Древний египет мхк. Готовый кроссворд по мировой художественной культуре (МХК) - на тему "Египет"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Художественная культура Древнего Египта-презентация по мхк. Древний египет мхк


Художественная культура Египта

Дисциплина: Культурология Тип работы: Курсовая Тема: Художественная культура Египта

20

«Художественная культура Египта»Содержание

Введение 3

Глава 1. Мировая художественная культура Древнего Египта 4

1.1. Искусство Древнего царства 4

1.2. Скульптура в храмах и погребениях 6

1.3. Настенная живопись и рельефы 7

Глава 2. Искусство Древнего Египта. Новое царство 8

2.1. Заупокойный храм царицы Хатшепсут 8

2.2. Храм в Луксоре 9

2.3. Изобразительное искусство 9

2.4. Архитектура периода XIX династии 10

Глава 3. Искусство Древнего Египта. Среднее царство 11

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Введение

Самобытная культура Египта («Страны Большого Хапи») с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк.

Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства.

Цель исследования – рассмотреть художественную культуру Египта.

Предмет исследования – Египет.

Объект исследования - художественная культура Египта.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Рассмотрена мировая художественная культура Древнего Египта;

2. Изучено искусство Древнего Египта. Новое царство;

3. Рассмотрено искусство Древнего Египта. Среднее царство.

ГЛАВА 1. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1.1. Искусство Древнего царства

В период Раннего царства (3000—2800 гг. до н.э.) начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий вперед. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба — прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй.1 

В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип — пирамида. Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для основателя III династии фараона Джосера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джосера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник 140 х 118 м, высота пирамиды достигала около 60 м. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения.

Погребальный ансамбль фараона Джосера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III, IV, V, и VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные — знать и высшие должностные лица — возводили величественные мастабы. В период конца V — VI династий, с усилением позиций местной знати, их мастабы превращаются в настоящие погребальные дворцы со множеством ритуальных помещений. Таковы, например, мастабы Мерерука, Ти, Кагемни, Нефера, выделяющиеся своей грандиозностью и роскошным убранством.2 

Что касается архитектурного типа пирамиды, то в дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту. Во времена IV династии фараонами Хеопсом (египет. — Хуфу), Хефреном (Хафром) и Микерином (Менкаурой) были возведены крупнейшие пирамиды Древнего Египта.

Самая грандиозная пирамида из трех — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота — 147 м. Сложена она из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. Пирамида фараона являлась главным элементом целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона на ладьях переправлялась на западный берег Нила. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона по потустороннему миру. Из храмовых сооружений Гизы сохранился лишь нижний заупокойный храм фараона Хефрена. Храм представляет собой прямоугольный зал с двумя рядами четырехгранных колонн из розового мрамора, на которые опиралась плоская кровля с узкими прорезями для освещения. Стены зала с внутренней стороны украшали 23 статуи фараона. К концу Древнего царства композиция заупокойных храмов усложняется. К ним добавляется двор, обнесённый стеной и окруженный внутри рядом монументальных колонн с капителями, воспроизводящими различные растения Египта — пальму, папирус, лотос.

В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно посвящавшийся главному божеству Египта — богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина которого была обита золотом.

1.2. Скульптура в храмах и погребениях

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия». Египетские скульпторы начинали свою работу с того, что из каменных глыб изготавливали призмы правильной формы. На лицевой стороне призмы намечалась сетка, которая служила разметкой при изготовлениии фигуры. Эта сетка чертилась с двух сторон блока — в фас и в профиль. Исходя из этих двух чертежей и высекалась скульптура.3

Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; причем, зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями; нередко между ними остается каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Примером сидящей модели фараона является статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе.

В стоящей модели туловище фараона полностью выпрямлено, его объем равномерно распределяется по обе стороны вертикальной оси симметрии. Как правило, руки фараона вытянуты вдоль тела, кулаки сжаты, левая нога выставлена вперед, как будто фараон делает шаг.

1.3. Настенная живопись и рельефы

Настенное изображение является важнейшим элементом древнеегипетской культуры. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Столь очевидная утилитарность объясняет отсутствие художественного интереса как такового. Вследствие этого египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств и эмоций. С другой стороны, магические свойства изображения в большой степени зависели от качества росписи — отсюда та тщательность, с которой они выполнены, и изобилие бытовых деталей.

ГЛАВА 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. НОВОЕ ЦАРСТВО

2.1. Заупокойный храм царицы Хатшепсут

В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н.э.) — находится в Дейр-эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила. Храм был посвящен Хатхор — богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра, глубоко почитавшейся египтянами.4

Храм в Дейр-эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сененмут, царский фаворит. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые, служа сооружению оригинальным фоном, в то же время сливаются с ним в единое, неповторимое целое. Храм состоит из двух ярусов террас, соединенных пандусами и обрамленных портиками, обнесенного колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. На террасах располагались водоемы, росли деревья.

Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Наиболее совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные богу Амону-Ра. Ныне они известны как храмы в Карнаке и Луксоре.

Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков — от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Результатом этого является множество пилонов, площадей, ворот, залов, обелисков, коридоров и т.п. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства. Храм, имеющий в плане форму буквы «Т», в основной своей части (идущей с запада на восток) имеет структуру, типичную для храмов Нового царства — с его пилонами, открытым двором, гипостильным залом и святилищем.

 

2.2. Храм в Луксоре

Храм в Луксоре почти целиком воздвигнут в XV в. до н.э. при Аменхотепе III (XVIII династия) (архитектор —Аменхотеп Младший) и завершен в XIV в. до н.э. Рамсесом II (XIX династия). Отличительной особенностью Луксорского храма являются его гигантские колоннады. Всего в залах и дворах храма насчитывается свыше двухсот колонн. Колоннады придают храму подчеркнутую монументальность; колонны символизируют заросли папируса, в которых появился на свет бог солнца Амон.

Храм в Луксоре — сложный архитектурный ансамбль, в котором отразились различные эпохи истории Египта. Так, в общий ансамбль храма включен храм Александра Македонского, добившегося от египтян своего обожествления и объявившего себя сыном бога Амона. Есть здесь и христианская часовня, относящаяся к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке, есть также христианские фрески, выполненные поверх древнеегипетских рельефов.

