Налоговая реформа древней руси. Как проводилась налоговая реформа Ольги - княгини Киевской Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как проводилась налоговая реформа Ольги - княгини Киевской Руси. Налоговая реформа древней руси


Как проводилась налоговая реформа Ольги

Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая реформа княгини Ольги, пришлись на период с 945 по 962 гг.

Месть Ольги

Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.

икона княгини Ольги

Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. Князь Мал, управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.

Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.

Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.

Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.

взымание налогов

Налоговая реформа Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.

Погосты

Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.

Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.

крещение княгини Ольги

Спустя два века погосты превратились в административный округ.

Полюдья

Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.

Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.

Сборщики налогов или тиуны

Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.

Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.

Итог правления княгини Ольги

Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.

равноапостольский князь Владимир и княгиня Ольга

Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.

fb.ru

История налогообложения РФ

Московский Государственный Университет Сервиса

Институт "Финансов и систем управления экономикой"

Кафедра "Финансов и налогообложения"

Курсовая работа

на тему:" История становления налоговой системы РФ"

Выполнила:

студентка группы ФКД 3-1

Нам Я. О.

Проверила:

Амбросьева Т. Г.

Москва

2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение стр.3

Глава 1. Возникновение налогообложения России стр.4

1.1 Налоги Древней Руси

1.2 Налоги средневековой Руси

1.3 Реформа Петра I

1.4 Налогообложение в 18- начале 20 в.

Глава 2. Становление и развитие основ российского налогообложения стр.14

2.1. Состояние налоговой системы в СССР

2.2 . Система налогообложения РФ

Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ стр. 18

3.1. Недостатки налоговой системы РФ

3.2. Сущность реформ

Заключение стр. 23

Список использованной литературы

Введение

Налоги (опр.) - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общест­венными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.

Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отно­шений в рамках самых различных способов производ­ства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. В дальнейшем теоретические проблемы налогообло­жения обернулись составной частью самостоятель­ной науки — политической экономии.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано : «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического возде йствия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Обоснование налогов как одного из производственных факторов содержатся в работах зарубежных и русских экономистов начала 18 века - Э. Сакса, Ж.-Б. Сэя, В. Т. Посошкова и др. Позже эту идею в России развили известные налоговеды Н. И. Тургенев, В. Н. Твердохлебов, И. Х. Озеров, И. М. Кулишер, И. И. Янжул и др. В этих работах были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений. Вплоть до налоговой реформы 1930 г. рекомендации русских ученых использовались при выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны. В целом в истории развития налоговой науки РФ определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассическое, вобравшее идеи А. Смита и Д. Рикардо.

Национальная налоговая система РФ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования.

Это -дореволюционный, советский, постсоветский.

Основной целью данной работы является рассмотрение исто­рии налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстракт­ные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных иполитических факторов, симпто­матичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.

Глава1.Возникновение налогообложения России

1.1 Налоги Древней Руси

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве цер­ковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по в сей земле Русской: и з княже ния в Соборную церковь от все го княжа суда десятую векшю, а и с торгу де сятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.

Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердив­шись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных пле­мен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» [1] . Под шлягом , видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала » — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В сле дующе м году, победив днепровских севе­рян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения пресле­довала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее пла­тившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дру­жине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жив­шие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачи­вать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Послед­ним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом , когда она приво­зилась в Киев, и полюдьем , когда князья или княжеские дружи­ны сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельст­ву Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть доброде­тель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз » — за перевоз через ре­ку, «гостиная » пошлина — за право иметь склады, «торговая » пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера » устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира » взималась за убийство, «продажа » — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составля­ли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого хо­лопа без вины убийца платил господину цену убитого в возме­ще ние ви тков, а к няз ю - пошлину 12 гривен. Если убий ца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было со вершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или пла­тить за него виру способствовала раскрытию преступлений, пре­дотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не плати­ли в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в "Русской Правд е" князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавли­валась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну» [2] . Таков же размер пошлины уплачи­вался за похищение бобра из ловища.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход », взимавшийся сначала баскаками — упо лномочен­ными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чи­новников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каж­дой души мужского пола и с головы скота.

mirznanii.com

I. Развитие налогового законодательства в древней Руси. История развития налогового законодательства в России

Похожие главы из других работ:

Брачное право в условиях язычества и после принятия христианства

1. Брачное право Древней Руси: возникновение и развитие в условиях язычества

Семьей можно назвать сложный союз супругов между собой и родителей с детьми. Для бытия семьи в теоретическом и законодательном смысле достаточен один из двух союзов. Семьей признаются муж и жена, не имеющие детей...

