Древнерусские украшения и их значение. Украшение древние
Украшения древних славян ист. изо
Украшения древних славян
Одним мужчинам женская любовь к побрякушкам служит поводом для шуток, другим – для восхищения. А ведь традиция надевать на себя безделушки пришла к нам от далеких предков. Древние люди считали, что через отверстия нашего тела могла вылететь душа человека, или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство. Также следовало магически защитить и более всего подверженные ранениям и ушибам руки и ноги. Наконец, требовалось защитить энергетические центры и каналы тела. Не слишком доверяя своей способности противостоять злу, люди старались защитить свое тело с помощью предметов из кости, дерева или металла. Конечно, дерево предпочиталось «благородных» пород: дуб, береза, сосна. Кость должна была быть от сильного неустрашимого животного: медведя, тигра. Но лучше всего для охраны души и тела подходили металлы и драгоценные камни. Старославянские мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями бога Перуна – главного из языческих богов. Таким образом, украшения в древности имели религиозный, магический смысл. Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана. Древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и сейчас) гораздо больше украшений, нежели мужской.
С древнейших, поистине пещерных времен женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны своего вечного друга и спутника – мужчины. Во-первых, женщина рожает детей. Во-вторых, именно женщина оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов и легенд. В глазах наших предков женщина не только не являлась «сосудом» злых сил – наоборот, она была существом куда более священным, чем мужчина. А значит, ее, как и все священное, требовалось особенно бережно охранять. Отсюда – при мало-мальском достатке – и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и перстни.
Учёные пишут, что славяне, расселявшиеся в VI— VII веках по лесной полосе Восточной Европы, оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только им присущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовали тогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии. Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезенным купцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этих границ — области отдельных племён. Но и процесс взаимного проникновения, взаимного обогащения культур не стоял на месте, благо в те времена не было строго охраняемых государственных границ. И вот уже иноземные кузнецы копировали новый славянский фасон и тоже по-своему его претворяли, а славяне продолжали присматриваться к веяниям «зарубежной моды» — западной и восточной.
Гривна
Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея». У некоторых народов гривны носили мужчины, у других – женщины, но ученые утверждают, что всегда и у всех, в том числе у славян, это был признак определенного положения в обществе, очень часто вроде ордена за заслуги. Гривны нередко находят в женских погребениях древних славян. Поэтому археологи с полным правом настаивают, что это было «типично женское» украшение, наподобие бус и височных колец. Древние славянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром и позолотой. Драгоценные гривны делались из серебра. Древние славяне носили разные виды гривен, отличавшиеся способом изготовления и соединения концов. И конечно, каждое племя предпочитало свой, особенный вид. Дротовые гривны делали из «дрота» - толстого металлического прутка, обычного круглого или треугольного в разрезе. Кузнецы перекручивали его клещами, раскалив на огне. Чем горячее был металл, тем мельче получалась «нарезка». Чуть позже появились гривны из ромбического, шестиугольного и трапециевидного дрота. Их не скручивали, предпочитая выбивать сверху узор в виде кружков, треугольников, точек. Эти гривны находят в курганах X – XI веков. Похожие, только соединенные не замочком, а просто далеко заходящими друг за друга концами, изготавливали сами славяне. Разомкнутые концы таких гривен находились спереди. Они красиво расширяются, зато тыльная сторона, прилегающая к шее, круглая, чтобы удобнее было носить. Их обычный орнамент состоял из треугольников с выпуклостями внутри. Их археологи называют «волчий зуб». Такие гривны, сделанные из биллона, бронзы и низкопробного серебра, носили в X – XI веках в племени радимичей. В XI – XII веках радимичи стали соединять концы гривен красивыми квадратными бляхами, штампованными или литыми. Некоторые бляхи, рассеянные на значительной территории, отлиты явно в одной мастерской, даже в одной формочке. Это говорит о развитой торговле и о том, древнерусские мастера-ювелиры работали не только на заказ, но и на рынок. Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой или бронзовой проволоки, носили «просто так», без дополнительных украшений. Но если железная или цветная проволочка была достаточно тонкой, на нее нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики. Самыми многочисленными были гривны витые. Славянские умельцы свивали их разными способами: «простым жгутом» - из двух-трех медных или бронзовых проволочек; «сложным жгутом». Иногда простой или тонкий жгут обвивали сверху тонкой крученой проволочкой.
Височные кольца
Украшение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали «височными кольцами». Славянские женские подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизывали на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И все-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, - у висков. Как показали раскопки, височные кольца носили в Западной и Восточной Европе, на Севере и на Юге. Носили с древнейших времён — и тем не менее к VIII—IX векам их стали считать типично славянскими украшениями, такой популярностью они начали пользоваться среди западнославянских племён. Постепенно мода на височные кольца распространилась и к восточным славянам, достигнув у них наивысшего расцвета в XI—XII веках. Девочки-подростки, еще не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, в крайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев – надежду народа. Их височные кольца, поэтому, особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, преставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям. Совсем иначе выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу. Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочными спиральками — такие кольца любили не только славянки, но и женщины финноугорских народов. В XI—XII веках это было излюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас живут недалеко от Санкт-Петербурга). Новгородские женщины XI—XII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшенными мелкой зернью — металлическими шариками, напаянными на основу. В племени дреговичей (район современного Минска) крупную серебряную зернь приделывали к каркасу бусин, сплетённому из медной проволоки. В Киеве XII века бусины, наоборот, делали ажурными из тонкой филиграни.
Серьги
Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером с браслет, что, как обычно, не очень понравилось людям старшего поколения. И всё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет, если не больше. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках) носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.
Похожие найдены и на северо-западе территории новгородских словен, только надевали их по одному, реже по два с каждой стороны лица, и кончики колец не завязывались, а скрещивались. В X—XI веках к проволочным кольцам здесь иногда привешивали на цепочках бубенцы и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколько ярусов. А вот у словен, живших в городе Ладоге, в середине IX века вошли в моду кольца со спиральным завитком, обращённым наружу. Нельзя исключить, что они попали туда с южного берега Балтики, со славянского Поморья, с которым ладожане поддерживали тесные связи.
В целом у древних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычно как подражание иноземной традиции. Князь Святослав, вероятно, потому и обзавёлся своей знаменитой серьгой, что большую часть времени проводил на чужбине, в военных походах.
Браслеты
Мода на них появилась в середине XII века и держалась до начала XIV века. Браслеты – наиболее ранние из известных нам славянских украшений: они попадаются в кладах и при раскопках поселений начиная сVI века.
Слово же браслет пришло в наш язык из французского. Древние славяне называли браслеты «обруч», т. е. «то, что охватывает руку», а также «зарукавья». Их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки. Большое значение придавалось застежкам браслетов, которые украшали эмалями. Точно неизвестно кто же носил обручи – мужчины или женщины. Археологи редко находят их в мужских погребениях и уверенно считают украшение специфически женским. Зато на страницах летописей мы встречаем князей и бояр «с обручами на руках». Древние славяне делали браслеты из разных материалов: из кожи, покрытой тисненым узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитого тонкой металлической лентой, из цельного металла и даже… из стекла. Несмотря на дешевизну, оживленную торговлю, стеклянные «обручи» не прижились среди сельского населения. Судя по всему, деревенский люд предпочитал металлические браслеты, в основном из меди. Носили их на правой и левой руках, иногда по несколько штук. В большом ходу были браслеты, витые из нескольких проволок, «ложновитые», то есть отлитые в глиняных формочках по восковым слепкам с витых браслетов, а также плетеные – на каркасе без каркаса. Очень красивы и разнообразны «пластинчатые» (согнутые из пластинок металла) браслеты, кованные и литые. С домонгольских времен сохранились браслеты еще одной разновидности – «створчатые», состоящие из двух половинок, соединенные маленькими петлями и застежкой. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря. На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий – торжеств по поводу доброй, плодоносной воды.
ПодвескиПодвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов. Различают до 200 типов различных видов подвесок. Наиболее популярными были подвески символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни) или богатства (ножи, топорики), привески в форме животных: птиц или коней, которые были символов счастья и неизменно сопровождались знаками солнца, а также геометрические привески: круглые, лунницы, крестики, ромбы и т.д.
Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами. Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы. Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды. Все вышеназванные типы привесок просуществовали вплоть до XIII века. Немного дольше, до XV века, просуществовали подвески-бубенцы. Носили их в комплекте с другими привесками, шейными гривнами, венцами, но чаще всего – с карманами, у пояса или рукавов. Будучи символами бога–громовержца, своим звоном они были призваны отгонять злых духов.
Обереги
Всё, что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясно читаемый религиозный, магический смысл. Также, как для верующего христианина крест, который он носит на шее, - будь этот крест даже произведением ювелирного искусства Многие славянские обереги достаточно чётко разделяются на мужские и женские (кстати, заметим, что в христианскую эпоху аналогичным образом различали и нательные кресты). «Солнечная» символика хорошо прослеживается и в круглых привесках-оберегах, также входивших в женский убор. Делали их, как правило, из биллона или бронзы, реже - из высокопробного серебра.
Если для «солнечных» круглых привесок употреблялись в основном жёлтые сплавы, то на привески – «лунницы» чаще шли белые, в цвет лунного света, - серебро или серебро с оловом, а бронза – лишь изредка. Оно и понятно, ведь в лунницах, как пишут учёные, отразился древний культ Луны, распространённый не только у славян, но и у других древних народов Европы и Азии. В славянских погребениях лунницы появились в Х веке. Обычно их носили по нескольку штук в составе ожерелья, а то вдевали в уши, как серьги. Богатые женщины носили лунницы из чистого серебра. Нередко они отмечены тончайшей ювелирной работой, их украшает мельчайшая зернь и филигрань. В таких лунницах каждый мельчайший шарик был припаян вручную.
В лунницах, что охотно носило большинство женщин, и металл был подешевле и работа попроще. Такие лунницы делались, как правило, по готовому восковому слепку, в который вливался металл. Для отливки использовались и слепки из глины. Нередко на таких лунницах присутствовал растительный орнамент. Это не случайно, так как "обязанностью" Луны было следить за ростом растений.
Бусы
Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах «…найдено ожерелье из бус». В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь. В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены. Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоёв - всего чаще жёлтый, белый, красный. Другие бусы, о которых непременно хочется упомянуть,- это позолоченные и посеребрённые. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиций дотянулась и до Северной Европы. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы Выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета), бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней). В Древней Руси существовало еще одно женское шейное украшение - монисто- своеобразные бусы в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет.
КолтыКолты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью. Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра. Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых.
Кольца и перстни
Украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, - кольца, перстни – появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего, X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке… В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязанный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современному Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни, а Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» - утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира. Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстней, надетые …. на палец ноги. Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становиться поистине массовым. Очень своеобразные и красивые «решетчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племен.
Интересно, что при помощи украшений древние славяне пытались воздействовать на определенные виды энергий, скорее всего, интуитивно, не подозревая истинного значения тех украшений, которые они носили. Известно, что в современной астрологии и эзотерике существуют следующие чакры:
Сахасрара – отвечает за связь с Космосом. Седьмая чакра расположена в верхушке головы («над родничком»). Эффект от раскрытия этой чакры: осознание причин и следствий, постижение природных и мировых Законов, глобальное космическое видение – связь с божественным. Когда вы переходите на этот уровень сознания, вся жизнь воспринимается вами как непрерывный духовный опыт.
Если можно назвать украшением головные уборы, то в отношении верхней чакры следует вспомнить царскую корону. А также чародейский колпак, имеющий форму конуса, как и купола католических церквей. У славян мужчин интересно обратить внимание на головные уборы князей, монархов и воинов. Шапка Мономаха, как и русские шлемы 12-13-х веков, имеют луковичную форму, как и купола православных церквей*. А по некоторым источникам символика, заложенная в форме русской храмовой главы: наша отечественная "луковица" воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству.
Шестая чакра называется Аджна, или иначе: чакра «Третий глаз». Расположена она в центре головы (на уровне переносицы меж бровями) и отвечает за интуицию, ясновидение и познание. Интересно отметить, что издревле считалось, что интуиция больше присуща женщине, в то время, как логика – мужчине. Возможно, причиной этому могут быть девичьи венцы? Как вариант военные шлемы (с забралом в древности) и современные фуражки с козырьком. "Стягивая" зону лба, и уменьшая обзор вверх, увеличивают готовность к контролю извне (офицерами), и действенность военнослужащего. Да и общеизвестно, что там где находится наше внимание, туда «отправляется» и наша энергия, а такие украшения (форма) как раз немного «стягивая» голову дают возможность, тому кто их носит, дополнительно держать дополнительный энергопоток на аджне. *Важно отличие, если украшение или головной убор не закрывает обозрение, и не имеет значительного веса (так как при дополнительном весе или при закрытии части обозрения активируется манипура), то оно активирует аджну, особенно если по центру находится, либо янтра либо драгоценный камень.Вспомним классика: «А во лбу – звезда горит». Славянские девушки носили матерчатые тесемки на лбу, а позже – девичий венец «увясло». Другой типично славянской разновидностью «красы» был венчик из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем.
Пятая - горловая чакра - Вишудха – располагается у основания шеи, отвечает за самовыражения и самореализацию в миру. По некоторым источникам, металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. Такой обруч был любимейшим украшением у самых разных народов Западной и Восточной Европы, а также Ближнего и Среднего Востока. У нас его называли "гривной". Гривны нередко находят в женских погребениях древних славян. Поэтому археологи с полным правом настаивают, что это было «типично женское» украшение, наподобие бус и височных колец, о которых речь впереди. А вот языковеды на основании летописей и других письменных документов уверенно объявляют гривны украшением "типично мужским". В самом деле, на страницах летописей можно прочесть, как князья награждают гривнами доблестных воинов. Анахата – четвертая чакра – зовется также сердечной чакрой, Она расположена в центре груди (на уровне сердца) и отвечает за отношения с окружающим миром (сострадание, сила любви и веры, доброта, нежные чувства, любовь окружающих и т.д.). Безусловно, колье, монисты и другие украшения, спускающиеся на грудь, взаимодействовали с анахатой, объеденяя вишудху и анахату. У славян, например, на шею княгини надевалась длинная цепь с двумя головами Ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Также у кривичей, волынян и вятичей находили крестовидную подвеску (Велесов крест).
Стоит упомянуть кроме того, что и пуговицы, которые первоначально скрепляли одежду только у воротника, носили не только практическое, но и магическое значение. Сами слова «пуговица», «пуговка» происходят от слова «пугать». Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самым уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим пуговицы украшались заговоренными узорами (чаще всего это был символ солнца –спираль или круг с точкой посередине) призванными отгонять, отпугивать от владельца одежды злых духов. У социально ориентированных людей, как правило, наиболее развита третья чакра – Манипура. Некоторые называют ее «местом средоточия». Находится манипура в районе пупка и отвечает за внутренний огонь и питание организма. Считается, что она также дает жизненную энергию. Все носимые пояса, кушаки и ремни, так или иначе взаимодействуют с третьей чакрой. А уж тем более бляхи и пряжки, как правило, украшенные орнаментом, а зачастую и драгоценными камнями.
