Известные и малоизвестные мифические существа мира. Древние мифические существа
Мифические существа древних славян
Мифология славян колоритна и разнообразна. Древняя Русь включала множество племен, и у каждого из них были "свои" мифические существа, неизвестные соседним народам: всевозможные банники, овинники, анчутки и другие. Русы наделяли сверхъестественными способностями небесные светила и природные явления, горы, деревья и водоемы. Древние мифические существа сопровождали наших предков повсюду: дома, в поле, на конюшне, в дороге, на охоте...
Леший
Леший представлялся высоким косматым стариком. Славяне верили, что он хранит лес и всех его обитателей, защищает деревья и зверьё от непрошеных гостей. Леший любит пошалить - запутать путника, показывая ему заветные ягоды-грибы. А вот если не на шутку разозлить его - рассердится, заманит в самую глушь!
Некоторые исследователи считают, что образ Лешего переродился из образа древнего бога Велеса - покровителя пастбищ и скота, степных и лесных животных, подателя охотничьей удачи.
Домовой
В каждой избушке непременно жил Домовой - хранитель очага, заботящийся о благополучии и достатке всей семьи, охраняющий домашнюю скотину и урожай, помогающий найти потерянное. Пожалуй, Домовые - это самые многочисленные мифические существа. Картинки с их изображениями, разнообразные присказки и пословицы, сказки и песни говорят о всенародной любви к маленьким хозяевам.
Добродушного Домового принято было подкармливать, оставляя на кухне на ночь всякие вкусности. Особенно любит Домовой кашу, заправленную маслом. Все старались жить в ладу с домашними хранителями, не злить их. А разозлить, кстати, легко: достаточно запустить дом, не заботиться о порядке, обижать домочадцев и животных. Тогда пеняйте на себя! Ох, и отомстит же добрый дедушка-Домовой за такое безобразие!
Кикимора
В представлении древних славян Кикиморы - это злобные мифические существа, живущие в каждом доме. Но, в отличие от Домовых, хозяевам они не помогают, а наоборот: путают пряжу, портят кудель, тревожат спящих деток, мучают скотину, бьют посуду... Представлялась Кикимора седой сгорбленной старухой, с длинным носом и противным писклявым голосом.
Водяной
Повелитель речных и озерных глубин - Водяной - может быть к человеку милостив, к примеру, поможет в рыбалке. Но если его рассердить, рыбу он отнимет, броды спрячет, ручьи иссушит. А может и на дно утащить. Как же рассердить Водяного? А очень просто: сорить на берегах, выбрасывать в воду ненужный хлам, бездумно опустошать богатства водоемов.
Русалки
Помощницы Водяного. Древние верили, что эти мифические существа - души деток, умерших некрещеными. Согласно иной версии, Русалками становятся утопленницы. На Руси русалок представляли молодыми девушками с длинными пышными волосами и бледной кожей. Считалось, что по ночам они выходят поплясать на берег. Кстати, никаких хвостов у них не было. Неделя перед праздником Бога Купалы называлась Русальей - в это время девушки оставляли на берегу подарочки для русалок: разноцветные ленточки, бусинки, лоскуты.
Змей Горыныч
Одно из древнейших существ. Его прежнее имя - Триглав. Задача Змея сводилась в основном к похищению молодых дев. Многие историки считают, что образ Змея возник благодаря набегам степняков, уводивших в плен девушек.
Баба Яга
Яга - не просто старуха-колдунья, живущая в лесу в избушке на курьих лапах. Она считалась проводником из мира живых (Яви) в мир мертвых (Навь). Кстати, избушка Яги обзавелась куриными лапами только благодаря советскому кинематографу. Изначально же слово "курьи" обозначало совсем другое. До принятия христианства на Руси покойников сжигали, устанавливая домовину (гроб) на костер. Чтобы колода с телом покойного не перекашивалась, ее подпирали специальными ножками - курьими. Это слово однокоренное с "окуриванием" - медленным горением. Вот и получила избушка мистической Яги такой погребальный атрибут - курьи ножки.
В старинных сказках Яга выступает почти всегда в одинаковой роли: мучает загадками и парит в баньке главного героя, снабжает его всякими волшебными вещицами (меч-кладенец, шапка-невидимка, сапоги-скороходы) или путеводными атрибутами (клубок, к примеру), а после - отпускает. За порогом ее избушки начинается мистический путь, полный испытаний. Все эти манипуляции также связаны с представлениями древних славян о смерти и загробном мире.
fb.ru
Мифические существа античной мифологии
Сказочные божества и мифические существа античного мира
Амазонки — женщины-воительницы, ведущих свой род от бога войны Ареса и наяды Гармонии. В битвах с амазонками участвовали Беллерофонт, Геракл и Тесей. Во время Троянской войны амазонки сражались на стороне троянцев.