Государственное устройство Древнерусского государства

4. ГОРОДА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Города Древней Руси… По ним можно проследить историю нашей страны, все этапы ее постепенного развития, изменения и становления. В этих городах историей, славой побед и горечью поражений дышит буквально каждый камень. Прожившие долгую жизнь...

Государство и право от Древней Руси до конца ХХ века

1.1. Государство и право Древней Руси

Возникновение государства -- закономерный этап развития общества...

История выборов в России

1.1 Избирательное право в Древней Руси

В Древней Руси была развита прямая демократия в виде вечевых собраний, что свидетельствовало о борьбе народа за экономическую и политическую независимость от княжеской власти...

История государственного управления в России: опыт и проблемы

1.1 Система управления в Древней Руси

Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориально-политическими военными объединениями...

История наследственного права

Глава I. Наследственное право Древней Руси

...

История развития налогового законодательства в России

III. Развитие налогового законодательства в послереволюционной России

...

Правовой обычай как источник права

2.5 Правовой обычай Древней Руси

В Древней Руси обычай как источник права имел определяющее значение. В коллективном сознании той эпохи закрепилось убеждение: "все то, что было, имеет тем самым право на существование". Это суть правовой традиции. Однако это вовсе не означает...

Смертная казнь как исключительная мера наказания

1.1 Смертная казнь в Древней Руси

Существуют различные мнения по поводу применения смертной казни в Древней Руси: она возникла либо как продолжение обычая кровной мести (талиона), либо вследствие византийского влияния...

Становление парламентаризма в России

1. Народно-представительные органы Древней Руси

...

Суд в древнерусском государстве

1.1 Понятие суда в Древней Руси

суд русь право славянский Древнерусское государство и право проходят в своем развитии ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Период их возникновения и становления (IX-XI вв.) наименее обеспечен достоверными письменными источниками...

Уголовное право Российского государства XV-XVI столетий

2.1 Эволюция уголовного права в Древней Руси и Московской Руси

В данной главе систематизируем и кратко охарактеризуем этапы становления российского уголовного права, определим, какое место здесь занимают Судебники. Раннефеодальное уголовное право Древней Руси (до XIV в.)...

Центальное и местное управление в древнерусском государстве

1. Центральное управление в древней Руси.

...

Центальное и местное управление в древнерусском государстве

2. Местное самоуправление в древней Руси

...

Центальное и местное управление в древнерусском государстве

2.3 Органы местного самоуправления в древней Руси

В нашей историографии вечевые порядки, как правило, связываются с политическим устройством Новгородской земли, доминирует представление, что лишь на северо-западе Древней Руси существовали республиканские традиции...

pravo.bobrodobro.ru

Как проводилась налоговая реформа Ольги

Образование 27 апреля 2018

Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая реформа княгини Ольги, пришлись на период с 945 по 962 гг.

Месть Ольги

Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.

икона княгини Ольги

Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. Князь Мал, управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.

Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.

Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.

Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.

взымание налогов

Налоговая реформа Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.

Погосты

Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.

Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.

крещение княгини Ольги

Спустя два века погосты превратились в административный округ.

Полюдья

Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.

Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.

Сборщики налогов или тиуны

Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.

Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.

Итог правления княгини Ольги

Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.

равноапостольский князь Владимир и княгиня Ольга

Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Рядовичи - это кто, какая их роль в общественном строе Киевской Руси?Образование Рядовичи - это кто, какая их роль в общественном строе Киевской Руси?

Рядовичи - это кто, какая их роль в общественном строе Киевской Руси? Этот вопрос задают себе не только ученики средних школ, но и историки, так как сведений про общественный строй Руси не так уж много.Киевска...

Какие реформы провела княгиня Ольга? В чем заключались реформы княгини Ольги?Образование Какие реформы провела княгиня Ольга? В чем заключались реформы княгини Ольги?

Самой великой княгиней в Киевской Руси считают жену Игоря Рюриковича -...

