Всемирная история — это всемирный суд. Древнее гончарное ремесло
Гончарное ремесло — Славянская культура
Никогда бы не подумала, что гончарное ремесло может быть таким интересным и захватывающим. Но оказалось, что это именно так. Мне дали кусочек глины – ровно столько, чтобы поместилась в моих ладонях и я могла бы с ней работать. Но перед тем, как опустить глину на гончарный круг – её нужно хорошенько отбить в руках – сделать колобка и заодно удалить из глины весь воздух.
Знаете, что меня больше всего восхищает в таких занятиях – это возможность создать что-то из ничего. Вот мне дали кусочек глины и из этого я решила сделать вазу. Честно скажу, я была уверена, что никакой вазы у меня не получится. Мало того, что я рисовать не умею, и ваза на моём эскизе больше похожа на трапецию, да и делать что-то руками – это не моя история…
Но раз уж пришла :) Начинаем работу с глиной на гончарном круге. Не удивляйтесь тазику с водой:) Вода – это необходимый инструмент при работе с глиной.
Расстроенное лицо и красный нос выдают тот факт, что я плакала :) у меня никак не получалось «успокоить» глину и от того, что я не понимала, как это сделать, я расплакалась :) Вот они творческие муки :)
И в какой-то момент мне даже хотелось встать и уйти. Но стоит отдать должное мастеру Анжелике – она помогла мне поверить в свои силы и даже виду не подала, что что-то не так.
А вообще, возиться с глиной очень приятно!
Самое интересное – начинаю первые шаги для моей будущей вазы.
Знаете, когда купаешься в водоёмах с илистым дном, ноги слегка проваливаются и их как будто бы подсасывает? Вот тут очень похожие ощущения, когда внедряешь палец внутрь глины.
В несколько заходов мне нужно сделать расширение.
Вот тут начинается азарт – появляются проблески того, что из глины действительно можно что-то сделать.
Вот какую штуку намутила! Анжелика помогает «успокоить» глину а то та иногда как разойдётся:)))
Хоп, и уже выпуклость готова!
Начинаю формировать дно вазы.
После сформированного дна и работы над расширением верха моя ваза практически готова! Осталось только удалить лишнюю влагу, что я и делаю с помощью этой губки на палочке.
Теперь в моих руках тонкая проволочка, с помощью которой я «отрезаю» готовое изделие от гончарного круга.
Анжелика напускает воды между дном изделия и кругом, чтобы можно было легко снять мой вазон.
Вуаля! Кусочек глины, немного слёз, таз воды и вазон готов :)
Теперь очередь того, кто щедро поделился со мной своим подарком.
Первое знакомство с глиной и гончарным кругом.
Попытка сделать глину «спокойной».
Мальчик у круга – сразу понятно :)
Кажется, что мужчинам работать с глиной тяжелее – так как в этой работе совсем не нужна сила. И наверное, маленькими женскими ручками делать такую ювелирную работу всё-таки легче. Но это, скорее, просто так кажется.
Тем не менее, у Руслана отлично получается!
Перед ним стоит непростая задача – сделать узкое горлышко для своего кувшина.
Но где-то Русланчик немного передавил глину и сузить её уже не удалось. Поэтому и кувшинчик тоже не получился. А вот горшочек выходит очень милым.
И дно такое фигурное!
Анжелика помогает убрать небольшие кривоватости.
Этап декорирования.
Готово! Да, не совсем то, что хотелось, но горшочек прекрасен
Готово! Да, не совсем то, что хотелось, но горшочек прекрасен
Собственно, наши эскизы и результаты. Ни в жизнь бы не поверила, что я смогу сделать такую красоту!
Теперь наши изделия в течение четырёх дней будут сохнуть. Затем моё обожгут в печи и покроют лаком. И оно будет выглядеть примерно так:
А поскольку Руслана не обделили художественным талантом, он в следующую субботу пойдёт свой горшочек расписывать.
И получится что-нибудь типа такой красоты.
