ХОЗЯЙСТВО В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Древний китай хозяйство
Древний мир. Страны и племена. Китай. Государство Шан (Инь). Сельское хозяйство.
Много изделий
из меди и бронзы обнаружено при раскопках в
Сяотуне иньского города, столицы царства Шан
(Инь): домашняя утварь и жертвенные сосуды,
оружие, представленное мечами, секирами,
алебардами, наконечниками стрел и копий. Найдены
бронзовые орудия — это топоры, ножи, вилы, иглы,
шилья и долота. Очевидно, что в период Шан (Инь)
был достигнут достаточно большой прогресс в
развитии производительных сил. Если, конечно,
учесть, что в дошаньский период сосуды
производились, главным образом, из глины, а
хозяйственные орудия и оружие — из камня и кости.
Большое разнообразие форм, более
искусная выделка изделий, богатая роспись
сосудов свидетельствуют о высоком уровне
зарождающейся цивилизации Шан (Инь) в
обозреваемое нами время.
Постепенно на смену примитивным
формам хозяйствования — рыболовству и охоте —
приходят скотоводство и земледелие. Последнее
стало играть особенно значимую роль.
Для обозначения понятий, относимых к
земледелию, в надписях на костях использовался
ряд знаков: “пашня”, “поле”, “просо”,
“пшеница”, “межа” и другие. Знак “поле”
(“тянь”) изображался в виде соединенных вместе
четырех квадратов, прямоугольника, разделенного
на несколько частей, или же в виде неравного
пятиугольника, шестиугольника.
В Северном Китае из основных зерновых
культур распространено было просо, которое
требовало относительно мало влаги.
Культивировались также ячмень, пшеница, гаолян
(сорго) и, возможно, рис, выращиваемый в то время в
бассейне реки Хуанхэ. Надписи на костях
свидетельствуют о существовании во время Шан
(Инь) садово-огородных культур, о разведении
шелковичных червей (шелкопряда), о выращивании
тутовых деревьев.
Согласно легендам, шелкопряда
разводили в Китае с самых древних времен.
Шелковые коконы найдены при археологических
раскопках одной из неолитических стоянок в
селении Синьцунь провинции Шаньси. Часто в
надписях на костях встречаются
знаки-изображения шелковичного червя. Гусеницы
шелкопряда были у жителей царства Шан (Инь) в
большом почитании. Их духам совершались
жертвоприношения. В гадательных надписях часто
встречаются знаки, которые изображают шелковые
нити, платья и так далее.
О том, как дальше развивалось
земледелие, свидетельствует более высокая, чем
прежде, техника обработки земли. Некоторые
современные китайские ученые высказывают
предположения, что уже тогда применялось
орошение, хотя еще примитивное технически и в
небольших размерах. Этот вывод подтверждают как
надписи на костях, так и древние предания,
сообщение о зарождении искусственного орошения
уже в доиньский период. В надписях на костях
встречаются иероглифы, которые выражают идею
орошения. Один из них изображал поле и потоки
воды, которые, скорее всего, следует прочитать
как оросительные каналы.
При обработке земли уже применялись
орудия из металлов, о чем свидетельствуют
найденные в окрестностях Лояна и около Аньяна
медные лопаты.
Прочтение многочисленных знаков в
надписях на костях дает возможность
предположить, что древние жители царства Шан
(Инь) при обработке земли использовали тягловый
скот. Так, знак “у” изображал вола, стоящего
возле земледельческого орудия. Знак “ли” (т. е.
плуг, пахарь) означает, кроме вола, еще и лошадь. В
гадательных надписях встречаются сочетания двух
иероглифов, которые обозначают плуг и быка.
Как свидетельствуют китайские
легенды, в древности существовала “спаренная
вспашка”, представляющая собой двоих человек,
распахивающих землю вместе. По-видимому, это была
более эффективная форма разрыхления земли.
Понятие “спаренная вспашка” носило и более
широкое значение, а именно: соединение усилий
нескольких человек при обработке земли,
коллективную обработку поля.
Рыболовство и охота теперь не играли
существенной роли в хозяйстве иньцев, но еще
сохраняли какое-то значение, о чем говорят все те
же надписи на костях.
Скотоводство занимало в иньском
обществе довольно значительное место. Что это
было именно так, подтверждает то количество
животных, которое приносилось в жертву духам.
Иногда оно исчислялось десятками, в иных же
случаях (особо торжественных) — сотнями. К
примеру, в двух надписях говорится о принесении в
жертву трехсот быков, в одной надписи приводятся
числа: 100 овец и 300 быков.
