Древняя русь 4 класс. Методическая разработка урока по окружающему миру (4 класс) "Древняя Русь - страна городов"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Во времена Древней Руси" ( 4 класс). Древняя русь 4 класс


Во времена Древней Руси (4 класс, окружающий мир)

Во времена Древней Руси происходило множество важных событий, повлиявших на ход нашей истории. Это и воинские сражения, и объединение территорий, и принятие христианства. Это ключевые моменты, благодаря которым Древнерусское государство смогло стать одним из самых сильных и могущественных на территории Восточной Европы.

Становление Древней Руси

В древние времена в восточной части Европы проживало множество племен восточных славян. Они селились вблизи рек и озер, и занимались рыбной ловлей, земледелием, охотой. Славяне верили в то, что всеми погодными явлениями управляют могущественные божества.

Поселения восточных славян возникали и развивались на берегах крупных рек, которые издавна служили главными дорогами в этой местности. Торговый путь, объединявший жителей этих мест, назывался «из варяг в греки». В те далекие времена варягами называли всех жителей Северной Европы, а греками – жителей Византии.

Именно на этом главном пути, в северном регионе, поблизости озера Ильмень и возник славный город Новгород. А в южной части, на берегу Днепра, был воздвигнут город Киев. Удачное расположение этих двух городов в короткое время сделало их самыми важными центрами славянских земель.

Новгород

Рис. 1. Новгород.

В 862 году жители Новгорода выбрали себе правителя – князя Рюрика, который правил в течение 17 лет. После его смерти на престол взошел князь Олег, которому удалось совершить важный исторический поступок – объединить в одно целое Киев и Новгород. Так образовалось Древнерусское государство, а его столицей стал город Киев. Князь Олег стал великим правителем – князем киевским.

Государственный строй Древней Руси

Древняя Русь была многонациональной державой, и на ее территории проживали не только восточные славяне, но и многие другие народности: чудь, карелы, мурома, ижора, водь.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Правителем всей Руси был князь киевский, а его советниками были бояре – самые богатые и знатные люди, которые представляли высший слой господствующего класса.

Надежной защитой Древнерусского государства, поддержкой и опорой князя было его верное войско – дружина.

Принятие христианства

Для славян было характерно язычество – вера во множество богов, которые управляли погодой, плодородием. При этом каждое племя поклонялось своим богам, и единства в вере у славян не было.

Для удобства поклонения создавались деревянные скульптуры божеств – идолы, которым приносили жертвоприношения. В особо важных случаях, когда необходимо было заручиться божественной милостью, в жертву могли приносить живых людей.

Идолы

Рис. 2. Идолы.

Ситуация изменилась, когда на киевский престол взошел князь Владимир. Поначалу он тоже усердно молился деревянным богам, но вскоре понял, что для объединения славянского народа нужна новая, общая вера.

Согласно легенде, князь Владимир крестился в 988 году в Корсуни (ныне город Херсон). Вернувшись в родной Киев, он покрестил весь народ киевский, а спустя время христианство приняла большая часть славянского народа.

Новая вера прижилась далеко не сразу. Не все хотели менять своих привычных богов на единого бога, и, приняв христианство, втихомолку продолжали поклоняться идолам. И даже в наше время сохранились некоторые праздники и обычаи тех времен: день Ивана Купалы, колядование, масленица.

Значение крещения Руси

Принятие христианства стало важнейшим этапом развития Древнерусского государства. Благодаря этому событию в Древней Руси произошли следующие изменения:

  • объединение некогда разобщенного народа;
  • церковь взяла под свою защиту самые беззащитные слои населения: немощных и больных, стариков, сирот;
  • начало развиваться образование, в государстве появились первые школы для мальчиков;
  • появились церковные суды, в которых решались многие спорные вопросы простого люда;
  • начало стремительно развиваться зодческое искусство: на территории государства стали появляться прекрасные храмы, в которых было развито искусство проповеди, звучало церковное пение, а стены были украшены иконами.

Князь Владимир, как основоположник христианства на Руси, был возведен церковью в ранг святых.

Князь Владимир

Рис. 3. Князь Владимир.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Во времена Древней Руси» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, как было образовано Древнерусское государство. Мы выяснили, каким был государственный строй, во что верили и кому поклонялись славяне. Также мы узнали, как произошло крещение Древней Руси, и какое значение это событие оказало на историю нашей страны.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Презентация «Древняя Русь» окружающий мир 4 класс

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Древняя РусьУрок по окружающему миру 4 класс, ПНШ Учитель начальных классов Лукьянчук Г.В.

Слайд 2

Хозяйственная деятельность древних славянДревние славяне - это оседлый земледельческий народ, который знал и умел разводить полезные растения, водил домашних животных, промышлял охотой и рыбной ловлей, знал некоторые мастерства и ремесла

Слайд 3

Хозяйственная деятельность древних славян-земледелие -животноводство -охота -бортничество Собирали травы, грибы, плоды и ягоды

Слайд 4

Укреплённые города славянОни становились местом общей жизнедеятельности ремесленников, земледельцев, скотоводов и защитников города.

