Стоматолог Шпак из «Ивана Васильевича» имел все основания считать слово «холоп» в свой адрес ругательным. Хотя оно не рассматривалось на Руси как настоящее оскорбление, но обозначала человека, находящегося на нижней ступени социальной лестницы.
Рабы в феодальном обществе
Стадия рабовладельческого общества в славянской истории отсутствует. Но рабы (несвободные люди, не имеющие права распоряжаться собственной судьбой) на Руси были. Называли их либо холопами, либо челядинцами. Второе слово, по мнению большинства историков, относится к несвободной домашней прислуге и дворовым работникам из числа военнопленных. Холопы же – родных, славянских кровей. Женщина-холопка и вовсе именовалась «робой», что дает точное представление о ее статусе.
Стать холопом можно было несколькими способами.
Родиться им. Дети «робы» становились холопами и принадлежали хозяину матери.
Превратиться в него по браку. В «Русской Правде» сказано: «По холопу роба, и по робе холоп».
Быть наказанным таким способом за совершенное преступление (собственное или главы семьи).
Быть проданным для возмещения ущерба кредиторам при неуплате в срок долга.
Совершить самопродажу. Такие вещи случались массово в голодные годы.
Принять определенную должность, обычно тиуна (управляющего имением) или ключницы (домоправительницы). Такое холопство не распространялось на семью, но зато этим способом холопами становились даже представители знатных семейств. Так, Малуша, мать Владимира Великого, считалась «робой» а он сам – «робичичем», поскольку женщина была ключницей в доме Ольги. Но Добрыня, брат Малуши, был человеком влиятельным…
В некоторых случаях (самопродажа, брак, принятие должности) закабаляемый мог изначально оговорить для себя определенные привилегии: право выкупиться, срок холопства и тому подобное.
Официальный статус
«Русская Правда» дает четкое понятие о статусе холопа. За его убийство хозяин не несет никакой ответственности – вольно ему портить собственное добро! За убийство же «без вины» чужого холопа виновный платит не виру за смерть, а штраф за порчу ценного имущества (причем «роба» ценилась дороже мужчины – следовало компенсировать недополученное от нее потомство). За преступление же, совершенное холопом, отвечал его господин. Таким образом, холоп не был юридически человеком, а выступал объектом права, вроде домашнего скота.
Владели холопами обычно зажиточные феодалы, но словосочетание «смердии холопи», упомянутое в «Правде Ярославичей», позволяет допустить, что холопы могли быть и у богатых крестьян.
Различали «больших» и «меньших», а также полных «обельных» и временных холопов. К числу «больших» принадлежали тиуны, ключники, и прочие ответственные слуги. Часто их холопство было формальностью, они владели имуществом, совершали сделки, и даже сами имели холопов. «Меньшие» – обычные люди, чаще они выполняли домашнюю и хозяйственную работу на усадьбе.
«Обельный» холоп мог обрести свободу только по воле господина, даже на выкуп требовалось его согласие. Его можно было продать, подарить, убить. Но должник или голодающий мог «податься в холопи» временно, обычно до отработки долга или на определенный срок. Для голодающих таковой устанавливался в год. Затем такой холоп мог стать свободным. Естественно, нарушались эти правила очень часто, ибо прав тот, у кого больше прав.
Холопство существовало на Руси до петровских времен. Статус этой группы неоднократно менялся, постепенно сближаясь со статусом зависимых крестьян. Петр Великий отменил холопство, уравняв положение всех зависимых людей.
istoriyakratko.ru
Холопы в Древней Руси |
/ / Холопы в Древней Руси
Холопы как категория
древнерусского населения
В качестве социального явления «холопство» смогло
просуществовать до самых петровских времён, когда царь Пётр молодого
государства Российского решил отменить его собственной высочайшей резолюцией. В
принципе, холопство являлось формой рабства и естественным социальным
положением всего несвободного населения в каждом из многочисленных отдельных
княжеств Древней Руси. Однако, положение холопа было довольно неплохим по
сравнению совсем несносным положением челядина, так как хотя холоп и имел
своего господина, но тот являлся так сказать «своим» - той же веры, славянской
крови и рождённого на русской земле. А вот челядь (далее дословно из письменных
источников): «… вообще, тьфу, чужеземная погань, захваченная в плен в
многочисленных кровопролитных походах и войнах».
