Баян древний. Ностальгический клуб любителей кино .
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боян Вещий — певец и сказитель. Баян древний


Боян — древнерусский поэт-певец.

 

Боян — древнерусский поэт-певец.

Боян (XI в.) — древнерусский поэт-певец. Как «творец песен» Б. назван в зачине «Слова о полку Игореве» (см. Автор «Слова о полку Игореве»): «Бояньбо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы...». Семь раз вспоминает автор «Слова» Б. в своем произведении. Кроме «Слова», Б. упомянут в «Задонщине». В интерпретации имени Б. с самого начала открытия «Слова» обозначились две основные тенденции: 1) это собственное имя конкретного древнерусского поэта-певца; 2) это нарицательное слово, обозначающее певца, поэта, сказителя вообще. В первом издании «Слова», в примеч. б на с. 2 Б. назван «славнейшим в древности стихотворцем русским». В первоначальном виде этой страницы говорилось, что «при Рюрике иль Святославле гремела лира его, ни по чему узнать не льзя»; после перепечатки ее соображения о времени жизни Б. были сформулированы еще более неопределенно: «когда и при котором государе гремела лира его ни по чему узнать не льзя». Сходная с этой характеристика Б., но в сильно романтизированном виде, была дана Н. М. Карамзиным в «Пантеоне российских авторов» (1801 г.): «Мы не знаем, когда жил Боян, и что было содержанием его сладких гимнов; но желание сохранить имя и память древнейшего русского поэта заставило нас изобразить его в начале сего издания. Он слушает поющего соловья, постарается подражать ему на лире» (Карамзин Н. М.

