Слова Древнего Египта: Религия. Древний египет слова
Что значит египет (древний) - Значения слов
Египет( Древний), древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо-восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10≈6-м тыс. до н. э., когда климат был более влажным, кочевавшие по территории Е. разрозненные племена жили в саваннах, окружавших Нил, дельта и долина которого были ещё заболочены. Племена занимались собирательством, охотой, а позднее и рыболовством. Изменение климата в эпоху неолита, приведшее к иссушению саванн, принудило их спуститься в пойму Нила. Среди них были протосемиты, берберы и кушиты, из смешения которых к 4-му тыс. до н. э. образовался египетский народ. Увеличение населения, которое не могло уже существовать за счёт охоты и рыболовства, ускорило переход к скотоводству и земледелию, что обусловило появление территориальных общин. Нужда в дополнительной площади, пригодной под посевы, вызвала необходимость создания сети осушительных каналов и дамб, для сооружения которых использовался труд общинников и рабов, захваченных при междоусобных войнах. Древнейшие земледельческие поселения в Е. были очагами последовательно сменявшихся в 5≈4-м тыс. до н. э. культур: на С. ≈ Меримде-Бени-Саламе , Эль-Омари и Маади ; на Ю. ≈ Тасийская культура , Бадарийская культура , Амратская культура , Негада и на территории всей страны ≈ Герзейская культура . Использование подневольного труда способствовало социальному расслоению общины, выделению родовой знати и превращению вождей племён в царьков. Возникли примитивные государственные образования, к которым, вероятно, восходит часть более поздних административных округов (т. н. номов) Е. Между ними велась борьба за землю, скот и рабов. Около середины 4-го тыс. до н. э. образовались два царства: на С. ≈ Нижний Е., на Ю. ≈ Верхний Е. (с центрами, соответственно, в Буто и Иераконполе ). Окончательно всю страну объединил около 3000 до н. э. царь Юга Менес (Мена), который захватил Нижний Е. и основал крепость «Белые стены» (греч. Мемфис ), ставшую в 28 в. до н. э. столицей Е. С объединения Е. началась т. н. династическая эпоха [всего до второго завоевания Е. персами в 341 до н. э. было 30 династий ≈ по исчислению египетского историка жреца Манефона (конец 4 ≈ начало 3 вв. до н. э.)]. Страна превратилась в централизованную восточную деспотию. Она обеспечивала создание общей для всего государства системы ирригационных сооружений. Раннее царство (около 3000 ≈ около 2800 до н. э.). Этот период охватывал время правления первых двух династий. Оно характеризовалось развитием ирригационного хозяйства, совершенствованием каменных и медных орудий, появлением гончарного круга, расширением меновой торговли. В это время формировались государственный аппарат и обслуживавшая его прослойка чиновников-писцов; выделились административные округа ≈ номы во главе с номархами; систематически предпринимались грабительские походы: на Ю. в Куш (Нубию), против ливийцев на С.-З. и бедуинов Синайского полуострова, где находились медные рудники. Древнее царство (около 2800 ≈ около 2250 до н. э.) началось с воцарения первого царя III династии Джосера . В этот период продолжали развиваться сельское хозяйство, ремесло, торговля и строительство. Наряду с общинным появилось частное землевладение. Укрепился бюрократический аппарат, возглавляемый верховным сановником ≈ тчати (визирем). Могущество фараона, который был также верховным жрецом и считался верховным собственником земли и подданных, достигло апогея; древняя номовая знать в большинстве стала придворной. Появилось постоянное войско, укомплектованное общинниками и отчасти иноземцами, преимущественно жителями Куша. Идея неограничеснной власти обожествленных фараонов воплотилась в сооружении грандиозных гробниц пирамид , особенно при III≈IV династиях (пирамиды Снофру, Хеопса , Хефрена , Микерина). При их строительстве широко использовался труд рабов и крестьян. К концу периода Древнего царства постепенно усилилась местная номовая знать, которая выступила против тяготившей её центральной власти. Фараоны V≈VI династий (например, Нефериркара, Пиопи I и II и др.) вынуждены были освобождать т. н. иммунитетными грамотами храмовые хозяйства и многие поселения от государственных повинностей на «дом царя». Первый распад Е. (около 2250 ≈ около 2050 до н. э.). В 23≈22 вв. Е. распался на ряд враждовавших между собой номов и мелких государств. Это привело к упадку ирригационной системы и, следовательно, сельского хозяйства. В районах, не доступных разливу Нила и не входивших в состав общинных земель, развивалось частное землевладение, что способствовало распаду общины. Расширилась прослойка мелких и средних собственников, нуждавшихся в изделиях ремесла. Развитие ремесла и торговли обусловливало рост городов, заинтересованных в единстве страны, что служило предпосылкой для её нового объединения и восстановления ирригационного хозяйства. Объединение страны осуществлялось постепенно в ходе междоусобной борьбы. На С. возвысились номархи Гераклеополя (IX и Х династии), на Ю. ≈ Фив (XI династия), которые одержали победу над Гераклеополем. Около 2050 при Ментухотепе I страна вновь была объединена под гегемонией Фив, которые стали столицей Е. Среднее царство (около 2050 ≈ около 1700 до н. э.). Этот период в основном включает время правления XII династии, при которой производились крупные ирригационные работы в Файюмском оазисе. В обширных поместьях знати применялся, очевидно, наряду с трудом рабов труд свободных земледельцев. Появились бронзовые изделия. Расширился обмен с Сирией, Критом, на Ю. ≈ с Пунтом. При Сенусерте III был присоединён Куш до 2-го порога Нила. При первых фараонах XII династии междоусобные войны ещё продолжались. Лишь при Аменемхете III (2-я половина 19в.), подавившем номархов, упрочилась центральная власть (столицей Е. стал г. Иттауи). Однако усиление имущественного неравенства вызвало восстание бедноты, которое около 1750 привело к новому распаду страны. Второй распад Е. (около 1700 ≈ около 1580 до н. э.). Около 1700 в Е. вторглись с С.-В. племена гиксосов , захвативших большую часть страны почти на 110 лет. Их цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который изгнал около 1580 гиксосов из Е. Новое царство (около 1580 ≈ около 1070 до н. э.). В это время стала шире применяться бронза, появились первые изделия из железа, совершенствовались техника обработки металла, конструкция ткацкого станка и плуга, получили распространение колёсные повозки, развивалось стеклодельное ремесло. Из покорённых и соседних стран в качестве дани и путём обмена доставлялось сырьё: серебро, свинец, медь, лес из Сирии и Палестины, золото, слоновая кость из Куша, благовония, ценные породы деревьев из Пунта. Сохранились известия о флоте, снаряжённом царицей Хатшепсут в Пунт. Небывалых прежде размеров достигло частное рабовладение. Десятки тысяч рабов приводились после успешных походов. Постоянные войны заставляли фараонов XVIII≈XX династий заботиться о совершенствовании войска, основу которого составляли колесничие из знати и зажиточных слоев общества. Для пехотинцев было введено стандартное вооружение, в частности составной лук. Эти мероприятия повысили боеспособность армии. Преемники Яхмоса Тутмос I, особенно Тутмос III, Аменхотеп II, присоединили к Е. на С. Сирию и Палестину, а на Ю. ≈ Куш до 4-го порога Нила. Были установлены регулярные дипломатические связи с Митанни , Вавилоном и Хеттским царством . Апогей могущества Е. был достигнут при Аменхотепе III (2-я половина 15 в.). Усиление храмов, получавших от фараонов огромные земельные наделы, рабов, золото и т. д., привело к столкновению жречества с царской властью. Стремясь ослабить жречество и номовую з
xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Слово ЕГИПЕТ - Что такое ЕГИПЕТ?
