Возродившаяся Александрийская библиотека, Египет. Библиотека древнего египта
Александрийская библиотека Египет - история, описание и фото
Испокон веков люди старались защитить накопленные ими знания. Вероятно, самым известным в мире центром хранения книг и рукописей была Александрийская библиотека, которая представляла собой уникальный архитектурный комплекс с бесценным собранием человеческой мудрости.
2000 лет назад она представляла собой самый большой и значимый научно-исследовательский центр древнего мира. Именно здесь была измерена впервые длина окружности Земли и составлен звездный каталог. На её территории были помещения лабораторий, ботанический сад, медицинские школы и огромное количество книг, по некоторым оценкам более 500 000 экземпляров. Здесь же ученые оставляли свои научные трактаты, которые представляли собой знания, накопленные многими мудрецами в течение веков.
Именно в её галереях и залах был заложен фундамент современной культуры. Это учреждение существовало более 6 веков, но все же было разрушено. Библиотека стала самым крупным книгохранилищем эллинистического мира, затмив даже собрание Пергамы. Организация Александрийской библиотеки и наличие лабораторий стали прототипом современных университетских центров, в которых ведут научные разработки великие умы человечества. В Александрию стремились ученые из всех уголков тогдашнего мира.
В библиотеке были созданы идеальные условия для работы – местные и приезжие мудрецы писали здесь трактаты, обменивались опытом и наблюдениями. Питались ученые здесь же.
Руины Серапиона
Сегодня от Александрийской библиотеки остались только руины Серапиона, построенного в III веке до н.э. Так назывался храм, посвященный богу Серапису, которого считали покровителем и защитником Александрии. Вероятно, часть фондов библиотеки перенесли в Храм после того, как главное здание перестало вмещать все свитки и всех посетителей. К сожалению, несмотря на то, что Александрийская библиотека была главным образовательным центром древности, сегодня невозможно точно установить, где она находилась, как выглядела и как погибла. Сведений об этом уникальном учреждении древнего мира дошло до наших дней катастрофически мало.
Сегодня идею постройки библиотеки в Александрии и ее воплощение приписывают великому деятелю древнего мира – Александру Македонскому. Он выбрал это место не случайно – Александрия имеет отличную бухту, город выстроен недалеко от Нила, и от него можно легко добраться до любого из государств, которые бурно развивались в Средиземноморье в тот период времени. Александр страстно любил знания и науки, это чувство привил легендарному полководцу его учитель – Аристотель. Предание гласит, что Александр основал библиотеку по велению верховного бога Египта – Амона, который явил ему свою волю во сне.
Она стала логическим выражением стремления древних цивилизаций познать себя, изучить окружающий мир и познать тайны мироздания. Активно шло осмысление мира природы, высказывалось множество разнообразных идей. Поэтому неудивительно, что научный центр в Александрии притягивал к себе, как магнит, множество талантливых и одаренных людей. Особенностью её была ее публичность и бесплатность, поскольку финансирование учреждения осуществлялось из государственной казны. То есть воспользоваться научным центром мог любой желающий.
Александрийская библиотека должна была стать источником имперского могущества Александра и его потомков, а также храмом, в котором поклонялись науке и литературе. Но Александр умер раньше, так и не увидев своей мечты в живую.
(Visited 228 times, 1 visits today)
« Предыдущая запись Следующая запись »
lazytrip.ru
Архитектура Древнего Египта | Библиотека САПР
ок. 10000 — 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 — х царств — Верхнего и Нижнего Египта
ок. 2630 до н.э. Построена 1 — я ступенчатая пирамида
ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших
ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство
ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии
ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства
1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия
1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества
1070 до н.э. Начало упадка
332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским
51 до н.э. Начало правления Клеопатры
30 до н.э. Египет становится римской провинцией
Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 — 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.
Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.
Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой — либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны — фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство.
Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.
Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания — они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.
Схема пирамиды Хеопса в ЕгиптеХрам Амона в Карнаке
Из пирамид и масштаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые «города мёртвых». Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов — статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений — папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака, которые были основаны примерно в 16 — 14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи — спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы — знаки — картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.
Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.
По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Египте получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал н ее возведению, как только занимал престол. Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом,
В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.
Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.
Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила.
Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.
Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.
Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины.
Храм Гора в Эдфу I — II вв. до н.э.Храм Гора на плане и в разрезе
Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.
Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.
Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Мумия умершего помещалась в погребальном сооружении — мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений — «город мертвых» — занимали специально отведенные территории.
Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня — вечного материала, или размещаться в скальных массивах.
Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.
Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально — хозяйственного развития, известным по письменным источникам:
Древнее Царство — III — IV династии (3000 — 2400 гг. до н. э.)
Среднее — Царство — XI — XIII династии (2100 — 1700 гг. до н. э.)
Новое Царство — XVIII — XX династии (1584 — 1071 гг. до н. э.)
Поздний Египет (1071 — 332 гг. до н. э.)
Эллинистический Египет (332 — 30 гг. до н. э.)
В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.
Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально — экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Египта.
Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.
Тем не менее различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.
Архитектура явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.
Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Древнего Египта, его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.
Рубрики Архитектурные подсистемы САПР Навигация по записям « « Архитектура Древней Персии (VI — IV вв. до н. э.) | Архитектура Эгейского мира (III тыс. — XI в. до н. э.) » »
sapr-library.ru
Александрийская библиотека – фото, история, судьба
Содержание:
Александрийский Мусейон в античные века являлся центром научной и культурной жизни Страны Фараонов. Ему же принадлежала и Александрийская библиотека – одна из великих загадок Египта и всего мира. Она являлась одной из крупнейших библиотек древнего мира. Были найдены руины дочернего здания, которое называлась Серапийон, но этого крайне мало, чтобы понять, как выглядела вся Александрийская библиотека. История умалчивает, как выглядели ее главные здания, где они находились, и что с ними случилось в конечном итоге.
Историческая справка
В 332 году до нашей эры город Александрия, основанный на землях, который Александр Македонский отвоевал у египтян, был провозглашен им будущим источником знаний для всего мира. Именно Александру Великому, который считал знания неотъемлемым атрибутом власти, принадлежала идея основать в этом месте библиотеку и научный центр.
Однако открылась Александрийская библиотека в 323 году до нашей эры, уже после его кончины. Это произошло при Птоломее Первом Сотере, который был преемником Александра Македонского и первым правителем из династии Птоломеев – правителей Египта. При Птоломее Первом Александрия стала столицей Египта. Деметрий Фалерский, который был учеником Теофраста (ученика Аристотеля), был приглашен Птоломеем Сотером для организации работы Александрийской библиотеки и всего Александрийского Мусейона.
Сейчас сложно поверить, что более двух тысяч лет назад люди стремились к познанию мира, а не только были заняты междоусобными войнами и отвоеванием друг у друга территорий. Александрийская библиотека лишний раз подтверждает, что даже в таком далеком прошлом люди тянулись к знаниям. Любой желающий мог посетить ее и изучить любую заинтересовавшую его книгу, пройдя перед этим обряд очищения.
Власти содействовали тому, чтобы в библиотеку в Александрии стекалось как можно больше информации. В Александрию съезжались мыслители и ученые из многих эллинистических стран. Ученые утверждают, что все книги, найденные в приходящих судах, отправлялись в библиотеку. Там они переписывались копиистами, и копии отправлялись владельцам.
Александрийская библиотека дала миру многих великих ученых – Аристарха Самосского, Эратосфена, Зенодота, Фекрита, Филона, Плотия, Эрата, Эвклида, Каллимаха. Эти имена известны всему миру по сей день. Тут были написаны уникальные труды по геометрии, тригонометрии, астрономии, литературе, языковедении и медицине.
Копии всех значимых рукописей попадали в библиотеку в Александрии, и, по подсчётам ученых, во времена расцвета в ней находилось 100-700 тысяч свитков из папируса на многих языках мира. Несколько веков Александрийская библиотека являлась единственном в мире хранилищем трудов мировых ученых и философов – таких как Архимед, Эвклид и Гиппократ.
Предположения об исчезновении
Судьба и история библиотеки в Александрии по сей день остается до конца неизученной. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, когда и почему была уничтожена Александрийская библиотека.
Есть версия, что в 48-47 годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь во время морского сражения сжег корабли, пришвартованные у берегов Александрии, но огонь перекинулся на здания библиотеки и она сгорела вместе с огромным количеством книг.
После смерти великой царицы Египта Клеопатры в 30 году до нашей эры (она была последней правительницей из династии Птоломеев) Александрия утратила былое могущество. Александрийская библиотека уже не поддерживалась государством так, как раньше, но все-таки продолжала свою работу.
