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта.
↑ Nicholson and Peltenburg Ancient Egyptian Materials and Technology, 2000.
↑ 1 2 Nicholson, P.T. Egyptian faience and glass, 1993.
↑ Kingery, W. D. and Vandiver, P. B. The process of self-glazing. Archaeology, 1986, p. 107—117.
↑ David Frederick Grose The Toledo Museum of Art, Early Ancient Glass
↑ Peck, William H., «The Material World of Ancient Egypt».
Литература
Лукас А. О. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта.
Peck, William H. «The Material World of Ancient Egypt».
David Frederick Grose The Toledo Museum of Art, Early Ancient Glass.
Nicholson, P.T. Egyptian faience and glass, 1993.
Kingery, W. D. and Vandiver, P. B. The process of self-glazing. Archaeology, 1986, p. 107—117
Petrie, W. M. Memphis I, London: British School of Archeology in Egypt, 1909.
Nicholson and Peltenburg Ancient Egyptian Materials and Technology, 2000
Какзмаркзик А. Ancient Egyptian Faience: An Analytical Survey of Egyptian Faience from Predynastic to Roman Times, 1983
Florence Dunn Friedman Gifts of the Nile: Ancient Egyptian Faience, 1998
wikiredia.ru
Египетский фаянс — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Египетский фаянс — изделия из глазурованной кварцевой фритты или толчёного кварца, покрытой стекловидной щелочной глазурью. Египетское слово для фаянса было «tjehenet», что означает «мерцание» или «сияние», и считалось, что фаянс отражал свет бессмертия[1]. Процесс изготовления фаянса был впервые был разработан в Месопотамии, но высшего качества и количества достиг именно в Египте. Некоторые из величайших фаянсовых мастеров древности были финикийцами таких городов, как Тир и Сидон. Они были очень искусны в изготовлении стекла, и считается, что именно они изобрели первый фаянс. Египтяне взяли финикийскую технику и улучшили её, создав произведения искусства, которые даже в наши дни интригуют и очаровывают людей[2]. Термин «глазурованная керамика», часто применяемый при описании египетского фаянса, совершенно непригоден и только вводит в заблуждение, так как керамика изготовляется из глины, формуется в мокром состоянии и приобретает твердость в результате обжига[3].
Фаянсовые амулеты.1550 год до н. э. Гиппопотам. 1938—1539 годы до н. э.
ru.bywiki.com
Египетский фаянс — Википедия
Египетский фаянс — изделия из глазурованной кварцевой фритты или толчёного кварца, покрытой стекловидной щелочной глазурью. Египетское слово для фаянса было «tjehenet», что означает «мерцание» или «сияние», и считалось, что фаянс отражал свет бессмертия[1]. Процесс изготовления фаянса был впервые был разработан в Месопотамии, но высшего качества и количества достиг именно в Египте. Некоторые из величайших фаянсовых мастеров древности были финикийцами таких городов, как Тир и Сидон. Они были очень искусны в изготовлении стекла, и считается, что именно они изобрели первый фаянс. Египтяне взяли финикийскую технику и улучшили её, создав произведения искусства, которые даже в наши дни интригуют и очаровывают людей[2]. Термин «глазурованная керамика», часто применяемый при описании египетского фаянса, совершенно непригоден и только вводит в заблуждение, так как керамика изготовляется из глины, формуется в мокром состоянии и приобретает твердость в результате обжига[3].
Фаянсовые амулеты.1550 год до н. э. Гиппопотам. 1938—1539 годы до н. э.
Основа для фаянса[править | править код]
Всего же, за весь период производства, применялось три различных вещества для основы: толчёный кварц, высококремнистая глина и обычная глина, и две глазури — щелочная и свинцовая. То есть производство фаянса, возможно, удешевлялось[3]. Было выдвинуто три метода формирования основы фаянсовых объектов: моделирование, формование и истирание, последнее из которых используется в сочетании с первыми двумя[4]. Эти три метода были наиболее широко используемы в додинастические и протодинамические[что?] времена[5]. Только к концу Среднего Царства появляются инкрустационные методы, которые потом переходят в Новое царство: бусины, амулеты и кольца, которые производятся методами моделирования и формования. В период Нового Царства скульптурные детали создаются уже с использованием инкрустаций различного цветного фаянса, чтобы выявить белый промежуточный слой в рельефе[6]. Формование сначала делали, формируя модель объекта или используя готовый кусочек фаянса, создавая его в мокрой глине, а затем обжигали для закрепления формы. Затем фаянсовую пасту прессовали в пресс-форму и после высыхания повторно обрабатывали через истирание поверхности перед обжигом[5]. Формы могли облегчить массовое производство фаянсовых предметов, таких как кольца и вставки из амулетов, о чем свидетельствуют несколько тысяч мелких открытых поверхностей, глиняные формы для земляных работ, раскопанные в Телль-эль-Амарне[1].
Состав и технология изготовления[править | править код]
На начальном этапе изготовления смесь фаянса очень толстая, только после формирования она становится мягкой и тягучей. Это свойство объясняет песчаные осадки, возникающие при смачивании материала, что делает фаянс сложным материалом для удерживания формы. Вещество основы всегда имеет зернистую структуру; обычно оно рыхло или даже очень рыхло. Если давление будет слишком энергичным, этот материал даст трещину из-за его ограниченной пластической деформации. Материал основы, как мелко- так и крупнозернистый, при рассмотрении под микроскопом оказывается состоящим из острых зерен кварца без какой-либо примеси других веществ[3]. В сыром состоянии фритту формовали, придавая приблизительные очертания и только после высыхания доделывали. Статуи и крупные предметы изготавливались от руки или по частям, перед глазурованием собирались и склеивались с помощью кремнистой пасты. Каждая статуя изготовлялась на каркасе из деревянных стержней, на которые слоями налепляли массу, служившую материалом для сердцевины фаянса. Глазурь же наносилась в достаточно густом, но текучем состоянии уже в самом конце.
Обжиг[править | править код]
Считается, что фаянс обжигался при температурах 800—1000 °C. Именно при такой температуре фаянсовые кусочки вступали в контакт друг с другом во время обжига и склеивались, что значительно облегчало работу.
