Древний марс. Древний Марс был пригоден для жизни, заявляет НАСА
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тайны древнего Марса: Как погибла Красная планета. Древний марс


Древний Марс читать онлайн - Сборник

Древний Марс

(сборник)

Дж. Р.Р. Мартин

Блюз Красной планеты. Предисловие

В стародавние времена жила-была такая планета Марс — мир красных песков, каналов и нескончаемых приключений. Прекрасно помню, потому что частенько переносился туда в детстве.

Рос я в американской рабочей семье городка Байонн в Нью-Джерси. Денег в семье никогда особо не водилось. Мы арендовали жильё в многоквартирном доме, машины не имели и почти никуда не выбирались. Жили на Первой улице, школа находилась на Пятой, куда можно было дойти напрямик по Лорд-авеню, и этими пятью кварталами ограничивался мир моего детства.

Но это было совершенно неважно, потому что мне хватало других миров. Поглощая массу книг — сначала комиксов (в основном о супергероях, но также «Иллюстрированную классику» плюс диснеевские), потом покетбуков (фантастику всех видов без разбора, перемежая с детективами, приключенческими и историческими романами), — где я только не бывал, сидя в любимом кресле и склонившись над их страницами.

Я взмывал над небоскрёбами Метрополиса с Суперменом, сражался с бандитами на улицах Готэм-сити заодно с Бэтменом и перемахивал на паутинных нитях меж башен Манхэттена вместе с Человеком-Пауком. Плавал в Южных морях с Джоном Сильвером Роберта Стивенсона, погружался в морские глубины с Акваменом и принцем атлантов Нэмором-Подводником. Скрудж Макдак впервые увлёк меня в глубь Чёрного материка, в копи царя Соломона, а потом Генри Райдер Хаггард снова привёл туда. Я размахивал шпагой, разя гвардейцев кардинала вместе с тремя мушкетёрами Дюма-отца, пел о зелёных холмах Земли в тон слепому певцу Райслингу Роберта Хайнлайна, кочевал по Большой планете Джека Вэнса, проносился по Стальным пещерам Айзека Азимова, бросал вызов ужасам подземной Мории Толкиена. Книги впускали меня на Арракис и Трантор, в Минас Тирит и Горменгаст, Оз и Шангри-Ла — любые вымышленные страны…

… а также на планеты, луны и астероиды нашей Солнечной системы. Застывший Плутон (тогда ещё планету), откуда Солнце видится звездой лишь чуть ярче прочих. На Титан, над которым нависают кольца гиганта Сатурна. На повёрнутый к Солнцу всегда одним и тем же боком Меркурий, где жить можно лишь на границе между освещённой и тёмной сторонами — в «сумеречной зоне». На Юпитер, где чудовищная гравитация делает обитателей сильнее сотни человек. На скрытую непроницаемым покровом облаков Венеру, в гнилых болотах которой перепончатоногие венерианцы охотятся на динозавров.

И на Марс.

Пожалуй, туда я отправлялся подростком чаще, чем в Нью-Йорк-сити, хотя до Манхэттена было меньше часа езды на автобусе за пятнадцать центов в одну сторону. В Нью-Йорк мы обычно ездили на Рождество — посмотреть праздничное представление в мюзик-холле «Радио-сити», а потом поесть в кафе-автомате «Хорн-энд-Хардарт» на Таймс-сквер. Больше я ничего там и не знал, собственно (ну, само-собой, знал, что там где-то есть Эмпайр-стейт-билдинг и статуя Свободы, но побывал там только в 1970-е, давно уехав из Нью-Джерси).

А вот на Марсе… там я каждую песчинку знал. Пустынная планета, чьи иссохшие, холодные, багровые (конечно, куда без этого) просторы были свидетелями возникновения и упадка бесчисленных цивилизаций. Оставшиеся марсиане принадлежали к угасающей расе, древней, мудрой и таинственной, и все — как злокозненные, так и благорасположенные — были непостижимы. На Марсе обитали странные свирепые существа (восьминогие тоуты! четырёхрукие тарки! песчаные мыши!), постоянно шептал ветер, вздымались горы, там бескрайние моря красных песков пересекали сухие каналы, на берегах которых высились хрупкие города, а каждый поворот что-то таил и обещал приключения.

Марс всегда странным образом манил нас, жителей Земли. Он издавна входил в число планет, в легендарную пятёрку «бродячих звёзд» античных времён (вместе с Меркурием, Венерой, Юпитером и Сатурном), которые выбивались из рисунка созвездий и шествовали собственным путём по небосводу. К тому же Марс был звездой красной, что было заметно и невооружённому глазу древних — цвета крови и огня. Неудивительно, что римляне нарекли его именем своего бога войны. Наблюдения Марса в телескоп Галилеем, открытие полярных шапок в 1666 году Кассини, обнаружение двух марсианских лун Фобоса и Деймоса в 1877 году Асафом Холлом делали красную планету всё более привлекательной, но решающим стало заявление итальянского астронома Джованни Скиапарелли, что он наблюдал на Марсе «canali».

Название, данное Скиапарелли тёмным линиям на поверхности Марса, означало «борозды», но при переводе на английский преобразовалось в «каналы». Однако, если борозды могут быть естественного происхождения, каналы — однозначно искусственного. А в 1877 году каналы определённо занимали внимание публики. Достроенный в 1825 году канал Эри от реки Гудзон к Великим озёрам сыграл немалую роль в экспансии США на Запад. В 1869 году открылся Суэцкий канал, соединивший Средиземноморье с Индийским океаном. Всего через несколько лет, в 1881 году, французы начнут строить Панамский канал, который американцы довершат в 1914-м.

Каждое строительство требовало огромных усилий, было чудом современной техники, а значит — если на Марсе существуют каналы, то, вне всякого сомнения, должны существовать и их строители. Марсиане.

Чего ж тут удивляться, что, когда через несколько лет после этого заявления Герберт Уэллс сел за «научный роман» о вторжении на Землю инопланетян «Война миров», он обратил свой взор на красную планету. «А между тем через бездну пространства, — писал Уэллс, — на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа с высокоразвитым, холодным, бесчувственным интеллектом, превосходящие нас настолько, насколько мы превосходим вымерших животных, и медленно, но верно вырабатывали свои враждебные нам планы» [Г. Уэллс. Война миров. Гл. 1. Пер. М. Зенкевич.].

Наблюдения Скиапарелли пробудили интерес не только у романистов, но и других учёных. А особенно у американского астронома Персиваля Лоуэлла. Новая обсерватория Лоуэлла во Флагстафе была оборудована телескопами большего диаметра, чем у Скиапарелли в Милане, и к тому же в Аризоне меньше мешала засветка неба. И вот, направив свои телескопы на Марс, Лоуэлл увидел уже не «борозды», а и впрямь — «каналы».

Марс сделался настоящей страстью Лоуэлла. На протяжении всей своей жизни он продолжал непрестанно изучать его, обнаруживая всё больше подробностей, чертил весьма подробные карты марсианской поверхности с одинарными и двойными каналами, оазисами. Результаты наблюдений он опубликовал в трёх объёмистых книгах — «Марс» (1896), «Марс и его каналы» (1906) и «Марс как пристанище жизни» (1908), — развивая теорию, что длинные, прямые и, вполне очевидно, искусственные каналы были сооружены марсианами для переброски воды от полярных шапок в обширные пустыни их засушливой планеты.

И другие астрономы нацеливали свои телескопы на Марс. Кое-кто видел лоуэлловские каналы, частично подтверждая его наблюдения. Другие замечали лишь борозды Скиапарелли, относя их к природным образованиям. А некоторые вообще ничего не наблюдали, что позволяло им утверждать полную иллюзорность всяческих каналов, вызванную оптической аберрацией. В целом астрономы отнеслись к наблюдениям Лоуэлла довольно скептически, что, однако, не помешало мысли о марсианских каналах и марсианской цивилизации прочно засесть в общественном сознании.

А особенно в умах пишущей братии.

Герберт Уэллс изобразил марсиан, но на сам Марс читателей ни разу не посылал. Эту задачу он предоставил другому фантасту (существенно меньшего калибра) Гаррету П. Сёвиссу, который в 1898 году опубликовал своего рода продолжение «Войны миров» — «Эдисоновское покорение Марса». Хотя роман Сёвисса сегодня почти забыт (вполне заслуженно), в своё время он был весьма популярен и известен; стоит отметить, что именно он впервые перенёс нас через космические бездны на Красную планету с её двумя лунами, выглаженными ветром равнинами и каналами Скиапарелли. Но по-настоящему оживить марсианские пейзажи выпало писателю, пришедшему вслед за Сёвиссом, и вот его видение оказало определяющее влияние как на несколько поколений писателей-фантастов, так и на воображение многих тысяч восхищённых читателей вроде меня.

