Древняя керамика. Древнегреческая керамика-презентация по мхк
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

             Обломки древней керамики. Древняя керамика


Обломки древней керамики | Кладоискатель

Керамика, срубная культура.

   Каждое заброшенное поселение, где вы проводите раскопки старины, имеют обломки древней керамики разных периодов. Археологи с помощью них могут почти безошибочно датировать возникновение жизни человека в данном месте. Керамика это и предметы древнего быта, и своеобразное искусство, с особенностями в орнаменте, с особенностями в форме и даже окраски. Сосуды доисторического времени мало сохранились в целом состояние, но вполне возможно их собрать, если черепки находятся в одном месте. Чем интересны черепки для кладоискателей и свободных копателей? Если вы действительно ценитель культуры и истории своего края, вам будет интересно,  какая керамика преобладала в регионе, кто и как её делал. Иметь в своём доме древний сосуд это престижно.

Серая керамика.

   Рассмотрим некоторые примеры обломков древней керамики. Впервые человек научился обжигать глину примерно 2000 лет до нашей эры, в эпоху неолита. Данная керамика представляла собой неравномерно и грубо вылепленный сосуд с ямочным, гребенчатым или смешанным (ямочно-гребенчатым) рисунком. Орнаменты разных культур были разными, это были и равномерные штрихи, сделанные, по всей видимости,  гребёнкой, точки, полосы и насечки.    Керамика красного цвета (по Московской области датируется 14-18 веком). Грубая, шероховатая, при ударе звонкая, на изломе красного или буро-красноватого цвета. Рисунок линейный или зубчатый. Обжигание производится уде в горне с кислородом.   Лощеная керамика чёрного цвета (разновидность морённой). Цвет на изломе серо-коричневый или серый, при ударе звонкая, гладкая. Чтобы добиться гладкости поверхности посуды, её шлифовали вручную с помощью гальки, или более твёрдыми предметами. Когда поверхность, по мнению гончарного, мастера была идеальна, предмет обжигали без доступа кислорода (то есть морили).   Керамика серого цвета на изломе светло-серая, глухой звук, шероховатая. Датируется 15-17 век. Если посмотреть на рисунок, где изображён кусок.
   Керамика слепленная из белой глины (14-18век). Шероховатая, на изломе белая, тонкая.   Поливная керамика. Не потому, что полита дождём. Она покрыта стекловидной смесью зелёного цвета. На изломе такая керамика красная, тонкая и звонкая, выпускается с 18 века.   Фаянсовая более распространённая керамика. В России начали делать с 19 века. А до самостоятельного производства привозили из Золотой Орды, центральной Европы и Турции.   Сильно и грубо рефлённая керамика изнутри дотируется 10-11 веком.

Керамика аланская культура.   Для определения возраста обломков древней керамики предлагают её нагревать докрасна. У каждого керамического куска определённого времени есть своё отличительное свечение.

В составе керамики неолита (7000-4000 лет до нашей эры, каменный век) имеются примеси песка, измельчённых раковин и горелой (при термообработки) травы. Рисунок простой, состоит из горизонтальных рядов углублений, мелких чёрточек, насечек. 

   В энеолитическом времени (4000-3000 лет до нашей эры, так называемый медный век) состав смеси глины с огромным количеством измельчённых ракушек (двухстворчатые моллюски - беззубки). Изображения на керамических сосудах производилось с помощью гребенчатых штампов, появились ломанные линии. В первом и втором периоде развития встречается керамика с добавлением в глину измельчённых костей человеческого черепа. Как предполагают учёные такие сосуды использовались в оккультных целях. Главным образом на Дону глину брали в террасовых и пойменных отложениях реки (на заметку поисковикам, чаще всего где брали, там и делали, лепили керамику).

<<< предыдущий материал                       следующий материал >>>

                                                                                                             

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта   

donovedenie.ru

Виды керамики |

Керамика (от греческого слова «керамос», что означает глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. В результате термической обработки керамика приобретает свойства, определяющие широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства.По совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика среди известных материалов  не имеет себе равных . Она  используется  в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины),  применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

 Виды керамики

Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазированная и глазированная керамика.

 Неглазированная керамика: терракота и гончарная керамика — наиболее древние из всех видов керамики.

Терракота — по-итальянски “обожженная земля”-керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура,черепица,изразцы, игрушки , облицовочные плитки и архитектурные детали.orcioc Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (“лощат”), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. “Морение” заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки — “запарка”, или “обварка”: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.        кувшин керамический
                                                                      Гончарная керамика

Глазированная (или поливная) керамика:майолика,фаянс, фарфор, шамот.

