Искусство древнего. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего Египта. Искусство древнего


Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта – собирательное название для произведений живописи, скульптуры, рельефов, архитектуры, некоторых декоративных промыслов, созданных в разные периоды Египта эпохи фараонов. Большой интерес представляют остраконы (или остраки), глиняные черепки, служившие доступным писчим материалом – на них древнеегипетские художники также наносили рисунки.

Условно искусство Древнего Египта можно разделить в соответствии с периодами древнеегипетской цивилизации: искусство Древнего, Среднего и Нового царства. Однако, несмотря на некоторые стилистические отличия между ними, существует и преемственность, проявляющаяся, прежде всего, в верности религиозным традициям.

Скульптура и изобразительное искусство Древнего Египта чрезвычайно стилизованы, символичны, сосредоточены на загробной жизни и идеализации мира мертвых. Вместе с тем оно характеризуется, с одной стороны, строгой формализацией и канонизацией, с другой стороны, высокой степенью реализма.

Изначально искусство Древнего Египта создавалось ради религиозных и магических целей. Его символика показывает убеждения древних египтян и их попытки понять окружающий мир. В религиозном и социальном контексте произведения искусства играли практическую роль, эту материалистичность не просто понять современному зрителю. Например, рельеф на стенах храма, изображающий фараона, подносящего богам дары и уничтожающего врагов Египта, выражал мысль, что фараон выполняет свою главную обязанность – поддерживать порядок во Вселенной. Египтяне верили, что изображения только посредством их существования способствовали тому, чтобы все изображенное происходило в реальности.

То же можно сказать и в отношении скульптурных изображений, помещенных в храмах и гробницах – они являлись физическими хранилищами для духов. С помощью церемонии «отверзение уст» статуи или мумии древнего Египта становились, как считалось, живыми существами, способными дышать, говорить, принимать подношения. Существуют доказательства, что этот ритуал совершался, начиная со времен Древнего царства и до римского периода. Принципиальным различием между человеком и статуей было то, что статуя обладала вечной жизнью. Поэтому скульптура изготавливалась из прочных материалов – металла, камня, дерева.

Искусство Древнего Египта предписывало строгий формализм и сложные каноны красоты при изображении богов, царей, людей высокого социального положения. Они могли варьироваться от династии к династии в зависимости от преобладающих социальных структур и властных отношений. Осанка человека или бога в человеческом обличье должна быть прямой. Изображалась фигура стоя или сидя; лицо с увеличенным и расширенным глазом и ноги изображали в профиль, верхняя часть туловища была обращена вперед, бедра – повернуты на три четверти. На изображениях мужчины делают шаг вперед, руки держат сжатыми в кулак. Ноги у женских фигур находятся на одном уровне, руки открыты. Цвет кожи мужчин красновато-коричневый, женщин – желтой охры, следовательно, намного ярче. По самим изображениям невозможно определить, какие именно люди на них изображены. Идентифицировали их только по надписанному имени. По этой причине письменность являлась интегральным аспектом искусства. Создание иллюстрированных знаков фактически само по себе было творчеством.

Реализм в египетском искусстве преобладает в изображениях природы, растений, животных, а также объектов, связанных с сельскохозяйственной и другой практической деятельностью (судоходство, рыболовство, охота).

Особенно абстрактны или полны аллегорий иллюстрации сцен из мира богов, космических процессов и загробной жизни. Эта иконография очень сложна для понимания непосвященному зрителю даже при наличии надписей, учитывая и то, что иногда рисунок представляет собой иероглифические надписи. Притом, что все изображенные объекты и предметы вполне конкретны, в разных комбинациях они обретают новый смысл.

В целом искусство Древнего Мира построено в значительной степени на символике, но если сравнить древнегреческие рисунки с древнеегипетскими на одинаковые темы, например, «Восход солнца», то отличия разительны. На эллинском рисунке, скорее всего, будет изображена колесница, запряженная крылатыми конями, в которой бог Гелиос взлетает на небеса. Лучи его короны (символические лучи солнца) золотят морские воды, в которых резвятся юноши, радостно встречая новый день. Если добавить изображение ещё одного юноши или заменить их нереидами, то смысл изображенного не поменяется. Но если проделать похожее с древнеегипетским рисунком и заменить одно изображение другим, то возникнут другие образы и символы.

fb.ru

Искусство Древнего Египта

Будучи одной из самых ранних цивилизаций в истории человечества, Древний Египет, безусловно, был и одной из тех цивилизаций, в которых зародилось искусство в его современном понимании. Оно существенно шагнуло вперед по сравнению с первобытными временами, но при этом по-прежнему не было самостоятельным. Искусство Древнего Египта с самого зарождения и до заката этой цивилизации было посвящено обрядам и общению с богами, выполняя прикладные функции. Также оно отличалось стойким следованием однажды сложившимся канонам, благодаря чему практически не менялось в течение тысячелетий и до сих пор узнается даже непрофессионалами вне зависимости от того, к какой эпохе относится.

