Древний китай образование. § 26. Образование государства в Древнем Китае (учебник)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Система образования в Китае: описание, развитие. Древний китай образование


Система образования в Китае: описание, развитие

Китай – это современная перспективная страна, которая в последние годы занимает ведущее положение не только на мировом рынке, но также в сфере культуры и науки. Из нашей статьи вы узнаете, как складывалась система образования в Китае от древности до наших дней. Также мы расскажем про самые важные университеты страны и про то, как иностранцы могут в них поступить.образование в древнем китае

Образование в древнем Китае

С давних времен китайцы трепетно относились ко всему, что связано со знаниями и учебой. Учителя, научные деятели, философы и поэты были уважаемыми людьми, часто занимали высокие должности в государственной системе. Первоначальные знания дети получали в семье – их учили уважать старших и следовать нормам поведения в обществе. В зажиточных семьях малышей с трех лет учили счету и письму. С шестилетнего возраста мальчики отправлялись в школу, где постигали искусство владения оружием, верховой езде, музыки и написанию иероглифов. В больших городах школьники могли пройти две ступени образования – начальную и высшую. Обычно здесь учились дети знати и зажиточных горожан, поскольку стоимость занятий была достаточно высока. В сельских школах ученики просиживали за книгами целый день, не знали праздничных дней и веселых игр. Не редки были и телесные наказания - вместо цветов дети несли учителю бамбуковую палку, правда, в красивой упаковке. Однако знания, которые они получали в стенах школы, были довольно скудными. Ученикам внушалось, что Китай – это весь мир и дети смутно представляли, что происходит в соседних странах. Хочется отметить, что девочкам путь в школу был заказан, так как их готовили к роли жены и матери семейства. Но в знатных семьях девушки учились читать и писать, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже владению некоторыми видами оружия. С популяризацией учения Конфуция история образования Китая перешла на новый уровень. Впервые к ученикам стали относиться уважительно, учили задавать вопросы и находить на них ответы. Новый подход содействовал воспитанию уважения к учебным наукам, и способствовало тому, что образование стало неотъемлемой частью государственной политики.образования в китае

Система образования в Китае

В наши дни правительство этой великой страны делает все, чтобы граждане могли учиться. Это при том, что в середине прошлого века 80 % населения было неграмотным. Благодаря государственным программам по всей стране активно открываются школы, технические колледжи и высшие учебные заведения. Однако проблема сохраняется в сельских районах, где до сих пор люди живут в соответствии с древними традициями. Главной особенностью образования в Китае является то, что обучение на всех уровнях можно получить бесплатно. Сама система очень напоминает российскую. То есть с трех лет малыши идут в детский сад, с шести лет в школу, а по ее окончании в институт или профессиональное училище. Рассмотрим все ступени более подробно. система образования в китае

Как известно, большинство семей в этой стране растит по одному ребенку. Именно поэтому родители рады, что малыши могут воспитываться в детском коллективе. Детские сады Китая делятся на государственные и частные. В первых большое внимание уделяется подготовке к школе, а во вторых – развитию творческих способностей. Такие дополнительные занятия, как танцы и музыка обычно оплачиваются отдельно. Многие знания, которые дети получают в детских садах, можно применять на практике. Так, например, они учатся сажать растения и ухаживать за ними. Вместе с педагогом готовят еду и учатся ремонтировать одежду. Оригинальный подход к образованию мы можем увидеть в сети частных детских садов «Хунин». Целый коллектив педагогов под руководством председателя Ван Хунина разработал для детей единую программу обучения.высшее образование в китае

Школа в Китае

Перед поступлением в первый класс дети проходят целый ряд тестов, а затем включаются в серьезную работу. Здесь не делают поблажек даже самым маленьким ученикам, и родителям нередко приходится нанимать репетиторов. Школьное образование в Китае построено так, что дети постоянно должны конкурировать друг с другом за звание лучшего. Поэтому не удивительно, что нагрузки во всех классах просто огромные. В конце седьмого класса все ученики сдают экзамен, который определят, готов ли ребенок к высшей школе. Если нет, то дорога к дальнейшему обучению, а впоследствии и к престижной работе, ему будет закрыта. Перед поступлением в ВУЗ школьники сдают единый государственный экзамен, который проводится по всей стране в одно и то же время (Кстати, именно эту идею позаимствовали и успешно внедрили в России). Каждый год все больше китайцев успешно сдает экзамены в престижные ВУЗы по всему миру. Их с удовольствием принимают, поскольку эти студенты очень усердны, собраны и относятся к учебе очень серьезно.

Как и другие образовательные учреждения в Китае, школы бывают не только государственными, но и частными. Иностранцы могут поступить в любую из них, сдав необходимые экзамены. В частную школу поступить, как правило, гораздо легче, да и обучение нередко ведется на двух языках (один из них английский). Есть в Китае школа, где учат на русском и китайском языке, а находится она в городе Инин.дошкольное образование в китае

Среднее образование

Как и в России, здесь есть профессиональные училища, которые обучают студентов выбранной профессии. Основные направления среднего образования в Китае – это сельское хозяйство, медицина, право, фармацевтика и так далее. За три или четыре года молодые люди получают профессию и могут приступать к работе. Иностранцы, поступившие в подобные учебные заведения, первый год осваивают язык, а все остальное время посвящают учебе.история образования китая

Высшее образование

В стране работает множество государственных ВУЗов, которые принимают студентов по результатам школьных экзаменов. Обучение здесь платное, но цены сравнительно низкие. Однако жителям сельской местности часто даже такая плата кажется высокой, и они вынуждены брать кредиты на обучение. Если молодой специалист согласен после окончания университета вернуться в глубинку, то возвращать деньги ему не придется. В случае если он амбициозен и планирует начать свой бизнес в городе, то долг придется вернуть полностью. Высшее образование в Китае может получить любой иностранный студент, сдавший языковой тест. Причем он может выбрать программу на английском языке, китайский учить параллельно. Чтобы облегчить адаптацию таким учащихся, для них часто открывают подготовительные курсы языковой подготовки. Через год или два интенсивной подготовки студент может перейти к обучению по специальности.школьное образование в китае

Университеты

Рассмотрим наиболее популярные и престижные ВУЗы страны:

  • Пекинский университет – это старейшее учебное заведение страны находится в районе Хайдань, одном из самых прекрасных мест земли. Удивительные сады, которые раньше принадлежали императорской династии, производят неизгладимое впечатление на туристов. Сам студенческий городок состоит из учебных корпусов, общежитий, кафе, ресторанов, магазинов и досуговых центров. Местная библиотека является самой крупной в Азии.
  • Университет Фудань – один из самых старых в стране. Известен тем, что первым заменил систему семестров «уровнями» и доказал, что такой подход наиболее эффективен. Кроме того, преподаватели данного ВУЗа ставят цель раскрыть потенциал студентов, чтобы направить молодые таланты на службу своей стране.
  • Цинхуа – один из лучших технических ВУЗов в Китае, который также входит в сотню лучших университетов мира. Среди его учеников много известных ученых, политиков и публичных деятелей.