Похожие статьи:
Ремесла → Глиняных дел мастера
Красота и здоровье → Разноцветная целительница
Ремесла → Боги, обжигающие горшки
Ремесла → История и уроки русского гончарного ремесла
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Керамическое ремесло
Слово «керамика» имеет греческое происхождение — «керамос», и переводится, как глина. Керамическими изделиями принято называть изделия, созданные из глины с разными примесями и обожженные до твердого состояния. В ходе термической обработки изделия из керамики становятся огнеустойчивыми и прочными, что является предпосылкой применения их в самых разных сферах народного хозяйства. Среди существующих известных материалов по комплексу химических, физических, механических и эстетических свойств керамика находится на первом месте.
Керамическое ремесло
Ремесло изготовления предметов из керамики относится к одному из древнейших ремесел на земле. Изобилие необходимого материала – глины, способствовало повсеместному развитию этого ремесла.
Развитие керамического ремесла началось в эпоху мезолита. Изначально изготавливались керамические изделия, напоминающие толстые сосуды с кругловатым либо коническим дном. Изготавливались вручную посредством наращивания отдельных слоев глины. А глину, чтобы она не трескалась в процессе обжига, смешивали с измельченными раковинами и гранитом.
Керамические изделия обжигались первоначально на кострах, а позднее в специальных печах. В этот же период изделия начали украшать декоративным орнаментом. Помимо использования геометрических фигур в декоре использовались изображения животных, птиц, людей.
Для украшения готовых изделий в сыром виде, в древности самым популярным методом нанесения узора, было теснение (вдавливание частей предметов). А в последствие изделия стали декорироваться посредством гравировки (нанесение рисунков заостренными палочками), гладкого декорирования, применения росписи ангобами.
В настоящее время занятие керамическим ремеслом невозможно представить без гончарного круга, либо без обжига в специальной муфельной печи. С каждым годом совершенствуется качество глиняных черепков, дизайнерских форм, стилей декора и цветовой окраски керамических изделий.
Сырьё для керамических изделий бывает 2 видов: пластичное (глина и каолин) и непластичное. Добавками для уменьшения усадки изделий и снижения степени растрескивания на стадии формования являются: шамот и кварц.
Глазурование керамических изделий необходимо, чтобы керамические изделия в последствие не впитывали жидкость, которая в них будет храниться либо не впитывали окружающую их влагу.Существуют разные виды глазурования керамических изделий, к примеру, черное лощение, в результате которого изделие становится насыщенного черного цвета.
Либо применение прозрачного глазурования. Преимущество прозрачных глазурей заключается в возможности подглазурного и надглазурного декорирования, а также способности окрашивания жаростойкими пигментными веществами и красящими элементами металлов в сочные, насыщенные и естественные цвета.
Обычные керамические изделия покрывают глазурью в сыром виде, а затем обжигают. Этот процесс носит название — муравление.
После нанесения глазури керамические изделия обычно обжигаются в печи. Современная печь оборудована модулем начальной сушки, камерами очищения от пыли и обдува. Обжиг осуществляется примерно при 1230 градусах по Цельсию, в печи, длиной, как правило, примерно 89 м. Этап от погрузки до разгрузки вагонеток занимает примерно 1,5 суток. А непосредственно обжиг глиняных изделий в печи происходит в течение суток.
Основными видами современных керамических изделий являются: строительные и огнеупорные кирпичи; глиняная и каменная посуда; глиняные горшки; кафель; фаянсовые и фарфоровые изделия; муравленая черепица.
В современном мире керамика используется в разных отраслях: машиностроении, приборостроении, авиационной промышленности. А также применяется в строительстве, медицине, науке, полупроводниковой индустрии.
keramoblog.com
Гончарное ремесло и его техника - Древний Египет - Каталог статей
Гончарное ремесло и его техника
Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н.э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому – для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку – предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане.
Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном. В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.