Архитектура Древнего Египта

Строительные навыки египтян были весьма прогрессивными по сравнению с соседними цивилизациями. Древнеегипетские постройки трудно точно датировать, поэтому традиционная наука классифицирует их согласно устоявшейся хронологии царств и династий.

Одним из факторов, обеспечившим сохранность многих архитектурных сооружений Древнего Египта, стало отсутствие в нем дерева, пригодного для строительства. Это обусловило применение для строительства сначала кирпича-сырца, а затем известняка, песчаника и гранита. При этом до наших дней сохранились наиболее монументальные строения из камня, а кирпичные во множестве разрушались под воздействием разливов Нила, войн и смут, а также благодаря разборке существующих зданий для строительства новых. Также стоит отметить, что если кирпич использовался для жилищ и хозяйственных построек, то камень в основном шел на строительство культовых зданий, благодаря большей сохранности которых современные исследователи и могут судить о древнеегипетской архитектуре.

Архитектура древнего Египта прошла долгий путь от простых зданий из сырца с тростниковой крышей до монументальных храмовых комплексов, увековечивавших фараонов и, согласно египетским верованиям, обеспечивавших им вечную жизнь. Наиболее известные подобные сооружения – пирамиды (рис. 1) – относятся к периоду Древнего царства, в который Египет достиг своего максимального могущества и развития.

Пирамиды Древнего Египта

Рис. 1 – Пирамиды Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта

Одним из наиболее характерных и самобытных представителей искусства Египта была скульптура. Этот вид искусства был чрезвычайно проработан, и установившиеся каноны скульптуры практически без изменений прошли через все периоды древнеегипетской истории.

Скульптура в Древнем Египте выполняла связующую с загробной жизнью роль. Скульптуры умерших фараонов, сановников, жрецов и богов были призваны придать им физическую форму в этом мире. Поэтому в течение долгого времени их основной чертой была портретность, стремление максимально полно отобразить внешность умершего. Строгие каноны скульптуры (например, строго регламентировались позы сидящих и стоящих фигур, положение их рук и ног, цвет кожи и т. д.) также были призваны для достижения этой цели. Древнеегипетские статуи, как правило, выполнялись из глыбы камня или из дерева.

Также большое распространение (особенно в период Среднего царства) имели малые скульптурные формы. Это различные статуэтки богов, людей и животных, которые помещались в гробницу умершего, чтобы сопровождать его в загробном мире. В основном такие статуэтки вырезались из дерева и зачастую складывались в композиции с определенным сюжетом.

В период Позднего царства в древнеегипетской скульптуре наметились определенные, зачастую весьма существенные, отступления от канона. Тем не менее, его влияние было настолько велико, что проявлялось даже в эллинистический период, органично сочетаясь с характерными греческими чертами.

Живопись Древнего Египта

Живопись, как и другие виды искусства, в Древнем Египте также выполняла прикладную – загробную – функцию. Живописные сюжеты на стенах границ, на статуях и саркофагах были призваны улучшить жизнь умершего в загробном мире. На фресках гробниц изображались сюжеты из жизни покойного, а также его посмертное путешествие, включающее в себя суд и последующую жизнь.

Живопись Древнего Египта характеризуется большой степенью реалистичности. Все изображаемые предметы, людей и животных египтяне стремились раскрашивать в соответствии с их реальными цветами. Для этого использовался довольно большой набор красок и пигментов.

Также живопись использовалась и для украшения фасадов и внутренних помещений храмов и дворцов. В таких случаях это могли быть бытовые, исторические или мифологические сюжеты. Каждая живописная композиция, как правило, сопровождалась поясняющим текстом.

Египтяне использовали особую технику живописи, обрабатывая каменные поверхности слоями грязи, гипса и известняка перед нанесением изображения. После завершения композиции для придания ей большей долговечности ее покрывали лаком или смолой. Благодаря сухому климату Египта по сей день сохранилось множество изображений, выполненных в подобной технике.

Помимо этого распространены были рельефы, изображавшие различные сцены. Зачастую их также раскрашивали. В целом живопись Древнего Египта неотделима от архитектуры, так как украшала стены сооружений, подчеркивала их назначение.

Литература Древнего Египта

Литература в Египте зародилась вместе с рождением пиктографического, а затем иероглифического письма. Последнее окончательно сформировалось в период Раннего царства, развившись также и в скорописное, курсивное начертание – иератику (рис. 2). Египтяне обожествляли иероглифы, придавали им сакральный смысл и способность общаться с богами.

