Достопримечательности Тараза: список, фото и описание. Тараз древний
«Тараз. Сквозь вехи тысячилетий» · Публикации · Портал «История Казахстана»
Тараз — это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром науки и культуры, ремесла и торговли огромного материка
На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного города Тараза, важного промышленного и культурного центра страны, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана, известного историкам под именем Тараз. Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу VI в. Именно в это время одна из крупных империй поры средневековья Византия пытается заключить договор с тюрками, государство которых простиралось от Тихого океана на востоке до Черного моря на западе. Император Юстиниан II отправляет посольство во главе с Земархом, который был военачальником восточной части империи, в ставку тюркского кагана Дизабула. Во время своей поездки Земарх, по описанию византийского историка Менандра, побывал в городе Таласе и где-то недалеко от него был принят в ставке тюркского кагана, повелителя огромной державы.
Впоследствии о Таразе (Таласе) писали почти все средневековые географы, историки, путешественники, и это не удивительно, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути. Поэтому не случайно, что при описании Тараза авторы отмечают, в первую очередь, его торговое значение. Вот что, например, пишет китайский путешественник Сюань-Цзянь: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из многих стран».
То же самое, но спустя три с лишним столетия сообщает Ибн Хаукаль: «Тараз — место торговли мусульман с тюрками» А ал-Макдиси пишет так: «Тараз — большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров».
Однако ни один из древних авторов не называет точного месторасположения Тараза, и поэтому довольно долго его искали в разных местах. Тараз отождествлялся то с развалинами городища Тоймакент на правом берегу Таласа, то с местечком Тала на р. Карабура, то с известным средневековым городищем Садыр-Курган. В.В. Бартольд более всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте Аулие-Ата, так до середины XIX в. назывался Тараз. При этом он ссылался на ал-Макдиси, который при описании Тараза указывал на большую реку, протекающую через город. Такой рекой мог быть только полноводный Талас.
Поразительная интуиция крупнейшего востоковеда впоследствии была полностью подтверждена исследованиями археологов М.Е. Массона, А.Н. Бернштама и Г.И. Пацевича. Псоле раскопок на городище, расположенном в центре современного Тараза, найдены настолько яркие и богатые находки, что сомневаться в тождестве этого городища и древнего Тараза уже не приходится.
Центром Тараза, его самой старой частью являлась цитадель, по-персидски «арк» или «кухендиз». В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция властвующего класса общества. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном. Это укрепленная центральная часть города, где размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители. Здесь находились жилища знати, богатых купцов, ремесленников, здесь же были торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья — рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда.
Древний Тараз в то же время был центром большого оазиса. Кроме Тараза сюда входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных усадеб и замков. К настоящему времени от них остались лишь оплывшие развалины — холмы. В жаркое летнее время трава на них выгорает и, если подняться куда-нибудь на возвышенность, то отчетливо видны желтые вкрапления в зелень массивов полей.
Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района. Границы его, как установили ученые, усиленно охранялись от внезапных нападений врагов. Оазис защищали крепости с постоянными военными гарнизонами. Обойти их было невозможно, а взять приступом такую сильно укрепленную крепость было нелегко, тем более что исключалась внезапность нападения, обычно обеспечивающая половину успеха. Пока запертые в стенах гарнизоны мужественно отбивались от врага, крупные военные отряды Тараза уже нацеливали свой удар и заставляли непрошенных пришельцев спешно убраться восвояси. По крайней мере, как сообщает источник, когда в конце IX в. Основатель могущественной среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошел войной на Тараз, то перенес много трудностей, и лишь после долгого и упорного сопротивления эмир Тараза вынужден был сдаться и с многочисленными дехканами принял Ислам.
Присоединение Тараза к Средней Азии и усиление торгово-экономических связей с крупнейшими центрами — Бухарой и Самаркандом, — несомненно, сыграли и свою положительную роль.
Для этого времени характерно широкое распространение поливной керамики. Полива белая, зеленая, жёлтая. Помимо резного подглазурного, так называемого гравированного орнамента, теперь появляется подглазурная роспись разноцветными красками: темно-коричневой, красной и черной по белому фону. Сюжет орнамента растительный, приобретающий все более и более геометрические формы. Существенное значение в украшении занимают стилизованные надписи, представляющие собой изречения религиозного характера.
К этому же периоду относится одна из интереснейших находок — керамический светильник, сделанный в виде юрты. Это фактически уменьшенная во много раз модель настоящей юрты кочевника. Она имеет все необходимые атрибуты войлочной юрты: полги, имитирующие деревянный остов- кереге, стягивающие кошму веревки и даже отверстие в крыше — тундык, служившее дымоходом. Находка модели юрты в городе, центре ремесла, торговли и земледелия, позволяет археологам сделать крайне интересный вывод о проживании в Таразе населения, для которого кочевой быт, составляющий еще недавно основу жизни, стали лишь воспоминанием, отразившимся в прикладном искусстве.
В XI-XII вв. во время правления в Средней Азии династии Караханидов Тараз достигает апогея в своем расцвете. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских владетелей. А значение и мощь города выразились в том, что в начале XI в. Таразскому владетелю Туганхану подчинялись правители Самарканда и Кашгара. Естественно, что эта политическая сила была следствием экономического могущества города.
Слои городища этого времени при археологических раскопках дали множество находок, ярко характеризующих культурно-экономический подъем Тараза.
Древний водопровод
В восточной части Тараза археологи открыли участок водопровода длиной около 15 м. Глиняные трубы размером 0,7 м и диаметром 0,25 м соединялись глиняными муфтами. Лежали они на своеобразной глиняной подушке. Водопровод был подключен к р. Талас, под напором его стремительного течения вода подавалась во все концы города. Несомненно, постройка водопровода требовала определенных технических знаний, она характеризует сравнительно высокую степень инженерной мысли.
К этому же времени относится еще один раскопанный объект — баня (в плане представляющая собой прямоугольник размером 13,6×12,4м).
Находки бани хамам с водопроводом
Хорошо известно, какой популярностью пользовались бани на востоке, поэтому внимание строителей к их оформлению не должно нас удивлять. И тем не менее, пышная отделка таразской бани невольно поражает, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сидения, ванн, ниш.
Пол ее вымощен плитками обожженного кирпича. Вход в баню сделан в северной стене. Он вел в небольшую комнатку с полками для сидения. Стены украшены богатой фресковой росписью. Это комната соединялась с помещениями, в которых находились ванны. В стенах помещений с ваннами были устроены ниши, также заполненные фресковой росписью. Она наносилась на поверхность штукатурки, слегка лощенной и сравнительно устойчивой к воздействию воды.
В XII и в начале XIII в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города в это смутное время были разграблены и разрушены. По сообщению Якута, хорезмшах Мухаммад, будучи не в силах защитить окраины своих владений, «разрушил своими руками пограничные крепости и отдал их на разграбление своим войскам. Жители выселились оттуда и покинули их с сожалением. И остались эти сады опустевшими на своих опорах, заставляя плакать глаза и скорбеть сердце. Он остался с разрушенными замками и пустыми жилищами и дворами. Заблудился проводник этих каналов, и они стали течь, блуждая во все стороны без воли».
Разгром довершили кочевники каракитаи, а затем монголы. «Они погубили всех тех, кто оставался там, включив в их число тех, которых они погубили помимо их. И не осталось от тех прекрасных садов и высоких замков ничего, кроме разрушенных стен и следов исчезнувших народов». Какой яркий пример бессмысленности войн скрывается за этими сухими строчками древней хроники.
Развалины древней сторожевой башни, охранявшей подступы Тараза. IX-XII вв.
После разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нем возродилась.
Город известен позднее под именем Янги. Однако ученые до сих пор не могут с уверенностью сказать, относилось ли это название к древнему Таразу, или имелся ввиду какой-то новый город, отстроенный неподалеку. На городище самого Тараза отмечаются лишь отдельные участки, где продолжало ютиться население и в XV-XVIII вв. Однако традиции оседлости не прерывались, земледелие здесь развивалось. Вдоль берегов Таласа по-прежнему стояли поселения хлеборобов и ремесленников, жизнь продолжалась...
