Древний философ. Античная Философия: Этапы становления и Развития
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнегреческая философия. Древний философ


Древнегреческая философия - это... Что такое Древнегреческая философия?

Древнегре́ческая филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Периодизация

В соответствии с принятой периодизацией историю античной философии разделяют на три периода:

  • Ранняя греческая философия (до V в. до н. э.)
  • Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)
  • Философия эллинизма
    • Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.)
    • Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-VI в.)

Досократовский период

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).

Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).

Классический период

Платон

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии; важнейший представитель средней Академии — Аркесилай; новой — Карнеад; за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).

Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н. э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).

Эллинистическая философия

В эллинистический и римский периоды получили развитие многие школы философии. На античную философию этого времени имели влияние также элементы индийской философии. Самые известные школы эллинистической философии:

Экономическое обоснование

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011.

1. Повышение уровня производительных сил по сравнению с первобытно-общинным, родовым строем.2. Дифференциация труда и ремёсел, развитие торговли, развёртывание различных форм рабовладения. Появляется необходимость в знаниях, их передаче и распространении среди знати.3. Распространяются города, появляются города-полисы. На этом этапе ценятся уже не только сугубо практические знания. Развитие прямой демократии обуславливает необходимость получения знаний, направленных на привлечение народа на свою сторону. Активно развивается риторика, а затем значение приобретает не только внешняя форма, но и содержание речей. Появляются «учителя мудрости» — софисты.4. На смену полисам приходят монархии — возрастающая централизация власти обуславливает дальнейшее направление и препятствия для свободного развития философской и политико-правовой мысли.

Борьба и запрет древнегреческой философии христианством

Феодосий I Великий преследовал представителей Древнегреческой, античной философии, религии, которых христиане считали язычниками — В 384—385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д.

Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.

Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.

В 391 году толпа христиан-фанатиков под руководством патриарха Феофила разрушила и сожгла Александрийскую библиотеку, которая была хранилищем книг по античной философии. Однако и у церковного историка Сократа Схоластика (лат. Socrates Scholasticus), и у языческого автора Евнапия Сардийского (лат. Eunapius of Sardis) говорится лишь о разрушении языческих храмов и нет упоминаний об уничтожении книг. Более того, неизвестно, сколько книг к тому моменту находилось в Серапеуме, и находились ли они там вообще.

В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих углах империи.

В 529 году декретом византийского императора Юстиниана был закрыт последний оплот древнегреческой философии — Платоновская академия.

По некоторым данным так же был факт изгнания последователей древнегреческой философии из Византии к арабам (требует уточнения даты), что привело к развитию философии(теологии) у мусульман. Этот факт повлиял на сохранение некоторых трактатов древних философов у арабов и последующее появление в Европе (через Испанию) переводов трудов Аристотеля и Платона.

Значимость

Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли (см. Европейская философия).

Литература

  • Адо Пьер. Что такое античная философия? /Перевод с французского В. П. Гайдамака.- М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. — 320 с. — ISBN 5-87121-017-1.
  • Адо Пьер. Духовные упражнения и античная философия. М.: СПб., 2005. — 448с. — ISBN 5-98861-004-8.
  • Античная философия: Энциклопедический словарь. — М., 2008. — 896 с. — ISBN 5-89826-309-0 (ошибоч.)
  • Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. — 368 с.
  • Брамбо, Роберт. Философы древней Греции /Пер. с англ. Л. А. Игоревского. М., 2002. — 347 с. ISBN 5-227-01763-8.
  • Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и древний Иран. СПб., 2007. — 224 с.
  • Гайденко П. П.История греческой философии в её связи с наукой на портале «Философия в России»
  • Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении
  • Лосев А. Ф. «История античной эстетики» и другие сочинения по античной философии на портале «Философия в России»
  • Солопова М. А. Обзор книг по античной философии, изданных на русском языке за последние годы (1994-1998) на портале «Философия в России»
  • Чанышев А. Н. Фрагменты книги «Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981» на портале «Философия в России»
  • Джохадзе Д. В. Основные этапы развития античной философии. К анализу диалектики историко-философского процесса. — М., 1977. — 295 с.
  • Елсуков А. Н. История античной гносеологии. Минск, 1992. — 82 с.
  • Коплстон Фредерик История философии. Древняя Греция и Рим. Т. I. / Пер. с англ. Ю. А. Алакина. — М., 2003. — 335 с. — ISBN 5-9524-0297-6.
  • Коплстон Фредерик История философии. Древняя Греция и Рим. Т. II. / Пер. с англ. Ю. А. Алакина. — М., 2003. — 319 с. — ISBN 5-9524-0343-3.
  • Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. — М., 1997. — 576 с., илл.
  • Целлер Эдуард Очерк истории греческой философии. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. — ISBN 978-5-94865-434-8
  • West M.L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford, 1971.

