Таинственные Ванары – люди-обезьяны. Обезьяна древний человек
Мифы об эволюции человека
Фото из открытых источников
Миф №1: Антропологами найдено очень мало (крайне фрагментарных) ископаемых находок, на базе которых «дарвинисты строят свои домыслы». Счёт палеоантропологическим находкам идёт на тысячи. Представление о малочисленности находок было актуально в начале прошлого века, но сейчас это — следствие отсутствия знаний.
Миф №2: Бóльшая часть ископаемых доказательств эволюции человека — подделки. Известна всего одна подделка такого рода — эоантроп, «пилтдаунский человек». Мистификация оказалась возможна на заре становления палеоантропологии, когда знания были скудны, а методы исследований ещё только формировались. Развитие науки сделало повторение истории с эоантропом невозможным.
Миф №3: Тот или иной ископаемый предок человека описан по одной-единственной сомнительной находке. В силу особенностей человеческого восприятия запоминается одна — чаще всего самая первая — находка. Но на самом деле многие виды гоминид известны по десяткам и даже сотням окаменелостей.
Миф №4: Найденные ископаемые, выдаваемые за предков человека, — это «просто древние обезьяны» либо «просто древние люди». Разумеется, среди предков современного человека были и древние обезьяны (на ранних стадиях эволюции), и древние люди, сменившие обезьян. Однако существует и ряд промежуточных находок, которых нельзя назвать ни «просто обезьянами», ни «просто людьми», так как они сочетают в своём строении признаки первых и вторых. Таковы австралопитеки и ранние Хомо.
Миф №5: Недостающее звено между обезьяной и человеком не найдено. «Недостающее звено» — термин, предложенный в XIX веке, когда эволюцию человека представляли упрощённо. К настоящему времени найдено множество «недостающих звеньев». На базе этих находок построена подробная цепочка ископаемых форм, связывающих современного человека с древними человекообразными обезьянами.
Миф №6: Если эволюция – реальность, должны быть миллионы скелетов предков человека. После смерти тело, как правило, полностью разлагается (включая кости). Останки древних животных, которые находят палеонтологи, — редкая удача; такое возможно лишь благодаря особым условиям захоронения.
Миф №7: Методы датирования не поддаются проверке. «Все эти миллионы лет — с потолка. За последние полвека введено в практику множество методов датирования. Перекрёстная проверка одних методов другими позволяет убедиться, что полученный возраст — реальность, а не фикция. В ряде случаев только благодаря методам датирования удалось распознать археологические мистификации.
Миф №8: Предки человека жили одновременно, а не происходили одни от других. Периоды существования вида-предка и вида-потомка частично перекрываются. В эволюции такая картина — обычное дело. Однако это не мешает проследить чёткую эволюционную последовательность от первых гоминид до Хомо сапиенс.
Миф №9: Люди жили одновременно с динозаврами! Все накопленные наукой факты говорят о том, что между первым человеком и последними динозаврами — более 60 миллионов лет. Однако образ динозавров, преследующих людей (или покоряемых людьми) широко растиражирован в произведениях массовой культуры.
Миф №10: Резкое ускорение технического прогресса за последние несколько тысяч лет выглядит неправдоподобным. Темпы прогресса не обязаны быть постоянными. Это особенно очевидно, когда мы сопоставляем технические возможности человека западного мира с бытом некоторых традиционных народов, чей жизненный уклад не менялся тысячелетиями (а некоторые, судя по всему, даже откатывались назад, утрачивая часть своей культуры).
Миф №11: Тот или иной вид древних людей существовал долго, не изменяясь. Эволюция может замедляться и ускоряться, но не прекращается совсем. Границы между хронологическими видами — результат договорённости между учёными, они проведены людьми для удобства, а не заданы природой.
Миф №12: Главная идея Чарльза Дарвина — что «человек произошёл от обезьяны». Эта идея была высказана до Дарвина другими мыслителями. Главная заслуга Дарвина — в формулировании базовых механизмов эволюции всех живых существ.
Миф №13: Чарльз Дарвин нигде не утверждал, что «человек произошёл от обезьяны»! В книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин прямо пишет о наших обезьяньих предках.
Миф №14: Чарльз Дарвин в конце жизни «отрёкся от своей теории». Единственное «доказательство» этого утверждения — рассказ проповедницы Хоуп, опубликованный через 33 года после смерти Дарвина. Судя по всему, история «отречения Дарвина» не основана на реальных событиях.
Миф №15: Большинство учёных во всем мире «давно опровергли теорию происхождения человека от обезьяны». Пусть автор этого утверждения предъявит хотя бы одну статью в авторитетном научном журнале за последние несколько десятилетий, где бы утверждалось подобное. Нам такой найти не удалось.
Миф №16: Австралопитеки — обыкновенные обезьяны. Австралопитеки не были похожи на современных человекообразных обезьян. Судя по строению таза, ног, позвоночника и черепа, они были прямоходящими. Изучение среды обитания и рациона австралопитеков показало, что эти существа — обитатели саванны, а не лесов.
Миф №17: От кого произошли обезьяны — неизвестно… Эволюция приматов хорошо изучена. Предок всех приматов — пургатóриус — жил на рубеже мелового и палеогенового периодов. Через 10 миллионов лет появляется древнейшая обезьяна — архицéбус, от которой происходят все современные обезьяны — долгопяты, широконосые и узконосые. К последним относится и человек.
Миф №18: Современный человек возник из ниоткуда. Между ним и ископаемыми гоминидами «слишком большой разрыв». В Африке есть множество находок древних людей в интервале от 300 000 до 50 000 лет назад, которые выстраиваются в практически непрерывный ряд: от древних Хомо эрéктус (Человек прямоходящий) к современному человеку.