Известно, что при императоре Феодосии Александрийская библиотека находилась в храме Сераписа и частично была разгромлена христианскими фанатиками в 391 году.
Многие ученые предполагают, что окончательно Александрийская библиотека пала в VII-VIII веке, когда Александрию захватили арабы. По приказу арабских правителей Египта, которые были мусульманами, все книги были сожжены.
Скорее всего, истинной причиной гибели библиотеки можно считать все эти факты из истории, а не какой-то один. Но некоторые свитки все таки удалось сохранить и переправить в библиотеки Средиземноморских стран и стран западной Европы. Эти книги оказали очень большое влияние на интеллектуальное развитие европейского общества.
Возрождение уникального книгохранилища
Вместо разрушенной более полутора тысяч лет назад Александрийской библиотеки была создана новая – Библиотека Александрина. Организация ЮНЕСКО, Правительства Египта, некоторых стран Европы, арабского мира и Японии объединили свои усилия для возрождения уникального книгохранилища. Многие страны мира внесли свой вклад в создание фонда библиотеки, пожертвовав туда книги.
Подготовительные работы проводились в 1992-1995 годах. Работы по возведению библиотеки заняли 7 лет, а примерная стоимость составила 250 миллионов долларов. Работы по строительству проводились консорциумом строительных компаний Англии и Италии под руководством австрийского архитектора Кристофера Капелле и строительной компании «Shohetta».
Новое здание имеет весьма оригинальную форму и похоже на солнечные часы или огромный барабан, который наклонен в сторону моря. Крыша сделана из стекла – ее диаметр составляет 160 метров, а площадь сравнима с площадью футбольного поля. Библиотечные залы расположены на одиннадцати нижних ярусах. Хранилище может вместить в себя 8 миллионов книг. Так же в библиотеке есть конференц-зал, специальный зал для людей с проблемами зрения, зал для детей, планетарий, музеи, галереи искусств и мастерская, где происходит восстановление рукописных документов. В книгохранилище сейчас помещено 7,5 миллионов книг, для изучения предоставлено 500 тысяч.
В настоящее время директором библиотеки является профессор нидерландского Университета Вагенингена – Исмаил Сараджуддин. Всю информацию о библиотеке, а также фото и видео можно найти на официальном сайте www.bibalex.org.
С основания Александрийскойбиблиотеки началась современная история человечества. Это памятник человеческой любознательности и желанию развиваться. А восстановление этого великого сооружения лишний раз доказывается, что люди ценят свою историю и способны на благородные поступки.
Еще по теме
Достопримечательности Луксора – что посмотреть в древнем городе Египта
Все о главных достопримечательностях Каира
Греческая культура в Египте – о достопримечательностях Александрии
Достопримечательности Эль-Гуны – что посмотреть туристу
Достопримечательности Дахаба – золотого города Египта
Обзоры популярных отелей Египта по городам
Подробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!
Александрия, пожалуй, мой самый любимый город в Египте, учитывая то, что эту страну в целом я не очень люблю, поскольку чувствую себя здесь некомфортно. Достопримечательности этого древнего города можно описывать бесконечно, но я выделила для себя самые интересные, в число которых входит и великолепная Александрийская библиотека.
Александрийская библиотека считается одной из самых крупных библиотек древности. В те далёкие времена она насчитывала более пятисот тысяч папирусов, разделённых по отраслям знаний. Не раз это грандиозное сооружение страдало от пожаров и набегов, а в 391 году библиотека с её многочисленными рукописями вовсе была уничтожена, т. к. христианские фанатики были уверены в том, что труды эти несут ересь. На самом деле, здание, которое мы видим сейчас, является новой библиотекой, построенной на месте древней. В настоящее время она называется библиотекой Александрина, а расположено сооружение на берегу тёплого Средиземного моря.
Современная Александрийская библиотека на данный момент — это полнофункциональный культурный центр. Идея возрождения такого грандиозного исторического наследия вынашивалась на протяжении десяти лет, начиная с 1970-х годов. Обратившись к египетскому президенту и представителям ЮНЕСКО, группе профессоров и учёных из Александрийского университета удалось убедить их в целесообразности строительства новой библиотеки.
