Легенда римской мифологии гласит, что Ромул и Рем (основатели Рима) – братья близнецы дети Реи Сильвии и бога Марса (хотя в некоторых источникам утверждается, что их отцом был полубог Геракл).
Их мать Рея была дочерью Нумитора, царя Альба-Лонги. Нумитор был свергнут своим младшим братом Амулием, который убил всех наследников мужского пола и заставил Рею стать весталкой и тем самым дать обед целомудрия. Таким образом, он попытался предотвратить рождения от нее потенциальных претендентов на престол. Тем не менее, через четыре года Рея родила двух близнецов Ромула и Рема.
За нарушение обеда безбрачия, как правило, весталка приговаривалась к смерти. Наиболее распространенным смертным приговором считался тот, когда человека хоронили заживо. Тем не менее, Амулий, убоявшись гнева бога-отца Марса, не захотел непосредственно сам испачкать руки в крови Реи и ее детей. Поэтому он заточил Рею в тюрьму, а братьев близнецов приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Амулий думал, что если дети умрут не от меча, а от природной стихии, то он и его город будут спасены от гнева и наказания богов.
Однако благодаря сериям чудесных совпадений Ромул и Рем были спасены: река прибила корзину с братьями в безопасное место, где их нашла волчица, которая сжалилась над ними и вскормила своим молоком. Также миф гласит, что волчице помогали ухаживать за братьями дятел и чибис.
Затем Ромул и Рем были обнаружены пастухом Фаустулом и его женой, которые воспитали и вырастили их как своих собственных детей. Близнецы, еще не зная своего истинного происхождения, сильно отличались от других пастухов одной чертой, а именно лидерством. И будучи подростками каждый из них приобрел много последователей.
Когда же Ромул и Рем выросли и узнали правду о своем рождении и о том кем они на самом деле являются, они убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.
Вместо того чтобы ждать смерти Нумитора и унаследовать престол Альба-Лонги братья решили основать свой город.
Ромул хотел построить город на холме Палатин, а Рем предпочел холм Авентин. Они договорились разрешить спор за счет предзнаменования (кто из них больше увидит коршунов на небе со своего холма), но когда каждый из них стал утверждать что другой врет, они поссорились, в результате чего Ромул убил Рема.
Другая версия смерти Рема: спор между братьями был выигран Ромулом, так как он увидел больше коршунов на небе, а именно двенадцать, в отличие от брата, который увидел только шесть. И Ромул провел священную борозду на холме Палатин, а Рем перепрыгнул через нее, тем самым нанес оскорбление основателю города. За что и был убит братом, который при этом произнес: «так погибнут все, кто в будущем перепрыгнет через мою стену». Это произошло 21 апреля 753 года до н.э. Эта дата и стала считаться датой основания Рима.
Город, который Ромул назвал своим именем, быстро рос и развивался. В Риме находили приют изгнанники, беженцы, преступники и беглые рабы.
Ромул делит своих воинов на легионы. Из остальной части населения он выбирает 100 наиболее знатных и богатых отцов, которых включает в свой совет. Он называет этих людей патриции: они отцы Рима, не только потому, что они заботятся о своих собственных сыновьях, но и потому что они будут заботиться обо всех людях Рима. Это будущие сенаторы. Ромул, таким образом, вводит в действие систему правления (появляется сенат).
Благодаря божественной милости и вдохновенному руководству Ромула, Рим стал доминирующей силой и одним из самых величайших городов древности.
Жизнь Ромула закончилась на 38-у году его правления. Это связывают со сверхъестественным исчезновением и вознесением его в боги. Также существует версия, что в Сенате был заговор, в результате которого и был убит Ромул.
vse-lekcii.ru
Легенда о Ромуле и Реме, а также о волчице, вскормившей их своим молоком: igorinna
Священный город на семи холмах. Основание Рима
Италия... Благословенный Рим... Как гласит известная поговорка, все дороги ведут в Рим. Действительно, куда же могут приводить все дороги государства, если не в его столицу? Это популярное выражение возникло еще в Древнем Риме, который всячески стремился завоевать все ближние и дальние территории, которых только могли достичь его войска. Для возможности быстрого передвижения людей и грузов римляне строили качественные дороги, которые расходились лучами от сердца государства — Рима. По этим «лучикам» в столицу плыли неимоверные богатства, текли реки беженцев, которые оседали в пригороде и благодаря усилию которых город разрастался с неимоверной быстротой.
Рим во времена Средневековья переживал свой расцвет. Но ни тогда, ни гораздо позже его жители понятия не имели, как возник их главный город. Граждане Рима довольствовались древней легендой, которую знал и стар и млад. Сегодня эту легенду знает каждый римский школьник, каждый житель столицы Италии. Ее с большим удовольствием рассказывают гиды, водя экскурсии по улочкам города.
В одном из музеев Рима находится изображение волчицы, выполненное в бронзе. Некоторые ученые пребывают в уверенности, что той волчице не мене двух тысяч лет, во времена Древнего Рима она украшала собой главную площадь древнего города.
Легенда о Ромуле и Реме, а также о волчице, вскормившей их своим молоком
Это случилось в те времена, когда погибла легендарная древняя Троя. Некоторым ее защитникам удалось спастись, они ушли в море. Многие месяцы носили волны утлые суденышки, пока их не прибило к берегу. Измученные люди увидели перед собой покрытые травами, лесами и кустарниками равнины. Солнце в этой земле было теплым, море — ласковым, земля — плодовитой. Это и была Италия, область Лаций. Здесь сын древнего героя Энея построил город и дал ему название Альба-Лонга.
Прошло не одно десятилетие, прежде чем эта история получила дальнейшее развитие. Городом Альба-Лонга из поколения в поколение правили потомки Энея. В описываемое нами время правителем был Нумитор — честный, благородный и добродушный человек. Зато брат его Амулий слыл жестоким, коварным и завистливым. Он во что бы то ни стало хотел свергнуть власть брата своего Нумитора, и в конце концов это ему удалось. Добродушного Нумитора брат не боялся, поэтому ему была сохранена жизнь. Были убиты дети и внуки правителя, а дочь Рею Сильвию вынудили стать весталкой — жрицей богини Весты. Несмотря на это у Реи Сильвии вскоре родились очаровательные мальчики-близнецы. Согласно легенде, их отцом был Марс — бог войны.
Узнав об этом событии, Амулий очень испугался и разгневался, ведь мальчишки, окрепнув, могли отомстить ему за сверженного деда, убиенных родственников и сломанную жизнь матери. По приказу Амулия Рея Сильвия была казнена, а ее новорожденных детей было решено отдать на волю волнам, бросить в Тибр. Сделать это было поручено рабу, который, разместив детей в корзине, оставил ее на берегу реки. Он решил, что с приливом вода поднимется и унесет корзину по реке в море.