Миф №19: Кроманьонцы истребили неандертальцев, просто съели их. Причина вымирания неандертальцев неясна. Нет никаких свидетельств того, что между неандертальцами и кроманьонцами происходили враждебные столкновения.
Миф №20: Снежный человек — это неандерталец, который до сих пор скрывается где-то в лесах. Судя по описаниям и по отсутствию какой-либо «культурной жизни», на неандертальца йети (бигфут, сасквоч) совсем не похож. Убедительных доказательств реальности снежного человека до сих пор нет. Этот крупный примат, столь осторожный, что его не могут поймать в течение многих десятилетий, — скорее всего, плод человеческой фантазии.
Миф №21: Реконструкции внешнего вида предков человека основаны исключительно на «больной фантазии учёных». Техники восстановления внешности по черепу разработаны на основе огромной статистики, их корректность подтверждена многократными «слепыми» экспериментами. Методы антропологической реконструкции нашли применение не только в палеоантропологии, но и во вполне прикладных областях, таких, как криминалистика, а также, например, в пластической хирургии.
Миф №22: Реконструкции древних гоминид очень похожи на некоторых современных людей. Разумеется, они похожи, ведь мы родня. Но сходство индивидуальных черт не стоит преувеличивать. Сравнение «на глаз» — ненадёжно; точные же измерения говорят о том, что ископаемые гоминиды по ряду особенностей существенно отличаются от современного человека.
Миф №23: Из груды разрозненных костей можно собрать что угодно – хоть человека, хоть обезьяну… Скелеты из найденных костей антропологи собирают не как попало, а в соответствии с накопленными наукой обширными знаниями о строении позвоночных. Эти знания доступны любому неленивому желающему, умеющему читать. В сложных, спорных случаях оценка открытию даётся всем научным сообществом; порой окончательное решение выносится в результате многолетних дискуссий между лучшими специалистами планеты. Это надёжная защита от ошибок и мистификаций.
Миф №24: Теория о происхождении человека от обезьяны основана лишь на их внешнем сходстве. Наукой накоплены многочисленные факты, которые невозможно объяснить иначе как нашим происхождением от древних обезьян. Эти факты отнюдь не сводятся к внешнему сходству, а касаются нашей анатомии, генетики, поведения, особенностей внутриутробного развития и т. д.
Миф №25: Археологи пытаются выдать за орудия обычные камни. Древнейшие орудия действительно с трудом отличимы от камней, расколовшихся естественным путем. Однако за десятилетия споров и экспериментов археологи выявили ряд обязательных признаков, отличающих рукотворное орудие от «игры природы».
Миф №26: Поскольку никто из людей не видел, что происходило миллионы лет назад, изучать столь далёкое прошлое невозможно. Научные методы позволяют изучать явления, недоступные непосредственному наблюдению. Таковы удалённые от нас астрономические объекты; недра Земли; явления микро- и наномира, а также события прошлого (исторического и геологического).
Миф №27: Если бы человек действительно эволюционировал, мы бы наблюдали этот процесс постоянно! Эволюция — медленный процесс, который проявляется за тысячи поколений. Тем не менее мы можем убедиться в том, что эволюция продолжается, по некоторым особенностям нашей анатомии, которые объяснимы только в рамках эволюционной модели.
Миф №28: Человек — венец творения, он совершенен! А значит, не мог возникнуть в результате слепой эволюции. По многим параметрам человек уступает другим живым существам. Кроме того, в строении нашего тела много нецелесообразного — что логично, если учесть, что наше тело возникло не в готовом виде, а сформировалось эволюционным путём. Человек уникален тем, что научился с помощью гибкого интеллекта компенсировать своё биологическое несовершенство.
Миф №29: Человек произошёл не от обезьяны; у человека и обезьяны был общий предок! Общий предок человека и современных человекообразных обезьян тоже был обезьяной, только не современной, а ископаемой.
Миф №30: Человеку незачем мигрировать на север, в холод, из жаркой Африки! Существует масса причин, по которым миграции могут происходить в любых направлениях, в том числе на север. Факты говорят о том, что с человеком произошло именно так: постепенно, в течение тысяч лет, люди осваивали всё более северные широты.
Миф №31: При браках между далёкими расами не получается потомства! Поэтому расы — это разные виды! Любые человеческие расы прекрасно смешиваются друг с другом. От смешения рас возникли целые народы, и в некоторых странах метисы составляют большинство населения. Для возникновения репродуктивных барьеров расам не хватило нескольких миллионов лет изоляции друг от друга.
Миф №32: Негры (или австралийцы, тасманийцы, папуасы и т. п.) — это примитивные народы, которые ближе, чем мы, европейцы, стоят к обезьяне. Все расы имеют эволюционную историю одинаковой длины. Конечно, представители разных рас отличаются друг от друга. Однако, при внимательном рассмотрении, оказывается, что во всех современных людях «животные» признаки присутствуют в равной мере.
Миф №33: Мы не могли произойти от обезьяны, так как обезьяне незачем ходить на двух ногах! Ей и так на дереве хорошо! Мы знаем, что несколько миллионов лет назад, в связи с сокращением площади лесов в Африке, наши древесные предки были вынуждены приспособиться к жизни на открытых пространствах. Примерно в это время они перешли к прямохождению. Можно дискутировать о причинах, но сам этот процесс подробно задокументирован палеонтологами и палеоклиматологами.
Миф №34: У человека 46 хромосом, а у обезьяны — 48! Как же из обезьяны мог получиться человек? Вторая хромосома человека сходна с 12-й и 13-й хромосомами шимпанзе, если соединить их вместе. Видимо, у нашего предка две хромосомы слились в одну. Так из 48 (24+24) и получилось 23+23 = 46 хромосом. Слияние хромосом иногда происходит и у некоторых современных животных.
