Древние вавилон. 4. Древний Вавилон
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Вавилон. Древние вавилон


4. Древний Вавилон. Древняя магия и современные религии

4. Древний Вавилон

На территории современного Ирака между реками Тигром и Евфратом 6000 (шесть тысяч) лет назад «внезапно» возникли города таинственного народа, который называл себя «шумеры». Их происхождение не известно, а язык не имеет аналогов в мире. Каждый город имел свое правительство и, по сути, являлся отдельным городом-государством древней Месопотамии. Правителем каждого города, как правило, был Эн (верховный жрец главного храма). Иногда его замещал Лугаль (главный военноначальник города).

Города были обнесены мощными кирпичными стенами. Внутри крепостной стены было множество храмов и других монументальных сооружений. В городах жили ремесленники, а на окрестных полях работали земледельцы. Жилища простых горожан строились из тростника или других легких материалов. Они напоминали дома современных «болотных арабов» на юге Ирака, построенные из связок камыша.

Среди нескольких десятков городов-государств наиболее известны Ниппур, Уреду, Киш, Урук, Умма, Ур, Лагаш. Примерно 4000 (четыре тысячи) лет назад предводитель племени амореев, вавилонский царь Хамурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) завоевал ряд независимых городов и объединил Месопотамию в единое государство. Однако позднее это государство разделилось на две части. На юге была Вавилония, а на севере – Ассирия. Позднее под натиском враждебных племен Ассирийская империя распалась. Вавилон просуществовал до 539 г. до н. э., когда был окончательно завоеван персидским царем Киром II.

История и обычаи Вавилона – это целый набор загадок и тайн.

Античный историк Плутарх рассказывает, что когда Александр Македонский, после знаменитого похода на Индию, остановился в Вавилоне, то начал мучиться дурными предчувствиями. С каждым днем они возрастали. И вот однажды он увидел на собственном троне другого человека, одетого в царские одежды. Он спросил незнакомца, кто он? Самозванец ответил, что послан египетским богом подземного царства Сераписом для того, чтобы донести некое знамение свыше. Александр рассмеялся и велел казнить самозванца. Но вскоре после этого сам заболел лихорадкой и умер. Неуязвимый в сражениях, Македонский умер от колдовства…

Возможно, смерть великого полководца стала следствием недооценки значения древнего вавилонского ритуала «подмена царя» (Шах Пухи). Обычно жрецы осуществляли этот обряд в том случае, если по состоянию Луны и Солнца появлялось предчувствие, что царю грозит какая-либо опасность. Чтобы спасти повелителя от неизбежной смерти, жрецы прятали царя в укромном месте, за городскими воротами, называя его «земледельцем». На трон сажали постороннего человека, оказывая ему царские почести. Срок «правления» Шах Пухи колебался от нескольких дней до трех месяцев, в зависимости от величины предсказанной опасности. Затем фальшивого царя убивали, осуществляя предсказание о смерти. На освободившийся трон возвращался «царь-земледелец» и продолжал свое правление. Возможно, гордый Александр Македонский не пожелал делить свой трон с каким-то самозванцем и отверг помощь жрецов. Он убил своего Шах Пухи, но вскоре сам отправился вслед за ним.

Барельеф храма богини Иштар

Главный вавилонский бог МАРДУК умел ходить по воде

Месопотамские воины

Высшими ценностями у вавилонцев считались богатство, долголетие и здоровье. Поэтому они вели очень здоровый образ жизни

Добрый дракон МУНХУШ защищал вавилонцев от любых неприятностей

Супруга МАРДУКА богиня ИШТАР предпочитала путешествовать на спине пантеры

В III веке до н. э. была построена знаменитая Вавилонская башня. В Библии описано ее строительство – вавилонское столпотворение. Сначала освятили квадратный участок шириной 350 метров. В его середине воздвигли громадную башню диаметром примерно 200 метров. На ней разместили еще семь огромных башен, одну над другой. Снаружи круглых стен наверх вела широкая винтовая лестница. На верхней площадке стоял храм великого бога Мардука, на главный алтарь которого ушло более 20 тонн золота.

Статуи древних вавилонских богов имели человеческий облик. Их изготовляли из дерева и покрывали золотом с драгоценными камнями. После изготовления или ремонта такая статуя проходила тайные ритуалы освящения. В нее «вдыхалась» жизнь, глаза и уши «открывались». Халдеи (вавилонские жрецы) переносили статую в храм, где она становилась символом божественного присутствия.

Такое божество нуждалось в особом обслуживании. Одним из важнейших ритуалов была «трапеза богов», которая происходила ежедневно утром и вечером. Перед статуей ставили большой стол, где размещали сосуды с вином и подносы с едой. Считалось, что божественная статуя поглощает пищу одним только взглядом. Процесс приема пищи скрывали плотной ширмой, которую предусмотрительные жрецы-халдеи устанавливали во время трапезы. Это мероприятие считалось великим таинством, к которому допускались лишь немногие посвященные. Обслуживание статуи божества доверялось узкому кругу жрецов, которые ее «кормили», чистили и время от времени ремонтировали. Простые горожане видели священные статуи редко, только во время больших праздничных церемоний. Чтобы смягчить долгую разлуку с любимыми божествами, в домах хранились маленькие статуэтки идолов.

