Древняя мифология Египта: особенности, боги, мифы. Древний бог
Древние боги - Энциклопедия Упорядоченного
Могущественные Сущности, появившиеся в Упорядоченном в момент его сотворения.Иерархия Упорядоченного сложилась не сразу, Какое-то время границы миров были нестабильны, их обитатели переходили из мира в мир, искали свое место, свою роль в новой Вселенной.Часть из них со временем обособилась в некую общность, назвавшуюся Асы. Они поселились в одном из верхних миров, называвшемся Асгард и поделили между собой некоторые функции управления Упорядоченным. Исконными врагами асов были Инеистые великаны, Йотуны, населявшие холодный, Йотунхейм, находившийся неподалеку от Асгарда.Главой асов был Один, бог воинов, прозывавшийся также Хрофтом и Отцом Дружин. Несмотря на воинственную функцию, Один был мудр и взыскал знания.Хрофт много путешествовал, познавая устройство Упорядоченного. Он первым из богов обнаружил Источники магии и узнал о существовании Мирового древа, Иггдрассиля.Менее могущественные сущности поселились в различных мирах и стали управлять ими. Часть из них была достаточно мудрой, чтобы следить за развитием разумных рас, делясь с ними секретами магии, иные же предпочитали просто паразитировать, пользуясь поклонением смертных, питаясь эманациями их веры и даже требуя жертв, и иных обрядов, способных давать магическую силу.Так Валары, боги, жившие в Валиноре, старались на первых порах обустраивать связанный с Валинором мир Средиземья. Однако среди них нашелся тот, кто предпочитал негативное влияние. Средиземье сильно страдало от стычек богов и, в конце концов, те заперли свой мир от жителей Средиземья, сделав исключение лишь для эльфов, решивших покинуть мир смертных. Однако и этот шаг оказал миру плохую услугу, посеяв неприязнь между расами.Эпоха правления Древних богов называется Первой эпохой Упорядоченного или Изначальными временами.Часть Древних богов враждовала с Дальними силами. Даже в Третью эпоху еще встречалось артефактное оружие небывалой силы, сотворенное Древними богами для противостояния Дальним.Молодые боги, во главе с Ямертом, появившись в Упорядоченном, свергли Древних богов, разбив рати асов на Боргильдовом поле. Из асов уцелел лишь Один, да и то благодаря заступничеству младшей сестры Ямерта Ялини.Молодые боги стали править Упорядоченным. Они перенаправили магические потоки от Источников магии, таким образом, что большая часть силы попадала в их резиденцию, Обетованное. Молодые Боги распределили между собой управляющие роли, и послали своих слуг навести порядок в некоторых мирах. Тем не менее, большинство Древних богов отдельных миров выжило, вероятно, новые владыки Упорядоченного не сочли их достойными внимания, ведь новая структура Магических потоков сильно ограничила возможности Древних сущностей.В условиях дефицита силы магия Древних быстро угасала. Большинство сущностей тихо впадало в спячку, часть из них продолжала паразитировать какое-то время, вырождаясь в монстров или призрачных демонов.Например, древние боги Эвиала, Тёмная Шестёрка, ко временам Третьей эпохи была почти развоплощены, пятеро из них уже не могли говорить, лишь глава местного пантеона, Уккарон, сохранил разум, благодаря Чёрной Яме, куда стекало с текучей водой значительное количество магической силы.Порой почти уснувшие Древние боги просыпались от спячки, разбуженные сильными магическими возмущениями. Например, попытки Клары Хюммель найти в Мельине след Мечей, разбудили древнее божество, Слаша Бесформенного. Немногочисленные сохранившиеся адепты этого бога, не без помощи вмешавшихся Дальних и Козлоногого, возродили кровавый культ, стоивший жителям Мельина многих жертв.В южных лесах Хьёрварда Древний бог Шарэршен, некогда славный, участвовавший в битвах с Дальними, и даже сотворивший себе прекрасный Голубой меч, в трудные времена Второй эпохи создал себе кровавый культ: в недрах горы жрецы этого бога творили кровавые обряды над пленными, захваченными дикарями, поклонявшимися своему Богу горы. Бог постепенно вырождался в вампирствующего духа, пока в его пещеру случайно не попал опальный маг Хедин. Вернувшись в те края после ссылки вместе с Учеником, Хедин отнял у бога его сокровище — Голубой меч. Позже, став богом, Хедин помиловал покаявшегося Шарэршэна и тот во искупление, вступил а рати Нового Бога.Новые боги, свергнув Молодых, в некоторой мере дали свободу Древним богам. Их верный соратник, Старый Хрофт, вернул себе гордое имя Один, но не захотел принять титул Нового бога. Предводительница хьёрвардских фей Царица Маб, превратившаяся при Молодых богах с страшную старуху, вновь стала маленькой летающей феей. Воспряли некоторый Древние и в других мирах, однако некоторые из них возжаждав власти, пытались восстанавливать в своих мирах жестокие культы. Таких богов Новые боги наказывали, если узнавали о их культе.
