История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия и мифология Древней Греции. Философия мифология древней греции


от мифологии к Античная философия

Античная философия.

Как и древнегреческая цивилизация в целом, эллинская философия - во многих отношениях уникальное явление.

Подобно тому, как греческие полисы представляли собой особый вид человеческой цивилизации, качественно отличный от Древнего Востока, так и философское творчество эллинов впервые демонстрирует нам автономную, самостоятельную философию, быстро освобождающуюся от власти чуждых ей авторитетов мифа и ритуала. Вместе с тем именно греческая философская традиция стала основой позднейшей западноевропейской, а потому; изучая ее наследие, мы в известной мере знакомимся с собственными духовными предками.

Античная культура многим обязана Востоку. Греческие авторы охотно говорят о египетском, финикийском или персидском происхождении самых различных ее элементов. Более того, протоэллинская Крито-микенская цивилизация была в высшей степени близка цивилизациям Востока. Разрушенная в результате нашествия варваров-дорийцев, она осталась в образах эпических поэм Гомера и археологических памятниках.

Илиада и Одиссея - поэмы-сказания, которые традиция приписывает легендарному слепому поэту-певцу (аэду) Гомеру - самый древний из дошедших до нас памятников духовной культуры Эллады. Из них мы узнаем о мировоззрении древних греков и в первую очередь об Олимпийской религии - представлениях о многочисленных божествах, местопребыванием которых народная фантазия считала гору Олимп.

Изучая пантеон древних греков, нельзя не обнаружить близкого родства жителей Олимпа с богами, которым поклонялись самые различные народы, говорящие на языках индоевропейской семьи - от Индии до Прибалтики.

В XIX в. европейские филологи сделали примечательное во многих отношениях открытие, обнаружив тождество трех древних богов. Их навело на эту мысль созвучие имен: одним из древнейших ведийских культов в древней Индии был культ божества, которое арии называли Дьяус-Питар, или Дьяус-отец. И этот же образ мы встречаем в мифах античного мира; у греков это Теос-Патер (Зевс), а у римлян Диес-Питер (Юпитер).

Исследователи установили тождество ведийской богини зари Ушас и греческой Эос, бога солнца Сурьи и солнечного божества древних греков Гелиоса. Находя бесчисленное количество параллелей между верованиями греков и других индоевропейских народов, прежде всего, индийцев, отметим также одно существенное различие.

Это различие связано с источниками, по которым мы можем судить о религиозных традициях и мифах эллинов и индийцев.

Простое сравнение античных материалов с индийскими указывает на отсутствие в культуре Древней Греции памятника (или памятников), подобных индийским Ведам, т.е. текстов, зафиксировавших греческие мифы в первозданном виде. Не следует забывать, что мифы эллинов дошли до нас благодаря позднейшим художественным и философским произведениям, т.е. пройдя через множество фильтров, будучи многократно переработанными и переосмысленными. Поэтому многого о религиозно-мифологических представлениях древних греков мы просто не знаем. Даже произведения Гомера не могут считаться во всех отношениях авторитетным источником в силу своей жанровой природы. Ведь эпические сказания - не ритуальный текст, содержащий строгие нормативные предписания относительно того, как следует приносить жертвы богам, что олимпийские божества представляют собой и т.д. То же самое можно сказать о другом памятнике греческой поэзии, из которого мы черпаем сведения о богах-олимпийцах - Теогонии Гесиода. Между двумя древнейшими представителями греческой словесности существуют большие различия. Если Гомер - фигура легендарная от начала до конца, то Гесиод вполне реален. Это не означает, разумеется, что текст Теогонии, в том виде, в каком он до нас дошел, непременно оригинален. Напротив, скорее всего его следует рассматривать как результат последующей редактуры и переработки, что весьма характерно для древних литературных традиций. Но, в отличие от Гомера, труд Гесиода - по крайней мере, в основных его частях - можно датировать, хотя и не вполне точно, VII-VIII веками до н.э. И в то же время нельзя не учитывать того обстоятельства, что от изначальной стихии греческой религии Гссиода отделяет еще большее расстояние, чем Гомера. Олимпийских богов он трактует в значительной степени аллегорически, как безличные силы, или первоначала природы. Гесиод задается вопросом, что прежде всего зародилось? Его поэт-мыслитель вопрос адресует Музам. В ответ он слышит рассказ о происхождении богов (теогонию).

Мировой процесс начинается с Хаоса - первичного, изначального, бесформенного состояния Вселенной. Предметы не имели четких очертаний, даже земля и небо не были отделены друг от друга. Последующая история Вселенной - это история ее упорядочения. Из Хаоса рождаются боги - Гея-Земля, Уран-небо и страшный подземный мир - Тартар, а затем - прекрасный Эрос, Нюкта-Ночь и т.д. Всего во Вселенной сменили друг друга шесть поколений богов. Начиная с пятого, мир представляет собой царство Зевса - бога-громовержца. Многочисленные боги и богини, подчиненные ему, - это дети, рожденные от Зевса богинями и смертными женщинами.

Максимально целостное и объективное, насколько это возможно, воссоздание картины греческой мифологии предполагает сопоставление данных Гомера и Гесиода с родственными мифологическими традициями за пределами Эллады. В первую очередь это относится к несравненно лучше сохранившейся мифологии древней Индии, зафиксированной в таком памятнике, как Веды. Подобного рода сопоставление становится особенно важным ,когда речь заходит о тех сторонах античной мифологии, которые имели значение для становления философии.

Сходство двух древних традиций проявляется, в частности, в одинаковом отношении к богам. И боги, которым приносили жертвы индоарии, и жители Олимпа - отнюдь не идеальные персонажи. Они тщеславны, корыстны, обуреваемы страстями. Самая поразительная их черта, о которой часто идет речь в античной словесности, - зависимость. Боги завидуют смертным людям, и человек, добившийся успеха, прежде всего боится гнева бессмертных богов. Они предстают перед нами как сильные, нередко опасные существа, с которыми необходимо держать ухо востро. Главным способом ублажить их (и в то же время лежать под контролем) является искусство жертвоприношений.

В то же время боги отнюдь не всесильны. Они, как и люди, находятся во власти судьбы Эту таинственную и беспощадную силу греки именовали по-разному- мойра, ананке, морос и т.д. Перед судьбой равны все - и простые люди и герои и сами бессмертные боги. Представление о ней можно рассматривать как прообраз закона, управляющего мирозданием, поиск которого позднее стал одной из главных задач греческой философии.

Отношение эллинских философов к народной олимпийской религии всегда было скорее критическим. Они толковали мифы иносказательно. Значительно ближе к построениям ранней греческой философской мысли оказалось другое религиозное течение - орфизм.