Миф №35: Если бы у обезьян родился мутант (прямоходящая обезьяна), они бы сразу убили его… Значит, эволюция невозможна! 1. Эволюция идёт маленькими шагами. Эволюционные изменения становятся заметными через множество поколений. 2. Обезьяны вовсе не обязаны убивать «не таких, как все» детёнышей… 3. Переход к прямохождению занял у наших предков более пяти миллионов лет.
Миф №36: Древние люди ходили замотанные в шкуры и с дубиной в руке. «Дикий человек» — продукт не научных изысканий, а фольклора и массовой культуры. Традиция вооружать наших предков дубинами и заворачивать в шкуры, похоже, имеет многовековую историю.
Миф №37: Древние люди жили в пещерах. В древности пещеры могли использоваться: для погребений, для занятий искусством и ритуалов, в качестве жилищ. Но они не были единственным или основным местом, где селились люди. Частота археологических находок в пещерах — следствие того, что кости и орудия там лучше сохраняются. В ряде случаев находки костей гоминид в пещерах — результат деятельности хищников, стаскивавших в пещеру свою добычу.
Миф №38: Древние люди жили в северных широтах, в арктическом холоде, на границе с ледником. Человек возник в Африке, там же сформировался и наш вид — Хомо сапиенс. Только на поздних этапах эволюции люди освоили север Евразии. Первыми сюда пришли неандертальцы, но и они не доходили до ледника.
Миф №39: Древние люди были очень волосатыми. В отличие от костей, волосы в ископаемом виде не сохраняются на тысячелетия, поэтому о степени волосатости наших предков можно только гадать. Однако очень вероятно, что волосяной покров исчез уже на ранних стадиях эволюции человека.
Миф №40: У древних людей руки были до колен, ноги короткие и кривые, и ходили они сгорбившись. Такой образ возник в начале прошлого века на основании ранних представлений об этапах эволюции человека. Формированию стереотипа способствовало исследование скелета неандертальского старика: возрастные изменения учёные неверно трактовали как присущие всему виду. Сейчас мы знаем, что почти современные пропорции и строение тела (кроме черепа) сложились у древних людей уже 1,5 миллиона лет назад.
Миф №41: Древние люди были очень агрессивны и постоянно воевали друг с другом. Доказательств особой агрессивности древних людей нет. Находок со следами насилия вплоть до конца верхнего палеолита крайне мало. Если исходить из имеющихся данных, вероятно, насилия становилось больше по мере приближения к современности.
Миф №42: У древних людей царил матриархат, который затем сменился властью мужчин. Предположение о «стадии матриархата» как ранней, исходной форме общественного устройства, было высказано в XIX веке на основании ограниченных данных. В XX веке, когда накопилось достаточно этнографических сведений, стало понятно, что матриархальные общества — редкое явление, которое вряд ли когда-либо было распространено в группах охотников-собирателей.
Миф №43: В древности люди часто становились жертвами хищников. Австралопитеки и самые первые представители человеческого рода действительно попадали хищникам в зубы. А затем древние люди сами стали величайшими хищниками на планете, истребителями пещерных медведей и львов.
Миф №44: В древности люди были огромного роста, великанами. Науке неизвестны ни находки останков гигантских людей, ни какие-либо косвенные свидетельства их существования в прошлом. Судя по данным палеоантропологов, в процессе эволюции рост наших предков не уменьшался, а увеличивался.
Миф №45: Человек произошёл от водных (полуводных) предков! Только этим можно объяснить его удивительные особенности! «Странные» особенности человека — гладкую кожу, направленные вниз ноздри и т. п. — вполне можно объяснить в рамках традиционной модели, не прибегая к гипотезе о водной эволюционной стадии. Фактических доказательств существования «водных обезьян» нет. Наши предки действительно обитали вблизи водоёмов, но не в самих водоёмах.
Миф №46: В древности люди жили в гармонии с природой, были здоровыми и сильными, а потом человек всё испортил и стал больным, слабым и аморальным… Всё, что известно науке о древних людях, свидетельствует о жизни тяжёлой и полной опасностей. Это были действительно сильные, по крайней мере очень выносливые люди. Мы знаем, что они заботились о своих близких, и это говорит об определённой доброте. Но «золотой век» в прошлом искать бессмысленно. Короткая жизнь, высокая детская смертность, колоссальные физические нагрузки с самого юного возраста — вот дань, которую нашим предкам приходилось платить за сомнительную «гармонию с природой».
Миф №47: Древние люди были вегетарианцами. Большинство приматов всеядны. Появление рода Хомо связано с увеличением количества мяса в рационе наших предков. Древние люди сотни тысяч лет вели образ жизни охотников-собирателей, питаясь и мясом, и растениями.
Миф №48: Древние люди были падальщиками. Первые представители рода Хомо, вероятно, могли подбирать объедки за хищниками. Однако, помимо этого, они активно охотились. А у их потомков (в том числе неандертальцев) охота становится основной стратегией.
Миф №49: Древние люди были каннибалами. Бесспорных свидетельств каннибализма среди доисторических людей известно крайне мало. Изредка нечто подобное могло происходить, но вряд ли было распространённой практикой.
Источник
planet-today.ru
Знаниевый реактор -Первые проявления морали у приматов и древних людей.
Станислав ДРОБЫШЕВСКИЙ, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, научный редактор ANTROPOGENEZ.RU:
«Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять, была ли мораль и была ли какая-то доброта и человечность в древности крайне проблематично. Мораль не окаменевает, и мы не можем её найти в виде окаменелости, отпечатка и чего-то ещё зримого и вещественного. Мы не можем ничего взять в руки и сказать, что вот этот человек был высокоморальным и высоконравственным, вот этот – высокодуховным, а этот был бестолочью. На самом деле, это проблематично сделать, но, исходя из всяких косвенных предположений, это сделать всё-таки можно.