encyclopedia.perumov.club
Древний бог Род у славян: история, изображение и описание
Распространение разных версий славянского неоязычества в последние годы сделало довольно популярным такого персонажа славянской мифологии, как бог по имени Род. О том, кто это и какую роль играет бог Род у славян, мы поговорим в этой статье.
Суть Рода
Как известно, в дохристианские времена славяне были политеистами, то есть поклонялись множеству богов. Все вместе они составляют пантеон, который внутри себя имеет определенную структуру и иерархию. Бог Род - это тот, кто стоит на самом верху этой иерархии. В некотором смысле он даже превосходит ее, стоя за ней, поскольку сам по себе ряд богов и богинь, это лишь проявления Рода. Другими словами, это бог-прародитель, источник всего сущего, первоначало.
О верховенстве Рода
Иногда говорят, что бог Род - верховный бог у славянских народов. Это не совсем верно. Верховным среди прочих является Перун. Иногда это место также усваивается Сварогу, отцу Перуна. Но кто бы ни был выше среди остальных, его верховенство подчеркивает его отличие от прочих богов. Поэтому Сварог - это не Перун, а Перун - это не Велес, и так далее. Род же - это то божество, которое преодолевает в себе все дифференциации. Другими словами, русский бог Род являет собой собирательный образ, персонификацию полноты всего. Все остальные боги, как, впрочем, и весь мир, это только частные проявления Рода. Поэтому он не верховный бог, а бог, который является источником божественности, источником всего сущего - он выше любой иерархии. Условно можно назвать его надверховным богом, подчеркивая его независимость от принципа иерархии и превосходство над ней.
Описание Рода в современном неоязычестве
Теологические изыскания современных неоязычников славянского извода обычно сводятся к утверждению, что Род – самый древний бог. Род является создателем и творцом мира, что роднит его с образом Творца в ортодоксальном христианстве. Впрочем, сами язычники, как и христиане, склонны яростно отрицать это тождество. Бог род у славян считался также прародителем первого поколения божеств, называемых боги-отцы. Он является причиной всех причин, основателем мироздания, первичной творческой силой, первомыслью и источников всего. Род бесконечен и превосходит понятия времени и пространства. Язычники, говоря о Роде, так же вспоминают о некоем мировом яйце – символе первичного мира, общем для множества культур.
Считается, что до проявления в акте творения Род пребывал в некоем мировом яйце, превосходящем пределы материального мира. Это яйцо – символ зарождающегося мира, вынашиваемого божественной силой. Когда яйцо раскалывается, из него возникает мир – небо и земля. Считается также, что вне Рода нет никакого бытия, так же как и небытия. Другими словами, бог Род вездесущ и вневременен. И все, что можно помыслить, пребывает в нем. И ничего нет такого, чтобы его превосходило или было от него отделено.
Свет и тьма, добро и зло
Поскольку бог Род - это бог, в котором пребывает все, то он превосходит по своим качествам такие понятия, как добро и зло. Соответственно, о его нравственных качествах нельзя говорить буквально, поскольку все этические категории, это лишь человеческие понятия и не подлежат проекции на божество. Таким образом, нельзя сказать, что Род добр или зол. Он выше и того, и другого.
Род и рождение
Неоязычники настаивают, что от имени бога Рода произошел глагол «рождать». То есть рождение – это акт уподобления данному Богу, соучастие в его творческом акте создания. Впрочем, что было на самом деле первично – имя бога или слово, означающее естественный акт воспроизводства, доподлинно неизвестно. А потому утверждение приверженцев язычества можно принять только на веру.