В XIX в. На развалинах Тараза возник Аулие-Ата, который стал одним из цветущих, красивейших городов нашей республики — Джамбулом, а затем в 1998 г. городу было возвращено его древнее имя Тараз.
В 2002 году Казахстан отметил юбилей Тараза, которому исполнилось 2000 лет. Именно на рубеже эр, в конце I в. до н.э. и начале I в. н.э. Тараз сформировался как город — центр политической и экономической жизни обширного региона, и с этого времени он стал быстро развиваться. Юбилей Тараза — это веха на пути развития суверенного Казахстана, имеющего богатую историю, наполненную героическими событиями, подвигами полководцев и воинов, деяниями ученых, творениями поэтов и художников.
Тараз — это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром науки и культуры, ремесла и торговли огромного материка.
Материал подготовлен на основе энциклопедии К. Байпакова «Древние города Казахстана»
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)
e-history.kz
Достопримечательности Тараза: список, фото и описание
Всем, кто хочет посетить Казахстан, обязательно стоит обратить внимание на город Тараз, более известный как Джамбул. Основан был в 7-8 веке нашей эры и являлся одним из главных этапов Шелкового пути.
На данный момент это современный красиво застроенный город, в котором есть и церкви и мечети, а также много исторически памятных мест и природных красот. И самое главное – загадочность этих мест, не может никого оставить равнодушным.
Вот список самых увлекательных мест, как исторических, так и современных:
Памятник Джентльменам Удачи
Кто не смотрел известную советскую комедию, но то, что ее героям стоит памятник, известно не многим. Установлен он в 2006 году в честь 35- летия фильма. На табличке надпись, слова одного из героев: « Джамбул – там тепло, там мама…». Работа скульптора Темирхана Колжигита. Памятник представляет собой фигуры четырех героев, включая верблюда Васю. А вот Вицина на этом памятнике нет. Почему – неизвестно.
Местоположение: базарная площадь.
Стадион Центральный
Этот современный стадион заинтересует всех поклонников футбола. Построен он был в 1936 году. На стадионе находится парашютная вышка, а с 1948 года еще и беговые дорожки, поэтому он подходит для занятий легкой атлетикой. Вместимость стадиона 15 527 человек.
Местоположение: улица Абая — 113.
Русский драматический театр
Театр образован в 1967. Тогда на сцене была дана премьера известной пьесы «Шторм». Разнообразие репертуара поразит любого театрала. Сюда можно прийти вместе с детьми. На сцене регулярно ставят детские спектакли.
Местоположение: улица проспект Абая — 115.
Мавзолей Даутбека
Мавзолей построен в 13 веке, для наместника Чингисхана, Шамансура Даутбека. Построен из жженого кирпича, внутри купольного сооружения находится надгробие. На нем надпись, извещающая о том, что похоронен здесь великий военачальник, который отлично владел и пером и мечом, а также защищал Коран.
Восточная баня Кали — Юнуса
Одна из самых запоминающихся достопримечательностей. К сожалению, на данный момент это всего лишь достопримечательность. Действовала баня до середины 20в. Она включена в список культурного наследия республики. Построена была в конце 19в. На сегодняшний день внутренняя отделка сохранилась лишь частично, несмотря на то, что баню реставрировали.
Мавзолей Айша Биби
Этот памятник любви и скорби установлен в 12 веке. Отличный вариант для тех, кто хочет ознакомиться с основами средневекового зодчества. Очень много легенд о любви между красавицей Айши Биби и смелого Карахана.
По одной их них она была возлюбленной Карахана и бежав от строгих родителей к своему возлюбленному, умерла от укуса змеи, по другой – она была его женой, а мавзолей построил Карахан после ее смерти. Построен из жженого кирпича, отделка терракотовыми плитами.
Местоположение: село Айша-Биби, 18 км от города.
Памятник Бауыржану Момышулы
Это памятник современному герою, одному из панфиловцев. Защитник города Москва. К награде был приставлен еще в 1942 году, но, к сожалению, получил ее посмертно в 1991. Бауыржан Момышул командовал батальоном и смог вывести его из окружения в боевом состоянии. Этот подвиг описан также в книге Александра Бека « Волокаламское шоссе». Памятник установлен в 2000году.
Храм Успения Божьей матери
Данный православный храм построен в 1998 году. Позже к храму была пристроена часовня. Храм из белого кирпича с красивыми резными арочными окнами. Храм на сегодняшний день действующий. В нем находятся двесвятые иконы, к которым на поклонение приезжает большое количество паломников. Это Икона Нила Столобенского и Николая Чудотворца.
Местоположение: улица Толе Би — 81а.
Музей – заповедник «Памятники Древнего Тараза»
Музей основан в 1979 году. Под его контролем находится около 100 различных памятников культуры и истории. Сотрудники заповедника занимаются научной работой, оказывают содействие в раскопках и реставрации исторического наследия.
Местоположение: улица Бектурганова — 3.
Жамбылский областной историко — краеведческий музей
Был открыт в 1931 году и имел в своей коллекции только археологические находки. На сегодняшний день это уже музейный комплекс, имеющий в своем распоряжении более 2000м2, и более 40000 экспонатов на хранении. От огромного разнообразия экспозиций разбегаются глаза. Это предметы быта, оружие, доспехи, а также монеты, посуда, предметы искусства различных эпох.
Все, кто хочет проследить историю Казахстана с древних времен обязан побывать в этом музее. Можно ознакомиться с древними книгами и рукописями. Есть зал для любителей природы, где можно ознакомиться с самыми яркими представителями флоры и фауны.
Местоположение: Толе би — 55.
Мерке – древнее святилище
Святилище древних тюрков, сохранившееся до наших дней. Включает в себя несколько каменных изваяний, мужских и женских фигур. Также там расположены несколько родовых храмов и могил. Каменные фигуры стоят на больших курганах, высотой до 1,2 метров. Впервые упоминалось это святилище еще в 9 веке, но современные ученые датируют его примерно 7веком. Считается, что от прикосновения к «святой» земле можно исцелиться от всех болезней, поэтому количество паломников растер с каждым годом.
Местоположение: село Мерке.
Памятник Джамбулу Джабаеву
Джамбул Джабаев – советский поэт, в честь которого и был переименован город из Тараза в Джамбул. Поэт – акын с детства умел играть на домбре и пел исключительно на родном языке. Несмотря на то, что ко времени прихода советской власти Джамбул был 70-летним стариком, он начал яркую страницу своего творчества.
В песнях и стихах он прославлял и советскую власть, и конкретных вождей революции. Умер великий поэт в возрасте почти ста лет. Много было споров об авторстве его песен. Но в советское время его имя было увековечено в открытках, марках. Его именем названы улицы и поселки на территории Казахстана. Памятник в Таразе был установлен в 1961 году.
Местоположение: улица Толе Би — 15.
Мавзолей Бабаджа Хатун
Прекрасный памятник архитектуры, возведенный в 12 в. По форме напоминает куб. По легенде, Бабаджан Хатун – хранительница мавзолея Айши Биби, поэтому после своей смерти она и была захоронена рядом с гробницей Айши. Мавзолей сохранился в первозданном виде, последняя реставрация проходила в 2002 году.
Дворцовый комплекс Акыртас
По сути это древние руины, принадлежащие, по мнению ученых, городу 8-19 века. Но назначение этого комплекса до сих пор точно не известно. Изучают этот комплекс около 130 лет, но пока вопрос все еще много. Поражает грандиозность застройки, величина, используемых плит и глубина закладки фундамента. Она составляет около 4-х метров. Археологические раскопки не прекращаются и сейчас.
Архитектурный комплекс Тектурмас
Это копия древнего мавзолея, который был построен в 10-14 веках. В советское время уникальный мавзолей был разрушен полностью. До появления мавзолея на этом месте находилось древнее зороастрийское кладбище. Мавзолей считается местом захоронения святого Султан-Махмуд хана. Сейчас по старинным фотографиям комплекс восстановлен и является местом поклонения мусульман. Недалеко от комплекса протекает река Талас.
Помимо перечисленных достопримечательностей можно обратить внимание на Святилище Жайсан, мечеть Абдыкадыра,а также ботанический заказник «Урочище «Каракунуз», городище Баласагун и много других мест, которые оставят неизгладимые впечатления любому туристу.