Бореады — крылатые сыновья бога северного ветра Борея и Орифии, дочери афинского царя Эрехфея. Подобно отцу, Бореады олицетворяли ветры, их действия были быстры и стремительны. Участники похода аргонавтов. Во время похода они освободили Финея - мужа Клеопатры от терзавших его гарпий.
Бриарей — сын бога неба Урана и богини земли Геи. Чудовищное существо с пятидесятью головами и сотней рук, один из трех братьев сторуких — участников титаномахии.
Гамадриады — нимфы деревьев, которые в отличие от дриад рождались вместе с деревом и гибли вместе с ним. Гамадриады порой жили очень долго, однако бессмертными не были.
Геспериды — дочери Атласа и Геспериды, обитавшие на счастливых островах, по соседству с Горгонами. В саду, где они жили и который охранялся драконом Ладоном, росли золотые яблоки.
Гиады — нимфы, считались дочерьми Атланта и океаниды Эфры, или Плейоны. Когда их брат, Гиант, погиб на охоте, пять из них лишили себя с горя жизни и были обращены богами в звезды, под именем Гиад.
Гиганты — дикие, исполинские и родственные богам существа. Являются 150 божествами, сыновьями Геи - Земли, которая была оплодотворена каплями крови, упавшими из отрезанных половых органов Урана - Неба.
Гиппогриф — мифическое существо, представляющее собой единение лошади и грифона. Сказочный крылатый конь-лев-птица древнегреческих мифов.
Горгоны — чудовища женского пола. По Гесиоду - это три сестры Фено, Эвриала и Медуза, крылатые женщины-чудовища покрытые чешуей, с клыками, со змеями вместо волос, издают устрашающий рев; взгляд их превращает все живое в камень.
Грайи — старухи, или женщины, олицетворявшие старость. Жили недалеко от Горгон, сестрами которых они считались и которых они сторожили. Грайи имеют медные руки и владеют на троих одним зубом и одним глазом, которыми они пользуются поочередно.
Грифон — полуорел-полулев, с длинным змеиным хвостом. Образ грифона объединяет символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
Дриады — божества деревьев, обитательницы лесов и рощ. По верованиям греков, дриады - дочери Зевса и деревьев, жили и умирали вместе с деревом.
Керкопы — сыновья Океана и Тейи, братья-карлики, уродливые существа, хитрые обманщики, подстерегающие странников и обирающие их.
Кентавры — дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом.
Корибанты — название мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии. Спутники и служители богини, которые в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправляли служение Великой Матери богов.
Лайлап — медная живая собака, изготовленная богом-кузнецом Гефестом для охотничьих развлечений Зевса. Ни один зверь не мог убежать от Лайлапа. Зевс подарил Лайлапа своей возлюбленной Европе.
Лапифы — полумифическое-полуисторическое племя. Связь этого племени с географическими именами указывают на то, что лапифы были не просто великанами, произведенными народной фантазией, но отчасти историческим племенем.
Мойры — богини судьбы. В представлениях греков мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете — фетише, носителе жизненных сил. Мойры сопричастны Зевсу — иногда он именуется Морием.
Музы — богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемозины. Их имена связаны с пением и танцами. Этим богиням поклонялись ученые мужи и деятели искусства Древней Греции.
Нимфы — божества природы, ее живительных и плодоносных сил в образе прекрасных девушек. Различают нимф водных (нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и т.д. Нимфы, обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти, врачевательницы и пророчицы, от браков с богами рождали героев и прорицателей.
Океаниды — нимфы, дочери Океана и Тефиды. Древний титан Океан породил три тысячи дочерей - океанид и столько же сыновей - речных потоков. Они сообщались с человеческим родом и были воспитательницами молодого поколения.
Оры — богини времен года, благоприятствующие растительности. Они отпирают и запирают врата Олимпа, собирают или рассеивают тучи, кормят и запрягают коней Геры.
Пегас (в переводе с греческого источник) — крылатый конь, сын Посейдона, брат великана Хрисаора. Пегас вместе с братом Хрисаором, как плод связи горгоны Медузы с Посейдоном, появился из крови Медузы, когда ее обезглавил Персей.
Пигмеи — сказочный народ карликов, живущий в Ливии или в Малой Азии. Размером пигмеи были от муравья до мартышки. У Страбона они перечисляются вместе с полупсами, большеголовыми, гнездоухими, безусыми, безносыми, одноглазыми и крючкопалыми.