Род в мифологии
Образ Рода представляет его как того, кто непосредственно создал этот мир таким, каким мы его знаем. Земля и небо, звезды, солнце и луна, горы, равнины, водоемы, растения и животные – все это дело рук Рода. И все это в своей совокупности сам бог Род. Он же разделил мироздание на три части – правь, явь и навь – три фундаментальные категории языческого славянской космологии. Явью в этой системе называется мир, в котором живут люди. То есть это тот мир, который мы видим за окном, мир материи. Правь же, это высший мир, мир, в котором обитают боги – дети Рода. Это мир торжества правды и справедливости, олицетворение всего лучшего и доброго. Что касается Нави, то это мир нижний. В Нави обитают мертвые. Некоторые мифы, а точнее попытки их современной интерпретации, сообщают, что в Нави располагается царство тьмы – так называемое Пекельное царство.
Изображение бога рода в славянской мифологии также тесно связано с образом мирового древа, роль которого у славян играет дуб. Крона его восходит к прави, корни - к нави, а ствол, соответственно, представляет собой мир срединный, то есть явь.
Мифы описывают, как из дыхания бога Рода явилась Лада – богиня гармонии, красоты, любви и мудрости. Лада в воплощении совы играла роль посланницы Рода и провозвестницы его воли людям и всему живому. Кроме того, по одной из версий мифов, при творении мира Родом были созданы божества Доля и Недоля. Они называются прабогами и их роль заключалась в том, чтобы плести вместе с Макошью нити судьбы, определяющие ход истории людей и богов. Впрочем, другие мифы говорят о том, что рождены эти персонажи были значительно позднее.
Когда мир был сотворен, Род увидел, что он прекрасен, но хаотичен. В нем не было никакого порядка, не было того, кто мог бы его контролировать, возделывать и хранить. Поэтому следующим шагом Рода было создание Сварога. Последний представляет собой великого бога славян, бога-кузнеца. Будучи ремесленником, Сварог сковал цепи, которыми были соединены между собой все части мироздания. Благодаря этому в космосе был наведен порядок и мир стал структурирован. Таким образом, Род устранился от дел и погрузился в отдых, а Сварог продолжил его дело творения, а затем – управления.
Часто вместе с Родом упоминаются и так называемые рожаницы – божественные сущности в женской ипостаси. Некоторые считают, что под ними подразумеваются богини Лада и Леля. Другие настаивают, что, по крайней мере, одна из этих самых рожаниц – богиня Жива.
fb.ru
Старейшие Языческие Боги Славян
В дохристианскую эпоху славяне имели собственную веру, становление которой происходило в культуре столетиями. Сейчас языческие боги вновь возвращаются из забвения, пробуждают новый, весьма сильный интерес у потомков тех народов. Несмотря на насаждение чуждого русичам христианства, которое протекало в большинстве своем насильно, огнем и мечом, народ сохранил в фольклоре, сказках и праздниках упоминания о своих истинных богах. И порой, сами того не подозревая, мы упоминаем их имена, ставшие нарицательными.
Род и Сварог
Языческие боги древней Руси – это, прежде всего семья. Именно в том понимании, как мы привыкли себе ее представлять. Во главе стоит предок всех остальных богов – Род. Он является создателем всего сущего: света и тьмы (Белобог и Чернобог) и мироздания. Через свою спутницу, рожаницу Ладу, он дал жизнь Сварогу, который стал главным богом землян. Считается, что каждый человек является потомком самого Сварога, то есть может считать его по праву своим пра-пра-пра… дедом.
Как появился Род? Он был создан Всевышним или Абсолютом, то есть той самой энергией, которая была всегда и будет всегда, Силой, фигурирующей во всех без исключения мировых религиях.
Сварог довел до конца дело предка – создание нашего мира. Теперь он состоит из трех частей, находящихся на разных уровнях. Верхний, небесный мир Прави, обитаем богами. Средний – Явь – заселен людьми и виден нам. На нижнем уровне – Нави – обитают души умерших. Оттуда являются наваждения и приходят дурные сны.
Жив и Жива
Еще одни старейшие языческие боги славян – это Жив и Жива. Они являются воплощениями мужского и женского начал. Жив символизируется клинком, копьем, знаком «+», пентаграммой, направленной острием вверх. Жива несет в себе отрицательную, лунную энергию. Ее символы – коло, кольцо, чаша, пятиконечная звезда, направленная вниз. Результатом их союза становится Живатма – «Я» всего сущего: человека, животного, растения, минерала, даже элементарной частицы. Она индивидуальна, неделима, ее невозможно уничтожить. Размер Живатмы – одна десятитысячная часть сечения волоса, это крошечная светящаяся частичка Всевышнего Аума.