Археологические раскопки в селении
Сяотунь, уже упоминавшемся выше, дали очень много
костей, оставшихся от домашнего скота — овец,
свиней, собак, быков, буйволов, коз. Все эти
животные упоминаются в надписях на костях
иньского времени. В них же, кроме того, есть
свидетельства о приручении слона и оленя.
Иероглифические изображения позволяют сделать
заключение, какие именно животные были дикими, а
какие — уже одомашненными. Бык, например,
показывался со вставленной в рога деревянной
перекладиной (одной или двумя). Иероглифы,
обозначавшие собаку и лошадь, изображали веревку
и путы. Характерные изображения диких животных
состояли преимущественно из знаков стрелы и
животного.
Слонов, очевидно, иньцы использовали в
хозяйстве и во время войн с другими племенами.
Кости слонов подвергались гравировке и росписи.
Слоновьи кости найдены при раскопках в Сяотуне.
Надписи на костях упоминают, что слонов как дань
присылали иньским царям зависимые от них
племена.
Сяотуньские раскопки показывают, что
для транспортных целей иньцы использовали
лошадь. Обычно в царские повозки или военные
колесницы впрягали четверку лошадей. Надписи на
гадательных костях говорят о паре запряженных
лошадей.
Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0
ancient.gerodot.ru
ХОЗЯЙСТВО В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Транскрипт
1 Вестник Бурятского госуниверситета 2011/8 УДК 631(510)(09) Д.Б.-О. Регзенова СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Статья посвящена истории развития сельскохозяйственного производства древнего Китая, рассматривается значение сельского хозяйства для китайского общества. Сельское хозяйство традиционно составляло основу экономики Китая. Ключевые слова: сельское хозяйство, ремесленное производство, земледельцы, землевладельцы, крупные торговцы, натуральный поземельный налог, общинное землевладение, частное землевладение, металлургия железа, система ирригации, система «колодезных» полей, политика закупки зерна, аграрная школа. AGRICULTURE IN HISTORY OF ANCIENT CHINA D.B.-O. Regzenova The article is devoted to history of development of an agricultural production of Ancient China, also the value of agriculture for the Chinese society is considered. The agriculture traditionally was the basis of Chinese economy. Keywords: agriculture, craft manufacture, farmers, landowners, large tradesmen, natural land tax, communal landowning, private landowning, iron metallurgy, irrigation system, system of «well» fields, policy of purchase of grain, agrarian school. Китай страна высокоразвитой земледельческой цивилизации. Сельское хозяйство традиционно составляло основу экономики Китая, и теперь, когда наблюдается бурный рост промышленного производства, оно продолжает играть главную роль в экономическом развитии страны. Изменения, происходящие в сельском хозяйстве, имеют не только экономическое, но и социальнополитическое значение. Профессия же земледельца всегда была окружена большим вниманием. «Среди 72 занятий землепашество над всеми царствует», гласит китайская поговорка [4, с. 33]. Земледельческие занятия обеспечивали более высокий статус, нежели торговля и ремесло. Однако такой статус был номинален. Вместе с тем характерное для традиционной системы ценностей уважение к земледельческому труду как основе благосостояния империи и ее населения сохранялось [6, с. 16]. Возникшая за четыре тысячелетия до н.э. традиция китайского земледелия на протяжении веков непрерывно совершенствовалась. Уже в период Шан ( 商 ) (XVI-XI XI вв. до н.э.) общество имело развитое земледелие и скотоводство, а обнаруженные остатки мастерских свидетельствуют о выделении ремесла [1, с. 31]. В иньском обществе определенное развитие получила медная и бронзовая индустрия. Однако медь и бронза были довольно редкими и дорогостоящими металлами. Из них изготавливались лишь боевое оружие, ритуальные сосуды. Сельскохозяйственный инвентарь по-прежнему выделывался из дерева, камня и кости [3, с. 15]. Народ раннего Чжоу не очень отличался от шанских предшественников по своей материальной культуре. Орудия производства, в том числе земледельческий инвентарь, как и в эпоху Инь, изготовлялись из дерева, камня, кости. К периоду Западного Чжоу относятся многочисленные сообщения о строительстве поселений, городов [2, с ]. Новый этап древнекитайской истории периоды Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) и Чжаньго (V-III вв. до н.э.) характеризовался глубокими изменениями в социально-экономических отношениях. Для периода Чуньцю («Весна и осень» 春秋 ) было характерно дальнейшее усовершенствование бронзолитейного производства и появление металлургии железа [2, с. 167]. В письменных источниках сохранились упоминания об использовании быков при полевых работах. К периоду Чуньцю относятся первые достоверные сведения о строительстве ирригационных сооружений, предназначенных для орошения. С начала периода Чуньцю древнекитайское общество вступило в период частичной или полной замены государственной барщины натуральным налогом, связанным с постепенной индивидуализацией крестьянского участка. Имел место прогресс в земледелии, приведший к тому, что экономически стало возможно индивидуальное ведение хозяйства [2, с ]. Период Чжаньго ( 战国 «Борющихся царств») отмечен значительным развитием производительных сил. Если появление железа относится к периоду Чуньцю, то в период Чжаньго 196
