Древний пергамент. Что такое пергамент и как были изобретены книги
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Материалы для письма. Пергамент. Что это такое? Древний пергамент


Древний пергамент

древний пергаментДля письма народы Передней Азии, занимавшиеся скотоводством с далеких времен употребляли грубо выделанные шкуры животных. В Пергамском царстве (II в. до н. э.) стали изготовлять из кожи новый писчий материал — древний пергамент.

Производство его включало следующие операции: кожу обрабатывали известью, острым скребком очищали от мяса, волос и верхнего слоя, снова погружали в известь, сушили в натянутом виде на раме, выглаживали пемзой и втирали мел (для впитывания содержимого жировых пузырьков). «Мясная» сторона легче поддавалась обработке, чем «волосяная», на которой оставались поры и даже следы волосков. Поэтому для документов (где исписывалась лишь одна «мясная» сторона) «волосяную» сторону не стремились довести до полной гладкости. Наоборот, для книг надо было тщательно выделать обе стороны, однако в большинстве случаев это не удавалось; поэтому в средневековых книгах, как правило, нетрудно отличить «мясную» сторону от «волосяной», что иногда помогает датировать рукописи. В южно-европейских странах пергамент выделывался обычно из бараньей и козьей кожи, в северных — из телячьей (франц. velin от veau — теленок). Особо тонкий пергамент для небольших по формату книг вырабатывался из кожи новорожденных, и в особенности не рожденных ягнят («девичья кожа»).

Вплоть до расцвета городов в XII—XIII вв. пергамент изготовлялся для нужд монастырских и иных церковных мастерских письма специалистами — «пергаментщиками», преимущественно монахами. Затем это производство стало монополией цеховых ремесленников, которые достигли больших успехов в изготовлении различных сортов пергамента, как дорогих, так и дешевых. При условии надлежащего хранения хорошо выделанный белый пергамент не желтел. Очевидно, именно состав чернил для пергамента был найден совершенно новый — смешанный с камедью сок из чернильных орешков, предварительно подогретый. Как правило, их качество было очень хорошим; в подавляющем большинстве кодексов чернила четко выделяются на пергаменте. Даже в тех случаях, когда они не сохранили прежней густоты и более или менее выцвели, текст может быть прочтен без особого труда. Пергамент очень хорошо впитывает также и различные краски. В античности его иногда окрашивали в драгоценный пурпур и писали на нем серебром и золотом. В каролингскую эпоху было создано немало роскошных пурпурных кодексов с текстом библии.

Пергамент представляет собой чрезвычайно прочный и, благодаря своей гладкости, отличный писчий материал. Перо скользит по нему совершенно беспрепятственно, легко начертывая буквы нужных размеров, вплоть до мельчайших. На нем очень хорошо держатся краски; поэтому кодексы украшались богатейшей цветной орнаментацией; многие рукописи превратились в настоящие произведения искусства.

Главные свойства древнего пергамента — прочность и гладкость — способствовали тому, что, как правило, пергаментные рукописи прекрасно сохранились. Вместе с тем пергамент всегда был материалом дорогим и дефицитным. Дороговизна его определялась главным образом дороговизной самого сырья, а также трудоемкостью процесса производства. Дефицитность проистекала из ограниченных размеров животноводства в средние века. В результате между VII в., когда на Западе исчез папирус, и XIV в., когда там широко распространилась бумага, западноевропейская письменность развивалась под знаком нехватки писчего материала и это влияло на эволюцию письма. Особенно остро дефицит пергамента стал сказываться, начиная с XI в.

informvest.ru

Что такое пергамент и как были изобретены книги — История изобретений

В этой статье вы узнаете много нового об истории создания пергамента и первых книг. Кто, где и когда придумал пергамент? Чем это было обусловлено? Об этом и многом другом в нашей статье.

