История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Династия Шан Древнего Китая. Древний китай известные правители


Выдающиеся императоры Китая | Laovaev.net

«За каждым великим человеком, стоит великое дело» — великие слова, в которых теплится истина.

Поднебесная богата историческими деятелями, которые внесли свой бесценный вклад в развитие страны. На протяжении многих веков здесь правили императоры разных династий, каждый из них вносил свою лепту в формирование великой державы.

Выдающиеся императоры Поднебесной
  1. Фу Си

фу си

Тай Хао (второе имя императора), приравнивался к божеству, и являлся легендарным правителем. Этот великий человек стал первооткрывателем во многих отраслях. Он научил китайцев ловить рыбу – это помогло избежать голода. Обучил приготовлению пищи на разведённом огне – это давало вкусный и горячий ужин, и помогало согреться в холодную пору года. Заложил основы письменности. Именно Тай Хао считается творцом первых восьми триграмм (графических символов основных процессов, происходящих в живой и неживой природе).

Личность императора отличалась и высоким эстетическим восприятием, ведь именно он одним из первых заложил представление о музыке. Много качеств сочеталось в этом легендарном правителе – любовь к искусству и умение приручать диких животных, развиваться и выживать в сложные времена. Фу Си и до сих пор боготворится жителями Поднебесной. Даже существует легенда, что император был мужем богини-матери, а по совместительству и сестры Нюйвы.

2. Ли Шиминь

Ли Шиминь

Ещё один известный и почитаемый император – Ли Шиминь (так же известен под именем Тайцзун). Вошёл в историю Китайского государства как самый благородный правитель. Тайцзун расположил к себе не только народ Китая, но и соседние страны — Корею и Японию. Период правления этого правителя назван «Золотым царствованием».

В это время активно развивалась экономика, культура и политика, а также иные важные отрасли. Не смотря на свою внутреннюю и физическую силу, Ли Шиминь запомнился истории как милосердный правитель. Управляя страной, он всегда руководствовался принципами чести. Для него, благосостояние народа было на первом месте, он поощрял честность и добродетельство, назначал совестных чиновников, вводил низкие налоги и во истину народные законы.

Согласно поверьям и пересказам, в тот период на улицах было спокойно. Все жили в согласии и гармонии друг с другом. Люди могли не закрывать на ночь двери, так как было безопасно. Также никто никогда не подбирал потерянные вещи. Спокойно можно было путешествовать по стране.

3. Цинь Шихуанди

Цинь Шихуанди

Именно на период правления этого императора припадает строительство Великой Китайской Стены. Благодаря Цинь Шихуанди Китай приобрёл своё лицо. Амбициозный Ин Чжэн (так ещё именуют правителя), проявил себя знатоком военного дела. Именно он завоевал шесть государств (из которых в те времена состояла территория Китая) и объединил их в могущественное целостное государство. Конечно, методы его были не самыми гуманными и честными, но, в конце концов, конечный результат дал плоды.

После формирования границ государства, правитель принялся за проведение реформ, поняв, что война – это бесконечная игра, которая не несёт под собой никакого смысла. Так же он понял, что вражда между царствами не может длиться вечно, и, положив конец разногласиям, начал вести совершенно иную политику. При Цинь Шихуанди было сформировано одно из первых правительств (12 министров). Военачальники и административные главы так же назначались императором. Император видел людей насквозь, поэтому всегда верно подбирал чиновников. Благодаря ему были проведены успешные военные и сельскохозяйственные реформы.

Стоит отметить, что во время правления Ин Чжэна, были унифицированы системы мер и весов, а так же была введена единая денежная система.

4. У Ди

У Ди

Ещё один император, который зарекомендовал себя как блистательный правитель. И не удивительно, ведь период правления У Ди характеризуется необычайным развитием Китая. В эту эпоху этико-философское учение конфуцианство закрепило свой статус. Китайская империя расширила свои границы, что сделало державу могущественней. У Ди улучшил дипломатические отношения с Центральной Азией, а так же установил первые статуи Будды в Китае (все чаще стали проводиться буддийские ритуалы).

В период своего правления, император У Ди проявлял мудрость, невзирая на юный возраст. Были проведены ряд мер по совершенствованию административного аппарата. Для чиновников, которые приступали к работе, теперь проводились экзамены. Немного позднее, император сменил старшее поколение чиновников на молодое, которое привносило новые подходы и знания в управлении. Молодые чиновники были более активными и талантливыми. Правитель с уважением относился к своим подчинённым. Он всегда считался с их мнением даже если оно не совпадало с императорским. Однако, стоит отметить, У Ди действовал жестко в случае нарушения законов. За неповиновение применялась смертная казнь, поэтому все старались жить в согласии.

Император также проявил себя талантливым военнокомандующим и дипломатом.

5. Великий Юй

Великий Юй

Ещё один знатный император, который прославился своей борьбой со стихийными бедствиями.

По поверьям, в период его царствования, в Китае было много наводнений, которые мешали развитию страны, а так же уничтожали то, что уже было нажито. Ничего не помогало – ни укрепительные сооружения, ни плотины, всё страдало от беспощадной стихии. Юй обеспокоился таким ходом событий и начал усердно изучать строение водоёмов, чтобы узнать, почему все его старания тщетны. Юй нашёл сельского мастера, вместе с которым разработал систему, помогающую бороться с бедствием. Была создана оросительная система, которая помогала отводить воду в поля.

Великий Юй разделил государство на девять провинций.  Такое административное деление помогало сохранять контроль над государством. Был введён налог для каждой провинции, что стимулировало развитие сельского хозяйства (активно начал выращиваться рис). Большая часть урожая шла в хранилище, чтобы в период неурожаев, победить голод. 

Таким образом, мы познакомили вас с наиболее выдающимися и значимыми императорами Китая, правление которых вошло в историю Поднебесной с положительной стороны!

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Pinterest

Похожее

www.laovaev.net

Мифические правители Китая — реферат

  

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Забайкальский  гуманитарно-педагогический университет  имени Н. Г.   Чернышевского»

( ЗабГГПУ  им. Н.Г. Чернышевского) 

Факультет иностранных языков

Кафедра китайского языка   

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Древние языки»

на тему: «Мифические правители Китая»    

                                                                                                              Выполнил:

                                                                      студент 413 группы

Луценко Е. А.