2.3. Изобразительное искусство

Сохранилось огромное количество великолепных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты — от хозяйственных работ до погребальных процессий. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н.э.), изображающий толпу плакальщиков. В рельефах господствует невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов. Запряженные в колесницы кони мчатся галопом, от стрел охотников убегают звери, падают поверженные враги. Лодка фараона плывет через заросли тростника, отчего гнутся гибкие стебли; хлопая крыльями, взлетают птицы; нескольких успевает схватить дикая кошка. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж. В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям. Удлинненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость. Тонкой красотой отмечены женские профили. Миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придает взгляду некую таинственность (рельефы гробницы Рамеса, XIV в. до н.э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов.. В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, XV в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, XV в. до н. э.)5 

 

2.4. Архитектура периода XIX династии

Традиция дворцово-храмовой архитектуры была продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса III близ современного арабского селения Мединет-Абу. Окруженный двумя рядами зубчатых стен, храм напоминал крепость. По сторонам входных ворот стояли две башни, также увенчанные зубцами.

Но самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи считаются два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), построенные в ознаменование военных успехов фараона. Оба храма целиком вырублены в скале на левом берегу Нила.

ГЛАВА 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

В эпоху Среднего царства (ок. 2050 — ок. 1700 гг. до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествленный с древним богом Ра. В эпоху Среднего царства возросла самостоятельность номов (областей) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды утратили свою грандиозность. Теперь они строятся, главным образом, из кирпича, щебня и песка, что приводит к их быстрому разрушению.6 

Недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы — Фив — способствует развитию нового типа погребального строения — скальной гробницы, вырубленной в склонах гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригационных сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов. В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается.

Начиная с царствования Сенусерта I преимущественное распространение получает техника углубленного рельефа. Рельефами начинают украшать саркофаги и другие предметы погребального культа. Одним из самых утонченных образцов углубленного рельефа является рельеф саркофага принцессы и жрицы Кавит (Египетский музей, Каир). На одной из сцен изображен процесс дойки коровы, на соседнем рисунке жрица пробует молоко, в то время как служанка одевает свою госпожу. Тенденция к индивидуализации изображения наиболее ярко проявляется в скульптурном портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции отчетливо фиксируют индивидуальные возрастные и физические особенности модели. Появляются скульптуры, изображающие различные сцены из жизни фараона, как, например, в некоторых статуях Сенусерта III (Египетский музей, Каир). Получают распространение скульптуры, назвываемые «сфинксами» — голова фараона с телом лежащего льва. Во времена Среднего царства необычайно распространилась так называемая «малая» скульптура — небольшие изваяния из дерева, изображающие прислугу за выполнением различного рода хозяйственных работ: пекари, пивовары, пахари, женщины, несущие корзины либо выполняющие работу по дому.7

При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатхор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота, блюдечко из серебра.

ЗаключениеПопытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. Историки утверждают, что Египетская цивилизация не имела ни «детства», ни «юности». Одна из гипотез о происхождении Египетской цивилизации утверждает, что у истоков Египетской цивилизации стояли некие таинственные переселенцы, другая гипотеза гласит, что основателями были потомки атлантов. Кто они были на самом деле, мы можем лишь догадываться, читая немногие сохранившиеся древние тексты. Однако представить себе их быт, отношения,... Забрать файл

Похожие материалы:

refland.ru

Художественная культура Древнего Египта-презентация по мхк

Презентация «Художественная культура Древнего Египта» поможет организовать обобщение и проверку знаний учащихся по теме  на уроке мировой художественной культуры. Это, собственно, визуально оформленный план урока, который каждый учитель может организовать по-своему. Его можно провести в форме фронтального опроса или в виде письменной работы учащихся. В любом случае, надеюсь, моя работа окажется полезной.

Художественная культура Древнего Египта-презентация по мхк

Кнопка "Скачать" для сайта

Художественная культура Древнего Египта

Художественная культура Древнего Египта-Искусство Древнего Египта-коллаж-иллюстрация

На каждом из пятнадцати слайдов презентации «Древний Египет» содержится вопрос и иллюстрации, которые помогут учащимся вспомнить изученный материал и сформулировать ответ.

2 слайд

В чём заключается особенность художественной культуры Древнего Египта?

Главное, что отличает культуру Древнего Египта, это огромное место, которое в ней занимает религия. Религия, как часть синкретизма культуры первобытного общества и всех древних цивилизаций, влияет на мировоззрение и, соответственно, на искусство всех древних народов, но ни в одном государстве заупокойный культ не играл такой роли, как в Древнем Египте. Практически, все памятники культуры, обнаруженные археологами во время многочисленных экспедиций, начало, которых относится к 19 веку, имеют отношение к культу смерти.

Удивителен и неповторим и многотысячный пантеон египетских богов. Говоря о собако-, крокодило-, львино-, павиано-, птичье- и т.п.-головых египетских богах, необходимо вспомнить об одной из древнейших религий на земле, о тотемизме. Такого количества богов, воплощённых в облике животных, вряд ли можно встретить в других пантеонах!

3 слайд

Назовите виды искусства:

Что объединяет эти виды искусства Древнего Египта?

Синкретизм – это…?

Художественная культура Древнего Египта-Виды искусства в Древнем Египте-иллюстрация

На этом слайде учащимся предлагается три изображения: пилоны Луксорского храма, скульптурный портрет Нефертити и фрагмент росписи одной из египетских гробниц (соответственно, архитектура, скульптура и живопись). Все эти замечательные произведения объединяет их отношение к религии. Храм в Луксоре посвящён культу солнечного бога Амона-Ра, неоконченный портрет царицы Нефертити, обнаруженный во время раскопок Ахетатона в мастерской скульптора Тутмеса, предназначался для гробницы (кстати, ребята всегда задают вопрос: «Почему у Нефертити только один глаз?»), третье произведение – это росписи в гробнице, на которых представлен магический погребальный обряд.

О синкретизме мы говорили при изучении первобытной культуры, и ребята должны понимать, что в ранних цивилизациях культура по-прежнему остаётся синкретичной, то-есть в ней неразрывно связаны труд, магия (религия) и искусство. Культура Древнего Египта яркий пример такого синкретизма.