Цвет и его символика[править | править код]
Чаще всего применялась синяя, зеленая или зеленовато-синяя; иногда фиолетовая, белая, жёлтая и двуцветная или многоцветная глазурь. Она является стеклом того же состава, что и древнее стекло, но процент извести (окиси кальция) в ней ниже, а окиси кремния — выше, чем в древнем стекле, а цвет глазури объясняется присутствием какого-то соединения меди. Есть несколько версий, почему чаще всего применялась именно синяя или зелёноватая глазурь. По словам археолога Дэвида Фредерика Гросса, стремление подражать драгоценным камням «объясняет, почему большинство ранних стёкол непрозрачны и блестяще окрашены», и самый глубокий синий цвет, имитирующий лазурит, вероятно, был самым востребованным[7]. Символизм, вложенный в синее остекление, ассоциируется с Нилом, небом или домом богов, в то время как зелёный вызывает образы возрождения и растительности.
Изделия из фаянса[править | править код]
Фаянс изготовлялся с додинастического периода до XIV века н. э. и был очень широко использован для небольших предметов из бисера или мелких статуй. Самыми популярными предметами обычно были скарабеи и фигурки Ушебти. Большие изделия обычно были чашки и миски, а также настенные плитки, в основном используемые для храмов[8].
Среди самых известных фаянсовых скульптур — голубой бегемот, который ещё известен как «Уильям», в настоящее время экспонируется в Музее искусств Метрополитен в Манхэттене, штат Нью-Йорк, США[1].
Фигура была сформирована из фаянса и окрашена речными и болотными растениями, которые представляли естественную среду обитания бегемота. Бегемот считался чрезвычайно опасным животным и иногда его образ использовался защиты умершего в загробной жизни. Однако душа мёртвого человека также нуждалась в защите от гиппопотама. В случае с «Уильямом» три его ноги были целенаправленно разбиты после того, как статуя была завершена, поэтому он не сможет бежать за Сэнби II в загробную жизнь и причинить ему вред[1].
Фаянсовые мастерские[править | править код]
Самые ранние свидетельства фаянсовой мастерской были обнаружены в Абидосе и датированы 5500 годом до нашей эры. Там были найдены ряды круглых ям, очевидно остатков печей. Слои древней золы в ямах свидетельствуют о непрерывном использовании печей на протяжении многих лет. Также обнаружены небольшие глиняные шарики, и считается, что они, возможно, использовались в качестве поверхности, на которой факельные шарики обжигались в печах. Имена фаянсовых мастеров теряются в истории, за исключением одного человека, Рехамуна, который был известен как «Создатель волшебства Амона», а другой, известный как Дебени, надзиратель фаянсовых рабочих[1].
Доска для игры в змею Мехен из зелёного фаянса, гробница фараона Сета-Перибсена. 2660—2650 год до н. э.
Другие виды фаянса[править | править код]
Черный фаянс[править | править код]
Известно лишь несколько находок черного фаянса, а именно небольшой изразец и несколько маленьких плиток от мозаики эпохи III династии из Саккара; маленькие бусины раннединастического периода, мозаика из Амарны (XVIII династия) и Кантира (XIX династия) и плакеты из дворца Рамзеса III в Мединет-Абу (XX династия). Во всех исследованных образцах сердцевина была либо темно-серой, либо темно-коричневой и состояла из обычного толченого кварца, окрашенного окисью железа. Вполне вероятно, что окись железа прибавлялась умышленно, отчего это вещество и может рассматриваться как отдельный вариант[3].
Красный фаянс[править | править код]
Кубок, стекловидный фаянс и золото. Правление Тутмоса III, 1479—1425 года до н. э. Найдена в Сирии.
В очень редких случаях красным фаянсом бывает обыкновенный фаянс с красной глазурью, нанесенной на белую основу. Примерами такого красного фаянса могут служить две небольшие продолговатые плитки и несколько фрагментов плиток времён III династии из Саккары, находящиеся в настоящее время в Каирском музее, а также два образца эпохи XVIII династии из Амарны. Анализ ряда образцов показал, что сердцевина их состояла из очень мелкого толчёного красного порошка, оказавшегося кварцем, окрашенным красной окисью железа. Сравнение с образцами красного кварцевого песка показало, что вещество основы фаянса не является естественным мелкоистолчённым красным песком (то есть красным кварцевым порошком), а представляет собою искусственную смесь кварца с красной охрой или какой-нибудь другой окисью железа[3].
Фаянс с дополнительным слоем[править | править код]
Вид фаянса, в котором между основой и покрывающей ее глазурью имеется еще дополнительный слой.
Он был обнаружен лишь в одном из нескольких сотен образцов XVIII династии, а именно на обломке синего изразца из Дейр-эль-Бахри, и на нескольких недатированных образцах, возможно, той же династии. Что же касается способа нанесения этого «особого» слоя, состоящего из чрезвычайно мелко истолченного порошка кварца, то опыты показали, что крепко пристающий белый слой любой толщины может быть образован из смеси тончайшего кварцевого порошка с раствором природной кристаллической соды при последующих сушке и обжиге. Ввиду пористости вещества основы эта смесь не должна была быть слишком вязкой (иначе вследствие поглощения воды кварцем она настолько загустевает, что не накладывается ровным слоем), и, если ею аккуратно облить изделие, она образует ровный слой с гладкой поверхностью и крепко держится после сушки и обжига[3].
Фаянс с твердой синей или зеленой сердцевиной[править | править код]
У этой разновидности фаянса сердцевина из зернистого кварца обычно бывает более твердой, чем у обыкновенного фаянса, а иногда даже очень твердой; она окрашена в синий или зеленый цвет и всегда покрыта отчётливо выделяющейся глазурью того же цвета, что и основа, хотя обычно более светлого оттенка.
Стекловидный фаянс[править | править код]
Этот вид имеет весьма зернистую структуру и состоит из вещества, которое за недостатком лучшего термина можно назвать «неполноценным стеклом»; то есть это такого рода стекло, в котором процент щелочи слишком мал для полного соединения с кварцем, в результате чего при обжиге происходит лишь частичное сплавление зерен кварца, значительное количество которых остается в несвязанном состоянии и лишь механически вкраплено в основную стекловидную массу. Поскольку это вещество, несомненно, не является фаянсом, а представляет собою разновидность стекла, хотя это еще не обычное стекло, термины «стекловидный фаянс» или «неполноценное стекло», как нам касается, наиболее удачно характеризуют его природу и состав[3].