Иератическая письменность

Рис. 2 – Иератическая письменность

Изначально литература в Древнем Египте сводилась к хозяйственным, религиозным, мифологическим и погребальным текстам, а также письмам, гимнам, стихам. Повествовательные тексты в египетской литературе появились только в период Среднего царства вместе с возвышением класса писцов. Это были поучения, сказания и рассказы. Также в Среднем царстве получили популярность пророческие тексты, сказки, беседы и диалоги. Уже в Новом царстве писать их практически перестали, вернувшись к этим жанром только в Эллинистический период.

Носителями древнеегипетской литературы были в основном папирусные свитки и остраконы из известняка или керамики. Часто писали также на деревянных досках и стенах зданий и гробниц. Зачастую литературные тексты обнаруживаются на саркофагах. Папирусные тексты сохранились в основном в гробницах, располагавшихся в сухих условиях пустыни. Все остальные подобные источники бесследно пропадали при разливах Нила. Терялись и более долговечные письменные материалы: каменные плиты с текстами зачастую использовались как строительный материал, а остраконы выбрасывались как мусор, благодаря чему зачастую археологи обнаруживают их в больших количествах.

Для нанесения текстов на каменные поверхности писцы использовали долото. Для письма по папирусу и остраконам использовались специальные ручки, сделанные из тростника, которые обмакивались в черный и красный пигменты – уголь и охру. Они использовались вплоть до периода римского владычества в Египте, когда их вытеснили традиционные грекоримские письменные инструменты и краски.

Музыка и театр Древнего Египта

Музыка была очень распространена в Египте наряду с танцами. Египтяне имели собственную музыкальную гармонию, основанную на золотом сечении и подражании звукам природы. Как и другие виды искусства, музыка была в Египте сакральной, использовалась в религиозных обрядах и празднествах, а звукам египтяне приписывали различные магические свойства. Профессия музыканта была очень почетной в Древнем Египте, зачастую они составляли целые династии.

Родилось в Древнем Египте и подобие театра. Египетский театр был основан на мистериях в честь различных богов — Осириса, Исиды и других. В мистериях принимали участие жрецы и фараоны, они разыгрывались на сюжеты из мифов о богах, которым они были посвящены.

Таким образом, искусство Египта было разноплановым, включало в себя множество направлений и жанров. При этом большую часть истории оно было направлено в основном на культовую сторону жизни и обеспечение загробной жизни умерших.

vse-lekcii.ru

Искусство Древнего Египта – кратко

От архитектуры Древнего Египта сохранилось мало дворцовых построек (обычно они воздвигались из непрочных материалов). Зато сохранились пирамиды, мастабы (усыпальницы  трапециевидной  формы,  сооружавшиеся для  египетских вельмож, а не фараонов) и скальные гробницы.

Наиболее крупные храмы стали воздвигаться в период Нового царства. Особенно замечательны фиванские храмы – Луксорский и Карнакский – с огромными залами и открытыми колонными дворами. Стены храмов были покрыты раскрашенными рельефами и иероглифическими надписями.

В древнеегипетском скульптурном искусстве заметно стремление к монументальности. Нередки грандиозные статуи, достигающие 20 метров в высоту, высеченные из скал. Таким колоссом является в первую очередь Большой Сфинкс (статуя льва с человеческой головой, символизирующая могущество и мудрость фараона), и столь же гигантские статуи Рамзеса II.

Сфинкс и пирамида Хафры

Большой Сфинкс и пирамида Хафры

 

В скульптуре и живописи Древнего Египта очень часто чувствуется условность. Особенно проявляется она в изображении человеческой фигуры на плоскости (на рельефах и в живописи). Лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут en face. При изображении в профиль груди полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте фигуры одно из них должно было быть скрыто. Египетский художник, следуя вековым традициям, стремился изображать то, что существует на самом деле, а не то, что он видел, рассматривая модель с той или иной стороны, когда многое ускользает из поля зрения. При желании египетские художники могли идеально точно передать вид натуры и в профиль и en face, но решались на это очень редко, ибо были связаны традицией.

 

 

Особенно сильна была зависимость скульптора или живописца от установленных норм при изображении высокопоставленных лиц. Фараонов и вельмож приходилось изображать в величественной и неподвижной позе, с застывшей стандартной улыбкой на лице. Художники избегали отмечать у них какие-либо физические недостатки, иногда придавали им чрезмерно большой рост. Естественнее изображались в древнеегипетском искусстве простые люди (пастухи, земледельцы) и чужеземцы. Полная свобода предоставлялась художнику при изображении фауны. Изумительно точно и ярко показаны дикая кошка, гуси, утки и т. д.