Плеяды — семь дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Наиболее яркие из них носят имена Атлантид, подруг Артемиды: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета, Электра.
Полифем — сын Посейдона и морской нимфы Тоосы. Одноглазый великан-циклоп жил на Сицилии. Известен миф о любви Полифема к нимфе Галатее, а также миф о злоключениях спутников Одиссея в гостях у Полифема.
Сатиры — духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие.
Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям.
На сайте Энциклопедия мифологии размещено около ста статей о сказочных племенах, легендарных животных и мифических существах
античного мира, которые можно найти в нашем мифологическом словаре.
godsbay.ru
Самые странные мифические существа Древнего мира — Энгурра
Блеммии
Человекоподобные существа, у которых нет головы, а глаза и рот расположены на груди. Местом их обитания считали Африку, территории к югу от Египта: Нубию, Куш, Эфиопию.
Происхождение легенды о блеммиях связано, возможно, с реальным племенем с таким названием, жившим в Нубии и сражавшимся с римскими войсками. На своих доспехах и щитах они часто изображали крупные человеческие лица, и издалека действительно могло показаться, что это их собственные лица.
Twisted Hippocampus 1 by Davesrightmind (deviant art)
Гиппокампус
Гиппокампус, гиппокамп — в греческой мифологии морская лошадь с рыбьим хвостом. Гиппокамп считается царём рыб. Гиппокампы были запряжены в колесницу греческого бога морей Посейдона.
Образ гиппокампа популярен в искусстве Среднего Востока, на территории Бактрии, ирано-парфянского региона и Восточного Туркменистана.
Байцзэ
Фантастическое существо в китайском и японском мифологическом пантеоне. Согласно китайским преданиям, волшебного зверя Байцзэ встретил во время путешествия на морском берегу Небесный владыка (Жёлтый император) Хуан-ди. Внешне Байцзэ был похож на рогатого льва, говорил человеческим языком и был исключительно умён.
Оанн
По преданию шумеров, герой с головой и телом рыбы, но с человеческими ногами (и с человеческим лицом), вышедший из Персидского залива. Оанн пришёл к жителям Месопотамии в качестве реформатора и наставника. Он принёс им цивилизацию, письмо и науки, закон.
Каркаданн
Каркаданн (что на фарси значит «господин пустыни») — мифическое существо, упоминаемое в средневековой арабской и персидской литературе. Представляло собой свирепого единорога, встречавшегося в Северной Африке, Персии и Индии; он был способен напасть на слона и убить его. По-видимому, речь идёт о носороге либо о близком ему виде вымерших животных (эласмотерий). В современном арабском и персидском языках этим словом обозначается носорог.
serpopard by demonic pokeyfruit (deviant art)
Серпопард
Серпопард — название мифического животного, с телом льва (или леопарда) и змеиной шеей, применяемое некоторыми современными исследователями. Известно из изображений на древнеегипетских, месопотамских и эламитских артефактах.
Сциоподы
Мифологические карликовые существа, имеющие одну огромную ступню, которой заканчивается единственная же тонкая нога, идущая от центра их туловища. Название «сциоподы» происходит от греческого «σκιαποδες» — «ноги-тени» (так как в легендах о сциоподах говорится, что они могли во время отдыха укрывать своей огромной ступнёй своё туловище от солнечных лучей).
Панотии
Вымышленная раса человекоподобных существ, имеющих невероятно большие уши, которыми они могут закрыть всё тело. Древнеримский учёный Плиний Старший описывал их в своей Естественной истории, местом их проживания указывая Скифию. Он писал, что свои уши панотии используют для защиты от жары, холода и вместо одежды. Считалось, что они агрессивны к людям, и иногда занимались людоедством.
Чончон
Мифическая птица из легенд индейцев-мапуче (живущих в южных регионах Аргентины и Чили). Согласно мифам, чончон — это калку (колдун, практикующий чёрную магию, в мапучской мифологии), принявший с помощью магии облик этого существа. Мапуче считали, что некоторые искусные калку могут приготовить особое зелье, которым затем смазывают горло; действие этого зелья якобы помогает отделить голову от тела, и именно это голова и становится чончоном. Сам чончон якобы имеет форму человеческой головы, покрытой перьями, с когтями, растущими из подбородка, и крыльями, в которые превращаются сильно увеличивающиеся уши.
cuchivilu by sandraharo (deviant art)
Кучивило
В чилийской мифологии наполовину свинья, наполовину змея, отравляющая воду и разоряющая ловушки для рыб.