Направленную в журнал «Олл-стори» в 1911 году рукопись он подписал как Нормал Бин. Кто-то счёл это ошибкой и исправил имя на Норман, поэтому произведение «Под лунами Марса» начало выходить с февраля 1911 года как роман Нормана Бина. Под этим псевдонимом скрывался Эдгар Райс Берроуз. Когда все части были собраны для публикации в виде книги, роман получил название «Принцесса Марса». Так он и переиздавался на протяжении последующего столетия, породив множество продолжений, переложений и подражаний.

Свою умирающую пустынную планету марсиане Берроуза — как зелёные, так и красные — именовали Барсумом. Оттолкнувшись от положений Лоуэлла, Берроуз наполнил Красную планету тоутами и тарками, летучими барками, радиевыми ружьями, белыми обезьянами, воздушными растениями, населил отважными мастерами меча и яйцекладущими принцессами, одетыми лишь в драгоценности. Не будучи особенно искусным писателем, Берроуз мастерски строил сюжет, а созданные им Джон Картер и Дея Торис сделались любимыми героями многих, их славу затмил лишь, пожалуй, его же Тарзан. На протяжении первой половины ХХ века вышло ещё десять романов о Барсуме, не во всех действовал Джон Картер, но мир, сотворённый Берроузом, его Марс с многочисленными народами и странами постоянно разворачивался на их страницах, с первого до последнего романа.

Барсум — исключительно его собственное творение. Но книги Персиваля Лоуэлла продолжали распространяться, и его идеи были подхвачены Отисом Адельбертом Клайном, Стэнли Вейнбаумом, К.С. Льюисом, Джеком Уильямсоном, Эдмондом Гамильтоном и множеством прочих писателей, вскоре принявшихся рисовать свои картины Марса и его обитателей. Хотя Э.Э. «Док» Смит и отправил научную фантастику в звёздные дали своим «Космическим жаворонком» в 1928 году, за ним последовали совсем немногие собратья по перу. С 1920-х вплоть до 1960-х большинство предпочитало не уноситься так далеко от дома и писать о Солнечной системе, буквально кишащей жизнью, где каждая планета, Луна и астероид поражали экзотическими обитателями, словно соревнуясь друг с другом.

Сколько же историй разворачивалось на Марсе в пору журнального расцвета? Наверняка многие сотни. Тысячи. А то и десятки тысяч. Не счесть. Большинство из них справедливо забыты, но даже самые слабые и надуманные повести и рассказы делали Красную планету чуть ближе и роднее. И Марс моего детства вышел из-под пера не Уэллса, не Лоуэлла или даже не Эдгара Райса Берроуза, сколь бы влиятельными они ни были, но год за годом складывался из деталей, нарисованных множеством писателей того времени, причём каждый добавлял своё в общую картину мира, принадлежавшего всем и никому по отдельности.

Это и был мой Марс. Так вышло, что мальчишкой я романов Берроуза не читал (впервые прочёл, лишь когда мне пошёл пятый десяток — на целых тридцать лет позже положенного), однако знал и любил творения, вдохновлённые Барсумом ЭРБ. Впервые я отправился на Марс в компании Тома Корбетта, Астро и Роджера Мэннинга — славной команды космического корабля «Поларис» в классическом телесериале для подростков (или молодёжи, как принято теперь говорить) по космической опере Роберта Хайнлайна «Том Корбетт — космический кадет». На чуть иной Марс Хайнлайн перенёс меня приключенческим романом издательства «Скрибнерз» «Красная планета». Я узнал о свирепых песчаных мышах от Андре Нортон с её двойником Эндрю Нортом. А в пустынных городах выдержал встречу с Шамбло в компании Кэтрин Мур и её Нортвеста Смита. Потом настала очередь Ли Брэкетт и Эрика Джона Старка — ещё одного великого героя космической оперы. А когда я ещё чуть подрос — то встретился с миром «Марсианских хроник», чей проникнутый грустью, а не духом приключений тон сильно отличался от других историй о Древнем Марсе, но это не делало творение Рэя Брэдбери менее чарующим и запоминающимся.

Вероятно, последней историей о величии Древнего Марса была «Роза для Экклезиаста» Роджера Желязны. Сразу после публикации в ноябрьском выпуске за 1963 год журнала «Мэгезин ов фэнтези энд сайнс фикшн» она попала в разряд классических (перу Желязны также принадлежит последняя песнь Древней Венере — отмеченный Небьюлой рассказ «Двери лица его, пламенники его пасти»).

Творения Брэдбери и Желязны я прочёл, уже начав сам сочинять. Начинал я с историй о приключениях супергероев для комиксовых фэнзинов 60-х годов, но довольно скоро перешёл на героическое фэнтези, детективные истории и научную фантастику, всерьёз подумывая о карьере писателя. Которая неизбежно должна была привести к созданию собственных марсианских сочинений.

Но этому не суждено было произойти. Ибо уже в те годы, когда Брэдбери и Желязны ещё слагали истории о Древних Марсе и Венере, набирала обороты космическая гонка. Я следил за каждым запуском космонавтов на экране нашего чёрно-белого телевизора в родительской квартире, сознавая, что вижу рассвет новой эры, где исполнятся все мечты фантастов. Первыми появились «Спутник», «Вангард», «Эксплорер». Затем «Меркьюри», «Джемини», «Аполлон».

Юрий Гагарин, Алан Шепард, Джон Гленн.

И «Маринер»… о этот «Маринер»…

Именно он положил конец славным дням Древнего Марса… а также его сестры Древней Венеры под влажным облачным покрывалом, с её затонувшими городами, бескрайними болотами и перепончатоногими венерианцами. «Маринер-2» (запущенный в августе 1962 г.) первым пролетел рядом с Венерой через три с половиной месяца после запуска. Затем «Маринер-4» (ноябрь 1964) таким же образом поклонился Марсу, облетев его. «Маринер-5» (июнь 1967) был следующим венерианским аппаратом. «Маринер-6» (запущенный в феврале 1969) и «Маринер-7» (март 1969) исследовали Марс вместе. «Маринер-8» был утрачен, но точно такой же «Маринер-9» (май 1971) вышел на околомарсианскую орбиту в ноябре того же года и присоединился к Фобосу и Деймосу в качестве третьего спутника Красной планеты. А последний аппарат программы «Маринер-10» пролетел не только мимо Венеры, но и возле Меркурия, доказав, что тот, вопреки бытовавшему мнению, вовсе не постоянно повернут к Солнцу одной и той же стороной.

Всё это было бы ещё увлекательнее, да только…

Открытый НАСА Марс не имел ничего общего с Марсом Персиваля Лоуэлла и Эдгара Райса Берроуза, Ли Брэкетт и Кэтрин Мур. Автоматические аппараты «Маринер» не обнаружили ни следа марсианских городов — ни живых, ни мёртвых, ни угасающих. Ни тарков, ни тоутов, никаких жителей Марса любого цвета. Не было найдено подтверждения существованию ни сети каналов Лоуэлла, ни борозд Скиапарелли. Вместо этого кругом были кратеры — на деле Марс куда больше походил на Луну, чем на Барсум. А Венера… под слоем облаков вместо болот, динозавров и перепончатоногих венерианцев бурлил сущий ад ядовитых сернистых вулканических газов, слишком горячих для человека.

Данные «Маринера» воодушевили учёных во всём мире и пролили свет на истинную природу ближних планет Солнечной системы, но у людей, читающих и пишущих научную фантастику, вроде меня, к восхищению примешивалась и доля разочарования. Это был вовсе не тот Марс, куда нам хотелось попасть. И подавно не Венера, о которой мечталось.

Я так и не написал своей марсианской истории. А также венерианской, меркурианской или происходящей на других «утраченных» мирах моей юности, где разворачивалось действие стольких чудесных рассказов 30–50-х годов. И не я один. После «Маринеров» наша братия переключила внимание уже на звёзды в поисках экзотического антуража и разнообразных инопланетян, которым поблизости совсем не осталось места.

Писатели-фантасты не совсем обделили Марс вниманием и после открытий «Маринера». Время от времени действие их произведений происходило там, но это был уже «новый Марс», настоящий, зафиксированный камерами «Маринера»… где каналам, покинутым городам, песчаным мышам и марсианам решительно негде было скрыться. Самой впечатляющей получилась отмеченная наградами трилогия Кима Стэнли Робинсона «Красный Марс», «Зелёный Марс» и «Голубой Марс» — о колонизации и терраформировании четвёртой планеты от Солнца.

Но в целом число научно-фантастических вещей, действие которых разворачивалось на Марсе и других ближних планетах, после «Маринера» существенно сократилось по понятным причинам. Настоящий Марс просто оказался менее интересным по сравнению со своим фантастическим предшественником. Лишённая воздуха и жизни, мёртвая пустынная планета на снимках «Маринера» никак не могла с достаточной убедительностью поддержать ни бурные межпланетные страсти героев Берроуза, Брэкетт и Мур, ни даже более элегичные, как у Брэдбери и Желязны. Теперь, если велась речь о возможности жизни на Марсе, то имелись в виду микробы или в лучшем случае какие-нибудь лишайники, но никак не песчаные мыши или тоуты. И хотя регистрация марсианских проявлений жизни, несомненно, крайне возбудит астробиологов и прочих исследователей космоса, но ни один микроб не обладает притягательностью Деи Торис.

Лишайники тем не менее возобладали. Дею Торис с прочими марсианами отправили в космические просторы или на дальнюю полку… почти в небытие. При съёмке новой версии «Войны миров» в 2004 году Стивен Спилберг уже не называет пришельцев марсианами, как Герберт Уэллс или Орсон Уэллс в своей радиопередаче, как в серии комиксов «Иллюстрированной классики» или фильме 1953 года Джорджа Пэла, но лишь некими инопланетянами. У Спилберга они прибывают на Землю на молниях (!), а вовсе не в цилиндрических аппаратах, продукте высокоразвитого, холодного, бесчувственного интеллекта, преодолевших космические бездны. И марсиан не хватает не только мне…

Тут мы подходим наконец к нашему «Древнему Марсу» — той антологии, которую вы держите в руках, сборнику, куда вошло пятнадцать новых рассказов о Древнем Марсе, утраченном Марсе, Марсе каналов, покинутых городов и марсиан. За очень небольшим исключением авторы сборника начали писать уже после «Маринера». Подобно мне, они выросли, читая о Древнем Марсе, но не имели возможности о нём написать. Тот Марс, казалось, исчез навеки.

Но, может, и нет.

Несомненно, Марс Персиваля Лоуэлла, Нормана Бина, Ли Брэкетт, Кэтри Мур и Рэя Брэдбери не существует, но разве это означает, что о нём нельзя написать? Научная фантастика принадлежит к романтической традиции, а романтические истории всегда имели к реальному миру опосредованное отношение.

Авторы вестернов продолжают писать о Диком Западе, на деле никогда не существовавшем в таком виде, ибо «реалистические вестерны» о фермерах, а не о метких стрелках расходятся не ахти как хорошо. Детективщики продолжают создавать серии о частных сыщиках, успешно раскрывающих таинственные преступления и ловящих серийных убийц, в то время как настоящие следователи большую часть времени просиживают за столом, разбирая фиктивные иски к страховым компаниям, и выслеживают неверных супругов по дешёвым мотелям, чтобы раздобыть фотодоказательства для бракоразводного процесса. Авторы исторических романов повествуют о давних временах и далёких странах, от которых не осталось почти никаких свидетельств, а действие фэнтезийных романов и вовсе происходит в абсолютно вымышленных краях. Поскольку, по справедливому замечанию такого признанного столпа фантастики, как Джон Кэмпбелл-младший, научная фантастика есть одна из разновидностей вымысла.

knizhnik.org

Джордж Р. Р. Мартин, Гарднер Дозуа «Древний Марс»

Довольно неплохо Джордж Мартин объясняет в предисловии, о каком Марсе в антологии пойдет речь. До экспедиций на красную планету фантасты себе по-другому представляли жизнь на Марсе. Это уже потом оказалось, что там совершенно ничего интересного нету, в том числе и жизни тоже. В «Старом Марсе» собраны рассказы, которые описывают «старое» представление о планете, как будто бы там есть что посмотреть и есть с кем обменяться знаниями и технологиями.

При этом практически половина рассказов описывают умирающий Марс, на которой и марсиан-то уже почти нет, зато есть колонизаторы с Земли, одним из которых нужны полезные ископаемые, а другие пытаются на чужой планете что-то вырастить.

В других рассказах марсиане и земляне относятся друг к другу настороженно или даже враждебно, потому что как еще можно относиться к чужакам?

Общая идея всех рассказов заключается в том, что Марс либо умер, либо потихоньку умирает. Пески, лед, ветер, отсутствие воды.

К сожалению, многие рассказы получились вяленькими. Часто не совсем понятно, что хотел автор передать в своем произведении, так как ждешь ударной концовки, а ее нету. Это еще одна слабенькая антология с несколькими более-менее интересными рассказами и совершенно проходным остатком.

Из того, что мне понравилось:

«Марсианская кровь». Думал, что первый рассказ сборника окажется середнячком, а он вышел чуть ли не самым лучшим в книге (сделал такой вывод после того, как я дочитал книгу). Ученый с Земли прилетел на Марс, чтобы узнать, являются ли марсиане и земляне братьями по крови.

«Залежи» — о необычном мире ребенка, который видит 2 мира.

«В гробнице владык Марса» — хороший приключенческий рассказ со смазанной концовкой.

«Человек без чести» — забавный рассказ о попаданце из далекого прошлого.

«Солнечный камень» — трогательный рассказ о парне, который вернулся на Марс в дом, где его уже никто не ждет.

«Как в приключенческом романе» — шикарный рассказ о совершенно другом Марсе, где есть лед.

«Ария для королевы ночи» — Макдональд не подкачал и выдал отличный рассказ, который нельзя читать без улыбки. Оперный певец на Марсе хочет заработать себе деньги и славу.

Остальные рассказы прошли мимо, а некоторые еще и совершенно зря свернули в ЛГБТ тему.

От Мартина и Дозуа хотелось получить все-таки более сильный сборник. После «Марса» как и за «Венеру» не хочется браться

fantlab.ru

Тайны древнего Марса: Как погибла Красная планета

Во второй половине XX века благодаря успехам астрономии и беспилотной космонавтики стало ясно, что развитых форм жизни на Марсе нет, а все разговоры о существовании там древней цивилизации — обычные фантазии. И тем не менее соседняя планета подбросила ученым множество новых загадок, которые заставляют обратиться к ее далекому прошлому.

Загадочные реки Марса

Сегодня на Марсе реки течь не могут. Причина состоит в том, что при атмосферном давлении, которое там господствует, вода закипает при очень низких температурах.

Однако никакая другая жидкость не могла образовать марсианские русла, которые видны из космоса, и единственное возможное объяснение их наличия — образование рек, которые текли в далеком прошлом. Для этого нужно допустить, что в более ранние эпохи атмосферное давление на Марсе было значительно выше.

Возможно ли подобное? Да, ведь Марс — единственная планета, где вещество полярных шапок совпадает по составу с основным газом атмосферы — углекислым газом. Это означает, что если все вещество полярных шапок Марса превратить в пар, то давление его атмосферы возрастет.

В 1970-е годы было выдвинуто несколько гипотез, объясняющих глобальные климатические изменения на Марсе. Например, оригинальную теорию предложил знаменитый американский астрофизик Карл Саган. За последние 100 000 лет Земля пережила четыре периода оледенения, перемежавшихся теплыми межледниковыми периодами.

Наиболее вероятной причиной чередований периодов является изменение притока солнечного тепла. Возможно, Марс тоже поддается этому воздействию, которое, по мнению Сагана, в настоящее время понижено.

Доказательством его теории служит обнаружение на Марсе характерных форм рельефа, образуемых ледниками: «висячие» долины, острые гребни, седловины. Но самих ледников не видно, поэтому был сделан вывод, что такие оледенения случались в далеком прошлом — в эпохи более разнообразного климата.

Аномальная планета

Однако вскоре на смену теории марсианского ледникового периода пришла теория катастрофы, которая утверждает, что некогда соседняя планета была во всем подобна Земле, но погибла в результате столкновения с каким-то крупным небесным телом.

«Катастрофисты» рассуждают так. Марс является «аномальной» планетой. У него орбита с большим эксцентриситетом. У него почти нет магнитного поля. Ось его вращения выписывает в пространстве дикие «кренделя». Большинство ударных кратеров на поверхности Марса «теснятся» к югу от так называемой линии дихотомии, разделяющей зоны с характерным рельефом.

Сама линия необычна и отмечена откосом гористого южного полушария. На Марсе имеется и другое уникальное образование — чудовищный каньон долины Маринер протяженностью 4 000 км и глубиной 7 км.

Самое примечательное: глубокие и широкие кратеры Эллада, Исида и Аргир «компенсированы» на другой стороне марсианского шара выпуклостями Элизий и Фарсида, от восточного края которого начинается долина Маринер.

Каньон долины Маринер

Прежде всего «катастрофисты» попытались объяснить загадку дихотомии планеты. Ряд ученых высказывались в пользу тектонических процессов, но большинство соглашается с Уильямом Хартманном, который в январе 1977 года заявил: «Столкновение астероида в тысячу километров в поперечнике с планетой могло произвести существенную асимметрию, возможно, сбив кору с одной стороны планеты... Такого рода столкновение могло вызвать асимметрию Марса, где одно полушарие испещрено множеством древних кратеров, а другое было почти полностью видоизменено вулканической деятельностью».

Согласно популярной гипотезе, в древности существовал небольшой планетоид, орбита которого проходила между орбитами Марса и Юпитера (в том самом месте, где ныне находится главный пояс астероидов) — его называют Астрой. При очередном сближении с Марсом планетоид был разорван гравитационными силами, в результате чего несколько крупных обломков устремились к Солнцу.

Самый крупный обломок, оставивший после себя кратер Эллада, нанес по коре Марса вертикальный прямой удар. Он пробил ее до внутренней магмы, вызвав огромную волну сжатия и сдвиговые волны. В результате на противоположной стороне начала вспучиваться возвышенность Фарсида.

Одновременно еще два крупных фрагмента Астры пробили кору Марса. Ударные волны достигли такой силы, что не только обежали планету, но и должны были «проткнуть» ее насквозь. Внутреннее давление искало выхода, и гибнущая планета лопнула по шву — образовался чудовищный разрез, который мы ныне знаем как долину Маринер. В то же время Марс лишился и части своей атмосферы, которую буквально «сорвало» чудовищным катаклизмом.

Когда произошла катастрофа? Ответа нет. Единственный метод датировки отдельных объектов на поверхности соседних планет связан с подсчетом ударных кратеров на них на основе вероятности столкновений.

Если же мы принимаем предположение, что на южное полушарие Марса единовременно выпало большое количество обломков гипотетической Астры, то метод датировки через метеоритную статистику теряет смысл. То есть катастрофа могла произойти и 3 млрд лет назад, и 300 млн лет назад.

Ядерная война на Марсе

«Катастрофисты», описывая гибель Марса, обычно исходят из соображения, что это был природный процесс, который никак не связан с деятельностью разумных существ.

Однако авторитетный американский ученый Джон Бранденбург, обладатель докторской степени Калифорнийского университета в Дэвисе за работы в области космической плазмы, выдвинул экстравагантную теорию, согласно которой Марс погиб в результате... широкомасштабной войны с использованием термоядерного оружия.

Дело в том, что еще аппараты «Викинг», работавшие на соседней планете в 1970-е годы, установили избыточное содержание легкого изотопа ксенона-129 по сравнению с тяжелыми изотопами в местной слабенькой атмосфере, а ведь, например, в земном воздухе их доли примерно равны. Полученные данные подтвердил и марсоход «Кьюриосити».

Обнаруженный легкий изотоп мог образоваться только из радиоактивного йода-129, который в свою очередь имеет сравнительно небольшой период полураспада — 15,7 млн лет. Вопрос: откуда он взялся в столь значительных количествах на современном Марсе?

Ученые пока не смогли найти внятное объяснение очередной марсианской «аномалии».

Поэтому, выступая 1 марта 2015 года на Лунно-планетной конференции в Хьюстоне, Джон Бранденбург дал свою интерпретацию происхождения ксенона-129. Исследователь отметил, что подобный переизбыток легкого изотопа возникает при делении урана-238 быстрыми нейтронами и обычен для тех локаций земной атмосферы, где она была загрязнена продуктами атомных испытаний.

Также ученый напомнил о наблюдениях космического аппарата «Марс-экспресс», который зафиксировал с орбиты наличие на северных равнинах Красной планеты темных отложений, похожих на вулканическое стекло, площадью 10 млн км2. Причем зоны этих пород совпадают с районами максимальной концентрации радиоактивных элементов.

Бранденбург предположил, что «Марс-экспресс» нашел не что иное, как тринитит — ядерное стекло, появившееся на Земле после испытаний первой атомной бомбы в пустыне Невада.

В официальном научном докладе Джон Бранденбург лишь констатировал обнаруженные факты, не пытаясь дать им объяснение, однако в интервью журналистам не поскупился на сенсационные заявления.

Больше того, он издал книгу «Смерть на Марсе. Открытие планетного ядерного истребления», в которой изложил свою версию древней истории соседней планеты. Он полагает, что климат на Марсе был сходен с земным, там были океан, реки и леса, существовала цивилизация.

Но в какой-то момент две марсианские расы, сидонийцы и утопийцы, подверглись термоядерной бомбардировке со стороны третьей силы. В таком случае возможно, что Астра была не случайным залетным телом, а «машиной Армагеддона», уничтожившей планету в ответ на истребительный термоядерный удар.

Группы ученых, изучающих Марс, поспешили откреститься от теории Джона Бранденбурга, однако тайны соседней планеты все равно придется когда-нибудь раскрыть, а нам следует ждать новых сенсационных известий.

Антон ПЕРВУШИН

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

«Древний Марс»

feed_id: 8216 pattern_id: 2583 query: $[book_isbn[9785699760473]]

Описание:

Тематическая антология.

Иллюстрация на обложке В. Аникина.

Содержание:

  1. Джордж Р. Р. Мартин. Блюз Красной планеты. Предисловие (статья, перевод Л.Г. Михайловой), стр. 5-14
  2. Аллен М. Стил. Марсианская кровь (рассказ, перевод Л.Г. Михайловой), стр. 16-44
  3. Мэтью Хьюз. Гадкий утенок (рассказ, перевод В. Герасименко), стр. 46-75
  4. Дэвид Д. Левин. Крушение "Марс Эдвенчер" (рассказ, перевод В. Высокосовой), стр. 77-113
  5. Стивен М. Стирлинг. Мечи Зар-Ту-Кана (рассказ, перевод Т. Пацап), стр. 115-141
  6. Мэри Розенблюм. Залежи (рассказ, перевод П. Рипинской), стр. 143-179
  7. Майк Резник. В гробнице Владык Марса (рассказ, перевод Д. Герасименко), стр. 182-223
  8. Лиз Уильямс. Прочь из Скарлайта (рассказ, перевод Е. Коронаевой), стр. 225-246
  9. Говард Уолдроп. Свитки со дна мертвого моря (рассказ, перевод Л.Г. Михайловой), стр. 248-256
  10. Джеймс С.А. Кори. Человек без чести (рассказ, перевод А. Башкировой), стр. 258-285
  11. Мелинда М. Снодграсс. Начертано в пыли (рассказ, перевод В. Герасименко, Л.Г. Михайловой), стр. 287-321
  12. Майкл Муркок. Затерянный канал (рассказ, перевод Е. Фонфрович), стр. 324-363
  13. Филлис Эйзенштейн. Солнечный камень (рассказ, перевод А. Селкиной), стр. 365-397
  14. Джо Р. Лансдэйл. Как в приключенческом романе (рассказ, перевод В. Былевского), стр. 400-426
  15. Крис Роберсон. Мореход (рассказ, перевод Л.Г. Михайловой), стр. 428-455
  16. Йен Макдональд. Ария для Королевы Ночи (рассказ, перевод Л.Г. Михайловой, А. Фирсова), стр. 458-493

Примечание:

Перед каждым рассказом есть небольшая заметка «об авторе».

В книге на странице 293 есть фрагмент текста, который так и остался непереведённым.

Информация об издании предоставлена: TrollBoroda, kmk54

fantlab.ru

Древний Марс был пригоден для жизни, заявляет НАСА

22:2712.03.2013

(обновлено: 12:12 13.03.2013)

24812100

Химические лаборатории SAM и CheMin на борту марсохода изучали образцы, полученные ровером с помощью его "дрели" - бурового устройства - с глубины в несколько сантиметров в каменных отложениях на дне древнего ручья в кратере Гейла.

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости. Специалисты НАСА по итогам геохимических исследований образцов породы, полученных марсоходом Curiosity, заявили, что условия на древнем Марсе были благоприятны для микроорганизмов.

"Кратер Гейла (где совершил посадку марсоход) стал первым признанным пригодным для жизни местом в Солнечной системе за пределами Земли", — говорится в сообщении НАСА в официальном микроблоге агентства.

Марсоход Curiosity обнаружил соединения хлора и метана

Марс — самая похожая на Землю планета Солнечной системы, и ученые всегда рассчитывали найти там жизнь.

Curiosity в поисках сенсации: Марс неохотно делится тайнами >>

В 1976 году на Марсе высадились американские "Викинги" с приборами, которые могли напрямую зафиксировать присутствие микроорганизмов. Но итоги оказались неоднозначными, их можно было толковать и как проявление жизни, и как результат работы химических реакций. Поэтому НАСА приняло стратегию "следуй за водой". Поскольку только присутствие жидкой воды делает жизнь возможной, нужно сначала найти ее, а потом думать о поисках микроорганизмов.

За десятилетия работы автоматических станций ученые обнаружили на Марсе вечную мерзлоту, большое количество самых разнообразных следов древней воды. Зонд "Феникс" даже попробовал марсианскую воду "на вкус", отправив образец льда в свою лабораторию. Теперь ученые практически уверены в том, что в древности, около 3 миллиардов лет назад, на Марсе была более плотная атмосфера и жидкая вода на поверхности.

Но вода сама по себе еще ничего не говорила о пригодности для жизни. Некоторые данные указывали, что марсианская вода могла быть очень соленой, этот рассол не мог бы обеспечить существование любых известных микроорганизмов. Кроме того, "Феникс" обнаружил в марсианских образцах перхлораты — агрессивные химические вещества. Поэтому ученые до сих пор не делали заявлений о возможной обитаемости Марса.

Миссия Curiosity должна была стать шагом вперед — от поисков воды, к поиску мест, где условия в прошлом или сейчас благоприятствовали бы жизни.

"Серый Марс"

И эта задача, как заявляют ученые, была успешна решена. "Главный вопрос этой миссии: могла ли окружающая среда на Марсе быть пригодной для жизни. Теперь мы узнали, что этот ответ — "да", — заявил Майкл Мейер (Michael Meyer), научный руководитель марсианской программы НАСА.

Один из приборов, установленных на манипуляторе марсохода — небольшой буровой инструмент, который способен пробурить в камне скважину глубиной до 7 сантиметров. Именно этот прибор и совершил революцию: в толще камня могут сохраняться в неизменном виде минералы и химические соединения, относящиеся к глубокой древности, когда условия на планете были совсем другими.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Марсоход Curiosity взял образцы грунта на Марсе. Анимационная реконструкция

"Мы увидели новый Марс, серый Марс, который был пригоден для жизни", — сказал научный руководитель проекта Джон Гротцингер (John Grotzinger), демонстрируя фотографии пробуренной марсоходом скважины: под красновато-ржавой окисной пленкой марсианские камни были серыми как цемент.

Анализ этого "цемента" с помощью химических лабораторий SAM и CheMin на борту ровера позволил Гротцингеру заявить, что на Марсе в прошлом микробы могли жить, и возможно даже процветать.

Ученый напомнил, что исследование образцов марсианской породы, сделанный марсоходом Opportunity указывал на присутствие воды, но воды с очень высокой кислотностью, с очень высокой соленостью, что исключало возможность обеспечить обмен веществ для любых организмов.

"Серый Марс", по словам Гротцингера, стал полной противоположностью — глинистые минералы, найденные Curiosity, формировались в присутствии воды с небольшим содержанием соли и нейтральным показателем кислотности.

Кроме того, ученые обнаружили присутствие соединений фосфора, азота, серы, углерода, водорода — "кирпичиков" жизни. В частности, были обнаружены соединения хлора и метана. Но ученые подчеркивают, что пока нет оснований говорить, что микробы на Марсе действительно были.

Потенциальные марсиане

Находка соединений серы позволила ученым заявить, что они нашли источник энергии для возможных "марсиан". "Это могут быть хемолитоавтотрофные организмы, которые буквально едят камни", — сказал Гротцингер.

Хемолитоавтотрофные бактерии живут за счет окисления различных соединений, в частности, серы.

По словам ученых, для подтверждения полученных результатов они планируют провести второй сеанс бурения, однако он состоится не раньше мая — в апреле связь с ровером прервется из-за того, что Марс зайдет за Солнце, кроме того, специалистам нужно время для того, чтобы полностью восстановить бортовой компьютер после сбоя в памяти.

ria.ru

Древний Марс (сборник) - Джордж Р.Р. Мартин

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

  • Обложка: Скажи альфе: "Нет!" (СИ)

    Просмотров: 3398

    Скажи альфе: "Нет!" (СИ)

    Ева Горская

    Вероника счастлива в браке. Согласившись на встречу с заказчиком, она и предположить не могла, что…

  • Обложка: Невеста инопланетного короля (ЛП)

    Просмотров: 2862

    Невеста инопланетного короля (ЛП)

    Джуно Велс

    Эмма Дайсен была убеждена, что у нее худшая в мире история свиданий. У парней, с которыми она…

  • Обложка: Купите мужа (СИ)

    Просмотров: 2780

    Купите мужа (СИ)

    Валентина Плесовских

    Стою в полном шоке. Мне предлагают купить себе мужа и не одного. Куда я попала и где мои вещи?…

  • Обложка: Пари на девственность (СИ)

    Просмотров: 2458

    Пари на девственность (СИ)

    Эмилия Грант

    Всю жизнь я провела в маленьком городке под надзором заботливого отца. Но теперь ему нужна моя…

  • Обложка: Нежная птаха для мрачного колдуна (СИ)

    Просмотров: 2124

    Нежная птаха для мрачного колдуна (СИ)

    Марго Шум

    Можно жить в Райской долине и соседствовать с логовом злого колдуна. Торговать на рынке самыми…

  • Обложка: Идеальный ген (СИ)

    Просмотров: 1986

    Идеальный ген (СИ)

    Александра Руда

    Только раз в году Матильда, владелица небольшой компании космических перевозок, разрешала себе…

  • Обложка: Бумажные крылья (СИ)

    Просмотров: 1962

    Бумажные крылья (СИ)

    Ульяна Соболева

    На Олю в подъезде нападает компания молодых "отморозков", они пытаются ее изнасиловать и отобрать…

  • Обложка: Наследница (СИ)

    Просмотров: 1893

    Наследница (СИ)

    Даниелла

    Вот так бывает живешь себе, в своем маленьком мире, читаешь романтические книги, обнимаешь кота…

  • Обложка: Чужой, родной, любимый (СИ)

    Просмотров: 1859

    Чужой, родной, любимый (СИ)

    Елена Соловьева

    Я — идеальный секретарь и идеальная жена. Никто не знает, что некогда любимый муж превратился в…

  • Обложка: Остров попаданок. Мы выбираем, мир выбирает (СИ)

    Просмотров: 1746

    Остров попаданок. Мы выбираем, мир выбирает (СИ)

    Ясмина Сапфир

    Я самая обычная земная женщина с мечтами о сказочном принце и чудесном мире, воспитанными на книгах…

  • Обложка: Его девственница (ЛП)

    Просмотров: 1700

    Его девственница (ЛП)

    Сабрина Пейдж

    Начало учебного года – и этот горячий профессор желает обучить дочь проповедника всему. Пьюрити…

  • Обложка: Боевая ведьма, или моя проблема - дракон (СИ)

    Просмотров: 1458

    Боевая ведьма, или моя проблема - дракон (СИ)

    Александра Осенняя

    Алекс всегда жила в своё удовольствие: гонки на мётлах, распитие ведьмовских настоек и ночёвки на…

  • Обложка: Рейдж (ЛП)

    Просмотров: 1449

    Рейдж (ЛП)

    Мелоди Адамс

    Во время своей стажировки в «Декстер Медикал Индастриз» юная Джесси Колби случайно натыкается на…

  • Обложка: Ведьма самых вредных правил (СИ)

    Просмотров: 1435

    Ведьма самых вредных правил (СИ)

    Наталья Косухина

    Вы — потомственная ведьма, леди самых черных правил и не верите в случайности. Но что если судьба…

  • Обложка: Попаданка в Академию Зла (СИ)

    Просмотров: 1329

    Попаданка в Академию Зла (СИ)

    Ольга Олие

    Была успешным патологоанатомом, а стала обычной студенткой необычной Академии. Все бы ничего, да…

  • Обложка: Опекун для высшей расы (СИ)

    Просмотров: 1296

    Опекун для высшей расы (СИ)

    Ирина Смирнова

    Поступила как человек и спасла эльфа? Готовься, где один – там и второй... Устала от эльфов? Спаси…

  • Обложка: Невеста по найму (СИ)

    Просмотров: 1266

    Невеста по найму (СИ)

    Настя Ильина

     Заполняя анкету в агентстве «Невеста по найму», я не думала, что встречу человека, который поможет…

  • Обложка: Тридцать четыре Ежки для Кощея. В погоне за женихом

    Просмотров: 1128

    Тридцать четыре Ежки для Кощея. В погоне за женихом

    Елена Лисавчук

    Родственники - это хорошо, но не тогда, когда большинство из них – бабки-Ежки, желающие поскорее…

  • Обложка: В паутине страха и лжи (СИ)

    Просмотров: 1035

    В паутине страха и лжи (СИ)

    Екатерина Флат

    Практика всем факультетом в живописнейшем уголке мира — что может быть прекраснее?Вот только…

  • Обложка: Страшные сказки закрытого королевства

    Просмотров: 997

    Страшные сказки закрытого королевства

    Милена Завойчинская

    Привычная жизнь Рэмины рушится в день смерти отца, наследство которого желает заполучить ее…

  • Обложка: Сандарская академия магии. Перерождение (СИ)

    Просмотров: 962

    Сандарская академия магии. Перерождение (СИ)

    Алекс Анжело

    Мы встретились во время поступления в академию и возненавидели друг друга. Я за его несносный и…

  • Обложка: Меняю на нового… или Обмен по-русски

    Просмотров: 935

    Меняю на нового… или Обмен по-русски

    Дарья Чеболь

    Попаданка – одна штука. Император – три… или нет, четыре штуки. Дракон – одна штука. Некромант –…

  • Обложка: Альмаранская академия. Мой личный кошмар

    Просмотров: 926

    Альмаранская академия. Мой личный кошмар

    Валерия Осенняя

    Рэйнардин – дочь талантливых магов, наделенная выдающимися способностями. Только у нее есть один…

  • Обложка: Время Заката (СИ)

    Просмотров: 890

    Время Заката (СИ)

    Екатерина Флат

    Казалось бы, невзгоды позади, все стабильно и благополучно. Как затишье перед бурей. Но чем…

  • Обложка: Рабыня Смерти (СИ)

    Просмотров: 808

    Рабыня Смерти (СИ)

    Юлия Герман

    Она должна ему подчиняться, забыв о собственной гордости и чувствах, превращаясь в монстра на…

  • Обложка: Помоги забыть её (СИ)

    Просмотров: 712

    Помоги забыть её (СИ)

    Ирина Зимина

    Он – безнадежно влюблен в супругу собственного брата и не готов открыть свое сердце новым чувствам.…

  • Обложка: Оборотень для леди (СИ)

    Просмотров: 705

    Оборотень для леди (СИ)

    Алена Тарасенко

    Империя оборотней. Молодая вдова, человеческая магиня с непростой судьбой. Оборотень, один из…

  • Обложка: Цель - выучиться и выжить (СИ)

    Просмотров: 705

    Цель - выучиться и выжить (СИ)

    Даша Лунная

    Что делать если твоя мать умерла? Ответ прост — крепиться и стараться жить дальше. По твоим следам…

  • itexts.net

    Читать книгу Древний Марс (сборник) Джорджа Мартина : онлайн чтение

    Текущая страница: 1 (всего у книги 32 страниц) [доступный отрывок для чтения: 21 страниц]

    Древний Марс (сборник)

    © Башкирова А., Селкина А., Коронаева Е., Герасименко В., Былевский В., Михайлова Л., Высокосова В., Фирсов А., Фонфрович Е., Герасименко Д., Репинская П., Пацап Т., перевод на русский язык, 2014

    © Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

    * * *
    Дж. Р.Р. МартинБлюз Красной планеты. Предисловие

    В стародавние времена жила-была такая планета Марс – мир красных песков, каналов и нескончаемых приключений. Прекрасно помню, потому что частенько переносился туда в детстве.

    Рос я в американской рабочей семье городка Байонн в Нью-Джерси. Денег в семье никогда особо не водилось. Мы арендовали жильё в многоквартирном доме, машины не имели и почти никуда не выбирались. Жили на Первой улице, школа находилась на Пятой, куда можно было дойти напрямик по Лорд-авеню, и этими пятью кварталами ограничивался мир моего детства.

    Но это было совершенно неважно, потому что мне хватало других миров. Поглощая массу книг – сначала комиксов (в основном о супергероях, но также «Иллюстрированную классику» плюс диснеевские), потом покетбуков (фантастику всех видов без разбора, перемежая с детективами, приключенческими и историческими романами), – где я только не бывал, сидя в любимом кресле и склонившись над их страницами.

    Я взмывал над небоскрёбами Метрополиса с Суперменом, сражался с бандитами на улицах Готэм-сити заодно с Бэтменом и перемахивал на паутинных нитях меж башен Манхэттена вместе с Человеком-Пауком. Плавал в Южных морях с Джоном Сильвером Роберта Стивенсона, погружался в морские глубины с Акваменом и принцем атлантов Нэмором-Подводником. Скрудж Макдак впервые увлёк меня в глубь Чёрного материка, в копи царя Соломона, а потом Генри Райдер Хаггард снова привёл туда. Я размахивал шпагой, разя гвардейцев кардинала вместе с тремя мушкетёрами Дюма-отца, пел о зелёных холмах Земли в тон слепому певцу Райслингу Роберта Хайнлайна, кочевал по Большой планете Джека Вэнса, проносился по Стальным пещерам Айзека Азимова, бросал вызов ужасам подземной Мории Толкиена. Книги впускали меня на Арракис и Трантор, в Минас Тирит и Горменгаст, Оз и Шангри-Ла – любые вымышленные страны…

    … а также на планеты, луны и астероиды нашей Солнечной системы. Застывший Плутон (тогда ещё планету), откуда Солнце видится звездой лишь чуть ярче прочих. На Титан, над которым нависают кольца гиганта Сатурна. На повёрнутый к Солнцу всегда одним и тем же боком Меркурий, где жить можно лишь на границе между освещённой и тёмной сторонами – в «сумеречной зоне». На Юпитер, где чудовищная гравитация делает обитателей сильнее сотни человек. На скрытую непроницаемым покровом облаков Венеру, в гнилых болотах которой перепончатоногие венерианцы охотятся на динозавров.

    И на Марс.

    Пожалуй, туда я отправлялся подростком чаще, чем в Нью-Йорк-сити, хотя до Манхэттена было меньше часа езды на автобусе за пятнадцать центов в одну сторону. В Нью-Йорк мы обычно ездили на Рождество – посмотреть праздничное представление в мюзик-холле «Радио-сити», а потом поесть в кафе-автомате «Хорн-энд-Хардарт» на Таймс-сквер. Больше я ничего там и не знал, собственно (ну, само-собой, знал, что там где-то есть Эмпайр-стейт-билдинг и статуя Свободы, но побывал там только в 1970-е, давно уехав из Нью-Джерси).

    А вот на Марсе… там я каждую песчинку знал. Пустынная планета, чьи иссохшие, холодные, багровые (конечно, куда без этого) просторы были свидетелями возникновения и упадка бесчисленных цивилизаций. Оставшиеся марсиане принадлежали к угасающей расе, древней, мудрой и таинственной, и все – как злокозненные, так и благорасположенные – были непостижимы. На Марсе обитали странные свирепые существа (восьминогие тоуты! четырёхрукие тарки! песчаные мыши!), постоянно шептал ветер, вздымались горы, там бескрайние моря красных песков пересекали сухие каналы, на берегах которых высились хрупкие города, а каждый поворот что-то таил и обещал приключения.

    Марс всегда странным образом манил нас, жителей Земли. Он издавна входил в число планет, в легендарную пятёрку «бродячих звёзд» античных времён (вместе с Меркурием, Венерой, Юпитером и Сатурном), которые выбивались из рисунка созвездий и шествовали собственным путём по небосводу. К тому же Марс был звездой красной, что было заметно и невооружённому глазу древних – цвета крови и огня. Неудивительно, что римляне нарекли его именем своего бога войны. Наблюдения Марса в телескоп Галилеем, открытие полярных шапок в 1666 году Кассини, обнаружение двух марсианских лун Фобоса и Деймоса в 1877 году Асафом Холлом делали красную планету всё более привлекательной, но решающим стало заявление итальянского астронома Джованни Скиапарелли, что он наблюдал на Марсе «canali».

    Название, данное Скиапарелли тёмным линиям на поверхности Марса, означало «борозды», но при переводе на английский преобразовалось в «каналы». Однако, если борозды могут быть естественного происхождения, каналы – однозначно искусственного. А в 1877 году каналы определённо занимали внимание публики. Достроенный в 1825 году канал Эри от реки Гудзон к Великим озёрам сыграл немалую роль в экспансии США на Запад. В 1869 году открылся Суэцкий канал, соединивший Средиземноморье с Индийским океаном. Всего через несколько лет, в 1881 году, французы начнут строить Панамский канал, который американцы довершат в 1914-м.

    Каждое строительство требовало огромных усилий, было чудом современной техники, а значит – если на Марсе существуют каналы, то, вне всякого сомнения, должны существовать и их строители. Марсиане.