                                                                                                                  Проверил:                                                     доцент кафедры китайского языка

Очиров  О.Р.

                                               

                                                                          

Чита, 2011

 

Содержание 

    Глава 1. Правители первопредки………………………………………….5

    1. Нюй-ва и Фу Си……………………………………………………...5
    2. Шэнь Нун…………………………………………………………….8

    Глава 2. Период правления пяти совершенно-мудрых правителей…...10

    2.1. Хуан-ди (желтый император)………………………………………..10

    Список  литературы……………………………………………………….23

 

Введение

     Актуальность  данной проблемы состоит в том, что традиционные и классические описания истории Китая довольно ясно и последовательно изображают возникновение китайской цивилизации и ее развитие на раннем этапе. Однако современными учеными они больше не воспринимаются как история. Сегодня любое изучение ранней китайской культуры основывается скорее на результатах археологических поисков, чем на этих традиционных литературных источниках. Легенды и мифы составляют важный элемент культурной первоосновы народа. Это особенно справедливо для Китая, где нравственные нормы приписывались учениям мудрых правителей далекого прошлого.

     Объектом  исследования являются мифы древнего Китая.

     Предметом исследования являются мифические правители первопредки и Пять совершенно мудрых правителей Китая.

     Цель  данной работы – изучить историю Древнего Китая с позиции его мифических правителей.

     Задачи  исследования: рассмотреть личности правителей первопредков Фу Си и Нюй-ва Шэнь Нуна, Пяти совершенно мудрых правителей древности: Хуан-ди, Чжуань-сюя, Гао-синя (Ди Ку), Яо, Шуня. Изучить их происхождение, значение имен, их достижения в области культуры, искусства и быта. Систематизировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

     Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. 1

     История Древнего Китая начинается со времён легендарного правителя Фу Си, жившего за 30—40 веков до начала нашей эры. Если же не брать в расчет мифологические персонажи, что касается официальных письменных исторических источников, то в них не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.). 2

     Фу  Си изобрел рыболовную сеть и научил свой народ рыбной ловле и охоте. Не менее прославленным было имя Шэнь Нуна (Священный земледелец), который изобрел орудия для обработки земли, научил свой народ земледелию и перепробовал на себе сотни растений, чтобы выявить их лечебные действия.

     Еще два правителя мудреца, которые правили племенами, обитавшими в долине Желтой реки, Яо и его преемник Шунь, были, по преданию, потомками желтого императора. В период их правления на землю обрушились губительные наводнения.  Шунь назначил Юя главным чиновником по борьбе с паводками. Юй отказался от обычного метода строительства дамб и вместо этого углубил русло рек и каналов, тем самым обуздав стихию наводнений. Шунь, отказавшись от власти, сделал Юя своим приемником. Юй, прославившийся как Великий Юй, стал основателем династии Ся.3 

      

 

      Глава 1. Правители первопредки

    1. Нюй-ва 女娲 (Nǚwā) и Фу Си伏羲, (Fúxī)

      Наиболее  примечательным со всех точек зрения является образ Нюй-ва. Имя этого  божества состоит из 2 иероглифов. Принятое словарное значение иероглифа нюй 女 – «женщина». Иероглиф 娲ва имеет настолько древнее происхождение, что его подлинный смысл уже в позднечжоускую эпоху был утрачен. В текстах того времени он истолковывается как обозначение некоего пресмыкающегося (ящерица, змея) либо членистого (земляной, водяной червь), либо панцирного (улитка) существа.

      Впервые о Нюй-ва упоминается в текстах  IV-III вв. до н.э. Но сколько-нибудь отчетливо это божество проявляется и определяется в письменных памятниках и погребальном изобразительном искусстве ханьской эпохи. Причем между литературными и графическими версиями ее образа наблюдаются серьезные расхождения.

     В письменной традиции Нюй-ва наделяется полузооморфной-полуантропоморфной внешностью – существо с человеческой головой  и змеиным туловищем – и  выполняет множество разнообразных  функций. Она выступает в роли божества, сотворившего людей из лессовых глин, божества-устроительницы, починившей небосвод после повреждений, нанесенных ему в ходе космической битвы между богами Огня и Воды, покровительницей брака, обучившей людей искусству любви и семейным отношениям. 4

     Фу  Си (кит. 伏羲, fúxī или 宓犧, 虙羲) (иначе Паоси (кит. трад. 庖犧, упр. 庖牺, пиньинь páoxī), Тайхао (кит. 太昊) — легендарный первый император  Китая (Поднебесной), божество — повелитель Востока.5 Фу Си считается изобретателем календаря, музыки, первых иероглифов и супружества.6

     Фу  Си, в древнекитайской мифологии первопредок и культурный герой. Его правление было в III тысячелетии до н.э. Он прожил 175 лет и правил 115 лет. 7 От этого полубожественного существа древние китайцы вели отсчет своей истории. 8 Имя Фу Си расшифровывают как «устроивший засаду на жертвенных животных» или «поставляющий на кухню жертвенных животных». Предполагают, что первоначально Фу Си был первопредком племён восточных и (предположительно аустронезийских, район полуострова Шаньдун), которые представляли его, по-видимому, в облике человека-птицы. Его временем года была весна, помощником был дух дерева Гоуман, державший в руках циркуль, который Фу Си изобрёл. Цветом Фу Си был зелёный. 9

     Рождение  Фу Си было чудесным. Его мать забеременела, ступив ногой в след духа грома, великана Лэй Шэня, по дороге к берегу озера Лэйцзэ. Это предание, вероятно, связано с распространённым на рубеже н. э. представлением о Фу Си как о существе с телом змеи и головой (или верхней частью туловища) человека, аналогичном прародительнице Нюй-ва, которая, видимо, с этого времени (возможно, под влиянием мифологии южных племен) стала считаться его сестрой и одновременно женой. Однако в неофициальных апокрифических сочинениях того времени сохраняются реликты его более древнего птичьего облика.

     Первые  упоминания о Фу Си в памятниках примерно 4 в. до н. э. сообщают о ряде его культурных деяний. Фу Си был сведущ в толковании движения солнца, луны и созвездий, а также в изменении погоды и смены времен года. Его обширные наблюдения и исследования позволили ему хорошо понимать окружающий мир. Он научил людей охоте и рыболовству, варить мясо.