Хуньдунь
Хуньдунь (буквально — Первичный мрак) — мифологическое существо, представлявшееся в Древнем Китае воплощением недифференцированного хаоса, из которого возникла Вселенная. В «Книге гор и морей», написанной в эпоху Хань, сообщается, что Хуньдунь — это божественное существо, обитавшее на юго-западе от священной горы Тайшань (Гора Восхода). Выглядит он как мешок огненно-красного цвета, 3-метрового роста, без головы, глаз, ушей, ноздрей и рта, с 6 лапами и 4 крыльями.
Текст: Википедия.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
engur.ru
Мифические существа - БЕСТИАРИЙ | Мифология и легенды
Вопрос о том, жили ли на земле мифические существа во времена до нашей эры, или, вероятно еще раньше, когда не существовало летоисчисления. На сегодняшний день, практически каждый народ в мире славится своими рассказами о хороших и плохих мифических существах. Многие ученые и археологи до сих пор спорят о том, существовал ли, к примеру, Фавн или сирены, русалки и прочие существа. Подобные предметы обсуждения настолько считаются противоречивыми, что на самом деле их довольно сложно забыть. Стоит отметить, что многие сказки, про злых мифических существ, считаются абсолютно не беспочвенными по одной простой причине. Лабиринт Фавна, который в действительности существует в Испании, до сих пор не имеет определенной истории, так как ни один ученый не может сказать наверняка, кто построил его, для чего он необходим, и почему подобное постройки с незапамятных времен называют «дьявольскими местами». Скептики, конечно, опровергают народные сказания, и утверждают, что это все плод человеческих иллюзий, которые передаются из поколения в поколения, не имеют никакой научно-доказанной почвы, поэтому могут излагаться только в качестве сказаний того или поверий.
Данный портал расскажет и покажет мифические существа список с картинками, кто из них обладал естественной и мистической властью над многими народами, и на какие деяния они были способны направить целые древние цивилизации. Для тех, кто заинтересован подобной темой, этот раздел покажется настоящей кладезю ценной информации. Кроме того, этот раздел поможет активному саморазвитию людям, которые стремительно интересуются данными темами, или порой проходят подобные предметы в высших учебных заведениях. Ведь мистические существа изучают и в Древней Истории, которая практически вся состоит из подобных тем для обсуждений.
Кроме того, раздел «мистические существа» поможет окунуться в мир, который не имеет ничего общего с человеческой территорией. Только здесь появится возможность узнать ту информацию, которая раньше практически не была доступна. Бестиарий мифических существ покажет мир, полный захватывающих приключений и даст возможность получения все новых необычных знаний в этом вопросе.
darkbook.ru
Известные и малоизвестные мифические существа мира: matveychev_oleg
Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных . Домового стараются подкармливать, оставляют ему на кухне на полу отдельное блюдечко с угощением и водой (или молоком) Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не только не причиняет им зла, но и охраняет домашнее благополучие. В противном же случае (что бывает чаще) он начинает пакостить, ломает и прячет вещи,покушается на лампочки в ванной, создает непонятный шум . Может "душить" по ночам хозяина садясь на грудь хозяина и парализуя его. Домовой может менять облик и преследовать своего хозяина при переезде.
Нефилимы (наблюдатели - "сыны Божие") описаны в книге Еноха . Они являются падшими ангелами. Нифилимы были физическими существами, они обучали людей запретным искусствам и взяв в жены жен человеческих рождали новое поколение людей. В Торе и нескольких неканонических еврейских и ранних христианских письмах, нефилим - nephilim означает "которые заставляют других пасть". Нефилимы были гигансткого роста , сила их была огромна как и аппетит. Они стали проедать все человеческие ресурсы, а когда те кончались, могли напасть и на людей. Нефилимы стали воевать и угнетать людей, что явилось огромными разрушениями на земле.
Абаасы - в фольклоре якутских народов, огромное каменное чудовище с железными зубами. Живет в лесной чащобе подальше от людей глаз или под землей. Рождается оно из камня черного цвета, похожего на ребенка. Чем старше он становится тем камень больше похож на ребенка. Сначала каменный ребенок ест все тоже, что едят люди, но когда вырастает он начинает есть самих людей. Иногда упоминаются как антропоморфные одноглазые, однорукие, одноногие чудовища ростом с дерево. Абаасы питаются душами людей и животных, искушают людей, насылают несчастия и болезни, могут лишить рассудка. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают.
Абраксас - Абрасакс имя космологического существа в представлениях гностиков. В раннюю эпоху христианства, в 1—II веках, возникало много еретических сект, пытавшихся сочетать новую религию с язычеством и иудаизмом. По учению одной из них, все сущее зарождается в некоем высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Во главе духов стоит Абраксас. Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах: существо с человеческим туловищем и петушиной головой, вместо ног — две змеи. В руках Абраксас держит меч и щит.