В основе этого учения лежит культ Орфея - мифического музыканта и певца отправившегося в царство мертвых за своей погибшей женой Эвридикой, но утративший ее вновь, нарушив запрет не оглядываться во время обратного пути из Аида. История Орфея и Эвридики вдохновляла поэтов и музыкантов Генделя до Р.М.Рилъке. Однако, подлинный Орфей, или Орфей - персонаж античного мифа, конечно, сильно отличается от эстетизированного образа позднейшей европейской культуры. Этот миф и связанный с ним культ существовали в контексте более широкого течения - дионисийской религии. Дионис считался богом растительности и виноделия. Мистерии, посвященные ему, приобретали характер оргий, во время которых должно было происходить раскрепощение человека, освобождение его от норм повседневного поведения. Как и у сторонников олимпийского культа, у орфиков были свои мифы о происхождении мира - например, представление о его рождении из гигантского зародыша-яйца Но вероятно, самое интересное в орфизме, с точки зрения становления греческой философии - это учение о метемпсихозе - переселении душ, роднящее эту эллинскую традицию с индийскими воззрениями на сансару и закон кармы Преодоление этого закона, разрыв цепи перевоплощении и достижение душой после смерти острова блаженных было основной целью очистительных обрядов, практиковавшихся орфиками. Еще одним явлением, сыгравшим важную роль в подготовке становления философии, было творчество мудреца Ферекида. Полная реконструкция приписываемого ему учения едва ли возможна прежде всего потому, что идеи Ферекида дошли до нас главным образом. В пересказе (От его труда под названием Гептамихос сохранились лишь фрагменты). Принято считать, что в интерпретации Ферекида боги окончательно утрачивают антропоморфные черты и превращаются в первоначала мира: Зевс (Зас) - в огонь, Гея (Хтония) - в землю, а Кронос (Хронос) - во всепобеждающее время.

Малое число источников, относящихся к периоду становления греческой философии, их разрозненность и связанная с этими обстоятельствами необходимость пользоваться позднейшими свидетельствами, содержащими, помимо фактов также и их интерпретацию, зачастую модернизирующую древнейшие философские памятники, - все это сильно затрудняет ответы на многие вопросы. Может сложиться впечатление, будто речь идет лишь о развитии познания, о сугубо интеллектуальном, умозрительном процессе. Однако едва ли это было так. Брожение умов V1II-V1I вв. до н.э., кризис ритуальной олимпийской религии и отход от нее (во всяком случае, от буквального ее истолкования) наиболее образованной, мыслящей части элинского общества являлись, как об этом свидетельствуют сходные ситуации в истории других цивилизаций (сохранивших больше свидетельств о распаде ритуальных религий), следствием острого осознания в первую очередь духовно-практических, экзистенциальных проблем - проблемы смысла человеческого существования, соотношения индивида и Вселенной и т.д. Именно нерешенность этих вопросов, сама постановка которых была невозможна на языке традиционной народной религии, вызывала к жизни целый спектр религиозно-этических течений. В их рамках со временем и зародилась философская мысль.

Скудость источников, упомянутая выше, сама по себе примечательна. Она свидетельствует о быстром забвении,

исчезновении промежуточных форм духовного творчества, о стремительном прохождении этапов, о поразительной скорости процесса формирования философии в Древней Греции. Поэтому многие формы духовной деятельности, характеризующие переход от старого, мифологического мировоззрения к философскому, не сохранились (как это было, в частности, в Индии), а в позднейших изложениях нередко предстают в модернизированном, слишком философизированном виде. Прежде всего это относится к тем, кого принято считать первыми греческими философами. Античная традиция донесла до потомков память о семи мудрецах. Существует несколько списков этих древних ученых мужей, самых авторитетных для греческого сознания. Однако во всех вариантах непременно присутствовало имя Фалеса Милетского. Его-то и принято считать первым философом Эллады. Таково, во всяком случае, было мнение Аристотеля. Правда, Аристотель жил двумя столетиями позже и - что еще более существенно - в совершенно иную эпоху. Что же касается более близких к времени жизни Фалеса сообщений, то, анализируя их, мы находим в его образе не слишком много черт, отличающих этого философа от остальных мудрецов. Всех их - и законодателя Солона, и Клсобула, и Хилона - занимала, судя по сохранившимся свидетельствам, проблема правильного - т.е. нравственного и разумного - поведения человека. И в основе их воззрений лежала идея меры. Именно следование ей обеспечивало, согласно общим представления, счастье и преуспевание людям.

Мера - наилучшее! - утверждал Клеобул. Ничего сверх меры! - вторил ему Солон. Понять границы своих возможностей, осознать пределы самого себя - вот условие истинно благого образа жизни. И, наоборот, зло ассоциировалось у семи мудрецов с безмерностью, в потворством человеческим страстям, с беспредельностью, с переходом границы допустимого. Соотношение меры и безмерного, предела и беспредельного стало главной темой ранней греческой философии.

Здесь, однако, необходимо снова обратиться к вопросу об источниках, находящихся в распоряжении исследователя античной философской традиции. С этой точки зрения всю историю греческой философии принято подразделять на два периода: досократовскич (творчество философов, живших до Сократа) и послесократовский. О воззрения досократиков мы можем судить лишь по немногим сохранившимся фрагментам (от них до нас не дошло ни одного целостного произведения) и позднейшим пересказам С мыслителями-постсократиками дело обстоит иначе. Их труды сохранились и не только дают возможность детально охарактеризовать построения зрелой греческой философии, но и представляют собой важнейший источник для изучения взглядов ее предшественников - досократиков, которые при этом неизбежно воспринимаются до известной степени по образу и подобию своих духовных наследников.

Рассмотрим вкратце основные свидетельства, характеризующие досократические школы древнегреческой философии. Их обзор принято начинать с Милетской школы. Сведений о ней сохранилось не так уж много, однако, и того, что известно о трех ее представителях Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене - достаточно, чтобы оценить роль мыслителей - милетцев в том духовном перевороте, результатом которого, собственно, и стало формирование в Элладе философской традиции. Правда, далеко не обо всем в мировоззрении милетцев мы можем судить достоверно. И прежде всего потому, что философию милетской школы уже в древности было принято рассматривать как начало, исходный пункт всей античной философии.

Милет - один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь - переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника - изначальной стихии, первоначала - архэ.

По мнению Фалеса, архэ является вода. Это означает, во-первых, что когда-то все вещи произошли из воды - из океана. Во-вторых, вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи - иными словами, закончив срок своего земного существования, любая вещь теряет свои очертания, утрачивает качественну ю определенность и возвращается в исходное водное состояние. И, наконец, разрушение мира по истечении мирового цикла будет означать погружение всего сущего в океан. Согласно многим свидетельствам, Фалес считал все вещи одушевленными, т.е. живыми. В качестве иллюстрации присутствия души в вещах которые обычно принято считать неживыми, он приводил .магнит.

Самое яркое учение о первоначальной стихии, из которой возникают все вещи и явления мира, позднейшая греческая традиция (в первую очередь Аристотель) приписывает Анаксимандру. Эта стихия (впоследствии названа Алейрон, т.е. Беспредельное), не ассоциируемая ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, в том числе людей. Но, родившись из вечной и неуничтожимой стихии беспредельного, все эти явления сами по себе не вечны. Люди и животные смертны, вещи приходят в ветхость и подвержены разрушению. Такая судьба всего сущего объясняется тем, что алейрон мстит своим созданиям за обособление от себя, зато, что, возникнув, они в противоположность ему, обретают предел. И в конце концов эта кара за индивидуализм выразится в том, что, ограниченные своим пределом, определенные вещи, наполняющие собой мир, исчезнут, и вновь ничто не будет нарушать единства беспредельного.

