Историческая география как научная дисциплина. География древний этап
Контрольная работа - ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ
1 Географические представления первобытных народов.
2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.).
3 Географические представления минойцев и финикийцев.
Географические представления первобытных народов. География возникла в глубокой древности в связи с насущными жизненными потребностями людей – с охотой, собирательством, бортничеством, скотоводством и земледелием. Для ведения хозяйства – даже примитивного – было необходимо достаточно глубокое знание местных условия – образа диких зверей и съедобных растений, хода рыбы в реках и озерах, сезонности и продуктивности пастбищ, плодородия почв. География началась с познания древними людьми окружающего мира и особенностей местности. Однако окружающий человека мир всегда был несравнимо больше его самого (110).
Первые элементарные географические представления появились вместе с трудом, т.е. на самой первоначальной стадии развития человечества (126,279). Среди первых и самых важных вопросов, которые задавал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей природы. «Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, может быть, в каких-то других местах трава еще зеленее» (110, с. 15).
О характере географических представлений эпохи первобытнообщинного строя можно судить лишь косвенно, поскольку письменные памятники для этой эпохи отсутствуют. Косвенные же суждения основываются главным образом на изучении культуры отсталых племен и народностей, которые вплоть до столкновения с европейцами оставались на стадии первобытнообщинного строя. Огромный вклад в изучение культуры примитивных людей внесли Н. Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.), Л. Леви-Брюль (1857-1939 гг.), Д. Кук (1728-1779 гг.) и М.Мид (81,211,212,263,301,420,433).
Известно, что первобытный человек черпал свои знания о природе из своего непосредственного опыта, ограниченного площадью местообитания. Однако, по мнению ученых, знания эти отличались удивительной доскональностью. Европейских путешественников поражала способность «дикарей» всех континентов внимательно наблюдать и тонко чувствовать природу (211,212). Круг фактических знаний первобытного человека всегда определялся характером его производственной деятельности и непосредственным природным окружением (126,279).
Например, в языке эскимосов Северной Америки, жизнь которых тесно связана с морем, имеется до 20 различных слов, обозначающих разные типы и состояния льда. У земледельческих племен наиболее богата терминология, относящаяся к различным сельскохозяйственным культурам, фазам их развития и т.д. Охотники и собиратели особенно хорошо знают дикорастущие растения и животных. С высоко развитой наблюдательностью тесно связаны навыки отлично ориентирования в пространстве. Вместе с тем у некоторых африканских народностей восприятие цвета ограничивается лишь красным и голубым, в их языке имеется только два слова для обозначения этих противоположных участков спектра видимого света. В результате этого они не воспринимают такие промежуточные цвета, как оранжевый, желтый или зеленый (110, с.19).
Многие древние народы эмпирически подошли к выработке сложных географических понятий, напоминающих современные научные представления о ландшафтах и урочищах, что нашло отражение в их языке, в местных географических названиях (126,322).
Из психологии известно, воспринимая окружающие предметы, человек обособляет их пространстве и только затем устанавливает между ними пространственные связи и отношения (110,126,366,408,423). Отсюда вытекает и особый способ передачи этих отношений – географическая карта.
Карта в своем элементарном виде, т.е. картографический рисунок, появляется у первобытного человека задолго до изобретения письма. Правда, до нас не дошло ни одного картографического изображения тех времен. Однако некоторые петрографы, возможно, содержат в себе элементы топографического рисунка. Еще А. Гумбольдт (1769-1859 гг.) видел в петроглифах Южной Америки зачатки географической карты. Если это так, то начало картографии восходит к позднему палеолиту. Палеолит – это древний каменный век (первый период каменного века), время существования человека, который пользовался примитивными каменными, деревянными и костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (свыше 2 миллионов лет назад) примерно до X тыс. до н.э. Таким образом, карта как метод фиксации данных хронологически предшествует письменному описанию географической реальности.
Самая же древняя из сохранившихся карт была создана в Шумере (Междуречье) примерно 2 500 лет до н.э. Она представляет собой рисунок небольшого участка местности, выполненный на глиняной табличке (110,126,279).
Элементы географических знаний занимали первое место в общей сумме представлений первобытного человека об окружающем мире. Вместе с тем на этом первом этапе развития Homo Sapiens мышление человека имело конкретный характер. Древний человек способен был дать собственные названия (имена) каждому местному предмету, но в его языке отсутствовали слова, обозначающие общие понятия, такие, как «река», «гора», «растение», «животное» и др. Острая наблюдательность и относительно обширные знания отдельных конкретных фактов сочетались у него с неразвитостью абстрактного мышления (110,126).
2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.)Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тыс. до н.э. у земледельческих народов Египта, Междуречья, Северной Индии и Китая. Оседлое земледельческое хозяйство давало больше возможностей для применения рабского труда и развития металлургии, чем скотоводческое. Образованию развитых рабовладельческих государств в этих странах способствовали их благоприятные географические условия: положение вдоль больших рек – источников орошения и водных путей («речные цивилизации», И.И.Мечников (1845-1916 гг.)), относительно надежные естественные рубежи – горы, пустыни и т.д. Эти государства возникли независимо друг от друга. Лишь со временем взаимное влияние их культур в той или иной степени стало проявляться достаточно отчетливо.
Древнейшие народы Востока оставили нам первые письменные документы. Любопытно, что самые ранние, дошедшие до нас литературные произведения были посвящены описанию путешествий. Повести и сказки о путешествиях в дальние страны – один из древнейших жанров мировой литературы.
Тема путешествий всецело преобладает в древнейшем эпосе. Например, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (IV тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который добрался через пустыни и горы до океана и перебрался через него (26,61,110,126).
Источники этого рода (сказки, песни, эпос и т.д.), наряду с археологическими данными, позволяют составить предположение о пространственно-географическом кругозоре народов Древнего Востока и их представлениях о Земле.
Древние египтяне, например, уже в III тысячелетии до н.э. вели оживленную торговлю с Сирией, Эфиопией, странами бассейна Средиземного моря. Возможно, они также имели торговые отношения с далекой Индией.
Кругозор народов Междуречья в III-II тысячелетиях до н.э. распространялся на севере до Армении и Закавказья, а на юге – до современного Омана (85,110,126).
Пространственный кругозор древних китайцев вплоть до второй половины II в. до н.э. ограничивался главным образом восточной частью нынешней территории Китая. Дстоверные сведения о странах Центральной и Средней Азии древние китайцы получили лишь после путешествия Чжан Цяня (138-126 гг. до н.э.). Это путешествие положило начало торговым связям Китая со странами Средней Азии, а через них и с Восточным Средиземноморьем, куда несколько позже был проложен «великий шелковый путь», просуществовавший вплоть до 23 г. до н.э… В Древнем Китае уделялось много внимания географическим исследованиям, в т.ч. поискам пути в Европу. Китайские путешественники сделали не меньше, «открывая» Европу, чем европейцы, прокладывая путь на «Дальний Восток». Но китайский свод знаний остался в стороне от потока западной мысли (110,126,158,279).
