В Прикамье палеонтологи собрали скелет древнего слона на 50%. Слон древний
описание, история и интересные факты
На Востоке долгое время боевые слоны были одним из родов войск. Причем подобные войска были весьма традиционными и ушли в небытие только с приходом нового времени.
История появления боевых слонов
Впервые боевые слоны были приручены для использования в военных целях в Индии. А произошло это очень давно, предположительно в первом тысячелетии до новой эры. Финикийцы с помощью индусов приручили животных, обитающих в северной Африке. Следует отметить, что слоны античных армий принадлежали к ныне вымершему североафриканскому виду. Они были намного меньше, чем знаменитые индийские животные. В общем-то, сложно представить себе, что на спине слона помещалась трехместная башня. Слоны использовались в те времена как в рабочих, так и боевых целях. Для военных действий отбирались самые крупные особи.
Кому противостояли слоны?
В Древней Индии слонов выпускали против конницы, поскольку лошади очень боятся больших животных. Слонов выстраивали в одну шеренгу с интервалом в тридцать метров друг от друга. Вслед за ними в промежутках шла пехота. Весь строй внешне напоминал стену с башенками. Надо сказать, что животные не были защищены никаким приспособлениями. Зато их богато украшали всякими металлическими украшениями и красными попонами.
И тем ни менее боевые слоны были очень опасными противниками. При удачных обстоятельствах они могли наносить значительный урон противнику. А вот если враг сам оказывался хитрым и умным, то мог ввести в замешательство животных, и тогда начиналась неразбериха и хаос. В такой ситуации слоны могли перетоптать друг друга. А потому высоко оценивалось искусство умения вождения и управления этим животным. Индийских царевичей непременно обучали азам.
Боевые слоны Индии
Слон представлял собой целую боевую единицу из себя самого и еще трех человек. Один из членов такого экипажа был погонщиком (по сути, водителем), второй – стрелком, а третий – лучником или метателем дротиков. Погонщик находился на шее у животного. А вот стрелки на спине прятались в укрытии из легких щитов. Погонщику приходилось следить за тем, чтобы с флангов к животному не подходили враги. Стрелок же вел метательный бой.
Однако главным оружием все-таки был слон. Он сам по себе наводил ужас на врагов. Кроме того, животные способны были затоптать людей, убивая мощными бивнями и душа хоботом.
Вооружение животных
Главным поражающим фактором в слоновой атаке был страх, который нагоняли животные на людей своим видом. Немалую роль играла их огромная сила. Иногда индийские боевые слоны вооружались мечами. Однако давать им держать хоботом холодное оружие было очень плохой идеей. Поскольку хобот - это не рука, животные не справлялись с мечами. А вот другим вооружением слоны пользовались достаточно умело. На короткие бивни им надевали железные острые наконечники, тем самым удлиняя их. Вот таким оружием животные пользовались с большой ловкостью.
К эллинам вместе со слонами и их предводителями попали и приемы тактического построения животных в бою, а также мода на пышное их убранство. Ко всей этой амуниции македонцы и эллины добавляли башенку, закрытую щитами, для экипажа, вооруженного луками и копьями. После того как исчезли эллинистические государства под ударами парфян и римлян, европейцы больше практически не встречались на полях сражений с боевыми слонами.
Использование боевых слонов в Средние века
В Средние века использовали боевых слонов практически по всей Азии – от Китая до Ирана, от Индии до Аравии. Однако тактика их применения постепенно изменялась. В эпоху раннего средневековья индийские и персидские боевые слоны шли на врага целыми соединениями, то позднее, уже во втором тысячелетии нашей эры, животные скорее играли роль передвижных крепостей.
В сохранившихся описаниях сражений тех времен с участием слонов уже нет кровавых сцен массовых слоновых атак. Как правило, слонов строили заградительной линией и выпускали лишь самый критичный момент для короткой атаки. Все чаще боевые слоны исполняли транспортные функции, неся на себе большие метательные аппараты или стрелков. Подобные сцены очень подробно изображены на рельефах двенадцатого века. Была еще у слонов и очень почетная функция.
Использование слонов в качестве транспорта для знатных военачальников
Все военачальники (бирманские, индийские, вьетнамские, тайские, китайские), как правило, восседали на животных. А вот монгольский хан, завоевав Корею в тринадцатом веке, восседал в башенке, которая находилась сразу на двух слонах.
Безусловно, слон был очень удобен для полководца, ведь с высоты он мог достаточно далеко обозревать поле, да и его самого было видно далеко. В случае же неудачи в бою сильное животное вполне могло вынести своего пассажира из свалки людей и лошадей.
В этот период оснащение слонов совершенно не изменилось, скорее, это было украшение, нежели боевая защита. И только в шестнадцатом - восемнадцатом веках индийские мастера стали делать для животных панцири, состоящие из стальных пластин, соединенными кольцами.
В Юго-Восточной Азии изобрели для экипажа специальный помост, а потому воины могли не только сидеть на спине животного, но и стоять. Мусульманские воины из Ирана и Средней Азии также сооружали подобные помосты, дополняя их башенками со щитами и даже навесом.
Недостатки боевых слонов
Надо сказать, как боевое животное слон имел один очень серьезный недостаток. Им было сложно управлять. В отличие от лошадей, они не хотели слепо идти за своими начальниками. Слон ведь достаточно рассудительное животное. Он не станет прыгать в пропасть, как, например, лошадь за своим вожаком. Это умное животное хорошенько подумает, прежде чем что-то сделать.
Слон подчинялся погонщику не из страха, а, скорее, из дружеского отношения. У этих животных нет понятия тоталитаризма. Кроме того, каждый слон ориентировался не только на погонщика, но и еще на собственного лидера. Поэтому животные сражались достаточно осознанно, они отличали, где свои, а где чужаки. Но в тоже время эти умные животные не стремились неоправданно рисковать.
Они могли без усилий пройти через ряды пехоты, но не делали этого без особой необходимости. Натравить слонов на пехоту было весьма сложно, если люди не расступились перед ними, то животные просто останавливались, пытаясь как-то очистить себе дорогу. Получается, что боевые животные, скорее, оказывали устрашающее действие, нежели причиняли реальный ущерб. Никак не удавалось приучить слонов к огню или вооруженным людям.
Считается, что индийские боевые слоны, история которых достаточно интересна и необычна, нападали только из желания сделать что-то очень приятное погонщику, а вот боевого азарта у них никогда не наблюдалось. И, тем не менее, это желание не подразумевало того, чтобы идти на неоправданный риск, подвергая опасности себя или своего наездника. Лучшей защитой слоны считали возможность как можно быстрее увезти своего погонщика подальше от опасности.
Есть данные о том, что перед боем животным для храбрости давали вино или пиво, перец или сахар. Хотя, с другой стороны, вряд ли таким способом можно было повлиять и на без того малоуправляемое животное. Скорее всего, боевые заслуги слонов значительно преувеличены, однако интересен сам факт использования животных в необычных целях. Подобная изобретательность человека не может не восхищать.
Как противостояли боевым слонам?
Сколько времени боевые слоны использовались в качестве военной силы, столько же времени шли поиски методов противодействия им. В Средние века все те же индусы, жившие в области Марвар, вывели специальную породу лошадей. Такое животное использовали против боевых слонов. Существовала такая боевая хитрость, когда на боевую лошадь надевали фальшивые хоботы. Слоны принимали их за маленьких слонят и не хотели атаковать. А тем временем обученные скакуны передними копытами становились на лоб большого животного, и всадник убивал копьем погонщика.
Ассирийцы вообще не боялись боевых животных, они выработали свою технику их обезвреживания. Была выведена особая порода боевых собак, которые выходили на поле битвы в доспехах. Одно такое животное обезвреживало всадника на лошади, а три собаки могли обезвредить слона.