Таким образом, нам становится предельно понятно и без знаний
чётких правовых норм того временного периода, что к своим землякам (даже к
рабам) отношение было куда гуманнее, чем к тем же людям, но имеющих иностранное
происхождение.
Источники холопства в Древней Руси
Холопство возникало обычно в двух случаях. В первом случае
это было добровольное рабство, а во втором – насильственное обращение в рабы. В
последнем случае обращение в холопы происходило по определённым причинам, самой
распространённой из которых являлся в то время военный плен. Ведь одной из
основных целей военных действий было пригнать из захваченного княжества как
можно больше пленников для их дальнейшего использования в строительстве или для
продажи.
Второй самой распространённой причиной по которой свободного
человека могла ждать участь холопа являлось совершённое им определённое
преступление. Князь, разгневанный на преступника имел право полностью отобрать
всё имущество виновного человека, а его самого вместе с семьёй обратить в
холопы.
И, наконец, как многие полагают, самой распространённой
причиной определения свободного человека в холопы была неспособность лица
отдать долги. Если должник не имел возможности выплатить долг кредитору, то тот
в свою очередь мог взять его в холопы, что почти всегда и выбирали такие
кредиторы. Конечно же, если кредитора не устраивал такой поворот, то мера
наказания за неуплату могла быть другой.
Рождение от несвободных родителей являлось ещё одной из
причин по которой человек считался холопом. Родители-холопы не могли родить
свободного ребёнка.
Также человек мог продать себя в добровольное холопничество
при свидетелях в любой момент.
Интересные материалы:
student-hist.ru
Холоп – это раб на Руси
Когда говорится о рабстве и о рабах, то первая ассоциация, которая возникает, – это рабовладельческое общество в Древнем Риме и Греции. Сразу же перед глазами встают образы Спартака и других гладиаторов. Однако рабы были и на Руси, и это отнюдь не крепостные. Их своеобразно называли словом “холоп”. Это были люди, которые не имели абсолютно ничего. Поэтому им приходилось ради куска хлеба гнуть спину перед хозяином и выполнять все его прихоти. Такие взаимоотношения между господином и слугой-рабом были в феодальном обществе. Их хозяин мог бы “посадить” на землю, и тогда он превращался в крепостного крестьянина.
На Руси холоп – это либо взятый в плен солдат вражеской армии, либо человек, задолжавший большую сумму и не имеющий возможности расплатиться. Данный статус также приобретался после женитьбы или замужества с рабом. С 1722 года все холопы стали называться крепостными крестьянами. Это, в принципе, ничего не изменило в их жизни. Их могли продать, купить, подарить и т. д.
Холоп на Руси
Часть населения феодальной России с 10-го по 18-й век, не владевшего кровом и каким-либо имуществом и для поддержания своей жизни вынужденное выполнять любую работу в хозяйстве своего феодала, называлась холопами. Во время войн, особенно междоусобных, проводимых с целью присвоения чужого имущества и завоевания новых территорий, эти люди автоматически превращались в рабов. Пленные люди и скот рассматривались завоевателями как наиболее ценная добыча. У каждого землевладельца имелись огромные свободные территории, и для их возделывания, естественно, нужна была рабочая сила. Нею становились пленные. Т. е. на Руси считалось, что холоп - это в первую очередь бесплатная рабочая сила. Эти люди были вовлечены как в домашние, так и в земледельческие работы.