Примерно так же рассматривал начало мира третий представитель Милетской школы - Анаксимен. От Анаксимандра его отличало лишь то, что образ Беспредельного был для него слишком абстрактным. Поэтому архэ, дающую жизнь всему живому, он связывал с той стихией, присутствие которой, собственно, и означает возможность жизни, - с воздухом.

Немногим моложе мыслителей -милетцев и почти что их земляком был знаменитый философ Гераклит. Его родина - Эфес, полис, также расположенный в Малой Азии. Акмэ Гераклита - т.е. согласно античным представлениям, расцвет его жизни, приходится на 504-505 гг. до н.э. Гераклит происходил из царского рода и, кроме того, был верховным жрецом. Однако в его времена в Эфесе, как и во многих других полисах, на смену монархии пришел республиканский образ правления, и царское происхождение не приносило никаких выгод. Быть может, эти биографические обстоятельства, помимо всего прочего, помогают объяснить одиночество, характерное, согласно сохранившимся свидетельствам, для эфесского мыслителя, мрачные краски, которыми написан его традиционный образ, трагические мотивы его философии. Но, разумеется, не следует и преувеличивать значение этих - неизбежно до известной степени легендарных (во всяком случае, стилизованных и отредактированных позднейшей традицией) сообщений. Не подлежит’ сомнению, однако, другое: по мнению самых различных авторов, Гераклит считал человеческое существование настолько трагичным, что единственно правильной реакцией на него могут быть только слезы, из-за чего он и был прозван Плачущим. Сохранились фрагменты большого сочинения, приписываемого Гераклиту. Среди их особенностей необходимо отметить чрезвычайно трудный для понимания стиль. Очевидно, именно он послужил причиной того, что Гераклита еще в древности называли также Темным. Хотя традиция рисует Гераклита как фи лософа-одиночку, несомненно, что его воззрения пользовались значительным влиянием. О последователях Эфесца представители других направлений говорили как о целом сообществе. Известны имена некоторых его учеников, например, Кратида. Поэтому, несмотря на скудность сведений, можно говорить о школе Гераклита.

Несравненно больше знаем мы о внутреннем устройстве другой школы древнегреческой философии, возникшей уже не на востоке античного мира, как Милетская школа и школа Гераклита, а на его дальнем западе - в Великой Греции, т.е. Италии, точнее, на Сицилии. Речь идет о школе пифагорейцев. Характеризуя эту школу более точно, следует сказать, что в первую очередь она представляла собой мощное религиозное движение, орден, сложившийся в рамках орфизма. Во многих случаях этот орден играл и важную политическую роль; иногда пифагорейцы даже стояли у власти в полисах Великой Греции. И, подобно всякой религиозной общине, орден пифагорейцев свято хранил предания о своем основоположнике - великом аскете, чудотворце и ученом - Пифагоре, Согласно этим легендам, Пифагор был сыном бога Гермеса. О Пифагоре рассказывали настоящие чудеса: сообщали, например, что река Кас, увидев его, приветствовала мудреца человеческим голосом. Существует несомненное сходство легенд о Пифагоре и об основателях восточных, в частности, индийских, религий. Так, например, ему, как и Будде, приписывается знание всех своих прошлых рождений (не забудем, что пифагорейцы, подобно многим в Древней Греции, разделяли представление о переселении душ).

В пифагорейском ордене существовали сложный ритуал и строгая система посвящения. Пифагорейцы хранили многие свои обряды и наиболее важные стороны своего учения в тайне от чужих. Даже не все члены общины имели доступ ко всем таинствам пифагорейского союза. Такое право принадлежало лишь математикам - элите ордена. Что же касается акусматиков (послушников), то им была доступна исключительно внешняя, упрощенная часть пифагорейской доктрины. Пифагорейцы практиковали аскетический образ жизни, одной из самых интересных сторон которого были многочисленные пищевые запреты. Однако как бы ни была своеобразна пифагорейская этика, она основывалась на том же, на чем и моральные нормы, которые проповедовали семь мудрецов- ее фундамент составляло учение о надлежащем, о правиле, о пределе, который нельзя было переходить. Добродетель понималась как контроль над страстями, как мера, а ее отсутствие- как безмерность.

На западе эллинского мира сложилась еще одна философская традиция, имевшая, пожалуй, даже большее значение, чем остальные, для становления самого метода философского мышления. Ее представители жили в Элее, и потому школу стали именовать элейской, а ее участников - элейцами, или элеатами Традиция называет четыре имени -Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс Родоначальником элейской школы считают Ксенофана, хотя, строго говоря, он происходил не из Элеи, а на Колофона. Но Колофон был захвачен персами, и Ксенофан должен был в течение длительного времени вести жизнь бродячего аэда - поэта и певца. Ксенофан воспел создание нового полиса - Элеи, а затем основал здесь философскую школу.

Одним из мотивов поэзии Ксенофана является критика народных представлений о богах. Боги, настойчиво объяснял он, - не что иное, как создания человека Высмеивая рассказы о них (или, как говорится в его стихах, вымыслы прошлых времен), колофонский аэд указывал на аморальность и несправедливость богов в изображении Гомера и Гесиода. Но еще более существенно то, что эти боги ничем не отличаются от людей. Боги эфиопов, говорил Ксенофан, черны и курчавы, а боги фракийцев - голубоглазы, и волосы у них рыжего цвета. Если бы, продолжал он, быки, лошади и львы могли рисовать, то их бога оказав лись бы похожи на них. Подлинный бог, по мнению Ксенофана единичен, ин не имеет ничего общего с людьми. Кроме того, он неподвижен, ибо к чему движение тому, кто являет собой абсолютное совершенство? А так как самой совершенной фигурой древние греки считали шар, то и бог Ксенофана шарообразен. И наконец, этот необычный, с точки зрения обыденного сознания, бог представляет собой не тело, а мысль. Далее мы увидим, как идеи бродячего поэта были переосмыслены элейскими философами.

Учеником пифагорейцев был уроженец сицилийского города Агригента Эммдокл Его акмэ принято датировать 444-м годом до н. э. Предания сохранили образ Эмпедокла как знаменитого врача, поэта и оратора. Впрочем, сам он, по некоторым сведениям, стремился внушить окружающим представление о себе, как о божестве. С такими претензиями, возможно, были связаны, во-первых, его конфликт с пифагорейским орденом - Эмпедокл разгласил таинства пифагорейцев и был изгнан из общины, а во-вторых - его странная смерть. Чувствуя ее приближение и желая, чтобы люди решили, будто он, как и подобает божеству, взят на Олимп, философ бросился в кратер вулкана Этны.