2 Д.Б.-О. Регзенова. Сельское хозяйство в истории Древнего Китая оно получило уже широкое распространение. Все основные виды сельскохозяйственного инвентаря изготавливались из железа. Изготовление орудий из железа в свою очередь вызвало значительное развитие сельского хозяйства. В земледелии начал широко использоваться тягловый скот, вводились новые приемы обработки почвы глубокая вспашка, внесение удобрений [1, с. 60]. Большое развитие получило в этот период строительство ирригационных сооружений, начало которых относится еще к VII-VI вв. до н.э. Широкое распространение получило рытье колодцев, а вслед за этим и развитие огородничества, которое в период Чжаньго выделилось в специальную отрасль сельского хозяйства. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграло и освоение целинных земель, получившее особенно широкий размах в период междоусобных войн семи царств в IV-III вв. до н.э. [7, с. 21]. В период Чжаньго продолжило развиваться наметившееся значительно ранее общественное разделение труда. В период Чжаньго получила свое дальнейшее развитие государственная и частная торговля. Особенно это относится к частной торговле, которая сосредоточилась в руках отдельных домов, что привело к росту их богатства и формированию класса крупных торговцев [7, с. 21]. В данный период на смену общинному землевладению пришла форма частного владения землей. Вводится свободная купля-продажа земли. К началу IV в. до н.э. во всех царствах был введен натуральный поземельный налог. Таким образом, в период «Борющихся царств» сельское хозяйство и ремесло развивались высокими темпами. Это способствовало оживлению торговли как внутри отдельных царств, так и между ними. Возрастающая роль товарообмена стимулировала развитие денежного обращения. Развитие ремесла же вело к росту крупных городов и торговых центров. В данный период все больше углублялось классовое расслоение. В период династии Цинь ( 秦 ) земледелию уделялось большое внимание. Цинь Ши-хуан, следуя легистским нормам, поощрял земледелие. Все крестьяне империи получали земли, налоги были достаточно умеренными, а земледельцы даже имели право на административные ранги. Контролировались цены прежде всего на зерно. Во время следующей династии Хань ( 汉 ), особенно при правлении императора У-ди, зем- леделие процветало, налоги были сравнительно низкими, обычно не более 1/15 части урожая. Освоение новых земель дало толчок развитию агротехники, включая пахоту с применением тяглового скота, а также грядковую систему обработки земли вручную. Создавались новые ирригационные системы. Строились города. Император У-ди восстановил учрежденную еще во времена Цинь Ши-хуана государственную монополию на соль, железо, отливку монет и изготовление вина. Уже в древнем Китае уделялось внимание сельскому хозяйству на уровне государственной политики. Так, родоначальник школы «фацзя» ( 法家 ) Ли Куй первый министр правителя царства Вэй Вэнь-хоу ( гг. до н.э.) разработал «учение о наиболее полном использовании сил земли» согласно «Историческим запискам» Сыма Цяня. Суть этого учения состоит в рациональном использовании земли и установлении разумной политики закупочных цен, при которой необходимо учитывать урожайность зерновых культур и не следует наносить ущерба интересам как всего народа, так и земледельцев. Далее Ли Куй довольно подробно разработал теорию рациональных закупок зерна в зависимости от урожая, смысл которой сводился к тому, что государство должно умело создавать запасы зерна в урожайные годы и покрывать недостаток продовольствия при недороде за счет продажи заготовленного ранее зерна по установленным ценам. Данная политика Ли Куя проводилась в царстве Вэй, благодаря чему оно и стало богатым. Эта политика получила свое развитие в эпоху Хань, во времена правления императоров У-ди ( гг. до н.э.) и Сюань-ди (73-49 гг. до н.э.) [7, с ]. Следовательно, в Китае еще в начале IV в. до н.э. осуществлялась политика государственного регулирования закупок зерна. На уровне государственной политики осуществлялись различные реформы в сельском хозяйстве. Так, в царстве Цинь были проведены реформы Шан Яном ( гг. до н.э.), который развил взгляды Ли Куя о роли земледелия в укреплении государства, он был представителем школы легистов. Взгляды Шан Яна изложены в «Книге правителя области Шан», составленной его последователями в конце IV первой половине III в. до н.э. [7, с. 40]. Основа благосостояния страны и могущества государства по Шан Яну состояла в умении сосредоточить усилия народа на земледелии и войне. Без обеспечения устойчивых запасов продовольствия невозможно было и осуществление внешней политики, направленной на захват других территорий. Поэтому Шан Ян призывал пра- 197