Суд бога Осириса

Образец древнеегипетской живописи. Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса

 

Значительная ломка художественных традиций произошла в тель-эль-амарнском искусстве, т. е. во времена фараона-реформатора Аменхотепа IV (Эхнатона). И сам он, и его жена, и дочери, не говоря о других персонажах, изображаются натуралистически, причем недостатки даже подчеркиваются.

Эхнатон и Нефертити

Рельеф из Амарны, предположительно изображающий Эхнатона и Нефертити, ок. 1335 до Р. Х.

 

Большого развития достигли в Египте музыка и танцы. Существовали духовые инструменты (флейты), ударные (систры, кастаньеты) и струнные (арфы, лютни и пр.). Танцовщицы иногда разыгрывали целые сложные пантомимы, изображая фараона и побежденного врага или травы, которые клонятся от дуновения ветерка. В храмах ставились религиозные драмы (мистерии), в которых представлялись смерть и воскресение Осириса. Это были зачатки театра, который получил полное развитие уже в античном мире.

Достижения древнеегипетской культуры и искусства Египта заметно повлияли на потомков и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты в видоизмененной форме перешли от египтян к другим народам. Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве. Подлинные египетские обелиски возвышаются в Риме и Париже. Сфинксы из красного гранита, привезенные из Египта (они относятся к XV в. до н. э.), украшают набережную Невы в Петербурге.

 

rushist.com

Искусство Древнего Египта кратко | История мира

В этой статье мы рассмотрим искусство Древнего Египта кратко, так, чтобы у вас сложилась общая картина о том, какой оно было в те времена.

Искусство Древнего Египта кратко

Как известно, вдохновителем человечества всегда была природа. В долине Нила она тоже давала возможности для творчества – медленная река, плоские вершины гор, пальмы, лотос и папирус.

На развитие древнеегипетского искусства в значительной степени повлияли верования людей. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому все их шедевры были предназначены для царства мертвых и редко становились достоянием живых.

Именно египтяне дали миру основные архитектурные формы – колонну, пирамиду, обелиск.

Древнее Царство

В период Древнего (Раннего) Царства один их фараонов основал город Мемфис, который позже стал культурным центром. В целом именно в этот период были заложены письменность, религиозные законы, светские принципы.

Особенную ценность имела скульптура – она подчинялась строгим законам изобразительного искусства тех времен. Мастера старались сохранять характерное сходство с личностями, с которых создавались скульптуры, опять же, учитывая значимость загробной жизни.

Статуи царевича Рахотепа и Нофрет

Статуи царевича Рахотепа и Нофрет из гробницы в Медуме. Пер. пол. III тыс. до н. э.

Большое распространение получили и рельефы – скульптурные изображения на плоскости. Причем, сначала рельеф был плоским (он практически не выступал над поверхностью), а позже стали выполнять глубокий рельеф.

Для любого произведения изобразительного искусства в древнеегипетском царстве было характерно выполнение фигур господина, фараона или вельможи несколько большими по размеру, если их сравнивать с рабами или простым людом. Очевидно, что таким образом показывалась разница в положении и чине.

Среднее царство

Период Среднего царства – это XXI—XVIII вв. до н. э. Время, когда больше не существовало централизованного государства. Политическим центром стал город Фивы, а отдельные области (номы) стали более самостоятельными, что позволило развиваться местным школам. Номархи, правители номов, возвеличили себя до местячковых фараонов, позволяя себе создавать свои собственные мини-шедевры.

Это объясняет тот факт, что даже пирамиды стали меньше, неприметнее.

Одними из самых известных и узнаваемых предметами искусства этого периода являются изображения со сценами охоты, рыболовли.

Тотемы номов

Тотемы номов Древнего Египта

В гробницах Среднего царства часто встречаются деревянные статуэтки людей, прислуживавших своему господину – воинов, пастухов, прачек, пахарей.

Пектораль – украшение, которое носилось на груди, и имело вид прямоугольной пластины. Ее обязательно клали на грудь умершего.

Для второй половины этого периода характерно появление в храмах статуй фараонов. Они были выставлены на всеобщее обозрение, поэтому важность портретного сходства была особенной.

Также расцветает ювелирное искусство. Узнаваемым украшением для Древнего Египта является пекторали. Они появились как раз в Среднем царстве. Наиболее частым изображением для них был жук-скарабей, символ воскрешения. Украшали пекторали лазуритом, бирюзой, сердоликом.

Новое царство

Начало последнего условного периода существования Древнего Египта был связан с нашествием врагов и бедствиями. Рельефы и настенные росписи заполнились битвами и сражениями с гиксосами (азиатскими племенами).

Середина XVI в. до и. э. была началом Нового царства. Врагов изгнали, XVIII династия фараонов взошла на престол. В Фивы хлынули богатства, сделав город процветающим и украшенным.