Другие достопримечательности:
dostoprimechatelnosti-m.ru
Новые находки древнего городища Тараз · Публикации · Портал «История Казахстана»
Сотрудники заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» впервые рассказали о последних археологических находках, обнаруженных при раскопках древнего Тараза.
22 июля в ходе Первого межрегионального совещания Национальных Комиссий по делам ЮНЕСКО пять исторических памятников Жамбылской области были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старший научный сотрудник заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева рассказала о последних уникальных находках древнего Тараза, специально привезенных в Астану на выставку, организованную в рамках совещания.
«Тараз – это один из древнейших городов Казахстана, который находится на Великом Шелковом пути. Городу более 2000 лет, и последние три года здесь проводятся масштабные археологические исследования. Мы привезли экспозицию находок, которые пока еще не выставлялись ни в одном музее Казахстана, это керамические изделия, найденные в ходе раскопок городища Тараз.
Археологические исследования древнего Тараза начались в 30-х гг. прошлого века, но до 2011 года все они заканчивались тем, что после проведения исследований засыпались землей. Поэтому на территории древнего города находился Центральный городской рынок. Сегодня рынок вывезли за черту города, а на месте руин городища создается археологический парк «Древний Тараз».
Уже найдена центральная часть древнего города, где располагалась Восточная баня XI-XII вв. Она построена из жжёного кирпича, в ней были теплые полы, водопровод и канализация, внутри стены сооружения были украшены фресками с изображением восьмиугольной звезды. Такая звезда есть на мавзолее Айша-биби, можно ее увидеть и на таразской керамике, она использовалась и согдийскими, и иранскими зодчими. Таким образом, это говорит о своего рода диалоге культур, происходившем на Великом Шелковом пути», - рассказывает Анна Крокошева.
Раскопки Восточной бани
Благодаря раскопкам точно определено месторасположение древнего Тараза. В какой части современного города он оказался?
«Руины древнего города обнаружены рядом с Центральной городской площадью. Некогда эта площадь была окраиной древнего Тараза. Древний город расположен ближе к реке Талас. С реки тянулись оросительные водопроводные системы. Сегодня проводятся раскопки именно в самом центре древнего города, его площадь достигала 10 га. Древний город лежал на пересечении караванных путей, вокруг него на расстоянии 40 км находятся города-спутники Тараза, археологи насчитывают их около 30. В округе находятся и сторожевые башни, и крепостные сооружения, служившие обороной Таразу.
Большой интерес для науки представляет уникальное и ни на что не похожее крепостное сооружение Акыртас. В древности города строились из глины, сырцовых и жжёных кирпичей, Акыртас же возводили из камня разного размера. Строительство велось в VIII веке, однако было не закончено. И к сожаление, до сих пор не известно, кем оно велось. Акыртас изучается уже более 150 лет, но пока у исследователей больше вопросов, чем ответов.
Акыртас - загадка, которую еще предстоит разгадать
Недостроенный Акыртас пролежал руинами до прихода ученых, которые сейчас активно занимаются его исследованием. Сооружение имеет очень крепкий фундамент и широкие стены. Планировка Акыртаса похожа на конструкции арабских халифов, в чем прослеживается связь с арабами, которые пришли в Среднюю Азию и распространяли ислам. В 751 году на реке Талас произошла битва между китайцами и арабами. Китайцы тогда потерпели поражение, а арабы, выиграв этот бой, начали распространять ислам. В связи с этим событием, скорее всего, и было связано строительство Акыртаса: арабские зодчие строили резиденцию для местных тюркских правителей. Письменных источников не сохранилось, зато сохранился сам город.
Однако все же встречаются упоминания о древней крепости, ее называли «развалины из красных камней», которые лежали на Великом Шелковом пути. Акыртас и еще четыре древних города в Жамбылской области вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО».
Как скажется на исторических памятниках включение в список Всемирного наследия?
«Во-первых, это даст возможность проводить более тщательные исследования, к которым будут привлекаться международные эксперты, включение в список Всемирного наследия также даст толчок для развития внутреннего и внешнего туризма. У нас очень много интересных исторических объектов, которые не посещаются людьми из-за отсутствия туристической инфраструктуры. Теперь государство будет работать на то, чтобы на международном уровне представлять свои древние средневековые памятники».
Расскажите, пожалуйста, об археологических находках, которые вы привезли на выставку, приуроченную к совещанию ЮНЕСКО.
«Этот средневековый кувшин найден вблизи мечети древнего Тараза. Это сосуд, который использовался для проведения культовых обрядов. Посуда служила не только для того, чтобы ею пользовались в быту. Некоторая утварь использовалась и для ритуальных целей. В мировых религиях считается, что Бог создал человека из глины. Также и гончар, когда изготавливал сосуд, вкладывал в него душу, показывал свое мировоззрение: глина – это основа жизни. Найденный кувшин обладает антропоморфными признаками. На сосуде изображены ушки, длинные косички – это усы и борода. Таким образом, кувшин становился воплощением человека, а гончар, изготавливавший его, ощущал себя Богом.
Если узор наносился на верхнюю часть сосуда, значит, он служил для ритуалов, посвященных живым. Обычно керамика, найденная в захоронениях, украшена узором в нижней части сосуда. Каждый узор делался не просто для красоты, в него вкладывался смысл.
На ручке кувшина заметен выступ, с одной стороны, это удобно для того, чтобы его держать и ставить палец для опоры. На некоторых кувшинах этот выступ есть, на некоторых отсутствует. Крупные по размеру кувшины в основном встречаются с выступами, и их называют «мужскими».
Таласская керамика имеет отличительные характерные черты – антропоморфные признаки. Такая керамика встречается только в таласской долине. Подобную керамику изготавливали согдийцы, но это было в более раннее время, в XI-XII вв. она встречается только в таласской долине.
XI-XII вв. известны в истории как период правления караханидов. В Таразе в это время происходит расцвет не только ремесла, город становится одной из столиц династии караханидов. В Таразе чеканили монеты от лица местного правителя, возводили мавзолеи.
Когда в конце XII в. династия караханидов пришла в упадок, начались междоусобицы, территории караханидов завоевывают соседние страны, к власти приходит Чингисхан. И город Тараз теряет свой статус. Он не сходит с исторической сцены, но из большого города он превращается в маленькую земледельческую деревню. Со временем теряется даже имя города. К XV в. в письменных источниках не встречается название Тараз. Падение города связано с прекращением торговли на Великом Шелковом пути.
Кирпич из стены мавзолея Карахана. Керамический кувшин для вина
Это облицовочный кирпич мавзолея Карахана. В Таразе был воздвигнут мавзолей одному из правителей династии караханидов Карахану. В начале XX в. мавзолей был перестроен из-за того, что стены от времени разрушились. Мавзолей был возведен на прежнем фундаменте. То есть планировка сохранилась, а облицовочная часть строения была утеряна. Археологами обнаружен вот этот пока единственный кирпич.
В таласской долине изготавливали вино, и многие путешественники писали, что, посещая Тараз, они пили очень вкусное вино. Скорее всего, его наливали в такие узкогорлые керамические кувшины, имеющие штамповый орнамент.
Эти поливные чаши интересны тем, что именно таласская керамика покрывалась поливой, для которой характерны были желтый, зеленый и коричневый цвета.
Естественно, археологи находят на раскопках расколотые изделия. За три года археологических работ на городище Тараз было найдено более 33 тысяч фрагментов керамических, стеклянных, костяных изделий. В дальнейшем планируется открытие археологического парка-музея «Древний город Тараз».
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)
e-history.kz
Древний Тараз был первым мегаполисом Казахстана?
Древний Тараз просуществовал около тысячелетия. А может, больше. Самые ранние письменные упоминания о нём начинают мелькать с VI века. Остальное всё – на совести археологов. И то, что письменные данные «моложе» археологических, может говорить лишь о том, что город в первые века своего существования был таким мизерным, что тратить на него чернила никто попросту не хотел!
Известно, что в 586 году тут, у местного тюркского правителя, кагана Дизабула, побывало посольство Земарха Киликийского, посланное знаменитым византийским императором Юстинианом Великим – тем самым, при котором в Константинополе строился храм Св. Софии, составлялся кодекс и громилось «фанатское» восстание Ника. В казахстанской исторической литературе (например, в книге Карла Байпакова «Древние города Казахстана»), утверждается, правда, что посольство Земарха состоялось в царствование Юстиниана II, и это не совсем точно. Юстиниан II вступил на престол позже, в 685 году, и запомнился в основном тем, что во время одного из переворотов ему отрезали нос и язык и сослали в Херсонес.