3 Вестник Бурятского госуниверситета 2011/8 вителей поощрять развитие земледелия, поскольку «страна, где продукты прибывают, сильна, а страна, где продукты убывают слаба». Главными методами подъема земледелия он считал введение новой налоговой политики (взимание налога в зависимости от урожая), освоение целинных земель и ограничение торговли [7, с ]. Его реформы имели большое значение для укрепления частного землевладения и развития земледелия. Известны реформы, проводимые в аграрном секторе Ван Маном. После смерти У-ди на ханьском престоле оказались малоспособные правители. Ослабление Ханьского дома привело к тому, что в 9 г. н.э. родственник императрицы Ван Ман захватил престол и провозгласил воцарение собственной династии Синь, что значит Новая. Ван Ман стал первым в истории Китая императором-реформатором, пытавшим возродить «древние порядки» [4, с. 77]. Ван Ман объявил все земли в империи государственными и строго запретил их куплюпродажу. Конфискованные земли сильных домов предназначались для распределения между теми, кто не имел своей земли и находился в положении арендаторов. В качестве нормативного принципа была избрана система Мэн-цзы о цзин-тянь ( 井田 система «колодезных полей»). Хотя эта система была и утопической, для Ван Мана важным было то, что между земледельцами и государством не было бы никаких посредников, таких как богатые собственники. В VI III вв. до н.э. формируются основные общественно-политические и философские представления, оказавшие глубокое воздействие на весь дальнейший процесс развития китайской философии [1, с. 57]. Проблемы развития сельского хозяйства в древнем Китае нашли отражение и в экономических представлениях древнекитайских мыслителей. Многие философы того времени выделяли главенствующую роль земледелия в экономике Китая. Легисты, или представители школы «фацзя» ( 法家 ), придавали большое значение экономическому состоянию государства. Они считали залогом процветания государства развитие земледелия и милитаризацию общества. Возникновение философской и политической школы легистов относится к VI-V вв. до н.э. и связывается с именами крупных политических деятелей того времени Цзы Чаня из царства Чжэн и Ли Куя из царства Вэй. По свидетельству древнего памятника «Цзо чжуань», Цзы Чань был первым министром царства Чжэн в течение 20 лет ( гг. до н.э.) и провел там важные социально-политические реформы, главной из которых следует считать введение законов об уголовных наказаниях. Если до этого управление страной осуществлялось на основе обычного права, диктуемого родовой знатью, то введение официальных, единых законов подрывало могущество и власть аристократии, поскольку устанавливало равенство всех подданных перед законом. Цзы Чань положил начало политике, отражавшей интересы не родовой знати, а новых крупных землевладельцев и торговцев, заинтересованных в ликвидации сословных привилегий старой аристократии [7, с ]. Ли Куй же, основоположник легизма, основой благосостояния страны считал развитие земледелия. И, как было сказано выше, разработал учение о рациональном использовании земли и установлении разумной политики закупок зерна. Другой представитель легистской школы Хань Фэй-цзы также придавал большое значение экономическому состоянию государства. Вместе с Ли Сы, который позднее стал ближайшим советником Цинь Ши-хуана, объединившего к 221 г. до н.э. под своей властью все враждовавшие между собой царства, он учился у Сюнь-цзы [1, с. 215]. В первую очередь Хань Фэй-цзы требовал поощрения земледельцев и солдат, так как на них держатся остальные слои населения. Однако в действительности философ замечает, что всеми благами пользуются люди, живущие в роскоши и наслаждении. «Амбары бывают полны тогда, когда земледелие признается основным занятием. Ныне, однако, богатеют те, кто занимается ненужным делом: ткачи предметов украшения, вышивальщики, резчики и художники. Слава царства и расширение его владений заслуга воинов. Однако сироты погибших в боях ныне просят милостыню по дорогам, а артисты и участники дворцовых пиров, наряженные в шелковые одежды, разъезжают в экипажах. Награды и жалованье предназначены для того, чтобы народ отдавал за них свои силы и даже жизни. Ныне же воины, одержавшие в прошлом много побед и достигшие многих успехов, по-прежнему трудятся, не получая наград. В то же время гадатели, предсказатели, хироманты и подхалимы ежедневно получают подарки». «Ныне торговцы, чиновники и занимающиеся искусством также, не работая, кормятся. В таком случае земля не обрабатывается, и она становится равноценной камню» [1, с. 218]. Таким образом, Хань Фэй-цзы защищал интересы земледельцев, так как считал их кормиль- 198