 

4 − 6 слайды

Расскажите об особенностях древнеегипетских религий

Религии

Художественная культура Древнего Египта-Религии Египта-иллюстрация

 

Здесь ребята должны будут назвать основные культы, распространённые в Древнем Египте: культ мёртвых, культ фараона, культ солнца и культ священных животных.

Мифы

Художественная культура Древнего Египта-Мифы Древнего Египта-иллюстрация

Прежде, чем говорить о мифах Древнего Египта, хорошо бы вспомнить, что такое миф и какую роль мифы играли в древних культурах. Для нас сейчас миф ассоциируется со сказкой, в которой действуют чудовища и волшебники. Но сказка − это вымысел, а миф в древнем мире − это способ объяснить происхождение и существование мира. Древний человек верил в созданных им же богов, поклонялся им, приносил жертвы. Среди многочисленных мифов в Древнем Египте особенно распространёнными были мифы о сотворении мира, о солнечном боге Ра (Амоне, Атоне, Горе), миф о смерти и воскрешении Осириса. Именно в мифах кроются корни древнеегипетских религий.

Ритуалы

Художественная культура Древнего Египта-Ритуалы в Древнем Египте-иллюстрация

Переоценить значение магических ритуалов в истории Древнего Египта невозможно. Ритуал предшествовал любому значительному событию в жизни египтянина. С верой в загробное существование человека связан был в Древнем Египте ритуал погребения, который включал в себя мумификацию, искусство которой достигло в Египте потрясающего развития. Иллюстрация на слайде с канопами напомнит о порядке бальзамирования умершего египтянина.

Извлечённые из тела внутренности помещались для лучшей сохранности в специальные сосуды-канопы. Крышки этих каноп создавались в виде голов четырёх детей бога Гора. В каноп с головой Хапи (павиан) помещались лёгкие, с головой Амсет (человек) − печень, с головой Дуамутеф (шакал) − желудок и, наконец, с головой Квебехсенуф (сокол) − кишечник. Как ни странно, для мозга отельного сосуда не существовало. Канопы помещались в специальный короб, который охраняли от злых духов покровительствующие богини Исида, Нефтида, Мут и Нейт.

Очень важную роль в обряде погребения играл «Ритуал отверзания уст и очей». После того, как обряд бальзамирования был завершён и умерший был готов к погребению, в специальном помещении, примыкающем к заупокойному храму, жрец проводил  магический ритуал, который  был призван оживить статую умершего (его Ка), чтобы она могла принимать пищу, доставляемую родственниками умершего. В эпоху Нового царства ритуал проводился над мумией умершего, прежде чем она помещалась в саркофаг, а затем в расписанную магическими фресками гробницу.

7 слайд

Расскажите о священных животных Древнего Египта

Художественная культура Древнего Египта-Священные животные Древнего Египта-коллаж-иллюстрация

Эту часть урока можно превратить в конкурс на лучший рисунок. Или предложить ребятам домашнее задание: изобразить одно из священных животных Древнего Египта в египетском стиле. Непременно, нужно напомнить о тотемизме, из которого родилось почитание животных. В каждом египетском номе особо почитаемым было какое-то своё животное, но культы таких животных, как сокол (Гор), павиан (Тот), чёрный шакал (Анубис) были распространены по всему Египту.

8 слайд

Что знаете о «Книге Мёртвых»?

В 2006 году в издательстве Эксмо появилась потрясающая книга! Позволю себе процитировать аннотацию к ней:

У каждого человека есть свой звёздный час, главное событие, которое окрашивает всё его существование светом истины. У жителя Древнего Египта таким событием было погребение. Вся жизнь древнего египтянина служила подготовкой к великому путешествию в загробный мир. Именно со смертью приходила истинная оценка содеянного за время краткого земного существования, навечно определяющая будущее души жителя долины Нила. Поэтому «Книгу мёртвых», которую клали в гроб каждому усопшему, можно с полным основанием назвать главной книгой египтянина. Это не набор поучений или молитв − это верный спутник усопшего, помогающий ему не сбиться с пути в столь непохожем на земной мире ином. творение многих поколений жрецов, полное скрытых мистических смыслов, обычно представало перед российским читателем в виде нескольких разрозненных отрывков, имеющих скорее этнографическую ценность. С этого издания положение изменилось. Перед вами полный перевод «Книги мёртвых» на русский язык.

Итак, рекомендую: «Древнеегипетская книга мёртвых. Слово устремлённого к свету»

Художественная культура Древнего Египта-Книга Мёртвых-фотография обложки

В Древнем царстве магические заклинания, обращения души к богам помещались на стенах погребальных камер пирамид и назывались, соответственно «Текстами пирамид». В Среднем царстве магическими рисунками и заклинаниями покрывались стенки саркофагов. Это были «Тексты саркофагов». Во времена Нового царства такие заклинания, молитвы изображались на папирусных свитках и помещались в саркофаг умершего. Путешествие души в потустороннем мире без этих заклинаний просто было бы невозможно. «Книгу мёртвых» с полным основанием можно назвать путеводителем по загробному царству.

9 слайд

 

Что объединяет эти произведения?

Художественная культура Древнего Египта-Культ мёртвых в Древнем Египте-иллюстрация

Культ мёртвых в Древнем Египте

Ответ достаточно прост. Росписи погребальной камеры и египетский саркофаг связывает их принадлежность культу мёртвых. Важно обратить внимание учащихся на рисунки и иероглифические надписи, которые и в гробнице, и на стенках саркофага имеют магическое значение, защищая душу умершего от злых духов и помогающие преодолеть все преграды на пути во время путешествия по загробному царству.

10 слайд

В чём особенность этих скульптур?

Художественная культура Древнего Египта-Портреты Ка в Древнем Египте-иллюстрация

Портреты Ка

Древний египтянин верил, что со смертью человека умирает лишь его тело, при этом остаются другие части его существа, такие как «рен» − имя, «ба» − душа (которая в момент смерти покидает тело в виде птицы с головой человека), а также «Ка» − таинственный двойник человека, которого нужно обязательно кормить, поить и защищать от загробных чудовищ различными магическими заклинаниями. Душа человека должна была всегда иметь возможность вернуться в свою оболочку и вселиться в неё. На случай, если по какой-то причине мумия будет повреждена, в специальной камере в гробнице помещалась статуя умершего. Непременным условием было портретное сходство этой статуи с умершим, чтобы душа нашла именно своего хозяина. Благодаря этой традиции возникло искусство портрета в Египте. Скульптуры на слайде являются такими двойниками умерших. Их отличает особая поза и взгляд, устремлённый в вечность.

