Древний римлянин. Древние достопримечательности Рима. Постройки Древнего Рима. Храмы Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Рим — величайшее из государств. Древний римлянин


Древний Рим и Римская Империя — доклад: культура, искусство и архитектура

Наш сегодняшний рассказ посвящён Древнему Риму, который в годы своего наивысшего расцвета являлся одним из самых могущественных государств античного мира. Его владения простирались от Англии на севере и до Эфиопии на юге, от Ирана на востоке и до Португалии на западе.

Как возникла Римская империя, в чём секрет её могущества? Что она дала миру и чем сама обогатилась от соседних государств?

Рождение римского государства

…Мягкий климат и удобное географическое положение Аппенинского полуострова, на котором зародилось Римское государство, издавна привлекали многочисленные племена. Со временем эти племена нашли общий язык, объединились и стали основой населения Древнего Рима, а их представители стали называться патрициями. Более поздние поселенцы составили сословие плебеев. Источником пополнения римской нации были и его соседи, именовавшиеся италиками, а также чужеземные рабы.

Патрициям принадлежала вся власть в зарождающемся государстве. Плебеи долгое время были очень ограничены в правах и не имели доступа к власти. Это порождало их недовольство и приводило к открытой борьбе за свои права. В конце концов, патриции и плебеи сумели договориться друг с другом и слились в единый римский народ. Свое государство они называли также как и его главный город — Римом. История Древнего Рима ведет свое исчисление от 753 г до н. э. и завершается в 476 г н. э.

Почему символом Рима является волчица

Как же римляне объясняли возникновение своего города?

В древности подлинные знания часто подменялись мифами и легендами. Одной из таких легенд и объясняется возникновение Рима.

… Дочь, одного из убитых правителей родила сыновей — близнецов Рема и Ромула. Но из-за страха мести новый правитель приказал погубить новорождённых. Однако их спасла и выкормила волчица. Братья выросли в семье пастуха и превратились в сильных, закаленных воинов. А в том месте, где их нашла волчица, они решили заложить город. Город был основан, но братья поссорились: Ромул убивает Рема, и называет город своим именем Римом (Roma)…

Капитолийская волчица.

Волчица, спасшая братьев, стала символом Рима. Благодарные потомки установили ей памятник в национальном музее Италии — Капитолии.

Чем занимались древние римляне

Первоначально Рим был небольшим городом-государством. Его население состояло из трёх сословий:

  • патрициев — коренных жителей, занимавших привилегированное положение в обществе;
  • плебеев — более поздних поселенцев;
  • чужеземных рабов — они попадали в плен в результате многочисленных войн, которые вело римское государство, а также собственных граждан, ставших рабами за нарушение закона.

Новый день для всех сословий начинался с рассветом. Рабы занимались работами по дому, выполняли самые тяжелые работы в сельском хозяйстве, трудились в каменоломнях.

Рабы и патриции.

Патриции принимали слуг, общались с друзьями, изучали право, военное искусство, посещали библиотеки и увеселительные заведения. Только они могли занимать правительственные должности и быть военачальниками.

Плебеи во всех сферах жизни были зависимы от патрициев. Они не допускались к управлению государством и командованию войсками. В их распоряжении были лишь небольшие участки земли. И в своем большинстве они занимались торговлей, разнообразными ремеслами — обработкой камня, кожи, металла и т. д.

Все работы выполнялись в утренние часы. Послеобеденное время использовалось для отдыха и посещения бань с термальными водами. Знатные римляне в это время могли посещать библиотеки, театральные представления и другие зрелища.

Политический строй древнего Рима

Весь 12-вековой путь римского государства состоял из нескольких периодов. Первоначально, это была выборная монархия во главе с царём. Царь управлял государством, как в мирное, так и военное время, исполнял обязанности верховного жреца. Наряду с царским единоначалием, существовал сенат, в который входили 300 сенаторов, выбираемых патрициями из числа своих старейшин. В народных собраниях первоначально участвовали только патриции, но в более поздний период, этих прав добились и плебеи.

После изгнания последнего царя в конце VI в. до нашей эры в Риме установился республиканский строй. Вместо единого монарха ежегодно избирались 2 консула, управлявшие страной вместе с сенатом. Если Риму угрожала серьёзная опасность — назначался диктатор, обладавший неограниченной властью.

Создав крепкую, хорошо организованную армию Рим покоряет весь Аппенинский полуостров, побеждает своего основного соперника — Каргафен, завоевывает Грецию и другие средиземноморские государства. И к I веку до нашей эры, превращается в мировую державу, границы которой проходили по трём континентам — Европе, Азии и Африке.

Земля и границы Римской империи.

Республиканский строй не мог поддерживать порядок в разросшемся государстве. В сенате стали господствовать несколько десятков самых богатых семей. Они назначали наместников, правивших на завоеванных территориях. Наместники беззастенчиво грабили как простых людей, так и богатых провинциалов. В ответ на это, начались восстания и гражданские войны, продолжавшиеся почти столетие. В конце концов, победивший в борьбе за власть правитель стал императором, а подвластное ему государство стало именоваться империей.

Римский император Гай Юлий Цезарь.

Чему и как учили детей в древнем Риме

На римскую образовательную систему оказал серьёзное влияние опыт древних греков. Её основной целью было воспитание сильного, здорового, уверенного в своих силах поколения.

Мальчиков из малообеспеченных семей отцы учили пахать и сеять, приобщали к разнообразным ремёслам.

Девочек готовили к роли жены, матери и хозяйки дома — обучали основам кулинарии, умению шить и другим чисто женским занятиям.