Слайд 5

Основную массу городского населения составляли ремесленники.Они шили обувь, одежду, делали украшения.

Слайд 6

Основную массу городского населения составляли ремесленники.Кузнецы.

Слайд 7

Основную массу городского населения составляли ремесленники.Столяры

Слайд 8

Основную массу городского населения составляли ремесленники.Гончары

Слайд 9

Кто и с кем мог торговать на городских площадях?Земледельцы и охотники везли в город на продажу или обмена на изделия ремесленников продукты земледелия, охоты, скотоводства.

Слайд 10

Варяги-торговцы и воиныИз-за Балтийского моря приплывали в славянские города варяги.

Слайд 11

Слайд 12

КупцыПостепенно этот путь освоили и русские торговцы.

Слайд 13

Новгород

Слайд 14

СадкоНовгородский купец

Слайд 15

Дружина.Дружина во главе с князем защищала город и окрестности не только от варягов, но и от более сильных соседей.

lusana.ru

Конспект урока + презентация. Окружающий мир 4 класс. Тема "Во Времена Древней Руси".

МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа №2

п. Комаричи, Брянской обл.

Составила: учитель начальных классов

I квалификационной категории

Тумакова Светлана Николаевна

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Во времена Древней Руси».

Спoсобствовать формированию представлений о Великих князьях земли Русской – Oлеге и Владимире, о принятии Русью христианства, его роли в развитии древнего государства, формировать чувство патриотизма;

содействовать развитию познавательной активности учащихся, мышления; речи учащихся, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал; умения аргументировано отстаивать собственную позицию в учебных дискуссиях; интереса к истории родного государства; развивать умение работать с исторической картой, контурной картой;

воспитывать уважение к прошлому своей страны, к её истории.

Формируемые УУД

-действия смыслообразования

- целеполагание

- контроль

- планирование

- оценка

- действия со знаково-символическими средствами

- логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство)

- рефлексия

- общеучебные ( смысловое чтение, извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации)

- контроль, оценка действий партнёра

- умение строить монологическое и диалогическое

высказывание в соответствии с задачами и условиями

коммуникации

Планируемый результат

В результате изучения темы учащиеся знают

  • способ управления древним государством;

  • о завоеваниях князя Олега;

  • о деятельности князя Владимира;

  • историю принятия Русью христианства;

  • преимущества, полученные в связи с Крещением.

Основные понятия

Князь, советники, бояре, княжеская дружина, христианство, Крещение

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

Электронная презентация, видео-фрагмент.

Оборудование

мультимедиа проектор, экран, компьютер, Плешаков А. А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса: В 2 ч, картина Васнецова «Три богатыря», «Никита Кожемяка», карта Древней Руси., контурная карта «Древней Руси», портрет князя Владимира.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная,парная

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. Момент

Цель: Включить детей в деятельность.

- Назовите раздел, тему который начали изучать на прошлом уроке?

СЛАЙД 2.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Страницы истории России.

- Жизнь древних славян

Л: принятие образа хорошего ученика.

Актуализация опорных знаний

Цели этапа:

Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности

- Ответьте на вопросы теста

-А теперь посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы теста.

Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки.

СЛАЙД 3.

Кто затруднялся? (рекомендации: прочитать еще раз статью про жизнь древних славян)

СЛАЙД 4.

- Как вы себя оцениваете?

Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.

Назовите основные занятия древних славян.

Во что они верили?

Чему поклонялись древние славяне.

Как жили древние славяне? Для чего им нужно было жить вместе?

Работают с тестом

Взаимопроверка

Дети отвечают поочереди.

- Показывают кружочки.

Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.

Славяне были язычниками

Идолам

Племенами. Для того, чтобы вместе выполнять работу

Р: - контроль

П: -умение строить монологическое идиалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- рефлексия

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. СЛАЙД 5.

- Мы сейчас с вами разгадаем кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1.Доброе фантастическое существо, которое живёт в избе за печью. (домовой)

2.Как древние славяне называли мужчину, который собирал мёд диких пчёл? (бортник)

3.Как называют объединения славян? (племена)

4.Как назывались племена от которых произошли русские, белорусы, украинцы? (славяне)

5.Материал, из которого делали посуду наши предки. (глина)

6.В конце декабря древние славяне проводили праздник… (коляда)

7.Фантастическое существо, которое обитает в озёрах и реках. (водяной)

8.Река, по среднему течению которой находились земли полян. (Днепр)

9.Бог грома и молнии. (Перун)

10.Праздник проводов зимы и встречи весны. (масленица)

11.Топили по чёрному… (печь)

- Какие главные слова мы разгадали?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по Древней Руси. Но сначала вспомним, как жили наши предки?

Разгадывают кроссворд.

(отвечают на вопросы)

П: строят речевое высказывание.

Разгадывают кроссворд.

(отвечают на вопросы)

П: строят речевое высказывание.

Постановка темы.

Цели этапа:

Определить тему и цель урока.

Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.

- Нам было интересно узнать , как жили наши предки.