Представление о странствиях души и смерти в Вавилоне были также весьма необычны. Они не были похожи, например, на древнеегипетские легенды о Подземном царстве. Месопотамцы утверждали, что после смерти никакой реинкарнации (воскресения) не бывает. Покойник попадает в «Страну без возврата».

Это очень унылая страна, где «в реках воды не текут, где в поле нет зерна, где все во тьме и в запустенье». Там все равны, независимо от положения при жизни. Единственная радость – это связь с живыми. Поэтому частенько покойников хоронили где-нибудь поблизости или даже под полом собственного жилища. В могилу клали сосуды с напитками, еду, инструменты, оружие, любимые вещи и драгоценности.

Царей хоронили вместе с прислугой. Покойников уважали еще и потому, что существовало поверье, что рассерженный мертвец может досаждать различными неприятностями. А довольный мертвец помогает живым.

В Вавилоне существовала целая система оккультных обрядов. Например, чтобы получить какой-либо совет, сначала вызывали дух покойника. Для этого приходили на могилу, копали небольшую ямку и оставляли в ней подарок. Затем, возвратившись домой, ложились спать и смотрели сны. Общение с духами происходило во сне.

Уличный предсказатель Бару знал ответы на все вопросы

При раскопках древнего Вавилона было найдено множество причудливых фигурок. Среди них были изображения различных демонов болезней. Фигурки предназначались для лечебных церемоний. Вид многих демонов был очень нелепый. Считалось, что если показать злому демону его же страшный образ, то он в ужасе покидает тело больного. Поэтому лечебные фигурки прикладывали к больному месту на теле пациента, после чего выполняли курс лечения в следующей последовательности: жрец-лекарь, как правило, располагался справа от постели больного. Свои принадлежности (талисманы, кувшин с волшебной водой и травы) он раскладывал слева. Затем родственники приносили сырую шкуру самки верблюда, которую жрец разделял сначала на семь кусков. Потом каждый кусок он резал пополам, получалось 14 кусков. Влажные куски верблюжьей шкуры лекарь лепил на тело больного, как горчичники. При этом произносилось такое заклинание: «Услышь меня, ты, злобный дух Намтар! Пусть дух Земли тебя изгонит! На помощь этому больному великий бог Мардук спешит. Намтар, ты – змей! И я тебя кляну. Иди ты прочь отсюда! Возьми с собой болезни все обратно. Отныне бог Латарок на страже у двери стоит! Он, злу препятствуя, не даст ему сюда проникнуть вновь. Теперь тебя я заклинаю, великий бог Мардук! Яви свою силу и власть!» В конце лечебной церемонии пациента укутывали в теплые одежды, прыскали в лицо волшебной водой из кувшина и усаживали на кровать. Вавилонские целители знали, что в сидячем положении болезнь быстрее уходит.

Талисманы и амулеты считались самым эффективным средством против злых демонов. Их делали из любых подручных предметов. В дело шли всевозможные лоскутки материи, камешки, глиняные плитки, кусочки дерева и т. п. Амулеты ставили в доме, закапывали под порогом, вешали над дверью и носили с собой. На них изображали лицо доброго духа и писали нужные заклинания. Например: «О, Мунхуш благосклонный! Устрани все опасности раз и навек. Помоги жить спокойно, легко. Дай мне разум, талант. Дай удачу и счастье. Заклинаю тебя, Бог великий!» Если же, например, требовалась защита от сглаза или зависти, то амулет содержал текст: «Боги неба и земли, заклинаю, помогите! Злые чары отведите и создайте мне защиту, что удачу сохранит и веками простоит». Шумерский язык был весьма поэтичен, поэтому все заклинания и молитвы старательно рифмовались.

Жрецы-халдеи изобрели свою астрологию. Вызывает восхищение высокая точность их астрономических наблюдений. Уже 4000 лет назад халдеи имели точные таблицы солнечных и лунных затмений. Они знали, что солнечный год имеет 325,25 суток, а период новолуния составляет ровно 30 дней. Их год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый, а недостающую ежегодную разницу в 5 дней засчитывали каждые 12 лет в виде двух дополнительных месяцев.

Они знали о периодичности солнечных затмений, которые происходят раз в 18 лет. Они знали, что лунные затмения происходят через каждые 223 лунных периода (новолуний). Заблаговременно жрецы извещали царя о предстоящих явлениях: «О, царь Ассурбанип, мой повелитель! Я твой слуга, Абиль-Букдар. Да будет мир, да будет милость неба и Мардука тебе, великий царь… Через два дня Луна исчезнет ненадолго. Но вскоре заново появится. А в день 26-й мы ждем затмение Солнца».