    Чего ж тут удивляться, что, когда через несколько лет после этого заявления Герберт Уэллс сел за «научный роман» о вторжении на Землю инопланетян «Война миров», он обратил свой взор на красную планету. «А между тем через бездну пространства, – писал Уэллс, – на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа с высокоразвитым, холодным, бесчувственным интеллектом, превосходящие нас настолько, насколько мы превосходим вымерших животных, и медленно, но верно вырабатывали свои враждебные нам планы»1   Г. Уэллс. Война миров. Гл. 1. Пер. М. Зенкевич.

    [Закрыть].

    Наблюдения Скиапарелли пробудили интерес не только у романистов, но и других учёных. А особенно у американского астронома Персиваля Лоуэлла. Новая обсерватория Лоуэлла во Флагстафе была оборудована телескопами большего диаметра, чем у Скиапарелли в Милане, и к тому же в Аризоне меньше мешала засветка неба. И вот, направив свои телескопы на Марс, Лоуэлл увидел уже не «борозды», а и впрямь – «каналы».

    Марс сделался настоящей страстью Лоуэлла. На протяжении всей своей жизни он продолжал непрестанно изучать его, обнаруживая всё больше подробностей, чертил весьма подробные карты марсианской поверхности с одинарными и двойными каналами, оазисами. Результаты наблюдений он опубликовал в трёх объёмистых книгах – «Марс» (1896), «Марс и его каналы» (1906) и «Марс как пристанище жизни» (1908), – развивая теорию, что длинные, прямые и, вполне очевидно, искусственные каналы были сооружены марсианами для переброски воды от полярных шапок в обширные пустыни их засушливой планеты.

    И другие астрономы нацеливали свои телескопы на Марс. Кое-кто видел лоуэлловские каналы, частично подтверждая его наблюдения. Другие замечали лишь борозды Скиапарелли, относя их к природным образованиям. А некоторые вообще ничего не наблюдали, что позволяло им утверждать полную иллюзорность всяческих каналов, вызванную оптической аберрацией. В целом астрономы отнеслись к наблюдениям Лоуэлла довольно скептически, что, однако, не помешало мысли о марсианских каналах и марсианской цивилизации прочно засесть в общественном сознании.

    А особенно в умах пишущей братии.

    Герберт Уэллс изобразил марсиан, но на сам Марс читателей ни разу не посылал. Эту задачу он предоставил другому фантасту (существенно меньшего калибра) Гаррету П. Сёвиссу, который в 1898 году опубликовал своего рода продолжение «Войны миров» – «Эдисоновское покорение Марса». Хотя роман Сёвисса сегодня почти забыт (вполне заслуженно), в своё время он был весьма популярен и известен; стоит отметить, что именно он впервые перенёс нас через космические бездны на Красную планету с её двумя лунами, выглаженными ветром равнинами и каналами Скиапарелли. Но по-настоящему оживить марсианские пейзажи выпало писателю, пришедшему вслед за Сёвиссом, и вот его видение оказало определяющее влияние как на несколько поколений писателей-фантастов, так и на воображение многих тысяч восхищённых читателей вроде меня.

    Направленную в журнал «Олл-стори» в 1911 году рукопись он подписал как Нормал Бин. Кто-то счёл это ошибкой и исправил имя на Норман, поэтому произведение «Под лунами Марса» начало выходить с февраля 1911 года как роман Нормана Бина. Под этим псевдонимом скрывался Эдгар Райс Берроуз. Когда все части были собраны для публикации в виде книги, роман получил название «Принцесса Марса». Так он и переиздавался на протяжении последующего столетия, породив множество продолжений, переложений и подражаний.

    Свою умирающую пустынную планету марсиане Берроуза – как зелёные, так и красные – именовали Барсумом. Оттолкнувшись от положений Лоуэлла, Берроуз наполнил Красную планету тоутами и тарками, летучими барками, радиевыми ружьями, белыми обезьянами, воздушными растениями, населил отважными мастерами меча и яйцекладущими принцессами, одетыми лишь в драгоценности. Не будучи особенно искусным писателем, Берроуз мастерски строил сюжет, а созданные им Джон Картер и Дея Торис сделались любимыми героями многих, их славу затмил лишь, пожалуй, его же Тарзан. На протяжении первой половины ХХ века вышло ещё десять романов о Барсуме, не во всех действовал Джон Картер, но мир, сотворённый Берроузом, его Марс с многочисленными народами и странами постоянно разворачивался на их страницах, с первого до последнего романа.

    Барсум – исключительно его собственное творение. Но книги Персиваля Лоуэлла продолжали распространяться, и его идеи были подхвачены Отисом Адельбертом Клайном, Стэнли Вейнбаумом, К.С. Льюисом, Джеком Уильямсоном, Эдмондом Гамильтоном и множеством прочих писателей, вскоре принявшихся рисовать свои картины Марса и его обитателей. Хотя Э.Э. «Док» Смит и отправил научную фантастику в звёздные дали своим «Космическим жаворонком» в 1928 году, за ним последовали совсем немногие собратья по перу. С 1920-х вплоть до 1960-х большинство предпочитало не уноситься так далеко от дома и писать о Солнечной системе, буквально кишащей жизнью, где каждая планета, Луна и астероид поражали экзотическими обитателями, словно соревнуясь друг с другом.

    Сколько же историй разворачивалось на Марсе в пору журнального расцвета? Наверняка многие сотни. Тысячи. А то и десятки тысяч. Не счесть. Большинство из них справедливо забыты, но даже самые слабые и надуманные повести и рассказы делали Красную планету чуть ближе и роднее. И Марс моего детства вышел из-под пера не Уэллса, не Лоуэлла или даже не Эдгара Райса Берроуза, сколь бы влиятельными они ни были, но год за годом складывался из деталей, нарисованных множеством писателей того времени, причём каждый добавлял своё в общую картину мира, принадлежавшего всем и никому по отдельности.

    Это и был мой Марс. Так вышло, что мальчишкой я романов Берроуза не читал (впервые прочёл, лишь когда мне пошёл пятый десяток – на целых тридцать лет позже положенного), однако знал и любил творения, вдохновлённые Барсумом ЭРБ. Впервые я отправился на Марс в компании Тома Корбетта, Астро и Роджера Мэннинга – славной команды космического корабля «Поларис» в классическом телесериале для подростков (или молодёжи, как принято теперь говорить) по космической опере Роберта Хайнлайна «Том Корбетт – космический кадет». На чуть иной Марс Хайнлайн перенёс меня приключенческим романом издательства «Скрибнерз» «Красная планета». Я узнал о свирепых песчаных мышах от Андре Нортон с её двойником Эндрю Нортом. А в пустынных городах выдержал встречу с Шамбло в компании Кэтрин Мур и её Нортвеста Смита. Потом настала очередь Ли Брэкетт и Эрика Джона Старка – ещё одного великого героя космической оперы. А когда я ещё чуть подрос – то встретился с миром «Марсианских хроник», чей проникнутый грустью, а не духом приключений тон сильно отличался от других историй о Древнем Марсе, но это не делало творение Рэя Брэдбери менее чарующим и запоминающимся.

    Вероятно, последней историей о величии Древнего Марса была «Роза для Экклезиаста» Роджера Желязны. Сразу после публикации в ноябрьском выпуске за 1963 год журнала «Мэгезин ов фэнтези энд сайнс фикшн» она попала в разряд классических (перу Желязны также принадлежит последняя песнь Древней Венере – отмеченный Небьюлой рассказ «Двери лица его, пламенники его пасти»).

    Творения Брэдбери и Желязны я прочёл, уже начав сам сочинять. Начинал я с историй о приключениях супергероев для комиксовых фэнзинов 60-х годов, но довольно скоро перешёл на героическое фэнтези, детективные истории и научную фантастику, всерьёз подумывая о карьере писателя. Которая неизбежно должна была привести к созданию собственных марсианских сочинений.

    Но этому не суждено было произойти. Ибо уже в те годы, когда Брэдбери и Желязны ещё слагали истории о Древних Марсе и Венере, набирала обороты космическая гонка. Я следил за каждым запуском космонавтов на экране нашего чёрно-белого телевизора в родительской квартире, сознавая, что вижу рассвет новой эры, где исполнятся все мечты фантастов. Первыми появились «Спутник», «Вангард», «Эксплорер». Затем «Меркьюри», «Джемини», «Аполлон».

    Юрий Гагарин, Алан Шепард, Джон Гленн.

