Шпаргалка: Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае. Педагогика древнего китая
§ 4. Зарождение педагогической мысли в древнем китае
Ценный опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на развитие педагогических идей на всем Древнем Востоке и на последующее развитие школы и педагогики, сложился в Древнем Китае. Здесь в VI в. до н.э. сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из которых были конфуцианство и даосизм.
Наибольшее воздействие на развитие образования, воспитания и педагогическую теорию оказали идеи китайского мыслителя и педагога Конфуция (551—479 гг. до н.э.). К этому периоду в Китае был накоплен богатый педагогический опыт. Его осмысление и обобщение приводило к выработке рекомендаций, которые содержатся в памятниках китайской письменности. Идеи Конфуция дошли до нас в изложении учеников и последователей в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»).
Конфуцианство с момента возникновения видело в воспитании важнейшее условие политического прогресса, стабилизации государственной жизни и обеспечения благоденствия. Это во многом обусловливалось подходом Конфуция к сущности человека, пониманием путей и способов формирования качеств идеальной личности. Поскольку люди по своей природе близки друг к другу, Конфуций утверждал, что в воспитании нельзя делать различий между людьми.
Он считал, что возможности людей от природы не одинаковы и в соответствии с этим выделял четыре категории внутри общества. К первой относятся те, кто обладает совершенномудрием, дарованным ему небом. Люди второй категории приобретают знания посредством учения (благородные мужи, составляющие опору порядка в Поднебесной). К третьей категории относятся те, кто учится, несмотря на трудности. Четвертая категория — это народ, не способный к приобретению знаний.
Конфуций особо указывал на благородных мужей как на образ, идеал и цель воспитания. Благородный муж должен обладать высокими нравственными качествами (жэнь), суть которых человеколюбие, гуманность. Данные качества, по убеждению Конфуция, должны обязательно сочетаться в человеке с любовью к учебе. Наряду с жэнь благородный муж, по Конфуцию, должен обладать высокой духовной культурой (вень), приобретенной им в процессе обучения.
Подчеркивая связь моральных качеств и образованности в человеке, Конфуций ставил нравственное начало на первое место.
Большое внимание в воспитании человека Конфуций уделял ритуалу, который придает определенную направленность процессу образования и воспитания.
Своеобразной программой воспитания разносторонней личности считалось обучение «сынов неба» «шести искусствам»: церемониалу, музыке, стрельбе из лука, управлению колесницей, чтению и математике.
Важное значение Конфуций придавал личной активности каждого человека при овладении должными формами поведения и культурой, его движению по истинному пути. Он подчеркивал также необходимость самообразования и стремления к самосовершенствованию.
Конфуций сформулировал ряд требований к воспитателю, который совершенствует себя, учит тех, кто стремится к достижению знания, помогает тем, кто испытывает трудности в выражении своих мыслей. Он требовал индивидуального подхода к ученикам, тесного контакта между учителем и учеником.
В целом Конфуцию принадлежит одно из первых мест среди педагогов древности по значению вклада, который он внес в развитие педагогической мысли Древнего Китая. Со II в. до н.э. конфуцианство было официальной идеологией, которая определяла характер воспитания и обучения в Китае. Конфуций был объявлен величайшим из мудрецов и провозглашен учителем 10 тысяч поколений.
В целом педагогические традиции, зарождавшиеся в государствах Древнего Востока, повлияли на развитие воспитания и обучения многих народов мира.
studfiles.net
Образование и педагогика Древнего Китая - реферат
Указатель категорий › Педагогика › Образование и педагогика Древнего Китая
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался
Описание.
Презентация
Выдержка из работы.
Образование
и педагогика
Древнего Китая
Выполнили:
студентки гр.223-1-2
Буторина
К.В.
Мадиярова
М.С.
Армянинова
И.А.
Сторчак
И.А.
Кафедра экономики
и гуманитарных наук
Специальность:
080109 Бухгалтерский учет, анализ и
аудит
Психология
и основы педагогики
История
Педагогики
древнего китая
В
основе богатых и
своеобразных педагогических
традиций Древнего Китая,
как и других первых
человеческих цивилизаций,
лежит опыт семейно-общественного
воспитания, уходящий
корнями в первобытную
эпоху.
Жизнь
в любой семье
протекала под
знаком сложившихся
веками обычаев и
представлений. Так,
считалось, что у
каждого дома есть
свой покровитель (цзаован),
который оценивает поведение,
труд и прилежание домочадцев.
