Второе рождение: 3D-реконструкции древних городов. Древний рим реконструкция
Трехмерные видео-реконструкции древних городов - Блог разнузданного гуманизма
Древний Рим320 г. нашей эры
На создание 3D-модели под названием Rome Reborn – «Возрожденный Рим» – ушло около 10 лет. С 1997 года над проектом совместно работали Институт высоких технологий и гуманитарных наук при университете Вирджинии, Калифорнийский университет, Политехнический университет в Милане, университет Бордо III и университет города Кан. Цифровая модель показывает Рим таким, каким он был – судя по собранным историками данным – в 320 г. н.э. Это период, когда Рим уже достиг своего пика развития. Население города к тому моменту составляло около миллиона человек, уже были построены первые христианские храмы. Ролик позволяет увидеть город с высоты птичьего полета и даже заглянуть внутрь некоторых сооружения – в Колизей, Сенат или базилику императора Максенция.
В основу 3D-модели легли многолетние археологические и другие виды исторических исследований, а также макет Plastico di Roma Antica, представленный в Музее римской цивилизации. Подробнее читайте на официальном сайте проекта.
КоринфII век нашей эры
Над созданием видео-реконструкции древнегреческого Коринфа трудился творческий коллектив «История в 3D» – Данила Логинов, Андрей Жаров и Вячеслав Дербенев. Античный город, которому уже более двух с половиной тысяч лет, располагался в 7 км от одноименного современного города, у подножия горы Акрокоринф. На видео Коринф представлен таким, каким он, как предполагается был во II веке нашей эры – в эпоху своего расцвета в составе Римской Империи. Видео позволяет взглянуть на город с высоты птичьего полета, увидеть высокие крепостные стены, прогуляться по мощенным улицам. Детально проработана центральная часть Коринфа, площадь с фонтаном Пирена, храм Аполлона, агора, римский театр. Основой для создания столь подробной реконструкции послужили археологические исследования, монеты с изображениями коринфских зданий и письменные свидетельства.
Кроме Коринфа команда также реконструировала Древний Рим, Севастополь 1914 года и другое.
Карфаген Пунический и римский периоды
Небольшой фильм о Карфагене, каким он был до разрушения римлянами, создан известным французским тележурналом Des Racines et des ailes. Карфаген, основанный в 814 г. до н. э., располагался на севере Африки, на берегу Тунисского залива. Подробная видео-реконструкция сопоставляет 3D-модель древнего города с сохранившимися на территории современного Туниса руинами. Особое внимание в ролике уделено карфагенской гавани с адмиральским (суффетским) островом. Показан канал шириной более 20 метров, соединяющий торговую гавань с морем. Детально воссоздан и сам город со всеми основными памятниками пунического и частично римского периодов.
Вавилон1200-е гг. н. э.
3D-реконструкция Вавилона создана Byzantium 1200 для выставки о Месопотамии, которая прошла в 2013 году в Королевском музее канадской провинции Онтарио. Разработчики ролика – некоммерческий проект, в первую очередь занимающийся компьютерной реконструкцией утраченных византийских памятников XIII века. Короткий видео-тур по Древнему Вавилону позволяет увидеть его главные улицы, основные храмы и одно из семи чудес света – висячие сады.
Александрия51 г. до н. э.
Александрия − второй по величине город современного Египта, расположенный на побережье Средиземного моря, был основан Александром Македонским в 331 г. до н. э. Реконструировать величественный город Клеопатры и Юлия Цезаря взялись разработчики сайта ancientvine.com. На основании последних исследований и теорий известного археолога Фрэнка Годдио (Franck Goddio) удалось достаточно точно воспроизвести порт и одно из семи чудес Древнего мира – Александрийский маяк. Александрия показана в период своего расцвета – 51 г. до н. э. Столицей Египта и важным торговым портом она оставалась до серии землетрясений и цунами, из-за которых город пришел в упадок. В наши дни Александрия служит главным морским портом Египта.
ПальмираВидео-реконструкция Пальмиры разработана командой издательского дома Al-Aous Publishers и Института культуры Сирии в 2009 году. Историки и археологи начали активно изучать один из крупнейших античных городов Ближнего Востока только в середине XX века. На основании изучения уцелевших памятников, письменных источников и т.д. удалось не только сделать видео, но и выпустить книгу о Пальмире.
