Древний рим древний урок. Урок по теме: «Древний Рим: (урок-головоломка). Учитель истории скоши-iv вида Еремеева С. А. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по истории "Древний Рим" (5 класс). Древний рим древний урок


Древнейший Рим - история, уроки

Предмет: История. Класс 5.

Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира.     5 класс. М «Просвещение» 2012.

Тема урока: Древнейший Рим.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ, историческая карта, атласы, смайлики, карточки с заданиями.

Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.

Задачи урока:

- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;

- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

4. Физкультминутка (2 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6.  Домашнее задание (3 мин.).

Просмотр содержимого документа «Древнейший Рим »

Предмет: История. Класс 5.

Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М «Просвещение» 2012.

Тема урока: Древнейший Рим.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ, историческая карта, атласы, смайлики, карточки с заданиями.

Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.

Задачи урока:

- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;

- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

4. Физкультминутка (2 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6. Домашнее задание (3 мин.).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-целевой этап (5 мин.)

1. Организационный момент

Добрый день! Проверяет, кто отсутствует. Выясняет, кто дежурные и всё ли они приготовили к уроку (атласы, смайлики) на каждой парте

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела в истории - Древнего мира.

Для того чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание.

Я задаю вопросы, если на него ответили, то снимаем это слово.

На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония, Апеннины

Поднимая руку, отвечают на вопросы:

1) Какое государство находится на Балканском полуострове?

2) Как называлось государство, где правили фараоны?

3) Назовите город-полис, где слабых детей сбрасывали со скалы?

4) Где жил мудрец Конфуций?

5) В какой стране жил полководец, который убил своего друга, спасшего ему жизнь.

Один из учащихся снимает угаданные слова у доски.

3. Мотивация

У нас осталось слово - Апеннины.

Как вы думаете, что может означать этот термин?

Выдвижение различных версий

Представляет первый слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией

Отвечают по ходу презентации на вопросы:

1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров?

2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров?

3) Что такое полуостров?

По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова

Определяет местоположение Апеннинского полуострова.

Остальные работают с атласами

Показывает второй слайд презентации и поясняет, что на Апеннинском полуострове расположена страна - Италия. Задаёт вопрос: Определите в какой часть Италии находится Рим?

Хором отвечают, где находится север, юг, восток, запад. Определяют местоположение Рима

Задаёт вопрос: Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь

Показывает слайд презентации, где записана тема урока и изображена открытая дверь.

Сегодня мы откроем дверь в новый неизведанный нами мир Древнего Рима.

Ну что, начнём?

2. Ориентировочный этап (5 мин.)

1. Определение цели урока

Предлагает выяснить, какие вопросы можно рассмотреть, если говорим о городе-государстве Рим

Определяют вопросы, которые необходимо изучить

По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока

Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения

Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке

Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация

Каков будет результат нашего урока?

Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим

3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.)

1. Работа в группах по изучению нового материала

Представляет слайды презентации, где даны пояснения, чем занимаются Этнографы, Географы, Мифологи, Политологи.

Предлагает классу разбиться на группы: Этнографы,

Географы,

Мифологи,

Политологи

По желанию разбиваются на группы

Каждой группе даёт задание и проводит инструктаж по выполнению заданий:

Этнографы - особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима.

Географы – географическое положение Древнего Рима.

Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнего Рима.

Политологи - управление в Древнем Риме.

Выполняют работу в составе групп:

Этнографы - прочитать текст на стр. 216-217, п.2. Ответить на вопросы.

Географы - прочитать текст на стр. 214. Ответить на вопросы, используя карту.

Мифологи - прочитать текст на стр. 214, п.1-2, документ на стр. 215. Подготовить сжатый пересказ, заполнить таблицу.

Политологи - прочитать текст на стр. 218 п.3. Составить схему управления, выписать термины

Корректирует работу групп.

Предлагает группам представить изученный материал

Выступление групп

Представляет слайды презентации по ходу выступления групп и просит ответить на дополнительные вопросы, исходя из изученного материала

Отвечают на вопросы

Предлагает другим группам задавать уточняющие вопросы, если что-то не понятно

Задают уточняющие вопросы

После выступления каждой группы представляет слайды презентации с правильными ответами, просит оценить выступление группы

Поднимают смайлики, оценивая работы группы:

желтый – все отлично,

зеленый – есть недочеты в выступлении,

синий – не справились с заданием

4. Физкультминутка (2 мин.)

Включает музыкальное сопровождение

Выполняют упражнения, которые показывает физорг класса

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)

1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала

Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины

После заданного вопроса оценивают свои ответы, поднимая смайлики:

желтый – знаю ответ;

синий – не знаю ответ

Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос

Записывают в тетрадь:

плюс - если ответ правильный,

минус - если ответ не правильный

Предлагает подвести итоги викторины

Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

за 8 плюсов – 4 балла,

за 5 плюсов – 3 балла

2. Рефлексия

Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока?