Заключение

Как вы могли убедиться, путь образования в Китае очень похож на тот, что проделывают ученики в России. Мы надеемся, что вам пригодится собранная нами информация, если вы решили стать студентом одного из учебных заведений страны.

fb.ru

Образование в древнем Китае. О Китае

В древнем Китае на протяжении столетий получение образования было монопольной привилегией отпрысков из аристократических семей, обучавшихся в школах письму, счету, музыке, морали, стрельбе из лука и верховой езде. Впервые эту традицию прервал Конфуций, начавший широкую педагогическую деятельность, поэтому китайцы называют его «первым учителем Китая». Конфуций (Кун Цзы, 551-479 до н.э.), который сам являлся аристократом княжества Сун, хотя детство провел в бедности, набирал учеников в том числе и из небогатых семей и на занятиях, согласно преданию, не делал между ними различия, несмотря на разный социальный статус и происхождение. Таким образом, образование постепенно стало проникать в низкие слои общества, и при желании выучиться мог даже простолюдин. Именно благодаря Конфуцию и его последователям школьное дело в Китае превратилось в неотъемлемую часть государственной политики, возникли государственные экзамены, открывающие путь к службе на чиновнических должностях. Конфуций был не только великим философом и учителем. К его заслугам относится и то, что он привел в порядок несколько древних книг, сохранив бесценное культурное наследие для будущих поколений, среди которых – «Книга песен» и «Книга перемен». Эти книги впоследствии стали частью конфуцианского «Пятикнижия» («У-Цзин»), на котором основывалось традиционное китайское образование. Сюда вошли также книги «Шу-цзин» (Книга записанных преданий), «Ли-цзы» («Записки о совершенном порядке вещей, правления и обрядов) и Чунь-Цю» (летопись княжества Лу «Весна и осень»). Помимо «Пятикнижия» к каноническим конфуцианским книгам, составляющим фундамент образования, относилось «Четверокнижие» («Сы шу»), включающее в себя трактаты «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), «Мэнь-цзы», «Да сюэ» и «Чжун юн». Трактат «Лунь Юй» был создан учениками Конфуция после его смерти. В книге зафиксированы высказывания мудреца, описаны его поступки и диалоги. В трактатах «Да сюэ» и «Чжун юн» отражены главные принципы воспитания и образования, а также нормы поведения. В «Мэнь-Цзы» записаны высказывания другого великого конфуцианского ученого и просветителя – Мэнь Кэ, описаны его взгляды на политику и идеологию. «Пятикнижие» и «Четверокнижие» вместе образовывали главные учебные материалы в древнем Китае, основу образования. По этим книжкам ученики сдавали экзамены, причем ответы на вопросы были строго канонизированы. Если человек знал содержание всех девяти канонов, он мог считаться высокообразованным. Эти сборники на протяжении веков формировали китайский менталитет, принципы морали и идеологию, и их влияние на общество сохранилось до сих пор. В древнем Китае существовали как государственные школы, так и частные. Государственные создавались за счет казны в каждом административном округе, но их часто не хватало, поэтому широкое распространение получили и частные учебные заведения, в которых обучение было платное. В школах к учителям относились с особым уважением, учитель считался главным лицом, к которому все ученики относились с трепетом. «Ни бедный, ни богатый – не имеет права не уважать учителя», «тот, кто учил человека, хоть один день, на всю жизнь становится для него таким же уважаемым человеком, как его отец» - такие высказывания как нельзя лучше описывают отношение к учителям, сформировавшееся уже в глубокой древности и распространявшееся и на императоров. Правители всех династий на протяжении своей жизни неоднократно посещали Храмы Конфуция, демонстрируя почтение великому учителю. В древних школах, где обучение начиналось в семилетнем возрасте, по отношению к ученикам могла применяться физическая сила. У учителя была бамбуковая указка – символ его власти, которую он мог направлять на нерадивых учеников. В сельских школах могли обучаться люди совершенно разного возраста. В основном система обучения строилась на заучивании канонических текстов. В младших классах к главному учебному материалу относилось «Троесловие» - трактат, прославляющий мудрецов и отображающий основные принципы конфуцианской морали. Каждая строфа «Троесловия» состояла из трех иероглифов, благодаря чему книга и получила свое название. Освоив эту книгу, ученики переходили к учебнику «Сто фамилий» и выучивали главные китайские фамилии, после чего переходили к «Тысячесловнику». Особенностью этого учебника было то, что ни один иероглиф в нем не повторялся. Школьникам предстояло выучить текст из 1000 иероглифов наизусть. Система государственных экзаменов была довольно сложна. Для того, чтобы попасть на государственную службу, нужно было успешной пройти четыре этапа экзаменов. Если студенту удавалось успешно пройти испытание на  уровне уезда и провинциального центра, он допускался к экзаменам на вторую ученую степень, проводившимся каждые три года. Получив хорошие результаты, ученик допускался к самым сложным и главным экзаменам «Хуэйши», проходившим при императорском дворе. Вопросы задавал непосредственно сам император. Выдержавшие все экзамены получали третью ученую степень и могли беспрепятственно поступить на государственную службу и занять высокие посты.

www.chinatrips.ru

Реферат: "Образование в Древнем Китае"

Выдержка из работы

Введение

Глава 1. Начальное воспитание в Древнем Китае

П. 1 Семейное воспитание.

П. 2 Школьное воспитание

Глава 2. Конфуцианство.

Глава 3. Роль иероглифов в школах Китая

Глава 4. Живопись. Архитектура. Скульптура.

Заключение

Введение

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нём поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

В Китае школа и воспитание развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека.

В древнейших государствах, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т. д. Акцент делался на жёсткие формы и методы воспитания.

На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая большое влияние оказал Конфуций.

Глава 1. Начальное воспитание в Древнем Китае

П. 1 Семейное воспитание

Китай — страна древней цивилизации — имеет издавна развитую культуру и образовательную систему.

Согласно традициям, воспитание детей начиналось с рождения. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым.

В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Однако когда детям исполнялось семь лет, все послабления сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах. Кудаев М. Р., Апиш Ф. Н. История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени: Учебно-методические материалы по истории педагогики. Блок 1. — Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008 г., с. 51

С самого раннего возраста детям внушали, что они младшие и должны знать свое место, всегда поступаться личными интересами во имя блага семьи, то есть, прежде всего, старшего поколения. Рождению ребенка, особенно мальчика, очень радовались и первое время с ним нянчились. Мать кормила его своим молоком до 3−4 лет, повсюду таскала с собой, привязав к спине. Разговаривали с детьми мало, чаще отдавали. Младшие учились жить, подражая поведению немногословных родителей. Капризы и шалости запрещались, а непослушных иногда привязывали к ножке стола. В зажиточных семьях мальчиков с трех лет заставляли учить иероглифы.

Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.

С девочек спроса меньше: рано или поздно они выйдут замуж и будут принадлежать другой семье. Но и будущих невест держали в строгости. Уже в 5−6 лет наряжали в женское платье, делали взрослую прическу, запрещали играть с братьями и выходить из дому без провожатых. С 12 лет девочку начинали готовить к новой жизни: учили вести хозяйство, заниматься рукоделием, а если позволяли средства, давали приличное образование. Богатые китаянки умели читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже сочинять стихи. Но при этом число ограничений возрастало: девушка, достигшая брачного возраста (14−16 лет), не имела право самовольно выйти к гостям, без спросу вступить с ними в разговор, а громкий смех считался верхом неприличия. Одежду она носила темную, без ярких вышивок, и никаких украшений — это все полагалось только замужней женщине.

Педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, вежливого, способного управлять собой человека, умеющего познать себя и установить гармонию в своей душе. В основе воспитания лежало уважение младших к старшим, а приобретение образования считалось крайне важным делом. Обучение строилось на согласии между учеником и учителем и самостоятельности учащихся. В Древнем Китае были сформированы следующие принципы образования: пресекать дурное, пока оно не обнаружилось; учиться, пока не упущено время; соблюдать последовательность в учении; учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны. 11 Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. М., 2000 г., с. 32

Вот несколько примеров, на которых воспитывалось юное поколение.

Взрослый сын, навещая по праздникам родителей, вел себя как маленький ребенок. Зачем? Чтобы они не могли чувствовать себя старыми! Другой не менее почтительный сын продал своего ребенка в рабство, ибо не мог прокормить мать. Рассуждал он так: жена и второго родит, а второй матери не будет. Правда, Небо вознаградило его: в саду он нашел кувшин с деньгами, на которые и ребенка выкупил, и мать обеспечил. Это уже не послушание, а самопожертвование. С детства китайцу внушалась мысль о том, что в «большой семье» отеческая власть принадлежит императору, а в «малой», членом которой он состоит, -- главе семьи. Отец считался «представителем» императора, и нарушение домашних устоев рассматривалось как нарушение устоев государственных. Вся старая китайская нравственность строилась на сыновнем благочестии, на общественной обязанности сына служить отцу.

Со смертью главы семьи власть переходила к старшему сыну -- ему подчинялись не только его братья и сестры, но и собственная мать, и все жены покойного родителя.

П. 2 Школьное воспитание

Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека.

Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте поселения престарелых членов общины, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Программа обучения и воспитания в Древнем Китае включала шесть основных искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. 11 Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. М., 2000 г., с. 33

В эпоху Шан (1766−1122 гг. до н.э.) в Китае существовала довольно развитая иероглифическая письменность, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, которые относятся к XIV—XII вв. до н.э. В них содержится около 3 000 различных иероглифов.

В древнейшем литературном памятнике Древнего Китая «Книге стихов и песен» (Шицзин), относящемся к XI—VII вв. до н.э., имеется описание учебных заведений периода династии Шан. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение -- своего рода университет «Да Сюэ». Видимо, «Да Сюэ» является одним из самых ранних высших учебных заведений в мире.

Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.

Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы. В древней классической книге «Ли Цзи» (Книге обрядов и этикета) содержится описание этих школ. Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет. В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения. (интернет)

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ- в столице) и менее родовитой знати (сансюэ- в провинцальных городах). 11 http: //www. best-pedagog. ru/vospitanie-i-shkola-v-srednie-veka-v-zapadnoy-evrope/

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие — так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно.

О скудности получаемых знаний можно судить хотя бы по тому, что даже в XIX в. китайские учащиеся ничего не знали о других странах, в том числе и о тех, которые граничили с Китаем. Учениками внушалась мысль, что «Китай есть весь мир».

В сопровождении отца 7−8 летний мальчик, одетый в праздничный костюм, переступал порог школы, имея при себе кисточку для писания иероглифов, тушь и тушечницу. Прежде всего, его заставляли поклониться изображению Конфуция и учителю, который становился духовным наставником школьника на все годы обучения.

Мальчики направлялись в школу с восходом солнца и просиживали за книгой целый день, отдыхая только во время обеда. Учились зимой, сидя в холодном классе, учились и летом, когда в школе трудно было дышать от жары.

Здесь же, в школе, школьники готовились задания на следующий день. Он не знал ни праздничных дней, ни игр во время отдыха. Школа — для учебы, а всякое развлечение мешает занятиям. Поэтому отдыхать ученики могли только во время еды.

Сельская школа представляла собой один общий класс. Единой учебной программы не было — каждый ученик проходил индивидуальный курс обучения сообразно со своими способностями.

Занятия были организованны так: учитель давал задание, а затем вызывал всех по очереди для опроса и проверки. Ученик отвечал учителю, повернувшись к нему спиной (чтобы не смог заглянуть в тексты, лежавшие на учительском столе).

Общепринятый способ обучения, который предполагает использование простых и доступных методов, рассказов из жизни детей, веселых историй, считался в старой китайской школе аморальным и вредным. Детской литературы, как таковой, в Китае не было.

В VIII в. до н.э. — начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того, как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым. 11 М. Д. Бухарин, И. А. Ладынин, Б. С. Ляпустин, А. А. Немировский, История Древнего Востока, М. 2009 г., с. 84

Глава 2. Конфуцианство

древний китай конфуций воспитание

Была сломана монополия рабовладельцев на культуру и образование. Стали появляться различные философские школы и течения, начался период быстрого развития образования. Этот период в истории Китая называют периодом развития «Ста школ и ста цветов», появились частные школы «Сы сюэ». Имущие слои нуждались в грамотных и талантливых людях, которые могли бы быть у них на службе, помогать в управлении, вести политические дела. Это привело к формированию ученого сословия («Ши»). Из этого сословия стали выходить учителя, которые создавали свои независимые (авторские) школы. 22 http: //www. best-pedagog. ru/vospitanie-i-shkola-v-srednie-veka-v-zapadnoy-evrope/

Существовали и развивались различные философские школы и течения:

1. Даоская школа (Даоцзя), родоначальником которой принято считать Лао-цзы (род. ок. 590 г. до н.э.).

2. Конфуцианская школа (Жуцзя), основанная Кун-цзы (Конфуцием) (551−479 гг. до н.э.).

3. Школа моистов (Моцзя), основателем которой был ученый и философ Мо-цзы (Моди) (479−381 гг. до н.э.).

Основой педагогической мысли и образовательной практики Древнего Китая было учение философа и педагога Конфуция. 11 Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. М., 2000 г., с. 19

Центральным в его учении был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

Конфуцианство прямо исходило из того, что оптимальный порядок в обществе возможен только в том случае, если никто не будет думать о себе, а всякий станет в первую очередь заботиться исключительно о выполнении своего долга перед другими.

Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тысячи лет). Положительным в конфуцианстве был призыв к нравственному совершенствованию, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности). 22 Кудаев М. Р., Апиш Ф. Н. История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени: Учебно-методические материалы по истории педагогики. Блок 1. — Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008 г., с. 53

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Конфуций утверждал, что люди близки друг другу по своей природе, но сильно отличаются друг от друга по своим привычкам. Поэтому в деле воспитания и обучения нельзя делать различий между людьми, но нужно учитывать возможности каждого в постижении мудрости.

Конфуций открыл первую в мире частную школу, основанную на принципах уважения к ученику, где пример учителя — основа воспитания; пример терпимости, единства учения и жизни. Задача учителя сводилась к открытию новой перспективы размышления ученика. В процессе обучения использовались диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении, утверждая, что техническое знание мешает истинному совершенствованию.

Негативным в конфуцианстве было игнорирование таких наук, как математика, астрономия, медицина.

Конфуцианство способствовало утверждению в Китае культа образованного человека, превращению заботы об образовании в важнейшую часть государственной политики.