Эмпедоклу приписывается своеобразная космогония, т.е. учение о возникновении Космоса. Однако, строго говоря, он создал теогонию - еще одно учение о богах, точнее, о богинях, борьба которых и определяет фазы мирового процесса. Одной такой богиней является, по его мнению, Афродита, которую он называет Филия - Любовь, а другой - Нейкос - Вражда Эмпедокл отказался от представления о порождении одних явлений другими, составляющего основу предшествующих ему теогоний - например, Гесиода. Вместо рождения и смерти он говорит о смешении и разделении, причинами которых он считает две космические силы: Филию и Нейкос, одна из которых соединяет четыре корня вещей, четыре стихии - землю, воду, воздух и огонь, а вторая - разделяет их. Кроме того, известно, что Эмпедокл разделял учение о метемпсихозе.

Хронологически следующее имя, донесенное до нас греческой философской традицией, связано уже не с Малой Азией и не с Великой Грецией, а с Афинами - центром классической образованности и очагом демократии. Эту роль Афины начинают играть с первой четверти V в. до н.э. На это золотое для античной культуры время приходится творчество Анаксагора. Анаксагор был близок к великому деятелю Афинской демократии Периклу и входил в созданный им интеллектуальный кружок. Судьба философа не была легкой. Козни врагов, которые стремились в первую очередь повредить Периклу, привели к тому, что Анаксагор оказался вынужден покинуть Афины. Его последним пристанищем стала Иония, где он незадолго до смерти основал свою школу. Впрочем, Анаксагору, по преданию, принадлежат слова, что дорога в Аид (царство мертвых) отовсюду одна и та же. Истинная родина всякого философа - полагал он - это солнце, луна и небо.

Известны имена учеников Анаксагора - Метродор и Архелай. Учение, создателем которого считается первый философ, творивший в Афинах, родилось из обсуждения проблемы возникновения одних вещей из других, вопроса о соотношении следствия с породившей его причиной. Как, например, волос возникает из неволоса? Как то или иное явление может родиться из того, чем оно не является? Это казалось Анаксагору невозможным, и он, подобно Эмпедоклу, призывал говорить не о возникновении и разрушении, а о смешении и разделении. В мире никогда ничто не уничтожается, как и не рождается ничто новое. Но речь при этом идет, разумеется, не о людях или животных, а о семенах вещей, или гомеомериях. Эти-то мельчайшие частицы (слово гомеомерия переводится как подобночастная) и суть носительницы всех качеств, всех свойств, которыми обладают вещи. Однако необходимо нечто, управляющее гомеомериями, закон, которому они подчинены. Таким законом, такой организующей силой Анаксагор считал Нус, или ум. Объяснял он вывод тем, что ум представляет собой самое совершенное явление во Вселенной - именно он хранит высшее знание обо всем.

Если идеи Эмпедокла и Анаксагора давно уже представляют интерес в основном для историков античной культуры, то наследие атомистов стало одной из основ позднейшего европейского научного мировоззрения, неотъемлемой чертой самого образа науки. Традиция греческого атомизма связана с двумя именами -Левкиппа и Демокрита. При этом, если ни о каких различиях во взглядах этих философов источники не сообщают, то образы их непохожи. Вернее сказать, что никакого образа Левкиппа, строго говоря, не существует, ибо о нем отсутствуют не только достоверные свидетельства, но и легенды. Античные авторы расходятся в своих сообщениях о его предполагаемой родине. Уже в античную эпоху возникали сомнения, существовал ли он в действительности. Единственное внятное сообщение о его творчестве состоит в том, что ему приписывается сочинение (разумеется, не дошедшее до нас) под названием Большой мирострой. Совершенно иначе выглядит фигура Демокрита. Считается, что его акмэ - 460-й год до н.э. О Демокрите существует немало преданий, которые, вместе взятые, создают яркий, убедительный и чрезвычайно привлекательный образ, образ настоящего философа, жизнь которого была полностью подчинена служению истине. Сохранились рассказы о путешествиях Демокрита на Восток - в Вавилон, Египет и даже Индию - и о его знакомстве с достижениями восточных мудрецов. Для него, судя по этим сообщениям, как и для многих других ранних греческих философов, было характерно скептическое отношение к народньм верованиям, обыденному сознанию и устремлениям большинства людей. Их жизнь философ считал суетной и, по существу, абсурдной. Но в отличие от Гераклита, он полагал, что человеческий род достоин не слез, а смеха за что был прозван Смеющимся. Единственной настоящей ценностью Демокрит считал обладание знанием. Знаменитыми стали его слова, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом.

Конечно, в этом случае, как и во многих других, мы имеем дело не с достоверными свидетельствами, а с легендами. Но для воссоздания интеллектуального контекста становления греческой философии такие традиционнее предания возможно, более важны, нежели точные факты биографии. И в самой невозможности отвегать на вопрос, что же в учении атомизма принадлежит Демокриту, а что он унаследовал от Левкиппа, скрывается, как мы вскоре убедимся, глубокий смысл.

studfiles.net

Философия и мифология Древней Греции., Философия

Пример готового реферата по предмету: Философия

Содержание

. Особенности философского знания.3

2. Философия и мифология Древней Греции.7

3. Традиционализм и критицизм.10

4. Рациональность философии.13

Список использованной литературы 15

1. Особенности философского знания.

На различных этапах истории в зависимости от потребностей теоретического и практического освоения действительности человека интересовали в большей или меньшей степени те или иные стороны отношения человека и мира. С прогрессом общества содержательно-проблемная сторона философского осмысления бытия расширялась и углублялась. Философия предстает как система принципов, законов и категорий, на основании которых человек познает себя и мир. Философия есть не что иное, как стратегия жизни, учение о том, каким надо быть, чтобы быть человеком.

Философское знание есть общее, целостное, теоретически обосновываемое мировоззрение, обосновывающее и природную, и социальную реальности. Исходя из предмета философии (самоопределение человека в диалоге с миром), мировоззренческая функция философии обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.

Обращенность философии на исследование познавательных актов нередко преувеличивалась. Аристотель полагал, что философствование означает избавление от незнания ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. А.

Шопенгауэр настаивал на том, что философия по существу своему только размышляет и исследует, а не предписывает. Отсюда вытекает суждение, что философия якобы представляет собой автономное царство разума, не имеет собственных реальных проблем. Относительная автономность философии в определенной мере оправдана, поскольку одна философская система опирается на другую, для понимания одной неизменно требуется знание другой, предшествующей ей, и все философии образуют одну связную цепь, знание одного звена неизменно требует знания другого философа. Это свидетельствует о системности философского знания.

Философское знание есть синтез человеческих знаний, что осуществляется через категории.

Термин категория в философию ввел Аристотель. Он рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сушим. Аристотель выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Кант трактовал категории как всеобщие формы, в которых мы мыслим воспринимаемое, априорные формы созерцания и рассудка, упорядочивания нашего опыта. Если в аристотелевском учении о категориях определяющей является их разделяющая (аналитическая) функция, то в концепции Канта синтетическая. В отличие от аристотелевской она более полно и структурно организована по определенному принципу: каждая третья категория (или их пара) есть результат взаимодействия первых двух (или их пар).

Категории у Гегеля развивающееся целое. Они связаны единством происхождения и развития: каждая вытекает из всего предшествующего движения как его необходимый результат. В понимание категорий введены идея становления, логическое основание, механизм развития. Развертывание категорий осуществляется силой внутреннего противоречия, лежащего в природе самого развивающегося понятия, так что мышление в целом оказывается постоянным возникновением и развитием противоречий. Но понимание категорий и их развития у Гегеля мистифицировано; категории выступают ступенями саморазвивающегося абсолютного духа.

Смысл и набор универсалий культуры по мере исторического развития универсума и человечества меняются. Категории философии:

1. обеспечивают преемственность и изменчивость в функционировании социального опыта;

2. выступают основанием человеческого сознания в каждую историческую эпоху;

3. образуют обобщенную картину человеческого мира, мировоззрение эпохи.

Категории в ходе социализации усваиваются индивидом, определял его индивидуальное понимание и переживание мировых событий, поступки и действия. В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в функционировании техники, в политической культуре и т. п.

Философия сводит воедино различные науки и отрасли знания, преодолевает раз

9 бщепность естественных и гуманитарных наук, содействует осуществлению связей между наукой. искусством и моралью (координационноинтеративная функция философии).

Интегративность философского знания не исключает, а предполагает обращенность философии ко всему многообразию сущего и общественно-исторического опыта людей.

Помимо обращенности философского знания на себя (определенная отрешенность философии от мира), утверждается тезис об ориентации философии на практику, на «вызов бытия». Назначение философского знания в том, считал Т. Гоббс, что мы можем на основании наших знаний по мере сил и способностей вызывать действия для умножения жизненных благ. Э. Гуссерль подчеркивал, что философское знание не ограничивается познанием мира, а обращается на человеческое отношение, проявляющееся в практической жизни со всеми ее потребностями и целями. Философия, по мнению В. С. Соловьева, имеет не только теоретическое, но также практическое и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии со сферами творчества и практической деятельности, хотя и отличаясь от них.

Философское знание — это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к «вечным» смысловым вопросам человеческого бытия. Всякая философия, как одна из форм общественного сознания, представляет собой мировоззрение. [3, c .25]

С одной стороны, философское знание едино по предмету, т. е. это предельно общее знание об отношении человека к миру, включающее знание об окружающей человека реальности (онтология), знание о способах познания этой реальности (гносеология) и т. д. Невозможно утверждать, что некоторое онтологическое знание истинно, если не обоснован способ получения этого знания, не доказана его истинность. Отдельные части философского знания взаимосвязаны, их существование невозможно вне целого.

С другой стороны, философское знание состоит из разделов, представляющих собой самостоятельные, независимые друг от друга учения. Онтологическое знание это знание о структурах бытия, как они существуют независимо от человеческого познания. Гносеологическое знание это знание о средствах, методах и результатах познания, являющееся универсальным и, следовательно, независящим от того, что представляет собой предмет познания. Отдельные части философского знания самодотаточны и автономны. [6, c. 14]

Философское знание проделало определённыё путь развития, постепенно определяясь с собственно философскими объектами исследования. Основными из них являются Бытие в качестве первооснов сущего, общее устройство мира; Познание и Человек. Соответственно разделы философии, их изучающие, — это онтология, гносеология и философская антропология. Кроме этого выделяется и ряд других дисциплин: логика учение о формах правильного мышления; этика, объектом которой является мораль; эстетика, изучающая понятие прекрасного в различных его появлениях. [2, c .67]

Выдержка из текста

2. Философия и мифология Древней Греции.

Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.

Периодизацию греческой мифологии принято подразделять на два основных этапа:

Доклассический период — начинается в сумраке тысячелетий и заканчивается ко второму тысячелетию до нашей эры. Совпадает с периодом собирательско-охотничьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего. Человек ощущает себя, как и вообще весь животный мир, частью природы, порождением одной и той же матери материи.

Доклассический период в свою очередь включает в себя:

1.Связанный с матриархально-родовым строем (мифология матриархата)

2.Доолимпийский период (не было представления о том, что боги обитают на Олимпе Фессалийском)

3.Хтонический период

4.Тератоморфная мифология

5.Фетишистски-анимистическая мифология

6.Зооморфная, фитоморфная и миксантропическая мифология [3, c .23]

Классический период — начинается во втором тысячелетии до нашей эры и заканчивается в первой трети первого тысячелетия до нашей эры. Произошла консолидация родового коллектива, возглавляемого вождем, мужчиной, отцом, так же произошло объединение греческих богов под властью одного владыки, Зевса.

Классический период включает в себя:

1.В основе — патриархальная община (мифология эпохи патриархата)

2.Олимпийский период

3.Анимистическая мифология

4.Антропоморфная и героическая мифология. [5, c .72]

Древнегреческие мифы можно классифицировать в соответствии с доминирующей темой, которую они изображают.

1. Как начались вещи (космогонические мифы).

2. Конец всех вещей (эсхатологические мифы).

3. Мифы о героях

4. Мифы о происхождении человека.

Греческая античная философия сформировалась в VII—VI вв. до н. э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Определенные философские элементы, естественно, появлялись и до возникновения философии как таковой, им, однако, нельзя приписывать методологическую последовательность, характерную для греческой философии.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.

Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V—IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие в это время, — как досократики. Философское движение в период жизни Сократа представляет действительно знаменательный рубеж в развитии античного философского мышления, который, однако, нельзя связывать исключительно с личностью Сократа. Потребность в новом типе знания (а значит, и философствования) вызвана прежде всего существенным изменением общественных отношений. [8, c. 113]

Второй этап — приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии Культурная, научная и политическая жизнь сосредоточена, в частности, в Афинах. И хотя после поражения в Пелопоннесской войне Афины теряют свое исключительное положение среди греческих городов, однако остаются центром греческой культурной и научной жизни. Укрепление политического влияния Македонии и ее гегемония над греческими городами означали конец классической греческой демократии. [8, c .115]

С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV—II вв. до н. э) В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.

Список использованной литературы

1.Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: учебник. М. 1996.

2.Канке В.А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. М., 1997 г.

3.Лебедев С.А. Предмет и природа философского знания. // Вестник Московского университета. Серия

7. Философия. № 5, 2002.

4.Основы философии. // под ред. Несмеянова Е.Е. Ростов-на-Дону, М., 2002.

5.Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии; СПб., 2000.

6.Современная западная философия. // под общ. ред. Румянцевой Т.Г. Мн. 2000.

7.Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: проблема мирового образования ХХI века. // www.geocities.com/tyaglo /ct/index.html

8.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1988.

referatbooks.ru

Философия Древней Греции.

Количество просмотров публикации Философия Древней Греции. - 53

Расцвет приходится на время существования 6 классических школ.Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв.до н. э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от Древне Восточных Философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира (Милетская школа˸ Фалес, ГЕРАКЛИТ, школа Пифагора, древние Эллеады, Сократ, Платон, Аристотель).

Рассвет греческой культуры, которая заслуженно считается колыбелью европейской цивилизации , пришелся на 6-4 вв до н.э.

1)удачное географическое положение˸ Греция находилась на пересечении торговых путей (роль информационных потоков – сведения изо всех уголков мира).

2) греки создали превосходную по тем временам систему образования, красота и гармония тела были у греков своеобразным культом.

3) В Афинах царило уважение к личности.