Молитва святой Ольге - первопрестольной княгине КиевскойДуховное развитие Молитва святой Ольге - первопрестольной княгине Киевской

Чудотворной иконе Святой Равноапостольной Княгини Ольги молятся наряду с другими великими святыми, ее почитают не только в православной вере, но и в католической. Молитва святой Ольге всегда помогает тем, кто сердечно...

Древние ремесла Руси. Какие ремесла развивались в Киевской Руси?Хобби Древние ремесла Руси. Какие ремесла развивались в Киевской Руси?

Древние ремесла Руси — один из столпов, на которые опирается самобытная культура нашего государства. Свое начало они берут в первобытном обществе, когда вся деятельность была коллективной, а орудия труда —...

Как проводится полировка лобовых стекол?Автомобили Как проводится полировка лобовых стекол?

Лобовое стекло по праву можно считать одним из важнейших элементов любого современного автомобиля. Они не только помогают повысить безопасность движения, но и повышают коэффициент жесткости кузова за счет постоянного ...

Как проводится замена прокладки клапанной крышкиАвтомобили Как проводится замена прокладки клапанной крышки

Наверное, каждый опытный автовладелец сталкивался с такой проблемой, как утечка масла из-под клапанной крышки мотора. Причиной этому является устаревшая изношенная прокладка. Зачастую данной проблемой обеспокоены влад...

Как проводится регулировка клапанов ВАЗ 2109?Автомобили Как проводится регулировка клапанов ВАЗ 2109?

Во многом исправность автомобиля зависит от состояния двигателя, топливной системы и вывода отработанных газов. И если ваш ВАЗ вдруг начал терять мощность, а из его выхлопной трубы слышатся «выстрелы», зна...

Как проводить подключение камеры заднего видаАвтомобили Как проводить подключение камеры заднего вида

Не во все комплектации гибридных автомобилей входит парковочная камера. А на таких автомобилях она будет совершенно не лишней, особенно во время парковки.

Как проводится ультразвуковая чистка инжектораАвтомобили Как проводится ультразвуковая чистка инжектора

Пожалуй, каждому автолюбителю знакомы неполадки в работе двигателя, которые вызваны загрязнением инжектора. О том, что необходима ультразвуковая чистка инжектора, свидетельствуют такие явления, как перевалы и подергив...

Как проводится притирка клапанов?Автомобили Как проводится притирка клапанов?

Что такое компрессия? Это давление в камере сгорания в конце такта сжатия. Оно может стравливаться через поршневые кольца или через клапанный механизм. В первом случае ремонт подразумевает исключительно замену, а во в...

monateka.com

Формирование налоговой системы Древней Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

На тему: «Формирование налоговой

системы Древней Руси» №27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов - на - Дону. 2009г.

 

 

Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на территории современной России после нашествия гуннов в V-VI вв. Первое централизованное государство – Киевская Русь – возникает в IX в., а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита). Процесс образования государства во главе с Москвой завершается в 1521 г., и с этого времени правомерно говорить о генезисе налогов и системе налогов в России.

Первыми государственными образованиями Древней Руси были родовые общины, основывающиеся на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем натуральные формы налогов и повинностей. «Феодальные отношения были ещё слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и полусвободное население – общинников – смердов – данью. Первоначально размер этой дани не был регламентирован. Рента – дань потреблялась князем и дружиной, а её остатки продавались в Византию. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определённые натуральные повинности».

В вопросах обложения подданных первые русские князья вели себя как завоеватели: их интересовало не укрепление базы собственной власти – хозяйств подданных, а временные выгоды. Основной формой налогов в рассматриваемый период выступала дань. Потребности князя на первых порах ограничивались расходами на содержание дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти, необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну (строительство Киева и ряда других городов) происходит некоторое упорядочение налоговой системы. К этому времени налаживается и торговля с соседними странами. Изменение порядка взимания дани и оброка было вызвано ещё и сопротивлением народа против произвола в собирании податей. По свидетельству летописцев этот процесс связывается с княгиней Ольгой, которая была вынуждена установить размер и порядок взимания дани с древлян, убивших её мужа Игоря за попытку вторичного её сбора. Ольга лично объездила Древлянскую землю и установила в ней «уставы» и «уроки». Под уставом, вероятно, следует понимать всякое установление, определение того, как и что делать (в применении к повинностям Древлянской земли), а под уроками – любые обязательные повинности, которые необходимо было исполнять к определённым срокам. Размер дани определялся в целом для каждого племени отдельно. Первоначально это была плата на защиту дружиной князя общинных земель. Известны две формы дани – повоз и полюдье. Повоз доставляли сами плательщики, а полюдье собиралось князем или его дружиной.