Настал прилив, вода поднялась, но корзина не сдвинулась с места, поскольку зацепилась за торчавшую корягу. Когда вода спала, дети выпали на землю. Они промокли, проголодались и стали громко плакать. В то время к реке подошла огромная волчица, чтобы попить воды. Услыхав детский плач, волчица не набросилась на близнецов, а лишь подошла к ним, облизала, обогрела своим дыханием и накормила молоком. Эту картину увидел пастух, пасший неподалеку овечье стадо. Он подобрал детей и воспитал как умел.
Названный отец дал имена малышам. Одного было решено назвать Ромулом, второго Ремом. Братья росли сильными и крепкими. Они занимались охотой, помногу путешествовали по родной земле, заслужили всеобщее расположение местных жителей. Каждый из них постепенно создал себе отряд из единомышленников. К братьям стекались беглые рабы, местные пастухи, бродяги. В одной из стычек с отрядом Амулия Рем попал в плен.
И вот он стоит перед глазами правителя. Старый Амулий был поражен благородным видом простого пастуха и стал расспрашивать о происхождении юноши. Рем на это отвечал: «Мы, Ромул и Рем, — близнецы-братья. Раньше мы считали себя сынами пастуха, но знай же, о правитель, — наше рождение окутано тайной. Наш приемный отец поведал нам, что, будучи совсем маленькими, мы были вскормлены волчицей, на съедение которой были брошены».
Амулий пришел в ужас — неужели это дети Реи Сильвии?
На помощь Рему поспешил его брат Ромул с большим отрядом единомышленников. К ним примыкали люди, которым надоело жестокое правительство Амулия. Вспыхнуло восстание против правителя, власть в стране была возвращена деду близнецов — Нумитору. Сами Ромул и Рем решили поселиться отдельно, для этого было решено построить большой город. Для строительства выбрали территорию, на которой располагались семь холмов, которые могли служить защитой от будущих набегов врагов. Первые постройки появились на Палатинском холме — месте, где братьев нашел пастух.
Пришло время называть город. И вот тут между братьями вспыхнула ссора, каждый из них хотел назвать город своим именем и стать в нем правителем. Было решено спросить подсказки у богов. Для этого братья расселись отдельно друг от друга и стали ожидать знамения в виде полета птиц. Первым птиц увидел Рем — это были коршуны в количестве шести штук. Но тут же мимо Ромула пролетело двенадцать коршунов. Близнецы опять заспорили, кому же из них достанется первенство.
Ромул начал копать глубокий ров, чтобы окружить насыпь, на которой будут строиться стены, окружающие город. Рем, насмехаясь, перескочил сквозь ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата лопатой и, стоя над его трупом, провозгласил: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены города Ромула!»
Ромул провел священный обряд основания города, дал ему свое имя, после чего стал его первым рексом — правителем...
Правда это или красивый вымысел? Древнеримские ученые уверяли, что с точностью сумели вычислить время основания Рима. По их мнению, это произошло в 753 году до нашей эры. Сегодня же мы знаем, что не Ромулом и Ремом был построен этот замечательный город, легенда была выдумана одним из древних баснописцев.
Город под названием Альба-Лонга был в действительности. В то время здесь существовал обычай сжигать трупы умерших граждан. Как свидетельствуют археологические раскопки, так же поступали с умершими и жители Палатинского холма. Это подтолкнуло исследователей к мысли, что на холмах поселились именно выходцы из Альба-Лонги. События и образы из легенды находят свое подтверждение в реально происходивших событиях. Но все же это всего лишь красивая легенда, а братья-близнецы — всего лишь мифические герои.
Дальнейший жизненный путь Ромула, уже ставшего правителем города, также является прекрасным мифом.
В предании говорится, что Ромул, став рексом, окружил себя охранниками — ликторами. Поскольку население города было довольно немногочисленно, здесь были рады всем, кто приходил на холмы на поселение, в том числе преступникам и изгнанникам с других земель. Римляне уже тогда были воинственным народом, они совершали сокрушительные набеги на другие города, захватывали пленных, которые становились рабами граждан. Рим прославился как город разбойников и беглецов. Девушки из других городов отказывались выходить замуж за римлян, а собственного женского населения было очень мало.
Тогда хитрый Ромул решил устроить пышные празднества, к которым делались большие приготовления. Гуляния привлекли в город массу людей, многие из гостей прибыли со своими семьями — женами и детьми. Когда внимание зрителей было отвлечено играми на арене, по знаку Ромула в толпу бросились юноши-римляне, каждый из которых схватил на руки девушку и унес в свой дом. Между племенами, подвергшимися подобному позору, и Римом началась долгая кровопролитная война.
Некоторое время спустя к Риму подошли войска сабинян, одного из племен, опозоренного Ромулом. В живописной долине между двумя холмами, где расположился Рим, состоялось сражение между армиями римлян и сабинян. Падали сраженные мечами и стрелами воины, текли реки крови. И тут послышались громкие крики и плач - к сражающимся воинам бежали похищенные когда-то сабинянки, прижимая к груди маленьких детей. Они просили мужчин приостановить вражду, ведь в этой войне с обеих сторон гибли дорогие им люди — отцы, братья, мужья. Мольбы женщин тронули закаленные сердца воинов, враждующие стороны заключили мир. Объединенными племенами сабинян и римлян правили совместно Тит Таций и Ромул...
Слияние нескольких территорий под предводительством Рима происходило на самом деле. Не так быстро, как о том повествует сказание. Для этого требовались даже не десятки, а сотни лет.
Легенда это была, быль или вымысел, но знаменитая во всем мире волчица, вскормившая молоком Ромула и Рема, считается священным животным в современном Риме, так же как и в древние времена.
Рим переживал взлеты и падения. Были времена, когда его влияние ощущалось в разных уголках планеты — Европе, Африке, Азии. Римляне во все времена гордились, что они граждане Рима — уникального города, уникального великого государства.
В наши дни, когда уже нет огромной империи, мы о Риме знаем больше, чем сами древние жители древнего города. Нам на помощь пришла наука, при помощи которой можно узнать многие факты, разгадать многие загадки и тайны древних. Теперь мы можем понять и постичь их великие замыслы, результатом которых и стал Рим — вечный город, история которого еще не добежала своего конца.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
igorinna.livejournal.com
За что Ромул убил Рема?