Манипуру еще называют чакрой власти. Она - источник уверенности в себе, осознания собственной силы, способности отстраниться от влияния внешнего мира и одновременно самому оказывать влияние на этот мир. Считается, что именно она придает нам силы отстаивать свои убеждения и противостоять обрушивающимся на нас ударам судьбы.
Следующая чакра – Свадхистхана – «половая чакра». Она дает жизненную энергию и отвечает за репродуктивную функцию. Следует отметить, что свадхистхана, как и самая нижняя чакра – муладхара, как правило, скрыты одеждой. Дело в том, что функционирование тайных органов и связанных с ними нижних чакр, не нарушается из-за дисгармонии энергий в теле, но сконцентрированная в них сексуальная энергия не может найти выхода и подняться выше, если активность высших чакр подавлена. Однако, показательно то, что у современных девушек стало модно носить низко сидящую на бедрах одежду, благодаря чему пряжки сместились с манипуры на половую чакру. Что говорит о том, что в нашем социуме значительно снизилось количество запретов и социальных правил. Именно на основе энергии свадхистаны работает теория сублимации либидо, т.е. направление сексуальной энергии в социально одобряемую деятельность, (самый лучший пример – это рубка дров Адриано Челентано в фильме «Укрощение строптивой»).
Ну и, наконец, самая нижняя чакра – Муладхара (по другим источникам – Кундалини-чакра). Чакра расположена у окончания позвоночника, между анусом и половыми органами. Самостоятельная первая чакра отвечает за выживание. Она же позволяет человеку совершать длительную и «грубую» физическую работу, однообразную, монотонную, не требующую работы мозга. Как опора пирамиды, муладхара дает внутреннее чувство опоры, психическую устойчивость, твердость. В силу определенных причин, достаточно сложно говорить о каких-либо украшениях в районе муладхары. Правда, можно предположить, что такая вещь, как «пояс верности» была призвана не только и не столько не допустить мужчину к женскому лону, сколько за счет определенного орнамента умерить сексуальное желание самой женщины. Ношение браслетов, серег, височных колец, перстней, безусловно, также оказывает определенное воздействие на движение энергии в организме, и рождает немало вопросов. Почему, например, обручальное кольцо надевают на безымянный палец правой руки, а часы носят на левой. Почему комсомольский значок крепили на левой стороне груди – у анахаты, а нательный крестик носят у вишудхи.
studfiles.net
Древнерусские украшения и их значение
- 4307
Древние люди считали, что через отверстия нашего тела могла вылететь душа человека, или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство. Также следовало магически защитить и более всего подверженные ранениям и ушибам руки и ноги. Наконец, требовалось защитить энергетические центры и каналы тела.Не слишком доверяя своей способности противостоять злу, люди старались защитить свое тело с помощью предметов из кости, дерева или металла. Конечно, дерево предпочиталось «благородных» пород: дуб, береза, сосна. Кость должна была быть от сильного неустрашимого животного: медведя, тигра. Но лучше всего для охраны души и тела подходили металлы и драгоценные камни. Старославянские мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями бога Перуна – главного из языческих богов. Таким образом, украшения в древности имели религиозный, магический смысл. Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана. Древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и сейчас) гораздо больше украшений, нежели мужской.С древнейших, поистине пещерных времен женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны своего вечного друга и спутника – мужчины.Во-первых, женщина рожает детей. Во-вторых, именно женщина оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов и легенд. В глазах наших предков женщина не только не являлась «сосудом» злых сил – наоборот, она была существом куда более священным, чем мужчина. А значит, ее, как и все священное, требовалось особенно бережно охранять. Отсюда – при мало-мальском достатке – и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и перстни.Учёные пишут, что славяне, расселявшиеся в VI— VII веках по лесной полосе Восточной Европы, оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только им присущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовали тогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии.Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезенным купцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этих границ — области отдельных племён. Но и процесс взаимного проникновения, взаимного обогащения культур не стоял на месте, благо в те времена не было строго охраняемых государственных границ. И вот уже иноземные кузнецы копировали новый славянский фасон и тоже по-своему его претворяли, а славяне продолжали присматриваться к веяниям «зарубежной моды» — западной и восточной.
ГривнаМеталлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея».У некоторых народов гривны носили мужчины, у других – женщины, но ученые утверждают, что всегда и у всех, в том числе у славян, это был признак определенного положения в обществе, очень часто вроде ордена за заслуги.Гривны нередко находят в женских погребениях древних славян. Поэтому археологи с полным правом настаивают, что это было «типично женское» украшение, наподобие бус и височных колец.Древние славянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром и позолотой. Драгоценные гривны делались из серебра.Древние славяне носили разные виды гривен, отличавшиеся способом изготовления и соединения концов. И конечно, каждое племя предпочитало свой, особенный вид.Дротовые гривны делали из «дрота» - толстого металлического прутка, обычного круглого или треугольного в разрезе. Кузнецы перекручивали его клещами, раскалив на огне. Чем горячее был металл, тем мельче получалась «нарезка». Чуть позже появились гривны из ромбического, шестиугольного и трапециевидного дрота. Их не скручивали, предпочитая выбивать сверху узор в виде кружков, треугольников, точек. Эти гривны находят в курганах X – XI веков.Похожие, только соединенные не замочком, а просто далеко заходящими друг за друга концами, изготавливали сами славяне. Разомкнутые концы таких гривен находились спереди. Они красиво расширяются, зато тыльная сторона, прилегающая к шее, круглая, чтобы удобнее было носить. Их обычный орнамент состоял из треугольников с выпуклостями внутри. Их археологи называют «волчий зуб». Такие гривны, сделанные из биллона, бронзы и низкопробного серебра, носили в X – XI веках в племени радимичей. В XI – XII веках радимичи стали соединять концы гривен красивыми квадратными бляхами, штампованными или литыми. Некоторые бляхи, рассеянные на значительной территории, отлиты явно в одной мастерской, даже в одной формочке. Это говорит о развитой торговле и о том, древнерусские мастера-ювелиры работали не только на заказ, но и на рынок.Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой или бронзовой проволоки, носили «просто так», без дополнительных украшений. Но если железная или цветная проволочка была достаточно тонкой, на нее нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики.Самыми многочисленными были гривны витые. Славянские умельцы свивали их разными способами: «простым жгутом» - из двух-трех медных или бронзовых проволочек; «сложным жгутом». Иногда простой или тонкий жгут обвивали сверху тонкой крученой проволочкой.
Височные кольцаУкрашение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали «височными кольцами».Славянские женские подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизывали на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И все-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, - у висков. Как показали раскопки, височные кольца носили в Западной и Восточной Европе, на Севере и на Юге. Носили с древнейших времён — и тем не менее к VIII—IX векам их стали считать типично славянскими украшениями, такой популярностью они начали пользоваться среди западнославянских племён. Постепенно мода на височные кольца распространилась и к восточным славянам, достигнув у них наивысшего расцвета в XI—XII веках.Девочки-подростки, еще не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, в крайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев – надежду народа. Их височные кольца, поэтому, особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, преставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям. Совсем иначе выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу. Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочными спиральками — такие кольца любили не только славянки, но и женщины финноугорских народов. В XI—XII веках это было излюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас живут недалеко от Санкт-Петербурга). Новгородские женщины XI—XII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшенными мелкой зернью — металлическими шариками, напаянными на основу. В племени дреговичей (район современного Минска) крупную серебряную зернь приделывали к каркасу бусин, сплетённому из медной проволоки. В Киеве XII века бусины, наоборот, делали ажурными из тонкой филиграни.