4 Д.Б.-О. Регзенова. Сельское хозяйство в истории Древнего Китая цами всей страны. В первую очередь, по мнению Хань Фэй-цзы, нужно было защищать права и имущество земледельцев и солдат. Он выступал за всемерное развитие сельского хозяйства экономической основы страны. Экономическая мысль древнего Китая была также тесно связана с именем Гуань Чжуна и его трактатом «Гуань-цзы». По «Гуань-цзы», суть управления государством заключается в том, что необходимо предварительно обогатить народ: «если народ богат, то им легко управлять, если народ беден, то им трудно управлять. А так как еду и одежду производит сельскохозяйственное население, о нем и надо думать в первую очередь. И богатство страны, и изобилие зерна основывается на земледелии. Поэтому правители древности относились к земледелию с уважением» [8, с ]. Согласно «Гуань-цзы», экономическая политика должна быть направлена на создание хлебных фондов. Хлеб это богатство по преимуществу [8, с. 90]. В «Гуань-цзы», в частности, предлагается разделить все население столичной зоны на четыре социальные группы по профессиональному признаку: служилый люд, земледельцы, мастера (в производстве) и торговцы. Согласно «Гуань-цзы», представители этих четырех социальных групп не имели права переходить из одной социальной группы в другую, более престижную. Однако для земледельцев в «Гуань-цзы» делается исключение: при особых заслугах земледельцы имели право перейти в категорию служилых ши ( 士 ). Гуань Чжун выдвинул свою оригинальную систему наделения землей, а также внедрил новые принципы налоговой политики в области сельского хозяйства. Надельная система Гуань Чжуна отличается от традиционной системы «колодезных полей» ( 井田 цзин тянь). Система «Гуаньцзы» исходит из того, что степень плодородия и особенности рельефа земель (степень близости к источнику воды и т.д.) могут быть самыми различными, и они существенным образом влияют на урожайность всех земель. Для того чтобы оптимизировать урожайность различных по плодородию наделов, тем самым оптимизировать и налоговые поступления с этих наделов, необходимо при наделении землей варьировать размер наделов, а также и принципы налогообложения во всех конкретных случаях. При этом для реализации данного принципа предлагается составить подробнейший реестр всех земель с указанием коэффициентов для каждого типа почвы. Налоговые сборы также должны подчиняться подобным принципам. Очевидно, что данная надельная система является более гибкой, справедливой и реалистичной, чем утопичная система «колодезных полей» [8, с ]. Таким образом, согласно «Гуань-цзы», в основе силы и процветания государства лежит развитие земледелия. Главной задачей правителя является поддержка сельского хозяйства и уменьшение налогового бремени по отношению к крестьянам, правитель должен также создавать хлебные фонды. По «Гуань-цзы», только землевладельцы при особых заслугах могли перейти в привилегированное сословие служилых людей ши ( 士 ). Древнекитайский мыслитель Мэн-цзы, последователь Конфуция, широко известен своей аграрной системой, нашедшей выражение в так называемой теории «колодезных» полей ( 井田 цзинтянь). «Отмерьте землю по всем четырем сторонам в одно ли ( 里 мера длины, равная 0,5 км) и разделите ее на равные участки, подобно начертанию иероглифа «колодец» ( 井 цзин). У вас получится девятьсот му ( 亩 мера площади, равная 1/15 гектара) на весь такой «колодец». Средний участок пусть будет общим полем, а остальные участки по сто му раздайте восьми семьям в личное пользование. Сперва все сообща должны будут ухаживать за общим полем и только по окончании общих работ могут позволить себе заниматься работами на личных участках. Вот этим-то они и будут отличаться от дикарей. Таково в общих чертах землеустройство, а если желательно развивать его, то это будет зависеть от твоего государя и от тебя» [5, с. 79]. Согласно этой теории, в древности существовала система «цзин-тянь» ( 井田 ), суть которой сводилась к тому, что вся земля царства была разделена на квадратные участки по 900 му ( 亩 ) каждый. Центральное поле было общим полем ( 公田 гун-тянь ) и обрабатывалось совместно восемью семьями, владевшими остальными полями квадрата. Эти оставшиеся поля становились частными ( 私田 сы-тянь). Центральное поле было княжеским полем, на котором восемь семей отрабатывали казенные повинности. Кроме того, они отдавали князю десятую часть урожая с личных полей. Взаимопомощь членов семей, совместная обработка земель обусловливалась необходимостью обеспечить нормальное функционирование государственного аппарата. Гуманное правление, по мнению Мэн-цзы, заключалось прежде всего в проведении в жизнь 199