Наибольшим достижением в искусстве этого времени стали храмы. Один из них был посвящен богине Хатор, дочери Ра. Его возвели по приказу царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (в Фивах). Известны также храмы в Луксоре и Карнаке Ипет Рес и Ипет Сут.

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

С 332 г. до н.э., с приходом Александра Македонского, Египет стал меняться. Здесь появилась александрийская школа искусств, которая основывалась на традициях не только египетской культуры, но и античной.

Итак, мы рассмотрели искусство Древнего Египта кратко. Его характерными чертами на протяжении всего времени оставались величественные строго геометрические сооружения (храмы, пирамиды), а также барельефы и росписи, так много рассказывающие нам о жизни древних египтян.

istoria-mira.ru

Искусство Древнего Рима | История искусства

Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора — деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора , и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.

Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое — у этрусков, но больше всего — у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне , как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку — из глины, воска, бронзы.

Архитектура

Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.

Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.

У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.

Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - К о л и з е й , вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.

Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.

На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания - б а з и л и к и . В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик - а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

cvetamira.ru

Nova Deep Trip: История искусств. Лекция 5.1: Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. Оно было определено общественным и историческим развитием этой страны, глубоко отличным от развития стран Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, - до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиваться смелым и глубоким идеям, утверждающим красоту и значимость человека. 

При переходе к классовому обществу, в Древней Греции сформировался ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику.

Этапы развития искусства Древней Греции:

1. Гомеровская Греция (12-8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. Появление эпоса и первых, примитивных памятников изобразительного искусства.

2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7-6 вв. до н.э.) - время борьбы античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений. Сложение и развитие греческой архитектуры, скульптуры, ремесел, расцвет лирической поэзии.

3 Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5-4 вв. до н.э.) - период высокого расцвета философии, естествонаучных открытий, развитие поэзии (особенно драмы), подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 века вызывает кризис искусства классики.

3. Эллинистический период (конец 4-1 вв. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса путем образования больших империй. Однако, очень скоро наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения. Искусство теряет дух гражданственности и народности. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы. 

Полисы постоянно враждовали друг с другом, правда, объединялись в случае нападения на Грецию общего врага (так было с Персией и Македонией). Каждый гражданин имел право участвовать в управлении государством. Естественно, что и среди свободных граждан были внутренние противоречия, часто выражавшегося в борьбе демоса (народа) против представителей аристократии. 

В Древней Греции особенно ценили физическую силу и красоту: были организованы общегреческие состязания в Олимпии (Пелопоннесский п-ов). По олимпиадам велся счет времени, а победителям воздвигали статуи. Большое значение в развитии эстетического восприятия имели театральные представления, первоначально связанные с культовыми празденствами, в том числе в честь покровителей полисов (например, праздник Больших Панафиней для афинян). Религиозные воззрения греков сохранили свою связь с народной мифологией, таким образом религия переплеталась с философией и историей. Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства - это ее антропоморфизм, то есть глубокое очеловечение мифологических образов. 

Памятники древнегреческого искусства большей частью не дошли до нас в подлинниках, многие античные статуи известны нам по мраморным древнеримским копиям. В эпоху расцвета Римской империи (1-2 вв. н.э.) римляне стремились украшать свои дворцы и храмы копиями прославленных греческих статуй и фресок. Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были расплавлены в годы гибели античного общества, а мраморные - в большей части разрушены, то часто только по римским копиям, обычно еще и неточным, можно судить о ряде шедевров греческой культуры. Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение  имеют фрески позднеэллинистическогохарактера, воспроизводящие иногда более ранние образцы. Некоторое представление о монументальной живописи дают изображения на греческих вазах.  Также большое значение имеют пиьменные свидетельства, самые известные из них: «Описание Эллады» Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов, старшего и младшего, «Описание статуй» Каллистрата, «Десять книг об архитектуре» Витрувия.  

Искусство Гомеровской Греции

(12 - 8 вв. до н.э.)

Это время отразилось в эпических поэмах - «Илиаде» и «Одиссее», автором которых считают Гомера. В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще родовой строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами, отчасти пастухами. Рабство имело эпизодический и патриархальный характер, рабский труд применялся (особенно вначале) преимущественно в хозяйстве племенного вождя и военного предводителя - басилевса.  Басилевс являлся главой племени, и объединял в своем лице судейскую, военную и жреческую власть. Он управлял общиной совместно с советом старейшин - буле. В наиболее важных случаях собиралось народное собрание - агора.

Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура древнегреческих храмов использовала и по-своему переработала сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона - зала с сенями и портиком. Экспрессивный орнаментальный характер Эгейского мира был чужд художественному сознанию древних греков. 