Права холопов на Руси
Данная часть населения находилась в полной зависимости от своих господ. Они не обладали самостоятельными юридическими правами. Тем не менее не все холопы находились в одинаковом положении. Некоторые из них назывались тяглыми крестьянами. То есть холоп – это человек, который на своих плечах несет всю тяжесть государства.
Положение холопа с юридической точки зрения
Он считался вещью, т. е. частной собственностью, как и остальное имущество: недвижимость, утварь, скот и др. Поэтому за его действия и поступки должен отвечать его хозяин. Однако в том случае, если холоп нанесет личную обиду свободному человеку, то в отместку обиженный может убить его. Холоп, ставший свидетелем какого-либо преступления, не мог быть призван в суд для дачи показаний. Хозяин мог убить его, однако если кто-то другой убивал раба, то платил его господину штраф.
В судебнике за 1550 год введены ограничения. Согласно им, сын раба, рожденный до приобретения отцом статуса холопа, считался свободным, и отец не имел права продать его в рабство. Если человек становился рабом в результате пленения и ему удавалось бежать из плена, то он снова приобретал свободу. Он также освобождался от холопства после смерти своего хозяина. А бывали и такие случаи, когда свободные люди, неспособные прокормить или защитить себя, добровольно переходили в рабство. В 17-м веке вышел указ, препятствующий этому.
fb.ru
Холопы на Руси: well_p
? LiveJournal
Main
Ratings
Disable ads
Login
Login
CREATE BLOG Join
English (en)
English (en)
Русский (ru)
Українська (uk)
Français (fr)
Português (pt)
español (es)
Deutsch (de)
Italiano (it)
Беларуская (be)
well-p.livejournal.com
Холопы в Древней Руси - ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ - ИСТОРИЯ - Каталог статей
Холопы представляли собой социальное явление, существование которого было достаточно долгим, практически до правления Петра Первого. По своей сути, холопы - это те же рабы, а именно, это некий естественный статус несвободного населения в Древней Руси. Только вот по сравнению с рабами, холопы существовали более менее нормально. То есть, холоп был раб своего хозяина-богача, тем не менее, так же был славянином, который родился и принадлежал к этой же земле, что и богач.
Существовал и более унизительный статус - это челядь. То есть, люди чужеземные, некогда захваченные в плен при войнах и сражениях. Поэтому смело можно сказать, что даже не зная всей правовой конструкции в те времена, к своим землякам все-таки относились уважительно.
Как правило, само холопство могла появиться только по двум следующим путям:
- или добровольное рабство;
- или насильственное обращение.
Что касается второго варианта, то в холопы брали пленных людей, ведь раньше многие военные конфликты осуществлялись только для того, чтобы поживиться чужим нажитым бытом и богатствами, хоть и на одной земле. Пригоняли из соседних границ пленных, потом продавали их за порой очень высокую стоимость. Также холопами могли стать обычные преступники. Князь, который определит вину данного человека, вполне мог забрать себе все имущество, а вот его супругу и отпрысков так же автоматически определял в холопы.
Несколько факторов для холопства
Существовала еще одна популярная причина, по которой свободный человек был обращен в холопы. Это задолженность. Если должный человек не способен был выплатить долг своему "спасителю", то за это человек просто переходил в холопы. Разумеется, если самому должнику не требовались такие холопы, то мера наказания была совершенно иной, зачастую на усмотрение самого "спасителя".
Но самая распространенная причина - это продолжение рода от несвободных родителей. То есть, дети в семье холопа - это такие же холопы. Несвободные родители просто никак не могли родить свободного человека.
При этом, что касается свободных людей, то им предоставлялось право добровольно продать себя в рабство. Если же свободный человек женился на несвободной девушке, то он так же считался уже холопом.
Разумеется, что во все времена люди делились на некие классы, по которым можно было определить финансовое положение, богатство, род деятельности и так далее.
wikii.ru
Холопы и челядь. Институт рабства в Древней Руси
Основную массу населения древней Руси составлял сельский люд. Древняя Русь знала рабов. Труд рабов-холопов широко использовался в хозяйстве князей, бояр, дружинников и прочих «лучших мужей».