Всем членам семьи следовало
соблюдать определенные
правила и ограничения,
например, запрет на
бранные слова, поступки,
которые могут навредить
старшим и остальным
родственникам. Людям
представлялось, что
существуют божества,
следящие за нравственностью
на земле Подобный настрой
усиливала непременная
атрибутика в каждом
жилище - картинки с
изображением нравоучительных
сценок.
В
основе воспитательных
отношений лежало
уважение младших
к старшими Наставник
почитался, как отец
Деятельность учителя
считалась весьма
почетной Приобретение
образования было
делом крайне важным.
Согласно
древним китайским
книгам, первые школы
в Китае появились
в 3-м тысячелетии
до и э и назывались
сян и сюй.
Сян
возникли на месте прибежищ
для престарелых, которые
брались обучать и наставлять
молодежь.
В
сюй поначалу учили
военному делу, в частности
стрельбе из лука.
Позже для обозначения
учебного заведения
пользовались словом
сюэ (учить, учиться).
Первые свидетельства
о сюэ содержатся в отдельных
надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI
вв. до н. э). В тогдашних
сюэ учились лишь дети
свободных и состоятельных
людей.
В
программу обучения
и воспитания входили
шесть искусств мораль,
письмо, счет, музыка,
стрельба из лука, управление
лошадью.
Эпоху
Шан (Инь) сменила эпоха
Чжоу (XI - III вв. до и э).
В этот период в школах
обучались дети из высокопоставленных
слоев (госюэ) и менее
родовитой знати {сансюэ}
госюэ - в столице, сансюэ -
в провинциальных городах.
Главной
целью обучения было
освоение иероглифического
письма. Ко времени возникновения
первых школ иероглифическим
письмом владели немногие -
т и пишущие жрецы. Умение
пользоваться иероглификой
передавалось по наследству
и распространялось
в обществе крайне медленно.
Первые иероглифы были
высечены на черепашьих
панцирях и костях различных
животных.
С
X в до н. э. появляются
иероглифы на бронзовых
сосудах. В VIII в до и
э - начале новой эры
для письма стали использовать
расщепленный в пластины
бамбук и шелковую ткань,
на которых писали соком
лакового дерева с помощью
заостренной бамбуковой
палочки. После того
как в начале II в н. э.
стали изготовлять бумагу
и тушь, процесс написания
иероглифов и обучения
иероглифическому письму
стал более простым.
Подход
к школьному обучению
в Древнем Китае
сводился к краткой,
но емкой формуле
легкость, согласие
между учеником и
учителем, самостоятельность
школяров. Наставник
заботился о том,
чтобы научить
самостоятельно ставить
и решать различные
задачи.
Китай
стоит в ряду древних
цивилизаций, где в недрах
философской мысли были
сделаны первые попытки
теоретически осмыслить
воспитание и образование.
Основные философские
школы сформировались
в Китае к VI в до н. э.
К ним относились моизм,
школа легистов (законников)
и конфуцианство. Наибольшее
воздействие на развитие
педагогической мысли
оказали Конфуций и
его последователи.
Конфуций
(551 —479 до н. э.)
создал
свою школу, где, по преданию,
прошли обучение до 3
тыс. учеников. В дальнейшем
мыслитель почитался
как божественный покровитель
науки и образования.
Методика преподавания
в школе Конфуция предусматривала
диалоги учителя с учениками,
классификацию и сравнение
фактов и явлений, подражание
образцам.
Конфуций
обобщил опыт воспитания
и образования
Древнего Китая и
высказал собственные
оригинальные идеи в
этой области. В основе
их лежали общефилософские
и социальные воззрения.
Он рассматривал воспитание,
нравственное самосовершенствование
как существенный
фактор человеческого
бытия, непременное
условие благополучия.
Стабильность общества,
считал Конфуций, покоится
на воспитании согласно
социальному назначению "Государь
должен быть государем,
сановник - сановником,
отец - отцом, сын - сыном".
Философский
смысл заложен в постановке Конфуцием
проблемы роли природы и общества
в воспитании. Природа человека -
тот материал, из которого при правильном
воспитании можно сформировать идеальную
личность. Усматривая в воспитании
огромную созидательную силу, Конфуций,
однако, не считал его всесильным, увязывая
конечный педагогический результат
с наследственностью.
Развивая
этот тезис, ученый отмечал, что возможности
людей от природы неодинаковы
он различал обладателей высшей врожденной
мудрости ("сыны неба", "правители"),
людей, достигающих знания благодаря
учению и вопреки ограниченным природным
задаткам ("благородные мужи",
"опора государства"), людей, не
способных к трудному процессу постижения
знании ("чернь").
Идеально
воспитанный человек,
по Конфуцию, должен
был обладать высокими
качествами благородством,
стремлением к
истине, правдивостью,
почтительностью, богатой
духовной культурой.