В Риме существовали школы трёх уровней:

  • Элементарные школы, дававшие ученикам лишь начальные навыки в чтении, письме и математике.
  • Грамматические школы, в которых обучались мальчики от 12 до 16 лет. Учителя таких школ более образованы и занимали достаточно высокое положение в обществе. Для этих школ создавались специальные учебники и хрестоматии.
  • Аристократы стремились дать своим чадам классическое образование в риторских школах. Мальчиков обучали не только грамматике и литературе, но и музыке, астрономии. Им давались знания по истории и философии, обучали медицине, ораторскому искусству и фехтованию. Словом всему, что необходимо было римлянину для карьеры.

Древнеримская школа.

Все школы были частными. Плата за обучение в риторских школах была под силу лишь самым богатым и знатным римлянам.

Что древний Рим оставил грядущим поколениям

Несмотря на многочисленные войны с внешними врагами и внутренние распри, древний Рим оставил человечеству ценнейшее культурно-художественное наследие.

Это изящные поэтические произведения, полные пафоса и убежденности ораторские сочинения, философские труды Лукреция Кара, поражающие глубиной мысли, но обличенные в поэтическую форму.

Римляне создали великую архитектуру. Одним из его самых грандиозных сооружений является Колизей. Самые тяжёлые работы по строительству выполняли 12 тысяч рабов из Иудеи, инженерные расчёты и оформление были доверены самым талантливым архитекторам и художникам Рима. Они использовали, созданный ими новый строительный материал, — бетон, новые архитектурные формы — купол и арку.

Этот столичный амфитеатр, вмещал более 50 000 зрителей. На арене Колизея веками проливали свою кровь гладиаторы, бесстрашные тореадоры вступали в единоборство с разъярёнными быками. Гладиаторы сражались до гибели одного из соперников, вызывая восторг и ужас у многотысячной толпы зрителей.

Бои гладиаторов на арене Колизея.

Следующий архитектурный шедевр — это Пантеон, т.е. храмовый комплекс римских богов, которые в значительной степени «позаимствованы» у древних греков. Это сооружение в форме купола высотой около 43 м. Одно из интереснейших инженерных решений — отверстие в вершине купола диаметром 9 м. Через него в огромный зал проникал дневной свет.

Пантеон.

Римляне по праву гордились акведуками — водопроводами, по которым в город поступала чистейшая вода из источников, расположенных на возвышенных местах. Общая длина акведуков ведущих в Рим составляла 350 км! Часть из них направлялась к термам — античным общественным баням.

Самым известным сооружением такого назначения были Термы императора Каракаллы. Их размах и внутреннее убранство поражают грандиозностью и великолепием. Кроме бассейнов для купания там предусмотрены места для отдыха и общения, библиотеки. Сейчас они превращены в туристическую достопримечательность, что не мешает использовать их для театральных представлений.

Творческий гений римских мастеров нашёл свое выражение в памятниках скульптуры, запечатлевших в бронзе и мраморе выдающихся людей древнего Рима. Настенные росписи, мозаичные полы, прекрасные ювелирные изделия вызывают восхищение перед искусством древних мастеров.

Современному миру эта великая империя подарила и Римское право, регулирующее отношения между человеком и государством, а также латинский язык, который и поныне используется в медицинских и фармакологических терминах.

Но почему же пала эта великая империя в самом расцвете своего могущества? Если обобщить мнения исследователей по этому вопросу, ответ будет звучать так: государственная и военная власть римлян была не в состоянии управлять столь огромной империей.

Автор: Драчёва Светлана Семёновна

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Вы можете оставить комментарий к докладу.

www.doklad-na-temu.ru

История Древнего Рима

Древний Рим

Древний Рим в истории

История Древнего Рима берет свое начало от основания города Рим в 753 г. до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году н. э.

247 год — по новому летоисчислению состоялось грандиозное празднование по случаю тысячелетия Рима. Соответственно 753 г. до н.э. был закреплен этим мероприятием, как год основания Рима (традиционная дата по Варрону). Это празднование было выгодным для тогдашнего императора – Филиппа Аравитянина. Государство пребывало в сложнейшем политическом кризисе, усиливавшемся множеством войн, которые опустошили государственную казну. Материальную помощь на проведение мероприятия могли оказать лишь соплеменники императора, которые имели значительное влияние в империи.

Это празднование не улучшило положения правящей верхушки и уже через 2 года легионы в Паннонии объявляют императором Декия (или Деция Этруска). Представитель аравийского народа Филипп с сыном-соправителем погибли в сражении с Децием поблизости Вероны. К власти пришла очередная Этрусская династия: Деций и его сын-соправитель Геренний.

В ответ на это в Мезию (нижнее течение Дуная) и Фракию вторглись готы, которые приняли иудо-христианское учение и поддержали Филиппа Аравийца. После продолжительной войны готские племена захватили Филиппополь (совр. Пловдив). Деций с сыном Герением Этруском погиб в войне с готами в 251 г. Этот же год известен большим походом скифо-сарматских племен под командованием Книвы в Римскую империю и последующей частой сменой императоров.

Эти события были подтверждением многовекового хода борьбы за власть в Риме аравийских и местных династий. Давайте, вспомним, как это все начиналось.

В начале первого тысячелетия до новой эры этруски создали союз 12-ти городов – Двенадцатиградье во главе с Вольсинией, куда съезжались на советы и религиозные церемонии правители входивших в него городов. Рим был не самым крупным городом и был одним из членов этого союза.

В 510-509 гг. до н. э. в Риме произошло восстание части населения и был изгнан царь Тарквиний Гордый. Этим событиям предшествовало постепенное переселение в этот город и получение прав горожан древними греками (евреями-язычниками). Ученые уже давно установили семитское происхождение этого народа и рассеяние его по всему свету.

К описываемому периоду этот народ уже захватил юг Италии и Сицилию и пытался перехватить у этрусков инициативу на господство Мессинским проливом, отделявшим Италию от Сицилии. На берегу пролива располагался союзный этрускам город Сибарис, прославившийся изнеженностью своих граждан (сибаритов), который являлся морской базой этрусков, что позволяло держать им контроль над важнейшей стратегической и торговой артерией древности. Развертывание масштабных событий началось с захвата греками Сибариса и его полного разрушения в 510 г. до н. э., потом события перекинулись в Рим.

Свергнутый римский правитель отправился за помощью в Клузий, резиденцию недавно избранного главы этрусского двенадцатиградья Порсены. Здесь Тарквиний встретил поддержку, оставалось лишь получить согласие совета глав государств в Вульсне (Вольсинии). Туда и отправился Порсена, заранее известив всех, от кого зависело принятие решения.

После положительного решения царей Порсена отправил в Рим послов с требованием вернуть Таквинию трон. Римляне дерзко ответили отказом. Тогда Порсена отправил к ним такое послание: «Иду на вас войной. Буду через месяц у Яникула с войском».

Это известие о скором приближении этрусского войска всколыхнула Рим и его окрестности. В город начали стекаться жители сел и городов, подчиненных Риму. Сюда же в срочном порядке прибыла военная помощь греков. Одновременно греки напали на Сибарис, разбили его войско, а дома и храмы сравняли с землей. (Этот факт подтверждает различие религий. В то время люди очень боялись гнева богов, потому никогда не нападали на храмы. Прим. авт.)

Вечный соперник Древнего Рима Картхадашта (по-римски – Карфаген) получил выгоду при создавшемся положении. Карфагеняне, владевшие в Тирренском море Сардинией, ранее заключали договоры с этрусскими городами. Теперь они заключили договор с Румой (Римом), отделившимся от этрусского двенадцатиградья.

Греческий историк Полибий списал этот текст договора, что дало возможность ему дойти до нашего времени. Из него видно, что карфагеняне имели возможность торговать с прибрежными городами Лация, римские же корабли в порт Карфагена не допускали. Таким образом, мудрые карфагеняне защищались от греческой экспансии и проникновения в свои территории, что вызвало у последующих поколений римских греков неистребимую ненависть к этому древнему государству и полное его разрушение после поражения в Пунических войнах (264-146) в 146 году до н. э.

В официальной истории почему то принято делить историю Древнего Рима на два этапа. Первый начинает свой отсчет от завоевания Рима греками (509 г. до н.э.), включающий завоевание Римом Аппенинского полуострова и образование римско-италийского союза (V1-111 вв. до н.э.). Он включает в себя создание Римской Средиземноморской державы (111-1 вв. до н.э.), которую принято называть Римской республикой. В этот период появилась «забывчивость» новой власти о реальных основателях Рима. «Этрускан нон легатур» – этрусское не читается, – это выражение появилось в обиходе и тиражируется по сей день.

Второй этап в истории Древнего Рима начинается со времени падения республиканского строя в 30-х годах I века до н.э. и образования Римской империи. Почву для образования империи подготовил Гай Юлий Цезарь, который смог в рамках республиканского строя фактически воздвигнуть военную монархию. В период непрекращающихся гражданских войн и внутренних распрей, которые буквально раздирали государство на части, он сумел, победив своих противников, не только удержать гигантское государство от развала, но и укрепить его границы.

Второй этап истории этого государства принято еще называть историей императорского Рима. Начало распада Империи приходится на время прихода к власти «греческих» императоров династии Флавиев, которые пришли на смену этрусской династии Юлиев (от сына Энея).

293 год — на политическом Олимпе империи засветила звезда Констанция I Хлора. Его полное имя – император Цезарь Марк Флавий Валерий Констанций Август. Основатель его рода Иосиф Флавий был главнокомандующим иудейских войск в Иудейской войне с Римом 66-70 гг. Носил он тогда имя Иосиф-бен-Мататия и принадлежал к знатному жреческому иудейскому роду.

Оценив обстановку, Иосиф пришел с изъявлением покорности к императору Веспасиану, за что был проклят собственным народом, но обласкан в Риме. Веспасиан Флавий дал ему свое родовое имя и наделил землями, подарив заодно свое родовое поместье. Спустя 26 лет в Риме не осталось в живых ни одного носителя родового имени Флавиев (всех убили), кроме «усыновленного» Флавия Иосифа с его многочисленным семейством. Получив права римских граждан еще при Веспасиане, этот род сыграл в дальнейшем ведущую роль в обнищании и развале Империи.

За 100 лет с начала правления Флавия Констанция Хлора до распада Империи при Флавии Феодосии I, сменилось 33 императора: 19 было из Флавиев и 14 из других династий в основном Этрусских. Представителям «негреческих» династий редко кому удавалось быть у власти несколько лет, да и то в качестве соправителей. Как правило их правление заканчивалось смертью уже в текущем году.

Своеобразный «рекорд» установил Клавдий Сильван Август, вождь франков, в 355 г. – правил всего 28 дней и был убит, сменившим его, Цезарем Флавием Клавдием Юлианом Августом (более известным под именем Юлиан II Отступник).

В следующем году Юлиана убили в походе против персов. О его преемнике Иовиане сообщается, что он повел политику по возврату к старым традициям и заключил мир с персами. Видимо это и послужило предпосылкой к тому, что он в скором времени умер от яда на границе Вифинии в Дадастане. С этого времени вновь оба императора из рода Флавиев: Флавий Валентиниан 1 – император Запада (до 375), его младший брат Валент – император Востока (до 378).