Соч. СПб., 1848, т. 1, с. 653). Однако уже в примечаниях к «Слову» в бумагах Екатерины II имя Б., с одной стороны, воспринималось как собственное (здесь даже отмечалось, что «из последствия сей повести видно, что он воспевал подвиги князя Всеслава»), но, с другой — тут же толковалось и как нарицательное: «Сие имя Боян происходит, как думать надобно, от древняго глагола баю, говорю: по сему Боян не что другое как разкащик, словесник, вития» (см.: Дмитриев Л. А. История первого издания «Слова о полку Игореве». М.; Л., 1960, с. 326). Представление о Б. как о конкретном «витии» древности и одновременно с этим обобщенном образе поэта-певца вообще было характерным для начала XIX в. А. X. Востоков в примечаниях к своей стихотворной повести «Светлана и Мстислав» в «Опытах лирических» (1806 г.) писал, что он, вслед за В. Т. Нарежным, считает, что русские поэты, которые «должны были находиться при дворе государей древних», назывались «Баянами». Об этом, отмечает Востоков, «не говорит “Повесть о походе Игоря”, упоминающая только об одном Баяне, как о собственном имени; но нельзя ли предположить, что упомянутый песнотворец по превосходству назван общим именем Баяна, т. е.: баснослова, вития, рассказчика» (цит. по изд.: Востоков А. X. Стихотворения. Л., 1935, с. 391 (Б-ка поэта)). Так же понимает имя Б. Пушкин в «Руслане и Людмиле» — оно у него одновременно и имя собственное, и нарицательное: «Все смолкли, слушают Баяна...», «И струны громкие Баянов / Не будут говорить о нем!» (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. АН СССР, 1937, т. 4, с. 7, 42). Только поэтическим символом считал Б. Вс. Миллер: «Боян заменяет автору “Слова” музу эпических поэтов» (Миллер. Взгляд, с. 123—124), «В начале “Слова” Боян введен как поэтическое украшение, а не как историческое лицо: имя вещего поэта, потомка божества, должно украсить произведение автора, возвысить его в глазах читателей» (с. 125). По мнению Миллера, «нет ни одной черты, которая могла бы быть реальной характеристикой исторического певца и притом русского, предшественника автора “Слова”» (с. 121). Само имя Б. Миллер считает не русским: «Боян лицо болгарское и попал в “Слово” из болгарского источника» (с. 130). Предположение о болгарском происхождении имени Б. высказывалось и до Вс. Миллера: Ю. Венелин считал, что Б. «Слова о полку Игореве» — болгарский князь Боян Владимирович (ум. в 931 г.), слывший в народе колдуном (Венелин Ю. Критическое исследование об истории болгар. М., 1849, с. 263—265). Однако еще в 1844 г. В. Г. Белинский в шестой статье о Пушкине, разбирая «Руслана и Людмилу», писал, что Пушкин, считая слово Б. «равнозначительным» таким словам, как «скальд, бард, менестрель, трубадур, миннезингер», «разделял заблуждение всех наших словесников, которые, нашед в “Слове о пълку Игореве” “вещего баяна, соловья старого времени...” заключили из этого, что Гомеры древней Руси назывались баянами». Белинский утверждал, что «по смыслу текста “Слова” ясно видно, что имя Баяна есть собственное, а отнюдь не нарицательное». Вместе с тем Белинский отмечал, что «Баян “Слова” так неопределенен и загадочен, что на нем нельзя построить даже и остроумных догадок» (Белинский В. Г. Собр. соч. М., 1955, т. 7, с. 365—366). В настоящее время можно считать общепризнанным положение о том, что Б. — имя собственное, принадлежавшее поэту-певцу, предшественнику автора «Слова». Вместе с тем есть все основания утверждать, что мы располагаем целым рядом не только догадок, но остроумных и весьма убедительных гипотез о Б. Сомнение в существовании древнерусского имени Б. явилось основой предположения, впервые высказанного и обоснованного А. Велътманом в 1842 г., согласно которому имя Б. — это искаженное имя Яна. В Повести временных лет несколько раз упоминается имя Яня Вышатича: сообщая под 1106 г. о его смерти на 90-м году жизни, Нестор пишет, что слышал от Яна Вышатича много рассказов, которые записал с его слов в свою летопись. Вельтман полагает, что в первоначальном тексте «Слова о полку Игореве» перед именем Яна стояла частица «бо», на каком-то этапе переписывания текста «Слова» переписчик соединил эту частицу с именем «Ян» и получился «Боян». Возможность искажения имени Яна Вышатича в Б. «Слова» допускали А. В. Логинов и Л. В. Черепнин (Логинов А. В. Историческое исследование Сказания о походе северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Одесса, 1892, с. 89—91; Черепнин Л. В. «Повесть временных лет», ее редакции и предшествующие ей летописные своды. — ИЗ, 1948, № 25, с. 328—329). Однако видеть