- А что же происходило дальше?

- Вот сегодня об этом мы и будем говорить.

- Определите тему нашего урока?

- Но племена – это ещё не государство.

СЛАЙД 6.

- А что же такое «Русь»?

- Было ли государство в тот период, о котором говорилось на прошлом уроке?

–Исходя из вышесказанного, предположите на какой вопрос нужно получить ответ сегодня на уроке?– Давайте сначала вспомним признаки государства.

- Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства.

- В этом вам помогут карточки, которые лежат у вас на столах.

Пользуясь содержанием учебника, определяют тему занятия

Во времена Древней Руси

Государство.

Нет

О возникновении древнерусского государства под названием Русь жизни людей в этот период.

---------------------------

Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.

Р: - планирование

П: - умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство)

Изучение нового материала

Цели этапа: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала.

- Можно ли Древнюю Русь назвать – ГОСУДАРСТВОМ? Докажите.

- Было ли государство у Древних славян? Докажите.

Рассказ учителя.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

- Что могли увидеть иностранцы, попавшие на территорию Древней Руси в начале IΧ века? Прочитаем отрывки из их высказываний.

(раздаются карточки с текстом).

-Уважаемые гости! Добро пожаловать в Древнюю Русь. – Что же интересного вы у нас увидели?

«Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая…»

(Ибн-Русте, арабский писатель IΧ века)

«Земля здесь покрыта лесом разной породы… Зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведёшь костёр… Такие холода продолжаются сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло… Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного»

«Борисфен (так называлась в древности река Днепр) – самая прибыльная река: по берегам её простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья, прозрачна.»

(Геродот, древнегреческий историк)

- Ехали в Древнюю Русь с разных концов света купцы. Везли разнообразные товары.

- На пути движения торговых караванов возник Древний город - Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси.

Постепенно площадь Древней Руси расширялась.

СЛАЙД 7.

В 879 году власть над новгородскими землями после смерти Рюрика  получил Олег.

В 882 Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу.

«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.» (Повесть временных лет)

- Почему Киев стал Столицей Древней Руси?

Задание СЛАЙД 8.

- Рассмотрите карту на с. 41 учебника.

- Найдите территорию Древней Руси в конце IX века .

- Покажите у доски на карте территорию Древней Руси 9 века.

- У вас на столах лежат контурные карты. Обведите зелёным карандашом границы Древней Руси 9 веке.

- Проведите красным карандашом главный торговый путь «из варяг в греки».

СЛАЙД 9.

- С приходом князя Владимира размеры территории Древней Руси увеличились, границы раздвинулись. Почему?

- Как вы думаете, почему?

- У вас лежат карты. Обведите границы Руси 11 века.

- Увеличилась ли граница Руси?

Закрепление изученного материала.

Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства именовался – Великим князем.

Прочитайте о нём статью на с. 42 в учебнике

- Князь не мог управлять один такой территорией?

- Были и былинные воины.

СЛАЙД 10.

ФИЗМИНУТКА

В историю вошёл киевский князь – Владимир Святославович. Его воспевали былины и легенды.

Прочитайте текст

на с. 43-44 чебника.

Ответьте на вопросы

  • Что стало главной заботой князя Владимира?

  • Что делал князь для защиты своих территорий?

  • О каких былинных богатырях того времени мы с вами знаем?

  • На Руси богатырей было много, а былинные БОГАТЫРИ сочетали в себе все качества самых лучших богатырей. (храбрость, отвага, мудрость, любовь к Родине).

СЛАЙД 11.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря).

Перед тем как Васнецов создал это полотно, он изучил сохранившиеся летописи, архивы, народные сказания, былины, в которых упоминалось о богатырях. На картине три могучих русских богатыря. Они всматриваются в даль, не движется ли враг на родную землю. Русская земля широка и необъятна. В ней много лесов и рек. За эту территорию приходилось часто воевать. Вот и мечтал русский народ о богатырях, которые смогут её защитить. Слагали о них песни и былины.

- Чем ещё прославился князь Владимир? Сейчас мы об этом посмотрим фильм.

ВИДЕО. СЛАЙД 12.

- В историю он вошёл как креститель Руси.

- Кто первым принял Крещение?

СЛАЙД 13.

СЛАЙД 14.

На прошлом уроке мы с вами уже говорили, во что верили славяне. Вспомните, чему они поклонялись? (явлениям природы)

- Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Славяне верили, что богов много. Такая вера называется язычеством.

В летописи есть рассказ о том, как князь Владимир послал в разные страны своих людей, чтобы те познакомились с разными религиями и рассказали ему о них. В 988 году Русь приняла христианство – религию, которая пришла к нам от греков из Византии. Как происходил этот обряд?

- Что приказал сделать Владимир с идолами?

СЛАЙД 15.

_ Все статуи идолов Владимир приказал выбросить в реки или сжечь.

- Кого мама называет солнышком? Почему?

- Почему Владимира в народе прозвали – Красным Солнышком?

- За введение христианства на Руси Владимир признан церковью Святым.

Стр. 43-44.

Слушают.

Работа с карточками.

(читают 3 учащихся в костюмах)

У города выгодное местоположение. Киев располагается на пересечении торговых путей.

Чтение по учебнику. Работают с картой.

Территория увеличилась. Племена стали объединяться.

2 учащихся показывают, все повторяют. (под музыку)

Нет. Ему помогали бояре и княжеская дружина

Защита родных рубежей.

Ставил заставы.

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Никита Кожемяка.

Крестился Владимир.

Крестил 12 своих сыновей. Крестил народ.

28 июля – ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ.

П:

-общеучебные

( смысловое чтение,извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации)

П: - действия со знаково-символическими средствами

- логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство)

Р: - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

Л: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

П:

- ориентироваться на разннобразие способов решения задач.

Итог урока

Цели этапа:

Самооценка собственной деятельности.

- К сожалению время нашего урока подходит к концу. Много ещё интересного можно узнать и рассказать о временах Древней Руси. Вы это будете изучать в старших классах. Но мой вам совет - поищите материал в энциклопедии или в интернете, и почитайте об этом времени.

- Мы подведём итог нашего урока.

  1. Как называли в то время правителя?

  2. Кто ему помогал?

  3. Какой город был столицей?

  4. Какой князь завоевал Царьград?

  5. Кого величали «Красным Солнышком?»

  6. Какое важное событие произошло в 988 году?

Князь

Дружинники

Киев

Олег

Владимир

Крещение Руси

К: - умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия СЛАЙД 16.

Цели этапа:

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу содержания учебного материала и деятельности.

- Сегодня мы многое узнали на уроке, а что вам было интересно. Продолжите предложение.

Цели этапа:

Соотнести цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, наметить дальнейшие цели деятельности.

Мне было интересно узнать…

Высказывают мнения.

П:

- логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство)

К: - контроль, оценка действий партнёра

- умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Домашнее задание СЛАЙД 17.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

- Выберите каждый для себя тему сообщения.

  1. Сообщение о Князе Владимире.

  2. Сообщение о Крещении Руси.

СЛАЙД 18.

- Благодарю вас.

- Давайте скажем «Спасибо» гостям.

- Давайте друг другу поаппладируем.

Высказывают предположения.

Записывают домашнее задание.

П:

- общеучебные

( смысловое чтение,извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации)

infourok.ru

Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Во времена Древней Руси" ( 4 класс)

Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.

Учитель: Баранова О.В., учитель начальных классов МБОУ «ЦО№1» г. Тулы

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».

Тема урока: Во времена Древней Руси.

Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, умение работать с исторической картой; воспитывать интерес к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

  1. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке вы познакомились с жизнью Древних славян. Расскажите об их занятиях.

- Опишите жилище Древних славян.(защита проектов)

- Расскажите о богах, которым поклонялись Древние славяне, и о славянских праздниках.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 1.

- Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру. Но сначала поговорим о Древней Руси.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 2.

2. Работа с исторической картой (п.т. №1 с.15).

- Рассмотрите карту на с.41 учебника. Что нужно знать, чтобы её прочитать? (Условные знаки)

- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце IX века? (Светло-зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

- Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали земли).

-Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)

- Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.

-К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Слайд 3.

- Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.

Слайд 4.

- Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?

- Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».

- Что такое реформа? (работа со словарём)

РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.

Слайд 5.

Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.

Слайд 6.

Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.

Слайд 7.

В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

Слайд 8.

Конечно, не сразу укрепились русские в новой вере. Ещё долгое время они только по имени были христиане и всё ещё справляли языческие обряды и празднества. Даже и в настоящее время не совсем вывелись языческие обычаи, например – колядование. Однако принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории. Вера в бога-спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным. На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, стало больше образованных людей, развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.

Слайд 9.

Сам же князь Владимир, приняв новую веру, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добрым и ласковым ко всем, а к нищим щедрым. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли русской бояре, духовные всякого звания люди. Больным князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мёд. За введение христианства Владимир призван церковью Святым и Равноапостальным.

4. Закрепление пройденного.

1. Работа в рабочей тетради.

№2 с.16

№5 с.17

№3 с.16

№4 с.16

- У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Как люди называли князя Владимира? (Красное Солнышко.) Почему? (Он был мудрым правителем и умелым воином.)

5. Итог урока, домашнее задание.

- Сегодня на уроке мы побывали в Древнем Киеве в гостях у князя Владимира.

-О каком важном событии в истории вы узнали? (О крещении Руси.)

- В чём значение принятия Русью христианства? (Окрепли её связи с другими государствами, вырос авторитет.)

Д/з: с.40-45 пересказывать.

infourok.ru

ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс

 

ВО ВРЕМЕНА

ДРЕВНЕЙ РУСИ.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 класс

Цели:

- формировать  представление о Древней Руси, русских князьях;

- дать представление о крещении Руси;

- развивать устную речь;

- воспитывать интерес к истории.

1.Организационный момент, сообщение темы, целей урока

Урок я хочу начать со стихотворения Николая Михайловича Языкова:

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы. Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток.