В древнейших, дошедших до нас источниках, в договорах князей Олега и Игоря с Византией, заключающих в себе отрывки еще более древнего «Закона Русского», в «Русской Правде» Ярослава говорится о холопах (рабах) и челяди.
Челядь — древнейший термин, обозначающий всякого рода зависимый люд. «Челядь» — прежде всего рабы, приобретаемые главным образом в результате захвата в плен («полона»), в процессе войн. Но понятие «челядь» несколько шире, чем собственно раб — «холоп» или «роба». Эти последние выступают в более поздних источниках под названием «челядин полный». Итак, всякий холоп — челядин, но не всякий челядин — холоп. Челядью являются и слуги, работающие в хозяйстве господина и ведающие его хозяйством, и всякого рода зависимый и эксплуатируемый люд. Но не челядь составляла основную массу сельского населения. В глубокой древности для обозначения его существовал один термин — «люди». Термин «люди» в обозначение сельского населения, несомненно, уходит в первобытную древность и среди славян был широко распространен от Ладожского и Онежского озер до Балкан и Эгейского моря, где болгарское слово «люднэ» обозначало сельское население в целом. Термин «люди» в смысле «сельское население», «данники», существовал и на севере, в новгородских землях, где, заимствованный из русского языка, он стал самоназванием вепсов («людики»), вошедших в состав карельской народности.
Такое социальное значение термина «люди» сохранилось и гораздо позднее; еще в XVIII и XIX вв. о крестьянах и дворовых, принадлежавших каким-либо Шереметьевым или Юсуповым, говорилось, как об их «людях». Вместе с тем на Руси с каких-то пор (установить точно это пока невозможно) сельское население в целом стало обозначаться термином «смерд». Термин «смерд» уходит в седую даль времен, к тем временам, когда люди разных племен чаще всего называли себя просто «люди».
Постепенно термин «смерд» начинает обозначать то же, что и «люди», «простая чадь» сел и весей. Позднее он вытеснится словом «крестьянин». В источниках XII-XIII вв. мы уже часто встречаем термин «смерд», обозначающий сельское население вообще (смерды — данники, поданные; смерды — жители сел; смерды — работники, землепашцы, страдники и т. п.). Как и позднее термин «крестьянин», слово «смерд» в древней Руси имело несколько значений. Смердом именовали свободного общинника-земледельца, обязанного лишь платить дань князю и выполнять некоторые повинности. Смердом называли вообще любого поданного, буквально «находящегося под данью», подчиненного, зависимого. Смердом назывался в недалеком прошлом еще свободный данник, ныне княжеским повелением, т. е. путем внеэкономического принуждения, ставший рабочей силой княжеской или боярской вотчины. Такое разнообразие значения термина «смерд» обусловлено тем, что по мере развития феодальных отношений усложнялось положение тех категорий сельского населения, которые выступали под этим названием.
Позднее термин «смерд» в устах феодальной верхушки приобретает оттенок пренебрежения. Еще позже он заменится словом «мужик». «Беззаконники из племени смердья», — говорит Ипатьевская летопись о двух неугодных князю галицких боярах. «Пойди, смерд, прочь! Ты мне не надобен», — крикнул Василий III знатному боярину. Таким образом, смерды — это общинники-данники, с которых во время «полюдья» собирают всякие поборы княжеские дружинники. Позднее, с оседанием дружин на земле, бояре-дружинники превращали смердов из данников в зависимых людей, т. е. теперь они были заинтересованы не в дани со смердов, а в самих смердах, в их хозяйстве. Смерд — зависимый от князя человек. Об этом говорит вознаграждение за убийство и за «муку» смерда, идущее в пользу князя, переход имущества умершего смерда князю, если у покойного не было сыновей, штраф за убийство смерда, равный цене, уплачиваемой князю за убийство его холопа, пастьба скота смерда вместе со скотом князя и т. д. (См. «Правда Русская», т. I, стр. 113-114). Смерд прикреплен к земле, он дарится вместе с ней. Изменить свое состояние он может, только выйдя из общины, бежав и тем самым перестав быть смердом. Смерд обязан платить оброк, т. е. дань, превратившуюся в феодальную ренту. Покидавший общину, разоренный смерд вынужден был искать заработка на стороне или закабаляться. В этом случае он превращался в рядовича, закупа, «наймита». Превращенный в раба, он становится холопом.