К рабовладельческой эпохе относится возникновение зачатков научных знаний в области математики, астрономии и механики. В Египте в эпоху Древнего Царства (около II тыс. до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). Аналогичные работы велись в Междуречье. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели в повседневный обиход солнечный календарь. Древним египтянам и вавилонянам были известны солнечные часы. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения затмений и научились предсказывать их (126).
«Египет – колыбель науки». Египет называют колыбелью науки, т. к. здесь еще в глубокой древности возникли методы наблюдения, измерения и научного обобщения. Египетские жрецы обладали прочными практическими знаниями в области математики (алгебра), астрономии и геометрии, необходимыми для управления обществом. Они совершенствовали способы измерения земельных наделов и определения границ полей, постоянно уничтожаемых во время половодий на Ниле. Они научились определять линию местного меридиана (направление север-юг), чтобы точно ориентировать воздвигаемые монументы и общественные сооружения. Они также изобрели письменность и нашли способ получения папируса – материала для письма – из растения, обильно произраставшего в заболоченной дельте Нила (110).
Междуречье. Народы Месопотамии также внесли свою лепту в накопление географических знаний. Самые первые в мире математики, жившие в государстве шумеров, владели всеми основными правилами алгебры уже 3 000 лет тому назад, хотя алгебраические символы, которыми мы пользуемся теперь, не были известны вплоть до XVI столетия. Но и без них шумеры понимали и использовали многие алгебраические зависимости. Они также могли извлечь квадратный корень из любого числа.
Из Междуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года на 12 месяцев, суток на 24 часа, окружности на 360 градусов. В этой стране была принята лунная неделя.
В первых рабовладельческих государствах древнего Востока создавались и примитивные карты, служившие самым разным целям. Одна из самых древних карт относится приблизительно к 2 500 г. до н.э. Она представляет собой очень схематическое изображение на глиняной табличке северной части Междуречья с рекой Евфрат и двумя горными цепями. На более поздней вавилонской карте (около V века до. н.э.) изображена вся Земля в виде диска, окруженного океаном, с центром в Вавилоне (85,110,112,215).
Именно в странах древнего Востока появились первые идеи о божественном провидении. Согласно религиозным представлениям древних шумеров, мир управляется богами, похожими на людей, но наделенными, в отличие от них, сверхчеловеческими возможностями и бессмертием. Каждому из богов подчинялись определенные силы и явления окружающего человека мира природы – течение рек, морские приливы и отливы, ветровые потоки, урожайность нив, изобилие дичи. Боги состязались друг с другом, а их отношение к людям отличалось деспотизмом, а часто и мстительностью.
В древних культурах всего мира многие явления природы объяснялись ссылкой на существование единого божества, чьи действия всегда оказывались неподсудными. Это божество нужно было чаще ублаготворять жертвоприношениями для того, чтобы оно более благосклонно относилось к человеческим существам.
Представления древних народов о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, сохраняли свой мифологический характер. Так, еще в III тыс. до н.э. древние шумеры создали мифы о сотворении мира, о потопе и рае, которые оказались очень живучими и нашли свое отражение в главной книге всех христиан – «Библии».
Вера в прямое воздействие светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии. Особенно популярной эта «наука» была в Вавилоне. Представления о Земле у всех древних народов основывались на непосредственном восприятии окружающего мира.
Наблюдения над обозримым горизонтом привели к взгляду о Земле как неподвижном, плоском диске, находившемся в центре мира. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священной книге браминов – «Ведах»: «Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия» (126).
3 Географические представления минойцев и финикийцев.К числу наиболее развитых народов III-II тыс. до н.э. относились минойцы и финикийцы. К II тысячелетию до н.э. посредническая торговля между Западным и Восточным Средиземноморьем находилась в руках минойцев, которые на острове Крит основали мощную морскую державу. Имеются свидетельства о том, что торговые связи минойцев простирались от Британских островов до Канарских островов, Сенегала и Индии. Однако с середины II тыс. до н.э. господство на морских путях Средиземного моря переходит к финикийцам.
Финикийцы, родина которых располагалась на территории современного Ливана, принадлежали к числу первых мореплавателей и первооткрывателей новых земель. В своих плаваниях они проникали далеко за пределы известных земель. Однако, занятые лишь торговлей, они почти ничего не сообщали о посещенных ими странах и народах.
В одной из горных долин современного Бейрута в те далекие времена было обнаружено рудное тело, в котором удачно сочетались медь и олово. Финикийцы разрабатывали его, изготовляли бронзу и торговали ее. Вообще же в рудных месторождениях Средиземноморского бассейна при обилии меди олова явно недоставало. Поэтому финикийцы совершали регулярные морские походы к островам Силли у берегов Великобритании, где добывали олово. Они также торговали древесиной кедра, обильно произраставшего в горных лесах Ливана. Один из древнейших письменных документов, составленный за 3 000 лет до н.э., представляет собой опись кедровых бревен, погруженных в финикийском порту Библе на сорок кораблей, которые должны были доставить этот груз в Египет.
Финикийцы заложили множество торговых портов по всему побережью Средиземного моря, в том числе и Карфаген. Им же принадлежит создание первого фонетического алфавита. Он целиком состоял из согласных звуков, подобно современному семитскому алфавиту. Несколько позже греки дополнили этот алфавит краткими гласными звуками. Финикийский язык лег в основу абсолютного большинства всех известных сегодня европейских алфавитов. В VI в. до н.э. Финикия была завоевана персами, а в 322 г. до н.э. покорена Александром Македонским. В 146 году до н.э. Карфаген был разрушен (11,110,126).
ТЕМА 3
www.ronl.ru
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ — Мегаобучалка
(по А.Г.Исаченко)
География, несомненно, относится к числу наиболее древних наук. История ее развития насчитывает не менее шести тысячелетий. Согласно А.И.Исаченко, путь, который прошла современная география, схематически можно представить в виде последовательной смены четырех главных стадий: выяснение общих свойств нашей планеты и основных внешних черт ее поверхности Þ изучение отдельных элементов ее природы Þ установление взаимных связей между отдельными элементами природы Þ исследование географических комплексов (геосистем).
Эти стадии не отделяются друг от друга резкими временными рубежами; между ними существуют многие «перекрытия» и «накладки». Вместе с тем в развитии географии было несколько узловых, эпохальных событий, которые достаточно четко разделяют эти периоды.
Первым рубежом для географии явились Великие географические открытия, началом которых принято считать день открытия Христофором Колумбом Америки (12 октября 1492 г.). Однако эпохе Великих открытий предшествовала длительный период медленного расширения знаний о Земле. Ограниченность и разобщенность пространственного кругозора – характерная черта этой эпохи. Даже наиболее культурным народа Европы и Азии были известны лишь небольшие части земного шара.