Во-первых, можно наблюдать за современными приматами. Есть много наблюдений над самыми разными животными, начиная самыми простыми и кончая высшими. Но, если всё-таки ограничиться одними приматами, то близкое к морали понятие справедливости было не так давно показано в шикарном эксперименте с капуцинами. Капуцины – это южноафриканские обезьянки, все их видели в фильме «Пираты Карибского моря». Это небольшая, но очень умная обезьянка. И уже показано, как они могут пользоваться орудиями, и всё такое прочее. И вот эксперимент: сидели два капуцина в двух рядом находящихся клетках и выполняли какую-то задачку, и их за это кормили. Одному давали после выполнения огурец, а другому – виноград, потом первому снова давали огурец. А потом первому опять давали огурец. В конце концов, когда он видел, что соседу за то же самое дают виноградину, а ему огурец, он этот огурец швыряет в сторону. Любой этот ролик в интернете может посмотреть. Это явное свидетельство того, что эта обезьянка ставит себя на место другого, сравнивает, и у него уже есть какое-то сопереживание, пусть даже и эгоистическое. Мораль здесь, можно сказать, обратная с этаким минусом. Но тем не менее. И он может поставить себя на место другого и другого на место себя: что было бы, если бы он был мной, а я был им. И это первый шаг на пути к морали.
Капуцин
У высших человекообразных обезьян, к примеру, у шимпанзе с моралью бывает всё иногда довольно запущено. Например, довольно регулярно самки могут отнять еду у своего же детёныша. Они это легко и непринуждённо делают. И это встречается не только у человекообразных, а у кого угодно. И тут нам как бы кажется, что они совсем не моральные и безнравственные. Более того, сплошь и рядом у них распространён каннибализм. И ладно, если они охотятся на соседей, на другие группы, например, на шимпанзе. Это другое племя, и их сам бог велел съесть. Другое дело, когда они внутри своей группы занимаются каннибализмом.
Шимпанзе доедает Красного колобуса
Известен прецедент, когда стая шимпанзе, в которой самка и её дочка занимались каннибилизмом, т. е. жрали детёнышей из своей группы. Не своих личных, конечно, но тем не менее. И сожрали-таки всех, и причём, когда одна из матерей застукала их за этим занятием, то она побежала к самцам пожаловаться и довольно наглядно изложила проблему жестами. Самцы пришли, погрозили пальцем и ушли. И, в принципе, этим злобным каннибалкам ничего особо не было. И, в итоге, группа исчезла. Но, с другой стороны, на этом примере мы видим, как может возникать мораль. Когда в группе появляются аморальные и безнравственные индивиды и если группа очень невелика, это сказывается сразу на всех. На самом деле, двух идиотов достаточно, чтобы вымерла вся группа. Естественный отбор работает по полной программе. А другие группы, в которых такого нет, в свою очередь, получают преимущество и занимают территорию, а спустя лет десять, глядишь – все умные, добрые и замечательные.
Самка шимпанзе с детенышами
Иногда такая нравственность может быть вполне воспитуемой и вполне генетической. Есть хороший пример из павианов: в восточной Африке наблюдали за группой павианов, которые жили в густонаселённой людьми местности. Группы павианов – это такой идеал тоталитарного государства. Это животные, у которых очень жесткая иерархия: есть альфа-самцы, у них в подчинении есть бета- и гамма-самцы, этакая совершенно фашистская структура. У них всё строится в основном на демонстрации агрессии (оскаленные зубы, редко драки), и практика показывает, что основная причина смертности самцов павианов – это убийство со стороны других павианов. И вот в этой конкретной группе, которая жила в густонаселённой местности, произошла незадача: местные жители, расстроенные постоянными набегами павианов на плантации, взяли винтовки и проблему решили – перестреляли самых злобных и агрессивных самцов. После чего в этой конкретной группе остались только добрые самцы, которые не проявляли большой агрессии, поскольку они с самого начала были неагрессивны. Скорее врождённо, а в какой-то степени и воспитанно неагрессивны. И через некоторое время в этой группе была зафиксирована такая небывалая для павианов вещь, как груминг самцов с самцами. Для павианов это совершенно нереально, этого быть не может, а у них это появилось. Более того, в эту группу, а их стало мало, стали подтягиваться павианы из соседних групп. Во-первых, самцы стали переходить в другую группу, что для павианов тоже нереально, а, во-вторых, они стали эту мирную стратегию перенимать. То есть группа подобрела. И вот это наглядный пример того, как можно сделать павианов добрыми. И людей на самом деле тоже.
Макаки-резус занимаются грумингом – поиском паразитов в шерсти
Среди древних людей в ископаемом виде мы можем наблюдать примерно то же самое. Первый признак морали на древних черепах, который мы видим, – это маленькие клыки. Потому что у приматов клыки, а социальность и доброта элементарно измеряются размерами клыков и морды. Если у животного огромная морда и здоровенные клыки (они ведь растительноядные все), то это для того, чтобы командовать, скалить зубы и сидеть в позе – все слушаются, и всё хорошо. А если, соответственно, у животного морда маленькая и клыки небольшие, это значит, что они добрые и они всё решают какими-то другими способами. Как гиббоны, например, песнями: залезают поутру на высокое дерево и поют оттуда. Другой гиббон, который живёт где-то за двадцать километров, слышит эту песню и на эту территорию соваться не будет. Поэтому большая морда им не нужна, демонстрировать внешне ничего не надо и всё можно решить с помощью пения. Многим людям стоило бы поучиться этому.