Самыми ранними из дошедших до нас художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледно желтому фону глиняного сосуда. Наиболее полное представление об этом стиле дают дипилонские вазы. Это очень большие сосуды, иногда в рост человека, имели погребальное или культовое назначение. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор чаще всего состоит из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранился на всем протяжении развития греческого искусства). Также применялся схематизированный растительный и животный орнамент. 

Важной  особенностью более поздних дипилонских ваз является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны: обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т.п.

Скульптура этого периода дошла до нас только в виде мелкой пластики, большей частью культового характера. Это небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, из терракоты, слоновой кости или бронзы. 

«Конь» и «Геракл и кентавр», Олимпия

«Пахарь», Беотия

«Аполлон», Беотия

Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов. Основным видом такой скульптуры были были так называемые ксоаны - идолы, выполненные из дерева или камня.

К 8 веку до н.э. относятся остатки памятников ранней греческой архитектуры. 

Храм Артемиды Орфии в Спарте (реконструкция)

Сохранились руины храма в Термосе в Этолии и храма в Дреросе на Крите. В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону: очаг-жертвенник помещался внутри храма, на фасаде ставились 2 колонны. Наиболее древние из этих сооружений имели стены из сырцового кирпича и деревянного каркаса на каменном цоколе.

Искусство Греческой Архаики

(7-6 вв. до н.э.)

Власть главы племени - басилевса - еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатство, землю, рабов - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе.  Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между родовой знатью и народом. Эвпатриды стремились к закрепощению свободных общинников, что могло повести греческое общество по пути восточных рабовладельческих государств. Неслучайно, некоторые памятники этого времени напоминают древневосточное искусство. Полная или частичная победа широкой массы свободных крестьян, ремесленников и купцов привели к учреждению античного варианта рабовладельческого общества.

В течение 7-6 вв. до н.э. расширились греческие поселения - колонии образовались по берегам Средиземного и  Черного моря. Особенно большое значение в дальнейшей истории древнегреческой культуры имели поселения в южной Италии и Сицилии - так называемая Великая Греция.

В период архаики складывается система архитектурных ордеров, которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека. Также важно сложение лирической поэзии, которое означает интерес к миру личных чувств человека. 

Эволюция греческой скульптуры

В целом искусство периода архаики условно и схематично. Античные мифы и сказания становятся предметом широкого отражения в изобразительных искусствах. К концу периода архаики в искусство все чаще стали проникать темы, взятые из реальной действительности. К концу 6 века до н.э. классические тенденции начинают приходить во все большее противоречие с методами и принципами архаического искусства.  

Еще в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший отражением идей народа - греческий храм. Главным отличием от храмов Древнего Востока было в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан.  Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств.  Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу. 

Типы греческих храмов 

Храм, поставленный богу, был всегда обращен главным фасадом на восток, а храмы, посвящавшиеся обожествленным после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мертвых. Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был храм «в антах». Он состоял из одного небольшого помещения - наоса, открытого на восток. На его фасаде, между антами (т.е. выступами боковых стен) были помещены 2 колонны. Для главного сооружения полиса он не подходил, поэтому чаще всего использовался как небольшое сооружение, например, сокровищница в Дельфах:

Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого были размещены 4 колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер, т.е. храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех 4 сторон колоннадой. Основные элементы конструкции периптера просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и балочные перекрытия, колонны восходят к деревянным столбам. Архитекторы Древней Греции стремились развить художественные возможности, скрытые в конструкции здания. Так сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. 

В эпоху архаики гречески ордер сложился в в двух вариантах - дорическом и ионическом. Это соответствовало двум основным местным школам в искусстве. Дорический ордер воплощал идею мужественности, а ионический - женственности. Иногда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами - статуями одетых женщин.

Греческая ордерная система не была трафаретом, механически повторяющимся в каждом решении. Ордер был общей системой правил, а решение всегда носило творческий индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами строительства, но и с окружающей природой, а в период классики - и с другими зданиями архитектурного ансамбля. 

Дорический храм-периптер был отделен от земли каменным основанием - стереобатом, который состоял из 3 ступеней. Вход в наос (прямоугольное помещение храма) помещался за колоннадой со стороны главного фасада и был оформлен пронаосом, напоминающим по конструкции портик «храма в антах». Иногда кроме наоса существовал еще опистодом - помещение позади наоса, с выходом в сторону заднего фасада. Наос был со всех сторон окружен колоннадой - «птерон» (крыло, периптер - со всех сторон окрыленный храм).

Колонна была важнейшей частью ордера. Колонна дорического ордера в архаический период была приземистой и мощной - высота равна 4-6 нижним диаметрам. Ствол колонны был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр. Колонны дорического ордера не являются геометрически точными цилиндрами, кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис.