Слово египет английскими буквами(транслитом) - egipet
Слово египет состоит из 6 букв: г е е и п т
Значения слова египет. Что такое египет?
Египет
Еги́пет (араб. مصر Миср/Miṣr [misˤɾ], масри مصر Маср/Maṣr [ˈmɑsˤɾ]), официальное название Ара́бская Респу́блика Еги́пет (араб. جمهورية مصر العربية Джумхурийят Миср аль-Арабийя, масри جمهورية مصر العربية Гумхурия Маср иль-Арабийя)...
ru.wikipedia.org
ЕГИПЕТ, Арабская Республика Египет (АРЕ), государство на северо-востоке Африки и Синайском п-ове в Азии (ок. 6% территории). Египту принадлежат также несколько небольших островов в Суэцком заливе и Красном море.
Энциклопедия Кругосвет
Египет Официальное название: Арабская Республика Египет,. جمهورية مصر العربية. (по-арабски читается "Джумхурийя Мыср аль-арабийя"), Arab Republic of Egypt (англ.).
Энциклопедия "Вокруг Света"
Египет (от финикийского «ай-габт»-изогнутый берег)-одно из величайших и могущественнейших царств глубокой древности, достигшее расцвета вскоре после постройки первых городов Нимрода в Вавилонии и Ассирии, и процветавшее многие столетия.
Вихлянцев В. Библейский словарь. - 1994
Египет, страна древней культуры, далеко предшествовавшей древне-греческой культуре Кажется и в области музыкального искусства Е. уже ушел далеко вперед, в то время когда Европа еще находилась в состоянии полного варварства.
Музыкальный словарь. — 2008
Египет I (греч. Αϊγυπτος; лат. Aegyptus; фр. Egypte; англ. Egypt; нем. Aegypten; итал. Egytto; арабск. Masz). Положение, границы. Страна Е. (в узком, историческом смысле слова) лежит между 24°5' и 31°35' северной широты и 28°50' и 34°41' восточной…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907
Египет Нижний
Египет Нижний Египет Нижний район Египта, охватывающий дельту Нила. В древности Нижний Египет включал в себя 16, а позднее (примерно с середины 2-го тысячелетия до н.э.) 20 номов.
Энциклопедия мифологии
Египет Нижний — район Древнего Египта, охватывающий низовья и дельту Нила. Во 2-й половине 4-го тыс. до н.э. здесь сложилось объединение номов со столицей в Буто.
Исторический словарь. - 2000
ЕГИПЕТ НИЖНИЙ — р-н Египта, охватывающий дельту Нила. В древности Е. H. включал в себя 16, а позднее (примерно с сер. 2-го тыс. до н. э.) 20 номов. Столица - г. Буто. Ок. 3000 до н. э. подчинился Верх. Египту. И. А. Стучевский.
Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982
Египет Верхний
Египет Верхний — район Древнего Египта, охватывающий долину Нила к югу от границы с Суданом. Во 2-й половине 4-го тыс. до н.э. здесь сложилось объединение номов (территориальных единиц) со столицей в Иераконполе.
Исторический словарь. - 2000
ЕГИПЕТ ВЕРХНИЙ — р-н Египта, охватывающий долину Нила от 1-го порога до Дельты. В древности Е. В. подразделялся на 22 нома. В 4-м тыс. до н. э. сложилось верхнеегип. объединение номов с центром в Иераконполе, подчинившее себе ок. 3000 до н. э.
Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982
Египет Древний
Египет Древний Египет Древний раннерабовладельческое государство в Африке, в долине Нила. Исторический очерк Возникновение древнейшего египетского государства.
Энциклопедия мифологии
ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ - государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении р. Нил. Территория Египта - один из древнейших очагов цивилизации. Историю Египта принято делить на периоды Древнего (кон. 4-3-е тыс. до н. э.), Среднего (до 16 в.)…
Большой энциклопедический словарь
ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ — древнейшее гос-во в долине р. Нил, его территория простиралась от Средиземного м. на севере до 1-го порога Нила на юге. Территория страны исконно делилась на 2 части: Нижний Е.- Дельту Нила и Верхний Е.
Православная энциклопедия
"БЕГСТВО В ЕГИПЕТ"
Бегство в Египет — описанное в Евангелии от Матфея бегство семьи Иисуса Христа в Египет, чтобы избежать избиения младенцев, произведённого по указанию царя Ирода. Евангельский рассказ об этом событии чрезвычайно краткий...
ru.wikipedia.org
«БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика экзонартекса храма мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика экзонартекса храма мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле.
Православная энциклопедия
Англо-франко-израильская агрессия против Египта
Англо-франко-израильская агрессия против Египта (1956). Англия и Франция, предпринимая агрессию, имели целью утвердить своё господство на Арабском Востоке, подорванное национально-освободительным движением…
БСЭ. — 1969—1978
АНГЛО-ФРАНКО-ИЗРАИЛЬСКАЯ АГРЕССИЯ ПРОТИВ ЕГИПТА (1956). Предпринимая агрессию, Англия и Франция имели целью утвердить свое господство на Араб. Востоке, подорванное нац.-освободит. движением…
Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982
АНГЛО-ФРАНКО-ИЗРАИЛЬСКАЯ АГРЕССИЯ ПРОТИВ ЕГИПТА (1956) - имела целью захват Суэцкого канала. 29 октября израильские войска вторглись на территорию Египта…
Большой энциклопедический словарь
Принц Египта
«Принц Египта» — американский анимационный фильм 1998 года студии «DreamWorks», первый традиционный мультфильм, созданный этой студией. Сюжет рассказывает о еврейском вожде и пророке Моисее начиная с его рождения...
ru.wikipedia.org
«ПРИНЦ ЕГИПТА» (The Prince of Egypt), США, Dream Works, 1998, 105 мин. Анимационный фильм. Полнометражный мультипликационный фильм киностудии Dream Works претендует на лавры одного из самых выдающихся мультфильмов всех времен.
Энциклопедия кино. - 2010
Русский язык
Дре́вний Еги́пет.
Орфографический словарь. — 2004
Примеры употребления слова египет
Grain Ukraine. Египет активизировал закупочную деятельность на текущей неделе.