в имени Б. искаженное написание какого-то другого древнерусского имени или искать это имя не в русских источниках (кроме указанного, предполагался еще ряд болгарских персонажей с именем «Боян») нет оснований. Е. В. Барсов, резко выступивший против гипотезы Вс. Миллера, привел ряд данных, свидетельствующих о том, что имя Б. в Древней Руси существовало (см.: Барсов. Слово о полку Игореве, т. 1, с. 338—339). Историко-археологические находки последнего времени не только подтвердили бытование имени Б. в Древней Руси, но свидетельствуют о его достаточно широкой распространенности. В НIЛ упоминается «Бояня» улица, в Рядной грамоте Тешаты и Якима (1261—1291 гг.) названо имя послуха Бояна (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949, с. 317). Имя «Боян» встречается в трех новгородских берестяных, грамотах (одна — 80-х гг. XI в., две — XII в.) (см.: Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1962—1976 гг. М., 1978). Наконец, на стене киевской Софии была обнаружена надпись (граффито), которую предположительно можно отождествлять уже непосредственно с Б. «Слова о полку Игореве». В этой надписи сообщается о покупке княгинею «Всеволожей» (т. е. женой князя Всеволода) «земли Бояней» (земли, принадлежавшей когда-то какому-то Бояну). Открывший надпись, С. А. Высоцкий датирует ее второй половиной XII в. и высказывает предположение, что эта земля «некогда имела какое-то отношение к Бояну “Слова о полку Игореве”» (Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв. Киев, 1966, вып. 1, с. 71). Б. А. Рыбаков датирует граффито концом XI в. и высказывает предположение, что запись могла быть сделана в близкое время к предполагаемому им году смерти Б. Правда, исследователь отмечает, что «текст граффито сам по себе не дает нам права отождествлять Бояна-песнотворца с Бояном-землевладельцем» (Рыбаков. Русские летописцы, с. 417). О Б. как поэте, жившем во времена князя Всеслава (ум. 1101 г.), писал в 1809 г. Н. Грамматик в «Рассуждении о древней русской словесности». Древнерусским певцом считал его Б. Евгений (Болховитинов), включив в свой «Словарь русских светских писателей» (1845 г.). «Знаменитым русским поэтом» XI — нач. XII в. назвал Б. Ф. И. Буслаев. Время творчества Б. он датирует, исходя из перечня имен тех князей, которым Б. пел свои песни-славы. Кроме того, этот перечень наводит Буслаева на мысль, что «связь Бояна с князьями тмутороканскими и черниговскими, вероятно, заслуживает некоторого внимания» (Буслаев. Русская поэзия, с. 382). Буслаев считает, что текст «Слова о полку Игореве» донес до нас несколько отрывков из произведений Б., процитированных автором «Слова». Это две припевки Б., имеющие характер притчи, — «Ни хытру, ни горазду...» и «Тяжко ти головы...», и пять отрывков из песен Б.: «ТъйбоОлегъмечемъ крамолу коваше...», «Тогда при Олз'ЬГориславличи...», «Уже бо, братие, невеселая година въстала...», «На НемизЪ снопы стелютъ головами...», «Не буря соколы занесечресъ поля широкая...». Е. В. Барсов, подчеркивавший тесную связь автора «Слова о полку Игореве» с творчеством Б., вместе с тем считал, что, автор «Слова» «весьма мало внес Бояновых словес в свое произведение» (Барсов. Слово о полку Игореве, т. 1, с. 308). Если приводившиеся выше предположения о вставках в «Слове о полку Игореве» из сочинений Б. имели в виду отдельные небольшие фразы, то писатель А. Л. Никитин пошел гораздо дальше своих предшественников, Он считает, что вообще большая часть текста «Слова» не что иное, как переработка, применительно к событиям похода Игоря, сочинения Б., посвященного Святославу Ярославичу и его сыновьям и написанного Б. за сто лет до похода Игоря — в конце 1084 — нач. 1085 г. По Никитину основной причиной, побудившей автора «Слова» обратиться к сочинению Б., которое по его словам «послужило своего рода матрицей для автора “Слова о полку Игореве”» (Никитин А. Л. Испытание «Словом...», № 6, с. 226), «были солнечные затмения, предшествовавшие началу обоих походов» (там же, № 7, с. 183). По Никитину получается, что все, о чем рассказывает автор «Слова», уже было в произведении Б.: «изображение похода, быть может, со зловещими предзнаменованиями, картины битвы с “погаными степняками”, гибель героев или плен, последовавшее затем горе “земли” и, возможно, обращение к князьям с просьбой о помощи» (там же, № 6, с. 226). Гипотеза Никитина, таким образом, превращает «Слово о полку Игореве» во второстепенный памятник древнерусской литературы. В его построениях много явных натяжек, произвольного толкования текста «Слова», грубых ошибок.