Греки вообще очень быстро научились обезвреживать могучих животных, подрезая им хоботы и сухожилия на ногах. Таким образом они напрочь выводили их из строя. Дело в том, что одна раненная нога животного заставляет его полностью лечь на живот. А в таком состоянии его может добить, кто угодно. Во избежание таких ранений в Таиланде специальные воины охраняли ноги животного. На роль такого бойца брали тех, кто не был достаточно знатным, чтобы воевать на лошади, но достаточно умен, чтобы защищать животное.
Боевые слоны Ганнибала
Более двух тысяч лет назад знаменитый полководец (карфагенянин) Ганнибал перешел через Альпы вместе со своим войском и вторгся в Италию. Интересен тот факт, что в состав его сил входили слоны. Правда, исследователи до сих пор спорят относительно того, были ли животные в реале или это просто красивая легенда. Одним из вопросов является то, откуда вообще у карфагенян могли взяться эти животные. Предположительно, это могли быть вымершие на данный момент слоны из Северной Африки.
В записях историков сохранились сведения о том, как войска Ганнибала переправляли слонов через реку. Для этого они сооружали специальные плоты, жестко закрепив их по обеим сторонам берега. На них насыпали землю, чтобы имитировать тропу, и загоняли туда животных. Однако некоторые животные все равно испугались и попадали в воду, но спаслись благодаря длинным хоботам.
Вообще, переход дался животным тяжело, поскольку им сложно было идти, да и в горах не было необходимой пищи. По некоторым сведениям, выжило всего только одно животное. Однако это неподтвержденные данные.
Окончание боевой карьеры слонов
Совсем туго боевым слонам пришлось во времена появления огнестрельного оружия. С тех пор они превратились в большие живые мишени. Постепенно их стали больше использовать в качестве тяговой силы.
Окончательно прекратили их использовать в военных целях со времен Второй мировой войны. Налеты самолетов превращали животных в груду окровавленного мяса. Пожалуй, последними в 1942 году использовали слонов в Бирме в составе британских войск. С тех пор животные ушли на заслуженный отдых.
Вместо послесловия
Эти героические животные нашли отражение в известной игре «Битва за трон». Боевой слон увековечен в виде армейской единицы. Такая идея создателям игры пришла, как оказывается, неспроста, поскольку за плечами животных действительно серьезное военное прошлое.
fb.ru
10 самых известных слонов и их смерть
Экология
Крайне заманчиво подарить титул самого интригующего животного в мире одному из высших приматов. У шимпанзе гораздо больше общего с нами, при этом, если бы природа подарила им еще одну хромосому, то они могли бы отказаться от бананов и взять в руки кубики.
Но ниже мы рассмотрим виды, которые немного сложнее очеловечить (но вряд ли невозможно, учитывая невероятный поворот в воздухе, сделанный Дамбо). Слон является крупнейшим наземным животным на нашей планете. Самый массивный слон за всю историю человечества весил 26000 фунтов. В списке ниже представлена жизнь и странная смерть самых известных слонов, ходивших по земле.
10. Абуль Аббас
В 797 году Гарун аль-Рашид, халиф Багдада, подарил Карлу Великому, королю франков и римскому императору часы, внутри которых была сконструирована птица, щебечущая после каждого пройденного часа. Он также подарил ему азиатского слона. Хотя надо полагать, что Карл Великий был очарован часами с кукушкой, толстокожее животное, очевидно, произвело на него не меньшее впечатление.
К сожалению, в истории сохранилось очень мало достоверной информации о Карле Великом, так же ситуация обстоит и с упоминаниями об Абуле Аббасе. Известно, к примеру, что слон использовался в битве против датчан. В 810 году, когда слону было больше сорока лет, он умер от пневмонии, которую подхватил во время одного из своих частых купаний в Рейне. Естественно ветеринары экзотических животных в то время были большой редкостью.
9. Старый Бэт
13 апреля в 1796 году на частном вооруженном корабле в Америку прибыл второй в жизни материка слон. Как ни странно, но запись о пересечении границы слоном была сделана в обычном бортовом журнале неким Натаниэлем Готорном (Nathaniel Hathorne). Слон, названный Старым Бэтом, был выставлен на всеобщее обозрение в начале 1800-х годов.
Через какое-то время его приобрел фермер по имени Ахалиина Бейли (Hachaliah Bailey) для использования его в работе на своей ферме. Но вскоре он осознал, что может зарабатывать гораздо больше денег, если будет путешествовать со слоном по стране, чем заставлять его тянуть плуг на ферме. Он организовал путешествующий зверинец и сделал основную ставку на слона.
Допуск на шоу для одной семьи стоил одну монету или два галлона рома. Бейли утверждает, что Старый Бэт был убит 24 июля 1816 года во время одного из туров фермером, который считал греховным для бедных растрачивать свои ограниченные средства на такие пустяки, как цирк.
8-7. Кастор и Поллукс
Париж, несмотря на свое глубокое культурное наследие, сталкивался с огромным количеством беспорядков на протяжении многих лет, более того, 1870 год был одним из самых мрачных периодов в истории города. Немецкие войска тогда окружили столицу Франции, Париж был заблокирован и осажден.
Поскольку французам был закрыт внешний доступ к поставкам продуктов питания, они стали питаться всеми животными, которые были под рукой. В их меню входили собаки в томатном соусе и кошки с грибами. Далее они добрались до животных в зоопарке. Кастор и Поллукс, два слона, оказались в числе первых. Названные по имени близнецов, они были проданы местным палачам.
Богатый английский политик и писатель Генри Дюпре Лабушер (Henry Du Pre Labouchere) попробовал "деликатеса" и следующим образом прокомментировал съеденное: "Вчера я поужинал частью Поллукса. Поллукс и его брат Кастор – это два слона, которые были убиты.Это было жесткое и очень жирное мясо, я не рекомендую английским семьям употреблять его в пищу, пока есть возможность питаться говядиной или бараниной".
6. Джамбо
Пожалуй, самый известный слон из всех, когда-либо существовавших был Джамбо, огромный африканский представитель своего рода, пойманный в Эфиопии в 1869 году. Несколько лет он провел в лондонском зоопарке, но в конечном итоге в 1882 году он был продан шоумену Барнуму за 10000 долларов.
Джамбо, чье имя впоследствии стало самым распространенным синонимом слова "большой", получил свое прозвище от суахилийского слова "Jambo" (что означает "привет") или "Jumbo" ("главный"). Он на самом деле был исключительно огромным, рост его был не меньше 12 футов.
15 сентября 1885 года цирк намеревался ехать в Онтарио, Канада. Джамбо и маленький слоненок по имени Том Тамб направлялись в свой загон, когда вдруг на станцию начал заезжать никем нежданный поезд. Слоненок "поймал" скользящий удар и сломал ногу, Джамбо же пострадал намного сильнее, его череп оказался раздробленным. В последние минуты жизни слона его дрессировщик опустился на колени и заплакал, как ребенок, держа хобот Джамбо в своих руках.
После его смерти было установлено, что желудок всеми любимого слона просто завален монетами, ключами, разными заклепками и даже свистками. Его скелет был подарен музею естественной истории в Нью-Йорке, а его сердце было продано Корнельскому университету. Еще в течение нескольких лет после его смерти Барнум возил с собой на гастроли его чучело. В 1889 году он, наконец, решил окончательно проститься с Джамбо и подарил его чучело университету Тафтса, талисманом которого он впоследствии и стал.
5. Топси
Любое исследование Кони Айленда в Бруклине должно включать печальную историю о Топси, которой пришлось столкнуться с корыстным волшебником Томасом Эдисоном. Топси была развлечением в цирке Forepaugh, причем очень часто над ней сильно издевались. Известен случай, когда ее пытались накормить зажженной сигаретой. Позднее Топси была приговорена к смерти самым убийственным способом.
Великий изобретатель Томас Эдисон всю свою жизнь пытался доказать, что его модель постоянного тока является более эффективной и безопасной, чем модель переменного тока. Эдисон, будучи проницательным, хотя и несколько безжалостным бизнесменом, решил, что лучший способ развенчать технологии переменного тока – это демонстрация работы электричества на беззащитном животном.