По началу в качестве первых книг выступали мокрые глиняные таблички, на которых текст царапался стилосом. Около 3000 г. до н.э. египтяне изобрели папирус и примерно к 500 г. до н.э. большинство людей в Западной Азии и Средиземноморье использовали папирус для письма. Однако, они не могли производить папирус самостоятельно, так как папирусный тростник не произрастал в их странах, поэтому им приходилось покупать его у египтян. При этом папирус оказывался очень дорогим. Для обычных писем — списки продуктов, квитанции — люди использовали сломанные куски керамики, деревянные или восковые таблички, так как это было дешевле.

Примерно около 150 г. до н.э. фараон Птолемей V из Египта отказывается продавать папирус королю Эвмену II (в Западной Азии), потому что Птолемей опасался, что библиотека Эвмена станет такой же великой, как и его собственная. Это вынудило Эвмен разработать технологию изготовления книг из пергамента.

Пергамент производился из шкур животных. Обычно для производства пергамента использовались шкуры овец или коров, потому что эти животные были довольно распространены в Западной Азии и Европе. Обработка шкур проходила по следующему сценарию: бралась кожа; с кожи соскабливались все наружные волосы и вес жир изнутри; затем кожу пропитывали мелованной водой (или использовали вместо мела муку с солью), чтобы поверхность для записи была гладкой; в конце кожу пропитывали танином из дубового ореха, чтобы сохранить её свойства. Именно поэтому слово пергамент происходит из царства Эвмена, а именно от названия города Пергама (греч. Пергамон).

Древний пергамент

Писари Западной Азии обнаружили, что пергамент плохо подходит для производства свитков, в отличие от папируса. Листы папируса вы можете склеивать между собой и получать настолько длинное полотно, насколько хотите, а затем свернуть его в свиток. Пергамент же, произведённый из кожи, плохо соединялся друг с другом, а его размер было трудно регулировать, поэтому вместо свитков к 50 г. н.э. люди изобрели книги. Позже оказалось, что книги имеют намного больше преимуществ в сравнении со свитками, так как вы можете удобно двигаться назад и вперёд в ходе чтения, перелистывая страницы, а также отмечать место последнего чтения закладкой. Изобретение книг позволило сделать научные исследования ещё проще!

Но были у пергамента и минусы. Пергамент был дороже папируса, поэтому папирус продолжал использовать вплоть до падения Западной Римской Империи около 400 года н.э. После падения Рима торговые связи Европы и Египта оборвались, и пергамент стал использоваться чаще папируса, но при этом европейцы в целом перестали так много писать как раньше, так как стоимость пергамента делала его менее доступным для большинства людей.

Примерно к 800-му году египтяне перестают использовать папирус, так как к ним пришло китайское изобретение бумаги, которая оказалась намного дешевле. Но европейцы так и оставались со своим пергаментом, либо приобретали  его по сверхвысоким ценам бумагу у торговцев Шёлкового пути и старались писать как можно меньше.

К 1200 году европейцы осваивают производство бумаги, а итальянцы сумели удешевить её производство и заполнить все европейские рынки своей бумагой. Пергамент постепенно выходил из обращения и оставшиеся 200 лет своего существования использовался при написании дипломов, либо писем между королями.

kakizobreli.ru

Материалы для письма. Пергамент. Что это такое?

Издавна люди использовали для сохранения информации письменные знаки и пергамент. Что это такое, может рассказать каждый школьник, который хоть немного был внимательным на уроках истории.

пергамент что это такое

Обработанная определенным образом кожа разных домашних животных для хозяйственных целей использовалась еще древними персами в пятом веке до нашей эры. Называли ее «дифтера». В Египте для письма применяли папирус. Этот материал изготавливали только здесь. Однако вскоре фараоны запретили вывоз папируса из страны. Их целью являлось лишить знаменитую Пергамскую библиотеку материала для производства книг и возвеличить александрийское книгохранилище. Жители города Пергам оказались в затруднительном положении, однако начали искать альтернативный вариант. Кто-то вспомнил о дифтере. Так в обиход вошел древний пергамент. Его производство довелось до совершенства, да и название изменилось.