В 1912 г. А. С. Архангельский в энциклопедической статье дал подробный обзор всех гипотез о Б., имевшихся к этому времени, и подытожил результаты изучения данного вопроса. Связь Б. с тмутараканскими и черниговскими князьями подчеркивал А. С. Орлов (Орлов А. С. Слово о полку Игореве. М., 1923), который время жизни Б. относил к XI — нач. XII в. и считал, что Б. был таким же княжеским певцом, как и автор «Слова о полку Игореве». Как о бесспорном факте, о тмутараканском происхождении Б. и тесной связи его с черниговскими князьями писал Н. М. Шляков, который в определенной степени пытался воссоздать биографию Б. По его гипотезе, Б. родился не позже 1006 г. и умер вскоре после смерти Всеслава (1101 г.). Первым произведением Б. была песнь о единоборстве Мстислава с Редедей. По мнению Шлякова, «в летописи мы имеем следы Бояновых песен, и летописец пользовался ими как источником для своих сведений» (Шляков. Боян, с. 495). Начав свою песнотворческую деятельность в Тмутаракани, Б. затем перешел в Чернигов. Шляков предполагает, что одно время Б. находился при дворе Ростислава Владимировича (ум. 1066 г.), затем перешел на службу к Святославу Ярославичу (ум. 1076 г.), воспевая деяния его и его семьи, «тесно связав особенно свою судьбу с судьбою его старшего сына — энергичного Олега» (там же, с. 498). О том, что Б. был песнетворцем или придворным поэтом Святослава Ярославича и его сына Олега, писал М. Н. Тихомиров. Он отмечает, что все заимствования из «похвальных слов» Б. в «Слове о полку Игореве» «относятся к определенному и сравнительно узкому промежутку времени. В них говорится о пребывании полоцкого князя Всеслава на Киевском столе (1068 г.), о Святославе Ярославиче, сменившем Всеслава на Киевском престоле (умер в 1076 г.), о смерти «красного» Романа Святославича (1079 г.), о смерти Бориса Вячеславича (1078 г.). О самом Олеге Святославиче говорится как о младом и храбром князе, внуком которого был Игорь Святославич, герой поэмы. Следовательно, Боян писал про молодого Олега, когда тот еще был «Гориславичем», т. е. до 1094 г. С этого года Олег уже прочно сидел на отцовском столе и борьба за Чернигов окончилась (Тихомиров. Боян и Троянова земля, с. 175—176). М. Н. Тихомиров считает, что автору «Слова» произведения Б., из которых он черпал сведения о событиях XI в., могли быть известны как в устной передаче, так и в письменной форме. «Не подлежащую сомнениям» связь Б. с «домом чернигово-тмутараканских князей» подчеркивает Б. А. Рыбаков, который уделяет много места Б. в своем исследовании «Слова о полку Игореве». Ранний период песнотворчества Б. Рыбаков относит ко времени княжения Мстислава Храброго (ум. в 1036 г.), ратные подвиги которого воспевал Б. После смерти Мстислава Б., как полагает Рыбаков, перешел ко двору киевского великого князя Ярослава, к которому перешли черниговские и тмутороканские владения умершего бездетным Мстислава. Затем Б. снова вернулся в Тмуторокань. Большинство исследователей, опираясь на припевку Б. о Всеславе Полоцком — «Ни хытру, ни горазду, ни птицюгоразду суда божиа не минути», считают, что Б. умер после смерти Всеслава (1101 г.). Б. А. Рыбаков полагает, что эта «припевка» не имеет датирующего значения: «Из этих слов, во-первых, не видно, что божий суд уже настиг Всеслава, а во-вторых, следует учесть, что “предсказать” смерть Всеслава можно было и не дожидаясь факта его смерти» (Рыбаков. Русские летописцы, с. 414, примеч. 14). По его мнению, последняя «припевка» Б. в «Слове» «Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы» «была, вероятно, взята из какой-то торжественной оды по случаю возвращения Олега с молодой женой и утверждения его в отцовских и братних владениях в Тмутаракани» (с. 414), что происходило в 1083 г. Б., пишет Рыбаков, «был связан с Мстиславом, затем с Ярославом старым, потом с его сыном Святославом и сыновьями Святослава — Романом и Олегом, родоначальником Ольговичей. Гусли Бояна звучали еще до 1036 г. и продолжали рокотать славы князьям вплоть до 1083 г., т. е. на протяжении около полувека» (с. 415). Рыбаков связывает с именем Б. создание былины о Соловье Будимировиче, которая, по предположению А. И. Лященко, повествует о сватовстве Гаральда Норвежского к дочери Ярослава Елизавете в 1040-е гг. (Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. М., 1963, с. 78—85). В отличие от большинства исследователей, В. Ф. Ржига возражает против приурочения творчества Б. к черниговской ветви княжеского рода: «На деле это был песнотворец более широкого размаха и более глубокой исторической преемственности» (Ржига. Несколько мыслей, с. 430). По его определению, Б. — певец-поэт широкого политического кругозора, «не ограниченный рамками воспевания какой-нибудь одной княжеской ветви» (там же, с. 431). Не менее, чем личность Б., интересовал исследователей вопрос о характере его поэтического творчества. По мнению Буслаева, поэзия Б. отвечала требованиям народного эпоса того времени. «Боян, — писал он, — сам пел свои песни, подобно другим народным певцам, и сопровождал свои песни струнным инструментом» (Буслаев. Русская поэзия, с. 394). Народным певцом, подобным «позднейшим бандуристам, кобзарям и гуслярам, которые ходили по селам и на торжищах и праздничных играх распевали народные думы под звуки музыкального инструмента», считал Б. А. Н. Афанасьев (Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865, т. 1, с. 408). Е. В. Барсов также считал, что «живое и быстрое» творчество Б. «имело характер не книжных произведений, а живой народной песни: оно было творчество струнное» (Барсов. «Слово о полку Игореве», т. 1, с. 303). Вместе с тем, однако, Барсов пишет: «Основа, план и стилистические приемы Бояновых творений указывают, что его песни, как и “Слово” при всей своей внутренней и глубочайшей связи с живым народным песнотворчеством, существенно отличались от этого последнего... Это была поэзия, возвышавшаяся над народною, предполагающая художественное развитие дружинного исторического эпоса на героической основе» (там же, с. 307). Специально поэтике творчества Б. посвящена статья Г. Н. Поспелова. Связывая творчество Б. с эпическими традициями, Поспелов подчеркивает, что «песни Бояна и былины — это две разных стадии в развитии русского героического эпоса» (Поспелов. К вопросу о стиле, с. 43). Он так характеризует стиль и жанр этого древнерусского поэта-певца: «Боян был, по-видимому, самым талантливым в Киевской Руси создателем лиро-эпических кантилен как второй ступени развития песенного героического эпоса, уже выделившегося когда-то из обрядового хора, но еще не усвоившего себе того “эпического схематизма”, который характерен для следующей, “былинной” его стадии» (с. 43). Связь творчества Б. с приемами народного творчества отмечал В. Ф. Ржига, который особенно подчеркивал, что Б. был «не только знаменитым киевским песнотворцем XI в., но и выдающимся музыкантом своего времени» (Ржига. Несколько мыслей, с. 431). Д. С. Лихачев, соглашаясь с точкой зрения И. У. Будовница, что Б. был придворным поэтом, говорит о «бравурном» характере его песнетворчества и отмечает: «Очевидно, Боян и не был подлинно народным поэтом» (Лихачев. Исторический и политический кругозор, с. 30). В конце прошлого века М. Г. Халанский высказал предположение о скальдическом характере творчества Б. Он отмечал, что определение Б. «Велесовым внуком», даваемое автором «Слова о полку Игореве», «находит себе ближайшие параллели в образах поэзии скандинавских скальдов» (Халанский М. Южнославянские сказания о кралевиче Марке. Варшава, 1894, с. 214). Эта точка зрения была развита Д. М. Шарыпкиным. Песнотворчество Б. в стадиально-типологическом отношении находится в сродстве с поэзией скальдов. Хвалебные песни властителям-князьям «как скальдов, так и Бояна, представляют собою стадию, промежуточную между фольклором и литературой» (IIIарыпкин. «Рек Боян и Ходына», с. 196). Б. либо непосредственно был «знаком со скандинавской скальдической традицией, а, может быть, и учился у варяжских скальдов» (там же). Значительный интерес, в связи со скальдическими традициями творчества Б., представляет собой толкование одного из «темных» мест «Слова», которое в первом издании передано так: «Рек Боян и ходы на Святъславляпестворцастараго времени Ярославля...». Сейчас большинство исследователей «Слова о полку Игореве» принимают конъектуру, предложенную в 1894 г. И. Забелиным, согласно которой это место должно читаться так: «Рек Боян и Ходына, Святъславля песнотворца стараго времени Ярославля...». «Боян и Ходына» это имена двух певцов Святослава Ярославича, А именно в традициях скалъдической поэзии «певцы обменивались присловьями в амебейном чередовании, импровизируя в заданных традицией формулах» (Шарыпкин. «Рек Боян и Ходына», с. 199). Тем самым полностью подтверждается правильность прочтения данного места «Слова» И. Забелиным и становится понятным, почему двум лицам принадлежит афоризм, состоящий всего из двух фраз: второй певец при подобного рода поэтических импровизациях-состязаниях досказывал недосказанное первым исполнителем.