Как в Китае, так и в других странах Древнего Востока практика воспитания и образования способствовала закреплению за каждым человеком определённой общественной функции, определённого социального статуса. Его важнейшей задачей всегда оставалось сохранение существующих традиций и порядков. 11 Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. М., 2000 г., с. 36−37

Глава 3. Роль иероглифов в школах Китая

Главное внимание в школах Китая уделялось заучиванию иероглифов. В китайском алфавите не существует: каждый предмет, каждое понятие выражается на письме особым знаком — иероглифом или соединением нескольких иероглифов, которые составляются из различных черт и штрихов.

Современная иероглифика развивалась из рисуночного письма, иначе называемого пиктографией. Знаки рисуночного письма отражали внешний вид, форму отдельных предметов или явлений окружающей человека действительности. Постепенно упрощаясь и схематизируясь, рисунки превращались в систему идеографического письма, в котором каждый знак передавал самую общую идею обозначаемого им предмета, явления, понятия.

Общее количество китайских иероглифов доходит до 80 тысяч. Такая огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков существования иероглифической письменности китайские писатели придумывали новые иероглифы, которые сохранились только в их произведениях. Так что целый ряд знаков, встречающихся в китайских словарях, совершенно не употребляется.

Сказки того времени — драгоценные документы для изучения менталитета образованных людей того времени. Китайская поэзия достигла в танскую эпоху одной из своих вершин. Поэты воспевали свои чувства, красоту пейзажей, радости дружбы, веселье дружеской пирушки, сетовали на тщеславие общества, которое было у них перед глазами, оплакивали нищету народа, притесняемого богачами.

Для чтения древних конфуцианских книг необходимо было знать до 7 тысяч знаков. Китайские иероглифы трудны для написания: каждый из них состоит из нескольких черт (от одной до 52). Наиболее употребительные две тысячи иероглифов имеют в среднем по 11 черт. Чтобы выучить такое количество письменных знаков и запомнить порядок их начертания, требовалось огромное напряжение памяти.

В начале XX в. в Китае одновременно существовали два письменных языка — байхуа и вэньянь, оба иероглифические, но вместе с тем сильно друг друга отличающиеся. Байхуа — литературный язык, основанный на нормах разговорной речи и поэтому понятный широким народным массам. Слова в байхуа, как право, двухсложные. Вэньянь — архаический литературный язык, слово в нем состоит из одного слова, которому соответствует знак иероглифической письменности. Вэньянь основан на нормах древнего языка и воспринимается на слух, а только зрительно. На вэньяне написаны все конфуцианские книги.

Китайская каллиграфия представляла специфический вид изобразительного искусства. С давних пор китайцы были поклонниками этого вида искусства. Человек, мастерски владевший китайской кистью, вызывал всеобщее восхищение. Каллиграфы наравне с живописцами и другими художниками пользовались большим уважением. Существовала тесная связь межу каллиграфией, литературой и живопись. Знаменитые каллиграфы, как правило, были одновременно поэтами и живописцами. В домах китайских чиновников и интеллигентов часто можно было увидеть на стенах окантованные работы известных мастеров живописи и графики. В городах многие вывески магазинов были написаны художниками-каллиграфами. В начале века в Пекине, например, на некоторых старых магазинах сохранились вывески, написанные знаменитыми каллиграфами, жившими 400−500 лет тому назад. Рукописи таких корифеев ценились наравне с самыми лучшими картинами.

Выработка каллиграфического почерка зависела от гибкости пальцев, поэтому каллиграф и писец постоянно перебирал правой рукой два шарика (диаметром 1−2 сантиметра), не давая пальцам «застыть».

Каллиграфия считалась одним из шести искусств, в число которых входили также этикет, музыка, стрельба из лука, управление лошадьми и искусство счета. Изящно написанные сложные иероглифы вызывали мистическое чувство благоговения, особенно у малограмотных и неграмотных.

Преклонение китайцев перед письменными знаками доходило порой до мистики.

В городах бумагу с напечатанными иероглифами собирали в специальные ящики и нарезанными полосками торжественно сжигали под наблюдением и с одобрением священнослужителей. Возле ящиков вешали обращения: «С уважением относитесь к написанной бумаге». Считалось даже, что такая бумага оказывает лекарственное действие. Особое благоговение вызывала бумага с иероглифами, красиво написанными от руки.

Конфуцианская мораль запрещала топтать ногами исписанную бумагу или что-то в нее заворачивать — подобные действия рассматривались как неуважение к поучениям мудрецов.

Иероглифы писали кисточкой. Лучшие кисточки делали из щетины соболя и лисицы, более дешевые — из щетины оленя, кошки, волка, зайца, овцы или из перьев птиц. Пучок щетины крепко перевязывался ниткой, его основание обмазывали канифолью и вставляли в прорезь бамбуковой ручки, на пучок надевали наконечник-футляр. 11 Л. С. Васильев, История Востока. Том 1. М., 2005 г., с. 151

Глава 4. Живопись. Архитектура. Скульптура.

На первые века нашей эры приходится и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно развиты живопись тушью на бумаге, шёлке, а также искусство фресок.

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и чётко обозначенный карниз,-пагода. Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани, «Большая пагода диких гусей» в Сиане.

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10 000 человек.

Второй известный представитель «живописи интеллектуалов», известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия -- это лишенная формы живопись; живопись -- это обретшая форму поэзия».

Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца».

Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи:

— Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.

— Живопись Цветов и птиц.

— Горные пейзажи (ЋRђ…ЃC shan shui, то есть «горы и воды»).

— Анималистический жанр (?-С. ling mao. то есть «пернатые и пушистые»).

— Жанр портрета. 11 Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб., 2003, с. 18−21

В Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.

Китайская тушь изготовлялась из сажи и клея. Тушь употреблялась не только для письма, ее применяли и в живописи, печатном деле, при окраске зданий и дворцов; женщины красили тушью брови. Тушь для письма наливалась в тушечницу, появление которой относится к очень давним временам. Самой обычной считалась каменная тушечница, она делилась из особого камня и имела форму прямоугольной плитки с углублениями для воды и туши. Лучшие тушечницы хранились в футлярах, сделанных из цветных пород дерева (сандала и груши).

Тушечница, традиционный письменный прибор, наряду с тушью, кистью и бумагой обязательно стояла на столе у каждого грамотного человека.

Заключение

Древневосточные общества не имели единого общественного идеала воспитания, которое характеризовалось традиционностью содержания и методов обучения, оставшихся неизменными в течение многих столетий и тысячелетий.

Исходя из того, что людям естественно заботиться о собственном процветании, традиционная мысль Китая именно по этой причине и внешне парадоксальным образом предъявляет к человеку прямо противоположные непосредственные требования — требования скромности, самоотвержения, самоограничения, «почтительности», концентрации на исполнении своих обязанностей перед внешним миром.

Китайский народ внёс значительный вклад в мировое педагогическое наследие. Созданы первые в истории школы, сформулированы первые обобщённые представления о нормах и принципах воспитания, эти представления легли в основу дальнейшего развития педагогической мысли т практики. Они оказали значительное воздействие на формирование античной и средневековой европейской педагогической традиции. Это проявилось и в сословных принципах образовательно-воспитательной практики, и во влияние библейских заповедей, и в синтезе восточной и западной педагогических культур в эпоху эллинизма.

Китай стоит в ряду тех древних цивилизаций, в недрах философской мысли которых были сделаны первые попытки теоретического осмысления воспитания и образования.

Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства.