Лада-матушка
Языческие боги всегда имели спутниц, которые вынашивали и рожали им детей. Бог Род самой первой создал Ладу – богиню любви и красоты. Ее также называют Берегиней, Светлой Богородицей, Девой-Лебедью. Она стала супругой Белобога.
Мать Богов Расы Великой является покровительницей семьи, детей и матерей, сирот и вдов. В честь нее называли люди идеальный уклад жизни – лад, где все мирно и хорошо, а люди друг с другом ладят. Также она заботилась об изобилии, созревании урожаев,
Богиней-рожаницей является также дочь Лады – Леля. Кроме того ее детьми считаются двенадцать месяцев, из которых состоит год.
Белобог (Световид) и Чернобог (Темновид)
Белобог и Чернобог – тоже старейшие языческие боги. Световид – супруг Лады – повелевает миром Яви. Он является олицетворением мира, согласия, дружбы, искренности, удачи и добра. Покровительствует торговле и искусству.
Темновид (он же Морок, Мор, Потьма) – закованный в броню, с яростным лицом повелитель мира Нави, вечный противник Белобога. Его символом является череп. Чернобога мудрые славяне уважали наравне с его противоположностью, потому что без тьмы не существует света, все в мире должно находиться в равновесии.
Это лишь некоторые из самых старейших, главных представителей пантеона богов-предков. Кроме них существуют их дети и внуки, каждый из которых имеет определенную сферу ответственности. Главным отличием родной веры славян является то, что любой представитель расы – это прямой потомок богов, имеющий такой же потенциал, как и его прародители.
Вообще, языческие боги славян узнаваемы и во многих других религиях мира, особенно в тех, что ведут свое начало от ведической культуры. Это косвенно указывает на то, что именно Родноверие является самой древней верой наших предков. С путниками и переселенцами она распространялась по чужим землям, передавалась другим народам.
fb.ru
Древняя мифология Египта: особенности, боги, мифы
Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Прошлое и настоящее этого государства переплетены воедино нитями исторических событий и удивительных историй. Древнеегипетские мифы – это по-настоящему ценный дар, который помогает современным историкам разгадать многие тайны прошлого этой страны. Именно в них заложен смысл существования древних египтян и взаимодействие их с окружающим миром.
Особенности египетской мифологии
Даже не будучи историком, любой человек осознаёт, что мифология любой древней цивилизации основана на мировосприятии конкретного народа. Древняя мифология Египта обладает удивительными особенностями, которые заключены в многочисленных символах, скрывающихся за обыденными событиями. Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд? Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой, ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества.
Герои мифов Древнего Египта
Первые мифы в Египте были написаны, точнее сказать, рассказаны, ещё до возведения знаменитых пирамид. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. В отличие от многих восточных народов, египтяне не любили включать в мифы обычных людей, поэтому главными их героями всегда были многочисленные боги. Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. В то же время население Древнего Египта считалось приближённым к божественному началу, ведь, согласно всё тем же мифам, боги в давние времена проживали среди людей, а их прямые потомки становились царями и заботились о своём народе.
Боги-злодеи и боги-помощники
О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта? Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. И древнеегипетская не является исключением. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Самое время вспомнить всех высших существ, которых когда-либо упоминала древнеегипетская мифология.
Верховных богов в Египте было несколько, зависело это в первую очередь от районов данного государства. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца. В Гелиополе, находящемся в Нижнем Египте, главным божеством был признан Геб, бог земли, а в Мемфисе – Птах. Вот такое вот разнообразие. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. В те времена египтяне превозносили не только само светило, но и стадии его существования на земле: утреннее и вечернее солнце. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон.
Кроме выше описанных созданий, мифы о древних богах Египта упоминали и других, не менее важных и влиятельных сущностей. Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Кроме того, нередко с положительной стороны в мифах упоминались Анубис, Исида, Осирис и Птах. Жестокими, и, следовательно, нелюбимыми высшими сущностями в Египте считались следующие: Себек – бог озёр и рек, умилостивить которого можно было только принесением ему больших жертв, Сет – владыка ветров и пустыни, Сехмет – богиня войны, жестокая и беспощадная ко всем людям.
Особенно интересны древнеегипетские мифы о сотворении людей, неба и земли, то есть мира. В разных центрах Египта главная роль отводилась какому-то одному божеству, а другие были ему либо помощниками, либо сопротивлялись и строили козни. Существовала только одна точка соприкосновения этих космогонистических направлений – божество Нун, символизирующее Изначальный Хаос.