Теоретические представления в области географии имели отрывочный характер и находились под сильным влиянием религиозно-мифологического мировоззрения. Передовые по тому времени географические воззрения античности основывались не столько на опыте, сколько на натурфилософских догадках и часто были наивными и фантастическими. Официальная схоластическая наука христианского средневековья также не была связана с практикой и опиралась на элементы той же античной науки, но приспособленные к католическому учению (Фома Аквинский, 1225–1274 гг.). Вся эта продолжительная эпоха делится на два отрезка, соответствующих древним и средним векам всемирной истории.
Великие географические открытия произвели переворот в пространственном кругозоре человечества, дали возможность составить в общих чертах представление о соотношении материков и океанов. С этого времени происходит перелом в средневековом мировоззрении и начинается научное исследование природы и вместе с тем вторая большая эпоха в развитии географии.
Однако потребовалось еще более двух столетий после завершения Великих географических открытий, чтобы уточнить и нанести на карту очертания суши, выяснить главные черты ее орографии и гидрографии, а затем собрать и систематизировать материал по основным компонентам земной поверхности: климату, водам, органическому миру и т.д., достаточный для первичного научного обобщения. Эти задачи и определяли характер географии почти до конца XIX в.
Между двумя указанными переломными моментами есть важная граница, относящаяся приблизительно к началу последней трети XVIII в. До этого времени главную роль играло измерение и картографирование Земли. В то время география находилась еще как бы в «топографической» стадии и объясняла многие явления природы и общества с точки зрения античной натурфилософии.
С конца XVIII в. географы в своих выводах начинают опираться на опытное изучение явлений природы и общества, разрабатывать собственную методику исследований. Вместе с тем они выдвигают проблему изучения связей между отдельными географическими компонентами, что дает основание считать это время началом следующего, третьего крупного периода развития географической мысли. Но все же это был период аналитического изучения природы. Важнейшей особенностью развития географии в те годы была постоянно углубляющаяся дифференциация естествознания и научного географического знания.
Фундаментом современной географии явилась идея географического комплекса, разработанная в таких ее конкретных формах, как закон зональности (В.В.Докучаев (1846-1903 гг.) и др.), учение о ландшафте (Л.С.Берг (1876-1950 гг.) и др.), учение о географической оболочке (А.А.Григорьев (1883-1968 гг.) и др.). Зарождение современной географии относится к последней трети XIX в. (126).
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ
(по П. Джеймсу и Дж. Мартину)
В истории географической науки, по мнению американских географов П. Джеймса и Дж. Мартина, выделяются следующие три периода:
Первый период продолжался с древнейших времен, когда зародилась географическая мысль, и вплоть до 1859 года. Это классический период, в течение которого уделялось относительно мало внимания определению и выделению обособленных отраслей науки. В этот период знание о мире в целом еще не было столь обширным, и каждый ученый одновременно мог быть специалистом и признанным авторитетом во многих науках. Так, например, почти каждый из древнегреческих философов, известный также и как историк, мог с тем же успехом и на тех же «законных основаниях» считаться еще и географом. Даже в XVIII столетии, когда уже началось обособление отдельных отраслей знания, такие ученые, как М.В.Ломоносов или Монтескье, которые не были географами, внесли в историю географической мысли весьма значительный вклад. Последним в ряду подобных энциклопедистов был Александр Гумбольдт. После его смерти в 1859 году уже никому не удалось достигнуть такой широты познания.
Новый период начался во второй половине XIX столетия. Он характеризовался возникновением профессиональной сферы деятельности, называемой географией, что означало появление географов-профессионалов, которые, получив соответствующую квалификацию, могли зарабатывать себе на жизнь, занимаясь исследованиями в данной области.
В Германии новый период развития географии начался в 1874 году, когда в Берлинском университете была организована кафедра географии, возглавлявшаяся учеными в звании профессора. До этого времени студенты прослушивали определенный курс лекций, и впоследствии, возможно, сами начинали читать лекции, но никогда прежде целые группы студентов не специализировались по географии. Поэтому, когда в 1874 году появилась географическая кафедра, на ней среди преподавателей не было ни одного профессионального географа.
Новшество, введенное в Германии, было быстро заимствовано университетами других стран, в первую очередь Франции, Великобритании и России. Различными путями достигло оно и США. В каждой из этих пяти стран сформировались свои национальные школы и специфические представления о новой географии, распространившиеся по всему миру. Различие между этими школами состояло прежде всего в том, как они отвечали на вопрос о сущности географии.
Третий период в истории географии, начавшийся в 50-х годах прошлого столетия, называется современным. Вторая мировая война оказала на науку огромное влияние. Научная деятельность ученых-географов в те годы была направлена на изучение вопросов, имеющих отношение к очень сложным проблемам политики. В те годы географы достигли серьезных успехов в картографии и в анализе значимости местоположения, то есть в тех областях, которые обычно как бы не замечались представителями других наук.
Опыт войны нашел отражение в создании общей теории систем Людвига фон Берталанфи (367), в разработке новых методов, позволявших решать проблемы анализа многих переменных, когда для предсказания поведения системы необходимо использовать теорию вероятностей. Как раз в это время в жизнь вошли электронные счетно-решающие машины, или компьютеры. Они позволяли быстро и с надлежащей точностью рассчитать параметры огромного разнообразия показателей. Затем произошел настоящий революционный переворот и в методах сбора данных: появились электронные устройства для сканирования поверхности Земли с орбитальных космических спутников. Эти новшества, появившиеся в основном после 50-х годов нашего столетия, открыли третий период в истории географической науки.
В настоящее время географы подходят к определению географии, не ставя во главу угла вопрос ее размежевания с другими дисциплинами. Новая тенденция состоит в том, что все науки прилагают совместные усилия к решению отдельных проблем. Процесс разделения (дифференциации) сменился теперь процессом интеграции, при котором ученые каждой из дисциплин применяют свои специальные знания и умения к решению таких глобальных проблем, как неконтролируемый рост населения, расовые взаимоотношения, ухудшение среды обитания, борьба с голодом и т.д. К собственно географическим относятся вопросы, связанные со значимостью местоположения и пространственными (территориальными) связями объектов и явлений (110,367).
megaobuchalka.ru
Историческая география как научная дисциплина
Предмет, содержание и задачи курса исторической географии
Историческая география — это специальная историческая дисциплина, изучающая влияние географической среды на развитие человеческого общества. Существуют и другие определения, например, В. К. Яцунский дал такое: историческая география изучает «конкретную созданную обществом географию населения и хозяйства, а также и преображенную людьми географию природы, в условиях которой эти люди прошлого жили».
Необходимо четко представлять себе разницу между исторической географией и историей географии. История географии или история географических знаний изучает историю географических открытий, экспедиций и путешествий, а также историю географической мысли и географические представления людей в различные исторические эпохи.
В настоящее время историческая география как самостоятельная научная дисциплина включает следующие главные элементы: физическую географию, географию населения, экономическую географию, политическую географию и географию культуры.
