Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси. Уроки это в древней
Что такое урок? Подробный разбор
В статье рассказывается о том, что такое урок, что включает в себя этот процесс, какие его виды бывают и для чего он нужен.
Древние времена
Во времена первобытного и более позднего, общинного, строя наши предки передавали знания непосредственно от старшего более младшему поколению. Отсутствие письменности накладывало свой отпечаток, и потому человека, обладающего какими-то особенными знаниями или умениями, всегда берегли. Все виды обучения носили исключительно практическую форму, а многому люди учились сами, постигая все с самых азов.
Гораздо позже с формированием более-менее цивилизованного общества, где стали цениться различные профессии, обучению и урокам стали уделять гораздо больше внимания, к примеру, те, кто мог себе это позволить, отдавали своих детей в обучение различным мастерам - кузнецам, плотникам и т. п. Но все же ценилось именно практическое умение делать что-либо, а не образование в целом. И лишь с развитием письменности и прочей грамоты стали организовываться школы для детей, где те получали начальное образование посредством уроков. Так что такое урок, каким он бывает и как проводится? В этом мы и разберемся.
Определение
Для начала рассмотрим определение этого понятия. Согласно энциклопедии, урок – это форма организации процесса обучения с целью овладения учащимися каким-то изучаемым материалом, умениями и знаниями. Подобная форма обучения обычно проводится для класса, то есть для более-менее постоянного коллектива. Так что теперь мы знаем, что такое урок.
В процессе обучения для более простого и качественного освоения материал преподносится в логичной, четкой и установленной форме, к примеру, по одобренным учебникам. Также ученикам в обязательном или добровольном порядке даются домашние задания на основе пройденного материала. Делается это для лучшего освоения, чтобы человек закрепил усвоенное самостоятельно, без помощи и подсказок преподавателя.
Такая форма обучения применяется в школах, вузах, лицеях, колледжах и т. п. Вот что такое урок.
Жизненный урок
Также этим словом часто описывают иную ситуацию, отличную от школьного освоения материала, но которая все равно носит характер получения и запоминания знаний, которые в будущем пригодятся человеку. Обычно под жизненным уроком подразумевают событие, к которому человек был не готов, и ему пришлось на практике овладевать новыми умениями или же усвоить какое-то нравственное или моральное понятие.
Длительность
В зависимости от эпохи, страны и учебного заведения длительность уроков разнится, но если говорить о России и постсоветских странах, то в школах она обычно составляет 40-45 минут, после чего ученикам дается время на отдых и возможность дойти до нового кабинета. Такая длительность установлена не зря - в процессе экспериментов было выявлено, что именно за этот отрезок времени происходит наиболее качественное усвоение материала. Так что теперь мы знаем, что такое урок в школе и сколько времени он длится.
Но и время может быть иным - этому могут способствовать какие-то обстоятельства, к примеру, в праздничные дни уроки обычно сокращают до 30 минут.
Именно из-за того что материал четко дозирован и подается в последовательной форме, пропуск уроков очень нежелателен. А домашние задания - это действенный метод закрепления материала, хоть их часто не любят ученики.
Что такое тема урока?
Тема урока – это основа материала, который и будет детально разобран во время обучения. В зависимости от важности и значимости она может быть неизменной на протяжении нескольких занятий, а может меняться даже непосредственно во время проведения занятия.
Теперь мы знаем, что такое урок.
fb.ru
Уроки - это... Что такое Уроки?