Безусловно, если бы он смог показать американской общественности, что переменного тока достаточно для того, чтобы убить такого огромного зверя, ни один разумный человек не стал бы рисковать безопасностью своей семьи, чтобы использовать его.
Незадолго до "представления" он начал работу с Топси, скормив ей морковку с добавлением 460 граммов цианистого калия. Затем они привязал металлические диски к ее ногам и ударил по ней силой в 6600 вольт. За этим зрелищем наблюдали около 1500 человек, Топси умерла в считанные секунды. Эдисон в конечном итоге проиграл "электрическую войну", однако, случай с Топси принес ему невиданную популярность, потому как фильм с записью смерти животного еще долгое время показывали в кинотеатрах по всему миру.
4. Мария
Мария была пятитонным азиатским слоном, который участвовал в цирковом шоу Sparks World Famous. Смерть ее настигла в лице Уолтера Элдриджа (Walter Eldridge), нового работника цирковой трупы, в сентябре 1916 года. Когда он впервые к ней подошел, она, подняв его хоботом, несколько раз стукнула головой об стенку, раздавив его полностью. Ища справедливости, местный кузнец решил, что Мария должна заплатить за содеянное.
Однако, если у вас есть большая пушка и большая цель, стрелять в слона – это довольно плохая идея. Несколько десятков пуль, выпущенных им в Марию, практически не принесли ей никакого вреда, тогда он решил, что она должна быть повешена. Толпа из 2500 человек, многие из которых были детьми, собралась, чтобы посмотреть на, казалось бы, невиданное ранее зрелище. Цепь петлей и вагон промышленного крана поднял ее, но кто-то забыл освободить ее лодыжки от цепей, это был ужасный момент, когда слониха повисла в мучениях.
Очевидцы говорят о том, что было слышно, как разрывались сухожилия на ее лодыжках. Цепь на шее не выдержала, она рухнула на землю и переломала себе бедра. Следующая попытка была более успешной. Фотографии с повисшей в воздухе Марией пережили десятилетия, и хотя, взглянув на них сегодня можно подумать, что это Photoshop, на самом деле, они вполне реальны.
3. Черный Алмаз
Огромный индийский слон, весом около 18 тонн, принадлежал цирку Al G. Barnes. Он был очень непослушным, поэтому его держали прикованным к слонихе, чтобы утихомирить во время показа публике. 12 октября 1929 года в Техасе он в очередной раз решил "проявить характер", ранив своего бывшего дрессировщика и убив женщину.
Когда его удалось наконец-то утихомирить, в цирке решили, что он слишком опасен для того, чтобы принимать участие в шоу в дальнейшем. Сначала они попробовали его отравить, однако, слон оказался чрезмерно проницательным. Черный Алмаз был застрелен Хансом Нагелем, охранником зоопарка, но выпустить в него пришлось, как минимум, 60 пуль прежде, чем он рухнул на землю.
2. Ханно
Папа Лев Х получил Ханно в качестве подарка во время его коронации от короля Португалии Мануэла I. Папа очень любил своего питомца и часто показывал его желающим. Ханно был белым слоном с розовым оттенком, и по сей день животные такого цвета считаются священными в культуре Юго-Восточной Азии.
Два года спустя Ханно внезапно стало плохо. Опять же из-за плохого понимания медицины в то время, слона накормили слабительным с золотыми частицами, а умер он 8 июня 1516 года. Сердце Папы было разбито.
1. Тайк
К 1994 году технологические средства массовой информации были достаточно развиты для того, чтобы зафиксировать для потомков буйство слона. Действительно, несколько видеокамер работали 20 августа во время представления цирка Hawthorn. Во время шоу 20-летняя слониха по имени Тайк, известная своим неспокойным, мягко говоря, характером, закатила истерику.
На глазах сотен испуганных свидетелей, она убила своего дрессировщика Аллена Кэмпбелла (Allen Campbell), а затем пошла разгуливать по улицам города. В ужасе толпа быстро рассеялась, в результате чего несколько человек получили травмы различной степени тяжести. Освободившись от сетей, одетая в ярко красный головной убор, Тайк штурмовала улицы города.
Мужчина по имени Стив Хирано попытался было ликвидировать мятеж, закрыв ворота стоянки, однако, яростную слониху это не остановило. Жизнь Стива была спасена полицейскими, которые начали стрелять в воздух, чтобы напугать ее. Тем не менее, неугомонную слониху пришлось успокоить, только опустошив все обоймы в нее.
После более 80 пуль, Тайк наконец-то сдалась. Она упала на дорогу и умерла от массивного повреждения нервной системы и от кровоизлияния в мозг. Наверняка многие из вас видели кадры с места события, это действительно шокирующее зрелище.
Перевод: Баландина Е. А.
www.infoniac.ru
В Прикамье палеонтологи собрали скелет древнего слона на 50%
В Оханском районе завершилась очередная экспедиция Пермского краеведческого музея по поискам останков трогонтериевого слона – этот предок мамонта обитал у нас около 200 тысяч лет назад.
Небольшую часть обнаруженных костей древнего слона, которого еще называют степным мамонтом, пермские палеонтологи представили на выставке, которую организовал на пермской эспланаде краеведческий музей.
Но выставлена лишь малая толика находок – их еще предстоит обработать специальными растворами, а разрозненные осколки сложить наподобие пазлов.
– Этот сезон, как и предыдущий, оказался одним из самых удачных! – говорит научный руководитель пермской экспедиции известный российский палеонтолог из Палеонтологического института РАН Евгений Мащенко. – Удалось найти множество позвонков древнего слона, ребер, многие из которых оказались неповрежденными, найдены кости конечностей. Таким образом, можно сказать, что скелет трогонтериевого слона уже собран на 50 процентов. И появилась уверенность, что его комплект обязательно пополнится в будущем: мы как раз вышли на «вкусный» костеносный слой, который сулит новые ценные находки.
Но совершить их пермским палеонтологам, судя по всему, предстоит уже только в следующем году.
- На этот раз мы подбирались к останкам со стороны берега: с помощью экскаватора была срыта его верхняя часть, потом взялись за лопаты,- говорит руководитель экспедиции, заместитель директора Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова. – Но дальше так работать стало опасно. На следующий год, видимо, придется подогнать баржу с техникой и снимать слои земли со стороны Камы.
Останки троготериевого слона на берегу Камы в Оханском районе случайно обнаружили в 2010 году местные рыбакиФото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО
Древний слон может стать соседом мамонтенка
Возможно, недалек тот день, когда скелет оханского трогонтериевого слона станет украшением и гордостью Пермского краеведческого музея, заняв место рядом со скелетом своего потомка - мамонтенка.
При этом предок будет поглядывать на своего «наследника» свысока:
- Он будет на треть выше мамонта, - говорит Евгений Мащенко. – Трогонтериевые слоны могли достигать 5 метров в холке и весить свыше 10 тонн, в среднем, они были на треть выше и тяжелее своих потомков мамонтов.
Для сравнения: средний рост африканского слона около 2,5 метров, вес – около 5 тонн.
По словам Евгения Мащенко, раскопки в Оханском районе – это палеонтологическая сенсация мирового значения. По комплекности останков древнего слона оно уже входит в тройку лучших находок всех времен. По сохранности – тоже.
- Под слоем глины сохранились даже остатки растений той эпохи, а также кости других животных – древних оленей, лошадей, лося, - говорит он. – Возможно, все они скопились в древнем водоеме, который, не исключено, являлся Протокамой – предшественником современной реки. По этим остаткам мы можем примерно судить, каким выглядел 200 тысяч лет назад местный ландшафт, кем он был заселен.
По словам палеонтолога, в то время в Прикамье было и суше, и теплее.
- В лесостепной зоне с редкими перелесками лениво бродили стада трогонтериевых слонов, самцы, как и у современных слонов, держались отдельно от самок с детенышами, - говорит он. - Охранять трогонтериевых слоних и слонят не было нужды: крупные животные не имели врагов. Холодов не было, и шерсть у животных была короткой - в отличие от появившихся после них мамонтов.
