Древний сад. Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство. Древний сад


Сады Древнего Рима | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Глава «Сады Древнего Рима». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Италия, бывшая когда-то центром Римской империи,— одна из самых красивых стран мира. Это — земля виноградников, маслиновых рощ, вилл и садов. Климат страны — мягкий, зимой — дожди, весной и летом — обилие солнечного света.

Мужчины здесь разговорчивы и шумны, но отнюдь не глупы. Итальянки с темными волосами и лицами цвета слоновой кости снискали славу красивейших женщин мира. Именно с них писали своих мадонн великие художники эпохи Ренессанса.

С 800 по 600 г. до н. э. население Италии делилось на три этнические группы. На севере, между Тибром и По, жили этруски, народ азиатского происхождения, который покорил арийские племена Северной Италии. Этруски были большими мастерами фресковой живописи, гончарного дела, искусно выполняли работы по металлу.

К югу от Тибра и По находились поселения греков.

На промежуточных территориях жили различные романские народности, которые занимались сельским хозяйством. Они поклонялись Юпитеру и в его честь построили храм на горе Албан.

Романские народности и этруски занимались торговлей на Тибре, где в 753 г. до н. э. был основан Рим.

Этруски претерпели два бедствия, которые значительно ослабили их: уничтожение флота греками в битве при Сиракузах в 474 г. до н. э. и набег галлов на север. Галлы разграбили и Рим в 390 т. до н. э. К концу III в. до н. э. римляне завоевали этрусков и греков и завладели всей Италией.

Соперником Рима был Карфаген, город, основанный финикийскими купцами на северном побережье Африки. Обладая сильным флотом, Карфаген контролировал всю торговлю в Средиземном море. Рим и Карфаген трижды воевали между собой, в результате чего Карфаген был полностью разрушен, господство над Средиземноморьем перешло к Риму.

Историю Римской империи можно разделить на четыре периода. Первый — с 201 по 133 г. до н. э.— это рождение Рима, век экспансии. Затем был век Республики, который длился со 133 но 31 г. до н. э. Третий период — век Империи, он продолжался с 31 г. до н. э. по 211 г. н. э. А затем наступил период упадка и полного распада империи.

Римская республика по социальным признакам напоминала аристократическую республику Греции. Общество, как и там, делилось на плебеев (рабы, чернорабочие, ремесленники) и патрициев (богатые землевладельцы, купцы, священники и крупные чиновники). В руках последних находилась политическая власть.

В сельской местности независимые фермеры владели небольшими хозяйствами, каждое из которых можно было скорее назвать садом, чем фермой. Величина земельного надела составляла в среднем от одного до четырех акров. Фермеры выращивали пшеницу, полбу и ячмень на своей земле и пасли скот на общественном выгоне. Главными продуктами скотоводства были молоко и сыр. Очень любили здесь мясо кроликов, домашней птицы. Быки использовались для пахоты, а ослы — для перевозки тяжестей. Из овощей выращивались бобы, салат, чеснок и капуста. Из фруктов широко возделывались инжир, яблоки и груши. Некоторые фермеры выращивали в небольшом количестве виноград и маслины. Приезжая в Рим, фермеры посещали храмы своих богов, а затем меняли зерно, масло или вино на соль, хозяйственные инструменты и другие изделия из железа.

Растущей империи нужна была большая оккупационная армия. Рекруты для римских легионов в основном набирались из числа мелких фермеров. Их хозяйства приходили в упадок и поглощались крупными землевладениями, в которых попользовался труд рабов. Мелкие фермы уцелели только в горных районах

С возникновением сословия крупных землевладельцев появились и богатые виллы с парками и бассейнами.

Большим достижением римского сельского хозяйства нужно считать разведение бобовых, которое пришло на смену расточительной системе вспашки под пар. Фасоль, горох, вика, люпин и люцерна чередовались с небобовыми культурами — пшеницей, рожью, ячменем и овсом, что позволяло поддерживать плодородие почвы на определенном уровне. Римляне хорошо понимали и значение удобрений разного типа. Крупные фермы, которые римские колонисты создавали в завоеванных провинциях, служили образцом для варваров.

Э. Хаймс  указывает, что настоящее искусство создания садов в Италии родилось с появлением парков при гимназиях, которые были созданы Цицероном, современником Юлия Цезаря. Такие парки были довольно большими, с бордюрами из травы, с галереями и статуями, с рощами платанов и кипарисов. Платан был привезен из Малой Азии и служил римлянам для защиты от солнца.

В 27 г. до н. э. полководец Октавиан принял имя Августа Цезаря. Время правления Августа называют золотым веком Рима. В эти годы жили и творили великие римские писатели Вергилий, Овидий и Гораций. Вдохновленный любовью к деревенской жизни и к природе, Вергилий создал «Георгики» — монографию, состоящую из четырех книг (37— 30 гг. до н. э.) и посвященную проблемам сельского хозяйства, лесоводства, пчеловодства, разведения животных. Вергилий считал, что физический труд необходим человеку, что этот труд привел человека на путь целомудрия.

В период правления Августа большое развитие получила торговля между Индией и Римом. Торговля шла и морским, и сухопутным путями. Индия экспортировала в Рим драгоценные камни, духи, парчу, а также перец, корицу и другие пряности. Применение ароматных приправ стимулировало развитие кулинарного искусства.

Шли годы, сменяли один другого римские императоры. Но ни один из них не проявил интереса к садоводству.

Некоторое представление о садах, существовавших в I в., мы можем получить из работ Плиния и Колумеллы. Плиний (23—79 гг.) был натуралистом и служил при императоре Веспасиане. Некоторое время он был правителем Испании. Энергичный и талантливый человек, он жил интенсивной духовной жизнью. Когда он ел, слуга читал ему. Куда бы он ни пошел, его сопровождал писец. Даже одеваясь после ванны, он диктовал что-либо для записи.

Результатом его жизни была «История естествознания» в 37 томах. Она обобщает наблюдения автора над природой, содержит данные о происхождении и использовании растений и животных, привлекает богатейшие материалы 146 римских и 327 греческих авторов. Книга также касается проблем географии, математики, физики и антропологии. Работоспособности Плиния очень благоприятствовала спокойная обстановка. Его вилла находилась в великолепном просторном саду. Плиний любил гулять босиком под перголами из винограда, в рощах, где росли инжир и шелковица.

На его ферме выращивались зерновые растения, виноград, были ульи и цветы, выпас для окота.

Люций-Юний-Модерат Колумелла (I в. до н. э.) — воин и писатель, владел огромными землями. Его монография «Дела деревенские» посвящена организации и техническим приемам ведения сельского хозяйства и состоит из 12 томов; 10-й том посвящен проблемам садоводства. Книга эта написана в стихах она как бы продолжает «Георгики» Вергилия. Огромную важность Колумелла придавал выращиванию винограда и маслин.

Мартиалис (III в.) написал книгу по сельскому хозяйству и уделил особое внимание разведению деревьев. Палладий Рутилиус Таурус (IV в.) написал 14 книг, из них одна — стихотворное пособие по прививке растений.

Римляне живо интересовались сельским хозяйством и садоводством, что нашло широкое отражение в их легендах.

Церера была богиней сельского хозяйства. Ее дочь Прозерпина — увенчанной цветами богиней растительности. Многие храмы в Италии были построены в честь Цереры и Прозерпины.

В часы досуга, повествует миф, Прозерпина посещала остров Сицилию, собирала цветы на зеленых склонах горы Этна и танцевала с нимфами на полях Эникса. Однажды на нее обратил внимание Плутон, бог подземного царства, который проезжал мимо в колеснице. Очарованный красотой Прозерпины, Плутон похитил ее и увез к себе.

Церера, узнав об исчезновении дочери, очень страдала. Она забросила свои дела и удалилась в темную пещеру. Страну охватил голод. Люди обратились к Юпитеру с мольбой о возвращении Прозерпины. Юпитер разрешил Прозерпине вернуться, но при одном условии: она не должна прикасаться к пище, пока находится в подземном царстве. Однажды узнав, что Прозерпина съела несколько зерен граната, Юпитер приказал за каждое съеденное зерно держать Прозерпину месяц в темном царстве Плутона. Таким образом, Прозерпина была приговорена проводить половину года в подземелье, а другую половину — на земле. Как только она появлялась, небеса озарялись солнцем, начинала расти трава и зацветали сады. И каждые полгода ее уход с земли служил сигналом к началу осени и следующей за ней зимы, когда растительность замирает и переходит в состояние покоя.

Согласно другой легенде Флора, которая вышла замуж за Зефира — бога южного ветра, была богиней цветов. Флоре поклонялись молодые девушки; они приносили фрукты и гирлянды цветов к ее алтарю. Празднества богини отмечались в мае, и молодые девушки украшали алтари Флоры колосьями, розами, гвоздиками и фиалками.