Там соловей поёт звучнее…

Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу. Кто является предками русского, украинского и белорусского народов? (восточные славяне).

О каком временном периоде в жизни восточных славян  мы говорили на прошлом уроке

(5 в. нашей эры).

Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру.

Тема урока «Во времена Древней Руси. Крещение Руси». (слайд)

2. Проверка д/з – озвучивание кластера.(вспомним, что мы знаем о славянах)

Славяне

Внешность

занятия

поселения 

жилища

верования 

праздники

3.Работа по теме урока (слайд с картой Древней Руси)

Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов,  и концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство  - Киевская Русь, к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.

Работа с картой.

Рассмотрите карту на стр.41 учебника. Каким цветом выделена территория древней Руси  в конце 9 века? (светло-зеленым) – показать на большой карте. А в середине 11 в.?

(светло-зеленый + темно-зеленый) – показать на большой карте. Сравните эти территории по размеру (стала больше, увеличилась).

 Как вы думаете, почему территория увеличилась? (славянские племена объединялись, князья завоевывали земли).

Покажите  реку Днепр, город Киев – столицу Древней Руси.

Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр. 40-42 с пометками.

О чем вы можете сказать, что знали, но забыли, и текст восстановил ваши знания?

Какая информация явилась для вас новой?

О чем бы вы хотели узнать больше?

Обобщение:

Главой Руси был ……(великий князь)

Его советники………(бояре – крупные землевладельцы, принадлежащий к высшему слою господствующего класса)

Его опора и поддержка…..(дружина)

Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (войско, армия)

Назовите русского князя, который   особенно прославился своими военными подвигами? (Олег)

Вспомните литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге? (из летописей, мы знакомились с отрывком  из «Летописи временных лет», автором которой является

 монах Нестор) – показ репродукции картины В.М. Васнецова «Монах Нестор»

6.Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко.

Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. (Репродукция иконы Святого Владимира) У русского народа в обычае  было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.

Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище? (ответы детей)

Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни.

О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Вспомним отрывок из былины «Исцеление Ильи Муромца» - инсценировка.

Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники посвящают им свои работы.

Показ репродукции картины «Три богатыря» Виктора Михайловича Васнецова.

Учитель: С 1880 года создавал Васнецов произведения на темы отечественной истории, русских былин и сказок, которые принесли ему широкую популярность.

         Одна из самых известных картин В.М. Васнецова – «Богатыри». О ней нам расскажет Лиза Р.

Ученик: На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове.

         За спинами богатырей – Русская земля,  степь, дремучие леса, низкое небо – это величавый образ Руси. Герои полны решимости не пропустить врага.

Учитель: Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.

Рассказ учителя. Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга  его. В историю Владимир вошел  как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию – христианство.

Как вы понимаете слово крещение? (ответы детей) (слова на доске: крещение, христианство)

По ходу урока мы должны выяснить, правы ли вы?

Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам.  Славяне создавали идолов, деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога или чтобы заручиться его милостью, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на заклание приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.

По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон), в 988 году, а, вернувшись в Киев, крестил народ киевский.

(слайды – крещение Владимира, крещение киевлян, 988 г – крещение Руси)

Чтение учебника, стр. 43-44 с пометками.

О чем вы можете сказать, что знали, но забыли, и текст восстановил ваши знания?

Какая информация явилась для вас новой?

О чем информации мало?

Закрепление

Составление «тонких» и «толстых» вопросов, дети готовятся и задают вопросы друг другу.

Обобщение по вопросам учителя:

Что такое крещение? (обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви)

С какой целью Владимир крестил Русь? (В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами)

Легко ли принял народ новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обычаи и празднества сохранились до наших дней – масленица, колядование, день Ивана Купалы)

В чем отличие христианства от язычества? (Язычники поклонялись многим богам, приносили жертвы богам, иногда человеческие. Новая вера учила думать не только о своем благе, но и благе ближнего, сплачивала людей)

За введение христианства на Руси Князь Владимир был признан церковью святым.(слайд)

Работа с пословицами: как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему? (слайд с пословицами)

Без добрых дел – вера мертва.

Я, слава Богу, крещеный человек.

Земля русская вся под Богом.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Обсуждение экскурсии в Эрмитаж.

Неделю назад мы были с вами на экскурсии в Эрмитаже. Кто помнит, как называется главная лестница Эрмитажа? (парадная или иорданская) Почему она так называется? (от лестницы был выход к реке Неве. На реке во время православного праздника  - крещение - делали прорубь, которая называлась иордань, по имени легендарной библейской реки, в которой принял крещение Иисус Христос.)

Итог урока. Оценки, д/з – учебник, стр. 40 – 45, задания в рабочей тетради, стр.15 -16, найти и прочитать былину об Илье Муромце.

Значение Крещения Руси

         Церковь взяла под защиту несчастных и обездоленных, заботилась о сиротах, больных, стариках.

         Годы крещения Руси стали началом начального образования русичей. Появились первые школы. В одной из них было около 300 мальчиков. Но затем школы стали появляться при каждом монастыре.

         Появились церковные суды. Церковные судьи решали дела по справедливости. Из того времени к нам пришло выражение «Судить по- божески».

         Стало бурно развиваться  зодческое искусство. Храм Святой Софии Киевской был самым великим храмом раннего восточнославянского Средневековья. Первым каменным храмом была церковь Успения в Киеве.

         Иконописная живопись в храмах, церковное пение, искусство проповеди – все шло из Церкви. Первые и последующие памятники письменности в России были вдохновлены Церковью.

К чему бы ни обратились мы – во всем нравственном и общественном устройстве начала Руси есть основание христианской веры.

infourok.ru

Методическая разработка урока по окружающему миру (4 класс) "Древняя Русь

Разработка урока по окружающему миру /4 класс/ учителя МАОУ «Центр образования №13» имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова г. Тамбова

Баженовой Любови Михайловны

Тема урока: «Древняя Русь – страна городов».

Цель: формирование у учащихся представления о городах

Древней Руси X – XI веков.

Задачи:

  1. Формировать представление о древней Руси, о ее городах X – XIвеков: Киеве и Новгороде.

  2. Учить детей пользоваться дополнительными источниками для получения необходимой информации.

  3. Развивать воображение и фантазию, устную речь.

  4. Воспитывать любовь к истории, к своей Родине.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Уч: Сегодня мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории Отечества.

II. Актуализация опорных знаний.

С

Древняя Русь – страна городов

лайд 1.

hello_html_m4dd9a7a.jpg

hello_html_8210d3.jpg

Слайд 2.

hello_html_3816b490.jpg

В западноевропейских летописях

Русское государство называют Гардарикой, страной городов.

Как появлялись на Руси города?

Уч. Сначала вспомним каким было государство Древняя Русь в X – XI веках.

Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал русской истории, где тот росток, из которого раскидистое и могучее «древо государства Российского»? Над решением этих вопросов бились лучшие умы исторической науки.

С

Образование Древнерусского государства

лайд 3.

Самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси - «Повесть временных лет», написанная в начале XIIв., начинается с трех вопросов:

  • Откуда есть пошла Русская земля?

  • Кто в Киеве нача первее княжити7

  • С коих пор Русская земля стала есть?

hello_html_m15441c5c.jpg

Уhello_html_3b1408c5.jpgч. Первый вопрос понятен – он основной. «Русская земля» - это и территория, и народ, и, конечно, государство. А государство в средние века связывалось в сознании людей с личностью его правителя. Отсюда – второй вопрос. Ответ на третий вопрос должен был показать историю Руси в развитии. Именно «повесть временных лет» остается главным источником, повествующим о рождении древнерусского государства.

С

«Земля наша велика и обширна, а наряда в ней нет – да придите княжить и володети нами».

«Повесть временных лет»

лайд 4

hello_html_5fc54892.jpg

Рассказы детей: * о варягах

* о тре братьях – Рюрике, Синеусе и Труворе

* о князе Олеге

Слайд5.

hello_html_2b35a01.gif

Так началась в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство.

По имени рода первых князей назвалось Русью.

Сhello_html_m3694edf3.jpghello_html_m518eab91.jpgлайд 6

882 год, когда под властью одного князя объединились Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев) стал поворотным в судьбах восточных славян.

Олег стал княжить в Киеве, который провозгласил столицей своего государства.

Сhello_html_76baf484.jpghello_html_3f97bc58.jpgлайд 7.

Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» читает учитель.

Слайд 8.

hello_html_18cdf021.jpg

Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его и величают его Красным Солнышком. Во время княжения Владимира на Руси произошли важные перемены.

Славный воитель, защитник русской земли, могущественный князь которому служат доблестные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович…

Слайд 9

hello_html_m3fd6d61c.jpg

В.М. Васнецов «Три богатыря»

Сhello_html_5e488338.jpg

Годом Крещения Руси считается 988 год

лайд 10.

hello_html_66241e64.jpg

Уч. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввел христианство и в других городах, а в Киеве главная улица в память Крещения до сих пор называется Крещатиком.

Сhello_html_m1eb37722.jpg

Большего расцвета получила Киевская Русь во времена правления Ярослава Мудрого.

лайд 11.

Рассказ детей о жизни и деятельности князя Ярослава Мудрого.

III Изучение нового материала.

Уч. Западноевропейским путешественникам средневековая Русь представлялась как «страна городов».

С

В летописях упомянуто 12 крупных городов Древней Руси. Среди них Новгород, Киев, Полоцк, Смоленск, Муром, Ростов.

По подсчетам историков, в IX – X вв. на Руси существовало 25 городов, в XI в. – 89, к концу XII в. – 224, а накануне монголо-татарского нашествия – около 300.

лайд 12

hello_html_m3ca11381.jpg

Уч. В те времена путника вела в город наезженная дорога, бегущая через дремучие леса, опасные болота, вдоль речных берегов. Постепенно леса расступались, все чаще появлялись села, деревни и починки (небольшие поселения на расчищенных землях), и вот вдали вырастал темный силуэт крепости и раскинувшегося вокруг нее посада. Среди одноэтажной застройки над деревянной кремлевской стеной возвышались городской собор и внушительные, в несколько этажей, хоромы «лучших людей».

Сhello_html_6ab710f1.jpg

Что же такое город?

лайд 13.

hello_html_m2270ada4.jpg

Рассказ ученика на поставленный вопрос.

hello_html_2811fac0.jpg

Уч. Какую роль играли города в истории Древней Руси? Прежде всего они были местом сосредоточения власти – именно здесь находился князь, его наместник или посадник. Городу подчинялась сельская округа, с которой люди князя собирали дань. В городах проживали дворяне и другие знаменитые люди. Имевшие здесь свои усадьбы. Велико было и венное значение городов. Их жители формировали свои ополчения – городовые полки. В хорошо укрепленных городских крепостях находился также постоянный военный гарнизон, состоявший из воинов-профессионалов.

В центре города высился собор – главная церковь всей округи. Монастыри также первоначально возникали преимущественно в городах или рядом с ними. Именно через города в языческую среду проникало христианство.

Наконец, города являлись и центрами культуры. Во многих из них имелись собственные школы. Городским изобретением следует считать и берестяные грамоты (бересту использовали тогда для письма - вместо бумаги). Здесь работали летописцы, переписывались книги, умелых мастеров воздвигались величественные храмы, создавались замечательные произведения искусства.

С

Какую роль играли города в истории Древней Руси?

  • Место сосредоточения власти.

  • Центр зарождения христианства.

  • Центр культуры.

  • Места развития торговли и ремесленничества.

лайд 14.

hello_html_m5480035.png

Чтение статьи учебника стр. 46 и выполнение задания №1 в рабочей тетради.

Уhello_html_m31f3df6f.gif

  1. Какое важное событие произошло в 988тгоду?

  2. Какой русский князь прославился своими военными подвигами?

  3. Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси?

  4. Как стали называть добрых молодцев, служивших на заставах?

  5. Кто были советниками и помощниками князя?

  6. К воротам какого города прибил свой щит князь Олег?

  7. Какие здания для молитв стали сооружаться на Руси после крещения?

  8. как звали князя Красное Солнышко?

ч. Чтобы узнать в какие города мы отправимся, вам надо разгадать кроссворды:
  1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь?

  2. Назовите имя русского богатыря.

  3. На какой реке происходило крещение Руси?

  4. Как люди прозвали князя Олега?

hello_html_52ec2744.gif

Работа с картой и схемами городов. /учебник страница 41 и 47/

Уч. Найдите на карте город Киев и Новгород. Что вы можете рассказать о них?

Слайд 15.

Летописцы называли город Киев

«украшением Востока».

hello_html_405da752.jpg

Рассказ учителя о городе Киеве.

Сhello_html_3ff1551a.jpg

Войти в город можно было через Золотые ворота.

лайд 16.

Рассказ ученика об этом архитектурном памятнике.

Сhello_html_714e06c8.jpg

Софийский собор – украшение Киева. Заложен в 1037году по приказу Ярослава Мудрого и сохранился до наших дней.

лайд 17.

Рассказ ученика о Софийском соборе.

Сhello_html_c47aa98.jpg

Великий Новгород – один из самых древних и знаменитых русских городов.

лайд 18.

Рассказ учителя о городе.

Рассказ ученика о Новгородском кремле.

Сhello_html_m61381522.jpg

Храм святой Софии – главный храм, символ города.

«Где святая София, там и Новгород», – говорили в те времена новгородцы.

лайд 19.

Работа по учебнику страница 51.

* Новгородцы славились вольнолюбием, гордым, независимым характером.

Кто управлял городом?

* Удивительная жизнь древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов.

Что обнаружили археологи во время раскопок одной из древних улиц Новгорода?

Какое открытие стало для археологов выдающимся?

Дhello_html_m7708d94b.jpgля чего ученые ищут берестяные грамоты?

С

В XII веке Русь была разделена на многие княжества. Во Владимиро-Суздальской земле правил князь Юрий.

лайд 20.

IV. Закрепление изученного.

Проверь себя:

* Какими были первые города?

* Как назывался центр древнерусского города?

* Что располагалось внутри кремля?

* Кто жил за пределами кремля?

* Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославле?

* Какой город расположился на берегах реки Волхов?

* Какие мастера ремесленники жили в Новгороде?

* Кто управлял городом?

* Что стало известно благодаря работе археологов?

* Какое еще открытие сделали археологи?

* Что такое береста?

* Чем писали на бересте?

V. Итог урока:

– Назовите города Древней Руси.

– Назовите архитектурные сооружения этих городов.

VI. Домашнее задание:

Прочитать текст страница 46 – 54 и ответить на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задание № 2 страница 53.

infourok.ru

Урок окружающего мира. 4 класс. Тема: «Во времена Древней Руси». - Конспекты уроков - Методическая копилка

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: «Во времена Древней Руси».

Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи:  1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, песня «Гляжу в озёра синие» в исп. Е. Шавриной, карточки: занятия др.славян, племена, язычество, вече, Рюрик, 882 г., 988 г., государство, Русь, правитель, князь, помощники, бояре, дружина, торговля, волоком

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

• Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие».

- Какие чувства вызвала у вас песня? (любовь к Родине.)

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. (Жизнь древних славян.)

- Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:

1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)

2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)

3. Сплочённость племени. (Пересказ.)

4. Дома древних славян.

5. Боги и славянские праздники (Доп. литература.)

- На какой территории расселились древние славяне? (В восточной Европе, между морями Балтийским и Чёрным.)

- На карте расселения древних славян использовано несколько цветов. О чём рассказывает карта? (Розовым цветом обозначена территория расселения восточных славян, зелёным – западные славяне, светло-зелёным – южные славяне.)

- Что ещё можно рассказать о расселении славян? (Это разные племена восточных славян… Их 12 племён.)

- Какие народы позже произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)

- Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. (…)

- Что мы подразумевали под сплочённостью восточных славян? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.)

- Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках, обязательно указав источник, с которым работали.

- Подведём итог сказанному. Каким образом  же жили древние славяне? (Племенами.)

- Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)

- Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)

• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока.

- Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется… Как доказать эту мысль? (Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.)

- Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? (…)

- Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».

- А что же такое «Русь»? (Государство.)

- Значит о чём нам предстоит сегодня узнать? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь.)

- Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая  граница, народ.)

• Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ.

- Что мы должны узнать на уроке? (Как изменилась жизнь др. славян? Как появилось государство? Кто был его правителем, помощниками? Какая была армия?)

2. Работа над новым материалом.

У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи об этом рассказывается следующее…

- Прослушайте рассказ из летописи  и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.

• Читает ученик (карточка на каждом столе):

- Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. От имени рода первых князей русь и земля стала называться «русской».

- Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)

- Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)

- Рассказ из летописи отложили в сторону.

- Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41. Будем работать по вариантам в паре.

- Покажите территорию Древней Руси в конце IX века, а потом в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась)

- А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали новые земли.)

- Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)

• Вывешиваю карточку «защита от кочевников».

- Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)

- Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)

- Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)

- Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».

- А ещё есть другие пути. Какие? (По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.)

- Назовём ещё раз основные занятия др. славян. (…). Что-то изменилось? (Теперь стала развиваться внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.)

• Вывешивается напротив карточки «охота, …»  карточка «торговля».

- Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)

- Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)

- А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)

- Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)

- Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке?

• Видеоотрывок «Торговый путь» (0:58 – 1:26)

- Как тянули корабли по суше? (Тянули по суше корабли «волоком».)

- Теперь давайте сделаем вывод: какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)

- Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.

- Как же назвали новое государство? (Русь.)

• Вывешивается напротив карточки «государство» - «Русь».

- Государство под названием Русь образовано в 882 году. – карточка!

- Найдите на с. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.

• Вывешивается карточка «Киев».

- Поэтому государство стали ещё называть Киевской Русью.

- Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр. 42.

Найдите ответы на поставленные нами в начале урока вопросы: как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. (Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)

• Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.

- А как же назвали народ? (Русским.)

- Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

- Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на с. 42.

(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)

Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)

- Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? (Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.)

• Схема «родословная князей Древней Руси».

- Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. (Князь Владимир и крещение Руси.)

- Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (…)

- Вернёмся ещё раз к карте. Мы видим, что Древняя Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т.е. ссоры между племенами, войны.

- А что давало принятие христианства на Руси? (…)

ВАРИАНТЫ

Iв. - Владимир знал, что на всех соседских территориях существовали оформившиеся религии, т.е. всё государство верило в одного бога. И только Древняя Русь оставалась языческой, т.е. каждое племя верило в своё божество, богов было много, мы знаем об этом. А вера в одного бога объединяет людей. Владимир послал гонцов, чтобы они разведали, какие веры бывают, в чём их особенность, а потом рассказали ему.

Кстати, его бабушка, княгиня Ольга, в своё время самостоятельно приняла крещение, стала христианкой.

- Что такое крещение? (…) Прочитайте определение на с. 43. (…)

- О том, как происходило крещение Руси, прочитайте из учебника, начиная с последнего абзаца на с.43. С помощью карандаша выделите значение принятия христианства на Руси.

(…)

• Проверка после того как назвали. Чтение с экрана:

  • Распространение грамотности, просвещения
  • Развитие искусства и ремёсел
  • Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего
  • Укрепление связей с другими государствами.

- В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? (Столица Украины.)

- В каком году было крещение Руси? (В 988 г.)

• Вывешиваю табличку: крещение Руси - 988 г.

IIв. – Сейчас вы просмотрите отрывок из фильма «Крещение Руси» и назовёте причины принятия христианства Владимиром.

- Значение принятия христианства на Руси?

(Такая же проверка….)

IV. Итог урока.

- Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? (Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.)

- Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. (Рюрик, Олег, Владимир.)

- О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?

V. Д/з

- Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.

vincenta72.ucoz.ru