↑ 1 2 3 4 5 Petrie, W. M. Memphis I, London: British School of Archeology in Egypt, 1909.
↑ Faience, Ancient History Encyclopedia. Проверено 15 мая 2018.
↑ 1 2 3 4 5 6 7 А. Лукас. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта.
↑ Nicholson and Peltenburg Ancient Egyptian Materials and Technology, 2000.
↑ 1 2 Nicholson, P.T. Egyptian faience and glass, 1993.
↑ Kingery, W. D. and Vandiver, P. B. The process of self-glazing. Archaeology, 1986, p. 107—117.
↑ David Frederick Grose The Toledo Museum of Art, Early Ancient Glass
↑ Peck, William H., «The Material World of Ancient Egypt».
Лукас А. О. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта.
Peck, William H. «The Material World of Ancient Egypt».
David Frederick Grose The Toledo Museum of Art, Early Ancient Glass.
Nicholson, P.T. Egyptian faience and glass, 1993.
Kingery, W. D. and Vandiver, P. B. The process of self-glazing. Archaeology, 1986, p. 107—117
Petrie, W. M. Memphis I, London: British School of Archeology in Egypt, 1909.
Nicholson and Peltenburg Ancient Egyptian Materials and Technology, 2000
Какзмаркзик А. Ancient Egyptian Faience: An Analytical Survey of Egyptian Faience from Predynastic to Roman Times, 1983
Florence Dunn Friedman Gifts of the Nile: Ancient Egyptian Faience, 1998
ru.wikiyy.com
Египетский фаянс Википедия
Египетский фаянс — изделия из глазурованной кварцевой фритты или толчёного кварца, покрытой стекловидной щелочной глазурью. Египетское слово для фаянса было «tjehenet», что означает «мерцание» или «сияние», и считалось, что фаянс отражал свет бессмертия[1]. Процесс изготовления фаянса был впервые был разработан в Месопотамии, но высшего качества и количества достиг именно в Египте. Некоторые из величайших фаянсовых мастеров древности были финикийцами таких городов, как Тир и Сидон. Они были очень искусны в изготовлении стекла, и считается, что именно они изобрели первый фаянс. Египтяне взяли финикийскую технику и улучшили её, создав произведения искусства, которые даже в наши дни интригуют и очаровывают людей[2]. Термин «глазурованная керамика», часто применяемый при описании египетского фаянса, совершенно непригоден и только вводит в заблуждение, так как керамика изготовляется из глины, формуется в мокром состоянии и приобретает твердость в результате обжига[3].
Фаянсовые амулеты.1550 год до н. э. Гиппопотам. 1938—1539 годы до н. э.
Основа для фаянса[ | код]
Всего же, за весь период производства, применялось три различных вещества для основы: толчёный кварц, высококремнистая глина и обычная глина, и две глазури — щелочная и свинцовая. То есть производство фаянса, возможно, удешевлялось[3]. Было выдвинуто три метода формирования основы фаянсовых объектов: моделирование, формование и истирание, последнее из которых используется в сочетании с первыми двумя[4]. Эти три метода были наиболее широко используемы в додинастические и протодинамические[что?] времена[5]. Только к концу Среднего Царства появляются инкрустационные методы, которые потом переходят в Новое царство: бусины, амулеты и кольца, которые производятся методами моделирования и формования. В период Нового Царства скульптурные детали создаются уже с использованием инкрустаций различного цветного фаянса, чтобы выявить белый промежуточный слой в рельефе[6]. Формование сначала делали, формируя модель объекта или используя готовый кусочек фаянса, создавая его в мокрой глине, а затем обжигали для закрепления формы. Затем фаянсовую пасту прессовали в пресс-форму и после высыхания повторно обрабатывали через истирание поверхности перед обжигом[5]. Формы могли облегчить массовое производство фаянсовых предметов, таких как кольца и вставки из амулетов, о чем свидетельствуют несколько тысяч мелких открытых поверхностей, глиняные формы для земляных работ, раскопанные в Телль-эль-Амарне[1].
Состав и технология изготовления[ |
ru-wiki.ru
Египетский фаянс — WiKi
Египетский фаянс — изделия из глазурованной кварцевой фритты или толчёного кварца, покрытой стекловидной щелочной глазурью. Египетское слово для фаянса было «tjehenet», что означает «мерцание» или «сияние», и считалось, что фаянс отражал свет бессмертия[1]. Процесс изготовления фаянса был впервые был разработан в Месопотамии, но высшего качества и количества достиг именно в Египте. Некоторые из величайших фаянсовых мастеров древности были финикийцами таких городов, как Тир и Сидон. Они были очень искусны в изготовлении стекла, и считается, что именно они изобрели первый фаянс. Египтяне взяли финикийскую технику и улучшили её, создав произведения искусства, которые даже в наши дни интригуют и очаровывают людей[2]. Термин «глазурованная керамика», часто применяемый при описании египетского фаянса, совершенно непригоден и только вводит в заблуждение, так как керамика изготовляется из глины, формуется в мокром состоянии и приобретает твердость в результате обжига[3].
Фаянсовые амулеты.1550 год до н. э. Гиппопотам. 1938—1539 годы до н. э.
Основа для фаянса
Всего же, за весь период производства, применялось три различных вещества для основы: толчёный кварц, высококремнистая глина и обычная глина, и две глазури — щелочная и свинцовая. То есть производство фаянса, возможно, удешевлялось[3]. Было выдвинуто три метода формирования основы фаянсовых объектов: моделирование, формование и истирание, последнее из которых используется в сочетании с первыми двумя[4]. Эти три метода были наиболее широко используемы в додинастические и протодинамические[что?] времена[5]. Только к концу Среднего Царства появляются инкрустационные методы, которые потом переходят в Новое царство: бусины, амулеты и кольца, которые производятся методами моделирования и формования. В период Нового Царства скульптурные детали создаются уже с использованием инкрустаций различного цветного фаянса, чтобы выявить белый промежуточный слой в рельефе[6]. Формование сначала делали, формируя модель объекта или используя готовый кусочек фаянса, создавая его в мокрой глине, а затем обжигали для закрепления формы. Затем фаянсовую пасту прессовали в пресс-форму и после высыхания повторно обрабатывали через истирание поверхности перед обжигом[5]. Формы могли облегчить массовое производство фаянсовых предметов, таких как кольца и вставки из амулетов, о чем свидетельствуют несколько тысяч мелких открытых поверхностей, глиняные формы для земляных работ, раскопанные в Телль-эль-Амарне[1].
Состав и технология изготовления
На начальном этапе изготовления смесь фаянса очень толстая, только после формирования она становится мягкой и тягучей. Это свойство объясняет песчаные осадки, возникающие при смачивании материала, что делает фаянс сложным материалом для удерживания формы. Вещество основы всегда имеет зернистую структуру; обычно оно рыхло или даже очень рыхло. Если давление будет слишком энергичным, этот материал даст трещину из-за его ограниченной пластической деформации. Материал основы, как мелко- так и крупнозернистый, при рассмотрении под микроскопом оказывается состоящим из острых зерен кварца без какой-либо примеси других веществ[3]. В сыром состоянии фритту формовали, придавая приблизительные очертания и только после высыхания доделывали. Статуи и крупные предметы изготавливались от руки или по частям, перед глазурованием собирались и склеивались с помощью кремнистой пасты. Каждая статуя изготовлялась на каркасе из деревянных стержней, на которые слоями налепляли массу, служившую материалом для сердцевины фаянса. Глазурь же наносилась в достаточно густом, но текучем состоянии уже в самом конце.
Обжиг
Считается, что фаянс обжигался при температурах 800—1000 °C. Именно при такой температуре фаянсовые кусочки вступали в контакт друг с другом во время обжига и склеивались, что значительно облегчало работу.
Цвет и его символика
Чаще всего применялась синяя, зеленая или зеленовато-синяя; иногда фиолетовая, белая, жёлтая и двуцветная или многоцветная глазурь. Она является стеклом того же состава, что и древнее стекло, но процент извести (окиси кальция) в ней ниже, а окиси кремния — выше, чем в древнем стекле, а цвет глазури объясняется присутствием какого-то соединения меди. Есть несколько версий, почему чаще всего применялась именно синяя или зелёноватая глазурь. По словам археолога Дэвида Фредерика Гросса, стремление подражать драгоценным камням «объясняет, почему большинство ранних стёкол непрозрачны и блестяще окрашены», и самый глубокий синий цвет, имитирующий лазурит, вероятно, был самым востребованным[7]. Символизм, вложенный в синее остекление, ассоциируется с Нилом, небом или домом богов, в то время как зелёный вызывает образы возрождения и растительности.
Изделия из фаянса
Фаянс изготовлялся с додинастического периода до XIV века н. э. и был очень широко использован для небольших предметов из бисера или мелких статуй. Самыми популярными предметами обычно были скарабеи и фигурки Ушебти. Большие изделия обычно были чашки и миски, а также настенные плитки, в основном используемые для храмов[8].
Среди самых известных фаянсовых скульптур — голубой бегемот, который ещё известен как «Уильям», в настоящее время экспонируется в Музее искусств Метрополитен в Манхэттене, штат Нью-Йорк, США[1].
Фигура была сформирована из фаянса и окрашена речными и болотными растениями, которые представляли естественную среду обитания бегемота. Бегемот считался чрезвычайно опасным животным и иногда его образ использовался защиты умершего в загробной жизни. Однако душа мёртвого человека также нуждалась в защите от гиппопотама. В случае с «Уильямом» три его ноги были целенаправленно разбиты после того, как статуя была завершена, поэтому он не сможет бежать за Сэнби II в загробную жизнь и причинить ему вред[1].
Фаянсовые мастерские
Самые ранние свидетельства фаянсовой мастерской были обнаружены в Абидосе и датированы 5500 годом до нашей эры. Там были найдены ряды круглых ям, очевидно остатков печей. Слои древней золы в ямах свидетельствуют о непрерывном использовании печей на протяжении многих лет. Также обнаружены небольшие глиняные шарики, и считается, что они, возможно, использовались в качестве поверхности, на которой факельные шарики обжигались в печах. Имена фаянсовых мастеров теряются в истории, за исключением одного человека, Рехамуна, который был известен как «Создатель волшебства Амона», а другой, известный как Дебени, надзиратель фаянсовых рабочих[1].
Доска для игры в змею Мехен из зелёного фаянса, гробница фараона Сета-Перибсена. 2660—2650 год до н. э.
Другие виды фаянса
Черный фаянс
Известно лишь несколько находок черного фаянса, а именно небольшой изразец и несколько маленьких плиток от мозаики эпохи III династии из Саккара; маленькие бусины раннединастического периода, мозаика из Амарны (XVIII династия) и Кантира (XIX династия) и плакеты из дворца Рамзеса III в Мединет-Абу (XX династия). Во всех исследованных образцах сердцевина была либо темно-серой, либо темно-коричневой и состояла из обычного толченого кварца, окрашенного окисью железа. Вполне вероятно, что окись железа прибавлялась умышленно, отчего это вещество и может рассматриваться как отдельный вариант[3].
Красный фаянс
Кубок, стекловидный фаянс и золото. Правление Тутмоса III, 1479—1425 года до н. э. Найдена в Сирии.
В очень редких случаях красным фаянсом бывает обыкновенный фаянс с красной глазурью, нанесенной на белую основу. Примерами такого красного фаянса могут служить две небольшие продолговатые плитки и несколько фрагментов плиток времён III династии из Саккары, находящиеся в настоящее время в Каирском музее, а также два образца эпохи XVIII династии из Амарны. Анализ ряда образцов показал, что сердцевина их состояла из очень мелкого толчёного красного порошка, оказавшегося кварцем, окрашенным красной окисью железа. Сравнение с образцами красного кварцевого песка показало, что вещество основы фаянса не является естественным мелкоистолчённым красным песком (то есть красным кварцевым порошком), а представляет собою искусственную смесь кварца с красной охрой или какой-нибудь другой окисью железа[3].
Фаянс с дополнительным слоем
Вид фаянса, в котором между основой и покрывающей ее глазурью имеется еще дополнительный слой.
Он был обнаружен лишь в одном из нескольких сотен образцов XVIII династии, а именно на обломке синего изразца из Дейр-эль-Бахри, и на нескольких недатированных образцах, возможно, той же династии. Что же касается способа нанесения этого «особого» слоя, состоящего из чрезвычайно мелко истолченного порошка кварца, то опыты показали, что крепко пристающий белый слой любой толщины может быть образован из смеси тончайшего кварцевого порошка с раствором природной кристаллической соды при последующих сушке и обжиге. Ввиду пористости вещества основы эта смесь не должна была быть слишком вязкой (иначе вследствие поглощения воды кварцем она настолько загустевает, что не накладывается ровным слоем), и, если ею аккуратно облить изделие, она образует ровный слой с гладкой поверхностью и крепко держится после сушки и обжига[3].
Фаянс с твердой синей или зеленой сердцевиной
У этой разновидности фаянса сердцевина из зернистого кварца обычно бывает более твердой, чем у обыкновенного фаянса, а иногда даже очень твердой; она окрашена в синий или зеленый цвет и всегда покрыта отчётливо выделяющейся глазурью того же цвета, что и основа, хотя обычно более светлого оттенка.
Стекловидный фаянс
Этот вид имеет весьма зернистую структуру и состоит из вещества, которое за недостатком лучшего термина можно назвать «неполноценным стеклом»; то есть это такого рода стекло, в котором процент щелочи слишком мал для полного соединения с кварцем, в результате чего при обжиге происходит лишь частичное сплавление зерен кварца, значительное количество которых остается в несвязанном состоянии и лишь механически вкраплено в основную стекловидную массу. Поскольку это вещество, несомненно, не является фаянсом, а представляет собою разновидность стекла, хотя это еще не обычное стекло, термины «стекловидный фаянс» или «неполноценное стекло», как нам касается, наиболее удачно характеризуют его природу и состав[3].
ru-wiki.org
Египетский фаянс
Египетский фаянс - изделия из глазурованной кварцевой фритты или толчёного кварца, покрытой стекловидной щелочной глазурью Египетское слово для фаянса было «tjehenet», что означает «мерцание» или «сияние», и считалось, что фаянс отражал свет бессмертия Процесс изготовления фаянса был впервые был разработан в Месопотамии, но высшего качества и количества достиг именно в Египте Некоторые из величайших фаянсовых мастеров древности были финикийцами таких городов, как Тир и Сидон Они были очень искусны в изготовлении стекла, и считается, что именно они изобрели первый фаянс Египтяне взяли финикийскую технику и улучшили её, создав произведения искусства, которые даже в наши дни интригуют и очаровывают людей Термин «глазурованная керамика», часто применяемый при описании египетского фаянса, совершенно непригоден и только вводит в заблуждение, так как керамика изготовляется из глины, формуется в мокром состоянии и приобретает твердость в результате обжига Фаянсовый сокол Птолемеевский период Фаянсовый амулет1550 гднэ Гиппопотам 1938-1539 гднэ Вазы Рамзеса ll Фаянсовая чаша Фаянсовая плитка с пальмами, 18-я династия, правление фараона Эхнатона
Содержание
1 Основа для фаянса
2 Состав и технология изготовления
3 Обжиг
4 Цвет и его символика
5 Изделия из фаянса
6 Фаянсовые мастерские
7 Другие виды фаянса
71 Черный фаянс
72 Красный фаянс
73 Фаянс с дополнительным слоем
74 Фаянс с твердой синей или зеленой сердцевиной
75 Стекловидный фаянс
8 Литература
9 Примечания
Основа для фаянса
Всего же, за весь период производства, применялось три различных вещества для основы: толченый кварц, высококремнистая глина и обычная глина, и две глазури — щелочная и свинцовая То есть производство фаянса, возможно, удешевлялось Было выдвинуто три метода формирования основы фаянсовых объектов: моделирование, формование и истирание, последнее из которых используется в сочетании с первыми двумя Эти три метода были наиболее широко используемы в прединастические и протодинамические времена Только к концу Среднего Царства появляются инкрустационные методы, которые потом переходят в Новое царство: бусины, амулеты и кольца, которые производятся методами моделирования и формования В период Нового Царства скульптурные детали создаются уже с использованием инкрустаций различного цветного фаянса, чтобы выявить белый промежуточный слой в рельефе Формование сначала делали, формируя модель объекта или используя готовый кусочек фаянса, создавая его в мокрой глине, а затем путем обжига глины для создания прочной формы Затем фаянсовую пасту прессовали в пресс-форму и после высыхания повторно обрабатывали через истирание поверхности перед обжигом Формы могли облегчить массовое производство фаянсовых предметов, таких как кольца и вставки из амулетов, о чем свидетельствуют несколько тысяч мелких открытых поверхностей, глиняные формы для земляных работ, раскопанные в Телль-эль-Амарне
Состав и технология изготовления
На начальном этапе изготовления смесь фаянса очень толстая, только после формирования она становится мягкой и тягучей Это свойство объясняет песчаные осадки, возникающие при смачивании материала, что делает фаянс сложным материалом для удерживания формы Вещество основы всегда имеет зернистую структуру; обычно оно рыхло или даже очень рыхло Если давление будет слишком энергичным, этот материал даст трещину из-за его ограниченной пластической деформации Материал основы, как мелко- так и крупнозернистый, при рассмотрении под микроскопом оказывается состоящим из острых зерен кварца без какой-либо примеси других веществ В сыром состоянии фритту формовали, придавая приблизительные очертания и только после высыхания доделывали Статуи и крупные предметы изготавливались от руки или по частям, перед глазурованием собирались и склеивались с помощью кремнистой пасты Каждая статуя изготовлялась на каркасе из деревянных стержней, на которые слоями налепляли массу, служившую материалом для сердцевины фаянса Глазурь же наносилась в достаточно густом, но текучем состоянии уже в самом конце
Обжиг
Считается, что фаянс обжигался при температурах 800—1000 ° C Именно при такой температуре фаянсовые кусочки вступали в контакт друг с другом во время обжига и склеивались, что значительно облегчало работу
Цвет и его символика
Чаще всего применялась синяя, зеленая или зеленовато-синяя; иногда фиолетовая, белая, желтая и двуцветная или многоцветная глазурь Она является стеклом того же состава, что и древнее стекло, но процент извести окиси кальция в ней ниже, а окиси кремния — выше, чем в древнем стекле, а цвет глазури объясняется присутствием какого-то соединения медиЕсть несколько версий, почему чаще всего применялась именно синяя или зеленоватая глазурьПо словам археолога Дэвида Фредерика Гросса, стремление подражать драгоценным камням «объясняет, почему большинство ранних стекол непрозрачны и блестяще окрашены», и самый глубокий синий цвет, имитирующий лазурит, вероятно, был самым востребованным Символизм, вложенный в синее остекление, ассоциируется с Нилом, небом или домом богов, в то время как зеленый вызывает образы возрождения и растительности
Изделия из фаянса
Фаянс изготовлялся с додинастического периода до XIV века нэ и был очень широко использован для небольших предметов из бисера или мелких статуй Самыми популярными предметами обычно были скарабеи и фигурки Ушебти Большие изделия обычно были чашки и миски, а также настенные плитки, в основном используемые для храмов