При этих христианах-императорах резко увеличились налоги в государственную казну и были даны полные свободы епископам по сбору своих налогов и пожертвований в пользу христианских храмов. Все чаще начали возникать возмущения народа, что привело к жестокому подавлению бунтов и огромным человеческим жертвам. 371 год — террор достиг невероятной силы, в особенности на Востоке. В связи с делом Феодора, которого обвиняли в стремлении к верховной власти, истребили великое множество людей.

378 год, август — жаждавший военных лавров Валент подступил во главе мощного войска к фракийскому городу Адрианополю (ныне – Эдирне, на европейской территории Турции), где произошло сражение с готской конницей (скифами), расстроившей боевые порядки войск Валента, которые окончательно разгромила пехота (кельты). Самого императора ранило стрелой и он умер в одном из разрушенных домов.

Его соправитель, сын покойного брата Валентиниана, Грациан назначает нового императора Востока с титулом августа. Им становится Феодосий I из рода Флавиев, дальний родственник императорам, родившийся в Испании. Другим августом еще с 375 г. был малолетний Валентиниан II, сын Валентиниана I от другой жены Юстины.

Грациан был очень ревностным иудо-христианином. 383 год — он нанес тщательно подготовленный сокрушительный удар всем языческим культам, отдав строжайший приказ о конфискации всего имущества,принадлежавшего храмам древних языческих богов. Операция проводилась в строго назначенное время и повсеместно. С таким положением в империи народ не желал мириться.

В этом же году вспыхнул мятеж в Британии и императором был провозглашен испанец Магн Максим. Грациан в это время находился в Паризиях (совр. Париж). Магн Максим выступил на Галлию. Галльские войска изменили Грациану, тот обратился бежать, но его настигли и убили. Все свершилось так быстро, что император Феодосий не успел прийти на помощь Грациану. Юстина с Валентинианом II успела бежать в Фессалоники (совр. Салоники в Северной Греции) к Феодосию.

За три года правления Магн Максим значительно расширил свои территории и распространил свою власть на земли вплоть до германской границы и Испании, основав свою столицу. В 386 году непризнанный император, а, значит – узурпатор Магн Максим был признан императорами Феодосием I и Валентинианом II, при дворе последнего приобрел влияние франк (?), главнокомандующий Флавий Баутон. На следующий год Магн Максим вторгся в Италию, Валентиниан с матерью вновь бегут к Феодосию.

Вернулся в Медиолань (совр. Милан) как август Запада Валентиниан лишь после гибели Магна Максима в 388 г. под покровительством франка Арбогаста, состоявшем на императорской службе в должности командующего.

Спустя несколько дней Валентиниана нашли во дворце мертвым, а Арбогаст распространил слух, будто тот покончил с собой. Произошло это в мае 392 г. Всемогущий Арбогаст не стал себя утруждать захватом императорской власти, а отдал ее крупному чиновнику, оратору Евгению.

Чтобы удержаться у власти, христианин Евгений предоставил почти полную свободу действий очень влиятельному римскому сенатору Никомаху Флавиану, хотя тот и был сторонником язычества. Никомах Флавиан немедля восстановил культы не только римских, но и иноплеменных богов: он приносил жертвы египетской Изиде и малоазийской Ма – Великой Матери Богов. Евгений вернул римским язычникам все то имущество храмов, которое отобрал у них Грациан в 383 г.

Никомах Флавиан был не только видным политическим деятелем, но и писателем: свое историческое сочинение (гены Флавиев дают о себе знать) «Анналы» он посвятил императору Востока Феодосию I, официальному соправителю Грациана с 378 г.

Феодосий выдвинул войска против захвативших Рим Арбогаста и Евгения. В битве под Аквилеей в Северной Италии в 394 г. Феодосий одержал победу. Евгения захватили в плен и убили, а Арбогаст покончил с собой. Никомах Флавиан тоже погиб насильственной смертью, видимо, вопреки желания Феодосия. Через 40 лет его память была реабилитирована внуками Феодосия, императорами Феодосием II и Валентинианом III.

Ревностный христианин Феодосий, оставшись единоличным правителем империи, провозгласил христианство религией всей Римской империи, что в значительной степени отвечало духовным потребностям общества, потому как сладостное утешение и уверенность в обретении блаженства на том свете имело особую ценность для человека поздней Римской империи, который в течении 3-4 вв. был истерзан разорительными налогами, чудовищным произволом властей и страхом перед нашествием варваров; хотя Феодосий своей властью не злоупотреблял, но возможность дикого произвола всегда была неотъемлемым свойством императорской власти, и меч императора все время висел над любым жителем империи, в особенности над родовитым и богатым; веселье римской знати было, по существу, «пиром во время чумы». Никто в Римской империи не мог быть уверенным в завтрашнем дне.

Языческие культы особо цепко держались в сельских местностях, так что в латинском языке слово paganus (сельский) получило новое значение – «язычник» (отсюда происходит русское слово «поганый»; в былинах татары имеют эпитет поганые, то есть – нехристиане).

Умер Феодосий 17 января 395 г; перед смертью он разделил империю между своими сыновьями Аркадием и Гонорием: первый получил Восток, второй – Запад. Удел младшего брата – Запад к тому времени считался худшей долей, всю жизнь братья враждовали между собой.

К началу V века Рим начал терять свое значение столичного города. 404 год — под угрозой варварского нашествия Гонорий покинул Рим и переселился в Равенну, которая была защищена крепкими стенами и окружена непроходимыми болотами. Сам же Рим в 410 г. после длительной осады был взят войсками Алариха и подвергнут серьезному разграблению.

