Бык в восточном гороскопе - история, легенды, мифы. Древний бык
Бык - герой мифов или чудовище Древнего мира? | Культура
Быки как раз относятся к тем животным, упоминание о которых можно наиболее часто встретить в древних мифах, легендах и сказаниях.
В Древнем Египте бык был священным животным. В религиозной и духовной жизни египтян был широко распространен культ быка Аписа из Мемфиса. Также многие египетские богини изображались в виде коровы и почитались как символы неба и плодородия: Мут, Нут, Хатор, Исида.
Богиня неба Нут в образе коровыФото: wikimedia.orgВ древности быка почитали не только в Египте. У многих народов бык воспринимался как символ силы и плодородия. Так, в представлениях жителей Вавилона быки были самыми могучими существами, обладающими огромной разрушительной силой. Их изображения использовали для охраны входа в здания. В Древней Сирии бог бури изображался стоящим на быке.
У древних индусов бык Нанди возглавлял помощников и соратников бога Шивы, а божественная корова Сурабхи исполняла любые желания своего владельца.
Олицетворение с быком высшей царской или королевской власти было распространено во многих странах. Например, в древней Франции одна из легенд гласила, что королевская династия Меровингов произошла от водяного человека в облике быка и подвергшейся его нападению принцессы Маровены. У древних евреев рог быка означал власть.
В античной мифологии Зевс, царь богов, неоднократно принимал облик быка. Например, в мифе о похищении Европы. Бога растительности и виноделия Диониса также нередко изображали в облике быка. Властелин же морей Посейдон носил бычьи рога. Одним из ритуальных испытаний для претендента на царский престол был бой с быком, а позднее — с человеком-быком, Минотавром.
Бой Тесея с МинотавромФото: ИсточникВ греческой мифологии Минотавр — одно из самых известных чудовищ, которое было полубыком-получеловеком и жило на острове Крит во время царя Миноса, сына Зевса и похищенной Европы.
Согласно мифу, Посейдон по просьбе Миноса прислал тому белоснежного быка для жертвоприношения морскому владыке. Невероятная красота быка настолько потрясла Миноса, что он отправил на заклание для Посейдона другое животное. Разгневанный Посейдон жестоко отомстил Миносу, наслав на его жену Пасифаю неудержимую страсть к этому быку. Она просит Дедала, искусного мастера, сделать деревянную корову и накрыть ее свежевыделанной коровьей шкурой. Пасифая залезла в деревянную корову, и Дедал отвез ее на луг, где гулял белоснежный бык.
Затея увенчалась успехом, и у Пасифаи родился ребенок — полубык-получеловек. Он был прозван Минотавром, что означало «бык Миноса». Минос, чтобы скрыть бесчестье, велит своим слугам построить дворец с многочисленными запутанными ходами и комнатами, из которого невозможно было выбраться. Там он и поселяет Минотавра.
Древние греки верили также в то, что Троя и Антиохия были основаны в местах, выбранных священными коровами.
Фото: pixabay.comВ Древнем Китае быку был выделен свой год. Люди, рожденные в год Быка со стороны терпеливы, немногословны, сдержанны и медлительны. Но под этими внешними чертами, как правило, скрывается оригинальный и интеллектуальный ум, большая физическая выносливость и сила воли.
Что еще почитать по теме?
Что мы знаем о быке, символе наступающего 2009 года?Зачем брать быка за рога? Символика древнего образаКто такой Минотавр и как он появился?
shkolazhizni.ru
Бык в восточном гороскопе - история, легенды, мифы
Бык — многозначный символ божественности, мощи, стихийных сил природы, изменявший значения в различные эпохи в разных культурах.
Самыми древними являются тотемические мифы, т. е. мифы о связи человека и животных, потомками которых эти люди себя считали. Главные герои этих мифов были наделены как чертами человека, так и животного-предка. Отголоском этих древнейших мифов является широко распространенный в мифологии разных народов образ человека-быка — это Минотавр, красный бык-людоед Яюй с человечьим лицом и лошадиными ногами, «издававший звуки, напоминающие плач ребенка», бык Шивы Нандин, которого часто изображали в виде мощного мужчины с бычьей головой, и др. Этот древнейший бык выступал как символ неукротимой, агрессивной, часто разрушающей силы. С древних времен во многих культурах были распространены бои с быками. В метафизическом плане бой с быком нес в себе сложную ритуальную подоплеку и символизировал утверждение человеческого культурного начала над природной мощью разъяренного животного. Но с течением времени такой сакральный подтекст был забыт, и бои с быками стали восприниматься исключительно как доказательство боевого мастерства человека.
Позже тотемические мифы сменились мифами космогоническими, и здесь бык проявляется как важное действующее лицо - он поддерживает землю на своей мощной спине; в японской мифологии космическое яйцо, из которого появился мир, было расколото быком, и прочее.
От Северной Европы до Японии бык выступает как символ божественного могущества, связанный с богами луны, солнца, неба и ветра. Как космическое начало он являет собой соединение четырех стихий и царств: неба, земли, моря и подземного царства, и в разных традициях проявляется то в одной, то в другой из этих ипостасей. В обрядах и иконографии бык представлял как луну, так и солнце, как землю, так и небо, как дождь, так и засуху, силу, оберегавшую женщин, и мужскую потенцию, матриархат и патриархат, смерть и возрождение. Бык — образ плодородной силы в двух ее аспектах.