Керамику покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Благодаря глазури изделия  становятся водонепроницаемыми. Также глазурь  позволила изделия  декорировать: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами (окрашенными в разные цвета жидкими глинами). Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение.

Майолика- ближайшая родственница гончарной керамики. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями — эмалями.  В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.              early-gzely2                          Кувшинчик, кувшин, тарелки, братина. Майолика, роспись по эмали.

                                                                             Гжель. Конец 18 векаФаянс (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) —  керамические  изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали,посуда, умывальники,унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин легко отличить  от майоликового, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем — темные, а у фаянсовой — белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм. чайный сервиз

                                                              Чайный сервиз. Фаянс

Фарфор отличается от других подобных декоративных материалов высокими параметрами прочности, устойчивости к химическому и температурному воздействию.

В зависимости от долевого состава глины и сопутствующих веществ, фарфор может условно быть разделен на две категории: мягкий и твердый. Главное  отличие этих категорий не в твердости состава, как можно было бы подумать, а в поведении под воздействием высоких температур. Кроме того, в мягком фарфоре больше разнообразных веществ, которые придают ему дополнительные качества – например, просвечиваемость. Мягкий фарфор чаще используют при изготовлении декоративных керамических предметов, а твердый – для посуды и в технике. Разновидность мягкого фарфора – костяной фарфор. Кроме всего прочего, в его состав входит костяная зола, богатая кальцием, придает изделиям из такого фарфора дополнительную прочность, белизну и просвечиваемость.

Если при изготовлении фарфора его не покрывают ничем, и он остается матовым, его называют «бисквитом», хотя гораздо чаще можно встретить фарфор, на который нанесен слой глазури. При росписи фарфора используют две технологии – подглазурная роспись и надглазурная роспись.Надглазурная роспись смотрится более ярко за счет широкой гаммы доступных красок. К краскам при росписи фарфора довольно часто  добавляют оксиды различных металлов, в том числе благородных (золото, платина).

Сегодня фарфоровые статуэтки, посуда, куклы, другие элементы декора интерьера ценятся не меньше, чем несколько столетий назад. Это по-прежнему красивый и утонченный материал, который может стать настоящим украшением дома и радовать его посетителей на протяжении многих лет.

загруженное

                                                                       Сервиз.ФарфорИ фарфор, и фаянс отличаются  ценой, составом и технологией производства. Чтобы не спутать благородный фарфор с практичным фаянсом, нужно знать следующие отличия.В составе фарфора меньше глины и больше разнообразных добавок: полевого шпата, кварцита, каолина. Эти добавки придают фарфору белизну, стекловидность, устойчивость к высоким температурам и меньшую пористость в сравнении с фаянсом.Отличить фарфор от фаянса несложно. Посмотрите посуду на свет – тонкостенный фарфор должен просвечивать. Он тонкий и полупрозрачный, тогда как фаянс совсем не пропускает свет и обычно покрывается глазурью.Если нужно определить из какого материала сделана статуэтка, переверните ее и рассмотрите донышко. У фарфора дно не покрыто глазурью. Это связано с технологией обжига – при производстве фарфора используются более высокие температуры, чем при производстве фаянса. Для того, чтобы фарфор не прилип к подставке, глазурь счищают перед вторым этапом обжига.При выборе посуды обратите внимание на ободок на донышке. У фаянса он отличается от глазури самой посуды и бывает или светло-серым или бежевым. Если ободок белый, то скорее всего это фарфор.

Шамот (от фр. chamotte) представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства.

Amfora_s_satir

                                                      Амфора с сатирами (шамот) 

 

Шамот разновидность морозоустойчивой керамики, обожжённая при температуре 1250 градусов. Изделия из шамотной глины могут оставаться на зиму в Вашем саду, они не боятся морозов и перепадов температур. Но важно, чтобы  на изделие не попала влага,  для этого его необходимо укрыть полиэтиленовой плёнкой перед первыми заморозками.

Из шамотной керамики изготавливают светильники садовые и интерьерные, основания для фонтанов, вазоны и кратеры, горшки с поддонами, кашпо, фигуры животных, вазы и амфоры.

Похожее

www.tvorchistvo.ru

Керамика Древней Греции. |

В зависимости  от исторической эпохи и стиля, древнегреческая  керамика  имеет свою классификацию.

Крито-минойская цивилизация

Расцвету керамики в Античной Греции предшествовало развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих центров Эгейской культуры.

