Женщины в истории. Цикл лекций для чтения (Н. И. Басовская, 2014). Древний египет история клеопатра
Клеопатра — это последняя царица Египта
Клеопатра — это последняя царица Египта из македонской династии Птолемеев.
Родилась Клеопатра в 69 году до нашей эры, предположительно, в Александрии. Ее отцом был Птолемей XII Авлет. Матерью ее, возможно, была наложница. Согласно Страбону, у Птолемея Авлета была лишь одна законная дочь Береника IV, царица в 58-55 годах до нашей эры.
Что касается детства и юности Клеопатры, то о них ничего не известно. Конечно же, на нее произвели впечатления события 58-55 годов до нашей эры, в результате которых ее отец был свергнут и изгнан из Египта. Царицей стала сестра Клеопатры Береника. Однако Птолемей XII все же вернулся к власти не без помощи римского наместника Сирии Габиния. Он начал ожесточенную борьбу, в которой погибла и его дочь Береника. У власти Птолемей удерживался только благодаря римлянам. Насмотревшись на такое царствование своего отца, Клеопатра сделала для себя множество выводов, это стало для нее уроком. В последующем она использовала все средства, чтобы избавиться от своих противников и от всех, кто стоял на ее пути, в том числе от младшего брата Птолемея XIV в 44 году до нашей эры и позднее от сестры Арсинои.
Египетская статуя Клеопатры VII из базальта
Интересно узнать: к сожалению, нет никаких достоверных изображений, которые бы смогли передать ее точный физический облик. Если верить профилям на монетах, то Клеопатра была женщиной с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. Она отличалась мощным обаянием, привлекательностью, что очень хорошо использовала для обольщения. Ко всему прочему, у нее был чарующий голос и блестящий, острый ум. Клеопатра была настоящей царицей-полиглотом: помимо родного греческого языка она владела египетским, арамейским, эфиопским, персидским, ивритом и языком троглодитов, народа, жившего на юге Ливии.
Птолемей XII, умирая, оставил завещание. Согласно нему престол переходил Клеопатре и ее младшему брату Птолемею XIII, которому на тот момент исполнилось 9 лет. Со своим братом Клеопатра сочеталась формальным браком, потому что по птолемеевским обычаям женщина не могла царствовать самостоятельно. Титул, под которым Клеопатра взошла на престол, звучал как Теа Филопатор, то есть богиня, любящая отца.
Как только Клеопатра и ее брат взошли на престол, началась борьба. Сначала царица правила одна, отстранив брата, а потом он одержал победу. В этом ему помогли евнух Потин, полководец Ахилл и воспитатель Теодот. Однако Клеопатра, которая скрылась в Сирии, руки не опускала, она создала там войско и разбила лагерь на египетской границе. Там же со своим войском расположился и ее брат, который всячески преграждал ей вход в страну.
Клеопатра и Цезарь. Картина художника Жана-Леона Жерома (1866 г.)
Как раз в этот период в борьбу вмешался Рим. Помпей, которого победил Юлий Цезарь, попросил египетского царя о помощи. Однако молодой Птолемей III, точнее его советники, рассчитывали получить от победителей милостей. Поэтому они решили убить Помпея. Однако царь просчитался. Цезарь отнюдь не был доволен этим, он разгневался этой расправой и похоронил голову Помпея у стен Александрии, где воздвиг святилище Немезиды. Цезарь заявил, что отныне он будет судьей в споре царей, причем его как царица интересовала Клеопатра, которую он рассчитывал сделать своей марионеткой, обязанной ему властью.
Когда Цезарь прибыл в Египет, он сразу вызвал Клеопатру к себе в Александрию. Однако проникнуть в столицу ей было весьма нелегко, ведь она охранялась людьми ее брата. На помощь Клеопатре пришел ее поклонник Аполлодор. Он тайно провез царицу в рыбачьей лодке, а потом пронес в покои Цезаря, спрятав ее в большом мешке для постели. Цезарь был пленен Клеопатрой, которая стала горько жаловаться на своих притеснителей. Цезарь вернулся к завещанию Птолемея XII, согласно которому престол принадлежал и Клеопатре и ее брату. 13-летнему царю естественно это не понравилось, он был разъярен.
Вскоре вспыхнуло восстание, в котором Цезарю все же удалось одержать победу. Царь Птолемей утонул при бегстве в Ниле. Клеопатра стала безраздельной правительницей Египта, при этом она была формально сочтена браком со своим малолетним братом Птолемеем XIV. После отбытия Цезаря, у Клеопатры в 47 году до нашей эры родился сын, которого назвали Цезарем. В истории он известен как Цезарион.
Смерть Клеопатры, картина Реджинальда Артура, 1892
Вскоре Цезарь вызвал в Рим Клеопатру, чтобы заключить союз между Римом и Египтом. Народ был крайне разражен тем, что Цезарь оказывает покровительство Клеопатре, что и послужило одним из поводов, которые ускорили его гибель.
После того, как Цезарь был убит, Клеопатра вернулась в Александрию. Здесь по прошествии некоторого времени умирает и ее брат Птолемей XIV, которого якобы она же и отравила.
В возрасте 29 лет Клеопатра познакомилась с 40-летним римским полководцем — Марком Антонием. Произошло это в 41 году до нашей эры. Обстоятельства знакомства были не очень приятными. Антоний планировал организовать поход против парфян, однако ему нужны были для этого немалые деньги. Он посылает офицера Квинта Деллия в Александрию требовать Клеопатру к себе в Киликию. Антоний хотел обвинить царицу в том, что она якобы помогла убийцам Цезаря. Видимо, он надеялся под этим предлогом получить с нее как можно больше денег для похода.
Клеопатра тоже была достаточно умна и хитра. Она заранее разузнала о пристрастиях Антония, о его влюбчивости, тщеславии и любви к внешнему блеску. В результате Клеопатра тщательно подготовилась к встрече с ним. Она прибыла на судне с вызолоченной кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами. Сама Клеопатра восседала в наряде Афродиты, по обе стороны от нее стояли мальчики с опахалами, кораблем управляли служанки в виде нимф. Корабль двигался по реке Кидн под звуки флейт и кифар, окутанный дымом благовоний. Клеопатра пригласила Марка Антония к себе для роскошного пиршества. Конечно же, все это не могло не очаровать его. Он влюбился в царицу. Их роман длился 10 лет и стал одним из самых знаменитых в истории.
После смерти Клеопатры в 30 году до нашей эры Египет стал римской провинцией.
sitekid.ru
История о Клеопатре - Древний Египет
Клеопатра VII Филопатра была последней царицей Древнего Египта. После плеяды слабых и безвольных царей (один из них, отец Клеопатры, к примеру, прославился лишь тем, что хорошо играл на флейте) на троне Египта наконец воцарился сильный правитель. Однако Клеопатра пришла к власти, когда звезда Египта уже фактически закатилась. В мире решающую роль играл Рим, который захватывал соседние государства и превращал их в свои провинции. Дни свободы Египта были сочтены, но Клеопатра, понимая это, тем не менее боролась, используя любые возможности, за свой трон и за независимость своего государства.
Кстати, последние Птолемеи (Птолемей XI и Птолемей XII, отец Клеопатры) свое право на власть в буквальном смысле слова покупали у Рима. Египет не имел достаточно сильной армии, чтобы сражаться с римской, и мог лишь выкупить свою независимость (в Риме еще ходили легенды о несметных египетских сокровищах), а также проявить лояльность к римской политике, поставляя свой флот и войска римским полководцам.
Трудно сказать, что руководило действиями царицы — великая любовь или трезвый расчет; скорее верно последнее. Однако она проявила себя очень мудрым и тонким политиком, сделав ставку на двух величайших людей своего времени — сначала на Гая Юлия Цезаря, а затем на Марка Антония. Рим в это время переживал трудный переход от республики к империи, сопровождавшийся борьбой в сенате и между консулами. Этим и воспользовалась царица, чтобы отвоевать независимость Египта.
В самом Египте также было неспокойно, и Клеопатре приходилось вести жесточайшую борьбу за египетский трон со своими братьями и младшей сестрой. Согласно египетским законам, Клеопатра не могла править одна — ее соправителями были младшие братья. Знакомство с Цезарем произошло в тот момент, когда старший из братьев, Птолемей XIII, изгнал царицу и она собирала в Сирии оппозиционные войска, чтобы вернуть себе египетский трон.
Когда произошла встреча Цезаря с Клеопатрой, ей было немногим больше 20 лет, а Цезарю — за 50, и он слыл величайшим человеком своего времени.По-видимому, его чувства к молодой женщине были действительно сильными. Историки свидетельствуют, что в то время, когда для Цезаря был дорог каждый день (как раз в это время он вел борьбу за единовластие в Риме), он позволил себе несколько месяцев провести с Клеопатрой в Египте, путешествуя к верховьям Нила, а позже пригласил египетскую царицу в Рим, где она жила на его вилле. Диктатор вынашивал планы стать владыкой Рима, а своей супругой и соправительницей сделать Клеопатру, потомка истинных древних царей. Кстати, столь очаровавшая его молодая женщина была не только привлекательна, но и очень образована для своего времени, она легко изъяснялась на многих языках (при том, что большинство греков в Александрии не знали даже египетского) и безусловно была отличным психологом. Если бы планы диктатора удались, вопрос о суверенитете Египта и царской власти для Клеопатры не стоял бы; более того, Египет мог бы стать культурным центром огромного римского государства.
Вместе с тем Цезарь не собирался разводиться с Кальпурнией, своей римской женой. Ходили слухи, что у него уже был готов проект закона, согласно которому ему — властелину мировой монархии — позволялось брать для рождения наследников сколько угодно жен. Благодаря этому закону он мог бы усыновить своего ребенка от Клеопатры (который вскоре станет Птолемеем XV Цезарем, соправителем матери).
Однако мартовские иды 44 года до н.э. с убийством великого Цезаря положили конец надеждам царицы. Тогда выбор Клеопатры пал на Марка Антония, лучшего по тем временам римского полководца. После смерти Цезаря власть в Риме разделили два его «наследника»: Октавиан взял под свое управление запад, а Марк Антоний — восток. Надо отметить, что Марк Антоний, судя по описаниям, был человеком простым, грубоватым, любителем выпить и покутить,из-зачего на востоке его окрестили Дионисом. Воспользовавшись этим, Клеопатра сумела представить свой визит к наместнику Востока так, что прошел слух, будто «сама Афродита шествует к Дионису на благо Азии».
Корма была из золота, а парус
Из пурпура. Там ароматы жгли,
И ветер замирал от восхищенья.
Под звуки флейт приподнимались в лад
Серебряные весла, и теченье
Вдогонку музыке шумело вслед.
Ее самой словами не опишешь.
Она лежала в золотом шатре
Стройней Венеры, а ведь и богиня
Не подлинность, а сказка и мечта, -
так описывает царственный визит Шекспир.
Этот союз был выгоден и Антонию, и Клеопатре. Антонию в его борьбе за власть в Риме необходимы были египетские богатства, а для Клеопатры это был еще один шанс стать правительницей римского государства. Среди историков даже бытуют версии, что в случае победы Антония и Клеопатры не Рим, а Александрия могла бы стать центром огромной монархии (или это была бы империя — кто знает, как повернулся бы тогда ход истории?).
Прославившийся на весь мир роман полководца и царицы, собственно, и послужил источником последующих сплетен. Безусловно, здесь не было благородства и возвышенности, отличавших отношения Клеопатры и Юлия Цезаря. Но царица, прекрасно понимавшая человеческую натуру, не могла не видеть культурного уровня и интересов своего возлюбленного и охотно подыгрывала ему. Историки упоминают и пышные пиры, в которых проводила время царственная чета (кстати, миф о растворенной в уксусе и выпитой жемчужине — более позднего происхождения), и царские забавы, вроде прогулок в одежде простолюдинов по ночному городу.
Роман Антония и Клеопатры продолжался почти 14 лет и мог бы иметь счастливое завершение, однако судьба распорядилась иначе. Ослепленный любовью триумвир совершил ряд опрометчивых шагов, раздарив своей египетской супруге и детям (сыну Цезаря и их собственным детям, Александру-Гелиосу и Клеопатре-Селене) большую часть римских владений на Востоке. Октавиан, который уже давно искал повод объявить Египту (и Клеопатре с Антонием) войну, обнародовал в сенате завещание Марка Антония, где римский гражданин и полководец просил похоронить себя в Египте, рядом с царицей, называл своим наследником сына Клеопатры от Юлия Цезаря и признавал за Клеопатрой не только Египет, но и многие другие владения, которыми он ее наделил. Это завещание было подобно разорвавшейся бомбе. Сенат разрешил Октавиану начать военные действия, но, поскольку гражданская война в Риме была очень непопулярна, войну объявили Клеопатре.
Трагическое окончание этой истории нам хорошо известно. После смерти Марка Антония Клеопатра покончила с собой, чтобы избежать позора быть проведенной в триумфе, прикованной к колеснице победителя. А может быть, и потому, что прекрасно понимала: со смертью Марка Антония судьба ее и Египта предрешена.
ismailia.ru
Биография царицы Клеопатры
69 г. до н.э. — Клеопатра родилась в Александрии, северной столице Древнего Египта
51 г. до н.э. — Птолемей Авлет, фараон Египта, умирает, оставив трон своей 18-летней дочери, Клеопатре и ее младшему брату Птолемею XIII. Фактически делами государства управляет Помпей.
48 год до н.э. — Клеопатра удаляет от власти Теодота и Ачилла.
Август 48 г. до н.э. — Помпей одерживает победу в сражении в Фессалии, на Фарсала
28 сентября 48 г. до н.э. – Помпей убит. Цезарь утверждает на троне в качестве единоличного правителя Клеопатру.
23 июня 47 г. до н.э. — родился Цезарион (Птолемей Цезарь), сын Юлия Цезаря и Клеопатры.
46-44 г. до н.э.- Цезарь появляется с Клеопатрой в Риме
15 марта 44 г. до н.э. – Цезарь убит. Клеопатра бежит в Александрию.
43 г. до н.э. — Формирование Второго Триумвирата : Антоний — Октавиан (Август) — Лепид
43-42 г. до н.э.- Победа триумвирата в бойне на Филиппах (в Македонии)
41 г. до н.э. — Антоний отвечает на приглашение Клеопатры в Тарс и следует за ней в Египет
40 г. до н.э.- Антоний возвращается в Римскую империю
Второй Триумвират разделяет сферы влияния на Средиземном море:
Октавиан командует западными провинциями — (Испания, Сардиния, Сицилия, трансальпийская Галлия, Нарбонна)Антоний берет под контроль восточные провинции (Македония, Азия, Вифиния, Киликия, Сирия)
Лепид берет под управление Африку (Тунис и Алжир)
36 г. до н.э. – Гибель Лепида
Октавиан контролиует Африку и становится единоличным правителем Рима.
Начало Парфянской кампании Марка Антония
35 г. до н.э. — Антоний возвращается в Александрию с Клеопатрой
32 г. до н.э. — Антоний разводится с римской супругой, сестрой Октавиана, Октавией.
Западные провинции Римской империи дают клятву верности Октавиану.
Объявление войны с царицей Древнего Египта Клеопатрой
31 г. до н.э. (2 сентября) — Битва при Акции. Победа Октавиана. Антоний и Клеопатра ищут убежища в Александрии
30 г. до н.э. — Победа Октавиана в Александрии
Самоубийство Антония и Клеопатры.
Древний Египет становится римской провинцией.
Смотрите также:
Правление царицы Клеопатры
drevniy-egipet.ru
Клеопатра - начало правления | Народы мира
КЛЕОПАТРА
02.10.69год до н. э. – 12.08.30год до н. э.
Клеопатра, будучи европейкой по происхождению, представляется самой прославленной царицей Египта. Она вела свой род от выходцев из Македонии на севере Греции, рода Птолемеев, греческой династией, правившей Египтом триста лет от Александра до самой Клеопатры. И хотя этих правителей обычно называли слабыми, неэффективными и не имеющими прямого отношения к фараоновскому прошлому Египта, Птолемеи внесли значительный вклад в египтологию.
Карта Египта при правлении Клеопатры
Птолемеи основали публичную библиотеку в Александрии, привлекли многих ученых к сбору текстов со всех концов древнего мира и их изучению. Здесь египетский жрец Манефон составил список фараонов за трехтысячелетнюю историю Египта, распределив их по династиям, и его системой пользуются и поныне. Сведения о бальзамировании — практике, наиболее характерной для Египта, — мы получили только из двух греческих источников, один из которых принадлежит к временам Клеопатры; и даже в терминологии, относящейся к древней культуре страны, преобладают греческие заимствования.
Для примера можно назвать и такие общеизвестные египтологические термины, как «иероглиф», «обелиск», «пирамида», «саркофаг», и имена богов — Исида, Осирис, Анубис, имена фараонов — Тутмос, Аменофис, Сесострис, название реки Нил и даже самой страны Египет.
Птолемеи как рачительные наследники осуществляли программу широкого строительства по всей стране, в том числе большинства храмов, сохранившихся до наших дней. В надписях на стенах даются подробные описания ритуалов, не встречающихся в каких-либо других источниках, и благодаря тому, что надписи часто делались на двух языках — на греческом и египетском, современный мир получил ключ к расшифровке иероглифов. Первыми прочитали вслух имена Птолемея и Клеопатры.
Используя богатства инородной империи, греческие монархи Египта преобразили свое царство. И хотя неудержимая римская экспансия привела к постепенному истощению состояния Птолемеев, оно было многократно приумножено Клеопатрой. Будучи последней правительницей из династии и первой, овладевшей египетским языком, она восстановила империю Египта до размеров тысячелетней давности; Египет снова стал мировой супердержавой, и его народ по праву гордился царицей, которую он боготворил в течение столетий после ее смерти.
Новая царица сумела завоевать сердца и умы египтян во многом благодаря тому, что умела говорить на их языке, и как первая из своей династии, кто владел египетским языком, глубоко понимала их древнюю культуру. Выросшая во дворце, где образование было возведено до уровня искусства, она прекрасно знала историческое наследие, которое могло помочь раскрыть громадные ресурсы, необходимые для возрождения Египта и пополнения его богатств. Хотя во время правления Клеопатра большое внимание уделяла отношениям с миром за пределами Египта, её древнее царство служило фоном традиционных ритуалов, необходимых для поддержания её статуса божественного монарха.
Появление перед подданными во время регулярных плаваний вверх и вниз по Нилу обеспечивало ей поддержку с их стороны и финансовые ресурсы, нужные для проведения амбициозной внешней политики. Несколько дней спустя после восхождения на трон семнадцатилетней девушкой, она участвует в совершении древнего обряда перевозки по Нилу священного быка- земного воплощения бога солнца, продемонстрировав уважение к местным традициям. Позднее, после рождения первенца. В полночь она будет стоять в святилище на крыше храма в Дендере во время обряда, совершаемого при лунном свете, чтобы наполниться силой богини-матери Исиды.
Красота этой женщины была не тою, что зовётся несравненной и поражает с первого взгляда, зато обращение её отличалось неотразимой прелестью, и потому её облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, с огромным обоянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу.Сами звуки её голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад — на любое наречие, так что лишь с немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами — Плутарх.
Клеопатра не только правила, она преобразовала Египет, превратив его из марионеточного царства, подвластного Риму, в державу столь великую, что она чуть не завладела всем известным миром.
Птолемей I Сотер — ближайший сподвижник Александра Македонского, попросил у него в качестве воинской награды Египет. После смерти Македонского Птолемей забальзамировал труп Александра, отбыл в своё царство и обосновался в Александрии, названной в честь Македонского. Здесь Птолемей основал знаменитую Александрийскую библиотеку. Клеопатра воспитывалась на пергаментах этой сокровищницы знаний и сумела воспользоваться мудростью веков, став образованнейшей женщиной своего времени.
В июле 51 года до н. э. скончался Птолемей XII Авлет, владыка Египта, завещавший престол своим детям: шестнадцатилетней красавице Клеопатре и тринадцатилетнему Птолемею – Дионису. Следуя египетскому обычаю, они тотчас же вступили в брак друг с другом. Унаследовавшая от своих предков политический ум, Клеопатра всю себя всегда подчиняла холодному расчёту, но помимо расчётливого ума, она обладала необыкновенной сладострастной натурой. Будучи супругой тринадцатилетнего мальчика, Клеопатра для удовлетворения своих страстей содержала целый сераль молодых красивых мужчин.
В 48 году до н. э. воспитателю молодого Птолемея XIII, евнуху Пофину удалось поднять против Клеопатры столицу государства — Александрию. Евнух обвинял юную красавицу в стремлении к единодержавию и готовности прибегнуть ради этого даже к помощи Рима. Возмутившийся народ угрожал жизни Клеопатры. И она с несколькими преданными ей людьми сочла за лучшее бежать из Александрии в Сирию, не признав однако себя побеждённой.
Брат и сестра, муж и жена — каждый из них готовился кровью отстоять свои права. Клеопатра вернулась с огромным войском и заняла Пелузий. В это время могущественный Цезарь плыл с небольшим флотом в Александрию, преследуя Помпея, которого разбил в сражении при Фарсале. Но когда Цезарь приплыл в Александрию, Помпей был уже мёртв, его подло лишили жизни по приказу Птолемея Диониса.
Войска Клеопатры и войска Птолемея, которыми командовал Ахилл, расположились друг против друга и готовились к сражению. Презрев приказ Цезаря распустить войска, Ахилл двинулся на Александрию, осадил её центральные кварталы с царским дворцом и гаванью — цитадель Бруцеум, и долгое время никто не знал, кто же будет править в Египте.
Наконец Клеопатра решила, что надо действовать. Оставив свои войска в Пелузи, она подплыла вечером в лодке к Александрии и вдвоём с сицилийцем Аполлодором сошла на берег. Аполлодор завернул её в драгоценные сирийские ковры и велел отнести ковры в подарок Цезарю. Когда во дворце развернули рулон, внутри оказалась прекраснейшая в мире женщина. Цезарь не смог устоять против любовных чар Клеопатры так же понимая, что подчинение Египта его воле было очень важным политическим вопросом. И он испытывал острейшее нежелание предоставлять царицу самой себе как по этой причине, так и по той, что она завладела его сердцем. Когда мир был восстановлен, Цезарь возобновил официальную деятельность, но, несмотря на четыре месяца гражданской войны и вопреки ожиданиям Рима, он не аннексировал Египет. В противном случае был бы назначен наместник, который мог бы взять власть в свои руки, и, поскольку Клеопатра стала его самой надежной союзницей, Цезарь вторично исполнил волю Авлета: «Так как старший из обоих мальчиков погиб, то Цезарь передал царскую власть младшему и старшей из двух дочерей, Клеопатре, которая сохраняла верность ему». Таким образом, одного Птолемея заменили другим — двенадцатилетним Птолемеем XIV, ставшим номинальным соправителем Клеопатры. Их удостоили титула любящие отца, брато-сестролюбящие боги, притом, что ее имя снова стояло на первом месте.
Формальное совместное с младшим братом правление не помешало Клеопатре выйти замуж за Цезаря по египетским обычаям.
Клеопатра и Цезарь совершили круиз по Нилу после победы в Александрийской войне, Цель же Клеопатры состояла в том, чтобы показать Цезарю свою древнюю страну. Ему предоставлялась возможность своими глазами увидеть огромные ресурсы, которыми он мог бы воспользоваться через посредство своей супруги.
Когда Клеопатра плыла вниз по Нилу, ее почитали как всемогущее воплощенное божество, и тот факт, что почти два миллиона человек отдавали дань искреннего уважения партнерше Цезаря, несомненно, произвел глубокое впечатление на римлянина, уже задумавшегося над тем, как воспользоваться и своей собственной божественностью, чтобы взять Рим под еще более жесткий контроль. После возвращения в Александрию из путешествия на юг с Клеопатрой Цезарь начал готовиться к отъезду в Рим, где продолжали нагнетать обстановку сыновья Помпея, и их сторонники набирали силу.
Критиковали Цезаря за то, что он не вернулся сразу после Александрийской войны, а вину за длительное отсутствие возлагали на Клеопатру, женскими хитростями якобы заманившую благородного римлянина Для обеспечения безопасности Клеопатры и укрепления ее позиций он оставил три легиона в Александрии под надежным командованием своего любимого вольноотпущенника Руфио. Хотя теоретически Клеопатра все еще правила вместе с оставшимся не полнородным братом Птолемеем XIV. Клеопатра и ее советники помогали Цезарю разрабатывать планы великих проектов, а тем временем старый кирпичный город начал уступать место облицованной мрамором метрополии, и образцом для нее служила Александрия. В 46 году до н. э. состоялось официальное открытие нового Форума Юлия, где находился величественный храм Венеры с золотой статуей Клеопатры.
В соседствующей с ним базилике Юлии, названной так по имени дочери Цезаря, разместились римские суды в таких же великолепных портиках, как в александрийском гимнасии.
Гимнасий ( от gymnos — обнаженный) — воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки.
Клеопатра появлялась в таких местах в своем царском паланкине с занавесками из тончайшего полотна. Примерно в это время родилась идея построить новое здание для заседаний народного собрания на Марсовом поле. Предполагалось, что его стены в окружности составят одну милю. А у Тарпейской скалы на Капитолийском холме намечалось построить самый большой в мире театр.
Оба эти проекта возникли под влиянием гигантомании Александра и колоссальных размеров египетской архитектуры, которая произвела на Цезаря неизгладимое впечатление. Но наибольшее воздействие на Цезаря Клеопатра оказала в той области, к какой у них обоих была тяга, — в области знаний, и, несмотря на недавно понесенный урон в ходе Александрийской войны,Клеопатра все еще владела крупнейшей в мире библиотекой.
Цезарь провозглашает Клеопатру — царицей Египта
Несомненно, по ее совету Цезарь решил создать аналогичную библиотеку в Риме, и в 47 году до н. э., по возвращении из Египта, он назначил главного библиотекаря. Перед ним была поставлена задача собрать копии всех существующих греческих и латинских трудов, что требовало непосредственного сотрудничества с Александрией.
Столь ощутимо повлияв на культуру, религию, политику и даже ландшафт Рима, Клеопатра дала Цезарю средство, позволяющее изменить время. Астрономы Клеопатры предоставили ему египетский календарь, более точный, чем тот, которым пользовались римляне, и по которому с незначительными изменениями, внесенными папой римским в 1582 году, до сих пор живет Западный мир.
В то время как весь образ жизни Рима менялся по воле одного человека, находившегося под влиянием не просто иноземца или даже женщины, но и монарха, истовые республиканцы искали способы, как положить конец этим реформам. Пока Цезарь делал последние приготовления перед парфянским походом, республиканцы тайно замышляли отправить его совсем в другое место. Во главе заговора встал сын его давнего друга и бывшей любовницы Сервилии, Марк Юний Брут.
Когда участники заговора договорились, как действовать, слухи о готовящемся покушении разнеслись по городу, но Цезарь вел себя так, будто ему ничто не грозит, создавал вокруг себя ореол божественной неуязвимости и даже распустил своих испанских телохранителей в феврале 44 года до н. э.
Через несколько часов новость узнала и Клеопатра. Она рвала на себе одежды и волосы, как это делают все обезумевшие от горя женщины. В итоге она оказалась подлинной Исидой, оплакивающей своего мужа-правителя, изрубленного с такой жестокостью.
продолжение...
narodworld.ru
Женщины в истории. Цикл лекций для чтения (Н. И. Басовская, 2014)
Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта
Древний Египет – одна из древнейших человеческих цивилизаций. Ее неугасимый свет очень важен для мировой истории. Египетские пирамиды – это своего рода послание ушедшего мира, адресованное нам, потомкам.
Пять тысяч лет отделяют нас от древнеегипетской цивилизации. Это такая глубокая древность, что все датировки лишь приблизительны. Время первой из знаменитых женщин Египта – царицы Хатшепсут – примерно XV век до новой эры. Эта женщина объявила себя фараоном и правила, как мужчина. Она даже пристегивала бороду к своему красивому лицу.
Вторая, самая прекрасная, Нефертити, – не царица, а первая жена фараона-отступника, фараона-еретика, фараона-реформатора Эхнатона. Все мы помним ее безупречную красоту. Швейцарский археолог Иоганн Людвиг Буркхардт, обнаруживший скульптурный портрет Нефертити, говорил так: «Писать о нем бессмысленно. Смотреть! Смотреть! Только смотреть!». Время жизни Нефертити – XIV век до нашей эры, примерно через столетие после Хатшепсут. Для плавно текущей патриархальной цивилизации Древнего Египта сто лет – не очень много.
А третья женщина, самая знаменитая, – великая Клеопатра. Она жила в I веке до новой эры, умерла в 30 году д. н. э. Тогда же в Риме установилась фактически императорская власть, а первым единоличным правителем стал Октавиан Август. После Клеопатры Египет оказался под римской властью. Потом древнеегипетская цивилизация растворилась в бесконечных сменах правителей, исчезла после арабских завоеваний VII века.
Есть ли что-то объединяющее великих женщин Древнего Египта? Восходит ли это что-то к их женской сущности? Правильно ли искать в поворотах истории так называемое гендерное (связанное с полом) начало?
Думаю, на эти вопросы надо ответить положительно. Все три фигуры, затерянные в глубине веков, объединяет то, что их биографии, их роль в политике существенно отличны от классического мужского правления. Власть они любили не меньше и не больше, чем мужчины, и давалась она им нелегко. И Хатшепсут, и Клеопатре пришлось биться за власть. Но все три женщины, о которых идет речь, старались избегать прямого насилия и захватнической войны.
А чем же заменить эти методы в столь древние времена, когда завоевание было основной формой существования цивилизации? Патриархальные государства отличаются тем, что их экономика развивается экстенсивно, то есть основной метод увеличения совокупного богатства – это простое арифметическое действие: сложение. Больше земель – больше богатства. Большая добыча – очень хорошо! Обществу для процветания нужны рабы (или полурабы, как это было в Древнем Египте).
Тем не менее, ни при одной из женщин – правительниц Древнего Египта – насилие не было доминантой. А что было? Безусловно, желание прославиться в веках. Это вообще свойственно политикам, но женщины уже в древности проявляли особую изобретательность, создавая то, что гораздо позже стали называть словом «имидж». Кроме традиционных приемов самовосхваления, они применяли и такой, как повышенное внимание к наукам и искусствам. Конечно, такими бывают и правители-мужчины, но не очень часто.
Итак, перенесемся в первую половину – середину XV века д. н. э., эпоху Нового царства, время высшего расцвета древнеегипетской цивилизации. Правление Хатшепсут – это мирная передышка в истории непрерывно воюющего Египта. Она стала возможна, потому что во время ограбления соседних стран и народов были накоплены немалые богатства.
При деде Хатшепсут, фараоне Яхмосе I, Египет избавился от иноземных завоевателей гиксосов – кочевников-скотоводов, которые победоносно прошли по всей дельте Нила. Когда они временно победили передовой, цивилизованный Египет, наступил Второй переходный период. За этим красивым названием таится глубочайший упадок, хаос и мрак.
Но Египет поднялся из руин и сделался – для своего времени – настоящей «мировой державой». К территориям в долине Нила были присоединены очень важные владения на Ближнем Востоке (современные Сирия и Палестина). Египтяне вышли к долинам Тигра и Евфрата, соперничая с Хеттской державой, тоже великим завоевателем той эпохи.
События тех времен известны нам во многом благодаря надписям на стенах египетских пирамид. Из них мы знаем, что, когда войско вышло к долине Евфрата, египтян больше всего поразило то, что река течет «не в ту сторону». Они полагали, что все реки подобны Нилу, текущему строго с юга на север. Для них долина Нила была центром мироздания. И вдруг перед ними оказалась река Евфрат, текущая в сторону Персидского залива, то есть на юг! Изумленные египтяне записали: «Мы увидели, что там есть река; идя вдоль нее, ты идешь на север, но попадешь на юг». Таким наивным было древнее общество.
Судя по глухим упоминаниям в источниках, до Хатшепсут женщины дважды оказывались у власти в Древнем Египте, еще в период упадка. Однако они не оставили самостоятельного следа в египетской истории.
Хатшепсут была дочерью третьего по счету правителя после изгнания гексосов, фараона Тутмоса I. Мать – «жена царя великая, по имени Яхмос». «Великая» – значит, главная жена.
Тутмос I прожил недолго. Он оставил двух дочерей от главной жены и сыновей от побочной. Хатшепсут отдали замуж за сводного брата Тутмоса II, как было принято в государствах Древнего Востока. В Персии, например, можно было вполне официально жениться на собственной матери. Никто тогда и понятия не имел о том, насколько это гибельно для генофонда. Трон все чаще занимали болезненные, чахлые представители правящего дома; они рано умирали, пораженные наследственными болезнями. Все мы помним странные вытянутые затылки, вполне реалистически изображенные на портретах фараона Эхнатона и его родственников.
После смерти мужа Хатшепсут стала регентом при его малолетнем сыне от второстепенной жены – будущем Тутмосе III – и 20 лет не пускала его к власти. Когда же он наконец занял трон, то сделался великим завоевателем, в отличие от сводной сестры, которую ненавидел. Он приказал даже сбить все надписи, где было ее имя. Это, кстати, большая и тяжелая работа – сначала высечь надпись на камне, а потом уничтожить с помощью специальных инструментов. Но такова логика борьбы за власть.
Пробыв несколько лет регентом при ребенке, Хатшепсут вошла во вкус и уже не пожелала расстаться с властью. В надписях ее начали называть «царь», на рисунках – изображать с бородой. Интересно, что и ее старшая дочь появляется на некоторых изображениях с маленькой бородкой. Видимо, мать хотела вместе с этим символом передать ей и мужские полномочия правителя.
Законного царя Тутмоса Хатшепсут дважды женила на своих дочерях (после смерти одной ему была отдана другая, чтобы только не выпускать власть из семейного круга). Тутмос мечтал о троне, но не мог одолеть женщину-регента. Не напоминает ли это эпизод из российской истории, когда Екатерина II не давала возможности править своему сыну Павлу I?
Чтобы укрепить свою власть, Хатшепсут сочинила себе божественное происхождение. Все древние правители стремились к обожествлению собственной персоны. А в данном случае важно было еще и найти обоснование тому, почему на престоле оказалась женщина. Была сочинена такая версия: совет богов собрался и решил, что желательно, чтобы царица Яхмос родила от божества божественную девочку. Чтобы не порочить мать фараона, было сказано, что Амон Ра явился ей в обличье ее мужа Тутмоса I. Она, правда, догадалась, что это бог. Причем единственным признаком этого было его благоухание. Замечательный аромат его тела.
У нас не очень много сведений о гигиене Древнего Египта. Известно, что там любили косметические средства, но нет сведений о том, что их использовали мужчины. И настоящий муж царицы Яхмос вряд ли мог благоухать. Эта замечательная история выдает «женский почерк» изобретательной Хатшепсут.
Вокруг женщины-фараона образовался интеллектуальный кружок. Имена некоторых ученых ее эпохи известны: Тутти, Энени и, конечно, Сененмут – воспитатель ее младшей дочери. Он читал на нескольких языках и был великим архитектором.
Он возглавлял строительство Карнакского храма в Луксоре. Там установлен обелиск высотой 30 метров (это примерно десятиэтажный дом), весом 400 тонн. На нем высечена надпись: «Посвящается богу Амону от имени Хатшепсут. Размышляя о моем создателе, подсказало сердце мое сотворить для него два обелиска, покрытые электрумом [сплав золота и серебра – Н.Б.], высота которых достигает небес».
Там же, но от лица Амона: «Я возвожу тебя на мой трон, я вручаю тебе скипетр и опахало, я породил тебя, дабы ты стала опорой этой земли».
На другом обелиске выбиты такие слова женщины-фараона: «Я восстановила то, что было разрушено, я возвела то, что рухнуло с тех пор, как азиаты поселились в Аварисе, в дельте, и стали править без участия Ра, я прогнала их вдаль, и земля стерла их следы». Здесь много интересных деталей. Во-первых, надпись сделана от лица женщины. Сначала Хатшепсут писала о себе в мужском роде, но со временем настолько укрепила свою власть, что перестала скрывать женскую сущность. Во-вторых, она приписывает себе изгнание гиксосов, хотя прекрасно знает, что это сделал ее дед. Таково ослепление властью!
По приказу Хатшепсут Сененмут возвел и ее заупокойный храм в Дейль-эль-Бахри – вершину древнеегипетской архитектуры. Храмы и колоссы, созданные во славу Хатшепсут, стали памятником всей великой египетской цивилизации.
Немало рассказывают они и об авторе – архитекторе Сененмуте. Его заслуги позволили ему получить новое имя-титул – Вольный Шагать По Дому Царя. Это величайшая привилегия.
Изваял мастер и собственный портрет, хотя у древних египтян не были приняты образы людей не царского рода. Фаворитам всегда можно больше, чем прочим. Сененмут изображен с маленькой девочкой на коленях. Это его воспитанница, младшая дочь Хатшепсут, а возможно, и его родная дочь.
Хатшепсут умерла своей смертью, будучи, видимо, не очень старой. Тутмос III занял престол и принялся уничтожать память о предшественнице. К счастью, для ее увековечения было сделано так много, что он не справился с этой задачей.
* * *
Прошло около ста лет, и в Египте появилась еще одна великая женщина – главная жена фараона, прекрасная Нефертити. Трудно представить себе сегодня хотя бы относительно просвещенного человека, который не видел бы ее изображения. В советские годы ее почему-то изображали на дешевых кулонах и даже на спичечных коробках. Эта мода давно прошла. А в современном Египте и сейчас продается великое множество разного качества сувениров с портретом этой невероятно красивой женщины, чье имя расшифровывается так: «Прекрасная Пришла».
Она пришла к человечеству как образец не просто безупречной внешности, но и редкой одухотворенности человеческого лица. Пришла, чтобы никогда больше от нас не уходить. Каждый, кто оказывается перед ее изображением в каирском или берлинском Египетском музее, надолго замирает, видя эту спрятанную полуулыбку, этот взгляд, устремленный в вечность. Странно, что не о ней сказал А.С. Пушкин: «Чистейшей прелести чистейший образец».
Нефертити была первой, главной женой фараона Аменхотепа IV. Поженились они очень рано, когда на троне был его отец – Аменхотеп III. Он воевал, хотя и не так много, как его предок Тутмос III. А Аменхотеп IV воевать даже не начинал. На седьмой или на девятый год своего правления (все даты в истории Древнего Египта несколько условны) он решил построить новую столицу и утвердить культ нового божества.
Главный бог Египта Амон Ра был связан с культом Солнца, но Эхнатон придумал нечто новое – заменить воплощение Солнца самим солнечным диском. А себя, фараона, он объявил сыном высшего божества. Сохранился гимн новому верховному божеству. Не исключено, что его написал сам Эхнатон. Все это были еретические деяния. Смена богов всегда рассматривается сторонниками старого как великий грех.
Реформы Эхнатона, видимо, имели вполне конкретный политический смысл. Египет XIV в. д. н. э. – своего рода мировая держава. А удерживать власть над покоренными народами, которые присоединены к цивилизованному центру насильственно, очень трудно. Можно называть их братьями, – они только и ждут возможности стать независимыми. Можно грозить, сурово расправляться с инакомыслящими, – родятся другие.
То в одной, то в другой части завоеванных земель вспыхивали бунты. Местные царьки требовали у Аменхотепа IV денег: «Твой отец давал мне столько-то золота, а ты не даешь!». Один из них высказывал возмущение, когда его дочь-принцессу взяли замуж в Египет: «Как так? Ты прислал за принцессой всего 17 колесниц! Это недостойно ее! Твои предки присылали 30 колесниц!».
И вот фараон-реформатор попытался объединить покоренные народы в общем прекрасном культе Солнца. Одна из его удивительных для того времени идей заключалась в том, что перед лицом Солнца все равны. Вот слова его гимна, обращенные к новому богу: «Ты прекрасен, велик, лучезарен, лучи твои обнимают все страны, которые ты сотворил. Ты далек – а лучи твои на земле, заходишь ты на горизонте, и земля во мраке, как мертвая, люди спят в своих жилищах, закрыв головы, и они не замечают этого, корабли плывут вверх и вниз – все пути открыты при сиянии твоем, как многочисленны творения твои! Ты создал землю по воле твоей единой, людей, животных – все, что на земле. И ходит ногами все, что в воздухе летает на крыльях. И Сирию, и Нубию, и землю Египетскую, языки людей отличны – как их речи, так же их внешний вид различен и цвет кожи. Как дивны предначертания твои, владыка веков! Ты обнимаешь их всех своими лучами». Мысли для той эпохи абсолютно революционные.
А рядом с фараоном-утопистом была его прекрасная жена.
История Эхнатона и Нефертити известна благодаря великим археологическим находкам начала XIX века в районе деревушки Тель-Амарна. Открытие было сделано случайно. Арабская женщина полоскала белье и увидела на берегу Нила глиняную табличку с какими-то непонятными знаками. Зная, что европейцы – странные люди и покупают такие вещи, она отнесла ее ученым. Те были потрясены: табличка содержала текст на арамейском языке – договор египетского фараона с хеттским царем.
На месте обнаружения таблички начались раскопки – и был открыт огромный архив, тысячи документов, позволивших исследователям нового и новейшего времени представить себе Египет эпохи Нового царства.
Название деревни дало имя и направлению в древнеегипетском искусстве. Амарнское искусство – это живопись и скульптура нового стиля, гораздо более человечного, чем канон предшествующего периода. Дошедшие до нас изображения сохранили семейные сцены. Фараон, его жена, обнимающая его сзади, шесть дочек (у фараона были только дочери), некоторые из них сидят у него на коленях. Другая, страшная сцена: умерла одна из дочерей, ее хоронят, родители рыдают, заламывают руки.
Нефертити постоянно была рядом с мужем. Каждое утро она участвовала в церемонии служения новому богу, играла на цитре – струнном щипковом инструменте. У нее и руки были прекрасные. И, наверное, она извлекала из этого довольно примитивного инструмента чудесные звуки.
Жена, возлюбленная, соратница, она заняла твердую позицию: ее муж всегда и во всем прав. Его вовсе не легко было поддерживать в странных и дерзких деяниях. Он перенес столицу из великого города Фивы, где культу Амона Ра служили знаменитые жрецы – властители дум тогдашнего мира, – на пустое место в центре Нильской долины. Туда он уехал со своим двором и назвал новый город Ахетатон – «Горизонт Атона». В этих местах так красиво вставало над горами божественное солнце!
На портретах Эхнатон – типичный интеллигент. У него высокий лоб, узкие плечи, слегка отвислый живот. Совершенно не царственная фигура. Если бы сохранился прежний канон, такие изображения были бы невозможны. Но Эхнатон снял с художников прежние запреты.
Амарнское искусство запечатлело Нефертити – хранительницу домашнего очага, единомышленницу и советницу своего супруга. Но с течением времени она стала исчезать с картин, где изображались ежедневные богослужения. Археологи нашли ее отдельный дворец, где, согласно надписям, она жила в отдалении от мужа. Там, вероятно, тоскуя, она завела первый известный в истории зверинец.
А у Эхнатона появилась другая женщина, Кийя, возможно, дочь одного из придворных. Она тоже была прекрасна и талантлива. На ее могиле сохранилась эпитафия, свидетельствующая о том, что между Кийей и Эхнатоном были по-настоящему страстные отношения:
Буду слышать я дыхание сладостное,
Выходящее из уст твоих,
Буду видеть я доброту твою ежедневно,
Таково мое желание.
Мы не знаем, как закончилась жизнь Нефертити. Видимо, Прекрасная ушла тихо и незаметно.
* * *
Безусловно, апогей женского правления древности – царствование Клеопатры. О ней написано бесконечно много – и с симпатией, и с антипатией. Римские писатели отзывались о ней с неприязнью, потому что она слишком сильно влияла на великих римлян. Но не отдавать ей должного было невозможно. Ее отличали ум, образованность и фантастическая привлекательность, хотя ее портреты не потрясают так, как изображения Нефертити. Видимо, дело было не в формальной красоте, а в особом женском обаянии. У нее были неповторимые движения, нежно звучащий голос. А как умны были ее речи!
Наверное, еще в годы правления своего отца она поняла, что победить Рим невозможно. Это была новая мировая держава с мощной государственной системой и потрясающей для своего времени военной машиной. Но если нельзя одолеть Рим – можно покорить великих римлян. И ей это удалось.
В эпоху эллинизма Египет был одним из небольших независимых государств, на которые распалась после смерти своего создателя в 323 г. д. н. э. великая держава Александра Македонского. Когда Александр неожиданно скончался, один из его приближенных, флотоводец Птолемей Лагид, увез его тело в Северный Египет, в Александрию. Примерно 40 лет после смерти Александра диадохи (наследники) воевали друг с другом за его колоссальное наследство. Птолемей Лагид и его потомки захватили и удержали Египет, стали его правящей элитой.
Всех мальчиков в этом роду называли Птолемеями, а всех девочек – Клеопатрами. Великая царица Клеопатра осталась в истории как Клеопатра VII.
Она провела юность в удивительном месте – Мусейоне. Он был создан при Александре Македонском по подсказке его учителя, великого Аристотеля, в подражание античным академиям. Прежде всего, это колоссальное книжное хранилище – до 700 тысяч рукописей. Клеопатре нравилось учиться. Она осваивала основы медицины, интересовалась ядами. Ходили даже слухи о том, что она проводит опыты над трупами. Больше же всего ее интересовали иностранные языки. Она владела латынью, древнегреческим, арамейским и даже наречиями каких-то жителей пустыни.
В Риме, который все более решительно наступал на Египет, в тот период шла гражданская война. Кто-то должен был решиться – после нескольких веков существования римской республики – объявить, что она мертва, и сделаться единоличным правителем. Таким человеком оказался Юлий Цезарь – великий полководец, мыслитель и писатель. Его «Записки о галльской войне» до сих пор служат образцом классической латыни.
Цезарь соперничал с Помпеем, и тот, скрываясь от преследования, прибыл в Египет. Птолемеи были уже под влиянием Рима, и отец Клеопатры Птолемей XII принял титул «друг и союзник римского народа». За право так называться он платил Риму хорошие деньги. Зато правитель Египта в тяжелой ситуации мог рассчитывать на помощь со стороны могущественного Рима.
Помпей, искавший защиты у «друга и союзника римского народа», был коварно убит на глазах у своих спутников, как только ступил на землю Египта. Местные придворные знали, что его соперник Цезарь приближается, и хотели ему угодить. Правда, когда через два дня Цезарю торжественно преподнесли отрубленную голову Помпея, он с омерзением отвернулся. Все-таки он был женат на дочери Помпея. Цезарь приказал с почетом похоронить останки Помпея в находившемся неподалеку храме Немезиды. А Немезида, между прочим, – богиня мести. И Цезарь, судя по всему, имел в виду, что за злодейством последует отмщение.
В самом Египте шла жесточайшая борьба за власть. Птолемей XII был свергнут придворным окружением. Власть захватила одна из его дочерей – сестра Клеопатры. Потом ее убили недавние сторонники. И тогда Цезарь заявил от имени великого Рима: «Я наведу порядок».
Придворный круг не хотел, чтобы власть досталась Клеопатре: она была слишком очевидно умна. Гораздо выгоднее казалось сделать царем одного из ее братьев – 12-летнего Птолемея, чтобы править самим.
Клеопатре удалось попасть к Цезарю. По легенде, ее принесли, завернутую в ковер. Римские писатели рассказывают, что она заговорила – и очаровала великого римлянина. Она знала его язык, разбиралась в поэзии. Не исключено, что Цезарь, который был лет на 20 ее старше, тоже ей понравился. Он был очень значительным, незаурядным человеком.
Когда смута была преодолена, Цезарь и Клеопатра отправились в путешествие по Нилу. На нескольких судах они и их свита двигались по реке, любуясь природой и храмами. Остроумцы-римляне назвали корабль Цезаря и Клеопатры «большая супружеская кровать». Из «круиза» царица вернулась, уже ожидая сына, который получил имя Цезарион.
Похоже, что Цезарю очень не хотелось возвращаться в Рим, где уже поднимали голову его политические враги. Когда он наконец вернулся, ему пришлось сразу же отправиться в Северное Причерноморье, на борьбу с понтийским правителем Митридатом, а потом его сыном Фарнаком. Цезарь победил и одного, и другого. Он не знал поражений. И в его крылатой фразе Veni, vidi, vici («Пришел, увидел, победил»), адресованной Сенату, слышится обращение и к Клеопатре. Он как будто хотел показать ей, что способен победить весь мир.
В 46 г. д. н. э., когда Цезариону было четыре года, Цезарь вызвал возлюбленную в Рим. Этим скандальным поступком он приблизил свою скорую гибель. Клеопатра въехала в Рим, как настоящая царица, с демонстративной роскошью – вся в золоте.
Пошли страшные слухи (враги очень старались), будто Цезарь собирается перенести столицу из Рима в Александрию, будто его наследником станет Цезарион.
Против Цезаря был организован заговор, и совершилось, наверное, самое знаменитое политическое убийство в истории. Всем известны предсмертные слова Цезаря, обращенные к бывшему другу: «И ты, Брут!».
Клеопатра, которая жила во дворце Цезаря, немедленно уехала с сыном обратно в Египет.
Время было тревожное. Хозяином Рима на какое-то время стал соратник Цезаря, воевавший вместе с ним еще в Галлии десять с лишним лет назад, Марк Антоний. Он отправился в Египет с целью собрать в этой богатой провинции как можно больше денег. Он не был уверен в Клеопатре и вызвал ее для отчета в Александрию.
Царица прибыла под звуки флейты на корабле, отделанном золотом, с веслами, обитыми серебром. Она была в костюме Афродиты, а ее служанки были одеты нимфами. Очаровать Антония – такова была ее политическая цель. Но вспыхнувшее в нем страстное чувство наверняка вызвало в ней ответное душевное движение.
Антоний и Клеопатра устроили свадьбу. Царица родила близнецов, которых назвали Гелиос и Селена – Солнце и Луна.
Положение Антония, человека прямолинейного, настоящего солдата, было сложным. Его политическим соперником стал внучатый племянник Цезаря – Октавиан, тихий, подобный грибоедовскому Молчалину, «на цыпочках» прокравшийся к власти.
Антоний был объявлен «врагом народа», и Октавиан повел в Египет римские войска. Не в силах победить, Антоний покончил с собой. Следом за ним свела счеты с жизнью и Клеопатра. Октавиану не удалось осуществить свой замысел – провести ее в цепях за своей колесницей. А вот бедные младшие дети Клеопатры участвовали в роли пленников в его триумфе. Цезариона же успели отправить в Индию. Однако через некоторое время римская власть нашла его и там, и он был убит.
Так завершилась третья женская история Древнего Египта. Одна из тех, в которых так ярко проступает женское начало, объединяющее в себе красоту и нежность, самоотверженность и стойкость.
kartaslov.ru
Клеопатра: История любви и царствования. Содержание - Древний Египет. Территория. Традиции. Религия
Юлия Пушнова
Клеопатра: История любви и царствования
Часть I. Дочь славного отца
1. Кемет – страна пирамид
Древний Египет. Территория. Традиции. Религия
На свете были и другие царицы, но Клеопатра – только одна. Последняя из египетских цариц. Первая из дам-политиков. Дипломат. Полиглот. Математик. Красавица и чудовище в одном лице.
Она имела все, что хотела, – любовь, власть, богатство, престиж. Потому что знала хитрость: цель достичь легче, если ее «обмануть». Внутренне сконцентрироваться на нужном результате, а внешне вести себя расслабленно. Мол, не всерьез я действую, а играючи! Таков метод «парадоксального намерения».
Ко времени рождения величайшей из женщин и цариц – Клеопатры – Египет стал одной из самых влиятельных держав. Геродот, посетивший впервые Египет, был поражен красотой и величием этой страны. Он назвал ее колыбелью мудрости, страной чудес, родиной древнейших богов. Именно греки и ввели в обиход это слово – Египет («загадка», «тайна»). Сами жители солнечной страны называли ее Кемет – «черная земля». Для греков на их родном языке написал жрец Манефон «Историю Египта», в которой рассказал о полном загадок и тайн времени правления тридцать одной династии фараонов.
Египет занимал весьма выгодную для жизни территорию. Это была узкая полоса плодородной долины могучей реки Нил. С запада и востока Египет теснили пески пустынь. Это ограничивало мир жителей Египта, изолируя страну от вторжения врагов и от влияния других мощных цивилизаций. Свои законы, своя жизнь, свои особые правила, подчиняясь которым, египтяне подняли уровень своей цивилизации на недосягаемую для многих других народов высоту. Огромный диск огненного солнца в просторах голубого неба, медленно, лениво текущий Нил, плоские горы, пустыня, пальмовые рощи, заросли папируса и, конечно, волшебный цветок лотоса – все это увидела Клеопатра, осчастливив мир своим рождением.
Много сотен лет правили страной фараоны. Власть их была неограниченной, как власть «сынов Солнца». Фараон дарил жизнь и лишал ее, раздавал награды и наказывал непокорных, объявлял войну и заключал мир. Умирал и воскресал бог плодородия Осирис, который считался четвертым мифическим царем Египта, и вместе с ним оживала и замирала жизнь египтян. Счастливо правил Осирис страной вместе со своей сестрой Исидой – богиней плодородия, воды и ветра. Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. Передал Осирис свой престол сыну Гору и удалился в царство мертвых, став владыкой и судьей в Великом Чертоге Двух Истин в загробном мире. Долгий путь каждого умершего к престолу Осириса подробно описали египтяне в «Книге мертвых». Она должна теперь помогать умершему преодолевать препятствия на его пути в загробное царство, к райским полям вечного блаженства Иару. Сопровождали умершего Анубис, бог бальзамирования, с головой черного шакала, боги Гор и Тот, богиня Исида и павиан.
Для вечного возвеличивания фараонов строили египтяне пугающие своими размерами пирамиды. Зодчий Имхотеп изобрел способ кладки тесаного камня и построил пирамиду высотой шестьдесят метров. Благодарные египтяне обожествили архитектора и почитали его отныне как сына бога Птаха – создателя Вселенной, покровителя искусств и ремесел. Но особенное впечатление на человека производила пирамида фараона Хеопса. Создатель ее – племянник фараона Хемиун. Вершина пирамиды упиралась в небеса, возвышаясь на сто сорок метров. Еще совсем маленькой девочкой Клеопатра будет интересоваться загадкой возведения этих чудес. Что прячут они от людей? Почему так много страшных историй о тех, кто пытался нарушить покой усопших царей, хранят жрецы?
С замирающим сердцем слушала Клеопатра рассказы служанки о страшном создании с телом льва и головой человека. «Каждый, кто посмотрит ему в глаза, онемеет навсегда», – шептали невидимые в сумерках губы служанки, и Клеопатра прижималась к ней, дрожа от страха.
Став чуть старше, взяла Клеопатра в руки тростниковую палочку, и старый писец терпеливо стал учить письму шаловливую непослушную девочку-царицу. Папирус покрывался иероглифами, которые расскажут потом Клеопатре многое из того, что спрятано в веках.
Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе». Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.
Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью.
Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивались животные. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия.
Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При нем был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве, и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя людям. В дни праздников устраивались величественные процессии – быка выводили за пределы святилища, ликующие толпы сопровождали его, а хоры мальчиков пели торжественные гимны. Чтобы услышать прорицания оракула, в храм Аписа съезжались верующие из многих стран. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном скоплении народа. Поиски такого, как он, преемника – «новорожденного Аписа» – были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в виде треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати. Тело мертвого животного бальзамировалось с такой же тщательностью, как и останки царей. Гранитный саркофаг помещали на вечный покой в одной из галерей подземного кладбища.
Александрия. Александр Македонский – освободитель или захватчик?
Когда Александр Македонский в 332 г. до н. э. вторгся в Египет, чуть ли не первое, что сделал завоеватель в покоренной стране, – воздал почести священному животному. Более того, он приказал почтить Аписа играми по образцу греческих. Были устроены спортивные состязания и выступления певцов и поэтов. Для придания празднеству большего блеска в Египет пригласили знаменитых артистов из Эллады. Они поспешили приехать, боясь гнева царя; правда, им пообещали значительное вознаграждение.
Александр хотел, чтобы его считали освободителем Египта от власти персов. Именно поэтому он выказывал особое уважение к местным обычаям, святыням и верованиям. Ради этого он согласился, чтобы жрецы храма в Мемфисе надели на него облачение фараонов, а может быть, его даже короновали по старинному обряду. Это была мудрая и дальновидная политика, достойная человека, открывшего новую эру в истории человечества.
По приказу Александра Великого построен был поражающий своим великолепием город Александрия. Он возвышался на довольно узком перешейке между морем и озером, которое было соединено каналом с рукавом Нила. Недалеко от побережья располагался небольшой остров Фарос. От него к городу шла широкая дамба, называвшаяся Гептастадион. По обеим сторонам дамбы образовались два чрезвычайно удобных порта: Восточный, или Большой, и Западный – Эвност. Город был обнесен мощными стенами. С самого начала строительство осуществлялось по плану – ровные, широкие улицы пересекались под прямым углом.
Главная артерия, протянувшаяся через весь город с востока на запад, имела в длину около сорока стадиев (приблизительно шесть с половиной километров), а в ширину сто стоп (около сорока метров). По обеим сторонам возвышались великолепные храмы и пышные постройки. Немало роскошных зданий было и в других районах города.
В восточной части, около небольшого полуострова Лохий, находился царский дворец – огромный комплекс зданий, раскинувшихся среди парков и садов. Каждый из Птолемеев с тех пор стремился сделать свою резиденцию еще более великолепной. Александрия поражала и своим мягким особенным климатом. Летом здесь часто дули северные ветры, которые называли этесии. Они несли жителям города приятную прохладу с моря, а прямые и широкие улицы были открыты этим ветрам даже в отдаленных от моря районах. Все эти условия привлекали в Александрию свободных граждан не только из Египта. Можно предположить, что население столицы превышало миллион постоянных жителей!