Египетская керамика в художественном отношении не может сравниться с греческой. Но для разных периодов можно выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской – керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем. Сосуды культуры Нагада I – темного цвета с белым орнаментом, Нагада II – светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.
Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй – лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства – в Кенне и Белласе.
Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате плохого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге в заключительный стадии или облицовкой из жидкой красной ( железистой) глины. Черные сосуды получали, зарывая их раскаленными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-желтый грунт расписывали красками после обжига.
Металообработка в Древнем Египте
Искусство и архитектура древнего Египта
Аланы
istoriya-ru.ucoz.ru
Гончарное мастерство дорюриковских времен — Славянская культура
В Старой Ладоге изучают многовековые осколки посуды и лепят горшки по старинным технологиям. Это экспериментальный проект российских археологов и реконструкторов из Литвы. Соседей в Ленинградскую область привели, как ни странно, раскопки под Вильнюсом. В переплетениях истории разбиралась Марина Гордеева.
Под сводами средневековой башни и атмосфера под стать – мистическая. Это держат совет, совсем как князья или бояре, археологи и реконструкторы. Бережно показывают горшки и чашки, обыкновенные, но лишь на первый взгляд. Средневековая староладожская керамика реконструирована с абсолютной точностью по черепкам и по технологии 8-9 веков.
Эляна Алексеева вместе со своими коллегами-реконструкторами из Литвы ждала этого момента несколько месяцев. Приезд литовских керамистов в Старую Ладогу стал экспериментом. Никогда прежде они не восстанавливали древнюю посуду из такой же древней глины, взятой прямо из раскопа археологов. Если к реконструкции можно применить эпитет абсолютная, то это именно она.
Эляна Алексеева, художник-реконструктор (Литва):
«Для меня это было чудо, как можно из ничего, из какого-то черепка возродить горшок на вторую жизнь. Ну, мне чувствовалась, это какая-то внутренняя моя миссия».
С глиной справиться молодым археологам было гораздо сложнее, чем керамистам . Многие из них впервые не собирали черепки, а заново воссоздавали предметы славянской культуры вновь.
Это совсем новые ощущения, делится археолог – любитель Евгений Бармин. И знаний о жизни предков такое вживание дало не меньше книг. Оказывается, вылепить горшок – это даже не полдела, главное – правильно приготовить материал. Обязательно добавить дрясвы, толченого гранита, для твердости и долго месить ногами.
Восстановление посуды по найденным черепкам заняло 10 дней, столько литовские реконструкторы пробыли на раскопе. Древней технологии решили следовать до конца. И больше всего волновались перед завершающим этапом.
Марина Гордеева, корреспондент:
«Древняя печь для обжига – это яма, полтора метра диаметром. Причем реконструкторам повезло не только глину взять старинную, но и дрова, их в большом количестве нашли в раскопе».
Анатолий Кирпичников, руководитель Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН:
«Несомненно, что жизнь зародилась очень давно. До Рюрика. Вы смотрите сейчас дорюриковское время, это интересный факт».
Академик Анатолий Кирпичников знает: завтра-послезавтра этот раскоп бульдозеры завалят землей. 5 лет археологи кропотливо слой за слоем обнажали историю. Докопались до Рюриковских времен. Старая Ладога – древнейшая столица Руси, настаивает академик. Реконструкторов на раскоп он пустил только под занавес работ. Историческим спектаклем решили поставить точку в археологическом исследовании этого участка.
Вячеслав Кутыркин, организатор проекта (Литва):
«Когда ты делаешь изделия аналоговые, абсолютно точно соблюдая технологию, то у тебя есть шанс посмотреть на мир глазами того человека. И лучшего способа сохранения традиций не придумаешь».
Литовские реконструкторы экспериментом остались довольны. Аутентичная древнерусская керамика наверняка будет представлена на выставках в России и Литве. А черепки и все найденные осколки древней культуры ученые будут еще изучать. И нет сомнения, что за новыми находками они вернуться в Старую Ладогу вновь.