Древнее производство

Материал, названный по имени города Пергам, был дорогим. Шкуры баранов, свиней, телят (кроме ослиных) обрабатывались по особой технологии, многоступенчатой и длительной по времени. Их тщательно промывали, удаляли грубый и жесткий волос, замачивали на две недели в растворе извести. Потом шкуру, лишив шерсти, натягивали на раму и снимали подкожную клетчатку. Потом материал шлифовали и выглаживали пемзой, втирали мел (для впитывания остатков жира и придания поверхности однородности). Отбеливали старинный пергамент втиранием муки, молока или белков, хотя производили и разноцветные материалы. Стоимость его завесила от толщины. Для написания использовали краски, рецепт которых хранился в тайне, особенно важные документы писали серебром и золотом.

древний пергамент

Итак, пергамент (что это такое, уже разобрались) - это материал для производства книг, а также уже написанный рукописью текст. Несмотря на свою высокую цену, изобретение жителей Пергама выгодно отличалось от папируса. Это был более прочный и долговечный материал, который можно было перегибать, использовать повторно, на котором можно было писать с обеих сторон. Но самое главное, это то, что производили его в любом месте, где были животные.

В обиходе находился и палимпсест – особенный пергамент. Что это такое? Это переработанный материал со стертым старым текстом и написанным новым. Порой можно было прочитать обе рукописи, но в 691 году церковники запретили стирать священные тексты.

старинный пергамент

Появление бумаги и массового книгопечатания привело в упадок изготовление и использование пергамента, поскольку он был слишком дорогим материалом. Некоторое время их использовали взаимозаменяемо, но в конце концов бумага победила. Сегодня пергамент, изготовленный из шкур кошерных животных, применяют только евреи для написания своих священных книг.

Хозяйственный пергамент

Существует еще и хозяйственный пергамент. Что это такое? К настоящему материалу из шкуры животных он не имеет никакого отношения. Это обычная водонепроницаемая бумага, упаковочный материал, который имеет растительное происхождение. Растительный пергамент прочный, почти прозрачный, не пропускает жир и воду, поэтому широко используется в кулинарии, фармакологии, медицине. Изобрел его в конце девятнадцатого века французский химик Гийом Луи Фигье.

fb.ru

Пергамент — Википедия РУ

По свидетельству греческого историка V века до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Оттуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего, во II в. до н. э. цари Египта, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

У евреев пергамент известен под названием «гевиль», как канонический материал для записи рукописных свитков Торы (Сефер Тора). На более распространённом виде пергамента «клаф» (он же велень от лат. vellum) пишутся также отрывки из Торы для тефиллин и мезуз. Ещё один вид пергамента духсустус (ивр.דוכסוסטוס), изготовляемый из нижних слоев кожи (спилка), использовался только для мезуз. Однако с развитием индустрии скотобоен, когда шкуры стали доступнее, этот вид пергамента перестал использоваться ввиду его низкого качества[2]. Для написания еврейских священных свитков могут использоваться исключительно шкуры кошерных видов животных.

В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, однако сохранились и пергаментные версии.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объём производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.

  Изготовление пергамента, Германия, 1568 г.

В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергаменте, и в Средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.

Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (фр. velin от vellum). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велень шли шкуры новорождённых и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в Средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.

Пергамен был толще и грубее велени, но раннее Средневековье практически не знало велени — его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.

Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.

После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.

При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету, и предотвращал растекание туши. Для отбеливания пергамента в него втирали муку, белки или молоко.

В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писаная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство.

К писцам и художникам пергамент поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради. Преимущество пергамента над папирусом заключается в том, что на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.

Пергамент был не дешевле папируса, поскольку на изготовление крупноформатных книг (а священные книги часто изготавливались в большом формате) уходило множество шкур. Например, каждая двойная страница в «Лоршском Евангелии» (ок. 810 г. Рим, Ватиканская библиотека) требовала одной шкуры телёнка; для изготовления «Книги Кельтов» («Келлское евангелие», ок. 800 г., Дублин, Библиотека Тринити-колледжа) потребовалось забить стадо приблизительно в 150 голов, а для создания «Винчестерской Библии» (1160—1175 гг., Винчестер, Библиотека собора) потребовалось стадо в 250 телят. Для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных[3].

Переработка

В период с VII по IX века множество пергаментных рукописей были соскоблены и смыты, чтобы использовать их повторно, хотя первоначальный текст можно прочесть и сейчас. Переработанные пергаменты получили название палимпсест. С развитием процесса переработки и появлением более совершенных технологий скобления первоначальный текст пропал.

Виды

Милиора ди Курки в работе «История и технология изготовления пергамента» писала, что пергамент не всегда белый: «Ченнини, мастер XV века, даёт рецепты окраски пергамента в различные цвета, включая пурпурный, индиго, зелёный, красный и персиковый».

В раннем Средневековье, подражая византийским рукописям, таким как Россанский и Синопский кодексы или Венский Генезис, для особо роскошных рукописей мастера, кроме белого, использовали цветной, чаще всего пурпурный пергамент, на котором писали серебром и золотом. Реже употреблялся жёлтый пергамент (лат. codex crocatus; от crocus — шафран) или чёрный.

К таковым относится, например, «Серебряный кодекс» — рукопись перевода Евангелия на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергаменте серебром и хранится в Швеции, в Уппсале. В Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, написанное золотом на фиолетовом пергаменте — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры.

http-wikipediya.ru

Забытая реальность — Пергамент и бумага

Главная » Технологии Оригинал взят у alexandrafl в Пергамент и бумагаПРИНЯТО считать, что пергамент стал широко использоваться как материал для письма во втором столетии до нашей эры. Этот материал, по свидетельству Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.), появился во II веке до н.э. Свое имя он получил от города Пергам в западной части Малой Азии, и его появление связывают с Евменом II, царем Пергама в 197–159 гг. до н. э. Правитель основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая насчитывала более 200.000 свитков. Ремесленники Пергама знали способ выработки тонкого пергамента из бараньей и козьей кожи. Эта точка зрения является доминирующей в исторической науке и на нее ссылаются во всех энциклопедиях и учебниках.[Spoiler (click to open)]Для справки. Для изготовления пергамента использовалась кожа теленка, козленка или барашка не старше 6 недель. Она обрабатывалась по довольно трудоемкой технологии: размачивалась в проточной воде 6 суток, затем шерсть разрыхлялась гноением в сырой яме с позоленной известью от 12 до 20 суток. Вслед за этим кожу обдирали и проквашивали в овсянных или пшеничных отрубях, чтобы удалить из нее избыток извести. Далее продубливали растительными экстратами. Когда кожа становилась мягкой, выравнивали; затем натирали предварительно посыпанную мелом кожу пемзой. Такой пергамент еще называется «велень». По усовершенствованной технологии пергамент делали из расслоенной кожи. Внешний слой — со стороны волосяного покрова дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамент.   Вначале из пергамента делали свитки, но вскоре его начали складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги.   В России сохранилось Соборное Уложение 1649 года (текст был найден в 1767 году во время созыва Законодательной комиссии Екатерины). Оно находится в Московской Оружейной палате. Наружный вид этой рукописи представляет собой свиток толщиной от 22 до 26 сантиметров. Это лента в 30 метров длиной, состоящая из 959 листов пергамента, склеенных один с другим. Еще в ХIХ веке патентная документация Великобритании и США оформлялась именно на пергаменте.   ИССЛЕДОВАНИЯ в области истории естествознания и техники показывают, что пергамент мог появиться не ранее середины ХV века. Ни в какое иное время не было технологических и экономических предпосылок для его появления. В ХV веке произошло достаточное накопление первоначального капитала купцами, чтобы они начали вкладывать свои деньги в кожевенное дело.   Рукописи, написанные на пергаменте с использованием железо-галловых чернил, полученных на основании серной кислоты, следует датировать временем после 1625 года, а рукописи, написанные на пурпуровом пергаменте, — временем после 1650 года.   Выходит, любая рукопись, написанная на пергаменте и датируемая ранее ХV века, автоматически является подделкой! Таких рукописей много. Судя по «Сводному каталогу славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. ХI-ХIII вв.» (М., 1984), сейчас в нашей стране на государственном хранении находится 494 рукописи. Все они, видимо, фальшивки. Такое же положение с древними рукописями и в других странах.   «Греческие», «еврейские» и «латинские» древние пергаментные фолианты стали «всплывать из забвения» только со второй половины ХV века, а активно издаваться и распространяться — в ХVI веке. В этом нет ничего удивительного, ибо технология выделки пергамента появилась не в глубокой древности в Пергаме, а во второй половине ХV века.   