Каждый период развития крито-минойской цивилизации привносил в историю керамики свои новшества.

Древнейшую минойскую керамику изготовляли без гончарного круга; сосуды лепили руками и обжигали на очаге. Это были разнообразные формы кувшинов и горшочков. Сосуды украшали росписями или процарапанными орнаментами в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, перекрещивающихся линий.Позже мастера стали использовать гончарный круг и  технологию обжига в специальных печах. Появились более разнообразные формы сосудов: чаши, кубки, сосуды  с вытянутым как у чайника  носиком. Поверхность обрабатывали тонким слоем обмазки и расписывали как темной краской на светлом фоне, так белой и желтой на темном. Рисунки стали сложнее, в виде спиральных узоров и волнистых линий. Сосуды, украшенные орнаментом в виде пятен (Басилики), или полос (Пиргос) дают представление о достижениях в керамическом искусстве раннеминойского периода (2600—2000 до н. э.)

 

sidorova_iskusstvo_egeiskogo_mira-49

Стиль Пиргос (Ранне-минойский период)

Уже в начале 2 тысячелетия в среднеминойском периоде складываются значительные экономические центры — Кносс, Фест, Гурния развиваются товарные отношения с Египтом и сирийским побережьем. Создаются  первые дворцы- резиденции правящего рода и позже владыки — царя.

Дворцовая цивилизация на Крите господствовала около 600 лет и состояла  из  двух  основных периодов: 1) старых дворцов (2000—1700 гг. до н. э.) и 2) новых дворцов (1700—1400 гг. до н. э.). И в каждом периоде  в оформлении  керамики можно выделить характерные особенности. Великолепная минойская керамика стиля «камарес» (2000—1700 гг. до н. э..) соответствует древнему дворцовому периоду. Стиль получил такое название по названию пещеры, где были найдены эти образцы.

Керамика Камарес из дворца в Фесте (Древний дворцовый период)

Стенки сосудов украшены стилизованным растительным орнаментом из сочетающихся друг с другом спиралей, дисков, розеток. Эти геометрические фигуры создают впечатление непрерывного движения и этот исключительный  динамизм –отличительная черта, присущая всему минойскому искусству. Росписи выполнены в красочной цветовой гамме.На темном фоне  цвета асфальта  рисунок выполнен сначала белой, а затем красной или коричневой краской разных оттенков.

Около 1700 г. до н. э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро подверглись сильному разрушительному землетрясению. Но катастрофа лишь ненадолго приостановила развитие критской культуры. Дворцы были отстроены, они сохранили планировку своих предшественников, но превзошли старые здания своей монументальностью и архитектурным декором. В истории минойского Крита этот период известен как «период новых дворцов».

И он отмечен  «критским натурализмом»- первоклассной керамикой, обильно украшенной рисунками животных и цветов, пейзажами. С 1650-х годов до н. э. в росписи сосудов появляется новый стиль-морской. Керамические вазы украшают изображения моллюсков, раковин, рыб и осьминогов. Рисунки обитателей подводного мира выполнены в темных тонах на светлом фоне. Роспись подчинена форме сосуда, каждая часть рисунка как бы подчеркивает его архитектонику.

1502539_original

Морской стиль минойской керамики периода расцвета

В середине XVв. Крит пережил катастрофу, повлекшую гибель  дворцов и  других критских поселений. Одна из гипотез предполагает, что причина гибели минойской цивилизации  — в грандиозном извержении вулкана на острове Фера (совр. Санторин) в южной части Эгейского моря. По другой гипотезе виновниками катастрофы стали греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего с Пелопоннеса).

              Микенская культура. 

Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура(около  1600г. до н. э).

Микенская керамика во многом уступает критской керамике и в  изяществе и в разнообразии декоративных росписей, но превосходит в техническом отношении: тоньше и лучше обожжен  черепок, более прочные краски. При росписи  сосудов используются краски, которые после  обжига  приобретают красивые оттенки.Особенно часто на микенских вазах встречается изображение морских животных. Но осьминоги и каракатицы, которые знакомы нам на критских вазах, здесь теряют свою реалистическую трактовку и приобретают чисто орнаментальный характер.

Для   росписи изделий  характерны  животные и растительные мотивы, позже, с 1200 г. до н. э. в росписях появляются изображения людей и кораблей. Некоторые образцы ваз являются высокохудожественными произведениями (например: Кратер с изображением процессии воинов).

212115389

Кратер воинов.Терракота, роспись. Около 1200 до н. э.