На основании своих наблюдений вавилонские астрологи сделали заключение, что смена времен года влияет на все живое. Но природные явления, в свою очередь, зависели от взаимного положения небесных светил. Отсюда следовал вывод, что именно небесные светила влияют на живое. Жизнь человека вела отсчет от точной даты рождения и соответствующего положения Луны и Солнца относительно звезд. Астрологи прогнозировали судьбы людей и целых народов. Вавилонский гороскоп содержал точные даты будущих событий: «Когда придет звезда Судьбы (дата), в стране появится чума. Затем (дата) взойдет звезда Ирбис, притягивая благоденствие. За ней спустя три года появится звезда Абазин (дата), которая предупредит опасность. Но в день (дата) взойдет звезда Алабастера, предвестник счастья и удачи».

Считалось, что гадания и предсказания будущего – это особая форма общения с божествами. В Месопотамии гадали на всем чем придется. Будущее определяли по поведению животных и птиц, по облакам, по дыму костра, по пятнам масла на воде, по звездам, толкуя сны, бросая жребий. Жрецы создали подробнейшие сборники примет. Появились первые научные исследования, в которых зафиксированы различные события и описания того, что за ними последовало. Например, в те времена существовала примета, что если в дом забежит серая собака, значит, будет пожар. Если прибежит желтоватая, то кого-нибудь настигнет смерть. А если встретится рыжая собака, то наступит мир с врагами. Кроме сборников примет впервые появились и подробнейшие сонники, которые содержали множество разделов, облегчавших поиск необходимого толкования. Снам придавали самое большое значение. Существует легенда, что однажды пророк Даниил спас царя Навуходоносора, правильно растолковав значение его сна.

Храм великого бога Мардука (Вавилонская башня)

Вавилонские мудрецы придумали также геомантию – гадание по случайным геометрическим фигурам. Для гадания, например, подбрасывали над гладкой поверхностью горсть песка и разглядывали полученные фигурки. Внешне это было похоже на гадание на кофейной гуще. Однако толкования отличались большей точностью, поскольку для предсказаний жрецы использовали сложные математические формулы, известные им из астрологии.

В повседневной жизни вавилонцы применяли очень простые гадания: например, человек задавал себе какой-нибудь вопрос. Затем он выходил на улицу, и первые услышанные им слова считались ответом бога. Если прохожие говорили что-то приятное, значит, ответ положительный. Если кто-то ссорился, значит, боги настроены негативно.

Истина в образе бога АХУРА-МАЗДЫ (Владыки порядочности)

Гадателя можно было встретить где угодно. Уличный предсказатель (бару) наливал в чашу воды и, держа ее на коленях, старательно всматривался в отражение. Затем в воду капал масло. По состоянию поверхности или по растеканию масла толковал будущие события. Самым сложным и правильным считалось гадание по внутренностям животного. Сначала толкователь заклинал бога Шамаша или бога Адада передать свой ответ. Потом потрошили животное и тщательно изучали его внутренности. Существовала целая система признаков изменения внутренних органов, используя которые опытный гадатель знал ответы на самые сложные вопросы. Обычно его действия сопровождались заклинаниями такого вида: «Адад, великий Бог – творец! Прошу тебя, ответь мне правду: кто из врагов задумал козни? Кто и когда напасть решил на город наш Ниппур? Кто это будет – киммерийцы, маннаи или армия мидян? Ты Бог великий! Ты мудр безмерно, и ты знаешь все!»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Древний город Вавилон (9 фото)

Древний город Вавилон

Древний город Вавилон

В Ираке вы можете отыскать город Вавилон, который в свое время был самым крупным городом на здешней территории. Это был центр экономики, политики и культуры Древнего мира. Каждый турист может полюбоваться руинами города, которые располагаются около Эль-Хилла.

Древний город Вавилон

Вавилон: появление в истории

Первое упоминание о городе Вавилон было зафиксировано III тысячелетием до н.э. В источниках цивилизации шумеров, которая проживала здесь, город известен под другим названием – Кадингирра. Изначально это было незначительное селение, которое трудно было назвать городом. Приблизительно в XXIV-XXI веках до н.э. это место становится провинциальным центром, который входил в состав Аккадского царства. Также Вавилон числился в Державе III, которая принадлежала династии Ура. С каждым годом территория расширялась и уже во II-I столетии до н.э. город становится столицей Вавилонского царства.

Древний город Вавилон

Древний город Вавилон

На высоком уровне экономическая и культурная жизнь местных жителей была, когда во главе стоял Навуходоносор. После этого древний город часто менял правителей и державы. Вавилон был в составе Ахеменидов, когда в 539 году до н.э. зашли войска правителя Кира II. В IV столетии до н.э. он уже был главным городом во главе с Александром Македонским. Позже входил в состав таких великих государств, как Селевкид, Парфия и Рим. После III века до н.э. могущество Вавилона со временем угасло.

Древний город Вавилон

Географическое положение

Исторический мегалитический комплекс размещался в центрально-южной части Нижней Месопотамии. Так как город стоял на берегах двух рек, то здесь часто случались наводнения. Благодаря этому на территории сформировался огромный слой речных отложений, которые называются аллювий. При правильных технологиях эта почва имеет высокое плодородие. Именно это и помогло Вавилону создать хорошую экономическую базу. В основном здесь пустынные территории и очень мало зелени, поэтому нужно было бороться за каждый кусочек земли, дабы выжить.

Древний город Вавилон

Древний город Вавилон

Древний город Вавилон

Городские руины

На данный момент распознать могущественный и великий древний город Вавилон будет очень сложно. Туристам представляется только группа холмиков. Основные из них имеют названия. Всю территорию визуально разделяют на Западный город и Восточный. Тут отдельно выделяются участки, каждый из которых имеет свои особенности. Где-то размещается дворец правителя, где-то памятники и музеи, а где-то храмовые комплексы и местные достопримечательности. Сейчас из-за археологических раскопок трудно рассмотреть полностью город, так как он часто меняет свой облик.

Древний город Вавилон

Эль-Хилла, Ирак

Предыдущая статья:Достопримечательности Вьетнама: храм Куан Тхань

Следующая статья:Дербентская крепость

Похожие статьи

begin-journey.ru

Древний Вавилон

Вавилон

Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,

Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-

вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в

надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги,

царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из

аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии

Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завое-

ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Че-

рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период

Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскош-

ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками

персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из

полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в осно-

ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом

Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раско-

пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал

прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу

Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим наз-

вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э-теменанки”

(Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “вися-

чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя

стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была

икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окресности Ва-

вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-

нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя

богини Иштар.

Вавилония

Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое) государство Древнего Востока,

располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города

Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего

расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть

Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад,

которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопо-

тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племе-

нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-

шей эры племена аморитов.

Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых

относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Дву-

речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и

древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь

занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Камен-

ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания

оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных

сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых про-

тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привози-

ли камень, дерево и руду.

Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших рабовладельческих государств, ко-

торые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369-2314 до н.э.) объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал ранне-рабовла-

дельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар).

Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на

искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосу-

дарственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и сво-

бодных общинников. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на скот, налагая на них клеймо собственности. Все земли считались принадлежащими царю. Значительная часть их находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными общинниками. Цари отчуждали часть общинных земель и передавали

вельможам, чиновникам и военачальникам. Так возникло в первичной форме частное землевладение.

Натуральное хозяйство в основном все еще господствовало. Оценка различных товаров иногда произво-

дилась при помощи серебра или зерна. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торгов-

ля. Была введена единая система мер и веса. Некоторые города приобретали более широкое торговое зна-

чение. С развитием рабовладения и торговли была связана военная политика. Цари Аккада предпринимали

походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширения торговых связей с соседними странами. Так,

Саргон I ходил войной к “серебряным горам” (г. Тавр в Малой Азии) и к “кедровому лесу” (Ливан). Разви-

тие торговли ускоряло процесс классового расслоения.

Возникшая в результате острой классовой борьбы рабовладельческая деспотия, созданная Саргоном I и

его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев, стремившихся подавить классо-

вый протест трудовых масс бедняков и рабов. Этой цели служил аппарат государственной власти. Было ор-

ганизовано небольшое ядро постоянного войска, к которому во время войны присоединялось ополчение.

Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти. Боги считались покровителями ца-

ря, царской власти и государства, царей называли богами.

К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и длительными войнами аккадская рабовладель-

ческая деспотия стала приходить в упадок. Последний удар Аккадскому царству нанесли горные племена

гутиев, населявшие области Загра. Гутии вторглись в Месопотамию, опустошили страну и подчинили ее

своей власти. В клинописных текстах описывается разорение страны завоевателями, которые разграбили богатые и древние города, разрушили храмы и увезли статуи богов как трофеи. Гутиям, однако, не уда-

лось захватить всей Месопотамии. Южная часть Шумера сохранила некоторую независимость. В резуль-

тате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошло перемещение торговых и полити-

ческих центров на юг, а также расширение торговли южношумерийских городов, в частности Лагаша, в

котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело к дальнейшему усилению Шумера. Уту-

хэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутии были изгнаны из Месопотамии, что способс-

твовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре.

Многочисленные деловые документы этого времени из архива Лагаша, Уммы и других городов указы-вают на значительное развитие хозяйства крупных рабовладельцев, в частности рабовладельческого хозяй-

ства храмов. Государство приобретает все более централизованный характер. Прежние самостоятельные

правители городов (патэси) становятся царскими наместниками. Дальнейшее развитие рабовладельческого

хозяйства и внешней торговли приводило к усилению завоевательной политики царей 3-й династии Ура

(2118-2007 до н.э.), которые объединили под своей властью почти всю Месопотамию. Шульги, царь Ура, завоевал страну Субарту в Северной Месопотамии и совершал походы в Элам, Сирию и даже в восточную

часть Малой Азии.

Однако последний расцвет Шумера был непродолжительным. В 21 в. до н.э. Месопотамию наводнили племена Элама, захватившие Шумер и образовавшие там новое царства с центром в Ларсе. С запада в до-

лину Евфрата вторглись кочевые племена аморитов, которые осели в Аккаде, сделав своей столицей Исин.

В эту эпоху возвысилось Вавилонское царство, основанное царями из династии аморитов (1-я вавилонская

династия). Его центром стал город Вавилон, выгодно расположенный на скрещении торговых путей.

Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).

Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными государствами, в том числе и

над государством Мари, расположенным к западу от Евфратаю Главным памятником этого периода явля-

ется кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник было заинтересовано в даль-

нейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки старых каналов, сооруже-

ния новых, для установки водочерпалок и равномерного распределения воды по всей стране. Наряду с зер-

новым хозяйством широко распространялись садоводство и скотоводство. Из Вавилонии вывозили продук-

ты сельского хозяйства. В кодексе Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть,

масло и финики. Помимо мелкой розничной существовала и оптовая торговля. Развитие торговли и ростов-

щичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоение сельских общин и неизбежно приводило к

развитию рабства.

Большое значение имела патриархальная семья, в которой развивались древнейшие виды домашнего рабства: главе семьи должны были повиноваться все ее члены. Детей часто продавали в рабство. Другим источником рабства была долговая кабала. Бедняки принуждены были брать ссуды у богачей. Не имея возможности вовремя вернуть ссуду и высокие ростовщические проценты, должники, согласно кодексу

Хаммурапи, возмещали свои долг личным трудом. Так должники становились фактическими рабами ссу-

додателя, который их жестоко эксплуатировал. Стремясь несколько смягчить острые формы классовой борьбы, законодатель обязывал кредитора отпускать после трех лет службы родственников должника, от-

данных им кредитору в долговую кабалу. Больше всего рабов поставляли войны, так как пленников обычно

обращали в рабство. Рабовладение достигло значительного развития. Стоимость раба была невысокой и равнялась наемной плате за вола (168 грамм серебра). Рабов продавали, обменивали, дарили, передавали по

наследству. Законы всячески защищали интересы рабовладельцев, они строго карали строптивых рабов, устанавливали наказания беглым рабам, грозили строгим наказаниям их укрывателям. Раб только иногда имел право владеть небольшим частным имуществом с разрешения своего хозяина.

Формы примитивного рабовладения постепенно разрушали сельскую общину. Все земли считались при-

надлежащими царю, который мог отчуждать общинные земли, передавая их отдельным лицам: это также вело к распаду общин и постепенному уменьшению общинного землевладения. Наряду с общинным земле-

владением существовало, хотя и в небольшой степени, частное землевладение, постепенно возраставшее в

связи с распадом древних сельских общин. Многие земли сдавались в аренду частным лицам. В силу нату-

рального хозяйства того времени арендная плата, как правило, взималась в виде определенной доли уро-

жая. Частые войны приводили к разорению мелких землевладельцев и арендаторов, из среды которых вер-

бовались войны в царскую армию. Войны получали от царя земельные наделы.

Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных лю-

дей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общин-

ников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертыва-

лась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государствен-

ного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бед-няков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Все управ-

ление страной было централизовано. Верховная власть сосредоточилась в руках царя, руководившего раз-

личными отраслями управления при помощи множества чиновников. Население должно было платить

налоги (на землю, скот и т.д.). Судебной властью были облечены правители городов и областей. Были и

особые судьи. Существовали судебные коллегии “старейших и именитых людей города”. Для укрепления

авторитета царя, царской власти и государства использовалась религиозная идеология. Царь провозглашал-ся благим правителем, получавшим верховную власть из рук богов.

Реакционные буржуазные историки, затушевая рабовладение и классовую борьбу в Древнем Вавилоне, изображают государство “устойчивым, прочным, унифицированным”, а его деятельность благодетельной для народа. На деле Вавилонское царство было внутренне непрочным. Объединение всего Южного Меж-

дуречья, осуществленное при Хаммурапи, просуществовало не более 25 лет. В середине 18 века до нашей эры Вавилонское царство стало клониться к упадку. Восстановления внутри страны и иноземные нашест-вия ослабили мощь Вавилонского царства. Шумер отпал от Вавилонии и стал самостоятельным царством с центром в Исине. С востока в долину Двуречья вторглись касситы. В течении более ста лет цари 1-й вави-

лонской династии вели упорную борьбу с касситами за господство в Южной Месопотамии. При вавилон-

ском царе Самсудитане в 1595 году до н.э. Вавилон опустошили хетты, но закрепить свою власть в стране

они не могли. Разоренный Вавилон перешел в руки касситов. Касситский царь Агум II назвал себя царем

страны Кашшу (касситов) и Аккада, царем страны Вавилона, гутиев и “четырех стран света”, претендуя,

таким образом, на восстановление державы Саргона и Хаммурапи. Касситским царям не удалось основать большого и сильного государства. Вавилонское царство, называвшееся в то время Кардуниаш – Крепость

земного правителя, ограничивалось в Средней и частично Южной Месопотамией. В 15 в. до н.э. касситские

цари Кадашман-Энлиль и Бурнабуриаш, пытаясь укрепить свое влияние в Северной Месопотамии, стре-

мились установить торговые и дружеские взаимоотношения с египетскими фараонами 18-й династии. Ставшая независимой усилившаяся Ассирия нанесла Вавилону в 13-12 вв. до н.э. тяжелые военные удары.