Вертум и Помона были покровителями декоративных и фруктовых садов. Вертум всегда изображался с ножами для обрезки, ножницами и другими садовыми инструментами, а Помона — с фруктами и цветами. Вертум женился на Помоне, и она разрешила ему помогать ей в выращивании фруктов. Изображения Вертума свидетельствуют о том, что римляне придавали большое значение использованию инструментов в садоводстве.

Сохранившиеся произведения живописи дают представление о вкусах и обычаях людей того времени. Римляне любили красивых женщин и сады, и это нашло отражение в картинах и рисунках. Фрески II в. до н. э., обнаруженные на стенах домов и дворцов в Риме, Геркулануме и Помпее, говорят о том, что художники уже тогда имели представление о перспективе.

Это подтверждают и более поздние произведения. Одно из них—великолепная картина «Женитьба Альдобрандини» (сейчас находится в музее Ватикана в Риме). Она изображает пышнотелую полунагую молодую женщину с чувственным ртом и недвусмысленным выражением лица, облокотившуюся о колонну. Это — невеста в момент приготовления к свадебной церемонии. Картина показывает, что идеал женщины у римлян отличался от греческого.

Некоторое представление о римских садах дает фресковая живопись периода I в до н. э. — 50 г. н. э., образцы которой сохранились в Помпее, погребенной под лавой Везувия в 79 г. н. э.

В этом городе существовали сады двух видов: первые создавались при внутренних двориках, где растения высаживались в горшки, вазы или на небольшие участки, расположенные вокруг бассейна; другой тип сада предполагал посадку растений в галереях, выходящих из дома в сад. В этом случае строение и сад как бы продолжали друг друга.Следует отметить осевую планировку такого сада. Позднее этот способ был использован при создании садов в Италии и Франции.

В садах Помпеи итальянцы выращивали миндаль, персики, груши, яблоки, гранаты, айву и вишни. Здесь также росли кипарисы. Широко культивировались розы, лилии, фиалки, а также обычные полевые цветущие растения, которые встречались в ранних греческих садах. Выращивались розовато-лиловый флорентийский ирис, густо-пурпурная германика, желтый водяной ирис, нарциссы, крокусы, желтый нивяник, аконит, анемоны, ноготки, амарант, васильки, цикламены, гвоздика, наперстнянка, гладиолусы, жасмин, лаванда и донник. Аканит, барвинок и адиантум хорошо сочетались с карликовым платаном и кипарисом, при создании миниатюрных ландшафтов типа topia (сад с подстриженными деревьями).

Римская цивилизация была в зените славы с 27 г. до н. э. по 180 г. и. э. Это время можно назвать веком архитектуры. Именно римляне впервые попользовали в строительстве цемент и построили арки. По всей Италии выросли красивые города, снабженные водопроводом и дорогами. В городах создавались храмы, амфитеатры, колоннады и рынки. Дома знати роскошно украшались. Ковры для них привозились из Вавилона. Некоторые дома аристократов были оформлены великолепной фресковой живописью. Так, вилла императрицы Ливии в Прима Порта хранит настенную роспись, которая создает иллюзию прерывания в саду. Некоторые картины того времени носят эротический характер и свидетельствуют о том, что поиски чувственных развлечений были одним из основных занятий правящего класса.

Шелк, привозимый из Кития, аристократы использовали для своей одежды. Пряности, доставляемые из Индии, способствовали развитию кулинарного искусства римлян, известных гурманов. Это был век роскоши, чувственных наслаждений и... прекрасных садов, с прогулочными дорожками, огражденными искусно подстриженными живыми изгородями, с карликовыми деревьями и мраморными скульптурами.

Широкое развитие получила здесь бюстовая скульптура, которая пользовалась успехом у знати.

Бюстовая скульптура, осевое расположение растений, искусство фигурной стрижки садовых деревьев — таков основной вклад римлян в садоводство. Эти достижения широко использовались позднее при создании садов во Франции и Британской империи.

landscape.totalarch.com

История. Античные сады Греции и Рима

История. Античные сады Греции, Рима

Часть I

Античные сады Греции, Рима.

История. Античные сады Греции, Рима

Помпеи, руины

В статье История. Античные сады Греции, Рима вы узнаете о духовной связи греков с природой, о их любви к садам, об устройстве садов, строительстве фонтанов и парков в греческих городах, о появлении скульптур в парках, о фигурной стрижке растений. Описание строения территории близ вилл императора и богатейших людей Греции и Рима. «Когда бы в то место зашел и бессмертный бог — изумился б и радость в его бы проникнула сердце…» — эти строки Гомер относит к устройству грота «прекраснокудрявой» нимфы Калипсо, пленившей героя Троянской войны Одиссея.

Important!

Уважаемые садоводы, цветоводы и строители. Присылайте Ваши истории по выращиванию овощей, цветов и других растений. Мы ждем от Вас фотографии вместе с вами, семьей на фоне посадок. Фотографии будут размещены на сайте в рубрике галерея или в тематической статье.

Описание Гомера

Сады Древнего Египта и Крита

  

«...Густо разросшись, отвсюду пещеру ее окружали

Тополи, ольхи и сладкий лиющие дух кипарисы; …

Сетью зеленою стены глубокого грота окинув,

Рос виноград, и на ветвях тяжелые гроздья висели;

Светлой струею четыре источника рядом бежали

Близко один от другого, туда и сюда извиваясь,

Вкруг зеленели густые луга и фиалок, и злаков

Полные сочных…».

Гомер «Одиссея», песнь V 

Здесь Гомер описывает «нимфей» — древний прообраз грота — любимого элемента садово-паркового искусства всех времен и стилей, изменявшегося согласно требованиям своего времени. Простое и выразительное описание садов Лаэрта и царя Алкиноя дает представление не только об устройстве и содержании самих античных садов Греции, но и об особенностях греческой культуры вообще. Античные сады Греции, «золотыми плодами обильные», «роскошно цветущие», включали в себя плодовые деревья: груши, гранаты, смоковницы, яблони, маслины, виноградники и овощные гряды, служащие границами сада.

Сады Западноевропейского Средневековья

История. Античные сады Греции, Рима

Ритуальный танец жрицы у оливы. Фрагмент этрусской фрески из гробницы Триклиния в Тарквиниях.

Как в действительности выглядели сады времен микенскик царей, доподлинно неизвестно, Гомер описывал не современные события, а происходившие несколькими веками ранее. Но при Гомере и в архаический период, когда была полностью сформирована религиозная система греков, подобные нимфеи и сады были широко распространены. Далее…

Сады романтизма и эклектика XIX века

История садово-паркового искусства

Если Вам понравилась статья, то поддержите нас материально. Пройдя по ссылке и следуя инструкции, вы переведете всего лишь 5 рублей! Благодарим Вас за Вашу поддержку! Если найдете ошибку, то пишите в комментариях к статье, и мы вам переведем 5 рублей.

Important!

Подписавшись на новости, вы будете в курсе появления интересующей вас информации, а также проводимых акциях.

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

 

История. Античные сады Греции, Рима

Поделиться ссылкой:

Похожее

www.best-gardens.ru

Сад Древнего Египта

1 - вход; 2 - пергола, увитая виноградом; 3 -жилое здание; 4 - бассейны.

План строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки

Афинский Акрополь.

Комплекс храмов (крепость, где жители могли прятаться во время осады). Расположен он на окраине Афин, на возвышающемся скалистом уступе размером 130 на 300 метров.

План Акрополя:

I — пропилеи римского времени; 2 — храм Ники Аптерос; 3 — постамент памятника Агриппе; 4 — Пинакотека; 5 — «Пропилеи Мнесикла»; 6 — южное крыло пропилей; 7 — остатки древнейших стен; 8 — святилище Артемиды Бравронии; 9 — место статуи Афины Промахос; 10 — место храма Гекатомпедона; 11 — Эрехтейон; 12 — Парфенон; 13 — храм Ромы и Августа; 14 — музей Акрополя; 15 — Одеон Ирода Аттика; 16 — стоя Евмена 11; 17 — святилище Асклепия; 18 — театр Диониса; 19 — Одеон Перикла.

Генералиф

Местонахождение: Гренада (Испания), около Альгамбры, летняя резиденция Халифов

Период создания: 1302-1324 гг.

Генералиф и Альгамбра представляют собой дворцовые комплексы арабов в Испании с внутренними двориками, террасами и садами, оформленными в виде небольших двориков атриум-перистильного типа (патио) – с мощением декоративной плиткой вместо газона и пышной растительностью, расположенной не всегда чётко симметрично, часто довольно свободно, что видно на представленном плане. Вода является основным мотивом сада, она присутствует в каждом патио. Характерной является связь внутренних пространств с внешними видами, что достигается путём создания видовых точек. И в дальнейшем этот приём нашёл широкое распространение.

Тадж-Махал

Местонахождение: Агра (Индия)

Создание: 1632–1653 гг.

Архитектор: предположительно Устад-Иса

Этот замечательный комплекс был создан шах Джеханом, как усыпальница для его любимой жены. Сад перед зданием спроектирован по принципу "чор-баг" – четыре квадрата. В виде главных осей расположены каналы, пересекающиеся в центре парка.

Вилла Ланте

Местонахождение: Баньяя, 84 км от Рима (Италия).

Создание: 50-ые годы XVI века.

Архитектор: Джакомо да ВИНЬОЛА.

Представленные 5 планов итальянских садов относятся к лучшим образцам парков эпохи Возрождения. Они относятся к регулярному стилевому направлению, но регулярность их не жёсткая, сады могут включать отдельные деревья и даже целые рощи, деревья могут иметь свободную форму кроны. Эти сады имеют архитектурный характер, что проявляется уже в тщательной обработке рельефа - обычно это террасирование.

studfiles.net

Русское садовое зодчество до XVIII века

Что же представляет из себя сад при русской усадьбе XV—XVI вв.? Как уже отмечалось, это были почти исключительно плодовые «огороды», даже в придворцовых садах и загородных царских и боярских усадьбах преследовались в основном утилитарные цели. Декоративные цветники появляются позже, уже к исходу XVII в. Зато пчелиные ульи и в особенности рыбные пруды-садки были распространены повсеместно. Для гулянья использовались леса, рощи, луга, которых было достаточно вблизи города и даже в самом городе.

Интересно отметить, что даже в тех текстах Домостроя, которые детально описывают участок при доме («Огород и сад как водити»), практически нет упоминаний о каких-либо украшениях. Сказано лишь, что «посадив или посеев всякие семена и всякое обилие, в пору поливати и укрывати и от мороза всегда беречи... А сад разводити... от древа до древа по три сажени и больше — ино яблони растут велики, обилью и всяким овощам не помешает расти, а как будет густо, от ветья под деревом не растет ништо...» [Домострой, 1910. С. 134].

Усадьба располагалась обычно на возвышенном месте, ее окружал частокол — «тын». В сторону сада дом часто был обращен террасой. Сам «огород» был засажен деревьями, плодовыми кустарниками, между которыми на грядках росли овощи. Иногда здесь же на открытой площадке устраивались крытые слюдой парники, в которых выводили дыни и другие теплолюбивые культуры. Встречались в огородах и цветы, всегда любимые в народе, сирень, калина, боярышник, шиповник. Рядом с липами ставили на лужайке пчелиные улья, ниже, на берегу реки, ручья, озера или копаного пруда, строилась баня. В богатых усадьбах обычно имелось несколько прудов разного назначения — рыбные, для птицы, купальные, для стирки.

Встречались и раскрашенные беседки, качели, резные лавочки-сиделки и столы, но все это было лишь дополнением к хозяйству, утилитарная функция усадьбы была тогда основной. Красивое видели в предметах простого повседневного быта, «красоту» не отделяли от «пользы». Такие необходимые устройства, как погреб, колодец, находились тут же, в саду (интересно, что эта традиция будет много позже поддержана в «романтических» усадьбах конца XVIII в., например в работах Н.А. Львова).

Таким образом, в русском народном садоводстве вплоть до 60-х годов XVII в. еще нет признаков деления усадьбы на хозяйственную и «парадную» части, нет каких-либо специальных декоративных устройств, лишенных утилитарного назначения, наблюдается лишь стремление украсить жилище и все, что его окружает. Косвенным подтверждением такого представления о старых русских садах могут служить их изображения на иконах, рисунки на коврах и т. п.

Разумеется, сады простых обывателей резко отличались своими размерами и убранством от садов в боярских усадьбах и тем более царских. К XIV—XV вв. относятся первые упоминания о великокняжеских, а чаще о монастырских садах в Москве. Один из них находился у Никольских ворот Кремля, другой — у села Кудрина, сады имелись в Троице-Сергиевой Лавре, Донском, Новоспасском и других монастырях. В летописях и грамотах XV в. говорится о древних садах на Воронцовом иоле, о знаменитом Царицыном луге, а позже — о Государевом саде, расположенном на правом берегу Москвы-реки, напротив Кремля, и созданном по приказу Ивана III в 1495 г.

Однако о подъеме садоводства как искусства более уверенно можно говорить начиная со второй половины XVII в.И. Забелин [1873] на основании изучения описей, купчих и других документов начала XVIII в. приводит подробные сведения о кремлевских и других московских садах времен царствования Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, когда после долгих лет разорения в период смутного времени в русской столице вновь оживилась строительная деятельность, возрождались старые и закладывались новые сады.

Плодовые сады, иногда довольно крупные, были рассеяны по всей Москве. В Васильевском саду, расположенном в Белом городе у Яузских ворот, насчитывалось «10199 дерев, да в грядах 2837 дерев». В селе Преображенском было три сада, в Воробьеве — два, в селе Коломенском — шесть, в Измайлове — три, в Покровском — три сада. Один из садов находился на правом берегу Москвы-реки, напротив устья Яузы,— это так называемые Набережные садовники, разделенные на 77 дворов. Имелись также сады на Пресне, в селе Котельники и т. д. Много было садов и на разных расстояниях от города, в селах Остров, Коньково, Богородицкое, Ромашково. Кроме Москвы, царскому двору принадлежали сады и в таких городах, как Можайск, Вязьма, Владимир и отдаленный от столицы Брянск.

К сожалению, планов усадеб этого времени почти не сохранилось, да они и редко исполнялись. Иногда об устройстве древней усадьбы можно судить по более поздним планам, составленным, например, в XVIII в., в особенности если усадьба не подвергалась большим переделкам. Воспользуемся этим методом, чтобы представить себе, как выглядела в XVIII в. одна из довольно типичных московских боярских усадеб — Хамовенный двор. Она занимала вытянутый поперек берега Москвы-реки участок неподалеку от Новодевичьего монастыря. На улицу выходил хозяйственный двор с многочисленными мелкими постройками, включая избы крепостных. Далее располагался плодовый сад, представлявший собой несколько обособленных друг от друга прямоугольников, между которыми нашлось место для малого овального пруда — копани и рощи, имевшей также форму прямоугольника. За рощей и небольшой свободной площадкой — жилые хоромы и большой, регулярного очертания пруд, обсаженный деревьями, очевидно декоративными. Ниже, уже за спуском с крутого берега, начинается обширный заливной луг. Усадьба в целом распланирована свободно, хотя в центральном положении дома и размещении прудов уже ощущаются некоторые признаки регулярности.

Один из царских садов XVII в. был заложен на речке Пресне, где в 1633 г. под руководством мастера Петра Фефилова создается система прудов. Обширные рощи здесь существовали и 200 лет спустя, да и сейчас Московский зоопарк напоминает нам об одном из древнейших садов столицы. В 1635 г. по распоряжению царя Михаила Федоровича староста Денис Матвеев, садовники Иван Коверин, Андрей Романов, Кирилл Сергеев, Сергей Иванов закладывают сад в селе Покровское-Рубцево. Через 6 лет этот сад, пользовавшийся особым вниманием царя, обновляется «дохтуром» Вандиминусом Сибилистом. Здесь насаждались новые «заморские» деревья, кустарники, лечебные травы и цветы. Этот сад поддерживали в образцовом порядке вплоть до середины XVIII в.

Особой разновидностью садов были аптекарские огороды, в которых культивировались лечебные травы, такие, как шалфей, цикорий, мята, мак, укрой, иссоп И т. д. Уже в середине XVII в. в Москве было 4 аптекарских огорода: на берегу р. Неглинной между Боровицкими и Троицкими воротами, в Немецкой слободе (Лефортово), у Мясницких (Кировских) ворот и в Китай-городе, за восточной кремлевской стеной. Некоторые из них, помимо лекарственных растений, имели и плодовые деревья. Так, в главном аптекарском огороде на Неглинной, согласно переписи дворцовых садов за 1702 г., имелось 1113 яблонь, 300 вишен, 121 груша, гряды малины, «байбарису», «крыжу».

Нас интересуют особенно те сады, в которых относительно раньше и в большей мере проявились элементы художественного подхода, имелись специальные «увеселительные» устройства. А они, как правило, в этот период находились в Кремле или в непосредственной близости от него.

В XVII в. в Кремле существовало два Набережных сада (Верхний и Нижний) и несколько малых «верховых», т. е. «висячих», прикомнатных садов на крышах и террасах дворца.