В настоящее время при раскопках  микенскую керамику находят по всей территории Эгейского мира. Ее вывозили и ей подражали мастера других центров.В результате дорийского вторжения(XIII—XII вв. до н. э.) центры микенской культуры были уничтожены, Вазопись пришла в упадок. Приблизительно сто лет существовала субмикенская керамика, с полным  отсутствием орнамента.

Керамика Античной Греции получила свое развитие, восприняв достижения мастеров гончарства крито-микенской цивилизации. В полисах Древней Греции керамика становится одним из главных видов художественного ремесла. Древнегреческий вазопись начинается приблизительно с 1050 до н.э. периодом геометр. Своего расцвета она достигает в VI-V вв. до н. э. Изделия греческих мастеров становятся известными далеко за пределами Греции и оказывают всюду большое влияние на местную продукцию. Ведущее место среди греческой керамики занимает производство различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой глины, для росписи использовался только лак. Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства.

220px-Miniature_hydria_Thebes_Louvre_A566

Геометрический стиль

Существует четыре стиля вазописи:1.Геометрический  стиль складывается в IX-VIII в. до н.э. Распространенным украшением стиля был геометрический орнамент, условно-стилизованные фигуры людей и животных. Центром распространения данного стиля были Афины.

2. В конце VII в. до н.э. вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется  «ковровый» или «ориентализирующий». Рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона, что способствовало гармоничной связи орнамента с поверхностью сосуда.  Сюжеты росписи чаще всего были мифологические. Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф.

3. В VI в.до.н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль. Сосуды стали украшать многофигурными композициями из жизни богов. Фигуры рисовали черным лаком на желтом, оранжевом и розоватом фоне.4. Около 530 г до.н.э. афинские мастера создали краснофигурный стиль. На черном фоне неокрашенные фигуры имели цвет глины.В чернофигурных композициях роспись давалась черным лаком по не закрашенному фону, в красно-фигурных — темный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение не закрашенным (его красноватый цвет — это естественный цвет глиняного черепка).

220px-Amphora_cockerel_Louvre_E646  vaza12drvgreecevasop2

Ковровый стиль        Чернофигурный стиль     Краснофигурный стиль

 

Греческая вазопись— декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом, принадлежит к вершинам мирового прикладного и изобразительного искусства. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до элинизма, то есть, начиная с   2500г.до н.э.   до 30 г. до н.э.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. Если же ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения  искуствоведами  принято  давать вазам «служебные» имена, отражающие  либо особенности ваз, либо место обнаружения или хранения. Так ваза Франсуа (хранится в Археологическом музее Флоренции), великолепное творение гончара Эрготима и мастера аттического чернофигурного стиля Клития (первая половина 6 в. до н.э.), была найдена в этрусской гробнице возле Кьюзи.

 

77

Ваза Франсуа

Похожее

www.tvorchistvo.ru

Когда появилась древняя керамика?

Жизнь любого коллектива не ограничивалась только одним поселением. Вокруг, далеко ли, близко, масса других стоянок, с которыми усиливались разносторонние связи. Какой характер носили эти связи? Постоянный или эпизодический? Бывали ли жители соседних территорий в данном поселке или, наоборот, определенный коллектив совершал путешествия на близлежащие земли? Связи между населениями, хозяйство-ведение, существование различных обрядов, длительность нахождения населения на одном месте — все это проблемы, для решения которых нужно применить немало способов анализа археологического материала, в том числе наиболее доступного – древней керамики.

Когда появилась древняя керамика?

Много книг написано о древних гончарах, издано альбомов по керамике всех этапов культурно-исторического процесса, создано классификаций керамического производства, при этом детально изучены состав теста, структура его, типы и формы готовых изделии, условия обжига и т. д. Но, пожалуй, это единственное производство, где предстоит сделать еще много открытий и находок, так как все новые и новые памятники древнего гончарства появляются на археологической карте. Даже самые простейшие вопросы: когда появилась древняя керамика? как человек научился с помощью огня превращать одни вещества в другие? какая керамика: ритуальная или повседневная — появилась раньше? и многие другие — до конца не раскрыты. Возраст ранней керамики с открытием новых комплексов удревнился до 10-12 тыс. лет.

Происхождение первых керамических изделий в Дальневосточном регионе еще не установлено. Самые ранние радиоуглеродные датировки получены на стоянках в Западной Японии, на основании чего можно предполагать материковое происхождение керамики. Фукуйская керамика слишком хорошо выполнена, чтобы ее можно было считать началом традии, а исследования в Приморье и Приамурье не настолько продвинулись, чтобы подтвердись это предположение. С открытием производства керамики человек стремительно шагнул в новую эпоху.