Среди самых известных фаянсовых скульптур — голубой бегемот, который ещё известен как «Уильям», в настоящее время экспонируется в Музее искусств Метрополитен в Манхэттене, штат Нью-Йорк, США
Фигура была сформирована из фаянса и окрашена речными и болотными растениями, которые представляли естественную среду обитания бегемота Бегемот считался чрезвычайно опасным животным древних египтян и иногда включался в предметы для защиты умершего в загробной жизни Однако душа мертвого человека также нуждалась в защите от гиппопотама, и для этого нужно было сделать какое-то условие В случае с «Уильямом» три его ноги были целенаправленно разбиты после того, как статуя была завершена, поэтому он не сможет бежать за Сэнби II в загробную жизнь и причинить ему вред
Фаянсовые мастерские
Самые ранние свидетельства фаянсовой мастерской были обнаружены в Абидосе и датированы 5500 годом до нашей эры Там были найдены ряды круглых ям, очевидно остатков печей Слои древней золы в ямах свидетельствуют о непрерывном использовании печей на протяжении многих лет Также были обнаружены небольшие глиняные шарики, и считается, что они, возможно, использовались в качестве поверхности, на которой факельные шарики обжигались в печах Имена фаянсовых мастеров теряются в истории, за исключением одного человека, Рехамуна, который был известен как «Создатель волшебства Амона», а другой, известный как Дебени, надзиратель фаянсовых рабочих
Доска для игры в змею Мехена из зеленого фаянса, гробница фараона Сета-Перибсена 2660–2650 гдо нэ
Другие виды фаянса
Черный фаянс
Известно лишь несколько находок черного фаянса, а именно небольшой изразец и несколько маленьких плиток от мозаики эпохи III династии из Саккара; маленькие бусины раннединастического периода, мозаика из Эль-Амарны XVIII династия и Кантира XIX династия и плакеты из дворца Рамзеса III в Мединет-Абу XX династия Во всех исследованных образцах сердцевина была либо темно-серой, либо темно-коричневой и состояла из обычного толченого кварца, окрашенного окисью железа Вполне вероятно, что окись железа прибавлялась умышленно, отчего это вещество и может рассматриваться как отдельный вариант
Красный фаянс
Кубок, стекловидный фаянс и золото Период правления Тутмоса III, 1479-1425 в до нэ Найденн в Сирии
В очень редких случаях красным фаянсом бывает обыкновенный фаянс с красной глазурью, нанесенной на белую основу Примерами такого красного фаянса могут служить две небольшие продолговатые плитки и несколько фрагментов плиток времен III династии из Саккара, находящиеся в настоящее время в Каирском музее, а также два образца эпохи XVIII династии из Эль-Амарны Анализ ряда образцов показал, что сердцевина их состояла из очень мелкого толченого красного порошка, оказавшегося кварцем, окрашенным красной окисью железа Сравнение с образцами красного кварцевого песка показало, что вещество основы фаянса не является естественным мелкоистолченным красным песком то есть красным кварцевым порошком, а представляет собою искусственную смесь кварца с красной охрой или какой-нибудь другой окисью железа
Фаянс с дополнительным слоем
Фаянсовые игровые фишки игры Сенет Новое Царство
Вид фаянса, в котором между основой и покрывающей ее глазурью имеется еще дополнительный слой
Он был обнаружен лишь в одном из нескольких сотен образцов XVIII династии, а именно на обломке синего изразца из Дейр-эль-Бахри, и на нескольких недатированных образцах, возможно, той же династии Что же касается способа нанесения этого «особого» слоя, состоящего из чрезвычайно мелко истолченного порошка кварца, то опыты показали, что крепко пристающий белый слой любой толщины может быть образован из смеси тончайшего кварцевого порошка с раствором природной кристаллической соды при последующих сушке и обжиге Ввиду пористости вещества основы эта смесь не должна была быть слишком вязкой иначе вследствие поглощения воды кварцем она настолько загустевает, что не накладывается ровным слоем, и, если ею аккуратно облить изделие, она образует ровный слой с гладкой поверхностью и крепко держится после сушки и обжига
Фаянс с твердой синей или зеленой сердцевиной
У этой разновидности фаянса сердцевина из зернистого кварца обычно бывает более твердой, чем у обыкновенного фаянса, а иногда даже очень твердой; она окрашена в синий или зеленый цвет и всегда покрыта отчетливо выделяющейся глазурью того же цвета, что и основа, хотя обычно более светлого оттенка
Стекловидный фаянс
Этот вид имеет весьма зернистую структуру и состоит из вещества, которое за недостатком лучшего термина можно назвать «неполноценным стеклом»; то есть это такого рода стекло, в котором процент щелочи слишком мал для полного соединения с кварцем, в результате чего при обжиге происходит лишь частичное сплавление зерен кварца, значительное количество которых остается в несвязанном состоянии и лишь механически вкраплено в основную стекловидную массу Поскольку это вещество, несомненно, не является фаянсом, а представляет собою разновидность стекла, хотя это еще не обычное стекло, термины «стекловидный фаянс» или «неполноценное стекло», как нам касается, наиболее удачно характеризуют его природу и состав
Литература
Лукас А О Материалы и ремесленные производства Древнего Египта
Peck, William H "The Material World of Ancient Egypt»
David Frederick Grose The Toledo Museum of Art, Early Ancient Glass
Nicholson, PT Egyptian faience and glass, 1993
Kingery, W D and Vandiver, P B The process of self-glazing Archaeology, 1986, p 107-117
Petrie, W M Memphis I, London: British School of Archeology in Egypt, 1909
Nicholson and Peltenburg Ancient Egyptian Materials and Technology, 2000
Какзмаркзик А Ancient Egyptian Faience: An Analytical Survey of Egyptian Faience from Predynastic to Roman Times, 1983
Florence Dunn Friedman Gifts of the Nile: Ancient Egyptian Faience, 1998
Примечания
↑ 1 2 3 4 5 Petrie, W M Memphis I, London: British School of Archeology in Egypt, 1909
↑ http://wwwancienteu/Faience
↑ 1 2 3 4 5 6 7 А Лукас Материалы и ремесленные производства Древнего Египта
↑ Nicholson and Peltenburg Ancient Egyptian Materials and Technology, 2000
↑ 1 2 Nicholson, PT Egyptian faience and glass, 1993
↑ Kingery, W D and Vandiver, P B The process of self-glazing Archaeology, 1986, p 107-117
↑ David Frederick Grose The Toledo Museum of Art, Early Ancient Glass
↑ Peck, William H, "The Material World of Ancient Egypt»
Египетский фаянс Информация о
Египетский фаянсЕгипетский фаянс Египетский фаянс Просмотр темы.