СерьгиНе так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером с браслет, что, как обычно, не очень понравилось людям старшего поколения. И всё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет, если не больше. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках) носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.Похожие найдены и на северо-западе территории новгородских словен, только надевали их по одному, реже по два с каждой стороны лица, и кончики колец не завязывались, а скрещивались. В X—XI веках к проволочным кольцам здесь иногда привешивали на цепочках бубенцы и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколько ярусов. А вот у словен, живших в городе Ладоге, в середине IX века вошли в моду кольца со спиральным завитком, обращённым наружу. Нельзя исключить, что они попали туда с южного берега Балтики, со славянского Поморья, с которым ладожане поддерживали тесные связи.В целом у древних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычно как подражание иноземной традиции. Князь Святослав, вероятно, потому и обзавёлся своей знаменитой серьгой, что большую часть времени проводил на чужбине, в военных походах.
Древнерусские украшения и их значение
БусыСлово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах «…найдено ожерелье из бус». В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь.В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены.Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоёв - всего чаще жёлтый, белый, красный.Другие бусы, о которых непременно хочется упомянуть,- это позолоченные и посеребрённые. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиций дотянулась и до Северной Европы. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы Выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета), бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней). В Древней Руси существовало еще одно женское шейное украшение - монисто- своеобразные бусы в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет.
КолтыКолты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью.Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра.Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых.
Древнерусские украшения и их значение
Кольца и перстниУкрашения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, - кольца, перстни – появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего, X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке…В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязанный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современному Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни, а Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» - утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира.Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстней, надетые …. на палец ноги.Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становиться поистине массовым.Очень своеобразные и красивые «решетчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племен.
Добавить комментарий
slawa.su
История украшений |
История украшений начинается около 100 тысяч лет до нашей эры. Археологи обнаружили первое украшение из ракушек в Южной Африке. Сложно определить, кому принадлежало украшение, и скорее всего, оно носило ритуальный характер и использовалось в качестве оберега. В те времена аксессуары помогали невербально указать ценную информацию о владельце украшений и его общественном положении.
История возникновения украшений говорит нам о том, что первоначально украшать себя начали мужчины, а не женщины. Именно украшения позволяли отличить царя от охотника, вождя от воина. Еще во времена фараонов в Древнем Египте появилось первое кольцо.
У греческих представителей знати кольцо так же являлось знаком высокого положения в обществе. Со временем кольца трансформировались в светские украшения.
Император Август дал разрешение на ношение колец медикам, а римский император Септимий Север позволил воинам надеть кольца. Лучники носили кольца для того, чтобы уберечься от тетивы, бойцы – для более сильного и болезненного удара.
Как показывает история появления украшений, древние египтяне носили не только кольца, но и надевали на запястья браслеты, на шею роскошное нагрудное ожерелье, состоятельные сословия носили серьги в обоих ушах. В таком виде проводились деловые переговоры, званые ужины. В древнем Риме одну серьгу в ухе носили рабы, в средневековой Европе – цыгане, пираты.
В древней Руси перед рождением ребенка созывался совет, на котором решалось, какую драгоценность ему надевать. После рождения ребенка ему надевали нитку с бусами или бисерное ожерелье. При достижении определенного возраста мальчикам прокалывали левое ухо, девочкам оба уха и дарили бусы.
Первоначально материалами для украшений служили кости, зубы и камни, нанизанные на сухожилия животных.
В более позднее время украшения делали из кусков раковин и перламутра. В дальнейшем люди научились обрабатывать драгоценные камни. Средневековые сапфиры, изумруды, рубины — вот лучшие материалы для украшений корон, браслетов, перстней.
Алмазы начали использовать только в позднее Средневековье, когда открыли способы огранки камня.
Украшения из этих материалов, конечно, были недоступны простым гражданам, поэтому ремесленники начали осваивать производство более дешевых украшений. Ведь помимо золота и серебра есть бронза и медь, а благодаря расцвету алхимии появляются амальгама и мельхиор. Так зарождается история бижутерии. Драгоценные камни постепенно заменяют на цветное стекло и стразы, появляются украшения имитирующие жемчуг и драгоценные камни. Мастеров, которые работают с менее дорогостоящими материалами, называют bijoutiers, а продукцию бижутерией.
В середине ХVIII века европейское массовое производство украшений перешло от частных мастеров к компаниям. В этот период образовались самые известные ювелирные марки: Картье, Тиффани, Булгари, Фаберже.
В 1920-1939 годах история украшений пополнилась искусством «Арт Деко» — материалами для украшений служили алюминий, хром, пластика.
Во времена Великой Депрессии отмечалось резкое снижение производства ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней, поэтому в те годы отмечается особенный расцвет оригинальной бижутерии. Эту идею продолжили иконы стиля Коко Шанель и Ельза Шиапарелли. Без Коко Шанель история бижутерии скорей всего была бы совсем другой.
Именно Коко Шанель предложила носить украшения из искусственного жемчуга, дополнять повседневные наряды съемными воротничками и искусственными цветами. Она утверждала, что множество доступных украшений не только придает нарядность простой одежде, но и делает женщину женщиной.
С окончанием второй мировой войны мода на украшения вновь вернулась, и появились новые материалы, химическое окрашивание и производства искусственных камней.
В настоящее время можно увидеть бесконечное разнообразие стилей, направлений, например, ювелирная бижутерия, комбинаций в ювелирной индустрии и производстве бижутерии и смело можно сказать о том, что история украшений никогда не закончится, и во все времена ювелиры и мастера будут радовать нас роскошными ювелирными украшениями с незабываемыми сочетаниями цветов, текстур, комбинированных материалов.
На нашем сайте вы также можете узнать, как подобрать бижутерию и как ухаживать за ювелирной бижутерией.
Читайте также наш обзор Самые модные украшения лета 2013.
О символах, используемых в украшениях, читайте в нашей статье Символика украшений.
Об авторе: Admin « Предыдущая запись Следующая запись »
our-woman.ru
История античных украшений – Ярмарка Мастеров
Украшения. Ювелирные украшения были известны с давних времен. Еще древние римляне и греки использовали разнообразные предметы для украшения себя и своей одежды. Известны находки ювелирных украшений, которые датируются тысячами лет до нашей эры. Эти первые ювелирные украшения были сделаны из подручных средств и представляли собой фигурки зверей и птиц. И только позднее греки стали делать ювелирные украшения из металла. В основном в Древней Греции использовалось золото, из которого мастерились простые, но в тоже время причудливые формы украшений.
Крито-Микенская культура прославилась на весь мир своими золотыми украшениями.
Триста лет до нашей эры жители Греции стали ювелирные украшения оснащать драгоценными камнями. Зачастую камни привозились из Индии и Египта, где к той эпохе их научились находить и обрабатывать. Использование камней дало новые возможности для создания украшений. Греки разрабатывают уникальные формы предметов. Ювелирные украшения для греков были не предметами повседневной жизни, их одевали только в самых праздничных и особых случаях. Мужчины использовали украшения, когда им предстояло предстать с речью перед публикой. А женщинам предметы филигранной работы дарили в знак уважения и почтения. Кроме того, древние греки верили, что ювелирные украшения служат оберегом от худого глаза.
Самыми ранними работами греческих ювелиров были изделия, изображавшие богов. Практически все предметы ювелирного дела в Греции делались из благородных металлов – золота и серебра, с использованием драгоценных камней и слоновой кости. Греки очень бережно относились к таким вещам и делали даже их специальные дубликаты из глины или бронзы. Для создания образцов античного ювелирного искусства в Греции пользовались специальными емкостями определенной формы и рисунка, в которые и заливали металл.
К началу нашей эры греческие ювелиры применяли многочисленные наработки других стран, однако в этот период все больше ощущается влияние искусства Рима. Рим постепенно расширяет свои территориальные границы, а это значит, что и художественное, и ювелирное искусство империи пользуется всеми знаниями, которые накапливало общество других государств. Для производства ювелирных изделий употребляются не только металлы, но и дерево, стекло и драгоценные камни. Ювелирные изделия становятся для римлян атрибутами одежды. Для того, чтобы скрепить тоги, применяются особые брошки, фибулы, а женщины начинают носить кулоны, заполненные духами. Символом власти в Древнем Риме считается кольцо, с помощью которого можно ставить печати. Это они заимствовали из Крито-Микенской культуры. После того, как Римская империя была повержена, все ее богатства разошлись по миру.
