Рабовладельческий строй древний египет. Когда в Египте начал формироваться рабовладельческий строй- Кто в Египте по общественному положению стоял после фараона- С какой династии фараонов Египет начал завоевательные походы на соседние страны- Сколько походов совершил фараон Тутмос III против Сирии- Куда в 1500-х годах до н.э. фараон Тутмос III совершил завоевательный подход- Египетская письменость- Материал который использовался для письма в Древнем Египте- Одна из самых развитых наук в Древнем Египте- Первые календари В древнем Египте были созданы на основе знаний-
Когда в Египте начал формироваться рабовладельческий строй- Кто в Египте по общественному положению стоял после фараона- С какой династии фараонов Египет начал завоевательные походы на соседние страны- Сколько походов совершил фараон Тутмос III против Сирии- Куда в 1500-х годах до н.э. фараон Тутмос III совершил завоевательный подход- Египетская письменость- Материал который использовался для письма в Древнем Египте- Одна из самых развитых наук в Древнем Египте- Первые календари В древнем Египте были созданы на основе знаний-. Рабовладельческий строй древний египет
Египет как рабовладельческое государство
Работавший на государственной земле крестьянин («царский человек») не имел ни семян, ни волов; и тем и другим его снабжало государство. Полученный урожай подлежал строгому учету, и большая его часть отбиралась. Периодически проводились смотры населения, имевшие целью насильственное причисление людей к тому или иному разряду работников; большую часть обязывали к работам на государственных и храмовых землях.
Система принудительного труда была связана с системой насильственного прикрепления людей к определенным профессиям. Платой за труд, в том числе труд ремесленника, служили продовольственные выдачи и выдачи одежды. Многочисленный изображения на стенах египетских гробниц и храмов дают отчетливое представление о характере и распространенности рабства. Среди рабов есть негры, выделяющиеся своим внешним видом азиаты, захваченные во время военных экспедиций, сами египтяне. Знаменитая пирамида Хеопса (Древнее царство), выстроенная для одного человека, думавшего, чтотаким путём он может обеспечить себе вечное существование, стоила жизни сотням тысяч рабов, не удостоившихся простого погребального обряда.
В период Нового царства, с распространением системы принудительного труда, различие в положении рабов и свободных тружеников стало все больше стираться. Так же, как и свободные крестьяне, рабы массами заняты в дворцовом хозяйстве, выполняя дневной урок, или наделяются землей. В последнем случае наблюдается некоторое приближение к начальным формам феодализма.
Рабский труд конкурировал с трудом свободных и вытеснял его из многих сфер деятельности, особенно в ирригации. Он занял господствующее положение в некоторых непроизводительных отраслях, например, в строительстве усыпальниц, в личном услужении. Рабский труд, положение раба, его бесправие, налагая отпечаток на все общество, в особенной степени сказались на судьбе крестьянина- общинника и ремесленника. Их эволюция была эволюцией от свободного состояния к зависимости, и весь ход этой эволюции отмечен сильнейшим влиянием рабовладельческих порядков.
«Послушные призыву» как особая группа египетского населения
Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название «послушных призыву». Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую.— вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы людей занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.
«Послушные призыву» — это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь «послушных призыву» и состоять в группе «послушных призыву» своего господина, начальника высшего ранга.
В системе органов управления особую роль играла группа «больших послушных призыву царя» - придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций представители этой группы могли передавать своим «послушным призыву». Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. «Большие послушные призыву царя» возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их «послушные призыву».
Особо многочисленную группу составляли работники «белых домов», центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома «царских сокровищ» — своеобразного налогового ведомства. Особую группу «послушных призыву богов» составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных подразделений так или иначе был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в строительстве ирригационных сооружений или царских гробниц.
studfiles.net
3-й урок. Установление рабовладельческого строя в Египте
3-й урок.
Цель урока: на конкретном примере древнего Египта показать учащимся, что развитие хозяйства привело к изменению общественного строя: с появлением рабства и распадом первобытной общины образуются классы и устанавливается рабовладельческий строй.
Продолжается разъяснение взаимосвязи между хозяйством и обществом.
Оборудование урока: историческая карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Желательно изготовить аппликации раба, крестьянина, ремесленника, знатного египтянина (см. Д. Н. Никифоров. «Работа с наглядными пособиями по истории»).