Раскопки становятся всенародными
Чтобы собрать скелет оханского слона, мало будет найти его составные части. Потрудиться придется и паленотологам-реставраторам.
Наталья Краснослободская придумала способ сохранить останки доисторического животногоФото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО
- Кости животного извлекаются в очень влажном состоянии, - говорит хранитель фондов музея, препаратор Наталья Краснослободская, которая занимается консервацией останков древнего слона. – А когда высыхают, становятся похожими на мыло, крошатся. Поэтому нам пришлось разработать свою собственную технологию их обработки. Сначала пропитываем клеевым раствором, затем склеиваем подобно мозаике кусочки, но так, чтобы их можно было в случае необходимости размочить и разобрать.
- Эта технология уникальна, ее не используют больше нигде в мире, я 30 лет занимаюсь палеонтологией и знаю, что говорю, - утверждает руководитель Европейского центра палеонтологии при Опольском университете в Польше Елена Языкова, - я обязательно привезу сюда студентов на практику.
Польский палеонтолог приехала в Пермь, чтобы рассказать, как в Европе популяризируют палеонтологические находки.
- Надо понять, что это настоящий дар пермской земли, надо его сделать брендом Оханского района, всего Пермского края, - призывает Елена Языкова. – Надо приобщать людей к этому уникальному событию.
Что касается Оханского района – народ там уже начал постепенно приобщаться к поискам останков древнего слона. В этом году раскапывать землю сотрудникам музея помогали жители села Казанка. Приходили на экскурсию на раскопки школьники из села Острожка и принесли в подарок палеонтологам сделанных их руками тряпичных сувенирных слоников. Местный предприниматель-лесозаготовитель помог с землеройной техникой.
Раскопки трогонтериевого слона потихоньку становятся делом всенародным.
Хронология раскопок
Останки троготериевого слона на берегу Камы в Оханском районе случайно обнаружили в 2010 году местные рыбаки. С обрыва на них выкатилась большая кость.
Они решили, что это бивень мамонта и задумали его продать, для чего обратились в краеведческий музей. Сделка не состоялась – палеонтологические находки являются общенародным достоянием. Выехав на место, палеонтологи поняли, что найден не мамонт, а его далекий предок.
- Научное определение было сделано по найденному фрагменту зуба, у древнего слона резцовые пластины более редкие и мощные, ведь он поедал не только траву, но и веточки, - говорит Татьяна Вострикова.
В 2013 году Пермский краеведческий музей получил лицензию на раскопки. Но 2014 и 2015 годы, по словам палеонтологов, были неудачными из-за дождливой погоды. Основной «урожай» удалось собрать в прошлый и нынешний годы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Научная сенсация в Пермском крае: ученые из разных стран изучают останки двух древних слонов-гигантов
Новые находки кроме археологов видели лишь школьники из Оханского района (Подробнее...)
www.perm.kp.ru
Древний телепатический двойной боевой слон | Wiki Времени Приключений
Древний телепатический двойной боевой слон
Имя
Древний телепатический двойной боевой слон
Пол
Мужской
Возраст
Древний
Род занятий
Телепатический двойной боевой слон
Первое появление
"Предел"
Последнее появление
"Нечто большее"
Озвучен
Стив Эгии
Древний телепатический двойной боевой слон (англ. Ancient Psychic Tandem War Elephant) впервые появляется в эпизоде "Предел", в роли желания Финна, которое он загадал в середине Магического лабиринта. Джейк напоминает Финну, что он "должен позволить ему взять контроль", что Финн и делает, телепатически общаясь со слоном. Далее парнишка желает выбраться из лабиринта, в чем ему помогает Слон.
Он появился в эпизоде "Мебель и Мясо", где выясняется, что он жил в сокровищах Финна и Джейка.
В эпизоде "Нечто большее" слон был вызван Финном и Джейком, чтобы спасти Конфетное Королевство от Майи и Даррена. После помощи Финну и Джейку, уничтожают Даррена и убегающую Майю (кидают дерево в неё, в результате чего, Майя входит в кому). Слон остается не знает, что ему делать дальше, но чувствует потребность следовать за телепатическими командами. После путешествия в Ууу, он восстанавливает коматозную Майю и телепатически объясняет ей, что будет следить за ней, пока она не поправится, что очень раздражает ведьму. В конце эпизода было упомянуто, что он жив в подвале Деревянного Форта с событий эпизода "Предел".
Внешний вид
Он выглядит как огромный, двухголовый слон, который носит оранжевые лыжные очки. Его кожа кремового цвета, а на его спине есть розово-фиолетовое двойное седло. В его ногах есть маленькие ракеты, благодаря которым он летает, золотые винтовки на месте его бивней, а из своего хобота он может стрелять фиолетовыми энергетическими зарядами. На одной из его ног есть маленькая лестница, которая, скорее всего, должна помогать пассажирам взобраться на него.
Появления
Главный персонаж
Второстепенный персонаж
Цитаты
“
Человек Финн, ты достоин повелевать мной?
”
“
Я желаю то, что Финн желает...
”
Интересные факты
В игре «Finn and Jake's Epic Quest» Древний телепатический двойной боевой слон появляется благодаря заклинанию из Справочника.
В 15 выпуске комиксов Волшебный человек отпускает все стадо таких слонов. Также сводные братья обращаются к своему, отпуская и говоря "иди исследовать мир и свои эмоции". После этого слон исчезает из поля зрения фанатов.
Галерея
Официальный арт
ru.adventuretime.wikia.com
символ чего в разных культурах, значение по фен шуй
.
Как и многие другие представители животного мира, слон, в древности был награжден нашими предками особенной магической силой. В связи с его необычной силой, и довольно интересными чертами характера, он еще с первых времен стал символизировать определенные силы, влияющие на жизнь человека. Символом чего был слон в древнем мире? И почему именно этому животному были присвоены такие мистические определения? Как можно использовать талисман слон в обычной жизни? Обо всем этом читайте в нашей статье!
Cлон как символ, встречается чаще всего в трех древних культурах, в Китайской, Африканской и в Индийской
В каких культурах слон стал символом и почему
Семиотика, наука о символах говорит, о том, что практически все в нашем мире, начиная от простого камешка созданного природой, и заканчивая сочетанием созданных человеком рун, является в своем роде символом чего-то, олицетворяя собой определенный поток энергии или определенную силу природы. Так именно животные чаще всего становились воплощением особенных человеческих качеств, в основном позитивных, но иногда и негативных.
Чаще всего, слон как символ, встречается всего в трех древних культурах, в Китайской, Африканской и в Индийской. Каждая из них наделила это животное своими особенностями и приписывала ему свои возможности взаимодействия с энергетическим миром. Слон стал олицетворением природной мощи, именно такой силой которая могла причинять вред и давать защиту.
Некоторые источники также говорят о том, что это животное как символ присутствовало и в Древней Греции, и в Римской Империи, и даже в Древней Европе. Чтобы предоставить развернутую информацию об этом символе, и подсказать, как правильного его использовать стоит в отдельности рассмотреть каждую из этих культур. Талисман слон есть одним из самых древних символов в истории человечества, ему поклонялись, его обожествляли, и связывали с ним только хорошее проявление человеческих качеств.
Символика слона относительно стран и культур
Наука по изучению символик и знаков утверждает, что каждая культура создавала свои амулеты, талисманы и символы исходя строго со своих условий жизни и определенных присущих только ее жизненному устою качеств. Именно в связи с этим, слон имеет разные особенности в учении разных древних культур.
Каждая культура создавала свои амулеты, талисманы и символы
Что собой символизирует слон в Китайской культуре
Древний Китай подарил миру уникальное по своей сути учение — Фен-Шуй. В этой стране практически все сферы жизни, каждая по-своему, но связаны с этим учением. Фэн-шуй много говорит о животном мире и о его роли во Вселенной. В Древнем Китае слон символизировал позитивное отношение к жизни и стремление к развитию. Так ему приписывались:
проницательность;
удача в бизнесе;
умение вести дела;
понимание;
стремление к стабильности;
устранение конфликтов;
процветание;
мир;
любовь;
умение общаться с людьми.
