Древняя греция литература. Ошибкаадресациик веб-серверу
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнегреческая литература (стр. 1 из 7). Древняя греция литература


Древнегреческая литература

Введение.

Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, роман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза зародились и формировались у древних греков и римлян. На протяжении длительного исторического развития эти жанры претерпевали изменения и обогащались.

Непреходящи общечеловеческие ценности, заключенные в литературных образах, в художественных творениях античности. И пусть сегодня человек покрывает расстояние не в повозках и не на лошадях, а в комфортных автомобилях, на реактивных самолетах, космических аппаратах. Пусть он знает о мире неизмеримо больше, чем его дальние предки. Но сама человеческая природа почти не изменилась по сравнению с эпохой Гомера и Эсхила. Человек рождается и умирает, страдает от недугов и дряхлеет, любит счастливо и безответно, ревнует и изменяет, растит детей и теряет их, проявляет скаредность и эгоизм, отвагу и добросердечие, великодушие и низость, властолюбие и трусость. Эти вечные страсти и чувства запечатлены, и притом с непревзойденной эстетической полнотой, в творениях великих эллинов – Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристофана и Менандра, Анакреонта и Сапфо.

И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, трепетно ждущей своего мужа; преданной Андромахи; непреклонного Прометея и испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы в бездну позора; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и отплатившей ему убийством собственных детей.

Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом. Сквозь столетия прошли, воплотились в бесчисленных литературных, живописных, скульптурных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, такие, как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал.

I . Исторические предпосылки древнегреческой литературы.

1. Греческие племена и наречия.

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который в историческую эпоху называл себя “эллинами”, а у нас обычно называется “греками” - именем, взятым нами у римлян.

Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно, маленькими политическими общинами - “полисами” - по берегам Средиземного, Черного, Мраморного и Азовского морей. Однако, несмотря на политическую разобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своей истории дошли до высокого сознания своего национального и культурного единства, противопоставляя себя всем другим народам как “варварам”. Это сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в. до н.э.

2. Язык древнегреческой литературы.

По языку древние греки принадлежали к так называемой индо-еврейской группе. Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит некоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласгов греческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до н.э., дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка. Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.

В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших на местных говорах. Однако, они не теряли сознания своего единства и принадлежности к одному народу. Главными из этих племен, значительно отличавшихся по своему наречию (диалекту), считались эолийцы, ионийцы и дорийцы.

Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась особая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти четыре диалекта легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - для эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел особенно важное значение в литературе.

Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров - эпоса, лирики и трагедии.

Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности местных диалектов, и из поздних поры - тексты писем и различных записей простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.

Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих всевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществу приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним.

Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения. Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния, длительность и моментальность действия (аорист).

В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от современного языка и от других европейских языков своими мелодическими свойствами. Слоги в нем различались по “количеству”: одни - долгие, другие - краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем краткий, и обладал большей высотой звука. Это создавало основу для музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до н.э. в греческом языке произошли изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение, основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у большинства европейских народов.

3. Периодизация греческой литературы.

История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политической областях. Современной наукой выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы.

Архаический, который охватывает время до начала V в. до н.э. Это эпоха «ранней Греции», когда происходит медленное разложение патриархально-родового строя и переход к рабовладельческому государству. Предмет нашего внимания – сохранившиеся памятники фольклора, мифология, прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос Гесиода, а также лирика, созвездие поэтов, творивших в VII-VI вв. до н.э.

Аттический (или классический) охватывает V-IV вв. до н.э., когда греческие полисы и, впервую очередь, Афины, это «око Эллады», переживают расцвет, а затем – кризис, теряют независимость, оказавшись под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех художественных сферах. Это, прежде всего, греческий театр, драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия (Платон, Аристотель).

Эллинистический охватывает время с конца IV в. до н.э. до конца I в. н.э. Предмет внимания – александрийская поэзия и новоаттическая комедия (Менандр).

Римский, т.е. время, когда Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.

II. Истоки древнегреческой литературы.

Народно-поэтическое творчество и мифология.

Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное народное творчество и прежде всего - мифы, в которых содержалась целая сокровищница сюжетов и образов. В.Г.Белинский, развивая ту же мысль, указывал еще на жизненное значение мифологических образов. “Мифология была выражением жизни древних” - писал он, -“и их боги были не аллегориями, не риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах”.

Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающего мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Много интересных высказываний мы находим у А.М.Горького. “Чем древнее сказка и миф,” - писал он - ”тем с большей силой звучит в них победное торжество людей над силами природы… почти во всех древнейших мифах человек терпит наказание от богов за его службу людям”. Фантазия древнейших мифов имела резко выраженную материалистическую окраску. Поэтому миф - не бесплодная фантазия, а в основе своей - реальная истина, дополненная воображением и призванная руководить жизнедеятельностью коллектива.

Миф есть коллективное создание народа, а не измышление отдельного, хотя бы и гениального человека. Поэтому он не представляет чего-нибудь устойчивого и постоянного: он растет и развивается по мере развития общественного сознания.

Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни - различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотников и пастухов, материнского права и т.д.

Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху доклассового общества, продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи. Так, воспоминания о первобытном людоедстве сохранялись в мифе о людоеде циклопе Попифеме, о человеческих жертвоприношениях - в рассказе о жертвоприношении Ифигении и т.п.

Таким образом, создание больших и сложных мифологических повествований было делом многих поколений, причем в первоначальную мифологическую канву вкраплялись воспоминания об исторических событиях.

2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы.

mirznanii.com

Всемирная литература

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

tmp73A2-1.jpg

В Древней Греции вся литература так или иначе связана с мифом (от греч. «мифос» — «слово», «речь», «рассказ»). С детства греки слушали рассказы о подвигах Геракла, о приключениях Одиссея, о лабиринте на острове Крит и страшном Минотавре — человеке-быке и верили, что всё это правда. Из мифов, а не из истории и не из жизни сочинители брали сюжеты для эпоса и трагедий. Без отсылок к мифам не обходился ни один поэтический текст. Пародия на миф или на какой-либо мифологический персонаж служила главным приёмом комедии. Наконец, поэты и мыслители сами сочиняли мифы. Особенно любил это философ Платон: ведь когда речь идёт о сложных вещах, образы доходчивее отвлечённых понятий.

Наиболее ранний жанр древнегреческой литературы — эпос (греч. «слово», «повествование»). С незапамятных времён по стране бродили поэты-певцы; они сочиняли и исполняли длинные поэмы о богах и героях, аккомпанируя себе на лире. Из героического эпоса до наших дней дошли только «Илиада» и «Одиссея», но подобных поэм в Древней Греции существовало множество. Некоторые певцы не рассказывали о далёком славном прошлом, а учили сограждан разумно хозяйствовать и правильно жить: это был эпос дидактический (от греч. «дидактикос» — «наставительный», «поучительный»).

Стихов в современном понимании греки не писали; они сочиняли песни — для сольного и хорового исполнения.

В театрах Древней Греции ставили трагедии и комедии. Философ и учёный Аристотель (384—322 до н. э.) так определял сущность трагедии: она показывает, как человек — не слишком дурной, однако и не безупречный — переживает и совершает ужасные вещи, «но не из-за порочности и подлости, а в силу какой-то ошибки, быв до этого в великой славе и счастии». Комедия, согласно Аристотелю, показывает людей дурных, хотя «и не во всей их подлости»: смешны только те людские ошибки и пороки, которые в конечном счёте не причиняют окружающим большого вреда.

Художественная проза в греческой словесности появилась довольно поздно. Для последующего развития литературы наиболее важны два жанра — диалог и роман.

Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово филология (от греч. «фило» — «любить» и «логос» — «мысль», «слово»). К филологии относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Сейчас так называется наука, изучающая письменные тексты и через них культуру какой-либо эпохи, страны, народа. Аристотель был первым филологом в современном смысле слова. Конечно, и до него в Греции существовал интерес к общим принципам словесного искусства. Но Аристотель впервые создал теоретический трактат о законах литературного творчества — «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).

tmp73A2-2.jpg

Сфинкс. Изображение на греческой вазе. VII в. до н. э.