 

Лит.: Вельтман А. Упоминаемый «бо Ян» в «Слове о полку Игореве» есть старец Ян, упоминаемый Нестором. — Москвитянин, 1842, № 1, с. 213—215; Буслаев Ф. И. Русская поэзия XI и начала XII в. — В кн.: Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861, т. 1. Русская народная поэзия, с. 377—400; Миллер Вс. Взгляд на «Слово о полку Игореве». М., 1877; Барсов Е. В. Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси. М., 1887, т. 1, с. 299—390; Забелин И. Заметка об одном темном месте в «Слове о полку Игореве». — Археол. изв. и заметки, 1894, № 10, с. 297—301; Архангельский А.Боян. — Нов. энц. словарь. СПб., (1912), т. 7, стб. 754—759; Перетц Вол. Слово о полку Iгоревiм пам’яткафеодальноïУкраïни — Руси XII в. У Киïвi, 1926 с. 135—136; Шляков Н. М.Боян. — ИпоРЯС, Л., 1928, т. 1, кн. 2, с. 483—498; Айналов Д. В. Заметки к тексту «Слова о полку Игореве». III. На каком инструменте играл Боян? — ТОДРЛ, 1940, т. 4, с. 157—158; Поспелов Г. Н. К вопросу о стиле и жанре творчества Бояна вещего. — МГУ. Докл. и сообщ. филол. ф-та. М., 1947, вып. 2, с. 42—45; Будовниц И. У. Идейное содержание «Слова о полку Игореве». — В кн.: Изв. АН СССР, 1950, т. 7. Сер. ист. и филос. № 2, с. 154—156; Лихачев Д. С. 1) Исторический и политический кругозор автора «Слова о полку Игореве». — В кн.: «Слово о полку Игореве»: Сб. исслед. и статей под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950, с. 5—52; 2) В защиту «Слова о полку Игореве». — Вопр. лит., 1984, № 12, с. 80—99; Тихомиров М. Н.Боян и Троянова земля. — В кн.: Слово о полку Игореве: Сборник исследований и статей под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950, с. 175—187; Ржига В. Ф. Несколько мыслей по вопросу об авторе «Слова о полку Игореве». — ИОЛЯ, 1952, т. 11, вып. 5, с. 428—438; Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII вв. Л., 1968, с. 13—21, 51—52; Боровський Я. Б. 1) Особа вiщогоБояна в пам’яткахдавньогописьменства. — Радянське лiтературознавство, 1970, № 6, с. 49—53; 2) ВiщийБоянiз «Слова о полку Iгоревiм». — Укр. мова и лiт. в школi. Киïв, 1981, № 10, с. 26—31; Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 410—417; Шарыпкин Д. М. 1) «Рек Боян и Ходына...»: (К вопросу о поэзии скальдов и «Слове о полку Игореве») — В кн.: Скандинавский сборник. Таллин, 1973, т. 18, с. 195—202; 2) Боян в «Слове о полку Игореве» и поэзия скальдов. — ТОДРЛ, 1976, т. 31, с. 14—22; Сокол М. Т. Биографическая ремарка о Бояне. — В кн.: Некоторые проблемы отечественной историографии и источниковедения. Днепропетровск. 1976, с. 23—34; Никитин А. Л. 1) Наследие Бояна в «Слове о полку Игореве»: Сон Святослава. — В кн.: Исследования и материалы по древнерусской литературе: «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI—XVII вв. М., 1978, с. 112—133; 2) Испытание «Словом». — Новый мир, 1984, № 5, с. 182—206; № 6, с. 211—226; № 7, с. 176—208; Робинсон М. А., Сазонова Л. И. Несостоявшееся открытие: («Поэмы» Бояна и «Слово о полку Игореве»). — РЛ, 1985, № 2, с. 100—112; Дмитриев Л. А. Испытание «Словом». — Сов. культура, 1985, 17 IX, с. 6.

Л. А. Дмитриев

источник

historicaldis.ru

История развития баяна

старый баян - народный музыкальный инструмент

Баян – в своей основе язычковый духовой, но в то же время и клавишный музыкальный инструмент. Он сравнительно «молодой» и постоянно развивающийся. От создания и до наших дней баян претерпел огромное количество изменений и усовершенствований.

Принцип звукоизвлечения, который используется в инструменте, известен уже более трех тысяч лет. Металлический язычок, колеблющийся в струе воздуха, применялся в китайских, японских и лаосских музыкальных инструментах. В частности, такой способ извлечения музыкальных звуков использовался в китайском народном инструменте — шэне.

старый баян - народный музыкальный инструмент

История баяна началась с того момента, когда впервые металлический язычок, издающий звук, заставили колебаться от воздуха, направленного не из легких музыканта, а из специального меха (примерно такого же, какой используется в кузнечном деле). Этот принцип рождения звука лег в основе устройства музыкального инструмента.

Кто изобрел баян?

Кто изобрел баян? В создании баяна в том виде, в котором мы его знаем, принимали участие многие талантливые мастера. Но у истоков стояли два независимо работающие друг от друга мастера: немецкий настройщик органов Фридрих Бушман и чешский мастер Франтишек Киршнер.

Киршнер еще в 1787 году предложил идею создания музыкального инструмента, в основе которого лежал принцип колебательного движения металлической пластины в столбе воздуха, нагнетаемого, с использованием особой меховой камеры. Им же были созданы и первые опытные образцы.

Бушман же использовал колеблющийся язычок как камертон для настройки органов. Только выдувал он точные звуки с помощью своих легких, что было крайне неудобно использовать в работе. Чтобы облегчить процесс настройки, Бушман сконструировал механизм, в котором использовался специальный мех с грузом.

При разжимании механизма груз поднимался вверх и затем собственным весом сдавливал меховую камеру, что позволяло сжатому воздуху довольно продолжительное время колебать металлический язычок, находящийся в специальной резонаторной коробке. Впоследствии Бушман добавил в свою конструкцию дополнительные голоса, которые вызывались попеременно. Использовал он данный механизм только с целью настройки органа.

какой баян изнутри

В 1829 году идею создания музыкального инструмента с язычками и меховой камерой перенял венский органный мастер Кирилл Демиан. Он создал на основе механизма Бушмана музыкальный инструмент, который состоял из двух независимых клавиатур и меха между ними. На семи клавишах правой клавиатуры можно было сыграть мелодию, а на клавишах левой — бас. Демиан назвал свой инструмент аккордеоном, оформил патент на изобретение, и в том же году приступил к их массовому производству и продаже.

Первые гармони в России

Примерно в это же время подобный инструмент появляется и в России. Летом 1830 года оружейных дел мастер Тульской губернии Иван Сизов приобрел на ярмарке диковинный инструмент – гармонику. По возвращении домой он разобрал его и увидел, что конструкция гармоники очень проста. Затем он сконструировал подобный инструмент сам и назвал его гармонью.

Так же, как и Демиан, Иван Сизов не ограничился изготовлением единственного экземпляра инструмента, и буквально через несколько лет в Туле был налажен фабричный выпуск гармони. Более того, создание и усовершенствование инструмента приобрело поистине народный характер. Тула всегда славилась своими мастерами, а тульская гармонь и сегодня считается эталоном качества.