В свете последних событий над созданием новых и более подробных виртуальных моделей Пальмиры работают специалисты в разных городах и странах мира. По сообщению ИА ТАСС, 3D-модель разрушенного в Сирии города разработают также волонтеры Государственного Эрмитажа. Итоги своей работы они представят на выставке, которую петербургский музей посвятит наследию Сирии.
Цивилизация майяФильм создан Матиасом Кольшмидтом (Mathias Kohlschmidt) и командой Maya-3d. История народов и культур, относившихся к цивилизации майя, насчитывает более 2500 лет. Города и поселения охватывали территории современных Гватемалы, Белиза, Гондураса, Сальвадора, юго-восточных штатов Мексики и полуострова Юкатан. На основании археологических исследований сохранившихся до наших дней памятников архитектуры и истории удалось воссоздать приблизительный облик древних городов майя, показать декор построек и их внутреннее убранство.
Исчезнувшие городаПомпеиИздательский проект Archeolibri выпустил документальный фильм – виртуальное путешествие в древнеримский город Помпеи в период его расцвета. Город располагался на берегу Неаполитанского залива, но был уничтожен извержением вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Трехмерная реконструкция, основанная на археологических данных хорошо исследованных Помпей (раскопки там начались в XVIII веке), позволит увидеть город до разрушения, пройти по базилике, заглянуть в храмы, термы и театр.
Амайя
Руины Амайи расположены в Португалии на территории природного парка Сьерра-де-Сан-Мамеде. Этот город был основан в I в. н. э. на территории тогдашней римской провинции Лузитания. Но в период с V по IX вв. город пришел в упадок и постепенно был заброшен. Серьезные археологические исследования римского города начались только в 1994 году. C 2007 года работы возглавил Эворский университет совместно с консорциумом институтов других европейских стран. Исследования проводились с применением современных технологий, позволяющих понять структуру города, остающегося под слоем земли, без раскопок и других потенциально опасных для памятников методов. На основании полученных данных команде Radio-Past удалось сделать 3D-реконструкцию, воссоздав не только улицы и фасады, но и внутреннее пространство многих знаковых построек.
ПергамПергам – античный город на западе Малой Азии – реалистично и исторически точно воссоздан в 3D немецкими специалистами во главе с Клеменсом Поблоцки (Clemens Poblotzki). Фильм изображает ныне исчезнувший город, основанный в XII в. до н. э. В период своего расцвета это был крупный экономический и культурный центр. Сегодня от него уцелели лишь руины на северо-западной окраине современного турецкого города Бергам. Трехмерная модель позволяет представить, какими были знаменитый акрополь Пергама, расположенный на террасах высокого холма, дворцы местных царей, цитадель, арсенал, храм Афины с примыкавшей к нему Пергамской библиотекой, и алтарь Зевса (ныне большую его часть можно увидеть в берлинском Пергамон-музеуме).
Европа в средние века и Раннее Новое времяЛондонXVII векМодель сохранившего средневековый облик Лондона до Великого пожара 1666 года разработали шесть студентов-второкурсников университета Де Монфор. Их команда под названием Pudding Lane Productions выиграла конкурс, организованный Британской библиотекой и компаний Crytek, специализирующейся на разработке компьютерных игр, и тем самым получила право реализовать свой проект. Получилось трехминутное видео, основанное на исторических картах и гравюрах Лондона середины XVII века из коллекции Британской библиотеки. Реалистичная анимация показывает несколько детально проработанных улиц у восточной стены города, включая район Пуддинг-лейн.
О деталях проекта и этапах работы подробно написано в блоге авторов.
БолоньяXIII век
Также трехмерной реконструкции исторических городов посвящена отдельная подборка видеороликов на одном из каналов Youtube.https://www.youtube.com/playlist?list=PLA6syh2rakA7I_mZJWf12HNwPdjqGGfHm
uborshizzza.livejournal.com
Legio V Macedonica - римский легион.
Оживают исторические образы, сошедшие с древних фресок, и распахивается другая реальность, далекая от проблем и забот современности, иной мир, где действуют законы чести, доблести, воинского величия и несгибаемой воли. В сверкающих доспехах предстают римские воины, взлетает золотой орел легиона и солнце любуется грозным оружием, коему суждено множество славных побед во имя процветания Рима. Все это — совершенно доступная и осязаемая реальность, существующая благодаря военно-исторической реконструкции. Нет разделяющего музейного стекла, и далекий мир просто протягивает тебе руку, призывая вступить на мощеную дорогу воинской славы и подвигов.