Опрос. Чем занимались земледельцы и ремесленники? Опишите работу ремесленника — металлиста или другого ремесленника, по желанию. Почему с возникновением ремесла в Египте работа людей пошла успешнее? Расскажите, что бы вы увидели, попав на древнеегипетский базар?
Обобщая ответы, учитель подчеркивает — учащиеся узнали, как развитие новой отрасли труда — ремесла — повлияло на состав общества: среди населения выделились крестьяне и ремесленники. Изменения в хозяйстве изменили в дальнейшем жизнь всего общества.
Затем учитель сообщает новую тему урока.
План изложения нового материала
1. Появление рабов в Египте.
2. Разделение на семьи.
3. Переход к соседской общине.
4. Выделение рабовладельцев (знати).
5. Рабовладельческий строй.
Учитель предлагает последовательно рассмотреть все изменения, происшедшие благодаря усовершенствованию орудий труда и наличию излишков. Во-первых, роду стало выгодно иметь больше работников. Почему? — спрашивает учитель. Учащиеся уже поняли, что теперь каждый работник мог не только прокормить себя, но и выработать кое-что для всего рода. Раньше, во время войн рода с родом, племени с другим племенем пленников убивали. Теперь их больше не убивали, а заставляли работать в хозяйстве рода. Пленников стали называть «живые убитые». На доске помещается аппликация связанного пленника 1.
Но пленники попадали в особое положение. Они должны были рыть каналы, строить водоемы и плотины, разрыхлять землю после наводнения, словом, выполнять самые тяжелые и трудоемкие работы. Этих пленников не считали членами рода. Таких людей в науке называют рабами. Рядом с аппликацией пишется «раб».
Объясните, кого же египтяне называли «живые убитые», на какое происхождение рабов указывает это название, кому сначала принадлежали рабы, что делали рабы в хозяйстве родовой общины.
Учитель обобщает: рабами делались военнопленные. С появлением рабов все общество разделилось на две резко различные группы, на два класса: рабов и свободных.
Перечислите, чем отличался раб от свободного.
После того как учащиеся назовут эти отличия, им указывается, что и в жизни свободных произошли большие изменения. Учитель переходит ко 2-му пункту плана.
Опираясь на материал повторения, учитель спрашивает, каким общественным строем жили сначала египтяне, каковы характерные черты первобытнообщинного строя. Затем учитель начинает работать с таблицей (см. таблицу на стр. 50). Форма таблицы начерчена (без названия) на доске заранее, заполнена первая графа (признаки), но все это закрыто до нужного момента. Открывается первая графа. Учащиеся отвечают на вопросы таблицы, учитель уточняет их ответы и быстро заполняет вторую графу. Ответы по 3-й графе и название пишутся после разбора второго пункта плана нового материала (о соседской общине). Еще удобнее и быстрее идет работа с таблицей, если она заготовлена заранее (на доске, или лучше на отдельном листе), закрыта хотя бы газетой, которая постепенно, по мере объяснения, снимается, открывая нужные строчки.
Выяснив, что для первобытнообщинного строя характерны совместный труд, совместная собственность и равенство, и записав эти ответы, учитель предлагает вспомнить, какие объединения сложились у людей в этот период, из кого состоял род, кто входил в племя, как управлялись род и племена.
Далее учитель спрашивает, что объединяло членов рода и получает ответ, что род составляли кровные родичи, которые совместно работали, совместно владели имуществом и управлялись выборными старейшинами.
Учитель напоминает, каких успехов достигло земледелие в Египте по сравнению с мотыжным земледелием к IV тысячелетию до н. э.
Усовершенствования в хозяйстве и создание излишков способствовали дальнейшему изменению жизни в Египте. Второе важное изменение, внесенное в жизнь человеческого общества в Египте новой техникой обработки земель и выделением ремесла, состояло в том, что теперь уже не требовалась совместная обработка земли всем родом. Каждая семья могла, обрабатывая землю плугом, получить все необходимое пропитание; работая каменными и металлическими орудиями труда, изготовить предметы обихода, а те, которые члены семьи сделать сами не умели, выменять у ремесленников.
Это постепенно привело к распадению рода на более мелкие группы, на семьи.