Когда же появился собственно баян?

«Ну а где же баян?» – спросите вы. Первые гармони — это и есть прямые предшественники баяна. Главная особенность гармони заключается в том, что она настроена по диатонике и может играть только в одной мажорной или минорной тональности. Этого вполне достаточно для организации народных гуляний, свадеб и прочих развлечений.

На протяжении второй половины XIX столетия гармонь остается поистине народным инструментом. Так как она еще не слишком сложна в строении, наряду с фабричными образцами гармони изготавливали и индивидуальные мастера.

В сентябре 1907 года петербургский мастер Петр Стерлигов сконструировал гармонь, которая имела полноценный хроматический звукоряд. Стерлигов назвал свою гармонь баяном, чествуя Бояна – легендарного певца-сказителя древней Руси.

Именно с 1907 года в России начинается история развития современного баяна. Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту-исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений.

В настоящее время профессиональными композиторами пишутся оригинальные сочинения для баяна, а исполнители-баянисты по уровню технического владения инструментом не уступают музыкантам других специальностей. Всего лишь за сто лет сформировалась оригинальная школа игры на инструменте.

Все это время баян так же, как и гармонь, по-прежнему любим народом: редкая свадьба или иное торжество, особенно в сельской местности, обходится без этого инструмента. Поэтому баян заслуженно получил звание русского народного инструмента.

Одно из самых знаменитых произведений для баяна — «Ферапонтов монастырь» Вл. Золотарева. Предлагаем вам его послушать в исполнении Сергея Найко. Эта музыка серьезная, но очень душевная.

Автор – Дмитрий Баянов

muz-teoretik.ru

Боян (Баян) – славянский бог музыки и поэзии » Боги Славян

боян

БОЯН, М.В.Фаюстов

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

БОЯН (Баян) — славянский бог музыки, поэзии и музыкальных инструментов. мифический поэт-певец древних славян. Упоминается в летописях.

РОДОСЛОВНАЯ: Боян — Велесов внук,  сын Тура и Турицы.

ВОЛХВ. Поскольку в памяти людской Боян сохранился как Вещий, то следует предположить, что и при жизни он был не только сказателем, но и волхвом.

баян-нонна кукель

Баян, Худ.Нонна Кукель

ИМЯ: Баян (Боян) — русское «богач», «богатство», «богатый», «изобильный»; бурятское «баян»; тувинское «бай», «пай».  Имя и характер певца связаны со словами «6ая(и)ть» — говорить, рассказывать, «байка» — сказка, «баюн» — говорун, сказочник, краснобай, «прибаутка» — шутка, «баюкать» — укачивать ребенка под песенку, «обаять» — обольстить, обворожить. Старинное «обавник», «обаянник» — значит чародей, «бальство» — ворожба.

боян

Русская быль, В.Васнецов

СПОСОБНОСТИ: Прародитель Бояна — звериный и «скотий» бог Белес, поэтому вещий певец умеет и слышать голоса птиц и зверей, а потом перелагать их на язык человеческий. Струны его гуслей — живые, персты его — вещие. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина

В песнях Бояна есть и  шаманская традиция, связанная с представлением о мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку.

боян

Памятник Бояну в Ялте

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  От Бояна идёт традиция сложения былин, раннего устного поэтического творчества. Он везде успевает, где случаются значительные события, воспевает мудрость князей и подвиги воинов; но в назидание потомкам смело «бает» о распрях, изменах, неразумной гордыне правителей, что приводит к страшным бедам. Песни Бояна — устная летопись жизни народа.

В ЛИТЕРАТУРЕ: У Бояна вещего, бывало,Если петь он начинал о ком,Мысль, как серый волк в степи, бежала,Поднималась к облакам орлом.… Но не десять соколов взлетали,А Боян персты на струны клал,И живые струны рокоталиСлаву тем, кто не искал похвал.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н.РЫЛЕНКОВА

боян

ГУСЛЯРЫ, В.Васнецов

ИСТОРИЯ: Согласно наиболее распространённой в современной науке точке зрения, Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Автор «Слова» называет трёх князей, которых воспевал Боян: братья-соперники Мстислав Владимирович Храбрый (ум. 1036) и Ярослав Мудрый (ум. 1054), а также внук второго из них Роман Святославич (ум. 1079), — и одного князя, которого Боян порицал: это Всеслав Полоцкий (правил в 1044—1101, в 1068 кратковременно княжил в Киеве). Судя по тому, что двое из положительных героев Бояна правили в Черниговском и зависимом от него Тмутараканском княжестве (а после смерти Мстислава всей Русью, включая Чернигов и Тмутаракань, владел и третий из них, Ярослав Мудрый), выдвигалась гипотеза о том, что и сам Боян был связан с этими местами. Хронология показывает, что Боян был активен как певец на протяжении не менее 40 лет. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы.

боян

Памятник Бояну в Трубчевске

СКУЛЬПТУРА:  В Трубчевске (1975), Брянске (1985) и Новгороде-Северском (1989) установлены памятники Бояну. Памятник Бояну — ключевая фигура композиции в честь 1000-летия города Трубчевска

В ПАМЯТИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Мы сохранили имя Бояна в музыкальном инструменте баяне.

Да и баять — рассказывать до сих пор продолжаем.

