Бог мудрости, математики, письменности и прочих точных наук.
бог Тот
Считался также богом луны – левого глаза Ра (правым глазом Ра в мифологии Древнего Египта считалось солнце). Как покровитель письменности и всего ученого люда обладал особым атрибутом – палеткой для записей (напоминает палитру художников, как предполагают историки, в такой палетке хранились разные виды красок для нанесения иероглифов разного цвета на различные поверхности).
Ибис – птица мудрая
Аватарой бога Тота считалась птица ибис. Вот только это были не те птицы, которые сейчас известны биологам как Threskiornis aethiopicus («Священный ибис»). Представители этого вида вытеснили ранее обитавших там лесных ибисов за последние несколько сотен лет. Есть все основания полагать, что священной птицей древние египтяне считали именно лесного ибиса, ныне уже почти исчезнувшего.
Почему символом мудрости египтяне выбрали именно эту птицу – не совсем ясно. Может быть за какие-то свойства характера, а может быть потому, что перья ибисов использовались для письма. К тому же еще одним священным животным бога Тота считался павиан. Человек нашего века вряд ли согласится, что павианы – очень мудрые существа, а вот древние индийцы и китайцы склонны были считать обезьян весьма умными созданиями.
Тот рядом с Ра на ладье миллионов лет, справа - Сет поражает Апопа
Как бы то ни было, но чаще всего Тота изображали именно с головой ибиса. И на большинстве рисунков он держит в руках кроме обязательного анка еще и палетку.
Главный писец
Бог Тот считался личным писцом Ра, это один из тех богов Древнего Египта, которые чаще всего изображались в ладье миллионов лет рядом с Ра. Кроме того, считалось, что во время суда Осириса над душами умерших людей бог Тот ведет учет и классификацию поступивших душ. А его жена Маат, богиня справедливости, взвешивает сердца умерших на специальных весах, определяя степень греховности почившего. Таким образом, древние египтяне считали, что мудрость (Тот) и справедливость (Маат) должны быть как муж и жена – постоянно неразлучны. Древние люди, что с них взять?
Тот на суде Осириса
Бог луны
Изначально Тот почитался как бог ночного светила, впоследствии его с этой должности вытеснил Хнум. Историки считают, что именно по цепочке Луна – астрономия – математика египтяне избрали бога Тота покровителем мудрости и ученых мужей. Лунные божества занимали почетные места в пантеоне у всех древних народов. К примеру Селена была одной из самых почитаемых богинь Древней Греции. Интересно, что животным, посвященным Селене также была птица – вертишейка.
След в истории
В хронологии событий, связанных с древнеегипетскими богами, Тот как нигде проявил себя мудрейшим из богов. Не являясь центральным персонажем ни одного сюжета, он везде проявил себя с самой лучшей стороны. Не вмешиваясь в сложные отношения Ра и Исиды, он выступает посредником между ними, помогая Исиде спасти маленького Гора от ядовитого укуса толи змеи, толи скорпиона. В мифе говорится, что на суде богов он выступил в пользу Гора, но сказано об этом какими-то общими словами, вызывающими впечатление, что если бы победил Сет и был признан главным богом Египта, то свидетели потом вполне могли бы утверждать, что Тот выступал в защиту именно Сета.
Почитатели
Видимо, наука и в те давние времена стояла далеко не на первом месте в списке государственных дотаций. Несмотря на всеобщее поклонение Древнего Египта, храмов Тота до наших времен практически не сохранилось. Существуют остатки двух святилищ: первое – Ашмунейн («Гермополис Великий», как называли его древние греки, наверно, был и еще какой-то «Малый Гермополис»), второе – в десятке километров от первого – Туна-Эль-Гебель (остатки лабиринта).
Остатки храмового комплекса недалеко от Ашмунейна
Согласно археологическим изысканиям, Гермополис и был главным центром поклонения Тоту. Возможно, единственной причиной, по которой фараоны раскошелились на создание хоть какого-то подобающего храма, был именно этот факт. Каким бы мудрым не был бог Тот, но на откровенное наплевательство мог обидеться и он.
В древнегреческом пантеоне богиней Луны было Селена, поэтому Тот (как и Анубис) ассоциировался греками с Гермесом, тоже отличавшимся широтой познаний и склонностью к игре ума.
bogi-drevnie.narod.ru
Бог Пта (Древний Египет) - Русская историческая библиотека
Древнеегипетский бог Пта (Птах) первоначально был главным богом Мемфиса. Этот город, по преданию, основал и сделал столицей объединитель Египта, родоначальник первой династии фараонов – Менес. Мемфис – греческое слово. По-древнеегипетски этот город именовался Меннефер. Из уважения к главному его божеству он носил ещё название Хет-ка-Пта («Палата души бога Пта»). От греческого искажения «Хет-ка-Пта» и появилось слово «Египет».