Пятый Македонский легион (Legio V Macedonica) из города Санкт-Петербург создан в 2002 году с целью реконструкции не только повседневной жизни римских легионеров и гражданского общества, но и самой атмосферы Древнего Рима. Наш клуб приглашает всех желающих прикоснуться к удивительному миру истории, проникнуться духом древней эпохи и найти для себя что-то свое: источник вдохновения или исследований, исторические факты для размышления, новый круг общения, новую возможность для самовыражения и самореализации, интересных людей и уникальную дружественную атмосферу, которой пронизана вся наша деятельность. Вы можете стать просто гостем на одном из наших многочисленных мероприятий, а можете начать посещать наши регулярные занятия или стать полноправным членом клуба. Клуб предлагает совершенно различные форматы общения — лекции, встречи, тренировки, праздники, античные фестивали. Каждому найдется дело по душе, каждый человек нам интересен.
Молодым людям римский легион предлагает овладеть навыками боя по римской системе, как одиночного, так и в строю, навыки владения оружием, таким как мечом gladius ("гладиус"), кинжалом pugio ("пугио"), копьем pilum ("пилум"), а также владению щитом scutum ("скутум") не только для защиты, но и для нападения. Также легионеры изучают искусство ношения древнеримских воинских доспехов — lorika segmentata ("лорика сегментата") и lorika hamata ("лорика хамата").
Суровая жизнь легионера, реконструктивная одежда, утварь и пища также реальны, как и уважение и дружба товарищей, возможность развить свои личные качества: пытливость ума, упорство в ратном деле, силу, ловкость, доброту и остроумие. Мы всегда поддерживаем наших членов клуба и радуемся успехам каждого из них. В LegVMac сложилась богатая программа по подготовке новых воинов, уже далеко не первое поколение римских воинов под руководством ветеранов постигает ратное искусство, а новички уже через год становятся ловкими и умелыми бойцами, когда их доспехи становятся второй кожей, а мечи — продолжением руки. Есть и отдельное направление — Школа Гладиаторов, их обучением занимаются отдельно, так как их боевое искусство отличалось от стандартной подготовки римского воина.
Женскому вниманию мы представляем всевозможные мастер-классы, обучаем искусству римского домовладения, шитья, вязания, росписи, создания ароматических масел, косметики по древнеримским рецептам, особенностям и секретам римской кухни. Наши римские матроны пользуются всеобщим уважением и любовью, именно им удается создавать неповторимую атмосферу тепла и взаимопонимания в нашем клубе. Они изучают и создают древнеримские женские костюмы — tunicae ("туника"), pallium ("палла"), stola ("стола"). Женщины реконструируют образ римской женщины от прически до сандалий, от их домашних занятий до манеры держаться в обществе. В изучении жизни древнеримских женщин можно почерпнуть знания о том, какими были эти женщины, как они вели себя, чем руководствовались в своих поступках, каким правилам подчинялись, каково было их мироощущение. В клубе также по историческим источникам реконструируется направление Храм Весты, где в деталях воссоздается знаменитый культ весталок — от одеяний и причесок до обрядовой части.
Наш клуб поддерживает дружественные связи с огромным количеством общественных организаций, государственных и частных, со многими зарубежными реконструктивными клубами, мы регулярно участвуем в официальных мероприятиях — отечественных и международных, постоянно помогаем в создании тематических фильмов, театральных постановок, праздников, всегда открыты к новому сотрудничеству.
В нашем клубе, также как и в Древнем Риме, большую часть жизни клуба делят между собой война и празднования. Гражданским праздникам предается не меньшее значение, чем воинской подготовке и тренировкам. В клубе проводятся крупномасштабные мероприятия, собирающие единомышленников и друзей из других городов и стран, представляющих все многообразие гражданского и военного общества Древнего Рима, его союзников и врагов. Но самое главное значение придается дружеской атмосфере клуба, воинскому братству, глубокому изучению истории и воссозданию как облика жителя Древнего Рима, так и духа того времени.
legvmac.ru
Виртуальная история
"Историческая правда" представляет трехмерные компьютерные реконструкции великих городов древности
Трехмерные видео-реконструкции древних городов, ныне совершенно изменившихся или вовсе исчезнувших, в последнее время стали важной составляющей исторической науки. Компьютерные технологии позволяют в деталях восстанавливать утраченные памятники архитектуры и целые поселения. Они служат «наглядными пособиями», позволяющими получить комплексное представление о том, какими были Александрия и Вавилон, Древний Рим и города античной Греции, узнать, как развивался Египет и с чего начинался Париж.