Геометрический период. В так называемое «темное время» (1100-800 до РХ), которое последовало за крахом микенского мира, золото и серебро не отражает ни богатства, ни фантазии предшествующих столетий. Однако созданная традиция жила в бронзовых и железных драгоценностях - благородные металлы были очень редки. В драгоценностях того времени проявляется влияние Севера. Кольца, спирали для волос, браслеты и арочные фибулы, извлеченные из Геометрических некрополей в Аттике, были сделаны в самой простой форме из проволоки или очень тонкого металлического листа, лишенного художественного оформления. Расцвет производства драгоценностей вновь начался вскоре после 800 г. до РХ в результате контактов с более развитыми цивилизациями Востока и Египта.
Архаичные и Классические периоды. Хотя обработка металлов быстро развивалась в течение Архаичного периода (600-475 г. до РХ), остались лишь скудные примеры ювелирного искусства Греции этого периода. Такое малое количество золотых драгоценностей (главным образом остались серебряные, бронзовые или железные украшения) можно объяснить войнами с персами и тем фактом, что персы управляли Ближним Востоком, и, следовательно, золотым запасом. Однако производство драгоценностей продолжалось в течение этого периода без перерыва. Греческие ювелиры обратили внимание на рынки за границей, изготавливая греко-шиитские, греко-фракийские, греко-этрускские и греко-кельтские украшения. Так, во время Персидских Войн в Греции производство драгоценностей продолжалось без перерыва, создавая изящные работы со значительными изменениями в технике.
Эллинский период. Большие изменения, которые отмечают эпоху эллинизма (330-27 до РХ), начатую завоеваниями Александра Великого и выросшие благодаря контактам с Востоком и Египтом, повлияли также на ювелирное искусство. Это не только удивительное изобилие золота, но и появление новых типов драгоценностей и введение новых декоративных тем. Вступила в силу полихромия, достигаемая использованием полудрагоценных и даже драгоценных камней типа халцедона, сердолика, аметиста, горного хрусталя и преимущественно граната, заменившего более дорогостоящую стеклянную массу.
Римский период. В течение многих лет римского владычества после 27 г до РХ не происходило никаких существенных изменений в создании ювелирных изделий. С незначительными изменениями продолжалось использование форм существующих с эллинского периода, в то время как техника исполнения ухудшилась. Филигрань и грануляция появляется реже. Склонность к полихромным эффектам и использование цветных камней возросли, использование эмали уменьшилось. В дополнение к прочим камням, использовались драгоценные камни - сапфир, изумруд, топаз, аквамарин и даже алмаз. Вновь возродилась техника чернения, известная с микенской эпохи.
Все эти тенденции указали путь к развитию обработки золота и серебра ранней Христианской и Византийский эпохе.
Современные украшения в стие Древней Греции:
www.livemaster.ru
Ювелирные Изделия, Одежда И Головные Уборы
Ювелирное искусство в Древнем Египте достигло высокого развития, о чем хорошо известно благодаря масштабным археологическим раскопкам на его территории. Способствовало такому развитию несколько факторов. Прежде всего, в Египте располагалось несколько крупных месторождений золота, что делало этот материал доступным, кроме того, жители страны фараонов придавали украшениям сакральное значение. Именно поэтому носили их абсолютно все
, независимо от пола, возраста и социального положения. Фантазия древнеегипетских мастеров, воплощаясь в украшениях, рождала настоящие шедевры, многим из которых и сейчас пытаются подражать известные ювелирные дома.
Материалы и ювелирные техники
Древнеегипетские мастера освоили множество техник изготовления украшений из самых разных материалов. Чаще всего украшения Древнего Египта создавались на основе золота, в котором не было недостатка. С помощью специальных добавок ювелиры могли изменять его цвет в широкой гамме от светлого до зеленого.
Ценилось золото, прежде всего, за живописный внешний вид, нежели за стоимость. Так, например, гораздо более редким и ценным металлом было железо, которое также использовали в ювелирном деле для изготовления гребней и украшений для причесок.
Создавались древние украшения Египта из серебра, добывавшегося на территории царства, а также из электрума. Этот материал представлял собой сплав серебра и золота, внешне напоминал платину.
Драгоценных камней, таких, как рубины или изумруды, египтяне еще не знали, вместо них использовались поделочные камни: аметист, сердолик, гранат, а также лазурит, который ценился особенно высоко. Любили в Египте горный хрусталь. Беднякам его заменяло прозрачное или цветное стекло и мелкий бисер, служивший основой многих браслетов и ожерелий. Использовалась простыми людьми и керамика, покрывавшаяся разноцветными узорами.
Египтяне любили яркие и насыщенные цвета, поэтому ювелиры частенько применяли в своей работе такие техники, как смальта и эмаль. Популярностью пользовались яркие разноцветные пасты, которыми покрывались материалы для украшений. Судя по всему, любимыми цветами в Древнем Египте были бирюзовый, зеленый, белый и синий. Вероятно, на смуглой коже выглядели такие оттенки довольно эффектно.
Ювелирные украшения Древнего Египтанередко принимали причудливые формы. Это могли быть растительные орнаменты, повторяющие изгибы виноградных листьев, цветов маргаритки, василька и т.д. Кстати, настоящие цветы также часто использовались в качестве украшений, правда, недолговечных. Изделия из металлов, кости или керамики могли принимать вид животных: птиц, змей, лягушек, стрекоз, жирафов, лошадей. Популярны были изображения жука скарабея, который считался сильным оберегом, а также украшения в форме глаза, сердца или змеиной головы. Последний считался символом власти фараона.
Нередко ювелирные украшения Древнего Египта, в частности медальоны, расписывались красками. Это могли быть портрет обладателя украшения, изображения богов или целые миниатюры. В этом фантазия древних мастеров не ограничивалась.
Виды украшений
Египтянам были известны практически все виды украшений, которые используются и сейчас. Самым популярным аксессуаром были, пожалуй, шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Изготавливались они из золотых пластин, бисера или из подвесок разной формы. Традиционным украшением Древнего Египта был ускх, так называемое, ожерелье-солнце, которое закреплялось на кожаной подкладке и напоминало воротник. Ускх фараона мог весить несколько килограмм, нередко этот предмет использовали в качестве награды отличившимся полководцам и чиновникам.
Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты, которые могли изготавливаться из самых разных материалов – от кости до бисера. Носили браслеты на предплечьях, запястьях и на ногах. Женские ножные браслеты иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе, заставляя женщин двигаться плавно и мягко. Нередко браслеты – мужские и женские – украшали Оком Гора, которое служило оберегом и защищало владельца от злых духов и несчастий. Ювелирным изделиям нередко предписывались магические и религиозные свойства, поэтому в Египте были распространены различные талисманы и амулеты.
Кольца в Древнем Египте также носили представители обоих полов. Отличие могло заключаться лишь в том, что мужчины чиновники часто использовали кольца-печатки с инициалами и символами. Так же распространены были и серьги, особенно в форме колец и кругов – символов солнца. К ним прикреплялись подвески различной формы, а также цепочки. В результате вес серег мог быть таким внушительным, что деформировал мочку уха носившего человека, однако, египтян это ничуть не смущало.