4) Существовала частная собственность на землю. Тот грек, который владел хотя бы клочком земли, имел право голоса, при решении важных политических вопросов (независимость, уважение к государству).

5) Религия не играла в жизни об-ва такой исключит. роли, как на Востоке, её сдерживающее влияние на свободу мысли почти не ощущалось.

Греческие философы стремились познать мир как единое целое, находящееся в непрерывном движении. Они пытались разобраться в природе бытия – вещественно оно или духовно? В их взглядах на природу было много наивного т. к. научного эксперимента ещё не было. Диалог был естественной формой мышления.

Жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщение в мифологии и религии. А значит, мифологию и религию можно рассматривать как предшественников Философии. Исторически 1-ой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т.е. приданий, сказаний, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различных стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на ᴇᴦο жизненном пути. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок.

Миф – это не первоначальная форма знаний, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф обычно совмещает в себе 2 аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). С помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако религия имеет свою специфику. Эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим конструкциям (отношение веры). Основным элементов религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, переходящие, относительные аспекты ᴇᴦο бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.

Читайте также

  • - Натурфилософия Древней Греции.

    Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625–547 до н. э.), основателя милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе, в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что... [читать подробнее].

  • - Философия Древней Греции

    Для ранней философской мысли Древней Греции характерна натурфилософская традиция: поиск непреложных законов природы, «первооснов» бытия, космоцентризм. Фалес (ок. 624-547г.г. до н.э.) утверждал, что начало сущих (вещей) - вода. Анаксимандр считал первоначалом апейрон,... [читать подробнее].

  • - Философия Древней Греции

    Понимание философии как любви к мудрости возникло в Древней Греции спустя десятилетия после появления философствующих людей. В отечественной историко-философской литературе принято считать, что категория «философия» впервые была использована Пифагором. Однако,... [читать подробнее].

  • - Философия Древней Греции

    Философия древней Греции Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа: I VII-V века до н.э. - досократовская философия II V-IV века... [читать подробнее].

  • - Философия Древней Греции.

    Античная философия — ф Др Греции и Др Рима VI в. до н.э. — V в. н.э. Античная ф — 1-я форма ф, тем не менее, она внесла исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры, задала основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях Античности черпали... [читать подробнее].

  • - Философия древней Греции, ее основные школы

    Величайшие философы «золотого века» греческой рабовладельческой демократии — Платон (427—347 гг. до н. э.) и Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Благодаря тому, что их произведения почти полностью сохранились, дошли до наших дней, мы можем знать по первоисточникам смысл, содержание... [читать подробнее].

  • - Вопрос № 9. Классическая философия Древней Греции: Сократ, Платон и Аристотель.

    Принято различать «старших софистов» и «младших софистов». Ранние софисты расширили проблемное поле философии. Кроме натурфилософии они активно занимались проблемами антропологии. Человек для Сократа – это прежде всего его бессмертная душа, о которой и нужно... [читать подробнее].

  • - Античная философия (философия Древней Греции). Натурфилософские ориентации досократической философии.

    В Древней Греции философия приобретает научно-теоретическую форму своего существования. Рабовладельческая демократия требовала владеть речью, логикой, уметь вести дискуссию. Так шлифовался новый тип мышления – философский. Основная характеристика философии Древней... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    "Философия и мифология Древней Греции"

    Выдержка из работы

    2. Философия и мифология Древней Греции.

    Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.

    Периодизацию греческой мифологии принято подразделять на два основных этапа:

    Доклассический период — начинается в сумраке тысячелетий и заканчивается ко второму тысячелетию до нашей эры. Совпадает с периодом собирательско-охотничьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего. Человек ощущает себя, как и вообще весь животный мир, частью природы, порождением одной и той же матери материи.

    Доклассический период в свою очередь включает в себя:

    1. Связанный с матриархально-родовым строем (мифология матриархата)

    2. Доолимпийский период (не было представления о том, что боги обитают на Олимпе Фессалийском)

    3. Хтонический период

    4. Тератоморфная мифология

    5. Фетишистски-анимистическая мифология

    6. Зооморфная, фитоморфная и миксантропическая мифология [3, c. 23]

    Классический период — начинается во втором тысячелетии до нашей эры и заканчивается в первой трети первого тысячелетия до нашей эры. Произошла консолидация родового коллектива, возглавляемого вождем, мужчиной, отцом, так же произошло объединение греческих богов под властью одного владыки, Зевса.

    Классический период включает в себя:

    1.В основе — патриархальная община (мифология эпохи патриархата)

    2. Олимпийский период

    3. Анимистическая мифология

    4. Антропоморфная и героическая мифология. [5, c. 72]

    Древнегреческие мифы можно классифицировать в соответствии с доминирующей темой, которую они изображают.

    1. Как начались вещи (космогонические мифы).

    2. Конец всех вещей (эсхатологические мифы).

    3. Мифы о героях

    4. Мифы о происхождении человека.

    Греческая античная философия сформировалась в VII—VI вв. до н. э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

    Определенные философские элементы, естественно, появлялись и до возникновения философии как таковой, им, однако, нельзя приписывать методологическую последовательность, характерную для греческой философии.

    В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.

    Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V—IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие в это время, — как досократики. Философское движение в период жизни Сократа представляет действительно знаменательный рубеж в развитии античного философского мышления, который, однако, нельзя связывать исключительно с личностью Сократа. Потребность в новом типе знания (а значит, и философствования) вызвана прежде всего существенным изменением общественных отношений. [8, c. 113]

    Второй этап — приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии Культурная, научная и политическая жизнь сосредоточена, в частности, в Афинах. И хотя после поражения в Пелопоннесской войне Афины теряют свое исключительное положение среди греческих городов, однако остаются центром греческой культурной и научной жизни. Укрепление политического влияния Македонии и ее гегемония над греческими городами означали конец классической греческой демократии. [8, c. 115]

    С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV—II вв. до н. э) В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.

    Показать Свернуть

    Содержание

    . Особенности философского знания. 3

    2. Философия и мифология Древней Греции. 7

    3. Традиционализм и критицизм. 10

    4. Рациональность философии. 13

    Список использованной литературы 15

    1. Особенности философского знания.

    На различных этапах истории в зависимости от потребностей теоретического и практического освоения действительности человека интересовали в большей или меньшей степени те или иные стороны отношения человека и мира. С прогрессом общества содержательно-проблемная сторона философского осмысления бытия расширялась и углублялась. Философия предстает как система принципов, законов и категорий, на основании которых человек познает себя и мир. Философия есть не что иное, как стратегия жизни, учение о том, каким надо быть, чтобы быть человеком.

    Философское знание есть общее, целостное, теоретически обосновываемое мировоззрение, обосновывающее и природную, и социальную реальности. Исходя из предмета философии (самоопределение человека в диалоге с миром), мировоззренческая функция философии обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.