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, ее высота равна 8-10 нижним диаметрам. Она имела базу, из которой словно вырастала. Каннелюры, в дорической колонне сходившиеся под углом, в ионической разделены плоскими срезами граней, - от этого количество вертикальных линий как бы удваивалось, а благодаря тому, что желобки в ионической колонне были врезаны глубже, игра света и тени на ней была богаче и живописнее. Капитель имела эхин, образующий 2 изящных завитка.

Система дорического ордера в своих основных чертах сложилась уже в 7 в. до н.э. (Пелопоннес и Великая Греция), ионический ордер сложился к концу 7в. до н.э. (малоазийская и островная Греция). Позднее, в эпоху классики получил развитие третий ордер - коринфский, - близкий к ионическому и отличавшийся тем, что в нем колонны более вытянутые по пропорциям (до 12 нижних диаметров) были увенчаны пышной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

Более ранние храмы нередко имели слишком грузные капители или слишком короткие стволы колонн, соотношение сторон храма часто было непропорциональным. Постепенно все недостатки исчезали.

Храм Геры (Герайон) в Олимпии, 7 в. до н.э.

Храм Аполлона в Коринфе (Пелопоннес), 2 пол. 6 в. до н.э.

В архаической архитектуре нашла свое место раскраска, основными были чаще всего сочетания красного и синего. Раскрашивались тимпаны фронтонов и фоны метоп, триглифы и другие части антаблемента, раскрашивалась и скульптура.

Храмы Ионии, т.е. городов побережья Малой Азии и островов, отличались особенно большими размерами и роскошью убранства. В этом сказалась связь с культурой Востока. Эти храмы оказались в стороне от основной линии развития греческой архитектуры. Архитектура классики разработала все лучшие стороны ионического ордера, но осталась чуждой пышной роскоши, эта черта получила свое развитие только в эпоху эллинизма. Наиболее известный пример архаических храмов Ионии - храм Артемиды в Эфесе (2 пол. 6 в. до н.э.) - диптер, более 100 м в длину 

Макет храма в Стамбуле в парке Миниатюрк

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел, особенно керамика. Обычно вазы покрывались художественной росписью. В 7 и особенно в 6 в. до н.э. сложилась система постоянных форм ваз, имевших разное назначение. Амфора предназначалась для масла и вина, кратер - для смешивания во время пира воды с вином, из килика пили вино, в лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших. Во времена ранней архаики (7в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал подражающий Востоку стиль, целый ряд орнаментов был заимствован с Востока.  В 6 в. до н.э. пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком. 

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Название одного из предместий Афин, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами, - Керамик - превратилось в название изделий из обожженной глины.

Кратер Клития, выполненный в мастерской Эрготима (560г. до н.э.) или Ваза Франсуа

Наиболее известный аттический вазописец - Эксекий. Среди его лучших работ рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости и изображение Диониса в ладье (дно килика):

Вазопись другого не менее известного мастера Андокида известна своими реалистическими мотивами, вступающих порой в противоречие с  приемами плоскостной архаической вазописи: амфора с изображением Геракла и Цербера (ГМИИ им. Пушкина).

Росписи поздних чернофигурных ваз дали впервые в греческом искусстве образцы многофигурной композиции, в которой все действующие лица находились в реальной взаимосвязи. По мере нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности. Это привело около 530г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к краснофигурной вазописи, со светлыми фигурами на черном фоне. Прекрасные образцы были созданы в мастерской Андокида, но в полную меру все возможности были раскрыты уже в период классического искусства.

Противоречивым было развитие архаической скульптуры. Почти до самого конца архаического периода создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов. К такому типу статуй относится: 

Гера с острова Самоса и Артемида с острова Делоса 

Богиня с гранатом, Берлинский музей

Восточным духом отличались сидящие фигуры правителей (архонтов) расставленные вдоль дороги к древнему храму Аполлона (Дидимейону) близ Милета (в Ионии). Эти схематичные, геометрически упрощенные каменные статуи были сделаны очень поздно - в середине 6 в. до н.э. Образы правителей трактованы как торжественные культовые изображения. Такие статуи нередко были колоссальных размеров, также подражая в этом смысле Древнему Востоку. Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов - куросы. Появление образа куроса имело большое значение для развития греческой скульптуры, образ сильного, мужественного героя или воина был связан с развитием гражданского самосознания, новыми художественными идеалами. Общее развитие типа куросов шло в сторону все большей верности пропорций, ухода от условной декоративной орнаментальности. Для этого понадобились радикальные сдвиги в человеческом сознании, которые произошли после реформ Клисфена и окончания греко-персидских войн.