Быстрых и радикальных изменений не происходило. Этому мешала традиционность мышления, господствовавшая в древневосточном обществе, благодаря которой сохранялись те социально-экономические и политические институты, которые пришли из прошлого, были анахронизмами, но освящались авторитетом предков, продолжали функционировать, мешая историческому прогрессу.

Народы Древнего Востока первыми вступили на путь цивилизационного развития и оказали огромное влияние на своих соседей. Именно они создали материальные и духовные основы жизни человечества и предопределили дальнейший ход истории.

Показать Свернуть

westud.ru

2.2 Особенности обучения в Древнем Китае. Системы воспитания и обучения древних цивилизаций (Индия, Китай)

Похожие главы из других работ:

Возникновение и развитие педагогики

1.3 Воспитание в Древнем Риме

Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер. Целью римской системы воспитания было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства...

Воспитание и обучение в Древнем Египте

2. Школа в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых...

Методы обучения рисованию в Древнем Египте

1. Школа в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых...

Методы обучения рисованию в Древнем Египте

2. Методы обучения рисованию в древнем Египте

Для того чтобы определить какими методами обучения пользовались педагоги рассмотрим особенности того периода. В рабовладельческую эпоху начинается бурное строительство городов, общественных зданий, дворцов, храмов...

Основные задачи и пути решения проблем образования в Китае

1. Проблемы современной системы образования в Китае и пути их решения

На протяжении всего периода "реформ и открытости" приоритетом для руководства КНР оставалось поддержание высоких темпов роста экономики, что позволяло стране конкурировать в условиях глобализации...

Основные задачи и пути решения проблем образования в Китае

3. Перспективы развития системы высшего образования в Китае и Беларуси

Ускоренные темпы развития экономики...

Педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме

3. Воспитание в Древнем Риме

Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер. Целью римской системы воспитания было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства...

Системы воспитания и обучения древних цивилизаций (Индия, Китай)

2. Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

В этой главе мы подробно изучим особенности древнекитайских систем воспитания и обучения. Рассмотрим их зарождение и развитие, влияние на них философских взглядов таких мудрецов как Конфуций, его сторонников и оппонентов...

Системы воспитания и обучения древних цивилизаций (Индия, Китай)

2.1 Особенности воспитания в Древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, по мнению А.Н. Джуринского, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху...

Современная дошкольная и школьная система образования в Китае и Японии

Глава 1. Современная дошкольная и школьная система образования в Китае и Японии

...

Современная дошкольная и школьная система образования в Китае и Японии

1.1 Школьная и дошкольная система образования в Китае

После образования Китайской Народной Республики правительство уделило серьезное внимание делу развития просвещения. Было создано новое социалистическое образование, направленное на повышение культурно-просветительского уровня народа...

Трансформация системы образования Китая под воздействием модернизации

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

...

Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке

1.1.2 Воспитание в Древнем Китае в IV-I вв. до н.э.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека. В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим...

Ценностные ориентации практики и философско-педагогической мысли стран Древнего Востока

2.1 Воспитание и обучение в древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых...

Ценностные ориентации практики и философско-педагогической мысли стран Древнего Востока

2.3 Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания...

ped.bobrodobro.ru

История развития образования в Древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.  Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.  В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими. Наставник почитался, как отец .Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным.  Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв. до н. э). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.  Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI - III вв. до и э). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати {сансюэ} госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах.  Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. С X в до н. э. появляются иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в до и э - начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того как в начале II в н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.  Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи.  Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до н. э. К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. 

infourok.ru

Реферат: Образование в Древнем Китае

Содержание

Введение

Глава 1. Начальное воспитание в Древнем Китае

П.1 Семейное воспитание.

П.2 Школьное воспитание

Глава 2. Конфуцианство.

Глава 3. Роль иероглифов в школах Китая

Глава 4. Живопись. Архитектура. Скульптура.

Заключение

Введение

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нём поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

В Китае школа и воспитание развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека.

В древнейших государствах, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делался на жёсткие формы и методы воспитания.

На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая большое влияние оказал Конфуций.

Глава 1. Начальное воспитание в Древнем Китае

П.1 Семейное воспитание

Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру и образовательную систему.

Согласно традициям, воспитание детей начиналось с рождения. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым.

В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Однако когда детям исполнялось семь лет, все послабления сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах.

С самого раннего возраста детям внушали, что они младшие и должны знать свое место, всегда поступаться личными интересами во имя блага семьи, то есть, прежде всего, старшего поколения. Рождению ребенка, особенно мальчика, очень радовались и первое время с ним нянчились. Мать кормила его своим молоком до 3-4 лет, повсюду таскала с собой, привязав к спине. Разговаривали с детьми мало, чаще отдавали. Младшие учились жить, подражая поведению немногословных родителей. Капризы и шалости запрещались, а непослушных иногда привязывали к ножке стола. В зажиточных семьях мальчиков с трех лет заставляли учить иероглифы.

Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.

С девочек спроса меньше: рано или поздно они выйдут замуж и будут принадлежать другой семье. Но и будущих невест держали в строгости. Уже в 5-6 лет наряжали в женское платье, делали взрослую прическу, запрещали играть с братьями и выходить из дому без провожатых. С 12 лет девочку начинали готовить к новой жизни: учили вести хозяйство, заниматься рукоделием, а если позволяли средства, давали приличное образование. Богатые китаянки умели читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже сочинять стихи. Но при этом число ограничений возрастало: девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела право самовольно выйти к гостям, без спросу вступить с ними в разговор, а громкий смех считался верхом неприличия. Одежду она носила темную, без ярких вышивок, и никаких украшений - это все полагалось только замужней женщине.

Педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, вежливого, способного управлять собой человека, умеющего познать себя и установить гармонию в своей душе. В основе воспитания лежало уважение младших к старшим, а приобретение образования считалось крайне важным делом. Обучение строилось на согласии между учеником и учителем и самостоятельности учащихся. В Древнем Китае были сформированы следующие принципы образования: пресекать дурное, пока оно не обнаружилось; учиться, пока не упущено время; соблюдать последовательность в учении; учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.1

Вот несколько примеров, на которых воспитывалось юное поколение.

Взрослый сын, навещая по праздникам родителей, вел себя как маленький ребенок. Зачем? Чтобы они не могли чувствовать себя старыми! Другой не менее почтительный сын продал своего ребенка в рабство, ибо не мог прокормить мать. Рассуждал он так: жена и второго родит, а второй матери не будет. Правда, Небо вознаградило его: в саду он нашел кувшин с деньгами, на которые и ребенка выкупил, и мать обеспечил. Это уже не послушание, а самопожертвование. С детства китайцу внушалась мысль о том, что в «большой семье» отеческая власть принадлежит императору, а в «малой», членом которой он состоит, - главе семьи. Отец считался «представителем» императора, и нарушение домашних устоев рассматривалось как нарушение устоев государственных. Вся старая китайская нравственность строилась на сыновнем благочестии, на общественной обязанности сына служить отцу.

Со смертью главы семьи власть переходила к старшему сыну - ему подчинялись не только его братья и сестры, но и собственная мать, и все жены покойного родителя.

П.2 Школьное воспитание

Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека.

Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте поселения престарелых членов общины, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Программа обучения и воспитания в Древнем Китае включала шесть основных искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.1

В эпоху Шан (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае существовала довольно развитая иероглифическая письменность, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, которые относятся к XIV-XII вв. до н.э. В них содержится около 3 000 различных иероглифов.

В древнейшем литературном памятнике Древнего Китая «Книге стихов и песен» (Шицзин), относящемся к XI-VII вв. до н.э., имеется описание учебных заведений периода династии Шан. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение - своего рода университет «Да Сюэ». Видимо, «Да Сюэ» является одним из самых ранних высших учебных заведений в мире.

Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.

Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы. В древней классической книге «Ли Цзи» (Книге обрядов и этикета) содержится описание этих школ. Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет. В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения. (интернет)

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ- в столице) и менее родовитой знати (сансюэ- в провинцальных городах).1

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно.

О скудности получаемых знаний можно судить хотя бы по тому, что даже в XIX в. китайские учащиеся ничего не знали о других странах, в том числе и о тех, которые граничили с Китаем. Учениками внушалась мысль, что «Китай есть весь мир».

В сопровождении отца 7-8 летний мальчик, одетый в праздничный костюм, переступал порог школы, имея при себе кисточку для писания иероглифов, тушь и тушечницу. Прежде всего, его заставляли поклониться изображению Конфуция и учителю, который становился духовным наставником школьника на все годы обучения.

Мальчики направлялись в школу с восходом солнца и просиживали за книгой целый день, отдыхая только во время обеда. Учились зимой, сидя в холодном классе, учились и летом, когда в школе трудно было дышать от жары.

Здесь же, в школе, школьники готовились задания на следующий день. Он не знал ни праздничных дней, ни игр во время отдыха. Школа - для учебы, а всякое развлечение мешает занятиям. Поэтому отдыхать ученики могли только во время еды.

Сельская школа представляла собой один общий класс. Единой учебной программы не было - каждый ученик проходил индивидуальный курс обучения сообразно со своими способностями.

Занятия были организованны так: учитель давал задание, а затем вызывал всех по очереди для опроса и проверки. Ученик отвечал учителю, повернувшись к нему спиной (чтобы не смог заглянуть в тексты, лежавшие на учительском столе).

Общепринятый способ обучения, который предполагает использование простых и доступных методов, рассказов из жизни детей, веселых историй, считался в старой китайской школе аморальным и вредным. Детской литературы, как таковой, в Китае не было.

В VIII в. до н.э. - начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того, как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.1

Глава 2. Конфуцианство

древний китай конфуций воспитание

Была сломана монополия рабовладельцев на культуру и образование. Стали появляться различные философские школы и течения, начался период быстрого развития образования. Этот период в истории Китая называют периодом развития «Ста школ и ста цветов», появились частные школы «Сы сюэ». Имущие слои нуждались в грамотных и талантливых людях, которые могли бы быть у них на службе, помогать в управлении, вести политические дела. Это привело к формированию ученого сословия («Ши»). Из этого сословия стали выходить учителя, которые создавали свои независимые (авторские) школы.2

Существовали и развивались различные философские школы и течения:

. Даоская школа (Даоцзя), родоначальником которой принято считать Лао-цзы (род. ок. 590 г. до н.э.).

. Конфуцианская школа (Жуцзя), основанная Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н.э.).

. Школа моистов (Моцзя), основателем которой был ученый и философ Мо-цзы (Моди) (479-381 гг. до н.э.).

Основой педагогической мысли и образовательной практики Древнего Китая было учение философа и педагога Конфуция.1

Центральным в его учении был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

Конфуцианство прямо исходило из того, что оптимальный порядок в обществе возможен только в том случае, если никто не будет думать о себе, а всякий станет в первую очередь заботиться исключительно о выполнении своего долга перед другими.

Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тысячи лет). Положительным в конфуцианстве был призыв к нравственному совершенствованию, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности).2

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Конфуций утверждал, что люди близки друг другу по своей природе, но сильно отличаются друг от друга по своим привычкам. Поэтому в деле воспитания и обучения нельзя делать различий между людьми, но нужно учитывать возможности каждого в постижении мудрости.

Конфуций открыл первую в мире частную школу, основанную на принципах уважения к ученику, где пример учителя - основа воспитания; пример терпимости, единства учения и жизни. Задача учителя сводилась к открытию новой перспективы размышления ученика. В процессе обучения использовались диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении, утверждая, что техническое знание мешает истинному совершенствованию.

Негативным в конфуцианстве было игнорирование таких наук, как математика, астрономия, медицина.

Конфуцианство способствовало утверждению в Китае культа образованного человека, превращению заботы об образовании в важнейшую часть государственной политики.

Как в Китае, так и в других странах Древнего Востока практика воспитания и образования способствовала закреплению за каждым человеком определённой общественной функции, определённого социального статуса. Его важнейшей задачей всегда оставалось сохранение существующих традиций и порядков.1

Глава 3. Роль иероглифов в школах Китая

Главное внимание в школах Китая уделялось заучиванию иероглифов. В китайском алфавите не существует: каждый предмет, каждое понятие выражается на письме особым знаком - иероглифом или соединением нескольких иероглифов, которые составляются из различных черт и штрихов.

Современная иероглифика развивалась из рисуночного письма, иначе называемого пиктографией. Знаки рисуночного письма отражали внешний вид, форму отдельных предметов или явлений окружающей человека действительности. Постепенно упрощаясь и схематизируясь, рисунки превращались в систему идеографического письма, в котором каждый знак передавал самую общую идею обозначаемого им предмета, явления, понятия.

Общее количество китайских иероглифов доходит до 80 тысяч. Такая огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков существования иероглифической письменности китайские писатели придумывали новые иероглифы, которые сохранились только в их произведениях. Так что целый ряд знаков, встречающихся в китайских словарях, совершенно не употребляется.

Сказки того времени - драгоценные документы для изучения менталитета образованных людей того времени. Китайская поэзия достигла в танскую эпоху одной из своих вершин. Поэты воспевали свои чувства, красоту пейзажей, радости дружбы, веселье дружеской пирушки, сетовали на тщеславие общества, которое было у них перед глазами, оплакивали нищету народа, притесняемого богачами.

Для чтения древних конфуцианских книг необходимо было знать до 7 тысяч знаков. Китайские иероглифы трудны для написания: каждый из них состоит из нескольких черт (от одной до 52). Наиболее употребительные две тысячи иероглифов имеют в среднем по 11 черт. Чтобы выучить такое количество письменных знаков и запомнить порядок их начертания, требовалось огромное напряжение памяти.

В начале XX в. в Китае одновременно существовали два письменных языка - байхуа и вэньянь, оба иероглифические, но вместе с тем сильно друг друга отличающиеся. Байхуа - литературный язык, основанный на нормах разговорной речи и поэтому понятный широким народным массам. Слова в байхуа, как право, двухсложные. Вэньянь - архаический литературный язык, слово в нем состоит из одного слова, которому соответствует знак иероглифической письменности. Вэньянь основан на нормах древнего языка и воспринимается на слух, а только зрительно. На вэньяне написаны все конфуцианские книги.