     Он  классифицировал все: от человеческого  тела до того, что его окружает и  разбил эти элементы на восемь больших  категорий, которые обозначил восьмью символами и создал ба гуа. Изучая ба гуа можно понять волю Небес и взаимосвязь между вещами и явлениями.

     Фу  Си первым сплёл из верёвки рыболовные сети.  Изобрёл гусли, силки и другие предметы; установил правила женитьбы. Фу Си приписывается и создание иероглифической письменности, заменившей узелковое письмо.

     Фу  Си почитался в качестве божества востока, считалось, что он правит под покровительством стихии дерева. В историзованной конфуцианской традиции Фу Си - правитель, бывший у власти с 2852 по 2737 до н. э. Как государь Фу Си известен также под именем Тай-хао. На могильных рельефах первых веков н. э. Фу Си изображался обычно с циркулем в одной руке и диском солнца в другой. Циркуль - символ круга, т. е. неба, а солнце - воплощение мужского начала ян. В средневековом Китае Фу Си почитался как один из августейших владык, позднее также в качестве одного из божественных патронов медицины.

     Фуси  приписывается также первое одомашнивание  животных и разведение шелковичных  червей. 10

     В погребальном изобразительном искусстве Нюй-ва и Фу Си рисуются в виде супружеской пары, обладающей одинаковой внешностью: человеческая верхняя часть туловища, переходящая в зменнообразный из со сплетенными хвостами. Головы божеств венчают царские тиары. 11       

     1.2. Шэнь Нун 

     Шэнь  Нун (кит. 神农, пиньинь Shénnóng, божественный земледелец) — в китайской мифологии один из важнейших культурных героев, покровитель земледелия и медицины, один из Трёх Великих.

     Шэнь  Нун ("божественный земледелец") - в древнекитайской мифологии - один из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало земледелия, мудрый правитель.

     Имя Шэнь Нун переводится как Пахарь Духа или Божественный Земледелец, и начало его правления относится  к 2737 году до нашей эры (по данным современной версии "Ча Цзина", "Чайного канона").

       По преданию, мать Шэнь Нуна Нюйдэн зачала его после того, как увидела чудесного дракона. Считается, что Шэнь Нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки, - змеиное тело, человечье лицо, бычью голову и нос тигра. Шэнь Нун был зелёного цвета (цвет растительности).

       Когда Шэнь Нун родился, в земле сами собой появились девять колодцев. При нём с неба выпало дождём просо, и он тут же стал пахать землю и сеять его. Ему же приписывается изобретение сельскохозяйственных орудий. С Шэнь Нуном связывается также начало торговли - он устроил первые меновые базары. 12

       Но в большей степени он  известен как человек, пришедший  в этот мир, чтобы помочь  людям избавиться от болезней. Он пробовал самые разные листья, стебли и корни растений, испытывая, тем самым, их действия на своём организме, чтобы найти среди них лекарственные. По одной версии он определял свойства различных трав на вкус, по другой он пробовал отвары растений.13

     Шэнь  Нуну приписывается и открытие чая. О том, как Шэнь Нун обнаружил чай, существуют различные истории. Наиболее правдоподобной представляется эта - она повествует о том, как однажды, совершая трудный переход через горный хребет, Шэнь Нун истомился от жажды. Внезапно от кроны дерева отделился листок и плавно приземлился перед ним. Подобрав его, Шэнь Нун внимательно его рассмотрел, и ему пришёлся по сердцу нежный зелёный цвет. Помяв рукой листочек, он увидел маслянистый сок. Понюхав, ощутил благоуханный аромат. Коснувшись языком, почувствовал чрезвычайно терпкий, вяжущий вкус. И тогда Шэнь Нун, полагаясь на свой богатейший опыт, тотчас же решил, что это — подходящее средство для утоления жажды и для поднятия духа. – Другая повествует, что съев однажды растения содержащие ядовитые для организма человека вещества, Шэнь Нун остался живым благодаря лишь съеденным затем листьям чайного дерева, которые вывели из его организма все ядовитые вещества. По еще одной легенде он съел какую-то ядовитую траву и упал под чайным деревом. Тут ему в рот упала капля росы с этого дерева и он сразу же исцелился и почувствовал необыкновенную бодрость – чайный лист упал в котёл, в котором он кипятил воду. Версий много, какая из них является истинной, сказать сейчас не возможно. Но в любом случае, он сделал вывод, что чай может выводить из организма яды. С тех пор Шэнь Нун стал использовать чай как противоядие в тех ситуациях, когда ему попадались ядовитые растения.14