    Обращенность философии на исследование познавательных актов нередко преувеличивалась. Аристотель полагал, что философствование означает избавление от незнания ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. А. Шопенгауэр настаивал на том, что философия по существу своему только размышляет и исследует, а не предписывает. Отсюда вытекает суждение, что философия якобы представляет собой автономное царство разума, не имеет собственных реальных проблем. Относительная автономность философии в определенной мере оправдана, поскольку одна философская система опирается на другую, для понимания одной неизменно требуется знание другой, предшествующей ей, и все философии образуют одну связную цепь, знание одного звена неизменно требует знания другого философа. Это свидетельствует о системности философского знания.

    Философское знание есть синтез человеческих знаний, что осуществляется через категории.

    Термин категория в философию ввел Аристотель. Он рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сушим. Аристотель выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

    Кант трактовал категории как всеобщие формы, в которых мы мыслим воспринимаемое, априорные формы созерцания и рассудка, упорядочивания нашего опыта. Если в аристотелевском учении о категориях определяющей является их разделяющая (аналитическая) функция, то в концепции Канта синтетическая. В отличие от аристотелевской она более полно и структурно организована по определенному принципу: каждая третья категория (или их пара) есть результат взаимодействия первых двух (или их пар).

    Категории у Гегеля развивающееся целое. Они связаны единством происхождения и развития: каждая вытекает из всего предшествующего движения как его необходимый результат. В понимание категорий введены идея становления, логическое основание, механизм развития. Развертывание категорий осуществляется силой внутреннего противоречия, лежащего в природе самого развивающегося понятия, так что мышление в целом оказывается постоянным возникновением и развитием противоречий. Но понимание категорий и их развития у Гегеля мистифицировано; категории выступают ступенями саморазвивающегося абсолютного духа.

    Смысл и набор универсалий культуры по мере исторического развития универсума и человечества меняются. Категории философии: 1) обеспечивают преемственность и изменчивость в функционировании социального опыта; 2) выступают основанием человеческого сознания в каждую историческую эпоху; 3) образуют обобщенную картину человеческого мира, мировоззрение эпохи.

    Категории в ходе социализации усваиваются индивидом, определял его индивидуальное понимание и переживание мировых событий, поступки и действия. В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в функционировании техники, в политической культуре и т. п.

    Философия сводит воедино различные науки и отрасли знания, преодолевает раз9бщепность естественных и гуманитарных наук, содействует осуществлению связей между наукой. искусством и моралью (координационноинтеративная функция философии).

    Интегративность философского знания не исключает, а предполагает обращенность философии ко всему многообразию сущего и общественно-исторического опыта людей.

    Помимо обращенности философского знания на себя (определенная отрешенность философии от мира), утверждается тезис об ориентации философии на практику, на «вызов бытия». Назначение философского знания в том, считал Т. Гоббс, что мы можем на основании наших знаний по мере сил и способностей вызывать действия для умножения жизненных благ. Э. Гуссерль подчеркивал, что философское знание не ограничивается познанием мира, а обращается на человеческое отношение, проявляющееся в практической жизни со всеми ее потребностями и целями. Философия, по мнению В. С. Соловьева, имеет не только теоретическое, но также практическое и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии со сферами творчества и практической деятельности, хотя и отличаясь от них.

    Философское знание — это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к «вечным» смысловым вопросам человеческого бытия. Всякая философия, как одна из форм общественного сознания, представляет собой мировоззрение. [3, c. 25]

    С одной стороны, философское знание едино по предмету, т. е. это предельно общее знание об отношении человека к миру, включающее знание об окружающей человека реальности (онтология), знание о способах познания этой реальности (гносеология) и т. д. Невозможно утверждать, что некоторое онтологическое знание истинно, если не обоснован способ получения этого знания, не доказана его истинность. Отдельные части философского знания взаимосвязаны, их существование невозможно вне целого.

    С другой стороны, философское знание состоит из разделов, представляющих собой самостоятельные, независимые друг от друга учения. Онтологическое знание это знание о структурах бытия, как они существуют независимо от человеческого познания. Гносеологическое знание это знание о средствах, методах и результатах познания, являющееся универсальным и, следовательно, независящим от того, что представляет собой предмет познания. Отдельные части философского знания самодотаточны и автономны. [6, c. 14]

    Философское знание проделало определённыё путь развития, постепенно определяясь с собственно философскими объектами исследования. Основными из них являются Бытие в качестве первооснов сущего, общее устройство мира; Познание и Человек. Соответственно разделы философии, их изучающие, — это онтология, гносеология и философская антропология. Кроме этого выделяется и ряд других дисциплин: логика учение о формах правильного мышления; этика, объектом которой является мораль; эстетика, изучающая понятие прекрасного в различных его появлениях. [2, c. 67]

    Список литературы

    1. Алексеев П. В. Панин А.В. Философия: учебник. М. 1996.

    2. Канке В. А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. М., 1997 г.

    3. Лебедев С. А. Предмет и природа философского знания. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 5, 2002.

    4. Основы философии. // под ред. Несмеянова Е. Е. Ростов-на-Дону, М., 2002.

    5. Смирнова Н. Н. Конспект лекций по философии; СПб., 2000.

    6. Современная западная философия. // под общ. ред. Румянцевой Т. Г. Мн. 2000.

    7. Тягло А. В., Воропай Т. С. Критическое мышление: проблема мирового образования ХХI века. // http: //www. geocities. com/tyaglo /ct/index. html

    8. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1988.

    westud.ru

    "Философия и мифология Древней Греции"

    Выдержка из работы

    2. Философия и мифология Древней Греции.

    Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.

    Периодизацию греческой мифологии принято подразделять на два основных этапа:

    Доклассический период — начинается в сумраке тысячелетий и заканчивается ко второму тысячелетию до нашей эры. Совпадает с периодом собирательско-охотничьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего. Человек ощущает себя, как и вообще весь животный мир, частью природы, порождением одной и той же матери материи.

    Доклассический период в свою очередь включает в себя:

    1. Связанный с матриархально-родовым строем (мифология матриархата)

    2. Доолимпийский период (не было представления о том, что боги обитают на Олимпе Фессалийском)

    3. Хтонический период

    4. Тератоморфная мифология

    5. Фетишистски-анимистическая мифология

    6. Зооморфная, фитоморфная и миксантропическая мифология [3, c. 23]

    Классический период — начинается во втором тысячелетии до нашей эры и заканчивается в первой трети первого тысячелетия до нашей эры. Произошла консолидация родового коллектива, возглавляемого вождем, мужчиной, отцом, так же произошло объединение греческих богов под властью одного владыки, Зевса.

    Классический период включает в себя:

    1.В основе — патриархальная община (мифология эпохи патриархата)

    2. Олимпийский период

    3. Анимистическая мифология

    4. Антропоморфная и героическая мифология. [5, c. 72]

    Древнегреческие мифы можно классифицировать в соответствии с доминирующей темой, которую они изображают.

    1. Как начались вещи (космогонические мифы).

    2. Конец всех вещей (эсхатологические мифы).

    3. Мифы о героях

    4. Мифы о происхождении человека.

    Греческая античная философия сформировалась в VII—VI вв. до н. э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

    Определенные философские элементы, естественно, появлялись и до возникновения философии как таковой, им, однако, нельзя приписывать методологическую последовательность, характерную для греческой философии.

    В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.

    Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V—IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие в это время, — как досократики. Философское движение в период жизни Сократа представляет действительно знаменательный рубеж в развитии античного философского мышления, который, однако, нельзя связывать исключительно с личностью Сократа. Потребность в новом типе знания (а значит, и философствования) вызвана прежде всего существенным изменением общественных отношений. [8, c. 113]

    Второй этап — приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии Культурная, научная и политическая жизнь сосредоточена, в частности, в Афинах. И хотя после поражения в Пелопоннесской войне Афины теряют свое исключительное положение среди греческих городов, однако остаются центром греческой культурной и научной жизни. Укрепление политического влияния Македонии и ее гегемония над греческими городами означали конец классической греческой демократии. [8, c. 115]

    С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV—II вв. до н. э) В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.

    Показать Свернуть

    Содержание

    . Особенности философского знания. 3

    2. Философия и мифология Древней Греции. 7

    3. Традиционализм и критицизм. 10

    4. Рациональность философии. 13

    Список использованной литературы 15

    1. Особенности философского знания.

    На различных этапах истории в зависимости от потребностей теоретического и практического освоения действительности человека интересовали в большей или меньшей степени те или иные стороны отношения человека и мира. С прогрессом общества содержательно-проблемная сторона философского осмысления бытия расширялась и углублялась. Философия предстает как система принципов, законов и категорий, на основании которых человек познает себя и мир. Философия есть не что иное, как стратегия жизни, учение о том, каким надо быть, чтобы быть человеком.

    Философское знание есть общее, целостное, теоретически обосновываемое мировоззрение, обосновывающее и природную, и социальную реальности. Исходя из предмета философии (самоопределение человека в диалоге с миром), мировоззренческая функция философии обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.

    Обращенность философии на исследование познавательных актов нередко преувеличивалась. Аристотель полагал, что философствование означает избавление от незнания ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. А. Шопенгауэр настаивал на том, что философия по существу своему только размышляет и исследует, а не предписывает. Отсюда вытекает суждение, что философия якобы представляет собой автономное царство разума, не имеет собственных реальных проблем. Относительная автономность философии в определенной мере оправдана, поскольку одна философская система опирается на другую, для понимания одной неизменно требуется знание другой, предшествующей ей, и все философии образуют одну связную цепь, знание одного звена неизменно требует знания другого философа. Это свидетельствует о системности философского знания.

    Философское знание есть синтез человеческих знаний, что осуществляется через категории.

    Термин категория в философию ввел Аристотель. Он рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сушим. Аристотель выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

    Кант трактовал категории как всеобщие формы, в которых мы мыслим воспринимаемое, априорные формы созерцания и рассудка, упорядочивания нашего опыта. Если в аристотелевском учении о категориях определяющей является их разделяющая (аналитическая) функция, то в концепции Канта синтетическая. В отличие от аристотелевской она более полно и структурно организована по определенному принципу: каждая третья категория (или их пара) есть результат взаимодействия первых двух (или их пар).

    Категории у Гегеля развивающееся целое. Они связаны единством происхождения и развития: каждая вытекает из всего предшествующего движения как его необходимый результат. В понимание категорий введены идея становления, логическое основание, механизм развития. Развертывание категорий осуществляется силой внутреннего противоречия, лежащего в природе самого развивающегося понятия, так что мышление в целом оказывается постоянным возникновением и развитием противоречий. Но понимание категорий и их развития у Гегеля мистифицировано; категории выступают ступенями саморазвивающегося абсолютного духа.

    Смысл и набор универсалий культуры по мере исторического развития универсума и человечества меняются. Категории философии: 1) обеспечивают преемственность и изменчивость в функционировании социального опыта; 2) выступают основанием человеческого сознания в каждую историческую эпоху; 3) образуют обобщенную картину человеческого мира, мировоззрение эпохи.

    Категории в ходе социализации усваиваются индивидом, определял его индивидуальное понимание и переживание мировых событий, поступки и действия. В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в функционировании техники, в политической культуре и т. п.

    Философия сводит воедино различные науки и отрасли знания, преодолевает раз9бщепность естественных и гуманитарных наук, содействует осуществлению связей между наукой. искусством и моралью (координационноинтеративная функция философии).

    Интегративность философского знания не исключает, а предполагает обращенность философии ко всему многообразию сущего и общественно-исторического опыта людей.

    Помимо обращенности философского знания на себя (определенная отрешенность философии от мира), утверждается тезис об ориентации философии на практику, на «вызов бытия». Назначение философского знания в том, считал Т. Гоббс, что мы можем на основании наших знаний по мере сил и способностей вызывать действия для умножения жизненных благ. Э. Гуссерль подчеркивал, что философское знание не ограничивается познанием мира, а обращается на человеческое отношение, проявляющееся в практической жизни со всеми ее потребностями и целями. Философия, по мнению В. С. Соловьева, имеет не только теоретическое, но также практическое и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии со сферами творчества и практической деятельности, хотя и отличаясь от них.

    Философское знание — это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к «вечным» смысловым вопросам человеческого бытия. Всякая философия, как одна из форм общественного сознания, представляет собой мировоззрение. [3, c. 25]

    С одной стороны, философское знание едино по предмету, т. е. это предельно общее знание об отношении человека к миру, включающее знание об окружающей человека реальности (онтология), знание о способах познания этой реальности (гносеология) и т. д. Невозможно утверждать, что некоторое онтологическое знание истинно, если не обоснован способ получения этого знания, не доказана его истинность. Отдельные части философского знания взаимосвязаны, их существование невозможно вне целого.

    С другой стороны, философское знание состоит из разделов, представляющих собой самостоятельные, независимые друг от друга учения. Онтологическое знание это знание о структурах бытия, как они существуют независимо от человеческого познания. Гносеологическое знание это знание о средствах, методах и результатах познания, являющееся универсальным и, следовательно, независящим от того, что представляет собой предмет познания. Отдельные части философского знания самодотаточны и автономны. [6, c. 14]

    Философское знание проделало определённыё путь развития, постепенно определяясь с собственно философскими объектами исследования. Основными из них являются Бытие в качестве первооснов сущего, общее устройство мира; Познание и Человек. Соответственно разделы философии, их изучающие, — это онтология, гносеология и философская антропология. Кроме этого выделяется и ряд других дисциплин: логика учение о формах правильного мышления; этика, объектом которой является мораль; эстетика, изучающая понятие прекрасного в различных его появлениях. [2, c. 67]

    Список литературы

    1. Алексеев П. В. Панин А.В. Философия: учебник. М. 1996.

    2. Канке В. А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. М., 1997 г.

    3. Лебедев С. А. Предмет и природа философского знания. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 5, 2002.

    4. Основы философии. // под ред. Несмеянова Е. Е. Ростов-на-Дону, М., 2002.

    5. Смирнова Н. Н. Конспект лекций по философии; СПб., 2000.

    6. Современная западная философия. // под общ. ред. Румянцевой Т. Г. Мн. 2000.

    7. Тягло А. В., Воропай Т. С. Критическое мышление: проблема мирового образования ХХI века. // http: //www. geocities. com/tyaglo /ct/index. html

    8. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1988.

    r.bookap.info