Историческая физическая география занимается изучением физико-географической среды прошедших эпох и происходивших с ней в исторический период времени изменений.
Физико-географическая среда – это совокупность природных условий, находящихся в исторической практике человечества (рельеф, климат, водные ресурсы, почвы, растительный и животный мир, полезные ископаемые).
Географическая среда – необходимое и постоянное условие материальной жизни общества, оказывающее влияние на его развитие. При изучении географической среды перед исторической географией стоят следующие конкретные задачи: реконструировать физико-географическийландшафт исторического прошлого, проанализировать изменения географических условий изучаемой территории за исторический период времени, изучить влияние природных условий на экономическую и политическую географию в каждом из исторических периодов. Значительного внимания требует также изменение природных условий под влиянием человеческой деятельности.
Влияние природных условий необходимо рассматривать, имея в виду два обстоятельства. Прежде всего, влияние географической среды на человеческое общество ослабевает или изменяется по мере развития производительных сил. Характер этого влияния всегда обусловлен уровнем техники данного общества. Например, развитие техники земледелия приводит к появлению возможности введения в хозяйственный оборот ранее не пригодных для этой цели участков земли. Водные пространства – реки, озера и моря, служившие преградой на пути к новым землям и к общению людей, с возникновением средств передвижения превратились в пути сообщения, которые в дальнейшем расширялись и совершенствовались (появлялись волоковые пути, каналы, развивались навигация и судостроение). Таким образом, роль одной и той же географической среды на разных этапах развития общества может быть различной. Второй важный момент, который необходимо учитывать при изучении роли природно-географических условий, состоит в том, что их влияние должно учитываться непрерывно, то есть на каждом историческом этапе.
Историческая география населения призвана рассмотреть процесс формирования населения той или иной территории, его этнический состав, размещение, передвижение и другие важнейшие пространственно-демографические особенности. Некоторые специалисты выделяют в самостоятельную отрасль историческую этническую географию, которая конкретно исследует вопросы расселения и миграции племен и народностей в различные исторические периоды.
Историко-экономическая география (или география хозяйства) изучает географию производства и хозяйственных связей с отраслевой и порайонной характеристикой. Она, в свою очередь, распадается на более мелкие разделы, такие как география ремесла и промышленности, сельского хозяйства, землевладения, путей сообщения, транспорта, торговых связей и т. д.
Историко-политическая география занимается выяснением границ государств, внутреннего административно-территориального деления, определением территорий и районов, выделяющихся в историческом отношении, установлением местонахождения пунктов, связанных с теми или иными политическими событиями, локализацией городов, крепостей и других оборонительных сооружений, установлением маршрутов походов и мест сражений.
География культуры изучает ареалы религий, распределение объектов, имеющих культурно-историческое значение, например храмов и монастырей и т. п.
Иногда выделяются и другие элементы исторической географии, например, историческая география населенных пунктов, историческая топография, историческая картография,историко-географическое страноведение и др. Впрочем, приведенная выше классификация учитывает наиболее крупные компоненты данной дисциплины и в ее рамках возможны уточнения и дополнения.
Основные элементы, методы и источники исторической географии
Методологическая база исторической географии включает в себя большинство методов, используемых в исторических исследованиях. К ним, в частности, относятся аналитико-синтетический и сравнительно-исторический методы, ретроспективный анализ, статистический метод наблюдения, картографический метод исследования.
Аналитико-синтетический метод предусматривает выявление фактов, их систематизацию, обобщение, определение сущности явлений при четкой локализации в пространстве и времени. Применение этого метода наиболее целесообразно при изучении территориального роста страны и ее административного устройства, исследования пространственно-демографических проблем, а также экономической географии.
Сравнительно-исторический метод предусматривает использование историко-генетических и историко-типологических сравнений, дающих возможность осуществить реконструкцию общественно-географических явлений прошлых эпох. Под историко-генетическим сравнением подразумевается способ установления родственных явлений, порожденных общностью развития разных народов, включенных в единое историко-географическое пространство (ландшафтная зона, государство). Историко-типологическое сравнение предполагает установление сходства явлений, генетически не связанных между собой, но сформировавшихся одновременно у разных народов.
Значительное место в исследованиях по исторической географии занимает метод ретроспективного анализа, который позволяет воссоздать отдельные общественно-географические явления на основании установления их обратной связи. Этот метод часто используется для определения внутренних административно-территориальных границ или ареалов расселения племен и народов в случаях, когда отсутствуют необходимые сведения в современных источниках. На основе данных из более поздних источников производится ретроспективный анализ и картографирование (так, в частности, были определены границы уездов в России XVII в.). Этот метод особенно плодотворен в сочетании с полевымиисследованиями, данными археологии и аэрофотосъемкой определенной территории.
Статистический метод наблюдения предусматривает регистрацию фактов в форме переписей, отчетов, выборочных обследований; составление сводок для выявления качественно типичных явлений и закономерностей; исчисление средних величин; балансовые расчеты. Особенно широко приемы статистического наблюдения применяются при изучении исторической географии хозяйства. Результаты обобщения статистических данных могут быть положены в основу историко-географических исследований, отражающих процессы экономического развития отдельных районов, крупных регионов или всей страны, а также позволяют составить соответствующие этим вопросам карты.
Пожалуй, наиболее специфическим методом исторической географии является картографирование. Его простейшая форма – составление картограмм, демонстрирующих исторические явления на конкретной территории в определенное время (распределение государств и народов, размещение сельскохозяйственных культур, плотность населения и т. д.). Более сложным видом картографирования является составление исторических карт или атласов, раскрывающих процессы общественного развития (например, карты, характеризующие административное устройство страны различных периодов ее истории, военно-исторические и историко-экономические карты).
При решении историко-географических проблем исследователи опираются обычно на общеисторические источники. Для изучения политической и экономической географии наиболее ранних периодов используются данные археологии, антропологии и топонимики. Актовые и законодательные памятники необходимы для определения границ и изменений территории страны и ее административно-территориального устройства. Данные переписей (писцовые и переписные книги, материалы «ревизий» и т. п.) имеют ценность для определения численности, состава населения, его размещения и миграции. Материалы учреждений, связанных с промышленностью, сельским хозяйством и торговлей, дают основные сведения для характеристики экономического развития России.
Наряду с этими видами в исторической географии активно используется и такой источник, как картографические материалы. Общегеографические и специальные карты, которые в прошлом отвечали практическим потребностям управления, обороны и народного хозяйства, с течением времени устаревают и утрачивают свое оперативно-справочное значение. В то же время проявляется их новая качественная ценность – историко-источниковедческая. Методы изучения и использования картографических материалов как исторических источников разрабатывает особая вспомогательная дисциплина – картографическое источниковедение.
Развитие исторической географии России как научной дисциплины
Историческая география России как научная дисциплина изначально развивалась в общем русле отечественной исторической науки. Если накопление историко-географических данных происходило уже в «летописный» период русской историографии, то первые обобщения и постепенное обособление исторической географии начались в XVIII в. Еще В. Н. Татищев в своем главном труде уделил немало страниц рассуждению о пользе географии в современной жизни, а ее роль в истории он определил коротко: «География показует положение мест, где что прежде было и ныне есть». Хотя Татищев не употреблял еще сам термин «историческая география», ее значение было для него очевидно. Схожие представления имел и Н. М. Карамзин, рассматривавший географию прошлого в качестве неотъемлемой части истории. Свою «Историю государства Российского» он начал с историко-географического очерка и в его труде отводится довольно много места выяснению расположения различных пунктов и областей, упоминаемых в источниках.
Н. А. Полевой, перечисляя основные источники своей «Истории русского народа», упоминает и «памятники географические». «Важное пособие для истории! – отмечает он. – Филологические изыскания о живых урочищах, сохранившихся в какой-либо стране в названиях земель, областей народов, рек, гор, городов, разных мест, служат пояснениями для сведений о начале, распространении, движениях народов и для известий о политических и гражданских делах их». Кроме того, этот автор подчеркивал, что «география древней России должна составить предмет особого и обширного знания».
В 1830–1840-е гг. появляется ряд историко-географических работ Н. И. Надеждина, среди которых выделяется статья «Опыт исторической географии русского мира», посвященная этнической географии Восточной Европы в раннее Средневековье и вопросу о первоначальном расселении славян. «Первой страницей истории, – отметил автор в начале статьи, – должна быть географическая ландкарта: должна не как только вспомогательное средство, чтоб знать, где что случилось, но как богатый архив самых документов, источников». Надеждин не дал своего определения термину «историческая география», хотя, возможно, первым ввел его в употребление применительно к России.
В 1851 г. вышел первый том «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева. В его начале автор не только дал описание географических особенностей «Русской государственной области», но и вывел на первый план такой важнейший исторический процесс, как славянская колонизация Восточно-Европейской равнины. Соловьев подчеркивал значение внутренней колонизации для русской истории, не отрицая и необходимости выяснения и уточнения географии исторических событий. В то же время он обозначил и основной раздел исторической географии – проблему влияния физико-географической среды на развитие человеческого общества. Соловьев писал, что «природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный». Правда, его выводы с точки зрения современной науки весьма спорны. В частности, положение, что «природа роскошная», богатая различными ресурсами, усыпляет деятельность человека «как телесную, так и умственную», тогда как «природа, более скупая на свои дары, требующая постоянного и нелегкого труда со стороны человека, держит последнего всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянна; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели». Эти выводы близки к примитивному географическому детерминизму Ш. Л. Монтескье, но заслуга Соловьева состоит уже в том, что он подчеркнул важность этой темы для российской истории.
Из исследователей второй половины XIX в. большой вклад в развитие исторической географии внес Н. П. Барсов, который составил первый специализированный словарь-справочник, содержащий перечень географических названий Русской земли IX – середины XIV в., упомянутых в летописях и некоторых древних юридических актах. В нем автор стремился выяснить местонахождение тех или иных пунктов, в первую очередь населенных, а его комментарии были призваны пояснить разночтения, встречающиеся в летописях,или содержали его топонимические наблюдения. Барсову принадлежит и работа «Очерки русской исторической географии», в которой он проанализировал историко-географические сведения «Повести временных лет», сопоставив их с данными других письменных источников XII–XIV вв.
В этот же период появляется целая серия исследований по исторической географии различных регионов Древней Руси, Московского государства и Российской империи. Среди этих исследований особенно выделяются сочинения Г. И. Перетятковича и Д. И. Багалея. Две работы Перетятковича, посвященные истории и колонизации Поволжъя с XV до начала XVIII в., хотя и не определяются самим автором как историко-географические, имеют именно такую направленность. В них исследователь приходит к выводу, что «строгая континентальность страны, ставшей колыбелью великорусского государства, в связи с направлением рек, протекающих в ней, обусловливали собою движение русского общества в область Поволжья. Этою, так сказать, стихийною силою, независимою от особенностей характера той или другой из действовавших личностей, обусловливается в существе постоянство этого движения…», приостановленного на время татарами. Работы Перетятковича, таким образом, развивают идею Соловьева о значении колонизации в истории России.
Изучение истории русской колонизации, инициированное Соловьевым, определило и тематику главных исследований Д. И. Баалея. В 1886–1890 гг. вышел составленный им сборник документов XVII–XVIII вв. о заселении и укреплении южных рубежей Московского царства и Российской империи. Эти документы, извлеченные из архивных собраний, дают богатый материал для изучения исторической географии черноземной полосы России. На их основе Багалей создал обобщающий труд по истории колонизации южных уездов государства в период от правления Ивана Грозного до царствования Алексея Михайловича. Характерно, что этот историк, как и Перетяткович, не оперировал термином «историческая география». Невозможно найти данное словосочетание и в одном из первых обобщающих трудов по этой дисциплине крупного историка середины XIX в. И. Д. Беляева. Его книга «О географических сведениях в Древней России» имеет значение как для исторической географии, так и для истории географических знаний. Начиная свою работу с анализа географических представлений русских людей в древности и Средневековье, Беляев переходит к историко-географическим изысканиям: выяснению местоположения городов, территории и границ княжеств, земель в IX–XV вв.
Рассматривая развитие русской исторической географии во второй половине XIX – начале XX в., невозможно не отметить тот вклад, который внес в этот процесс В. О. Ключевский. Уже первое его научное сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве», вышедшее в 1866 г., включало анализ сведений западно-европейских путешественников XV–XVII вв. о географии, растительности, животном мире, почвах, климате, городах и населении Московского государства. Позднее в «Курсе русской истории», опубликованном в 1904–1910 гг., Ключевский определил историю России как историю страны, которая колонизуется, и в лекциях «Курса» пространно аргументировал и развивал это положение. Более того, он так определил три основные «исторические силы» или составляющие исторического процесса: «человеческая личность, людское общество и природа страны». Поэтому вопросы исторической географии, в частности колонизации и влияния природной среды на развитие общества, заняли в его «Курсе» важное место.
Историко-географическое изучение источников, как мы видим на примере многих специалистов второй половины XIX – начала ХХ в. от Барсова до Ключевского, являлось отличительной особенностью развития исторической географии в этот период. В ряду исследований, построенных на этом принципе, достойное место занимает работа Е. Е. Замысловского о «Записках» С. Герберштейна. По сути, эта книга вполне может быть признана обобщающим исследованием по исторической географии России конца XV–XVI в., так как в ней известия Герберштейна сопоставлены с данными многих иностранных путешественников XVI–XVII вв. и сведениями из других письменных источников. Среди работ этого историка для развития исторической географии большое значение имеет также составленный им атлас по русской истории. В него вошли историко-географические карты Руси и России до XIX в. включительно, а также планы крупнейших городов и схемы сражений.
В это же время выходит несколько исторических работ, в которых содержатся пространные и интересные историко-географические очерки. Прежде всего, это исследование М. К. Любавского о Литовско-Русском государстве и монография С. Ф. Платонова о Смутном времени. Первая глава работы Платонова – «Области Московского государства» целиком посвящена исторической географии России конца XVI в., далее автор уделяет значительное внимание географическому фактору. К исторической географии в значительной степени можно отнести и работу Ю. В. Готье «Замосковный край в XVII в.» (М., 1906).
На рубеже XIX–ХХ вв. в развитии исторической географии России наступил качественно новый этап. В это время в программы высших учебных заведений России вводятся самостоятельные учебные курсы по данному предмету. Один из них читал С. М. Середонин в Санкт-Петербургском археологическом институте. Благодаря существовавшему тогда обычаю студентов литографировать рукописи лекций ведущих преподавателей, они сохранились. Эти лекции охватывали важнейшие проблемы исторической географии Восточной Европы в раннее Средневековье до расселения восточных славян, а тематически были разделены по крупнейшим племенам и народам древности (скифы, сарматы, гунны и т. д.). Весьма важно, что Середонин использовал не только письменные источники (русские летописи, сочинения европейских, византийских и восточных авторов), но и археологический материал. Другой курс видного русского археолога А. А. Спицына был опубликован в 1917 г. как учебное пособие. Обзор географических условий Восточной Европы занимает в нем отдельное место, а хронологически доходит до XVII в. В Московском университете и Московском археологическом институте историческую географию читал М. К. Любавский. Его курс, основанный только на письменных источниках, охватывает все периоды истории России от восточных славян до XIX в., а теоретическая схема представляет собой развитие положения Ключевского о колонизации как стержневом моменте отечественной истории.
После Октябрьской революции историческая география в связи с внедрением в науку и образование «обществоведения» и теории общественно-экономических формаций фактически изымается из круга специальных исторических дисциплин. Официальная «марксистско-ленинская» историография не рассматривала географический фактор в качестве существенного компонента исторического процесса. Лишь немногие работы 1920–1930-х гг. имеют значение для развития исторической географии. На два десятилетия эта дисциплина исчезла из высшей школы и только на рубеже 1930– 1940-х гг. специалисты заговорили о необходимости возрождения данного предмета. В это время курс исторической географии появился в Московском государственном историко-архивном институте и интенсивно развивался благодаря энергии В. К. Яцунского. Одна из крупнейших его работ посвящена зарождению и развитию этой дисциплины в европейской науке.
В 1950–1960-е гг. историко-географическая тематика имела место в работах С. В. Бахрушина, Б. А. Рыбакова, А. А. Преображенского, М. В. Витова, Л. А. Гольденберга, А. И. Андреева, А. Н. Насонова, О. М. Медушевской, К. В. Кудряшова, Н. Н. Воронина, А. А. Преображенского и многих других. М. Н. Тихомиров также посвятил историко-географическим сюжетам немало места на страницах многих своих работ, в первую очередь, в книгах «Древнерусские города» (М., 1956) и «Россия в XVI столетии» (М., 1962). В последней монографии автор рассмотрел складывание Российского государства в XVI в., его административно-территориальное деление, дал подробное историко-географическое описание каждой из исторических областей России, характеризуя природные условия, территорию, население (размещение, этнический состав, миграцию), населенные пункты, землевладение, сельское хозяйство, ремесло и промыслы, торговлю, пути сообщения и т. д. На основе богатого фактического материала автор продемонстрировал местные особенности развития каждого из районов страны, учитывая при этом всю совокупность исторических, социально-экономических и географических факторов, определявших это развитие.
В связи с тем, что историческая география нашей страны вновь стала изучаться в качестве вспомогательной исторической дисциплины во многих вузах, вышли обобщающие работы и учебные пособия, такие как коллективная монография В. З. Дробижева, И. Д. Ковальченко и А. В. Муравьева «Историческая география СССР» (М., 1973) или работа А. В. Муравьева и В. В. Самаркина «Историческая география эпохи феодализма (Западная Европа и Россия в V–XVII вв.)» (М., 1973). В конце 1970 – начале 1980-х гг. А. В. Дулов опубликовал ряд интересных работ, в которых рассмотрел взаимодействие природы и общества России от образования Русского централизованного государства до середины XIX в. В частности, им были рассмотрены вопросы влияния природных условий и географической среды на население, сельское хозяйство, промышленность и транспорт, использования природы обществом, изменения человеком природы России и т. д.
Особняком в ряду историко-географических исследований второй половины ХХ в. стоят труды Л. Н. Гумилева, который сформулировал ряд оригинальных, хотя и далеко не бесспорных, гипотез, относящихся прежде всего к влиянию биосферы на исторические процессы. Эти гипотезы изложены им в работах «Этногенез и биосфера Земли», «От Руси к России: очерки этнической истории», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации» и многих других.
Из специалистов данного периода большой вклад в развитие исторической географии внес В. П. Загоровский, в исследованиях по истории засечных черт в Российском государстве XVI–XVII вв. и освоению русскими людьми Центрального Черноземья. Заслуживают внимания работы С. В. Кирикова, Л. В. Милова. Несколько особняком стоит монография В. П. Максаковского «Историческая география мира» (М., 1997), поскольку в ней историческая география России рассмотрена в общемировом контексте.
В настоящее время интерес к исторической географии растет, но это проявляется, главным образом, в развитии ее в качестве учебного курса среди прочих вспомогательных исторических дисциплин. Научная составляющая исторической географии испытывает явный недостаток специалистов. Ощущается дефицит масштабных исследований по данному предмету.
geographyofrussia.com
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ | Kursak.NET
География — одна из древнейших наук, возникших на заре человечества. И это не случайно. Познание окружающего человека мира — это, прежде всего познание конкретного пространства. География была всеобъемлющей справочно-описательной отраслью знания, поэтому в недрах географии зарождались многие науки: геология, ботаника, зоология, экономика, статистика и др.
В истории развития географии следует различать историю географических открытий и историю развития самой науки.
В развитии физической географии как науки выделяются четыре этапа.
Первый этап — познание Земли как планеты (ее фигуры, размеров, движения) — приходится на античный период (IV тысячелетие до н. э. — II в. н. э.).
Второй этап — познание поверхности Земли, составление ее карты. Этот период приходится на эпоху Великих географических открытий (конец XV — вторая половина XVIII в.).
В эти два этапа происходило формирование элементарных географических представлений.
Третий этап — изучение отдельных компонентов природы и установление взаимосвязей между ними — продолжался до последней трети XIX в. Это был этап зарождения собственно физической географии.
Четвертый этап — этап формирования современной физической географии как учения о природных комплексах: географической оболочке, ландшафтах и слагающих их компонентах — приходится на конец XIX — XX в.
Рассмотрим более подробно четвертый этап развития, главным образом отечественной физической географии.
Зарождению современной физической географии в России в конце XIX в. способствовал переход страны на рельсы капиталистического развития. При наличии огромной и чрезвычайно разнообразной по своим природным условиям и ресурсам территории страны это развитие не могло успешно происходить без познания ее природных условий и ресурсов. Министерства и ведомства Российского государства, а также земства и различные общественные организации приступили к исследованиям природы — геологической съемке, изучению растительности и почв страны, ее водных ресурсов, созданию единой сети метеорологических и гидрологических наблюдений. На конец XIX в. приходятся создание Геологического комитета, занимавшегося геологической съемкой Европейской России и некоторых ее азиатских регионов, почвенные исследования В. В. Докучаева и его учеников, организованные губернскими земствами, публикация первой гипсометрической карты Европейской России А. А. Тилло, а также фундаментальной работы А. И. Воейкова, посвященной климатам земного шара, и первой схемы физико-географического районирования территории на примере Европейской России Г. И. Танфильева. В этот же период происходит расцвет экспедиционной деятельности Русского географического общества, большая часть которой проводилась за пределами страны, но охватывала и часть России — Восточную Сибирь. В это же время благодаря В. В. Докучаеву формируется идея природного комплекса, ставшая основой современной физической географии. В. В. Докучаева считают ее основоположником. Именно он пришел к мысли о необходимости создания особой науки «о тех многосложных и многообразных соотношениях и взаимодействиях, а равно и законах, управляющих вековыми изменениями их, которые существуют между так называемой живой и мертвой природой, между: а) поверхностными горными породами; б) пластикой Земли; в) почвами; г) наземными и грунтовыми водами; д) климатом страны; е) растительными и ж) животными организмами (в том числе и даже главным образом низшими) и человеком, гордым венцом творения». В. В. Докучаеву принадлежит и заслуга создания географической школы из учеников и последователей. Среди них — А. Н. Краснов, Г. Н. Высоцкий, Г. И. Танфильев, Г. Ф. Морозов, Л. С. Берг, С. С. Неуструев, Б. Б. Полынов, сыгравшие важную роль в становлении и развитии географической науки.
На формирование географии как науки в этот период существенное влияние оказала география как учебный предмет, который преподавался в средних и некоторых высших учебных заведениях страны.
Несмотря на перечисленные успехи, география в этот период одновременно переживала и кризисные явления, так как стала терять свое единство, все более дифференцируясь на отдельные отрасли: геоморфологию, гидрологию, климатологию и др. Вставал вопрос: чем же должна заниматься собственно география, каков предмет и объект ее исследований? Общепринятый ответ на этот вопрос в отношении физической географии был сформулирован окончательно лишь в середине XX в.
XX век для физической географии, как и для всей жизни и деятельности человечества, был весьма сложным и противоречивым. Начало нового столетия характеризовалось усилением отраслевой специализации географии, развитием географизированного естествознания (это время считают вершиной Серебряного века российского естествознания), началом учения о ландшафте. Продолжалось и познание лика Земли. Однако географические открытия начала века — достижение Северного полюса (Р. Пири, 1909 г.), Южного полюса (Р. Амундсен, 1911 г.), другие открытия в Арктике и Антарктике не оказали большого влияния на развитие географических идей. Продолжались поиски предмета, содержания и задач географии. За рубежом большое влияние на их формирование оказали представители французской и немецкой географических школ, и в первую очередь хорологическая концепция А. Геттнера, сводившая географию к региональному описанию — страноведению. А. Геттнер делил все науки на три группы: систематические, изучающие все предметы с точки зрения их родства (ботаника, зоология), исторические — познание явлений во времени (история, историческая геология) и хорологические (пространственные), рассматривающие размещение явлений в пространстве. К этой категории и была отнесена география, которая, по представлениям А. Геттнера и его сторонников, должна изучать, чем и как заполнено пространство, характеризуя в описательном плане как природные, так и социальные явления, но не вникая при этом в их сущность.
Российская география не пошла по этому пути — здесь продолжало развиваться доку-чаевское учение о природных зонах. Ученые докучаевской школы придерживались представления о географии как учении о природном комплексе. Ими было положено начало прикладной географии: осуществлены на конкретных примерах с географических позиций оценка земель, степное лесоразведение, различные виды мелиоративных работ. Немалое внимание стало уделяться физико-географическому районированию. Появилось несколько схем районирования европейской части России, а также некоторых более мелких регионов. Л. С. Бергом впервые было осуществлено зональное районирование страны (1913 г.). Впервые же в отечественной географии было сформулировано научное представление о ландшафте независимо друг от друга несколькими учеными. Л. С. Берг определил ландшафт как «область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливается в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны Земли». Он писал: «Изучение причин, которые приводят к тому, что рельеф, климат, растительный и почвенный покров дают определенный, если можно так выразиться, ландшафтный организм, исследование взаимодействий, какое оказывают различные слагающие природный ландшафт факторы друг на друга, — вот задача научной географии». Таким образом, в рассматриваемый период закладываются основы географической науки, высказываются идеи, которые на протяжении длительного времени в течение века являлись предметом обсуждений и оживленных дискуссий.
В период между двумя мировыми войнами на Западе в географии продолжала господствовать хорологическая концепция, предусматривавшая изучение как природы, так и человека, причем социальным явлениям уделялось все больше внимания. Идеи В. В. Докучаева и его последователей там не были известны. Общего землеведения как теоретической основы всей физической географии в зарубежной науке не существовало, очень мало проводилось комплексных полевых исследований. География Запада, по существу, в этот период находилась на старых, геттнеровских позициях.
В нашей стране в послереволюционное время возникло много научно-исследовательских учреждений географического профиля и широко развернулись экспедиционные исследования, которые внесли важный вклад прежде всего в развитие отраслевой географии. Но одновременно выполнялись работы и комплексного содержания. Их количество увеличилось в 30-е гг., в период индустриализации страны и реконструкции сельского хозяйства. Географы занимались изучением природных ресурсов и оценкой природных условий прежде всего малоизученных восточных и северных районов страны. В комплексной физической географии продолжали развиваться два направления: общеземлеведческое, важная заслуга в формировании которого принадлежала А. А. Григорьеву и С. В. Калеснику, и ландшафтоведческое Л. С. Берга и его последователей. Но между этими направлениями существовал значительный разрыв. В результате острых дискуссий в 30-е гг. произошел также и неоправданно глубокий разрыв между физической и экономической географией.
В годы Второй мировой войны география выполняла важные задания для фронта и тыла страны.
Бурные темпы развития физической географии приходятся на послевоенное время, на вторую половину XX в. В этот период обсуждению подверглись определения объекта и предмета, а также содержания физической географии, учение о ландшафте, принципы физико-географического районирования, вопросы единства географии и др. Начиная с 50-х гг. велись разнообразные полевые исследования, среди которых важная роль принадлежала ландшафтной съемке. Большое значение получили различные направления прикладного ландшафтоведения — мелиоративная, медицинская, рекреационная, а в последнее время и экологическая география. Продолжали активно развиваться отраслевые (частные) физико-географические науки: климатология, геоморфология, гидрология; на стыке этих наук возникали новые научные направления, например эрозиоведение, русловедение и др.