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты

3. Оценка и самооценка урока

Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики:

желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями;

зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать;

синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы

Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Предлагает оценить результаты деятельности учителя

Сдают смайлики дежурному по классу,

если урок понравился, оставляют желтый смайлик на парте

6. Домашнее задание (3 мин.)

Предлагает виды домашнего задания

Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний

kopilkaurokov.ru

Урок по истории "Древний Рим" (5 класс)

Древний Рим

Цель: - изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; - продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран.

Задачи:

Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции  гуманистических нравственных ценностей;

Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;

Метапредметные - развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и  использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, сравнение исторических объектов, тестовый контроль.

Планируемые результаты: предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива. 

Оборудование: Карта “Древний Рим”.

Понятия:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.Патриции – потомки основателей Рима.

Даты: 753 год до н. э. – основание Рима.

I. Повторение пройденного материала.

Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была,Богатой и цветущею слыла.И ею фараоны управляли,Восстания рабов здесь подавляли. В мире есть сейчас она.Назови, что за страна.

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,Где без леса и без горЛюди в древности росли.Где покой все обрели.Всё лепили мастера.И работа их до потаВыручала их всегда.

(Междуречье)

На восточном побережьеМоря СредиземногоГосударство моряковБыло очень древнее.И чтоб им торговать,Просто стали все писать.Кто же знал? Их алфавитВсе народы покорит.

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,У гуннов землю отобратьПравители решили стену возвести,Покой, чтоб вечный обрести.И людей великое множествоСогнали со всей страны.Заставили её строить,Чтобы не было войны.

(Китай)

Был он сильным, нужен былА не стало больше сил,Ему место учредилиДля таких, как он, что было.Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учитьЕго всяческим манерам.Чтобы стал для всех примером.Со стола не брать кусок,Смех закрыть свой на замок.И прилежно всё учить,Что учитель повелит.

(Педагог. Греция.)

Задание «Найдите лишнее слово». Переставьте буквы так, чтобы получились слова. В каждом столбике есть лишнее слово.

hello_html_3e2d8100.png

Задание «Угадайте Что? или Кто?». Учитель показывает картинку, учащиеся отгадывают, что на ней изображено.

Полис, фаланга, акрополь, Олимп, портик, Македония, Древняя Греция, Зевс, ремесло, садоводство, животноводство, рыболовство, мореплавание, торговля.

Задание Сгруппируйте понятия. Работа с сигнальными карточками.

hello_html_m749678af.png

II. Целеполагание.

hello_html_m156e8318.png

III. Изучение нового материала.

Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране? На наших занятиях, изучая любую страну, мы используем определённый план.- Вопросы, которые мы будем рассматривать те же.- Давайте вспомним, какой источник мы используем при изучении географического положения страны? (карту)- Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства. - В наши дни Рим – это столица Италии.- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта, Афины)- Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

- Давайте представим, что мы с вами учёные – историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Тогда за работу! Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)

- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

Внимание, задание:

Прочитать легенду и приготовить пересказ.

1 ряд: читает легенду об основании Рима в учебнике (пункт 1, стр. 204 - 206)2 ряд: работает с легендой по распечатке 3 ряд: с 1 по 3 парту по учебнику, 4 и 5 по документу.

Работа с источниками:

- Найдите расхождения в легендах.- Как вы думаете, почему мы нашли эти неточности?- Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

Работа с картой:

Найдите на карте подтверждения, описанных природных условий.

Каким занятиям благоприятствовали они? (земледелию, рыболовству и торговле)

Любая страна это не только территория, но и население, которое там живёт. Обратимся к учебнику с.207 – 208. Знакомясь с текстом, выделите категории населения, проживающие в Риме.

Закрепление материала:

- Ребята о чём мы сегодня узнали на уроке?Игра «ДА-НЕТ» 

1. Древнейший Рим возник  в 753 году до н.э. (да).

2. Основными занятиями населения были ремесло. (нет).

3. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями. (да).

4. В самом центре Италии, в нижнем течении реки Тибр, жили племена, которых называли – латины. (да).

5. Ромул первый царь Рима (да).

6. Переселенцы из других поселений, называли патрициями (нет)

Кроссворд

Рефлексия:

Что я узнал для себя на уроке?Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?Комфортно ли мне было работать?

Оцени свой вклад в урок по листу самооценки.

Зотова Оксана Александровна, учитель истории и обществознания

infourok.ru

Урок по теме: «Древний Рим: (урок-головоломка). Учитель истории скоши-iv вида Еремеева С. А. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим»

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим: (урок-головоломка).

Учитель истории

СКОШИ-IV вида

Еремеева С.А.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим» (урок-головоломка).