Здание новой Александрийской библиотеки очень напомнило нам солнечный диск, а всё потому, что жители древнего Египта глубоко почитали Ра — бога Солнца. В 1988 году был заложен первый камень в основу нового сооружения, при этом в процессе строительства участвовали победившие в конкурсе норвежцы и австрийский архитектор К. Капелле. Т. к. проект Александрийской библиотеки был не только важным и очень значимым, но и невероятно сложным, к строительству были привлечены многие другие иностранные компании. Специалисты начали возводить новое здание Александрийской библиотеки в 1995 году, закончив работы только в 2001. И уже в октябре следующего года состоялось её официальное открытие, на котором присутствовали руководители многих иностранных держав.
Интересно, что финансирование строительства новой Александрийской библиотеки проходило не только за счёт Египта, также были задействованы средства около тридцати стран, добровольно пожертвовавших приблизительно 100 млн. долларов. Мы были в буквальном смысле восхищены внушительными размерами Александрийской библиотеки: она способна хранить более 8 миллионов книг, а её огромный читальный зал, площадь которого составляет целых 70 тысяч кв. метров, расположился на одиннадцати уровнях. Здесь имеются специальные залы для людей с ограниченными физическими возможностями, несколько галерей и музеев, залы для детей, лаборатория для работы с древнейшими рукописями, в которой учёные восстанавливают древние манускрипты и изучают историю, и даже планетарий.
Архитектура новой Александрийской библиотеки, думаю, восхищает даже тех, кто особо не интересуется различными сооружениями. Кроме того, здание библиотеки узнаваемо во всём мире. Главный читальный зал находится под стеклянной крышей диаметром 160 метров. А с внешней стороны Александрийской библиотеки на стенах высечены различные графические символы, взятые из 120 письменных систем.
На территории Александрийской библиотеки расположены солнечные часы. Одни из них установлены на пьедестале, а другие сразу на бетонном покрытии. Нам было забавно определять время по этим часам, и ведь правильно же показывают!
Многие считают Александрийскую библиотеку одной из красивейших библиотек мира, и мы к ним присоединяемся!
venividi.ru
Блаватская Е.П. - Психология Древнего Египта — Библиотека Теопедии
<div>Материал из '''Библиотеки Теопедии''', http://ru.teopedia.org/lib</div>
ПСИХОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
В № 14 «Le Lotus» [May, 1888, p. 105] опубликована переведенная из «Sphinx» статья Франца Ламберта, в которой содержится следующий фрагмент расшифрованного текста древней таблички, описывающий прибытие в страну мертвых:
«Вот мы видим умершего, который трудится на Елисейских полях, — сеет и собирает урожай. Ячмень там — в 7 элей[1] высотой: колосья — 3 и солома — 4. Из урожая он отделяет приношение для Хапи, бога изобилия»[2], и так далее.
Я выделила курсивом ошибки и имела на то полное право: в «Книге Мертвых», гл. CIX, стихи 4 и 5, сам умерший говорит о себе следующее:
«Мне знакомо это поле Анру с железной изгородью; ячмень на нем — в семь локтей[3] высотой: колос — в три локтя, и солома — в четыре», и так далее.
Хапи также не был богом изобилия. Когда мы видим его во время церемонии, ведущую роль в которой играет мумия, он выступает как один из funerary Genii. Хапи персонифицирует земные воды, или Нил как их изначальный аспект, в то время как Нун олицетворяет небесные воды. Он — один из «Семи Светлых»[4], которые сопровождают Озириса-Солнце. В гл. XVII, стихи 38 и 39, «Книги Мертвых» сказано: «Семь Светлых — Амсет, Хапи, Тиомотеф, Кебхсеннуф, Маа-теф-ф, Кер-бек-ф, Хар-кхент-ан-мер-ти, Анубис поставил их стражами саркофага Озириса [Солнце во время затмений и по ночам]».
Хапи, как и предшествующий ему Амсет, есть психопомпический[5] дух (Меркурий), получающий семь даров от Озириса-Солнца, что, возможно, соответствует реальности, поскольку Меркурий действительно получает в семь раз больше света от Солнца, чем Земля.
В современной небесной иерархии Архангелов присутствия (или «Семи Очей Господних») Хапи и Амсет соответствуют Гавриилу, Посланнику, и Михаилу, покровителю всех мысов и заливов, олицетворяющему, подобно Хапи, земные воды. У некоторых наших набожных друзей это заявление вызовет протест. И они скажут: Гавриил и Михаил вовсе не психопомпические боги; последний является архистратигом — главнокомандующим армии Господа, победителем дракона-Сатаны (Victor diaboli), тогда как Гавриил есть «Fortitudo Dei» и его посланник. Совершенно верно. Я могу даже добавить, что Михаил — это Quis ut Deus, если это сделает их счастливыми.