Напомню, что Ромул и Рем – это непосредственные основатели Рима. Есть мнение, что легенда об этих двух братьях, которых нашла и выкормила волчица, придумана специально и уже после того, как зародился город. Именно для того, чтобы подчеркнуть: Рем был слишком дикий и необузданный, чтобы править Римом. В этой истории Рем является носителем отрицательных сил, и когда его убирают, получается чистая и светлая картинка. И хотя это лишь одна из трактовок, она довольно любопытна.
Известно, что после непродолжительного пребывания в логове волчицы, близнецы Ромул и Рем попадают в семью свинопаса Фаустула и его жены Акки Ларенции. Говорят, она была проституткой, но какое это имеет отношение к делу?..
Подростковый период мальчишки прожили как обычные обитатели Авентинского холма, правда, связались с бандой малолетних преступников и даже участвовал в налетах. Но пришло время взрослеть, становиться мужчинами и подчиняться правилам. Во время праздника Луперкалий (это когда мужчины надевали на себя козьи шкуры, бегали наперегонки и стегали сыромятными ремнями беременных женщин, чтобы те легче разрешались от бремени) Рем приходит к финишу первым. Это значит, что из двоих братьев именно он первым перешел границу от беззаботной юности к взрослой жизни. Однако тут же компрометирует себя, решая съесть потроха козы, принесенной в жертву богу Фавну (праздник Луперкалий устраивали у священного грота Фавна, именно там когда-то волчица подобрала и спасла мальчиков).
Вот так Рем делает первый шаг в сторону смертного приговора. Дальше он предстает перед нами сильным, но абсолютно «безбашенным» парнем, а вот Ромул, напротив, человеком, уважающим правила и богов.
Следующий эпизод – война за освобождение Альба-Лонги, родного города братьев. Рем попадает в плен, а Ромулу достается вся «грязная работа»: он освобождает брата, свергает Амулия и возвращает престол своему деду, когда-то незаконно свергнутому Нумитору.
И вот мы подобрались к кульминации. Нумитор решает, что двум братьям надо основать свой собственный город. Но как определить более достойного? Кто из двоих назовет его своим именем и будет в нем править? Нумитор отдаст эту привилегию тому, кто увидит больше благоприятных знамений.
Ромул и Рем разделяются и идут каждый на «свой» холм. Рем на Авентинский, поросший лесом и населенный дикими животными, а Ромул -- на Палатинский. Первым нечто интересное видит Рем – с левой, благоприятной, стороны, пролетают шесть коршунов. Но в тот же момент Ромул также видит проносящихся коршунов, их двенадцать, и они появляются тоже слева. Так что Ромул побеждает.
И сразу же приступает к закладке города. Выпускает копье, которое приземляется в месте, где будет построен первый очаг и разведен первый огонь. Именно здесь берет свое начало мифический «квадратный Рим».
Все жители нового города, и сам Ромул, отдают себе отчет в том, что надо полностью подчиниться богам. Основать город должен кто-то, кто симпатичен божествам, уже заслуживший «доверие» Зевса и никогда не зливший его. Почему? Да потому что боги, благословляя Рим, уступают людям часть своих территорий, и, чтобы «процесс прошел гладко», требуют к себе уважения, жертв и подношений. Ясное дело, съевший козу Рем на роль основателя Рима не подходит.
Ромул красуется на обертке шоколада одной известной фирмы
Ромул делит свой город на зоны, -- где живут, где молятся, где проходит общественная жизнь, и так далее… А теперь ему надо сделать самое главное – очертить границы Рима. Для этого нужен плуг, который будет вести прямую линию, поднимаясь и оставляя землю невспаханной лишь в тех местах, где намечены въездные ворота. Ромул идет за плугом с покрытой головой, а тога его повязана необычным способом – по особо торжественному случаю. Если комья земли, выходящие из-под плуга, ложатся вне границ нового города, Ромул заботливой рукой возвращает их внутрь квадрата. Поднимая и опуская плуг, Ромул медленно и вдумчиво прокладывает борозду, голова его опущена вниз. Только так, демонстрируя смирение, можно получить одобрение богов и заручиться их поддержкой в будущем.
И вот граница города очерчена, построена первая оборонительная стена (из дерева, а может быть из камня?). И Рем совершает свою последнюю ошибку – желая потешиться над братом и его затеей, он перепрыгивает через оборонительный вал. Это было таким святотатством, что разъяренный Ромул прямо на месте убивает своего брата. И остается править городом один.
Вот так и заканчивается противостояние между подчинившимся богам и порядку Ромулом, и сильным, но опасным и неуправляемым Ремом.
СЛОВАРИК ДЛЯ ГОСТЕЙ ИТАЛИИ:
Ромул
Romolo
Рòмоло
Рем
Remo
Рèмо
Рим
Roma
Рòма
Основатель Рима
Fondatore di Roma
Фондатòре ди Рòма
Красивый миф
Bel mito
Бель ми`то
Семь холмов
Sette fori
Сетте фòри
Римляне
Romani
Ромàни
Римские холмы
Fori romani
Фòри ромàни
Братья
Fratelli
Фратèлли
Брат
Fratello
Фратèлло
Легенда об основании Рима
Leggenda della fondazione di Roma
Леджèнда делла фондацьòне ди Рòма
Древний город
Citta` antica
Читтà анти`ка
Красивейший город
Una citta` bellissima
Уна читтà бели`ссима
from-italy.ru
Ромул и Рем. Основание Рима
Назад к разделу
Ромул и Рем. Основание Рима
В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея — Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола. Однако убить брата Амулий не осмелился. Для того, чтобы царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал жрицей богини Весты.
Жрицы этой богини должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и ночь в святилище. Весталка, нарушившая обет чистоты и осквернившая таким образом святость очага Весты, осуждалась на страшную казнь — ее зарывали живой в землю. Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила.
Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке, чтобы утолить жажду, подошла волчица, у которой недавно родились волчата. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом.
Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди других детей пастухов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Рому-ла и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду.
Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Потом они узнали, что их выкормила волчица своим молоком, что дятлы носили им пищу и бурная река пощадила беспомощных младенцев. Тогда братья поняли, что их появление на свет связано с глубокой тайной, которую они разгадать не могут.
Внимая рассказу юноши, Нумитор заподозрил, что по возрасту, тайне, окружающей их появление на свет, чудесному спасению близнецы вполне могут быть его внуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал. Пока Рем рассказывал свою историю Нуми-тору, проникавшемуся к рассказчику все большей лаской и доверием, пастух Фаустул, услыхав, что Рем захвачен слугами царя, и опасаясь коварства Амулия, бросился за помощью к Ромулу. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. На пути к Альба-Лонге из окрестностей города к нему стало присоединяться местное население, ненавидевшее алчного и вероломного царя Амулия, жестоко притеснявшего своих подданных. Жители Альба-Лонги под предводительством Ромула освободили Рема и свергли с престола Амулия. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под благосклонным правлением своего деда. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, — пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. Да и жители города Альба-Лонги не захотели бы принять к себе как равноправных граждан весь тот пестрый сброд, который привел Ромул.
Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм — колыбель великого города Рима). Однако сама мысль о постройке города сразу же вызвала разногласия между столь дружными прежде братьями. Они стали спорить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет называться заложенный город и кто из них станет в нем царствовать. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Рем радостно вскрикнул — он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Спустя мгновение мимо Ромула с шумом, сопровождаемым грозовыми раскатами, пролетело двенадцать коршунов. Братья вновь стали спорить. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Ромул же, поскольку коршунов мимо него пролетело вдвое больше, настаивал на том, что решение богов было вынесено в его пользу. Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступить другому. Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный упорством брата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через ров и насыпанный вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел столь мощных укреплений. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!» — и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.
Похоронив Рема, Ромул самым тщательным образом выполнил предписанный богами обряд основания города. Прежде всего сам Ромул и его спутники прошли очищение священным огнем — каждый из них перепрыгнул через пылающий костер, чтобы с чистыми помыслами приступить к закладке города. Затем Ромул вырыл небольшую круглую яму, куда бросил комок земли, принесенный им из Альба-Лонги, где жили его предки. Точно так же поступили и все остальные. Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля, на которой он собирался жить, стала родной почвой. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Так возник священный очаг нового города, его центр, вокруг которого должны были быть воздвигнуты жилые дома. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Белый бык и белая корова, запряженные в плуг с медным сошником, направляемые Ромулом в одежде жреца с покрытой головой, медленно вели глубокую борозду. Вслед за Ромулом двигались его спутники, ревностно следя за тем, чтобы комья взрытой лемехом земли были отброшены внутрь проводимой черты. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Такой поступок почитался бы великим бесчестием, и, возможно, Рем поплатился так жестоко именно потому, что совершил его. В тех местах, где должен был находиться вход и выход из города, борозда прерывалась — так обозначалось местонахождение городских ворот. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Ромул, совершивший обряд основания города по всем. требованиям религиозных представлений того времени, сделался его первым царем, и дал ему свое имя. Город стал называться Римом (по-латински — Roma).
Назад к разделу
world-of-legends.su
Ромул и Рем: основание Рима
Ромул и Рем, как и все мифологические близнецы, предстают врагами друг друга, иллюстрируя ту дуалистичность, что присуща близнецам в мифах (один из братьев обычно творит добро, а другой Щш мешает или даже вредит ему; один олицетворяет смертное тело, второй - бессмертную душу). С этим принципом связано много важнейших проблем бытия, и мифы предлагают удивительное многообразие ответов на вечные загадки двойственности и единства противоположностей.
После смерти царя Энея, великого троянского героя, правительницей латинов стала его вдова - умная и дальновидная царица Лавиния; она хранила державу до совершеннолетия наследника Аскания. К этому времени силы латинов так выросли, что ни этруски, ни другие могущественные соседи не осмеливались на них нападать. Потом трон занял Асканий, вслед за ним его сын Эней Сильвий, затем Латин Сильвий и его потомки. Всего династия Сильвиев процарствовала почти 400 лет.
Когда же собрался умирать царь Прокус Сильвий, он разделил своё достояние на две части - корону и сокровища - и предложил старшему сыну Нумитору выбрать. Нумитор предпочёл власть. Младшему же, Амулию, достались богатства, которые открывали перед ним большие возможности. После смерти отца Амулий без труда отнял у брата престол.
Видимо, Амулий счёл доверчивого брата неопасным и сохранил ему жизнь. Но на трон могли претендовать сын Нумитора и возможные потомки его дочери. Чтобы обезопасить себя, Амулий умертвил сына Нумитора на охоте, а дочь Рею Сильвию назначил жрицей богини Весты, обрекая её тем самым на вечное девство.
Однажды прекрасная Рея Сильвия отправилась к источнику в священной роще Марса за водой для жертвоприношения. Вдруг дорогу ей преградил огромный волк с оскаленной пастью. Спасаясь от опасного зверя, весталка укрылась в уединённой пещере, но волк настиг её и тотчас превратился в божественно прекрасного юношу в блещущих золотом доспехах. То был бог войны Марс, пленившийся красотой девушки. Он сказал: «Радуйся, благородная Рея Сильвия! Боги назначили тебя мне в жёны», - и соединился с ней.
Бартоломей Бринберг. Руины Рима (слева). 1650 г. Музей Тиссен-Борнемисса. Мадрид.
Во всяком случае, потом, когда нарушившая обет целомудрия весталка предстала перед судом, она оправдывала свою вину именно так, «то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновник которого бог, - меньшее бесчестье», как отмечал римский историк Тит Ливии. Более здравомыслящие граждане уверяли, что в облике Марса предстал сам Амулий, решивший окончательно расправиться с потомством брата и ради этого совершивший насилие над его дочерью.
Когда обнаружилось, что Рея Сильвия беременна, жизнь ей спасло только заступничество дочери Амулия - Анто. Царь согласился помиловать преступницу, но повелел заточить её в темницу и приставил к ней бдительную стражу.
В положенный день Рея Сильвия родила двух крепких мальчиков-близнецов. Их богатырская стать и сила не на шутку встревожили царя Амулия. Напуганный появлением новых претендентов на престол, он велел одному из слуг немедля утопить младенцев. Слуга, положив братьев в лохань, покорно отправился к Тибру. Но река так сильно разлилась, что он не рискнул приблизиться к мутным бушующим водам и оставил свою ношу в ближайшей заводи, понадеявшись, что дети и так утонут или будут пожраны дикими зверями. Пустынны и безлюдны были в ту пору эти места.
Вода вскоре схлынула, оставив лохань с детьми на суше под старой смоковницей. А на детский плач вскоре прибежала волчица, которая на ближайшем холме Палатин выкармливала детёнышей. Она отнесла младенцев в логово и вскормила их своим молоком вместе с волчатами. Прилетевший дятел также принёс им в клюве пищу. Появление волчицы и дятла, которые считались священными животными бога Марса, в какой-то степени подтверждало правоту слов Реи Сильвии.
Жан Батист Филипп. Волчица кормит Ромула и Рема.