Однако в долине Нила необходимы были работы, которые ни отдельной семье, ни отдельному роду были не под силу: осушка болот, строительство и поддержание в порядке крупных плотин и каналов. В заботе об оросительной системе были заинтересованы все соседние семьи. Эти работы объединяли семьи целого района, независимо от того, к какому роду или племени они принадлежали. В этих работах участвовали сотни и тысячи людей, живших по соседству. Поэтому общины в Египте сохранились, но изменился их состав. Учащиеся могут сами подсказать, как назвать такие общины (не родственные, а соседские). Подчеркнуть, что землю отвоевывали от реки и болот общими усилиями, поэтому земля оставалась владением всей общины.
Старейшины или старосты соседской общины отводили каждой семье участок земли под пашню. Земля по-прежнему принадлежала всей общине, но каждая семья вела свое собственное хозяйство и все, что члены семьи вырабатывали, принадлежало только всей семье, а не общине. Орудия труда, рабочий скот и другое имущество стали тоже принадлежать отдельным семьям, а не всей общине. Глава семьи, хозяин, трудился на своем участке и на общественных работах по орошению. Таких земледельцев называют крестьянами-общинниками.
Учитель указывает, что земледельцы по-прежнему жили общинами. Но новые общины имели резкие отличия от общин, существовавших при первобытнообщинном строе: объединение не по родству, а по соседству, работа семьями, деление на семьи, собственность семьи на имущество и передача его по наследству.
Учитель спрашивает: что связывало людей, входивших в родовую общину? А кто считался членом соседской общины? Как велось хозяйство в родовой общине и в соседской? Почему?
Убедившись, что учащиеся поняли сущность происшедших изменений, учитель проводит закрепление путем беседы о признаках родовой общины и общины соседской. После разбора каждого вопроса заполняется (или читается на готовом плакате) соответствующая строка третьего столбика таблицы. Лишь после окончания записей учащиеся подбирают заголовок ко всей таблице.
В законченном виде таблица выглядит примерно так:
ПРИЗНАКИ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ И СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЫ
Признаки
Родовая община
Соседская община
1.
Кто входит в общину?
Родичи
Соседи
2.
Как поддерживают плотины, каналы?
Совместно
Совместно
3.
Кому принадлежит земля?
Родовой общине
Соседской общине
4.
Как трудятся на полях?
Совместно
Каждая семья получает от общины отдельный участок земли для обработки
5.
Кому принадлежат орудия труда, скот, урожай, хижина?
Родовой общине
Каждой семье. Имущество передается по наследству
Таблицу переписывать з классе учащиеся не успеют, а для самостоятельного задания она трудна. Лучше в готовом виде вывесить ее и оставить в классе, чтобы учащиеся хорошенько запомнили.
Закончив таблицу, учитель организует ее анализ: учащиеся сопоставляют признаки и отмечают черты сходства и различия между двумя общинами. Делается вывод: появилась новая община, первобытнообщинный строй разрушился.
Вариант второй для более слабого класса.
Все изложение материала вести, как в первом варианте, но вместо таблицы признаков обеих общин записать столбиком только признаки первобытнообщинного строя:
совместный труд на каналах, плотинах и на полях;
совместное владение орудиями труда и другим имуществом;
совместное владение землей;
объединение родичей;
равенство.
По мере рассказа о разложении родовой общины, ее признаки один за другим перечеркиваются. Остается только совместный труд на каналах, плотинах и совместная собственность на землю. Учащимся легко дается вывод о разложении первобытнообщинного строя.
Изменилось и положение людей — членов общины. Первобытная община строилась на равенстве членов; с разделением на семьи выделились бедные и богатые семьи. Разбогатели прежде всего семьи старейшин и вождей племени. Старейшины и вожди стали захватывать лучшие земли общины.
Учитель спрашивает, где в Египте были расположены лучшие земли.
Семьям старейшин и вождей доставалась большая часть добычи, захваченной на войне. Они становились собственниками, обладателями больших богатств: рабов, скота, золота, земли и других ценностей. Сами они не работали, на них трудились рабы. Рабовладельцы были полными хозяевами рабов. Старейшины и вожди передавали имущество своим сыновьям. Хотя последние и не всегда становились старейшинами, или вождями, но оставались самыми богатыми людьми в роду. Семьи старейшин и вождей гордились своим богатством и происхождением. Они считали себя не простыми крестьянами-общинниками, а высшими людьми, знатью. На доске помещается аппликация и надпись: «Рабовладелец — знать». Обращается внимание на одежду знати.
Ниже знати учитель помещает аппликации простых общинников: крестьянина и ремесленника.
Итак, постепенно уничтожилось равенство между свободными, между членами общины. Все свободное население разделилось на простых общинников и на знать.
Для раскрытия понятия рабовладельческий строй учитель пользуется уже имеющимися у учащихся знаниями и дополняет их. По мере объяснения на доске составляется из аппликаций и надписей схема, учащиеся переносят ее в свои тетради.
Первую большую группу угнетенных составляли рабы, или, как определяют в науке, класс рабов.
Учитель может конкретизировать положение раба, напоминая учащимся о картине «Храмовое хозяйство». Хозяин раба заставлял его обрабатывать свое поле. Учащиеся перечисляют, какие именно работы, выполняемые рабами, были изображены на картине. Но все, что вырастало в результате труда раба, принадлежало не ему, а хозяину: раб не имел своего имущества, своей собственности.
В чем еще проявлялась власть хозяина над рабом? Учащиеся вспоминают о палке в руках надсмотрщика, ударах плетью. Хозяин мог как угодно наказать раба, купить, продать его, даже убить. У раба не было никаких прав, он не мог даже жаловаться. Сын или дочь раба тоже становились рабами.
Все остальные люди были свободными. Среди свободных тоже были угнетенные — это многочисленный класс крестьян и ремесленников.
Вопросы классу: кто угнетал рабов и крестьян? Где на картине изображен знатный человек? Перечислите, что вы знаете о знати (крупных рабовладельцах): из кого они происходили, чем владели.
Учитель предлагает сравнить положение этих групп или классов. Учащиеся отмечают сходство в положении крестьян и ремесленников. Их мы отнесем к одной группе населения, к одному классу. Между остальными группами имеются резкие различия. Общество разделилось на классы.
Среди людей установились новые порядки, новый строй жизни, который называется рабовладельческим строем.
Для закрепления учащиеся читают две фразы курсивом в последней подтеме § 9 учебника (стр. 19) и объясняют их, упражняются в определении рабовладельческого строя.
Домашнее задание: выучить по учебнику § 9. Ответить на вопросы: какие изменения произошли в составе египетского общества? Чем эти изменения были вызваны? Выписать в тетрадь, что называется рабовладельческим строем. Составить устный план подтемы «Рабовладельцы» в § 6. Желающим нарисовать раба или знатного египтянина.
Примечания
1. Аппликации и надписи следует располагать на доске таким образом, чтобы из них можно было в конце урока составить схему (см стр. 52).
pedagogia.pro
Древнее Царство. Рабовладение
Всемирная История. Том 1
Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие
рабовладельческие государства в долине Нила и в Двуречье
Египет Древнего царства. Общественный и
государственный строй Древнего царства
Рабовладение
На исходе Древнего царства один номарх напоминал жителям
области и соседям, что никогда не порабощал он дочери кого-либо из них. При
VI династии младший брат одного сановника, рассказывая, как он в течение 20
лет управлял его хозяйством, добавлял, что никогда не бил там какого-либо
человека так, чтобы тот «пал под пальцами» его, и никогда не порабощал там
никаких людей (мужчин и женщин).
Об этом писали как о добродетели; следовательно,
порабощение было сравнительно обычным делом в Древнем царстве.
Судя по имеющимся данным, жрецы, которым поручалось
обслуживание заупокойного культа знати, могли иметь лично им принадлежащих
рабов; помимо этого, в зависимом положении состояли при них иногда и их
младшие родственники. Таким жрецам выделялись в пользование в виде оплаты за
службу вместе с пашней и «всякой вещью» также и люди, причём при IV династии
или в начале V династии вельможа в завещании запрещал заупокойным жрецам
продавать этих людей кому бы то ни было или завещать на сторону. Это значит,
что таких людей можно было продавать и покупать и что вообще существовал
рабский рынок.
О покупке людей для того, чтобы они выполняли различные
службы по умершему, сообщает другая надпись, обозначающая их словом, которое
можно передать как «купленники». Два карлика «купленника» с египетскими
именами изображены в гробнице вельможи V династии в качестве личных слуг
хозяина: один — с его переносным ложем и изголовьем, другой — с его тростью и
обувью.
В той же гробнице прямо над карликами представлены двое
слуг — «эфиопы», резко отличавшиеся по виду от своих египетских собратьев,
несмотря на египетские имена: один — «провожатый» с дорожным мешком и
умывальным прибором, другой — «ключник» с хозяйской одеждой. Такого «эфиопа»
с господским мешком (возможно, с одеждой) и сандалиями мы видим в гробнице
одного из царевичей V династии. Впоследствии слово «эфиоп» применительно к
слугам означало «эфиопский раб».
Невольники-эфиопы могли быть из пленных. Древнее царство
постоянно воевало с соседними племенами, и пленных брали тогда немало. При
первом царе IV династии, Снефру, было уведено в плен мужчин и женщин — один
раз 7 тыс. эфиопов, другой раз 1 100 ливийцев. Ливийских пленных изобразил в
поминальном храме второй царь V династии, Сахура. При VI династии номарх Элефантины
доставил в столицу из Эфиопии «большое число» пленных, а общеегипетское
ополчение взяло на северо-востоке (где-то в Азии) пленных «очень много». Под
одним из годов основателя V династии Усеркафа летопись упоминает о 70
иноземцах (иноземках?), доставленных в виде дани, очевидно, храму при царской
пирамиде.
Приведённые свидетельства указывают на значительное
распространение рабовладения в Египте Древнего царства, и не только в верхах
общества, но и в средних слоях населения.
Но если покорённые чужеземцы легко могли быть обращены в
рабство, то не так просто обстояло дело с порабощением своих же
соплеменников. Правда, из сказанного выше видно, что соплеменников можно было
полностью поработить, может быть, посредством долговой кабалы или другими
способами. Но были и такие соплеменники, которые, хотя и эксплуатировались
знатью рабовладельческими методами, отличались от собственно рабов. Такой
непосредственный производитель материальных благ, даже лишённый уже
фактически средств производства, сохранял ещё известные признаки прежнего
состояния и мог обладать некоторым имуществом.
libanomaly.ru
Рабство в Древнем Египте - это... Что такое Рабство в Древнем Египте?
Рабство в Древнем Египте — общественно-экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей из-себя прослойку патриархальных рабов.
Общие характеристики
Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью.
Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем.[1]
В российской египтологии существуют два противоположных взгляда на проблему рабства в Древнем Египте. Широко известна рабовладельческая концепция древнего Востока В. В. Струве, наиболее решительным противником которой выступал Н. М. Никольский,[2] указывавший на малочисленность рабов, упоминаемых в египетских и ассиро-вавилонских документах, и на то, что они не играли важной роли в производстве.[3][4][5][2] Однако после того как в 1938 году рабовладельческая формация Древнего Египта была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б) альтернативные мнения в советской историографии стали постепенно исчезать. После XX съезда КПСС дискуссия в научных кругах возобновляется.[2]
Династический период
Одним из источников рабства была война. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».
Раннее царство вело войны и подавляло восстания внутри страны. Тема связанных пленников часто встречается в изобразительном искусстве того времени.[6] Но прямого ответа на вопрос об использовании пленных египетские источники не дают.[6] Фараон Хор Сом хвалился добычей из «быков 400 000, мелкого скота 1 422 000, пленников 120 000». Превращение такого количества людей в рабов на самой заре фараоновского царства маловероятно. Даже при учете завышения цифр, скорее всего имелось в виду переселение.[6]
В. В. Струве считал, что основную строительную работу и работу по поддержанию ирригационных систем в Древнем царстве производили рабы.[7] Однако он предлагает отличать древневосточных рабов от античных, поскольку большая территориальная община владела рабами коллективно.[8] По мнению доктора исторических наук И. М. Дьяконова, не известно ни одного достоверного случая применения рабского труда вне домашнего хозяйства в период Старого царства. Ведущим сектором в экономике Старого царства было «вельможеское хозяйство». Непосредственные производители материальных благ, работавшие на вельможу, как отмечает Дьяконов, в основной своей массе, не были рабами. На вельможу работало коренное население страны, и обращались с этими людьми не как с рабами. Однако вельможеское хозяйство имело много общего с рабовладельческим производством, поскольку непосредственные производители работали в принудительном порядке и с помощью хозяйского инвентаря.[6]
В эпоху Среднего царства кроме рабов как таковых («баку»), игравших второстепенную роль в производстве,[3] в государстве существовали «царские хемуу»[9] (обычно переводится как «рабы», «слуги»[10]), рабочие,[3] но они не были рабами в традиционном понимании. Царские хемуу охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне.[9] Они составляли основную массу трудящегося населения[3][9] и являлись «рабами» или «слугами» не своего непосредственного господина, а царя.[9] По достижении определенного возраста, хемуу распределялись по профессиям, становились земледельцами, ремесленниками, воинами. Хемуу работали в царских и храмовых хозяйствах, но и частные хозяйства представителей знати также набирали работников из их числа.[3]
В период Нового царства из-за наличия сильной армии количество рабов в Египте увеличилось.[6][5] Рабовладельческие отношения проникли почти во все слои египетского общества. Рабами могли владеть даже люди скромного общественного положения: пастухи, ремесленники, торговцы.[6] Несомненно, мелкие рабовладельцы использовали своих невольников не только для личных услуг, но и как непосредственных производителей.[6] Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства, предусматривавшего интеграцию раба в общину.[6]
Меньше информации об использовании иноземных рабов в государственном и царском хозяйствах. На изображении времени Тутмоса III показано, как пленные изготовляют кирпич и кладут стены под надзором надсмотрщиков, вооруженных палками. Вещественным доказательством зверского обращения с подневольной рабочей силой может служить тяжелое кнутовище, найденное возле поминального храма фараона-женщины Хатшепсут.[6] В то же время рядового землепашца-египтянина от посаженного на землю раба отличала только относительная свобода, то, что он не был «вещью» хозяина.[6]
Эллинистический и римский периоды
Для Египта эллинистической эпохи, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и пр.
Число рабов и их роль в производстве возросли, рабский труд применялся в поместьях, возникших на царских землях и землях клерухов, и в ремесленных мастерских. А. Б. Ранович и В. В. Струве считают, что в эллинистическом Египте рабство являлось преобладающим элементом производительных сил. По мнению К. К. Зельина, для подобных выводов нет достаточных оснований, и античные формы рабства развивались главным образом в полисах и крупных землевладениях, он указывает, что «рабский труд в области сельского хозяйства применялся в Египте прежде всего крупными землевладельцами».[11]
Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и во II—I вв. до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве.[11]
Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов — храмовые работники; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов — осужденные за преступления, военнопленные.[11]
А. Б. Ранович считает, что в Римский период больше всего рабство получило распространение в Александрии Египетской, которая была типичным для рабовладельческого общества крупным центром. Рабство занимало здесь не меньше места, чем в Эфесе и Риме. Но Ранович замечает, что делать какие-либо обобщения или пытаться установить процент рабов по отношению ко всему населению затруднительно.[12]
Египетское рабство в Библии
В Библии ярко обрисовано тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей:[1]
И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
И. М. Дьяконов в своей книге «История Древнего Востока» (1988) замечает, что археологические находки, подтверждающие рабство израильтян в Египте и их уход оттуда, пока не обнаружены.[6]
Примечания
↑ 1 2 Рабство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ 1 2 3 Неронова В. Д. Проблема формационной принадлежности древнего мира в советской историографии.
↑ 1 2 3 4 5 Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. — Москва: КомКнига, 2007. — 384 с. — ISBN 978-5-484-00573-4
↑ Семенов Ю. И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность.
↑ 1 2 Валерия Хачатурян. Рабы или «царские люди»?.
↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Дьяконов И. М. История Древнего Востока. Часть 2. Передняя Азия. Египет. — Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
↑ Струве В. В. История Древнего Востока. — Москва: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941.
↑ Струве В. В. История Древнего Востока. Краткий курс. — Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. — 129 с.
↑ 1 2 3 4 Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. — Москва: Наука, 1972. — 368 с.
↑ Слово *ḥamw в общеафразийском праязыке означало «свойственник», «непрямой родственник» (Дьяконов И. М. «Пути Истории»)
↑ 1 2 3 Кузнецов Д. В. Эллинистический Египет: основные тенденции развития в конце IV – второй трети I вв. до н.э.: Учебное пособие. — Благовещенск: БГПУ, 2005. — 196 с. — ISBN 5-8331-0084-4
↑ Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. — Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1949. — 273 с.
brokgauz.academic.ru
Когда в Египте начал формироваться рабовладельческий строй-...
Развитие с/хозяйства, ремесел и торговли в неолитическом иэнеолитическом Египте подрывало устои первобытно – общинного строя.Движимое имущество (к примеру: скот) стало переходить в частныевладения. Первичный матриархат, сменился патриархатом. Уже вдодинастический период, начинает появляться частная собственность.Происходит переход от матриархата к отцовскому праву. Родовые связиослабевают. Начинает формироваться сельская община. Именно в этот период в истории Древнего Египта, появляются первыезачатки рабовладения. Это связанно с тем, что ирригационное земледелиетребует большого количества труда. При раскопках, которые относят кданному периоду истории Египта, находят статуэтки людей, у которых былисвязанные руки. Это свидетельствует, что уже на данном, довольно раннемэтапе развития общества появляются зависимые люди.
Усиливающаяся знать, стремится к созданию более прочного г аппаратавласти, это необходимо для подавления рабов и простых общинников.
Во времена Древнего царства, фараон действовал в интересахгосподствующей власти и жричества. В их поместьях и мастерскихэксплуатировались рабы. Это люди, которые попадали в плен (кушиты,ливийцы, азиаты). Соотечественники попадали в рабскую зависимостьдовольно редко.
Рабы делились на 2 категории: порабощенные(баку) и подвластные (хему). Именно подвластные, по-видимому, являлисьдетьми наложниц, которых биологический отец лишил права свободы инаследства. Рабы считались подданными царя, хотя фактически, ониработали в патриархальной семье своего хозяина.
Рабов, в периодДревнего Царства, было еще очень мало. Для вельмож и влиятельныхчиновников открывалась широкая возможность использовать, кроме рабов ещеи родовых общинников, которые находились в зависимости от них.
При Среднем Царстве, положение рабов было ужасным. Их использовали насамых тяжелых и изнурительных работах (например: в каменоломнях).
При Новом Царстве, наряду с крупными рабовладельцами (фараонами,вельможами)встречаются и мелкие – владеющие тремя – четырьмя рабами.
Таким образом, рабовладельческие отношения получили широкоераспространение на территории Древнего Египта. Это самый яркий примеррабовладельческих отношений в древнем обществе. Можно считать, чтоименно Египет и стал родоначальником рабовладельческого строя.
Оцени ответ
nebotan.com
Задание Когда в Египте начал формироваться рабовладельческий строй-... -
Развитие с/хозяйства, ремесел и торговли в неолитическом иэнеолитическом Египте подрывало устои первобытно – общинного строя.Движимое имущество (к примеру: скот) стало переходить в частныевладения. Первичный матриархат, сменился патриархатом. Уже вдодинастический период, начинает появляться частная собственность.Происходит переход от матриархата к отцовскому праву. Родовые связиослабевают. Начинает формироваться сельская община. Именно в этот период в истории Древнего Египта, появляются первыезачатки рабовладения. Это связанно с тем, что ирригационное земледелиетребует большого количества труда. При раскопках, которые относят кданному периоду истории Египта, находят статуэтки людей, у которых былисвязанные руки. Это свидетельствует, что уже на данном, довольно раннемэтапе развития общества появляются зависимые люди.
Усиливающаяся знать, стремится к созданию более прочного г аппаратавласти, это необходимо для подавления рабов и простых общинников.
Во времена Древнего царства, фараон действовал в интересахгосподствующей власти и жричества. В их поместьях и мастерскихэксплуатировались рабы. Это люди, которые попадали в плен (кушиты,ливийцы, азиаты). Соотечественники попадали в рабскую зависимостьдовольно редко.
Рабы делились на 2 категории: порабощенные(баку) и подвластные (хему). Именно подвластные, по-видимому, являлисьдетьми наложниц, которых биологический отец лишил права свободы инаследства. Рабы считались подданными царя, хотя фактически, ониработали в патриархальной семье своего хозяина.
Рабов, в периодДревнего Царства, было еще очень мало. Для вельмож и влиятельныхчиновников открывалась широкая возможность использовать, кроме рабов ещеи родовых общинников, которые находились в зависимости от них.
При Среднем Царстве, положение рабов было ужасным. Их использовали насамых тяжелых и изнурительных работах (например: в каменоломнях).
При Новом Царстве, наряду с крупными рабовладельцами (фараонами,вельможами)встречаются и мелкие – владеющие тремя – четырьмя рабами.
Таким образом, рабовладельческие отношения получили широкоераспространение на территории Древнего Египта. Это самый яркий примеррабовладельческих отношений в древнем обществе. Можно считать, чтоименно Египет и стал родоначальником рабовладельческого строя.