Китайская каллиграфия представляла специфический вид изобразительного искусства. С давних пор китайцы были поклонниками этого вида искусства. Человек, мастерски владевший китайской кистью, вызывал всеобщее восхищение. Каллиграфы наравне с живописцами и другими художниками пользовались большим уважением. Существовала тесная связь межу каллиграфией, литературой и живопись. Знаменитые каллиграфы, как правило, были одновременно поэтами и живописцами. В домах китайских чиновников и интеллигентов часто можно было увидеть на стенах окантованные работы известных мастеров живописи и графики. В городах многие вывески магазинов были написаны художниками-каллиграфами. В начале века в Пекине, например, на некоторых старых магазинах сохранились вывески, написанные знаменитыми каллиграфами, жившими 400-500 лет тому назад. Рукописи таких корифеев ценились наравне с самыми лучшими картинами.

Выработка каллиграфического почерка зависела от гибкости пальцев, поэтому каллиграф и писец постоянно перебирал правой рукой два шарика (диаметром 1-2 сантиметра), не давая пальцам «застыть».

Каллиграфия считалась одним из шести искусств, в число которых входили также этикет, музыка, стрельба из лука, управление лошадьми и искусство счета. Изящно написанные сложные иероглифы вызывали мистическое чувство благоговения, особенно у малограмотных и неграмотных.

Преклонение китайцев перед письменными знаками доходило порой до мистики.

В городах бумагу с напечатанными иероглифами собирали в специальные ящики и нарезанными полосками торжественно сжигали под наблюдением и с одобрением священнослужителей. Возле ящиков вешали обращения: « С уважением относитесь к написанной бумаге». Считалось даже, что такая бумага оказывает лекарственное действие. Особое благоговение вызывала бумага с иероглифами, красиво написанными от руки.

Конфуцианская мораль запрещала топтать ногами исписанную бумагу или что-то в нее заворачивать - подобные действия рассматривались как неуважение к поучениям мудрецов.

Иероглифы писали кисточкой. Лучшие кисточки делали из щетины соболя и лисицы, более дешевые - из щетины оленя, кошки, волка, зайца, овцы или из перьев птиц. Пучок щетины крепко перевязывался ниткой, его основание обмазывали канифолью и вставляли в прорезь бамбуковой ручки, на пучок надевали наконечник-футляр.1

Глава 4. Живопись. Архитектура. Скульптура.

На первые века нашей эры приходится и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно развиты живопись тушью на бумаге, шёлке, а также искусство фресок.

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и чётко обозначенный карниз,-пагода. Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани, «Большая пагода диких гусей» в Сиане.

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Второй известный представитель «живописи интеллектуалов», известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия - это лишенная формы живопись; живопись - это обретшая форму поэзия».

Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца».

Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи:

Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.

Живопись Цветов и птиц.

Горные пейзажи (??? shan shui, то есть «горы и воды»).

Анималистический жанр (??. ling mao. то есть «пернатые и пушистые»).

Жанр портрета.1

В Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.

Китайская тушь изготовлялась из сажи и клея. Тушь употреблялась не только для письма, ее применяли и в живописи, печатном деле, при окраске зданий и дворцов; женщины красили тушью брови. Тушь для письма наливалась в тушечницу, появление которой относится к очень давним временам. Самой обычной считалась каменная тушечница, она делилась из особого камня и имела форму прямоугольной плитки с углублениями для воды и туши. Лучшие тушечницы хранились в футлярах, сделанных из цветных пород дерева (сандала и груши).

Тушечница, традиционный письменный прибор, наряду с тушью, кистью и бумагой обязательно стояла на столе у каждого грамотного человека.

Заключение

Древневосточные общества не имели единого общественного идеала воспитания, которое характеризовалось традиционностью содержания и методов обучения, оставшихся неизменными в течение многих столетий и тысячелетий.

Исходя из того, что людям естественно заботиться о собственном процветании, традиционная мысль Китая именно по этой причине и внешне парадоксальным образом предъявляет к человеку прямо противоположные непосредственные требования - требования скромности, самоотвержения, самоограничения, «почтительности», концентрации на исполнении своих обязанностей перед внешним миром.

Китайский народ внёс значительный вклад в мировое педагогическое наследие. Созданы первые в истории школы, сформулированы первые обобщённые представления о нормах и принципах воспитания, эти представления легли в основу дальнейшего развития педагогической мысли т практики. Они оказали значительное воздействие на формирование античной и средневековой европейской педагогической традиции. Это проявилось и в сословных принципах образовательно-воспитательной практики, и во влияние библейских заповедей, и в синтезе восточной и западной педагогических культур в эпоху эллинизма.

Китай стоит в ряду тех древних цивилизаций, в недрах философской мысли которых были сделаны первые попытки теоретического осмысления воспитания и образования.

Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства.

Быстрых и радикальных изменений не происходило. Этому мешала традиционность мышления, господствовавшая в древневосточном обществе, благодаря которой сохранялись те социально-экономические и политические институты, которые пришли из прошлого, были анахронизмами, но освящались авторитетом предков, продолжали функционировать, мешая историческому прогрессу.

Народы Древнего Востока первыми вступили на путь цивилизационного развития и оказали огромное влияние на своих соседей. Именно они создали материальные и духовные основы жизни человечества и предопределили дальнейший ход истории.

Теги: Образование в Древнем Китае  Реферат  История

dodiplom.ru

§ 26. Образование государства в Древнем Китае

§ 26. Образования государствав Древнем Китае

1. Природные условия

Северо-восточнееИндии расположена страна, которую мы называем Китай. На западе страны лежат горыи пустыни, на севере - степи, на юге - горы, покрытые тропическими лесами. Совостока и юга Китай омывается морями.

Западная часть странымало пригодна для земледелия. Зима там затяжная, а лето короткое и жаркое.Осадков для орошения тоже не хватало. Наиболее благоприятным для заселения былВосточный Китай, а именно Восточно-Китайская равнина.

Там текут две большие реки - Хуанхэ и Янцзы. Они берут начало в горахи впадают в море. Эти реки похожи на Тигр и Евфрат, они очень бурные,несут много ила и песка, часто неожиданно разливаются. Через свой цветреку Хуанхэ называют Желтой рекой. Северные ветры наносили туда из степейжелтый пыль. Он оседал на берегах реки и за тысячелетия покрыл их толстымслоем. Во время дождей река Хуанхэ разливается. Затапливались целые области,уничтожались посевы. Часто Хуанхэ меняла русло. После спада воды жителиобнаруживали, что реки поблизости нет. И тогда они вынуждены были переселяться вследза ней. Древние китайцы называли Хуанхэ "блуждающей рекой", "бедойКитай "," той, что надрывает сердца "," рекой тысячу бед ".Однако почвы в долине реки Хуанхэ были очень плодородными и легко поддавались обработкемотыгой и деревянным плугом. Это и притягивало сюда населения.

В реке было многорыбы, а в густых лесах, в древние века покрывали большую часть Китая, -много дичи. В районе рек Хуанхэ и Янцзы водились в то время слоны,носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, кабаны, медведи, лисыт.д. В горах Китая было много полезных ископаемых.

 

Интересно знать

Миф о Великом Юя

Чтобы наказать людей, которые погрязли в грехах,небесный правитель Хуан-ди приказал богу воды Гун-Гунуустроить страшный потоп. Были залиты все поля с посевами, тонула скот,тонули люди. Спастись можно было только на высоких горах. Но против богаводы выступил герой (в виде дракона) на имя Юй,что имел необыкновенную силу. И собрал войско, которое состояло из небесных богов.В жестокой битве войско Юя победило войскоГун-гуна. Это позволило герою спокойно бороться с потопом. Юйстроил плотины, перекрывал старые русла рек и прокладывал новые, чтобы отводитьизлишки воды. На большой черепахе возил он чудодейственную землю и создавал из нееостровки суши. Бог рек Хэ-бо вручил Юю камень, на котором было начертано план всех рек иканалов. И тогда пришел на помощь Юю дракон, которыйсвоим могучим хвостом стал прорывать каналы согласно плану.