Египетский фаянс что, Египетский фаянс кто, Египетский фаянс объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Египетский фаянс Вики
Египетский фаянс — изделия из глазурованной кварцевой фритты или толчёного кварца, покрытой стекловидной щелочной глазурью. Египетское слово для фаянса было «tjehenet», что означает «мерцание» или «сияние», и считалось, что фаянс отражал свет бессмертия[1]. Процесс изготовления фаянса был впервые был разработан в Месопотамии, но высшего качества и количества достиг именно в Египте. Некоторые из величайших фаянсовых мастеров древности были финикийцами таких городов, как Тир и Сидон. Они были очень искусны в изготовлении стекла, и считается, что именно они изобрели первый фаянс. Египтяне взяли финикийскую технику и улучшили её, создав произведения искусства, которые даже в наши дни интригуют и очаровывают людей[2]. Термин «глазурованная керамика», часто применяемый при описании египетского фаянса, совершенно непригоден и только вводит в заблуждение, так как керамика изготовляется из глины, формуется в мокром состоянии и приобретает твердость в результате обжига[3].
Фаянсовые амулеты.1550 год до н. э. Гиппопотам. 1938—1539 годы до н. э.
Основа для фаянса[ | код]
Всего же, за весь период производства, применялось три различных вещества для основы: толчёный кварц, высококремнистая глина и обычная глина, и две глазури — щелочная и свинцовая. То есть производство фаянса, возможно, удешевлялось[3]. Было выдвинуто три метода формирования основы фаянсовых объектов: моделирование, формование и истирание, последнее из которых используется в сочетании с первыми двумя[4]. Эти три метода были наиболее широко используемы в додинастические и протодинамические[что?] времена[5]. Только к концу Среднего Царства появляются инкрустационные методы, которые потом переходят в Новое царство: бусины, амулеты и кольца, которые производятся методами моделирования и формования. В период Нового Царства скульптурные детали создаются уже с использованием инкрустаций различного цветного фаянса, чтобы выявить белый промежуточный слой в рельефе[6]. Формование сначала делали, формируя модель объекта или используя готовый кусочек фаянса, создавая его в мокрой глине, а затем обжигали для закрепления формы. Затем фаянсовую пасту прессовали в пресс-форму и после высыхания повторно обрабатывали через истирание поверхности перед обжигом[5]. Формы могли облегчить массовое производство фаянсовых предметов, таких как кольца и вставки из амулетов, о чем свидетельствуют несколько тысяч мелких открытых поверхностей, глиняные формы для земляных работ, раскопанные в Телль-эль-Амарне[1].
Состав и технология изготовления[ | код]
На начальном этапе изготовления смесь фаянса очень толстая, только после формирования она становится мягкой и тягучей. Это свойство объясняет песчаные осадки, возникающие при смачивании материала, что делает фаянс сложным материалом для удерживания формы. Вещество основы всегда имеет зернистую структуру; обычно оно рыхло или даже очень рыхло. Если давление будет слишком энергичным, этот материал даст трещину из-за его ограниченной пластической деформации. Материал основы, как мелко- так и крупнозернистый, при рассмотрении под микроскопом оказывается состоящим из острых зерен кварца без какой-либо примеси других веществ[3]. В сыром состоянии фритту формовали, придавая приблизительные очертания и только после высыхания доделывали. Статуи и крупные предметы изготавливались от руки или по частям, перед глазурованием собирались и склеивались с помощью кремнистой пасты. Каждая статуя изготовлялась на каркасе из деревянных стержней, на которые слоями налепляли массу, служившую материалом для сердцевины фаянса. Глазурь же наносилась в достаточно густом, но текучем состоянии уже в самом конце.
Обжиг[ | код]
Считается, что фаянс обжигался при температурах 800—1000 °C. Именно при такой температуре фаянсовые кусочки вступали в контакт друг с другом во время обжига и склеивались, что значительно облегчало работу.
Цвет и его символика[ | код]
Чаще всего применялась синяя, зеленая или зеленовато-синяя; иногда фиолетовая, белая, жёлтая и двуцветная или многоцветная глазурь. Она является стеклом того же состава, что и древнее стекло, но процент извести (окиси кальция) в ней ниже, а окиси кремния — выше, чем в древнем стекле, а цвет глазури объясняется присутствием какого-то соединения меди. Есть несколько версий, почему чаще всего применялась именно синяя или зелёноватая глазурь. По словам археолога Дэвида Фредерика Гросса, стремление подражать драгоценным камням «объясняет, почему большинство ранних стёкол непрозрачны и блестяще окрашены», и самый глубокий синий цвет, имитирующий лазурит, вероятно, был самым востребованным[7]. Символизм, вложенный в синее остекление, ассоциируется с Нилом, небом или домом богов, в то время как зелёный вызывает образы возрождения и растительности.
Изделия из фаянса[ | код]
Фаянс изготовлялся с додинастического периода до XIV века н. э. и был очень широко использован для небольших предметов из бисера или мелких статуй. Самыми популярными предметами обычно были скарабеи и фигурки Ушебти. Большие изделия обычно были чашки и миски, а также настенные плитки, в основном используемые для храмов[8].
Среди самых известных фаянсовых скульптур — голубой бегемот, который ещё известен как «Уильям», в настоящее время экспонируется в Музее искусств Метрополитен в Манхэттене, штат Нью-Йорк, США[1].
Фигура была сформирована из фаянса и окрашена речными и болотными растениями, которые представляли естественную среду обитания бегемота. Бегемот считался чрезвычайно опасным животным и иногда его образ использовался защиты умершего в загробной жизни. Однако душа мёртвого человека также нуждалась в защите от гиппопотама. В случае с «Уильямом» три его ноги были целенаправленно разбиты после того, как статуя была завершена, поэтому он не сможет бежать за Сэнби II в загробную жизнь и причинить ему вред[1].
Фаянсовые мастерские[ | код]
Самые ранние свидетельства фаянсовой мастерской были обнаружены в Абидосе и датированы 5500 годом до нашей эры. Там были найдены ряды круглых ям, очевидно остатков печей. Слои древней золы в ямах свидетельствуют о непрерывном использовании печей на протяжении многих лет. Также обнаружены небольшие глиняные шарики, и считается, что они, возможно, использовались в качестве поверхности, на которой факельные шарики обжигались в печах. Имена фаянсовых мастеров теряются в истории, за исключением одного человека, Рехамуна, который был известен как «Создатель волшебства Амона», а другой, известный как Дебени, надзиратель фаянсовых рабочих[1].
Доска для игры в змею Мехен из зелёного фаянса, гробница фараона Сета-Перибсена. 2660—2650 год до н. э.
Другие виды фаянса[ | код]
Черный фаянс[ | код]
Известно лишь несколько находок черного фаянса, а именно небольшой изразец и несколько маленьких плиток от мозаики эпохи III династии из Саккара; маленькие бусины раннединастического периода, мозаика из Амарны (XVIII династия) и Кантира (XIX династия) и плакеты из дворца Рамзеса III в Мединет-Абу (XX династия). Во всех исследованных образцах сердцевина была либо темно-серой, либо темно-коричневой и состояла из обычного толченого кварца, окрашенного окисью железа. Вполне вероятно, что окись железа прибавлялась умышленно, отчего это вещество и может рассматриваться как отдельный вариант[3].
Красный фаянс[ | код]
Кубок, стекловидный фаянс и золото. Правление Тутмоса III, 1479—1425 года до н. э. Найдена в Сирии.
В очень редких случаях красным фаянсом бывает обыкновенный фаянс с красной глазурью, нанесенной на белую основу. Примерами такого красного фаянса могут служить две небольшие продолговатые плитки и несколько фрагментов плиток времён III династии из Саккары, находящиеся в настоящее время в Каирском музее, а также два образца эпохи XVIII династии из Амарны. Анализ ряда образцов показал, что сердцевина их состояла из очень мелкого толчёного красного порошка, оказавшегося кварцем, окрашенным красной окисью железа. Сравнение с образцами красного кварцевого песка показало, что вещество основы фаянса не является естественным мелкоистолчённым красным песком (то есть красным кварцевым порошком), а представляет собою искусственную смесь кварца с красной охрой или какой-нибудь другой окисью железа[3].
Фаянс с дополнительным слоем[ | код]
Вид фаянса, в котором между основой и покрывающей ее глазурью имеется еще дополнительный слой.
Он был обнаружен лишь в одном из нескольких сотен образцов XVIII династии, а именно на обломке синего изразца из Дейр-эль-Бахри, и на нескольких недатированных образцах, возможно, той же династии. Что же касается способа нанесения этого «особого» слоя, состоящего из чрезвычайно мелко истолченного порошка кварца, то опыты показали, что крепко пристающий белый слой любой толщины может быть образован из смеси тончайшего кварцевого порошка с раствором природной кристаллической соды при последующих сушке и обжиге. Ввиду пористости вещества основы эта смесь не должна была быть слишком вязкой (иначе вследствие поглощения воды кварцем она настолько загустевает, что не накладывается ровным слоем), и, если ею аккуратно облить изделие, она образует ровный слой с гладкой поверхностью и крепко держится после сушки и обжига[3].
Фаянс с твердой синей или зеленой сердцевиной[ | код]
У этой разновидности фаянса сердцевина из зернистого кварца обычно бывает более твердой, чем у обыкновенного фаянса, а иногда даже очень твердой; она окрашена в синий или зеленый цвет и всегда покрыта отчётливо выделяющейся глазурью того же цвета, что и основа, хотя обычно более светлого оттенка.
Стекловидный фаянс[ | код]
Этот вид имеет весьма зернистую структуру и состоит из вещества, которое за недостатком лучшего термина можно назвать «неполноценным стеклом»; то есть это такого рода стекло, в котором процент щелочи слишком мал для полного соединения с кварцем, в результате чего при обжиге происходит лишь частичное сплавление зерен кварца, значительное количество которых остается в несвязанном состоянии и лишь механически вкраплено в основную стекловидную массу. Поскольку это вещество, несомненно, не является фаянсом, а представляет собою разновидность стекла, хотя это еще не обычное стекло, термины «стекловидный фаянс» или «неполноценное стекло», как нам касается, наиболее удачно характеризуют его природу и состав[3].
Примечания[ | код]
↑ 1 2 3 4 5 Petrie, W. M. Memphis I, London: British School of Archeology in Egypt, 1909.
↑ Faience, Ancient History Encyclopedia. Проверено 15 мая 2018.
↑ 1 2 3 4 5 6 7 А. Лукас. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта.
↑ Nicholson and Peltenburg Ancient Egyptian Materials and Technology, 2000.
↑ 1 2 Nicholson, P.T. Egyptian faience and glass, 1993.
↑ Kingery, W. D. and Vandiver, P. B. The process of self-glazing. Archaeology, 1986, p. 107—117.
↑ David Frederick Grose The Toledo Museum of Art, Early Ancient Glass
↑ Peck, William H., «The Material World of Ancient Egypt».
Литература[ | код]
Лукас А. О. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта.
Peck, William H. «The Material World of Ancient Egypt».
David Frederick Grose The Toledo Museum of Art, Early Ancient Glass.
Nicholson, P.T. Egyptian faience and glass, 1993.
Kingery, W. D. and Vandiver, P. B. The process of self-glazing. Archaeology, 1986, p. 107—117
Petrie, W. M. Memphis I, London: British School of Archeology in Egypt, 1909.
Nicholson and Peltenburg Ancient Egyptian Materials and Technology, 2000
Какзмаркзик А. Ancient Egyptian Faience: An Analytical Survey of Egyptian Faience from Predynastic to Roman Times, 1983
Florence Dunn Friedman Gifts of the Nile: Ancient Egyptian Faience, 1998