До появления керамики человек делал орудия труда из материала, который окружал его в готовом виде, т. е. он менял только форму кости или камня. Керамика же изготовлялась из глины с помощью огня. Раньше глина расползалась от воды, огонь же изменил ее свойства, сделал ее неузнаваемой. Человек превратил глину в новый материал. В мезолитическое время до появления керамики бытовали, видимо, плетеные изделия (из лозы, растительных волокон, коры и т. д.), а также блюда из дерева. Даже сейчас встречаются отголоски древнего обычая: во время культовых праздников у народов Дальнего Востока пища кладется на деревянные доски и блюда. Пищу могли класть на раскрытую ладонь, на тарелки из листьев. Трансформация этого обычая зафиксирована в сельских районах Японии. Там во время посадки риса пищу для обеда, работающим в поле, заворачивают в листья дуба. Некоторые ее виды подаются в чашках, на дно которых положены листья.

Между прочим сетчатая и рубчатая «вельветовая» поверхность сосудов долгое время сравнивалась с плетением и плетеными изделиями. Корзины были, вероятно, основными емкостями для переноски орехов во время их сбора, а затем появился «корзинный» стиль в изготовлении горшков.

Преобладание геометрических узоров объясняется традицией, унаследованной гончарством от техники орнаментации плетеных сосудов. О связи между плетеной и керамической орнаментацией писали многие исследователи. Плетенные сосуды украшали раковинами. И кто знает, не является ли «жемчужный» орнамент на керамических сосудах продолжением этой традиции.

Древняя керамика — кладовая знаний о своей эпохе, она позволяет воспроизводить технологию производства, следовательно, и уровень организации общественного труда, воздействие природных и экономических факторов на развитие материальной культуры, взаимовлияние археологических культур в мире гончарного производства. Изучение керамики позволяет определить этническую составляющую всего памятника, всей археологической культуры. Сходные черты в керамике, особенно в древнюю эпоху обусловливались сходством хозяйственной деятельности племен и однотипностью технических средств. Однако, на протяжении веков в гончарной технике формировались локальные варианты переходящие в национальные черты.

informvest.ru

1.2.1 Древнейшая керамика. История развития керамики

Похожие главы из других работ:

Декоративно-прикладное искусство Дагестана

2. Народная керамика Дагестана

Самая ранняя керамика, датируемая рубежом 6-5 тыс. до н.э., найдена на территории Дагестана в Гунибском районе (Чохское поселение).Эта керамика была плохо отмучена, слабо обожжена и сохранилась только в фрагментах...

Декоративно-прикладное искусство этрусков

Глава 2. Мелкая бронзовая пластика, керамика, зеркала, ювелирные изделия

этрусское искусство архитектура живопись скульптура О художественной одаренности этрусков свидетельствуют не только монументальные произведения, но и мелкие изделия - украшения и предметы обихода. Они изготовлены со вкусом и выдумкой...

Жаккардовая ткань в интерьере. Керамика Древней Греции

Тема 3. Керамика Древней Греции

Кратер краснофигурный. VII в. до н.э. Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся...

История развития керамики

1.2.2 Античная керамика

В древности любой предмет предоставлял человеку поле для художественной деятельности. Однако, особое место среди бытовых предметов занимает глиняное вместилище. Известно...

История развития керамики

1.2.3 Западноевропейская керамика

В Западной Европе керамика стала интенсивно развиваться в эпоху Возрождения. Большое влияние оказали керамические изделия из арабских стран, в особенности из мавританской части Испании...

История развития керамики

1.3.2 Керамика России: Дымковская игрушка

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка)...

Культура античного мира: культура Древней Греции

§ 7. Керамика

Греция славилась своей изящной и нарядной расписной керамикой, которая снискала популярность по всему Средиземноморью. Жанровые сцены, детально изображенные на керамических сосудах, сообщают множество ценных сведений о повседневной жизни...

Культура античного мира: культура Древней Греции

7.3 Афинская керамика

С середины VI по IV в. до н.э. изысканные образцы узорчатой вазовой живописи создавались в Коринфе и Афинах, а затем и по всей Аттике. Отойдя от ковровой стилистики и орнаментов, художники стали украшать сосуды сценками из повседневной жизни...

Культура Древней Индии

1. Древнейшая Индия

...

Промыслы русской художественной керамики

Художественная керамика

Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного художественного ремесла, использующего легко доступный природный материал. Различного назначения посуда - кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки...