Фото Андрея Михайлова
Византия времён Юстиниана Великого вела большую геополитическую игру на Востоке и имела ярко выраженные геостратегические замыслы. И тут, в самом центре Азии, она искала в те годы союзников для дружбы против персов и неспокойных соседей со славянского Севера.
А вскоре после Земарха, в 630 году, через эти земли прошёл неутомимый сианьский монах Сюань-Цзян – этот восточный антипод и онтологический предтеча Марко Поло, знаменитого поставщика географических знаний о Глубинной Азии для средневековой Европы. Сведения Сюань-Цзяна, хотя и драгоценны для историков, однако – лаконичны донельзя:
«…Прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли в окружности. Купцы разных стран живут и торгуют здесь вперемежку».
Фото Андрея Михайлова
Правда, если перевести с китайского на метрический язык, получится представление о городском пространстве того «Та-ло-се», заключённом в стенах, длина которых составит 4-5 километров. А это было приличное поселение по меркам того времени.
…После промелькнувших на местном историческом фоне арабов Тараз попал под власть трансоксанской династии Саманидов, с которой связан всплеск духовной жизни всего региона. А в XI веке полноправными тутошними властителями были уже Караханиды – тюрки, принявшие ислам. Именно при них Тараз достиг истинного процветания и расцвета, обзавёлся водопроводом и банями и был столь силён, что в какое-то время подчинял своей власти и Самарканд и Кашгар.
Как и Великий Шёлковый Путь, Караханидское государство – название условное и искусственное. Его ввёл в употребление русский ориенталист В. В. Григорьев. Исходя из наименования титулов верховных правителей – кара-ханов (кара-хаканов). Современные переводчики часто трактуют этот титул прямолинейно и буквально как «чёрный хан». Не задумываясь – чего в нём может быть чёрного (ну, не афро-американский же след?). На самом деле «кара» древних тюрков следует переводить как «главный», «верховный».
Появлению Караханидов предшествовала, правда, длительная борьба семиреченских карлуков, чигилей и ягма друг с другом, а также с Саманидами и токуз-огузами. Поймав кураж, тюрки Семиречья стремительно двинулись на запад. Династия началась с карлукского Сатука Богра-хана (915-955), который и принял ислам, заручившись таким образом поддержкой Саманидов. Для начала он просто отвоевал Тараз у своего дяди Огулчак Кадыр-хана, но очень скоро, вкусив власти, объявил себя каганом.
Не будет большим преувеличением сказать, что Тараз был наиболее заметным городом Средневековья на территории современного Казахстана. Достаточно ещё раз вспомнить ту роль, которую играл он в империи Караханидов.
Фото Андрея Михайлова
Однако Средневековье ещё не и закончилось, а от города уже остались одни руины. И, что любопытно, начало разрушению «славного Тараза» положили не нукеры Чингисхана, а хорезмшах Мухаммед. Который рушил всё, что не собирался отдавать наступавшим монголам.
Очередное столкновение цивилизаций закончилось тем, что монголы без особого труда захватили Тараз в 1220 году и докончили начатое хорезмшахом – об этом свидетельствуют следы многочисленных пожаров, зафиксированных археологами. Но и это ещё не было концом. Город противился превращению в руины – был слишком велик для того, чтобы уйти так просто.
Очередному разору Тараз подвергается в результате начавшейся (вскоре за тем) распри джагатаидов. В 1307 году. Васаф пишет, что в результате завоеватели «развеяли по ветру земли Тараза и других городов, а жителей подвергли пыткам и то, что смогли, забрали, остальное предали огню».
Фото Андрея Михайлова
Но, несмотря ни на что, жизнь города не прекратилась и на сей раз. Источники того времени, правда, стали называть его Яны (Новый), или Янги-Тараз, тем самым косвенно свидетельствуя, что после потрясений это уже был не прежний город.
Внутренняя энергия, приобретённая во времена процветания (а может быть, и некая таинственная сакральная составляющая), не давала Таразу умереть просто так. До середины XIV века его всё ещё продолжали упоминать в средневековых путеводителях – дорожниках. Здесь, не желая смиряться перед неизбежностью, всё ещё пытались чеканить монеты.
Хотя, правду сказать, уже и в то время некоторые сторонние наблюдатели вместо славного города лицезрели перед собой лишь безымянные развалины. Но ещё в середине XIV столетия Мухаммад-Хайдар писал, что «монголы называют Тараз – Яны». Впрочем, от собственно города тогда уже осталось столь мало, что тем же названием именовали и всю окрестную степь Таласской долины, где были «видны следы некоторых городов (… ), но неизвестно, который из этих городов был Яны и как назывались остальные города».
Фото Андрея Михайлова
Эпоха чингизидов привела к полному прекращению всей городской культуры на границах Степи. Погромы и разорения не прекращались несколько веков. И к XVI веку тысячелетняя история Тараза затухла в его руинах окончательно. Так по крайней мере выглядело со стороны. Одно из последних письменных упоминаний относится к 1513 году и связано с походом хана Касыма…
…В 1723 году джунгары установили свой полный контроль над Таласской долиной и всеми прилежащими землями. Правда, продержались они тут недолго – страшный финал их степной империи уже тянулся к ним из-за Великой стены.
Ушли джунгары – появились кокандцы. Кокандцы завоевали край в 1815 году и правили им почти полвека. Выходцам из Ферганской долины и принадлежит приоритет в возрождении древнего Тараза. Вначале, в 1821-27 годах, они построили тут крепость (остатки её были видны ещё в начале 60-х годов прошлого столетия). Вокруг крепости очень скоро, воспользовавшись появлением хоть какого-то порядка, начали селиться люди. Первые новосёлы прибыли из Намангана, в честь чего некоторое время город называли Наманган-коче. Но уже в 1856 году он стал называться Аулие-Атой.
Правда, поколениям XX века город известен уже под именем Джамбула. И мало кто помнит, что между Аулие-Атой и Джамбулом умудрился втиснуться ещё и вовсе нелепый Мирзоян, в честь которого город проназывался с 1936 по 1938 год.
В случае с последним переименованием Джамбула – в Тараз, историческая справедливость, традиционными носителями которой являются у нас чиновники-ономасты, восторжествовала на 101%! Городу вернули не просто прежнее название, а именно то название, которое было утрачено несколько веков назад и под которым он был известен ещё в своей первой жизни.
informburo.kz
Древний тараз
ДРЕВНИЙ ТАРАЗ
Южный Казахстан, включая юго - западный Жетысу, или Жамбылскую область, является регионом древней цивилизации. На территории Жамбылской области выявлено более 1100 памятников истории, археологии, архитектуры и градостроительства, монументального искусства, начиная с эпохи нижнего палеолита -1 миллион лет до этнографической современности включительно. Расположенный на стыке двух культурно-хозяйственных систем - земледельческих оазисов Средней Азии и великого пояса степей номадов, Южный Казахстан вобрал в себя культуры оседло-земледельческих и скотоводческих племен, развивавшихся в постоянном взаимодействии и взаимообогащении на протяжении всей истории человечества, что и определило концентрацию здесь богатейшего историко-культурного наследия древних эпох.
В период раннего средневековья на территории юго-западного Жетысу сформировались несколько крупных историко-культурных областей (центров), представлявших собой густонаселенные земледельческие оазисы. Анализ концентрации памятников показывает, что основная масса населения в это время располагалась в Таразском оазисе и Шуской долине, где выявлено несколько сотен древних поселений и городов.
Особое место среди них занимал средневековый Тараз, городище которого находится под современным городом Таразом. Городище Тараз хранит в своих культурных отложениях богатейшую, насыщенную различными историческими явлениями почти двухсотвековую историю региона. Сохранение памятников Тараза и городища важно для изучения генезиса городской средневековой культуры на территории Казахстана, региональных особенностей и общих закономерностей этого процесса в Таласской долине и юго-западном Жетысу. Формирование и функционирование Тараза в условиях тесного взаимодействия оседло-земледельческого и кочевого населения региона определили специфику его топографии, отразились в материальной и духовной культуре Тараза и памятников его округи.