В относящихся к раннему этапу египетской истории «Текстах пирамид» и в гробницах эпохи Древнего царства бог Пта упоминается очень редко. Малочисленны упоминания о нём и в последующую эпоху, в «Текстах саркофагов». В этих древнейших памятниках главную роль играют божества более старого, чем Мемфис, города Гелиополя – Ра и его эннеада. Религиозные традиции новой столицы пока не успели возобладать. Однако в текстах времени Нового царства Пта упоминается уже очень часто. Некоторое время культ Пта «конкурировал» с другим мемфисским богом Татененом (это имя означает «поднимающаяся земля»). Однако затем они были слиты в одном образе.
Древние египтяне изображали Пта в облике бородатого мужчины, иногда в короне с перьями.
Бог Пта
Автор изображения
Во времена Нового царства (из более ранних текстов об этом ничего не известно) Пта был наделен женой – богиней Сехмет – и сыном – богом Нефертумом. Но нередко его супругами признавались другие богини – Бастет, Тефнут, Маат, а также богиня Хатхор в образе обожествляемого в Мемфисе дерева – сикоморы. Нефертума египетские источники называют «цветком лотоса у носа Ра», т. е. богом благоухания. Иногда сыном Пта признавался Имхотеп, обожествленный везир фараона III династии Джосера.
Пта (Птах) в Мемфисе был главным богом, демиургом, творцом всех богов и мира. Мемфисское жречество создало и разработало свои космогонию и теогонию, которые содержатся в так называемом «Памятнике мемфисской теологии».
Он уцелел до наших дней по счастливой случайности. Около 720 г. до Р. Х. эфиопский фараон Египта Шабака, вероятно. по просьбе жрецов главного мемфисского храма Пта, повелел начертать на черном граните текст, который до тех пор хранился написанным на папирусе и был давно проеден червями, так что его не понимали от начала до конца. Сильно пострадало начало текста, много пробелов оказалось и в средине, да и язык был уже настолько архаичен, что даже учёные храма едва ли могли разобрать даже сохранившиеся его отрывки. С гранитным камнем Шабаки позже тоже случилась беда: жители окрестностей Мемфиса сделали из него мельничный жернов, вследствие чего погибла еще часть иероглифических строк. В таком виде камень в 1805 попал в Британский Музей, где его глубоко исследовали крупнейшие египтологи: Брестед, Масперо, Эрман, Зете и Юнкер. Благодаря усилиям корифеев египтологии этот трудный текст стал понятен.
Его возникновение относится, вероятнее всего, ко времени IV – V династий. В это время Мемфис был еще молодым городом по сравнению с другими центрами Египта, и его религиозные традиции не могли быть слишком авторитетными. Но Мемфис являлся тогда столицей государства и резиденцией фараонов, под эгидой которых должна была сложиться и укрепиться местная религиозная концепция. Она является искусственным богословским построением мемфисского жречества, созданным во славу и авторитета Пта.
Согласно этой концепции, Пта является верховным всеобъемлющим божеством, создателем вселенной и богов. При сотворении вселенной он действовал абстрактно-философским, творческим орудием – божественным словом. Сердце, «седалище мысли», порождало творческую мысль Пта, но она претворялась в действительность лишь после того, как божественный замысел был произнесен божественными устами.
Это древнее учение весьма схоже с тем, которое развивал позднее иудейский Ветхий Завет, христианство и философ I в. до Р. Х. Филон Александрийский. Евангелие от Иоанна начинается фразой: «В начале было слово, и слово было у бога, и слово было бог. Оно было в начале у бога. Все через него начало быть, что начало быть». Ряд исследователей считают, что здесь не обошлось без влияния древнеегипетских религиозных доктрин.
«Философское» учение мемфисских жрецов о созидательной силе слова бога Пта имеет основанием веру египтян во всемогущество слова, характерную для их представлений о магии.
Не исключено, что учение о творческой силе слова, изложенное в «Памятнике мемфисской теологии», навеяно космогонией Гелиополя. В известном папирусе Бремнер-Ринд (26.22) – поздней редакции гелиопольской космогонии (IV в. до Р. Х.) – содержатся такие слова: «Многие существа вышли из уст моих». Гелиопольское влияние, бесспорно, сказалось в содержащемся здесь же отождествлении Пта с богом Атумом: «Возникший как сердце и возникший как язык в образе Атума, он Пта великий…» Далее в том же «Памятнике мемфисской теологии» сказано: «Его эннеада [девять главных богов] перед ним – это зубы и губы, семя и пальцы Атума. Эннеада – это зубы и губы [бога Пта], уста которого назвали все вещи, породили Шу и Тефнут, породили эннеаду…» Речь идет об эннеаде Пта, которая создана по образцу гелиопольской эннеады. Во главе первой стоит Пта, во главе второй – Атум.