Аристотель жил в эпоху, которую принято называть классической. Жизнь сосредоточивалась в полисах — небольших городах, каждый из которых был отдельным государством со своей системой правления, войском и т. д. Полисы ссорились и мирились, заключали между собой союзы и расторгали их. Жизнь в полисе налагала на граждан строгие и определённые обязательства. Человека оценивали и судили не по личным качествам, а по тому, насколько он безупречен как гражданин. Так греки прожили больше трёх столетий. Мог ли Аристотель знать, что подросток по имени Александр, воспитанием которого он усердно занимался, перевернёт всю греческую жизнь! Мальчик стал царём Александром Македонским, а Греция — мировой державой. Началась другая эпоха — эллинистическая. Она именуется так потому, что эллинское (сами греки называли и называют себя эллинами, а Грецию — Элладой) влияние распространилось по всем землям, завоёванным Александром: в их числе Малая Азия, Египет, Вавилония, часть Иранского нагорья, Средняя Азия. Александр дошёл до Индии, но захватить её не смог.

В это новое время сформировалось и подлинно научное отношение к произведениям словесности. Но почву для него создал Аристотель, так что, можно считать, он открыл эпоху эллинистической филологии раньше, чем она наступила реально. По-настоящему она началась, когда ни Аристотеля, ни его великого ученика уже не было на свете и когда бывшая держава Александра распалась на отдельные царства. Египет достался Птолемею, который при жизни Александра был среди его полководцев, а после смерти стал одним из преемников царской власти. В историю он вошёл под именем Птолемея I Сотера (Спасителя).

Птолемею I пришла идея создать в своём царстве нечто вроде научного и культурного центра. Он был построен в столице — Александрии: с залами для лекций, трапезной, двориками для прогулок и, главное, библиотекой, ставшей хранилищем разнообразных рукописей. Этот центр назвали Мусейон (Храм муз), ведь именно музы в Греции были покровительницами наук и искусств. От греческого слова «мусейон» произошло современное «музей», понятное без перевода на разных языках.

назад в начало  1  2  главнаядалее

sveta-artemenkova.narod.ru

О книгах Древней Греции «

Автор: Дементьева Светлана

 

О книгах Древней ГрецииВ Древней Греции уже в VIII — VII вв. до н.э. использовался алфавит. Археологами было найдено несколько греческих надписей. Пусть не повсеместно, но даже этого достаточно, чтобы судить о культуре Греции во времена античности.

В VI в. до н.э. в годы правления Писистрата в Древней Греции происходит сбор гомеровских произведений, которые были разбросаны по всему государству. Повышению культуры способствовало активное развитие театра, особенно в рамках культа бога Диониса. Впервые стали ставить трагедии. Основателем этого жанра был писатель Феспид. Писистрат учредил праздник Больших Дионисий и вывел его на государственный уровень. Во время этого праздника в обязательном порядке должны были проходить  театральные постановки. Особое место Писистрат уделял зрелищам среди сельского населения. В результате  всего перечисленного Афины превратились в крупный центр культуры Древней Греции.

В V в. до н.э., когда Греция достигла своего пика расцвета, возникают различные философские школы. Соответственно каждое такое течение имело своих ярких представителей:

  • материалисты (Фалес, Анаксагор, Гераклит, Демокрит)
  • софисты (Протагор, Горций)
  • идеалисты (Сократ, Платон, Аристотель, Пифагор)

Театральные постановки разделились на два основных жанра: драма и комедия. К самым популярным авторам древнегреческих трагедий можно отнести Эсхила, Софокла и Еврипида. Среди авторов комедийного жанра следует отметить Аристофана с его знаменитыми пьесами «Осы», «Лягушки», «Лисистрата» и еще 8 других, дошедших до наших дней. Следует отметить древнегреческого трагика Фриниха с его произведениями «Взятие Милета» и «Финикиянка». Первая драма производила на зрителей такое сильное впечатление, что доводила их до слез. Однако этот успех Фриниху принес не только славу, но и штраф в размере 1000 драхм и запрет на показ его драмы за напоминание афинянам о несчастьях их единоплеменников. Еще одним из известных авторов трагедий был Феспид. Но, к сожалению, ни одного из его произведений до наших дней не сохранилось.

Важно отметить, что древнегреческая культура, несмотря на богатство мифов и легенд о богах, не отличалась особой религиозностью в отличии от Востока. Культура Древней Греции  носила более светский характер. И это не могло не отразится в книгах Древней Греции.