В связи с тем, что готы уже приняли христианство, не могло быть никакой речи о разграблении храмов и убийстве мирного населения – их вождь лично контролировал исполнение своего указа. Спустя 3 дня Аларих со своими варварами добровольно ушел из Рима, увез огромные сокровища и увел с собой в числе пленников молодую и красивую сестру Гонория.

Западная империя стала потихоньку разваливаться. Еще в 408 г. римские легионы, стоявшие в Британии, провозгласили своего императора – Константина, а германские легионы – Иовина. Оба новых императора, преисполненные энергии, бьющей через край, сразу приступили к завоеваниям: они вторглись с двух сторон в Галлию, для защиты которой у Гонория не было сил, и захватили ее.

Год за годом Западная Римская империя неотвратимо приближалась к своему бесславному концу. 461 год — некоронованный властитель Италии – Рицимер возвел в императоры некоего Либия Севера, человека незначительного; не имея реальной власти и ничем себя не проявив, он был уничтожен Рицимером осенью 465 г.

Больше года Древний Рим обходился без императора: Рицимер не желал отягощать себя императорской короной и вместе с тем не торопился возложить ее на чью-то голову. Тем временем в дела погибающей Западной Римской империи вмешался Лев I, император Востока. Рицимеру пришлось согласиться с кандидатурой нового императора в лице знатного восточноримского сенатора Прокопия Антемия. В скором времени Рицимер удалился в Медиолань, предоставив Прокопию возможность самому решать все проблемы. 472 год — Рицимер штурмом взял Рим, Прокопий был убит, варвары в третий раз разорили город.

С согласия Рицимера императором стал знатный восточноримский сенатор Олибий. Началась эпидемия чумы, от которой умер Рицимер, а в скорости и Олибий, назначивший вместо покойного Рицимера главнокомандующим войск империи его племянника – Гундебальда.

На протяжении следующих 2-х лет на императорском престоле побывало несколько человек. Один римский военачальник по имение Орест, родом из Паннонии не пожелал принять титул императора, а сделал императором своего сына-подростка под именем Ромула Августа. Историки назвали его Августулом, что означает Августишка.

В эти годы одним из самых влиятельных военачальников у римлян был Одоакр (родом из племени ругов или скиров), который решил, что его воинам, представлявшим собой пеструю смесь племен, выгодней осесть на землях Италии, чем быть на жалованье у призрачных императоров. Поэтому он потребовал, чтобы им была отдана для поселения третья часть Италии. После того как был получен отказ воины Одоакра подняли мятеж. 3 августа 476 г. считается последним днем Западной Римской империи.

Императорская власть до такой степени утратила свой смысл, что Одоакр не пожелал сделаться императором и отослал знаки императорской власти (корону и пурпурную мантию) в Константинополь императору Зенону. По велению Одоакра римский сенат принял официальное решение о том, что Западной Римской империи более не нужен свой император и пусть будет для всей империи один император в Константинополе.

Таким образом, падение Западной Римской империи внешне походило на восстановление единства всей империи, центр которой окончательно переместился на Восток и начал именоваться Византией.

 

 

 

Е.Гладилин 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Древний Рим - это... Что такое Древний Рим?

Римская империя при императоре Адриане

Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma — Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула.

Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (нательный крест).

История

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

  • Царский период (754/753 — 510/509 до н. э.).
  • Республика (510/509 — 30/27 год до н. э.)
    • Ранняя Римская Республика (509—265 гг. до н. э.)
    • Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)
      • Иногда также выделяется период Средней (классической) Республики (287—133 гг. до н. э.)
  • Империя (30/27 г до н. э. — 476 г. н. э.)
Карта Рима в древности

Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация — области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном — крупным государством, основанным финикийцами. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев, которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционной датой падения Римской империи.

Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.

Её определял, прежде всего, патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Государственное устройство

Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями.

Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятный по тем или иным «знамениям».

Комиции же имели право голосовать только за (Uti Rogas — UR) либо против (Antiquo — A), но не могли обсуждать и вносить свои корректировки в предложенный законопроект. Утверждённый комициями законопроект получал силу закона. По законам диктатора Квинта Публилия Филона 339 до н. э., утверждённый народным собранием (комициями) закон становился обязательным для всего народа.

Высшая исполнительная власть в Риме (империй) делегировалась высшим магистратам. При этом вопрос о содержании самого понятия империй остаётся дискуссионным[1]. Ординарные магистраты избирались на комициях.

Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы, избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора, все должности в Риме были коллегиальными.

Общество

Законы

Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились “друзьями” или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество – лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий, и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями, конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum. Но даже этот освященный древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе – бессрочном союзе между патрициями и плебеями – использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

— Х. Арендт[1]

Социальная структура римского общества

На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы.

С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.

Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек[2]). Граждане стали также делиться на лат. cives nati — граждан по рождению и лат. cives facti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода.

Брак и семья

В ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей[3], при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции.

Глава семьи назывался pater familias, в его власти (patria potestas) находились дети, жена и другие родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными гражданами и главами своих семейств[3].

До поздней Республики существовал вид брака cum manu, «под рукой», то есть дочь, выходя замуж, попадала во власть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления и браки стали заключаться sine manu, без руки, при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов.

Несколько семей с родственными связями образовывали род (gens), самые влиятельные из которых играли важную роль в политической жизни.

Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

Римское право предусматривало две формы заключения брака:

Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.

Женщина после замужества оставалась членом старой фамилии, при этом претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.

Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми. Во время обручения молодые давали брачный обет. Каждый из них на вопрос, обещает ли он вступить в брак, отвечал: «Обещаю». Жених вручал будущей жене монету, как символ заключённого между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.

На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице — женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа. Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу.

Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребёнка от злых духов.

Регистрировать ребёнка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.

Впервые регистрацию новорожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребёнка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождение и право гражданства.

Положение женщин

Женщина находилась в подчинении мужчины, потому что она, по словам Теодора Моммзена, «принадлежала только семье и не существовала для общины»[4]. В богатых семьях женщине отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства. В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, причём, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Основной принцип построения римского общества — это опора на элементарную ячейку общества — семью (фамилию).

Глава семейства — отец (pater familias) беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только отец и мать, но и сыновья, их жены и дети, а также незамужние дочери.

Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.

Власть отца распространялась на всех членов фамилии.

Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.

При рождении ребёнка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребёнка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.

Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.

В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

Образование

Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.

На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения по истории, праву и литературным произведениям.

В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

За пределами Италии образование получали преимущественно в Афинах, на острове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах. Особенно актуальным обучение в Греции стало после того, как Гней Домиций Агенобарб и Луций Лициний Красс, будучи цензорами в 92 до н. э., закрыли латинские риторические школы[5].

В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса[6].

Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

Войско

Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие — жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii), a войско — tumultuarius (subitarius) exercitus. Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное — в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui rempublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

Культура

Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы.

Язык

Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра. Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini), его язык — латинским. Центром этой области стал город Рим, по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans).

Разделяют несколько этапов развития латыни:

  • Архаическая латынь
  • Классическая латынь
  • Постклассическая латынь
  • Поздняя латынь

Религия

Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой, вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев, пенатов, ларов, лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

На рубеже н. э. Октавиан Август предпринял меры по установлению официального культа империи.

В конце I в. в еврейских диаспорах городов Римской империи возникло христианство, приверженцами которого стали затем и представители других народов империи. Сначала оно вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин издал Миланский эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Христианство затем постепенно превратилось в государственную религию. Во второй половине IV в. начался разгром языческих храмов, были запрещены Олимпийские игры.

Искусство, музыка, литература

Быт

Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром. Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.

Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром — первый завтрак, около полудня — второй, ближе к вечеру — обед.

В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы, проса, ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.

Наука

Основная статья: Древнеримская наука

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.

Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой, с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм.

Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида — фармаколога и одного из основателей ботаники, Сорана Эфесского — акушера и педиатра, Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга.

Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

Наследие Древнего Рима

Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.

Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки, на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство — религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.[7]

Историография

Интерес к изучению римской истории возник, помимо трудов Макиавелли, также в период Просвещения во Франции.

Монтескьё написал книгу «Рассуждения о причинах величия и упадка римлян».

Первым капитальным трудом стало произведение Эдуарда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», охватившее период с конца II века до падения осколка империи — Византии в 1453 году. Как и Монтескьё, Гиббон ценил добродетель римских граждан, вместе с тем разложение империи по нему началось уже при Коммоде, а христианство стало катализатором крушения империи, подточившее её устои изнутри.

Нибур стал основателем критического направления и написал труд «Римская история», где она доведена до Первой Пунической войны. Нибур сделал попытку установить, каким образом возникла римская традиция. По его мнению, у римлян, как и у других народов, существовал исторический эпос, сохранявшийся главным образом в знатных родах. Определённое внимание Нибур уделил этногенезу, рассматриваемому под углом образования римской общины.

В наполеоновскую эпоху появилась работа В. Дюрюи «История римлян», делавшая акцент на популярный тогда цезарианский период.

Новую историографическую веху открыли работы Теодора Моммзена, одного из первых крупных исследователей римского наследия. Большую роль сыграл его объёмный труд «Римская история», а также «Римское государственное право» и «Собрание латинских надписей» («Corpus inscriptionum Latinarum»).

Позже вышла работа другого специалиста, Г. Ферреро — «Величие и падение Рима». Вышел труд И .М. Гревса «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно в эпоху Империи», где, например, появились сведения о хозяйстве Помпония Аттика, одного из крупнейших землевладельцев конца Республики, а образцом среднего поместья августовской эпохи считалось хозяйство Горация.

Против гиперкритицизма работ итальянца Э. Пайса, отрицавшего достоверность римской традиции вплоть до III века н. э., выступил Де Санктис в своей «Истории Рима», где, с другой стороны, почти полностью отрицались сведения о царском периоде.

Советская историография

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 3 октября 2012.

Изучение римской истории в СССР было тесно связано с марксизмом-ленинизмом, не имевшим специализированных работ в своей основе и опиравшимся на такие часто цитируемые произведения, как «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Хронологические выписки», «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству», «Бруно Бауэр и раннее христианство» и т. д. Акцент при этом делался на восстания рабов и их роль в римской истории, а также аграрной истории.

Большое место отводилось изучению идеологической борьбы (С. Л. Утченко, П. Ф. Преображенский), которую видели даже в самых благоприятных периодах империи (Н. А. Машкин, Е. М. Штаерман, А. Д. Дмитрев и др.).

Идеология движения Гракхов изучалась С. И. Протасовой.

Восстания рабов изучали А. В. Мишулин, С. А. Жебелёв и др., аграрными вопросами занимались главным образом М. Е. Сергеенко, Штаерман и В. И. Кузищин.

Внимание уделялось также условиям перехода от Республики к империи, рассмотренным, например, в труде Машкина «Принципат Августа» или в «Очерках по истории древнего Рима» В. С. Сергеева, и провинциям, в изучении которых выделился А. Б. Ранович.

Среди изучавших отношения Рима с другими государствами выделился А. Г. Бокщанин.

С 1937 года стал выходить «Вестник древней истории», где стали часто публиковаться статьи по римской истории и археологическим раскопкам.