yaneuch.ru

Правительницы Китая | Синология.Ру

    Китайская общественно-политическая традиция была ориентирована исключительно на мужчин. Более того, всякое вмешательство женщин в политические дела, не говоря уже об управлении какой-либо административной областью или страной, не предусматривалось в принципе. Лицам, причастным к власти, предписывалось остерегаться влияния со стороны близких им женщин, ибо это, по традиционным представлениям, могло привести лишь к несчастьям. И тем не менее, в истории Китая можно найти целый ряд случаев, когда женщины оказывали немалое влияние на государственные дела и даже оказывались у кормила власти.   В этом плане интересно отметить, что среди мифических героев древности встречается персонаж женского рода – Нюй-гуа (или Нюй-ва). Ей приписывается не больше, не меньше, чем капитальный ремонт Неба и Земли после нарушения порядка во Вселенной из-за борьбы других мифических героев. Она, спасая людей, заделала расплавленными камнями отверзшиеся в Небе пробоины, подпёрла углы небосвода отрубленными ею ногами огромной черепахи, убила творившего на Земле зло чёрного дракона, изгнала досаждавших людям хищных зверей и птиц, преградила дорогу надвигавшемуся потопу кучами пепла от сожжённого ею тростника (см. [5, с. 62–63]). Именно Нюй-гуа приписывается и само создание рода людского: она вылепила людей из глины по своему образу и подобию, сидя на берегу пруда и глядя на своё отражение в воде. По другой, менее чудодейственной версии, людской род пошёл от её брака с Фу-си (см. подробнее: [5, с. 46, 59]).   Другая версия мифа о Нюй-гуа изображает её как правительницу, действовавшую после смерти её мужа/брата, правителя Фу-си. Вот как звучит эта легенда в изложении жившего в VIII в. учёного Сыма Чжэня, написавшего дополнение к классическому труду древнекитайского историка Сымя Цяня «Исторические записки» (Ши цзи): «Нюй-гуа носила фамилию Фэн. [Она] имела тело змеи и голову человека. [Она] обладала священными совершенными добродетелями. [Она] вступила на престол, сменив Фу-си... [Она] ничего не изменила и не сотворила нового... Заслуги её были высоки и поэтому её включили в число Трёх [почитаемых] властителей» [1, т. I, с. 346]. Некоторое противоречие между ничегонеделанием правительницы и её «высокими заслугами» имеет своё объяснение. В заслугу Нюй-гуа ставилось восстановление и тем самым сохранение того благостного положения, которое было до разрушения порядка во Вселенной: «И тогда (т.е. в результате её действий. – А.Б.) Земля стала ровной, Небо целым и прежний порядок вещей не изменился» [1, т. I, с. 346]. Этот миф свидетельствует, что всё же в какой-то степени китайская традиция допускала возможность властвования женщины.   Первой не мифической, вполне реальной правительницей Китая стала императрица Люй-хоу – жена основателя династии Хань Лю Бана (императора Гао-цзу, 202–195 гг. до н.э.). Она захватила власть после смерти мужа, и, не принимая императорского титула, первоначально правила «от имени» получившего престол наследника – её сына Сяохуй-ди.   Он был возведён на престол именно усилиями императрицы Люй-хоу, поскольку основатель династии намеревался сделать наследником своего сына от любимой наложницы Ци, а это сделало практически неизбежным и её собственный приход к реальной власти. Будучи женой Лю Бана ещё до его воцарения, она активно помогала мужу в борьбе за престол и в деле «собирания» раздираемой междоусобицами страны под свою власть. Отсюда отнюдь не случайным выглядит замечание Сыма Цяня, что «император Гао-ди (он же Гао-цзу. – А.Б.) и императрица Люй-хоу совместно утвердили Поднебесную» [1, т. II, с. 214]. После же смерти Сяохуй-ди в 188 г. до н.э., реальная власть императрицы признавалась всеми вполне открыто. Сымя Цянь обрисовывает сложившуюся тогда ситуацию следующим образом: «Наследник престола занял трон и был объявлен императором... На первом году его правления все указы и распоряжения стали исходить от вдовствующей императрицы... Вдовствующая императрица Люй, используя своё высокое положение... захватила власть и правила единолично» [1, т. II, с. 204, 222].   В 184 г. императрица Люй-хоу решила избавиться от номинально правившего императора, посчитав его покорность сомнительной, поскольку кроме покойного Сяохуй-ди у неё не было сыновей, и упомянутый правитель не был связан с ней узами родства. Она, как повествует летопись, «низложила и убила его» [1, т. II, с. 207], возведя на престол следующую марионетку. С тех пор, как свидетельствует Сыма Цянь, «счёт годам правления [нового императора] не вёлся, так как делами Поднебесной правила вдовствующая императрица» [1, т. II, с. 207–208]. Летописание, которое велось в Китае по годам правящего императора, стало, как явствует из текста Сыма Цяня, вестись по годам правления Люй-хоу. И вся глава, описывающая то время в его труде, получила заглавие «Основные записи о деяниях императрицы Люй-хоу» (см. [1, т. II т. 2, с. 200–220]).   Эта глава содержит бесконечные описания интриг, сопровождавших то скрытую, то открытую борьбу между кланом Люй (родичами императрицы) и противодействовавшими их возвышению кланами, которые были причастны к власти прежде. При этом даётся весьма негативная оценка её царствования: «После кончины Сяохуй-ди императрица Гао-хоу (т.е. Люй-хоу. – А.Б.) стала управлять делами, но, будучи в преклонном возрасте, [всячески] потворствовала членам рода Люй, самолично низложила императора и поставила на его место другого. Кроме того, убила одного за другим трёх ванов (князей. – А.Б.) во [владении] Чжао (т.е. сыновей основателя династии. – А.Б.). Она уничтожила владельцев [уделов] Лян, Чжао и Янь, чтобы поставить там у власти членов рода Люй, [а также] раздробила владение Ци на четыре части. Когда же верные слуги престола выступили с увещеваниями, императрица, разум которой помутился, не слушала их» [1, т. II, с. 212–213].   Однако в своём личном, авторском заключении о периоде правления императрицы Люй, Сыма Цянь даёт совершенно иную и весьма положительную оценку результатов её царствования: «Во времена правления императора Сяохуй-ди и императрицы Гао-хоу простой народ смог избавиться от тягот [предшествующего] периода Воюющих царств (Чжаньго, 403–222 гг. до н.э.). Правители и подданные вместе стремились к отдыху [от невзгод] и [воплощению в жизнь принципа] недеяния (когда всё идёт нужным порядком без особых усилий. – А.