Связь Луны как женского начала с быком и коровой прослеживается в огромном количестве древних мифов, изображений и символов. Рога быка всегда ассоциировались у древних с культом божественной Луны. Например, бык был священным животным шумерского бога Луны Сина, который часто изображался в образе быка. Шумеры называли Луну «бородатым быком», который «правит временем посредством золотых рогов». В древнеиранской и древнеперсидской традициях бык — образ лунного божества. В «Ригведе» бог Луны Сома употребляется со словом «бык» или «самец». Когда бык почитается как лунное божество, он символизирует женскую природную силу. Кстати, с Луной связано имя критского царя Миноса и быка Минотавра (корень «мин, мен», преобразовавшийся впоследствии в «месяц» или «moon»).
Когда бык является солнечным божеством или его атрибутом, он олицетворяет солярное возрождающее начало, а также плодовитость, мужскую производительную силу, власть и царское происхождение. В восточных культурах бык как солнечное божество, как и лев, означает идею власти — в Малой Азии и боги и цари часто изображались с бычьими рогами. Наездник на быке или быки, везущие повозку, являются атрибутами солярного воина, связанного с небом, бурей и солнцем. Например, белый бык Нандин является ездовым животным грозного Шивы и символизирует управляемую мощь и созидательную мужскую силу. Нандин стоит на четырех ногах: строгость, чистота тела и ума, сострадание и следование истине. В облике быка иногда появлялся индийский бог-громовержец Индра. Рев быка символизирует гром, дождь и плодородие.
Дуальность быка как мифологического персонажа особенно ярко видна на примере египетской мифологии. В Древнем Египте бог плодородия Апис выступал в облике быка. Культ Аписа возник в Мемфисе, где Аписа считали Ка (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса. Символом и живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Позднее Аписа стали считать Ка Осириса, который метафорически называли «быком преисподней». Аписа называли также «быком Луны» — по преданию он был произведен на свет лучом месяца. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых — на саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Когда Апис умирал, его погребение и выбор преемника были важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу 8 специальном склепе неподалеку от Мемфиса. Нахождение нового быка-Аписа широко праздновалось во всей стране.
В то же время в Египте, в городе Гелиополе, существовал культ быка Мневиса, который почитался как воплощение бога Солнца Ра и изображался в виде черного быка с солнечным диском между рогами. Эпитет Мневиса — «посредник Ра, который сообщает истину Атуму». Еще позже оба быка, и Апис и Мневис, были посвящены Осирису, но первый из них считался быком луны, второй — быком солнца.
Древнекитайский бог Солнца Янь-ди (или Шэнь-нун, что означает «Божественный Земледелец») научил людей сеять злаки, давая им свет и тепло. Янь-ди представляли имеющим тело человека и голову быка.Очень часто бык в мифах оказывается связан не только с плодородием земли, но и с подземным царством, как это уже упоминалось в связи с культом Аписа в Египте. В индуизме и буддизме синий бык является атрибутом бога смерти Ямы, который иногда изображается человеком с головой быка; в Тибете сердце буйвола является символом смерти. В качестве символа смерти и возрождения бык является центральной фигурой в культе Митры, распространенной в значительной части Римской империи. На ритуальных священных праздниках в честь бога Солнца Митры быка приносили в жертву, считая, что его кровь и семя символизируют источник весеннего расцвета жизни. В более позднее время и в других культурах закалывание быка на Новый год символизировало смерть зимы и рождение созидающей жизненной силы.
В китайской мифологии в образе быка часто воплощаются могучие, неукротимые природные силы, несущие погибель людям. Такова, например, легенда о правителе местности Шу (юго-западный Китай) Ли Бине, прославившемся своим мудрым правлением. С древних времен, для того чтобы умилостивить божество Янцзы и избежать наводнений, люди ежегодно «отдавали в жены» двух девушек. Но однажды Ли Бин сказал, что жертвы приносить не надо и он пошлет богу Янцзы своих дочерей. Когда наступило время жертвоприношения, Ли Бин предложил богу чашу вина и попросил показать свой облик. Бог реки не появился, и тогда Ли Бин стал упрекать бога Янцзы за презрение к людям и бесчинства, которые он творит, разрушая плоды их трудов, и вызвал бога на бой. Разгневанное божество приняло облик быка и бросилось на Ли Бина, также принявшего облик быка. С помощью своих подданных Ли Бин убил быка и избавил народ от человеческих жертвоприношений богу Янцзы и от угрозы постоянных наводнений.
По другой легенде, на дне озера Сиху жил золотой бык, хранитель озера, которого можно было видеть, лишь когда вода в озере убывала; когда бык извергал воду, уровень воды поднимался. Некий правитель велел осушить озеро и доставить к нему во дворец золотого быка. Однако стоило его людям приблизиться к быку, как он исторгнул из себя потоки воды, мгновенно наполнившие озеро. Говорят, что утонули все, включая правителя, а озеро с тех пор больше не высыхало, а бык ни разу не появился на поверхности. Сегодня как иллюстрация к этой легенде у восточного берега озера Сиху из воды поднимается голова и спина огромного позолоченного быка.
В буддизме и даосизме бык является выражением эго. Передвижение на быке или на буйволе означает укрощение эго. Путь духовного роста традиционно иллюстрируется в дзен-буддизме серией рисунков, описывающих «поиск Быка». Бык — символ буддической природы. Учителя дзен часто описывают развитие учеников в образах пастушьих картинок. Обычно описывают 9 стадий «поиска Быка», начиная с того, что ищущие должны поверить, что они могут найти природу Будды в себе, и заканчивая стадией Бодхисаттвы, свободного сознательно отказаться от нирваны, чтобы спасти все живые существа.
mlady.net
Бык
БЫК символизирует мощную жизненную силу, обеспечивающую творение на разных уровнях. С этой силой связано и появление всего сущего (верховные боги-творцы, Отец-небо), и власть над стихиями (боги-громовержцы, возглавляющие пантеоны богов), и плодородие (боги Луны), и власть над человеческим миром (боги Солнца).