В компании "Пегас туристик" подтвердили, что слышали о грядущем подорожании виз в Египет.
Вслед за этим волнения перекинулись на Египет, Ливию, Сирию и весь Ближний Восток.
Даже пока относительно спокойный Египет может получить опасную инфекцию в связи с наплывом в летнее время туристов из Саудовской Аравии, которые приезжают в страну без всякого контроля, передвигаются на своих автомашинах по всей территории Египта.
С 1 ноября Египет повышает стоимость туристической визы, получаемой гостями страны на границе.
егерский
егерь
египетский
египет
египта
египте
египтологический
wordhelp.ru
ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ - Древнеегипетский словарь-справочник - История
ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ
раннерабовладельческое государство в Африке, в долине Нила.
Исторический очерк
Возникновение древнейшего египетского государства. Еще в эолитическом и палеолитическом периодах (сотни тысяч лет тому назад) Египет был заселен человеком. Древнейшее население Египта обитало на холмах, окаймляющих долину Нила, так как сама долина в результате ежегодных разливов Нила превращалась в сплошное болото. Кочевые хамитические и другие племена, расселявшиеся здесь, первоначально занимались охотой, позднее — также рыболовством. По мере численного роста населения, потребности которого охота уже не могла удовлетворить, совершался переход к примитивному, мотыжному земледелию и скотоводству. Долина Нила постепенно заселялась, возникали территориальный общины, создавалась ирригационная система. Общинники прорывали каналы, создавали плотины и превращали болота в плодородные поля. В этих работах значит, роль стал играть труд рабов. Появление рабов и социальное расслоение общины означало зарождение классов, классовой борьбы и государства. Вожди племен превращались в царьков, хотя в условиях не успевшего еще полностью отмереть общинного строя довольно долго сохраняли ряд прежних функций. Примерно к 4-му тыс. до н. э. в долине Нила насчитывалось около 40-а небольших рабовладельческих государств (номов). В результате борьбы между ними и подчинения слабых номов более сильными в конце 4-го тысячелетия до н. э. образовались два сравнительно крупных государства: одно — на Севере, со столицей Буто (Нижний Египет), другое — на Юге, со столицей Иераконполе (Верхний Египет). Около 3000 до н. э. подчинением северного царства южным завершился процесс объединения Египта в одно государство — централизованную раннерабовладельческую монархию (рабовладельческий способ производства не достиг в Египте уровня, античного рабовладения в силу прочного пережиточного сохранения сельских общин). Объединение Египта было обусловлено необходимостью создания единой ирригационной системы, а также стремлением южных номов использовать тучные пастбища дельты Нила и овладеть выходом к Средиземному морю. Первым царем, объединившим Юг и Север Египта, по преданию, был царь Мин (Менес) из Тинисского нома, положивший начало династии царей (фараонов) Египта и основавший город-крепость Мемфис. Хозяйство Египта в этот период сохраняло натуральный характер, но прогрессирующее разделение труда вело к зачаткам торговли между отдельными номами, между Северным и Южным Египтом, между Египтом и другими странами (Сирией, а в дальнейшем и Эгейским миром). Торговля составляла монополию царей и номовой знати. По установившейся традиции история Египта в т. н. классический период (до греческого завоевания) делится на Древнее царство (3-е тысячелетие до н. э.). Среднее царство (21-18 вв. до н. э.). Новое царство (16-11 вв. до н. э.) и Поздний (Ливийско-Саисский) период (10-6 вв. до н. э.), не считая переходных периодов. В исторической литературе принята также периодизация древней истории Египта по династиям (всего было 30 династий).
Египет в период Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.). В этот период сильно развилось сельское хозяйство, были прорыты новые оросительные каналы. Основными сельскохозяйственными культурами были ячмень, полба, пшеница, лен. Наряду с мотыгой стал применяться примитивный плуг. Рабочим скотом являлись быки и ослы. Большого развития начали достигать ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.). Снаряжались морские экспедиции в Финикию (главным образом за лесом) и на остров Крит. Совершались неоднократные хищнические походы на Синайский полуостров (богатый медью), в Палестину и на юг в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Из всех стран пригонялись пленники которых превращали в рабов.
Древнеегипетский словарь-справочник.
2012
Словари
→
История
→
Древнеегипетский словарь-справочник
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
slovar.cc
Слова Древнего Египта: Религия | Сайт Хургады
Религия Древнего Египта настолько своеобразна, что за века сложился особый словарь связанных с ней понятий. В каждой статье на эту тему мы предложим вам их определения, данные в алфавитном порядке.
Амдуат (сущ., м.р.). Это слово в буквальном переводе означает «то, что содержится в подземном мире» и используется для обозначения хтонического мира, то есть царства мертвых. Согласно мифам, Амдуатом правит бог Осирис. Его подданные — существа, оправданные на последнем суде.
Амулет (сущ., м. р.). Амулеты — маленькие изделия из стекла, камня или фаянса, якобы имеющие профилактические свойства. Они многочисленны и очень разнообразны (статуэтки богов, глаз уаджет, крест анкх, сердце, изголовье, скарабей…), однако предназначение у них одно: защищать носителя, как живого, так и мертвого. В «Книге мертвых» подробно описывается использование, формы и материалы амулетов.
Анкх (крест) (сущ., м.р.). Иероглиф и в то же время божественный символ, крест с петлей (анкх) символизирует жизнь. Этот атрибут характерен для многих богов и богинь.
Антропоморфный (прил.). Антропоморфным можно назвать бога или богиню, тело и голова которых человеческие. Так, например, Птах и Осирис систематически изображаются в антропоморфном обличье. Антоним понятия антропоморфный — зооморфный. В Древнем Египте эти два аспекта нередко причудливым образом сочетались. Так, например, богиня Меритсегер изображалась с женской головой и телом змеи.
Апейон (сущ., м. р.). Слово греческого происхождения. Апейон — это святилище, где египтяне поклонялись богу Апису, воплотившемуся в живом быке. Здание апейона примыкало к храму Птаха в Мемфисе; также при нем имелся дом бальзамирования. После бальзамирования быков Аписов погребали на Серапеуме, специальном некрополе.
Апотропеический (прил.). Этот термин греческого происхождения переводится как «отвращающий». В религии так называют любой предмет или обряд, отвращающий дурное воздействие или злых духов. Амулеты — апотропеические предметы.
Атеф (корона) (сущ., ж. р.). Корона атеф очень напоминает белую корону Верхнего Египта и представляет собой вытянутую тиару, завершающуюся цилиндрическим выступом. Единственное отличие — это два пера, которые ее обрамляют. Корону атеф носят Осирис и Татенен.
Атрибут (сущ., м. р.). Любой предмет, являющийся частью образа божества и позволяющий его опознать (жезл, украшение и т. п.). Однако одного атрибута обычно недостаточно, чтобы идентифицировать божество среди множества подобных ему. Иногда только по иероглифам, сопровождающим изображение бога, можно понять, кто именно перед нами!