Начало «Памятника мемфисской теологии» сильно повреждено, но тем не менее понятно, что Пта создал себя в восьми ипостасях: «Пта на своем троне», «Пта-Нун, создавший Атума», «Пта-Наунет, родившая Атума», «Пта, сердце и язык эннеады», и еще четыре ипостаси, наименования которых не сохранились. Число 8 напоминает, естественно, гермопольскую «восьмерку», так называемую огдоаду. Наконец, в «Памятнике мемфисской теологии» Пта, как и Атум в гелиопольской космогонии, назван «поднимающейся землей», т. е. первозданным холмом, вышедшим из первобытных вод. Так он назван и в Берлинском папирусе № 3048234.
Пектораль фараона Тутанхамона. Сам он изображён в центре, а по сторонам – бог Пта и его жена, львиноголовая богиня Сехмет
В разных текстах Пта выступает в качестве покровителя ремесел, поэтому греки отождествляли его со своим Гефестом. Пта считался также «владыкой истины» – божеством справедливости. В некоторых текстах солнце и луна называются глазами Пта.
Культ Пта был широко распространен за пределами Мемфиса: ему были посвящены храмы или часовни в других египетских городах: Фивах, Абидосе, Гермополе, Гермонте, Бубасте, Эдфу, Дендере, Александрии, на острове Филэ, а также за пределами Египта – в Аскалоне, в оазисе Харга, в Нубии, на Синае. Такое широкое распространение культа объясняется тем, что Пта был богом древней столицы Египта – Мемфиса, многовековой резиденции фараонов. В поздние времена Пта иногда воспринимался как двуполое божество.
rushist.com
Тот. Бог древнего Египта Тот. Фото древнеегипетский бог Тот.
В древнеегипетском пантеоне существовало божество покровительствующее знаниям и мудрости. Звали его Тот, однако считается, что это имя – уже греческий вариант египетского Тахути (Джехути). Изначально культ Тота был представлен территориально в городе Гермополе, где он почитался как покровитель времени и Луны. Постепенно культ трансформируется, и легенды начинают повествовать о том, что Тот являлся мудрым писцом на службе Ра. Именно поэтому Тот стал впоследствии почитаться как бог мудрости, который даровал знание и письменность земным людям. Кстати, изначально, олицетворяя Луну, Тот почитался как левый глаз Гора, который был утрачен в битве с коварным убийцей Осириса – Сетом. В ходе истории трансформация культа Тота в почитание его как бога мудрости не случайно: через покровительство ночному светилу он был связан с астрономическим и астрологическим знанием. А, как известно, эти науки играли важнейшее значение в жизни многих древних цивилизаций.
Постепенно культ Тота окончательно формируется, и в период расцвета Древнего Египта он окончательно приобретает черты покровителя таких сфер, как письменность и образование. Также ему приписывали главную роль в возникновении священных и обыденных обрядов и ритуалов. Властвовал Тот и над временем, как другой бог – Хех. Так как главная функция Тота заключалась в исполнении обязанностей писца, визиря и секретаря при верховном боге Ра, он, как и богиня закона Маат, сопровождал солнечного бога в его ладье.Кстати, существует интересная легенда о том, что именно Тоту принадлежит заслуга создания совершенного календаря. До этого в древнеегипетский год состоял из 360 календарных дней, однако бог времени однажды выиграл 5 дополнительных дней в кости. После этого появился календарь, считающий годом 365 дней, что сохранилось и по сей день. Эти 5 выигранных дней Тот отвел на праздники в честь богов Осириса, Сета, Хорура, Исиды и Нефтиды, которые как раз и родились в такие дни.
Что касается символики в культе Тота, то здесь, как и у других богов, можно найти множество интересных фактов. Так, основными зооморфными образами Тота считались ибис и обезьяна. Нередко можно встретить традиционное изображение Тота: человек с головой ибиса. В руках этот бог непременно держал трость для письма. Обезьяна связывалась с именем Тота в качестве символа мудрости. По легенде, павиан Астенну, который был в числе четырех обезьян, присутствующих на суде Осириса, являлся помощником Тота и сопровождал его повсюду. С именем Тота была связана и покровительница письменности Сешат, которая, согласно разным источникам, была или его дочерью, или женой.
Культ Тота был распространен на всей территории Египта, однако центральным местом поклонения являлся Гермополь Великий – Эшмунен. Соответственно, с возвышением этого города на одном из этапов развития древней цивилизации культ Тота становится необычайно распространенным. Следовательно, видоизменяется и миф о сотворении мира, который теперь повествует о том, что Тот, обернувшись ибисом, произвел золотое яйцо, из которого произошел первый бог (по различным источником им мог быть Нефертум, Атум, Ра или Хепри), сотворивший затем все на земле.
В период расцвета культа Тота египетский вариант его имени можно встретить в именах некоторых фараонов. Особенно четко это проявляется в период правления Шестнадцатой (Джехути) и Восемнадцатой (Джехутимесес III) Династии.
Кроме того, бог Тот послужил прообразом древнегреческого бога Гермеса Трисмегиста, которому приписывается основная роль в создании алхимии.