Мифы о сотворении мира по версии Гелиополя
Население египетского города Гелиополь и его окрестностей верило в то, что сотворение мира, а точнее сказать, всего сущего на земле, состоялось благодаря Атуму. По их мнению, именно этот бог был самым первым существом, возникшим в глубинах Нун – безбрежной, холодной и тёмной субстанции. Не найдя твёрдого места, с которого он мог бы попытаться сотворить свет и тепло, Атум создал Бен-Бен - холм, возвышающийся посреди холодного безжизненного океана.
После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана, и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Атум послал на их поиски своё Око, которое в скором времени привело его детей к прародителю. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей.
Шу и Тефнут тем временем родили Геба и Нут, которые в скором времени стали жить как муж и жена. В скором времени богиня небосвода Нут родила Осириса, Сета и Хора, Исиду и Нефтиду. Всё божественное семейство, согласно этому мифу, составляет Великую Девятку богов Египта. Но это далеко не единственная версия порядка появления высших существ, а значит, и их главенства. Древняя мифология Египта содержит ещё несколько историй на эту тему.
Сотворение мира: Мемфисская космогония
Согласно версии сотворения мира, изложенной в свитках, которые были найдены в Мемфисе, первым богом, возникшим в глубинах Нуна, был Птах, представляющий собой земную твердь. Усилием воли он исторг из земли сам себя и обрёл тело. Птах решил создать себе верных помощников из того же материала, из которого возник сам, то есть из земли. Первым на свет появился Атум, который по воле отца воссоздал из тьмы Нуна Великую Девятку богов Египта. Птаху оставалось только наделить их мудростью и могуществом.
Фиванская версия происхождения мира
В Фивах история происхождения мира несколько отличается от тех, которым следовали в других областях Древнего Египта. Первое и самое существенное отличие - это количество богов: если в других версиях это была Великая Девятка, то Фиванская предполагает наличие трёх верховных существ: Мина - бога плодородия, Амона - бога солнца, и бога войны Монту. Творцом всего мира считался Мин. Несколько позже Мин и Амон уже представлялись как единое божество, символизирующее солнце, которое дарит свет, тепло и богатые урожаи.
Гермопольская космогония о происхождении мира
Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт - богов ночи и тьмы. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Это так называемая Великая Восьмёрка. Плавая долгое время в водах океана, они создали яйцо и поместили его на единственное место над водой – Огненный холм. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри. Так богов стало девять, и они смогли заняться сотворением людей.
Жизнь после смерти в мифах египтян
Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. В египетской мифологии загробный мир представлял собой большую полноводную реку, между берегами которой сновали лодки. Души умерших людей, согласно мифам, после угасания тела оказывались в такой лодке и совершали длительное путешествие между миром живых и мёртвых. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. Успешность этого путешествия обеспечивали боги: Анубис отвечал за сохранность тела до погребения и после него, Селкет оберегала души мёртвых, Сокар охранял врата загробного мира, Упуат сопровождал души во время путешествия по Реке Мёртвых.
Огромное значение также играло сохранение тела покойного, для чего его мумифицировали, сохраняя внутренние органы в отдельных сосудах. Согласно преданиям, человек мог возродиться в том случае, если все ритуалы будут проведены в точности, как предписывает великий мудрый закон.
Борьба добра со злом в египетских мифах
Не обошла древняя мифология Египта и такую тему, как борьба добра со злом. На сегодняшний день переведено множество историй о том, как боги Египта сражались со злыми божественными существами, которые чаще всего представлялись в виде крокодилов и гиппопотамов. Главным борцом с ними являлся, конечно же, бог Солнца, а главными помощниками в восстановлении порядка были изначальные боги - Шу, Монту, Нут и другие. Согласно мифологии, битвы Ра со злом происходят каждый день, и не только в мире живых, но и в царстве мёртвых.
fb.ru
Славянские боги - язычество Древнего мира.