Но это отнюдь не мешает им обоим быть одновременно нашим египетским Хапи и его коллегой Амсетом. Поскольку этот Хапи — «Глаз Солнца», его пламя — начальствует над «божественными начальниками» и, вместе с шестью остальными сопровождает Озириса-Солнце, чтобы «сжигать души его врагов»[6]; и он же убивает великого Врага, тень Тифона-Сета, или, иными словами, Дракона. Католическая церковь называет эту семерку fulak!ithV, неусыпным стражем, поскольку именно такую характеристику дает «Семи Светлым» «Книга Мертвых», где сказано, что они охраняют саркофаг Озириса. Загляните, если хотите, в «Memoire a l’Academie» маркиза де Мирвиля, где он с гордостью говорит об этом.
Однако основной вопрос, который мы хотели бы рассмотреть, связан вовсе не с Амсетом или Хапи, и Гавриила с Михаилом мы можем на некоторое время оставить на принадлежащих им планетах.
Самое главное, что привлекло наше внимание, это некоторые весьма любопытные замечания, сделанные Шарлем Барле. Он указывает читателю на «бесчисленные соответствия», существующие между вышеназванной статьей и доктринами теософов. Он приводит тому несколько примеров, но при этом не включает в их число один из, пожалуй, наиболее ярких. Я имею в виду процитированные стихи из «Книги Мертвых» о пребывании умершего в полях Анру. Эта глава представляет собою наиболее наглядное из ныне известных изложений учения о семи человеческих принципах, существовавшего в эзотерической религии Древнего Египта.
Читателя можно предостеречь от опасности, которую влекут за собой попытки поиска аналогий и соответствий между двумя системами, эзотерической и экзотерической, в переводах наших востоковедов.
Поскольку эти джентльмены в своих интерпретациях часто подменяют истину собственными фантазиями. Обратимся лучше к каббале. Изложенную в ней семеричную систему можно представить в виде следующей таблицы:
Семь миров или планет видимого космоса
1-й Мир
***
Арарита
אךאךיחא
Ашар Эхейе
אשדאחיח
***
***
7 букв Божьего Имени
2-й Мир
Задкиил
Уриил
Самуил
Рафаил
Ханиил
Гавриил
Михаил
7 Ангелов Присутствия
3-й Мир
Сатурн
Юпитер
Марс
Солнце
Венера
Меркурий
Луна
7 Планет
Все остальное бесполезно. Я привожу в пример только три мира с их ангелами и планетами, соответствующими семи божественным буквам. Имена ангелов, за исключением первых двух, являются подменами; более того, они могут взаимозаменять друг друга и менять свои планеты. Только Гавриил остался верен своему Меркурию, хотя, в силу хорошо известных причин[7], церковь старается ныне препоручить Гавриилу планету Юпитер. Михаил балансирует между Солнцем и Луной. Но поскольку эти две планеты считались в египетском эзотеризме Очами Господа (Солнце служило оком Озириса днем, а Луна — ночью), они взаимозаменяемы.
Начиная отсюда, можно без труда разобраться во всем остальном. Поле Анру — это дэвакхан. Пшеница в семь локтей высотою, которую сеет и пожинает усопший, символизирует карму, которую его семь принципов сеяли и пожинали при жизни. Колос размером в три локтя — это высшая триада (Атман, Буддхи и тонкая часть Манаса) или верхний треугольник[8]:
А четыре локтя (стебля или соломы) — это четыре низших принципа (камарупа, астральное тело, жизненный принцип, живой человек), изображаемые в виде квадрата.
Поэтому человек обычно изображается в виде следующих геометрических символов:
Нужно доделать!
Добавить изображения
В Египте это была символическая тау, крукс ансата:
Таково символическое изображение человека. Круг, или рукоять, венчающая тау, — это человеческая голова. Это человек, распятый в пространстве Платона, или индусский Виттоба (См. «Индусский Пантеон» Эдварда Мура)[9]. На иврите слово «человек» звучит как «анош», и, как говорит Сейффарт:
«Оно обозначает, как я ныне полагаю, череп с мозгом, вместилище души, с нервными ответвлениями, ведущими к спине, позвонкам, а также к глазам или ушам. Ибо Танисский камень неизменно переводит его как антропос (человек), и алфавитным письмом (египетским) это слово записывается как анк. Отсюда коптское — анк (вита), собственно говоря — анима, что соответствует еврейскому אבושׂ (анош), тоже дословно означающему анима. Этот אבושׂ есть упрощенная форма слова אבוד, образованного от слова אבוי (личное местоимение «я»). Египетское анки означает моя душа».