Следы исчезнувших культур

Древнейшая культура эпохи Шумера

"right"> "right"> После того как царственность низошла с небес, "right"> Эреду стал местом царственности… В этом городе...

Характеристика основных российских центров декоративно-прикладного искусства

4. КЕРАМИКА

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена...

Характеристика основных российских центров декоративно-прикладного искусства

4.2 СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства...

cult.bobrodobro.ru

Древнерусская керамика

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КЕРАМИКИ КАК ОТРАСЛИ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО

Говоря о керамике Древней Руси невозможно не упомянуть известного русского учёного Б.А. Рыбакова Он говорит о двух системах горнов: — «двухъярусную с прямым пламенем» и «горизонталь­ную с обратным» (более совершенную). По своему происхождению первую систему, распространенную в небольших русских городах он связывает с устройством провинциальных римских горнов (гепдельбергского типа, а донецкий вариант — с фанагорийским), а вторую, встречаемую в более крупных городах, следует сближать с керченскими позднеримскими печами». Несмотря на то, что Рыбаков выводит типы русских горнов из гептельбергского, фангорийского, а также из керченских более поздних горнов, он, однако, почему-то забывает называть причину, дающую право ему это делать.

Обязательное применение горнов городскими мастерами повело к образованию термина «гърнъчаръ» гончар. Т.И. Макарова тоже подтверждает тот факт, что гончары были в городах, но она говорит, что «гончары, как правило, селились на окраинах городов», образуя гончарные «концы» и слободы»[1] .

Вспоминая о гончарных концах нужно возвратиться опять-таки к «Ремеслу Древней Руси» и воспользоваться выдержкой из этой книги: «Гончарные концы Новгорода убедительно свидетельствуют в пользу возросшего значения городского гончарного дела.

Ранний русский город IX—X вв. был местом первого применения I-го гончарного круга. Отсюда, из городских мастерских на княжеских и боярских дворах новая техника начала распространяться вширь, проникая в деревню.

Городская посуда Смоленска и Чернигова уже в X в. далеко опередила по своему качеству деревенскую.

Городские гончары значительно лучше готовили глиняное тесто, не применяя грубых примесей вроде дресвы. Существенно отличаются изделия городских гончаров от деревенских большой тщательностью отделки, большим разнообразием форм. По сравне­нию с деревней, гончарное дело в русских городах сделало значительные успехи. Целые кварталы крупных городов получили название по гончарам»[2] .

Способ загрузки горна удалось проследить только во Вщиже несмотря на плохую сохранность горна.

Вщижский горн был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил уже к концу, но еще не был завершен.

Рыбаков Б.А. приводит пять типов гончарных горнов, найденных в донецком городище. Вот что он пишет по этому поводу: «В Донецком городище (остатки русского города Донца, куда прибежал князь Игорь Святославич из половецкого плена) раско­пано пять горнов. Четыре из них очень близки к вщижскому и райковецкому, но отличаются существенной конструктивной деталью: топочное помещение разделено вдоль глиняной подпорной стенкой, на которой лежит центральная часть череня.

О горнах пишет также Т.И. Макарова, но она в отличие от Рыбакова даёт краткую характеристику. Она пишет: «Техника производства керамических изделий изменялась очень медленно. До наших дней в гончарном производстве применялся гончарный круг двух конструкций: более древний и примитивный – ручной (низкий, приводится в движение рукой) и более усовершенствованный – ножной»[3] . «В настоящее время известны горны из раскопок в Киеве, Вышгороде, Донце, Вщиже, Старой Рязани, Белгороде и Райковецком городище.

Все исследованные горны относятся к позднему времени, к XII— XIII вв., а два датируются даже годами непосредственного напа­дения татар (Вщиж — 1238 г. и Белгород — 1240 г.). Вопрос о вре­мени появления горнового обжига в силу этого остается открытым.

Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец X — на­чало XI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.