Сведения о божествах древних народов, населявших нашу планету, скудны. Восстанавливать их приходится по сохранившимся мифам, приданиям, отрывочным пересказам и сведениям раскопок культурных мест. Из этих крупиц информации стало известно, что древние люди стремились «очеловечить» некоторые жизненные ситуации и составляющие окружающего мира. Так идентифицировалось понятие человеческой агрессии – война. А следом появились Боги Войны. Такие боги наиболее популярны и почитаемы у воинствующих племен. Как мифологический сюжет, война зачастую связана с творением Космоса и защитой сущего. Распространены мифы о войне между различными группами богов, где столкновения между ними перемещались на землю и становились уже земными войнами между людьми. В приданиях зачастую боги вмешиваются в жизни людей: покровительствуя или наказывая. Боги Войны были у каждой древней языческой культуры.
Древнеримский историк Гай Корнелий Тацит в трактате «О происхождении германцев и местоположении германии» (98г. н.э.) описывает удивительную воинственностьпредставителей этого народа, их влечение к постоянным битвам и кровопролитию. Подобно иным римским авторам, Тацит считает, что многие германские боги – это отождествление римских. Так яростный бог войны Марс эквивалентен германскому богу Тивазу, которого еще называют Тюром. Сложно сказать, когда германцы стали почитать Тиваза и иных божеств войны. Также неизвестно, когда именно он был заменен Воданом в качестве верховного бога войны, которого римские писатели сравнивали с Меркурием. Вместе с Тивиазом и Воданом, германцы поклонялись и третьему богу войны – Донару (Тору или Тунару). В поздний языческий период большинство германцев считали его самым могущественным и благородным богом.
Хотя, как отмечают историки, «славяне никогда не были народом воинственным, искателями приключений, как немцы…», они также имели своих богов войны. Сегодня наиболее известны такие славянские боги, как Перун и Семаргл. Невзирая на свою глубокую древность, а значит и общеизвестность, они были мало почитаемы из-за воинственного облика. Перун представлялся вооруженным топором воином, мчавшимся на золотой колеснице, которая запряжена белыми и черными жеребцами. Семаргла видели как волка с крыльями и соколиными лапами, а иногда и с головой сокола. Воины-славяне часто отождествляли себя с волками.
Славянские боги войны, в прочем, как и все языческие боги «требовали» жертвоприношения, этот обряд принял широкомасштабный характер. Как стало известно по свидетельствам этнографических и археологических раскопок, богам приносили в качестве жертв волков и собак, высшим же ритуальным подношением считалась человеческая жертва. Таковыми становились пленники.
C введением христианства славянские боги официально прекратили свое существование. Их персонажи стали рассматриваться как отрицательные, кроме тех, которые отождествлялись с христианскими святыми. Дабы укрепить духовное единство народа и смягчить переход от язычества к христианству, князь Владимир не вел жестокого преследования почитателей старой веры. Со временем это привело к тому, что славянские боги стали олицетворяться в христианских персонажах. Так Перун сравнивался со святым Ильей.
Прошло уже более тысячи лет со времени принятия христианства, но русские языческие боги до сих пор не забыты. В народном искусстве, в росписях, резьбе по дереву, узорах вышивок сохранились их схематические изображения и символы. Более того, сегодня многие считают, что русское язычество способно возродиться, как нечто исконное, не заимствованное у других народов и не подверженное глобализации.
fb.ru
Боги славянской мифологии
Верховные боги и божества славянской мифологии
Белбог — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.
Велес — один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес - "скотий бог" - хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи.
Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Его имя слышится в краткой, дожившей до наших дней, молитве - «Дай, Боже!»
Догода — бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду.
Карачун — бог скотьего падежа и гибели от мороза.Карачун — это второе имя Чернобога.
Коляда — древний бог веселых застолий, считается что имя его образовано от слова «коло» (круг). Учитель Третьего закона жизни. Он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь.
Крышень — сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.
Лель — в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.
Овсень — младший брат-близнец Коляды. Ему досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
Озем — бог подземного царства, хранитель земных недр.Он оберегает золотые, серебряные и медные руды.
Перун — бог грозовых туч, грома и молнии, самый знаменитый из братьев Сварожичей. Перун - покровитель воинов и княжеской дружины, бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов, защитник Яви, податель мужской силы.
Род — бог-создатель видимого мира. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Род родил Сварога — великого бога, который довершил творение мира.
Сварог — бог-создатель земли и небес. Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Святобор — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе.
Святовит — божество, тождественное Сварогу у западных славян.
Семаргл — бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. Мог оборачиваться священным крылатым псом.
Стрибог — в восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.
Триглав — в древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет). У арийцев идея триединого божества воплощалась в Тримурти (Брахма, Вишну и Шива).