Полимед из Аргоса, скульптурная группа, посвященная героям Клеобису и Битону

Курос, музей Метрополитен, Нью-Йорк 

В середине 6 в. до н.э. куросы начали становиться более живыми и человечными, мышцы тела стали лучше моделироваться, пропорции стали более правильными. Стремление придать выразительность лицу статуи привело к сложению часто повторяющейся схемы «архаической улыбки». Иногда она придавала несколько манерный облик, например - скульптура Аполлона Тенейского:

Аполлон Птойос (из Беотии) - пример поздней архаики:

В статуях куросов и других произведениях монументальной архаической скульптуры есть несомненная близость к искусство Древнего Египта, которое было известно в Греции и могло служить примером для художников. Сковывающие тенденции условного решения человеческого образа наглядно проявились в произведениях, где нужно было показать движение. 

Статуя богини Ники с острова Делоса (мастер Архерм)

Чаще, чем в круглой скульптуре, движение изобрадалось в рельефах. 

Рельеф на фронтоне храма Артемиды на острове Корфу

Похищение Европы, метопа храма С в Селинунте (Сицилия)

Персей, убивающий Медузу, метопа храма С в Селинунте (Сицилия)

Такой условный прием изображения движения держался очень долго. Еще в середине 6в. до н.э. он был применен в метопе одной из сокровищниц в Дельфах. 

Со второй половины 6 в. до н.э.в архаической скульптуре начали яснее проступать реалистические искания. Наиболее передовой из школ стала аттическая школа, на основе искусства Аттики складывается предпосылки перехода к искусству классики.

 Фрагменты фронтона первого храма Афины (Гекатомпедона) отличались необычной раскраской.

 Фрагменты фронтона второго храма Афины (Гекатомпедона), Афина повергает на землю гиганта Энкелада

Девушка (кора) в пеплосе

Кора с Акрополя

Мосхофор (человек, несущий теленка) с Афинского Акрополя

Стела Аристиона

Насколько развилось аттическое искусство конца 6 в. до н.э. показывает рельеф Гермес и хариты: Под воздействием аттической школы возникли в городах северного Пелопоннеса опыты более живой трактовки традиционных статуй куросов: мастера стали сгибать одну гону и в локте руку, пытаясь придать спокойно стоящей фигуре оживление. 

Аполлон из Пьомбино

nova-deep.blogspot.com

Искусство Древнего Египта

Искусство в Древнем Египте играло роль сопровождения культовых и религиозных обрядов. Пирамиды, храмы, гробницы, скульптурные статуи и настенная живопись становились произведениями искусства. Их назначением было связывать мир богов и мир людей. 

Каноничность древнеегипетского искусства 

Во времена Древнего царства зарождается монументализм египетского искусства, создаются правила и каноны, которые строго исполняются многие века.

Искусство Египта – часть культа, заупокойного ритуала. Высший культ – культ солнечного божества. Египет – страна Солнца, фараоны – дети Солнца. Солнце изображалось разными символическими образами: то крылатый шар, то шар с множеством рук-лучей, то птица-сокол, то телец. Солнце - круг есть в орнаментах, солнечный луч-обелиск - в скульптуре. 

Египтяне думали, что после смерти наступает точно такая же загробная жизнь. Следовательно, для счастья покойнику нужно всё то, что он имел на земле. Так возник обычай бальзамирования. Вместе с мумией в гробницу ставили портрет и натуральной величины статую покойника. У умершего должны были остаться его семья, рабы, слуги, скот. Тогда художники создавали множество статуэток «ушебти», которые заменяли усопшему земное окружение. Стены гробницы украшались фризами и рельефами, изображающими земные события: сражения, праздненства, отдых владыки и труды его рабов. 

Роль искусства в Древнем Египте

Искусство древнего Египта играло важную роль: дарить бессмертие, стать продолжением жизни после смерти. Рисунку, статуям и др. отводилось особое предназначение. Художественность никого не интересовала. Труд художников считался священным действием. Поэтому в Древнем Египте зодчие, скульпторы, живописцы были богатыми высокопоставленными лицами. Многие играли роль жрецов. Они были знаменитыми и уважаемыми людьми. Художники гордились своими произведениями, но были ограничены в проявлении свободы творчества, устоявшиеся каноны мешали развитию их художественного таланта.

В Древнем Египте жизнь искусства считалась вечной, что требовало постоянства, поэтому изобретались единые формулы, составлялись правила создания ясных, чётких, символических линий, контуров, обобщённых образов. 

В Древнем царстве Египта появляется особая модель статуй. В это время искусство отражает военно-политический и культурный подъём государства. В нём ощущается величие, торжественность, спокойствие, ритмичность, размеренность, уравновешенность, которые чувствуются в египетском искусстве всех времён. В древнеегипетском искусстве сохранялась каноничность.

 

Несмотря на это, в различных позах людей, зафиксированных в статуях, просматривается совершенство пластики тела, которое создаёт иллюзию жизни.

mithology.ru


Смотрите также