Б.). Именно поэтому император [Сяо]хуй-ди сидел, сложа руки, а правительница Гао-хоу осуществляла управление за него. И, хотя она правила, не выходя из дворцовых покоев, Поднебесная была спокойна. Всякого рода наказания применялись редко, преступников было мало. Народ усердно занимался хлебопашеством, одежды и пищи было вдоволь» [1, т. II, с. 220]. Положительную оценку внутриполитического курса, проводившегося нашей героиней, можно найти и у современных китайских историков. Например, Ян Цзяньюй отмечает, что она придерживалась традиционно восхваляемого ортодоксальной идеологией принципа: «уделять главное внимание сельскому хозяйству и сдерживать торговлю», а также осуществляла различные меры по оказанию помощи народу (см. [7, с. 155]).   Следующий случай прихода женщины к власти наблюдается в истории династии Цзинь (265–420 гг.), когда управление страной попало в руки императрицы Цзя-хоу (256–300 гг.). Её звали Цзя Нань-фэн. Она была дочерью одного из крупных вельмож при цзиньском дворе и стала наложницей наследника престола Сыма Чжуна. Когда в 290 г. он унаследовал трон, то сделал её своей императрицей. В китайских летописях есть сведения, что новый правитель оказался слабоумным, но современные исследователи склонны сомневаться в этом (см. [7, с. 227]). Так или иначе, но он не смог успокоить начавшиеся в стране вооружённые мятежи, и к управлению подключилась его мать и дед из рода Ян. С другой стороны, императрица Цзя стала пытаться прибрать к рукам государственные дела. С помощью одного из сородичей императора она умертвила обоих соперников, а затем в середине 291 г. убила и этого сородича вместе с целым рядом других высокопоставленных лиц из числа императорской родни. Фактическая власть в стране перешла полностью в её руки. Именно эти кровавые события, как полагают китайские историки, послужили причиной начала длительной междоусобной борьбы в империи Цзинь, получившей наименование «мятежа восьми князей» (см. [7, с. 227]).   Здесь можно усомниться, ибо военные мятежи, как отмечалось, начались в стране ещё во время прихода к власти Сыма Чжуна (императора Хуй-ди), и возникновение их было предопределено тем, что Сыма Янь, основатель династии Цзинь, раздал уделы своим многочисленным родичам.   Что же касается неразборчивости в средствах, избранных императрицей Цзя для своего возвышения, то это, конечно, сказалось на её авторитете и послужило причиной предельно негативной оценки её правления в анналах истории. Последнее характеризуется как «узурпаторское». Ей приписывается безудержное пьянство и разврат, которым она предавалась вместе со своей матерью, а также мздоимство и произвол, что в совокупности привело к «погружению всей политики во мрак». В начале 300-х гг. по её приказу был отравлен наследник престола. Это переполнило чашу терпения оставшихся в живых сородичей императора из рода Сыма, и один из них двинул свои войска на столицу, схватил императрицу Цзя, низвёл её в простолюдины, посадил под арест и вскоре отравил (см. [7, с. 229]).   Возможно, в оценке жизни и деятельности императрицы Цзя летописцы несколько сгустили краски. Каким-то оправданием для неё может служить та ситуация, которая, как упоминалось выше, сложилась тогда в Китае отнюдь не только по её вине. В течение всех 90-х гг. III в. в империи Цзинь шла жестокая междоусобная борьба, сопровождавшаяся придворными и аристократическими интригами, заговорами и убийствами. Поэтому можно сказать, что Цзя действовала вполне в духе своего времени.   Во второй половине V в. в империи Северная Вэй управлявшейся правителями из народности тоба, власть вновь оказалась в руках женщины-императрицы Фэн. Её деятельность уже освещалась нами в специальном докладе на XXXIV конференции «Общество и государство в Китае», поэтому лишь отметим, что находясь у кормила правления, императрица Фэн стала последовательно осуществлять курс на восстановление в стране китайских образцов и порядков, постепенно изживая тобгачские традиции.   Во второй половине VII в. престол снова оказался в руках женщины – одной из самых известных в истории Китая правительниц У Цзэтянь (624–705). Она происходила из семьи состоятельного торговца древесиной, жившего в городе Вэньшуй (совр. пров. Шэньси). Её мать была в дальнем родстве с недавно свергнутой династией Тан (618–907) и отец стал одним из высоких сановников при новой власти. Когда У Цзэтянь достигла 14 лет, её заметил и «приблизил» пришедший к власти в 627 г. император Тай-цзун. После его смерти в 649 г. она, как и все прочие императорские наложницы, была вынуждена уйти в буддийский монастырь Ганье. Но ещё раньше она была замечена сыном и наследником прежнего владыки императором Гао-цзуном. В 654 г. он вытребовал её из монастыря, сделав своей фавориткой. Её интересы пришли в столкновение с интересами соперницы – законной императрицы Ван-хуанхоу. И уже через год, в 655 г., У Цзэтянь добилась своего: императрица была лишена своего титула, и он перешёл к бывшей фаворитке.   Пользуясь плохим здоровьем императора, новая императрица начала постепенно прибирать к рукам государственные дела. Это встретило противодействие со стороны ряда высокопоставленных сановников и поддерживающей их знати северо-западных районов страны. Но, найдя поддержку в кругах аристократических кланов востока и юго-востока страны, она взяла верх над оппозицией, и к 661 гг. захватила практически полный контроль над аппаратом государственного управления. Её победа во внутренней борьбе была отнюдь не случайной, ибо последующая историческая традиция описывает её как женщину твёрдую, волевую, умную и расчётливую. В 674 г. она закрепила своё положение, сменив титул и назвавшись «Небесной императрицей», на основании чего предписала именовать себя вместе с супругом «двумя государями» [6, с. 466]. По образному выражению К.А. Харнского, муж при ней исполнял лишь функцию «граммофона» [4, с. 140].   После смерти Гао-цзуна в 683 г. реальная власть оставалась в её руках, но Чжун-цзуна, получившего по наследству престол императора, это не устраивало. Он попытался изменить ситуацию в свою пользу, однако был немедленно разжалован из императора в князя (ван) и сослан в провинцию. На престол был посажен следующий марионеточный правитель – Жуй-цзун. Он не делал попыток отстранить У Цзэтянь, но со временем её самоё перестало устраивать занимаемое ею «теневое» положение. В 690 г. она сместила Жуй-цзуна с престола и провозгласила себя «императором» – основателем новой династии Чжоу. Все эти действия, естественно, встретили сопротивление определённой части сановников и военных. В 684–688 гг. ей пришлось усмирять вспыхнувшие военные бунты (список казнённых ею высокопоставленных сановников насчитывает более 20 имён), но ей удавалось подавлять недовольство и удерживать власть.   