Много подвигов совершил бесстрашный герой вборьбе со стихией. Чтобы освободить путь рекам, раздвигал горы. Часто онвынужден был вступать в поединок со злыми духами и оборотнями. Но запомощью добрых небесных богов Юю удалось справитьсяс потопом. Всю нечисть он заточил в темницу, ареки заставил течь в Восточный океан. И вступил на земле порядок. Людисмогли выпасать скот и обрабатывать поля.

И решили все избрать Юяимператором всей Поднебесной. Юй научил людейстроить каналы, дамбы и отводить руслами воду из больших рек в океан. Послесмерти Юй устремился в небо и занял надлежащее место средибогов.

 

2. Древнейший Китай. Государство Шан-Инь

Первые поселенияземледельцев появились в долине Хуанхэ в V тыс. до н.э. Это значительнопозже, чем в Египте и Двуречье. Причина этому - большое количество дождей игустые леса, которые покрывали земли Китая в древние века. Поэтому земледельцы небоялись засухи, не спешили осваивать долины и укрощать течение бурныхрек. Первые легенды о китайских правителей, которые строили каналы и дамбы,относятся к 2000 году до н.э. Города и государства в ДревнемКитае тоже возникли сравнительно поздно. В середине II тыс. до н.э. всреднем течении Хуанхэ появилась государство Шан (Заназванием господствующего племени), соседние племена называли ее Инь.Поэтому первое государство зачастую называют Шан-Инь.Основным занятием жителей Страны было земледелие. Они выращивали: просо,пшеницу, рис, а также огородные и садовые культуры. Конопля использовали наволокно и масло (вместо льна).Орошали поля с помощью одвидних каналов от водоема или из колодцев.Население держало быков, овец, свиней, занималось коневодством, птицеводством.Шанцы выращивали шелковицу, листьями которого откармливали Шелковик (шелковичныхчервей). Шелковые ткани в это время становятся широко известны.

Для обработки земли и уборки урожая использовали разнообразныеорудия и труда: деревянную соху, деревянные и бронзовые мотыги, бороны,серпы, деревянные палки для молотьбы. Для расчистки участка от кустарника идеревьев под пашню применяли бронзовые ножи и топоры. Год окопы разделяли начетыре сезона: весна изображалась ростком; лето - просом, которое заколосилось;осень - пшеницей; зима - собранным и вывешенным колосьями. Высокого развитияремесло. В развалинах столицы археологи отыскали остатки мастерской, в которойизготовляли бронзовые изделия.

 

Бронзовая фигурасуток династии Шан-Инь

 

Высокого уровня достиглакерамика. Уже был известен гончарный круг. Дома и даже дворцы строилииз дерева. Денег тогда не существовало, поэтому торговля была обменной. Мериломценности были особые ракушки - каури, зерно, кожа и т.д.

Во главе государства стоялверховный правитель - ван. Он руководил военнымипоходами, строительством каналов и дамб, делал жертвоприношения (был главнымжрецом). В начале полевых работ он выходил в поле с золотой мотыгой ипропахивал первую борозду. Потом обращался к Небу с просьбой дароватьблагоприятный для урожая сезон. Ван должен считаться с мнением народных собраний исовета старейшин.

Царство Шан-Инь было непрочным. Покоренные племеначасто восставали, кочевники делали опустошительные набеги. В конце II тыс. до н.э.государство Шан-Инь пришла в упадок, и около1000 года до н.э. ее завоевали западные кочевники - чжоу.

 

3. Царство Чжоу

Чжоу были скотоводами и земледельцами и вели полукочевой образжизни (подобно ариев). Захватив земли Шан,они основали свое государство - Чжоу.

Сначала жизнь людей в царстве Чжоу малоотличалось от их жизни в период Шан-Инь. Постепенноосваивались новые земли, строились города. В VI-V вв. до н.э. китайцынаучились добывать и обрабатывать железо. Благодаря использованию железных орудийтруда стало возможным освоение новых, далеких от рек земель. Было вырублено исожжено под пашню густые леса, покрывавшие долины рек Янцзы. Населенияосушали местные болота. Это наступление на природу привел к нежелательным последствиям. Истреблениелесов повлекло за собой усиление разрушительной силы бурных речныхпотоков. Хуанхэ превратилась в настоящее бедствие для китайских земледельцев.Китайцам пришлось сооружать дамбы, которые защищали равнины от наводнений,выкапывать каналы для орошения полей.

Благодаря железным орудием вспашка становится глубже, улучшается техникавозделывания полей. В этот период начинается применение удобрений. Высшееурожайность полей привела к общему процветанию страны. Высокого развитияприобретают садоводство, огородничество. В городах и степных районах страны успешноразвивается скотоводство.

Дальнейшего развитияприобретает ремесло, особенно изготовления шелковых тканей и изделий, в настоящеепериод оживилась торговля. В VI в. до н.э. появились уже металлическиеденьги.

 

4. Период распада страны(Чжан Го)

Правители областей со временем все больше превращались из царскихнаместников на самостоятельных царьков. Некоторые из них стали более мощными, чем царь,действительности распоряжался лишь на небольшой территории вокруг столицы. Впоследствии государствораспалась на несколько царств, которые воевали между собой.

IV и III ст. до н.э. называют в истории Китая временем"Воюющих царств" (Чжан Го).Войны были такими продолжительными и кровопролитными, что, как отмечают документы, вних погибали целые армии и множество мирного населения. За господство в странеборолись главным образом правители семи крупнейших областей.

 

Китайская монета эпохи «Воюющих царств»

 

В IV в. до н.э. в царстве Цинь былипроведены важные реформы. Проведенные они были по совету циньскогосановника Шан Яна. Проведение реформ позволилособрать большие средства, которые помогли провести ряд изменений в армии. Ониснаряжались железным оружием (раньше была бронзовая). Вместо боевых колесницвводилась более подвижна и быстрая наемная конница, пользоваться которой научилисьу соседей-степняков. В армии была введена более строгая дисциплина. Благодаряреформам Шан Яна армия царства Циньстала сильнее армии других китайских царств.

В IV в. до н.э. царство Цинь становитсясильнейшим из всех других крупных царств. В течение целого века цари Цинь вели ожесточенную борьбу за господство во всем Китае.

 

Вопросы и задания

1. Сравните природные условия Древнего Китая, Египта и ЮжногоДвухлетие. Что в них общего, а что отличного?

2. Какую реку китайцы называли "блуждающей рекой",  "Бедой Китая", "той, чтонадрывает сердца "," рекой тысячу бед "?

3. Почему первые китайские государство называют Шан-Инь?

4. В чемсостояла особенность развития хозяйства Шан-Инь?

5.Охарактеризуйте период развития Китая во времена царства Чжоу?

6. Почему в IV иIII в. до н.э. Китай погрузился в период "Воюющих царств" (Чжан Го)?

 

 

ukrmap.su


Смотрите также