Список древнегреческих философов. Древний мыслитель
Список древнегреческих философов | Философия науки (Физики) вики
Схема греческих философов
сократ
Александр Македонский Править
356 до н.э. - 323 до н.э.
Не был философом, но его завоевания оказали большое влияние на распространения философских идей древней Греции. Ученик Аристотеля.
384 до н.э. - 322 до н.э.
Ученик Платона, наряду с ним один из столпов древнегреческой философии. Основатель Ликея.
428 до н.э. - 348 до н.э.
Ученик Сократа. Автор теории идей.
Деметрий Фалерский
Править
350 до н.э. - 283 до н.э.
Перипатетик, ученик Теофраста, основатель Александрийской библиотеки и Мусейона.
370 до н.э. - 285 до н.э.
Ученик Аристотеля. Автор истории растений и классификации на жук.Не известно когда умер
570 до н.э. - 490 до н.э.
Основатель школы пифагорейцев. Разделил математику на 4 области, занимался гармонией.
325 до н.э. - 265 до н.э.
Автор "Начал", ввел в науку практику доказательств.
Гиппократ Хиосский Править
вторая половина 5 в до н.э.
Первый применял дедуктивный подход, использовал доказательства.
Фалес Милетский Править
630 до н.э. - 545 до н.э.
Считается основоположником греческой философии, один из семи мудрецов. Его имя носит теорема Фалеса.
500 до н.э. - 428 до н.э.
Автор непрерывного подхода.
160 н.э. - 210 н.э.
Скептик, врач.
130 н.э. - 205 н.э.
Врач.
Гиппократ Косский Править
460 до н.э. - 360 до н.э.
Самый известный врач.
304 до н.э. - 250 до н.э.
Врач галенской школы.
98 н.э. - 138 н.э.
Внес вклад в акушерство и гинекологию.
287 до н.э. - 212 до н.э.
Философ из Сиракуз.
Аполлоний Пергский Править
262 до н.э. - 190 до н.э.
Изучал конические сечения. Вплотную подошел к созданию системы координат.
Герон Александрийский Править
10 н.э. - 70 н.э.
Философ.
Папп Александрийский Править
290 н.э. - 350 н.э.
Изучал механические кривые, спираль Архимеда, конхоиду Никомеда.
Диофант Александрийский Править
200 н.э. - 284 н.э.
Автор алгебраических уравнений.
139 до н.э. - 51 до н.э.
Стоик.
Евдокс Книдский Править
408 до н.э. - 355 до н.э.
Математик и астроном.
190 до н.э. - 120 до н.э.
Астроном.
Аристарх Самосский Править
310 до н.э. - 230 до н.э.
Астроном
276 до н.э. - 194 до н.э.
Математик, астроном, философ.
ru.phylo.wikia.com
Древний мыслитель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Древний мыслитель
Cтраница 2
И здесь главным, с точки зрения химии XIX века, оказалось признание качественных различий элементов, а значит и их атомов ( качественная атомистика), в противоположность бескачественной атомистике древних мыслителей. [16]
Что же образует механизм творчества, его пружину, его отличительные особенности. Важнейшим из таких механизмов является интуиция. Древние мыслители, например Демокрит и особенно Платон, рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В отличие от обычного чувственного зрения, дающего информацию о преходящих явлениях, не представляющих большой ценности, умозрение, согласно Платону, позволяет подняться до постижения неизменных и вечных идей, существующих вне и независимо от человека. Декарт считал, что интуиция позволяет отчетливо и ясно усматривать идеи, заключенные в нашей душе. Но как именно устроена интуиция, никто из них не пояснял. Несмотря на то что последующие поколения европейских философов по-разному толковали интуицию ( Фейербах, например, считал, что она коренится не в усмотрении высших идей, а в самой чувственности человека), мы до сих пор очень мало продвинулись в понимании ее природы и механизмов. Именно поэтому интуиция и связанное с ней творчество не могут быть в сколько-нибудь полной и удовлетворительной форме описаны системой правил. Однако современная психология творчества и нейрофизиология позволяют с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. [17]
А тем более они не сообщают, каким образом оно становится наименьшим. Например, они утверждают вообще, что природа действует по кратчайшему или по наиболее легкому пути, но не объясняют, каков же в каждом случае этот кратчайший и наиболее легкий путь, и не показывают, каким образом этот путь в каждом случае становится кратчайшим и наиболее легким. Математики же, более тщательно исследовав этот вопрос, из общего закона природы, полученного в туманной форме от древних мыслителей, рассмотрели лишь некоторые частные явления и исследовали, что в них действительно является наименьшим. Однако мы не находим здесь ничего больше, чем то, что наблюдали некоторые авторы относительно законов столкновения тел. И хотя это, разумеется, связано лишь с весьма частным случаем, ел. Кениг, однако, не усомнился обвинить знам. Такое обвинение тем более абсурдно, что, по признанно самого Кенига, то наблюдение наименьшего, которое имеет место в столкновении тел, весьма ограничено и охватывает лишь какой-нибудь случай столкновения. Кениг называет Гравезанда и Энгельгарда, с которыми знам. Но здесь нам становится ясно, как день, до какой степени Кениг противоречит, сам себе, ибо ведь то, что сказано этими мужами, он весьма одобряет. Как же может он обвинять знам. Ведь лишь по одному тому, что его принцип Кенигом объявляется ложным, не может быть, чтобы он был похищен у этих названных Кенигом героев. [18]
Это допущение п нек-рые др. проявления непоследовательности атеизма древних мыслителей выражали классовую п историческую ограниченность их взглядов. [19]
Простейшим является случай, когда силы вообще отсутствуют. Эта точка зрения сразу приводит к трудностям, если задаться вопросом, почему брошенный камень или стрела продолжают двигаться после того, как они были выпущены из руки. Ясно, что именно рука привела их в состояние движения, но ее воздействие закончилось, как только движение началось. Древние мыслители испытали много затруднений, пытаясь уяснить, ка-кие силы действительно поддерживают движение брошенного камня. [20]
Страницы: 1 2
www.ngpedia.ru
Великие мыслители древней Греции
Великие мыслители древней Греции.
Платон АфийскийВеликий мыслитель, основатель Академии – философской школы, Платон Афийский родился в 427 г. до н. э. и дожил до 347г. до н. э. Основанная им философская школа просуществовала почти 1000 лет – до 529г. н. э. Платон занимался вопросами сотворения Мира. На вопрос, каким образом мог появиться гармонично устроенный мир, Платон отвечал, что он был сотворён согласно определённому плану. По убеждениям Платона, мир, задуманный и созданный Вечносущим Богом, одушевлён и божествен.Платон в одном из своих диалогах писал: «Весь этот замысел Вечносущего Бога относительно Бога, которому только предстояло быть, требовал, чтобы тело космоса было сотворено гладким…одинаково распространённым во все стороны от центра… В его центре построивший дал место душе, откуда распространил её по всему протяжению и вдобавок облёк ею тело извне».В сочинениях Платона впервые в европейской культуре встречается идея единого Бога – Творца. Его Платон называет Демиургом, что значит Мастер. По мнению Платона, Демиург для устройства Вселенной создал особое вещество в виде смеси двух сущностей – «неделимой идеальной» и «делимой материальной». Потом Демиург «рассёк состав по длине на две части», свернул их и из одной сделал небо неподвижных звёзд, а вторую - заготовку остальных небесных тел – «разделил на семь неравных кругов, сохраняя число двойных и тройных интервалов».Это деление, определяющее расстояние между Землёй и орбитами светил, называют платоновской гармонией сфер.Относительные расстояния от Земли до светил получились такими:Луна – 1, Солнце – 2, Венера – 3, Меркурий - 4 , Марс - 8, Юпитер -9, Сатурн – 27.На самом деле предложенные Платоном интервалы никак не связаны с действительностью, они имеют только историческое значение. Но в развитии астрономии принцип поиска закономерностей в размерах орбит сыграл достаточно важную роль.В одном из наиболее поздних своих диалогов - «Тимее» Платон упомянул о подвижности Земли: «Земле же кормилице нашей, он (Демиург (авт).) определил вращаться вокруг оси, проходящей через Вселенную, и поставил её блюстительницей дня и ночи».Это движение Земли противоречило вращению, которое философ приписывал небу и звёздам.Возможно, Платон в своих выводах по движению небесных тел сомневался и не определился, какое вращение предпочесть.В основанной Платоном Академии Философ читал лекции о создании мира, о нравственности. Что касается нравственности, то одним из примеров его убеждений является то, что он не одобрял дорогие наряды на молодых людях и даже осуждал эту, как он утверждал, женскую страсть к нарядам и украшениям. Он понимал, что молодым людям хотелось нравиться, что они чувствовали себя гораздо лучше в дорогих и красивых нарядах, чем в одноцветной хламиде, но многолетние привычки Платона не соглашаются с доводами его разума. Он был широкоплеч, красив, статен – он благороден. И простой наряд, считал философ, лишь подчёркивал его благородство.Из школы философии Платона вышло много учеников, ставших впоследствии мыслителями, учёными, логиками. Некоторые из них следовали взглядам своего учителя, другие не во всём соглашались с великим философом и создавали свои, противоположные идеям Платона теории. Так зарождалась наука – в противоречиях и спорах, надо сказать, и не только в древние века. Так она развивается и по настоящее время.Говоря о правильных и ошибочных точках зрения на многочисленные проблемы, с которыми пришлось столкнуться Платону, хочется отметить, что есть «вечные» вопросы, ответы на которые и сейчас являются неоднозначными. Вопрос о сотворении мира, т. е. о возникновении Вселенной – может ли когда-нибудь кто-то точно или с большой степенью вероятности ответить – как это произошло.Или, к примеру, где искать Атлантиду? Что произошло на планете в то время, когда исчезла Атлантида? Поразительно, но в своё время Платон также писал о катастрофе, приведшей к гибели атлантов и их среды обитания. Платон в своих работах указывал, что Атлантида располагалась за проливом Гибралтар в Атлантике. Древнегреческий учёный привёл две весьма приблизительные даты гибели Атлантиды: одиннадцать и двенадцать тысяч лет назад, если вести счёт от нашего времени.О прекрасном острове и могучем государстве атлантов поведал миру, увы, только он один, великий философ Древней Греции – Платон. Но Платон же, по его утверждению, опирался на рассказ об Атлантиде своего предка по материнской линии, «мудрейшего из семи мудрых», Солона. (Год рождения Солона не установлен, но известно, что в 594 г. до н. э. он был архонтом в Афинах. Дата его смерти также не известна. Дожил Солон до глубокой старости).Полулегендарная – полуисторическая родословная Солона и Платона необычайно интересна. Родоначальником их был не кто иной, как сам бог Посейдон. Тот самый Посейдон, что «основал Атлантиду и населил её своими детьми».Правнуком сына Посейдона Нелея был афинский царь Кодр. Солон был потомком Кодра, а Платон – праправнуком Кодра. Путешествуя по Египту, греческий мудрец Солон узнал от жрецов, а быть может прочёл в храме богини Нейт в Саисе, историю Атлантиды.В сочинениях Плутарха сообщается о том, что Солон начал «обширный труд» об Атлантиде, но не закончил его. От этого труда, к сожалению, до наших дней ничего не дошло. Спустя 200 лет потомок Солона Платон поведал миру в своих диалогах «Тимей» и «Критий» сказание Солона об Атлантиде, услышанное им от внука Солона, Крития. Это сказание поражает воображение наших современников точностью совпадений многих процессов, происходящих на планете, приведших к гибели загадочного острова, с данными современных учёных. Платон рассказывает о великом и могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и высокой цивилизации. Платон писал: «Власть союза царей простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. А по эту сторону пролива атланты овладели Ливией до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии), поскольку флот атлантов безраздельно господствовал на морях». Платон рассказывает о государственном устройстве атлантов. Он описывает храмы, дворец, кольцевые каналы, мосты, гавани. Рассказывает Платон и о трагической гибели прекрасного острова – в результате грандиозной катастрофы остров поглотило море. Ни один письменный источник древних, кроме диалогов Платона не сообщает ничего об Атлантиде.Аристотель СтагирскийУченик Платона Аристотель сказал «Платон мне друг, но истина дороже». Слова эти стали поговоркой, но мало кому известно, что одной из причин, которая побудила Аристотеля предпочесть «истину» своему учителю, была всё та же история с Атлантидой. Приговор, вынесенный Атлантиде Аристотелем, нашёл поддержку у христианских догматиков: ведь в средние века был хорошо известен год сотворения мира - 5508 г. до н. э. Оспаривать сей факт не разрешалось: с еретиками поступали круто.Но не только Атлантида была причиной разных «истин» ученика и учителя.Это были первые создатели философских учений, теоретических схем и моделей. Они жили за несколько столетий до н. э.Один из величайших философов и учёных родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, вблизи Афона.Его отец Никомах и мать Фестида были благородного происхождения.Отец был придворным врачом македонского врача Аминты третьего, ту же должность он прочил своему мальчику.Никомах первоначально сам обучал сына врачебному искусству и философии, в то время нераздельной с медициной. Но он рано умер и перед смертью очень горевал, что не успел до конца обучить сына искусству врачевания, и тем самым не обеспечил ему место при царе, по его слова – лучшее место при лучшем царе.Перед смертным часом отец посоветовал сыну при достижении 17 лет идти в Афины, в то время – столицу всей эллинской мудрости, и найти там себе настоящих учителей жизни.Отец настоятельно рекомендовал сыну запомнить имя Платона, который, по его словам, ведёт свой род от Солона, который был сыном Аполлона. Поскольку наш род знатен, ибо мы потомки Асклепия, - говорил отец сыну, а в ком соединится мудрость Асклепия и мудрость Аполлона, тот и станет самым мудрым из людей и приблизится к богам.Аристотель поклялся, что так и сделает, и при достижении им 17 лет, уже на следующий день отправился в Афины, к Платону.В 367 г. до н. э. он поступил в школу, основанную Платоном - учеником Сократа (469 -399 г. до н.э.) в местечке Академия, недалеко от Афин.После 20 лет учёбы Аристотель основал в Афинах свою философскую школу, в некотором роде противоречивую Академии Платона.После смерти Платона Аристотель вместе с любимым учеником последнего Ксенофонтом переехал к атарнейскому тирану Гермине. Женившись на его племяннице Пифнаде, Аристотель поселился с нею в Мистилене, откуда был призван македонским царём Филиппом на воспитание его сына. Благородный дух воспитанника, величие его подвигов говорят о животворном и благодетельном влиянии великого философа на мальчика, ставшим впоследствии знаменитым полководцем Александром.Переехав в 334 г. до н. э. снова в Афины, Аристотель основал там свою школу, получившую название перипатетической.При жизни Аристотель не был любим и не всегда признан, превратности судьбы сказались на том, что некоторые работы оказались неполными и отрывочными. Впрочем, многих учёных, которые жили значительно позже, постигла та же участь.Наружность учёного не отличалась привлекательностью. Он был роста небольшого, сухощав, близорук, картав. С язвительной улыбкой на губах, он был холоден и насмешлив. Противники боялись его речи, всегда логичной и ловкой, остроумной и саркастической, что способствовало, конечно, появлению большого количества врагов.Отрицательное расположение греков к Аристотелю преследовало и после смерти. При жизни его обвиняли в безбожии, в результате чего 62-летний, он покинул Афины и переселился в Халпис на Эвбе, где через несколько месяцев умер от болезни желудка.За ним на остров последовала группа учеников. Свою богатую библиотеку и руководство школою он завещал Феофрасту ЭрезийскомуАристотель написал более 300 работ. Он создал теорию познания, формальную логику, теорию поэзии, механику, описательную биологию и физиологию.Он критиковал своего учителя Платона и стремился заниматься не только общими вопросами, но и анализировать конкретные явления. Его представления о мире внешне мало отличались от платоновских, но по сути своей были им противоположны.Аристотель считал мир вечным и неизменным, живущим по физическим законам. Но физика Аристотеля резко отличалась от нашей и её авторитет в Средние века в какой то момент стала сдерживать прогресс этой науки.Сначала философ обосновал идею о том, что во Вселенной есть особая точка – центр, к которому в силу своей природы стремились тяжёлые элементы: земля и вода. Ведь если бы такого центра не было, падение предметов продолжалось бы вечно, без остановки. Из-за стремления элементов к центру мира Земля получила форму шара. Лёгкие элементы – воздух и огонь – напротив, стремились от центра, но не уходили за границы «полуденной сферы». За ней начиналось царство небесных тел, построенное из особого, пятого элемента – «квинтэссенции», эфира.Движение к центру и от него Аристотель считал «естественными», все остальные его виды требовали приложения силы и назывались «принудительными». Чтобы объяснить, почему небесные тела движутся, философ ввёл некий божественный перводвигатель, располагавшийся у внешних пределов мира. А как объяснить полёт пущенной стрелы или брошенного камня? Ведь они летят, когда сила уже не действует. Согласно Аристотелю, их несёт воздушный вихрь. Камень раздвигает воздух, тот обходит летящее тело, ударяет по нему сзади и тем самым поддерживает движение. Эта странная для нас физика не допускала даже осевого вращения Земли.Талант мыслителя Аристотеля привёл к объяснению многих явлений и процессов в природе. Сейчас мы знаем, что в некоторых выводах он заблуждался. В большинстве случаев эти ошибки относятся к физическим явлениям. Так, например, повседневные наблюдения создают впечатление, что движение тел с постоянной скоростью требует определённых усилий.В механике Аристотеля этот вывод получил теоретическое обоснование, не связанное с обращением к эксперименту.Им сформулирован принцип «природа боится пустоты», т. е. пространство заполнено материей, которая оказывает сопротивление любому движению тел. Поэтому для движения тел с постоянной скоростью необходимо постоянно прикладывать силу. Отсюда следует вывод, что в отсутствие сил движение невозможно.Авторитет Аристотеля в древнем мире и в средние века был настолько велик, что потребовалось почти два тысячелетия, чтобы преодолеть сложившиеся взгляды на проблему движения тел и создать новую, непоколебимую теорию.В ряду многочисленных учений Аристотель сформулировал теорию цветов. Он полагал, что основным является солнечный, т. е. белый свет, а все остальные цвета получаются из него добавлением различного количества тёмного цвета. Таким образом, по его теории выходило, что цвета радуги сложные, а солнечный свет простой. Это учение о свете продолжало господствовать в науке вплоть до семнадцатого века.Чтобы не сложилось мнения, что вся теория Аристотеля была ошибочной, заметим, что в физике он абсолютно верно объяснил природу звука. Исходя из наблюдений, он сделал вывод о том, что звучащее тело создаёт попеременное сжатие и разрежение воздуха, а благодаря упругости воздуха эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство – от слоя к слою.Однако, заблуждался философ и мыслитель и в том, что утверждал, будто при падении тяжёлые тела движутся со скоростью, пропорциональной их весу. Скорее всего, он пришёл к этому выводу на основе наблюдений: действительно, ведь лист бумаги опускается на землю медленнее, а камень летит прямо вниз значительно быстрее. Аристотель ошибся, не учтя сопротивления воздуха.То есть ошибки в его теории были, но это было зарождение науки. Многие вопросы были поставлены впервые, отдельных наук ещё не существовало, мыслители древности искали ответы, полагаясь в основном на свои наблюдения, не имея фактически никаких приборов.Аристарх СамосскийАристарх жил около 310 – 250 гг. до н. э. Родился на острове Самос.Он был учеником физика Стратона из Лампсака. Его учитель принадлежал к школе Аристотеля и в конце жизни даже руководил Ликеем, созданным Аристотелем.Аристарх был одним из основателей знаменитой Александрийской библиотеки и Мусейона – главного научного центра поздней античности.По-видимому, здесь среди первого поколения учёных Александрии, учился и работал Аристарх.Имя Аристарха как - будто выпадает из своей эпохи. Но, являясь учеником школы Аристотеля, он был философом со своим мировоззрением, внесший определённый вклад в развитие науки античного времени.В частности, известны его выводы в области астрономии.ДО него теории неба строились чисто умозрительно, на основе философских аргументов. Иначе и быть не могло, поскольку небо рассматривалось как мир идеального, вечного, божественного. Аристарх попытался определить расстояния до небесных тел с помощью наблюдений. Когда у него это получилось, он сделал второй шаг, к которому не были готовы ни его современники, ни учёные много веков позднее. Как Аристарх решил первую задачу, известно точно. Единственная сохранившаяся его книга «О размерах Солнца и Луны и расстояниях до них» как раз посвящена этой проблеме.Сначала Аристарх определил, во сколько раз Солнце дальше Луны. Для этого он измерил угол между Луной, находившейся в фазе четверти, и Солнцем (это можно сделать при заходе или восходе Солнца, когда Луна иногда видна одновременно с ним). Если, по словам Аристарха, «Луна кажется нам рассечённой пополам, угол, имеющий луну своей вершиной, прямой». Аристарх измерил угол между Луной и Солнцем, в вершине которого находилась Земля. Из полученных им углов Аристарх определил, что расстояние от Земли до Солнца в 19 раз длиннее расстояния до Луны. На этом выводе – Солнце в 19 раз дальше Луны – Аристарх остановился. На самом деле Солнце в 400 раз дальше Луны, но с инструментами того времени найти точное значение этого расстояния было невозможно.Аристарх знал, что видимые диски Солнца и Луны примерно одинаковы. Он сам наблюдал солнечное затмение, когда диск Луны полностью закрывал диск Солнца. Но если видимые диски равныё а расстояние до Солнца в 19 раз больше, то диаметр Солнца в 19 раз больше диаметра Луны.Оставалось главное: сравнить Солнце и Луну с Землёй. Вершиной научной смелости тогда была идея, что Солнце очень велико, возможно, даже почти также велико, как вся Греция.Наблюдая лунные затмения, когда Луна проходит через тень Земли, Аристарх установил, что диаметр Луны в два раза меньше земной тени.С помощью хитроумных рассуждений он доказал, что Луна меньше Земли в 3 раза. Но Солнце больше Луны в 19 раз, а значит её диаметр в 6 с лишним раз больше земного (в действительности в 109 раз).Главным в работе Аристарха был не результат, а сам факт выполнения, доказавший, что недостижимый мир небесных тел может быть познан с помощью измерений и расчетов.Все эти выводы, по-видимому, подтолкнули Аристарха к его великому открытию. Его идея дошла до нас в пересказе Архимеда. Аристарх догадался, что большое Солнце не может обращаться вокруг маленькой Земли. Вокруг Земли вращается только Луна. Солнце есть центр Вселенной. Вокруг него обращаются и планеты. Эта теория получила название гелиоцентрической. Смену дня и ночи Аристарх объяснял тем, что Земля вращается вокруг своей оси. Его гелиоцентрическая модель объясняла заметное изменение блеска Марса, петлеобразное движение планет, вызванное обращением Земли вокруг Солнца.В своей теории учёный учёл тот факт, что наблюдатель на движущейся Земле должен заметить изменение положение звёзд – параллактическое смещение. Аристарх объяснял кажущуюся неподвижность звёзд тем, что они очень далеки от Земли, и её орбита бесконечно мала по сравнением с этим расстоянием.