Белорукий гиббон
Древнейшие прямоходящие существа уже имели маленькие клыки – это свидетельство того, что они уже добрели. Потому что в условиях перехода жизни из леса в саванну можно новые возникающие проблемы решить двумя стратегиями. Это открытое пространство и куча хищников, еды не так много и она рассеяна на огромной территории. Можно это решить павианским способом: построить жесткую иерархию, ходить немецкой свиньёй, всем вламывать. И, когда павианов набирается уже двадцать штук, то леопард, например, не особо им страшен; они его сами могут на части порвать. А рекордная группа павианов, зафиксированная в истории, – это две тысячи особей. Это страшно подумать, что за число. А можно и другим способом ту же самую проблему решить: можно наоборот консолидацией, общением, взаимопомощью, взаимоподдержкой, взаимовыручкой, когда все друг другу помогают и делятся пищей и все такие добрые.
Стая павианов
Соответственно, это наш путь, и мы его видим по этим самым клыкам: у павианов в процессе эволюции клыки всё время росли, причём очень бурно, а у наших предков они всё время уменьшались.
Самец павиана с большими клыками
То есть в одних и тех же условиях, в одной биологической нише, существовали две разные стратегии: павианы остались павианами и достигли своего идеала и, по сути, они идеально приспособлены к жизни в саванне. Последние семь миллионов лет они особо не меняются, правда, клыки у них стали больше и морда крупнее. Но они как павианами были, так ими и остались. А наши предки стали эволюционировать. И, несмотря на то, что были эксцессы и были свидетельства каннибализма у наших предков (датировкой примерно 1,5-2 млн. лет) в Южной Африке в пещерах Стеркфонтейн есть череп с надрезками скуловой кости – Stw 53. Это то ли такой поздний австралопитек, то ли первый человек – что-то на грани такого. И его съели, судя по всему. У них уже были каменные орудия и ему отделяли жевательную мышцу, и явно его ели.
Череп STW 53, предположительно Homo gautengensis
Но, тем не менее, клыки уменьшались, и примерно из этого же времени мы имеем и первые свидетельства человеческой доброты. Древнейшее и чёткое подобное свидетельство найдено в Дманиси, в Грузии. Это первые люди за пределами Африки, там найдено пять черепов с датировкой 1770 тысяч лет или около того. И четвёртый из найденных черепов – это череп старого человека. Если измерять по современным меркам, то ему лет 80, хотя тогда возрастные процессы шли несколько иначе, и трудно сказать, сколько ему было на самом деле, но он действительно очень старый. У него на черепе заросли все швы, а самое главное, что все зубы у него выпали при жизни от старости и все ячейки для зубов, альвеолы заросли. Жевать он не мог, но он прожил после этого ещё много лет. У него там один зуб на кончике корешка держался, и то не факт. И это говорит о том, что ещё в течении многих лет о нём заботились, его берегли, за ним ухаживали и не давали ему умереть. У животных такого не бывает — если животные не имеют зубов, то они со стопроцентной вероятностью умирают. А этот человек жил, и вопрос был: бабушка это или дедушка, об этом как бы спорят. Но это древнейшее свидетельство человеческой доброты и взаимопомощи.
Череп старца из Дманиси
А в более поздние времена есть и другие такие примеры – есть находка челюсти без зубов со следами кариеса, в Ла-Шапель-о-Сен во Франции есть неандерталец (60 тысяч лет назад), и у него тоже почти все зубы выпали, кроме нескольких. Он был весь поражен артритом, и тем не менее он дожил лет до пятидесяти – практически предельный возраст для неандертальцев. Его погребли в отдельной ямочке в пещере. Это был явно человек, о котором долго и упорно заботились.
Реконструкция захоронения в пещере Ла-Шапель-о-Сен
В пещере Шанидар (Ирак), Шанидар-4, к примеру, похоронен, засыпанный цветами, а Шанидар-1 не имел руки, одного глаза, у него шрамы на лбу, переломанные ребра, какой-то артрит, болезнь Бострупа и ещё бог знает что. Он явно был не жизнеспособен, но он жил и пережил практически всех, кроме Шанидара-5, и помер от того, что ему камень упал на голову со свода пещеры во время землетрясения и, в принципе, мог бы ещё и дольше прожить. Это говорит о том, что о нём долго и упорно заботились.
Череп Шанидар-1
Захоронение Шанидар-4
В Сен-Сезере во Франции найден неандерталец с огромным разрубом на голове, о котором явно тоже заботились долгое время после этого ранения. То есть такие примеры есть, и мы видим, что чем дальше, тем их становится больше.
Череп из пещеры Сен-Сезере
И, несмотря на то, что современное общество даёт огромное количество поводов быть эгоистом, наши предки ещё на уровне австралопитеков, на уровне Homo habilis и других заложили в нас такой заряд альтруизма, что до сих пор он не иссякает.»
Видеоверсия «Станислав Дробышевский о первых проявлениях морали у приматов и древних людей»
Источник
znatech.ru
десять шагов (13 фото + 1 видео)
Какие именно свойства натуры понадобилось изменить нашим далеким предкам, чтобы их потомки через сотни тысяч поколений читали эту статью? Мы решили, с учетом последних достижений науки, составить свой перечень факторов, способствовавших развитию пращуров.
Следует заметить, что наш список не предполагает сравнения важности перечисленных в нем деталей. Мы не утверждаем, что обезьяна стала бы человеком без чего-нибудь или, напротив, что ее развитие было бы без этого невозможно. Мы лишь констатируем известные нам факты.
Также надо понимать, что деление на обезьян и людей условно, поскольку и люди, и современные обезьяны, и их общие предки относятся к отряду приматов, то есть обезьян. Так что человек как вид рода Homo, с точки зрения биолога, тоже обезьяна, только более развитая. А привычный для нас термин «человек» — понятие философское, определяющее существо, которое интегрировано в определенную культурную среду и неразрывно связано с ней.