Через некоторое время рядом с логовом оказался смотритель царских стад Фаустул. Заметив малышей, он догадался, кто они такие, ибо слышал о жестоком решении царя. Фаустул решил забрать чудом уцелевших детей к себе домой. Его жена Акка Ларенция тоже недавно разрешилась от бремени, но её ребёнок умер, и она с радостью приняла найдёнышей. Их назвали Ромулом и Ремом.
С детства близнецы выделялись среди других детей статной осанкой и благородной наружностью, а став старше - отвагой и мужеством. Правда, оба отличались вспыльчивостью и упрямством, но Ромул был заметно рассудительнее и мудрее брата. На общинных сходках юноша обнаруживал здравомыслие государственного мужа.
Приёмные родители позаботились, чтобы мальчики выучились грамоте и всему, что полагалось знать людям благородного происхождения. И когда братья выросли и стали, как и их приёмный отец, пастухами, они, по словам Плутарха, начали вести «жизнь, приличествующую свободным людям, считая, однако, что свобода - это не праздность, не безделье, а гимнастические упражнения, охота, состязания в беге, борьба с разбойниками, ловля воров, защита обиженных. Всё это принесло им добрую славу».
Скоро вокруг братьев собралась целая компания молодых людей - пастухов, всякого рода неимущих и рабов. Ромул и Рем, как пишет Плутарх, всем «внушали дерзкие и мятежные мысли». Они угоняли стада, нападали на разбойников, нагруженных добычей, а потом делили захваченное между собой.
Грегорио Лазарини. Детство Ромуло и Рема. 1700 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Обозлённые разбойники (по другой версии, пастухи) стали выслеживать братьев. Как-то они подстерегли Рема и схватили его. Но расправится с ним сами, по-видимому, не решились. Рема повели в Альба-Лонгу, столицу государства лати-нов. Царь Амулий, выслушав обвинителей, приказал передать юношу для наказания брату Нумитору, так как от набегов пострадали в основном его люди. Так Рем оказался у свергнутого некогда правителя.
Нумитор долго и внимательно рассматривал юношу (его удивил благородный облик Рема), а потом начал расспрашивать о его происхождении. Рем откровенно отвечал, что долгое время они с братом считали себя детьми Фаустула, однако потом усомнились, услышав разные толки о своём рождении. Но кто их настоящие родители, он не знает...
Вняв рассказу юноши, старик вместо наказания обласкал его и оставил у себя. Знал ли Нумитор, что перед ним стоит его внук? По одной из версий, лишившемуся престола царю была известна участь дочери и её сыновей; он потихоньку помогал Фаустулу растить потомство Реи Сильвии.
В это время Ромул и Фаустул узнали, что Рема схватили. Старый пастух открылся приёмышу, рассказав о том, как когда-то нашёл мальчиков. Фаустул также поделился с Ромулом своими предположениями об их происхождении. Вместе они отправились в дом к Нумитору, и тот радостно признал в близнецах своих внуков.
Собрав своих людей, к которым присоединились все обиженные Амулием, Ромул и Рем подняли мятеж. Амулий был убит. Нумитор собрал народ Альба-Лонги и рассказал о преступлениях брата и чудесном спасении внуков. Под ликующий рёв толпы братья провозгласили деда царём. Рею Сильвию освободили из темницы, и сыновья воздали ей подобающие почести.
С благословения Нумитора Ромул и Рем решили поселиться в местах, где прошло их детство, и основать собственный город там, куда их некогда вынесла река и где они были вскормлены волчицей. К тому же, как пишет Плутарх, братьям не хотелось отпускать своих людей, а жители Альбы не желали принимать беглых рабов и предоставлять им права гражданства.
Поскольку братья были близнецами, никто не обладал возрастным преимуществом. Чтобы решить, кому из них наречь город своим именем, кому в нём править, они договорились дождаться знамения от тех богов, под чьим покровительством находилась данная местность.
В окрестностях было семь холмов. Ромул выбрал для наблюдения за проявлением воли богов холм Палатин, а Рем - Авентин. Вначале знамение было даровано Рему: над его головой пролетели шесть коршунов, чистейших из птиц. Приверженцы Рема возликовали. Как вдруг над головой Ромула появилось сразу 12 крылатых вестников, демонстрируя явное предпочтение богов. Каждого из братьев толпа его сторонников провозгласила царём: одни придали большее значение первенству, другие - числу птиц. Началась перебранка, нарастало взаимное озлобление. Лишь чудом дело обошлось без кровопролития, и сторонам удалось договориться. Предпочтение было отдано Ромулу. Рем смирился с неудачей, но позавидовал брату и затаил на него злобу.
Не медля, Ромул пригласил из Этрурии сведущих мужей - знатоков священнодействий, чтобы заложить город в полном соответствии с древними этрусскими обрядами. В указанном месте Ромул собственноручно вырыл круглую яму (той формы, что имеет мать-Земля, соприкасаясь с небом). Затем он кинул в яму колосья ячменя и пшеницы, яблоки и груши, а каждый из будущих жителей бросил в неё по горсти земли, принесённой из тех мест, откуда был родом. Так возник священный центр города.
Границу поселения провёл сам Ромул. Он вложил в плуг священный медный лемех и, запрягши вместе ослепительно белых быка и корову, проложил глубокую борозду по заранее намеченной жрецом черте.
Строительство Рима Ромулом. Средневековая книжная миниатюра.
Люди, шедшие следом, поднятый плугом пласт земли отворачивали внутрь компа. Эта линия и определила очертания городских стен. Ромул наметил и расположение ворот, приподнимая в этих местах лемех.
Всё время, пока Ромул шёл за плугом, люди собирали камни. И как только юноша остановил упряжку, он начал воздвигать стену. Рем то издевался над работой брата, то портил её. Кончилось тем, что в насмешку он перескочил через доходившую пока лишь до колен стену будущего города, как бы демонстрируя, что в него будет легко попасть. Придя в ярость от его поступка, Ромул в гневе убил брата, воскликнув при этом: «Так погибнет всякий, кто пожелает взять мой город!». «Так в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти, и отсюда - недостойная распря, родившаяся из вполне мирного начала», - пишет Тит Ливии. Впрочем и по одной из версий, Ромул не убил Рема. Они оба начали править городом и впоследствии стали консулами.
Похоронив Рема, Ромул приказал принести кучу сена и зажечь её. Он стал неистово прыгать через огонь, дабы очистить себя от братской крови и прикосновения к мёртвому телу. Его примеру последовали все присутствовавшие. С тех пор каждый год 21 апреля римляне прыгали через костёр, отмечая день рождения своего города и праздник пастухов.
Город нарекли Рома (по-русски - Рим), по имени Ромула. Чтобы привлечь . в него новых жителей, царь Ромул объявил, что на одной из вершин холма, который впоследствии назвали Капитолием, меж двух священных деревьев появилось убежище, очищающее от преступлений и дающее неприкосновенность. Здесь мог укрыться и раб, сбежавший от господина, и должник, скрывающийся от заимодавца, и убийца, преследуемый властями. Римляне никого не выдавали и всем предоставляли гражданство. Поэтому город быстро разросся.
Ромул сразу же созвал жителей на собрание и дал им законы, ибо, как пишет Тит Ливии, «ничем, кроме законов, он не мог сплотить их в единый народ». Он организовал войско изо всех способных носить оружие, тем самым основав сословие всадников, завёл почётную стражу из 12 ликторов, учредил сенат из 100 старейшин, потомки которых стали именоваться патрициями. Сенаторы должны были объяснять законы, защищать простолюдинов в суде, быть их советчиками и покровителями во всех случаях жизни.
Рим разрастался и хорошел, одна беда: большинство жителей не имели жён, а свободных женщин в молодом городе было очень мало. Ромул разослал повсюду послов - искать для нового народа союзников и добиваться соглашений о браках, но соседи лишь смеялись над такой просьбой. «Отчего же вы не откроете убежище и для женщин? Вот и было бы вам супружество как раз под пару», - говорили они. Все считали римлян сбродом неимущих и подозрительных людей, презирали и боялись их и родниться с ними не желали.
И Ромул пошёл на хитрость. Он приказал распустить слух, будто при проведении строительных работ обнаружился скрытый в земле алтарь бога Конса. По этому случаю римляне принесли щедрые жертвы и объявили о пышном празднике с играми и зрелищами. На торжество пригласили жителей Ценины, Крустумерии, Антемны и сабинов.
Соседи римлян давно уже изнывали от любопытства, слыша рассказы про новый город, и с радостью приняли приглашение. Многие явились с жёнами и детьми. Римляне встретили всех с почётом, радушно приглашали в свои дома и всё показывали.
Джованни Франческо Ромонелли. Похищение сабинянок. Фрагмент. 1655-1658 гг. Лувр. Париж.
После богатого пира начались игры, и внимание гостей сосредоточилось на арене, а римляне тем временем высматривали среди приглашённых молодых девушек и дожидались условного знака. Вскоре царь Ромул поднялся со своего места. Он снял и свернул пурпурный плащ, а потом вновь накинул его себе на плечи. Это был сигнал. Римляне бросились на девиц, хватая «без разбору, какая кому попадётся». Их родственники от неожиданности почти не оказали сопротивления и в панике бросились бежать, проклиная преступников, поправших законы гостеприимства, и взывая к богам, на чьё празднество их коварно заманили. Римляне не трогали убегающих и никого не преследовали.
Всего в тот день было захвачено, как пишет Плутарх, 683 девушки, среди которых по ошибке оказалась одна замужняя дама, Герсилия. На ней женился сам Ромул, и она потом родила ему дочь и сына.
Похищенные и обесчещенные девицы рыдали и последними словами ругали своих обидчиков. Ромулу пришлось провести увещевательную беседу. Он объяснял, как пишет Тит Ливии, что всему виной «высокомерие их отцов, которые отказали соседям в брачных связях; что они будут в законном браке, общим с мужьями будет у них имущество, гражданство и - что всего дороже роду людскому - дети; пусть лишь смягчат свой гнев и тем, кому жребий отдал их тела, отдадут и души. Со временем из обиды часто родится привязанность, а мужья у них будут тем лучше, что каждый будет стараться не только исполнить свои обязанности, но и успокоить тоску жены по родителям и отечеству». Присоединились к таким речам и вкрадчивые уговоры мужчин, извинявших свой поступок любовью и страстью, «а на женскую природу это действует всего сильнее », замечает историк.
Дамы поплакали-поплакали и смягчились. В Риме началась наконец-то нормальная жизнь, и вскоре на его улицах зазвучали детские голоса. К своим супругам римские мужчины относились с необыкновенным уважением и всячески их баловали.
Тем временем родные похищенных вынашивали планы мести. Они облачились в траурные одежды, плакали, сетовали и жаловались своим царям. Тит Таций, правитель сабинян, попытался сперва уладить дело миром и отправил в Рим послов с предложением вернуть девиц и возместить ущерб, чтобы потом можно было обсудить вопрос о дружбе и родственных союзах. Пока шли переговоры, ценин-цы, не дожидаясь других обиженных, в одиночку напали на Рим. Ромул сам возглавил войско, разбил ценинцев, убил их царя Акрона и, преследуя отступающих, взял их город. Впрочем, жителей он ничем не обидел, а только приказал им снести свои дома и перебраться в Рим, где они сразу получили все права гражданства. Возвращение Ромула в Рим прошло торжественно.
Жан Огюст Доминик Знгр. Ромул, победитель Акрона, забирает его доспехи в храм Юпитера. 1812 г. Лувр. Париж.
Потом римляне таким же образом рассеяли армии антемнян и крустуминцев. По просьбе супруги Ромула Герсилии всем родственникам похищенных девиц тоже было даровано прощение и гражданство.
С сабинами пришлось воевать дольше. Натиск этого многочисленного народа оказался так мощен и стремителен, что римляне вынуждены были отступить и укрыться за городскими стенами. Пока шла осада, сабины сумели подговорить дочь римского военачальника Спурия Тарпея, которую звали Тарпеей, открыть им крепостные ворота. Тит Таций нашёл поступок женщины неблаговидным, но тем не менее воспользовался её помощью - и сабины вошли в город. (Имя Тарпеи стало потом нарицательным, и скалу, с которой в Риме сбрасывали преступников, называли Тарпейской). Началось кровопролитное сражение.
После окончания сражения и примирения римлян и сабинов, их вожди отправились заключать мирный договор, и решено было из двух государств составить одно. Царствовали оба царя отныне сообща, а средоточием своей власти сделали Рим.
Государи почитали друг друга и правили в полном согласии. После смерти Тита Тация Ромул царствовал один. 38 лет он вёл победоносные войны с соседями и раздавал народу завоёванные земли. Но Ромул совсем отстранил от власти патрициев, перестал с ними советоваться и собирал их вместе только для того, чтобы объявить свою волю. Знатные римляне молча выслушивали приказы и расходились, обладая, как пишет Плутарх, «единственным преимуществом перед народом - правом первыми узнать то, что решил царь». Разумеется, это настроило патрициев против Ромула, и они составили заговор. Однажды царь просто исчез.
Луи Жиродв де Руси-Триозон. Смерть Тита Тация.
Народ был уверен, что его убили сенаторы, и глухо роптал, готовый к бунту. Но тут в собрание явился некий Юлий Прокул и сообщил: ему явился Ромул и велел передать народу римскому, что он вернулся на небо к своему отцу и стал теперь богом Квирином, покровителем Рима. Он призвал римлян и их потомков быть мужественными, упражняться в военном деле и обещал основанному им городу неслыханное могущество, а римскому оружию - непобедимость. Тем дело и кончилось.
Народ избрал нового царя - Нуму Помпилия, а Ромулу воздвиг храмы и стал почитать его как бога. Долго ещё в Риме показывали священное кизиловое дерево Ромула. О его происхождении рассказывали, что однажды царь метнул копьё с кизиловым древком, и оно так глубоко ушло в землю, что как ни пытались его вытащить, так и не смогли. Прошёл дождь, древко пустило корни и постепенно превратилось в раскидистое дерево. Были в Риме и иные памятные места, связанные с именем его основателя: «хижина», «гробница», та самая смоковница, под которой их с братом кормила волчица (её называли Руминальской, в честь Румины - богини вскармливания детей), и др.
Так заканчивается священный миф об основателе Рима, неоднократно излагавшийся античными историками (Плутархом, Титом Ливием, Ивдием и др.). Он впитал в себя многие традиционные компоненты, характерные для мировой мифологии. Среди самых существенных - такие мотивы, как вскармливание ребёнка животными, основание города и история близнецов.
Джованни Пезольфи. Пейзаж с руинами и жертвоприношением. 1650 г. Галерея Уффици. Флоренция.
12.07.2018
listatel.ru
Ромул
15 Июн 2017
Римские цари Romulus, Альба-Лонга, Италия, Рем, Рим, Ромул Просмотров: 200
Основатель и первый царь Древнего Рима. По легенде сын бога войны Марса и весталки. После рождения Рема и Ромула узурпатор Амулий приказал выбросить близнецов на погибель. Но братья выжили, их спасла волчица, а затем нашел и воспитал царский пастух Фаустул.
И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Жители Альба-Лонги под предводительством Ромула освободили Рема, свергли с престола и убили Амулия.
Затем близнецы решили основать свой город в месте спасения, и при выборе места постройки города Ромул в гневе убил Рема. Ромул, совершивший обряд основания города по всем требованиям религиозных представлений того времени, сделался его первым царем. И дал ему свое имя — Рим.
26 марта 771 г. до н. э.
5 июля 717 г. до н. э.
Альба-Лонга
Рим
1-й царь Древнего Рима
21 апреля 753 г. до н. э. – 5 июля 717 г. до н. э.
Соправитель: Тит Таций (750 г. до н. э. — 745 г. до н. э.)
Предшественник:
—
Древнеримские цари
Преемник:
Нума Помпилий
Отец:
Марс
Мать:
Рея Сильвия, весталка.
Род:
—
Вероисповедание:
—
Место погребения:
—
Жена:
Герсилия, была единственной замужней женщиной среди похищенных сабинянок.
Дети:
Прима.
Авилий.
Ромул и Рем родились в Альба-Лонги, одном из древних латинских городов, недалеко от будущего местонахождения Рима.
Астролог Тарутий, по просьбе своего друга Варрона, предпринял попытку вычисления дат рождения Ромула и Рема и основания Рима астрологическими методами, сообщал Плутарх. Он решил, что братья были зачаты в день солнечного затмения 24 июня 772 г. до н. э. в 3-м часу после восхода и появились на свет 26 марта 771 г. до н. э., а Рим был основан 4 октября 754 г. до н. э.
В Альба-Лонге правили потомки Энея и в их числе два брата – Нумитор и Амулий, которые должны были наследовать престол. Амулий разделил все наследство на две части и предложил Нумитору на выбор – или корону, или привезенное из Трои золото. Тот взял корону. Владея богатством, которое давало ему больше влияния и возможностей, нежели те, которыми располагал брат, Амулий без труда лишил Нумитора власти.
Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Дети Нумитора мешали честолюбивым замыслам Амулия, поэтому сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию Амулий заставил стать жрицей (весталкой), что обрекало её на 30-летнее безбрачие.
На четвёртый год служения к Рее Сильвии в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух сыновей. Лишь заступничество царской дочери Анто перед отцом спасло ее от казни, но преступницу держали взаперти, и никого к ней не допускали, чтобы она не разрешилась от бремени без ведома Амулия. Рождение двух мальчиков необыкновенной величины и красоты встревожило Амулия еще сильнее, и он приказал своему слуге взять их и бросить где-нибудь подальше.
Слуга положил новорожденных в корыто и спустился к реке Тибр, чтобы бросить их в воду, но, увидев, как стремительно и бурливо течение, не решился приблизиться и, оставив свою ношу у края обрыва, ушел. Между тем река разлилась, половодье подхватило лохань и бережно вынесло на тихое и ровное место, которое ныне зовут Кермал, а в старину называли Герман – видимо, потому, что «братья» по-латыни «германы» [germanus].
Корыто с детьми прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Все эти животные стали священными в Риме.
Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, недавно потерявшая своего ребёнка, стала заботиться о близнецах.
Их перевезли в Габии и там выучили грамоте и всему остальному, что полагается знать людям благородного происхождения. Детям дали имена Ромула и Рема – от слова, обозначающего сосок, так как впервые их увидели сосавшими волчицу. С первых лет жизни мальчики отличались благородной осанкой, высоким ростом и красотой, когда же они стали постарше, оба были отважны, мужественны, умели твердо глядеть в глаза опасности. Они вели жизнь, приличествующую свободным людям, считая, однако, что свобода – это не праздность, не безделье, а гимнастические упражнения, охота, состязания в беге, борьба с разбойниками, ловля воров, защита обиженных. Все это принесло им добрую славу.
Однажды пастухи Амулия повздорили с пастухами Нумитора и угнали их стада. Ромул и Рем, не стерпев, избили и рассеяли обидчиков и, в свою очередь, завладели большой добычей. Гнев Нумитора их не волновал, и они начали собирать вокруг себя и принимать в товарищи множество неимущих и рабов, внушая им дерзкие и мятежные мысли.
Однажды пастухи Нумитора взяли в плен Рема и доставили в Альбу Лонгу. И его дед, и царь подозревали о его истинной личности. Фаустул, узнав, что Рем схвачен и выдан Нумитору, просил Ромула выручить брата и тогда впервые поведал ему все, что знал о его рождении. Рем поднимал мятеж в самом городе, а Ромул с немалыми силами подходил извне, Амулий был захвачен врагами и убит.
После смерти Амулия в Альбе-Лонге Ромул и Рем не захотели ни жить в городе, не правя им, ни править, пока жив дед, и, вручили верховную власть ему, а сами решили поселиться отдельно и основать город там, где они были вскормлены. Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них и тем самым потерять все свое могущество, либо основать вместе с ними новое поселение.
«Жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства», поэтому Ромулу и Рему пришлось вместе со своими людьми уйти из города, чтобы основать собственный. Они отправились к Тибру искать место для основания новой колонии.
Рем выбрал, по разным источникам, не то низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, не то Авентинский холм, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме.
Чтобы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул — чуть позже — двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). Ромул солгал — лишь когда Рем подошел, тогда только перед глазами Ромула появились двенадцать коршунов.
Раскрыв обман, Рем был в негодовании и, когда Ромул стал копать ров (священную борозду — померий), чтобы окружить стены будущего города, Рем то издевался над этой работой, а то и портил ее. Кончилось тем, что он перескочил через ров и тут же пал мертвым; одни говорят, что удар ему нанес сам Ромул, другие – что Целер, один из друзей Ромула. В стычке пали также Фаустул и его брат Плистин, вместе с ним воспитывавший Ромула. Целер бежал в Этрурию, и с той поры римляне называют «келером» [celer] каждого проворного и легкого на ногу человека.
Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считают 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена борозда, обозначившая границу города.
По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.
Ромул заботился об увеличении населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран. Едва только поднялись первые здания нового города, граждане немедленно учредили священное убежище для беглецов и нарекли его именем бога Асила, в этом убежище они укрывали всех подряд, не выдавая ни раба его господину, ни должника заимодавцу, ни убийцу властям, и говорили, что всем обеспечивают неприкосновенность, повинуясь изречению пифийского оракула. Поэтому город быстро разросся, хотя поначалу насчитывал не больше тысячи домов.
Соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому в Риме не хватало женского населения, и тогда в третий год своего царствования Ромул придумал уловку — 21 августа он устроил торжественный праздник — консуалии (праздник в честь бога Конса), с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. Ромул распустил слух, будто на территории Рима найден алтарь, выстроенный неизвестному богу. Его назвали Консом — богом света (отсюда и консул — советник, и консилиум — совет). В честь этой находки был объявлен праздник с играми.
На праздник, ничего не подозревая, съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку Ромула (он снял с себя плащ и взмахнул им) римляне набросились на сабинских девушек: каждый хватал первую попавшуюся и нес, кричащую и отбивающуюся, к себе в хижину. Началось смятение, гости разбежались. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.
Сабиняне пытались договориться о возвращении похищенных сабинянок, но Ромул отказался это сделать. Он предложил сабинянам переселиться к нему в Рим. Тогда негодующие соседи римлян стали готовиться к походу на город.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Римляне легко разбили латинян, напавших на Рим, однако примерно через год сабиняне под началом царя Тита Тация захватили Капитолий.
Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков, которые заселили Эсквилинский холм.
Сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой — мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
Шесть лет Таций и Ромул правили вместе. Они совершили несколько удачных походов, в том числе — в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиниум Тит Таций был убит в результате кровной мести за оскорбление, нанесённое лаврентским послам родственниками Тита. Таций был убит, когда он пошел один, чтобы убедить желавших мести лаврентцев отказаться от мести и простить. Когда они обнаружили, что он не привел к нему людей, как это делали сенат и Ромул, сердитая толпа побила его камнями до смерти.
Ромул не наказал убийц, что давало основание подозревать, что заказчиком убийства был именно он. Так он стал единовластным царём объединённых народов.
По мнению Орозия, Таций был убит Ромулом вскоре после того, как предложил ему царствовать совместно. Реальность существования и правления Тита Тация не доказана.
Ромул воевал с многочисленными соседями, нападал на их города и деревни и подчинял своей власти.
Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.
Ромул поставил над каждой трибой наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую трибу на 10 и назвав их куриями, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий — курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.
Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли — «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.
Ромул определил на уровне законодательства, что надлежит делать каждым из них: патрициям — быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственными делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого и назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами.
Ромул счёл целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом, установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.
Ромул учредил институт сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Каждой из трёх триб он предписал выбрать трёх человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трёх самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами ещё 90, которых заранее избрали курии, и, назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.
Чем больше Ромул правил Римом, тем деспотичнее он становился: на первоначальном этапе он делил власть с группой старых соратников — патрициев, впоследствии он просто отдавал сенаторам приказания, как пишет Плутарх, «не справляясь с мнением и желанием сенаторов — вот тут он, по-видимому, оскорбил и унизил их до последней степени! И поэтому когда вскоре он внезапно исчез, подозрения и наветы пали на сенат... Некоторые предполагали, что сенаторы набросились на него в храме Вулкана, убили и, рассекши тело, вынесли по частям, пряча ношу за пазухой».
Патриции попытались пресечь эти слухи — «первые граждане запретили углубляться в розыски и проявлять чрезмерное любопытство, но приказали всем чтить Ромула и поклоняться ему, ибо он-де вознесен к богам и отныне будет для римлян благосклонным богом, как прежде был добрым царем. Большинство поверило этому и радостно разошлось, с надеждою творя молитвы, — большинство, но не все: иные, придирчиво и пристрастно исследуя дело, не давали патрициям покоя и обвиняли их в том, что они, убив царя собственными руками, морочат народ глупыми баснями».
Тогда один из самых знатных и уважаемых патрициев, верный и близкий друг Ромула, переселившийся в Рим из Альбы-Лонги, по имени Юлий Прокул поклялся перед народом, что он лично встретил Ромула после исчезновения, и Ромул заявил ему, что он вознёсся на небеса и теперь он будет божеством по имени Квирин, милостивым к римлянам. Народ в эту сказку почему-то поверил, и перестал задавать патрициям неудобные вопросы о том, куда они девали Ромула.
Смерть Ромула описывается римской мифологией как сверхъестественное исчезновение. Ромул исчез из среды людей в возрасте пятидесяти четырех лет, на тридцать восьмом году своего царствования. Но, скорее всего, он был просто убит.
Считают, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирным образом Марса.
После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.
monarhs.info
Ромул и Рем | Герои и персонажи римской мифологии
Назад к разделу
Ромул и Рем
Ромул и Рем — легендарные братья-основатели Рима. По преданию, были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Согласно Титу Ливию, Ромул был первым царём Древнего Рима (753 — 716 гг. до н. э.).
Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.
Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.
Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.
Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена борозда, обозначившая границу города. По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.
Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.
Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит.
Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.