Теория Аристарха не могла быть принята его современниками. Невозможно было поверить, что наша опора не покоится, а вращается и движется и осознать все последствия того факта, что Земля тоже небесное тело, подобное Венере или Марса. В этом случае рухнула бы тысячелетняя идея Неба, величественно взирающего на земной мир.Современники Аристарха отвергли гелиоцентризм. Его обвинили в богохульстве и изгнали из Александрии. Через несколько веков Клавдий Птолемей найдёт и убедительные теоретические доводы, опровергающие движение Земли. Потребуется смена эпох, чтобы гелиоцентризм смог войти в сознание людей.АрхимедАрхимед из Сиракуз жил в 287-212 г. до н. э.Выдающийся математик, основоположник статики и гидростатики, оптик, инженер и изобретатель, он уже в своё время завоевал огромную славу.В молодости Архимед учился в Александрии у математика Конона. Вероятно, что там он познакомился с немолодым уже Аристархом.Вернувшись в Сиракузы, учёный стал «главным военным инженером города».Созданная им система обороны и военные машины, включая «жгущие зеркала» и «железные лапы» (манипуляторы, топившие десантные суда римлян), сделали город неприступным.Под старость Архимеду пришлось участвовать в обороне Сиракуз, которые, которые во время второй Пунической войны были осаждены римским полководцем Марком Марцелом. Город держался больше года и был захвачен лишь в результате предательства. Во время разграбления Сиракуз Архимед был убит римским солдатом.Впервые в истории науки Архимед применил математику к решению прикладных задач. Им открыт основной закон аэростатики и создана теория равновесия жидкостей и газов. Его труды послужили основой для создания гидравлических аппаратов, например, поршневых насосов.Сейчас каждый ученик, изучающий физику, знает, как определить равнодействующую поверхностных сил, действующих на брусок – параллелепипед площадью основания Ѕ, погруженный в жидкость плотностью ρ на глубину h. Равнодействующая этих сил, называемая выталкивающей, направлена вертикально вверх и определяется по закону, который сейчас носит имя Архимеда.Согласно закону Архимеда, на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх и равна весу вытесненной им жидкости (газа).Архимед рассматривал проблему равновесия механической системы, в частности, им был найден закон равновесия рычага, т. е. твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Его знаменитое восклицание – «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!» - говорит о том, что теорию всегда можно и нужно уметь применять на практике. Определить, сколько золота в «золотой » короне, или, например, в золотой медали олимпийца можно благодаря закону Архимеда.Архимед разработал методы определения центра тяжести, изобрёл множество механизмов для поднятия тяжести и подъёма воды, военные метательные машины.Важный вклад Архимед внёс в развитие математики. Он создал теорию вычисления площадей плоских фигур и объёмов, впервые вычислил длину окружности, пользуясь вписанными и описанными многоугольниками. Дойдя до 96- стороннего многоугольника, нашёл приближённое значение числа π в пределах 223/71 < π < 22/7. Значение π=22/7 называется архимедовым числом, это значение до сих пор используют на Ближнем Востоке.Об общих взглядах учёного на мир можно судить по его сочинению «О плавающих телах». Архимед, с одной стороны, признавал существование атомов, с другой – следовал идее тяготения Аристотеля.В одной из своих работ он описал измерение углового поперечника Солнца. Для этого учёный использовал горизонтальную линейку с поставленным на неё цилиндром. Линейка наводилась на светило при его восходе, «когда на Солнце можно смотреть». Глядя вдоль линейки, Архимед двигал по ней цилиндр и отмечал те его положения, когда он почти закрывал солнечный диск и когда закрывал его полностью. Так получалась «вилка», в пределах которой лежала измеряемая величина.Римский историк Тит Ливий, рассказывая об осаде Сиракуз, называет Архимеда «единственным в своём роде наблюдателем неба и звёзд». Эта характеристика связана, скорее всего, со знаменитым техническим творением учёного – механическим небесным глобусом. В отличие от обычного Архимедов глобус показывал не только вращение неба, но и движения других светил.Архимед написал книгу «Об устройстве небесного глобуса», которая, к сожалению, до нас не дошла. С этой книгой связывают перечень вычисленных учёным космических расстояний между Землёй, Солнцем, планетами. Учёный верно определил относительное расстояние до Луны и размеры орбит Меркурия, Венеры и Марса, если считать их гелиоцентрическими. О смешанной системе мира (геоцентрической, но с обращением Меркурия и Венеры вокруг Солнца) римский архитектор Витрувий, например, упоминает, как об общеизвестной. Вероятно, Архимед был её автором. Сделанное учёным первое правильное определение расстояний до планет оказалось в античности и последним. Геоцентрическая система не давала таких возможностей.
Литература1. А. Домбровский «Великие учёные». Аристотель. «Армада», Москва, 1998г2. Ю. Г. Павленко «Начала физики» «Экзамен», Москва, 2005г.3. Энциклопедический словарь юного физика. Москва, 1984 г.4. Энциклопедия для детей. Астрономия. Москва, 2003 г.5. Т. Н. Дроздова, Э. Т. Тюркина « В поисках образа Атлантиды», Москва, 1992 г.
www.coolreferat.com
Семь мудрецов Древней Греции
Мудрость измеряется не количеством прочитанных книг и высоким интеллектом, это способность правильно пользоваться знаниями, выработанными на основе изучения и анализа закономерностей развития человека и общества. Корни познания и систематизации жизненных истин берут начало в просвещенной Элладе. Уважительное отношение к наукам, искусству и философии в античный период развития способствовали формированию целой плеяды великих мыслителей вложивших неоценимый вклад в сокровищницу знаний человечества.
7 мудрецов Древней Греции: краткая биография
В Афинах высоко ценили выдающихся мыслителей и делали все для того чтобы увековечить их имена и знания, которые они дали человечеству. Уже в IV до н. э. Платон составляет список, дошедший до нашего времени, в который входят семь мудрецов Древней Греции. В Элладе подобные списки составлялись и до Платона, и после него, но во всех вариантах неизменно присутствуют четыре великих мыслителя.
Фалес Милетский. Автор бессмертной истины «Ни за кого не ручайся». Проживал с 640 по 546 год до н. э. Выдающийся философ своего времени. Занимался изучением наследия Древнего Египта в области астрономии и геометрии. Именно ему принадлежит великая заслуга разделить календарный год на 365 суток. Что характерно, в различных списках всех времен Фалес Милетский достойно занимает первую строчку.
Солон Афинский. Родился в 640 умер 559 году до н. э. Выдающийся афинский политик, прославил себя, как автор демократического законодательства Древней Греции. Один из известных поэтов и философов своей эпохи. К старости отошел от власти и политической деятельности, быть может, он произнес свою бессмертную фразу: «Жизни конец наблюдай».
Биант Приенский (590 – 530 года до н. э.) Об этом мыслителе известно очень мало. Согласно предания, он выполнял обязанности судьи в городе Приена и своей мудростью и справедливостью прославил себя на века на этом поприще. «Худших везде большинство»,- так любил говаривать приенский судья.
Питтак Митиленский. Именно ему принадлежит изречения «С неизбежностью не спорят даже боги» , годы жизни с 651 по 569 год до н. э. Правитель города Миттелена, воин, политик, законодатель.
Мудрецы Древней Греции: презентация
В список Платона входят еще такие мудрецы Древней Греции, как Клеобул из Линда, Мисон из Хены, Хилон из Спарты. В других вариантах, составленных после Платона, имена трех последних мудрецов заменены другими выдающимися мыслителями. Как правило, это были великие люди, совмещающие философские изыскания с политической деятельностью, изучением математики, звездного неба и естествознания.
drevniy-egipet.ru
Чем прославились «семь мудрецов» Древней Греции? | Культура
Самый ранний известный список семи древнегреческих мудрейших людей принадлежит Платону (Аристоклу): «К таким людям принадлежали и Фалес Милетский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон». В других списках, например, у Диогена Лаэрция, вместо Мисона Хенейского включён коринфский тиран Периандр. Во всех перечнях среди семнадцати мудрейших повторяются четыре имени: Солон, Фалес, Биант, Питтак.
Древнегреческие мудрецы были выдающимися мыслителями, учёными, поэтами, законодателями своего времени, пользовались особым почётом и всеобщей любовью у греков. Житейская мудрость «семи мудрецов» проявлялась в осмыслении обыденного сознания в афоризмах (гномах), имевших форму всеобщности. Одни гномы представляли собой нравственные указания с самоограничением: «Ничего сверх меры!» (Солон), «Говори к месту» (Биант), другие включали философский смысл: «Познай самого себя», третьи — гномы Фалеса — были мудрыми мировоззренческими изречениями: «Быстрее всего ум, потому что он всё обегает».
Известный древнегреческий писатель и историк Плутарх из города Херонеи (ок. 45 — ок. 127) в своём сочинении «Пир семи мудрецов» привёл их встречу в Коринфе у Периандра. Но чем знаменит был Периандр? И почему одни считают его одним из семи мудрецов, а другие, например Платон, исключили из перечня тирана пелопоннесского города Коринфа? Периандр стал правителем Коринфа после смерти своего отца Кипсела в 627 г. до н. э. и продолжил его политику интенсивного развития экономики и культуры. Тридцатилетнее правление Кипсела было очень плодотворным — город переживал культурный и экономический расцвет, когда Периандр стал правителем. Он ликвидировал многие родовые пережитки и организовал обширное строительство. О его мудрости и справедливости слагались легенды, но историки и философы, ненавидевшие тиранию и тиранов, не включили в семёрку мудрецов правителя Коринфа.
Мудрецы жили в конце 7 в. — начале 6 в. до н. э. в период образования и расцвета городов-государств в век железа, во время развития товарно-денежных отношений, начала чеканки монет. Один из самых известных древнегреческих мудрецов Солон происходил из знатного, но небогатого рода, и после смерти отца у него совсем не осталось средств к существованию. Он отправился в плавание на корабле, занялся торговлей и разбогател. Когда Солон вернулся в Афины, то застал ожесточённое противостояние разных слоёв населения: у бедняков не было своей земли, и они полностью зависели от знати. Солон стал писать стихи, в которых призывал к примирению путём взаимных уступок, затем прославился в битве за остров Саламин и стал самым знаменитым человеком в Афинах.
Афиняне решили поставить Солона во главе города, и в 594 г. до н. э. его избрали архонтом (одним из девяти чиновников, управлявших важнейшими делами государства). Противоборствующие партии хотели избрать его единоличным правителем, но он не согласился, заявив, что это место, на которое нетрудно забраться, но трудно его оставить, и тирания может стать злом для государства. Солон отказался от единоличной власти, но решительно провёл реформы, запретив обращать за долги в рабство афинских граждан. Проданных за долги в рабство за границу он велел разыскать и выкупить за государственный счёт. Он сделал высшей законодательной властью в Афинах народное собрание и покинул город на десять лет, взяв клятву с граждан, что они не станут менять новые законы до его возвращения.
Таким был этот мудрец, равнодушный к богатству и власти, прославлявший честных и порядочных людей, обличавший тиранию, считавший, что «с царями или не стоит совсем разговаривать, или надо говорить им чистую правду». Он предупреждал богачей, живущих в роскоши: «Пока жив человек, его нельзя называть счастливцем, так как никто не знает, что с ним случится завтра…». Даже в старости он пророчески стыдил перепуганных граждан, подчинившихся насилию: «Ещё несколько дней назад было так легко помешать возникновению тирании. Теперь же, когда она окрепла, искоренить её будет значительно труднее». По мнению Солона человеческая жизнь изменяется каждые семь лет и только в четвёртом семилетии наступает расцвет физических сил. Жениться Солон советовал в пятом семилетии…
Ещё один знаменитый древнегреческий мудрец, Фалес, провозглашённый первым из семи мудрецов, считается основателем философской школы в Милете. Он был известен не только своими мудрыми изречениями, но и как первый математик и физик, предсказавший год (585 до н. э.) полного солнечного затмения в Ионии. Диоген Лаэртский скажет в своём сочинении «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевлённым и полным божеств».
Фалес одним из первых догадался, что божество космоса — разум, а первоначалом жизни является вода. Он ввёл календарь, определив продолжительность года в 365 дней. Его философским завещанием стало изречение: «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймёшь пустословие болтливых людей».
Мудрецы Клеобул с острова Родоса, Питтак из Митилены, спартанец Хилон были поэтами и учили в своих стихах житейской мудрости. Изречения «семи мудрецов» способствовали гармонии человеческих отношений. Клеобул призывал соблюдать во всём меру: «Мера — наилучшее» — говорил он, Хилон предупреждал болтунов: «Не позволяй своему языку опережать твой разум», Питтак наставлял холериков: «Знай своё время», Фалес объяснял непонятливым: «Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть».
Афоризмы «семи мудрецов», или гномы, пользовались большой известностью. Перед входом в дельфийский храм Аполлона были высечены их изречения: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры».
Как видите, дорогие читатели, обыденное моральное сознание достигло уровня практической житейской мудрости и стало духовным источником философии. Изучайте древнюю философию, черпайте мудрость человеческую, не забывайте имена, вписанные в золотую книгу исторической памяти, и будьте счастливы.