Тараз является одним из древнейших городов Казахстана и имеет двухтысячелетнюю историю. В средние века он играл роль значительного политического, экономического, торгового и культурного центра. С именем Тараза связаны многие важные политические события Центральной Азии.
Тараз часто упоминается в средневековых письменных источниках. Древнейшее упоминание о Таразе содержится в сочинении византийского историка Менандра Протектора. Затем описание города Таласа встречается в китайских источниках VII века.
Возникнув близ переправы через реку Талас, Тараз быстро превратился в крупный город , центр транзитной торговли. Расположение города на трассе Великого Шелкового пути, в центре богатой земледельческой долины, недалеко от серебряных рудников способствовало процветанию. В VIII-IX веках Тараз был столицей карлукского государства. В арабских источниках IX-X веков он называется «городом купцов».
Наибольшего расцвета Тараз достиг в Х-ХП веках в эпоху Караханидов. Город состоял из цитадели, укрепленного шахристана и сельскохозяйственной округи, защищенной несколькими рядами оборонительных стен (длинных валов). Городская территория занимала площадь около 100 га. В этот период в Таразе прокладываются керамические водопроводы, мостятся дороги, сооружаются бани, каменный мост. В эпоху Караханидов Тараз имел тесные торговые, политические и культурные связи с городами Средней Азии, Ближнего Востока, Китая и другими регионами. О высоком уровне Таразской монументальной культовой архитектуры Х-ХП веков свидетельствуют мавзолеи Бабаджи-хатун, Айша-биби, Карахан. Вокруг Тараза находились многочисленные крупные и мелкие города, более сотни поселений, множество отдельно стоящих усадеб и укрепленных замков, входивших в сферу его влияния и составлявших Таразскую округу (удел). Таразская округа исторически и экономически была неотделима от главного города региона. Ее функционирование зависело от развития Тараза и наоборот. К крупным городам Таразской округи относились города Нижний Барсхан, Атлах, Хамукат, Адахкес и другие, имевшие много общего с главным городом Таразского оазиса.
Политические события XIII-XIV веков привели к гибели городов Таласской долины. Тараз, несколько раз разрушенный, постепенно запустел и к концу XVI века был оставлен жителями. Но жизнь на месте Тараза окончательно не замерла. Город сохранил свое имя в истории. Аулие-Ата, Жамбыл и современный Тараз стали наследниками истории и месторасположения древнего Тараза, сохранились памятники самого Тараза и городов округи.
Учитывая значимость историко-культурного наследия Тараза, решением Правительства в 1980 году был создан государственный историко-культурный заповедник-музей «Памятники древнего Тараза» с центром в г. Таразе. Кроме городища Тараз, заповедник-музей включает более 50 памятников его округи на расстоянии до 80 км от города. На территории заповедника сконцентрированы разнообразнейшие археологические, архитектурные и исторические памятники большого хронологического диапазона: от курганов саков (VII-V вв. до н.э.) до культовой и гражданской архитектуры 19 -20 веков, в том числе 12 памятников республиканского значения.
Среди них такие уникальные объекты, как курганный могильник Беркара (IV в. до н.э.), археологический комплекс Акыртас (VIII в. до н.э.), мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-хатун, Карахана. Тектурмас, бани древнего Тараза (XI в.), Кали Жунуса (1914 г.), мечеть Абдукадыра (начало XX в.), городища Нижний Барсхан, Хамукат и другие.
Памятники Таразского историко-культурного заповедника-музея демонстрируют богатство материальной и духовной культуры казахского народа, важны для изучения политической и социально-экономической истории Жетысу и Южного Казахстана.
Часть памятников Тараза уже возрождена и отреставрирована: воссозданы уникальные шедевры средневекового зодчества - мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун, проведена реставрация памятников культовой и гражданской архитектуры Аулиеатинского периода - баня Кали Жунуса, мечети Абдыкадыра, Наметбая, ведутся музейно-восстановительные работы на монументальном дворцовом комплексе VIII века Акыртас.
Памятники древнего Тараза привлекают к себе большое внимание казахстанской общественности, зарубежных исследователей и туристов. Такие памятники, как мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-хатун, Карахана, Акыртас, имеют мировое значение. Все это показывает важность государственного подхода к исследованию, сохранению, реставрации и реновации памятников древнего Тараза и его округи и то место, которое принадлежит памятникам Таразского историко-археологического заповедника-музея в вопросах эстетического и национально-патриотического воспитания казахстанцев, в деле развития местного и международного туризма.
Ряд памятников Тараза еще ждет своего времени, чтобы быть возрожденными из времени и предстать перед восхищенным взором наших современников. Большой интерес в этом плане представляют остатки бани XI века с росписями, раскопанной на шахристане А. Н. Бернштамом, затем утерянной.
Музеефикация курганов Уштобе и могильника Берккара, укрепительно-восстановительные работы на святилище эпохи бронзы Карасай, где гибнут петроглифы, и необходимость реставрационных работ на других памятниках Тараза и его округи требуют выделения дополнительных средств, которые окупятся в будущем благодарными потомками.
К «технологическому» аспекту относятся, прежде всего, методы обеспечения физической сохранности памятника после раскопок и его консервации.
Существующие методики проведения археологических исследований не всегда способствуют сохранности исследуемого памятника. Нельзя не упомянуть и о различиях в подходах к памятнику археологии у археологов и музейных работников. Для первых главное - выявление и максимальное исследование памятника. Причем, чаще всего эти исследования завершаются его разрушением. И это разрушение изначально заложено в методике проведения раскопок. Задача музейных работников - сохранение, популяризация и дополнительное исследование выявленного памятника. А его-то и не хватает после завершения раскопок.
Как и любой другой музей, археологический заповедник (музеефицированный объект) является, прежде всего, образовательным и научным учреждением. Он может стать источником для изучения, например, истории строительной техники, древних технологий, принципов планировки древних поселений. Кроме того, популяризация памятников может изменить отношение к ним со стороны местного населения. (Можно предположить, что если местный житель будет знать, что курганы оставлены его предками, то и отношение к ним будет более бережным. Хотя, в ряде случаев популяризация может привести к обратному результату - увеличению числа грабительских раскопок.)
Можно сделать предположение, что археологические музеи-заповедники (прежде всего, небольшие по площади) смогут привлечь гораздо большее количество туристов, если они станут частью обширного туристического маршрута, включающего в себя ознакомление с памятниками архитектуры, природы.
Они станут частью обширного туристического маршрута, включающего в себя ознакомление с памятниками архитектуры, природы. Возможно даже создание «музеев-спутников» на территории городищ, расположенных вблизи крупных населенных пунктов. Эти музеи могли бы сочетать в себе функцию фондохранилища массового материала (интересного только специалистам) и туристического центра.
Специалисты не раз отмечали взаимосвязь между развитием музеев и туризмом. На наш взгляд, успешное развитие туристической деятельности применительно к археологическим музеям-заповедникам возможно только на основе системного подхода. Здесь главным средством выступает музейно-туристский комплекс. Он определяется как «территориальное объединение, в состав которого входят как объекты формирования (турбазы, тургостиницы, туристические маршруты), так и объекты реализации познавательного спроса населения (музеи, музеи-заповедники и другое)». Причем, включение музея-заповедника (для которого характерна некоторая юридическая и хозяйственная автономность) в такой музейно-туристский комплекс позволит эффективнее использовать его культурно-природный потенциал.
Как археологический памятник может обрести «вторую жизнь», стать активным элементом процесса познания нашего прошлого? На наш взгляд, это возможно только при соблюдении приоритета консервации с максимальным сохранением внешнего вида объекта на момент раскопок перед реставрацией.
В этом направлении наша долгосрочная работа по консервации, реставрации и музеефикации Акыртаса является комплексной работой, предполагающей использование комплекса в туристической инфраструктуре области. Непосредственно с местными органами власти отрабатываются вопросы, связанные с землепользованием, техническими условиями проекта строительства, охраной материальных ценностей, которые круглый год находятся на территории комплекса. Необходимо более активное вовлечение музеефицированных археологических памятников в туристскую деятельность (создание музейно-туристских комплексов на базе археологических заповедников, организация научно-туристических программ как фактора, способствующего сохранению и популяризации археологического наследия), более тесное взаимодействие археологов, музейных работников, реставраторов и общественности при создании новых музеев.