Прямохождение
Привычку перемещаться на двух задних конечностях, держа тело вертикально, традиционно считают одним из характерных признаков человека разумного. На самом деле она изрядно старше. Бипедализм был свойственен всем видам рода Homo, а возник, очевидно, еще до его появления.
На двух ногах ходили все известные австралопитеки, бывшие предшественниками рода Homo, а до них — ардипитеки. Даже самый древний из известных сегодня наших предположительных пращуров — сахелантроп, живший в окрестностях озера Чад около 6–7 миллионов лет назад, — также подозревается в двуногости.
Правда, в его случае (и в некоторых других) обсуждение осложнено тем, что в распоряжении ученых пока нет костей ног. Дискуссия ведется на основе расположения и устройства затылочного отверстия, которое у найденного черепа занимает срединное, как у прямоходящих, положение. Оппоненты указывают на уплощение затылочных костей, к которым крепились мышцы шеи. Стало быть, наш герой ходил на четырех ногах. Сторонники прямохождения в ответ утверждают, что затылок был посмертно деформирован.
Очевидно, что спор не будет окончательно разрешен до находки новых, более полных, останков. Примечательно, однако, уже то, что такая дискуссия вообще возможна, ведь речь идет о существе из глубочайшей древности.
Надо заметить, что человекообразным обезьянам вообще свойственны способы перемещения, при которых передние и задние конечности играют разные роли, что приводит к различию в их строении. Вспомним гиббона, явно не претендующего на роль нашего прародителя, но тоже родственника. Он передвигается по деревьям фактически при помощи одних рук, а по земле может бегать на задних конечностях. Очень вероятно, что зачатки двуногости сформировались еще там — у нашего общего с гиббоном предка.
Членораздельная речь
Этой способности человека не повезло — она почти не оставляет различимых следов. Нельзя по скелету установить, насколько разговорчив был его владелец при жизни. Разумеется, специалисты пытаются использовать те крохи, что у них есть: генетический материал и черепа. Получается это не слишком хорошо. Более-менее известно, какие участки мозга отвечают за речевую деятельность у людей. И по строению черепов можно судить о том, насколько они были развиты у наших родственников. Увы, это само по себе не доказывает ничего. Центр Брока, например, есть и у людей, и у шимпанзе. Но у первых он участвует в речевой деятельности, а у вторых — в мимической. Как он был задействован у предковых форм — большая загадка.По совокупности имеющихся данных можно аргументированно подозревать в наличии речи неандертальцев. У них были нужные центры мозга, нужные гены (например, регуляторный FOXP2), да и просто их повседневная жизнь, по последним данным, слишком сильно напоминала жизнь наших прямых предков. Что касается всех остальных героев, то здесь достоверной ясности нет.
Оперативная память
Забивая гвоздь, человек имеет дело с двумя объектами — молотком и гвоздем. Прокручивая фарш на ручной мясорубке — с тремя: мясом, рукояткой и фаршем, который надо раскладывать по тарелке или доске. При доказательстве теоремы у доски в школе количество объектов возрастает до 5–6.
Как полагают антропологи, предел разума Homo sapiens — одновременное оперирование семью объектами, информация о которых при этом сохраняется в специальных зонах головного мозга.
В далекой жаркой Африке некоторые шимпанзе умеют колоть орехи камнями. Для шимпанзе результат этого занятия вкусен и полезен. Это умение не передается по наследству, приматы учатся ему в детстве, и не всем эта хитрая наука дается.
В зависимости от местных традиций, при раскалывании ореха обезьяна либо придерживает только его, либо — орех вместе с наковальней. В первом случае интеллект нашего родственника адресуется к двум объектам — камню и ореху. Во втором — к трем. В первом случае искусством хитроумного добывания еды овладевают почти все члены популяции. Во втором — около трех четвертей. Исходя из этого (есть и другие наблюдения, которые мы сейчас опустим) ученые полагают, что предел интеллектуальных возможностей шимпанзе — 2–3 объекта.
Нет никаких оснований считать, что наши древние предки были намного способнее. Ученые заключают, что постепенный рост их способностей к изготовлению каменных орудий связан и с появившейся возможностью держать в голове большее количество объектов. Временные рамки этого процесса нам пока не ясны.
Благоприятные для ума гормоны
Деятельность нервной системы животных, как и многое другое, регулируется гормонами. В организмах приматов, включая человека, регулировка части эмоций и когнитивных функций, таких как запоминание информации, возложена на эндорфины. Прекурсором (то есть сырьем для синтеза) нескольких из них является белок продинорфин.
Кодирующий этот белок ген различен у шимпанзе и человека. Присущая человеку мутация затронула регуляторную часть гена, отвечающую за его активацию. Иными словами, сам белок остался совершенно таким же, но условия его синтеза изменились.
По расчетам ученых, это привело к тому, что человеческий организм продуцирует примерно на 20% больше продинорфина, чем обезьяний. Это само по себе интересно, но еще интереснее то, что выработка белка происходит как реакция на какие-то раздражители. Увы, судить о них мы можем лишь в самых общих чертах, поскольку методики современной науки не позволяют большего: колония клеток, на которой проводилось исследование, разумеется, не имеет эмоционального статуса и никак его не изменяет. Для полноценного исследования нужно вырастить генетически модифицированного человека с обезьяньим геном и посмотреть на его поведение. Понятно, что такой эксперимент сегодня невозможен.
Изменения гена, делающие его отличным от обезьяньего, присущи всем ныне живущим Homo sapiens. Это заставляет думать, что мутация имела какое-то эволюционное значение. Когда она произошла, сейчас сказать нельзя.
Огонь
Самому древнему человеческому костру, известному на данный момент, вероятно, не более 800 тысяч лет. На это почетное звание претендуют остатки двух костров: обнаруженного в 2009 году на стоянке Гешер Бенот Яаков в Израиле (690–790 тысяч лет) и найденного в испанской пещере Куэва Негра в 2011 году (600–800 тысяч лет).