Ссылки

Логотип Викитеки В Викитеке есть оригинал текста по этой теме.

  drevnyaya_gretsiya_П:

  Древняя Греция П:  Философия

dal.academic.ru

Античная Философия: Этапы становления и Развития

 Первым значительным этапом в истории зарождения и развития философской мысли является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия.

 

Периоды развития философии античности

Рассмотрим, какие основные проблемы решала античная философия, этапы развития ее как науки.

В развитии древнегреческой и древнеримской философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа.

Первый, досократовский, период выпадает на VII -- V ст. до нашей эры. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и политической сферы Древней Греции.

Характерной особенностью второго, классического, периода (V -- IV ст. до нашей эры) является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, в которой определяются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

За период с IV  по II век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, перепатетики и другие. Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в античном мире принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Для этого периода характерна деятельность таких философов, как Аристотель, Сократ, Протогор, Платон.

Третий-четвертый века -- время возникновения и развития нового направления в античной философии -- неоплатонизма, родоначальником которого был Платон. Его идеи и взгляды во многом повлияли на философию раннего христианства и философию средневековья.

Так возникла античная философия, этапы развития которой породили интересные идеи: идею всеобщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею бесконечного развития.

Именно в те времена сложились гносеологические направления -- материализм и идеализм. Демокрит, являясь, в сущности, материалистом, предположил, что атом является мельчайшей частицей любого вещества. Эта его идея опередила века и тысячелетия. Платон, придерживаясь идеалистических взглядов, создал диалектическое учение об отдельных вещах и общих понятиях.

Философия античных времен стала одной из самостоятельных форм общественного сознания. С ее помощью была сформирована целостная картина мира. Античная философия позволяет проследить весь путь становления теоретической мысли, полный нестандартных и смелых идей. Многие вопросы, которые пытались решить древнегреческие и древнеримские философские умы, не утратили своей злободневности и в наше время.  

fb.ru

Древнегреческая философия - это... Что такое Древнегреческая философия?

Древнегре́ческая филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Периодизация

В соответствии с принятой периодизацией историю античной философии разделяют на три периода:

  • Ранняя греческая философия (до V в. до н. э.)
  • Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)
  • Философия эллинизма
    • Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.)
    • Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-VI в.)

Досократовский период

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).

Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).

Классический период

Платон

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии; важнейший представитель средней Академии — Аркесилай; новой — Карнеад; за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).

Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н. э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).

Эллинистическая философия

В эллинистический и римский периоды получили развитие многие школы философии. На античную философию этого времени имели влияние также элементы индийской философии. Самые известные школы эллинистической философии:

Экономическое обоснование

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011.

1. Повышение уровня производительных сил по сравнению с первобытно-общинным, родовым строем.2. Дифференциация труда и ремёсел, развитие торговли, развёртывание различных форм рабовладения. Появляется необходимость в знаниях, их передаче и распространении среди знати.3. Распространяются города, появляются города-полисы. На этом этапе ценятся уже не только сугубо практические знания. Развитие прямой демократии обуславливает необходимость получения знаний, направленных на привлечение народа на свою сторону. Активно развивается риторика, а затем значение приобретает не только внешняя форма, но и содержание речей. Появляются «учителя мудрости» — софисты.4. На смену полисам приходят монархии — возрастающая централизация власти обуславливает дальнейшее направление и препятствия для свободного развития философской и политико-правовой мысли.