Сохранившиеся царские жалованные грамоты на землю, начертанные на межевых камнях (кудурру), указывают на усиление частного землевладения, что приводило к постепенному ослаблению царской влас-

ти. Это время ознаменовало политическим и культурным упадком Вавилона.

Вавилон несколько усилился в середине 12 века при царе из династии вавилонского происхождения, сменившей касситов, - Навуходоносоре I, который одержал ряд побед над эламитами и ассирийцами и пре-

тендовал на завоевание Сирии. В конце 2-го тысячелетия до н.э. в Южной Месопотамии появилось семит-

ское племя халдеев, стремившееся завладеть Вавилоном. В 729 ассирийцы завоевали Вавилон. Халдейский

вождь Меродах-Баладан, вступив в борьбу с ассирийцами, захватил Вавилон и одержал победу над асси-

рийским царем Саргоном II в 721. Однако значительно более сильная Ассирия одержала верх в борьбе с

халдеями. Сын и преемник Саргона II Синахериб во время одного из вавилонских восстаний против Асси-

рии вновь завоевал Вавилонию и разрушил Вавилон в 689. Только в конце 7 в. Вавилон, воспользовавшись ослаблении Ассирии, освободился от господства ассирийцев. Халдейский полководец Набопаласар основал

новую династию вавилонских царей. Опираясь на вавилонскую торгово-рабовладельческую аристократию и жречество, а также на военный союз с Мимдией, Набопаласар нанес тяжелое поражение Ассирии. В 612

до н.э. халдейские и мидийские войска захватили и опустошили Ниневию. На развалинах разгромленной

Ассирии выросло Ново-Вавилонское, или Халдейское, царство.

Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Богатые рабовладельцы сосре-

доточили в своих руках большие стада, владели крупными поместьями, считали себя собственниками воды и каналов, которые проходили по их землям. Укрепление частной собственности богачей на землю и на во-

ду привело к еще более резкому классовому расслоению, к разорению общинников и мелких собственни-ков, которые с течением времени превратились в арендаторов, кабальных должников и рабов.

Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где

продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие

торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эги-

би” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней. В связи с

этим менялся и самый характер рабства. Старые формы примитивного домашнего рабства постепенно стали отмирать. Положение рабов резко ухудшилось. Увеличилось количество частновладельческих рабов.

Набопаласар и его сын и преемник Навуходоносор II (604 – 561 до н.э.) вели активную внешнюю поли-

тику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвер-

диться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские

войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результа-

те победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоно-

сору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, пере-

селив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилон-

ских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.

Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в

большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были возд-

вигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней

Азии. Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и

“Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами”.

baza-referat.ru

Древний Вавилон

Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,

Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-

вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в

надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги,

царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из

аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии

Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завое-

ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Че-

рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период

Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскош-

ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками

персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из

полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в осно-

ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом

Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раско-

пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал

прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу

Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим наз-

вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э-теменанки”

(Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “вися-

чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя

стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была

икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окресности Ва-

вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-

нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя

богини Иштар.

Вавилония

Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое) государство Древнего Востока,

располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города

Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего

расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть

Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад,

которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопо-

тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племе-

нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-

шей эры племена аморитов.

Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых

относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Дву-

речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и

древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь

занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Камен-

ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания

оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных

сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых про-

тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привози-

ли камень, дерево и руду.

Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших рабовладельческих государств, ко-

торые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369-2314 до н.э.) объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал ранне-рабовла-

дельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар).

Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на

искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосу-

дарственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и сво-

бодных общинников. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на скот, налагая на них клеймо собственности. Все земли считались принадлежащими царю. Значительная часть их находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными общинниками. Цари отчуждали часть общинных земель и передавали

вельможам, чиновникам и военачальникам. Так возникло в первичной форме частное землевладение.

Натуральное хозяйство в основном все еще господствовало. Оценка различных товаров иногда произво-

дилась при помощи серебра или зерна. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торгов-

ля. Была введена единая система мер и веса. Некоторые города приобретали более широкое торговое зна-

чение. С развитием рабовладения и торговли была связана военная политика. Цари Аккада предпринимали

походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширения торговых связей с соседними странами. Так,

Саргон I ходил войной к “серебряным горам” (г. Тавр в Малой Азии) и к “кедровому лесу” (Ливан). Разви-

тие торговли ускоряло процесс классового расслоения.