Вторым косвенным доказательством существования горнов в более раннее время является наличие в Приднепровье в XI в. местной выработки амфор, требовавших очень высокой темпе­ратуры для получения ярко красного обжига толстых стенок. Гончарные горны были различной конструкции. Наи­более простая обнаружена при раскопках, проведённых во Вщиже в 1940 г Рыбаковым Б.А. Он описывает своё исследование так: « Горн находился на краю города, близ вала, у реки, (но внутри городских стен). Он имел два яруса - нижний, топочный, где горели дрова, и верхний —, обжигательный, куда закладывалась посуда. Ярусы были разделены горизонтальной перегородкой из хорошо обожженной глины, толщиной от 10 до 14 см. На нижней поверхности перегородки были видны отпечатки выгоревших впо­следствии деревянных креплений, каркаса, на которые первоначально накладывалась сырая глина. Горн был овальный в плане (180 X 130см), внешние стенки сложены из глины (обожженной лишь с внутренней стороны) и с внешней стороны присыпаны мощным слоем песка. Это делалось для уменьшения теплопроводности стенок и для со­хранения жара внутри горна. Перегородка между ярусами (совре­менное название — «черень», украинское — «чершь») находилась от пола топки («кабины») на высоте 35 см. По окружности череня шли 12 сквозных отверстий (прогары, продухи), посредством которых жар проникал в обжигательную камеру. Температура внутри горна, очевидно, превышала 12000 , т.к. вся нижняя поверхность череня и продухи были покрыты толстой коркой зелёной стекловидной массы, образовавшейся от плавления глины. Покрытие горна не прослежено»[4] .

О появлении гончарного производства написано и в книге «Археология СССР: Русь, замок, село». Здесь поверхностно рассказывается о гончарном деле: «керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями в глубь тысячелетий, до последнего времени базировались на довольно элементарной технической основе. Технологический процесс производства керамики состоял из четырёх последовательных операций. Первая – подготовка сырья для производства изделия, т. е. приготовление специальной глиняной массы. Вторая операция – формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья – разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвёртая операция – обжиг, обеспечивающий физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия.

Продукцией древнерусских мастеров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки, и, наконец, расписные писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды – горшки, крынки, жбаны, миски, сковород. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, афоры и ряд подобных изделий.

Подавляющее большинство деревенской посуды изготовлено на ручном круге. Переход от лепной керамики к гончарной, т.е. круговой, произошёл в конце IX – начале X в»[5] .

Говоря о гончарном деле, невозможно не упомянуть о том, что кроме гончарных горнов в Киевской Руси существовали ещё и русские печи, а также гончарные круги. Но прежде чем преступить к описанию вышесказанного, необходимо сказать о том, что печи использовались гончарами не в городах, а в деревнях, в городах же использовали горновой обжиг.

Остановимся на гончарных кругах. Мы обращаемся к Рыбакову Б.А., опираясь на его исследования, существовавшие уже в середине XX в: «Гончарный круг, издавна известный в причерноморских городах, в римское время продвинулся вверх по Днепру и Днестру в область полей погребальных урн, но с падением римской культуры был забыт там. Для северных областей за тысячу, а для южных – за пятьсот лет до Киевской Руси началась необъяснённая до сих пор, постепенное огрубение керамических изделий. Утолщались стенки, увеличивалось количество примесей, ухудшался обжиг. И только в IX веке происходит сравнительно быстрый переход к гончарному кругу, производящему заметное улучшение качества глиняной посуды. Можно думать, что первоначально гончарный круг возник в южной половине южных земель, а уже оттуда проник и на север. В этом убеждают более быстрое развитие и совершенствование керамических форм на юге и примитивность их на севере, в лесной полосе.

Введение гончарного круга означало переход к ремесленному производству, переход изготовления горшков из рук женщин в руки мужчин-специалистов. В гончарном деле в IX-X вв. происходило тоже самое ,что в это время происходило на северо-востоке в меднолитейном деле – замена женского домашнего производства – мужским ремесленным.

Форма древнейшего гончарного круга нам неизвестна, т.к. все части его (может быть за исключением оси) были деревянные и ни разу не были встречены в раскопках.

Этнографические материалы сохранили до нашего времени почти все звенья эволюции техники гончарного дела»[6] .

Скорее всего, существовало 2 типа круга: «Круг первого типа был усовершенствован добавлением де­ревянного подпятника («порплицы»), который принимал на себя давление круга, уменьшая трение, и придавал устойчивость всей системе, центрируя ось («веретено»)».

Второй тип был несколько иначим. «Две плоскости круга, надетые на ось и соединенные спицами (или «цевками»), по­степенно отдалялись друг от друга, чем также создавалась боль­шая устойчивость. Основной точкой опоры становилась порплица на нижней стороне верхнего круга. Ось удлинялась, и верхний круг надевался на нее сверху. Спицы и нижняя плоскость не несли никакой тяжести и служили только для устойчивости, не позволяя кругу колыхаться. Ось представляла собой кол, вертикально врытый в землю. Гончар при работе на таком кругу сидит на особой ска­мейке, более высокой, чем скамейка архаичного круга. Такая конструкция круга позволяла гончару изредка действовать ногами для ускорения движения или остановки. Отсюда оставался только один шаг к переходу на круг ножного типа.

mirznanii.com

Древнегреческая керамика-презентация по мировой культуре

«Древнегреческая керамика» – это презентация, иллюстрирующая многообразие типов древнегреческих керамических сосудов. Уверена, что эта работа будет интересна не только преподавателям мировой художественной культуры, но и всем любителям искусства и истории. Презентация содержит, кроме описания, большое количество иллюстративного материала.