Баку - "Пожиратель снов" в японской мифологии добрый дух, поедающее плохие сны. Его можно вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под подушку. В одно время изображения Баку висели в японских домах, а его имя было написано на подушках. Верили, что если Баку заставить съесть дурной сон, то он имел силу превратить сон в удачный. Есть рассказы, где Баку выглядит не очень добрым. Съедая все сны и мечты, он лишал спящих благоприятных воздействий, а то и вовсе лишал их сна.
Алконост (алконст) — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века. Алконст безопасное и редкое существо живущие ближе к морю.По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными
Абнауаю-- в абхазской мифологии («лесной человек»). Гигантское свирепое существо, отличающееся необычайной физической силой и яростью. Все тело Абнауаю покрыто длинной шерстью, похожей на щетину, у него огромные когти; глаза и нос - как у людей. Обитает в дремучих лесах (существовало поверье, что в каждом лесном ущелье живёт один Абнауаю). Встреча с Абнауаю опасна, у взрослого Абнауаю на груди у него топорообразный стальной выступ: прижимая к груди жертву, он рассекает её пополам. Абнауаю заранее знает имя охотника или пастуха, с которым он встретится.
Цербер (Дух преисподней) — в греческой мифологии огромный пёс Подземного царства, охраняющий вход в загробную жизнь .Чтобы души умерших могли войти в подземное царство, они должны принести Церберу дары — мёд и ячменное печенье. Задача Цербера — не допускать в царство мёртвых живых людей, желающих вызволить оттуда своих возлюбленных. Одним из немногочисленных живых людей, которым удалось проникнуть в подземное царство и выйти из него невредимым, был Орфей, игравший прекрасную музыку на лире. Одним из подвигов Геракла, которые ему приказали совершить боги, было вывести Цербера в город Тиринф.
Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота в разных мифологиях. Грифоны, грифы , в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; они. - «собаки Зевса» - стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Грифонов (Herodot. IV 13). Свои грифоны есть и в славянской мифологии. В частности известно, что они охраняют сокровища Рипейских гор.
Вуивр, Вуивра. Франция. Король, или королева змей; во лбу - сверкающий камень, ярко-красный рубин; облик огненного змея; хранитель подземных сокровищ; можно увидеть летящим по небу летними ночами; обиталища - заброшенные замки, крепостях, донжоны и др.; его изображения - в скульптурных композициях романских памятников; когда купается, камень оставляет на берегу, и кто исхитрится завладеть рубином, станет сказочно богатым - получит часть подземных сокровищ, которые охраняет змей.
Дубовики – в кельтской мифологии злые волшебные существа, живущие в кронах и стволах дубов. Каждому человеку, проходящему мимо их жилища, они предлагают вкусные кушанья и подарки. Ни в коем случае не следует брать у них еду, а тем более пробовать её на вкус, поскольку пища, приготовленная дубовиками, очень ядовита. По ночам дубовики нередко отправляются на поиски добычи. Следует знать, что проходить мимо недавно срубленного дуба особенно опасно: дубовики, обитавшие в нём, рассержены и могут натворить немало бед.
Чёрт (в старом правописании «чорт») — злой, игривый и похотливый дух в славянской мифологии. В книжной традиции, согласно Большой советской энциклопедии, слово чёрт является синонимом для понятия бес. Черт социален и чаще всего выходит на охоту с группами чертей. Черта привлекают пьющие люди. Когда черт находит такого человека, он старается сделать все, чтоб человек пил еще больше доводя его до состояния полного безумия. Сам процесс их материализации, известный в народе как «напиться до чертиков», красочно и детально описан в одном из рассказов Владимира Набокова . «Длительным, упорным, одиноким пьянством, – сообщал знаменитый прозаик, – я довел себя до пошлейших видений, а именно: я начал видеть чертей». Если человек бросает пить, черт начинает чахнуть не получая ожидаемой подпитки.
Ырка в славянской мифологии - злой ночной дух с глазами на темном лице, светящимися как у кошки, особенно опасен в ночь на Ивана Купалу и только в поле, потому что лешие не пускают его в лес. Им становится самоубийца. Нападает на одиноких путников, выпивает у них кровь. Укрут, его помощник, приносит ему шалунов в мешке, у которых Ырка выпивал жизнь. Очень боится костра, к огню не подходит. Чтобы спастись от него, нельзя оглядываться, даже если окликают знакомым голосом, не отвечать ничего, сказать трижды "чур меня" или прочесть молитву "Отче наш".
Сульде «жизненная сила», в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Сульде правителя является духом — хранителем народа; его материальное воплощение — знамя правителя, которое само по себе становится объектом культа, оберегается подданными правителя. Во время войн для поднятия ратного духа армии Сульде-знамёнам приносились человеческие жертвы. Особо почитались Сульди-знамена Чингисхана и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов Сульде-тенгри, покровитель людей, по-видимому, связан генетически с Сульде Чингисхана.
Анзуд - в шумеро-аккадской мифологии божественная птица, орел с львиной головой. Анзуд – посредник между богами и людьми, одновременно воплощая доброе и злое начала. Когда бог Энлиль снял во время умывания свои инсигнии, Анзуд украл таблички судеб и улетел с ними в горы. Анзуд хотел стать могущественнее всех богов, но своим поступком нарушил ход вещей и божественных законов. В догонку за птицей пустился бог войны Нинурта. Он выстрелил в Анзуда из лука, но таблички Энлиля исцелили рану. Нинурте удалось поразить птицу только со второй попытки или даже с третьей попытки (в различных версиях мифа по разному) .
Баг – в английской мифологиии духи . Согласно легендам, баг – «детское» страшилище, даже в наше время англичанки пугают им своих детей. Обычно эти существа имеют вид косматых чудищ со спутанной клочковатой шерстью. Многие английские дети верят, что баги могут проникнуть в комнаты, воспользовавшись открытыми печными трубами. Однако, несмотря на довольно устрашающую внешность, эти существа совершенно не агрессивны и практически безвредны, поскольку у них нет ни острых зубов, ни длинных когтей. Напугать они могут только одним способом – скорчив страшную уродливую рожу, растопырив лапы и подняв шерсть на загривке.
Альрауны - в фольклоре европейских народов крохотные существа, обитающее в корнях мандрагоры, очертания которых напоминают собой человеческие фигурки. Альрауны дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить, порой -весьма жестоко. Это оборотни, способные перекидываться в кошек, червей и даже в маленьких детей. Позже альрауны поменяли образ жизни: им настолько понравились тепло и уют в людских домах, что они стали переселяться туда. Перед тем как перебраться на новое место, альрауны, как правило, испытывают людей: рассыпают по полу всякий мусор, кидают в молоко комья земли или куски коровьего кизяка. Если люди не выметают мусора и выпивают молоко, альраун понимает - здесь вполне можно обосноваться. Прогнать его практически невозможно. Даже если дом сгорел, и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними. К Альрауну нужно было относиться с большой заботой из-за его волшебных свойств. Надо было обертывать или одевать его в белые одежды с золотым поясом, купать каждую пятницу, и держать в коробке, иначе Альраун, начинал вопить для внимания. Альрауны использовались в волшебных ритуалах. Предполагалось так что что они приносят большую удачу, на подобии талисмана - четырехлистника. Но владение ими несло риск судебного преследования в колдовства, и в 1630 три женщины были казнены в Гамбурге по этому обвинению. Из-за большого спроса на Альраунов они часто вырезались из корней брионии, так как подлинные мандрагоры было трудно найти. Они были экспортированы из Германии в различные страны, в том числе и в Англию, времен господства Генри VIII.
Власти - в христианских мифологических представлениях ангельские существа. Власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, "наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его... в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы".
Гаргулья - плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille - глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты.
Гримы - по средневековым европейским поверьям обитали на всей территории Европы. Чаще всего их можно увидеть на старых кладбищах, расположенных вблизи церквей. Поэтому страшных существ ещё называют церковными гримами.Эти монстры могут принимать разнообразные обличья, но чаще всего они превращаются в огромных собак с угольно-черной шерстью и светящимися в темноте глазами. Увидеть страшилищ можно только в дождливую или пасмурную погоду, обычно они появляются на кладбище ближе к вечеру, а также днём во время похорон. Они часто воют под окнами заболевших людей, предвещая их скорую кончину. Нередко какой-нибудь грим, не боящийся высоты, забирается ночью на церковную колокольню и начинает звонить во все колокола, что в народе считается очень нехорошей приметой.
Шогготы - существа упоминаемые в известной мистической книге "Аль Азиф" известной более как "Некрономикон", написанной сумасшедшим поэтом Абдул Альхазредом. Примерно треть книги, посвящена управлению шогготами, которых представляют как бесформенных "угрей" из пузырей протоплазмы. Древние боги создали их в качестве слуг, но шогготы, обладая разумом, быстро вышли из подчинения и с тех пор действуют по собственной воле и ради своих странных непонятных целей. Говорят, что эти сущетсва часто возникают в наркотических видениях, но там они не подаются контролю человека.