Ба (мн. ч. бау). сущность, которую можно сравнить с душой, невидимая и не подверженная разложению (в отличие от плоти) часть человека. Ба изображалось в виде птицы с человеческой головой; его не следует путать с ка — настоящим двойником человека (и души, и тела). Египтяне верили, что у богов, как и у людей, есть и ба, и ка.
Бараноголовый (прил.). О существе (чаще всего, о боге) с головой барана. Бараноголовым богом был Хнум и, в некоторых случаях, Амон.
Бенбен. (сущ., м.р.). Камень, чудесным образом появившийся в первые часы существования нашего мира; на него поднялось солнце в свой первый рассвет. Обелиски являются подобием этого монолита, символизируя одновременно бенбен и окаменевший солнечный луч. Бенбен связан с гелиопольским культом.
Духовенство (сущ., ср. р.). Духовенством мы называем всех, занимающихся служением какому-либо божеству в его храме и владениях. К ним относятся прежде всего жрецы, настоящие служители бога, их помощники, писари… Часто по истечении месяца службы члены духовенства возвращались к светской жизни; их заменяли новые (на один или два месяца), а затем в храм возвращалась первая «команда». Такая взаимосвязь духовенства и светского мира сделала общество Древнего Египта по-настоящему религиозным.
Космогония (сущ., ж. р.). Это религиозное учение, основанное на мифологии и объясняющее возникновение мира и вселенной и их устройство. В разных городах космогония была разной. Так, в Гелиополе она была основана на образе творца Ра. А в Мемфисе героем первых часов существования этого мира был Птах.
Культ (сущ., м. р.). Это понятие объединяет все действия, связывающие людей с богами; самые значимые обряды были делом духовенства, и в них так или иначе была задействована статуя бога. Они совершались в стенах храма вдали от посторонних взглядов (туалет статуй богов, подношения, песнопения и т.п.). Культ мог также быть публичным: это такие его проявления, как, например, праздничные шествия, паломничества, ношение амулетов, домашние алтари.
Певица (сущ., ж. р.). Певицы исполняли для богов литургические гимны, мистерии и другие произведения под аккомпанемент флейт, тамбуринов и хлопушек. Успокаивая бога пением, певицы склоняли его прислушаться к молитвам. Особенно знамениты были певицы Амона.
Сердце (сущ., ср. р.). Сердце считалось средоточием человеческой души; именно оно взвешивается на последнем суде для определения соотношения добрых и дурных поступков.
Синкретизм (сущ., м. р.). Это одна из самых характерных особенностей религии Древнего Египта. Синкретизм заключается в соединении образов нескольких богов в единое целое. Синкретические божества, плод борьбы за влияние жрецов, показывают, какой именно бог одержал верх над другим. Однако такое слияние может проходить и более гармонично, когда ни одно божество не подавляет другое. Так, Птах и Сокар образовали единое божество по имени Птах-Сокар. Однако в результате синкретизма одно из божеств также могло быть подавлено, «поглощено» другим. Так, в Абидосе в результате отождествления Осириса и Хентаментиу, местного бога Абидоса, последний был поглощен Осирисом и в конце концов полностью исчез.
Служительница бога (сущ., ж. р.). Служительница бога считалась его супругой на земле. Начиная с эпохи Нового царства супругу Амона выбирали из ближайшего окружения царя. Одна из дочерей фараона посвящала всю свою жизнь служению богу и обязалась оставаться девственной до самой смерти. Имея в мужьях одного только бога, она была действительно близка с ним: только она могла садиться на колени статуи бога, обнимать его за шею… Следует отметить, что служительница бога была могущественной и богатой женщиной. Претендентка на должность проходила строгий отбор. Статуи Каромамы в Лувре и Аменардис в Каире свидетельствуют о красоте этих жриц.
Хлопушка (сущ., ж. р.). Своего рода перкуссия, состоящая из двух кистей или рук из слоновой или иной кости. Ими отбивался ритм музыки, исполнявшейся для богов. Хлопушки называли также служанками Хатор или Хекет.
Хтонический (прил.). Принадлежащий подземному миру (царству мертвых) и миру неупорядоченности (хаосу, аду). Это прилагательное характеризует обитающих там богов и духов. Самый знаменитый из хтонических богов — змей Апоп. Шедшед. (сущ., м.р.). Выступ на горизонтальной части щита бога (например, Упу-аута). Мы не знаем, имел ли он какое-то практическое применение или был украшением.
Читайте так же:
princess-hurghada.com
Древний Египет
Древний Египет
Древний и загадочный мир великой цивилизации, проживавшей вдоль плодородных берегов реки Нил. Египтяне создали уникальную культуру, основанную на религии.
Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Вера в бессмертие придавала конечную значимость и самой жизни, и всему тому, что она с собой несла.
Твердая вера египтян в жизнь после смерти была той силой, с помощью которой им удавалось возводить сооружения таких монументальных масштабов.
Как была разгадана тайна египетских иероглифов
В августе 1799 г. французские саперы копали траншеи в предместье Розетты, города, расположенного недалеко от Александрии. Генерал Бонапарт (с 1804 г.- император Франции Наполеон I), вторгшийся в страну, готовился к решительной борьбе за Египет с другими захватчиками - турецкими и английскими, и его войска с лихорадочной быстротой укрепляли опорные пункты на побережье.
Неожиданно лопата одного из саперов звякнула о камень. Это была массивная плита из черного базальта, покрытая таинственными четко высеченными письменами. Командир отряда велел очистить ее от пыли и грязи и доставить в штаб.
Французские ученые, сопровождавшие Бонапарта, быстро установили, что письмена на плите были трех видов. 54 нижние строки были написаны по гречески, их легко прочитали и перевели. Они содержали постановление египетских жрецов от 196 г. до н. э., прославляющее царя Птолемея V Эпифана, правившего в 203 -181 гг. до н. э. Этот царь, по происхождению чужеземец, македонянин, был расчетливым политиком и умел ладить с влиятельным жречеством. За это жрецы в своем постановлении провозглашали его "добрым богом".
Над этим текстом были изображены какие-то причудливые значки: дужки, черточки, крючочки. Эта часть надписи была сделана на разговорном египетском языке скорописным, так называемым демотическим (от греческого слова "демотикос" - народный) шрифтом. Еще выше изящным узором шли бесчисленные рисунки - человечки, птицы, змейки, тростинки, корзиночки и т. д. (это было древнейшее рисуночное письмо египтян - иероглифы), а текст написан на древнеегипетском языке, давным-давно забытом. Ученым было ясно, что все три надписи содержат один и тот же текст постановления. Но ни один ученый в лагере Бонапарта не сумел прочитать древнеегипетские знаки. Ведь уже 15 веков прошло с тех пор, как умерли последние мудрецы, читавшие и понимавшие эти загадочные письмена, и унесли свою тайну в могилу, как многие думали тогда, навеки.