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ. Некоторые люди предлагают день Бояна отмечать в день славянской письменности

(175)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

bogislavyan.ru

Боян Вещий - певец и сказитель

Боян Вещий

Боян или Баян - древнерусский персонаж, о котором упоминается в Слово о полку Игореве. Боян - это древнерусский певец и сказитель. Кроме того, что вероятнее всего, это был реальный человек, о чём мы поговорим ниже, в славянской вере он стал практически Языческим Святым и даже Богом, покровителем искусств и провидчества. Это не удивительно. В каждой религии есть свои святые, которых после смерти, по тем или иным заслугам, возносят как чудотворцев или людей близких к Богу. То же самое произошло и с Бояном, который при жизни сочинял сказы, музыку и обладал вещим даром. В некоторых местах можно встретить, что Боян является Богом музыки, поэзии и творчества в общем, а также внуком языческого Бога Велеса.

Изначально слово Боян лингвисты относят к нескольким вариантам. Боян - распространённое древнеславянское имя, имеющее двойное обозначение: 1. наводящий страх и 2. колдоство, заклинания, колдун; Пуян - болгарско-тюркского происхождения, означает - Богатый; Баян - казахского происхождения, означающее - повествовать, рассказывать; Баальник, баание - ворожить, заговаривать; Баянъ - чародей, волшебник, колдун. Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника. После того, как имя сказителя Бояна стало мифологическим, оно стало означать именно сказание, разговоры и песни - баян, баянить, басня, баять, баюкать и т.д. В литературе XX века Боян и вовсе стал нарицательным для указания русского певца и гусляра. Карамзин внёс Бояна в Пантеон Российских Авторов, как "славнейшего в древности стихотворца русского".

Самая распространенная точка зрения исследователей русской истории, что древнерусский Боян Вещий был придворным певцом русских князей XI века (предположительно чернигово-тмутороканских князей). В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев. Здесь мы видим характерную для придворных певцов манеру составлять песни-хвалы и песни-хулы. Он был автором и исполнителем своих песен, сам пел и сам играл на музыкальном инструменте. Вот одна из припевок его песни о Всеславе Полоцком: "Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути". Другие слова, которые цитирует автор повести: "Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню ", " Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы". Однако вся информация по этому поводу взята из одного источника, доверять которому или нет - до сих пор спорят учёные.

Автор Слова о полку говорит, что Боян не только певец, но и вещун, который способен к оборотничеству - "Боян бо вещий, аще кому хо ше песнь творит, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы". Автор называет его внуком Велеса, от которого тот и был наделён высокими поэтическими способностями. В соответствии с этим утверждением, фигура древнерусского сказителя стала не только исторической и запоминающейся, но и относящейся к Славянскому Пантеону Богов, имеющей Божественное происхождение. Современные язычники и Славители Древних Богов часто воздают почести Бояну на капищах и просят его наделить их творческой одарённостью, вдохновением, удачей в различных видах искусств.

Гусли Словиши

Стоит сказать, что в Великом Новгороде сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых - что Боян был тем самым Новгородским Волхвом Богомилом. Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся насаждению новой веры Владимиром и поднял настоящий бунт. К сожалению, Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, убили многих людей, сокрушили идолы и капища, а других силой крестили. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия. Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью "Словиша" т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью. Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт нам право делать предположения, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.

Гусли Гусляра Словиши (рисунок)

Памятник Бояну в городе Трубчевск

© Денис Блинцов

Источник

info-grad.com

Боян Вещий — певец и сказитель

Боян Вещий - певец и сказитель

Боян или Баян — древнерусский персонаж, о котором упоминается в Слово о полку Игореве. Боян — это древнерусский певец и сказитель. Кроме того, что вероятнее всего, это был реальный человек, о чём мы поговорим ниже, в славянской вере он стал практически Языческим Святым и даже Богом, покровителем искусств и провидчества. Это не удивительно. В каждой религии есть свои святые, которых после смерти, по тем или иным заслугам, возносят как чудотворцев или людей близких к Богу. То же самое произошло и с Бояном, который при жизни сочинял сказы, музыку и обладал вещим даром. В некоторых местах можно встретить, что Боян является Богом музыки, поэзии и творчества в общем, а также внуком языческого Бога Велеса.

Изначально слово Боян лингвисты относят к нескольким вариантам. Боян — распространённое древнеславянское имя, имеющее двойное обозначение: 1. наводящий страх и 2. колдовство, заклинания, колдун; Пуян — болгарско-тюркского происхождения, означает — Богатый; Баян — казахского происхождения, означающее — повествовать, рассказывать; Баальник, баание — ворожить, заговаривать; Баянъ — чародей, волшебник, колдун. Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника. После того, как имя сказителя Бояна стало мифологическим, оно стало означать именно сказание, разговоры и песни — баян, баянить, басня, баять, баюкать и т.д. В литературе XX века Боян и вовсе стал нарицательным для указания русского певца и гусляра. Карамзин внёс Бояна в Пантеон Российских Авторов, как «славнейшего в древности стихотворца русского».

Самая распространенная точка зрения исследователей русской истории, что древнерусский Боян Вещий был придворным певцом русских князей XI века (предположительно чернигово-тмутороканских князей). В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев. Здесь мы видим характерную для придворных певцов манеру составлять песни-хвалы и песни-хулы. Он был автором и исполнителем своих песен, сам пел и сам играл на музыкальном инструменте. Вот одна из припевок его песни о Всеславе Полоцком: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути». Другие слова, которые цитирует автор повести: «Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню «, » Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Однако вся информация по этому поводу взята из одного источника, доверять которому или нет — до сих пор спорят учёные.

Автор Слова о полку говорит, что Боян не только певец, но и вещун, который способен к оборотничеству — «Боян бо вещий, аще кому хо ше песнь творит, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». Автор называет его внуком Велеса, от которого тот и был наделён высокими поэтическими способностями. В соответствии с этим утверждением, фигура древнерусского сказителя стала не только исторической и запоминающейся, но и относящейся к Славянскому Пантеону Богов, имеющей Божественное происхождение. Современные язычники и Славители Древних Богов часто воздают почести Бояну на капищах и просят его наделить их творческой одарённостью, вдохновением, удачей в различных видах искусств.

Боян Вещий - певец и сказитель

 

 

 Гусли Гусляра Словиши

Гусли Гусляра Словиши

Стоит сказать, что в Великом Новгороде сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых — что Боян был тем самым Новгородским Волхвом Богомилом. Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся насаждению новой веры Владимиром и поднял настоящий бунт. К сожалению, Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, убили многих людей, сокрушили идолы и капища, а других силой крестили. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия. Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью «Словиша» т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью. Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт нам право делать предположения, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.

 

 Памятник Бояну в городе Трубчевск

Памятник Бояну в городе Трубчевск

gifakt.ru

история появления и эволюция с древности до современности

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, История баянастал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип. Исследователи полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. БаянКиршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь. История баянаГармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

toolsmusic.ru

интересные факты, видео, история, фото, слушать

Музыкальный инструмент: Баян

 баян

Звуковая палитра мира музыкальных инструментов чрезвычайно богата - это скрипка с ее чарующим голосом, арфа с хрустальным звуком или труба с блестящим тембром. Среди большого разнообразия музыкальных инструментов есть один, который по праву можно назвать маленьким оркестром. Этот инструмент - баян, имеющий редкую способность имитации различных тембров, он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое - от аккомпанемента простых народных песен, до сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах, и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют - «душа русского народа».

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

 

 

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.

Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука - от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.

Диапазон баяна довольно большой и составляет 5 октав, начиная от «ми» большой октавы и заканчивая «ля» четвертой.

 

Фото:

инструмент баян    баян

   

 

Интересные факты:

  • Инструмент с названием «баян» существует только в России, в других странах подобные инструменты называют кнопочными аккордеонами.
  • Предшественница баяна - «ливенская» гармонь имела необычайно длинные меха, почти два метра. Такой гармонью можно было себя обмотать.
  • В Москве находится самый большой в мире музей гармоник, одной из разновидностей которой является баян.
  • В советское время лучшие концертные баяны индивидуальной сборки «Россия» и «Юпитер» изготавливаемые на московской государственной фабрике и, отличавшиеся высоким качеством звучания, стоили очень дорого. Их стоимость равнялась цене легкового отечественного автомобиля, а иногда даже двух, в зависимости от марки. Сейчас стоимость концертного многотембрового баяна довольно высока и доходит до 15 тысяч евро.
  • Первый концертный многотембровый баян был создан в 1951 году для баяниста Ю. Кузнецова.
  • На концертных баянах есть очень удобное приспособление - переключение регистров находится под подбородком у исполнителя, что дает возможность музыканту не отвлекаться во время исполнения.
  • В Советском Союзе одно время производили электронные баяны, однако это нововведение не прижилось, поскольку в то же время в обиход вошли синтезаторы, которые получили большое распространение.
  • Звучание баяна во время Великой Отечественной Войны поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений.
  • Звучание баяна очень эффектно используют в своих композициях современные музыкальные группы, такие как «Любе», «Вопли Видоплясова», «Billy’s Band».
  • Известные фирмы по производству профессиональных концертных баянов, которые пользуются спросом и хорошо зарекомендовали себя, находятся в России - это московская фабрика «Юпитер» и «Тульская гармонь», а также в Италии: «Bugari», «Viktoria», «ZeroSette», «Pigini», «Scandalli», «Borsini».
  • В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую «затрепанную», «бородатую» уже застарелую шутку или анекдот.

 

Конструкция

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента - это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.

2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется  регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

 

Разновидности

Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый - инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй - отличаются по тембру: баян-труба, фагот, флейта, кларнет, гобой.

 

Применение и репертуар

Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Н. Паганини, Л.В. Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, К. Дебюсси, Д. Верди, Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков. 

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

 

Произведения

Н. Чайкин - Концерт для баяна и оркестра (слушать)

П. Макконен - "Полёт над временем" (слушать)

 

 

Исполнители

Поскольку в России баян очень быстро завоевывал популярность, исполнительское искусство на нем развивалось очень интенсивно. В связи постоянным усовершенствованием инструмента перед музыкантами открывались все больше творческих возможностей. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова - первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне.

Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

 

История

гармонь

У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория.  Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.

В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который  мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.

Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.

Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.

В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.

В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в "левой руке", которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном. 

В 1907 году мастером-конструктором П. Стерлиговым. по поручению музыканта-гармониста  Орланского-Титаренко. был изготовлен сложный четырехрядный инструмент, получивший название «Баян», в память древнерусского сказителя. Инструмент быстро совершенствовался и уже 1929 году П. Стерлигов изобрел баян с готово-выборной системой на левой клавиатуре.

 

Рост популярности инструмента сопровождается постоянным его развитием и совершенствованием. Тембральные возможности баяна делают его поистине уникальным, ведь он может звучать как орган или как духовые и струнные инструменты. Баян в России всенародно любим - это и академический инструмент, звучащий со сцены в большом концертном зале, и символ хорошего настроения, веселящий народ на сельской завалинке.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать баян

soundtimes.ru


Смотрите также