5 Вестник Бурятского госуниверситета 2011/8 системы «цзин-тянь». Вплоть до смерти люди не должны были покидать свой уезд, и только по окончании работы на общественном поле они могли приниматься за обработку личных полей. Однако при такой системе землевладельцы превратились бы в наследственную аристократию, а крестьяне в крепостных. Исследователи этой системы отмечают, что она скорее является утопической и не учитывает многих факторов [9]. Другой древнекитайский мыслитель, основоположник моизма ( 墨家 моцзя), Мо-цзы в своем принципе гуманности вкладывал идею социальной справедливости, защиты интересов простого народа. Справедливое правление, по его мнению, должно обеспечить народу безбедное существование, при котором бы «голодные получали пищу, мерзнующие от холода одежду, уставшие от тяжелого труда отдых» [7, с ]. Таким образом, он отражал в своем учении интересы простого народа (земледельцев и ремесленников), сам он был выходцем из бедных слоев населения. Древнекитайский мыслитель Сюнь-цзы основой обеспечения богатства страны считал развитие сельского хозяйства главной отрасли экономики. Учение Сюнь-цзы сочетает в себе конфуцианские и легистские идеи. Как и легисты, Сюнь-цзы считал одним из основных источников укрепления экономического могущества государства развитие земледелия, доходы от которого в виде налогов питали казну правителей. Успешное развитие земледелия, по Сюнь-цзы, невозможно без обеспечения относительного достатка основным производителям крестьянам-земледельцам. Поэтому он и выступал за «обеспечение достатка народу» как условие богатства страны в целом и правителя в частности. «Если обеспечить народу достаток он будет богат; если народ будет богат поля станут плодородными и их легко будет обрабатывать. Если поля будут плодородными и хорошо обработанными производство вещей увеличится в сто раз» Средством, позволяющим обеспечить «достаток народу» и успешное развитие экономики, Сюнь-цзы считал разумную налоговую политику как в сельском хозяйстве, так и в торговле. «Облегчить налоги, взимаемые с полей, уничтожить поборы на заставах и рынках, сократить число торговцев, уменьшить трудовые повинности, не отнимать у крестьян время [в страду] только так можно сделать государство сильным» [7, с ]. Таким образом, многие философы Древнего Китая основой благосостояния страны считали развитие сельского хозяйства. Длительные междоусобные войны между отдельными царствами, появление новых классов крупных землевладельцев и торговцев, обнищание крестьянземледельцев способствовали возрастанию роли политической и философской мысли в Древнем Китае. Философы того периода понимали, что для укрепления и развития страны необходимо прежде всего уделять внимание развитию сельского хозяйства, так как эта отрасль являлась основой экономики Китая и определяла его общий уровень развития, а также налоговая политика должна быть умеренной и оставлять народу средства для безбедного существования. В Древнем Китае существовали различные философские школы. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) называют периодом расцвета «ста школ». Помимо основных шести школ натурфилософов ( 阴阳家 иньянцзя), конфуцианцев ( 儒家 жуцзя), моистов ( 墨家 моцзя), диалектиковсофистов ( 名家 минцзя), легистов ( 法家 фац- зя) и даосов ( 道德家 даодэцзя) в Древнем Китае существовала также школа аграрников ( 农家 нунцзя). Древнекитайский историк Бань Гу в книге «История ранней династии Хань» упомина- ет о данной школе. Представителем школы аграрников был Сюй Син. Он и его ученики подобно моистам жили скромно. Их занятием были земледелие и ремесла. Идеалом Сюй Сина было общество без эксплуатации и угнетения. Он выступал за обязательность совмещения деятельности по управлению государством с земледельческим трудом. При этом он обосновывал это с высокими моральными принципами древности [9]. «Правитель пашет вместе с народом и этим кормится, сам готовит себе утреннюю и вечернюю еду и в то же время правит народом» [5, с. 80]. В учении Сюй Сина были отражены представления обездоленных и угнетенных масс чжоуского общества. Их значение состояло в том, что они подрывали догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости общественного порядка в Поднебесной. Идеи Сюй Сина встретили резкую критику со стороны конфуцианских идеологов. В частности, Мэн-цзы решительно отверг идею Сюй Сина о необходимости одновременного занятия государственной деятельностью и сельскохозяйственным трудом. Мэн-цзы, опровергая взгляды Сюй Сина, заявлял о вечности и неизбежности системы эксплуатации одних людей другими [9]. Существование в Древнем Китае школы 200
