Список правителей Древнего Египта. Древний египет великие правители
Список правителей Древнего Египта
Список правителей Древнего Египта — список правителей Древнего Египта, начиная с конца 4-го тысячелетия до н. э. и заканчивая епархами Египта, прекратившими правление после арабского завоевания Египта.
Относительно датировок в египтологии существует множество независимых друг от друга и более или менее обоснованных теорий. Из-за недостаточной источниковой базы на сегодняшний день невозможно быть на 100% уверенным в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно. Так, началом древнеегипетской цивилизации является начало Раннединастического периода, что произошло, как считают современные египтологи, в 4-м тысячелетии до н. э. Конец же Классического Египта известен точно — это 31 г. до н. э., когда закончил правление последний фараон Древнего Египта Цезарион, и Египет стал провинцией Римской империи.
Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:
Этап Период
Доисторический Египет
Додинастический период
V—IV тыс. до н. э.
00 династия
«Слон», Пен-абу(кон. 4-го тыс. до н. э.)«Бык» (кон. 4-го тыс. до н. э.)«Скорпион» I (ок. XXXIII в. до н. э.)
кон. 4-го тыс. до н. э. — ок. XXXIII в. до н. э.
0 династия
Верхний Египет — кон. 4-го тыс. до н. э.
Ни-Нейт, Хор-ни-Нейт (de)
«Двойной сокол» (de)
Ни-Хор, Хор-ни, «Сокол» II (de)
Пе-ХорХат-Хор, Хор-хат (de)
Хеджу-Хор, Хор-Хеджу, «Сокол» I (de)
Шендет, «Крокодил» (de)
«Скорпион» II, Мин Г?
Ири-Хор, Хор-ири
Ка, Хор-ка, Хор-сехен
Нармер, Нар
Нижний Египет — кон. 4-го тыс. до н. э.
Сека, «Пахарь» (de)
Иуха, Хаиу (de)
ТиуИтиеш, «Завоеватель земель» (de)
Нихеб, «Связанный с плугом» (de)
Унегбу, Вазнер (de)
Имичет (de)
кон. 4-го тыс. до н. э.
Династический период
Раннее царство
Первая династия Египта
Правители первой династии:
Нармер (2900–?+25)
Аха (3032/2982–3000/2950)
Тети I (de) (3000/2950–2999/2949)
Джер (2999/2949–2952/2902)
Уаджи, Джет (2952/2902–2939/2889)
Меритнейт царица
Ден, Удиму (2939/2889–2892/2842)
Аджиб, Анеджиб (2892/2842–2886/2836)
Семерхет (2886/2836–2878/2828)
«Птица» (de)
Каа (2878/2828–2853/2803)
Сенеферка, Неферсека
ок. 2900 — ок. 2803
Вторая династия Египта
Правители второй династии:
Ранеб, Небра (2825/2775–2810/2760)
Нинечер (2810/2760–2767/2717)
Унег, Венег (2767/2717–2760/2710)
Сехет(de))
Перибсен (2660–2650+25)
Сехемиб (de) (2760/2710–2749/2699 )
Сенед (?–2610+25)
Нубнефер, Небунефер)
Неферкара I (2749/2699–2744/2694)
Неферкасокар (2744/2694–2736/2686)
Худжефа I (de) (2736/2686–2734/2684 )
Хасехемуи (2734/2684–2707/2657)
Са, Ба (de)
Древнее царство
Третья династия Египта
Третья династия Египта:
Небка, Санахт (2707/2657–2690/2640)
Джосер, Нечерихет (2690/2640–2670/2620)
Сехемхет (2670/2620–2663/2613)
Худжефа II (de)
Хаба, Хабаи (2663/2613–?)
Небкара (de)
Неферкара (2) (de)
Небка (2), Неферкара-Небка (2952/2902–2939/2889)
Хуни, Ху, Аху, Несуху (?–2639/2589)
Кахеджет (de)
Четвертая династия Египта
Четвертая династия Египта:
Снофру, Снефру (2639/2589–2604/2554)
Хуфу (2604/2554–2581/2531)
Джедефра, Раджедеф (2581/2531–2572/2522)
Хафра, Рахаф (2572/2522–2546/2496)
Джедефхор (de)
Бафре, Бауфре
Бака, Бакара (2546/2496–2539/2489)
Менкаура (2539/2489–2511/2461)
Шепсескаф (2511/2461–2506/2456)
Джедефптах (de) (2506/2456–2504/2454)
Пятая династия Египта
Пятая династия Египта:
Усеркаф (2504/2454–2496/2446)
Сахура (2496/2446–2483/2433)
Неферирикара I, Неферирикара Какаи (2483/2433–2463/2413)
Шепсескара (2463/2413–2456/2406)
Неферефра, Иси, Ранефереф (2456/2406–2445/2395)
Ниусерра, Ини (2445/2395–2414/2364)
Менкаухор (2414/2364–2405/2355 )
Джедкара, Джедкара Исеси (2405/2355–2367/2317)
Унис, Унас (2367/2317–2347/2297)
Шестая династия Египта
Шестая династия Египта
Тети II (2347/2297–2337/2287)
Усеркара (2337/2287–2335/2285)
Пепи I, Пиопи I, Пепи Мерира (2335/2285–2285/2235)
Немтиэмсаф I, Меренра I (2285/2235–2279/2229)
Пепи II, Пиопи II, Пепи Неферкара (2279/2229–2219/2169)
В современной научно-популярной литературе часто встречаются списки фараонов, включающие в VII династию около 11-ти первых правителей VIII династи. Э. Хорнунг, Р. Краусс и Д. Уорбертон пропускают эту династию в своей хронологии. Ю. фон Бекерат не указывает фараонов этой династии, лишь ссылается на Манефона, согласно которому VII династия правила в течение 70 дней. Э. Бикерман считает эту династию фиктивной. Юлий Африкан указывает 70 фараонов, правивших 70 дней. Евсевий Кесарийский указывает 5 фараонов, правивших 75 дней.
Восьмая династия Египта
Восьмая династия Египта
Нечерикара, Нечеркара
Менкара
Неферкара III
Неферкара IV, Неферкара Неби
Джедкара II Шемаи
Неферкара V Хенду
Меренхор
Неферкамин I
Никара
Неферкара VI Тереру
Неферкахор
Неферкара VII Пепи-сенеб
Неферкамин II Ану (2182–2181)
Какаура Иби I (2181–2176)
Неферкаура (2126–2113+25)
Неферкаухор, Неферкаухор Хуиухапи (2122–2120+25 )
Неферирикара II (2119–2118+25)
Девятая династия Египта
Девятая династия Египта
Хети I
Неферкара VII (de)
Хети II
Сененех…
Хети III
Хети IV, Мериибра (de)
Шед…
Х……
Десятая династия Египта
Десятая династия Египта
Хети V
Мери…
Ше…ре Хети
Хети VI, Небкара (de)
Хети VII
Мерикара
Среднее царство
Одиннадцатая династия Египта
Одиннадцатая династия Египта
Иниотеф, Антеф сын Ики
Ментухотеп I (2119–?)
Иниотеф I, Антеф I, Сехертауи (?–2103)
Иниотеф II, Антеф II (2103–2054)
Иниотеф III, Антеф III (2054–2046)
Ментухотеп II (2046–1995)
Ментухотеп III (1995–1983)
Ментухотеп IV, Небтауира (1983–1976)
Иниотеф Какара, Антеф Какара (de) (1983-1976)
Джиибхентра (de) (1978/77-1974/73)
Сегерсени, Менехкара (de)
Двенадцатая династия Египта
Двенадцатая династия
Аменемхет I (1976–1947)
Сенусерт I, Сесострис I (1956–1911/10)
Аменемхет II (1914–1879/76)
Сенусерт II, Сесострис II (1882–1872)
Сенусерт III, Сесострис III (1872–1853/52)
Аменемхет III (1853–1806/05)
Аменемхет IV (1807/06–1798/97)
Нефрусебек (царица) (1798/97–1794/93)
Второй переходный период
Тринадцатая династия Египта
Тринадцатая династия
Схотепибра (de)
Угаф (1766–1764)
Аменемхет Сенебеф, Аменемхет V ? (1800–1796)
Сехемра Хуитауи (de) (1775–1772)
Аменемхет V (de) (1796–1793)
Амени Кемау (de) (1743–1742)
Иуфни (de) (1788)
Аменемхет VI (de) (1788–1785)
Небнун, Небенну (de) (1785–1783)
Хорнеджеф-хориотеф (de) (1791–1788)
Суаджкара (de)
Сенеджемибра, Неджемибра (de) (1780)
Себекхотеп I (de) (1780–1777)
Ренсенеб (de) (1777)
Хор I (1777–1775)
Аменемхет VII (de) (1769–1766)
Себекхотеп II (1724–1718)
Хенджер (1764–1759)
Имирамеша (de) (1759–?)