По сути, китайскому
философу принадлежит
едва ли не первая в
истории человечества
идея всестороннего
развития личности,
где преимущество
перед образованностью
отдавалось нравственному
началу. Программой
нравственного, умственного,
эстетического, физического
развития предусматривалось
обучение "сынов
неба" и "благородных
мужей" упомянутым "шести
Искусствам".
Последователями
Конфуция на протяжении
четырех веков
был составлен
трактат «Книга обрядов» (IV -I
вв. до н. э). В этой
книге школьное образование
признается необходимым
и первостепенным
для человека: «Думай
о том, чтобы постоянно
пребывать в учении».
В книге изложена
система педагогических
принципов, методов
и приемов: «Если
не пресечь дурное,
когда оно обнаружилось,
то дурное не преодолеть "/'Благородный
муж наставляет, но
не тянет за собой,
побуждает, но не заставляет,
открывает путь, но
не доводит до конца»,
«Благородный муж
в учении закаливается,
совершенствуется, приобретает
знания в развлечениях»,
«Если учиться, когда
ушло время, успеха не
добьешься», «Питай
почтение к последовательности»,
«Если учиться
в одиночестве, кругозор
будет ограничен,
а познания скудны»,
«Учитель и ученик
растут вместе» и
т. д.
В
трактате есть глава "Об учении",
где содержится развернутая характеристика
дидактических идей в духе конфуцианства.
В ней излагаются задачи и программа
девятилетнего образования и
воспитания. Начинать обучение предлагалось
в возрасте 7 - 8 лет. После первого
учебного года выясняли, умеет ли школьник
читать и каковы его способности,
через три года - питает ли ученик
склонность к учению, приятно ли
ему общество товарищей, через пять
лет - насколько глубоки его знания
и сильна привязанность к наставнику,
через семь лет - способен ли он к
рассудочным суждениям и умеет
ли выбирать друзей. И, наконец, через
девять лет выпускник школы должен
был "твердо стоять в науке".
По-своему
развили конфуцианский взгляд на
воспитание и образование китайские
мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н.
э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба
имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис
о доброй природе человека и потому определял
воспитание как формирование высоконравственных
людей. Сюньцзы, напротив, придерживался
взгляда о злой природе человека и задачу
воспитания видел в преодолении злого
начала.
Перу
неизвестного последователя Конфуция
и Мэнцзы принадлежит трактат "Заметки
об обучении" (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где
различаются понятия воспитания и обучения.
Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном
процессе идти от простого к сложному.
На
исходе эпохи Древнего Китая (2 в
до н. э. - 2 в. н. э ) конфуцианство являлось
официальной идеологией, образования
и воспитания в том числе. В
этот период образованность получила
сравнительно широкое распространение.
Вырос престиж обученного человека,
сложился своеобразный культ образованности.
Школьное дело превратилось в неотъемлемую
часть государственной политики.
Возникла система государственных
экзаменов на занятие чиновничьих
должностей. Прошедшие курс школьного
образования в сдаче таких
экзаменов видели путь к общественной
карьере.
Учебные
заведения
В древнем Китае было два
рода школ: казенные и частные.
Казенные школы создавались правительством
и содержались на средства
госказны. Те из них, которыми непосредственно
заведовало ведомство императорского
двора, назывались «центральными казенными
школами» в отличие от местных казенных
школ, создававшихся на местах. Высшими
центральными учебными заведениями были
университет Тайсюе и Академия Гоцзысюе.
Первый университет Тайсюе был построен
при ханьском императоре Уди. В начале
2 в. новой эры бывало, что единовременно
в Тайсюе обучалось более 30 тысяч слушателей.
Первая Академия Гоцзысюе была создана
в 276 году. В каждую из последующих династий
строились либо Тайсюе, либо Гоцзысюе.
По престижности Академия Гоцзысюе превосходила
Тайсюе, в первой обучались исключительно
отпрыски высшей аристократии. В программе
обучения прежде всего числились классические
труды конфуцианства. Кроме того, в центральных
казенных школах существовали факультеты
по специальным предметам: военному делу,
математике, медицине рисованию и т.п.
Но и для слушателей этих факультетов
требовалось изучение конфуцианства.
Поскольку
казенным школам было не под силу охватить
всех желающих получить образование, широкое
распространение получили частные школы.
Частные школы ведут свое начало от эпохи
Конфуция. Примечательно, что многочисленные
философские направления, отнюдь не пользовавшиеся
покровительством властей, смогли отстоять
свое право на существование исключительно
благодаря созданию частных школ. Одни
из частных школ создавались самими учителями
по собственной инициативе, другие создавались
на средства состоятельных землевладельцев
и купцов (так называемые «семейные школы»),
либо на средства, собранные монастырями
в счет арендной платы или на частные пожертвования
(благотворительные школы).