После перерыва, вызванного Великой Отечественной войной, в 1948 году вышли «История Рима» С. И. Ковалёва и «История римского народа» критика В. Н. Дьякова. В первом труде римская традиция считается во многих отношениях достоверной, во втором на этот счёт было выражено сомнение.

См. также

Первоисточники

Фрагменты

Позднейшие фундаментальные труды

Примечания

Ссылки

dik.academic.ru

Древние достопримечательности Рима. Постройки Древнего Рима. Храмы Древнего Рима

Древние достопримечательности Рима можно оценить сегодня весьма неоднозначно. Внушительная арена, на которой не считался чересчур жестоким ни один вид пыток. Места поклонения, где часто почитали богов с помощью ритуальных жертвоприношений, которые сегодня нас шокируют. Дворцы для увеселений, в которых не только принималось сексуальное развращение, но даже поощрялось. Государство Древнего Рима привлекает интерес многих исследователей и любителей истории.

Кем были люди, создавшие в Риме столь грандиозные сооружения? Что заставляло их строить все более великие памятники и какой это было сделано ценой? Каковы были законы Древнего Рима? Ответы на эти вопросы весьма интересны, хотя нам и по сей день известно далеко не все. Древние достопримечательности Рима действительно впечатляют. Представим вам некоторые из них.

Колизей

Толпы людей привлекал на арену кровавый спектакль. Порой в римском Колизее были зрителями до 50 тысяч человек. Все они жаждали лицезреть сцены непередаваемого ужаса. Знать, священники, сенаторы, императоры, рабы, простые люди веселились, видя кровавые сцены.

постройки древнего рима

Гладиаторы сражались друг с другом, надев тяжелую броню. Зачастую они забивали соперника до смерти. На арене натравляли друг на друга диких голодных зверей, выпускали их на сражение с человеком. Цель, которую преследовали участники данных противоборств, - разорвать друг друга в клочья. Некоторые особенности Древнего Рима сегодня нам непонятны.

Наполнение водой арены для представлений

На сцене использовались различные виды спецэффектов. Они включали наполнение водой арены для имитации морских сражений. Как же древним римлянам удавалось наполнять Колизей водой?

Все на самом деле довольно просто: из акведуков наполнялась система резервуаров. Они находились прямо над ареной, на склоне. Эти изобретательные древние римляне перекачивали вниз воду из акведуков, а затем по резервуарам в центр Колизея. Более сложный вопрос - как им удавалось затем откачать воду?

Считается, что древними римлянами была построена канализационная система. Однако на вопрос этот еще предстоит ответить исследователям, так как в Колизее совсем немного до сегодняшнего дня было проведено раскопок. Древние достопримечательности Рима еще недостаточно изучены.

Кровавые состязания

Основные римские мифы были частью спектакля. Причем чем они были ужаснее - тем лучше. Христиан и преступников зачастую брали на наиболее опасные роли.

В римском Колизее кровавые состязания преобладали с самого его открытия, которое произошло в 72 году н.э. Церемония открытия была устроена императором Титом. Продолжалась она 100 дней. Беспрецедентная резня произошла в день открытия: погибли около 5 тысяч животных.

Колизей - дар Веспасиана

Колизей - это дар римлянам от императора Веспасиана, предшественника и отца Тита. Веспасиан, основатель династии Флавиев, начал править в 69 году н.э. Это время было критическим моментом в истории Рима. С тех пор, как империя была основана Августом, прошли сотни лет, и теперь ее будущее было весьма смутным.

храмы древнего рима

Воцарился хаос, когда началась гражданская война в Риме. Четыре императора сменилось за один год. После этого управлявший Сирией Веспасиан захватил власть.

Являясь ловким дипломатом и героем, он легко приобрел поддержку Сената и был объявлен императором. После этого, подавив восстание на Рейне и еврейский бунт в Иерусалиме, он сосредоточился на внутренних проблемах.

Веспасиан за десятилетнее правление избавил казну от дефицита, оставленного его предшественником Нероном. Он также начал строить множество общественных зданий. Самым грандиозным предприятием стал Колизей. Задумывался он как символ успеха и власти Веспасиана.

Строительство Колизея

Более 10 лет потребовалось для того, чтобы завершить строительство. Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавия. Множество разнорабочих и рабов были использованы для его сооружения. Некоторые строители являлись пленниками, которых захватил Веспасиан, выиграв иерусалимскую кампанию.

До сих пор имя архитектора, создавшего Колизей, неизвестно. Одной из наиболее удивительных особенностей данной достопримечательности является весьма сложная система, созданная для контроля за толпой. Амфитеатр первоначально имел 80 входов. Все они вели в определенные сектора. Места делились на ярусы.

Судьба Колизея

Последние игры, о которых известно из письменных источников, проводились в 6 веке нашей эры. Они завершили эти жестокие состязания, забавлявшие некогда кровожадных римлян. Колизей после этого в течение долгого времени не использовался. Он был частично разрушен, как и многие другие древние достопримечательности Рима. Страшное землетрясение произошло в 9 веке, в результате была уничтожена его большая часть.

Позднее Колизей стал использоваться в качестве каменоломни. Сдиралась богатая мраморная облицовка, которую стали употреблять при возведении церквей и дворцов. Все еще осталась нетронутой часть четырех уровней, первоначально существовавших. И по сей день Колизей является свидетельством как жестокости древних римлян, так и мастерства людей, построивших достопримечательности Древнего Рима. Он привлекает в Италию множество туристов.