50-е годы характеризовались в большей степени обсуждением теоретических вопросов ландшафтоведения и физико-географического районирования, базировавшихся в значительной мере на полевых исследованиях. На 60—80-е гг. приходится расцвет прикладных комплексных исследований. При этом природные комплексы подвергались различным видам оценки: по степени антропогенного изменения, по степени устойчивости к внешним воздействиям, по производственным признакам для тех или иных целей использования, по их ресурсному и экологическому потенциалу. Причем использовались различные формы оценки, как количественные, так и качественные. Как правило, наиболее удобными в практическом отношении оказывались качественные оценки, нередко выражаемые в баллах.
В целом следует отметить, что 50 — 60-е гг., которые считаются переломными для всей мировой науки, оказались плодотворными и для географии, которая предприняла серьезные шаги для перехода из науки описательной в фундаментальную.
В итоге проделанной за этот период работы были сформулированы выводы о том, что география имеет две ветви наук — естественную и общественную. Естественные науки представляет физическая география, общественные — социальная и экономическая география. Такой уникальной особенностью не обладает ни одна из существующих наук (их около 1600). В свою очередь, в каждом блоке есть отраслевые науки и комплексные. Например, в физической географии комплексные науки — общее землеведение, которое занимается познанием географической оболочки в целом, и ландшафтоведение (региональная физическая география), объектом изучения которой являются природные комплексы разного уровня. К отраслевым физико-географическим наукам относятся гидрология, климатология, биогеография и др.
В отечественной географии исторически сложилось так, что главная роль в ней до сих пор принадлежала физической, а не социально-экономической географии. По-видимому, на развитие в нашей стране преимущественно физической географии, так же как и на ее возникновение, в определенной степени повлияли разнообразие природных условий и ее большие размеры — значительные части территории страны были малонаселенными и очень слабо изученными.
Несмотря на активную деятельность отраслевых наук, главная роль в физической географии принадлежит учению о природных комплексах — комплексной физической географии. Ей посвящали свои капитальные исследования все крупные ученые прошлого — Л. С. Берг, А. А. Григорьев, С. В. Калесник, И. П. Герасимов, К. К. Марков, В. Б. Соча-ва. Очень много сделали для развития комплексной физической географии такие известные ученые, как Н. А. Солнцев, А. Г. Исаченко, Ф. Н. Мильков, Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий. Несмотря на сокращение в последние годы работ по изучению собственно природных комплексов и преобладание отраслевых природно-географических исследований, считается наиболее правильным и необходимым изучение отдельных природных компонентов проводить с позиций комплексной географии. На современном этапе это одна из важнейших форм подхода к анализу всех природных процессов и явлений.
Изучение природных комплексов всегда осуществлялось отечественными географами не только для научного познания природных особенностей того или другого региона, но имело и важное практическое значение для различных отраслей хозяйства, и в первую очередь для сельскохозяйственного производства. Географы продолжают проводить прикладные исследования, осуществлять экспертизу различных проектов, связанных с оптимизацией использования природной среды. В ряде регионов страны в последние годы географами осуществлялись прикладные ландшафтные исследования для обоснования выделения и функционирования особо охраняемых территорий — заповедников и национальных парков. На изучении природных комплексов разного ранга базируются прикладные исследования и для других целей: строительства, архитектурного и территориального планирования, рекреации, мелиорации земель, создания системы особо охраняемых территорий и др. Эти исследования имеют свою специфику: хотя принципы выявления природных комплексов являются общенаучными, масштаб исследований и содержание характеристик природных комплексов определяется в зависимости от прикладных требований, а классификация природных комплексов проводится по одному из хозяйственно значимых критериев.
Наиболее широкое распространение получили прикладные исследования по обоснованию мелиорации земель (мелиоративная география), а также по медицинской и рекреационной географии. Мелиоративная география занимается изучением природных комплексов, подвергающихся различным видам улучшения (орошение, осушение, повышение производительности лугов и др.), главным образом для целей сельского хозяйства. Медицинская география изучает природные условия и социально-экономические факторы различных регионов, оказывающие положительное или отрицательное влияние на состояние здоровья населения. Рекреационная география дает оценку природным комплексам и социально-экономическим условиям с точки зрения возможности использования территорий человеком в период отдыха.
Как видно из краткого исторического обзора, в развитии отечественной физической географии, как и во многих других науках, чередовались периоды подъема и периоды спада. К сожалению, нельзя говорить о расцвете географии и на рубеже тысячелетий. Однако многие географы убеждены, что такой период неизбежно настанет в ближайшем будущем в связи с необходимостью решения экологических проблем. Важнейшая роль, по их мнению, в этом должна принадлежать географической науке.
Появление экологической географии — вполне закономерное явление в эпоху резкого усиления воздействия человека на природу и возникновения на нашей планете разного ранга острых экологических ситуаций. Эколого-географический анализ природной среды. исследование процессов на суше, в атмосфере и гидросфере с оценкой опасности и риска, изучение динамики развития природных комплексов, разработка научных прогнозов, создание картографической продукции и геоинформационных систем — вот далеко не полный перечень вопросов, которыми занимается современная география.
Решение этих вопросов должно происходить в рамках концепции устойчивого развития человечества. Эта идея была сформулирована в 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро «Повестка дня на XXI век». При этом предполагается создание концепций устойчивого развития для регионов разного уровня — глобального, регионального и локального, с учетом географических особенностей каждого из них. Концепция устойчивого развития предусматривает совместную работу над ней физико- и экономико-географов, что позволяет осуществить на практике давнюю мечту ряда географов о единстве географии. В этой связи следует заметить, что в течение всего рассматриваемого периода развития географии в ней значительное внимание уделялось взаимодействию природы и человека. Однако если в начале периода приоритет принадлежал изучению воздействия природы на общество, то теперь, наоборот, воздействию человека на природу и уже измененной природы на человека.
Важным назначением географии остается инвентаризационная функция. Данные о природе, населении и хозяйстве того или иного региона, которые поставляет география, необходимы для решения многих вопросов. Эти данные используются, но не всегда указывается их источник. В конечном счете это в определенной мере приводит к недооценке роли географии в обществе.
В заключение необходимо отметить, что география имеет важное образовательно-воспитательное значение. Роль школьной географии в этом плане трудно переоценить. Без географических знаний в настоящее время невозможно представить себе культурного человека. При этом следует помнить, что в конце XIX в. на базе школьной и частично вузовской географии сформировалась современная география как наука.
Как видно, роль географии в современном обществе весьма многогранна и важна. Наряду с научным и прикладным значением современной географии в настоящее время придается очень большой вес как одной из составных частей общечеловеческой культуры.