В благотворительных школах с учащихся
не брали плату за учебу. За редким исключением
начальное образование дети получали
в частных школах. В частных школах детей
учили грамоте, а научившись читать, учащиеся
читали и заучивали избранные отрывки
из классических конфуцианских книг, а
также древние тексты «гувэнь» и учились
писать сочинения.
В
древнем Китае существовали, помимо
указанных, еще очень важные учебно-исследовательские
структуры ? «шуюань» («студии»), которые
создавались известными учеными. Они ведут
начало от Танской династии. Первоначально
то были казенные редакционные ведомства
и книгохранилища. Постепенно название
«шуюань» укрепилось за частными кабинетами,
где читали лекции известные ученые.Широкое
распространение получили шуюани в эпоху
Сун, для них выбирали уединенное место
на лоне природы, содержание лекций касалось
в основном трактовки конфуцианских текстов,
кроме того затрагивались проблемы политической
жизни. Шуюани сыграли большую роль в развитии
теоретических исследований. В династию
Юань правительство усилило надзор над
частными шуюанями, так что, хотя они и
сохранились вплоть до падения династии
Цин, но постепенно приобрели официальный
характер, большинство из них фактически
превратились в классы по подготовке к
сдаче экзаменов на получение должностного
поста.
культура
и воспитание детей
Культура
Древнего Китая всегда подразумевала
в первую очередь воспитание детей.
Еще в древности китайцы были
известны во всем мире тем, что они
уделяли очень большое внимание
этому вопросу. Они учили своих
детей так: чтобы добиться успеха
в «достижении гармоничной семейной
жизни, управлении нацией и победы над
врагами» человек, прежде всего, должен
совершенствовать свою нравственность
и добродетель.
Согласно
традициям, воспитание детей начиналось
с рождения. Несмотря на принятые в
других странах более свободные
стили воспитания, воспитание детей
в Древнем Китае всегда было очень
ранним. Считалось, что когда ребенок
уже может донести до рта руку,
следует отучать его от груди
и начинать учить его есть самостоятельно.
Однако раннее воспитание было ненавязчивым.
В условиях большой
китайской семьи жили люди нескольких
поколений, поэтому ребенок любого
члена семьи считался драгоценностью
всего клана. В такой семье
принято было, чтобы старшие дети
заботились о младших братьях
и сестрах. Они все вместе играли
во дворе или на улице. Обычно это
были несколько простых игр, в
которых могли участвовать несколько
детей: мяч с перьями, «камушки»,
«волки и овцы». Однако когда детям
исполнялось семь лет, все игры сразу
заканчивались. С этого возраста
в Древнем Китае начиналось систематическое
воспитание и обучение детей в
школах.
Крупные
кланы и влиятельные семьи
имели храмы предков, находившиеся
в поместьях родных провинций. Храм
предков помимо поклонения также
предназначался для обучения детей,
то есть его использовали как школу.
Причем обучаться могли все члены
клана из различных семей, в независимости
от их нынешнего статуса или материального
положения. В Древнем Китае образование
было подчинено государственным
целям, все граждане считались равными
друг другу по рождению, поэтому
каждый имел право на образование.
В
культуре Древнего Китая семейное воспитание
дополнялось образованием. При обучении
первоочередное значение исходно придавалось
изучению истории, так как именно
на материале конкретных исторических
прецедентов и их последствий
легче всего научить человека
распознавать добро и зло, привить
ему стремление к добродетелям и
внушить ему страх перед пороками.
Кроме истории в школах Древнего
Китая детей обучали основным
понятиям и представлениям о мироздании.
Изучали три начала: небо, землю,
человека; четыре времени года и
четыре части света. Давалось представление
о теории пяти элементов и пяти
добродетелях. Изучали основы музыки
и ритуалов, норм социального поведения.
Воспитание
мальчиков традиционно было более
сложным и важным по сравнению
с воспитанием девочек. Мужскую
половину учили вежливости и знакомили
с календарем, учили песням нравственного
содержания.
Девочкам в Древнем Китае было достаточно
научиться быть скромными, послушными
и получить навыки ведения домашнего хозяйства.
dipland.ru
1.5. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху
Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище – картинки с изображением нравоучительных сценок
В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным
Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян исюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука Позже для обозначения учебного заведения пользовались словомсюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI – XI вв. до н. э.) В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входилишесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI – III вв до н. э.) В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати(сансюэ) госюэ – в столице, сансюэ – в провинциальных городах
Главной целью обучения было освоение иероглифического письма Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие – т и пишущие жрецы Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных С X в до и э появляются иероглифы на бронзовых сосудах В VIII в. до н. э. – начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.
Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи
Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до н. э. К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи
Конфуций (551–479 до н.э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.
Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».
Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании Природа человека – тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную силу, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.
Развивая этот тезис, ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы он различал обладателей высшей врожденной мудрости («сыны неба», «правители»), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опора государства»), людей, не способных к трудному процессу постижения знании («чернь»).
Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» упомянутым «шести Искусствам».
Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, – это трактат «Беседы и суждения» («Лунь ЮЙ»), в нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная со II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в китайской школе.
Приведем некоторые изречения из этой книги, определяющие высокое назначение, принципы воспитания и обучения «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно», «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?», «Учиться без пресыщения», «Учиться и время от времени повторять изученное».
Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV – I вв. до н. э). « В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении». В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях», « Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься», «Питай почтение к последовательности», «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны», «Учитель и ученик растут вместе» и т. д.
В трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 – 8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года – питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет – насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет – способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И наконец, через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».
По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 – 289 до н. э.) иСюнецзы (Сюн Куст) (298 – 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.
Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат «Заметки об обучении» (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.
На исходе эпохи Древнего Китая (2 в. до н. э. – 2 в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.
В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.
studfiles.net
Статья - Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае
3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху
Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище — картинки с изображением нравоучительных сценок
В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным
Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться) Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв до и э) В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью
Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI — III вв до и э) В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати {сансюэ} госюэ — в столице, сансюэ — в провинциальных городах.
Главной целью обучения было освоение иероглифического письма Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие — т и пишущие жрецы Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных С X в до и э появляются иероглифы на бронзовых сосудах В VIII в до и э — начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки После того как в начале II в и э стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.
Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи
Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до и э К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи
По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 — 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 — 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.
Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат «Заметки об обучении» (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.
На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. — 2 в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.
В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 1998. — 272 с.
3. Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы. — М.: Совершенство, 1999. — 207с.
4. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Хальзова. — СПб.: Военный инженерно-космический университет им. А.Ф.Можайского, 2001. – 216 с.
5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. — М.: Сфера, 2001. – 510 с.
www.ronl.ru
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае.
В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочисленные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировавшие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было произносить бранные слова, совершать поступки, вредящие семье и старшим. В основе внутрисемейных отношений лежало уважение младшими старших, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в Древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.
История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (XVI–XI вв. до н.э.). В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X– IX вв. до н.э.) – на бронзовых сосудах. Далее, вплоть до начала новой эры, для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.э. лак и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и волосяная кисточка. В начале II в. н.э. появляется бумага. После изобретения бумаги и туши обучение технике письма стало более легким делом. Еще раньше, в XIII–XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладение шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музыкой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.
Конфуций
В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из которых были конфуцианство и даосизм, оказавших сильное влияние на развитие педагогической мысли в последующем.
Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551–479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. По Конфуцию, прочность и жизненность общества покоятся на правильном воспитании его членов, согласно их социальному статусу: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Правильное воспитание являлось, по Конфуцию, главным фактором человеческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Впрочем, Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам Конфуций различал «сынов неба» – людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства»; и, наконец, чернь – людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний. Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием, особо высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образованностью нравственному началу.
Его педагогические взгляды нашли отражение в книге «Беседы и суждения», содержащей по преданиям запись бесед Конфуция с учениками, которую учащиеся заучивали наизусть, начиная со II в. до н.э. Вот некоторые сентенции из этой книги, отражающие высокую оценку роли обучения: «учиться без пресыщения, просвещать без устали»; «учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?»; «учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться– губительно»; «если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?».
Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. В трактате «Книга обрядов», созданном последователями Конфуция, подробно изложены и его педагогические идеи. Школьное обучение признавалось необходимым в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться»; «думай о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении».
Учителю и его ученику предлагалось совершенствоваться одновременно: «Учитель и ученики растут вместе». В главе книги «Книга обрядов», озаглавленной «Об учении», изложены представления Конфуция о содержании школьного обучения, которое должно начинаться в возрасте 7–8 лет. После первого года ученик должен овладеть умением читать и обрести способность к учению; через 3 года необходимо выяснить, имеет ли ученик тяготение к учению, приятно ли ему общество товарищей; через 5 лет должны проверяться широта знаний и привязанность к наставнику; через 7 лет ученик должен быть подготовлен к осмысленным рассуждениям; наконец, через 9 лет, при завершении обучения, учащемуся необходимо уметь делать самостоятельные умозаключения, «твердо стоять в науке».