6 В.А. Родионов. Внешнеполитическая стратегия современной Монголии: фактор КНР аграрников является свидетельством того, что проблемы сельского хозяйства волновали китайское общество уже с древних времен. Таким образом, в Древнем Китае сельское хозяйство всегда было окружено большим вниманием со стороны мыслителей, государственных деятелей, самих императоров того периода. Еще в начале IV в. до н.э. в Китае осуществлялась экономическая политика государственного регулирования закупок зерна. Философы в своих учениях отводили развитию сельского хозяйства первостепенное значение, они считали эту отрасль экономики основой благосостояния и могущества страны. Существовала даже отдельная школа, изучавшая проблемы сельского хозяйства как с позиции философии, так и экономики. Литература 1. Быков Ф.С. Зарождение общественнополитической и философской мысли в Китае. М.: Наука, с. 2. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М.: Восточная литература, с. 3. Илюшечкин В.П. Развитие производительных сил и общественного производства в Древнем и Средневековом Китае // Производительные силы и социальные проблемы старого Китая: [сб. ст.] / отв. ред. В.П. Илюшечкин. М.: Наука, с. 4. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»; Астрель; Издво АСТ, с. 5. Мэн-цзы: [Пер. с кит., указ. В.С. Колокова] / под ред. Л.Н. Меньшикова. СПб.: Петербургское востоковедение, с. 6. Тяпкина Н.И. Деревня и крестьянство в социально-политической системе Китая (вторая половина XIX начало XX в.) / отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: Наука, с. 7. Феоктистов В.Ф. Философские и общественнополитические взгляды Сюнь-цзы. М.: Наука, с. 8. Цыренов Ч.Ц. Трактат Гуань Чжуна «Гуаньцзы», его место и роль в культурной традиции Древнего Китая: дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, www. yandex. ru. Регзенова Дулма Бато-Очировна аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, reg Regzenova Dulma Bato-Ochirovna postgraduate of department of philosophy of Buryat State University. УДК (510)+327(517.3) В.А. Родионов ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОНГОЛИИ: ФАКТОР КНР В статьe рассмотрен фактор КНР в отношениях Монголии с внешним миром. Нормализовавшись в начале 1990-х гг., отношения Монголии с Китаем стали стремительно развиваться в различных сферах политической, военной, экономической, культурной. Это делает КНР важнейшим партнером во внешней политике Монголии. В то же время существуют факторы, ограничивающие китайское влияние на Монголию и заставляющие ее искать иные векторы внешней политики. Ключевые слова: внешнеполитическая стратегия, монголо-китайские отношения, угрозы и вызовы, стратегическое партнерство FOREIGN POLICY STRATEGY OF MODERN MONGOLIA: FACTOR OF THE PRC V.A. Rodionov The paper is aimed to studies of the factor of the Peoples Republic of China in Mongolia relations with an external world. Having normalized in the early 1990s, Mongolia-Chinese relations began develop in various spheres political, military, economic, cultural. It makes the Peoples Republic of China the major partner in foreign policy of Mongolia. At the same time there are the factors limiting the Chinese influence to Mongolia and forcing it to search for other vectors of foreign policy. Keywords: foreign policy strategy, Mongol-Chinese relations, threats and challenges, strategic partnership В основе внешнеполитической стратегии современной Монголии лежит принцип многовекторности [16], т.е. политика, направленная на взаимодействие со многими участниками международных отношений без явного предпочтения какой-либо одной из сторон. В рамках данной стратегии особое место уделяется отношениям с КНР. В начале 1990-х гг. в результате распада СССР и резкого ослабления связей между Российской 201
docplayer.ru
Развитие хозяйства в Китае в средние века
1. Сельское хозяйство в Китае.
Трудолюбивый китайский народ с давних времён боролся с разливами рек и орошал засушливые земли. В средние века крестьяне построили новые каналы и плотины. Было изобретено водяное колесо, с помощью которого вода подавалась на высокие участки полей.
На орошаемых землях сеяли рис - главный продукт питания в Китае. На юге урожай риса снимали два раза в год. Крестьяне начали выращивать сахарный тростник и расширяли посадки чайного куста. Позднее чай стал любимым напитком не только китайцев, но и многих народов мира. Садоводы выращивали апельсиныи мандарины. Крестьяне научились чередовать посевы растений так, чтобы почва не истощалась. Постепенно они добивались повышения урожаев.
2.Развитие ремесла.
Уже в древности китайцы научились разводить шелковичных червей и вырабатывать шёлк. В средние века производство шёлка возросло. Из него шили одежду, паруса, делали зонты, струны музыкальных инструментов.
Увеличилось и производство бумаги. На бумаге писали книги, рисовали картины, ею оклеивали стены домов.