Прошло несколько лет. Военная экспедиция Наполеона Бонапарта в Египет окончилась крахом. Розеттский камень в качестве трофея англичан попал в Лондон и был помещен в Британский музей, но копия с него после заключения мира 1802 г. была доставлена в Париж. Там ее впоследствии стал изучать юный французский исследователь Жан Франсуа Шампольон (1790-1832). Это был очень одаренный человек. Уже с детства он заинтересовался историей далеких стран, особенно Египта. Позже он изучил свыше десятка древних и новых языков в том числе коптский, создавшийся на основе древнеегипетского (на коптском говорили в Египте в средние века).
Шампольон решил во что бы то ни стало разгадать иероглифическую надпись на Розеттском камне. Казалось, что это не так уж трудно. Ведь рядом был греческий перевод. Но на деле загадка оказалась значительно сложнее. Многие ученые из разных стран пытались ее разрешить, но неудачно. Сам Шампольон далеко не сразу нашел правильный путь.
Прежде всего нужно было определить, что означает каждый рисунок - букву или целое слово. В 14 строчках иероглифического текста, из которых полностью уцелели лишь три, а остальные оказались сильно попорченными, повторялось в разных комбинациях 166 различных знаков! Столько букв у египтян быть не могло! Ни в одном языке не наберется так много звуков.
Тогда, может быть, каждый знак передавал целое слово, состоящее из нескольких букв, как, например, у нас знак № означает слово "номер"? Такие смысловые знаки называются идеограммами. Но в 14 строчках, судя по параллельному греческому переводу, слов должно быть не более 500, а Шампольон насчитал 1419 иероглифов: каждый из 166 знаков повторялся по нескольку раз. Чем же объяснить эти противоречия?
После долгих мучительных колебаний исследователь пришел к оригинальной догадке, блестяще подтвердившейся впоследствии. Он предположил, что древние египтяне употребляли смысловые знаки (идеограммы) вперемежку с буквами, прибегали иной раз даже к повторениям, считая, что они не повредят. Как и мы иной раз, написав слово "восемь" одним знаком 8, на всякий случай повторяем в скобках (восемь).
Но как же разгадать значение отдельных знаков? Какие из них слова, а какие - буквы? И какой именно звук означает та или иная буква?
Буквы надо было искать прежде всего в собственных именах, звучание которых было уже известно. К счастью, имя Птолемея из уважения к царю было заключено в овальную рамку, обведено так называемым картушом (см. рис. справа). Ясно, что первый знак в овале означал "п", второй - "т" и т. д. Но тут возникло новое препятствие. У греков имя Птолемея состояло из 10 букв - Птолемаиос, а египтяне писали его лишь 7 буквами (мы же произносим "Птоломей").
Шампольон вспомнил, что в еврейском и арабском языках гласных букв не было. Может быть, их не было и у египтян? Однако тогда внутри картуша должно быть не 7, а только 5 знаков. Опять концы не сходятся с концами. Наконец Шампольон догадался, что, в виде редкого исключения, когда приходилось писать иностранные имена, египтяне обозначали и некоторые гласные звуки близкими к ним полусогласными. Отсюда и появились два лишних знака.
Разобрав в точности имя царя, Шампольон стал анализировать другие слова. Оказалось, что слово "письмена", так же как слова "господин", "бог" и некоторые другие, написано одним символическим знаком, изображавшим письменный прибор, т. е. фактически было нарисовано. Зато слово "памятник" было написано пятью знаками, из которых последний был иллюстрацией (изображение полукруглой каменной плиты).
Так, постепенно, слово за словом, с огромным трудом Франсуа Шампольон начал читать древние египетские надписи.
14 сентября 1822 г. Шампольон впервые убедился, что может читать и переводить любой древнеегипетский иероглифический текст. Взволнованный, он вбежал в кабинет своего брата - профессора Жака Жозефа Шампольона - и бросил ему на стол несколько исписанных листков с криком: "В твоих руках открытие!" - после чего он потерял сознание от переутомления.
27 сентября того же года он уже делал доклад о своем открытии в Парижской академии. В дальнейшем Франсуа Шампольон прочитал и объяснил еще ряд древнеегипетских текстов: летописей, песен, заклинаний и пр. Шампольон положил начало новой науке - египтологии. В 1828 г. осуществилась его заветная мечта: он побывал в Египте и снял копии с надписей на стенах храмов и гробниц, на статуях и обелисках. Но страшное умственное напряжение подорвало его здоровье. В самый разгар своей исследовательской работы, всего 42 лет от роду, Франсуа Шампольон умер от нервного истощения. Дело его продолжали ученые ряда стран, в том числе и египтологи нашей родины. Среди них такие выдающиеся ученые, как академик Б. А. Тураев, акададемик В. В. Струве и др.
Кроме надписей на каменных плитах (вроде известной нам Розеттской), были найдены листы папируса. На такие листки египетские писцы наносили знаки расщепленной тростинкой, обмакивая ее в черные и красные чернила. Выдающийся русский египтолог В. С. Голенищев привез из Египта в Москву несколько очень ценных папирусов с интересными надписями. На одном из них египетский учитель математики, живший почти 4 тысячелетия назад, записал арифметические задачи и геометрические теоремы. На другом можно прочитать отчет о путешествии египтянина Унуамона в Финикию, совершенном 3 тысячи лет назад. Много других папирусов хранится в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.
Хатшепсут – женщина фараон
Не имея, как правило, никакого доступа в верхние эшелоны власти, египетские царицы не упускали возможности всеми правдами и неправдами захватить бразды правления, когда престол пустовал.
Немногим удалось сделать это с таким успехом, как великой правительнице Хатшепсут, чье царствование принесло Египту 22 года мирной жизни и процветания, а также оставило будущим поколениям ряд прекрасных памятников архитектуры.
Хатшепсут была дочерью Тутмоса I и в возрасте 30 лет, когда в 1479 году до н. э. умер ее муж Тутмос II, эта энергичная мать двоих дочерей стала регентшей при 12-летнем приемном сыне Тутмосе III. В этом своем качестве она очень скоро поняла, что, если бы не пол, она вполне могла бы стать законной наследницей престола. Срок ее регентства давно истек, но она продолжала фактически править страной и в 1473 году, при поддержке своего главного управителя Сенмута, которого она вывела, как говорят, "из грязи в князи", объявила себя фараоном. Не желая при этом убирать с дороги своего юного подопечного, она признала его своим соправителем, позволив ставить его имя рядом со своим на документах и памятниках. С того времени ее стали изображать в мужском облике, с накладной бородой и в мужском наряде и в надписях величали не иначе как "Его Величество".
Спустя некоторое время после ее смерти, однако, ее каменные изваяния были разбиты, а само имя начисто сбито с надписей. Кто это сделал, остается до сих пор невыясненным.
По ее собственным словам, Хатшепсут была "красивой цветущей женщиной", что является вполне справедливой оценкой, судя по ее скульптурным изображениям.
Скульптурный портрет, выполненный в красном граните, - один из немногих, показывающих ее в облике женщины.