Иниотеф IV, Антеф IV (de) (1710)
Сутех IV, Сетх IV (de) (?–1749)
Иби II
Аакениу (1740)
Себекхотеп III (1749–1742)
Неферхотеп I (1742–1731)
Сахатхор (de) (1733)
Себекхотеп IV (1732–1720)
Себекхотеп V (de) (1717–1712)
Иаиб (de) (1712–1701)
Мернофера Аиб, Айя I (1701–1677)
Себекхотеп VI (de) (1720–1717)
Ини I (1677–1675)
Санхенра Суаджту (de) (1675–1672)
Инед (1672–1669)
Неферхотеп II (de)
Хор II, Хори (de) (1669–1664)
Себекхотеп VII (de) (1664–1662)
Дудимос I (1640)
Дудимос II (de)
Иби III
Хор III
Се…кара
Сенебмиу (de) (1640)
Сехенра (1805–1780)
Мерихеперра
Мерикара (2)
Сенусерт IV, Сесострис IV (de)
Монтуэмсаф (de)
Неферхотеп III (de)
Ментухотеп V (de)
Неркара (1796)
Усермонту (de)
Себекхотеп VIII (de) (1645–1629)
Ини II
Ментухотеп VI (en)
Сенаиб (de)
Себекхотеп IX
Упуаутэмсаф
Меритауи
Себекаи
Хуиикер
Сеанхптах
Сакара
Пентини (de)
Четырнадцатая династия Египта
Четырнадцатая династия
Нехеси (de) (1705)
Небефаура (de) (1704)
Мериджефара (1699)
Небджефара (1694)
Убенра (1690)
Пятнадцатая династия Египта
Пятнадцатая династия:
Салитис
Шеши
Якубхер (ок. 1620—1612 до н. э)
Хиан (1640—1532 гг. до н. э.)
Апопи I (Апофис, Ааусерра) (1585-1545)
Апопи II
Хамуди
Шестнадцатая династия Египта
Шестнадцатая династия Египта
Джехути
Себекхотеп VIII
Неферхотеп III
Ментухотеп VI
Небереау I
Небереау II
Семенра
Бебианх
Сехемра Шедвест
Семнадцатая династия Египта
Семнадцатая династия:
Рахотеп (1650-?)
Собекемсаф I
Иниотеф VI
Иниотеф VII
Иниотеф VIII
Собекемсаф II
Таа I Снахтенра (ок. 1558)
Таа II Секененра (1558-1554)
Камос (1569-1564)
Новое царство
Восемнадцатая династия Египта
Восемнадцатая династия:
Яхмос I (1550 — 1525 до н. э.)
Аменхотеп I (1525 — 1504 до н. э.)
Тутмос I (1504 — 1492)
Тутмос II (1492 — 1479 до н. э.)
Хатшепсут (царица) (1479 — 1458 до н. э.)
Тутмос III (1479 — 1425 до н. э.)
Аменхотеп II (1428 — 1397 до н. э.)
Тутмос IV (1397 — 1388 до н. э.)
Аменхотеп III (1388 — 1351 до н. э.)
Аменхотеп IV / Эхнатон (1351 — 1334 до н. э.)
Сменхкара (1337 — 1333 до н. э.)
Тутанхатон / Тутанхамон (1333 — 1323 до н. э.)
Эйе (1323 — 1319 до н. э.)
Хоремхеб (1319 — 1292 до н. э.)
Девятнадцатая династия Египта
Девятнадцатая династия:
Рамсес I (1292 — 1291 до н. э.)
Сети I (1290 — 1279 до н. э.)
Рамсес II Великий (1279 — 1212 до н. э.)
Мернептах (1212 — 1202 до н. э.)
Аменмес (1200 — 1187 до н. э.)
Сети II (1202 — 1196 до н. э.)
Саптах (1195 — 1189 до н. э.)
Таусерт (царица) (1188 — 1186 до н. э.)
Двадцатая династия Египта
Двадцатая династия:
Сетнахт, Протей Г? (1186 — 1184 до н. э.)
Рамсес III, Рампсинит Г (1184 — 1153 до н. э.)
Рамсес IV (1153 — 1147 до н. э.)
Рамсес V (1147 — 1143 до н. э.)
Рамсес VI (1143 — 1136 до н. э.)
Рамсес VII (1136 — 1129 до н. э.)
Рамсес VIII (1129 — 1126 до н. э.)
Рамсес IX (1126 — 1108 до н. э.)
Рамсес X (1108 — 1099 до н. э.)
Рамсес XI (1099 — 1069 до н. э.)
Херихор (1086 — 1080 до н. э.)
Третий переходный период
Двадцать первая династия Египта
Двадцать первая династия
Несубанебджед / Смендес (1077 — 1051 до н. э.)
Аменемнису (1051 — 1047 до н. э.)
Псусеннес I (1047 — 1001 до н. э.)
Аменемопе (1001 — 992 до н. э.)
Осоркон Старший (992 — 986 до н. э.)
Сиамон (986 — 967 до н. э.)
Псусеннес II (967 — 943 до н. э.)
Двадцать вторая династия Египта
Двадцать вторая династия
Шешонк I, Асихис Г? (943 — 922 до н. э.)
Осоркон I (922 — 887 до н. э.)
Шешонк II (887 — 885 до н. э.)
Такелот I (885 — 872 до н. э.)
Осоркон II
Двадцать третья династия Египта
Династия включает разных правителей Нижнего Египта: в Гераклеополе, Леонтополе и Танисе.
Петубастис I (Педубаст I Усермаатра Сетепенамон) (818 — 793 до н. э.)
Иупут I (804 — 783 до н. э.)
Шешонк IV (783 — 777 до н. э.)
Осоркон III (Усермаатра Сетепенамон) (777 — 749 до н. э.)
Такелот III (Усермаатра) (754 — 734 до н. э.)
Рудамон (Усермаатра Сетепенамон) (734 — 731 до н. э.)
Иупут II (731 — 720 до н. э.)
Шешонк VI (720 — 715 до н. э.)
Двадцать четвёртая династия Египта
Двадцать четвёртая династия:
Тефнахт I, Шепсесра, Анисий Г? (731 — 723 до н. э.)
Бокхорис, Бакенренеф Уахкара, Анисий Г? (723 — 717 до н. э.)
Двадцать пятая династия Египта
Раздел между Третьим переходным и Поздним периодами условен, поэтому некоторые египтологи относят XXV династию к Позднему периоду (согласно наиболее современной работе по египетской хронологии Э. Хорнунга, Р. Краусса и Д. Уорбертона «Хронология Древнего Египта»). В данном списке XXV династия отнесена к Третьему переходному периоду, согласно наиболее устоявшейся традиции. XXV династия являлась захватническо-иноземной, и другие её представители правили в царстве Куш (см. Список правителей Куша).
Алара (785 до н. э. — 760 до н. э.)
Кашта (греч. Ксет) (760 до н. э. − 752 до н. э.)
Пианхи (Пи Сенеферра) (752 — 717 до н. э.)
Шабака, Неферкара, Сабак Г (717 — 703 до н. э.)
Шабатака (Джедкаура) (703 — 690 до н. э.)
Тахарка, Нефертумхура, Тыргака, Сетос Г? (690 — 664 до н. э.)
Тануатамон (Танутамани Бакара, Тальтамон) (664 — 656 до н. э.)
Позднее царство
Двадцать шестая династия Египта
Двадцать шестая династия:
Америс (715 — 695 до н. э.)
Тефнахт II (695 — 688 до н. э.)
Некауба (688 — 672 до н. э.)
Нехо I, Менхеперра, Нехо Г (672 — 664 до н. э.)
Псамметих I (664—610 до н.э.)
Нехо II (610—595 до н.э.)
Псамметих II (595—589 до н.э.)
Априй (589—570 до н.э.)
Яхмос II (570—526 до н.э.)
Псамметих III (526—525 до н.э.)
Двадцать седьмая династия Египта
Двадцать седьмая династия:
Камбис II (525—522 до н.э.)
Бардия (522 до н.э.)
Дарий I (521—486 до н.э.)
Ксеркс I (486—465 до н.э.)
Артаксеркс I (465—424 до н.э.)
Ксеркс II (424 до н.э.)
Согдиан (Секудиан) (424—423 до н.э.)
Дарий II (423—405 до н.э.)
Двадцать восьмая династия Египта
Двадцать восьмая династия Египта
Амиртей I (460—454 год до н.э.)
Инар (460—454 до н.э.)
Паусире (408—404 до н.э.)
Амиртей II (404—399 до н.э.)