Весьма любопытно то, что этот упомянутый м-ром Сейффартом еврейский эквивалент слова «человек» — анош — выражается в числовом значении[10] как 365 — 1, что может означать либо 365+1=366, либо 365-1=364, то есть временные периоды солнечного года, указывая, таким образом, на аллегорическую связь этого слова с астрономией[11].
Можно заметить, что солнечный год, точнее, число его дней, связан с семеричным, или дважды семеричным, человеком, коль скоро мы имеем психического человека с семью принципами, или эфирными уровнями, и физического человека, имеющего такое же деление. Вместе это составит 14, что, в свою очередь, можно разложить на три однозначных слагаемых — 3, 6, 5. Посмотрим теперь, связаны ли эти числа с ночным Оком Озириса — Луною, или символом еврейского Иеговы. В одной неопубликованной, но в высшей степени каббалистической рукописи говорится:
Древние всегда вкладывали мистический смысл в числа 3 и 4, составляющие в сумме 7. Одно из главных свойств этого разделенного подобным образом числа заключается в следующем: если умножить 20 612[12] на 4/3, то полученное произведение даст нам основу для вычисления средней продолжительности обращения Луны, а если и это произведение умножить, в свою очередь, на 4/3, то получим основание для точного вычисления среднего солнечного года.
Рассмотрим теперь эзотерическое значение египетского крукс ансата. Крест — это развернутый куб, чьи шесть граней также дают нам семерку, поскольку 4 грани остаются на вертикальной линии и еще 3 — на горизонтальной, что опять-таки составляет 7 (средняя грань в этом случае становится общей для обеих линий). 4 и 3 — наиболее эзотерические числа, поскольку 7 — это число жизни, число самой природы, что несложно доказать на примерах из растительного и животного царств. 3 — это дух, а 4 — материя. Однако в рассматриваемом символе — чисто фаллическом, поскольку обозначает он живого и семеричного человека, число 4 соответствует мужской линии, так что, по сути дела, это Тетраграмматон, Тетрактис на нижнем уровне, «небесный человек», или Адам Кадмон, мужчина-женщина (то есть Ях-Вах, или Иегова), или, опять же, Хокма и Бина — мудрость и разум, божественный гермафродит — на нашем космическом и земном уровне. Горизонтальная линия, состоящая из трех граней куба, символизирует женский принцип. Это Иегова-Ева из доадамовой расы, разделенная, как и Брама Вак, на два пола. У гностиков эта Ева стала Софией, или Святым Духом[13]; она породила Каина-Авеля — мужчину и женщину на земле, принадлежащих к адамовой расе. (См. мои заметки о Каине и Авеле в «Тайной Доктрине».)
Оказавшись в ином мире, принципы, составляющие умершего человека, разделяются следующим образом: 1) жизненный принцип покидает тело; 2) тело распадается; астральный дух улетучивается вместе с последним физическим атомом. Из низшей четверки остается камарупа, то есть perisprit животной природы в человеке. Высшая триада оставляет низшую четверку; и Дух со своим носителем — божественной Душой — в сопровождении Духовного аромата Манаса, воссоединяется с бессмертным Эго, и вместе они переходят в блаженное состояние дэвакхан. В низшей части манаса (человеческой души) perisprit (животная душа) достаточно долго сохраняет свои инстинкты, побуждающие ее искать медиумов и высасывать из них жизненную силу. В конечном счете она все-таки испаряется, но до этого времени продолжает существовать за счет жизни и разума живых людей (медиумов и верующих), которые оказываются достаточно слабыми для того, чтобы позволить этим душам усопших завладеть собою; однако это будет уже не настоящая, а фальшивая жизнь.
Таково значение пшеничных колосьев, длиною в 3 локтя и пшеничной соломы в 4 локтя, произрастающих в полях Анру.
Сноски
↑ Эль — старинная английская мера длины, около 114 см.
↑ Фрагмент заимствован из очерка Ф.Ламберта «Психология Древнего Египта», первоначально напечатанного на страницах журнала «Sphinx», издававшегося в Лейпциге (Германия) д-ром Вильямом Хьюббе-Шляйденом.