В главе «Записка об учении» названной книги сформулирован ряд педагогических принципов: «если не пресекать дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в развлечениях»; «если учиться, когда время ушло, то, как ни старайся, не добьешься успеха»; «питай почтение к последовательности, постоянно служи своему долгу, и совершенство придет»; «кто утвердится в учении, а наставник станет ему родным ... он будет получать наслаждение в обществе своих товарищей»; «если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны» и др.
В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям – вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.
Конфуцианскую систему воспитания и образования развивали Мэнцзы (ок. 372–289 до н.э.) и Сюньцзы (ок. 313 – ок. 238 до н.э.). Оба они имели много учеников. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и поэтому определял цель воспитания как формирование добрых людей, обладающих высокими моральными качествами. Сюньцзы, наоборот, выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда задачу воспитания видел в преодолении этого злого начала. В процессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности учеников. Перу одного из последователей Конфуция и Мэнцзы, имя которого неизвестно, принадлежат «Заметки об учении» (III в. до н.э.), в которых дается описание школьной системы этого периода, говорится о необходимости умственного, морального, эстетического и физического развития учащихся. В этом трактате отмечалось, что в процессе воспитания и обучения надо учитывать возраст учащихся, идти от простого к сложному.
В период правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере.
Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в период недолгого правления династии Цинь (221–207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотности. Впервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.
Уже в период правления династии Хань в Китае получили развитие астрономия, математика и медицина, был изобретен ткацкий станок, началось производство бумаги, что имело большое значение для распространения грамотности и просвещения. В ту же эпоху стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. Последние создавались государственными властями для обучения детей из богатых семей. В каждой такой высшей школе обучалось до 300 человек. В основе содержания обучения лежали прежде всего учебные пособия, составленные Конфуцием: «Книга песен» («Ши») – о литературе; «Книга документов» («Шу») – о политике; «Книга обрядов и правил» («Ли») – об этике и правилах поведения; «Книга перемен» («И») – о философии; книга «Весна и осень» («Чунь Цю») – об истории; «Книга музыки» («Юэ») – о музыке, искусствах и физической культуре. Ученики получали довольно широкий круг преимущественно гуманитарных знаний, основу которых составляли древние китайские традиции, законы и документы.
Конфуцианство, ставшее официальной идеологией государства, утверждало божественность верховной власти, разделение людей на высших и низших. В основу жизни общества ставилось нравственное усовершенствование всех его членов и соблюдение всех предписанных этических норм. Эти принципиальные установки сохраняли свою силу вплоть до начала новой эры.
В дальнейшем развитие просвещения, в первую очередь его организация, характеризовалось расширением сети учебных заведений и созданием аристократических воспитательных учреждений для сынов правителей.
В середине 1-го тысячелетия произошли важные изменения в системе государственных экзаменов: к ним официально стали допускать всех, кто предварительно изучил конфуцианские классические книги, независимо от социального положения. Одновременно процедура государственных экзаменов была значительно усложнена: вместо устных экзаменов были введены экзамены в письменной форме, что требовало более тщательного изучения конфуцианских канонов.
Период правления династии Сун (960–1270) был связан со становлением неоконфуцианства, которое оказывало сильное влияние на содержание воспитания и образования в Китае вплоть до начала XX в.
Неоконфуцианцы подвергли пересмотру толкование основного свода конфуцианских классических книг, акцентируя внимание на усилении принципа подчинения личной воли общественным законам и нормам морали. В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими положениями в неоконфуцианстве значительное место стало отводиться вопросам натурфилософии и космогонии. При этом мир природы и мир этических отношений неоконфуцианцы рассматривают как единую систему, как две стороны единого целого. Ими была создана теория взаимосвязи двух начал: идеального – «Ли» (закон, принцип) и материального– «Ци» (вещество, материя). Идеальное начало предшествует всему, без него не может существовать материальное начало. Эти два начала сосуществуют, однако идеальное начало первично, хотя и нуждается в прикреплении к материальному, что необходимо последнему как закон его существования.
Однако неоконфуцианские идеи по-прежнему исходили из признания незыблемости существовавшей государственной власти, безусловного подчинения старшим – детей родителям, подчиненных начальнику, что соответствовало традиционным целям воспитания и образования в Китае. Вместе с тем педагоги средневекового Китая ставили перед собой задачу всемерного совершенствования всех человеческих задатков (материального начала «Ци») в своих учениках через процесс обучения.