У огня этих костров могли греться тогдашние Homo erectus или Homo ergaster — сказать точнее пока сложно. Примечательно, что возраст обеих находок, несмотря на очевидную географическую удаленность, примерно совпадает. Это говорит о том, что около 700 тысяч лет назад (будем осторожны с числовыми оценками) использование огня уже было популярно среди людей. Умели ли они зажигать огонь или только хранить добытое где-то пламя, как неоднократно описано в художественной литературе, — большой вопрос.
В Африке найдены около полудюжины мест возможного разведения огня возрастом постарше — миллион и более лет. Пока нельзя считать твердо доказанным, что в этих случаях мы имеем дело с огнем, разведенным людьми или хотя бы находившимся под их контролем. Возможно, речь идет о естественных пожарах или, в некоторых случаях, о проявлениях вулканизма.
Никаких сомнений нет только в отношении сапиенсов и неандертальцев. Эти обращаться с огнем, безусловно, умели — очаг на их стоянках почти обязателен.
Владение огнем плавно подводит нас к следующим шагам.
Мясо и его приготовление
Большинство современных обезьян не откажется от роли ситуативного хищника. Разорить птичье гнездо — самое милое обезьянье дело. А шимпанзе даже устраивают групповую охоту на низших обезьян. Но основу питания все-таки составляет растительная пища. Более того, есть серьезные исследования, связывающие уровень интеллекта приматов с любовью к фруктам. Это логично. Чем плод слаще и чем труднее до него добраться, тем умнее должен быть тот, кому удастся его съесть.
Между тем мясная пища явно питательнее, а уж хорошо приготовленное мясо — и подавно. В 2007 году американские ученые провели эксперимент по кормлению бирманского питона вареным мясом. Оказалось, что при этом затраты энергии на переваривание пищи снизились на 12,7% по сравнению с питанием, например, сырыми мышами. А если мясо еще и пропускали через мясорубку, то экономия достигала 23,4% — почти четверть!
Лабораторные мышки, которых тоже кормили вареным мясом, за пять недель набрали вес почти на 30% больше, чем их товарки, питавшиеся сырым. Разумеется, калорийность пищи была номинально одинаковой, но она по-разному усваивалась. Прошедшая термическую обработку — легче.
Это говорит о том, что, случись охотникам сотни тысяч лет назад съесть жареную на костре дичь (горшка, а тем более мясорубки, у них не было), эффект от ее поедания был бы заметно выше, чем от сырой пищи. Вполне вероятно, что размеры организма становились больше даже без участия эволюционных механизмов просто потому, что в период роста человек хорошо питался. И, разумеется, в лучших условиях его мозг оказывался чемпионом по энергоемкости. У современного человека в младенчестве мозг «съедает» около четверти калорий. С возрастом эта доля становится меньше, но все равно выглядит очень внушительно. На фоне обезьян, у которых доля мозга в общем энергопотреблении составляет считанные проценты, это много.
Мозг наших древних предков когда-то был по размерам примерно таким же, как у нынешних человекообразных обезьян, — 400–450 см3. Он постепенно увеличивался в размерах (более крупная «соображалка» явно давала своим носителям эволюционные преимущества), но не сказать, чтобы очень быстро. Затем произошло что-то, причем дважды (!) с интервалом в несколько сотен тысяч лет. Головной мозг Homo erectus составил в среднем 1000 см3, средний мозг неандертальцев и сапиенсов достиг полутора тысяч «кубов». Все остальное тело при этом тоже подросло, но там рост был менее выражен.
Существует аргументированное мнение, что изменения размеров мозга связаны с рационом. На первом этапе в нем появилось мясо, и с этим связано первое увеличение мозга. А затем мясо научились обжаривать на огне, что сделало его если не вкуснее, то уж точно питательнее, поскольку усваивалось оно намного лучше. Такое изменение диеты, по сути, состоит из двух этапов, поэтому мы будем рассматривать его как два шага от обезьяны к человеку.
Кстати, современные шимпанзе тратят на пережевывание (даже не на добывание!) пищи около пяти часов в сутки. А живущие неподалеку охотники самого что ни на есть традиционного уклада — всего час. Нам, чтобы оказаться на одном уровне с обезьяной, надо засесть в ресторане на весь вечер.
Добывание пищи
Способ питания эректуса и его ближайших предшественников продолжает оставаться предметом дискуссий. Очень похоже, что они были больше падальщиками, чем охотниками. Конечно, такое родство не очень эстетически приятно, но кости животных, найденные на стоянках, говорят сами за себя. Царапины от каменных орудий обычно расположены поверх (то есть после) отметин, оставленных хищниками, которые их грызли.Неандертальцы были суровыми ребятами и свою добычу убивали сами. Питались они почти исключительно мясом, добываемым на охоте. А победил их в эволюционном состязании (возможно, иногда переходившем в настоящие боестолкновения) Homo sapiens — универсал в питании, чей рацион с давних пор содержал растения и рыбу.
Трудное детство
Человек разумный, родившись на свет, проходит несколько стадий взросления. Одна из них — подростковый возраст. Это — непростое время, когда человек, в сущности, уже все может, но при этом слишком мало умеет, недостаточно знает и на каждом шагу рискует найти себе какие-то приключения. Общество относится к его поискам достаточно снисходительно, пока не налагая за них полной ответственности. Как принято считать, этот период заканчивается где-то к 17–19 годам, когда вчерашний подросток уже воспринял нормы поведения, установившиеся среди взрослых, и готов к самостоятельной жизни.
У современных обезьян полноценного аналога подросткового возраста нет. Детеныш растет, а затем, как только сможет, обзаводится своими.