В ходе раскопок были обнаружены и такие древние украшения Египта, как пояса из золотых пластин. Доступны они были далеко не всем жителям древнего царства, чего нельзя сказать о многочисленных украшениях для причесок и головных уборах. Знать использовала гребни и шпильки из дорогого железа, люди менее состоятельные – гребни из кости, которые могли быть оформлены камнями или стеклом. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. Также их украшали обручами из разных материалов. Фараоны, например, носили золотую диадему – урей, посреди которой находилась изящная змея (Урей — принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит — покровительницы Нижнего Египта. Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбе — покровительницы Верхнего Египта.).
Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, украшения полагались и мертвым. Для погребальных церемоний изготавливались специальные медальоны в форме жуков скарабеев – символов воскрешения и жизни. Их сейчас можно увидеть во многих музеях мира, наряду с другими произведениями ювелирного искусства Древнего Египта.
Способность человека к украшательству известна с древности. Не только дома и храмы, но и собственную одежду, а также тело всячески старались украсить. И в этом плане древнеегипетские украшения считаются наиболее искусные, на дизайн которых и сегодня смотрят с восхищением ювелирные профессионалы.
Согласно историческим справкам, украшения в Древнем Египте начали делать приблизительно с 3100 г. до нашей эры. Причем эти украшения говорили не только о социальном положении хозяина, но и имели другие важные сигналы. Украшениями владели все слои населения, что говорило об их сакральном значении для каждого гражданина. Среди украшений известны браслеты, кольца, серьги. Однако самыми ценными считались украшения из лазурита.
Символизм в древнеегипетских украшениях
Египетские украшения прежде всего отличались символизмом и отражали свою значимость с точки зрения религиозных образов. Практически на всех изделиях изображались магические символы, образы богов, животных и различные иероглифы. По своему значению такие изделия должны были играть роль защиты древнего человека от злых духов и сглаза.
Впрочем, существовали и другие ювелирные украшения, которые не имели отношения к религиозным культам, а использовались в качестве печати. Такие кольца носили мужчины, а печать считалась оригиналом подписи с юридической силой. Богатые мужчины обладали дорогими и изысканными кольцами со сложным дизайном и драгоценными камнями. Часто на них наносили образы ястребов или львов. У владельцев низшего сословия кольца на руках были медными или серебряными.
Очевидно, что для древних египтян украшения имели не ту ценность, что сегодня. Они больше верили в магическую силу, а ценность подкрепляли согласно своему положению. Изделия оберегали от злых воздействий, дурного настроения и, как ни странно, даже от физического насилия.
Что касается форм ювелирных изделий, то это были различные божества, которым верили египтяне. Среди них особое значение имел скарабей, символизировавший движение вперед и большую жизненную силу. Действительно, если посмотреть на его быстрое передвижение по песчаным просторам, то можно убедиться в большой подвижности и динамичности скарабея.
Жук-скарабей в египетских украшениях
Согласно египетским традициям жук-скарабей был символом бога солнца Ра. Поэтому различные браслеты, кулоны, кольца и ожерелья с изображением скарабея носили абсолютно все египтяне, независимо от их сословия. Это позволялось всем и каждый житель относился к таким украшениям с большим уважением. Ввиду того, что таких изделий было много, и могла возникнуть путаница, египтяне на нижней поверхности изделия указывали имя хозяина украшения.
Драгоценные украшения египтян
На драгоценность древнеегипетских украшений указывали камни, причем были это драгоценные и полудрагоценные образцы. Среди них использовали сердолик, аметист, халцедон, яшму, полевой шпат, малахит, бирюзу и кварц. Особым почтением у египтян пользовался фаянс. По цвету это зелено-синее стеклянное изделие, которое производили из кварца и извести.Часть драгоценных изделий носили на плечах, запястьях и лодыжках. К примеру, красивые браслеты из металла одевали на плечи и запястья. Все это украшалось символом Уджат, который считался сильнейшим амулетом.
Ремесленники этого государства изготавливали такие изысканные и неповторимые образцы, что египетские украшения экспортировались во многие страны древнего мира и очень высоко ценились в то время.
Во времена Древнего Египта украшения в качестве талисманов носили как женщины, так и мужчины. Многих хоронили вместе с их ценностями, которые использовались при жизни, в том числе и с ювелирными изделиями.
Особенно распространенными в те времена были кольца-печатки, широкие браслеты, а также кулоны, колье, серьги и подвески. Браслеты носили не только на руках, но и на лодыжках. Также пользовалось популярностью египетское украшение на шею, которое могло также облегать плечи и грудь. Такое изделие называется "пектораль". По поверьям, оно призвано было защищать сердце, в котором находится душа. Часто на пекторалях изображались символы самого сердца, а также другие знаки, олицетворяющие жизнь и власть. Кроме того, люди из знатного рода носили диадемы, украшенные драгоценными камнями и тонкими узорами.
Использование камней в украшениях
Египетские украшения очень часто были украшены драгоценными камнями, самыми распространенными из которых были бирюза, оникс, лазурит, аметист, опал, гранат. Эти минералы также часто присутствовали в отделке дорогой одежды, поясов и других изделий. Бирюза символизировала радость, лазурит — милосердие, а камни красного цвета — власть.
Древнеегипетские символы
Наиболее распространенным символом в Древнем Египте был уджат, который изображался в виде продолговатого глаза. Он символизировал защиту и исцеление. Его часто рисовали на гробницах для защиты души умершего.
Анкх — символ вечной жизни. Изображался в виде креста с кольцом наверху. Этот знак остается очень популярным в современности, чаще всего он используется в кулонах.
Шену представляет собой веревочное кольцо, внутри которого написано имя. В Древнем Египте считалось, что такой талисман продлевает жизнь человеку, имя которого начертано на нем, и защищает его от напастей.
Растения в египетской символике
Цветок лотоса — один из наиболее распространенных символов Древнего Египта. Это растение олицетворяет возрождение, созидание и солнце. Согласно мифологии, солнце на небе появилось из огромного цветка лотоса, который возник из океана. Египетские украшения очень часто содержали элементы в виде этого растения.
Египетские украшения очень часто были украшены драгоценными камнями, самыми распространенными из которых были бирюза, оникс, лазурит, аметист, опал, гранат. Эти минералы также часто присутствовали в отделке дорогой одежды, поясов и других изделий. Бирюза символизировала радость, лазурит — милосердие, а камни красного цвета — власть.
Цвета украшений
Помимо драгоценных камней и символов богов особое значение играли цвета в украшениях. Разность цвета определяла защиту от определенных опасностей. Больше всего в цене была ляпис-глазурь, которая имела особый синий цвет и носилась исключительно царскими особами. Также был почитаем зеленый цвет, символизировавший урожайность и плодородие земли. Для ритуальных захороненийиспользовали красные ожерелья, означавшие кровь, которую предлагали для богини Изиды.
Значение металлов в древнеегипетских украшениях
Самым распространенным металлом для египтян было золото. Причина в том, что его было много из-за легкой добычи, которая осуществлялась в Нубии. Также использовали серебро, но уже в меньших количествах из-за трудностей добычи.
Изделия, которые делали из этих металлов были сложными и представляли собой пряжки и золотые застежки, выполненные в технике филиграни. Следующий металл, который был популярен после золота и серебра – это бронза. Ее иногда покрывали золотой фольгой. Также использовались сплавы, среди которых электрум. Электрум – это сплав золота и серебра с небольшой долей меди и других примесей, напоминающий своим блеском платину. Любопытно то, что сегодня его практически невозможно получить.
Также надо отметить, что и железо в Египте считалось ценным материалом, стоящим дороже золота. Из него изготавливали гребни для волос и различные шпильки. По своей ценности и красоте эти изделия считались произведениями искусства, которые инкрустировали цветными эмалями и камнями. Все они имели изображения фигурок птиц и животных.
Еще одна причина ценности серебра заключалась в том, что его связывали с богиней Исидой. Серебро и камни в целом имели магическую силу для египтян, поэтому использовались в разных эзотерических практиках.
Версия о внеземном происхождении некоторых египетских украшений
Часть украшений, которые в свое время археологи обнаружили в древнем египетском поселении Аль-Гирза, считают такими, что были сделаны из металла метеорита. Их возраст учеными установлен в пять тысяч лет, а самый полный отчет об этом исследовании можно найти в журнале научных исследований Meteoritics and Planetary Science.
Найденные образцы изделий были детально проанализированы с помощью сканирующих микроскопов и томографа. Результаты показали, что в украшениях обнаружилось содержание тридцати процентов чистого никеля. В земной природе такого не бывает и только метеориты, состоящие из металла, могут содержать в себе такое большое количество никеля. Также ученые обнаружили особую структуру, имеющую вид характерного кристаллического рисунка, который может получиться только при постепенном остывании астероида.
Найденное изделие, которое обследовали ученые, представляет собой металлические бусы. Его относят к Гергейской культуре, существовавшей в самый ранний период египетской культуры. Тогда добыча египтянами железа была невозможной и получается, что все древние находки подобного рода являются украшениями, которые были изготовлены из метеоритных остатков. Египтяне всего лишь обработали и добавили чеканку и другие особенности в эти украшения.
Украшения в древнеегипетской одежде
По своей структуре одежда египтян была очень простой. Делали ее из льна, но тонкость его обработки больше напоминала шелковую одежду. Большое значение придавалось окраске ткани, для чего использовали природные красители зеленых, красных и голубых оттенков. В более поздний исторический период стали преобладать желтые и коричневые цвета. Кроме льняной одежды, которая была основной, египтяне носили кожаные и хлопковые изделия.
Примечательно, что различия в сословиях определялись исключительно качеством ткани. У простых людей она была грубее и предохраняла от различной непогоды, а вот у богатых одежда была тонкой и мягкой. Мужчины носили схенти, которые представляли собой передники, закрепляемые с помощью пояса к талии. В некоторых случаях их одевали в количестве двух и больше. У женщин были калазирис – плотно облегающие рубашки прямого покроя, закрепляющиеся на бретелях.
Головные уборы
Головные уборы египтян отличаются особой оригинальностью и служили в качестве украшений. Самое простое – это кожаные и шелковые шнурки, повязки, различные металлические обручи, которые египтяне одевали на парики и собственные волосы.
У фараонов были свои головные уборы. В торжественные моменты им надевали специальные головные уборы с драгоценными металлами. На голове они держались плотно и закрывали все волосы, оставляя отрытыми только уши. Среди самых древних стоит отметить пшент. Это корона, форма которой больше похожа на вид бутылки, которую вставили в кольцо. После того, как были объединены Верхний и Нижний Египет, фараоны такой головной убор стали носить в красно-белом цвете. По правилам пшент одевали на льняные небольшие шапочки или платки.
Еще один известный головной убор – атеф. Это тоже сдвоенная тростниковая корона, которая украшена изображениями змеи и коршуна. Разновидность этих древнеегипетских украшений определялась наличием диадем и драгоценного металла.Абсолютно все сословия носили платок, называемый клафт. А его разновидностью считается полосатая модель под названием немее. В дизайне головных украшений практиковался орнамент растительных мотивов. В основном это лепестки лотоса.
Из символов следует отметить изображение маленькой змейки, которое говорило о божественном происхождении фараона и его неограниченной власти. Называли ее уреус, а изготавливали из золота с применением цветных эмалей. Располагалось изображение змейки у виска или надо лбом. В редких случаях на бороде фараона. Хотя есть примеры, когда у фараона бело несколько таких украшений в разных местах.У египетских воинов головными уборами были войлочные шляпы и шлемы. Для служителей культов предполагались платки и шапки с закрепленными на них масками священных животных.
Среди египетских женщин ношение головных уборов было редким явлением. Только царицы носили головной убор. Если посмотреть росписи, то на них жены фараонов одеты в головные уборы в виде ястреба с распростертыми крыльями, который выполнен из золота с применением эмалей и драгоценных камней. Также существовали и другие разновидности женских головных уборов. У царицы Нефертити головной убор имел цилиндрическую форму. Женщины из высшего сословия носили на голове цветы, венки, ленты, диадемы, золотые цепочки и различные подвески со стеклом и драгоценностями.
Прически древних египтян
Египетские прически имели свою особенность, поддерживая трапецевидную форму. Главной чертой был парик, изготовленный из волос или шерсти животных. Также для этого могли использоваться веревки и волокна растений, которые окрашивали в черный и темно-коричневый цвета. У фараонов и приближенных к ним сословий парики были больших размеров. А остальные носили небольшие парики круглой формы. Главное в том, что парик выполнял функцию защиты от палящего солнца, поэтому их носили все.
В ходе истории прически усложнялись и особенно это сказывалось на париках. Там волосы начинают заплетать в многочисленные косички, а потом завивать. Длина волос увеличилась и стала достигать уровня плеч. У челок появились поперечные и продольные проборы. Когда наступали торжественные мероприятия, египтяне стали надевать длинные парики, у которых были крупные завитые локоны. Все это тщательно пропитывалось благовониями, духами и ароматическими маслами. В некоторых случаях вместо завивки использовали плотно уложенные косички, под которыми проступали собственные волосы.
У женщин волосы были значительно длиннее, как и сами прически. Знатные дамы носили затейливые прически с четкими и строгими линиями, поэтому эти прически в истории прозвали геометрическими.
s30556663155.mirtesen.ru
Украшения древнего Египта
Доподлинно известно, что египтяне любили украшать себя. Красивые браслеты из драгоценных камней, родовые печати — кольца, изысканные короны служили не только показателями состоятельности их владельца, но и социального статуса и даже наличия определенных привилегий государственного служащего. Древние украшения Египта украшались иероглифическими надписями и символами: бессмертия — скарабея, защиты — крылья Исиды и другие.
Материалами для изготовления знаков царской власти служили золото, серебро. При изучении нескольких экспонатов исследователями, удалось выяснить, что камни на артефактах с гробницы фараона Тутанхамона, имеют внеземное происхождение. Они выплавлялись из материалов, найденных в Ливийской пустыне, и представляют собой фрагменты метеоритов.
Украшения в Древнем Египте
Египетский музей древностей (г.Каир, Тахрир)
Золотая маска фараона Тутанхамона. Египетский музей древностей. Каир. Золотое кольцо фараона Тутанхамона со скарабеем. Египетский музей древностей. Каир.
Ювелирное украшение древнего Египта.
Брошь Тутанхамона, Древний Египет. Каирский музей древностей. Материалы — золото и серебро. Золотая повязка. Египетский музей древностей. Двойной инкрустированный браслет фараона Шишонка I Древнего Египта. XXII династия. На древнем украшении Египта изображен глаз «Уджат» и «Неб», символизирующие вечную защиту царя. Материалы: лазурит, сердолик, золото. Столица Танис. Египетский музей древностей. Ожерелье фараона Псусеннса с семью нитями. Нижний Египет, губернаторство Шаркия. Древняя столица Танис. Третий переходный период, XXI династия. Материал: золото. Вес: 8640 гр. Египетский музей древностей, Каир.
Скульптура Тутанхамона. Вырезана из дерева. На голове фараона — традиционное украшение древнего Египта и символ царской власти: корона с коброй и урей. Воротник из золотого фаянса. Период XXVIII династии Древнего Египта. Урей фараона Сенусерта II. Египетский музей древностей. Каир. Золотой браслет фараона Псусеннеса I. Нижний Египет, губернаторство Шаркея, Танис. Материал: золото. Третий промежуточный период, XXI династия Древнего Египта. Украшение было найдено на мумии царя Псусенниса. На браслете выгравировано имя царя и его должность. Текст гласит: «Царь Верхнего и Нижнего Египта. Господин обеих земель. Возлюбленный Амона. Пусть ему будет дарована жизнь иная жизнь в Боге, Владыки радости и счастья». Амулет Исиса с цепочкой. Принадлежал генералу Уджедбаунджед. Содержит изображение Исиды — женщины с солнечным диском на голове. Браслет с фиксацией Тутанхамона (Небкеперуре). Верхний Египет, провинция Луксор, Западный берег, древние Фивы. Долина Царей. Новое царство, XVIII династия. Обнаружен в гробнице фараона в 1922 г. при проведении экспедици Картером. Изготовлен из золота, синего стекла, лазурита, кальцита. Пектограмма фараона Тутанхамона. Подвеска «Крылатый скарабей». Материалы: стекло, золото, халцедон. Центральным элементом украшения древнего Египта является скарабей из халцедона с крыльями. В одной его лапе — цветок лотоса, в другой — урей или кобра. Он держит в своих передних лапах лодку, на которой находится глаз Гора. С двух сторон от него находятся уреи — змеи. Символ Уджат увенчан золотым полумесяцем и изображением ключевых религозных культов в серебре: Тота, Ре-Хорахти и царя. Пектограмма с именем фараона Тутанхамона. Верхний Египет. Провинция Луксор — древние Фивы. Западный берег Нила. Долина царей. Материалы: золото, лазурит, сердолик, синее стекло. Период нового царства, XVIII династия. Скарабей в центре украшения имеет крылья сокола Гора. Два браслета фараона Рамзеса II. Материалы: золото и лазурит. Период Нового царства, XIX династия Древнего Египта. На украшения нанесены картуши царя. Браслет из золота Древнего Египта. Браслет Тутанхамона с бисером. XVIII династия Нового царства Древнего Египта. Материалы: золото, сердолик, лазурит, яшма. Содержит изображение глаз Гора и мельчайших скарабеев. Был найден на груди мумии египетского фараона при открытии гробницы Картером в 1922 г. Украшение. Браслет. Материал: золото. Серьги. Материал: золото. Браслет фараона Египта Псусеннеса (греческое имя). XXI династия. Найден в — древней столице Танис. Дата изготовления: примерно 1047 — 1001 г. до н.э. Египетское имя фараона — Пасебахенниут. Данное ему при короновании имя Ахеппере Сетепенамун переводится как «Великая стена Ра, избранный Амоном». Он был сыном Пениджем и Хенуттави, дочери Рамзеса II и его сестры Митнеджмет. Украшения древнего Египта. Парик.
Амулет, найденный на сердце Хатнефер. Древний Египет. Золотое ожерелье. Древний Египет Совеременное украшение древнего Египта. Украшение древнего египта. Обнаружено на одной из мумий.
drevniy-egipet.ru
Ювелирные украшения древней Греции | WeaponHistory
Имеющиеся археологические находки и письменные документы указывают на тонкий и изысканный вкус Древних греков, которые обладали высокими эстетическими представлениями, поклонялись красоте и окружали себя роскошью и великолепием. Эти качества отразились на социально-бытовых условиях жизни Древних Греков, а также на состоянии и уровне развития ювелирного дела в государстве. Их отношение к украшениям, предпочтения и принципы подбора изделий к своему костюм, это вопросы которые волнуют и интересуют ученых до сих пор.
Отношение к украшениям
У Древних греков существовала непреодолимая страсть к украшениям любого рода. Их тщательно подбирали при выезде в свет: посещение свадеб и пиров, походы в театр и на празднества. Носить украшения в повседневной жизни считалось полным безвкусием и дурным тоном. На заре развития древне греческой цивилизации существовали специальные законы, которые регламентировали возможности и условия ношения украшения и требовали от приверженцев моды соблюдать меру.
Однако времена менялись, так же изменялись отношение людей к строгим законам и суровость их соблюдения. Богатые греческие мужчины с большим удовольствием демонстрировали окружающим свое богатство, выставляя на всеобщее обозрение изысканные и дорогие броши, кольца, кулоны, пряжки, фибулы и др. ювелирные украшения. Украшения женской половины древнегреческого общества отличался еще большим разнообразием, красочностью и формой.
Женские украшения Древних Греков
Женщины во все времена и у всех народов всегда ходили с длинными волосами, поэтому для укладки, закрепления и украшения головы и волос использовались разнообразные изделия. К ним относят разнообразные сетки для поддержания волос и шпильки, выполненные с большим мастерством и изящностью, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, Торжественные свадебные короны, изготовленные из золота, в центре увенчанные крылатой богиней Никой, и конечно же, популярные и в XXI ст. диадемы
Популярными были украшения, одеваемые на шею: подвески в форме животных или амфор, ожерелья из бус или цепочек. Замысловатой формы серьги часто походили на изображения богов. Конструкция серег была как правило, традиционная: диск с изящно нанесенным узором и инкрустацией, к которому прикрепляли подвески, которые при ходьбе нежно звенели, предупреждая о появлении дамы.
Женщины-гречанки старательно подчеркивали красоту и изящество своих рук, привлекая внимание к ним с помощью браслетов. Причем носили их не на запястьях, а на предплечьях, которые изящно выглядывали из драпировок хитона. Некоторые утонченные кокетки украшали браслетами лодыжки. Браслет состоял из переплетенных между собой проволок или нити с нанизанными на нее жемчужинами. В любом случае украшения для древнегреческих женщин изготавливали умелые мастера с художественным вкусом и богатой фантазией.
Ювелирное дело в Древней Греции
Техника обработки материалов и изготовления украшений ювелирами Древней Греции поражает изяществом и тонкостью работы. Любимой техникой изготовления украшений было соединение филиграни с вкраплениями мелкого жемчуга или стеклянной цветной смальты. Это позволяло создавать витиеватый ажур из тончайших нитей золота, других металлов и их сплавов.
Самым распространенным и почитаемым был растительный орнамент с добавлением миниатюрных цветов, листьев или бутонов. Так же приветствовались узоры, напоминающие волны и вырезанные на изделиях маленькие изящные птички, бабочки и др. насекомые. Материалом служили не только серебро и золото, но и различные известные драгоценные камни, которые в умелых руках древнегреческих ювелиров становились изысканными украшениями и по праву считаются произведениями ювелирного искусства.
Понятно, что чем тоньше и изысканней была выполнена работа, тем дороже ценилось украшение, и таким образом оно указывало и подчеркивало социальный статус владельца. Наибольшую ценность представляло собой золото, которое еще наделяли магическими свойствами, поэтому изделия из него традиционно дарили на свадьбу или праздновании рождения ребенка. Очень часто, в случае смерти владельца, его золотые украшения и маски сопровождали его в загробную жизнь, оберегать от злых духов.
Не признавали такого богатого великолепия украшений жители только одного района Древней Греции – Спарты, известные тем, что вели сдержанный и строгий образ жизни. Приверженность к украшениям им тоже была не чужда, однако они отдавали предпочтение простым браслетам и фибулам, изготовленным из обычного металла, а вычурные изящные ювелирные украшения они не признавали и никогда не использовали.
С течением времени древнегреческая цивилизация росла и изменяла свое географическое положение, расширяла границы и общалась с другими существовавшими культурами. Это позволило собрать и присоединить к греческим ювелирным традициям передовые идеи других государств, а в свою очередь оказывать влияние на их технологии обработки материалов и изготовления украшений своими достижениями. Не случайно греческие украшения встречаются в разных частях Земного шара.
Благодаря неустанной работе историков и археологов в наше время есть возможность любоваться неповторимыми шедеврами древних греческих мастеров, в музеях стран всего мира, среди которых экспозиция Государственного Эрмитажа в г. Санкт-Петербурге.