Значительно позднее, в XIV–XVII вв., при династии Мин в Китае стали постепенно возникать предпосылки для расширения начального обучения через местные общинные школы, хотя императоры по-прежнему уделяли главное внимание высшим школам: в Пекине и Нанкине было создано по одному высшему учебному заведению специально для подготовки чиновников высших государственных учреждений. Подверглась изменениям и система государственных экзаменов. При написании экзаменационных сочинений на государственных экзаменах стали требовать соблюдения шаблонного схоластического стиля, от которого ни в коем случае нельзя было отступать. Каждое сочинение должно было состоять из восьми разделов: введение, структура изложения, основные идеи сочинения, переход к изложению, начало изложения, середина изложения, конец изложения, заключение. При этом каждый из четырех последних разделов должен был состоять из двух частей – тезиса и антитезиса, что в сумме составляло восемь членов, поэтому все сочинение называлось «восьмичленным» или «восьмитезным». Написанное по такой схеме сочинение представляло собой хитросплетение иероглифов, в котором ценилась одна лишь форма. Каждый раздел сочинения должен был быть ограничен определенным количеством иероглифов: не менее 300 и не более 700. Оно писалось в духе древних конфуцианских книг с учетом неоконфуцианских комментариев к ним. При написании сочинения нельзя было освещать события и факты, имевшие место после династий Цинь и Хань, т.е. после 220 г. н.э.
В общем, унаследованная от древности, сохранявшаяся в Китае вплоть до начала XX в., система школьного образования имела следующий вид: обучение мальчиков грамоте начиналось с 6–7-летнего возраста в казенной начальной школе за умеренную плату, что же касается девочек, то они в школах не учились и получали воспитание в семье. Богатые люди предпочитали обучать своих детей частным образом: они либо нанимали сыну учителя, либо отдавали его в частную школу. Первым текстом, который начинали учащиеся заучивать наизусть, была небольшая книга «Троесловие», составленная в XIII в. Ее текст был написан сжатым литературным слогом на классическом литературном языке в стихотворной форме. Книга состояла из 1068 иероглифов, расположенных в 356 строках по три иероглифа в каждой строке. Содержание этого учебного пособия представляло собой изложение начал философии, китайской классической литературы и истории. Здесь давалось краткое изложение основ конфуцианской морали, прославлялись древние мудрецы, приводились примеры, достойные подражания, упоминались важнейшие события древней истории Китая. Этот учебник использовался на протяжении нескольких столетий.
Затем учащиеся переходили к изучению другого текста – «фамилии всех родов», в котором в рифмованной форме располагались наименования 408 односложных и 30 двусложных наиболее употребительных китайских фамилий по четыре иероглифа в строке. Это учебное пособие было составлено в Х в. После этого учащиеся приступали к изучению текста другого учебного пособия – «Тысячесловника», созданного в VI в. н.э., т.е. значительно раньше, чем первые два. Этот учебный текст состоял из тысячи неповторяющихся иероглифов, разбитых на 250 строк по четыре иероглифа в каждой строке. По своему содержанию «Тысячесловник» в основном сходен с первым учебником «Троесловие». Текст «Тысячесловника» заучивался наизусть.
Помимо названных трех учебных пособий ученики заучивали и некоторые другие тексты, например такие, как «Оды для детей», содержание которых носило в основном нравоучительный характер. В стихотворной форме приводились «Упражнения для детей» для тренировки письма, «Речь для детей» – для чтения и декламации. На этом заканчивалось начальное обучение, которое обычно длилось 7–8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употребительных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая. Большое значение в процессе элементарного обучения уделялось каллиграфии – искусству красиво писать иероглифы кистью. На этом для большинства детей образование и заканчивалось. После завершения начального обучения сдавались экзамены. Те, кто успешно их выдерживал, могли продолжать образование на второй ступени, условно говоря, в средней школе.
Обучение на второй ступени длилось 5–6 лет, в течение которых изучались классические книги, входившие в конфуцианское четверокнижие – «Сышу» и пятикнижие – «Уцзин». Четверокнижие состояло из четырех книг: «Великое учение» («Да сюэ») – о нравственности и политике; «Золотая середина» («Чжун юн») – о совершенствовании человека при помощи образования; «Мудрец Мэнь» («Мэнь цзы») – о восстановлении добра в человеке справедливой государственной властью; «Беседы и высказывания» («Лунь юй») – о жизни и деятельности Конфуция.
В последние годы обучения на второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты классических книг и комментариев к ним, писать сочинения по определенной форме. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годовые. Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось весьма узкими рамками и носило чисто гуманитарный характер. Изучение светских наук, за исключением основ арифметики, не входило в содержание образования. Молодые люди в возрасте 18–19 лет могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.