В XII-XIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк – разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е., срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом.

Оброк как принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян имел двоякое значение.

Иногда так называли плату государству за предоставленное частному лицу право пользоваться казенной землёй, различными угодьями, либо заниматься каким – либо промыслом. В этом смысле оброк означал доход казны с принадлежавших ей различных угодий (например, сенных покосов, звериных гонов), а также городских торговых лавок, бань, трактиров и прочих заведений.

Кроме того, оброк означал общую подать, которою уплачивали все жители определённой административной единицы взамен других податей и повинностей.

В XV-XVI вв. натуральный оброк постепенно заменяется денежным оброком. Его уплачивали государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. После реформы 1861 г. он был заменён выкупными платежами.

В XVI в. в русском государстве складывается система кормлений, т.е., предоставление кормленщику права управлять определённой территорией за службу великому князю. Сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тауны) кормленщик назначал своих слуг, действия которых можно было обжаловать великому князю. Сборы приурочивались обычно к сбору урожая.

С конца XIV в. сборами оброков и ведением книг записи по этим сборам стали ведать казначеи, дьяки и подъячие. Эти чиновники, будучи первоначально дворцовыми холопами великого князя, содержались за счёт великокняжеской казны. Впоследствии для их содержания были учреждены казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины.

Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин.

Основным косвенным налогом была дорожная пошлина, разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Её размер зависел от тяжести груза, рода экипажа, числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота.

Дорожная пошлина мыт – взимались за провоз товаров через городские заставы, гостиная – за право иметь склады, вес и мера – за взвешивание товаров, вира представляла собой штраф за убийство, продажа – штраф за прочие преступления.

В 1480 г. Иван III, прекратив уплату выхода, фактически приступил к созданию финансовой системы Руси. Главным прямым налогом стали деньги, взимаемые с черносошных и посадских людей.

Кроме того, существовали ямские, пищальные налоги (тратившиеся на производство пушек), а также сборы на городовое и засечное дело, т.е. строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства. При Иване IV были введены стрелецкая подать на создание регулярной армии и подать для выкупа угнанных в полон ратных людей и мирных жителей.

С развитием производительных сил и производственных отношений с расширением границ государства усложняются и формы налогов. Если на первых стадиях образования Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ и их расширению, его потребности ограничивались расходами на содержание княжеского двора и дружины, то позднее возникла необходимость в общественных постройках (города, укрепления, церкви, дороги и т.п.), содержания аппарата управления, поддержания внутреннего порядка, финансировании посольств и т.д. Налоги собирались в несколько формах:

  • дань;
  • оброк;
  • подать;
  • урок;
  • дары;
  • поклоны;
  • кормы;
  • поборы.

Подать – собирательный термин, равнозначный налогу и объединяющий и дань, и урок. Однако если дань устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки взимались с определённого предмета, а уроки определялись по размеру и по времени поступления.

В X в. возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к перевозу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Развивается и внутренняя торговля, что было следствием возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. Данный процесс обусловливает появление пошлин с внешней торговли. Наконец, интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных повинностей. Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI в., в княжеском дворе появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов:

  • данщики;
  • мытники;
  • вирники;
  • пятенщики.

Объектом обложения выступал дом, дым, т.е. само хозяйство, размер которого и его экономические возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения стало введённое в период упорядочивания обложение по числу членов хозяйства.

К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Во времена удельных княжеств окладные единицы, равно как и размеры и виды податей, различались.

Однако в большинстве княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Особенностью этой сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определённого размера с учётом качества земли, к которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включённое в соху, несколько коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип.

Все налоговые платежи крестьян имели натуральный характер. В этот период времени власть над подданными полностью принадлежала князю, а значит, в его пользу выполняли все повинности свободные крестьяне. Феодальная знать сформируется позднее из числа дружинников и родственников князя. С развитием городов и укреплений возникают связанные со строительными работами личные повинности, чёткий перечень которых отсутствует.

Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом разложения Киевской Руси, которая распалась на 12 самостоятельных княжеств. В налоговой политике этого периода какое – либо единообразие отсутствовало, в пределах каждого феодального княжества существовала своя система. В соответствии с закономерностями развития феодальной системы продолжался процесс закабаления крестьян. Налоги остаются натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли; прежде всего деньги выполняют функцию средства накопления. Возрастает значение в доходах дани с побеждённых и добычи от набегов.

Способы собирания дани были различны: иногда они собирались непосредственно княжескими чиновниками, иногда отдавались на откуп частным лицам, а иногда самой общине, которая и делала развёрстку между членами. Каждый уплачивал налоги сообразно со своими доходами.

Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемые термином «мыт». «Сбор мыта производился преимущественно деньгами».

Налоговая система развивалась по трём направлениям:

  1. основу налогового обложения составляли прямые натуральные налоги на нужды централизованного государства;
  2. всё большее значение получали косвенные налоги, имевшие, как правило, денежный характер;
  3. формировалась система дополнительных сборов и повинностей для содержания местных органов власти.

В XV-XVI вв. всё большее значение приобретают денежные налоги, но не как общая тенденция, а в отношении отдельных местностей и групп тяглого населения. Государство взимало налоги и сборы деньгами и натурой (хлеб, воск, лошади, меха и т.д.). Наибольшее значение имели меха.

На рубеже XV-XVI вв. в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины (т.е. увеличивается их число). Появление косвенных налогов – свидетельство расширения товарно – денежных отношений, что является закономерным в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств (дворян, монастырей, бояр).

Изменение социально – экономических условий к середине XVI в. потребовало реорганизации государственного управления и соответственно реорганизации системы доходов и расходов государства.

Увеличение государственных расходов России потребовало реорганизации налоговой системы. Отмена кормления в 1555 г. привела к установлению нового налога – «кормленного откупа», который поступал непосредственно в казну. Его сбором занимались организованные по территориальному принципу «чети», или «четверти», - первые специальные финансовые учреждения в России.

Необходимость вооружения стрелецких полков привела к выделению новых налогов – «пищальных денег» и «емчужных». В денежной форме взимался налог на городовое и засечное дело. Вся Сибирь и отдалённые населения вносили стрелецкие и казачьи деньги, во всей России вводилась ратная повинность.[1]

В ряду налоговых мероприятий важнейшим было совершенствование посошного обложения. Многие века налоговые поступления со стороны крестьянства служили экономической основой России как государства. В соответствии с реформой Ивана Грозного размер сохи повсеместно стал составлять 800-1200 четвёртей (400-600 десятин). Соха как единица обложения включала не только земельный надел, но и определённое количество крестьянских дворов (обычный расчёт – исходя из двух десятин пахотной земли на семью, однако допускались довольно значительные местные отклонения). Налоги с крестьян, как и прежде, имели окладной характер, т.е. на все семьи, входящие в соху, устанавливался общий налог, что значительно упрощало его сбор. Такая налоговая система требовала периодической переписи поземельных угодий, которые проводились через 40-50- лет.

Таким образом, налоговая система России на протяжении XII-XIII вв. складывалась под воздействием требований хозяйственной жизни. С развитием товарно – денежных отношений, изменением социально – экономических условий и расширением границ государства налоговая система постепенно усложнялась.

 

 

Список литературы

 

  1. История мировой и русской финансовой науки и политики. В.М. Пушкарёва. Москва. 2003 г. С. 204-205.
  2. История финансовой мысли и политики налогов. В.М. Пушкарёва. Москва. 2003 г. С. 197.
  3. Налоги и налогообложение. Под редакцией доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ. Г.Б. Поляка. Москва. 2006 г. С. 6-8.
  4. Налоги и налогообложение. Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. Москва. 2006 г. С. 62-69.
  5. Налоговый менеджмент. Под редакцией доктора экономических наук, профессора, члена корреспондента РАЕН А.Г. Поршнева. Москва. 2003 г. С. 32-37.
 

[1] Ратная повинность означает обязательную (личную) воинскую повинность, но некоторые категории населения могли выплатить повинность деньгами и не служить в армии.

znakka4estva.ru