Китай был родиной фарфора. Его изготовляли из смеси специальных сортов глины и некоторых горных пород. Сосуды из фарфора полупрозрачны на свету и при лёгком ударе издают мелодичный звон. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Производство фарфора требовало большого опыта и знаний. При малейшей оплошности можно было испортить драгоценное изделие.
Китайцы держали в секрете способ производства фарфора. В Западной Европе и России научились изготовлять фарфор лишь в XVIII веке.
В XI-XII веках возникли большие императорские мастерские для производства фарфора и шёлка, выплавки металлов и изготовления оружия. В них работали сотни, а иногда и тысячи людей.
3.Торговля в средневековом Китае
Китайские купцы продавали изделия ремесленников в различных областях Китая и вывозили в другие страны. Для облегчения перевозок товаров был сооружён Великий канал длиной в 1700 километров. Он соединил реки Янцзы и Хуанхэ, а также связал их с юго-восточным морским побережьем. Канал служил не только- для перевозки грузов, но и для орошения полей. До сих пор он остаётся самым длинным каналом в мире.
Китай вёл оживлённую морскую торговлю со странами, расположенными по берегам Индийского океана,- Вьетнамом, Индией, Зондскими к Молуккскими островами (теперешняя Индонезия). Приморские города Китая посещало много купцов из далёких стран. В южных портах создали свои постоянные торговые поселения арабы.
Сотни караванов отправлялись из Китая в Среднюю Азию, Иран и Византию по Великому шёлковому пути (вспомните, где, проходил этот путь). Долгой и трудной была дорога к берегам Средиземного моря. Караваны продвигались по ней 2-3 года, товары несколько раз переходили из рук в руки, перегружались с горба верблюда на спину лошади.
4. Города Китая
На важнейших торговых путях, по берегам рек и морей в Китае вырастали города. Они возникли раньше и были во много раз больше, чем города Западной Европы. Население Чананя доходило до двух миллионов человек. Порт Гуанчжоу, по словам европейского путешественника, был равен трём Венециям.
Китайский город был обнесён высокими каменными стенами. Базары, ряды мастерских и лавок чередовались с жилыми кварталами. Центральные улицы были широкими, мощёными, здесь высились утопавшие в зелени дворцы феодалов и храмы.
Китайские ремесленники, как и в странах Западной Европы, объединялись в цехи.
5. Быт населения Китая.
С древних времён китайский народ передавал из поколения в поколение басни, легенды, сказки и пословицы. В них китайские крестьяне и ремесленники выражали своё уважение к труду, свои жизненные наблюдения. Пословицы гласят: «Когда человек трудолюбив, и поле его не ленится», «Поздно рыть колодец, когда захотелось пить».
Но китайский народ, любивший и уважавший труд, жил в нищете. Крестьяне и ремесленники ютились в домиках из глины. В тесной лачуге бедняка почти всё помещение занимала лежанка. В холодное зимнее время на лежанке ели и работали. Окна домиков не имели стёкол и заклеивались разрисованной бумагой.
Феодалы, чиновники и купцы жили в просторных домах, окружённых садами и цветниками. Комнаты украшались вышивками на шёлке, фарфоровыми вазами и блюдами, драгоценными изделиями из кости и камня. Мебель из дорогих пород дерева сияла лаком. Дома отапливались каменным углем; в комнатах были проложены трубы, в которые поступал горячий воздух из топки.
Богачи старались показать своё пренебрежение к тяжёлому труду простых людей. На своих холеных пальцах они отращивали длинные ногти и одевали на них серебряные футлярчики.
Глубока была пропасть между жизнью народа и жизнью его правителей.
ДОКУМЕНТ - Отрывки из «Книги Марко Поло».
Река (Янцзы) широкая, а в длину более ста дней пути. Городов на ней много, а судов с дорогими товарами больше, нежели на всех рынках и морях христиан. На ней более двухсот больших городов и в каждом тысячи судов. Суда простые, с одною мачтою, поднимают они много. Город (Ханчжоу) в округе около ста миль. Все улицы вымощены камнем и кирпичом; так точно и все дороги области; и верхом ездить, и пешком ходить по ним хорошо. В этом городе дворец царя, самый красивый на свете. Вот он каков: в округе около десяти миль, обнесён высокими зубчатыми стенами; а за стенами много славных садов со всякими, какие только можно придумать, плодами. Много фонтанов и озёр с хорошей рыбой, а посредине большая и красивая зала. Во дворце тысячи красивых и просторных помещений.
< Китай в Средние Века - Феодальный строй
-> Монгольское завоевание и борьба китайского народа за независимость 13-14вв. >