Борьба и запрет древнегреческой философии христианством

Феодосий I Великий преследовал представителей Древнегреческой, античной философии, религии, которых христиане считали язычниками — В 384—385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д.

Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.

Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.

В 391 году толпа христиан-фанатиков под руководством патриарха Феофила разрушила и сожгла Александрийскую библиотеку, которая была хранилищем книг по античной философии. Однако и у церковного историка Сократа Схоластика (лат. Socrates Scholasticus), и у языческого автора Евнапия Сардийского (лат. Eunapius of Sardis) говорится лишь о разрушении языческих храмов и нет упоминаний об уничтожении книг. Более того, неизвестно, сколько книг к тому моменту находилось в Серапеуме, и находились ли они там вообще.

В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих углах империи.

В 529 году декретом византийского императора Юстиниана был закрыт последний оплот древнегреческой философии — Платоновская академия.

По некоторым данным так же был факт изгнания последователей древнегреческой философии из Византии к арабам (требует уточнения даты), что привело к развитию философии(теологии) у мусульман. Этот факт повлиял на сохранение некоторых трактатов древних философов у арабов и последующее появление в Европе (через Испанию) переводов трудов Аристотеля и Платона.

Значимость

Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли (см. Европейская философия).

Литература

  • Адо Пьер. Что такое античная философия? /Перевод с французского В. П. Гайдамака.- М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. — 320 с. — ISBN 5-87121-017-1.
  • Адо Пьер. Духовные упражнения и античная философия. М.: СПб., 2005. — 448с. — ISBN 5-98861-004-8.
  • Античная философия: Энциклопедический словарь. — М., 2008. — 896 с. — ISBN 5-89826-309-0 (ошибоч.)
  • Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. — 368 с.
  • Брамбо, Роберт. Философы древней Греции /Пер. с англ. Л. А. Игоревского. М., 2002. — 347 с. ISBN 5-227-01763-8.
  • Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и древний Иран. СПб., 2007. — 224 с.
  • Гайденко П. П.История греческой философии в её связи с наукой на портале «Философия в России»
  • Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении
  • Лосев А. Ф. «История античной эстетики» и другие сочинения по античной философии на портале «Философия в России»
  • Солопова М. А. Обзор книг по античной философии, изданных на русском языке за последние годы (1994-1998) на портале «Философия в России»
  • Чанышев А. Н. Фрагменты книги «Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981» на портале «Философия в России»
  • Джохадзе Д. В. Основные этапы развития античной философии. К анализу диалектики историко-философского процесса. — М., 1977. — 295 с.
  • Елсуков А. Н. История античной гносеологии. Минск, 1992. — 82 с.
  • Коплстон Фредерик История философии. Древняя Греция и Рим. Т. I. / Пер. с англ. Ю. А. Алакина. — М., 2003. — 335 с. — ISBN 5-9524-0297-6.
  • Коплстон Фредерик История философии. Древняя Греция и Рим. Т. II. / Пер. с англ. Ю. А. Алакина. — М., 2003. — 319 с. — ISBN 5-9524-0343-3.
  • Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. — М., 1997. — 576 с., илл.
  • Целлер Эдуард Очерк истории греческой философии. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. — ISBN 978-5-94865-434-8
  • West M.L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford, 1971.

Ссылки

Логотип Викитеки В Викитеке есть оригинал текста по этой теме.

  drevnyaya_gretsiya_П:  Древняя Греция П:  Философия

biograf.academic.ru

Древняя философия

Структурализм - направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. XX века и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации. Объект исследования структурализма - культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Структурализм - научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960 гг. во Франции (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида).

Структурализм - класть рядами одно на другое. Научное значение "структура" получила в химии. Философское понятие структуры рассматривается как обозначение совокупности устойчивых связей объекта как целого и тождественного самому себе.

Структурализм - учение, объясняющее мир с помощью понятия "структуры", причём структурализм появился не у химиков, а у языковедов.