Вавилон (XII век до н. э.)
3D-реконструкция Вавилона создана Byzantium 1200 для выставки о Месопотамии, которая прошла в 2013 году в Королевском музее канадской провинции Онтарио. Разработчики ролика – некоммерческий проект, в первую очередь занимающийся компьютерной реконструкцией утраченных византийских памятников XIII века. Короткий видео-тур по Древнему Вавилону позволяет увидеть его главные улицы, основные храмы и одно из семи чудес света – висячие сады.
Пергам (XII век до н. э.)
Пергам – античный город на западе Малой Азии – реалистично и исторически точно воссоздан в 3D немецкими специалистами во главе с Клеменсом Поблоцки (Clemens Poblotzki). Фильм изображает ныне исчезнувший город, основанный в XII в. до н. э. В период своего расцвета это был крупный экономический и культурный центр. Сегодня от него уцелели лишь руины на северо-западной окраине современного турецкого города Бергам. Трехмерная модель позволяет представить, какими были знаменитый акрополь Пергама, расположенный на террасах высокого холма, дворцы местных царей, цитадель, арсенал, храм Афины с примыкавшей к нему Пергамской библиотекой, и алтарь Зевса (ныне большую его часть можно увидеть в берлинском Пергамон-музеуме).
Коринф (II век нашей эры) Над созданием видео-реконструкции древнегреческого Коринфа трудился творческий коллектив «История в 3D» – Данила Логинов, Андрей Жаров и Вячеслав Дербенев. Античный город, которому уже более двух с половиной тысяч лет, располагался в 7 км от одноименного современного города, у подножия горы Акрокоринф. На видео Коринф представлен таким, каким он, как предполагается был во II веке нашей эры – в эпоху своего расцвета в составе Римской Империи. Видео позволяет взглянуть на город с высоты птичьего полета, увидеть высокие крепостные стены, прогуляться по мощенным улицам. Детально проработана центральная часть Коринфа, площадь с фонтаном Пирена, храм Аполлона, агора, римский театр. Основой для создания столь подробной реконструкции послужили археологические исследования, монеты с изображениями коринфских зданий и письменные свидетельства.
Карфаген ((II век нашей эры)
Небольшой фильм о Карфагене, каким он был до разрушения римлянами, создан известным французским тележурналом Des Racines et des ailes. Карфаген, основанный в 814 г. до н. э., располагался на севере Африки, на берегу Тунисского залива. Подробная видео-реконструкция сопоставляет 3D-модель древнего города с сохранившимися на территории современного Туниса руинами. Особое внимание в ролике уделено карфагенской гавани с адмиральским островом. Показан канал шириной более 20 метров, соединяющий торговую гавань с морем. Детально воссоздан и сам город со всеми основными памятниками пунического и частично римского периодов. Александрия (51 г. до н. э.)
Александрия − второй по величине город современного Египта, расположенный на побережье Средиземного моря, был основан Александром Македонским в 331 г. до н. э. Реконструировать величественный город Клеопатры и Юлия Цезаря взялись разработчики сайта ancientvine.com. На основании последних исследований и теорий известного археолога Фрэнка Годдио (Franck Goddio) удалось достаточно точно воспроизвести порт и одно из семи чудес Древнего мира – Александрийский маяк. Александрия показана в период своего расцвета – 51 г. до н. э. Столицей Египта и важным торговым портом она оставалась до серии землетрясений и цунами, из-за которых город пришел в упадок. В наши дни Александрия служит главным морским портом Египта.
Помпеи (I век н.э.)
Издательский проект Archeolibri выпустил документальный фильм – виртуальное путешествие в древнеримский город Помпеи в период его расцвета. Город располагался на берегу Неаполитанского залива, но был уничтожен извержением вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Трехмерная реконструкция, основанная на археологических данных хорошо исследованных Помпей (раскопки там начались в XVIII веке), позволит увидеть город до разрушения, пройти по базилике, заглянуть в храмы, термы и театр.
Амайя (I век н.э.)