 

11 слайд

Что можете рассказать о пирамидах?

О египетских пирамидах сейчас не знает только ленивый. Уверена, что ребята расскажут о назначении и истории строительства этих грандиозных сооружений. Думаю, важно акцентировать внимание на первой пирамиде, возведённой зодчим Имхотепом для фараона Джосера. Идея этой пирамиды водрузить друг на друга несколько мастаб (мастаба − древняя надземная часть гробницы, имеющая вид каменной скамьи (отсюда её название)), чтобы получилась лестница в небо. Эта лестница имела высоту всего лишь шестьдесят метров, тогда как пирамида Хеопса (Хуфу) имеет высоту 146,6 метра.

12 слайд

Расскажите, что знаете об этих храмах?

Художественная культура Древнего Египта-Храмы Египта-иллюстрация

Храмы Египта

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри − заупокойный храм единственной в истории Египта женщины-фараона. Это полускальный храм, состоящий из нескольких террас. Наземные помещения в нём сочетаются с молельней, вырубленной в скале. Храм украшают колонны и росписи. В нём обнаружено более 250 статуй. Когда-то, во времена Древнего Египта, террасы храма оживлялись искусственными прудами и деревьями.

Храм в Луксоре посвящён Амону, Мут и Хонсу. При входе вас встречают мощные пилоны, перед ними обелиски, которые называют «иглами фараона» и колоссальные скульптуры фараона. Храмы в Луксоре и Карнаке предназначены не для пребывания, а для процессий. Через узкий проход, обрамляемый башнями-пилонами мы попадаем в открытый, окружённый колоннами двор, пройдя через него, оказываемся в колонном (гипостильном) зале с множеством колонн, затем следует сакральное помещение, где находятся скульптуры, изображающие богов. Они покидают своё убежище лишь во время ритуальных шествий, посвящённых праздникам.

Интересна история храма Рамзеса II в Абу-Симбеле. При входе в заупокойный храм Великого Рамзеса, вырубленный в скале нас встречают четыре колосса двадцатиметровой высоты, изображающие фараона. Храм посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра-Хорахте и Пта. В день рождения фараона луч света проникает в скальное помещение и освещает, находящиеся там скульптуры (кроме Пта). При строительстве Асуанской гидроэлектростанции храмы в Абу-Симбеле должны были оказаться под водой. Юнеско объявила конкурс на лучший проект спасения памятника архитектуры. Храм был распилен и по частям перенесён на безопасное место.

13 слайд

Что объединяет эти произведения?

Художественная культура Древнего Египта-Культ солнца в Древнем Египте-иллюстрация

Культ солнца в Древнем Египте

Все эти произведения связаны культом солнца. Жук скарабей − воплощение бога утреннего солнца Хепри. Атон − солнечный диск, культ которого расцвёл во времена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). Божество в образе барана с солнечным диском на голове − это Амон, культ которого существовал в Египте со времён Среднего царства. Центром его почитания были Фивы.

14 слайд

О чём говорят эти произведения?

 

Художественная культура Древнего Египта-Скультуры фараонов Египта-иллюстрация

Скультуры фараонов Египта

Эти скульптуры говорят об особом отношении к фараонам в Древнем Египте. Живой фараон считался воплощением бога Гора, а похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, в котором воспроизводилась история бога Осириса, умерщвлённого своим братом Сетом, а фараон становился Осирисом.

14 слайд

Что общего в этих произведениях?

Художественная культура Древнего Египта-Канон в искусстве Древнего Египта-иллюстрация

Канон в искусстве Древнего Египта

Эти произведения, созданные в разное время, объединяет канон. (Канон − совокупность норм и правил в искусстве). Египетское искусство, связанное с религией, магическими ритуалами, сохраняло сформированные ещё в эпоху Древнего царства правила, обязательные для художников.

Завершить обобщение материала можно домашним заданием, предложив ребятам создать небольшую презентацию на тему, связанную с культурой Древнего Египта.

Довольно длинная получилась публикация, но надеюсь, не напрасно я старалась, и коллегам преподавателям моя работа будет полезна.

Древнеегипетской культуре я посвятила также следующие презентации:

Удачи!

Понравился материал? Поделитесь!

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

jauchitel.ru

Урок МХК и истории "Главная идея искусства Древнего Египта"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Определить главную идею искусства Древнего Египта.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с культурой Древнего Египта: архитектурой, скульптурой, живописью; показать ее своеобразие.

2. Формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе заданного плана; давать художественный анализ памятников архитектуры, скульптуры; развивать речь и коммуникативные способности.

3. Воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к памятникам истории.

Тип урока: Урок изучения новой темы

Материал к уроку: презентация, иллюстрации памятников художественной культуры Древнего Египта, схема-конспект, музыка М. Мусоргского “Римская гробница” из цикла “Картинки с выставки”, народная арабская музыка.

Информационный материал составлен с использованием уч. пособия О.Б. Лисичкина Мировая художественная культура-СПб: “Специальная литература”, 1997 .

Кн. для преподавателей Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/авт.-сост. Ю.Е. Галушкина.-Волгоград: Учитель, 2007.

История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп.- ЗАО “Бета-Сервис”, 1998.

Ход урока

Мотивация.

Учитель: Я хочу рассказать о своей мечте. Я мечтала побывать в стране, которая является колыбелью культуры человечества. В стране, в которой несколько тысячелетий назад, когда многие населявшие территорию современной Европы племена выходили из каменного века, здесь уже была зрелая цивилизация.

Незабываемая встреча с сохранившимися до наших дней памятниками древнего Египта состоялась. Наш самолет приземлился в удивительном городе, про который говорят “ Тот, кто не видел Каира, тот не видел мира”.

А потом было обожженное солнцем плато Гизы и увлекательное путешествие по Нилу.

Пирамиды, саркофаги, богатейшие коллекции скульптур, папирусов, фрагменты росписей храмов и пирамид. “Что, что хотели сказать египтяне”. Все мелькало у меня в глазах, рассыпаясь на мелкие частицы.