Возникшая в результате острой классовой борьбы рабовладельческая деспотия, созданная Саргоном I и

его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев, стремившихся подавить классо-

вый протест трудовых масс бедняков и рабов. Этой цели служил аппарат государственной власти. Было ор-

ганизовано небольшое ядро постоянного войска, к которому во время войны присоединялось ополчение.

Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти. Боги считались покровителями ца-

ря, царской власти и государства, царей называли богами.

К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и длительными войнами аккадская рабовладель-

ческая деспотия стала приходить в упадок. Последний удар Аккадскому царству нанесли горные племена

гутиев, населявшие области Загра. Гутии вторглись в Месопотамию, опустошили страну и подчинили ее

своей власти. В клинописных текстах описывается разорение страны завоевателями, которые разграбили богатые и древние города, разрушили храмы и увезли статуи богов как трофеи. Гутиям, однако, не уда-

лось захватить всей Месопотамии. Южная часть Шумера сохранила некоторую независимость. В резуль-

тате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошло перемещение торговых и полити-

ческих центров на юг, а также расширение торговли южношумерийских городов, в частности Лагаша, в

котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело к дальнейшему усилению Шумера. Уту-

хэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутии были изгнаны из Месопотамии, что способс-

твовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре.

Многочисленные деловые документы этого времени из архива Лагаша, Уммы и других городов указы-вают на значительное развитие хозяйства крупных рабовладельцев, в частности рабовладельческого хозяй-

ства храмов. Государство приобретает все более централизованный характер. Прежние самостоятельные

правители городов (патэси) становятся царскими наместниками. Дальнейшее развитие рабовладельческого

хозяйства и внешней торговли приводило к усилению завоевательной политики царей 3-й династии Ура

(2118-2007 до н.э.), которые объединили под своей властью почти всю Месопотамию. Шульги, царь Ура, завоевал страну Субарту в Северной Месопотамии и совершал походы в Элам, Сирию и даже в восточную

часть Малой Азии.

Однако последний расцвет Шумера был непродолжительным. В 21 в. до н.э. Месопотамию наводнили племена Элама, захватившие Шумер и образовавшие там новое царства с центром в Ларсе. С запада в до-

лину Евфрата вторглись кочевые племена аморитов, которые осели в Аккаде, сделав своей столицей Исин.

В эту эпоху возвысилось Вавилонское царство, основанное царями из династии аморитов (1-я вавилонская

династия). Его центром стал город Вавилон, выгодно расположенный на скрещении торговых путей.

Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).

Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными государствами, в том числе и

над государством Мари, расположенным к западу от Евфратаю Главным памятником этого периода явля-

ется кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник было заинтересовано в даль-

нейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки старых каналов, сооруже-

ния новых, для установки водочерпалок и равномерного распределения воды по всей стране. Наряду с зер-

новым хозяйством широко распространялись садоводство и скотоводство. Из Вавилонии вывозили продук-

ты сельского хозяйства. В кодексе Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть,

масло и финики. Помимо мелкой розничной существовала и оптовая торговля. Развитие торговли и ростов-

щичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоение сельских общин и неизбежно приводило к

развитию рабства.

Большое значение имела патриархальная семья, в которой развивались древнейшие виды домашнего рабства: главе семьи должны были повиноваться все ее члены. Детей часто продавали в рабство. Другим источником рабства была долговая кабала. Бедняки принуждены были брать ссуды у богачей. Не имея возможности вовремя вернуть ссуду и высокие ростовщические проценты, должники, согласно кодексу

Хаммурапи, возмещали свои долг личным трудом. Так должники становились фактическими рабами ссу-

додателя, который их жестоко эксплуатировал. Стремясь несколько смягчить острые формы классовой борьбы, законодатель обязывал кредитора отпускать после трех лет службы родственников должника, от-

данных им кредитору в долговую кабалу. Больше всего рабов поставляли войны, так как пленников обычно

обращали в рабство. Рабовладение достигло значительного развития. Стоимость раба была невысокой и равнялась наемной плате за вола (168 грамм серебра). Рабов продавали, обменивали, дарили, передавали по

наследству. Законы всячески защищали интересы рабовладельцев, они строго карали строптивых рабов, устанавливали наказания беглым рабам, грозили строгим наказаниям их укрывателям. Раб только иногда имел право владеть небольшим частным имуществом с разрешения своего хозяина.

Формы примитивного рабовладения постепенно разрушали сельскую общину. Все земли считались при-

надлежащими царю, который мог отчуждать общинные земли, передавая их отдельным лицам: это также вело к распаду общин и постепенному уменьшению общинного землевладения. Наряду с общинным земле-

владением существовало, хотя и в небольшой степени, частное землевладение, постепенно возраставшее в

связи с распадом древних сельских общин. Многие земли сдавались в аренду частным лицам. В силу нату-

рального хозяйства того времени арендная плата, как правило, взималась в виде определенной доли уро-

жая. Частые войны приводили к разорению мелких землевладельцев и арендаторов, из среды которых вер-

бовались войны в царскую армию. Войны получали от царя земельные наделы.

Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных лю-

дей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общин-

ников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертыва-

лась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государствен-

ного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бед-няков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Все управ-

ление страной было централизовано. Верховная власть сосредоточилась в руках царя, руководившего раз-

личными отраслями управления при помощи множества чиновников. Население должно было платить

налоги (на землю, скот и т.д.). Судебной властью были облечены правители городов и областей. Были и

особые судьи. Существовали судебные коллегии “старейших и именитых людей города”. Для укрепления

авторитета царя, царской власти и государства использовалась религиозная идеология. Царь провозглашал-ся благим правителем, получавшим верховную власть из рук богов.

Реакционные буржуазные историки, затушевая рабовладение и классовую борьбу в Древнем Вавилоне, изображают государство “устойчивым, прочным, унифицированным”, а его деятельность благодетельной для народа. На деле Вавилонское царство было внутренне непрочным. Объединение всего Южного Меж-

дуречья, осуществленное при Хаммурапи, просуществовало не более 25 лет. В середине 18 века до нашей эры Вавилонское царство стало клониться к упадку. Восстановления внутри страны и иноземные нашест-вия ослабили мощь Вавилонского царства. Шумер отпал от Вавилонии и стал самостоятельным царством с центром в Исине. С востока в долину Двуречья вторглись касситы. В течении более ста лет цари 1-й вави-

лонской династии вели упорную борьбу с касситами за господство в Южной Месопотамии. При вавилон-

ском царе Самсудитане в 1595 году до н.э. Вавилон опустошили хетты, но закрепить свою власть в стране

они не могли. Разоренный Вавилон перешел в руки касситов. Касситский царь Агум II назвал себя царем

страны Кашшу (касситов) и Аккада, царем страны Вавилона, гутиев и “четырех стран света”, претендуя,

таким образом, на восстановление державы Саргона и Хаммурапи. Касситским царям не удалось основать большого и сильного государства. Вавилонское царство, называвшееся в то время Кардуниаш – Крепость

земного правителя, ограничивалось в Средней и частично Южной Месопотамией. В 15 в. до н.э. касситские

цари Кадашман-Энлиль и Бурнабуриаш, пытаясь укрепить свое влияние в Северной Месопотамии, стре-

мились установить торговые и дружеские взаимоотношения с египетскими фараонами 18-й династии. Ставшая независимой усилившаяся Ассирия нанесла Вавилону в 13-12 вв. до н.э. тяжелые военные удары.

Сохранившиеся царские жалованные грамоты на землю, начертанные на межевых камнях (кудурру), указывают на усиление частного землевладения, что приводило к постепенному ослаблению царской влас-

ти. Это время ознаменовало политическим и культурным упадком Вавилона.

Вавилон несколько усилился в середине 12 века при царе из династии вавилонского происхождения, сменившей касситов, - Навуходоносоре I, который одержал ряд побед над эламитами и ассирийцами и пре-

тендовал на завоевание Сирии. В конце 2-го тысячелетия до н.э. в Южной Месопотамии появилось семит-

ское племя халдеев, стремившееся завладеть Вавилоном. В 729 ассирийцы завоевали Вавилон. Халдейский

вождь Меродах-Баладан, вступив в борьбу с ассирийцами, захватил Вавилон и одержал победу над асси-

рийским царем Саргоном II в 721. Однако значительно более сильная Ассирия одержала верх в борьбе с

халдеями. Сын и преемник Саргона II Синахериб во время одного из вавилонских восстаний против Асси-

рии вновь завоевал Вавилонию и разрушил Вавилон в 689. Только в конце 7 в. Вавилон, воспользовавшись ослаблении Ассирии, освободился от господства ассирийцев. Халдейский полководец Набопаласар основал

новую династию вавилонских царей. Опираясь на вавилонскую торгово-рабовладельческую аристократию и жречество, а также на военный союз с Мимдией, Набопаласар нанес тяжелое поражение Ассирии. В 612

до н.э. халдейские и мидийские войска захватили и опустошили Ниневию. На развалинах разгромленной

Ассирии выросло Ново-Вавилонское, или Халдейское, царство.

Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Богатые рабовладельцы сосре-

доточили в своих руках большие стада, владели крупными поместьями, считали себя собственниками воды и каналов, которые проходили по их землям. Укрепление частной собственности богачей на землю и на во-

ду привело к еще более резкому классовому расслоению, к разорению общинников и мелких собственни-ков, которые с течением времени превратились в арендаторов, кабальных должников и рабов.

Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где

продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие

торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эги-

би” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней. В связи с

этим менялся и самый характер рабства. Старые формы примитивного домашнего рабства постепенно стали отмирать. Положение рабов резко ухудшилось. Увеличилось количество частновладельческих рабов.

Набопаласар и его сын и преемник Навуходоносор II (604 – 561 до н.э.) вели активную внешнюю поли-

тику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвер-

диться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские

войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результа-

те победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоно-

сору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, пере-

селив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилон-

ских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.

Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в

большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были возд-

вигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней

Азии. Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и

“Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами”.

www.coolreferat.com


Смотрите также