Передают, что для смягчения недовольства придворных чинов самим фактом появления императора-женщины, она поначалу появлялась на официальных приемах с подвязанной бородой (см. [4, с. 164]). Возможно, это лишь легенда, но сама по себе идея подобного поведения встречалась в мировой политической практике: древнеегипетская царица Хатшепсут (1525–1503 гг. до н.э.), которая, отстранив правителей, объявила себя фараоном, также изображалась с бородой на открытых археологами каменных барельефах.   Для поднятия своего авторитета У Цзэтянь объявила себя Майтрейей – воплощением ещё не рождённого Будды, а своих придворных дам – бодхисатвами, т.е. людьми, достигшими высшей (исключая самого Будду) степени просветления. Вообще она всячески покровительствовала буддизму и даосизму. И здесь сказался не только её опыт пребывания в буддийском монастыре. Она искала в многочисленных в то время монастырях и широком слое буддийских и даоских монахов идеологической и политической поддержки своей власти. Кроме того, это оказывалось полезным и для нужд практикуемой ею завоевательной политики в Центральной Азии, где буддизм являлся преобладающим вероучением. При этом отнюдь не ущемлялось и конфуцианство. При ней была усовершенствована система экзаменационных испытаний для продвижения чиновников по служебной лестнице, которая требовала знания классических конфуцианских канонов.   У Цзэтянь продолжала активную внешнюю политику, проводившуюся первыми императорами из династии Тан. Было совершено несколько походов в Корею, в результате чего в 668 г. на севере страны было учреждено китайское военное наместничество. В целом успешные для Китая боевые действия велись против Восточного и Западного тюркских каганатов. В отвоёванных районах Западного Края (Центральной Азии) также организовывались китайские военные губернаторства. Упорные войны велись и с тибетцами, которые к началу 90-х гг. VII в. были потеснены китайскими войсками. Посольства и религиозные миссии направлялись сухопутными и морскими путями в Индию. Было закреплено китайское господство во Вьетнаме. В общем и целом, империя Тан, переименованная, как отмечалось, в Чжоу, в течение достаточно долгих лет реального правления У Цзэтянь продолжала находиться на стадии расцвета своей политической мощи, экономики и культуры, начавшегося ещё при её предшественниках.   В 705 г., когда правительнице исполнился 81 год, её железная хватка стала ослабевать. Этим не преминули воспользоваться её скрытые противники. Группа заговорщиков, которую возглавляли канцлеры (два первых лица после императора в государстве) и главнокомандующий войсками устроили дворцовый переворот. У Цзэтянь заставили отречься от престола и передать власть её сыну и наследнику Чжун-цзуну. Была восстановлена династия Тан. Вскоре, в том же году, У Цзэтянь умерла и была похоронена рядом с могилой своего мужа и прахом прежних императоров из династии Тан.   Пример У Цзэтянь подтолкнул к захвату власти ещё одну представительницу слабого пола – императрицу Вэй-хоу (?–710). Она была уроженкой столицы – города Чанъань, и стала наложницей императора Чжун-цзуна (656–710), взошедшего на престол после У Цзэтянь. Воцарившись, он сделал её императрицей и, более того, разрешил ей принимать участие в политических делах. Она в сообществе с несколькими своими родичами быстро приобрела весомую власть и стала по своему усмотрению убивать и казнить людей, в том числе крупных и авторитетных сановников. В своих устремлениях она явно намеревалась подражать У Цзэтянь, но, очевидно, ей не хватало расчетливости и умения покойной императрицы. Вэй-хоу раздавала титулы за деньги придворным дамам, сгоняла на строительство храмов множество людей и даже умертвила наследника престола. Затем, очевидно, рассчитывая получить всю полноту власти, в середине 710 г. отравила Чжун-цзуна и возвела на престол его младшего сына Шан-ди. Но прочие императорские родичи не смирились с этим. Началась вооружённая борьба за престол. Один из них – Ли Лунцзи (внук Гао-цзуна по одной из младших линий родства) ввёл в столицу войска и убил императрицу Вэй-хоу. В том же 710 г. погиб от рук  другого отпрыска царствующего рода и Шан-ди (см. [7, с. 511–513]). На престоле на долгие годы закрепился Ли Лунцзи – император Сюань-цзун (685–762).   Следующий зафиксированный в китайских летописях случай прихода женщины к высшей власти относится к концу XI в. После смерти императора Шэнь-цзуна (1048–1085) из династии Сун (960–1279), престол унаследовал его восьмилетний сын, а практическое руководство страной перешло к императрице Гао-тайхоу (1032–1093) – матери покойного монарха. Она происходила из самых крупных сановников, и её свояченица была императрицей – женой Жэнь-цзуна (1010–1063). Ещё до своего прихода к власти она активно включилась в острую внутреннюю борьбу по поводу реформ, проводившихся в то время по инициативе Ван Аньши и его сторонников. Её симпатии были на стороне противников реформ, и она вкупе с другими императорскими родичами добилась отставки Ван Аньши и постепенного восстановления прежних порядков. Во внешней политике она придерживалась тактики уступок теснившим империю соседям и передала ряд территорий на северо-западе тангутскому государству Западное Ся. Умерла в 1093 г. в столице – городе Кайфэне своей смертью (см. [7, с. 731]).   В один из трудных моментов китайской истории, когда империя Сун (вернее, Южная Сун, поскольку в её распоряжении оставались лишь южные районы страны) доживала последние годы под ударами монгольских завоевателей, высшая власть вновь оказалась в женских руках. В 1274 г., когда умер император Ду-цзун, его наследнику было всего три года. Поэтому управление перешло к его бабке – императрице Се Тайхоу (1210–1283). Её собственное имя было Се Даоцин. Она происходила из современной провинции Чжэцзян, была матерью скончавшегося Ду-цзуна и императрицей при его приемном отце Ли-цзуне (1204–1205). В это время китайские войска потерпели очередное поражение от наступавших монголов, которые уже овладели большей частью страны и провозгласили здесь свою империю – Юань (1271–1368) со столицей в Пекине (Даду). Императрица отправляла к монгольскому командованию посланцев с грамотами, прося пощады. В начале 1276 г. ей вместе с мальчиком-императором пришлось сдаться монголам на милость победителя. В том же году она была отправлена в Пекин к хану Хубилаю, принявшему титул китайского императора. Здесь они были милостиво приняты и даже получили из его рук титулы знатности. Умерла бывшая императрица своей смертью в 1283 г. (см. [7, с. 755]).   Конец монархической формы правления в Китае также оказался сопряжён с нахождением женщины у кормила правления. После смерти в ноябре 1861 г. императора Вэнь-цзуна, правившего под девизом Сянь-фэн (1851–1861), его наложница и мать наследника престола Цыси (Ехенара – маньчжурка по происхождению, 1834–1908) вместе с императрицей Сяо Чжэнь совершили государственный переворот. Они арестовали членов существовавшего тогда при императоре Регентского совета, казнили его главу Су Шуня и образовали совместное регентство, получившее название «заслушивание докладов о государственных делах из-за опущенных занавесок». Такая «отгороженность» объясняется тем, что смотреть на жён императора никому не полагалось. Соответственно избранный для нового императора девиз правления (Тунчжи) означал в переводе «Совместное правление». Но императрица Сяо Чжэнь предпочитала не заниматься государственными делами, полностью передоверив их Цыси. «Совместность» её правления с сыном-императором тоже была лишь формальным прикрытием её власти. Правда, на первых порах она передала часть властных полномочий князю (вану) Гуну, получившему титул «Князя-советника по государственным делам», но в 1865 г. отстранила его и стала решать все дела единолично, с участием ограниченного круга чиновников, которым она доверяла.   После смерти императора в 1874 г. Цыси возвела на престол своего племянника, правившего под девизом Гуан-сюй (1875–1908). Ему к тому времени было всего три года, поэтому её регентство осталось неизменным. В 1886 г., когда император повзрослел, она объявила, что передаёт ему власть. Но «по просьбе сановников» и «прислушиваясь к мнению народа», «согласилась» оставить за собой «политическую опеку». Это выражалось в предписании: «во всех вопросах следует испрашивать указаний императрицы, и только после этого всё необходимое представлять на доклад императору» [3, с. 387–388]. Затем в 1889 г. она объявила, что «удаляется от дел», чтобы император мог «править самолично». Но фактически по-прежнему окончательные решения зависели от неё. Отличие от прежнего выражалось лишь в том, что теперь сначала просматривал доклады и предложения император, а после того заслушивались указания Цыси (см. [3, с. 388–389]).   Но даже такая, почти номинальная раздвоенность власти породила образование в правящей верхушке двух противодействующих лагерей – «партии императора» и «партии императрицы». Их позиции по вопросам насущных политических дел часто приходили в столкновение. Например, вступать или не вступать в войну с Японией в 1894 г., проводить или не проводить демократические преобразования в 1898 г, и так далее. Последняя из названных проблем привела к резкому обострению отношений императрицы и императора, ибо монарх склонялся к поддержке реформаторов, а окружение Цыси выступило категорически против. В результате, в сентябре 1898 г. Цыси вновь вернулась к единоличной власти, посадив императора фактически под домашний арест в одной из дворцовых палат и разгромив императорский стан.   Почти пятидесятилетнее правление императрицы Цыси и её выдвиженцев и приспешников обычно расценивается как однозначно реакционное, а сама она характеризуется как властолюбивая и жестокая интриганка. Безусловно, в этом есть доля правды. Но, думается, оценивая её правление, следует учитывать и ту общую ситуацию, в которой оказался Китай в конце XIX в. Ставшая очевидной к тому времени технико-экономическая отсталость Китайской империи от европейских держав, вкупе с США и Японией вставших на путь колониальных захватов, сделала неминуемой постоянную сдачу позиций и поражение Китая в противостоянии с ними. И здесь следует отметить, что правительство Цыси не только шло по капитулянтскому пути, но вместе с тем проводило в 60-х – 90-х гг. XIX в. политику «самоусиления» – модернизации промышленного производства и вооружённых сил, что имело целью накопление сил для достойного сопротивления в дальнейшем внешнему напору. Разгромив реформаторов и демократический лагерь в 1898–99 гг., оно в начале XX века всё же взяло курс на существенные политические и общественные преобразования, получившие наименование «новой политики». Но всё же эти усилия оказались слишком поздними и не смогли спасти действительно изживавшую себя императорскую власть.   Чувствуя приближение смерти, Цыси в 1908 г. отравила императора и в том же году скончалась. На престоле оказался младенец-правнук императора, правившего страной в 1820–1850 гг. – Пу И (1906–1967). Регентство захватила жена отравленного монарха – императрица Лунюй-тайхоу (1868–1913). Она продолжила курс «новой политики», но в то же время допустила увеличение налогового бремени, что вызвало крестьянские бунты; игнорируя протесты, передала железные дороги иностранным компаниям; выдвигала на министерские посты своих маньчжурских родственников, затирая китайцев; затягивала назревшее к тому времени принятие конституции; прибегала к военным методам подавления сопротивления (см. [7, с. 965–966]). Всё это вызывало недовольство как в правящих кругах, так и в широких слоях населения. В результате в октябре 1911 г. в стране вспыхнула революция, и в феврале 1912 г. китайская монархия пала.   Следует также отметить, что влияние женщин на политические дела в Китае не исчерпывалось случаями их непосредственного (номинального или же реального) прихода к власти. Иногда оно проявлялось без какого-либо официального оформления. Например, известно, что значительное влияние на основателя династии Мин (1368–1644) Чжу Юаньчжана (1328–1398) оказывала его первая жена – императрица Ма. Она помогала ему в рассмотрении государственных дел и, как могла, смягчала его жестокий нрав (см. [2, с. 225–226]). Однако подобное влияние, как правило, оставалось не известным составителям китайских летописных сочинений и потому во многих случаях его можно предполагать только гипотетически. В этом плане хотелось бы закончить данное повествование примером Цзян Цин – жены и соратницы Мао Цзэдуна в последние годы его жизни, активность которой в так называемой культурной революции широко известна. Литература 1. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. М., 1972. Т. II, М., 1975. 2. У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. М., 1980. 3. Фань Вэньлань. Новая история Китая. М., 1955. 4. Харнский К. Китай с древнейших времён до наших дней. Хабаровск–Владивосток,1927. 5. Юань Кэ. Мифы древнего Китая, М., 1965. 6. Тан Чанжу. Суй, Тан, Удай ши (История династий Суй, Тан и Пяти династий). Пекин–Шанхай, 1988. 7. Ян Цзяньюй. Чжунго лидай ди ван лу (Записки о китайских императорах и государях различных эпох). Шанхай, 1989.  Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XL научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2010. – 470 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 2 / редколл. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). С. 71-79.

www.synologia.ru

Династия Шан Древнего Китая. | Гений ПутешествийГений Путешествий

Самыми известными династиями древний Китай были Ся, Шана и династия Чжоу. В хронологии: Ся – Шан – Чжоу. Династия Ся была первой доисторической династией в Китае, однако, письменно зафиксированная история Китая начинается с династии Шан. Правители этой династии менялись несколько раз, поскольку последним  правителем был Инь, эта династия также известна как династия Иня.

Взлет и падение династии Шан.

Династия Шана или Иня была основана мятежником, Таном  Шан, который сверг последнего правителя Ся, Джи. Точные даты эры Шана не известны. Согласно некоторым источникам, династия Шан продержалась с 1766 до н.э к 1122 до н.э., управляя страной в течение почти 600 лет и сменив за это время 31 короля, начиная с Тана и заканчивая королем Чжоу. Большая часть северного Китая находилась под властью Шана. Правители Шана постоянно боролись с их соседними завоевателями. Более поздняя половина эры династии Шана, после прихода к власти короля Иня, ознаменован как золотая эра.

Тан, прежде чем стать правителем, был вожаком племени. Тан и его армия, свергли  деспотического правителя Ся, Джи, и династия Шан возглавила Китайскую империю. Как правитель, Тан был благороден и доброжелателен. Кроме того, известный как король Сейджа, Тан управлял в течение почти 30 лет. Аньян был столицей его империи. После Тана, на трон взошел его внук, Тай Дин. Король Тай  был самым долго правящим монархом династии, его правление продолжалось в течение 75 лет.

Пань Гэн был 20-ым королем династии Шан. Он переместил столицу  империи.

После 24-ого правителя Шана династия начала постепенно терять свое влияние. Постоянно возникали внутренние конфликты. Однако, короли не предпринимали мер, и конфликты продолжались до господства последнего правителя, короля Чжоу. Он был тираном, коррумпированным и деспотичным правителем. Он игнорировал государственные дела , люди потеряли веру в правителей и хотели поднять восстание против них.

Основой цивилизация Шана было сельское хозяйство. Бронза так же использовалась очень интенсивно. Фактически, создание бронзы было символической особенностью эры Шана. Она использовалась только более высокими классами и главным образом для религиозных целей, но так же бронза использовалась и для изготовления оружия. Поэтому, династия Шан также известна как Бронзовая династия.

Религия, религиозные ритуалы занимали очень важное место в цивилизации Шана. Сам король был первосвященником и считался божеством. Люди верили в жизнь после смерти, поэтому королей хоронили в соответствии со всеми традициями. Рабы были также похоронены вместе со своими королями.

Династия Шан была одной из самых великих династий древнего Китая.

С этой статьёй также читают

travel-genius.ru

Список правителей Китая • ru.knowledgr.com

Список правителей Китая включает правителей Китая с различными названиями. От династии Шан династии Циня правители обычно исполняли обязанности «Король» (китайский язык: 王 Wáng). С разделением Китая в различные Враждующие государства это название так стало распространено, что объединитель Китая, первый император Циня Цинь Ши Хуан создал новое название для себя, того из «Императора» (皇帝 Huángdì). Этот титул Императора Китая продолжал использоваться для остатка от Имперской истории Китая, право вниз на падение династии Цин в 1912. В то время как много других монархов существовали в и по Китаю всюду по его истории, этот список касается только тех квазизаконным требованием большинства Китая или тех, кого традиционно назвали в списках короля. Следующий список китайских монархов никоим образом не всесторонний.

Китайские монархи были известны многими различными именами, и как они должны быть определены, часто запутывающее. Иногда тот же самый император обычно известен двумя или тремя отдельными именами, или то же самое имя используется императорами различных династий. Столы ниже не обязательно включают все имена императора – например, посмертные имена могли бежать больше чем двадцати знакам и редко использовались в историческом письме – но, если это возможно, обычно используемое имя или обозначение соглашения были обозначены.

Эти столы могут не обязательно представлять последний раз обновленную информацию о китайских монархах; пожалуйста, проверьте страницу на соответствующую династию для возможной дополнительной информации.

Пройдите по этим ссылкам, чтобы видеть, как они связаны:

Китайская родословная императоров (древняя) → китайская родословная императоров (ранняя) → китайская родословная императоров (середина) → китайская родословная императоров (последний)

Три суверена и пять императоров

Хотя это внушено в китайской мифологии, что самые ранние мифологические правители Китая включали три huáng (皇, обычно переводил «суверена» или «первого августа», обозначая статус полубога) и пять dì (帝, обычно переводимый «Император», но обозначая намного больше почтительного статуса, чем современный термин «Император»), их тождества отличались между другими источниками с некоторыми людьми, такими как Желтый Император, расцениваемый или как суверен или как Император, в зависимости от источника. Эти два знака были бы позже взяты вместе Цинь Ши Хуаном, чтобы сформировать новое название huángdì (皇帝, Император), таким образом требуя легендарного статуса себя. Эти числа все легендарные, не исторические.

Династия Ся

C. 2070–1600 ДО Н.Э

Династия Шан

C. 1600–1046 ДО Н.Э

Династия Чжоу

Приблизительно 1046–256 до н.э, традиционно разделенный на:

Династия Циня

Династия Хань

Три периода королевств

Династия Цзинь

Шестнадцать периодов королевств

Северные и южные династии

Династия Суй

Династия сильного запаха

Пять династий и десять королевств

Независимые режимы во время десяти королевств

Династия Ляо

Династия Сун

Для списка императоров Песни на отдельной странице щелкнуть здесь.

Западный Ся

Династия Цзинь

Династия Юань

Династия Мин

Династия Шунь

Династия Шунь была имперской династией, созданной в краткой ошибке от Мина к правлению Цина в Китае. Это было государство, настроенное восстанием крестьян, в котором они победили силы Мина, но бывший генерал Мина Ву Сэнгуи привел силы Цина в Пекин, и силы Цина победили мятежников.

Южная династия Мин

Южная династия Мин обращается к режимам сторонника Мина, которые существовали в южном Китае с 1644 до 1662. Режим был установлен принцами уже уничтоженной династии Мин. Всем этим монархам сокрушили их режимы силы Цина очень быстро. Koxinga (Чжен Ченггонг) использовал имя династии Мин и собрал силы прежде, чем сбежать в Тайвань.

* Эти два знака - омонимы, оба объявили Лу; чтобы отличить их, каждый обычно сохраняется как Лу и другой записанный по-другому. Luh от Кембриджской Истории Китая; Лу от Правителей А.К. Мула Китая (1957). Когда одно нерегулярное правописание используется, другой сохранен как регулярный (Лютеций). Эти две системы отличны и не используемые одновременно.

Династия Цин

Восстание Тайпинга

Империя Китай

Недолгая попытка государственного деятеля и генерала Юань Шикая, который попытался утвердиться как император в 1916, но его правление универсально принято как недостоверное. После 83 дней разрушилось господство.

Внешние ссылки

  • СПИСОК КИТАЙСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ

ru.knowledgr.com