Система государственных экзаменов была громоздкой и сложной. В основном она состояла из трех последовательных ступеней. Первая ступень – уездные экзамены, которые проводились ежегодно осенью в главном городе уезда. Претенденты, которые выдерживали эти экзамены, получали первую ученую степень «Сюцай» – «расцветающий талант». Обладатели первой степени могли рассчитывать на занятие чиновничьей должности в масштабах уезда, а также имели право сдавать экзамены на получение второй ученой степени. Те, кто не выдерживал дальнейших экзаменов и не получал никакой чиновничьей должности, обычно становились школьными учителями.
Вторая ступень – провинциальные экзамены, которые проводились весной один раз в три года в главном городе провинции, а также в Пекине и Нанкине. В большинстве случаев к ним допускались особенно отличившиеся обладатели первой ученой степени. Выдержавшие провинциальные экзамены лица получали вторую ученую степень «Цзюйжэнь» (в буквальном переводе – «представляемый человек»). Эти экзамены отличались большей строгостью и контролировались главным экзаменатором из Пекина. Его помощники и наблюдатели назначались из числа крупных чиновников. Обладатели второй ученой степени получали чиновничьи должности в масштабах провинции, а также имели право сдавать экзамены на получение третьей ученой степени в столице.
Третья ступень – столичные экзамены, которые проводились один раз в три года в специальной экзаменационной палате. Столичными экзаменами руководил генеральный экзаменатор, назначавшийся из числа крупных придворных сановников. Ему помогало большое число инспекторов и надзирателей. Пройдя успешно процедуру столичных экзаменов, соискатели получали третью ученую степень. Из множества лиц, которые каждые три года приезжали в Пекин сдавать эти экзамены, только не более 300 человек получали искомую третью ученую степень, которая открывала путь к бюрократической карьере.
На время экзаменов соискатели ученых степеней обычно запирались поодиночке в изолированные кельи, где они должны были написать сочинение на заданную тему в традиционном стиле, о котором уже говорилось ранее.
Традиционная система образования и практика государственных экзаменов официально просуществовали до 1905 г.
В целом можно отметить, что государства Востока накопили богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики. В эпоху древних цивилизаций Востока возникли первые школы, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.
studfiles.net
Шпаргалка - Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае
3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху
Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище — картинки с изображением нравоучительных сценок
В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным
Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться) Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв до и э) В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью
Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI — III вв до и э) В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати {сансюэ} госюэ — в столице, сансюэ — в провинциальных городах.
Главной целью обучения было освоение иероглифического письма Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие — т и пишущие жрецы Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных С X в до и э появляются иероглифы на бронзовых сосудах В VIII в до и э — начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки После того как в начале II в и э стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.
Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи
Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до и э К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи
По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 — 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 — 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.
Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат «Заметки об обучении» (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.
На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. — 2 в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.
В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 1998. — 272 с.
3. Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы. — М.: Совершенство, 1999. — 207с.
4. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Хальзова. — СПб.: Военный инженерно-космический университет им. А.Ф.Можайского, 2001. – 216 с.
5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. — М.: Сфера, 2001. – 510 с.
www.ronl.ru
Презентация - Педагогическая мысль Древнего Китая
Текст этой презентации
Слайд 1
Презентация на тему:«Педагогическая мысль Древнего Китая»Автор материала:
Чепишко Яна Константиновна.
Студентка 2 курса направления подготовки «педагогическое образование: Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)
Преподаватель:
Татьяна Владимировна Панченко, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогикиМурманского арктического государственного университета
Мурманск, 2015г.ФГБОУ ВПО «МАГУ»
Учебная дисциплина: Педагогика
Слайд 2
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.
Слайд 3
В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего "заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе".В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.
Слайд 4
Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй.Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь.В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука.
Слайд 5
Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Слайд 6
Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ -в столице, сансюэ - в провинциальных городах. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно.
Слайд 7
Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.
Слайд 8
Конфуций (551-479 гг. до н. э.)Cоздал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.
Слайд 9
В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном". Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний ("чернь").
Слайд 10
Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат "Беседы и суждения" ("Лунь юй"). В нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная с II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в школе.В трактате есть глава "Об учении", где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В главе излагаются задачи и программа 9-летнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7-8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей, и, наконец, через девять лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке".
Слайд 11
По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэн-цзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.). Оба имели свои школы.Мэн-цзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей.Сюнь-цзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.
Слайд 12
Вывод:На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.
Слайд 13
Список литературы:http://5fan.ru/wievjob.php?id=7047
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=15964#1
http://www.p-lib.ru/pedagogika/dzhurinskii/dzhurinskii12.html