Пантеон

достопримечательности древнего рима

Храмы древнего Рима впечатляют. Самый известный из них - Пантеон. В 30-е годы ХХ века Бенито Муссолини, итальянский диктатор, задумал оригинальную пропагандистскую кампанию. В частности, он проводил параллели между славой нового режима и величием, которым обладала империя Древнего Рима. Привело это к множеству археологических исследований и раскопок по всему государству. Из-за разлива Тибра на многих памятниках появились отложения земли, которые их полностью покрывали. Мавзолей Августа из-за своей близости к реке был сильно поврежден. Построено это сооружение было примерно с 27 по 23 годы до н.э.

Архитектурный план, обнаруженный рабочими

Рабочие, углубившись на 6-7 метров в землю, обнаружили мостовую, которая была сделана из массивных блоков. Однако вскоре началась Вторая Мировая война, и на некоторое время об этом открытии забыли. Только спустя 20 лет, в 1964 году, римские специалисты вновь принялись изучать это место. Полноразмерный архитектурный план был высечен на мостовой. Очевидно, что двор служил мастерской для строительного объекта. Весь вопрос в том, для какого.

Не соответствовал проекту ни один из существующих памятников. Один из специалистов в 1992 году разгадал загадку. Похоже, что планы эти были созданы для Пантеона. Точно совпадали многие части сооружения, но не все.

древние достопримечательности рима

Первый Пантеон

Пантеон - это знаменитый храм, который был построен в честь императора, а также для поклонения богам Рима. То, что мы видим сейчас - это не первый Пантеон. Храм первоначально был задумкой Марка Агриппы, властного римского генерала. Началось строительство в 27 году до нашей эры, а завершено было через два года. Однако в 64 году н.э. большой пожар уничтожил Пантеон.

Перестройка Пантеона

После этого, в 118 году н.э., началась перестройка, которой руководил император Адриан. Он был архитектором-любителем, который участвовал во многих строительных проектах Рима.

Пантеон был построен после 10 лет работ. Адриан посвятил сооружение его первому строителю. Именно поэтому на фасаде виднеется имя Марка Агриппы.

В Пантеоне примечательна огромная ротонда, сделанная из кирпича и камня, а также свод, который образует купол. Пантеон - квадратное сооружение, 43 метра в высоту и ширину. Стены его 7,5 метров толщиной, а каждая из бронзовых дверей весит по 20 тонн.

Там, где сейчас находятся росписи на библейские мотивы, раньше стояли мраморные статуи богов Рима.

Термы Каракаллы

Достопримечательности Древнего Рима включают также термы Каракаллы. Эти античные бани похожи на современные оздоровительные центры. Они являются крупнейшими и самыми богато украшенными из всех общественных бань, возводившихся в Древнем Риме. Строительство их начал Септимий Север в 206 году н.э. А завершено строительство было в 216 году. Открыл термы Каракалла сын Септимия.

Украшения терм, их использование

Эти постройки Древнего Рима были украшены действительно богато: стены, облицованные мрамором, мозаичный пол, лепные потолки.

империя древнего рима

Занимали термы большую и красиво украшенную территорию, использовавшуюся как гимнастический зал. Здесь мужчины занимались спортом: метали копье, диск, боксировали. Вход в бани даже для рабов был свободным. Изначально женщины и мужчины мылись вместе, но в начале ІІ века Адриан запретил это.

Вторжение готов, уничтожение терм

Эти постройки Древнего Рима продолжали использоваться вплоть до 535 года н.э. В это время вторглись готы, которые разломали акведук. Та же судьба постигла термы Каракаллы, как и многие другие памятники Древнего Рима. Они были частично уничтожены. Требовавшиеся на их ремонт большие суммы исчезли, когда империя рухнула, исчез привычный для жителей окружающий мир. Древний Рим уходил в прошлое.

В Средние века мрамор и бронза сдирались со стен, а украшавшие термы прекрасные скульптуры оказались в коллекциях римских Пап и аристократии.

Форум

законы древнего рима

От величественного Римского форума сохранилось не многое. Он был центром жизни Рима. Появился Форум в IV веке до н.э. На его месте в наши дни сохранились лишь фрагменты некоторых памятников, множество опрокинутых камней и пара сводов. Отметим сразу, что примыкают к Римскому форуму императорские форумы, которые не являются частью Римского, хотя схожи с ним и по назначению, и по названию.

Реконструирование форума Августом

Строительство форума было случайным. Систематического плана не существовало. Поэтому форуму не доставало гармонии. Во времена Августа он был полностью реконструирован. Этот император убрал большинство сооружений, при этом вымостив и расширив территорию. Сейчас то, как форум выглядел в период республики, является загадкой. Многие постройки были деревянными, поэтому были снесены или уничтожены. Август для строительства использовал лишь камень и цемент.

государство древнего рима

Весталки

Храмы Древнего Рима на форуме включают храм, посвященный богине Весте. Это была для римского народа одна из самых важных и древних богинь. Связывали ее с сердцем, а также с огнем. Считалось, что огонь этот представлял духовную силу всей страны. Служили ей жрицы, которые следили, чтобы огонь не погас. Они всегда должны были оставаться девственницами, в противном случае их ожидала казнь. Весталки жили рядом с храмом. Выбирались они из аристократических семей в возрасте от 6 до 10 лет. 30 лет они должны были служить при храме. После окончания службы этим женщинам, таким образом, было как минимум 36 лет. Многим они казались слишком старыми, чтобы на них жениться. Большинство весталок оставалось до конца жизни жрицами.

Архитектура Древнего Рима намного превзошла по величию, функционализму и масштабу созданные греками образцы. Важную роль здесь сыграло отчасти изобретение хорошего цемента. Но не менее важным было самолюбие императоров, старавшихся на протяжении веков превзойти своих предшественников, возводя все более величественные, грандиозные и богато украшенные памятники.

fb.ru


Смотрите также