↑ Локоть — старинная мера длины, около 45 см.
↑ Семь планетарных духов.
↑ Стр. 53. Психопомп (греч.) — проводник душ в загробном мире.
↑ «Книга Мертвых», Гл. XVII, стих 37.
↑ Я имею в виду небольшой скандальчик, приключившийся в VIII столетии из-за епископа-колдуна Адальберта из Баварии, скомпрометировавшего бедного Уриила.
↑ Читатель, внимательно изучивший учения, изложенные в «Le Lotus», без труда поймет, о чем идет и о чем пойдет далее речь; прочим мы можем посоветовать прочесть «Le Lotus» с самого начала. — Прим. ред. «Le Lotus».
↑ Гравюра из упомянутой книги Эдварда Мура воспроизведена в книге: Е.П.Блаватская. Феномен человека. — М.: Сфера, 2004. — С. 32.
↑ Напоминаем читателю, что в каббале необходимо обращать внимание на числовые значения букв: V, или ш, равняется 3, W или о равняется 6, и т.д. Мы просим прощения у каббалистов за это несколько наивное замечание; мы только хотели бы сделать наше повествование понятным для тех читателей, которым пока незнакома рассматриваемая нами тема. — Прим. ред. «Le Lotus».
↑ см.: Дж. Р.Скиннер. Ключ к еврейско-египетским мистериям в источнике мер.
↑ Это число является числителем дроби 20 612/6561, дающей число p — коэффициент отношения длины окружности к длине ее диаметра. — Прим. ред. «Le Lotus».
↑ См. «Апокрифическое (?) еврейское Евангелие», где автор вкладывает в уста Иисуса следующие слова: «Мать моя, Дух Святой, взяла меня за волосок на голове моей и отнесла на гору Табор». Я перевожу оригинальный текст.
Издания
«Le Lotus», Paris, vol. III, № 16, July, 1888, p. 202—206 (первая публикация)
Блаватская Е.П. - Астральные тела и двойники, М., Сфера, 2002. С. 56—63. Пер. Ю.А.Хатунцева (первая публикация на русском языке)
Блаватская Е.П. - Хроники познания Истины, M., Сфера, 2006
ru.teopedia.org
Библиотека • Древний Египет
Здесь располагаются различные египтологические материалы
Уикс К. Исследования Фив
Заметка известного современного египтолога Кента Уикса об истории туризма в древнеегипетский город Фивы в эпоху греко-римского владычества и христианства.
Петровский Н., Матвеев В. Начало научной мысли народов Европы
Древние египтяне подарили человечеству не только алфавит. Математика, астрономия, химия и архитектура - многие современные науки имеют свои истоки в Древнем Египте.
Петровский Н., Матвеев В. Строители ступенчатых пирамид
С III династии, примерно к исходу XXVIII века до нашей эры начинается Древнее царство. Окрепла власть царя объединённого и замиренного Египта. Она начинает приобретать черты древневосточного деспотизма, то есть ничем не ограниченного самодержавия.
Петровский Н., Матвеев В. Как писали древние египтяне
Египетская система письма на первый взгляд очень трудна. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари! Кажется, нет возможности разобраться в этом скоплении знаков. Но почти двухтысячелетние искания привели к тому, что тайны египетского письма раскрыты.
Петровский Н., Матвеев В. Древний египтянин и его язык
Петровский Н., Матвеев В. Нил — главное богатство Египта
Нил — главное богатство Египта (по последним данным, длина Нила 6671 километр). В течение десятков тысячелетий он ежегодно затопляет долину и снова входит в свои берега...
Почему Египет называют Египтом?
Кто из нас с самого детства не слышит слов: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину...
Акимова Л.И. Памяти Светланы Измайловны Ходжаш
Акимова Л.И. Памяти Светланы Измайловны Ходжаш // ВДИ. 2009. 1. С. 256—259.
Васильева О.А. «Потерянный ребёнок» Исиды
Васильева О.А. «Потерянный ребёнок» Исиды: к проблеме интерпретации мифа об Исиде и Осирисе в позднеантичной традиции // ВДИ. 2009. 1. СС. 150—160.
Бикел С., Полин-Грот Э., Сартори Н. Предварительный отчёт о работах, выполненных в ходе сезона 2009 года
Предварительный отчёт о работах, выполненных в ходе сезона 2009 года Проектом Долины царей Базельского университета