УРОКИ — «УРОКИ», Россия, ВГИК, 1993. Документальный фильм наблюдение. Валентина Романовна Неменова Лунц, 1906 года рождения, живет в московской коммуналке на Спиридоновке. Не забытая людьми, она зарабатывает себе на жизнь уроками французского... Режиссер … Энциклопедия кино
уроки — сущ., кол во синонимов: 1 • пары (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
уроки — брать уроки • действие, получатель готовить уроки • действие давать уроки • действие, каузация делать уроки • действие извлекать уроки • действие, получатель извлечь уроки • обладание, начало уроки делать • действие уроки учить • действие учить… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
уроки — (вро/ки), ків, мн., етн. За упередженими уявленнями – наслання хвороби кому небудь поглядом … Український тлумачний словник
УРОКИ — в Древней Руси дань, имеющая определенные размеры, обусловленные договором, соглашением, и ее разверстка среди данников. Этимологически связано со словом «реку», «рок». Поэтому У. можно понимать как договор, соглашение, нечто, обусловленное… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
уроки — Вроки, уроки: чаклування [23,33] … Толковый украинский словарь
уроки — множинний іменник наслання хвороби поглядом етн … Орфографічний словник української мови
Уроки Тётушки Совы — Уроки тетушки Совы серия обучающих мультфильмов. Программа в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей. Страна: Россия / Украина Жанр: Обучающий мультфильм Издатель: Правильное кино Рекомендуемый возраст: с 2 до 7 ми лет.… … Википедия
Уроки тётушки Совы — Уроки тётушки Совы серия обучающих мультфильмов. Программа в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей. Страна: Россия / Украина Жанр: Обучающий мультфильм Рекомендуемый возраст: с 2 х до 7 ми лет Кинокомпания: ТО Маски»… … Википедия
Уроки темноты — Lektionen in Finsternis … Википедия
dic.academic.ru
это... Каким должен быть школьный урок
Выдающиеся уроки - это такие уроки, которые дети посещают с удовольствием, где они заняты, сосредоточены, узнают что-то новое и достигают реального результата. На практике не всегда представляется возможным продемонстрировать реальный прогресс в течение часа, а когда в классе обучаются 30 человек, то оценка деятельности каждого ученика становится поистине сложной задачей.
Секрет хорошего урока
Прогресс - это то, что происходит и измеряется с течением времени. Обучение - это то, что должно быть на каждом уроке. А хорошие уроки - это что? Секрет их кроется в правильном планировании, рефлексии, восприимчивости и устойчивости учителя. Давайте рассмотрим каждый ингредиент:
Планирование. Урок должен быть запланирован так, чтобы допущенные пробелы в обучении можно было заполнить. А проявиться они могут лишь в конце предыдущего урока, поэтому планированием нужно заниматься заранее, учитывая прогресс и то, что усвоить не получилось.
Саморефлексия учителя заключается в том, чтобы суметь адаптировать свои уроки. Это значит, когда все не очень хорошо, необходимо внести определенные изменения в следующий план. Выдающиеся учителя, как рассудительные люди, знают, что они не имеют ответы на все вопросы и готовы учиться на своих ошибках, а также у своих коллег.
Восприимчивость. Важно учитывать и чувствовать динамику в классе. Важно быстро отреагировать, когда темп урока колеблется, внимание учеников рассеивается, задания являются непосильными и требуется помощь.
Устойчивость к негативным факторам. Нельзя позволить неудачам и негативным эмоциям одержать верх. Все неприятности обязательно нужно преодолеть и идти дальше, став при этом еще сильнее. Этому же нужно учить детей.
Важные составляющие современного урока
Можно выделить 6 элементов выдающегося урока:
Четкие цели и задачи для каждого класса. Причине не важны - важен результат. На это и должен быть нацелен главный фокус урока. Это означает, что учитель должен еще в начале занятия знать, какой будет концовка.
Веселая и мотивирующая атмосфера. Хорошие уроки - это то комфортное состояние, которое даже спустя годы будет напоминать о счастливом времени, проведенном в школе. Если ученику нравится урок и он хорошо себя чувствует, то и мотивация будет всегда на высоком уровне.
Фокус на активность учащегося. Современные уроки - это не монотонные лекции, 80% всего говорения - это речь обучаемых (особенно это касается уроков иностранного языка), а оставшиеся 20% - для учителя. Каждый ученик, по возможности, должен быть услышан, учителю стоит лишь правильно настроить этот процесс.
Четкая связь между уроком и повседневной жизнью. Нужно периодически демонстрировать то, как и когда можно использовать новые навыки за пределами классной комнаты. Это поможет оставаться мотивированным и воодушевленным.
Немедленное исправление. Ошибаться не плохо, плохо совершать снова и снова одни и те же ошибки.
Вдохновляющий учитель. Как можно прогрессировать, если ваш наставник не вдохновляет вас? Учитель должен быть динамичным, позитивным, гибким, он должен быть на одной волне с теми, кого он учит.
Эффективные уроки - это хорошо спланированные уроки
Существуют различные стратегии обучения для составления эффективного плана урока. Во-первых, должна присутствовать достижимая и объективная цель, которую нужно на доступном языке донести до учащихся.
Во-вторых, стоит смоделировать свои ожидания. Например, если вы запланировали научный эксперимент, первое, что нужно будет сделать, это показать школьникам, как правильно использовать материалы, а также рассказать им о последствиях неправильного применения.
В-третьих, нужно активно вовлекать детей в процесс обучения, ученики должны не только присутствовать, но и участвовать. Здесь можно использовать методы кооперативного обучения.
В-четвертых, нужно самому учителю быть активным и мобильным. Пока дети заняты применением навыков на практике, важно перемещаться по классной комнате, чтобы убедиться, что все вовлечены в процесс, задавать такие вопросы, которые помогут убедиться в правильности понимания той или иной темы.
И в-пятых, нужно обязательно хвалить за хорошее поведение и трудолюбие. Хороший урок - это время, проведенное не только с пользой, но и с удовольствием.
Преимущества урока
Плюсом урока является то, что существуют благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Школьный урок - это основная форма организации образовательного процесса, которая имеет определенные временные ограничения. Учителю доступно систематическое и последовательное изложение учебного материала, а также управление развитием познавательных способностей и формирование научного мировоззрения у обучаемых.
Педагог осуществляет руководство классом, использует различные виды, средства и методы. С учетом возрастных особенностей, создаются благоприятные условия для овладения основами изучаемых дисциплин, а также воспитываются и развиваются познавательные и созидательные способности.
Какой он, современный урок?
Демократичный вид урока - это когда дети не боятся высказывать свое мнение, не испытывают страх перед чем-то новым, это процесс, который проходит одинаково комфортно как для ученика, так и для учителя.
Огромное влияние на процесс обучения оказывают образовательные программы, новые учебно-методические комплексы, разнообразные дидактические, наглядные и раздаточные материалы, информационные технологии. Все это дает массу возможностей для построения занятия в более интересной, яркой и насыщенной манере. Современный урок призван обеспечить развитие и воспитания личности, которая будет востребована в обществе. Это совершенно новый, но одновременно не теряющий своей связи с прошлым, актуальный урок, где применяются новые формы методы и подходы, которые имеют непосредственное отношение к человеку, живущему в XXI веке.
fb.ru
Урок-образ "Древнее Двуречье". - история, уроки
Модульная технология на уроках истории Древнего мира в 5-м классе
Урок-образ.
Урок-образ — это первый этап каждой новой темы. Тема включает в себя всю совокупность новых типов уроков, но всегда начинается с урока-образа. К примеру, в теме «Древний Египет» в 5-м классе первый урок представляет собой символическую совокупность будущих шести уроков темы.
Первый урок-образ есть опережающее целостное символическое начало всей темы. Так как урок-образ начинает тему, то он представляет собой двуединую направленность. Во-первых, в уроке осуществляется опора на личностный опыт школьников, который соотносится с предметным содержанием всей темы. Во-вторых, урок открывает возможности детского сознания, в которых возникают опережающие, символические, рациональные, смысловые и событийные, «чистые» в своей энергетике представления о теме в целом. Результатом урока-образа по существу и является целостное опережающее образное представление учащихся о будущей теме.
Урок-образ, отвечая за самодвижение детского сознания, представляет собой модуль, который открывает отношение детей к будущему явлению истории и культуры, а через него — к собственному целостному состоянию сознания. Структура модульного урока-образа такова:
Микромодуль — это такой этап урока, в котором создаются условия для восхождения детского сознания от непосредственных интуиции к его «чистым» состояниям, переходящим далее к продуктивным результатам в форме знаково-символического инобытия такого рода состояния. Например:
от детских образных интуиции в первом микромодуле через открытие образно «чистого» состояния к творению символов и знаков, определенных содержанием урока;
от детских рациональных интуитивных размышлений к состояниям «чистого» мышления, а от них — к логическим построениям, определенным темой урока во втором микромодуле;
от личностно-смысловых жизненных интуиции ребенка к переживанию «чистой» идеи судьбы, а от нее — к символическому выражению тождества судеб школьника и персоны культуры в третьем микромодуле;
от интуитивно-волевого опыта детских поступков к «чистоте» волевого актав ответственной ситуации, а от него — к знаково-символическому действию (поступку) в четвертом микромодуле;
и, наконец, запечатленный в сознании школьника знаково-символический структурный синтез урока приводит детское сознание в условиях пятого микромодуля к состоянию «чистого» влияния, которое результируется далее во вдохновенном желании в реорганизации микросреды и собственного сознания в контексте духовных идеалов урока.
Итак, урок-образ представляет собой новую форму, состоящую из пяти микромодулей, функционирующих последовательно. Каждый микромодуль реализует свою частную и поурочную цель. Последовательность микромодульного построения нарушать ни в коем случае нельзя, иначе это войдет в противоречие с этапами самодвижения детского сознания. Все микромодули должны действовать в уроке на основе триединства средств: слово, наглядность, действие (музыка, жест), развиваться в необходимом темпоритме с элементами ускорения, где каждый последующий микромодуль должен быть интересней предыдущего. Пять микромодулей урока-образа должны быть построены на основе диалога между личностным опытом школьника и инвариантным опытом субъектов и персон истории культуры и жизни. Покажем еще раз общую структуру урока-образа в соответствии с представленными характеристиками.
Микромодуль мотивационного образа — это первый этап урока, в котором создаются условия для восхождения детского личностного стихийного опыта на уровень знаков и символов всей темы.
Микромодуль опережающего рационального представления. Его задача состоит в том, чтобы создать условия для восхождения неразвитого рационально-логического опыта детей на уровень опережающей рационально-логической схематики всей темы.
Микромодуль смысла — это создание условий для опережающих личностно-смысловых диалогов в контексте судьбы эпохи и судьбы школьника нового поколения.
Микромодуль действия — это опережающее для всей темы выполнение самостоятельного действия, в котором синтезируются воображаемые поступки, коллективные и персональные поступки субъектов и персон будущей темы (часто в виде театрализованных диалогов с персонами истории).
Микромодуль актуализации и проповеди — это создание условий для перевода детского сознания из абстрактных, опережающих образных схем смыслов и действий урока в структуру непосредственного опыта жизни для его понимания и гармонизации.
В каком-то смысле урок-образ можно сравнить с уроком-лекцией либо с уроком объяснения нового материала. Однако старый знаниевый подход ориентировал учителя на подведение учащихся к усвоению ведущих понятий всей темы, а также для подбора фактов и их понимания.
В уроке-образе идея усвоения понятий остается, однако не в столь категоричном виде, как это было ранее. Здесь понятия усваиваются, но с ориентацией на их априорное существование в детском сознании. Более детальная характеристика урока-образа будет представлена далее. Однако заметим: главное отличие состоит в том, что символы и знаки не изучаются. К ним сознание школьника восходит через состояние «чистой» образности. Ребенок достигает понимания понятия, но через состояние радости мышления. У школьников появляется отношение к эпохе и к ее субъектам, но через переживание своей судьбы. Дети испытывают потребность в действии, но лишь через переживание «чистого» акта собственной воли.
Таким образом, опыт показал, что условия, в которых детские образные интуиции переходят в свое знаково-символическое бытие, — это явление гораздо более эффективное как для «чистого» сознания ребенка, так и для его предметно-содержательного выражения.
Микромодуль мотивационного образа
Это микромодуль, с которого начинается в целом урок-образ. В нем содержательно, взаимно проникают тенденции личностного опыта школьника и тотальные символы темы. Первоначально опытные впечатления пока хаотичны, хотя вполне напоминают какой-то интуитивный порядок. Однако его существенное обобщение и восхождение к символам возможны лишь в условиях, которые создает структура микромодуля мотивационно-го образа. Во-первых, с помощью беседы актуализируется стихийный опыт детей. Во-вторых, далее с помощью беседы, которая также отталкивается от детских
рациональных построений, выстраивается понятийный конструкт этих же впечатлений. В-третьих, с помощью характеристики дети вводятся в ситуацию переживания собственного личностного опыта. В-четвертых, на основе триединства средств «слово, наглядность, музыка» школьники воспринимают, переживают тотальные символы будущей темы.
К примеру, в микромодуле мотивационного образа в уроке-образе по теме «Древний Египет» в 5-м классе содержательная структура развивается так:
1. Актуальная беседа
Учитель предлагает пятиклассникам представить, что они заблудились в лесу и связь со взрослыми потеряна. «В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи?» — спрашивает учитель. После недолгих предположений большинство ребят решили остановиться у реки, объясняя это наличием питьевой воды, еды (рыба). Наконец, река — это путь, по которому можно выйти к людям.
2. Актуальное объяснение
«Что же такое река для человека?» — спрашивает учитель и вместе с детьми дает определение, что река —
это важнейшее условие для выживания. Затем дети в тетрадях записывают определение понятия «выживание».
3. Смысловая характеристика
Учитель: «Река — это еще и место человеческих созерцаний и откровений. Ведь вы наверняка были когда-нибудь с родителями у реки. Вспомните те переживания, которые вы испытывали, всматриваясь в ее покой и глубину...» (Дети вспоминают.) «Да, —обобщает учитель, — река в ее неисчезающем вечном движении и есть чувство покоя, которое соединяет человека с громадами леса и гор, с гармонией целостного природного мира. Речной характер склонен из величавого движения переходить к веселью пробивающихся глубинных потоков, рождающих бурные переливы и мощь всё сметающих паводков. Река так похожа на человеческую жизнь, а в переживании непрерывности прошлого, настоящего и будущего она, как человек, имеет свою судьбу. Две судьбы открылись, созерцая друг друга, — судьба реки и судьба человека. И переживание этой встречи становится истоком жизненного вдохновения».
4. Символическое сюжетное повествование. Триединство средств
«Священные песни египтян» (звучит древнеарабская музыка), силуэт Нила на слайде.
Учитель: «Итак, ребята, три тысячи лет назад у реки с коротким названием Нил жили люди. И река дала им благополучие и любовь.
Сегодня мы отправимся к великой древней реке Нил. Но сначала — музыка Древнего Египта. Древние завещали, что слушать ее можно только с чистым сердцем. Если сердце человека чистое, то ему откроется самое прекрасное, что есть в мире.
Итак, ребята, подумайте о любви. О том, как вы любите своих маму, папу, братиков и сестричек. Подумайте, как хорошо вам было в лесу или на море. А сейчас закройте глаза, и вы услышите эту музыку». (Дети закрывают глаза.)
Через некоторое время учитель продолжает: «На пустыню опускается ночь. Тихо и неслышно движение воздуха. Темнота сливается с песком, словно песок — это отражение звезд. Где-то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спит Древний Египет, спят бедуины и их кони. И только один из них не спит, смотрит в небо и говорит с ним, как с человеком. И небо отвечает ему: "И в крови твоей мужественность космоса, в сердце твоем священная сила, подаренная солнцем, очисти свое сердце, держи в нем только правду, любовь к своей священной земле. И наградит тебя земля.
Слава тебе, Нил,
Приходящий, чтобы оживить Египет.
Орошающий пустыню далеко от воды,
Владыка рыб и птиц, творец зерна
И травы для скота,
Приносящий хлеб и пищу всякую.
Если он медлит, жизнь прекращается
И люди гибнут.
Когда же он приходит, земля
Ликует и всё живое в радости.
О солнце,
Когда ты заходишь на западе — земля
Погружается во тьму, подобную смерти.
Во мраке выходят
Из своих логовищ хищные звери
И выползают ядовитые гады.
Когда ты всходишь на востоке,
Гонишь мраки — вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, И на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе
И принимаются за работу".
Познакомимся поближе с этой древней землей и ее людьми.
Тема нашего урока: "Древний Египет"».
(Далее начинается условное путешествие по Древнему Египту.)
Покажем это путешествие более развернуто. (Дети ведут дневник путешественника.) В лодке, сделанной из бумаги и стоящей на столе учителя, мы совершаем плавание по Нилу. Нам помогает вельможа, с которым мы познакомились в Мемфисе.
Путешествие начинается с испытания — прохождения лодки между порогами Нила... (Дети записывают пороги.)
Далее мы видим на берегу людей, уставших от миражей и из последних сил стремящихся к оазису. Мы причаливаем к берегу, видим пирамиды и оставляем на папирусе свое послание. (Дети записывают: оазис, папирус, мираж. Ha одной из стоянок заходим в египетский храм и узнаем о главном боге Ра. Наконец, встречаемся с фараоном... (Дети записывают: храм, фараон, бог Ра.)
За десять минут перед ассоциативным взглядом ребенка предстал весь Древний Египет. Осталось проверить записи путешественников.
Этап опережающей понятийной схематизации
Для этого этапа характерен переход от рационально-логического целостного воображения явлений к опережаемым этапным схемам и ведущим понятиям, охватывающим будущее явление. Надо заметить, что это всего лишь условие для открытия в сознании школьника «чистых» состояний мышления.
При этом и схематика, и понятийность рождаются из присущей сознанию школьника неразвитой схематизации и логизации мира. Это могут быть будущие этапы войны, революции, периоды становления древней цивилизации.
Главное здесь состоит в том, что ритмы явлений культуры априори даны человеку. Он сам задает себе периоды и этапы жизни, в его сознании живут истоки всех ведущих понятий человечества. В сознании ребенка запечатлены природно-климатические периоды года: осень, зима, весна, лето. А есть и этапы его жизни: детство, отрочество, юность; есть недели, месяцы и годы. И всё здесь периодизировано и этапизировано человеком. И лишь через себя он способен взглянуть на идентичные ритмы тотальных явлений. Так лее как и на понятия, содержания которых он якобы не знает, не подозревая о том, что государство как понятие и как явление родилось из его же сознания, является зеркалом его сознания, так же как и собственность, монополии, геополитика, ислам, православие, буддизм и многое другое. Создать на уроке условия, с помощью которых учитель открывает сначала истоки появления понятия, а затем предлагает детям создать его современную формулу. При таком подходе вы становитесь свидетелем актов «чистого» мышления.
В основе данного микромодуля лежит определенная опытом и научными исследованиями схема метода концентра. Суть его в следующем: от открытого символа или знака урок переходит в схему, которая становится концентром рационального представления; далее изучаемый материал делится на логические части, представляющие аспекты концентра, и в строго определенной логике функционирует в уроке. Механизм логической части начинается с актуальной беседы, затем переходит в представление исторического содержания, начинающегося с логического проблемного задания и имеющего ориентировочную основу (план, схематизация, вычленение главного). Когда выполнение логического задания завершено, в логической части возникает смысловой сюжетный фрагмент с действующими участниками исторического процесса. Далее рациональные итоги и смысловые откровения синтезируются в историческом суждении, главное понятие которого наполняет схему концентр. Так же развиваются и все остальные логические части: каждый раз доходя до суждения, они возвращаются к концентру и наполняют его содержанием. Когда же аспектный анализ завершен, метод концентра вступает в четвертый этап в проверке понимания основного содержания концентра, а далее пятый этап — интеллектуальное творческое задание, открывающее сущность содержания концентра.
Урок-образ
Тема: «Древнее Двуречье»
I. Микромодуль мотивационной беседыУчитель: «Ребята, какие реки вы знаете? Какая река
протекает в нашем городе? А вы знаете место, где реки как будто встречаются друг с другом? А ведь такое место есть». (Дети включаются в разговор с учителем и отвечают на его вопросы.)
II. Символ
Учитель: «Молодцы, ребята! Ответьте еще на несколько вопросов:
Сколько ног у человека? — Две
Сколько туфелек было у Золушки? — Две.
Самая плохая оценка? — «Двойка».
Цифра «2» — это важная цифра, которая на нашем сегодняшнем уроке будет самой главной. Сегодня мы поговорим с вами об удивительной стране древности — Древнем Двуречье. Само название о многом говорит.
Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, по ходу которого вы все станете исследователями. Вам будут даны карты, которыми можно пользоваться, отмечать всё самое необходимое. Еще вы должны будете вести дневники путешествия, которые будут прикреплены к карте. (Необходимо распечатать каждому ученику карту Двуречья.)
(Учитель начинает рассказ о Двуречье.) В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находилось на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства — 7000 лет назад. О древнейшей истории Двуречья мы знаем очень мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц, подобных египетским пирамидам, ни остатков храмов — лишь глиняные холмы.
На землях Древнего Двуречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему?» (Дети выполняют первое индивидуальное задание. Используют описания, сделанные Геродотом, путешествуют по Древнему Двуречью. Учащиеся работают с источником, отвечают на поставленный вопрос.)
Учитель: «Ребята, как связаны цифра «2» и Древняя Месопотамия? (Две реки — Тигр и Евфрат.)
Природа Южной Месопотамии
Учитель: «Вся Вавилония, подобно Египту, перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. В юго-восточном направлении он течет из Евфрата в другую реку — Тигр. На ней находился город Нин. Из всех стран на свете эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай возрастает в двести, а в хорошие годы — даже и в триста раз. Листья пшеницы и ячменя достигают целых четыре пальца в ширину. Что просо и сезам бывают там высотой с дерево, хорошо известно, но не станем останавливаться на этом. Мы знаем, сколь большое недоверие встретит наш рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не бывал в Вавилонии.
kopilkaurokov.ru
Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси
Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.
Киевский князь Игорь Рюрикович
Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.
Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.
Княгиня Ольга – первая женщина на престоле
Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.
Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.
Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.
Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси
До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.
С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.
Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси
Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.
Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.
Налогообложение в IX-Х веках
Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:
повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.
Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.
Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.
Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:
мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
торговая бралась с торговцев на рынках;
гостиная взималась за устройство складов;
вира - штраф за убийство холопа.
Реформы княгини Ольги
Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.
Княгиней были проведены преобразования по:
установлению размера дани;
назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.
Уроки и погосты в Древней Руси
Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.
Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.
Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.
Происхождение слова «урок»
Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.
Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».
Что такое урок в Древней Руси: вывод
Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.
загрузка...
4responsible.ru
Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси
Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.
Киевский князь Игорь Рюрикович
Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.
Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.
Княгиня Ольга – первая женщина на престоле
Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.
Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.
Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.
Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси
До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.
С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.
Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси
Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.
Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.
Налогообложение в IX-Х веках
Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:
повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.
Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.
Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.
Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:
мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
торговая бралась с торговцев на рынках;
гостиная взималась за устройство складов;
вира - штраф за убийство холопа.
Реформы княгини Ольги
Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.
Княгиней были проведены преобразования по:
установлению размера дани;
назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.
Уроки и погосты в Древней Руси
Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.
Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.
Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.
Происхождение слова «урок»
Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.
Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».
Что такое урок в Древней Руси: вывод
Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.