Любое божество во времена древних цивилизаций III-II тыс. до н.э. могло принимать образ быка или иметь связанные с ним атрибуты — бычьи рога, бычью голову и т.п. Возникали человекобыки, чудовища типа Минотавра, символизирующие власть материальной природы над человеком. Быки приносились в жертву богам (гекатомба), их кровь не только символизирует силу и ярость животного, но рассматривалась как средство очищения и возобновления. Игры с быками, воспроизводящие мотив укрощения быка, имеют характер посвящения, инициатических испытаний (тавромахия). Ярость быка, его дикость, является эпитетом для богов войны, воинского неистовства, духа битвы, необходимого для победы.
В Египте бычьи рога украшали храмы, гробницы, предметы утвари. Вот лишь некоторые из египетских божеств в облике быка: Апис — божественный бык Мемфиса, Ра — небесный бык, Осирис — земной бык, Мневис — божественный черный бык, Балкис — божественный бык Фив.
Наиболее почитаемым божеством был черный бык Хапи, которого греки называли Апис. Этот священный «бык луны» был, по поверьям, зачат от лунного луча. Он считался душой бога Мемфиса Птаха, а также был посвящен солярному богу Ра. Апис в образе небесного быка ежедневно оплодотворял Небесную Корову, богиню неба Нут. От него она рождала золотого теленка — солнечный диск. Египтяне верили, что ритуальный бег Аписа по полям приносит плодородие и достаток. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Верили, что после смерти душа Аписа воссоединяется с душой Осириса (отсюда имя Серапис).
В Месопотамии бык — символ плодородия и мощи; он соединяет в себе небесное влияние и земную силу. Бог неба — Ану, отец, покровитель и наставник всех богов. На голове у него тиара с рогами — символ величайшего могущества. Нанна, Син — это бог Луны, его эпитет — «бык с лазуритовой бородой». В колесницу сына Нанны, Ишкура, запряжены семь бурь; его называли «диким быком ярости». Ранние изображения Ишкура — в виде быка и льва (их рев слышится в раскатах грома). Одно из животных, соотнесенных с громом, — Небесный бык, которого посылает Инанне (Иштар) Ану, когда она хочет погубить Гильгамеша. «Я — прекрасная дикая буйволица моего отца Энлиля» — говорит о себе богиня грозы, распри и любви Инанна. Главным богом Вавилона был Мардук — крылатый бык, которого называли «теленком Уту», бога Солнца.
В мифологии хеттов и хурритов сам бог грозы Тешуб принимает образ быка и часто изображается как страж входа; у бога грозы два быка — Хурри (утро) и Шери (вечер).
Верховный бог, демиург и первопредок западно-семитской мифологии, Илу, именовался быком и олицетворял плодоносящее начало. Адад, Рамман и Баал — солярные боги плодородия, бури и грома — ездили на быках и звались «быками небесными».
В Древней Индии «красным быком, дающим жизнь», называют Дьяуса; это отец-небо, порождающий все во Вселенной. Считается, что он — отец Индры, «быка быков» и Агни, бога огня. Ушас — заря, дочь Дьяуса — выезжает на колеснице, запряженной алыми конями или быками, и открывает небесные врата. Имя Дьяуса, означающее «отец дня», имеет точные соответствия в древнегреческом языке (Зевс) и латинском (Юпитер).
Богом света, богом Луны является Сома; он — оплодотворяющая влага, «семя неба»; он обладает природой света, разлит между небом и землей. Сила, придаваемая божественным напитком сомой, часто приравнивается силе быка.
Существует мифологический мотив о превращении Рудры в быка и его браке с землей, принявшей облик пятнистой коровы. От этого брака родились 37 сыновей-воинов, ставших спутниками Индры.
В Ригведе гром — рев быка, молния — его рога, а дождь — его семя, оплодотворяющее землю. Существует мнение, что санскритские слова «бык» и «дождь» произошли от одного корня. О боге грозы — Индре — говорится, что он разъяренный, как бык, а его могучая сила сравнивается с мужской небесной силой. Бык является атрибутом Агни — «Мощного Быка» — и формой Индры в его плодородном аспекте, отсюда идет обычай приносить ему в жертву по сто быков (гекатомба).
В индуистской мифологии в виде белого быка обычно изображается Нандин, слуга, привратник и друг Шивы, сопровождающий музыкой космический танец бога. Нандин считается ездовым животным Шивы и рассматривается как его зооморфная форма.
Бог подземного мира Яма изображается с головой быка или буйвола; его ездовое животное -черный буйвол.
В Древнем Иране первыми творениями Ахура Мазды были Первозданный Бык — белый и сияющий, как Луна, первый человек по имени Гайа Мартан и первое растение. Первозданных живых существ боги принесли в жертву: истолкли растение, заклали Быка, убили человека, — и из их плоти возникли семена, твари и род людской. Когда Первозданный Бык умер, осталось божество Геуш Урван, Душа Быка. Оно является покровителем стад, с которым соединяются души всех быков, закланных при жертвоприношениях; к нему обращаются, чтобы тучнели пастбища. Но если где-то нарушаются предписания, Душа Быка бросается туда, чтобы наказать виновного и восстановить справедливость.
В минойской культуре бык был одним из наиболее почитаемых священных символов, выражавших могущество, силу и плодородие. На Крите из рогов быка возводились алтари, в виде бычьих голов изготавливались сосуды для жертвенных возлияний — ритоны; известны также акробатические игры с быком — тавромахия. Эта культура названа по имени царя Миноса — мудрого правителя, одного из трех сыновей финикийской царевны Европы, похищенной Зевсом-быком. Бык, посланный из моря Посейдоном — огромный, белый, прекрасный — для подтверждения права Миноса на власть, становится причиной трагедии: рождения Минотавра Пасифаей, женой Миноса.
Тезей, вступающий в поединок с этим чудовищем, человекобыком, — герой греческой мифологии, унаследовавшей богов Крита. Знаменитая гекатомба — жертвоприношение ста быков — упоминается в «Илиаде» Гомера. В «Одиссее» черные и белые быки Гелиоса пасутся на острове Триникрия, представляя день и ночь.
У древних греков бык был атрибутом Зевса и Афродиты, у римлян связан с Юпитером, Венерой и Европой. Диониса, необузданного бога плодоносящих сил земли, растительности и виноделия, изображали с рогами, а иногда и с головой быка.
В Древнем Риме во время тавроболий — обрядов жертвоприношения быка — посвящаемого обливали бычьей кровью, символизировавшей жизненную силу.
В митраизме вся мифологическая жизнь Митры, Непобедимого Солнца, связана с солнечным циклом. Митра укрощает быка, который символизирует душу мира, его производительные силы, источник весеннего расцвета жизни. Выполняя волю Юпитера-Ормазда, Митра убивает быка, принося его в жертву. И происходит чудо: из тела быка родились все полезные травы и растения; семя его, «собранное и очищенное луной», дало жизнь всем видам полезных животных, а его душа, охраняемая собакой, верным спутником Митры, поднялась в небеса, где, обожествленная под именем Сильвана, стала защитником стад.
К античным временам восходит культ быков в мифологии Северной Европы. У кельтов боги-быки символизируют силу и мощь. Для друидов бык — это солнце, а корова — земля. У скандинавов бык — атрибут Тора, бога грома, бури и плодородия, кроме того, он посвящен Фрее.
По славянским преданиям, священный золоторогий Бык-Тур — могущественная творческая сила Bceленной, носитель плодородия, символ мужества, храбрости. Древний культ Солнца-быка — бога скотоводов и воинов — проявлялся не только в том, что люди приносили в жертву быков или лепили из теста ритуальные фигурки бычков и коровок, весь мир представлялся огромным быком. К нему обращались как к тотемному предку: «Бык-боже! Царь-отец!». С тех времен и сложилось представление про бога, который управляет молнией и громом и оплодотворяет землю дождем.
В Библии, в насыщенной мистической символикой картине явления бога иудейскому пророку Иезекиилю, присутствуют четыре таинственных животных с лицами человека, льва, тельца и орла. Последующая христианская традиция видела в четырех животных видения Иезекиля символику четырех евангелистов: орел — св. Иоанн, лев — св. Марк, бык — св. Лука и человек — св. Матфей. Символика «четырех ликов» истолковывалась как величественные атрибуты животных-царей: лев — сила, орел — небесное парение, к которым добавлена разумность человека и жертвенность тельца.
astrosymbols.ru
Египетская мифология: Бог-бык. Часть 1
Уже в глубокой древности в Древнем Египте обожествляли крупный рогатый скот – быков и коров. Бог мог воплощаться в свое любимое животное, и по этой причине египтяне почитали священными определенных представителей этого вида животных. Уже во времена I династии существовал культ мемфиского быка Аписа, не уступал ему по популярности культ гелиопольского быка Мневиса, с которым отождествлялся бык Бухис. Культ священного быка существовал в двух очень древних восточных номах Дельты: в 10-м номе поклонялись Великому Черному Быку, в 19-ом – Быку Хесебу. 12-ый ном, основанный скотоводами и земледельцами, носил название Теленок.
В дополнение ко всем своим титулам царь именовался Могучим Быком, Осирис – «Великим быком Запада», которым представлялся новый, нарождающийся лунный серп. День полнолуния в египетском иероглифическом письме изображали в виде лунного диска на стволе кипариса. В древности на ствол или столб «помещали не лунный диск, а голову рогатого животного». Слово «жертва» передавалось иероглифом, представлявшим собой голову коровы или быка. В доисторическую эпоху святилища и архитектурные сооружения Египта «были украшены рогами и черепами быков и антилоп, которые считались лунными апотропеями».
Геродот в своей «Истории» отмечает факты проявления египтянами почтительного отношения к этим священным животным: «Погребают же павших [коров и быков] они вот каким способом: коров бросают в реку, а быков всякий предает земле перед своим городом, причем один или два рога торчат над землей как могильный знак. Когда туша сгниет, в определенное время в каждый город с острова под названием Просопитида подъезжает барка. ...На этом острове Просопитиде много и других городов, а тот, откуда приходит барка за костями, называется Атарбехис, и на нем воздвигнуто святилище в честь Афродиты. Из этого города выезжает много барок в разные египетские города выкапывать кости, которые потом увозят и погребают все в одном месте».
В древности умерших заворачивали в шкуру быка, чтобы обеспечить им новую жизнь. Такая шкура называлась Мескет, а позднее это название использовалось для обозначения Иного Мира, причем связывалось с помещением, где враги Ра подвергали умершего за его грехи пыткам. Умерший спешил сообщить, что «никогда не совершал ничего неугодного богам», что он «чист в Мескете» (Книга Мертвых, гл. XVI, 121). Божественный символ - шкура черно-белого быка с хвостом, но без головы, висящая на столбе, с которой стекали в расположенный под ней сосуд капли крови, в период Среднего царства стал приписываться богу Анубису. Однако, «первоначально этот символ, похоже, представлял совсем иного бога». Возможно, его древним значением было «Тот кто (спрятан) в шкуре, тот обернутый».
Описывая жертвоприношение быка, Геродот сообщает, что для жертвы выбирается по определенным признакам «чистый» бык, что «совершив возлияние вином над алтарем, где лежит жертва, и призвав божество, они закалывают животное, а после заклания отсекают голову. Тушу животного обдирают и уносят, призвав страшные проклятия на его голову. Если там есть рынок и на нем торгуют эллинские купцы, то голову приносят на рынок и продают. Если же эллинов нет, то голову бросают в Нил. Над головой же они изрекают вот какие заклятия: если тем, кто приносит жертву, или всему Египту грозит беда, то да падет она на эту голову». Что касается повседневной жизни, то на пахоте египтяне использовали только коров, а быки предназначались для погребальных процессий. Быки тащили на полозьях саркофаг.
Уже с очень раннего периода египетский царь стал называться тельцом. На одной из сторон палетки царя Нармера фараон в образе быка разрушает крепость врагов, на другой он изображен в образе льва. В тексте "Исида и семь скорпионов" сам бог солнца Ра говорит о себе: "Я Бык из Бахи, и я Лев из Ману. Я тот, кто свободно бороздит небеса днем и ночью". Бахи – Страна Восходящего Солнца, Восток, Ману – Страна Заходящего Солнца, Запад. Обычным эпитетом бога Солнца в Египте было «Бык Девятки богов». Бата – древний бог в облике быка – почитался в Кинопольском номе наряду с Анубисом. Со времен XI династии в Фивах начинает распространяться культ бога Амона, отождествляемого с богом плодородия Мином, и Амон заимствует у Мина эпитет «Бык (Телец) своей матери», однако древние боги, начиная уже с Гора назывались "совокупляющимися со своей матерью" или "быками этой матери". В том же тексте ("Исида и семь скорпионов") Тот, обращаясь к Гору, говорит: "Почтение тебе, бог, сын бога… Почтение тебе, бык, сын быка, тебе, рожденному священной богиней".
Белый бык принадлежал культу итифаллического божества плодородия Мина, которому поклонялись во многих местах Верхнего Египта. Особые места его культа находились в Коптосе, покровителем которого он считался, и в Хеммисе (Кем-мин, или «Святилище Мина»). В святилище Мина находилась «тонкая колонна, увенчанная парой рогов», в сущности – шест. Он считался покровителем диких обитателей восточной пустыни - племен Антиу (троглодитов греков), которые во время праздниках в его честь участвовали в «странной церемонии – состязании в подъеме по шесту». Позади Мина изображалось его святилище в различных необычных формах или три высоких дерева, изображавших рощу. Эта деталь подчеркивает связь этого бога с плодородием и растительностью, что позволило отождествить его с Осирисом. «Самые древние доисторические статуи Мина показывают его стоящим прямо, сжимающим свой огромный фаллос левой рукой, а в опущенной правой руке он держит плеть, в то время как задняя часть его тела украшена животными моря и пустыни». Голова Мина увенчана высокими перьями, цвет тела – черный. На более поздних изображениях его правая рука с плетью поднята вверх. Матерью и женой Мина считалась Исида.
В Египте праздник в его честь справлялся, когда начинался сбор урожая, и фараон жертвовал богу Мину сноп пшеницы. В праздничной процессии, возглавляемой фараоном в короне Нижнего Египта, жрецы несли на носилках ящик с латуком, священным растением бога. Участником процессии был также белый бык, между рогами которого был солнечный диск, украшенный двумя высокими перьями. Процессия доходила до алтаря, на который ставили статую бога. Двое жрецов с эмблемами богов-охранителей Востока стояли перед Мином, пока фараон приносил богатые дары богу. «Представления египтян о смысле этой части обряда – водружения статуи Мина на алтарь – объясняются словами гимна: "Приветствуем тебя, Мин, оплодотворяющий свою мать! Как таинственно то, что ты сделал с ней в темноте!". В отрывке из другого гимна говорится, «что Мин, "телец своей матери", оплодотворил ее и посвятил ей свое сердце, когда его чресла были слиты с ее чреслами».
Использованные материалы:
М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
Геродот. История, кн. II, 39, 41;
А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
3. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
4. У. Бадж. Легенды о египетских богах;
М. Мюллер.Египетская мифология;
П. Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.
www.a700.ru
Бык в народных верованиях — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!
По славянским преданиям, священный золоторогий Бык-Тур – могущественная творческая сила Bceленной, носитель плодородия, символ мужества, храбрости. Древний культ Солнца-быка – бога скотоводов и воинов – проявлялся не только в том, что люди приносили в жертву быков или лепили из теста ритуальные фигурки бычков и коровок, весь мир представлялся огромным быком. К нему обращались как к тотемному предку: "Бык-боже! Царь-отец!". С тех времен и сложилось представление про бога, который управляет молнией и громом и оплодотворяет землю дождем.
Проведя параллели с архаичными культурными традициями других народов, исследователи пришли к выводу, что связь быка с богом грозы, восходит к древней общеиндоевропейской мифологии.
У кельтов боги-быки символизируют силу и мощь. Для друидов бык – это солнце, а корова – земля. У скандинавов бык – атрибут Тора, бога грома, бури и плодородия, кроме того, он посвящен Фрее.
Верховный бог, демиург и первопредок западно-семитской мифологии, Илу, именовался быком и олицетворял плодоносящее начало. Адад, Рамман и Баал – солярные боги плодородия, бури и грома – ездили на быках и звались "быками небесными".
В Египте бычьи рога украшали храмы, гробницы, предметы утвари. Вот лишь некоторые из египетских божеств в облике быка: Апис – божественный бык Мемфиса, Ра – небесный бык, Осирис – земной бык, Мневис – божественный черный бык, Бухис – божественный бык Фив.