Канат ТУЯКБАЕВ, директор РГКП «Казреставрация»
mognovse.ru
Древний тараз
ДРЕВНИЙ ТАРАЗ
Южный Казахстан, включая юго - западный Жетысу, или Жамбылскую область, является регионом древней цивилизации. На территории Жамбылской области выявлено более 1100 памятников истории, археологии, архитектуры и градостроительства, монументального искусства, начиная с эпохи нижнего палеолита -1 миллион лет до этнографической современности включительно. Расположенный на стыке двух культурно-хозяйственных систем - земледельческих оазисов Средней Азии и великого пояса степей номадов, Южный Казахстан вобрал в себя культуры оседло-земледельческих и скотоводческих племен, развивавшихся в постоянном взаимодействии и взаимообогащении на протяжении всей истории человечества, что и определило концентрацию здесь богатейшего историко-культурного наследия древних эпох.
В период раннего средневековья на территории юго-западного Жетысу сформировались несколько крупных историко-культурных областей (центров), представлявших собой густонаселенные земледельческие оазисы. Анализ концентрации памятников показывает, что основная масса населения в это время располагалась в Таразском оазисе и Шуской долине, где выявлено несколько сотен древних поселений и городов.
Особое место среди них занимал средневековый Тараз, городище которого находится под современным городом Таразом. Городище Тараз хранит в своих культурных отложениях богатейшую, насыщенную различными историческими явлениями почти двухсотвековую историю региона. Сохранение памятников Тараза и городища важно для изучения генезиса городской средневековой культуры на территории Казахстана, региональных особенностей и общих закономерностей этого процесса в Таласской долине и юго-западном Жетысу. Формирование и функционирование Тараза в условиях тесного взаимодействия оседло-земледельческого и кочевого населения региона определили специфику его топографии, отразились в материальной и духовной культуре Тараза и памятников его округи.
Тараз является одним из древнейших городов Казахстана и имеет двухтысячелетнюю историю. В средние века он играл роль значительного политического, экономического, торгового и культурного центра. С именем Тараза связаны многие важные политические события Центральной Азии.
Тараз часто упоминается в средневековых письменных источниках. Древнейшее упоминание о Таразе содержится в сочинении византийского историка Менандра Протектора. Затем описание города Таласа встречается в китайских источниках VII века.
Возникнув близ переправы через реку Талас, Тараз быстро превратился в крупный город , центр транзитной торговли. Расположение города на трассе Великого Шелкового пути, в центре богатой земледельческой долины, недалеко от серебряных рудников способствовало процветанию. В VIII-IX веках Тараз был столицей карлукского государства. В арабских источниках IX-X веков он называется «городом купцов».
Наибольшего расцвета Тараз достиг в Х-ХП веках в эпоху Караханидов. Город состоял из цитадели, укрепленного шахристана и сельскохозяйственной округи, защищенной несколькими рядами оборонительных стен (длинных валов). Городская территория занимала площадь около 100 га. В этот период в Таразе прокладываются керамические водопроводы, мостятся дороги, сооружаются бани, каменный мост. В эпоху Караханидов Тараз имел тесные торговые, политические и культурные связи с городами Средней Азии, Ближнего Востока, Китая и другими регионами. О высоком уровне Таразской монументальной культовой архитектуры Х-ХП веков свидетельствуют мавзолеи Бабаджи-хатун, Айша-биби, Карахан. Вокруг Тараза находились многочисленные крупные и мелкие города, более сотни поселений, множество отдельно стоящих усадеб и укрепленных замков, входивших в сферу его влияния и составлявших Таразскую округу (удел). Таразская округа исторически и экономически была неотделима от главного города региона. Ее функционирование зависело от развития Тараза и наоборот. К крупным городам Таразской округи относились города Нижний Барсхан, Атлах, Хамукат, Адахкес и другие, имевшие много общего с главным городом Таразского оазиса.
Политические события XIII-XIV веков привели к гибели городов Таласской долины. Тараз, несколько раз разрушенный, постепенно запустел и к концу XVI века был оставлен жителями. Но жизнь на месте Тараза окончательно не замерла. Город сохранил свое имя в истории. Аулие-Ата, Жамбыл и современный Тараз стали наследниками истории и месторасположения древнего Тараза, сохранились памятники самого Тараза и городов округи.
Учитывая значимость историко-культурного наследия Тараза, решением Правительства в 1980 году был создан государственный историко-культурный заповедник-музей «Памятники древнего Тараза» с центром в г. Таразе. Кроме городища Тараз, заповедник-музей включает более 50 памятников его округи на расстоянии до 80 км от города. На территории заповедника сконцентрированы разнообразнейшие археологические, архитектурные и исторические памятники большого хронологического диапазона: от курганов саков (VII-V вв. до н.э.) до культовой и гражданской архитектуры 19 -20 веков, в том числе 12 памятников республиканского значения.
Среди них такие уникальные объекты, как курганный могильник Беркара (IV в. до н.э.), археологический комплекс Акыртас (VIII в. до н.э.), мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-хатун, Карахана. Тектурмас, бани древнего Тараза (XI в.), Кали Жунуса (1914 г.), мечеть Абдукадыра (начало XX в.), городища Нижний Барсхан, Хамукат и другие.
Памятники Таразского историко-культурного заповедника-музея демонстрируют богатство материальной и духовной культуры казахского народа, важны для изучения политической и социально-экономической истории Жетысу и Южного Казахстана.
Часть памятников Тараза уже возрождена и отреставрирована: воссозданы уникальные шедевры средневекового зодчества - мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун, проведена реставрация памятников культовой и гражданской архитектуры Аулиеатинского периода - баня Кали Жунуса, мечети Абдыкадыра, Наметбая, ведутся музейно-восстановительные работы на монументальном дворцовом комплексе VIII века Акыртас.
Памятники древнего Тараза привлекают к себе большое внимание казахстанской общественности, зарубежных исследователей и туристов. Такие памятники, как мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-хатун, Карахана, Акыртас, имеют мировое значение. Все это показывает важность государственного подхода к исследованию, сохранению, реставрации и реновации памятников древнего Тараза и его округи и то место, которое принадлежит памятникам Таразского историко-археологического заповедника-музея в вопросах эстетического и национально-патриотического воспитания казахстанцев, в деле развития местного и международного туризма.
Ряд памятников Тараза еще ждет своего времени, чтобы быть возрожденными из времени и предстать перед восхищенным взором наших современников. Большой интерес в этом плане представляют остатки бани XI века с росписями, раскопанной на шахристане А. Н. Бернштамом, затем утерянной.
Музеефикация курганов Уштобе и могильника Берккара, укрепительно-восстановительные работы на святилище эпохи бронзы Карасай, где гибнут петроглифы, и необходимость реставрационных работ на других памятниках Тараза и его округи требуют выделения дополнительных средств, которые окупятся в будущем благодарными потомками.
К «технологическому» аспекту относятся, прежде всего, методы обеспечения физической сохранности памятника после раскопок и его консервации.
Существующие методики проведения археологических исследований не всегда способствуют сохранности исследуемого памятника. Нельзя не упомянуть и о различиях в подходах к памятнику археологии у археологов и музейных работников. Для первых главное - выявление и максимальное исследование памятника. Причем, чаще всего эти исследования завершаются его разрушением. И это разрушение изначально заложено в методике проведения раскопок. Задача музейных работников - сохранение, популяризация и дополнительное исследование выявленного памятника. А его-то и не хватает после завершения раскопок.
Как и любой другой музей, археологический заповедник (музеефицированный объект) является, прежде всего, образовательным и научным учреждением. Он может стать источником для изучения, например, истории строительной техники, древних технологий, принципов планировки древних поселений. Кроме того, популяризация памятников может изменить отношение к ним со стороны местного населения. (Можно предположить, что если местный житель будет знать, что курганы оставлены его предками, то и отношение к ним будет более бережным. Хотя, в ряде случаев популяризация может привести к обратному результату - увеличению числа грабительских раскопок.)