Давайте соберем эти частицы и ответим на вопрос: Что не отпускало мысли египтян?

Учитель: Соберите изображение древнеегипетского произведения искусства (Приложение 1).

(Деление класса на три группы: архитектура, скульптура, росписи и рельефы)

Задание для групп

1. Познакомтесь с одним из видов произведения искусств Древнего Египта.

2. Расскажите о нем, выполнив задание. (Приложение 2)

3. Заполните соответствующую графу в таблице-конспекте. (Приложение 3)

Операционно-познавательная часть.

Работа в группах (выполнение задания, заполнение соответствующей графы в таблице-конспекте).

Учитель: Давайте познакомимся с культурными памятниками Древнего Египта. (Сообщение групп, заполнение соответствующих граф в таблице-конспекте)

Учитель: Какие общие черты присущи всем древнеегипетским произведениям искусств? (Монументальность, статичность,симметричность, геометризм форм, упорядочность, ритмичность, величественность, застылость,торжественность)

Рефлексия

Учитель: Выберите любое изображение и примите его позу. (Звучит музыка)

Учитель:

- Что произошло с вашим телом? (Окаменело, застыло, занемело)

- Что хотели сказать древние египтяне, возводя громадные пирамиды, создавая величественные статуи, расписывая гробницы и храмы?

- На пирамиде-таблице найдите и отметьте расположение вечности.

- Почему эта сказочная загадочная страна притягивает миллионы туристов?

Существует нечто, перед чем отступают И безразличие созвездий, И вечный шепот волн, - Деяния человека,

Отнимающие у смерти ее добычу. (Из древнеегипетского трактата)

Главная идея искусства Древнего Египта-идея Вечности. Смерть для египтянина была уходом “в вечную жизнь”. Заупокойный культ красной нитью прошел через всю культуру загадочной страны Та-Кемет.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Готовый кроссворд по мировой художественной культуре (МХК)

По горизонтали 1. Забальзамированное тело человека 3. Вырезанное на камне изображение 6. Покровитель умерших 9. Правитель области в Египте 10. Город, где находились усыпальницы священных быков 11. Царица, храм которой выбит в скале 17. Имя фараона из династии эпохи древнего Египта, при котором появились тексты 22. Знаки египетского письма 23. Исполинская статуя с головой царя и туловищем льва, охраняющая пирамиды 24. Какой период внес большой в клад в искусство Египта По вертикали 2. Мастерская, где происходило бальзамирование 4. Правитель в древнем Египте 5. Богинеобразные врата храма 7. Первые прямоугольные гробницы фараонов 8. Материал для письма в Древнем Египте 12. Правитель Египта в эллинистический период и основатель одноименной династии правителей Египта 13. Фараон, который грабницу которого вскрыл Картер 14. Последняя царица Египта 15. Место в храме, где проходили религиозные процессии 16. Священный монумент в честь бога солнца 18. Фараон, который перенес столицу из Фив 19. Сестра Исиды 20. Имя фараона, чья пирамида самая высокая 21. Место захоронения фараонов, охраняемое сфинксом 25. Гробы фараонов, повторяющие форму человеческого тела

spisok-literaturi.ru

Культура Древнего Египта - МХК

Древний Египет Достижения культуры Культура Древнего Египта просуществовала более трех тысяч лет. В Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях («домах жизни») при храмах и записывались на стенах пирамид и гробниц Египет – родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики. Велики достижения в области математики и астрономии (определили площадь круга, поверхности полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24часа

Древний Египет Достижения культуры

Культура Древнего Египта просуществовала более трех тысяч лет.

В Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях («домах жизни») при храмах и записывались на стенах пирамид и гробниц

Египет – родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики.

Велики достижения в области математики и астрономии (определили площадь круга, поверхности полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24часа

Геродот писал: «Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на 12 частей по временам года… Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней…» В древнеегипетском году: 10 дней = одна неделя 4 месяца = 1 сезон (120 дней) 3 недели = один месяц 3 сезона = 1 год (360 + 5 священных дней) 5 священных дней (дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора) считались праздниками

Геродот писал: «Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на 12 частей по временам года… Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней…»

  • В древнеегипетском году:
  • 10 дней = одна неделя
  • 4 месяца = 1 сезон (120 дней)
  • 3 недели = один месяц
  • 3 сезона = 1 год (360 + 5 священных дней)
  • 5 священных дней (дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора) считались праздниками
Периодизация Древнего Египта Древнее царство (2900-2270 гг. до н.э.) – это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена, Микерина Среднее царство (2100-1700 гг. до н.э.) – эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества Новое царство (1555-1090 гг. до н.э.) – воздвигаются роскошные здания, колоссальные строения в Луксоре, Карнаке, Абу-Симбеле, Мемфисе, Абидосе Позднее время (712-525 гг. до н.э.) – Египет был завоеван ассирийцами, при XXVI династии удалось еще раз объединить Египет, последний из царей был побежден персами, Египет превращается в персидскую провинцию, на этом история древнеегипетской цивилизации заканчивается в 525 г до н.э. Персидское господство (525-332 гг. до н.э.) Греко-римское господство (332 г. до н.э. – 638 г. н.э.) – Египет в 332 г. до н.э. был завоеван Александром Македонским, в последующем он становится римской провинцией.

Периодизация Древнего Египта

  • Древнее царство (2900-2270 гг. до н.э.) – это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена, Микерина
  • Среднее царство (2100-1700 гг. до н.э.) – эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества
  • Новое царство (1555-1090 гг. до н.э.) – воздвигаются роскошные здания, колоссальные строения в Луксоре, Карнаке, Абу-Симбеле, Мемфисе, Абидосе
  • Позднее время (712-525 гг. до н.э.) – Египет был завоеван ассирийцами, при XXVI династии удалось еще раз объединить Египет, последний из царей был побежден персами, Египет превращается в персидскую провинцию, на этом история древнеегипетской цивилизации заканчивается в 525 г до н.э.
  • Персидское господство (525-332 гг. до н.э.)
  • Греко-римское господство (332 г. до н.э. – 638 г. н.э.) – Египет в 332 г. до н.э. был завоеван Александром Македонским, в последующем он становится римской провинцией.
Тайна иероглифов Иероглифы – «священные письмена» (греч.), дар Тота –бога мудрости Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) – «отец египтоогии» (1822 г.) Розеттский камень (1799)

Тайна иероглифов

Иероглифы – «священные письмена» (греч.), дар Тота –бога мудрости

Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) – «отец египтоогии» (1822 г.) Розеттский камень (1799)

Палетка Нармера – одного из правителей нулевой династии. Палетка – тонкая шиферная пластина культового назначения для ритуального растирания красок

Палетка Нармера – одного из правителей нулевой династии. Палетка – тонкая шиферная пластина культового назначения для ритуального растирания красок

Принципы «канонического» или «египетского стиля» 1. Единство изображений и иероглифов. 2. Вертикальное расположение предметов и людей (менее значимое изображается на плоскости выше). 3. Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными поясами. 4.Разномасштабность фигур (ВЕЛИЧИНА ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЗНАЧИМОСТИ . 5. Изображение фигуры человека как бы с разных точек зрения (ФАСНОПРОФИЛЬНОЕ)

Принципы «канонического» или «египетского стиля»

  • 1. Единство изображений и иероглифов.
  • 2. Вертикальное расположение предметов и людей (менее значимое изображается на плоскости выше).
  • 3. Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными поясами.
  • 4.Разномасштабность фигур (ВЕЛИЧИНА ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЗНАЧИМОСТИ .
  • 5. Изображение фигуры человека как бы с разных точек зрения (ФАСНОПРОФИЛЬНОЕ)
Канон в изобразительном искусстве. Канон – свод правил, сложившийся в художественной практике (изображение человека: голова и ноги в профиль, глаза, грудь и плечи в фас, торс - в три четверти)

Канон в изобразительном искусстве. Канон – свод правил, сложившийся в художественной практике (изображение человека: голова и ноги в профиль, глаза, грудь и плечи в фас, торс - в три четверти)

Рисунки и роспись Все рисунки были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы м светотени. Линейные рисунки раскрашивались цветом, фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным. Краски – мел, охра, минералы (медь и кобальт) растирались в порошок и смешивались с водой. Изображение человека. Канон основывался на законах фронтальности : фигура изображалась так, словно на нее смотрят с разных сторон. При изображении использовалась система пропорционального членения фигуры на части (21 и 1/4: 19 равных частей длине среднего пальца – фигура человека и 2 1/4 - на головной убор).

Рисунки и роспись

  • Все рисунки были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы м светотени.
  • Линейные рисунки раскрашивались цветом, фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.
  • Краски – мел, охра, минералы (медь и кобальт) растирались в порошок и смешивались с водой.
  • Изображение человека. Канон основывался на законах фронтальности : фигура изображалась так, словно на нее смотрят с разных сторон.
  • При изображении использовалась система пропорционального членения фигуры на части (21 и 1/4: 19 равных частей длине среднего пальца – фигура человека и 2 1/4 - на головной убор).
Рамзес I между Анубисом (слева) и Гором (справа). Фрагмент росписи гробницы Рамзеса I (основателя 19-й династии) в Долине царей. XIII век до н.э. Анубис (с головой собаки или шакала)– бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя; Гор – бог солнца, покровитель фараонов (почитался в образе сокола)

Рамзес I между Анубисом (слева) и Гором (справа). Фрагмент росписи гробницы Рамзеса I (основателя 19-й династии) в Долине царей. XIII век до н.э.

Анубис (с головой собаки или шакала)– бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя; Гор – бог солнца, покровитель фараонов (почитался в образе сокола)

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки золотого трона Тутанхамона, XIV в.до н. э.

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки золотого трона Тутанхамона, XIV в.до н. э.

Одежда египтян, прически и украшения Основа мужского костюма – схенти (набедренная повязка) на поясе; У женщин – калазирис (платье), а также туника поверх рубашки Общая деталь у знати – воротник в виде нагрудного украшния из бус. Обувь – сандалии (только богатые люди) Головной убор: у мужчин – полосатая шапочка ; у женщин - темные платки. Прически – у мужчин: короткие косички, выбритые головы, парики. У женщин – парики. Украшения – перстни, броши, диадемы, серьги, браслеты из драгоценных камней

Одежда египтян, прически и украшения

  • Основа мужского костюма – схенти (набедренная повязка) на поясе;
  • У женщин – калазирис (платье), а также туника поверх рубашки
  • Общая деталь у знати – воротник в виде нагрудного украшния из бус.
  • Обувь – сандалии (только богатые люди)
  • Головной убор: у мужчин – полосатая шапочка ; у женщин - темные платки.
  • Прически – у мужчин: короткие косички, выбритые головы, парики. У женщин – парики.
  • Украшения – перстни, броши, диадемы, серьги, браслеты из драгоценных камней
Скульптура Древнего Египта Характерные черты: монументальность, строгость, спокойствие, статичность, симметрия и каноничность Круглая скульптура Сидящая Стоящая Руки симметрично положенные на колени или согнутые в локте Выдвинутая вперед левая нога и опущенные руки, прижатые к телу

Скульптура Древнего Египта Характерные черты: монументальность, строгость, спокойствие, статичность, симметрия и каноничность

Круглая

скульптура

Сидящая

Стоящая

Руки симметрично

положенные на колени

или согнутые в локте

Выдвинутая вперед

левая нога и опущенные

руки, прижатые к телу

Слева: статуя сановника Каапера («Сельский староста») из гробницы Каапера в Саккара (середина 3-го тыс. до н.э. V династия. Древнее царство). Справа: географическая триада – в центре фараон Микерин в короне Верхнего Египта, слева от него – богиня Хатхор, справа - божество одной из областей (номов) Египта

Слева: статуя сановника Каапера («Сельский староста») из гробницы Каапера в Саккара (середина 3-го тыс. до н.э. V династия. Древнее царство). Справа: географическая триада – в центре фараон Микерин в короне Верхнего Египта, слева от него – богиня Хатхор, справа - божество одной из областей (номов) Египта

Статуи фараона Аменхотепа III в Фивах (Колоссы Мемнона). Конец XV века до н.э. XVIII династия. Новое царство.

Статуи фараона Аменхотепа III в Фивах (Колоссы Мемнона). Конец XV века до н.э. XVIII династия. Новое царство.

Статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Первая половина 3-го тыс. до н.э. IV династия.

Статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Первая половина 3-го тыс. до н.э. IV династия.

Аллея сфинксов

Аллея сфинксов

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут.

Рельефы Слегка выпуклый Слегка углубленный по отношению к фону Врезной контур при нетронутом фоне

Рельефы

Слегка

выпуклый

Слегка

углубленный

по отношению

к фону

Врезной

контур

при

нетронутом

фоне

Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке,

изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

 Битва при Кадеше Рамсес на колеснице в битве при Кадеше

Битва при Кадеше

Рамсес на колеснице в битве при Кадеше

34

34

Богини древнего Египта Обелиск (Карнак).

Богини древнего Египта

Обелиск (Карнак). "Бог Амон и царица...

34

Архитектура Древнего Египта Архитектура – ведущий древнеегипетский вид искусства. Живопись и скульптура подчинялись архитектуре. Основные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, дворцы, обелиски. Строительный материал: камень (использовался без раствора, каменные блоки идеально подгонялись друг к другу).

Архитектура Древнего Египта

  • Архитектура – ведущий древнеегипетский вид искусства.
  • Живопись и скульптура подчинялись архитектуре.
  • Основные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, дворцы, обелиски.
  • Строительный материал: камень (использовался без раствора, каменные блоки идеально подгонялись друг к другу).
Мастаба - гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств

Мастаба - гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств

Мастаба (по-арабски – скамья) – гробница для знати Джосера в Саккаре Ступенчатая пирамида

Мастаба (по-арабски – скамья) – гробница для знати

Джосера в Саккаре

Ступенчатая пирамида

Пирамиды в Гизе. Пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина (IV династии). Самая большая – пирамида Хеопса. Высота – 146,6 кв.м, сторона основания – 233 м. Зодчий Хемиун.

Пирамиды в Гизе. Пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина (IV династии). Самая большая – пирамида Хеопса. Высота – 146,6 кв.м, сторона основания – 233 м. Зодчий Хемиун.

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса

Пирамиды в Гизе

Пирамиды в Гизе

Достопримечательности Луксора Луксор - город в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила. Луксор условно делится на 2 части: «Город живых» и «Город мёртвых». Первый — жилой район на правом берегу Нила. Главные достопримечательности правого берега — храм Амона-Ра в Карнаке и собственно Луксорский храм. «Город мёртвых» расположен на другом берегу Нила. Здесь находится знаменитый фиванский некрополь, включающий Долину царей, Долину цариц, погребальные храмы Мединет-Абу, царицы Хатшепсут, Рамессеум.

Достопримечательности Луксора

  • Луксор - город в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила.
  • Луксор условно делится на 2 части: «Город живых» и «Город мёртвых».
  • Первый — жилой район на правом берегу Нила. Главные достопримечательности правого берега — храм Амона-Ра в Карнаке и собственно Луксорский храм.
  • «Город мёртвых» расположен на другом берегу Нила. Здесь находится знаменитый фиванский некрополь, включающий Долину царей, Долину цариц, погребальные храмы Мединет-Абу, царицы Хатшепсут, Рамессеум.
Храм Амона – Ра (общий вид)

Храм Амона – Ра (общий вид)

Храм Амона Карнак — египетская деревня в двух с половиной километрах к северу от Луксора, на месте древнеегипетских Фив. Она занимает примерно половину территории великого храма Амона — Ипет-Исут (Опет, Opet), который начал строиться в XX в. до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства. Этот храм — без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

Храм Амона

  • Карнак — египетская деревня в двух с половиной километрах к северу от Луксора, на месте древнеегипетских Фив. Она занимает примерно половину территории великого храма Амона — Ипет-Исут (Опет, Opet), который начал строиться в XX в. до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства. Этот храм — без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.
Аллея сфинксов в Карнаке и западный вход в святилище Амона. Аллея сфинксов и западный вход в святилище Амона (храм Карнака)

Аллея сфинксов в Карнаке и западный вход в святилище Амона.

Аллея сфинксов и западный вход в святилище Амона (храм Карнака)

Большой гипостильный зал

Большой гипостильный зал

Аллея баранов, Карнакский храм в Луксоре

Аллея баранов, Карнакский храм в Луксоре

Карнакский храм в Луксоре

Карнакский храм в Луксоре

Колонны храма в тёмное время суток

Колонны храма в тёмное время суток

Аллея сфинксов и пилоны ночью.

Аллея сфинксов и пилоны ночью.

Внешняя стена египетского храма

Внешняя стена египетского храма

Луксорский храм (колонны и статуи фараонов

Луксорский храм (колонны и статуи фараонов

Долина Царей

Долина Царей

Долина Цариц

Долина Цариц

Мединет-Абу — погребальный храм Рамсеса III

Мединет-Абу — погребальный храм Рамсеса III

Заупокойный храм Ментухатепа II

Заупокойный храм Ментухатепа II

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.

Хатшепсут— женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии

Хатшепсут— женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

Дэйр эль - Бахри. Храм Хатшепсут

Дэйр эль - Бахри. Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут

Рамессеум — поминальный храм фараона Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.)

Рамессеум — поминальный храм фараона Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.)

 Выдающиеся деятели Древнего Египта Фараоны Раннего царства : Нармер • Менес • Хор Аха • Джер • Ден • Хасехемуи Фараоны Древнего царства: Джосер • Снофру • Хуфу • Хафра • Менкаура • Сахура • Пиопи II Фараоны Среднего царства: Ментухотеп II • Аменемхет I • Сенусерт I • Сенусерт III • Аменемхет III Фараоны XVIII династии Нового царства: Яхмос I • Тутмос I • Тутмос III • Аменхотеп II • Аменхотеп III • Эхнатон • Хоремхеб • Тутанхамон Фараоны XIX и XX династий Нового царства: Рамсес I • Сети I • Рамсес II • Мернептах • Рамсес III Правители Позднего периода: Шешонк I • Пианхи • Тахарка • Псамметих I • Нехо II • Амасис II • Птолемей I Царицы: Нефрусобек • Тетишери • Яххотеп • Яхмос-Нефертари • Хатшепсут • Тия • Нефертити • Анхесенамон • Нефертари Меренмут • Клеопатра VII Деятели культуры и науки: Имхотеп • Хемиун • Инени • Сенмут • Тутмос Младший • Манефон • Гораполлон Военачальники, жрецы и придворные: Яхмес, сын Эбаны • Рехмир • Аменемхеб • Аменхотеп, сын Хапу • Уджагорресент • Потин

Выдающиеся деятели Древнего Египта

Фараоны Раннего царства : Нармер • Менес • Хор Аха • Джер • Ден • Хасехемуи

Фараоны Древнего царства: Джосер • Снофру • Хуфу • Хафра • Менкаура • Сахура • Пиопи II

Фараоны Среднего царства: Ментухотеп II • Аменемхет I • Сенусерт I • Сенусерт III • Аменемхет III

Фараоны XVIII династии Нового царства: Яхмос I • Тутмос I • Тутмос III • Аменхотеп II • Аменхотеп III • Эхнатон • Хоремхеб • Тутанхамон

Фараоны XIX и XX династий Нового царства: Рамсес I • Сети I • Рамсес II • Мернептах • Рамсес III

Правители Позднего периода: Шешонк I • Пианхи • Тахарка • Псамметих I • Нехо II • Амасис II • Птолемей I

Царицы: Нефрусобек • Тетишери • Яххотеп • Яхмос-Нефертари • Хатшепсут • Тия • Нефертити • Анхесенамон • Нефертари Меренмут • Клеопатра VII

Деятели культуры и науки: Имхотеп • Хемиун • Инени • Сенмут • Тутмос Младший • Манефон • Гораполлон

Военачальники, жрецы и придворные: Яхмес, сын Эбаны • Рехмир • Аменемхеб • Аменхотеп, сын Хапу • Уджагорресент • Потин

Дворцы Египта

Дворцы Египта

Александрия - это второй по величине город Египта

Александрия - это второй по величине город Египта

multiurok.ru

Тест по МХК на тему: "Древний Египет"

Тест по МХК «Культура древнего Египта»

1). Что такое мастаба?

А) Сосуд для хранения жидкостей.

Б) Территории предназначеные для сельского хозяйства.

В) Гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств.

Г) Первые колонны.

2) Из чего строили простые египтяне дома?

А) Камень

Б) Глина

В) Дерево

Г) Песок

2) Как назывался храм, который был вырезан в скале по приказу фараона Рамсеса II?

А) Хаммамет

Б) Эль-Джем

В) Кейруан

Г) Абу-Симбел

3) Закончите пословицу:

«Мир боится времени, а время ..…………………….»

4) Что использовалось для изображения цифры «100» в Древнем Египте?

А) Веревка

Б) Лист лотоса

В) Палец

Г) Подкова

5) Что такое «Книга мертвых»?

А) Сборник египетских мифов

Б) Сборник погребальных текстов

В) Собрание военных песен

Г) Биография Фараонов

6) Как называлось существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов

А) Сфинкс

Б) Апис

В) Хеопс

Г) Снофру

7) Письменность в Древнем Египте:

А) санскрит

Б) клинопись

В) папирус

Г) иероглифы

8) Первая столица Египетского царства

А) Мемфис

Б) Фивы

В) Атон

Г) Александрия

9) Вставьте пропущенные слова:

Древние египтяне говорили: «От благополучия ……….. зависит жизнь ………..»

10) Какая из пирамид была построена самой первой?

А) Пирамида Хеопса

Б) Пирамида Хефрена

В) Пирамида Джосера

Г) Пирамида Рамсеса

11) Кто из перечисленных богов являлся верховным в религии древних египтян?

А) Осирис

Б) Тот

В) Имхотеп

Г) Птах

infourok.ru

Разработка урока МХК "Древний Египет"

«Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность»

Цели и задачи уроков: В ходе изучения нового материала у учащихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

- Какие виды искусства вы знаете?.

- Сегодня на уроке речь пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи, литературе и музыке древнего Египта.

Само слово Египет греческого происхождения и в переводе означает “ загадка, тайна”.

Впервые открыл Египет для европейцев Геродот — знаменитый древнегреческий историк — “отец истории”. Египет произвел на Геродота огромное впечатление. Он восхищался проявлявшейся во всем древней культурой и ни разу не назвал египтян варварами.

А теперь посмотрите на географическую карту Древнего Египта  Возник он вдоль самой длинной реки мира- Нила. На карте территория Нила напоминает цветок лотоса – символ этой страны. Стебель цветка – русло Нила. Чашечка –дельта Нила, расширяющаяся при впадении его в Средиземное море.  На этой узкой зеленой полоске земли, расположенной по берегам Нила, и сейчас живет почти все население Египта. На западе и востоке от нее высятся голые скалы и простираются безводные пустыни. Это Ливийская пустыня на западе и Аравийская на востоке. Пустыня занимает 90% территории страны. Дождь здесь выпадает раз в несколько лет.

- Скажите, пожалуйста, если у Египта такое географическое положение, удобно ли египтянам ездить в другие страны, устанавливать культурные, экономические связи? А если нет, то в чем своеобразие развития египетской культуры? (Культура замкнутая.) 

Существование Египта зависело от разливов Нила. Если разливы запаздывали, то стране грозили неурожай и засуха. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Ученые- жрецы заметили зависимость колебаний уровня Нила от положения небесных светилЭто способствовало развитию астрономии. Для того чтобы земля давала урожай во время засухи, египтяне создали сеть оросительных каналов, сделав точную разметку полей.

Периодизация культуры Древнего Египта

Историю древнего Египта принято подразделять на следующие периоды:

Додинастический (4 тысячелетие до н.э.)Древнее царство (3200 – 2400 годы до н.э.)Среднее царство (XXI век – начало XIX века до н.э.)Новое царство (XVI – XII века до н.э)Позднее время (XI в. – 332 год до н.э)

332 г. до н. э. считается конечной датой египетской истории когда Египет был завоеван Александром Македонским).

2

Архитектурный облик: пирамиды и храмы

Геродот. История

124. ...Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, камней из каменоломен в Аравийских эрах (через реку камни перевозили на кораблях)... сто тысяч людей выполнить эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти ленные глыбы... сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет.

125.  Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений.

infourok.ru


Смотрите также