В эпоху эллинизма, в III — II вв. до н.э., в Древней Греции развивались морское дело и военная техника. Видимо, это повлияло на развитие точных наук, по которым стали появляться труды. В основном по математике и астрономии. Все мы с детства знаем имя Архимеда. В этот ряд можно поставить еще двух античных  ученых — Евклида и астронома Гиппарха Александрийского. Кстати, об Александрии. Во времена эллинизма власть в Египте была в руках Птолемеев, которые стремились всячески поддерживать высокий культурный уровень. С этой целью в Александрии был основан «Музей», который представлял собой подобие Академии наук. Наличие подобного заведения способствовало притоку выдающихся ученых и писателей и делало Александрию научным центром. «Музей» очень тесно работал со знаменитой «Александрийской библиотекой», которой стоит посвятить целую отдельную статью. А сейчас я лишь оговорюсь, что в Александрийской библиотеке хранилось ок. 700 000 свитков, включая самую богатую коллекций древнегреческих книг. Именно в этих священных стенах библиотечного мира были выработаны особые правила изготовления рукописи, определились точные размеры свитка 20 на 30 см, заглавие книги стали размещать в определенном месте издания, в начале или в конце и стали указывать имя автора книги.

Работа в Александрийской библиотеке

Работа в Александрийской библиотеке

Чуть позднее в Древней Греции политическую комедию сменяет жанр реалистической бытовой, представителем которого можно назвать Менандра. У этого автора были даже подражатели среди римлян — Плавт и Теренций. Зарождается еще один жанр — идиллии, представляющие собой небольшие пьесы о деревне и о любви горожан к природе. Ярким представителем жанра идиллий был Феокрит.

Если поднять вопрос внешнего вида книг Древней Греции, то здесь не будет особой оригинальности. В качестве писчего материала в начале зарождения письменности греки использовали свитки из кожи. В VI — V вв. до н.э. перешли на доски из дерева и вощенные таблички, предварительно гладко выструганные и смазанные воском. По количеству табличек определяли диптихи, триптихи, тетраптихи и т.д. Писали особым писчим инструментом под названием стилус. В V в. до н.э. в Греции появляется папирус. А еще чуть позже папирус сменил пергамен — материал из кожи животных, в основном овец и телят.

Несколько слов о древнегреческих кодексах. Codex в переводе в начале означал  обрубок дерева, позже это слово перешло в значение скрепленных меж собою деревянных табличек, а еще позже, в V в. до н.э., появилось понятие пергаменный кодекс. К самым древним кодексам, которые сохранились до нашего времени, относятся кодексы III в. н.э. Кодексы получили особую популярность среди людей торговли по причинам их прочности, долговечности и удобству в использовании. Внешне кодекс напоминал тетрадь от 4 до 36 страниц. Формат кодексов был разным. Широкое распространение получил квадратный формат кодекса. Название этого внешнего вида книги впоследствии стали использовать в качестве названий юридических документов — кодекс Юстиниана Феодосия. Постепенно кодекс стали предпочитать свитку. Строки в кодексе стали сдвигать влево, буквы в начале строк увеличивать, страницы нумеровать. Правда стоит оговориться, что не все страницы и не всегда подлежали пагинации.  Заглавие кодекса выносилось в самое начало, которое украшалось орнаментом.

В Древней Греции были целые издательства и процветала книжная торговля. В Афинах в V в. до н.э. цена на книгу зависела от количества страниц, оформления и популярности произведения. Распространено было коллекционировать книги. Правда, справедливом будет заметить, что и египетский царь Птолемей III, был фанатично увлечен собирательством древних книг. Так, он смог собрать подлинники древнегреческих произведений Эсхила, Софокла и Еврипида, которые находились за пределами Александрии. Основная часть была привезена из Афин. Птолемей III договорился с хозяевами книг-подлинников о временном их хранении в своей библиотеке, где должны были подготовиться копии. Под залог общей стоимостью в 25 таланов (ок.35 тыс. золотых рублей) книги были получены и доставлены в Александрийскую библиотеку. Позже владельцам книг были возвращены копии  вместо подлинников.

Надо сказать, что в Древней Греции чтение было популярным занятием. Имели место даже такие явления, как агитационная литература в виде плакатов и памфлетов. Книжное дело достигало такого размаха, что философ — идеалист Платон даже требовал введения строгой цензуры и сокращения количества изданных книг.

Вот коротко о книгах Древней Греции. Надеюсь, Вы смогли почерпнуть что-то новое. 🙂

 

 

 

demsvet.ru


Смотрите также