Можно сделать предположение, что археологические музеи-заповедники (прежде всего, небольшие по площади) смогут привлечь гораздо большее количество туристов, если они станут частью обширного туристического маршрута, включающего в себя ознакомление с памятниками архитектуры, природы.
Они станут частью обширного туристического маршрута, включающего в себя ознакомление с памятниками архитектуры, природы. Возможно даже создание «музеев-спутников» на территории городищ, расположенных вблизи крупных населенных пунктов. Эти музеи могли бы сочетать в себе функцию фондохранилища массового материала (интересного только специалистам) и туристического центра.
Специалисты не раз отмечали взаимосвязь между развитием музеев и туризмом. На наш взгляд, успешное развитие туристической деятельности применительно к археологическим музеям-заповедникам возможно только на основе системного подхода. Здесь главным средством выступает музейно-туристский комплекс. Он определяется как «территориальное объединение, в состав которого входят как объекты формирования (турбазы, тургостиницы, туристические маршруты), так и объекты реализации познавательного спроса населения (музеи, музеи-заповедники и другое)». Причем, включение музея-заповедника (для которого характерна некоторая юридическая и хозяйственная автономность) в такой музейно-туристский комплекс позволит эффективнее использовать его культурно-природный потенциал.
Как археологический памятник может обрести «вторую жизнь», стать активным элементом процесса познания нашего прошлого? На наш взгляд, это возможно только при соблюдении приоритета консервации с максимальным сохранением внешнего вида объекта на момент раскопок перед реставрацией.
В этом направлении наша долгосрочная работа по консервации, реставрации и музеефикации Акыртаса является комплексной работой, предполагающей использование комплекса в туристической инфраструктуре области. Непосредственно с местными органами власти отрабатываются вопросы, связанные с землепользованием, техническими условиями проекта строительства, охраной материальных ценностей, которые круглый год находятся на территории комплекса. Необходимо более активное вовлечение музеефицированных археологических памятников в туристскую деятельность (создание музейно-туристских комплексов на базе археологических заповедников, организация научно-туристических программ как фактора, способствующего сохранению и популяризации археологического наследия), более тесное взаимодействие археологов, музейных работников, реставраторов и общественности при создании новых музеев.
Канат ТУЯКБАЕВ, директор РГКП «Казреставрация»
www.dereksiz.org
Древний Тараз как зеркало мира - Новости Казахстана
История Тараза, которому более 2 тыс. лет, лежит буквально под ногами горожан. Ведь, по мнению ученых, территория древнего селения занимала довольно обширную площадь и охватывала даже ту часть, где сегодня расположены кварталы многоэтажек.
Полис был известен в первую очередь своим рынком. Наибольшего расцвета торговля, а вместе с ней экономика и культура города достигли в эпоху Великого шелкового пути. Дорога, соединившая Восток с Западом, сыграла огромную роль в развитии Тараза. Благодаря ей городу было суждено стать не только местом для товарообращения, но и точкой, где встретились разные цивилизации, культурные традиции и религиозные течения, научные и технические достижения. Длинными вереницами сюда стекались караваны из Китая, Парфии, Индии, Византии и стран Ближнего Востока. Купцы предлагали шелка, пряности, драгоценные камни, ювелирные украшения, керамику, коней, экзотических птиц и животных, плоды, вино, масла и многое другое. На базарах, помимо тюркской, можно было услышать арабскую, персидскую, индийскую речь…
В переводе с казахского языка «тараз» означает «весы». Это слово наиболее точно передает характерную особенность полиса, с давних времен считавшегося городом купцов. Но изначально, по мнению многих историков, в том числе известного востоковеда Льва Гумилева, он носил название реки Талас, на берегах которой и возник.
Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу VI века. Согласно описаниям историка Менандра, по дороге в тюркское государство, которое простиралось от Тихого океана до Черного моря, военачальник Земарх, бывший во главе посольской делегации, посетил город Талас, а недалеко от него был принят в ставке повелителя каганата. Затем о городе стали писать почти все историки, путешественники, географы того времени, что вполне понятно, ведь Талас на протяжении веков славился как один из важнейших международных рынков, а люди называли его «зеркалом мира».
В своей книге «Древние города Казахстана» известный археолог Карл Байпаков отметил, что китайский буддийский монах и паломник Сюань-Цзянь оставил сведения о том, что город имел окружность от 8 до 9 ли и там останавливались и торговали купцы из многих стран. Примерно то же самое через три с лишним столетия в своем географическом сочинении подчеркнул и путешественник из Месопотамии ибн Хаукаль. Из других источников известно, что древний Тараз был большим, густонаселенным и укрепленным городом с множеством садов, двумя крепостными стенами, четырьмя воротами и опоясывающим рвом.
Он состоял из характерных для всех городов Центральной Азии цитадели прямоугольной формы, принадлежавшей влиятельной особе шахристана, где размещались торговые лавки и жилища знати, купцов и ремесленников, а также примыкающего к нему с востока и запада рабада, где проживали самые бедные горожане. Здесь же находились некоторые культовые сооружения и общественные здания. В городе имелся собственный монетный двор, деньги которого наряду с китайскими, хорезмскими и другими были в ходу не только среди местного населения, но и далеко за пределами Шу-Таласской долины. Это свидетельствует о том, что Тараз являлся крупным узловым экономическим центром, поскольку мелким городам чеканить свои монеты было крайне невыгодно.
Исследования, проведенные за последние годы на территории Жамбылской области, дали новые материалы, которые подтверждают: Тараз существовал задолго до упоминания его в письменных источниках.
– Возникновение Тараза связано с «Великим переселением народов» с востока на запад, – говорит директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов. – Начало этому положило образование в I тысячелетии до н. э. на берегу реки Хуанхэ двух враждующих племенных союзов – ханьцев и гуннов. В результате затяжных военных действий на рубеже последнего столетия до н. э. императору династии Хань удалось расколоть гуннские племена. Образовались две империи: «южная» – во главе с шаньюем Хуханье, который признал господство ханьцев, и «северная» – под началом младшего брата Хуханье – шаньюя Чжи-Чжи, пожелавшая свободы. Это случилось в 53 году до н. э.
По свидетельствам китайских хроник, под натиском сильного враждебного союза «южан» и ханьцев последователи Чжи-Чжи были вынуждены уйти сначала в Джунгарию, а затем в результате вмешательства гуннов в войну между кангюйцами и усунями – в Таласскую долину. Здесь в конце I тысячелетия до н. э. шаньюй обосновал свою ставку и начал строительство города-крепости, куда была направлена огромная рабочая сила. Эта местность была выбрана как наиболее удобная и надежная в плане защиты.
По мнению некоторых исследователей, город возводили мастера из Ферганы и Парфии, а также местное тюркское население. Лев Гумилев считал, что в строительстве участвовали даже римляне. Предполагается, что это были легионеры Красса, плененные парфянами и направленные ими служить на восточные границы. Город был построен примерно за 2 года, укреплен внешней каменной стеной и внутренней деревянной, а вокруг на земляном валу были сооружены многочисленные наблюдательные башни.
На территории крепости высились великолепные дворцы и другие здания, а в центре расположилась цитадель – резиденция правителя, где хранились товары, казна и оружие. Надо сказать, что местные жители уделяли большое внимание военному делу. Но все же собственных сил им было недостаточно, чтобы противостоять Поднебесной империи. В 36 году до н. э. ханьцы, опасаясь набирающего силы государства «северных» гуннов, разгромили город. Об этом подробно изложено в китайских летописях «26 Историй».
К сожалению, ни один из средневековых авторов не указал точного расположения Тараза, именно по этой причине довольно длительное время его искали в разных точках, сначала отождествляя с Тоймакентом на берегу Таласа, затем с местечком Талас на реке Карабура и городищем Садыр-Курган. Востоковед и тюрколог Василий Бартольд, основываясь на описании арабского историка и хрониста аль-Макдиси, считал, что Тараз находился на месте Аулие-Аты, и оказался абсолютно прав. Его догадку полностью подтвердили археологические исследования Михаила Массона, Геронима Пацевича и Александра Бернштама. Обнаруженные ими артефакты оказались столь яркими и убедительными, что сомневаться уже не приходится: место древнего городища найдено.