    И «Маринер»… о этот «Маринер»…

    Именно он положил конец славным дням Древнего Марса… а также его сестры Древней Венеры под влажным облачным покрывалом, с её затонувшими городами, бескрайними болотами и перепончатоногими венерианцами. «Маринер-2» (запущенный в августе 1962 г.) первым пролетел рядом с Венерой через три с половиной месяца после запуска. Затем «Маринер-4» (ноябрь 1964) таким же образом поклонился Марсу, облетев его. «Маринер-5» (июнь 1967) был следующим венерианским аппаратом. «Маринер-6» (запущенный в феврале 1969) и «Маринер-7» (март 1969) исследовали Марс вместе. «Маринер-8» был утрачен, но точно такой же «Маринер-9» (май 1971) вышел на околомарсианскую орбиту в ноябре того же года и присоединился к Фобосу и Деймосу в качестве третьего спутника Красной планеты. А последний аппарат программы «Маринер-10» пролетел не только мимо Венеры, но и возле Меркурия, доказав, что тот, вопреки бытовавшему мнению, вовсе не постоянно повернут к Солнцу одной и той же стороной.

    Всё это было бы ещё увлекательнее, да только…

    Открытый НАСА Марс не имел ничего общего с Марсом Персиваля Лоуэлла и Эдгара Райса Берроуза, Ли Брэкетт и Кэтрин Мур. Автоматические аппараты «Маринер» не обнаружили ни следа марсианских городов – ни живых, ни мёртвых, ни угасающих. Ни тарков, ни тоутов, никаких жителей Марса любого цвета. Не было найдено подтверждения существованию ни сети каналов Лоуэлла, ни борозд Скиапарелли. Вместо этого кругом были кратеры – на деле Марс куда больше походил на Луну, чем на Барсум. А Венера… под слоем облаков вместо болот, динозавров и перепончатоногих венерианцев бурлил сущий ад ядовитых сернистых вулканических газов, слишком горячих для человека.

    Данные «Маринера» воодушевили учёных во всём мире и пролили свет на истинную природу ближних планет Солнечной системы, но у людей, читающих и пишущих научную фантастику, вроде меня, к восхищению примешивалась и доля разочарования. Это был вовсе не тот Марс, куда нам хотелось попасть. И подавно не Венера, о которой мечталось.

    Я так и не написал своей марсианской истории. А также венерианской, меркурианской или происходящей на других «утраченных» мирах моей юности, где разворачивалось действие стольких чудесных рассказов 30–50-х годов. И не я один. После «Маринеров» наша братия переключила внимание уже на звёзды в поисках экзотического антуража и разнообразных инопланетян, которым поблизости совсем не осталось места.

    Писатели-фантасты не совсем обделили Марс вниманием и после открытий «Маринера». Время от времени действие их произведений происходило там, но это был уже «новый Марс», настоящий, зафиксированный камерами «Маринера»… где каналам, покинутым городам, песчаным мышам и марсианам решительно негде было скрыться. Самой впечатляющей получилась отмеченная наградами трилогия Кима Стэнли Робинсона «Красный Марс», «Зелёный Марс» и «Голубой Марс» – о колонизации и терраформировании четвёртой планеты от Солнца.

    Но в целом число научно-фантастических вещей, действие которых разворачивалось на Марсе и других ближних планетах, после «Маринера» существенно сократилось по понятным причинам. Настоящий Марс просто оказался менее интересным по сравнению со своим фантастическим предшественником. Лишённая воздуха и жизни, мёртвая пустынная планета на снимках «Маринера» никак не могла с достаточной убедительностью поддержать ни бурные межпланетные страсти героев Берроуза, Брэкетт и Мур, ни даже более элегичные, как у Брэдбери и Желязны. Теперь, если велась речь о возможности жизни на Марсе, то имелись в виду микробы или в лучшем случае какие-нибудь лишайники, но никак не песчаные мыши или тоуты. И хотя регистрация марсианских проявлений жизни, несомненно, крайне возбудит астробиологов и прочих исследователей космоса, но ни один микроб не обладает притягательностью Деи Торис.

    Лишайники тем не менее возобладали. Дею Торис с прочими марсианами отправили в космические просторы или на дальнюю полку… почти в небытие. При съёмке новой версии «Войны миров» в 2004 году Стивен Спилберг уже не называет пришельцев марсианами, как Герберт Уэллс или Орсон Уэллс в своей радиопередаче, как в серии комиксов «Иллюстрированной классики» или фильме 1953 года Джорджа Пэла, но лишь некими инопланетянами. У Спилберга они прибывают на Землю на молниях (!), а вовсе не в цилиндрических аппаратах, продукте высокоразвитого, холодного, бесчувственного интеллекта, преодолевших космические бездны. И марсиан не хватает не только мне…

    Тут мы подходим наконец к нашему «Древнему Марсу» – той антологии, которую вы держите в руках, сборнику, куда вошло пятнадцать новых рассказов о Древнем Марсе, утраченном Марсе, Марсе каналов, покинутых городов и марсиан. За очень небольшим исключением авторы сборника начали писать уже после «Маринера». Подобно мне, они выросли, читая о Древнем Марсе, но не имели возможности о нём написать. Тот Марс, казалось, исчез навеки.

    Но, может, и нет.

    Несомненно, Марс Персиваля Лоуэлла, Нормана Бина, Ли Брэкетт, Кэтри Мур и Рэя Брэдбери не существует, но разве это означает, что о нём нельзя написать? Научная фантастика принадлежит к романтической традиции, а романтические истории всегда имели к реальному миру опосредованное отношение.

    Авторы вестернов продолжают писать о Диком Западе, на деле никогда не существовавшем в таком виде, ибо «реалистические вестерны» о фермерах, а не о метких стрелках расходятся не ахти как хорошо. Детективщики продолжают создавать серии о частных сыщиках, успешно раскрывающих таинственные преступления и ловящих серийных убийц, в то время как настоящие следователи большую часть времени просиживают за столом, разбирая фиктивные иски к страховым компаниям, и выслеживают неверных супругов по дешёвым мотелям, чтобы раздобыть фотодоказательства для бракоразводного процесса. Авторы исторических романов повествуют о давних временах и далёких странах, от которых не осталось почти никаких свидетельств, а действие фэнтезийных романов и вовсе происходит в абсолютно вымышленных краях. Поскольку, по справедливому замечанию такого признанного столпа фантастики, как Джон Кэмпбелл-младший, научная фантастика есть одна из разновидностей вымысла.

    И пусть пуристы от научной фантастики и прочие несгибаемые правилолюбы сколько хотят отказывают таким историям в праве быть «истинной научной фантастикой». Отнесите их к «космической опере», «космофэнтези», «ретро-фантастике», «фэнтезюшке» – да к чему хотите. Для меня это – рассказы и, как все рассказываемые истории, коренятся в воображении. И, если подумать, фантазия всегда увлекательнее «реальности».

    «Маринер» не обнаружил Древнего Марса. Но вам это под силу.

    Просто переверните страницу.

    Джордж Р.Р. Мартин

    Август 2012

    Аллен М. Стил

    Со времени первой продажи журналу «Азимовз сайнс фикшн» в 1988 году Стил бесперебойно снабжал его своими рассказами, так же как и другие ведущие американские издания – «Эналог», «Мэгезин ов фэнтези энд сайнс фикшн» и «Сайнс фикшн эйдж». В 1990-м увидел свет его первый роман, сразу обративший на себя внимание критиков и признанный по опросу «Локуса» лучшим первым романом года – «Схождение с орбиты» («Orbital Decay»), а вскоре с лёгкой руки самого Грегори Бенфорда его стали сравнивать уже с Хайнлайном периода журнального Золотого века. Среди прочих книг Стила «Космос, округ Кларк», «Посадка на Луну», «Лабиринт ночи», «Хронокосмос», цикл о Койоте и многие другие2   На русский язык из романов переведены пока только «Итерации Иерихона» и «Хронокосмос».

    [Закрыть]. А рассказы составили пять сборников: «Rude Astronauts», «All-American Alien Boy», «Sex and Violence in Zero-G», «American Beauty», «The Last Science Fiction Writer». Самые последние книги – новый роман из серии о Койоте «Заклятие» (Hex) и нацеленный на подростковую аудиторию роман «Apollo’s Outcasts». Ряд рассказов и повестей отмечены премиями: три Хьюго – за «Смерть капитана Фьючера» в 1996-м, за «Куда мудрец боится и ступить» в 1998-м и за «Императора Марса» в 2011-м, а в 2013-м добавилась премия Роберта Хайнлайна.

    Аллан Стил родился в Нэшвиле, штат Теннесси, работал во многих газетах и журналах, где освещал новости науки и деловую тематику, но теперь полностью сосредоточился на писательстве, живя с женой Линдой в Уотли, штат Массачусетс.

    Он переносит нас на Марс, совсем не похожий на тот, что нарисован в премированной Хьюго повести, – на Древний Марс, в марсианские пустоши, где очередная миссия героя грозит поставить две планеты на грань всеобщей войны.

    iknigi.net


    Смотрите также