Руины Амайи расположены в Португалии на территории природного парка Сьерра-де-Сан-Мамеде. Этот город был основан в I в. н. э. на территории тогдашней римской провинции Лузитания. Но в период с V по IX вв. город пришел в упадок и постепенно был заброшен. Серьезные археологические исследования римского города начались только в 1994 году. C 2007 года работы возглавил Эворский университет совместно с консорциумом институтов других европейских стран. Исследования проводились с применением современных технологий, позволяющих понять структуру города, остающегося под слоем земли, без раскопок и других потенциально опасных для памятников методов. На основании полученных данных команде Radio-Past удалось сделать 3D-реконструкцию, воссоздав не только улицы и фасады, но и внутреннее пространство многих знаковых построек.
Древний Рим (IV век н.э.)
На создание 3D-модели под названием Rome Reborn – «Возрожденный Рим» – ушло около 10 лет. С 1997 года над проектом совместно работали Институт высоких технологий и гуманитарных наук при университете Вирджинии, Калифорнийский университет, Политехнический университет в Милане, университет Бордо III и университет города Кан. Цифровая модель показывает Рим таким, каким он был – судя по собранным историками данным – в 320 г. н.э. Это период, когда Рим уже достиг своего пика развития. Население города к тому моменту составляло около миллиона человек, уже были построены первые христианские храмы. Ролик позволяет увидеть город с высоты птичьего полета и даже заглянуть внутрь некоторых сооружения – в Колизей, Сенат или базилику императора Максенция.
Болонья (XIII век)
Средневековая Болонья была культурным и историческим центром Европы. В этом городе до сих пор функционирует старейший в Европе университет, основанный в 1088 году, и несколько древних каменных башен из тех, что когда-то наполняли весь город. Панораму Болоньи, и сегодня сохранившей свой средневековый дух, реконструировали Даниэль Рампулла (Daniel Rampulla) и студия Sotto Le Torri.
Берген (XIV век)
Второй по числу жителей город Норвегии, уступающий лишь столице – Осло – был основан в XI веке, а в середине XIV века, в показанный в ролике период, был важнейшим торговым центром Северной Европы, крупным ганзейским городом. Авторы видео, археолог Рагнар Бёрсхейм (Ragnar L. Børsheim) и специалисты по исторической визуализации Arkikon, накладывают современный город на средневековый, чтобы показать, насколько за прошедшие столетия Берген выдвинулся в сторону моря с помощью намывных территорий.
Лондон (XVII век)
Модель сохранившего средневековый облик Лондона до Великого пожара 1666 года разработали шесть студентов-второкурсников университета Де Монфор. Их команда под названием Pudding Lane Productions выиграла конкурс, организованный Британской библиотекой и компаний Crytek, специализирующейся на разработке компьютерных игр, и тем самым получила право реализовать свой проект. Получилось трехминутное видео, основанное на исторических картах и гравюрах Лондона середины XVII века из коллекции Британской библиотеки. Реалистичная анимация показывает несколько детально проработанных улиц у восточной стены города, включая район Пуддинг-лейн.
www.istpravda.ru
Ученые воссоздали древний город в 3D
Фото из открытых источников
Невероятная 3D реконструкция предлагает взглянуть на величайший город мира во всей своей красе. Виртуальная реальность ведет зрителя через весь город, посещая все известные достопримечательности, включая Пантеон и Колизей в том виде, какими они были бы в 320 году нашей эры.
Но абсолютно уникальным в моделировании является то, что ученые заполнили все пробелы, используя исторические записи, чтобы воссоздать улицы и форумы, которые существовали в этот период.
Ученые, принимавшие участие в проекте Rome Reborn выбрали 320 год нашей эры, так как считается, что в это время город был наиболее развит, незадолго до того, как император Константин перенес столицу империи в Константинополь, современный Стамбул. По истечении этого периода Рим пошел спад, но в 320 году он был на пике своего величия с населением 1-2 миллиона человек, что было больше, чем в любом другом городе Великобритании, кроме Лондона.
Тур начинается на холме Палатин, показывая огромные дворцы, в которых жили императоры Рима, глядя вниз на всех жителей великого города. Затем зрители видят другие известные исторические места, такие как Колизей, Троянские бани и многие другие.
