Древнейший свод законов. 4. «Русская правда» - древнерусский свод законов. Социальная организация древнерусского общества и система управления государством.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"Русская Правда – древнейший письменный свод законов Руси" (6-й класс). Древнейший свод законов


Свод законов - это что такое? Значение и определение

Право - это система, содержащая общеобязательные, формально закрепленные нормативные акты, предписания и правила, устанавливаемые и реализуемые государством. Через право общество выражает свои интересы, дает индивидуумам субъективные права, но при этом накладывая также и обязанности. Экономика, политика и государство имеют тесные взаимосвязи с правом. Без него эти сферы были бы просто бесконтрольны, и в них царил бы хаос. Ни одно государство не мыслится без права. Без него его существование просто невозможно. Для того чтобы граждане жили в мире и порядке, существуют различные законы и нормативно-административные акты, которые регулируют почти все сферы человеческой деятельности. Право является неотъемлемой частью современного общества. Без него просто невозможно представить нашу жизнь, которая идет во время наших повседневных будней. Мы ведь даже не задумываемся, что, совершая даже самые простые действия, во многом руководствуемся нормами права.

Свод законов - это?

свод законов это

Для того чтобы рассматривать особенности сводов законов и их историю, дадим понятие этому определению. Свод законов - это систематизированное и упорядоченное собрание действующих гражданских правовых законов.

Правовой памятник мира

свод законов российский

Одними из самых первых письменных законов стали законы Хаммурапи, которые являются памятником всей правовой системы. Эти законы являются законодательным сводом периода Древнего Вавилона в 1750-х годах до нашей эры. Основной текст сохранился. На аккадском языке, он доступен в виде клинописи на диоритовой стеле конусовидной формы. Она была найдена в 1901-1902 годах во время экспедиции французских археологов. Современными исследователями Законы поделены на 282 параграфа, которые регулирует самые разные вопросы: судопроизводство, охрану собственности самых разных форм, брачно-семейные отношения, частное и уголовное право.

Целью создания законов Хаммурапи были унификация и дополнение действия неписаных норм поведения в существовавшем в то время правопорядке. Вавилонская правовая система для того времени была настоящим прорывом, и по сложности конструкций позднее ее обошла только система права Древнего Рима. Законы Хаммурапи продуманы и отличаются своей стройностью в процессе правового регулирования. Также для этого свода характерно отсутствие религиозных черт, что делает его законодательным актом в полной мере.

Самый первый на Руси

свод законов империи

Начало создания первого письменного свода законов на Руси принадлежит Ярославу Мудрому. Он получил название "Русская правда" и являлся сборником существовавших на тот момент правовых норм Киевской Руси и источником права. Сохранял свое значение этот свод до 15-16 века. Уголовные, наследственные, торговые и процессуальные правовые нормы стали первыми письменно закрепленными и явились источником правовых отношений в Древнерусском государстве. Краткую редакцию составляли "Правда Ярослава", "Правда Ярославичей", Покон вирный, Урок мостникам.

Вира - это мера наказания за убийство, заключавшаяся во взыскании с виновного денежной платы. Мостники - это строители мостовых. Краткая редакция свода законов - это 43 статьи. В первую ее часть входит наиболее древняя часть, которая говорит о кровной мести, отсутствии четкой дифференциации штрафных санкций. Вторая часть уже более совершенная и характеризуется наличием более высоких штрафов за убийство членов привилегированных слоев общества.

Российская империя

первый свод законов

Свод законов Российской империи - это один из самых известных сводов в мировой истории. Официально изданные и расположенные в тематическом порядке законодательные акты Российской империи были подготовлены Вторым отделением, которым руководил М. М. Сперанский. Первый выход свода законов - это николаевская эпоха. Затем вплоть до начала Октябрьской революции 1917 года законы периодически переиздавались полностью или частично. В состав свода входили 15 томов, которые регулировали отношения, права и обязанности:

- губернских учреждений;

- государственных финансов;

- права состояний;

- административного права;

- гражданского права;

- уголовного права и др.

Также свод содержал указатели и справочный аппарат. Позднее к основному своду законов Империи был добавлен том законов о судопроизводстве. Свод законов Российской империи стал новым этапом в истории развития права нашей страны. После нерезультативных попыток еще с начала 18 века систематизировать законодательство, наконец-то успех был достигнут, и была обеспечена законность правых отношений. Разбросанные в разных источниках и часто неизвестные никому нормы были собраны воедино. Были сформулированы основные юридические понятия, началось становление российской правовой системы. Однако, как у любого начинания, у официального первого свода законов Российской империи были свои недостатки. Ему были свойственны некоторая громоздкость, неполнота, архаичность и противоречивость.

Краткая хронология

свод законов русского

В феврале 1833 года Николаем I был издан манифест о введении в действие Свода законов. Русского человека, Михаила Михайловича Сперанского, которому была поручена работа по составлению свода, не напугал предстоящий объем работы. В 1930 году под его руководством уже было выпущено "Полное собрание законов Российской империи". Для проверки того, имеет ли юридическую силу тот или иной акт и не имеет ли он противоречий с другими, создавались специальные ревизионные комитеты, которые были образованы при министерствах, а также главных управлениях. Как единственно верный юридический кодекс, Свод законов предстал перед Государственным советом в 1933 году. За проведенную работу М. М. Сперанский получил в награду орден Святого Андрея Первозванного и титул графа.

Уровни Свода законов

письменный свод законов

В структуре нового первого Свода законов империи было выделено два уровня. Первым стал общегосударственный Свод, действие положений которого распространялось на территории всей империи. Второй уровень - это местные своды (партикулярное право), которые действовали в отношении определенных земель и их жителей. Законы компоновались не по хронологическому признаку, а отраслевому.

Структура томов

В Российской империи Свод законов - это пятнадцать томов, посвященных различным аспектам жизни общества. Структура такова:

  • 1-3 тома - основные законы государства и губерний;
  • 4-й - уставы, определявшие рекрутские и земские повинности;
  • 5-8 тома - налоговый и пошлинный устав, питейный сбор;
  • 9-й - сословные законы и права;
  • 10-й - гражданские и межевые законы;
  • 11-12 тома - положения о кредитных и торговых учреждениях, законы фабрик, заводов и ремесленного промысла;
  • 13-14 тома - уставы благочиния;
  • 15-й - нормы уголовного права.

В 1842 и 1857 годах Свод законов подвергся полному переизданию, а после этого менялись отдельные тома, и появлялись различные дополнения и изменения. Последняя редакция Свода появилась в 1906 году.

fb.ru

4. «Русская правда» - древнерусский свод законов. Социальная организация древнерусского общества и система управления государством.

Русская Правда - древнейший русский сборник законов сформировалась на протяжении Х1-Х11 вв., но отдельные ее статьи уходят» в языческую старину. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати Татищевым в 173Г. г. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав». «закон», «обычай». но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

Принято делить сборник на три редакции: Краткую. Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком. Правда Ярославичей включает статьи 19-43 Краткой Правды. В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц Из феодального окружения. Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась. В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.

5. Политическая раздробленность Руси 12-14 вв. Особенности развития отдельных русских земель. (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская боярская республика).

Период истории после Древнерусского государства, принято называть феодальной раздробленностью русских земель. Причины феодальной раздробленности:

- расширение феодального землевладения;

- рост экономического могущества местных феодалов;

- слабость и нерегулярность торговых связей;

- - необходимость для феодалов оперативного подавления народных выступлений;

- ослабление роли Киева после набегов кочевников, рост и усиление других городов.

250 княжеств в русских землях в период феодальной раздробленности выделилось три политических центра:1. Владимиро-Суздальское княжество;2. Галицко-Волынское княжество;

studfiles.net

1. Свод законов. Хетты

1. Свод законов

В развалинах Богазкёя было найдено много фрагментов глиняных табличек с текстами законов. Две таблички сохранились почти целиком, и их текст в основном восстановлен с помощью параллельных фрагментов. Обе таблички содержат по сто статей, и, хотя на самих табличках нет помет, указывающих на то, что они составляют части единого целого, эти двести статей обычно рассматриваются современными учеными как составляющие непрерывную серию; для удобства ссылок они пронумерованы подряд. Другие, поврежденные таблички содержат отрывки подобных же текстов; первоначальное число таких текстов в точности установить трудно. Некоторые из них были, по-видимому, почти точными дубликатами полного перечня законов, другие же были выборками, в которых законы излагались в заметно отличающейся форме. В некоторые тексты, по-видимому, добавлены дополнительные статьи. Но не существует ни малейшего следа другой, независимой серии законов.

Хеттские архивы содержали, таким образам, ряд тесно связанных между собой, но не идентичных сводов законов. В основной их серии часто говорится, что «прежде» было в силе некоторое наказание, но «теперь» царь установил другое, обычно менее строгое. Хетты явно избегали тенденции к застою, неизбежно сопутствующей процессу кодификации, и без колебаний вносили в законы реформы, отвечающие изменившимся обстоятельствам. Хеттское право было развивающимся институтом, и различные варианты кодекса, вероятно, отражают последовательные этапы развития государства. Однако таблички не датированы, и надо считаться с еще одной возможностью, а именно с тем, что закон был разным в разных частях страны. Это предположение подкрепляется следующим фрагментом из текста, содержащего предписания хеттским начальникам гарнизонов:

Подобно тому как в разных странах в прошлом применяли наказание за уголовные преступления, — в тех городах, где применяли смертную казнь, — пусть его казнят, а в тех городах, где его подвергали изгнанию, — пусть изгоняют его.

Как бы то ни было, внутренняя структура кодекса дает нам убедительное свидетельство того, что он постепенно разрастался. Выглядит он так:

Таблица I. «Если человек»

1—6 Убийство

7—18 Нападение и побои

19—24 Владение рабом, включая правила, применяемые к беглым рабам

25 Осквернение сосуда или источника

26—36 Брачный обряд (исключительные случаи)

37—38 Оправданное убийство

39—41 Феодальные повинности, связанные с земельным владением

42 Набор войска для похода (ответственность и ставки оплаты)

43 Несчастные случаи при переправе через реку

44 А Убийство (если кто-нибудь толкнет человека в огонь)

44 Б Порча посредством колдовства

45 Находка собственности

46—56 Условия землевладения

57—92 Кража и другие преступления, связанные со скотом

93—100 Поджог

Таблица II. «Если лоза»

101—118 Проступки, связанные с виноградниками и садами

119—145 Кража и порча разных видов собственности

146—149 Правонарушения, связанные с куплей и продажей.

150—161 Ставки оплаты различных услуг

162 Проступки, связанные с каналами

163 Проступки, связанные со скотом

164—169 Религиозные предписания, связанные с сельским хозяйством

170 Колдовство

171 Лишение наследства матерью

172 Возмещение за содержание в период голода

173 Отказ подчиниться приговору (неповиновение власти)

174 Убийство

175 Незаконный брак (тот же случай, что и в ст. 35)

176 А Проступок, связанный с быком (неясно).

176 В—186 Перечень установленных цен.

187—200 А Половые преступления.

200 Б Типовая плата за обучение подмастерья.

Из вышеприведенной сводки видно, что, в то время как определенные темы, особенно в начале первой таблички, уложены в какое-то подобие системы, отдельные статьи, относящиеся к тем же темам, выглядят как более позднее добавление. Вопрос о землевладении разбит на две части вставкой пяти статей, относящихся к совершенно другим вопросам. Далее, две статьи, по одной в каждой табличке, касаются одного и того же вопроса, но решается вопрос немного по-разному; этот факт неизбежно порождает сомнение в том, что эти таблички можно рассматривать как единую композицию.

Существовало мнение, что дошедшие до нас таблички не могут содержать полного хеттского кодекса, ибо такие разделы, как брак, трактуют только исключительные случаи, а некоторые важные вопросы, такие, как усыновление, наследование и законы, относящиеся к заключению договоров, опущены полностью. Однако было бы странным, если при таком множестве сохранившихся перечней этих законов остаток кодекса исчез без следа; нет также никаких свидетельств того, что хетты когда-либо руководствовались какой-то иной системой законов, по отношению к которой приведенные нами выше статьи носили лишь характер исправлений. Приходится, видимо, признать, что хетты не считали необходимым создавать законодательство по этим вопросам, предположительно по той причине, что эти вопросы не порождали споров, а улаживались на основе обычного права.

Можно ли считать, что эти законы отражают истинную картину хеттской правовой практики? Те же вопросы возникали по поводу месопотамских кодексов. Но в Вавилоне и Ассирии была обнаружена масса частных контрактов и отчетов о судебных случаях, из которых видно, каким образом законы применялись на практике; а хеттских частных документов до сих пор не найдено ни одного, и у нас нет способа проверить, как законы соблюдались на деле. Из других текстов мы знаем, что такие документы существовали, и вполне возможно, что какие-то образцы их будут найдены. Но пока этого не произошло, мы должны полностью полагаться на имеющиеся данные.

За несколькими исключениями, эти законы изложены в форме гипотетических случаев, сопровождающихся указанием надлежащего судебного решения, наподобие того, как это сделано в кодексе Хаммурапи и в других древних сводах законов. Многие из хеттских законов, судя по их своеобразию и включению в них не относящихся к делу подробностей, явно базирующихся на судебных прецедентах, и можно почти не сомневаться, что большая часть кодекса имеет подобное же происхождение. Одна из статей даже содержит прямое описание реального дела, представленного на суд царю. Поэтому между теорией и практикой не могло быть сколько — нибудь серьезных расхождений, хотя, как мы уже видели, законы в разных частях страны могли несколько различаться.

Статьи, устанавливающие цены на продукты и на размеры жалованья, требуют особого рассмотрения. Трудно поверить, что эти предписания были действительны повсеместно. Цены на продукты меняются в зависимости от спроса и предложения, и управление ценами потребовало бы бюрократической организации, существование которой в те времена было немыслимо. Подобные же предписания, содержащиеся в кодексе Хаммурапи, также не согласуются с фактами, известными нам из договоров. Возможно, что цены указывались как максимальные, не подлежащие превышению; однако, взятые как некое приближение, они дают нам довольно точную картину экономических условий в стране.

Итак, мы заключаем, что большинство этих законов составлено, исходя из постановлений судов. Что же нам известно о самих судах?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

"Русская Правда – древнейший письменный свод законов Руси" (6-й класс)

Разделы: История и обществознание

Тип урока: лабораторно-практическое занятие на основе групповой работы.

Цели урока: познакомить учащихся с Русской Правдой как с древнейшим письменным законом на Руси, а также как с ценнейшим историческим источником сведений о древнерусском обществе.

План урока:

  1. Как и за что судили на Руси.
  2. Древнерусское общество по Русской Правде.
  3. Значение Русской Правды.

Понятия и термины: закон, право, гривны, холоп, закуп, изгой, «Русская Правда», личность в истории, Ярослав Мудрый.

Оборудование: тексты статей и заданий

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Вначале урока учитель актуализирует знания учащихся о процессе становления Древней Руси, формирования в ней признаков государства, а также вместе с учащимися формулирует тему урока, его цели и задачи.

  1. Назовите признаки, характеризующие государство?
  2. Все ли признаки были сформированы к XI веку в нашем государстве? Какой отсутствует?
  3. А разве раньше не было законов?
  4. Что же такое закон?
  5. Для чего государству нужны законы?
  6. Какие своды законов из истории других государств нам уже известны ?
  7. С законами, какой страны могли быть знакомы жители древней Руси?

2. Основная часть урока

Появление «Русской правды» - первого сборника законов, связано с правлением князя Ярослава, которого народ прозвал Мудрым.

  1. Когда правил Ярослав?
  2. Оправдывает ли великий князь Ярослав Мудрый прозвище Мудрый?

Еще одним доказательством его мудрости стало создание «Русской Правды». Когда же она появилась на Руси?

Время создания нельзя определить точно, поскольку Правда дошла до нас лишь в позднейших списках.

В софийской летописи за 1019 год сказано, что «Ярослав отпуская Новгородцев из Киева, дал им правду и устав». По всей вероятности это идет речь о «Русской правде».

Таким образом, «Правда Ярослава» появилась приблизительно в 1016 г. первоначально она состояла из 17 ст., и была написана для новгородцев, позже закон будет принят и распространен по всей Руси. Сыновья Ярослава продолжат дело отца и дополнят Правду новыми статьями.

Как и за что судили на Руси по Русской Правде?

Перейдем к некоторым статьям.

Статья I: « Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца. Или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого».

К каким выводам вы пришли? (закон допускал кровную месть, но ограничивал кругом ближайших родственников, предлагает заменить месть штрафом. Т.е. месть постепенно изживается, а позже вообще будет закреплена, это свидетельствует об укреплении государства.)

Многие положения «Русской правды» достаточно современны.

Например, статья 2. «Если кто будет избит до крови или синяков и он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю». (прямо таки возмещение морального и материального ущерба.)

Правда боролась и с ворами – за воровство – штраф, за разбой – продажа в рабство с семьей.

Она обязывает жителей самим заботится о порядке на территории общины. Вину в суде устанавливается показаниями видок – свидетель, есть и обвинитель – ябешник.

На суд по «Русской правде» мы попадем с помощью оживления картины художника Билибина «Суд во времена Русской Правды». (обратить внимание на текст героев, он поможет ответить на вопросы.)

  1. Кто осуществляет суд?
  2. Какие наказания предусматривает «Русская правда»
  3. Справедлив ли такой суд?

Уже прослушав первые строки «Русской правды» вы обратили внимание на фразу «если убьет свободный свободного …» О чем она свидетельствует?

Сейчас мы перейдем к вопросу о древнерусском обществе, о свободных и не свободных, об их положении в обществе.

Лабораторная работа в группах.

Цель работы - анализируя отрывки из текста «Русской Правды» заполнить таблицу и иерархическую лестницу Древнерусского общества (исходя из размера штрафа за убийство).

На доске вопросы - общие для всех групп.

  1. О какой группе населения идет речь в «Русской правде»?
  2. Каковы особенности положения этой группы в древнем обществе?
  3. Как оценивается жизнь члена каждой из этих групп?

На работу в группах – 7 минут, выступления - 2-3 минуты. (см. приложение 1)

Таблица 1.

Название группы Размер штрафа
Бояре, дружина 80 гривен
Люди 40 гривен
Смерды 5 гривен
Закупы 5 гривен
Холопы 5 гривен

Древнерусское общество по Русской Правде

  1. Как можно объяснить неодинаковые суммы штрафов?
  2. Что было важнее для определения конкретного человека (должность или имущественное положение)?
  3. Перечислите: кто входил в категорию свободного поселенца? Чем они отличаются на ваш взгляд.
  4. Назовите группы зависимого поселения? Чем отличаются?
  5. Какие выводы можно сделать из вышесказанного.

3. Заключительная часть урока

Подведем итоги:

  1. Что мы сегодня изучили на уроке?
  2. К каким изменениям в государстве привело введение «Русской Правды «?
  3. Каким представляется древнерусское общество по «Русской правде»?
  4. Каково значение первого письменного закона на Руси? (Укрепляет государство, княжескую власть, свидетельствует о высоком уровне государства).

Домашнее задание: выучить §4 п.6 по учебнику Данилова А.А., составить кроссворд «Жители Древнерусского государства». 

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Афинский свод законов История

В 621 году до нашей эры в архонтство Драконта, в Афинах был принят первый свод законов. Они отличались крайней суровостью и были, по выражению греков, «написаны кровью». За всякое преступление, за великое и ничтожное, устанавливалась смертная казнь. В 594 году до нашей эры архонтом-эпонимом был избран Солон, происходивший из древнего царского рода Кодридов. Он отличался всесторонней образованностью, почитался одним из семи мудрецов, выделялся как незаурядный поэт, военачальник и дипломат, законодатель и реформатор. Солон провел в Афинах реформы, которые заложили основы демократии. Прежде всего он осуществил сисахфию, отменив долговое рабство. Отныне грек не мог стать рабом грека. Затем провел номофесию, реформу законодательства. Все афинские граждане были разделены на 4 класса по уровню доходов: 1. Пентакосиомедимны, имевшие более 500 медимнов зерна годового дохода. 2. Гиппии (всадники), имевшие более 300 медимнов зерна. 3. Гоплиты (пехотинцы) с доходом более 150 медимнов зерна. 4. Феты (судьи) с доходом менее 150 медимнов.

В зависимости от класса распределялись права и обязанности. Пентакосиомедимны получали право избираться на высшую должность – архонтов. Гиппии и гоплиты могли избираться на прочие государственные должности. Феты же обладали только правом голоса при избрании. Представители первых трех классов обязаны были нести военную службу и исполнять литургию, а именно: содержать спортивные и учебные учреждения, театры и хоры, организовывать празднества и спортивные игры, снаряжать военные корабли и прочее. Феты были свободны от подобных обязанностей. Солон отвергал идею равенства. По его убеждению, более состоятельные граждане несут более тяжелые обязанности и потому имеют большие почести. Поэтому введенное им государственное устройство получило название «тимократии». Солон придал древнему родовому совету старейшин – ареопагу – статус блюстителя законов. Затем он учредил совет четырехсот – булэ, состоявший из 400 булевтеров и представлявший собой правительство полиса. Кроме этого был создан суд присяжных – гелиэя– в составе 4000 гелиастов; этот суд рассматривал уголовные и гражданские дела и апелляции.

Писистрат Писистрат, борец с аристократией, художник Роджер Пейн

Совершив эти преобразования, Солон удалился в добровольное изгнание, и после его ухода Афинское государство было охвачено обострившимся соперничеством родов и борьбой партий. В Аттике того времени выделялись три партии: пэдиэи – жители равнины, они отражали интересы состоятельных землевладельцев; диакрии – обитатели гористой местности, они представляли интересы мелких земледельцев; паралии – приморское население, состоявшее преимущественно из ремесленников, моряков и торговцев. Пожалуй, то был один из самых ранних примеров борьбы партий и вообще многопартийности. В этой борьбе победителем вышел Писистрат, лидер диакриев. Пользуясь поддержкой фетов, он установил тиранию и начал репрессии против аристократии. Реквизированные земли Писистрат распределял среди безземельных фетов, содействуя таким образом выравниванию состояний и подготавливая переход к полной демократии.

В 509 году до нашей эры наследники Писистрата были свергнуты. В это время выдвинулся Клисфен. Он был из древнего знатного рода Алкмеонидов, преданного в 597 году до нашей эры проклятию за пролитие крови близ алтаря и потому считавшегося изгоем в среде аристократии. Выделяясь политическими и ораторскими талантами, Клисфен создал партию демоса. В 508 году до нашей эры он был избран первым архонтом и приступил к государственным преобразованиям, утвердившим демократию в Афинах. Клисфен разделил все Афинское государство на 10 территориальных округов – фил, составлявших примерно равную численность граждан; при этом каждая фила включала в себя приморскую, равнинную и горную территории. Тем самым была преодолена партийная рознь, а также устранено влияние родовых интересов на дела полиса. Изменился порядок формирования коллегиальных органов власти, приближающийся к модели представительной демократии. Булэ был увеличен до 500 человек, по 50 от каждой филы. Гелиэя была доведена до 6000 человек, по 600 от каждой филы, и стала равной по числу голосов кворуму народного собрания. Были введены коллегии:10 аподектов (казначеев), 10 логистов (финансовых контролеров), 10 евфинов (административных ревизоров), 10 стратегов (военачальников), по одному от каждой филы.

История древних цивилизаций →

Общество афинских граждан →

godsbay.ru

Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси

Политика Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси

Количество просмотров публикации Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси - 422

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси
Рубрика (тематическая категория) Политика

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов — ʼʼРусской Правдеʼʼ. Этот документ создавался на протяжении XI—XII вв. и получил свое название в 1072 ᴦ. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 ᴦ. создал свод законов о порядках в Новгороде (ʼʼПравда Ярославаʼʼ). А в 1072 ᴦ. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался ʼʼПравдой Ярославичейʼʼ и стал второй частью ʼʼРусской Правдыʼʼ. В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

2. В ʼʼПравде Ярославаʼʼ закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в ʼʼПравде Ярославичейʼʼ месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее населœение княжеских вотчин.

3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного делœения. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота͵ птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем.

4. ʼʼРусская Правдаʼʼ регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси" 2014, 2015.

referatwork.ru


Смотрите также