Наиболее почитаемым божеством был бык Апис (егип. Hapi). Этот священный "бык луны" был, по поверьям, зачат от лунного луча. Он считался душой бога Мемфиса Птаха, а также был посвящен солярному богу Ра. Апис в образе небесного быка ежедневно оплодотворял Небесную Корову, богиню неба Нут. От него она рождала золотого теленка – солнечный диск. Египтяне верили, что ритуальный бег Аписа по полям приносит плодородие и достаток. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Верили, что после смерти душа Аписа воссоединяется с душой Осириса (отсюда имя Серапис).
В Древней Индии "красным быком, дающим жизнь", называют Дьяуса; это отец-небо, порождающий все во Вселенной. Считается, что он – отец Индры, "быка быков" и Агни, бога огня. Ушас – заря, дочь Дьяуса – выезжает на колеснице, запряженной алыми конями или быками, и открывает небесные врата. Имя Дьяуса, означающее "отец дня", имеет точные соответствия в греческом языке – Δίας, (др.-греч. Ζεύς, Зевс) и латинском – Deus (отождествляемым с Юпитером).
В Ригведе гром – рев быка, молния – его рога, а дождь – его семя, оплодотворяющее землю. Существует мнение, что санскритские слова "бык" и "дождь" произошли от одного корня. О боге грозы – Индре – говорится, что он разъяренный, как бык, а его могучая сила сравнивается с мужской небесной силой. Бык является атрибутом Агни – "Мощного Быка" – и формой Индры в его плодородном аспекте, отсюда идет обычай приносить ему в жертву по сто быков (гекатомба).
В Месопотамии бык – символ плодородия и мощи; он соединяет в себе небесное влияние и земную силу. Бог неба – Ану, отец, покровитель и наставник всех богов. На голове у него тиара с рогами – символ величайшего могущества. Нанна, Син – это бог Луны, его эпитет – "бык с лазуритовой бородой". В колесницу сына Нанны, Ишкура, запряжены семь бурь; его называли "диким быком ярости". Ранние изображения Ишкура – в виде быка и льва (их рев слышится в раскатах грома). Одно из животных, соотнесенных с громом, – Небесный бык, которого посылает Инанне Ану, когда она хочет погубить Гильгамеша. "Я – прекрасная дикая буйволица моего отца Энлиля" – говорит о себе богиня грозы, распри и любви Инанна. Главным богом Вавилона был Мардук – крылатый бык, которого называли "теленком Уту", бога Солнца.
В славянской народной традиции бык – особо почитаемое животное. Из древних письменных источников и этнографических материалов XIX – начала XX веков известно, что восточные славяне, и в частности русские, использовали его как жертвенное животное. Наиболее древние сведения о жертвоприношении быков принадлежат Прокопию Кесарийскому (VI в. н.э.), который писал, что славяне жертвовали быков богу – «творцу молний».
Как это ни удивительно, но обряд жертвоприношения быка или других рогатых животных, сохранялся, хотя и в трансформированном виде, спустя много столетий, и в некоторых местах у русских совершался еще до середины 1920-х годов. С приходом христианства обычай заклания быка стал приурочиваться к дню Ильи Пророка, заменившего бога-громовержца. Собирая в Ильин день, а в некоторых местных традициях в другой большой праздник, мужскую братчину, закалывали быка, которого, как правило, вскармливали всей общиной. После заклания мясо готовили и съедали сообща, а остатки раздавали всем желающим. Кости жертвенного быка сохраняли в уверенности, что они приносят удачу.
В XIX – начале XX веков бык как жертвенное животное был известен на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской, Орловской губерниях. В Новгородской губернии обряд жертвоприношения, называвшийся «мольбой», «жертвой» или «братчиной», приурочивался к первому воскресенью после Петрова дня. Ежегодно в этот день до 30 голов скота – быков и баранов – пригоняли в особое место около церкви. С благословения священника в одну ночь, с субботы на воскресенье, скот убивал один мужик, и мясо тут же варили в специальных котлах. Часть мяса поступала в пользу причта, остальное же – складывали в пустой амбар, а навар, как негодный, выливали на землю. В воскресенье после обедни мясо выкладывали на столах около церкви, священник освящал пищу, которую затем раздавали желающим по кусочку. У верховьев реки Ваги, также в первое воскресенье после Петрова дня, быка, купленного на общий счет целой волостью, убивали непосредственно перед обедней, варили мясо и по окончании обедни съедали всем миром. В этой трапезе принимал участие и местный священник. В Вологодской губернии, в селениях близ Кирилло-Белозерского монастыря, «обещанного» быка приносили в жертву на храмовый праздник Рождества Богородицы (8 сентября). У церковной паперти закалывали быка, готовили мясо и раздавали нищим, а остальной «обещанный» скот, приведенный крестьянами, продавали мясникам. Деньги от продажи шли в пользу церкви.
Обряды принесения в жертву «обещанного» животного осмыслялись как действия, обеспечивающие благополучие скота. Поэтому понятно, что в Костромском крае, например, братчину устраивали при болезнях и падеже скота. Здесь братчина назвалась «Микольщиной», так как «обещанного» бычка растили три года и закалывали на зимнего Николу (6 декабря), после чего устраивали обед на всю деревню. В Нижегородской губернии такой обед-«Никольщину» приурочивали к периоду мясоеда поздней осенью или ранней весной. На Орловщине кости «оброчного», то есть «обещанного», быка после братчины закапывали в хлеву, чтобы в хозяйстве не переводился скот.
www.wikiznanie.ru
Священные животные Египта: бык древних египтян Апис
Таинственный Древний Египет подарил человечеству множество открытий и прекрасных легенд. Верования египтян отличались изыском и всегда манили своей необычностью. Египтяне превозносили братьев наших меньших, изображая своих богов с головами животных. Однако были и такие животные, которые сами считались богами. Одним из таких редких животных был чёрный бык Мневис. Этот священный бык в Древнем Египте считался воплощением бога Ра. В разных областях Египта поклонялись различным животным или богам. Из-за этого нередко возникали религиозные войны.
Когда умирало священное животное, его тело бальзамировали, клали в саркофаг и захороняли. Любопытно, что некоторых животных хоронили особым способом. Например, кошек погребали в Бубастисе в священном склепе, мёртвых крокодилов бросали в Нил, ибисов - исключительно в Гермополе, а быков всегда именно там, где они умирали. Удивляют находки саркофагов рыб, жуков, змей, ихневмонов.
Священный бык в Древнем Египте
Так как важную часть жизни египтян занимало земледелие, то без такого животного, как бык, просто невозможно было обойтись. Видимо, из благодарности его и сделали священным. Многим будет интересно, как зовут священного быка Древнего Египта. На самом деле есть несколько названий. Быков использовали при сложной сельскохозяйственной работе, без них было бы очень сложно получить хороший урожай и должным образом обработать землю. Священный бык в Древнем Египте олицетворял плодородие. Также почитали коров, как кормилиц, представительниц неба, что тесно связано с культом Хатхор и Исиды, в результате образовался отдельный культ священной Небесной Коровы.
Апис - бог Египта
Богом возрождающейся природы египтяне считали Аписа. Кто такой Апис, бог чего он в Египте? Апис считается богом плодородия, он по легенде оплодотворяет священную корову, от их совокупления рождается золотой телёнок (солнечный диск). Священный бык древних египтян жил в храме Птаха, что в Мемфисе, там же жили и оракулы, которые, изучая поведение животного, строили свои предсказания.
Ритуальный бег этого быка приносил жителям Египта достаток и плодородие. Разобравшись, кто такой Апис, бог чего именно он был в древности, двинемся дальше. Когда Аписы умирали, их торжественно хоронили в подземном Некрополе Мемфиса, церемония проходила на западе от Нила. Предварительно животных мумифицировали и клали в саркофаги, украшенные амулетами и дорогими украшениями.
После смерти Аписа жрецами должен быть найден новый египетский священный бык. Однако это непросто, преемник должен обладать особыми приметами. Геродот описал эти приметы. Согласно его описаниям, новый Апис должен был быть рождён от коровы, которая после него уже никогда не сможет разродиться.
Молодой телёнок, которого изберут Аписом, должен быть чёрного цвета, на лбу иметь белый треугольник, на хвостике - двойные полосы (всего 29 признаков).
Новый Священный бык в Древнем Египте должен был быть найден жрецами за 60 дней. Пока велись поиски, жрецы соблюдали пост. Когда животное находили, его торжественно везли по Нилу в храм Птаха, до самого Мемфиса. Народ встречал Аписа на берегу, чтобы поприветствовать и выказать свое почтение.
Священные быки
Священные животные Египта многообразны, но быки среди них занимают одно из ведущих мест. Бык Мневис звался «солнечным», потому что был воплощением бога солнца. Также обожествляли и Бухиса, этот бык был чёрного цвета и изображался с солнечным диском между рогов.
Относительно цвета окраски Бухиса считалось, что он способен менять цвет каждый час. Почитали белого быка (Мина), а также супруга Небесной Коровы, который вступал с ней в интимную связь.
Животные, ассоциирующиеся с Анубисом
С этим богом связаны шакалы, собаки, волки. В Кинопольском номе был культ шакалов и собак. Культ Упуацта связан с волками.
Священные козлы и бараны
Ещё Геродот говорил о культе козлов. Это животное ассоциируется с богами Шаи и Банебджедет. Бараны и вовсе повсеместно были уважаемы жителями Египта. Считалось, что эти священные животные Египта были связаны с душой египтян, они олицетворяли плодородие.
Особым считался Амона - баран с кривыми и загнутыми рогами. Бараны с длинными рогами не давали, в отличие от Амона, шерсти.
Бараны очень почитались египтянами, просто так их старались не убивать, в одежде из их шерсти даже запрещено было появляться в храме.
Крокодилы
Крокодилов сопоставляли с богом нильских вод Себеком. Эти священные животные Египта после создания оросительной системы и появления водохранилища приумножили свою популяцию. Считалось, что крокодилы могут повелевать разливам рек, которые приносили полям полезный ил. Подобно тому, как отбирали священного быка, также отбирали и священного крокодила. Избранник жил в храме, почитался людьми, а вскоре и вовсе становился ручным.
В Фивах запрещали убивать крокодилов, даже если они несли угрозу для жизни. Несмотря на то что крокодил - священное животное, он считается воплощением зла и врагом бога солнца, помощником Сета.
Змеи, лягушки
Лягушки, как и многие другие живые существа Египта, почиталась в связи с тем, что символизировали плодородие. однако, Лягушки также считались животными богини Хекет, которая была покровительницей рожениц. В Древнем Египте верили, что лягушка обладает функцией самозарождения, потому её связывали с культом загробной жизни и воскресением после ухода в другой мир.
От Геродота стало известно также о священных змеях, их посвящали богу Ра и хоронили в Карнакском храме.
Птицы
Почитались в Египте также птицы, в том числе и мифические, к ним относились Великий Гоготун и Бенту. Из реальных птиц почитались сокол, ибис, коршун. За убийство священных птиц казнили. Ибис почитался в Египте как змееборец, египтяне научились «очищаться», видя как она «опорожняет» и промывает себя.