Психология культа Древнего Египта
Каждую весну могучий Нил заливает большие территории на целые месяцы, даря плодородие полям, тем самым, рождая в сознании местных жителей ощущение постоянства и ничем не изменяемого круговорота жизни.
Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Вера в бессмертие придавала конечную значимость и самой жизни, и всему тому, что она с собой несла.
Если удалось создать на земле такую все себе подчиняющую мощь Египта, неужели нельзя ее увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? Ведь природа обновляется ежегодно, ведь Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не смерть, ибо затем Нил разливается вновь.
Надежда на то, что со смертью можно справиться, породила культ, наложивший свою печать чуть ли не на все искусства древнего Египта. А так как больше всех о своем бессмертии заботился фараон, то идея цикличности жизни переплелась с обожествленным верховным правителем Египта. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решения, оно уже сравнительно мало видоизменялось.
Воплощенная в боге Осирисе идея произрастания и созревания побудила религиозное сознание сделать из него символ зарождения жизни. Таким образом, зерно, которое раскалывается, чтобы освободить росток жизни, приобрело двойную аллегорию смерти и возрождения. Затем жрецы делают Осириса богом-защитником мертвых.
Солнце умирает только для того, чтобы ожить. Осирис превращается в растерзанный труп только для триумфального восстановления. Сама природа преподносит идею циклического течения жизни.
Веря в свое чудесное Воскрешение, египтяне брали с собой в могилу все, что, как им казалось, может пригодиться в загробной жизни, начиная от кроватей и кушеток до ручных зеркалец и флаконов с духами. По мере того, как развивался этот обычай, богатые и власть имущие стали брать с собой в могилу так называемых "слуг", но не живых людей, а резные фигурки, которые, как им представлялось, возьмут на себя все заботы о них в потустороннем мире.
Твердая вера египтян в жизнь после смерти была той силой, с помощью которой им удавалось возводить сооружения таких монументальных масштабов.
Восходящее солнце ассоциировалось с рождением и новой жизнью. Богом восходящего солнца был Гор. Богом солнца в зените был Ра. Солнце представлялось древним египтянам неким маяком, указывающим фараонам путь к вечной жизни. Дух фараона после смерти взбирался в небо по наклонной линии солнечного луча. "Пусть небо выпрямит лучи солнца для Тебя, чтоб Ты вознесся на Небо, подобно оку Ра."
Каждый правящий фараон считался живым воплощением бога Гора, божества изображавшегося в виде человека с головой ястреба. При погребении фараона произносилась молитва: "И ястреб улетел в небеса, и вот уже другой на его месте." Это заклинание утверждает преемственность событий.
Религиозная структура в древнем Египте так крепко закрепилась в умах, что Аменхотеп IV за попытку сведения всего пантеона к единому богу Атону, олицетворенному в виде солнечного диска, был проклят после смерти. Все постройки, возведенные по его указам, были разрушены, даже стерли надписи с его именем, тем самым память о нем предается забвению.
Подводя итог, следует сказать, что культ древних египтян был построен вокруг идеи о вечной жизни. Символы этой идеи река Нил и Солнце. Религия дает людям веру в то, что жизнь после смерти не оканчивается. Обожествление фараона помогает укрепить власть в стране и создать неповторимые рукотворные шедевры.
Египетский бог Солнца – Ра
РА (Ре), в древнеегипетской мифологии бог солнца, почитался как царь и отец богов. Отождествлялся с богом Амоном. Изображался в облике фараона.
Очи бога Ра были одним из влиятельнейших символов в исскустве древнего Египта. Их изображали на саркофагах, бортах лодок, стелах, одеждах и амулетах. Очи Ра жили какой-то странной, независимой от основного организма жизнью.
Считалось, например, что Урей (божественный змей), украшающий переносицу фараона в качестве "Правого горящего Ока Ра", способен рассеять противников. Левое же Око, которое поздние египетские традиции приписывали Гору, богу-соколу, сыну Исиды, получившему его в наследство, называлось Оком Исцеления и связывалось с искусством врачевания. Истоки подобных верований сокрыты в умопомрачительных глубиных тысячелетий.
На доступной нам поверхности - разнообразные переводы древеегипетских текстов, мифов и легенд, в которых Око, одно из главных действующих лиц, то в качестве передаваемого предмета, то в качестве самостоятельного героя "вытворяет" совершенно немыслимые для глаза вещи, творя при этом настоящие чудеса.
Взять хотя бы миф о наказании. Согласно ему, Ра сначала создал "первую вселенную", отличную от нашего мира, и, заселив ее богами и людьми, мирно ею правил. Но время старит не только людей. Почувствовав, что силы оставляют их бога, люди этой вселенной замыслили против него заговор. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл его и вознамерился наказать бунтовщиков.
Он собрал всех богов и сказал им: "Слушайте, боги! Знаете ли вы, что люди, созданы из глаза моего, замыслили против меня злые дела?" После обсуждения с другими богами Ра "швырнул свое божественное Око в виде дочери богини Хатор-Сехмет" в смутьянов.
Как яростная Сехмет расправилась с ними - тема уже другой легенды. Мы же отметим и запомним это странное действие Ра - "швырнул Око в виде дочери..." и зададимся законным вопросом, что это за люди, созданные из глаза Ра?
В другой раз Ра собственноручно отдал свое Правое Око в форме Урея богине радости и веселья Басти, чтобы та защитила его от злого змея Апопа, главного врага Ра.
А однажды любимое Око Ра, с которым в очередном мифе отождествлялась богиня Тефнут (имевшая еще два имени в зависимости от ипостасии своего проявления - Хатор и Сехмет), обиделось на бога - Тефнут покинула отца и ушла в пустыню, где в образе львицы долго бродила в одиночестве. Ра очень тосковал по ней ведь он нуждался в ней как в защите от своих многочисленных врагов, говорит миф. Но и это еще не все.
Лишиться Очей значило стать уязвимым, беззащитным и слабым. именно по этому в мифе об Осирисе (боге производительных сил природы, царе загробного мира) злодей Сет (бог пустыни, олицетворение зла) не убивает спящего племянника своего Гора, сына Осириса, а вырывает у него глаза. Именно по этому хитроумная богиня Исида, жена Осириса, выведывает тайное имя Ра, шепчет Гору: "Сейчас отдаст он мне очи свои".
Не чудно ли? То Ра создает из Ока людей, то Око обидевшись уходит от него, то Ра швыряет его в нарушителей божеских уложений, да еще в виде собственной дочери-богини, то отдает как орудие (или инструмент) защиты. А Божественное Око временами ведет себя как самостоятельная личность, не только выполняющая поручение хозяина, но и имеющая собственное мнение.
Все эти манипуляции с Оком никак не укладываются в наше представления о глазах, пусть даже и принадлежащих богу. Традиционная интерпретация Правого Ока как Солнца, а Левого Ока как Луны касается только одного мифологического среза. Смысл же отождествления Ока Ра защищающей его дочерью-богиней Хатор-Сехмет (в другом мифе - Тефнут) или представление его инструментом защиты остается неясным.
Для поисков разгадки обратимся к небу, откуда и явились боги. И здесь наш взгляд невольно обращается к Сириусу. В свое время египтологов озадачил вопрос: почему научные методы древних египтян, их приемы искусства, ведения сельского хозяйства, как и иероглифическая система письма практически лишены каких-либо признаков развития и постепенного совершенствования? И более того - чем династия древнее, тем выше ее достижения! Последующие же поколения египтян понемногу утрачивали знания, постепенно приравнивались к уровню обычных людских племен и народов, пока наконец Египет не пал под ударами войск Александра Македонского, превратившись затем в римскую провинцию и главную житницу Рима... Сам собой напрашивается вывод, что египетская цивилизация возникла не вследствии развития, а являлась наследием, полученным из других рук.
Каждый аспект египетской культуры, насквозь пронизанный необычным интересом к Сириусу и созвездию Ориона, является вполне завершенным уже в момент своего возникновения.
С двойной звездой Сириус (альфа Большого Пса), игравшей в дофараонском Египте роль центрального солнца по отношению к нашей солнечной системе, соотносилась вся жизнь, и земная, и загробная.
Ежегодный разлив Нила связывался с гелиактическим восхождением Смриуса (в лучах утренней зари, незадолго до восхода Солнца). "Подъем Великого Бога" Осириса - созвездие Осириса (Ориона) над горизонтом и появление неотступно следовавшим за ним жены его богини Исиды-Сотис (Сириуса), происходившее по юлианскому календрю в середине июля, знаменовало начало нового года и служило основой сложных календарных вычислений.
Центральная идеей египетской теологии было представление о том, что живой фараон является воплощением Гора, первого божественного предшественника царской власти Египта, сына Осириса (Ориона) и Исиды (Сириуса).
После смерти фараона его душа, становясь звездной, присоединялась к Осирису (Ориону), господину небесного Дуата (Мира мертвых).
Появление над горизонтом Ориона и гелиактическое восхождение Сириуса служило знаком к началу трансформации души умершего фараона. Причем ритуал перерождения умершего фараона (погребальная церемония) происходил параллельно с ритуалом коронации его наследника, нового астрального сына Гора.
Аналог небесному Дуату, включающему в себя созвездие Ориона, Большого Пса и Гиады, древние египтяне создали на Земле - проекциями звезд этих созвездий стали пирамиды. Входом в земной Дуат считается область в Гизе.
Причем расположение и ориентация пирамид Гизы относительно Нила с поразительной точностью соответствует положению звезд Ориона, центра небесного Дуата, на западном "берегу" Млечного Пути (небесного Нила). И это уже не безумная гипотеза, а факт, подтвержденный кропотливыми исследованиями ученых.
Что касается людей, созданных Ра "из собственного глаза", то до сих пор главной загадкой человечества, его основным отличием от животного царства не столько способность создавать орудия труда, но способность мыслить и анализировать. Если наш мир мистики иногда называют "сном Бога", то почему бы населяющих его людей не называть его мыслеформами. Возможно, это не так уж несправедливо, во всяком случае, сам Ра на это намекает.
Боги-атланты не могли быть прямыми предшественниками человеческой расы, поскольку относились (как на то прозрачно намекает Платон в "Тимее" и "Критии") к классу земноводных существ ("дети Посейдона"). Однако наделить стадо первобытных прагорилл способностью мыслить и осознавать окружающий их мир было вполне под силу и богу, и его симбитическому органу - Оку.
Если принять эту концепцию, то находится объяснение и существованию райского сада - Эдема (где еще могли проводиться первые опыты над носителями будущей цивилизации?), и теории единого межчеловеческого праязыка, разделенного после дерзкой человеческой аферы с Вавилонской башней, и практически одновременному наступлению на всей планете бронзового века...
Человек стал наследником некой погибшей працивилизации, он принял это наследство (в виде древних знаний) с согласия и по прямому волеизъявлению предыдущих хозяев Земли, но, увы, не сумел удержать в себе эти знания.
Миф об Осирисе и Исиде
Миф описывается Плутархом в сочинении "Об Исиде и Осирисе", написанном в I веке н.э.
Из пяти божеств, рожденных Реей и Кроносом, - братьев и сестер - особенно близкими были Исида и Осирис, полюбившие друг друга еще во чреве матери. Взойдя на престол, Осирис стал заботиться о своем народе. Именно он приобщил народ к культуре, очаровал и подчинил себе людей своей музыкой.
Осирис заботился не только об египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культурной жизни, освобождая их от тьмы варварства. Во время странствований Осириса его возлюбленная жена и сестра Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие.
Но тайная смута против благодетельного и доброго Осириса все же возникла; ее возглавил родной брат Осириса Тифон, завидовавший его авторитету и популярности. Однажды Тифон (Сетх) и 72 его единомышленника устроили вернувшемуся из очередного странствия Осирису торжественную встречу.
Было объявлено, что великолепный, очень ценной работы сундук достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук, но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук оказался как бы специально сделанным для него (сундук и в самом деле был изготовлен по росту Осириса). Тифон (Сетх) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвоздями и по Танитскому рукаву Нила спустили сундук с Осирисом в море.
Море выбросило сундук на берегу финикийского города Библа, и здесь произошло чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корнями. Прибывшая Исида освободила сундук с останками Осириса от корней и доставила его в Дельту, укрыв в болотах близ города Буто, где находился сын Осириса Хор.
Но неугомонный и злобный Тифон (Сетх) добрался и сюда. Он извлек из сундука тело Осириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила там, где находила ее - отсюда множество погребений Осириса по всему Египту.
Так закончилась жизнь царя-бога Осириса на земле. Это произошло на двадцать восьмом году его царствования. Однако Осирис вернулся из преисподней и подготовил своего сына Хора к отмщению.
Хор начал неутомимую и длительную войну против Тифона (Сетха) и его союзников и в конце концов победил их всех, завладев троном отца.
Таково содержание мифа, по Плутарху. Версия Плутарха совпадает в основном с мифологическими и религиозными представлениями египтян об Исиде и Осирисе, отраженными в подлинных египетских текстах; правда, тексты эти много богаче, в них представлено большее разнообразие мифологических эпизодов и, может быть, вариантов мифа, оставшихся неизвестными Плутарху или опущенных в его скупом повествовании. Так, например, в рассказе Плутарха нет ни слова о том, что Исида зачала своего сына "Хора-дитя" от уже умершего Осириса, отсутствуют подробности, порой очень интересные, о смертельной схватке между Хором и Сетхом, об оживлении умершего Осириса Исидой, о его мумификации и т. п.
Анкх – символ вечной жизни
Анкх - наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как "крукс ансата".
В этом кресте объединяются два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Также этот крест символизирует объединение женского и мужского божеств, Осириса и Исиды, а, таким образом, союз земного и небесного.
В иероглифическом письме этот знак ставили со значением "жизнь", и он являлся частью слов "благосостояние" и "счастье".
Египтяне изображали анкх на амулетах для того, чтобы продлить жизнь на земле; с этим амулетом хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире.
Вера в силу анкха основывалась на представлении о том, сто именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти. Символ этого "ключа" также ставили на стенах каналов в надежде, что присутствие анкха убережет от наводнений и колебаний уровня воды.
Ранние христиане Египта, копты, использовали этот символ для обозначения загробной жизни. В более близкие нам времена анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам. Во время движения хиппи в конце 60-х годов XX века анкх был популярным символом мира и правды.
Искусство Древнего Египта
Представьте себе, что мы приехали в Каир. Мы идем по улицам этого большого своеобразного города, любуемся его зданиями, садами, базарами. Но что это? На горизонте видны какие-то треугольные силуэты. Мы догадываемся, что это знаменитые гробницы фараонов - пирамиды, построенные более четырех с половиной тысяч лет тому назад. И вот мы стоим перед гробницами, ошеломленные их гигантскими размерами: самая большая из них, пирамида Хеопса, достигает 147 метров в высоту. На ее постройку пошло свыше 2300 тыс. каменных плит весом по две с половиной тонны каждая.
Египтяне первыми начали создавать каменные здания. До наших дней сохранилось многое из того, что построили древние архитекторы в долине Нила: похожие на башни ворота храмов, стены, колонны, обелиски. Все это сделано из камня и украшено рельефными фигурами царей и богов, сценами битв и охоты.
Самым большим был храм бога Амона-Ра в Карнаке, недалеко от столицы Древнего Египта города Фив (XIII в. до н. э.). Каждый фараон считал необходимым что-нибудь в этом храме построить - новый колонный зал или молельню, изобразить на стенах свои победы.
Очень интересен и храм царицы Хатшепсут (XVI в. до н. э.), тоже построенный в Фивах, на западном берегу Нила, на отрогах гор, окружавших столицу. Колоннады храма, расположенного на трех поднимающихся друг над другом уступах, хорошо гармонировали с вертикальными выступами скал, служивших ему естественным фоном. В храме было много статуй, изображавших царицу. Некоторые стояли на фасаде, по сторонам колоннад. Стены храма, как обычно, были покрыты цветными рельефами, изображавшими то богов, то события, происходившие при Хатшепсут. Особенно замечательны рельефы, на которых показана далекая страна Пунт, откуда египтяне привозили ценные благовония.
Храм Хатшепсут - прекрасный пример сочетания разных видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, цветных рельефов или росписей. Такой синтез родился в Египте и был одной из важных особенностей его древних монументальных памятников.
Египетское искусство достигло высочайших вершин. Скульпторы создавали статуи, мастерски передавая лица разных людей - внимательного писца, сурового царя, молодой женщины. Вот статуя писца Каи (III тысячелетие до н. э.). Его лицо с плоским носом и выступающими скулами необычайно выразительно. Сжатые губы и внимательный взгляд зорких глаз придают лицу писца выражение сдержанности, готовности повиноваться и вместе с тем тонкой наблюдательности. Это ловкий и умный царский приближенный. Совсем иные черты мы видим у статуй других писцов.
То же умение скульптора создать портрет можно легко заметить и при сравнении статуй фараонов, например Аменемхета III (начало II тысячелетия до н. э.) и Рамзеса II (1250 г. до н. э.). У первого - удлиненный овал лица, узкие глаза, слегка вогнутый длинный нос, точно срезанные в верхней части щеки. Лицо же Рамзеса II - с крупным орлиным носом, полными щеками, энергичным подбородком.
Характерно для древнего египетского ис кусства и то, что между статуями царей и вельмож, с одной стороны, и статуэтками cлуг и рабов, с другой, существует большая разница. Фигуры фараонов и знати всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов или в молельнях гробниц, им молились, приносили жертвы. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, и поэтому - сидит или стоит царь или вельможа - он всегда показан спокойным, уверенным в себе человеком, здоровым, могучим, иногда излишне полным. Так впечатление от этих статуй достигалось строгой симметричностью построения фигуры, неподвижностью позы. Головы всегда поставлены прямо, руки у сидящих фигур покоятся на коленях, у стоящих - опущены, иногда од держит посох.
Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, полны движения, жизни. Они изображают работающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы. Иногда, желая отметить непосильную тяжесть труда, скульптор изображает истощенные, с проступающими ребрами фигуры, которые резко отличаются от мощных фигур царей и вельмож.
Прекрасны были и творения древнеегипетских живописцев - стенные росписи. Вот над зелеными зарослями на берегу Нила летят птицы... Дикая кошка сидит на стебле папируса... Тянут сеть рыбаки... Точно вся жизнь Древнего Египта проходит здесь перед нами: тяжелый труд земледельцев, рабов и ремесленников, пиры знати, писцы за работой, отряды воинов. Как свежи и ярки краски, как хоpoшo переданы движения танцовщиц и акробаток, колеблющийся от ветра тростник, бешенный галоп лошадей, мерная поступь быков, легкие прыжки телят.
Раскопки познакомили нас и с изделиями ремесленников - камнерезов, металлистов, ювелиров. Египтяне первыми изобрели стекло.
Искусство Древнего Египта не было одинаковым во все времена. В течение тысячелетий многое менялось в долине Нила - человек постепенно овладевал природой, развивалась техника. Иногда страну опустошали войны; иногда сам Египет захватывал соседние страны, откуда шли богатства, рабы, ценные материалы. В стране происходили разные события. Иногда ослабевала власть фараона, вельмож и жрецов, большую роль начинали играть средние слои населения. Нередки были и грозные народные восстания. Все это находило свой отклик в памятниках искусства.
Одни из них выполнены строго по издревле установленным правилам: мы видим однообразные мощные фигуры фараонов и богов, одинаково нарисованные сцены. В других памятниках эти правила нарушаются, художники и скульпторы становятся смелее, стараются живее и ближе к действительности изобразить все то, что их окружает, передать движение, естественные разнообразные позы людей, пейзаж, поновому построить сцены. Одним словом, искусство Древнего Египта, как и искусство каждой страны, отражало в своих произведениях жизнь народа, который его создал.
Скульптурные портреты царицы нефертити
К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н.э.). Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, сделанный в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое разноцветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре.
Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять - перед нами работа несомненно гениального скульптора. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.
Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.
Не менее прекрасна и головка, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана нз песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах. Лицо полно задумчивой мечтательности - это мечеты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете.
И здесь та же изумительная легкость в передаче форм, объема, тот же скупой отбор черт. Чтобы оценить гений скульптора, головку надо медленно поворачивать, и тогда при меняющемся освещении выступают все новые, едва отмеченные детали, придающие памятнику ту силу жизненности, которая отличает работу мастера.
По счастливой случайности мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой мастерской написано, что Тутмеса хвалил фараон и что он был начальником работ. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени. И это бесспорно подтверждают его произведения.