Древнегреческая керамика-презентация по мхк

 

Кнопка "Скачать" для сайта

Древнегреческая керамика

«Приди сюда, Афина, и протяни к печи руку, Чтобы хорошо вышли чаши и кубки, Чтобы они обожглись правильно, а нам хорошо заплатили». Псевдо-Гомер

Древнегреческая керамика-Древнегреческая керамика-Иллюстрация-коллаж

Гончарное ремесло в Древней Греции, как и другие ремёсла, не ценилось слишком высоко, но, ни в одной культуре, кроме древнегреческой, искусство керамики не стало настоящей энциклопедией, знакомящей нас, благодаря прекрасным росписям, с образом жизни и мировоззрением древних греков.

Древнегреческая керамика предназначалась для повседневного употребления. Горшки и вазы  имели различные формы и размеры в зависимости от назначения. В амфорах хранили масло, вино, использовали их при голосовании, вручали победителям спортивных состязаний. В кратере смешивали вино с водой. Скифос, канфар и килик употребляли во время пиров. Они имели удобные ручки, чтобы их удобно было удерживать. Специальные сосуды существовали для благовоний, мазей, туалетных принадлежностей. Лутрофоры использовали  во время свадьбы и похорон. Позднее их  стали помещать на могилы. В одном из огромных пифосов, предназначенных для хранения продуктов, согласно легенде, жил знаменитый философ Диоген.

Несмотря на свою функциональность, греческая керамика искусно украшалась росписью.  На всех изделиях древнегреческих гончаров изображены мифологические и жанровые сценки, фантастические образы, которые позволяют нам понять, как жили, во что верили и о чём мечтали древние греки.

Сосуды крито-микенского и архаического периодов

Древнегреческая керамика-Крито-Микенская керамика-коллаж-иллюстрация

Использование гончарного круга, пришедшего с античного Востока, упоминается уже со второго тысячелетия до нашей эры. Один из древнейших критских мотивов росписей ‒ узор из растений и морских обитателей. В тёмные века эти узоры сменяются геометрическим орнаментом. В девятом и восьмом веках до нашей эры к геометрическому орнаменту добавляются сюжетные мотивы.

Чёрно-фигурная керамика

Древнегреческая керамика-Чёрно-фигурная керамика Древней Греции-Иллюстрация-коллаж

Самым известным центром гончарного искусства Древней Греции считаются Афины. Гончары в Афинах жили в отдельном квартале, носившем название Керамик. Вначале афиняне создавали керамику, известную как чёрно-фигурная. Те места на вазе, которые должны были быть чёрными, закрашивали краской, приготовленной из глины, воды и древесной золы. Закрашенные чёрным лаком фигуры ярко выделялись на красноватом фоне глины. Известно имя искусного гончара и  вазописца, работавшего в технике чёрно-фигурной керамики. Экзекий предпочитал вазы крупных размеров, украшая их мифологическими сценами, персонажи которых передавали состояние напряжённости и волнения. Фигуры героев выглядят драматично. Своей неподвижностью они напоминают статуи, а мастерство, с которым они выполнены, позволяют представить отблеск утраченной, к сожалению, навсегда древнегреческой живописи.

Красно-фигурная керамика

Древнегреческая керамика-Красно-фигурная керамика Древней Греции-Иллюстрация-коллаж

Около 530 года до нашей эры в Афинах развивается техника  красно-фигурной росписи. На чёрном фоне сосуда, покрытого лаком, эффектно выделяются фигуры цвета красноватой глины. Выдающимися гончарами и вазописцами, работавшими в технике красно-фигурной керамики, были Эвфимид, Евфроний, Бриг.

С различными типами греческих сосудов познакомит вас моя презентация. Хочется верить, что это знакомство мотивирует ваших учеников на более глубокое изучение древнегреческого искусства.

На моём сайте есть ещё несколько презентаций, посвящённых художественной культуре Древней Греции:

Буду благодарна за комментарии, советы, замечания, предложения.

Удачи!

Понравился материал? Поделитесь!

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

jauchitel.ru


Смотрите также