Бог Ба изображался в виде сокола с человеческой головой, сама же птица считалась душой бога. В Древнем Египте существовало поверье, что сокол - защитник фараонов.
Коршун символизировал небо и богов Нехбет и Мут.
Скарабей
Изображение жука-скарабея можно встретить в любой гробнице. Этот жук также был священным в Древнем Египте, его связывали с культом солнца. Египтяне считали, что скарабеи обладают, как и лягушки, функцией самозарождения. Жуки защищали от зла, были амулетами для египтян, спасали от укусов змей и помогали воскреснуть после смерти (естественно, по легендам).
Гиппопотамы
Богиня Таурт изображалась в Египте в виде беременной самки гиппопотама, но, несмотря на популярность самой богини, культ животного не был распространённым явлением, их почитали только в Папримитском округе. Как ни странно, эти животные, как и крокодилы, считались врагами бога Ра и олицетворяли зло.
Свиньи
Эти животные считались нечистыми в Египте. Плутарх говорил о том, что египетский народ верит, что если выпить молоко свиньи, то кожа покрывается струпьями и проказой. Раз в год свинью приносили в жертву и съедали. Существовала легенда, что однажды великий Тифон охотился на кабана в полную луну, и зверь привел его к деревянному гробу Осириса. Свинью ассоциируют с небом, она как луна, а её детёныши - звёзды.
Кошки и львы
Считается, что Египет - родина кошек. Данное животное почиталось в связи с тем, что государство было аграрным, а от грызунов могли спасти только кошки, потому им отдавали дань уважения. Кошки считались также хранительницами домашнего очага. Когда умирала в доме кошка, объявляли траур. Хоронили животных с особыми почестями. Баст (богиня любви) связана с кошкой, даже великий бог Ра, изображён в виде рыжего кота.
За убийство кошки грозила смертная казнь. Любовь египтян к этим животным однажды принесла им горе: персидский царь Камбиз приказал своим воинам повязать к щиту по кошке, таким образом, Египет сдался без боя. Львы символизировали могущество и власть фараонов. Культ был не повсеместно. Центр культа - Леонтополь.
Египет - удивительная страна, в которой многие века поклонялись разным животным. Неважно, зло они олицетворяли или добро, египтяне уважительно относились к братьям нашим меньшим. История священных животных увлекательна, интересна, а также ещё и поучительна. В рамках нашего повествования затронута лишь малая часть этого культурно богатого мира. История Древнего Египта, его ритуалов, обрядов, связанных со священными животными, - это отдельный мир, в который погружаешься и увлекаешься навсегда.
Интересные материалы:
Католическая церковь в Москве (фото) Главная Московская мечеть Московская Соборная мечеть: описание, история и адрес
nlo-mir.ru
Египетский бог бык — Язычество
Апис – египетский бог плодородия, культ которого был особо распространен в Мемфисе. Имел облик черного быка с особыми пятнами и традиционно изображался с солнечным диском. Считался душой («Ба») богов Ра и Птаха. Также египетский бог бык был тесно связан с загробным миром. Живым воплощением Аписа древние египтяне считали черного быка с особыми белыми отметинами, среди которых должно было быть и изображение месяца. Считалось, что это ритуальное животное способно увеличить урожайность. Быка пускали на поля, а его бег, согласно преданиям, неким образом оплодотворял земли.
Изображался египетский бог с головой быка нередко с мумией, сидящей на спине. Это связано с тем, что Апис, согласно древнеегипетской мифологии, был быком Осириса. Позже Осирис и Апис стали считаться единым божеством, которое получило название Серапис.
Ритуальные быки содержались в специальном помещении – Апейоне. Не только сами животные считались священными – их матери также получали статус приближенных к миру богов. Коровы, родившие «божественных» телят, как и быки, почитались жителями и содержались в отдельном помещении. Смерть ритуального быка приравнивалась к трагедии государственного масштаба. Страна погружалась в траур. Выбор следующего ритуального животного и захоронение умершего бука считались важными государственными обязательствами. Божественное животное бальзамировали, а его захоронение сопровождалось соблюдением определенного священного ритуала. Таких божественных быков, по традиции, хоронили в специальном склепе Серапениуме, который находился недалеко от Мемфиса.
В некоторых местностях было распространено верование в миф о том, что богиня неба Нут каждое утро принимала облик коровы и рожала нового Аписа. К вечеру божественный бык вырастал и становился мужем Нут. Изначально египетский бог в облике быка считался воплощением бога Мемфиса – Как Птаха. Во многом из-за этого его связывают и с фараонами Египта. Апис символизировал правителя.
Согласно преданиям, бог-бык обязательно должен был существовать в земном обличье. После смерти священного животного он переселялся в следующее. Быков находили жрецы, которые сопровождали животное в Никополь. Там быка в течение 40 дней откармливали. Праздник в честь бога Аписа проводился во время обновления вод Нила. Животное не могло жить больше 25 лет – по прошествии этого времени быка топили в колодце или с определенного места скидывали в Нил.
Рождение Аписа Плутарх приписывает лучу месяца. Луна и ее фазы тесно связаны с этим божеством. В ряде примет бога есть изображение нового месяца, которое также указывает на новолуние (месяц — 29 дней). 25 лет жизни священного животного связаны с фазами луны и древнеегипетским лунным периодом. Жрецы направлялись на поиски Аписа с восходом луны.
Животное, воплощающее бога, должно было быть абсолютно черным, за исключением особых отметин, благодаря которым такой бык и приравнивался к божественному. Нахождение нового бога-быка широко отмечалось во всем Египте: в стране, по случаю появления нового воплощения бога плодородия, проходили празднества и ритуальные мероприятия.