Надо также отметить, что появление слова в письменном языке отражает обычно время появления самого предмета, им обозначаемого. Так, в английском письменном языке шкура овцы приобрела смысл пергамента (материала для письма) parchmen, на котором пишут официальные указы, приказы и т.д. в ХV веке. В том же веке появляется в английском языке и слово vellum — выделанная козья кожа, используемая как пергамент. На Руси пергамент был привозной, поэтому слово «пергамент» зафиксировано только в ХVI веке.   Датой основания Библиотеки Ватикана официально считается 15 июня 1475 год, когда папа Сикст IV издал буллу по этому поводу. В 1480 году Кембриджский университет стал брать под залог пергаментные книги и рукописи для выдачи ссуд. Это, видимо, тоже свидетельствует о том, что пергамент появился только в середине ХV века. Подсчитано, кстати, что для одного экземпляра изданной Гутенбергом Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.   Теперь об исторических документах на пурпуровом пергаменте. Азотнокислое серебро впервые получено и исследовано Иоганном Глаубером в 1648-1660 годах. Поэтому «Кодекс Аргенти» (лат. Codex Argenti), памятник готского письма, написанный серебром на пурпурном пергаменте с золотыми заглавными буквами, не мог быть создан, как сегодня считается, в VI веке! Так как он был «обнаружен» в 1665 году монахом Джуниусом в Верденском аббатстве под Кельном, можно предположить, что его изготовление началось не ранее 1650 года.   Понятны и мотивы изготовления такого уникального «артефакта»: без него династия Габсбургов должна была бы признать, что, по крайней мере, в V-Х веках их предки являлись готами-язычниками, а отнюдь не императорами, якобы ведущими свой род от Юлия Цезаря через Константина Великого. Все существующие средневековые рукописи на пурпуровом пергаменте следует датировать, по технологическому основанию, временем после 1650 года.   Подделками приходится считать и многие рукописи, написанные кислотными (железо-галловыми) чернилами. Уже упомянутый Иоганн Глаубер (1604-1668 гг.) впервые получил из железного купороса серную кислоту в 1625 году. Кислота должна всегда сохраняться в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми стеклянными пробками. Таким образом, производство серной кислот связано напрямую с появлением стеклянной посуды. И именно Глаубер первым применил стеклянную посуду в химических экспериментах. Возможно, поэтому до него кислоты получены не были.   Для письма на пергаменте использовались железо-галловые чернила, основным ингредиентом которых является «дубовое яблоко» — шаровидный болезненный нарост на дереве, вырастающий в основном на листьях и тонких побегах дуба. Такой нарост появляется, когда орехотворка откладывает в растущую почку яйцо, вокруг которого затем формируется мягкий бледно-зеленый шар. Эти «орешки» дробились и пропитывались дождевой водой на солнце или у огня. Иногда вместо дождевой воды использовали белое вино или уксус. Такова первая составляющая железо-галловых чернил.   Вторым важным ингредиентом является сульфат железа, известный также как купорос, железный купорос или «соль смерти». Его вырабатывали или находили в естественном виде в Испании, где он образовывался как продукт испарения влаги с железистых почв. К концу ХVI века купорос, вероятно, производился посредством помещения старых железных гвоздей в серную кислоту. Купорос смешивали с размоченными чернильными орешками. Получающаяся в результате жидкость из бледно-коричневой медленно становилась черной. Добавляли еще размолотый гуммиарабик, не столько для клейкости, сколько для вязкости чернил: гусиным перьям, в отличие от самописок, требуются тягучие чернила (гуммиарабик — это высушенный сок акации, поставлявшийся в Европу из Египта и Малой Азии). Следовательно, все рукописи, изготовленные с «кислотными» чернилами, объективно датируются после 1625 года.   НЕМАЛО мифов о древних документах, на которые ссылаются историки, разоблачает также подлинная история происхождения бумаги. Писчий материал, на котором европейцы учились писать и писали — европейская тряпичная бумага, появилась только в ХIV веке. Бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, – в ХVI веке, после того как флорентиец Донато Браманте изобрел вертикальный пресс в 1508 году.   Традиционная история утверждает, что бумага появилась в древнем Китае. Сырьем для нее в Китае служили якобы шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылеживалась, сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока.   Во II веке до н. э. китайцы, по их утверждениям, стали использовать толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получилась китайская бумага, о которой в 105 году до н. э. чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору. А краска, которой писали на бумаге, являлась тушью из сажи с примесью рыбьего клея и мускуса.   В 1907 году в Дунхуане нашли якобы сделанную из бумаги иллюстрированную буддийскую «Алмазную сутру», которая была напечатана, как утверждают китайцы, с деревянных матриц в 868 году. Эта книга состоит из семи страниц, склеенных между собой в свиток длиной почти 5 метров. Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих».   В 1957 году пришло сообщение, что в северной провинции Китая Шэньси в пещере Баоцяо обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.   В 1966 году на юго-востоке Кореи в буддийском храме был обнаружен текст на бумаге, относящийся к первой половине VIII века.   Такие вот сведения можно встретить в исторической литературе. Но они противоречат данным естествознания. Ведь о бумаге химическое материаловедение утверждает, что за 800–1.000 лет бумага как термодинамически неравновесный материал обязана истлеть полностью.   ПОЭТОМУ никаких бумажных памятников ранее ХI века быть в принципе не может! Была ли бумага в Китае во II веке или нет, однозначно утверждать нельзя. Ведь этой бумаги в природе сегодня быть не может при любых условиях хранения. Это вытекает из законов термодинамики, одной из фундаментальных естественных наук.   В 1772-1784 годах в Китае маньчжурские императоры осуществили в силу каких-то причин фальсификацию исторических текстов. B результате китайская бумага «появилась» во II веке до н. э. — точно также, как пергамент — в Европе. Азиатские фальсификаторы ХХ века своими находками «древней» бумаги поддержали своих азиатских коллег из ХVIII века.   Не было и древней арабской бумаги из хлопка. Мусульманские рукописи начали «чудесным образом» находить с конца ХVIII века. Так, знаменитого арабского историка и философа Ибн Хальдуна, который будто бы жил в 1332-1406 годах, напечатали только в 1868 году.   В Британской энциклопедии   1771 года указывается, что европейская или льняная (тряпичная) бумага появилась в ХIV веке. Британская энциклопедия 1911 года уточнила, что в делопроизводстве бумага начала использоваться со второй половины ХIV века.   На Руси слово бумага (писчий материал) обнаруживается в XV веке. Оно обнаруживается вместе со словами «лист» и «десть» в записи Пролога 1481 года.   Льняная бумага в Европе появилась из отходов производства льняной материи. По времени появление бумаги совпадает с ростом купеческой активности в Европе в ХIV веке. Можно сказать, что именно потребность в делопроизводстве и подтолкнула к созданию бумаги. Потребность определило предложение. Первую бумагу из льняных тряпок начали изготовлять в Италии, Франции и Германии. В Англии — в 1495 году, в Шотландии — в 1591-м, в Бельгии и Голландии — только в 1686-м. В Московии попытки изготовления бумаги были в 1576-м и 1655 годах.   Первая бумага была неровная и рыхлая. На такой бумаге можно было писать. Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага была наименее биостойка, и плесень быстро уничтожала бумажные волокна.   Донато Браманте (1444-1514 гг.) в 1508 году изобрел винтовой пресс, на котором делал медали или монеты. Это изобретение стало возможным благодаря токарному станоку с кривошипом (появился в 1480 году). Станок имел ножной педальный механизм, ременной привод через колесо с кривошипом и передвижной суппорт, позволяющий токарю работать двумя руками.   В середине ХVI века Жак Бессон в «Театре инструментов» впервые описал винторезный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов с суппортом и токарный станок для обточки некруглых предметов из древесины с помощью шаблона. Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлические винт и гайку, а затем усовершенствованный вертикальный пресс.   В 1555 году вертикальный пресс для чеканки монет установили на парижском монетном дворе. Первые винтовые прессы, использовавшиеся в Англии, были импортированы в 1561 году Элоем Местрeллем из Франции.   Только с появлением винтового пресса во второй половине ХVI века бумага, отжатая на нем, начала поступать в свободную продажу, и ее можно было долго хранить. В Москве впервые появились книжные ряды, торговавшие книгами и писчей бумагой, в 1580 году.   Опираясь на историю появления бумаги, можно утверждать, что бумажные рукописи, которые датируются до ХVI века, являются подделками под старину. Такой подделкой являются «старейшая» русская книга, написанная на бумаге, — «Поучения Ефрема Сирина» (датируется   1381 г.), арабская рукопись на бумаге (с датою 866 г.), греческие рукописи с датами 1079, 1090, 1095 годов…   И в заключение еще одно замечание. Гутенберг мог печатать свои книги только на пергаменте, который появился в середине ХV века. Но Гутенберг не мог печатать свои книги на бумаге, потому что бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, появилась в ХVI веке.   Таким образом, история технологического развития человечества показывает, что наиболее древняя дошедшая до нас письменная информация на материальных носителях (пергаменте, а затем бумаге) датируется ХV веком, а в исключительных случаях — концом ХIV века. Письменные документы, которые пытаются датировать более ранним сроком, — не что иное, как подделки, изготовление которых зачастую мотивировалось политическими и идеологическими интересами.Источник http://old.redstar.ru/2009/06/03_06/4_02.htmlДоклад И. Шумаха http://www.newchrono.ru/prcv/doklad/pergamen.htm