Хорс — древнеславянский бог Солнца - светила, сын Рода, брат Велеса.
Чернобог — бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Чернобог - повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства.
Числобог — бог времени, чисел, календаря и всего, что с ними связано.К нему обращались в заговорах и при магических обрядах.
Ярило — бог весны, весеннего света и тепла; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия. Символ праздника возрождения жизни.
godsbay.ru
Олимпийские боги Древней Греции
Как известно, древние греки были язычниками, т.е. верили в нескольких богов. Последних было великое множество. Однако основных и наиболее почитаемых было всего двенадцать. Они входили в греческий пантеон и жили на священной горе Олимп. Итак, какие же боги Древней Греции - олимпийские? Таков рассматриваемый сегодня вопрос. Все боги Древней Греции подчинялись только Зевсу.
Зевс
Является богом неба, молнии и грома. Считается отцом богов и людей. Он может видеть будущее. Зевс удерживает равновесие добра и зла. Ему дана власть наказывать и прощать. Провинившихся людей он поражает молнией, а богов низвергает с Олимпа. В римской мифологии ему соответствует Юпитер.
Однако на Олимпе возле Зевса есть еще трон для его супруги. И занимает его Гера.
Гера
Является покровительницей брака и матерей во время родов, защитницей женщин. На Олимпе она жена Зевса. В римской мифологии ее аналог - Юнона.
Арес
Является богом жестокой, коварной и кровопролитной войны. Его услаждает только зрелище жаркого боя. На Олимпе Зевс терпит его лишь потому, что тот - сын громовержца. Его аналог в мифологии Древнего Рима - Марс.
Недолго остается бесчинствовать Аресу, если на поле боя появится Афина-Паллада.
Афина
Является богиней мудрой и справедливой войны, знаний и искусства. Считается, что она вышла на свет из головы Зевса. Ее прототип в мифах Рима - Минерва.
На небе взошла луна? Значит, по мнению древних греков, вышла на прогулку богиня Артемида.
Артемида
Является покровительницей Луны, охоты, плодородия и женского целомудрия. С ее именем связано одно из семи чудес света - храм в Эфесе, который сжег честолюбивый Герострат. Она дочь Зевса и сестра бога Аполлона. Ее аналог в Древнем Риме - Диана.
Аполлон
Является богом солнечного света, меткой стрельбы, а также врачевателем и предводителем муз. Он брат-близнец Артемиды. Их матерью была титанида Лето. Его прототип в римской мифологии - Феб.
Любовь - прекрасное чувство. И покровительствует ей, как считали жители Эллады, такая же прекрасная богиня Афродита
Афродита
Она является богиней красоты, любви, брака, весны, плодородия и жизни. По легенде, она появилась из раковины или морской пены. Многие боги Древней Греции хотели на ней жениться, но она выбрала самого некрасивого из них - хромоногого Гефеста. В римской мифологии ее ассоциировали с богиней Венерой.
Гефест
Является богом огня, богом-кузнецом, считается мастером на все руки. Он родился с уродливой внешностью, и его мать Гера, не захотев иметь такого ребенка, сбросила сына с Олимпа. Он не разбился, но с тех пор стал сильно прихрамывать. Его аналог в римской мифологии - Вулкан.
Идет большой праздник, люди радуются, вино льется рекой. Греки считают, что это Дионис веселится на Олимпе.
Дионис
Является богом вина и веселья. Был выношен и рожден... Зевсом. Это действительно так, громовержец был ему и отцом, и матерью. Так сложилось, что возлюбленная Зевса, Семела, по наущению Геры попросила его явиться во всем своем могуществе. Как только он это сделал, Семела тут же сгорела в пламени. Зевс еле успел выхватить у нее их недоношенного сына и зашить его себе в бедро. Когда Дионис, рожденный Зевсом, вырос, отец сделал его виночерпием Олимпа. В римской мифологии его имя - Вакх.
Куда отлетают души умерших людей? В царство Аида, так бы ответили древние греки.
Аид
Это повелитель подземного царства мертвых. Является братом Зевса.
На море волнение? Значит, Посейдон чем-то разгневан - так считали жители Эллады.
Посейдон
Это бог морей и океанов, повелитель вод. Тоже приходится братом Зевсу.
Заключение
Вот и все основные боги Древней Греции. Но про них можно узнать не только из мифов. В течение веков художники сформировали единое мнение о том, как выглядели боги Древней Греции (картинки представлены выше).