Стоит отдельно упомянуть о том, что учение Фен-Шуй, говорит не только о символе этого животного, но и о том, сколько слонов должно быть для достижения определенных целей.
1 фигурка- символизирует собой стремление к слиянию с природой, дает возможность ярче и глубже чувствовать влияние природных сил и помогает достичь равновесия в отношении духовного, энергетического мира. Фен-Шуй советует использовать белую или золотую фигурку.
3 фигурки — символ основного Небесного (вселенского) Атрибута Жизни. Три слона символизируют собой прочную связь человека с Небом и Землей. Наличие у вас трех фигурок поможет вам достичь равновесия, принесет спокойствие в вашу жизнь, и будет способствовать тесной связи с силами природы. Фен-Шуй советует использовать набор слоников одного цвета. Значение этого мистического трио сводится к энергетическому кругообороту между человеком и миром. Если установить такие фигурки в гостиной, то энергетические потоки будут фильтроваться от негатива. Значение этого символа, в виде изображения на картинах, также защищает жилище от негатива.
7 фигурок — Фен-Шуй говорит о том, что символ семи слонов означает полноценный кругооборот, Законченный Небесный Цикл. Полная лунная фаза длится ровно 7 дней. Именно символ семи слонов отожествляется в Китае со знаком полноценности. Фен-Шуй в этом случае советует отдать предпочтение фигуркам белого цвета. Если такое украшение стоит в супружеской спальне, это означает что в семье полная гармония, и нет невысказанных эмоций.
Практически все фигурки этого животного, которые имеют отношение именно к Фен-Шую сделаны с поднятым хоботом. В древние времена слон как символ отожествлялся с силой духа. Именно звук его голоса, который он издает хоботом, был победным кличем. Слон с поднятым хоботом был знаком победителя и символом силы. На древних фресках и картинах его тоже изображали с поднятым вверх хоботом. Это означает победу над злом, в его первоначальном виде.
Фен-Шуй говорит о том, что символ семи слонов означает полноценный кругооборот
Что собой символизирует слон в Африканской культуре
История Африканской культуры прочно связана с особенными жизненными устоями, племенами, вождями, и жестокими правителями. Именно здесь была рождена самая сильная и самая жестокая религия Вуду. Жители этих территорий много страдали от вторжений, долгое время были в рабстве, колонизация Африки навсегда останется в памяти человечества как самая жестокая война за территории. Но вместе с тем, Древняя Африка, принесла в наш мир массу магических умений, колдовских ритуалов и удивительную символику. Как и у других культурах, в Африканской культуре, много внимания уделялось животному миру. Так здесь Серый слон и Белый слон, награжден многими мистическими особенностями и возможностями. В Африке это животное означает только позитив, и ассоциируется с:
доброй властью;
сильным характером;
достоинством;
высокими умственными способностями;
особо развитым интеллектом;
логикой;
интуицией;
терпением;
верностью своим принципам;
миролюбием;
долголетием;
процветанием.
Стоит заметить, что на разных территориях Африки фигурку слона как символику использовали по-разному. Так, слон, вставший на задние ноги, и поднявший передние, олицетворял собой готовность к битве не на жизнь, а на смерть. Некоторые источники говорят, что такой символ, часто украшал знамена, под которыми воины выходили на битву. Вторая разновидность символа, это Белый слон с поднятым вверх хоботом. Этот знак символизировал собой победу и ликование. Многие древние рисунки и фрески показывают нам, что слоны вели непосредственное участие в боях, выступая в роли тяжелой артиллерии. Даже с учетом того, что люди фактически гнали вперед себя этих больших животных на верную смерть, по окончанию боя, первыми с поля битвы убирали именно останки животных, и только потом павших воинов.
Что символизирует сбой слон в культуре Древней Индии
Самая интересная символика слона присутствует в культуре Древней Индии. Начнем с того что именно здесь слон в доме есть символом:
необычайной мудрости;
священной войны;
достоинства;
мощи человеческого существа;
олицетворяет внутреннее спокойствие;
символизирует задумчивость;
есть знаком благоразумия.
Бог счастья в Индии, Ганеша, представляет собой человека с головой слона
В Индийском Пантеоне Богов, который, в отличие от славянского Пантеона, до сих пор сохранился практически в первоначальном составе, и до сих пор почитается, как и в древности, это животное имело особенное место. Так, Великий Бог Индра, отец всех богов и создатель всего сущего на планете, передвигается только верхом на прекрасном слоне белоснежного цвета и с витыми золотыми бивнями. Это животное названо Первым среди Четырех Дигнагов, мировых слонов, которые в Индии есть хранителями всех стран мира. Заметьте, человечество, само его существование, напрямую зависит от того насколько благосклонны и спокойны великие животные которые держат Мир на своих бивнях! А потому ничего удивительного нет в том, что индийцы не просто почитают слона, а благоговеют перед его символикой. Ведь он, есть той силой, которая не дает миру рухнуть в Вечное Море и погибнуть в бушующих волнах. Если животные рассердятся или решат разойтись, мир просто погибнет, спасения не будет никому.
Культура Индии, и ее духовный мир, прочно завязан на символике слона. Так, Бог счастья в Индии, Ганеша, представляет собой человека с головой слона. Не смотря на то, что это божество состоит в Пантеоне как низшее божество, мифическая история говорит, что его бивнем писался эпос «Махабхарата». Индийцы украшают фигурками и изображениями серых и белых слонов храмы, дома и даже школы. Этот символ призван дарить силу ума и защиту от злобы богов. Чаще всего он изображается с поднятым вверх хоботом как олицетворение победы и великой радости. До сих пор индийцы почитают это животное как воплощение бога. Многие источники указывают на то, что в этой религии слон есть существом, в которого вселяется божественная сила, чтобы бродить по земле среди людей.
Что символизирует слон в Древнегреческой культуре
Греко-римская культура тоже не обошла своим вниманием слона как символику. Так здесь он олицетворяет собой знак Меркурия, который в свою очередь есть эмблемой мудрости и человеческого достоинства. Стоит заметить, что многие источники называют греко-римскую империю самой развращенной, самой циничной и бесстыдной империей древнего Мира. Но вместе с тем, это Рим, это родитель великих мыслителей, художников, рифмоплетов и скульпторов. Рим подарил миру великолепное по своей сути историческое наследие. Существует много изображений где Белый Слон, купаясь в реке, возносит хвалу богам, поклоняясь небесному своду.
Так в Риме это животное было символом:
победы;
мышления;
красоты;
славы;
долголетия;
бессмертия;
победу над старостью;
противостояние со смертью.
В этой культуре животное в основном используется в виде небольших статуэток, скульптур, и как изображение на картинах. Часто такой символ, становится украшением сада или украшает въезд во двор, как бы стоит на страже ворот.
Статуэтка слона из латуни
Что символизировал слон в Древней Европе
В Древней Европе, упоминание о слоне, как о символе чего-то крайне скудные и не ясные. Все дело здесь в том, что в те времена, такое животное, больше воспринималось ни как часть живого мира, а как мифическое, божественное существо. Интересный факт, в Древней Европе это животное отожествляли по характеристикам с белым единорогом, и он олицетворял собой:
спокойствие;
собственное величие;
осознание собственной значимости;
великая мудрость;
сила духа;
животная мощь;
чувство собственного достоинства.
В основном его изображали на картинах рая и ада. Если это животное рисовали на простом холсте то только в мифической импрентации, иногда его наделяли способностью летать, и даже изображали с крыльями на спине. Позднее, когда Европу захлестнула эпоха крестовых походов, слон в разных вариантах изображался на гербах лордов и на военных флагах. И только с приходом в Европу, Китайского учения Фен-Шуй люди стали относится к слонам как к символу а не как к мистическому существу.