Источник: mylnikovdm.livejournal.com

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Кто и когда изобрел пергамент?. Кто есть кто в мире открытий и изобретений

Кто и когда изобрел пергамент?

Вы, наверное, знаете, что древние грамотеи для своих записей использовали различные писчие материалы. Самые известные из них – это папирус, пергамент и бумага, на которой мы пишем до сих пор. Папирус изобрели древние египтяне, бумагу – китайцы, а вот что такое пергамент? Кто и когда его изобрел?

У европейцев и некоторых народов Азии пергамент оказался победителем в конкуренции с папирусом. И случилось это по многим причинам. Именно на пергаменте, а не на папирусе были написаны многие древние и средневековые книги. Пергамент и сейчас иногда используется в канцелярии Ватикана для приготовления почетных наградных документов и грамот, торжественно вручаемых известным во всем мире людям за их особые заслуги.

Пергамент как тип древней бумаги – это особым образом обработанная телячья кожа – впервые был изготовлен в государстве Пергам, в Малой Азии, в III веке до нашей эры Римский ученый и писатель Плиний Старший сообщает, что изобретен пергамент был в результате острого соперничества в собирании книг между царем Египта Птолемеем Эпифаном и царем Пергама Евменом. Желая помешать своему сопернику приобретать книги для библиотеки, Птолемей запретил вывоз папируса, тогда единственного писчего материала, из Египта. Правителю Пергама пришлось срочно искать другой материал для изготовления и переписывания книг, способный заменить привычный папирус.

Однако скорее всего изобретение нового писчего материала явилось следствием длительных поисков наилучшей формы для книги и более долговечных и удобных материалов для письма. Евмен, несомненно гордившийся появлением в его царстве нового типа бумаги, и не подозревал, какое распространение получит пергамент уже в ближайшие века. Не мог он предвидеть и то, что именно египетской царице Клеопатре, правившей на родине папируса незадолго до наступления новой эры, римлянин Марк Антоний щедро подарит 200 000 пергаментных книг из своей библиотеки. Так «пергамская бумага» окончательно победила папирус.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Пергамент - это... Что такое Пергамент?

Манускрипт Меровингов, VII век н. э.

Перга́мент (в работах по истории и источниковедению обычно перга́мен)[1] (нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергам) — материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.

Этимология

Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение. В профессиональной среде историков, в основном употребляется слово «пергамен», от лат. Pergamen.

История

По свидетельству греческого историка V в. до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

У евреев с древности и до наших дней пергамент известен под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы (Сефер Тора). На более распространённом виде пергамента «клаф» (лат. vellum) пишутся также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Еще один вид пергамента духсустус, изготовляемый из нижних слоев кожи (спилка), использовался только для мезуз. Однако с развитием индустрии скотобоен, когда шкуры стали доступнее, этот вид пергамента перестал использоваться ввиду его низкого качества[2]. Для написания еврейских священных свитков могут использоваться исключительно шкуры кошерных видов животных.

В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо, хотя большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, сохранились и пергаментные версии.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.

Изготовление

Изготовление пергамента, Германия, 1568 г.

В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергаменте, и в Средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.

Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (фр. velin от vellum). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велень шли шкуры новорождённых и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в Средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.

Пергамен был толще и грубее велени, но раннее Средневековье практически не знало велени, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.

Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.

После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.

При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету, и предотвращал растекание туши. Для отбеливания пергамента в него втирали муку, белки или молоко.

В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писаная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство.

К писцам и художникам пергамент поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради. Преимущество пергамента над папирусом заключается в том, что на пергаменте можно писать с обеих сторон листа, а кроме того, его можно использовать повторно.

Пергамент был не дешевле папируса, поскольку на изготовление крупноформатных книг (а священные книги часто изготавливались в большом формате) уходило множество шкур. Например, каждая двойная страница в «Лоршском Евангелии» (ок. 810 г. Рим, Ватиканская библиотека) требовала одной шкуры телёнка; для изготовления «Книги Кельтов» («Келлское евангелие», ок. 800 г., Дублин, Библиотека Тринити-колледжа) потребовалось забить стадо приблизительно в 150 голов, а для создания «Винчестерской Библии» (1160—1175 гг., Винчестер, Библиотека собора) потребовалось стадо в 250 телят. Для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных[3].

Переработка

В период с VII по IX века множество пергаментных манускриптов были соскоблены и смыты, чтобы использовать их повторно, хотя первоначальный текст можно прочесть и сейчас. Переработанные пергаменты получили название палимпсест. С развитием процесса переработки и появлением более совершенных технологий скобления первоначальный текст пропал.

Виды

Милиора ди Курки в работе «История и технология изготовления пергамента» писала, что пергамент не всегда белый: «Ченнини, мастер XV века, даёт рецепты окраски пергамента в различные цвета, включая пурпурный, индиго, зелёный, красный и персиковый».

В раннем Средневековье, подражая византийским манускриптам, таким как Россанский и Синопский кодексы или Венский Генезис, для особо роскошных рукописей мастера, кроме белого, использовали цветной, чаще всего фиолетовый пергамент, на котором писали серебром и золотом. Реже употреблялся жёлтый пергамент (лат. codex crocatus; от crocus — шафран) или чёрный.

К таковым относится, например, «Серебряный кодекс» (лат. Codex argenteus) — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергаменте серебром и хранится в Швеции, в Уппсале. В Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, написанное золотом на фиолетовом пергаменте — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также