Каким же путем шло превращение общинников в зависимый люд? Древняя Русь знала две стороны этого процесса: захваты феодалами общинных земель и закабаление общинников.
В IX-XI вв. на Руси общинники в большинстве были уже «подданными» в том смысле, что они состояли «под данью», платили дань. Причем число общинников, только платящих дань, быстро сокращалось. Вначале князья раздают своим дружинникам не столько земли, сколько дани с земель, а затем уже сама земля смерда захватывается князьями и дружинниками, дарится и раздается. Вместе с землей и угодиями дарятся и раздаются и живущие на этой земле общинники. Экспроприируется их собственность, а они сами, всей общиной, превращаются в собственность князя, боярина, церкви, передаются по наследству, продаются.
Но была и другая сторона процесса превращения общинников в зависимых — их закабаление.
Неурожаи, голод, стихийные бедствия, нападения врагов, грабеж со стороны дружинников, чрезмерные поборы разоряли общинников. Разоренный общинник вынужден был выходить из общины (если она сама не распадалась в силу ряда причин) и закабаляться. Превращаясь в закупа, рядовича и т. д., он уже не именовался «сельским людином», «простой чадыо» или «смердом». Изменение в его положении вызывало изменение в его наименовании. Вырванный по тем или иным причинам из общины, «верви», «мира», общинник становился легкой добычей для феодала; он попадал в число зависимой от него «челяди» и выступал под этим или под более точно определявшим его положение названием.
Так ширилось на Руси феодальное землевладение, усложнялись формы феодальной зависимости, росло число и умножались категории эксплуатируемого населения. Феодальные отношения распространялись по всей территории Восточной Европы.
Рост феодальной эксплуатации не мог не вызвать антифеодальных народных движений, восстаний сельского люда и городской бедноты.
Сопротивление в те времена принимала различные формы. Она проявлялась в бегстве, когда крестьяне буквально уходили от феодализма на те места, куда он не успел еще проникнуть. Приобретает она форму разрозненных, стихийных, местных восстаний. Выражается классовая борьба и в попытках сельского жителя восстановить общинную собственность. Сельский общинник считал своим все то, что возделано его руками, полито его потом, что освоено им, его отцом и дедом, все то, что, как позднее говорили крестьяне на Руси, «исстарь потягло» к его двору, к его общине, все, «куда топор, соха, коса ходили», но что теперь превратилось в собственность князя, его «мужей», дружинников.
Смерд шел в лес собирать мед на те же бортные урожаи, где исстари собирал мед он, его отец и дед, несмотря на то, что бортное дерево, на котором ему был известен каждый сучок, уже было отмечено свежевырубленным на коре знаком княжеской собственности. Смерд запахивал своей «сошкой кленовой» тот участок земли, который он сам «выдрал» из-под леса, спалив лесные исполины и выкорчевав пни, несмотря на то что межа, проложенная каким-нибудь сельским тиуном-княжеским или боярским слугой уже приобщила это политое его потом поле к обширным владениям князя или боярина. Он выгонял свою скотину на поле, где пас ее с юных лет, но поле это было уже княжим, боярским.
Эти попытки сельского люда восстановить свое древнее общинное право владеть землями и угодьями по затраченному труду господствующая феодальная верхушка считала преступлением, нарушением ее «законных» прав. «Русская Правда» впоследствии учтет эти преступления и установит наказания за них; но это было преступлением только с точки зрения господствующей знати.
Для сельских «людей» Руси, являвшихся в IX-X и начале XI в. чаще всего еще только данниками князя и общинниками, совладельцами своих земель и угодий, это была справедливая борьба за восстановление их попранных прав, за возвращение того, что исстари принадлежало им, так как было освоено их трудом и давало средства к жизни. К новым порядкам привыкнуть смерду было нелегко; он защищал старую общинную собственность, считая ее справедливой, и, наоборот, боролся против частной феодальной собственности, будучи уверен в ее незаконности. «Русская Правда» так много внимания уделяет преступлениям против частной феодальной собственности именно потому, что в тот период борьба с ней простого сельского и городского люда представляла собой нечто обыденное и повседневное.
Источник: В. В. Мавродин «Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв»
inosmi.by
Холоп - это... Что такое Холоп?
ХОЛОП — муж. (халупник?) крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср., собир. дворня, бранное Вообще, слуга, покорный, безответный служитель, почему встарь всякий подданный в просьбах царю… … Толковый словарь Даля
ХОЛОП — ХОЛОП, холопа, мн. холопы, холопов, и (устар.) холопья, холопьев, а также холопи, холопей, муж. 1. В древней Руси раб (ист.). Кабальный холоп. Полный холоп. || крепостной крестьянин, крепостной слуга. «В зубы холопа примерного, Якова верного,… … Толковый словарь Ушакова
холоп — См … Словарь синонимов
ХОЛОП — Митин сын Лодыгин, крестьянин, св. XV в. А. Ф. I, 15. Ивашка Холопец, своеземец в Буряжском пог. Писц. IV, 36. Второй Семенов сын, а прозвищем Холоп , крестьянин Троицкого Ипатского мон. 1613. А. Ю. 306 … Биографический словарь
ХОЛОП — ХОЛОП, а, муж. 1. В Древней Руси: человек, находящийся в зависимости, близок к рабству; в крепостнической России: крепостной крестьянин, слуга. 2. перен. Человек, готовый на всё из раболепия, подхалимства, холуй (во 2 знач.) (презр.). | жен.… … Толковый словарь Ожегова
холоп — холоп, род. холопа; мн. холопы, род. холопов и устарелое холопья, холопьев и холопи, холопей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
холоп — ХОЛОП, арх., истор. – Раб, несвободный человек в Древней Руси и Русском государстве. Матвей Михайлович получил от государя сердитое послание, в котором он отчитывал его, как последнего холопа (3. 385). См. Фасмер 4. 257: др.русск. холопъ «то же»… … Словарь трилогии «Государева вотчина»
Холоп — Холопство состояние несвободного населения в Древней Руси. Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба, челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен,… … Википедия
холоп — Общеслав. Исходное *cholpъ > холоп после развития полногласия и отпадения конечного редуцированного ъ. Этимология не установлена. Скорее всего, суф. производное (суф. p ) от той же основы (кол ), что и др. рус. холокыи «холостой», холостой.… … Этимологический словарь русского языка
холоп — а, м; ХОЛОПЬЯ, ев, мн. 1. В древности лицо, находившееся в зависимости, по форме близкой к рабству. ◘ БОЯРСКИЙ ХОЛОП, ◘ КАБАЛЬНЫЙ ХОЛОП. ► [Хрущев:] Так, государь, отец наш. Мы твои Усердные, гонимые холопья. // Пушкин. Борис Годунов //… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
холоп — род. п. а, холопай холуй , укр. холоп, блр. холоп, др. русск. холопъ, им. п. мн. ч. и, род. п. мн. ч. ей (моск. грам. XVI–XVII вв.; см. Соболевский, Лекции 198), русск. цслав. хлапъ холоп, раб , ст. слав. хлапъ δοῦλος, οἰκέτης (Супр.), болг.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера