Древнего египта вазы. Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Таинственные технологии Древнего Египта. Древнего египта вазы


Таинственные технологии Древнего Египта - Мастерок.жж.рф

Давайте обратимся опять к одной из древнейших цивилизаций мира и к одной из самых загадочных стран — Египту. Бесчисленное количество версий и споров порождают следы деятельности  и сооружения древних. Вот еще несколько вопросов, на которых могут быть только фантастические ответы.

На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов — гранита, диорита, обсидиана, кварца… Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария.

Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают…

Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой — отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.

 

Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.

 

 

Но вот незадача — в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.

 

 

И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, — это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

 

 

Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума — поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.

А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

 

 

Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями — необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

Многие пытаются такое несообразное соседство объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

 

С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.

Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение — кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

 

 

Грандиозность древнеегипетских пирамид и дворцов вполне очевидна, но всё же интересно было бы узнать, каким образом и с применением каких технологий удалось создать это удивительное чудо.

1. Большинство гигантских гранитных блоков заготавливалось в Северных Каменоломнях близ современного г. Ассуана. Блоки извлекались из скального массива. Интересно ознакомиться, каким же образом это происходило.

2. Вокруг будущего блока изготавливался паз с очень ровной стенкой.

3. Более того, верх заготовки блока и плоскость рядом с блоком также выравнивались неизвестным иструментом, после работы которого оставались ровные мелкие повторяющиеся выемки.

4. Подобные выемки этот инструмент оставлял и на дне канавы или паза, вокруг заготовки блока.

5. Также во множестве встречаются ровные и глубокие отверстия в заготовке и массиве гранита вокруг неё.

6. На всех четырех углах детали паз ровно и аккуратно закруглен по радиусу.

7.  А вот истинный размер заготовки блока. Совершенно невозможно представить технологию, при помощи которой блок мог быть извлечен из массива.Какие-либо артефакты, свидетельствующие о способах подъема и транспортировки заготовок, отсутствуют.

8.  Отверстие в разрезе. Пирамида Усеркафа.

9. Отверстие в разрезе. Пирамида Усеркафа.

10. Храм Сахура. Отверстие с равномерно повторяющимися круговыми рисками.

11. Храм Сахура.

12. Храм Сахура.  Отверстие с круговыми рисками, идущими с одинаковым шагом. Подобные отверсия возможно изготовить медным трубчатым сверлом с применением порошка корунда и подачей воды. Вращение инструмента возможно обеспечить при помощи плоско-ременного привода от варащающегося маховика.

13. Пирамида Джедкара. Пол из базальта.

14. Пирамида Джедкара. Выровненый пол из базальта, технология неизвестна, как впрочем и инструмент, которым эта работа могла быть выполненна. Обратите внимание на бортик справа. Возможно инструмент не был доведен до края по неизвестной причине.

15. Пирамида Усеркафа. Пол из базальта.

16. Пирамида Менкаура. Стена, выровненая неизвестным инструментом. Процесс предположительно не завершён.

17. Пирамида Менкаура. Ещё один фрагмент стены. Возможно, процесс выравнивания также незавершён.

18. Храм Хатшепсут. Профилированная деталь фасада.  Хорошее качество обработки деталей, выборка паза могла быть осуществлена  вращающимся медным диском с добавлением корундового порошка и подачей воды.

19.  Мастаба Птахшепсеса. Блок с шипами.  Качество шлифовки граней достаточно высокое, шипы, вероятно являлись конструктивным элементом. Технология неизвестна.

 

 

Вот еще некоторая информация:

 

 

 

В Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера (2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел осколки подобных изделий и на плато Гиза.

В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента. Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в Музее Петри).

 

 

 

 

Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта.

Петри писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах».

На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия, Британский музей).

 

 

 

Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера.

Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа).

Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания  – менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).

Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически невозможно.

 

 

 

Читайте тут подробнее про тайну диска САБУ 

 

В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного  мастерства.

На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.

Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем.

 

 

 

На снимках – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента.

 

 

 

 

Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды (см. ниже).

 

 

 

Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. выше), проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В большинстве случаев заметно, что эти «запилы» имеют чистые и гладкие, последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта «пилы» с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков неустойчивости или колебания «пилы» , которые могли бы ожидаться при распиле длинным полотном с продольно-возвратным ручным ходом, особенно при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь проще, «бугор», что весьма труднообъяснимо без большой начальной скорости «врезания» лезвия.

Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Как писал еще Петри, «высверленные каналы варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0,63 см) до 5 дюймов (12,7 см) в диаметре, и биением от 1/30 (0,8 мм) до 1/5 (~5 мм) дюйма. Наименьшее же отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (~5 см)».

Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. ниже).

 

 

 

Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в Каирском музее без какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный «вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения Петри о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий.

Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления.

 

 В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины, расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей.

 

 

 

 

На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее – канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Поражает толщина режущей кромки инструмента. Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке).

Наверное, чисто теоретически, в самом наличии отверстий подобного типа нет чего-то запредельно невероятного, чего нельзя было бы получить древним египтянам при огромном желании. Однако, сверление отверстий в граните – занятие весьма сложное. Трубчатое сверление – это достаточно специализированный метод, который не будет развиваться без реальной необходимости иметь отверстия большого диаметра в твердых породах. Эти отверстия демонстрируют высокий уровень технологии, развитый египтянами, видимо, не для «навешивания дверей», но уже вполне сложившийся и продвинутый к тому времени уровень, потребовавший бы как минимум нескольких столетий для своего развития и предварительного опыта применения.

[источники]источники http://www.x-files.org.ua/articles.php?article_id=3617 http://telegraf.com.ua/puteshestviya/1588949-tainstvennyie-tehnologii-drevnego-egipta-foto.html http://putnikost.gorod.tomsk.ru/index-1265899674.php http://www.goldentime.ru/hrs_machinegypt_2.htm Вот еще не так давно В Египте найдена гробница царя загробного мира Осириса, а вот тут Разоблачаем ! Бюст Нефертити подделка?. Посмотрите еще на Новый самый большой обработанный камень в мире, а так же Чье лицо у Сфинкса?  Когда то давно мы обсуждали Бетонные пирамиды Египта и конспирологическую и загадочную версию открытия гробницы Тутанхамона плюс тогда уж и традиционная версия. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=77221

masterok.livejournal.com

Артефакты истории. Каменные вазы Египта.

Ступенчатая пирамида в СаккареНесомненно, к артефактам истории следует отнести и коллекцию каменных сосудов, найденных в комплексе Ступенчатой пирамиды в Саккаре. Эта коллекция, согласно мнению ортодоксальных египтологов, относится к I и II династиям фараонов и включает в себя порядка трех десятков тысяч предметов быта. Но наибольший интерес представляют именно каменные сосуды, изготовленные с применением высоких технологий.

Части этой коллекции хранятся ныне не только в Каирском, но также во французском Лувре и знаменитом Британском музее в Лондоне. Небольшая часть этой коллекции есть также и в музее французского ученого Петри, который первым подметил факт наличия на этих сосудах явных следов машинной обработки.

Каменные чаши СаккараТак, исследуя одну из каменных чаш, Петри обнаружил, что сферический вогнутый радиус, формирующий чашу, необычен на ощупь. А более тщательная экспертиза показала наличие заметного выступа в месте пересечения двух радиусов, что указывает на то, что радиусы были прорезаны по двум разным осям вращения.

А.Скляров следом за Петри утверждает, что такая форма при имеющемся исполнении требует обработки никак не меньше, чем на токарном станке. При этом многие подобные чаши изготовлены из достаточно твердых пород камня, т.е. для их обработки помимо соответствующих режущих инструментов требуется и прочное их закрепление в каком-то фиксирующем приспособлении при очень большой скорости его вращения. Однако, есть предметы, которые невозможно изготовить и с применением обычного токарного станка.

Вот, что об этом пишет физик А.Скляров: «Среди выставленных в Британском музее предметов много очень качественно выполненных из камня сосудов самых разных размеров - от больших до миниатюрных. Поражают даже не только идеальные осесимметричные формы, которых можно было бы добиться, скажем, на токарном станке, а наличие специальных «ушек». Их ни на гончарном круге, ни на простом токарном станке уже не сделать - их наличие мешало бы изготовлению самих сосудов.

Каменная чаша2Можно, конечно, выточить ушки вручную, если сильно постараться. Но как тогда быть с той частью поверхности сосуда, которая находится на высоте ушек, но тем не менее также имеет идеально симметричные округлые формы, составляя с остальной частью поверхности сосуда явно единое целое?Каменная чашаМногие предметы из Саккарской коллекции демонстрируют просто высочайшее качество исполнения. Например, шарообразный сосуд, выставленный в Каирском музее (где, увы, фотографировать категорически запрещено), имеет так точно выбранную через узкое отверстие полость, что оказывается идеально сбалансированным на округлом основании размером не больше наконечника куриного яйца!

Не будь сосуд сбалансирован, его горлышко заведомо отклонилось бы от горизонтали, но никаких подобных отклонений нет. Это требует того, чтобы цельный шар имел симметричную толщину стенок без какой-либо существенной ошибки! Сделать подобное из простой глины - уже очень большое достижение. В граните - это невероятно!

Любопытно, что этот сосуд (как и другие, выставленные тут же на полках рядом) весьма небольших размеров. Сочетание строго выдержанных линий и небольших размеров создает впечатление хрупкого и совершенного изящества. И буквально в нескольких метрах от них на боковых стендах стоят обычные керамические чаши, датируемые как тем же периодом, так и чуть позже. Качество их не сравнить. Полный примитив, как и положено древнеегипетскому обществу с его весьма невысокими технологиями.

Некоторые сосуды из Саккарской коллекции - высокие вазы с длинным, тонким, элегантным горлышком и сильно расширяющейся внутренней полостью, которая зачастую имеет полые заплечики. Еще не изобретено инструмента, которым можно было бы вырезать вазы такой формы, потому что он должен быть достаточно узким, чтобы пролезать через горлышко, и достаточно прочным (и соответствующего профиля), чтобы им можно было бы изнутри обработать заплечики и скругленные по радиусу поверхности.

Во всех случаях потрясает точность обработки. Очень часто внутренние и внешние стенки практически эквидистантны (то есть находятся на равном расстоянии друг от друга), повторяя форму друг друга, а поверхность их абсолютно гладкая, без рисок, оставленных режущим инструментом.

Сосуд из СаккараЭто просматривается, например, на расколотых небольших сосудах (диаметром всего порядка пяти сантиметров), которые напоминают по своей форме либо миниатюрные лампочки, либо колбочки из химической лаборатории – тут толщина стенок всего полтора-два миллиметра, и эта толщина везде одинакова. Подобное вполне привычно смотрелось бы на современных изделиях из стекла или штампованной пластмассы, а тут - древние изделия из самых разных пород камня!»

Все эти артефакты наводят на вполне определенную мысль, что они не имеют никакого отношения к древнеегипетской цивилизации, которая, как известно, таких технологий не имела. Как минимум Сфинкс, Великие Пирамиды и Пирамида в Саккаре были построены некоей высокоразвитой цивилизацией задолго до образования Древнего Египта. И именно в этих сооружениях египтянами и были обнаружены многие из артефактов, теперь ошибочно причисляемых египтологами к предметам древнеегипетской цивилизации.

michael101063 ©

michael101063.livejournal.com

Тайна уникальных технологий Древнего Египта

На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов — гранита, диорита, обсидиана, кварца… Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария.

[more]

Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают…</p>

Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся надве группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой — отшлифованные с невероятным мастерствоммноготонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.

Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.

Но вот незадача — в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.

И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, — это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовомпьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума — поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг.до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.

А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями — необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

Многие пытаются такое несообразное соседство объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, какправило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека,выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.

Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение — кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

Грандиозность древнеегипетских пирамид и дворцов вполне очевидна, но всё же интересно было бы узнать, каким образом и с применением каких технологий удалось создать это удивительное чудо.

1. Большинство гигантских гранитных блоков заготавливалось в СеверныхКаменоломнях близ современного г. Ассуана. Блоки извлекались из скального массива. Интересно ознакомиться, каким же образом это происходило.

2. Вокруг будущего блока изготавливался паз с очень ровной стенкой.

3. Более того, верх заготовки блока и плоскость рядом с блоком также выравнивались неизвестным иструментом, после работы которого оставались ровные мелкие повторяющиеся выемки.

4. Подобные выемки этот инструмент оставлял и на дне канавы или паза, вокруг заготовки блока.

5. Также во множестве встречаются ровные и глубокие отверстия в заготовке и массиве гранита вокруг неё.

6. На всех четырех углах детали паз ровно и аккуратно закруглен по радиусу.

7.  А вот истинный размер заготовки блока. Совершенно невозможно представить технологию, при помощи которой блок мог быть извлечен из массива.

Какие-либо артефакты, свидетельствующие о способах подъема и транспортировки заготовок, отсутствуют.

8.  Отверстие в разрезе. Пирамида Усеркафа.

9. Отверстие в разрезе. Пирамида Усеркафа.

10. Храм Сахура. Отверстие с равномерно повторяющимися круговыми рисками.

11. Храм Сахура.

12. Храм Сахура.  Отверстие с круговыми рисками, идущими с одинаковымшагом. Подобные отверсия возможно изготовить медным трубчатым сверлом сприменением порошка корунда и подачей воды. Вращение инструмента возможно обеспечить при помощи плоско-ременного привода от варащающегосямаховика.

13. Пирамида Джедкара. Пол из базальта.

14. Пирамида Джедкара. Выровненый пол из базальта, технология неизвестна, как впрочем и инструмент, которым эта работа могла быть выполненна. Обратите внимание на бортик справа. Возможно инструмент не был доведен до края по неизвестной причине.

15. Пирамида Усеркафа. Пол из базальта.

16. Пирамида Менкаура. Стена, выровненая неизвестным инструментом. Процесс предположительно не завершён.

17. Пирамида Менкаура. Ещё один фрагмент стены. Возможно, процесс выравнивания также незавершён.

18. Храм Хатшепсут. Профилированная деталь фасада.  Хорошее качество обработки деталей, выборка паза могла быть осуществлена  вращающимся медным диском с добавлением корундового порошка и подачей воды.

19.  Мастаба Птахшепсеса. Блок с шипами.  Качество шлифовки граней достаточно высокое, шипы, вероятно являлись конструктивным элементом. Технология неизвестна.

Вот еще некоторая информация:В Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера (2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел осколки подобных изделий и на плато Гиза.

В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента. Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в Музее Петри).

 Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта.Петри писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах».На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия, Британский музей).Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера.Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа).

Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания  – менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).

Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически невозможно.

В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного  мастерства.

На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.

Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем. На снимках выше – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента.

Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды (см. ниже). Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. выше), проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В большинстве случаев заметно, что эти «запилы» имеют чистые и гладкие, последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта «пилы» с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков неустойчивости или колебания «пилы» , которые могли бы ожидаться при распиле длинным полотном с продольно-возвратным ручным ходом, особенно при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь проще, «бугор», что весьма труднообъяснимо без большой начальной скорости «врезания» лезвия.

Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Как писал еще Петри, «высверленные каналы варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0,63 см) до 5 дюймов (12,7 см) в диаметре, и биением от 1/30 (0,8 мм) до 1/5 (~5 мм) дюйма. Наименьшее же отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (~5 см)».

Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. ниже).

Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в Каирском музее без какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный «вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения Петри о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий.

Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления.

В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины, расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей.На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее – канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Поражает толщина режущей кромки инструмента. Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке).Наверное, чисто теоретически, в самом наличии отверстий подобного типа нет чего-то запредельно невероятного, чего нельзя было бы получить древним египтянам при огромном желании. Однако, сверление отверстий в граните – занятие весьма сложное. Трубчатое сверление – это достаточно специализированный метод, который не будет развиваться без реальной необходимости иметь отверстия большого диаметра в твердых породах. Эти отверстия демонстрируют высокий уровень технологии, развитый египтянами, видимо, не для «навешивания дверей», но уже вполне сложившийся и продвинутый к тому времени уровень, потребовавший бы как минимум нескольких столетий для своего развития и предварительного опыта применения.

http://earth-chronicles.ru/news/2015-09-29-84567

terrao.livejournal.com

Алебастровый ключ к эпохе фараонов

I-17-PARADOX-aleb-f04_6401_thumb[5](2)

Научная литература о гробнице Тутанхамона до недавнего времени базировалась на анализе лишь пятой части найденных в ней вещей. Большинство артефактов, в том числе и поделки из алебастра, стали доступны для изучения лишь в 2008 году после публикации всех материалов архива Картера. Тогда-то российские египтологи и обратили внимание на необычные предметы…

Сокровища гробницы Тутанхамона… В обывательском представлении это драгоценная погребальная маска, груды золота и драгоценных каменьев. В общем, несметные богатства. Стереотип сказочной пещеры Аладдина недалек от истины. Британский археолог Говард Картер, обнаруживший в 1922 году гробницу юного владыки Египта, был поражен теми сокровищами, которые вместе с фараоном отправились в загробный мир.

thm6zpogrebk

Но среди тысяч и тысяч драгоценных предметов затесалось несколько десятков поделок из неброского алебастра. Почему правителям Египта они были так дороги? Отечественные исследователи утверждают, что эти предметы несут символику, которая позволяет проникнуть в сокровенную суть древнеегипетских представлений о мировоззрении. Алебастровые статуэтки — ключ к эпохе Амарны, одного из самых загадочных периодов в истории Нового царства.

Научная литература о гробнице Тутанхамона до недавнего времени базировалась на анализе лишь пятой части найденных в ней вещей. Большинство артефактов, в том числе и поделки из алебастра, стали доступны для изучения лишь в 2008 году после публикации всех материалов архива Картера. Тогда-то российские египтологи и обратили внимание на необычные предметы.

tutl11

Канопы фараона из алебастра

Перечислим лишь некоторые из них. Так, в гробнице находились два необычных светильника: один сделан в форме трех лепестков лотоса, а на другой нанесены полупрозрачные изображения царя и царицы, которые проявляются, только когда светильник возжигают.

Обращают на себя внимание вазы, поражающие причудливостью форм и совершенством пропорций. Любопытны многочисленные фигурки ушебти, изображающие людей. Из алебастра выполнены также барка, украшенная головами козерогов, и ковчег для каноп — сосудов, в которых хранились внутренние органы погребенного фараона.

Каждая из вещей, сопровождавшая фараона в последний путь, по определению должна была иметь строгое функциональное назначение. Древние египтяне всему придавали особый смысл, а уж погребальным обрядам в особенности. «Так, например, фигурки ушебти, — предполагает один из исследователей, аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Олег Звонков, — клали в усыпальницу для того, чтобы на том свете они обслуживали владыку и всячески оберегали его от физического труда».

2012-04-29_155611

Алебастровый сосуд из гробницы Тутанхамона

Что касается барки, то мнения о ее предназначении пока расходятся. По одной из версий ее внесли в усыпальницу, чтобы и в загробной жизни фараон мог путешествовать с комфортом. Согласно другой версии ключевым здесь является изображение козерога — символа мужской силы.

«Далеко не все вещи из алебастра, присутствующие в гробнице, — говорит Олег Звонков, — были сделаны при Тутанхамоне, в довольно непродолжительный период его правления». По всей вероятности, эти предметы — дело рук мастеров эпохи Амарны, получившей название по имени поселения, расположенного в 300 километров к югу от Каира. Именно там предшественник Тутанхамона на египетском престоле, легендарный Эхнатон, воздвиг новую столицу — Ахетатон.

Для знаменитого фараона-отступника, чьи годы правления пришлись на середину XIV века до нашей эры, алебастр мог играть некую сакральную роль. Но какую именно? Чтобы понять это, нам пришлось углубиться в древние хроники.

clip_image001

Ваза для благовоний и барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона, сделанные из алебастра, характерны для искусства Амарнского периода

Сама по себе эпоха Амарны была парадоксальной. А все из-за личности Эхнатона. «Он был деспотом, но в то же время гением, — считает заместитель заведующего кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ египтолог Ольга Томашевич. — Я бы даже назвала его одной из самых неординарных личностей за историю не только Древнего Египта, но и всех народов. Он царствовал меньше двух десятков лет и за этот период поставил Египет на дыбы».

Эхнатон не побоялся порвать с традиционным фиванским жречеством, влияние которого на египетское общество было очень велико. Мало того, он повелел разрушить храмы почти всех египетских богов. «К моменту правления Эхнатона Египет уже почти полторы тысячи лет существовал как государство, — говорит Ольга Томашевич. — Если до этого вопросов, почему царь является богом, ни у кого не возникало, то с момента прихода к власти Эхнатона эти сомнения все больше крепли — народ стал роптать на голод и болезни.

Эхнатон делал все возможное, чтобы развеять сомнения в своей богоизбранности». И первым делом затеял религиозную реформу, предполагавшую отказ от поклонения всем богам, кроме одного — бога солнца Атона. «Реформа эта была очень сложной и теологически накрученной, — объясняет Ольга Томашевич, — но если максимально ее упростить, суть сводится к тому, что на свете есть два владыки — бог Атон и его сын Эхнатон».

Эта эпоха не могла не найти своего отражения и в древнеегипетском искусстве. В канонической традиции богоподобных фараонов изображали физически совершенными, без малейших изъянов. Здоровье правителя свидетельствовало о здоровье и силе общества, им возглавляемого. В то же время истинным в Древнем Египте считался тот фараон, который следовал принципу Маат — принципу правды, истины, всеобщей космической гармонии.

Эхнатон был буквально одержим этим принципом, а следовательно, вступал в противоречие с самим собой. С одной стороны, он бог, с другой — стремился продемонстрировать свою человеческую, а не сверхчеловеческую сущность. От работ придворных мастеров теперь требовалась предельная правдоподобность, которая сопровождалась бы обилием деталей. Для этого нужен был подходящий материал.

clip_image002

Барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона

«Эпоха Древнего царства была основательной, мощной, поэтому в искусстве использовались прочные камни, — говорит Олег Звонков, — а при Эхнатоне потребовалось что-то более тонкое и удобное в резьбе, что позволяло бы выразить специфические детали».

Алебастр древнеегипетскими мастерами применялся и до правления Эхнатона, но именно при нем стал наиболее востребованным поделочным материалом. Одно из месторождений минерала располагалось в 15 милях от воздвигнутого фараоном города Ахетатона, и вряд ли это можно считать случайным совпадением.

Исследователи Древнего Египта практически не сомневаются, что алебастр помимо удобства в обращении с ним нес в себе еще и сакральный смысл.

«Существует несколько версий, — объясняет Олег Звонков. — По одной из них само название алебастра происходит от имени богини-кошки Баст. Но мне кажется, что восприятие алебастра как сакрального материала пошло во многом и от внутреннего чувствования. Ведь он пропускает солнечный свет, а солнце играло основополагающую роль в египетской теологии».

Возможно, окружая себя предметами из алебастра, удивительным образом способного пропускать и в то же время сохранять в себе солнечный свет, фараон подчеркивал свою близость к богу солнца — Атону.

Увы, ни следование принципу Маат, ни символ солнца не уберегли Эхнатона от внезапной смерти и последующего развенчания его культа. А что же Тутанхамон? До находки Картера да и после нее в научной среде он, говоря современным языком, не котировался. Править страной стал в возрасте 10 лет и все 9 лет царствования находился под сторонним влиянием — сначала легендарной красавицы Нефертити, а потом пожилого царедворца Эйе.

Как заметил сам Картер, главной заслугой фараона стало то, что он умер и был погребен с почестями. Если бы не он, необычные алебастровые предметы могли не дойти до наших дней и не раскрыть еще одну маленькую тайну великой цивилизации.

clip_image003

Погребальная маска Тутанхамона, который знаменит лишь благодаря своей гробнице, а не своим деяниям

Ольга Дюжева, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина:

— Алебастр египтяне использовали с самого древнего времени, но мне, например, неизвестно о том, чтобы этому минералу придавалось особое значение. Просто материал прочный, долговечный, а для египтян это считалось важным, поскольку предметы, положенные в гробницу, должны были храниться веками и тысячелетиями. В этом смысле алебастр гораздо надежнее, чем, скажем, керамика. Я сомневаюсь, что он получил широкое распространение именно в эпоху Амарны. Да, изысканность форм характерна для искусства Нового царства, но она возникла до Амарны — при Аменхотепе III.

Михаил Чегодаев, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН:

— С алебастром египтяне виртуозно управлялись еще с додинастических времен. Его очень легко обрабатывать, он мягче гранита и позволяет делать тонкие полупрозрачные вещи. Например, дивные сосуды были найдены в пирамиде Джосера в Саккаре. Один из них, кстати, хранится в нашем Пушкинском музее. Для искусства эпохи Амарны характерна плавность линий.

И, например, фигурка девушки, сидящей в барке из гробницы Тутанхамона, выполнена в стиле амарнской малой пластики. Но я бы не стал категорически заявлять о том, что именно такие формы сосудов характерны для амарнского периода. Вообще предметы из алебастра чаще предназначались для быта. Даже по предметам из гробницы Тутанхамона видно, что их использовали в быту, а не в ритуальной практике. Поэтому я сомневаюсь в сакральной роли алебастра.

Иван Богданов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН:

— Алебастр в эпоху Древнего царства служил для облицовки некоторых пирамид и других зданий, в эпоху Среднего и Нового царств из него возводились часовни, во все времена делались статуи, саркофаги. Алебастровые вазы использовались как важная ритуальная утварь в Египте с древнейших времен. Но о каком-либо особом культовом значении алебастра в Амарнское время, в частности о его связи с солнечным культом, тексты ничего не сообщают.

014_039_cairo_tut_vase_

 

link

storyfiles.blogspot.com

Египетская технологическая революция начала 3 тысячелетия до н.э . Часть 2. - Сергей Алданов

Где токарный станок, на которых точили каменные вазы в Египте с 3400-3300 гг. до н.э?stone-turning-lathe (1)Современный камнеобрабатывающий станок: на нем в момент фотографирования  точат гранитную сферу  диаметром 60 см. Многие египетские вазы  сопоставимы с этим объектом по размерам, точности обработки и твердости материала - но где же соответствующие древнеегипетские станки?

В каменных египетских вазах обращает на себя внимание то, что с внешней стороны, да и с внутренней стороны тоже  они могли бы быть обточены  с помощью некого токарного станка. В самом деле, многие вазы довольно явные фигуры вращения - об этом свидетельствуют как иллюстрации из предыдущей части, так из этой, они приводятся ниже.И такую внешнюю обточку в Египте освоили очень рано - еще до начала производства каменных ваз:BM_EA49003_macehead_Naqada_I

Диски - насадки булав из Эль Махасны (El-Mahasna), Naqada I, c. 4000-3600 BC. (диаметр левой примерно   10 см, British Museum (EA 49003), Photograph by Jon Bodsworth

Mace1401 (1)Булава с подобной насадкой, примерно 3800-2700 гг.

Любопытно что основа приемов обработки для объекта несколько более сложного была изобретена тоже очень рано, не позже 3300 гг. Любопытно, что каменные вазы были в те времена качественней керамических изделий:uc4351  uc4356

Изделия из одного погребения - Nagada, Tomb T 16, окооло 3300 гг (Археологический музей Петри, Лондон). Поражает, как незатейлива керамика и уже весьма хороша  эта каменная ваза. Такое впечатление, что "токарный станок" изобрели существенно раньше гончарного круга. И в самом деле, гончарный круг в Египте появился в начале 3 тыс. до н.э, и, может быть из приспосбления для обработки камня.

Но смотрим дальше:

55696_800Цилиндрическая ваза из кальцита со знаком Сокола-Гора и с именем фараона Нармера, 1 династия, Абидос, около 2700 Высота 27,2 см Музей Пенн (Пенсильванский университет) E9510

PeribsenКоническая ваза из королевской усыпальницы в Абидосе.Stone vase of Seth-Peribsen with the inscription "tribute of the people of Sethroë", National Archaeological Museum (France). Around 2740 B.C.

Кстати, в той же грабнице были найдены несколько досок для игры в змею Мехена: Они, кроме техники исполнения и необычных материалов иллюстриуют широкое увлечение этой игрой в то время - в гробнице было найдено несколько досок или их фрагментов, а первые доски относятся еще к временам Нагада - http://www.jocari.be/search.php?scat=297&sman=1&pg=1&nobox=true 

Peribsen_MehenДоска из зеленого фаянса, из гробницы Сета-Перибсена в Абидосе выставлена в Лувре. Честно говоря, я думал, что фаянс более позднее изобретение.  Но, оказывается, фаянс изобретен в Месопотамии примерно за 4500 лет до н.э, и египтяне к этому времени, почти 2 тыс лет спустя, не только "были в курсе", но удачно развивали технику. 

Peribsen_Mehen deskВосстановленная по фрагменту (более темная)  доска для игры в змею Мехема, материал бирюза (твердость 5-6 по шкале Мооса).© Musée royal de Mariemont (Morlanwelz, Belgique)

8734_0413_500 доска

Луковичная ваза из брекчии, 2700-3000 BC, из коллекции доктора Крейцигера, Мюнхен, была продана в 1980-ых с аукциона-. Cf. Aston - 1994, 111 nos. 49/50. untitled

Чашечка из горного хрусталя, проданная в свое время на аукционе Кристи. Твердость по шкале Мооса 6,5-7, это кристаллическая окись кремния, для рбработки особенно сложная..

AN EGYPTIAN ROCK CRYSTAL BOWL EARLY DYNASTIC, DYNASTY I, CIRCA 3000-2750 B.C. With flaring convex sides and inward-folded rim, on a flat base, the interior with circular countersunk recess4¾ in. (12 cm.) diam., 1 7/8 in. (4.8 cm.) high Provenance

with Khawam, Paris, 1974.Private collection, UK.

В сети на сайте галереи Баракат из Калифорнии встречается маленький сосуд, практически, пробирка из горного хрусталя якобы примерно того же времени, то есть около 3000 гг. до н.э:

tube rock crystalDimensions: 3" (7.6cm) high x 1.25" (3.2cm) wide

Однако, это может быть и фальсификат. 

Зато явно не фальсификат эта странная штука, найденная археологом Эмери в 1936 году в Саккаре в могиле сына фараона Сабу (3000 ВС):

schist3

Ее назвали декоративной вазой Хранится она в Национальном музее в Каире. Но, оказалось, таких ваз несколько.

slate_dish_1Еще одна сланцевая чудесная "штуковина" Metasiltstone ornamental bowl with coring slot from the Step Pyramid, 3rd Dynasty. (diameter 38 cm., Cairo Museum, Photograph by Jon Bodsworth)Сделать такую вещь сложно: материал тонок и хрупок. Но сделать его совсем без токарной обработки кажется задачей очень сложной. Тем более, что она тут явно напрашивается.

Официально египтяне не знали колеса, но вращение они явно проходили и циркули имели.

Так что худо-бедно, но приходится признать, что если не горизонтальный, то вертикальный станок с вращением обрабатываемой детали и какой-то  фиксацией обрабатывающего инструмента у них был.

И еще одна деталь, которая может помочь в поисках технологии - форма сосудов:wm50b93842

 На форуме http://www.abovetopsecret.com/forum/thread903566/pg4 один из участников привел график распространения новых форм сосудов и украшений на них - более, чем очевидно, что в период Нагада III - первой династии был освоен целый ряд новых форм, а заодно и декоративных элементов.

aldanov.livejournal.com

Таинственные технологии Древнего Египта | STENA.ee

Давайте обратимся опять к одной из древнейших цивилизаций мира и к одной из самых загадочных стран — Египту. Бесчисленное количество версий и споров порождают следы деятельности и сооружения древних. Вот еще несколько вопросов, на которых могут быть только фантастические ответы.

На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов — гранита, диорита, обсидиана, кварца… Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария.

Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают…

Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой — отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.

Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.

Но вот незадача — в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.

И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, — это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума — поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.

А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями — необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

Многие пытаются такое несообразное соседство объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.

Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение — кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

Грандиозность древнеегипетских пирамид и дворцов вполне очевидна, но всё же интересно было бы узнать, каким образом и с применением каких технологий удалось создать это удивительное чудо.

1. Большинство гигантских гранитных блоков заготавливалось в Северных Каменоломнях близ современного г. Ассуана. Блоки извлекались из скального массива. Интересно ознакомиться, каким же образом это происходило.

2. Вокруг будущего блока изготавливался паз с очень ровной стенкой.

3. Более того, верх заготовки блока и плоскость рядом с блоком также выравнивались неизвестным иструментом, после работы которого оставались ровные мелкие повторяющиеся выемки.

4. Подобные выемки этот инструмент оставлял и на дне канавы или паза, вокруг заготовки блока.

5. Также во множестве встречаются ровные и глубокие отверстия в заготовке и массиве гранита вокруг неё.

6. На всех четырех углах детали паз ровно и аккуратно закруглен по радиусу.

7.  А вот истинный размер заготовки блока. Совершенно невозможно представить технологию, при помощи которой блок мог быть извлечен из массива.Какие-либо артефакты, свидетельствующие о способах подъема и транспортировки заготовок, отсутствуют.

8.  Отверстие в разрезе. Пирамида Усеркафа.

9. Отверстие в разрезе. Пирамида Усеркафа.

10. Храм Сахура. Отверстие с равномерно повторяющимися круговыми рисками.

11. Храм Сахура.

12. Храм Сахура.  Отверстие с круговыми рисками, идущими с одинаковым шагом. Подобные отверсия возможно изготовить медным трубчатым сверлом с применением порошка корунда и подачей воды. Вращение инструмента возможно обеспечить при помощи плоско-ременного привода от варащающегося маховика.

13. Пирамида Джедкара. Пол из базальта.

14. Пирамида Джедкара. Выровненый пол из базальта, технология неизвестна, как впрочем и инструмент, которым эта работа могла быть выполненна. Обратите внимание на бортик справа. Возможно инструмент не был доведен до края по неизвестной причине.

15. Пирамида Усеркафа. Пол из базальта.

16. Пирамида Менкаура. Стена, выровненая неизвестным инструментом. Процесс предположительно не завершён.

17. Пирамида Менкаура. Ещё один фрагмент стены. Возможно, процесс выравнивания также незавершён.

18. Храм Хатшепсут. Профилированная деталь фасада.  Хорошее качество обработки деталей, выборка паза могла быть осуществлена  вращающимся медным диском с добавлением корундового порошка и подачей воды.

19.  Мастаба Птахшепсеса. Блок с шипами.  Качество шлифовки граней достаточно высокое, шипы, вероятно являлись конструктивным элементом. Технология неизвестна.

Вот еще некоторая информация:

В Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера (2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел осколки подобных изделий и на плато Гиза.

В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента. Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в Музее Петри).

Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта.</p>

Петри писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах».

На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия, Британский музей).

Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера.

Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа).

Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания  – менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).

Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически невозможно.

В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного  мастерства.

На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.

Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем.

На снимках – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента.

Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды (см. ниже).

Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. выше), проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В большинстве случаев заметно, что эти «запилы» имеют чистые и гладкие, последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта «пилы» с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков неустойчивости или колебания «пилы» , которые могли бы ожидаться при распиле длинным полотном с продольно-возвратным ручным ходом, особенно при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь проще, «бугор», что весьма труднообъяснимо без большой начальной скорости «врезания» лезвия.

Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Как писал еще Петри, «высверленные каналы варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0,63 см) до 5 дюймов (12,7 см) в диаметре, и биением от 1/30 (0,8 мм) до 1/5 (~5 мм) дюйма. Наименьшее же отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (~5 см)».

Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. ниже).

Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в Каирском музее без какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный «вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения Петри о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий.

Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления.

 В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины, расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей.

На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее – канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Поражает толщина режущей кромки инструмента. Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке).

Наверное, чисто теоретически, в самом наличии отверстий подобного типа нет чего-то запредельно невероятного, чего нельзя было бы получить древним египтянам при огромном желании. Однако, сверление отверстий в граните – занятие весьма сложное. Трубчатое сверление – это достаточно специализированный метод, который не будет развиваться без реальной необходимости иметь отверстия большого диаметра в твердых породах. Эти отверстия демонстрируют высокий уровень технологии, развитый египтянами, видимо, не для «навешивания дверей», но уже вполне сложившийся и продвинутый к тому времени уровень, потребовавший бы как минимум нескольких столетий для своего развития и предварительного опыта применения.

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте

Тема: Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте

Цель: а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта

б) Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Материалы: иллюстративный материал, книга «Чудеса света», книга «Краткая история искусств», шаблоны алебастровых ваз.

Оборудование: альбом, простой карандаш, терка, цветные карандаши, акварельные краски, кисть №3, №6, баночка для воды, палитра.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

Слово учителя

Сегодня мы поговорим о декоративно0прикладном искусстве Древнего Египта, которое мы можем сейчас видеть благодаря находкам в гробницах. Египет находится в Африке, где очень сухой климат, благодаря чему до нашего времени дошли прекрасные изделия из дерева и даже образцы тканей. Египетские цари и придворные знали почти все виды мебели, пользовались изящной посудой из камня, глины и стекла, носили тончайшие одежды и роскошные украшения.

Мебель

Для изготовления мебели египтяне испо­льзовали много разных пород дерева – эбе­­новое, которое произрастало в долине Нила, сикомор и акацию – тоже местные породы; а вот кедр, кипарис и черное дерево были привозными. Мебель инкрустировали слоновой костью, покрывали листовым золотом, расписывали, иногда покрывали тонким слоем стука. Сборка производилась с помощью деревянных гвоздей, шипов, кожаных ремней. 

Мебель для сиденья бы­ла довольно разнообразной – это всевозможные табуреты, часто низкие, стулья, кресла и скамеечки. Кресла служили тронами фараонам и поэтому были наиболее роскошны. Часто они изготовлялись из черного дерева и украшались инкрустацией или обшивались листовым золотом. На золотые листы наносился изящный рисунок, инкрустирован­ный цветным стеклом, фаянсом и драгоценными камнями. Ажурные подлокотники были сделаны в виде священных кобр, цветков папируса и лотоса. Ножки кресел имели форму львиных лап, которые сверху могли увенчиваться львиными головками.

Популярны были низкие табуреты с крестообразными складными ножками и кожаным сиденьем. Ножки складных стульев и кресел в нижней части могли иметь форму головы водоплавающей птицы.

Табуреты подчас делались сложных форм, например, табурет с вогнутой поверхностью сиденья.

Корпусная мебель.Одежду хранили в небольших комодах, инкрустированных или расписанных. Особенно богато украшались ларцы для драгоценностей. Они изготовлялись из эбенового дерева, инкрустировались золотом, слоновой костью, синим фаянсом и сердоликом. Фор­мы корпусной мебели часто повторяли архитектурные. Например, ковчег из гробницы Тутанхамона представляет собой шкаф, имеющий форму дворца . Он был сделан из дерева и обит листовым золотом с нанесенным на него изящным рельефом.

Ложа имели высокое изголовье, украшенное го­ло­вами животных, их высокие ножки делались в форме звериных лап. Кровать покрывалась циновками из пальмового волокна с нанесенным на них геометрическим орнаментом. 

Посуда

Посуда из камня. Из камня – базальта, алебастра, известняка делали сосуды различной, чаще цилиндрической формы. Чаши и кубки из базальта могли быть в форме бочонка, шара, сердца. Реже встречаются сосуды в форме животного или птицы. Сложны по форме и изысканны алебастровые сосуды из гробницы Тутанхамона. В их декоре использованы растительные мотивы.

Ювелирное искусство

Ювелирное искусство достигло в Древнем Египте высочайшего уровня. Каждый богатый человек носил множество украшений, которые после его смерти складывали в гробницу. Это были великолепные пекторали, ожерелья, бра­слеты, кольца, головные уборы и т.д. Все эти украшения носили как женщины, так и мужчины. К чисто женским относились набедренные цепочки и серьги (мальчики носили их только до девяти лет). Все украшения являлись, прежде всего, оберегами, поэтому  их орнамент состоял исключительно из символов, иероглифов и изображения богов. Для их изготовления использовали высококачественное золото и эмали, драгоценные камни – бирюзу и агат, изумруд и лазурит, сардоникс и яшму.

  1. Закрепление изученного материала

Творческое задание

Нарисовать эскиз ювелирного украшения Древнего Египта

или

Нарисовать алебастровую вазу и украсить ее растительными орнаментами Древнего Египта.

Пояснение к творческому заданию

Для эскиза ювелирного украшения сначала выберите тип украшения, затем наметьте контур карандашом. Прорисуйте внутри контура камни, вставки с насекомыми, птицами или животными и другие свойственные Древнему Египту символы. С помощью цветных карандашей или акварельных красок добавьте цветовые акценты в украшение.

Для рисунка алебастровой вазы возьмите шаблон, обведите его по контуру карандашом. Затем используя примеры орнаментов Древнего Египта украсьте вазу, так же для начала используя простой карандаш. В завершении добавьте цвет орнаментам и самой вазе при помощи цветных карандашей или акварельных красок.

Индивидуальная работа по творческому заданию

kopilkaurokov.ru


Смотрите также