Как с этим обстояло дело у древних людей, сказать сложно, ведь их не спросишь. Судя по останкам неандертальцев, их дети с раннего возраста были похожи на взрослых. Половой зрелости они достигали, видимо, к 7–8 годам. Есть предположение (по понятным причинам, его сложно аргументировать), что на этом их детство и заканчивалось.
Как обстояло дело у еще более древних приматов — загадка, но обстоятельства их жизни, конечно, требовали раннего начала размножения.
А как же труд?
Каменные орудия сохраняются намного лучше костей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они попадаются антропологам гораздо чаще, чем останки их создателей. Собственно по ним чаще всего и определяют, кто их сделал. С какой-то погрешностью, разумеется. Каменное рубило олдувайской культуры, скорее всего, делал кто-то из Homo habilis или ergaster, а вот автором изделий следующей — ашельской — культуры, вероятно, является Homo erectus. И не скажешь, что и как думал этот мастер, стуча камнями друг о друга. Есть хотел, скорее всего...
Интересные материалы:
Изменение воспоминаний может вскоре стать реальностью (4 фото) Микроботы-оригами изловили дрожжевую клетку (3 фото)
nlo-mir.ru
Таинственные Ванары – люди-обезьяны
В индийской мифологии особое внимание уделяется загадочному племени людей-обезьян. Их называли ванарами. Многие ученые и сегодня не сомневаются в подлинности древних легенд, а некоторые отождествляют таинственных обезьяноподобных существ с предками человека разумного.
Ванаров всегда описывали, как существ с лицом обезьяны и туловищем человека, которое густо покрывала красная или коричневая шерсть. Ростом они достигали не более полутора метров. Были храбры, активны, трудолюбивы и чуть раздражительны. Древние трактаты индусов - «Рамаяны» и «Махабхараты», изобилуют упоминаниями о мифических божественных людях-обезьянах. А само их появление описывается так: «Однажды Брахма предавался размышлениям, и от великой сосредоточенности на глазах у него выступили слезы. Упав на землю, слезы превратились в большую обезьяну, Брахма назвал ее Рикшараджей и поселил в зеленом светлом лесу. Долго жил Рикшараджа в полном одиночестве, питаясь плодами с деревьев и съедобными кореньями. Но однажды, когда он купался в прозрачном лесном озере, с ним произошла удивительная перемена: из обезьяны-мужчины он превратился в обезьяну-девушку необыкновенной красоты. Привлеченные ее красотой, с неба опустились Индра и Сурья. От двух богов родила красавица-обезьяна двух сыновей — Сугриву и Бали, после чего к Рикшарадже вернулась его мужская сущность, и он стал воспитывать своих сыновей. Когда Сугрива и Бали выросли, Рикшараджа показал их Брахме. Брахма остался доволен, пожелал обезьяньему племени плодиться и размножаться дальше и подарил им город Кишкиндху». Насколько правдиво это предание, сказать трудно. Впрочем, легенда утверждает, что ванаром был даже бог Хануман, незаконный сын бога ветра Ваю и божественной небесной танцовщицы-апсары Пунджисталы. С незапамятных времен он считается покровителем наук и деревенской жизни. Говорят, что Хануман рос озорником и нередко утаскивал у монахов вещи. За что и был наказан. Наделенный необычными способностями, бог обезьян частенько о них забывал, и вспоминал только тогда, когда нужно было помочь кому-нибудь. Став взрослым он совершил множество подвигов, за что и был возвышен. Между тем, некоторые ученые в попытках найти реальный прообраз для древней легенды указали на нашего дальнего предка – человека умелого (Homo habilis). Прежде всего, в глаза бросается его необычная схожесть с ванарами: рост до полутора метров, небольшой вес. К тому же он считается одним из последних звеньев в цепи связи человека и шимпанзе. Можно предположить, что его мыслительная деятельность была достаточно развитой. Человек умелый вполне мог общаться, хотя и не достигал уровня современного человека. Ну и наконец, в его лице еще осталось много обезьяньего. Что интересно, представители Homo habilis были первыми существами, которые начали изготавливать орудия труда. Преимущественно, для этого использовался кварц. Но в ареалах обитания человека умелого этот камень не добывался. Значит, его доставляли издалека – не менее 15 километров – немалое расстояние! Между тем, человек умелый - не единственный претендент на родство с мифическими индусскими ванарами. Вполне вероятно, что ими может оказаться и сахелантроп. Нередко его считают последним общим предком обезьяны и человека. Однако исследователи отмечают, что этот вид отличался более мощным скелетом, что давало ему возможность выпрямляться при ходьбе. Кроме того, сахелантроп был более развит, чем австралопитек и даже человек умелый. Могло ли произойти так, что эти существа и человек существовали параллельно? Вполне возможно, утверждает наука. Одним из таких доказательств ученые считают кости, найденные в 1880 году в Индии. По некоторым данным их возраст составляет порядка 8,7 миллионов лет! Но, как оказалось, таинственные ванары встречались некогда не только на территории Индии. Так, к примеру, в Камбодже нередко можно увидеть ритуальные статуи загадочных полулюдей-полуобезьян. Они не только изображаются на стенах многих индийских и камбоджийских храмов, но и служат своеобразными стражниками. В Бантей Спрей, например, они охраняют «Цитадель женщин». Но, конечно, ни сахелантроп, ни человек разумный не имели характерных для ванаров хвостов. Как, впрочем, не обладали представители этих родов многими свойственными для мифических полуобезьян сверхъестественными способностями. Ведь, как утверждает «Рамаяна», ванары могли летать и обладали невероятной силой. Куда исчез таинственный народ – только предстоит выяснить. Может быть, загадочные ванары-истуканы смогут помочь? Ведь древние часто оставляли подсказки потомкам.