Также в проекте показаны невероятные акведуки, которые сделали Рим возможным. Они возвышались над улицами, доставляя в город пресную воду с гор с расстояния 30- 40 км. Рассказчик, доктор Стивен Цукер в разговоре с создателем доктором Бернардом Фишером говорит, что технологии, показанные в ролике говорят нам многое о Римской империи.
«Существуют человеческие амбиции, идея, что человек может управлять природой», -говорит он.
Модель города в 25 квадратных километров будет использоваться учеными, которые изучают Древний Рим, а также в будущем может быть использована в компьютерных играх и фильмах.
planet-today.ru
3D-реконструкции древних городов — National Geographic Россия
Рим
На создание, казалось бы, такого короткого видеоролика о Риме ушло почти 10 лет. Над ним работали специалисты из шести университетов Италии, США и Франции. Основой этой 3D-модели стали археологические исследования и макет Plastico di Roma Antica, представленный в Музее римской цивилизации.
На видео был воссоздан облик Рима в 320 году н.э. Можно посмотреть на город с высоты птичьего полета, как будто он был снят с квадрокоптера.
Вавилон
3D-реконструкция Вавилона позволяет посмотреть на одно из семи чудес света, которое не сохранилось до наших дней, — висячие сады, которые были построены по указу царя Навуходоносора II для его жены Амитис.
Эта модель была создана в рамках проекта Byzantium 1200.
Карфаген
Детальная реконструкция Карфагена до разрушения римлянами была создана французским тележурналом «Des Racines et des ailes», который сопоставил 3D-модель древнего города с сохранившимися руинами на территории современного Туниса.
Пальмира
Эта реконструкция была создана в 2009 году командой издательского дома Al-Aous Publishers и Института культуры Сирии. Читать далее
Древняя Пальмира оказалась во власти террористов в конце мая 2015 года. Боевики террористической организации «Исламское государство» (ее деятельность запрещена на территории РФ) уничтожали любые объекты, не относящиеся к исламу, — от древних монументов до могил христиан. В августе 2015 года были разрушены храмы Бэла и Баал-Шамин, в начале сентября — три погребальные башни, которые были возведены в период с 103 по 44 год до нашей эры, а в октябре — Триумфальная арка, один из выдающихся памятников города, входивший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пальмира была освобождена только в марте 2016 года.
Источник: archi.ru
www.nat-geo.ru
Археология и история. Реклама в Древнем Риме. Древний Рим. Военно-исторический клуб "Legio V Macedonica". Реконструкция античности и римского легиона I-II в. н.э.
Легионеры как целевая аудитория
Раскопки в Помпеях свидетельствуют, что наружная реклама была неотъемлемой частью древнеримских городов и сопровождала горожан на каждом шагу. Хозяева таверн, постоялых дворов, кузниц, гладиаторских школ и даже публичных домов постоянно прибегали к услугам античных маркетологов. А те стремились перещеголять друг друга в умении привлечь клиентов, создавая настоящие художественные произведения, которые чудом сохранились до наших дней. Судя по дошедшим до нас рекламным объявлениям, самыми желанными посетителями для многочисленных трактирщиков Помпей были доблестные римские солдаты. Поскольку далеко не все легионеры умели читать, античные креативщики часто прибегали к визуальным решениям. В ходе раскопок было найдено панно, демонстрирующее, какой сервис ждет мужественного героя в одном из увеселительных заведений города. Реклама обещала бесплатное омовение ног, широкий выбор дешевых, но вкусных блюд, обилие вина, а также приятное общество красивых женщин легкого поведения. Широкое распространение в Древнем Риме получил жанр афиши. Античная афиша сочетала в себе функции рекламы и своеобразной городской газеты, в которой власти сообщали народу о дате и месте проведения того или иного мероприятия. Чаще всего речь шла об очередных гладиаторских боях. На афишах изображались сражающиеся гладиаторы, а картинку сопровождало короткое информационное сообщение, например: «20 пар гладиаторов децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона Цезаря, сына Августа, и десять пар гладиаторов децима Лукреция, сына Валента будут сражаться в Помпеях за 6, 5, 4, 3 дня и накануне апрельских ид, а также будет представлена охота по всем правилам, и натянут навес». Кстати, древнеримские рекламщики обязательно оставляли на афишах авторские подписи. Так некий Эмилий Целер сообщил нам, что он «один при лунном свете» написал эту афишу. Такая вот реклама в рекламе на античный лад.