Но почему Талас стали называть Таразом? Доктор исторических наук, профессор и академик Кокиш Рыспаев в своей монографии «Жамбылская область» пишет, что древний тюркский историк Нершахи, рассказывая о событиях, происходивших в 580 году вблизи Таласа, в своем труде «История Бухары» при написании названия города допустил ошибку. С тех пор он стал известен как Тараз.
Город на Шелковом пути
Слава древнего Тараза как важнейшего торгового и культурного центра на Великом шелковом пути приходится на период существования раннефеодального государства Караханидов (X–XII века), когда он являлся его столицей. В этот период город получил особенно бурное развитие и, как пишет Кокиш Рыспаев, «уже не вмещался в прежние границы шахристана, стал разрастаться, и центр городской жизни переместился в торгово-ремесленный рабад. А это привело к тому, что часть города сильно расширилась, включив в свои пределы не только ряд замков землевладельцев-феодалов, но и некоторые начавшие приходить в упадок города округи». Местные крестьяне занялись садоводством и виноградарством. Если прежде разводили только коней, то теперь обратили внимание на коров, ослов, верблюдов и свиней. Но наиболее активное развитие получило овцеводство.
В этот период стали впервые возводить минареты, мавзолеи, караван-сараи и другие общественные и культовые здания, которые отличались великолепным видом и декоративным убранством. В архитектуре появились новые черты. Осваиваются новые строительные материалы: алебастр, терракотовые и изразцовые плиты. Широкое распространение получили жженый кирпич, строительный камень, дерево. На фасадах все чаще можно было увидеть фигурные кирпичные кладки в виде елочек, ромбов, треугольников и квадратов. Наиболее яркие образцы архитектуры этой эпохи – мавзолеи Айша-Биби, Карахана, Бабаджи Хатун, Дауытбека.
Впоследствии Тараз стал центром большого культурно-экономического оазиса, куда входили десятки крупных и мелких городищ, селений, отдельных усадеб и замков. Так называемое Золотое кольцо Тараза включало около 30 городов. Среди них – Джувикат, Оххум, Тоймакент, Шельджи, Атлах и другие. В настоящее время от них остались лишь холмы, но в те времена это был хорошо укрепленный район, границы которого охранялись постоянными военными гарнизонами, размещавшимися в крепостях.
Аль-Макдиси писал, что у ворот Тараза текла большая река, часть города находилась по другую сторону, а соборная мечеть – среди базаров. Кокиш Рыспаев отметил, что «после завоевания Тараза саманидом Исмаилом здесь утвердилась новая религия – ислам – и главная церковь города была перестроена в мечеть». Возможно, именно ее и обнаружили археологи во время раскопок на территории бывшего центрального рынка. Предположительно, мечеть воздвигнута на фундаменте христианской церкви.
В IX–X веках в Таразе дальнейшее развитие получила керамика. Изготовлялись пиалы, по форме близкие к конусовидным чашкам, тарелки с перегибом стенки на кольцевом поддоне и многое другое. Большое место занимали зооморфные, а также растительные узоры, в основе которых лежало древо жизни. Таразские ремесленники достигли такого высокого уровня мастерства, что стали оказывать влияние на развитие гончарного искусства в других городах Жетысу и Центральной Азии. В Таразе и его округе продолжалась обработка камня и кости, стали приобретать популярность стеклянные изделия и предметы религиозно-эстетического характера. Получило развитие и шелкопрядение, секрет которого был перенят у китайских ремесленников.
Производство бронзы, свинца, олова, железа, серебра и золота стало основой для бурного развития других ремесел, в том числе кузнечного и ювелирного. Поэтому наряду с глиняной посудой древний Тараз славился украшениями и оружием. Со временем он стал центром цветной металлургии. В окрестностях города день и ночь дымили горные печи. Добычей руды и выплавкой серебра занимались невольники. «Этого благородного металла было так много, – писал в своем научном труде «Жамбылская область» К. Рыспаев, – что, по свидетельству Махмуда Кашгари, хан тюрков по имени Шу (его ставка находилась в Шуской долине) завел передвижной бассейн из серебра, который возил с собой во время походов».
– Бурное развитие Тараза в первую очередь связано с удобным географическим расположением, – считает Такен Молдакынов. – Город использовался как перевалочный пункт на Великом шелковом пути. Здесь невольно пересекались разные культуры, благодаря чему происходило взаимообогащение цивилизаций Запада и Востока.
В XII и начале XIII веков жителей Семиречья, в том числе Тараза, захлестнула волна кровавых столкновений. Считается, что к полному разрушению города привели монголы, которым местные жители оказали значительное сопротивление. После них не осталось ничего: сады и замки разрушены, народы уничтожены. После разгрома город так и не смог оправиться и достичь прежнего величия, хотя жизнь в нем возродилась. Позднее он стал известен как Янги, затем Аулие-Ата, Мирзоян, а до 1997 года носил имя великого акына Жамбыла Жабаева.
В нынешнем году исполнилось ровно 20 лет с тех пор, как Указом Главы государства городу вернули историческое имя – Тараз. Сегодня это динамично развивающийся полис, лежащий на современном Шелковом пути – автомагистрали Западная Европа – Западный Китай.
Свидетели истории
Первые археологические раскопки на месте древнего Тараза начались во второй половине XIX века российскими исследователями. В 1938 году городище привлекло внимание профессора Александра Бернштама. В 60-е годы прошлого столетия его работу продолжил ряд других ученых. За сотню лет на этом месте трудились 24 официальные экспедиции. В настоящее время здесь работают специалисты ТОО «Казархеология» и «Казреставрация».
Раскопки идут около 6 лет. Но первые результаты казахстанские археологи получили только в 2015 году. Ими обнаружено немало глиняной посуды, ювелирных украшений, монет, бронзовых светильников, предметов хозяйственного назначения. Всего поднято на поверхность более 40 тыс. артефактов, из них около 2 800 пригодны к демонстрации любителям истории. Львиную долю находок составляют керамические изделия, но есть и более ценные. К примеру, учеными найден Таразский клад. На глубине примерно двух с половиной метров выкопан небольшой кувшин, наполненный женскими украшениями из золота, серебра, нефрита и драгоценных камней. Всего в нем оказалось 92 ювелирных изделия: всевозможные браслеты, серьги, колье, диадемы, кольца…
В восточной части Тараза обнаружен участок глиняного водопровода. Вода подавалась из реки Талас. Находка свидетельствует о высоком уровне инженерной мысли той эпохи. По словам директора Таразского информационного центра «Тараз-Туризм» Искандера Торбекова, на территории городища раскопаны остатки медресе, фундаменты жилищ, средневековой бани. Примечательно, что последняя имела систему нижнего подогрева, характерную для общественных бань на Востоке. Ее аналоги обнаружены в древних Отраре и Туркестане.
В настоящее время на территории древнего Тараза построен историко-археологический комплекс, включающий Дом дружбы, смотровую башню, фонтаны, сооружение «Мынбулак», малые архитектурные формы, а также новый музей, где хранятся все найденные артефакты. Здесь создан первый в стране музей под открытым небом, благодаря которому посетители могут увидеть, как жили люди эпохи средневековья. Ожидается, что в будущем комплекс «Древний Тараз» станет международным туристическим брендом области. Сейчас ведется реставрация музея. В ближайшее время он распахнет двери для туристов и любителей истории.
– В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны пишет о большой значимости наряду с другими святынями таразских исторических памятников. В дни празднования 550-летия Казахского ханства Глава государства назвал наш регион, в том числе город Тараз, «золотой нитью нашей истории». Эти слова призывают всех нас к изучению и популяризации артефактов древнего Тараза и Шу-Таласской долины, – сказал Такен Молдакынов.
Изначально планировалось завершить раскопки в текущем году, но они продолжатся, поскольку из отведенных для исследований 6 га земли вскрыта лишь четверть участка. По словам археолога Руслана Буранбаева, раскопки последних двух лет сосредоточены в центральной части древнего городища. Расчищены магистральная и второстепенные улицы, стали видны жилые кварталы.
– Все, что найдено казахстанскими учеными, – это только начало, – считает Такен Молдакынов. – Ведь, по сути, археологами снят лишь верхний слой, затрагивающий максимум XIII век. Чтобы узнать больше о далеком прошлом, необходимо добраться до более глубоких культурных слоев. Уверен, нас ждет еще много открытий.