Как используется символика слона
В силу своей особенности, это животное как символ, не может использоваться в качестве украшения на шею, то есть в виде кулона он не используется. Идеальным вариантом использования будет изображение, картина или статуэтка. Так, в бизнес сфере триад слонов подарит проницательность, интуицию, и одарит возможностью быстро принимать правильные решения. В доме этот символ послужит в качестве талисмана от человеческой зависти, злобы и недобрых намерений. Семь белых слонов принесут в ваш дом спокойствие и равновесие, уберут суету и направят энергию в правильное русло. Золотой слон с поднятым вверх хоботом, сидящий на куче золотых монет принесет богатство и процветание своему владельцу. А один большой белый слон, подарит вам чувство собственного достоинства, укрепит волю и поможет покорять мир, осуществляя свои самые дерзкие и самые рискованные начинания, если они будут направлены во благо.
zakolduj.ru
Слон в культуре Индии | культура Индии
Слон занимает в культуре Индии очень большое место, и это связано не только с тем, что он является самым крупным животным, но и с его интеллектуальными качествами и особенностями характера, а отличная память слонов вошла в поговорку.
Слон как символ
Слон для Индии - это в первую очередь символ мудрости доброты, это очень благоприятный символ, поэтому изображения слонов можно встретить и в качестве элемента оргамента в храмах, в украшениях домов, любимый туристами сувенир - сандаловый слоник также приносит удачу. И конечно слонов изображают на одежде, слоновий мотив является одним из любимых орнаментов индийцев, вы можете увидеть его и на печатных тканях и в вышивках.
Белый слон, фрагмент индийской одежды
Но слон также и олицетворение силы, мощи и царственности, именно в этом качестве слоны использовались правителями, также по этой причине слоны досточно часто изображаются во дворцах.
Слоны в жизни и истории Индии
С самых древних времен индийцы чтили мощь слонов и использовали их и составе армейских подразделений, указание на это содержится в эпосе Махабхарата.В древних войнах в Азии слоны играли решающую роль, например, армия Александра Македонского бежала, увидев этих гигантов, однако потом искуссные в войне греки учли их слабы стороны и нанесли индийскому царю поражение.
Слоны используются для сельско-хозяйственных работ в качестве транспортных средств и подъемных кранов, для работы в джунглях и заболоченных местах.Слоны являются непременным атрибутом индуистских и муссульманских правителей Индии, поскольку они являются самым сильным животным они символизируют власть. Правители Индии от Раджастана до южных штатов держали слонов для торжественных выездов и праздничных процессий.
Слоны Майсора на празднике Дуссера, фото thehindu.com
Сейчас в Индии популярны слоновьи фестивали, самый известный проводится в Джайпуре во время холи, еще несколько проходят в южной Индии, самый популярный Тричур Пурам в керальском городке Тричур.
Слоны в индийских религиях
Самым известным слоном в индийской мифологии является белый слон Айравата, это вахана, то есть транспортное средство ведического царя богов Индры.
Индра с супругой на слоне. Рельеф храма Келади, южная Индия
У Айраваты 4 бивня и 7 хоботов, он не только ездовое, но еще и боевое животное.
Слон Индры Айравата из Акшардхама, фото akshardham.com
Айравата является прародителем всех слонов мира, и о его собственном рождении есть 2 легенды. Первая легенда гласит, что когда боги и асуры пахтали мировой океан из него стали подниматься 9 драгоценностей, одной из которых был белый слон. На такое происхождение указаывает и его имя Айравата, что значит "сын Ираванти", а "иравант" означает "напиток", "океан" (словарь Б.Л.Смирнова к Бхагавадгите). Второй миф говорит, что Айравата и ещё 7 слонов появились на свет из скорлупы мирового яйца Брахмы, и они стали хранителями 8 сторон света.
Самым известным божеством индуистской мифологии, связанным со слонами, является индуистский бог Ганеша, у него голова слона, только пожалуйста не верьте, что Ганеша и есть слон, это не так. Легенда гласит, что маленький мальчик Ганеша охранял покои своей матери Парвати, когда пришел Шива, который не знал о его существовании. Вобщем Шива отсек ребенку голову, а когда выяснилось кто есть кто пришлось срочно приставить к телу голову другого существа, вот и приставили голову маленького слоненка, я выкладывала небольшой мультфильм на тему этого мифа https://indonet.ru/indoblog/ac.... В остальном Ганеша вполне антропоморфный бог и он является в том числе богом мудрости и знаний, у ног его часто изображают книги.
Почетное место отведено слону и в буддизме, ведь именно белый слон явлился к матери Будды царице Майе возвестив ей о рождении царственного ребенка. С тех пор белый слон является в буддизме священным животным.
Слоны являются непременным атрибутом могих храмов - храмовые слоны не только участвуют в праздниках, но и благословдяют верующих, касаясь их головы хоботом.
Храмовый слон из Танджавура, Тамилнад, фото С.Соловьева
Автор и источник публикации:
achadidi специально для читателей indonet.ru.
indonet.ru
Боевые слоны — WiKi
Африканский слон (Loxodonta africana), ближайший родич вымершего подвида Loxodonta africana pharaohensis, предположительно использовавшегося в качестве боевого слона
Точных данных относительно начала боевого применения слонов человеком нет. Известно, что боевые слоны использовались в Древнем Китае времён династии Шан (1600—1027 годы до н. э.). Боевые слоны упоминаются в древнеиндийском эпосе Махабхарата. В армиях Древней Индии, где обитало большое количество слонов, они использовались регулярно,[2] и слон считался основной тяжёлой боевой единицей. Причём такое применение зачастую было обусловлено не столько боевой эффективностью слона, сколько психологическим эффектом от одного вида этого животного, управляемого человеком[1]. Число слонов в армии и убранство слона служило показателем могущества военачальника. Поэтому во многих индийских летописях упоминается огромное число слонов в армиях правителей. Современные оценки численности данного вида войск варьируются в пределах от нескольких десятков до одной, реже двух—трёх сотен[1].
Постепенно изменялась тактика применения слонов. В античности и средневековье обычно применяли отдельные соединения слонов (род войск, укомплектованный боевыми слонами, иногда называется элефантéрия[3][4][неавторитетный источник? 139 дней]), которые со слабой поддержкой пехоты атаковали линии противника, не только прорывая его строй, но и оказывая существенное психологическое воздействие. Это было обусловлено относительной новизной применения данной боевой силы. Впоследствии ситуация изменилась , в Высокое Средневековье боевые слоны играли роль опорных пунктов для пехоты, своего рода передвижных крепостей. В этом случае боевых слонов выстраивали заградительной линией, перемежая сомкнутыми рядами пехоты и изредка, в переломные моменты боя, посылали их в короткую контратаку[5].
Боевые слоны часто использовались для буксировки тяжёлых боевых машин и выполняли транспортные функции по перемещению большого числа воинов, обычно лучников[1].
Слон также применялся в качестве наблюдательного (командного) пункта полководца[1]. Известен случай, когда наблюдательный пункт военачальника был выполнен в виде башни, которая располагалась сразу на двух слонах. Такое расположение было весьма удобно, так как с высоты полководец мог далеко обозревать поле битвы, его самого и подаваемые им сигналы было видно издалека, в случае же военной неудачи слон мог без труда вынести военачальника из боя при отступлении[1].
Используемые животные
Африканские слоны, использовавшиеся в античных армиях, обычно называются североафриканскими. Эти слоны были особым подвидом или даже отдельным видом саванного африканского слона, ареал которого на данный момент располагается южнее Сахары. В античное время климат в Северной Африке был мягче, чем в наши дни, и в Магрибе, между пустыней и Средиземным морем, находилась полоса саванн, где и обитали ныне вымершие североафриканские слоны. Данный подвид отличался от саванных слонов меньшими размерами, более мирным характером и лучшими способностями к дрессировке[5].
В античные времена как таковая броня на боевых слонах армий всех стран света фактически отсутствовала[9], в то время её заменяло богатое убранство слона, которое служило показателем могущества и состояния правителя и военачальника. Из элементов брони присутствовали отдельные элементы в виде бронзовых налобников или более широких панцирных наголовьев.
В VII веке до н. э. слонов стали облачать в доспехи, сделанные из нескольких слоёв воловьей кожи[10]. Позднее доспехи слона стали составными — из кожи и железных пластин, хобот также прикрывался железными пластинами, иногда с острыми шипами. Также улучшилась экипировка махаута, который получил щит и дротики[11].
В Высокое Средневековье (по описаниям современников и изображениям боевых слонов той эпохи на иллюстрациях рукописи Бабур-наме) индийские боевые слоны уже облачались в полностью кольчужные доспехи. Данные доспехи наименовались «каджим». По иным данным (Абу-л Фазл Аллами), доспех назывался иначе: термином «гаджагаха» обозначалась защита ушей слона, а термином «пакхар» — защита головы и/или туловища слона. Полный же доспех назывался «хат джхул»[9].
Доспех обычно состоял из малых и больших стальных пластинок, которые соединялись при помощи кольчужного плетения. Полный комплект доспеха состоял примерно из 8350 пластин общим весом 159 кг. В роскошных доспехах пластины покрывали чеканными изображениями и позолотой. На крупных чеканных пластинах могли помещаться различные изображения, в частности: идущих слонов, цветов лотоса, птиц, рыб[9].
Также известны случаи использования наконечников для бивней слонов. Считалось, что они могли быть обработаны специальным ядом[9].
Упоминается, что обученные слоны умели своим хоботом метать копья[12]. Также существуют утверждения, что в качестве оружия мог применяться меч, прикреплённый к хоботу слона[13][14]. Это представляется маловероятным вследствие физиологических особенностей животного; скорее всего, мечи крепились к бивням слона[13]. Хоботом слон мог вытаскивать всадников из седла[9][15].
В античные времена боевые слоны использовались в основном против конницы[1], так как лошади боялись слонов и атака конницы захлёбывалась[5]. Слоны, обладая сравнимой с конницей скоростью, но в то же время несравнимо большей массой, обращали любую конницу в бегство[5], как это, например, было в сражении при Гераклее: царь Пирр, видя фактическое поражение своей армии от римской конницы, бросил в бой резервные силы слонов и этим обратил исход битвы в свою пользу.
Об уязвимых местах боевых слонов говорит известное библейское предание, согласно которому Елеазар Маккавей в битве за Сионскую цитадель[16] проткнул копьем брюхо слона, на котором, как ему показалось, восседал сам сирийский царь, и погиб под рухнувшим на него слоном[17]. Клавдий Элиан писал о том, как римляне успешно применили свиней против боевых слонов Пирра, так как слоны боятся визга свиней[18].
По мнению одного из крупнейших военных историков Ганса Дельбрюка[19],
Ни в одном достоверном описании сражения мы не находим ничего существенного, совершённого слонами, наоборот, сторона, имевшая в своем распоряжении больше слонов, терпела в большинстве случаев поражение... Не указано ни одного примера, где бы слоны прорвали фронт сомкнутой пехоты.
К VI веку до н. э. боевые слоны стали нести на себе до четырёх человек, ещё несколько солдат на земле защищали ноги животного. На спину слона крепился деревянный помост или плетённая корзина, где находилось трое стрелков, вооружённых дротиками или луками. Стенки корзины служили стрелкам защитой. На спинах слонов, возвышавшихся над полем боя, также устанавливались барабаны или сигнальные флаги для передачи команд солдатам[11].
Распространённой тактикой также было использование боевых слонов против пехоты, впрочем, такая тактика не всегда была успешной[5][9] в силу того, что только не обученная вести боевые действия против боевого слона пехота, сбивающаяся для отражения атак в плотные группы, представляет приемлемую цель для применения мощи боевых слонов. Рассредоточенная пехота, использующая шумовые приспособления, факелы и прочие методы устрашения, пугала слонов и обращала их в бегство[5]. Обезумевший от страха, разъярённый, обращённый в бегство слон был более опасен для собственных войск, причём настолько, что его предпочитали умертвить, вбив в голову специальный кол, имевшийся у погонщика, нежели допустить в свои ряды[9].
Древний Восток: Персия, Индия и Александр Великий
Европейская цивилизация встретилась с боевыми слонами во время похода Александра Македонского. В битве при Гавгамелах в 331 году до н. э. персидская армия имела 15 индийских слонов. Персы, сами не привыкшие к боевым слонам, надеялись использовать их для продавливания грозной македонской фаланги и для устрашения противника. Однако слоны в сражении не поучаствовали, были захвачены армией Александра и затем использовались в ходе дальнейшего похода македонской армии на восток[20].
Затем македонцы встретили армию царя Пора, в числе которой имелось около 150—200 обученных слонов[21]. Так как в битве при Гавгамелах-Арбеллах македонцы фактически не сражались с ними, то армия не имела чёткого представления о методах борьбы со слонами и поначалу не могла причинить им существенного вреда, но, начав метать копья в незащищенные ноги слонов, воины Александра обратили их в бегство. Несмотря на то, что слоны были обращены в бегство его войсками, Александр Македонский включил боевых слонов в состав своей армии.
Битва при Гидаспе
Боевые слоны атакуют фалангу в битве при Гидаспе
Битва при Гидаспе произошла в 326 году до н. э. между войсками Александра Македонского и индийского царя Пора[5]. Армия Пора была достаточно многочисленна по тем временам. Так, Аррианом указывается что армия насчитывала более 30 тысяч пехоты, 4 тысячи конницы, 300 колесниц и 200 слонов (иные источники, в частности, Курций Руф указывают около 85 слонов). Диодор указывает 50 тысяч пехоты, 3 тысячи конницы, тысячу колесниц и 130 слонов. Плутарх же указывает только 20 тысяч пехоты и 2 тысячи конницы в войске Пора). Если опираться на описание сражения и число потерь, скорее всего у Пора было до 30 тысяч пехоты, 3 тысячи конницы, 300 колесниц и 130—200 слонов. Кроме опоры на данные силы Пор рассчитывал на прибытие союзника, индийского царя Абисара, чья армия могла сравниться по численности и составу с войском Пора.
Приведенные источники не сообщают о численности армии Александра Македонского. В то же время, на основании подробного перечисления Аррианом македонских подразделений и их союзников, представляется возможным оценить армию Александра примерно в 8—10 тысяч конницы и 25—30 тысяч пехоты.
При анализе данного сражения можно определить тактику использования слонов индусами[5]. Сначала колесницами вносится смятение в ряды противника, противник теряет боевое построение, и затем слоны прорывают фронт армии противника и вносят беспорядок в его ряды. Кавалерия довершает общий разгром. Однако, в данном сражении колесницы были выведены из строя войском Александра в начале битвы, а слоны против закалённой в боях и дисциплинированной македонской пехоты не смогли ничего сделать. Когда прорыв македонского строя не удался, слоны повернули назад и внесли панику в ряды индийцев, которые были полностью разгромлены.
Античность: Средиземноморье
Битва при Заме
Битва при Заме
Битва при Заме, произошедшая в октябре 202 года до н. э. между Ганнибалом и Сципионом Африканским, — последнее сражение Второй Пунической войны, закончившееся поражением армии Ганнибала.
Римская армия насчитывала в своем составе около 25—30 тысяч пехоты и около 6—8 тысяч конницы. Армия Карфагена имела в своём составе около 35 тысяч пехотинцев и 2—3 тысячи конницы, а также около 80 плохо обученных слонов[5].
Расположение и группировка римской и карфагенской армий были сходны: впереди располагалась лёгкая пехота, за ней в две линии — тяжёлая пехота. Конница была выстроена на флангах. Ганнибал выдвинул слонов и лёгкую пехоту вперед, вторую же линию войск расположили в 200 м за первой. Для отражения атак слонов Ганнибала Сципион выставил специальных метальщиков копий.
Бой был начат карфагенянами, которые бросили в атаку слонов. Но из-за действий римских метальщиков и производимого римским войском с помощью труб шума, слоны повернули обратно и смяли первые ряды карфагенской пехоты и конницу. Затем конница римской армии начала погоню за карфагенской конницей, временно покинув поля боя.
Из-за неудачных действий своих слонов и бегства конницы, Ганнибал решил охватить фланги противника силами одной пехоты. Для этого он приказал выдвинуть вторую линию карфагенской армии из-за флангов, и образовать клещи для охвата римской армии. В ответ на это римляне поступили аналогично, и бой перешёл во фронтальное столкновение пехоты. В это же время конница римской армии возвратилась на поле боя и атаковала с тыла ряды карфагенян. Это решило исход боя, Ганнибал был разбит, что стало его единственным поражением за всю карьеру полководца. Потери карфагенян составляли 10 тысяч человек, римляне потеряли около 1500 человек[5].
Битва при Рафии
Битва при Рафии произошла в 218 году до н. э. между войсками Антиоха III Великого и Птоломея IV Филопатора в ходе Четвертой Сирийской войны за обладание Келесирией[5].
Полибий указывает, что Птолемей располагал около 70 тысячами пехотинцев, 5 тысячами кавалерии, 73 слонами, а армия Антиоха была примерно равна по численности и насчитывала 62 тысячи пехоты, 6 тысяч кавалерии и 103 слона.
Битва началась схваткой слонов на передней линии войск в которой индийские слоны Антиоха одержали победу над ливийскими (африканскими) слонами Птолемея на правом крыле войска. В продолжении боя на том же крыле греческие наёмники Антиоха победили пельтастов Птолемея, которые были смяты обращенными в бегство своими же слонами. На левом фланге греческие наёмники и египетская кавалерия обратили в бегство пехотинцев сирийской армии. Затем египетская фаланга опрокинула сирийскую фалангу и египетская конница завершила разгром отступающих сирийцев[5].
Антиох потерял около 10 тысяч пехоты и более 300 конницы убитыми, 4 тысячи человек пленными. Птолемей потерял 1,5 тысячи человек пехоты и до 700 конницы.
В описаниях Полибия есть свидетельство боевых действий слонов в битве при Рафии[5]:
Дав боевой сигнал, они прежде всего ввели в сражение слонов. И вот немногие из слонов Птолемея столкнулись с противниками: на них превосходно сражались башенные бойцы, врукопашную кололи и поражали друг друга сариссами, но еще лучше бились слоны, сражаясь со всей силой и сталкиваясь во встречном бою, ибо дерутся эти животные так, переплетаясь и упершись клыками друг в друга, они толкают изо всей силы и топчутся на месте, пока один, одолев другого, не оттеснит морду в сторону, а как только один, оттеснив, поставит другого боком к себе, он ранит его клыками совершенно так, как бык рогами. Большинство же слонов Птолемея трусливо уклонилось от боя, как поступают обычно африканские слоны. Они не выносят запаха и голоса индийских слонов, но, как мне кажется, пораженные их величиной и силой, они сейчас же, как только завидят их, обращаются в бегство. Так это случилось и теперь, когда слоны [египтян] в беспорядке оттеснены были к своим.
Античность: Парфянское царство и Сасанидский Иран
В Парфянском царстве элефантерия не использовалась: нет никаких упоминаний о боевых слонах[22]. Исключением можно считать известие Тацита о том, что в 62 году парфянский царь Вологез I в ходе войны с римлянами переправился через реку на слоне, а войско следовало на лошадях[22]. Сасаниды же возродили практику применения боевых слонов. Уже Шапур II Великий использовал слонов при осадах крепости Нисибис в 337 (338) и 350 годах[23].
Античность: Дальний Восток
Средневековье
Современное применение
Слон в сиамской армии со смонтированным на спине лёгким артиллерийским орудием (1893)
После начала широкого применения пороха (XV—XVI века), фактически все преимущества боевых слонов были сведены к минимуму. Мушкеты не могли причинить существенного вреда животному, но уже лёгкая артиллерия выводила боевых слонов из строя[24]. Несмотря на это, слоны ещё довольно долго широко использовались в качестве передвижных наблюдательных и командных пунктов.
Несмотря на известные недостатки, боевые слоны использовались в Юго-Восточной Азии вплоть до XIX столетия из-за сложной проходимости рельефа данного региона, что делало его практически непригодным для использования кавалерии. Сиамская армия использовала боевых слонов, которые оснащались гингальсами, вплоть до франко-сиамской войны (1893). В Китае боевые слоны использовались во франко-китайской войне (1885).
В XX веке слоны использовались в армиях не как боевые единицы, а только как тягловая сила. Таким образом, они часто использовались в Первую, а затем и во Вторую мировые войны[25], так как зачастую могли передвигаться по участкам, где движение моторизированной техники было бы затруднено. Так, в начале XX века в Апи (север бывшего Бельгийского Конго), в Ару и других местах существовали экспериментальные станции для приручения африканских слонов. Отлавливали молодых слонов, как наиболее обучаемых. Станция в Ару функционирует и сейчас[26], на данный момент там находятся около пятидесяти прирученных слонов, которые работают на плантациях. Практической военной пользы эти опыты не принесли[27].
На данный момент африканские слоны являются вымирающими животными, статус африканского слона в списках Международной Красной книги — «уязвимый» (Vulnerable), также он занесён в Приложение I Конвенции по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры (CITES), поэтому его использование в военных целях нецелесообразно.
Некоторые сражения с применением боевых слонов
Битва Год Место и стороны Численность слонов с каждой стороны Результат применения слонов
Битва при Ипсе
301 до н. э.
Возле города Ипса во Фригии (Малая Азия) между войсками Антигона I Одноглазого и Деметрия I Полиоркета с одной стороны и войсками коалиции Кассандра (Македония), Птолемея I (Египет), Селевка I (Вавилония и сатрапии Ирана) и Лисимаха (Фракия) с другой. Одна из крупнейших битв периода эллинизма и вообще всемирной истории до начала Нового времени
Более 400 со стороны Селевка I и около 75 у Антигона I Одноглазого и Деметрия I Полиоркета[28]
Селевк, с помощью брошенных вовремя в бой слонов, отсёк отделившуюся от основных сил конницу Деметрия, а затем и уничтожил её, лишив защиту войск Антигона с флангов[29]. После разгрома армии государство Антигона I Одноглазого перестало существовать
Битва при Киноскефалах
197 до н. э.
Фессалия. Сражение между римской и македонской армией за обладание Грецией
Неизвестно, не более нескольких десятков
Македонская фаланга, переходя через холм, распалась на две части. Правое крыло продвигалось вперед, в то время как оторвавшееся левое ещё выстраивалось. Боевые слоны Фламиния пробили невыстроившийся левый фланг македонян, а римские легионеры окончательно отбросили его. Фаланга была разбита, Вторая Македонская война окончилась
Ангорская битва
28 июля (20) 1402 г.
Сражение между Османским султаном Баязидом I и среднеазиатским эмиром Тимуром (Тамерланом) близ Ангоры
32[30] в составе армии Тимура
Слоны не сыграли сколь-нибудь значимого значения в битве, так как общее число воинов с обеих сторон составило около 200 тысяч[30]
Битва при Панипате
5 ноября (28 октября) 1526 г.
Сражение между армиями султана Бабура и Делийского султаната под предводительством Ибрахим-шаха Лоди
100[31] со стороны Ибрахим-шаха Лоди
Десятикратно превосходящее по численности войско Ибрахим-шаха Лоди было полностью разгромлено современно оснащённым, по тому времени, войском Бабура. Слоны были расстреляны артиллерией
Хотинская битва (1621)
Сентябрь-октябрь 1621
Сражение между армиями Османской империи и Речи Посполитой
4 со стороны Османской Империи
Превосходящее по численности турецкое войско было разбито. Слоны испугались артиллерийского обстрела и повернулись к своим