Двадцать девятая династия Египта
Двадцать девятая династия:
Неферит I (399—393 год до н.э.)
Псаммут (393—393 до н.э.)
Ахорис (393—380 до н.э.)
Неферит II (380—380 до н.э.)
Тридцатая династия Египта
Тридцатая династия:
Нектанеб I (380—362 год до н.э.)
Тахос (362—360 до н.э.)
Нектанеб II (360—342 до н.э.)
Тридцать первая династия Египта
Тридцать первая династия:
Артаксеркс III Ох (342—338 до н.э.)
Артаксеркс IV (Арсес) (338—336 до н.э.)
Дарий III Кодоман (335—332 до н.э.)
Эллинистический период
332 до н. э. — 642
Македонская династия (Аргеады)
Македонская династия:
Александр III Великий
Филипп III Арридей
Александр IV Македонский
Династия Птолемеев (Лагиды)
Династия Птолемеев:
Птолемей I Сотер Лагид (306 — 283 до н. э.)
Птолемей II Филадельф (283 — 246 до н. э.)
Птолемей III Евергет (246 — 222 до н. э.)
Птолемей IV Филопатор (221 — 205 до н. э.)
Птолемей V Эпифан (205 — 180 до н. э.)
Птолемей VI Филометор 180 — 145 до н. э.)
Птолемей VII Неос Филопатор (170 — 164 до н. э.)
Птолемей VIII Евергет Фискон (145 г. до н. э.)
Птолемей VII (145 — 116 до н. э.)
Птолемей IX Сотер Латир (116 — 108 до н. э.)
Птолемей Х Александр I (108 — 89 до н. э.)
Птолемей IX Сотер Латир (89 — 81 до н. э.)
Птолемей XI Александр II (80 г. до н. э.)
Птолемей XII Неос Дионис Филопатор Авлет (80 — 58 гг. до н. э.)
Береника IV (58 — 56 гг. до н. э.)
Архелай (56 до н. э.)
Птолемей XII Неос Дионис (56 — 51 до н. э.)
Птолемей XIII Дионис (51 — 47 до н. э.)
Клеопатра (47 — 30 до н. э.)
Птолемей XIV Неотерос (47 — 44 до н. э.)
Птолемей XV Кесарион (44 — 30 до н. э.)
Префекты римского Египта
Список префектов римского Египта:
Гай Корнелий Галл (30–26 до н.э.)
Элий Корнелий Галл (26/25–25/24 до н.э.)
Гай Петроний (25/24–22/21 до н.э.)
Публий Рубрий Варвар (13/12 до н.э.)
Гай Турраний (7–4 до н.э.)
Публий Октавий (2/1–3 н.э.)
Квинт Осторий Скапула (9–10)
Гай Юлий Аквила (Акилла) (10.ноя)
Педо (11.дек)
Марк Магн Максим (ноя.14)
Эмилий Рект (14)
Луций Сеий Страбо (15)
Гай Валерий (16–31)
Гай Витрасий Поллио (32)
Юлий Ибер (Север) (32)
Авл Авилий Флакк (32–38)
Квинт Невий Корд Суторий (38)
Гай Витрасий Поллио II (?) (39–41)
Луций Эмилий Рект (41–42)
Марк Эвий (42–45)
Гай Юлий Постум (45–47)
Гней Вергилий Капито (47–52)
Луций Гета (54)
Тиберий Клавдий Балбилл (55–59)
Луций Юлий Вестин (60–62)
Гай Целина Туск (63–64)
Тиберий Юлий Александр (66–69)
Луций Педуций Колон (70)
Тиберий Юлий Луп (71/72–72/73)
Валерий Павлин (74)
Гай Этерний Фронто (78–79)
Гай Теттий Африкан Кассиан (80/81–82)
Луций Лаберий Максим (83)
Луций Юлий Урс (83–84)
Гай Септимий Вегет (85–88)
Марк Меттий Руф (89–91/92)
Тит Петроний Секунд (92–93)
Норбан (93/91–94/92)
Марк Юний Руф (94–98)
Гай Помпей Планта (98–100)
Гай Миниций Итал (100/101–103)
Гай Вибий Максим (103–107)
Сервий Сульпиций Симил (107–112)
Марк Рутилий Луп (113–117)
Квинт Раммий Марциал (117–119)
Тит Гатерий Нерос (120–124)
Петроний Квадрат (124/126)
Тит Флавий Тициан (126–133)
Марк Петроний Мамертин (133–137)
Гай Авидий Гелиодор (137–142)
Гай Валерий Эвдемон (142–143)
Луций Валерий Прокул (144–147)
Марк Петроний Гонорат (147–148)
Луций Мунаций Феликс (150–154)
Марк Семпроний Либерал (155–159)
Тит Фурий Викторин (159–160)
Луций Волусий Мециан (161)
Вернасий Факунд (161)
Миниций Санкт (161)
Марк Анней Сириак (161/162–164)
Тит Флавий Тициан (164–167)
Квинт Байен Блассиан (167–168)
Марк Бассий Руф (168–169)
Гай Кальвисий Статиан (170–174)
Клавдий Юлиан (174)
Гай Кальвисий Статиан (повторно) (174–175)
Гай Цецилий Сальвиан (176)
Тит Пактумий Магн (176–179)
Тит Аий Санкт (179/180)
Тит Флавий Писо (181)
Флавий Крисп (181)
Публий Мений Флавиан (?) (181–183)
Децим Ветурий Макрин (183– ок. 185)
Тит Лонгей Руф (185)
Помпоний Фостиниан (185–187)
Аврелий Верриан (188)
Марк Аврелий Папирий Дионисий (188–190)
Квинт Тиней Деметрий (190)
Клавдий Луцилиан (190–192)
Ларций Мемор (192/193)
Луций Мантений Сабин (193–194)
Марк Ульпий Примиан (194–196)
Квинт Эмилий Сатурнин (197–200)
Алфен Апполинарий (200)
Квинт Меций Лет (200–203)
Клавдий Юлиан (203–205/206)
Тиберий Клавдий Субатиан Аквила (206–210)
Тиберий Магний Феликс Кресцентиллиан (ок. 211)
Луций Бебий Аврелий Юнцин (212–213)
Марк Аврелий Септимий Гераклит (215)
Аврелий Антонин (215/216)
Луций Валерий Дат (216–217)
Юлий Басилиан (218)
Галлистиан (218–219)
Геминий Хрест (219–220/221)
Луций Домиций Гонорат (222)
Марк Эдиний Юлиан (222–223)
Валерий (223)
Марк Аврелий Эпагат (223–224)
Тиберий Клавдий Герениан (224–225)
Клавдий Клаудиан (225–230)
Клавдий Маскулин (229/230–230)
Мевий Гонорациан (231/232–237)
Кореллий Гальба (?) (237)
Луций Лукреций Анниан (239)
Гней Домиций Приск (241–242)
Аврелий Басилей (242–245)
Гай Валерий Фирм (245–247)
Аврелий Аппий Сабин (249–250)
Фалтоний Реституциан (250–252)
Лиссений Прокул (252–253)
Септимий (?) (253)
Тит Магний Кресцентиллиан (253–256)
Луций Муссий Эмилиан (258–261)
Аврелий Теодот (262–263)
Гай Клавдий Фирм (264–265)
Куссоний (266)
Ювений Гениал (267)
Тенагино Проб (269–270)
Фирм (узурпатор III века) (270–271)
Юлий Марцеллин (271)
Статилий Аммиан (270/271–272/3)
Адриан Саллюстий (279–280)
Целерин (283)
Помпоний Январиан (283–284)
Марк Аврелий Диоген (284–286)
Аврелий Меркурий (?) (286)
Беллиций Перегрин (286)
Гай Валерий Помпеян (287–290)
Титий Гонорат (290–292)
Рупилий Феликс (292–293)
Аристий Оптат (297)
Эмилий Рустициан (298)
Элий Публий (298–299)
Гераклий (299–300)
Аполлоний (303/311)
Евстратий (?) (303)
Клодий Кульциан (303–306)
Соссиан Иерокл (307)
Валерий Викторин (308)
Элий Гигин (308–309)
Титинний Клодиан (310)
Аврелий Аммоний (312)
Юлий Юлиан (314)
Аврелий Апион (328)
Септимий Зений (328–329)
Флавий Магнилиан (330)
Флорентий (331)
Флавий Гигин (331–332)
Патерий (333–335)
Флавий Филагрий (335–337)
Флавий Антоний Феодор (?) (337–338)
Флавий Филагрий II (338–340)
Лонгин (341–343)
Палладий (344)
Несторий (345–352)
Себастиан (353–354
Максим Старший (355–356)
Катафроний (356–357)
Парнассий (357–359)
Помпоний Метродор (357– ок. 359)
Италициан (359)
Фавстин (359–361)
Геронтий (военный магистр) (?) (361–362)
Эдиций Олимп (362–363)
Иерий (364)
Максим (364)
Ремигий (396)
Архелай (397)
Павлакий (398/404)
Пентадий (403/404)
Евталий (403/404)
Орест (415)
Вассиан (? - 379)
Адриан (? - 379)
Юлиан (380)
Антонин (?) (381–382)
Палладий (382)
Гипатий (383)
Оптат (384)
Флорентий (384–386)
Павлин (386)
Евсевий (387)
Флавий Ульпий Эритрий (388)
Александр (388–390)
Евагрий (391)
Ипатий (392)
Потамий (392)
Епархи Египта
Спискок епархов Египта:
Ремигий (396)
Архелай (397)
Павлакий (398/404)
Пентадий (403/404)
Евталий (403/404)
Орест (415)
Калист (422 (?))
Клеопатор (435)
Хармосин (443 (?))
Феодор (451)
Флор (453)
Николай (457)
Флавий Александр (468–469)
Боэций (475/476)
Анфемий (477)
Феоктист (478/480)
Феогност (482)
Пергамий (482)
Энтрехий (482/490)
Феодор (487)
Арсений (487)
Феодосий (516)
Флавий Стратегий (518/523)
Лициний (520)
Гефест (527–?)
Диоскор (535–?)
Родон (537–?)
Петр Марцеллин Феликс (539–542)
Либерий (542)
Иоанн Лаксарион (542–?)
Фаворин (560–?)
Герман Гестиний (566–?)
Иоанн I (582–?)
Павл (585–?)
Иоанн II (588–?)
Констанций (592–?)
Менас (595–?)
Петр Гестиний (600–603)
Иоанн (606–?)
Никетас (епарх Египта) (614–?)
Беньямин (616–628) (наместник Египта при Хосрове II Парвизе)
Анастасий (629–640)
Церс (640)
Феодор (641–642)
Список правителей Древнего Египта что, Список правителей Древнего Египта кто, Список правителей Древнего Египта описание
www.turkaramamotoru.com
Правители 18 египетской династии - Яхмос, Аменхотеп, Эхнатон, Тутанхамон
Даже не особенно внимательному читателю, проглядывавшему 30 ноября 1922 года очередной номер газеты «Таймс», должны были броситься в глаза многообещающие заголовки: «Египетское сокровище», «Важное открытие в Фивах», «Длительные поиски лорда Карнарвона». Под ними следовало краткое, но в то же время достаточно подробное сообщение «нашего корреспондента из Каира» от 29 ноября о том, что «сегодня после полудня лорд Карнарвон и мистер Г. Картер показали большому числу собравшихся то, что обещает быть наиболее сенсационным открытием века в области египтологии. Находка состоит, кроме других предметов, из погребальных принадлежностей египетского царя Тутанхамона - одного из царей-еретиков XVIII династии, восстановившего культ Амона. Не много известно о поздних царях, включая Тутанхамона, и настоящее открытие неоценимо увеличивает знания об этом периоде...». Далее корреспондент передавал сжатое описание «удивительной находки», основанное на первых, не совсем еще точных впечатлениях.
Сообщение «Таймс», подхваченное мировой прессой, действительно вызвало настоящую сенсацию, хотя обычно газеты не слишком балуют археологов своим вниманием. Из номера в номер появлялись новые срочные корреспонденции, и многие годы эта тема не сходила со страниц газет и журналов.
В небольшой и обычно тихий египетский городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей, где находилась усыпальница египетского фараона, словно с поля сражения или важной международной конференции ежечасно неслись по телефону, телеграфу и радио сводки, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи. Словом, умерший в возрасте примерно восемнадцати лет молодой египетский фараон, о существовании которого до сих пор знали только очень немногие ученые-специалисты, и которому даже в самых подробных исследованиях по истории Египта уделялось более чем скромное место, вдруг приобрел мировую известность (ранее в 16-17 вв. велись необнократные исследования пирамид). Его имя упоминалось наряду с именами Хеопса, Тутмоса III и Рамсеса II - великих правителей и завоевателей. Чем же объяснить эту внезапную популярность? Почему находка английского ученого привлекла такое внимание и вошла в науку как одно из наиболее значительных археологических открытий?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с некоторыми фактами и хотя бы вкратце восстановить в памяти полную бурных событий историю Египта времен правления последних фараонов XVIII династии (1584 - 1342 гг. до н. э.).
Читателю не следует удивляться многочисленным «вероятно», «возможно», «очевидно», и т. п., которыми будет изобиловать наше изложение. До нас не дошло ни хроник, ни летописей, в которых была бы закреплена история этого периода. Мы располагаем только случайными и неполными источниками; отдельные надписи и рельефы, немногие скарабеи, кое-какие упоминания в дипломатической переписке того времени, некоторые религиозные тексты - вот, пожалуй, все, за исключением археологических памятников, что имеет в своем распоряжении историк, пытающийся осветить то смутное время.
Здесь мы попытаемся в общих чертах рассказать о Тутанхамоне и его времени лишь то, что более или менее точно установлено наукой. Нам придется забежать несколько вперед и использовать не только те сведения, которые удалось получить в результате открытия гробницы Тутанхамона, но и все то новое, что накопилось со дня выхода в свет последнего тома книги Говарда Картера.
Основатель XVIII династии - правитель Фив фараон Яхмос I победоносно завершил дело своих предшественников и около 1560 года до н. э. окончательно изгнал из Египта азиатские племена гиксосов, которые порабощали долину Нила почти полтора века. В борьбе с угнетателями он сплотил отдельные номы Египта, разобщенные в годы социальных смут и чужеземного ига. Вновь объединив страну, Яхмос I, преследуя захватчиков, вошел со своими войсками в Южную Палестину и восстановил господство египтян в Нубии. Этим было положено начало новому периоду в истории Египта, так называемой эпохе Нового царства. Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и его внук Тутмос III, оказались достойными продолжателями начатого им дела. В результате многолетних непрекращавшихся походов они присоединили к Египту все примыкающие страны от южных районов Малой Азии до четвертого порога Нила. На 3200 километров с севера на юг растянулась империя фараонов. Египет стал гегемоном передневосточного мира, и с ним не могли тогда соперничать ни могущественная Хеттская держава, расположенная в Малой Азии, ни воинственное царство Митанни, находившееся в долине Евфрата и его притоков. В столицу Египта Фивы, да и в другие города стекались несметные богатства: золото из рудников Нубии, серебро, медь, слоновая кость, изделия искусных сирийских, кипрских и критских ремесленников, драгоценные камни, редкие породы дерева и, наконец, рабы. И, конечно, львиная доля шла в пользу фараона, храмов, знати. Небывалая роскошь господствовала при дворе фараона. Ему подражали вельможи и сановники. Кое-что доставалось, правда, и средним землевладельцам, но по-прежнему обездоленными оставались массы крестьян. К их обычным повинностям и тяготам прибавились новые, связанные с непрестанными военными кампаниями. Войны отрывали их от труда, разоряли, но не приносили почти никакой выгоды. Конечно, сказалось это не сразу. И в годы правления фараона Аменхотепа III (1455 - 1424 гг. до н э.), правнука Тутмоса III, Египет достиг такого могущества, какого он никогда не достигал ни до, ни после этого. Никто не решался противостоять сильнейшему из владык. Цари окружающих стран обращались с льстивыми посланиями в Фивы, униженно восхваляя их правителя и выпрашивая подачки. Письма шли от сирийских правителей, палестинских князьков, из далекого Вавилона и нередко сопровождались просьбами о присылке золота: «... Пусть брат мой пришлет золото в очень большом количестве, без меры, и пусть он пришлет мне больше золота, нежели моему отцу, ибо в стране моего брата золото все равно что пыль». Эти слова писал грозный Душратта, царь Митанни, перед которым трепетало тогда все Двуречье.
Возможно, что в юности Аменхотепу III не прочили престола. Во всяком случае его главной женой была некая Тии, вопреки традиции происходившая не из царского дома. Обычно фараоны для сохранения чистоты крови женились на своих ближайших родственницах и дети от этого брака наследовали трон.
Как бы то ни было, Аменхотеп III, нарушив законы предков и строгий этикет, отдал предпочтение Тии, которая, видимо, пользовалась большим влиянием у своего царственного супруга. Это, очевидно, вызвало недоброжелательство и недовольство в придворных кругах, потому что Аменхотеп III счел необходимым подтвердить права своей главной жены. От брака Аменхотепа III и Тии родился будущий фараон Аменхотеп IV. Аменхотеп III, наслаждаясь миром и роскошью, воздвигал дворцы и храмы, щедро одаряя жрецов, экономическое и политическое влияние которых сказывалось все сильнее и сильнее. К концу своей жизни, как обычно, Аменхотеп III сделал сына соправителем, а сам, возможно, отстранился от дел. Таким образом, страной управляли ненавистные знати и жрецам Тии и Аменхотеп IV, ибо и он не пользовался любовью из-за своей матери.
Конфликт, назревавший между молодым фараоном и его матерью, с одной стороны, и жречеством и знатью - с другой, объясняется, конечно, не личными симпатиями и антипатиями, а гораздо более серьезными и глубокими причинами. Противоречия между царем-деспотом и господствующей прослойкой, т. е. рабовладельческой знатью, принимают в то время четкие очертания. Фараон для сохранения своего владычества был вынужден опираться на военачальников, важнейших сановников, высшие круги жречества, но они же фактически ограничивали его власть. В руках знати, особенно жречества, сосредоточились огромные богатства и обширные земельные угодья. Храмам принадлежали целые города и поселения. Чтобы ослабить противника, следовало лишить его основного оружия - в данном случае идеологического влияния, ибо, естественно, власть жречества и тесно связанной с ним знати в основном зиждилась на религии.
Старая религия оказалась неприемлемой и по другим причинам. Фараоны создали первую мировую империю. Ей должна была соответствовать и религия. А древние ее формы с чисто египетскими характерными чертами мало удовлетворяли новым потребностям и оставались по-прежнему чуждыми жителям покоренных стран.
Египетская религия была довольно сложна. Первоначально каждый ном имел своих богов. Затем, по мере объединения страны, во главе пантеона обычно ставились боги того нома, который в данное время занимал господствующее положение. Так, когда в середине III тысячелетия к власти пришли фараоны V династии, происходившие, видимо, из жречества города Гелиополя, где почитался бог солнца Ра, последний стал верховным богом всей страны. В эпоху Среднего и Нового царства возвысились Фивы, и культ главного бога этого нома Амона распространился по всему Египту, причем его отождествили с Ра. Одновременно в номах почитались прежние боги, а наряду с ними обоготворялись земля (Геб), небо (Нут), воздух (Шу) и т. д.
В самом начале своего царствования Аменхотеп IV устанавливает культ нового бога Атона - солнечного диска. Солнцу поклонялись в Египте издавна. В некоторых номах бог Солнца (Ра, Атум, Гор) еще в древнейшие времена стоял даже во главе местных пантеонов. Но культ, введенный молодым фараоном, отличался, многими особенностями.
В первые годы правления Аменхотеп IV только выделял Атона среди прочих богов, объявив себя его верховным жрецом и усердно сооружая ему храмы. Этим он урезал доходы жрецов прочих богов, в первую очередь фиванских, что, естественно, не вызывало с их стороны особенного воодушевления, так же как и у знати, ибо царь стал окружать себя новыми людьми, далеко не аристократического происхождения. Примерно на шестом году царствования фараон решил радикальными мерами навсегда покончить со всеми домогательствами своих противников. Атон был провозглашен единственным богом, культ всех других богов был отменен, их храмы закрыты, жрецы, видимо, разогнаны. Стремясь стереть даже память о них, Аменхотеп приказал повсеместно уничтожать имена прежних богов. Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона, ибо его жрецы были особенно ненавистны царю. При этом фараон не щадил ни имени своего отца, ни своего имени, так как в них входило столь неприятное ему слово («Аменхотеп» - значит «Амон доволен»). Он стал называть себя «Эхнатон» («Угодный Атону»). Более того, чтобы окончательно порвать со всеми традициями, царь оставляет столицу своих предков Фивы и в 450 километрах севернее, недалеко от современного Асиута, основывает на голом месте новую резиденцию, которой дается пышное название - Ахетатон («Горизонт Атона»). Теперь недалеко отсюда находится небольшая деревушка Тель-эль-Амарна. Поэтому столицу Эхнатона сейчас иногда называют Тель-Амарной, а весь период его царствования - Амарнским.
В результате реформы Эхнатона религия стала несомненно несколько прогрессивнее: ее универсализм более соответствовал потребностям египетской державы; кроме того, это был неоспоримый шаг вперед по направлению к более передовым на том уровне человеческого сознания монотеистическим представлениям. Отец Эхнатона, по-видимому, также питал известную склонность к почитанию Солнца. Недаром роскошная барка, в которой он вместе с Тии совершал увеселительные прогулки, именовалась «Великолепие Атона».
В начале царствования Эхнатона внешне все оставалось как будто по-прежнему: так же поступала дань в сокровищницы фараона, как и при его отце, так же безропотно гнули спины на работе миллионы земледельцев и десятки тысяч рабов, такие же униженные письма писали князьки сирийских и палестинских городов, так же полными хозяевами чувствовали себя «царские сыновья Куша» - наместники в далекой, знойной, богатой золотом Нубии. Но тучи уже сгущались на севере, в Сирии, где появляются племена хабири, которых иные исследователи отождествляют с предками евреев. Хабири вторгаются из окрестных степей и доходят до прибрежных финикийских городов. Некоторые правители встречают их с радостью, надеясь с помощью пришельцев избавиться от египетского ига, другие тщетно взывают к фараону, моля его прислать войска и спасти от опасности.
Почувствовав ослабление могущественного соседа и соперника, подняли головы и хеттские цари. Они не только содействуют хабири, поощряя их и снабжая оружием, но и сами отторгают некоторые пограничные районы. В последние годы правления Эхнатона Египет теряет значительную часть владений в Азии, где более полутора веков одно имя фараона наводило на всех трепет. Некоторые города и области добились самостоятельности, другие стали достоянием хеттов и хабири.
Росло недовольство и внутри страны. Теперь не только жречество и знать, но и средние слои населения не поддерживали фараона, ибо, расправляясь с их помощью со знатью и жрецами, Эхнатон ничего не давал им взамен. Наконец, нельзя недооценивать и значение идеологического фактора. Народ за многие столетия привык к своим богам, верил в них, и, конечно, никакие декреты не могли заставить его в течение нескольких лет забыть веру предков. Неудачи в Азии приписывались отступничеству царя и гневу исконных богов.
Словом, Эхнатон оказался в изоляции, и, чтобы удержаться на престоле, он должен был, впервые в истории Египта, прибегнуть к помощи наемников, видимо обитателей Эгейских островов. Таково было внешнее и внутреннее положение страны к концу семнадцатилетнего правления «еретика», или «преступника из Ахетатона», как называли его впоследствии, чтобы не произносить преданное проклятию имя.
В последние годы правления, возможно под воздействием своей матери Тии, продолжавшей пользоваться большим влиянием, или просто осознав приближение катастрофы, Эхнатон отказался от крайнего ригоризма.
На тринадцатом году правления Эхнатона старшая его дочь Меритатон была отдана замуж за принца Сменхкара; другая дочь - Анхесенпаатон стала впоследствии женой Тутанхатона, будущего фараона Тутанхамона. О происхождении Сменхкара и Тутанхатона ничего неизвестно. Во всяком случае все гипотезы и догадки египтологов, занимавшихся этим интересным для политической истории Египта и существенным для установления правильной хронологии вопросом, можно свести к двум основным предположениям: они были либо сводными братьями Эхнатона, либо его сыновьями от других жен. В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что в гробнице царицы Тии в Фивах в 1907 году была найдена мумия молодого человека, как думают некоторые специалисты, - Сменхкара. В гробнице Тутанхамона Г. Картер обнаружил в драгоценном ковчежце прядь волос Тии и золотую статуэтку Аменхотепа III, которого молодой фараон называет своим отцом. Но судя по мумиям, они родились слишком поздно, чтобы быть детьми Аменхотепа III. Тогда придется предположить, что последний жил очень долго после вступления на престол Эхнатона, однако памятники об этом молчат. Но вполне возможно, что так как имя Эхнатона было предано анафеме, то называть его отцом было неудобно; поэтому, возможно, Тутанхатон так назвал своего деда. Во всяком случае мумии Сменхкара и Тутанхатона обнаруживают несомненное семейное сходство с изображениями царя-еретика.
Брак Сменхкара с Меритатон был заключен примерно на тринадцатом году правления Эхнатона, и юный царевич был вскоре, если не тотчас, объявлен соправителем фараона. Болезненный юноша прожил недолго - около трех лет - и скончался, видимо, незадолго до смерти царя-еретика. Во всяком случае никаких сколько-нибудь заметных следов правление Сменхкара не оставило. Как уже упоминалось, мумия его сохранилась в усыпальнице царицы Тии. Что касается Эхнатона, то его, видимо, погребли в гробнице в скалах, окружающих Ахетатон.
Мумия фараона не дошла до нас, так как, очевидно, после реставрации культа Амона мстительные жрецы не ограничились повсеместным уничтожением имени царя и имени Атона, но и надругались над своим мертвым врагом, лишив его тем самым, по представлениям древних египтян, посмертного существования и вечного блаженства.
Таким образом, открылся путь для вступления на престол второго наследника - Тутанхатона. Его права узаконил брак с прямой наследницей принцессой Анхесенпаатон, дочерью Эхнатона и его главной жены Нофертити. Так как время смерти Сменхкара неизвестно, мы не знаем, был ли Тутанхатон некоторое время соправителем Эхнатона или же вступил на трон только после кончины последнего. Как это можно заключить на основании некоторых изображений, найденных Г. Картером в гробнице Тутанхамона, Эхнатон все же пережил Сменхкара и успел сам назначить Тутанхатона своим преемником. Царствовал Тутанхатон приблизительно шесть лет. Умер он в возрасте восемнадцати-девятнадцати лет, что установлено медицинским обследованием мумии. Таким образом, в год смерти Эхнатона ему было не более двенадцати лет, и совершенно ясно, что править самостоятельно он не мог. За его спиной должны были стоять и действительно стояли более опытные и зрелые люди, которые держали в своих руках все нити управления государством. Одного из них мы знаем: это Эйе, будущий фараон, преемник Тутанхатона. Он был «везиром, носителем опахала по правую руку царя, главным из друзей царя» и «отцом бога», т. е., по-видимому, отцом одной из жен фараона.
Сведения о Тутанхамоне
О самом Тутанхатоне известно очень мало. До открытия его гробницы на основании надписи на большой стеле, воздвигнутой им в Карнаке, в главном храме бога Амона в Фивах, было установлено, что он возвратился к культу прежних богов и вернул жрецам Амона все их права и достояние. Реставрация произошла не сразу. Некоторые сдвиги, видимо, наметились еще при Эхнатоне, но все же первые три года Тутанхатон продолжал оставаться в резиденции царя-еретика. Только после того как оппозиция окончательно взяла верх, он перебрался в Фивы, и имя Атона стали уничтожать с такой же энергией и настойчивостью, с какой за несколько лет до этого уничтожали имя Амона. Тутанхатон стал теперь именоваться Тутанхамоном, царица Анхесенпаатон изменила свое имя на Анхесенпаамон. Однако некоторое, правда недолгое, время культы Амона и Атона сосуществовали. На стеле, хранящейся в Берлинском музее, Тутанхатон приносит моления Амону, хотя называет он себя еще по-прежнему. Имя фараона в обеих его формах начертано на спинке так называемого жреческого трона, который Г. Картер нашел в кладовой гробницы. С другой стороны, в Ахетатоне при раскопках обнаружено два кольца, где фараон уже именуется Тутанхамоном. Как бы то ни было, реставрация культа Амона и других исконных богов произошла именно при Тутанхатоне.
Так был положен конец попытке Эхнатона реформировать религию предков и укрепить деспотическую власть фараона.
Возможно, что примирение со знатью и жрецами, которого удалось достичь молодому царю с помощью окружающих его вельмож во главе с Эйе, способствовало и некоторому упрочению внешнего положения страны. Судя по надписи в гробнице одного из чиновников, некоторые сирийские племена регулярно выплачивали дань. Поступала она и из Нубии, где, впрочем, влияние Египта не поколебалось даже при Эхнатоне.
Вот почти все, что мы знаем о Тутанхамоне и его шестилетнем царствовании. Однако замечание Говарда Картера, что «из всей жизни Тутанхамона нам достоверно известен лишь один факт, а именно: он умер и был погребен», - нам представляется не совсем справедливым. При Тутанхамоне, пусть и без его активного участия, завершились события огромного политического и социального значения. Реакция, если правильно применить в данном случае это слово, одержала победу, что на многие десятилетия и даже столетия предопределило дальнейшие судьбы Египта.
Гробница молодого фараона, к сожалению, не добавила почти ничего нового к нашим скудным знаниям политической истории. Ведь против всех надежд и ожиданий в ней не найдено ни новых текстов, ни папирусов. То, что удалось установить путем изучения отдельных предметов и обследования мумии царя, в конце концов касается частностей. Мы можем судить о его личных вкусах и склонностях, но продолжаем оставаться почти в полном неведении о важнейших событиях его царствования.
Тутанхамона после примерно шести лет правления сменил на престоле Эйе, который, видимо, сам подготовил для этого почву. Во всяком случае такими возможностями он располагал вполне. Эйе был уже далеко не молод, когда увенчал себя двойной короной фараонов. Его недолговечным царствованием бесславно завершается XVIII династия. Ему наследовал Хоремхеб. Этому талантливому полководцу, энергичному государственному деятелю удалось еще при Эйе, командуя одной из армий, частично восстановить положение в азиатских провинциях. В дальнейшем он закрепил там свою власть и стабилизировал положение внутри страны. Его царствованием начинается новая страница в истории Египта - правление XIX династии, при которой великая цивилизация, достигнув вершины своего развития, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее клонилась к упадку.
Культ мёртвых у египтян
В религии древних египтян огромную роль играли культ мертвых и верования, связанные с представлениями о загробном мире. Они занимали очень важное место в их повседневном быту. Но все же глубоко ошибочно мнение, часто высказываемое многими, даже самыми авторитетными египтологами и, между прочим, автором настоящей книги, что «существование после смерти казалось древним египтянам всегда важнее, чем земное бытие». Рельефы на стенах гробниц, изображающие сцены повседневной жизни, любовные лирические песни, сказки и повести, поучения, наконец, предметы, находимые в могилах и гробницах, неопровержимо доказывают, как высоко ценили обитатели долины Нила «земное бытие» и с каким страхом они относились к потустороннему миру, созданному их воображением и религиозными умствованиями жрецов. Их радовала жизнь, хотя для большинства она была неслыханно тягостна; они боялись неизвестности смерти и населяли загробное царство фантастическими чудовищами и препятствиями, которые должен был преодолеть каждый мертвец на пути к вечному блаженству в «полях Иалу», как называли египтяне свой рай.
Чтобы вкусить райское блаженство, умерший прежде всего должен был сохранить тело-вместилище души - и обладать всеми теми сугубо земными и материальными благами, без которых не представлялись счастье и довольство. Душа мыслилась состоящей из двух начал - «Ка» и «Ба».
Ка - гений человека, жизненная сила, которая дается ему при рождении. Она невидима, но имеет облик того, кого одухотворяет. После смерти она хотя и покидает тело, но все же продолжает заботиться об умершем и приходит, внимая молениям, ему на помощь. Поэтому гробница считалась обиталищем Ка, и ей необходимо было приносить жертвы для ублаготворения покойного.
Ба - понятие менее определенное - душа, переживавшая человека и покидавшая его тело при кончине. Поэтому она представлялась в облике птицы с человеческим лицом. Чтобы Ба могла возвратиться, необходимо было сохранить ее вместилище, т. е. тело. Вот почему египтяне так заботились об усопших. Первоначально они зарывали трупы в горячий песок окружающих Нил пустынь. Когда умерших начали погребать в гробницах, их тела предохранялись от тления при помощи натрона и специальных бинтов и повязок, пропитанных различными смолами и благовониями. Наконец, в результате длительного опыта бальзамировщики достигли такого совершенства, что научились сохранять трупы, правда в условиях сухого климата страны, на целые тысячелетия.
О том, какие средства они для этого применяли, мы знаем по подробному описанию Геродота, посетившего Египет в середине V века до н. э.
Он рассказывает о трех способах бальзамирования. Вот описание одного из них, самого совершенного и самого дорогого: «Прежде всего с помощью железного крюка извлекают из головы через ноздри мозг; так извлекается, впрочем, только часть мозга, другая часть - посредством вливаемых туда медикаментов; потом острым эфиопским камнем делают в паху разрез и тотчас вынимают из живота все внутренности; вычистивши полость живота и выполоскавши ее пальмовым вином, снова вычищают ее перетертыми благовониями; наконец, живот наполняется чистою растертой смирной, касоей и прочими благовониями, только не ладаном, и зашивается. После этого труп кладут в самородную щелочную соль на семьдесят дней... по прошествии семидесяти дней покойника обмывают, все тело оборачивают в тонкий холст, порезанный в бинты и снизу смазанный гумми, который в большинстве случаев употребляется у египтян вместо клея. Тогда родственники получают труп обратно, приготовляют деревянную, человекоподобную фигуру (саркофаг), кладут туда труп, закрывают ее и сохраняют в могильном склепе...» (Геродот, II, 86).
Извлеченные из трупа внутренние органы - сердце, печень и пр. - складывали в специальные сосуды - обычно четыре - так называемые канопы. Их фигурным крышкам придавали форму голов духов-защитников - «детей Гора».
Однако одного бальзамирования было недостаточно. Оно сохраняло лишь тело-вместилище Ба и Ка. А если тело все же погибало? Тогда его должны были заменить сделанные специально для этой цели портретные статуи из твердых пород камня или дерева. В гробнице Тутанхамона их нашли несколько.
Умершего на пути к «полям Иалу» ожидал ряд испытаний: чудовища, населявшие подземный мир, всевозможные опасности, наконец, судилище богов под председательством Осириса, перед которым мертвому следовало доказать, что он достоин блаженства и что, подобно самому Осирису, ему должно быть уготовано воскресение для вечного бытия.
Путем особого сложного ритуала умершего отождествляли с Осирисом и специальными церемониями подготавливали к новой жизни. Десятки и сотни статуэток слуг и рабов, которые клали в его гробницу, так называемые ушебти или ответчики, должны были ожить и обеспечить своему хозяину беззаботное и легкое существование за гробом, подобно тому, как это делали при его жизни рабы и крестьяне.
В гробницах сановников и знати стены камер и переходов покрывались рельефами и фресками. Они изображали умершего и его близких за повседневными занятиями и развлечениями, а его слуг, рабов и крестьян - за работой. Эти картины служили отнюдь не для украшения. Им приписывалась магическая сила. Они должны были обеспечить покойного всем, что его окружало при жизни. Особенно часто художники высекали или рисовали изображения алтарей, на которых громоздились в изобилии всякие яства - неисчерпаемый запас продовольствия для насыщения Ка на тот случай, если потомки прекратят приносить жертвы.
Запомнить все заклинания и знать, какие где произносить, было невозможно. Обычно эту премудрость постигали жрецы, да и то, вероятно, не все. Поэтому священные тексты писали на стенах гробниц и саркофагов («Тексты саркофагов») или на папирусах, которые клали вместе с мумией. Последние дошли до нас в огромном количестве и обычно известны под названием «Книги мертвых». Кроме «Книги мертвых», имеются и другие сочинения подобного рода, настоящие «путеводители» по подземному миру, например «Книга о том, что в загробном царстве» (обычно ее называют «Амдуат»), описывающая его двенадцать областей и населяющих их богов и духов. Эти области соответствуют двенадцати часам ночи, и бог солнца Ра проплывает их, покидая вечером небосвод, в своей солнечной барке. Существует также «Книга врат» и другие.
Ритуальные изречения и соответствующие изображения покрывали стенки четырех внешних деревянных саркофагов Тутанхамона. Вообще при его погребении все обряды, видимо, соблюдались строжайшим образом. Сам Эйе - новый фараон - произвел магическую церемонию «Отверзания уст», чтобы покойный ожил и мог вкушать жертвенные дары. Художники представили ее во всех подробностях на стенах погребального покоя.
Каждый египтянин заранее заботился о своем достойном погребении, чтобы не испытывать ни в чем недостатка в царстве мертвых. И не мыслилось большего несчастья, чем погребение на чужбине, среди варваров, где «заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой».
Это ярко отобразилось и в литературных памятниках. В «Истории Синухета», откуда взяты только что приведенные слова, как о величайшем несчастье, говорится о возможности кончины за пределами Египта. Фараон, желая оказать милость Синухету, убежавшему в Сирию, приглашает его возвратиться на родину и в виде особого благоволения обещает взять на себя все заботы о его похоронах. Он пишет ему: «...Должен ты думать о дне погребения и о последнем пути к вечному блаженству. Здесь уготована тебе ночь с маслами благовонными, здесь ждут тебя погребальные пелены, сотканные руками богини Таит (богиня ткачества, которая считалась также покровительницей облачения умерших). Изготовят тебе саркофаг из золота, а изголовье из чистого лазурита. Свод небесный (Свод небесный - балдахин над погребальными санями, на которых перевозились саркофаги, или внутренняя крышка саркофага с изображением богини неба Нут) раскинется над тобой, когда положат тебя в саркофаг и быки повлекут тебя. Музыканты пойдут впереди тебя и перед входом в гробницу твою исполнят пляску Муу (ритуальная погребальная пляска). Огласят для тебя список жертвоприношений. Заколют для тебя жертвы у погребальной стелы твоей. Поставят гробницу твою среди пирамид детей фараона, и колонны ее воздвигнут из белого камня». Хотя «История Синухета» создана по меньшей мере лет за пятьсот до смерти Тутанхамона, последнего погребали так, как описано в письме фараона к Синухету, только, конечно, гораздо пышнее. Характерно, что даже при Эхнатоне, когда все религиозные представления подвергались ревизии, обряды и верования, связанные с культом мертвых, почти не изменились. Он заботился о своем погребении точно так же, как и другие фараоны.
Обычно гробницу начинали строить еще задолго до смерти того, для кого она предназначалась. Только в случае неожиданной, преждевременной или скоропостижной кончины ее приходилось сооружать второпях. Так, видимо, было и с Тутанхамоном, ибо многие признаки указывают на большую поспешность в сооружении и внутреннем оформлении его гробницы. Пребывание в «полях Иалу» мыслилось по образу и подобию земного бытия. Поэтому умерший нуждался не только в еде и питье, но и во всех в тех предметах, которые окружали его при жизни. Чем богаче и знатнее был человек, тем, естественно, больше были и его потребности, тем лучше его могли снабдить близкие.
Бедняков просто зарывали в песок, иногда у погребений тех, кому они служили при жизни, чтобы им и за гробом перепадали крохи с их стола. И, конечно, роскошнее и обильнее всех снаряжали в последний путь фараонов. Тут не жалели решительно никаких затрат, прекрасным доказательством чему служит гробница Тутанхамона.
См. так же:Крупнейшие пирамиды ЕгиптаПирамиды 5 и 6 династийПирамиды среднего царства (12 династии)
biofile.ru
Правительницы Древнего Египта - Величайшие женщины нашей эпохи - Женщина - Покорительница Мира - Как найти УДАЧУ
Истории жизни величайших женщин нашей эпохи – в наших публикациях.
Давайте заглянем в древний Египет.
На Верховную власть над Египтом правительница могла претендовать только в том случае, если после смерти фараона не оставалось наследников мужского пола.
Тогда правительница получала титул Священной, становилась полновластной царицей Египта, что было аналогично титулу Фараона.
В разное время на Египетском троне правили шесть величайших женщин.
Нитокрис правила без переворотов и мятежей пять лет и умерла своей смертью. Но с её смертью в Египте начался хаос: ближайшие родственники покойного фараона — жреческая, административная и военная верхушка — начали рвать друг другу глотки за величайший в мире трон, в связи с чем Древнее Царство ушло в небытие, и начался тяжёлый для страны так называемый Первый Переходный период, длившийся полтора века, за которые сменились целых три династии и 14 фараонов.
Священная правительница Нефрусебек, взошла на престол тремя столетиями позже. Верховная жрица и воительница (исключение даже для Древнего Египта), она совершила победоносный поход в землю Куш (Нубию). Нефрусебек объединила со своей Верховной ещё и административную (она была одним из двенадцати номархов, ещё до вступления в брак с фараоном Аменемхетом), сакральную и военную власть, пользовалась безусловной поддержкой всего Египта. Она взошла на престол как регент, но наследник умер до своего совершеннолетия, по древнеегипетским меркам. Взяв в мужья одного из номархов (опять же, чтобы укрепить власть), она опротестовала право младшего наследника на престол и была поддержана армией, жречеством, региональной аристократией и всем народом, получив абсолютную власть. Однако и это не спасло её — Нефрусебек была убита на охоте наёмником своего мужа, возжелавшего стать фараоном — не больше не меньше Живым Богом — воплощением Хора на земле и сыном Амона Ра — соблазн слишком велик... Священная правительница Нефрусебек правила чуть более четырёх лет...
Нефертити, считающаяся красивейшей из женщин, живших когда-либо на Земле, помня опыт мудрой Хатшепсут, после свержения её мужа фараона Эхнатона объявила себя и Женой Бога (титул, изобретённый Нефрусебек) и фараоном, взойдя на трон под мужским именем Семнехкара. Она была уличена в лояльности свергнутому мужу (по данным многих историков Эхнатон и Нефертити пережили всех своих детей) и свергнута менее чем через год.
Но трагичнее всех судьба их совместной дочери — Священной правительницы Анхесепаатон, взошедшей на трон после смерти мужа и брата по отцу Тутанхамона. Всего лишь за полгода своего правления она проявила себя тонким дипломатом и мастером политических интриг, но не смогла переиграть циничного царедворца Эйе, свергнувшего поочерёдно её родителей, а, затем отравившего Тутанхамона — мужа и брата Анхесепаатон. Она была убита по приказу Эйе в отсутствие Верховного Военачальника — Хоренхеба, верно служившего ещё Эхнатону, сокрушая хеттов на севере и нубийцев на юге, пока фараон не переключил всё своё внимание на внутренние реформы, абсолютно не заботясь о границах империи. Наёмники Эйе убили жениха Анхесепаатон — хеттского царевича, за которого юная, но мудрая правительница решила выйти замуж, заручившись ещё и военной, и политической поддержкой царства Хатти. Узнав о смерти сына, хеттский царь пошел на Египет войной, в результате чего Хоренхеб покинул столицу, а значит — охраняемую им Священную правительницу. Великий полководец разбил хеттов, но когда Хоренхеб вернулся, правительница была уже погребена, а Эйе успел объявить себя её супругом и стал фараоном. Вероятно, Египет вновь был бы ввергнут в хаос, если бы не Хоренхеб. На ослабевшую державу напали хетты и ливийцы, но Хоренхеб разгромил их, а, вернувшись с победой, по одной из версий, убил Эйе — заговорщика и цареубийцу. По более популярной версии старый интриган умер своей смертью, повластвовав всего 4 года, но всё равно — Хоренхеб — прямой потомок Великого Тутмеса Третьего (Мудрого, или Воителя) воссел на трон, как представитель Восемнадцатой и основатель Девятнадцатой Династии — Великой Династии Рамсессидов.
Клеопатра, в руках которой уже почти была величайшая в истории человечества сверхимперия, ради удержания власти даже отравила пятилетнего брата, но в итоге — окончательно погубила Египет.
И только Хатшепсут составила исключение из этого довольно печального списка.
Восхождение
В 1525 году до нашей эры умирает Тутмес Второй — четвёртый фараон Восемнадцатой династии, наследник славы Яхмоса — освободителя Египта и созидателя империи. Умирает, оставив двух дочерей от своей единокровной сестры и Священной супруги — правительницы Хатшепсут, и восьмилетнего сына Тутмеса — наследника, сразу же после погребения и траура, вопреки традиции, требующей достижения наследником двенадцатилетнего возраста, наречённого фараоном Тутмесом Третьим. При этом, по официальным источникам времени правления Хатшепсут (а также времени правления Тутмеса Третьего), наследник — побочный сын от наложницы Исиды, не имеющей отношения к Восемнадцатой династии. Хатшепсут, не препятствуя ранней коронации Тутмеса, ибо фактически правит страной, всё же добивается неположенного ей при малолетнем, но уже интронированном фараоне титула — правительницы-регента. Скорее всего, имела место борьба партий, в результате чего сошлись на компромиссном варианте — малолетнего Тутмеса объявляют фараоном, а вдовствующую Хатшепсут — правительницей-регентом.
До трагедий Нефертити, Анхесепаатон, — еще столетия, до Клеопатры полтора тысячелетия, но Хатшепсут хватает примеров Нитокрис и Нефрусебек. Почтеннейшая — так переводилось имя Хатшепсут — позаимствовала у своих предшественниц на троне Великой страны Та-Кем и положительный, и отрицательный опыт.
Прежде всего она делает вывод, отчего положение на троне двух предшествующих Священных правительниц было столь шатким. После смерти фараона и в случае отсутствия наследника, право вдовы владыки Египта на абсолютную власть формально не оспаривается, но... Священная правительница неизбежно оказывается зажатой в тисках придворных интриг со стороны ближайших родственников покойного фараона — его родных и двоюродных братьев, назначенных Верховными жрецами и военачальниками. Каждый из них хочет власти, а путь к ней лежит через женитьбу на правительнице. Если она отказывает всем, враждующие представители царской семьи объединяются, все — против одной. Если правительница соглашается и принимает предложение одного, то настраивает против себя остальных, становясь и для собственного мужа помехой на пути к абсолютной власти.
Она не стала повторять ошибку Нефрусебек, не выйдя замуж повторно. Хотя в принципе Хатшепсут имела на это решение значительно больше прав, да и грозило ей это меньшими последствиями — ибо Нефрусебек была просто вдовствующей правительницей-регентом, происходящей из знатного аристократического рода, но не из царской семьи. Хатшепсут же, как и её покойный царственный супруг и брат, была не просто из царской семьи, она была дочерью Тутмеса Первого, его наследницей, следовательно, её супруг, решись она выйти замуж, мог бы и не приобрести титула Соправителя! Тем не менее, Хатшепсут решает, что создавать самой ещё одного претендента на Трон ей не следует, хотя и риск невелик. Вместе с тем она, по примеру Нефрусебек, производит пышную церемонию, в результате которой приобретает титул Жены бога. В отличие от Нефрусебек, Хатшепсут объявляет себя Женой бога уже после смерти супруга-фараона — казалось бы, неслыханно, но происхождение правительницы позволяет ей это.
Получив необходимый ей статус, Хатшепсут заручается поддержкой жречества. И она делает следующий шаг — на третьем году правления, практически без сопротивления жречества, скорее при его поддержке, против армии (опять же, играет роль её происхождение), она объявляет себя дочерью бога Амона-Ра.
Согласно древнеегипетской мифорелигиозной традиции, в особенности получившей развитие в Восемнадцатой и более поздних династиях, в момент зачатия наследника, которому в будущем суждено стать фараоном, сам бог Тайного Извечного Солнца — Амон принимает облик фараона, или же (в разных текстах и трактовках) вселяется в его тело и приходит к супруге. «Хатшепсут должно быть имя моей дочери (долженствующей родиться)... Она будет прекрасной царицей надо всей этой страной», — произносит величайший из богов Египта Амон-Ра при расставании с царицей Яхмес — так записано на стеле храма Амона в Дейр-эль-Бахри. Древнеегипетскую традицию она не нарушает, хотя, ранее, этот мифопоэтический образ использовался лишь в отношении наследников мужского пола, но и «тихий переворот» четвёртого года правления Хатшепсут уже подготовлен. Она — правительница-регент, Жена Бога и Дочь Солнца. И вот — наступает момент кульминации — момент, которого никто не ожидал, за исключением части высшего жречества, поддерживающего Хатшепсут. Двенадцатилетнего Тутмеса Третьего готовятся лишить титула фараона, переведя в статус наследника и Юного правителя, а Хатшепсут рассчитывают объявить Священной правительницей, к тому же имеющей титулы Жены бога и Дочери Амона-Ра. Но мудрая царица понимает, что и со статусом Священной правительницы, и несмотря на её титулы, она останется всего лишь женщиной на троне, желанной добычей высшей египетской знати, а значит, ей придётся принимать решение — идти по пути Нитокрис, лишаясь реальной власти, делясь с многочисленными советниками — представителями царской семьи из жречества и генералитета, — или идти по пути Нефрусебек: получить всё, но и рисковать всем, в том числе — жизнью. И Хатшепсут разыгрывает свою козырную карту, делая то, чего никто не ожидал. Дело в том, что ещё при Тутмесе Первом ей было дано мужское тронное имя Мааткара — Истина — дух Солнца. Вопреки ожиданиям даже своих сторонников, она объявляет себя не Священной правительницей с высочайшими сакральными титулами, она отказывается от них и объявляет себя фараоном Мааткара! И изумлённым жрецам ничего не остаётся, кроме того, как увенчать голову Хатшепсут не Короной Священной правительницы и пекторалью Жены Бога, а Двойной Короной Фараона Египта! Вся полнота власти сильнейшего в то время в мире государства сосредотачивается в руках одной женщины. Теперь власть Хатшепсут пожизненна, а родственники Тутмеса Второго не могут претендовать на её руку и статус Соправителя. Женщина-фараон обезоруживает всех своих врагов. Тутмес Третий, между тем, остаётся единственным полноправным наследником. После её смерти произойдёт легитимная смена власти, Хатшепсут заботится не только о себе но и о стране — Тутмес Третий спокойно взойдёт на Трон, и не будет многочисленных претендентов, воюющих тайно или явно друг с другом, приводя Египет к катастрофе, как было после Нитокрис и Нефрусебек. Но постепенно взрослеющий и отстранённый от власти наследник — талантливый полководец, учёный и политик Тутмес Третий — станет её злейшим врагом, армия и жречество с административной аристократией войдут в непрекращающийся десятилетний конфликт.
Но это будет после, а пока Хатшепсут одержала блестящую победу, добившись власти, какой не было ни у одной женщины ни до, не после неё, включая английских королев и русских императриц 17-19-х веков. Победу, открывшую Хатшепсут путь к созиданию.
Итак сегодня мы рассмотрели судьбы Шести великих правительниц Древнего Египта. По-разному сложились их судьбы, но объединяет их одно – пока женщина на троне: в стране существует порядок. Страна развивается и растет.
Но оставим Древний мир и двинемся вперед в средние века…
Об этом в нашу следующую встречу. А пока прощаемся с вами.