Ювха, в мифологии туркмен и узбеков Хорезма, башкир и казанских татар (Юха) демонический персонаж, связанный с водной стихией. Ювха - прекрасная девушка, в которую превращается, прожив много (у татар - 100 или 1000) лет, Согласно мифам туркмен и узбеков Хорезма, Ювха выходит замуж за человека, поставив ему предварительно ряд условий, например не смотреть, как она расчёсывает волосы, не гладить по спине, совершать омовение после близости. Нарушив условия, муж обнаруживает змеиную чешую на её спине, видит, как, расчёсывая волосы, она снимает голову. Если не погубить Ювху, она съест своего мужа.
Упыри - (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь), в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. По ночам Упырь встаёт из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа убивает людей и животных, высасывает кровь, после чего жертва или погибает или сама может стать Упырем. По народным поверьям, упырями становились люди, умершие "неестественной смертью" - насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья.
Шаркань, в венгерской мифологии дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о Шарканье. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где Шаркань - свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто - обитатель волшебного замка. С другой стороны, известны поверья об одноголовом Шарканье как об одном из помощников колдуна (шамана) талтоша.
Феникс - бессмертная птица олицетворяющая цикличность мира. Феникс покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды: "Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла." Птица эта не размножается, а возрождается после смерти из собственного пепла.
Оборотень - Werewolf - чудовище существующее во многих мифологических системах. Подразумевается человек умеющий превращаться в животных либо наоборот. Животное умеющее обращаться в людей. Таким умением часто обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами .
Вендиго — дух-людоед в мифах оджибве и некоторых других алгонкинских племён. Служитл предостережением против любых излишеств человеческого поведения. Племя инуитов называет это существо различными именами, среди которых Виндиго, Витиго, Витико . Вендиго наслаждаются охотой и любит нападать на охотников. Одинокий путник, оказавшийся в лесу, начинает слышать странные звуки. Он оглядывается в поисках источника, но ничего не видит, кроме мелькания чего-то, что двигается слишком быстро, чтоб его мог засечь человеческий глаз. Когда путник начинает в страхе убегать, Вендиго атакует. Он могуществен и силён, как никто другой. Может подражать голосам людей. Кроме этого Вендиго никогда не перестаёт охотиться наевшись .
Инкубы — в средневековой европейской мифологии мужские демоны, домогающиеся женской любви. Слово инкубус происходит от латинского «инкубаре», что в переводе означит «возлежать». Согласно старинным книгам, инкубус - это падшие ангелы, демоны, увлекающиеся спящими женщинами. Инкубусы проявляли в интимных делах столь завидную энергию, что на свет являлись целые народы. Например, гунны, которые, по средневековым поверьям, были потомками «отверженных женщин» готов и нечистой силы.
Леший— хозяин леса, лесной дух,в мифологии восточных славян . Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю.
Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора ,хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ царства Смерти. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть.
via
matveychev-oleg.livejournal.com
Древние мифические существа женского пола
В мифологии всех народов мира обязательно присутствуют древние мифические существа женского пола.
В Древней Греции женского пола были как богини, так и демоны. Особо почитали древние греки богиню охоты Артемиду, которая олицетворяла такие качества как властность, справедливость и прямолинейность. Богиню мудрости Афину любили за острый ум и умение найти выход из любой ситуации. Почитали греки также богиню правосудия Фемиду за ее справедливость и нравственность. Благодаря Фемиде в мифологии появились мойры – мифические существа, отвечавшие за судьбу каждого человека. Воплощением всемирной красоты и любви была богиня Афродита, которой помогали ее вечные спутницы нимфы.
Для всех ученых и деятелей искусства особо почитаемыми были мифические существа музы, каждая из которых покровительствовала определенному виду творчества и науки.
Помимо добрых и прекрасных мифических существ женского пола существовали и те, которых греки боялись и остерегались. Например, считалось, что гарпии были отвратительными существами наполовину женщинами, а наполовину птицами, которые похищали человеческие души. Чудовища горгоны со змеями вместо волос превращали людей в камень одним только взглядом, а девушка с телом змеи Ламия считалась пожирательницей чужих детей.
В Древнем Риме особое место занимали такие существа как Грации. Они олицетворяли радость, добро, вечную юность, начало жизни. Три Грации, состоявшие в свите богини любви Венеры, олицетворяли любовь, красоту и удовольствие.