 

Причины возникновения: обучение детей в европйских университетах (идея цлостности чел. субъекта от Ницше, Форейда) русская литература в лице Гоголя, Толстого и Достоевского, социальная ситуация того времени - возникновение пролетариата . капиталистических отношений, покушение на царя Александра. Попытка удержать расползающуюся ткань бытия. Испытала влияние марксизма.

Историософичность как обнаружение смысла в истории. тема богоискательства (бог внутри человека). ответсвенность человека за историю. Акцент на нравственном обновлении субъекта. Булгаков и тема революционного насилия. Философский пароход. София как вечная женственность.

Русская философия - сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной истории.

 

История формирования философии и общественно-исторической мысли беларусского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Её зарождение связано с образованием Киевской Руси. К этому времени возникли беларусские города: Полоцк, Туров и др., ставшие экономическими и политическими центрами княжеств. Важное значение для духовной жизни Древнего Рима имело христианство (988 - гос.религия): способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы, становлению определённой системы философской мысли. Задолго до нее существовал фольклор, оказавший большое влияние на духовную жизнь людей и развитие беларусских, русских и украинских этносов.

 

Центральное место категории бытия. Бытие раньше подменили понятием сущего. В "Бытии и времени" Хайдеггер, следуя Гуссерлю, подчеркивал, что онтология должна выступить как феноменология. Здесь был заключен существенный мотив хайдеггеровской критики традиционной онтологии, которая пыталась представить бытие объективно и объективистски - просто как сущее, как данное, безотносительное к человеку.

Только человек задается о смысле бытия. Сущность человека в его экзистенции. Экзистенция не субстанциональна (несводима к материальной и духовной субстанции). Отношение человека к бытию как к возможности. Человек есть то, чем он может стать. Всякое человеческое бытие есть бытие к смерти.

 

Появление первые десятилетия 20 века по воздействием первой мировой войны. Истоки: феноменология, идеи Ницше, кьеркгора.

Направления: религиозный и атеистический (стремление к автономности, тема ответственности перед собственной жизнью).

Общее: экзистенция как конкретное бытие здесь-и-сейчас, морально-этический пафос, пафос социальной ответственности (критика отчуждения, научной рациональности). Во французском напрвлении - связь с литературным творчеством.

 

Основоположник - Э. Гуссерль. Феномен - в переводе с греческого, есть "то, что является". В нашем случае речь идет о том, что явилось в сознании человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен - это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменология - это учение о сознании, о феноменах и их смыслах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце 20 века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов.

 

Общество есть система отношений. Бытие определяет сознание. Материальная жизнь общества (базис) определяет все другие сферы жизни общества (надстройку).

Основа общества - производственно-экономические отношения (базис).

В основе общественных отношений - труд. Способ производства - суть общественных отношений.

Тема отчуждения: "Экономическо - философские рукописи 1844 года" (раздел "Отчужденный труд" - идеал коммунистического общества).

 

Ницше не претендует на создание сильной и не противоречивой философии.

Ницше обладал хорошей литературной подготовкой. Ницше оригинален и тем, что он быстро получил звание профессора, но преподавательство его не увлекло, он сошел с ума и 12 лет провел в психбольнице. Философия Ницше - это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об эволюции животных и растений, которая базируется на выживании сильнейшего, наиболее приспособленного.

Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую религию. С его точки зрения элита это сильные и воинствующие люди. Таким образом, большая часть населения - это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны.

 

От героя Греции Гермеса этимология (Истолковывал волю богов людям). Эволюция: истолкование текстов Гомера в школах Древней Греции (вопрос об аутентичности текстов, ошибки, аллегорические смыслы). Христианство: экзегетика, герменевтика как онтология. 18-19 вв. - в рамках классической философии теоретизация герменевтики.

Традиционная герменевтика: реконструкция авторского замысла и объективных условий, в которых он творил. Интерпретатор должен преодолеть свою историческую обусловленность.

 

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Основанная структура философской системы Гегеля может быть представлена следующим образом:

1. Учение о диалектике.

2. Философия права.

3. Философия государства.

 

mir-filosofii.ru


Смотрите также