Верхний сад располагался на каменных сводах Запасного двора, спускавшихся в подошве Кремлевского холма, и примыкал к внутренним покоям дворцового здания. Участок сада имел форму «покоя» (буквы «П»), длину 62 сажени и ширину 7—8 саженей. «Он был обнесен каменной оградой с частыми окнами, которыя составляли собственно стены здания, где помещался сад. Из окон, украшенных резными, раскрашенными решетками, открывался обширный вид на Замоскворечье. В таком виде этот сад изображен на панораме Москвы, изданной в Голландии при Петре Великом. В саду имелся искусственный водоем, куда вода пода¬валась при помощи специально устроенной машины из Водовзводной башни. Водоем украшали „водяные взводы “ — фонтаны, две узорчатые резные беседки» [Забелин, 1873. С. 299—300].

Если Верхний сад существовал уже в XVI в. и лишь обновлялся в 1640—1670 гг., то Нижний сад, находившийся на склонах холма у Благовещенского собора и Тайницких ворот, по всей вероятности, создавался в годы правления царя Алексея Михайловича, Во всяком случае, известно, что в 1683 г. он вновь перестраивался. Вот список растений, которые были доставлены сюда в апреле 1683 г.: «По росписи за паметью дьяка Семена Комсина велено дать в новый набережный Красный сад из Московских садов: 11 яблоней, 40 кустов смородины красной доброй... 2 фунта анису, гороху грецкого, бобов по фунту, полфунта моркови, фунт семени огуречного... да семян — шалфеи, темьяну, марьяну по полфунта...» [Забелин, 1873. с. 300]. «Садовым строеньем» заведовал в эти годы садовник Степан Мушаков. Находящиеся здесь беседки, ограды и даже стены примыкающих зданий расписывал «преоспективных дел мастер» Петр Энглезис. Известно также, что раньше, в 1620—1630 гг., в строительстве кремлевских садов приняли участие Назар Иванов, Иван Телятевский и другие садовники.

Нижний сад имел более компактный участок (24X16 саженей), чем Верхний, но во многом схожее с ним устройство: плодовые деревья и кустарники, высаженные по регулярной сетке, искусственный водоем «со взводом», который одновременно использовался для содержания рыбы, расписные «палаты», резные ограды-решетки с дугами и балясинами, теплицы и т. п. В бассейнах-прудах набережных садов малолетний Петр плавал на своих первых потешных судах — игрушечных «карбусах». Несколькими годами позже, в начале 90-х годов XVII в., они появятся в селе Преображенском на Яузе и на измайловских прудах.

Верхний и Нижний набережные сады просуществовали до конца XVIII в., когда была предпринята перестройка южной части Кремля. В некоторых публикациях приводятся их изображения, относящиеся к периоду перепланировки. На гравюрах видны деревья, растущие на крыше Запасного дворца, фигурные цветочные партеры, каменные галереи-переходы, ограждающие сады и связывающие их с внутренними помещениями дворца [Шмакова, 1979].

Менее точны имеющиеся сведения о верховых (прикомнатных) кремлевских садах. Известно лишь, что почти каждая группа жилых покоев царского дворца имела собственный садик, располагавшийся на крышах хозяйственных помещений. Например, сад тринадцатилетнего Петра и его матери, Натальи Алексеевны, названный впоследствии Красным, имел размеры 4X10 саженей, покоился на каменных сводах, перекрытых свинцовыми плитами. На них был насыпан слой удобренной земли толщиной «на аршин с четвертью». Сад украшал расписной терем-беседка, затейливые резные ограды, небольшие водоемы, цветники в ящиках-творилах, где произрастали махровые пионы, тюльпаны, лилии, мальвы, гвоздики, рута, фиалки, иссоп и т. д. В шелковых клетках для птиц содержались перепелки, соловьи, канарейки, «заморские» попугаи. Интересно, что и здесь высаживались яблони, груши и ягодные кустарники и даже «цареградские» орехи. Очевидно, что в данном случае сад не мог иметь реального хозяйственного значения, поэтому присутствие плодовых растений имело иной смысл. По всей вероятности, в эти времена сад без «пользы» не мыслился вообще, именно плодовое дерево являлось главным признаком сада. Возможно также, что включение их преследовало и «образовательные» цели. Лестница из сада вела на Потешную площадку, где маленький царь играл со своими товарищами.

Верховые сады были устроены при покоях царя Михаила Федоровича, Федора Алексеевича, у Столовой палаты, алтарей Спасского собора на Бору [Забелин, 1873; Регель, 1896; Рубцов, 1972].

С начала 1690-х годов при верховых садах начали строить «ранжерейные палаты», до тех пор теплолюбивые растения просто укрывались на зиму рогожами.

Разумеется, царские сады Кремля не были рядовыми или типичными явлениями для русского садоводства XVII в. Однако в них проявились некоторые архитектурные традиции русского сада этого времени, такие, как сочетание утилитарного и художественного начал, тесная связь с внутренними помещениями дома, широкое использование дерева в «малых формах» («теремах», оградах и т. п.) и яркая цветовая насыщенность.

Большой интерес для выявления путей развития русского садового искусства представляют две подмосковные государевы вотчины XVI и XVII вв.— Коломенское и Измайлово.

Чтобы представить себе значение именно этих двух усадеб, нужно иметь в виду, что загородные поместья, включая царские, до 60— 70-х годов XVII в. не являлись парадными резиденциями и использовались лишь как место кратковременного пребывания в связи с охотой, хозяйственными делами или как последняя остановка перед дальней дорогой. Ни архитектурные сооружения этих поместий, ни тем более сады еще не имеют устойчивых признаков определенной художественной организации в отличие от кремлей и монастырей, которые несли основные репрезентативные функции. Они замкнуты, надежно изолированы, точнее, защищены от внешнего пространства высокими деревянными стенами. Государев двор представляет собой огороженное пространство, в котором, обычно по периметру, расположены жилые хоромы, конюшни, амбары, погреба и т.п. В самых крупных усадьбах, например в Алексеевской или Люберцах, выделяются обособленные хозяйственные дворы, также имеющие замкнутый контур: конюшенный, скотный, остоженный, житный, винокуренный и т. д. На чертежах усадеб конца XVII в., кроме построек, дорог, речек, показываются также и рощи, пруды, плодовые сады-огороды [Тиц, 1964]. Но все эти элементы мало связаны друг с другом, их взаиморасположение вытекает из хозяйственных потребностей.

На одном из планов Коломенского, относящемся к XVIII в., когда еще был старый дворец, показана почти правильная геометрическая разбивка плодовых садов, которые примыкали с трех сторон к центральной группе сооружений, оставляя сам берег реки открытым. Это Вознесенский (220X180 саженей), Казанский (130Х115 саженей) и Новый (300 саженей в длину) сады. Посадки имеют регулярный характер, это в основном яблони, вишни, сливы, кусты шиповника, малины, крыжовника, смородины. Помимо плодовых деревьев, по краям сада на более крутых участках, ближе к постройкам и на некоторых прямых аллеях росли кедры, дубы и другие деревья. Некоторые из них сохранились до наших дней, достигнув 600-летнего возраста. Можно предположить, что аллеи в плодовых садах, с которых благодаря их расположению на холме прекрасно просматривалось окружение усадьбы, использовались для прогулок. На пересечениях аллей имелись декоративные «островки», почву под деревьями засеивали злаками, на наиболее видных местах были устроены расписные беседки-«чердаки». Самой лучшей видовой точкой было, конечно Царское место устроенное на восточной галерее церкви Вознесения Иваном Грозным. Отсюда открывалась широкая панорама лугов в долине Москвы-реки. Этой же картиной можно было любоваться и с бровки холма, и с дороги вдоль глубокого оврага. В овраге были устроены ключевые пруды. Изумрудная полоса лугов у подножия высокого холма, серпантин дорожек по склонам, голубая излучина реки, цветущие сады — все это составляло великолепную природную оправу для дворца, церквей и башен Коломенского.

Измайловские сады-огороды тоже не были чисто декоративными, а включали в себя плодовые деревья, кустарники, аптекарские травы. Они имели сложный регулярный рисунок, выделяющий их на общем фоне лесного массива и хозяйственных угодий. В них отразились новые характерные для 70—80-х годов XVII в. представления о красоте. Вместе с тем они отражали и древние, исконно сложившиеся традиции. В Измайловском и Просянском садах, Круглом огороде геометрический рисунок плана существовал не сам по себе, он подчеркивал декоративные возможности растений во всем разнообразии их форм, расцветок, запахов. Здесь травы, цветы, кустарники, малые и большие деревья составляли единую композицию, без искусственного размежевания декоративных и плодовых растений.

Русские садовые мастера умели видеть красивое в обыденном. Могли, например, сложить выразительный, насыщенный цветом и движением форм и оттенков живой ковер из одних только злаков — овса, пшеницы, проса, ячменя и т. д. Столь же внимательны они были к декоративным особенностям плодовых деревьев. Цветки, листья, плоды, рисунок коры на стволе, ветвление кроны — все это находило свое место в общей картине сада-огорода, оживляло т>, образовывало каждый раз новый художественный образ. Искусственно созданные регулярные композиции были невелики по размерам, они всегда были видны на естественном фоне. За лабиринтом ягодных кустарников, за квадратами и кругами песчаных дорожек и цветочных грядок в поле зрения была лесная опушка, прозрачная березовая роща, густой массив ельника за прудом, заливной луг и прихотливо извивающаяся по нему речка.

Использование «полезных растений в декоративных регулярных композициях царской вотчины Измайлово едва ли объяснялось хозяйственной необходимостью. Скорее всего, это было неким символом, данью устойчивой народной традиции. Но во многих других «рядовых» усадьбах польза и красота были действительно нераздельны.

Однако то, что в Измайлове впервые появились пусть территориально ограниченные и не Связанные друг с другом, но четко спланированные и художественно организованные «увеселительные» сады, имеет принципиальное значение. Вместе со «зверинцами», «потешными палатами», «комедийными теремами» они свидетельствовали о приближении другой эпохи, когда иные формы общественной жизни потребуют поисков новых путей и в искусстве. Позже мы рассмотрим более подробно процесс становления измайловского ансамбля, а сейчас отметим лишь его значение как определенного поворотного момента в развитии русского садово-паркового искусства, своего рода завершения его древнего «допетровского» периода.

Подъемы и спады искусства создания садов находятся в прямой зависимости от исторических обстоятельств и экономических условий. Так, укрепление централизованного Московского государства в конце XV и XVI в. означало постепенное расширение строительной деятельности, в том числе и в области создания садов. Напротив, разорение русских земель в годы татарского нашествия привело к утере того ценного опыта садоводства, который был накоплен в эпоху Киевской Руси.

Нам ничего не известно о строительстве садов и в период Смутного времени. Зато усиление централизованной власти в последующий период, слияние русских земель в единое целое, укрепление и расширение границ Русского государства в XVII в. сопровождались расцветом городов, ускоренным строительством монастырей и загородных усадеб. Это не могло не сказаться и на судьбах садового искусства. Середина и особенно 60—80-е годы XVII в. были отмечены новыми его достижениями. Именно в это время появляются измайловские садовые «новшества», заново устраиваются красные сады в Кремле.

***

Как уже было сказано, немногое известно о тех садах, которые создавались в XVI—XVII вв., и еще меньше — о садах Древней Руси. Но мы убедились в том, что они были очень разные по своему назначению, внешнему виду, размерам и расположению: от миниатюрных верховых садов на террасах возле царских хором до огромных загородных лесных угодий-зверинцев, предназначенных для соколиной и псовой охоты, от аптекарских огородов и до больших плодовых садов-плантаций. Эти сады появлялись и почти бесследно исчезали, неузнаваемо меняли свой облик в зависимости от обстоятельств времени. Трудно сейчас, когда прошли сотни лет после их расцвета и гибели, судить об их достоинствах, сравнивать, проводить параллели, отмечать начало развития и завершения той или иной тенденции. Необходимы дальнейшие исследования, кропотливый сбор фактов, анализ данных археологических раскопок и т. п.

Но мы в состоянии увидеть те особенности древнерусского садового искусства, которые нашли свое дальнейшее развитие в другие, более близкие к нам эпохи.

Обратим внимание вновь на те первичные типы древних садов, о которых мы упоминали в начале книги. Все они в разной степени, но так или иначе отразились в садах и парках последующих веков.

Разве «одухотворенность» древних культовых садов и урочищ не сродни романтическим пейзажным паркам конца XVIII — начала XIX в.? Обожествление природы, мифы и предания, с которыми связывали в эпоху сентиментализма чуть ли не каждый уголок парка, стремление заселить его скульптурными изображениями — все это представляется продолжением одной и той же «линии», хотя конкретное содержание этих мифов было, конечно, совсем иным, возникало под влиянием новых философских идей, литературных ассоциаций. Да и появление, скажем, на Большом пруду в Царском Селе величественных монументов — памятников победам русского оружия — ведь это тоже своего рода культ, парк становится пантеоном славы целой эпохи.

Или возьмем древние аптекарские огороды. Они, так же как и старые монастырские сады, явились «проводниками» ботанических знаний. Помимо своего прямого назначения, они, по сути дела, стали зародышами тех ботанических садов, которые появились в России 100 лет и более спустя, к исходу XVIII в. Не так важно, что первые «огороды», скажем, те, которые располагались у Московского Кремля, не уцелели, более существенно, что сохранилась преемственность в передаче бесценного опыта. Без этого опыта было бы труднее завести «гошпитальный» сад Петру I, а еще позже, уже во второй половине XVIII в., П.А. Демидову и П.С. Палласу собрать замечательную коллекцию растений в Нескучном саду. Широкое использование иностранного опыта, включение в сады деревьев-экзотов — эти нововведения были подготовлены экспериментами, которые проводились раньше в рощах измайловской царской усадьбы.

Менее очевидно значение для будущего таких типов сада, как древний охотничий зверинец или «верховые» террасы при дворцовых покоях. Но и здесь нетрудно усмотреть определенную преемственность. Планировочная схема леса-зверинца оказалась очень устойчивой, звездообразный рисунок просек позже неоднократно возникает то в одном, то в другом парке, причем в разные исторические эпохи. Это и болотовская Церерина роща в Богородицке, и Большая звезда в Павловске, и веер лучевых аллей в Сокольниках. Что касается верховых садов, то и они не будут забыты, традиция максимального приближения интимного сада-интерьера непосредственно к жилым помещениям найдет свое продолжение, скажем, в петербургском Зимнем дворце или вблизи Агатовых комнат Екатерининского дворца в Царском Селе.

Еще ценнее опыт устройства усадебного сада. Принцип соединения утилитарного и художественного начал, конечно, не исключительное качество именно российских садов. Но в разных регионах нашей страны еще с древних времен в ходе длительного поиска, путем многих проб и ошибок были найдены такие формы их организации, которые в наивысшей степени отвечают конкретным природно-климатическим, экономическим и другим условиям. «Натуральный сад» XVIII в., «экономические сады», получившие развитие в конце прошлого столетия, продолжат и разовьют в новых обстоятельствах те самые приемы, которые сложились еще в допетровскую эпоху русского паркостроения. Тенденция вводить утилитарные элементы в композицию сада и парка оказалась настолько устойчивой, что, как мы ниже убедимся, она практически не исчезает при всех, подчас крутых, поворотах стиля и моды.

Но мы видим и отживающие, уходящие в прошлое черты «допетровских» садов. В большинстве своем они фрагментарны и еще не несут какой-то большой художественной идеи, их связи с архитектурой еще не развиты, в своем устройстве они отражают многие отмирающие формы бытового уклада и т. д. Впереди была новая историческая эпоха и радикальные качественные сдвиги в искусстве паркостроения.

Глава «Русское садовое зодчество до XVIII века». Русские сады и парки. Вергунов А.П., Горохов В.А. Издательство «Наука», Москва, 1987

landscape.totalarch.com

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Часть VIII. Внутренние сады

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима. Продолжение статьи. Начало здесь.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Помпеи. Дом Лорея Тибуртина. Фрагмент реконструкции сада

Внутренние небольшие сады всегда содержались и в римских городских домах. Они устраивались в перистиле — обширном открытом пространстве, окруженном со всех сторон портиками и колоннами. Посредине также был виридарий с корзинами цветов, с редкими кустами, с бассейнами, в которых держали дорогую рыбу. Между колоннами натягивались занавеси или шторы, защищавшие эти галереи от солнца. Вокруг колоннады среди множества помещений различного назначения было несколько пиршественных залов, приспособленных к разным временам года. Летние залы не имели потолка и затягивались вьющимися растениями.

Important!

Уважаемые садоводы, цветоводы и строители. Присылайте Ваши истории по выращиванию овощей, цветов и других растений. Мы ждем от Вас фотографии вместе с вами, семьей на фоне посадок. Фотографии будут размещены на сайте в рубрике галерея или в тематической статье.

В глубине перистиля находилось большое парадное помещение — ойкос. Коридор, идущий вдоль ойкоса, или дверь в глубине его, вели в сад. Сад окружался стенами, украшенными портиками, верандами, на которых стояли скамейки. Прямые аллеи, обсаженные буксусом, вели к зеленым беседкам. Между аллеями располагались цветочные куртины, лужайки со стрижеными деревьями. Иногда деревьям придавалась форма животных, птиц или букв, составлявших имя хозяина. Сад содержал также фонтаны и гроты, украшенные раковинами и мозаикой, мраморные скамьи, бронзовые или терракотовые скульптуры. «Сад тянулся до заднего переулка, который служил границей усадьбы; в случае необходимости хозяин мог ускользнуть через скрытую в садовой стене калитку».

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Сады барокко и классицизма

Городские сады

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Помпеи. План дома Пансы.1. прихожая2. атриум3. комнаты4. таблиний5. библиотека6. коридор7. маленькая столовая8. перистиль9. коридор, выходящий на боковую улицу11. спальни12. большая столовая13. ойкос15. кухня16 и 17. конюшня и сарай18. коридор, ведущий в сад

Фрески Помпей донесли до нас и сведения о городских садах. Эти сады-огороды первоначально были внутренними, вписанными в планы городских домов и расположенными рядом с атриумами. Архитектурное оформление им придавали решетчатые изгороди.

Дом Лорея Тибуртина в Помпеях демонстрирует соединение атриумно-перистильного дома с садом в рамках городского жилища. Он состоял из атрия и перистиля, размещенных на невысокой террасе, обращенной к саду портиком и перголой. Пергола соединялась с нимфеем на краю террасы, из которого вытекал ручей, попадавший в длинный канал. «Обрамленный тенистыми перголами, канал пересекал сад. Его берега украшали гермы и статуэтки муз и зверей, отражавшиеся в воде».

Террасные городские дома этого времени были очень похожи на виллы. Так, например, в доме Мозаичного атрия и в доме Оленей в Геркулануме сразу за парадной атриумной частью расположены обширные сады, окруженные криптопортиками, включавшими зимние помещения с калориферным отоплением, и летняя часть жилых комнат, обращенная к морю, с солярием — широкой террасой над обрывом.

Сады Западноевропейского Средневековья 

Сильные традиции атриумно-перистильного дома проявились и в инсулах — основном типе жилища в крупнейших городах в эпоху империи. Инсула была совершенно отлична от старого италийского дома, в отдельных квартирах инсулы полностью исчез характерный атриумный план. Но для обеспеченных слоев населения предназначались инсулы типа «дома в саду». Иногда богатые инсулы имели и внутренний дворик.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Период поздней республики

Широкое развитие садово-паркового искусства в Риме началось в период поздней республики. Как правило, знатный римлянин имел несколько вилл за пределами суетливого пыльного Рима, разбросан-ных по всей стране. Например, у Цицерона их было 17.

С этого времени садово-парковое искусство римлян стало отличаться имперской триумфальностью и роскошеством.

Important!

Виллы, или летние дачи богатых граждан, строились чаще всего в прохладных долинах, окружающих зеленым поясом Рим, и занимали огромные территории. Так были устроены виллы Мецената, Горация, Цицерона, Лукулла. Например, дворец Лукулла занимал обширные участки над современной Испанской лестницей в Риме. Множество вилл были построены на берегах живописного озера Комо, Сабатинского озера, на склонах Апеннин, в окрестностях Неаполя. История развития античных садов в Греции, Риме

Остия. Инсула Дианы. План

Внутри вилл находились различные помещения, обширные гостиные, несколько атриумов и перистилей. Снаружи устраивались красивые перспективы, просторные пространства для прогулок, рылись каналы и бассейны, которые украшали сады и в то же время служили садками для рыбы. Сады, окружавшие виллу, были наполнены разнообразными сооружениями, отвечавшими запросам и вкусу хозяина. Там были «греческие палестры», площадки для игры в мяч, высокие видовые башни, разукрашенные птичники, где содержались редкие птицы, крипты или криптопортики — закрытые со всех сторон галереи прямоугольной формы, освещаемые рядами узких окошек, прорезанных в верхней части стен.

В композициях своих вилл римляне использовали греческие формы и названия, однако, утратившие свое первоначальное значение. Части римских вили назывались Академией, Ликеем — по образцу одноименных греческих гимнасиев, но спортивных устройств там не было. Распространены были и нимфеи в виде грота с источником.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Сад-ипподром

Ипподромом называлась часть сада с характерным планировочным рисунком, размещаемая на ровной площадке, имевшая регулярную планировку и оформленная рядовыми посадками деревьев, кустарников, а также цветами, скульптурой, фонтанами и беседками.

История развития античных садов в Греции, Риме

Геркуланум. Планы домов.1. Мозаичного атрия2. Оленейа) входб) атрийв) садг) солярий

В центральной его части разбивался газон с цветниками, а все устройства располагались по периферии. Как правило, сад-ипподром имел значительные размеры (600х160 м, 70х200 м). Сад-ксист представлял собой плоский сад, имевший вид партера, связанного с портиком дома. Если ксист размещался внутри дома, он назывался садом-перистилем.

Important!

У римлян существовали три типа вилл: «рустика» — сельско-хозяйственная вилла, «урбана» — увеселительный дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки, предназначенный для отдыха и развлечений, и вилла « фруктуария», основу которой составляли фруктовые деревья, а плодовый сад очень эффектно прорезался аллеями из тенистых неплодовых деревьев.

Обычно римская вилла урбана состояла из входного портика в небольшой дворик с фонтаном, главного здания с ксистом, превращенным римлянами в декоративный партер с фонтанами, и сада-ипподрома. В этом саду применялась фигурная стрижка растений, располагался розарий, закругления ипподрома украшались кипарисами. Несмотря на то, что Древний Рим считается родоначальником стрижки растений, обилие зеленых скульптур уже тогда расценивалось как проявление дурного вкуса и не получило широкого применения. Для украшения садов предпочиталась мраморная скульптура.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Виллы История развития античных садов в Греции, Риме

Остия. Тип инсулы «дома в саду»

Историческую известность приобрели виллы Плиния Младшего (кон. I в. н.э.) Туска и Лаурентина, описанные им самим, и вилла императора Адриана.

Вилла Лаурентина Плиния Младшего представляет тип приморской виллы, соединяющей функции и урбаны, и рустики. Вилла состояла из трех дворов, ограниченных зданиями: полукруглого атриума, перистиля и сада-ипподрома, выдвинутого к берегу моря. Ксист представлял собой цветочный партер, состоящий из поля фиалок. Заканчивался сад-ипподром традиционным парковым павильоном — беседкой, о которой Плиний упоминал как о месте своих наслаждений.

История развития античных садов в Греции, Риме

План виллы Лаурентина

Украшением виллы была столовая, через ее двери и окна (равные по величине дверям) с трех сторон открывался великолепный вид на море. С четвертой стороны виднелись двор, атриум, портики на фоне леса и гор. В составе виллы были библиотека, спальни, кабинеты, криптопортик, купальни, бани, отапливаемые при помощи труб. Площадка для игры в мяч примыкала к двухэтажной башне, с вышки которой были видны море и деревня.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Тосканская вилла Туска

Тосканская вилла Туска была расположена среди обширного имения, окруженного горами. Множество источников и прудов обеспечивали роскошную растительность. Дом состоял из нескольких частей, объединенных атриумом, перистиля, внутри которого находились цветники, лужайки и тенистая роща с группами причудливо подстриженных деревьев. Внутри были парадная столовая, где Плиний обедал с близкими, выходившая на маленький дворик с мраморным бассейном и четырьмя платанами, и другие комнаты, стены которых были покрыты живописью, а также многочисленные крытые и открытые галереи, столовые, портики и другие помещения. «В садах на каждом шагу попадались мраморные скамейки, мраморные бассейны со всеми приспособлениями около них для ужина под открытым небом, домики и беседки, блестевшие мрамором; снаружи они были окутаны листвой и ползучими растениями, внутри воздух освежался неиссякаемыми фонтанами».

История развития античных садов в Греции, Риме

План виллы Туска

В розарии виллы Туска Плиния Младшего находилась мраморная беседка, увитая виноградом. В числе водяных устройств был водоем, в котором во время празднеств плавали корабли-блюда с изысканнейшими угощениями. За беседкой располагался павильон для отдыха. Ипподром окружался сплошной стеной из кипарисов и платанов, увитых плющом. Из ксиста дорожка вела в сад, главным украшением которого были деревья, стриженые в виде животных.

Important!

Именно здесь впервые появилось «топиарное» искусство, названное так по имени искусного садовника Топиариуса.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Вилла Адриана

Ностальгически подражательной была вилла императора Адриана, бывшего наместника Афин, в Тибуре (ныне Тиволи). В Афинах в его правление были построены знаменитый храм Олимпейон, арка Адриана; одна из улиц Плаки, исторического центра Афин, и сегодня носит его имя. Адриан — художник, путешественник, поэт — создал на своей вилле своеобразный музей того, что ему понравилось во время путешествий. Вилла в Тиволи состоит из садов, названных Академия, Ликей, сад Перикла. Там были и Пританей (в Афинах в Притании — здании, расположенном у подножия акрополя, кормили за государственный счет заслуженных граждан, иностранных послов), Каноп (египетский город в устье Нила, где находился храм Сераписа с оракулом), Темпейская долина, имевшие приблизительное сходство с оригиналами.

Вилла Адриана расположена в живописном месте около отрогов Апеннин на возвышающейся уступами равнине между двумя параллельными долинами. Пространство виллы закрыто холмами от выжигающих сухих южных, юго-восточных ветров, открыто для благотворных восточных. Два ручья, сбегающие с Сабинских гор к подножию виллы, летом пересыхают, поэтому были устроены водопроводы, доставлявшие воду с гор.

Вилла сегодня поражает своими размерами, ранее же она, названная А. Ланчани «царицей императорских вилл античного мира», занимала территорию в 10 километров. Постройки, значительно удаленные друг от друга, соединялись подземными ходами. В разной степени разрушенные портики, перистили, большие купольные залы, круглые своды экседр, фронтоны храмов, башни, террасы с беседками дают представление о широком размахе садово-паркового строительства римлян.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Темпейская долина

Темпейская долина была расположена вдоль одного из источников с северо-западной стороны. Здесь было устроено множество приятных тенистых мест для отдыха и прогулок. Напротив равнины со стороны виллы еще заметны террасы с портиками и мраморными бассейнами. Над всей долиной, в которую можно было спуститься по отлогому спуску, возвышалась обширная экседра.

Портик Пойкиле, расположенный с западной стороны, обращенной к Риму, оформлял сад-ипподром, использовавшийся как площадка для атлетических упражнений. Под греческим портиком Пойкиле (в пе-реводе «расписным» ), украшавшим афинскую стою, собирались философы, прозванные за это стоиками. В центре четырех-угольного портика высотой 10 метров был прямоугольный бассейн. Сохранилась часть стены, вдоль которой идут два ряда колонн, поддерживавших крышу. Таким образом были устроены две крытые галереи, соединявшиеся дверью. Стены внутри были украшены живописью, как и в афинском «первоисточнике».

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Каноп История развития античных садов в Греции, Риме

Каноп

Далее простиралась равнина, называемая Каноп. Ее перспективу замыкала значительного размера абсида, которая служила и храмом, и водоемом. Предполагают, что в центре нее стояла статуя Сераписа, а в нишах боковых стен находились изображения других египетских богов. Из разных мест этого сооружения по мраморным ступеням лилась вода, протекала через ряд бассейнов, расположенных один под другим, и попадала в полукруглый водоем. «Через этот водоем был перекинут мостик, украшенный колоннами, которые поддерживали свод; по этому мостику можно было перейти с одного края бассейна на другой и вблизи любоваться водопадами. Вода текла под мостом и выливалась в канал, занимающий всю середину долины; он имел двести двадцать метров в длину и восемьдесят — в ширину. Здесь стояли изящные суда, сделанные, без сомнения, по образцу александрийских гондол и предназначенные для императора и его друзей…».

Недалеко от Темпейской долины располагались жилище императора и термы. Вдоль одного из ручейков была устроена круглая галерея. Русло ручья было выложено белым мрамором. Ручей своим течением образовывал остров, на который можно было перейти по мраморным мостикам. В центре этого острова был сооружен четырех-угольный дворик. Между ним и окружностью острова были построены маленькие круглые комнаты с фонтанами в нишах, обращенных к ручью. Найденные здесь куски колонн и барельефов, изображавших морских чудовищ, тритонов, нереид, позволили предположить, что это сооружение служило рыбным садком.

История развития античных садов в Греции, Риме

Каноп фрагмент плана

На территории виллы располагались несколько нимфеев и театров, в том числе «морской» греческий для представления греческих пьес, с колоннадой и греческой скульптурой, и латинский, а также зал философов и два здания библиотеки. Над одним из них возвышалась трехэтажная башня, предположительно, обсерватория Адриана, любившего занятия астрологией.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Общественные сады

Общественные сады в Риме, такие как портик Ливии, портик Випсании, портик Октавии, также устраивались по образцу греческих. Это были небольшие сады с углубленными партерами, куда вели лестницы. Партеры разделялись на прямоугольные участки, окружались галереей с колоннами, в центре партера находился бассейн. По периметру садов в стенах вырубались прямоугольные и полукруглые ниши. Аллеи, как в садах Дафны, устраивались в виде пергол. Подобные сады сажались вокруг театров, терм, на площадях. Строительство водопровода способствовало устройству в Риме большого количества фонтанов, бассейнов и резервуаров, многие из которых озеленялись. При термах Агриппы был разбит большой парк с искусственным прудом и каналом, украшенный мраморной скульптурой. В этом саду, как и в других садах при термах, были своеобразные терренкуры — аллеи для оздоровительной ходьбы.

В Древнем Риме 

прокладывались аллеи для пешеходов, для экипажей и прогулок на носилках. Аллеи, достигавшие ширины 5 метров, были не только садовыми элементами, но и соединяли различные сооружения городского пространства. К храму Венеры вела аллея, обсаженная платанами, чередующимися со стрижеными лаврами. К священной роще нимфы Адрастеи также вела платановая аллея, вдоль которой протекал ручей. Перспектива аллеи завершалась искусственным гротом — нимфеем. Священные рощи пришли в Рим из Греции и считались жилищами богов. Под сенью священных деревьев устраивался источник и устанавливался небольшой храм или алтарь.

Отмечая заимствованность элементов и отсутствие композиционного единства в римских садах, теоретик ландшафтного искусства Сильвия Кроу пишет, что сады Древнего Рима подобны более поздним эклектичным европейским садам XIX века, поскольку «римляне заимствовали слишком много элементов от слишком многих стран и не отыскали секрета организации их в единое целое».

Стремление к близкому общению с природой выразилось и в популярности садово-парковых сюжетов при отделке интерьеров. С конца 1 века до н.э. стены даже небогатых лавочников украшала пейзажная живопись. В I-III веках н.э., когда архитектура отличалась особым римским величием, сложился неправдоподобно Роскошный стиль, по нарочитости напоминающий театральные декорации. В этом стиле было построено поместье Нерона, которое находилось на холмах Палатин и Эсквилин и включало дворец, несколько садов с беседками, статуями, озеро с лебедями, виноградники, акведуки, фонтаны, коровники, птичий двор, увеселительные павильоны. Интерьеры дворца включали пейзажные панорамы с фантастическими дворцами, нимфеями, амурами, обрамленные гирляндами и лентами. Обилие вызолоченых деталей, видимо, и дало дворцу название «Золотой дом».

Римский диктат

силы, власти и триумфа был утвержден Вергилием: «Римлянин, помни: властно народами править — вот искусства твои…». И действительно, искусству поэзии римляне предпочитали прозу энциклопедий, высокой трагедии — комедию и фарс, общенародным праздникам — состязания в ловкости, силе, Олимпийским играм — кровавые бои гладиаторов. Греки благодарно принимали «божественные» дары природы, не пытаясь ее украшать. Римляне ввели фигурную стрижку растений, отделили «полезное» от «красивого» и саму природу «обложили данью». В этом плане показательно отношение к цветам.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Фиалки, розы

Любимыми цветами римлян были также фиалки и розы, поэтому окрестности Рима были превращены в плантации этих цветов. Фиалка использовалась как целебная трава, как ароматизатор вин, фиалки были необходимы на всех торжествах. Отношение к розе на протяжении существования Древнего Рима менялось. В период республики роза была символом нравственности, служила наградой за мужество. Римские воины, отправляясь в военный поход, надевали на головы розовые венки, чтобы вселить в себя отвагу. Победившие в сражении выбивали розу на своих щитах. Во времена падения Рима роза стала символом порока и расточительства. Она превратилась в цветок забавы, которым злоупотребляли как украшением.

Знатные римляне

прогуливались по городу в носилках, подушки и матрацы которых были набиты розовыми лепестками. Невероятное количество цветов роз истреблял Нерон. В его обеденном зале, где вращались стены и потолок, изображая времена года, вместо дождя на гостей падали розовые лепестки. На всех праздниках розами украшали дома, гостей, стол, блюда, сосуды и даже пол. Во время прогулок на галерах поверхность моря усыпалась розовыми лепестками. Для удовлетворения римских потребностей в розах разводились обширные розанные сады в ущерб хлебным полям, кроме этого розы привозили кораблями из Александрии и Карфагена. В Риме существовала даже специальная биржа роз.

Но роза служила и символом молчания, поскольку была посвящена богу молчания Гарпократу. В залах совещаний к потолкам вешали искусственную белую розу. Это означало, что все «Sub roza  dictum» (сказанное под розой) — строго конфиденциально.

«Если ты прошел мимо розы, то не ищи ее более», — говорили древние греки, подразумевая конечность и неповторимость всего сущего. И были правы. Погибли античные цивилизации. На бывших площадях прежде великого Рима уже в VI веке н.э. сеяли хлеб или пасли скот. Были утрачены достижения науки, техники и искусства. На развалинах римской империи началось формирование современных европейских государств, новой европейской культуры. Однако фундамент европейского художественного творчества был заложен античностью.

Забыты значения розы под потолком и нимфея… Но в оформление интерьеров прочно вошли лепные розы потолочных плафонов, а в садово-парковые композиции — романтические гроты. Настенные живописные картины с дальними перспективами, напротив, «вышли» из интерьеров и «разместились» на границах садов барокко и романтизма, превратившись в «шутихи» — «обманки», дразнящие неожиданным превращением реальности в иллюзию. И даже существующие многочисленные академии, лицеи, гимназии и музеи обязаны своим существованием именно садово-парковому искусству античности. 

Окончание статьи.

История садово-паркового искусства

Important!

Подписавшись на новости, вы будете в курсе появления интересующей вас информации, а также проводимых акциях.

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Поделиться ссылкой:

Похожее

www.best-gardens.ru

Секретные сады Рима / Туристический спутник

Умело спрятанные в самом центре города или растянувшиеся по холмам за его пределами, сады Рима – это благоухающие оазисы, где помимо кустов, деревьев и трав всех оттенков зеленого разместились древние скульптуры, прохладные фонтаны и изящные беседки. В этом обзоре я собрала семь удивительных садов Вечного города, о которых вы, вероятно, не знали. Ботанический сад (Orto Botanico) Плутая по узким средневековым улочкам Тренстевере, загляните в этот древний сад. Хорошо известное как Орто Ботанико, это место было впервые культивировано по приказу папы Николая III еще в XIII веке, а в наши дни принадлежит Римскому университету Ла Сапиенца (Sapienza University of Rome). Более 7 000 видов цветов и растений со всего мира произрастают на 29 акрах этого сада, растянувшегося вдоль холма Яникул, и красота, равно как и благоухающий аромат, преследуют на каждом шагу. Особенное буйство запахов и красок приходится на апрель, когда в расцвете находятся розы. В августе и в зимние месяцы сад закрыт, а по остальным дням принимает со вторника по субботу за небольшую плату. Сад апельсиновых деревьев (Giardino degli Aranci) Сад апельсиновых деревьев, принадлежащий церкви Санта Сабина посвящен одноименному испанскому фруктовому дереву. Это самое апельсиновое дерево было высажено здесь в XIII и до сих пор продолжает расти в отдельном дворе, куда не пускают гостей сада. Посмотреть на дерево можно только издалека, через небольшое окно. Небольшой по своей площади сад окружен каменными стенами Замка Савилли (Saville Castle) постройки X века. Маленькая его площадь прекрасно компенсируется великолепным видом который открывается с террасы: река Тибр, купол Собора святого Петра и крыша Базилики Санта-Мария-ин-Космедин. Вход свободный. Сад виллы Аурелия (Gardens at Villa Aurelia) С самого начала позапрошлого века сады виллы Аурелия числились собственностью Американской академии в Риме, и только спустя сто лет, в начале двухтысячных они были открыты для посетителей. Расположенные на гребне холма Яникул, самом высоком месте Рима, они славятся в первую очередь своим удивительным видом на город. Но не только виды, но и сам сад заслуживает внимания. Лавровые живые изгороди, розмарин и лаванда, вьюнок, ползущий по беседке, водяные лилии, плавающие в фонтанчиках, лимонные деревья, розы и магнолии – все это лишь малая часть богатства этого сада. Экскурсии проводятся по предварительной записи. Парк Яникул (Janiculum Park) Говорят, в былые времена возвышенность Яникул служила местом поклонения римскому богу Янусу. Из-за выгодного положения холма священники культа, ждавшие знаков от богов, использовали его в качестве смотровой точки. После знаменитой битвы народного героя Италии Джузеппе Гарибальди с французами в 1849 году холм был превращен в парк. Местные жители любят это место и часто посещают его, чтобы провести время вместе со своими детьми: сходить на представление кукольного театра, заглянуть в Церковь святого Петра, что в нижней части холма (по преданиям она была построена на месте распятия святого Петра) или прогуляться по базарной площади. Можете попросить кого-нибудь из местных показать дорогу к месту, где снимались некоторые сцены фильма “Жизнь прекрасна”. Это неподалеку. Розарий (Rose Garden) Более 10 000 благоухающих роз распускаются каждую весну в муниципальном Розарии Рима, расположившегося на восточной стороне холма Авентин. Сад разделен на две секции. Верхняя содержит те розы, которые растут здесь постоянно, в то время как нижняя предназначена только для тех роз, которые принимают участие в ежегодном международном конкурсе цветов Premio Roma. В саду есть несколько любопытных образцов. Например, попробуйте найти Rosa phoetida, в буквальном переводе “дурнопахнущая роза”. С связи с характером цветения представленных здесь растений, сад открыт только с начала мая до конца июня. Впрочем, посетители могут прийти и в любое другое время: сад всегда открыт, а входной билет не требуется. Вилла Дориа Памфили (Villa Doria Pamphili)

Эта вилла XVII века является самым большим общественным ландшафтным парком Рима. Расположенный в непосредственной близости от Ворот святого Панкратия (Porta San Pancrazio), он более известен как Bel Respiro или “прекрасное дыхание”. Это неофициальное имя сад получил за свой панорамный вид на горы. На вилле есть казино, а еще коллекция римских скульптур и предметов старины: посуда, вазы и книги. Сама она окружена пышным садом с узорно подстриженными изгородями, фонтанами, водопадами и статуями, что делает его замечательным местом для неспешной прогулки. Так же в парке сохранились арки древнего акведука. 183 Via Aurelia Antica Rome, Italy Вилла Скиара (Villa Sciarra)

Возьмите себе небольшой тайм-аут и отдохните от суматохи Рима, прогуливаясь по вымощенным гравием дорожкам общественного парка Вилла Скиара, названного так в честь виллы XVII века, принадлежащей семье Барберини и располагавшейся по соседству. Возведенный на месте садов Цезаря, в окрестностях Трастевере, этот сад – настоящая жемчужина, где из-за аккуратно подстриженных кустов возвышаются статуи римских мифологических существ и фонтаны, изображающие игривых фавнов. Некоторые районы парка представляют собой полностью воссозданные сады Цезаря, в то время, как другие декорированы фонтанами и скульптурами, привезенными в XVIII веке из Милана.

tursputnik.com

Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства.

Поиск Лекций

Географическое положение.Древний Египет — одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения реки Нил, который впадает в Средиземное море.

Климат.Климат Древнего Египта труднопригодный для проживания. Жаркий и засушливый, с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков. Всё время стоял нестерпимый зной.

Растительность.Здесь не было возможности существования древесно-кустарниковой растительности на больших площадях. Естественно произрастали: тамариксы (гребенщик французский, Бо́жье де́рево, би́серник), финиковые пальмы,

А вдоль берегов Нила: тростник, папирус, лотосы.

Исторический очерк.Строительный материалы: гранит, известняк, песчаник, которые характеризовались высокой прочностью и долговечностью.

За три тысячелетия существования египетского государства, вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства, формировалось и садовое искусство.Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные или прямоугольные сады, симметрично распланированные. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Храмовые постройки, состоящие из нескольких дворов, аллей и колоннад умело соединялись в одно целое. Это говорит о том, что уже в Египте существовали архитектурно устроенные сады. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами. Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.

Типы садов: сады при храмах, сады при дворцах, сады при жилых домах состоятельных владельцев,

В качестве примера рассмотрим план строения египетского сада площадью 1 га. (относится к эпохе Среднего царства – 21-18 вв до н.э.) Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной (которая защищала сад от песчаных бурь и разлива Нила). Вход отмечен пилонами (башни в форме усеченной пирамиды перед домовым храмом) и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Более крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем — средние по высоте, а самые низкие — в середине сада, вокруг квадратного (прямоугольного) пруда. В этих прудах разводили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос. Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, «невесты Нила», как они называли это растение. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки. Эти пруды положили начало так называемым теперь «водяным садам».

Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др.

В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты (растения, выращенные в грунте за пределами ареала их природного распространения) - инжир, гранат, розы, жасмин. В больших садах отводили каждому виду растений — пальмам, смоковницам, декоративным растениям — отдельные, строго симметричные квадратные участки. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы — богатство и знание сокровенного; черное (эбеновое) дерево — богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки. Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Здесь росли резеда, мак, мирта, вывезенная из Персии клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов. Благовонное масло «сузинон» изготавливали из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и краткости жизни.

Функции сада.Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

Стилевые особенности. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

- регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии; - формирование замкнутых композиций;

- центром ансамбля всегда являлось главное здание;

- наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;- использование ритма как композиционного приема; - применение аллейных и рядовых посадок; - использование экзотов в ассортименте древесных растений.

 



poisk-ru.ru


Смотрите также