Самым ужасным, наводящим страх на всех жителей Скандинавии было существо Хель. Она была полноправной хозяйкой царства мертвых, насылала на людей болезни, а сама выглядела как труп. Ангелами смерти в Скандинавии тоже были женщины. Они назывались Валькириями, были воинствующими и жаждущими крови существами, которых уважали за службу Одину. Считалось, что во время сражений валькирии уносили с поля боя павших в битве воинов. В скандинавской мифологии существа женского пола были представителями всего злого и недоброго, ведь даже ундины (русалки) имея невероятную красоту, приносили только вред, потому что губили души мужчин.
В Японии древние мифические существа женского пола, в отличие от Скандинавии, олицетворяли только положительное. Так, например, почитали богиню солнца Аматэрасу, прародительницу всех жриц Амэ-но Удзумэ, а больше всего почитали богиню милосердия Каннон. По преданию у Каннон были тысячи рук, каждой из которых она помогала людям.
У всех древних странах женщины олицетворяли не только доброту, красоту и творчество, а и являлись воплощением всего негативного и злого в жизни людей. Но, так или иначе, эти мифические существа отыгрывали значимое место в жизни древних людей.
senspeople.ru
Галерея мифических существ, демонов и героев древнего мира
Этот раздел перенесен в рубрику godsbay.ru в 2006 году.
Страх древнего человека перед могущественными силами природы
воплощался в мифологических образах исполинских или мерзких чудовищ.
Змеи, драконы и демоны являли собой облик, глубоко чуждый всему человеческому:
чешуя, когти, крылья, огромная пасть, страшная сила, необычные свойства, огромный размер.
Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных,
например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь
подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались
обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии.
Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях,
сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами и
одержавшими победу в казалось бы неравной схватке.
Драконы — крылатые змеи, в образе которых соединялись животные,
воплощающие два мира — верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа,
которые, например, в китайской мифологии олицетворяли мужское начало,
первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь,
часто использовались в декоративном искусстве.
Изображение дракона служило символом императора, а феникса — императрицы. Сочетание этих изящных и
причудливых созданий в представлении китайцев символизировало гармонию семейного счастья.
В античной мифологии чудовища представлены редким богатством форм, цветов и размеров, чаще они безобразны, иногда — волшебно-прекрасны;
нередко это полулюди-полузвери, а порой совершенно фантастические создания.
Чудовища символизировали темные, неуправляемые силы природы.
Греческая мифология изобилует различного рода монстрами, такими, как Химера, Сфинкс и Сцилла, что
связано со сложной природой зла. Чаще всего чудовища оказывались злобными и
жестокими тварями, хотя некоторые из них выполняют охранные функции, как,
например, Ладон, дракон, стерегущий золотые яблоки в саду Гесперид; иные подобно
Химере опустошали целые земли; другие были созданы богами в наказание людям, как
морской змей, задушивший Лаокоона и его сыновей. Эти существа, а также сатиры и
кентавры, полулюди-полуживотные, являлись причудливым воплощением мучительного
страха потерять человеческий облик или ужас перед деяниями, которые людская фантазия приписывала чудовищам.
Тифон, ужасное змееподобное чудовище, чьи глаза испускали пламя, был зачат матерью-землей Геей от Тартара.
Это бородатое и волосатое существо, у которого насчитывалась сотня драконовых голов,
каждой своей пастью издавало дикие голоса быков, львов и псов. Древние греки верили,
что Тифон намеревался стать верховным божеством, но громовержец Зевс поразил его перунами.
Постоянную активность вулкана Этна в Сицилии объясняли дыханием заключенного под кратером Тифона.
По одной из версий мифа, победа далась Зевсу с превеликим трудом: Тифон охватил его своими чешуйчатыми кольцами,
перерезал сухожилия и заточил в Корикийской пещере в Киликии, где Зевса стерегла драконица Дельфина.
К счастью, ему на помощь пришел вестник богов Гермес. Незадолго до своего поражения Тифон стал отцом огнедышащей Химеры,
огромного морского чудовища, впоследствии убитого славным героем Персеем.
В славянской мифологии известно множество мифов о животных и птицах,
а также существах, наделенных причудливой внешностью — полуптицы-полуженщины,
человекокони — и необычайными свойствами. Прежде всего это волк-оборотень, волкодлак.
Славяне верили, что колдуны могут заклятием обратить в зверя любого человека.
Это и напоминающий кентавра резвый получеловек-полуконь Полкан; чудесные полуптицы-полудевы Сирин и Алконост,
Гамаюн и Стратим. Интересно поверье, бытующее у южных славян, будто на заре
времен все животные были людьми, но тех из них, кто совершил преступление,
обратили в зверей. Взамен дара речи они получили дар предвидения и понимания того, что чувствует человек.