Цель: систематизировать знания учащихся о Древнем Риме, о выдающихся личностях, событиях:

  • закрепить знания учащихся по историческим понятиям;
  • формировать навыки работы с различными головоломками;
  • воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе;
  • развитие к истории, как науки о прошлом.
Оборудование: кроссворды (для каждой группы), карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
Учитель говорит о целях и задачах урока, распределяет класс по группам.
  1. Работа по группам с головоломками.
  1. Игра «Узнай слово» (памятные места Рима).
Вставить буквы и объяснить значение этих памятных мест для римлян.
  1. А- - - - - - - р
(Амфитеатр – сооружение для гладиаторских игр).
  1. Ф - - - м
(Форум – главная площадь Рима).
  1. Т - - - ы
(Термы – римские бани).
  1. В - - - - - - - - д
(Водопровод – арочный мост, по которому поступала вода в город).
  1. К - - - - - й
(Колизей – самый большой амфитеатр Рима).
  1. М - - - - - о п - - е
(Марсовой поле – широкая равнина за городской стеной, где собирались граждане Рима).
  1. П - - - - - н

(Пантеон – «Храм всех богов», сделанный из кирпича бетона).

  1. К - - - - - а Т - - - - а
(Колонна Трояна – колонна, воздвигнутая в честь победы императора на Дунае).
  1. Игра «Перевертыши» (боги Рима).
Собрать из букв имя римского бога, рассказать, что о нем знаете. Одна буква в перевертыше – лишняя. НУРТИСА – (Сатурн – бог земледелия, виноградарства).

ТИРАПЮЕ – (Юпитер – бог неба, грозы, царь богов).

АРКЕНЕВ – (Венера – богиня садов, любви, красоты).

РЕСМА – (Марс – бог войны).

НАСЮНО – (Юнона – богиня материнства, женщин).

СУВАТЕ – (Веста – богиня домашнего очага).

УТЕПНИН – (Нептун – бог моря, воды).

КУРЕМИЙРА – (меркурий – бог торговли).

  1. Игра «Логическая цепочка» (события истории Рима).
Объяснить, по какому принципу слова собраны в одну цепочку и какое слово в данном перечне лишнее.
  1. Трибун, югер, гракхи, закон, земледельцы, Брут.
(Братья гракхи были народными трибунами в Риме, проводили в жизнь закон, по которому ни одна семья не должна пользоваться более, чем тысячей югеров государственной земли. Закон о переделе земли был на пользу простым земледельцам. Лишнее слово «Брут» – сенатор, увивший Цезаря).
  1. Карфаген, Пирр, легион, Ганнибал, Средиземноморье, По.
(В III в. до н.э. между Римом и Карфагеном шли войны за влияние на Средиземноморье. Карфагенский полководец Ганнибал напал на Рим, подошел к реке По, объединился с галлами и вступил в борьбу с римским легионом. Лишнее слово «Пирр» – это полководец, воевавший с галлами в IVв. до н.э.).
  1. Капун, Везувий, колонны, Спартак, красс, гладиаторы.
(В гладиаторской школе Капун в 74 г. до н.э. вспыхнуло восстание под предводительством Спартака. Бежавшие гладиаторы основали лагерь на горе Везувий, сюда же приходили рабы из окрестных имений. В 71 г. до н.э. армия Спартака столкнулась с армией краса и была разгромлена. Лишнее слово «Колонны» – земледельцы, бравшие землю для обработки).
  1. Константин, Византия, Нерон, император, епископ, церковь.
(При императоре Константине в IVв. столица империи была перенесена на место греческого города Византия. При нем было много сделано для христиан: создавались организации христиан –церкви, священники выбирали руководителя – епископа. Лишнее слово «Нерон» – император Рима в I в. н.э.).
  1. Кроссворд (по датам).
По горизонтали:
  1. Основание Рима.
3. Отмена долгового рабства.

4. «Пиррова победа».

По вертикали:

  1. Закон гракхов о переделе земли.
4. Битва при Каннах.

5. Установление республики.

6. Падение римской империи.

5. Викторина понятий.

1) Один из легендарных основателей Рима? (Ромул)

2) Переселенцы из завоеванных земель? (плебеи)

3) Совет старейшин? (Сенат)

4) Повелитель Рима? (император)

5) Правитель Рима во времена республики? ( консул)

6) Должностное лицо, избираемое из плебеев? (трибун)

7) Рабы, выступающие в амфитеатрах? (гладиаторы)

8) Правитель, обладающий неограниченной властью? (диктатор)

9) Земледельцы, бравшие землю для обработки? (колонны)

10) Потомки основателей Рима? (патриции)

6. Крылатое выражение.

Доставить недостающие буквы, чтобы получилось крылатое выражение

Ответ: Все дороги ведут в Рим.

  1. Подведение итогов.
Учитель подсчитывает количество баллов для каждой команды. Называет победителя.
  1. Домашнее задание.
Составить кроссворд или ребус по теме: «Древний Рим».

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru