Древние флаги. От крещения до федерации: история флагов России
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как изменились флаги стран мира (12 флагов). Древние флаги


От крещения до федерации: история флагов России

От крещения до федерации: история флагов России

Редакция diletant. media представляет вам подборку флагов России за всю историю с кратким описанием, начиная с Крещения Руси и заканчивая сегодняшним триколором.

Стяг с двузубцем 966 — 988

0014-001-Istorija-flagov-i-znamjon.jpg

Такая форма стягов прочерчивалась на арабских дирхемах X в. Двузубец был символом Хазарского каганата, и когда князь Святослав Великий сокрушил каганат, то ввёл стяги с изображениями двузубца, как символ победы над Хазарией.

Червленый стяг XI — XII века

a_b3093533.jpg

В XI—XII вв.еках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета. Также встречаются желтые, зеленые, белые, черные знамена.

Стяг «Всемилостивейшего Спаса» XII — XVI века

Znamya_Ivana_IV.jpg

Перед вами один из древнейших русских стягов, который использовался войсками Александра Невского и Дмитрия Донского. Сохранился единственный такой стяг.

Великий стяг Ивана Грозного 1550 — 1584

Great_banner_of_Ivan_IV_of_Russia.jpg

У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе «сахарного» цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму «брусничного цвета», у откоса дополнительно кайма «макового» цвета. Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича, например, изображался лик Спасителя.

Знамя Ермака 1581 — 1585

Ermak01.jpg

В коллекции реликвий Оружейной палаты до сих пор имеются три знамени Ермака, «под которыми он в 1582 году покорил Сибирское ханство Кучума». Полотнище имеет длину более 2 метров, на одном из которых вышиты образы Иисуса Навина и св. Михаила (сюжет изображения — сцена из Ветхого Завета), на двух других — лев и единорог, готовые к бою.

Знамя Дмитрия Пожарского 1609 — 1612

big_81D0EFB6-A987-4A68-8163-9EE58FF64978.jpg

Знамя использовалось Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во Втором Народном ополчении.

Знамя Большого полка 1654 — 1701

im424-Znamia_bolshogo_polka_1654.JPG

Это знамя использовалось исключительно в Большой полку с 1654 по 1701 год. Отменено Петром I.

Гербовое знамя Алексея Михайловича 1668 — 1696

1138788_html_m4b8a672c.jpg

Это первое гербовое знамя России, учреждённое царём Алексеем Михайловичем в 1668 году, совместно с первым русским флагом (см. ниже). Гербовое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда.

Флаг Царства Русского (XVII век) 1668 — 1696

Флагпервый.gif

Самый первый государственный флаг России. Утверждён Алексеем Михайловичем, как флаг первого русского торгового суда «Орёл».

Флаг царя Московского 1693 — 1720

Flag_of_the_Tsar_of_Moscow_1668.jpg

Флаг начал использоваться Петром I в 1693 году. Царь велел относить этот флаг и ко всем бывшим царям Московским. На нём изображён русский триколор и герб России XVII века.

Торговый флаг России 1705 — 1917

Flag_of_Russia.svg.png

Триколор, введённый Петром I как часть штандарта Московского царя и армейского знамени, в 1705 году стал судовым флагом России и использовался вплоть до 1917 года.

Штандарт Российский или Царский

c97d5d2a26a3.jpg

Собственноручное описание Петра: «Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях св. Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис (Азовское море), в левой Синус Финикус (Финский залив) и пол Синуса Ботника (Ботанический залив) и часть Ост-Зее (Балтийское море)».

Государственное знамя Российской империи 1742−1858

Государственное_знамя_1742.JPG

В 1742 году в связи с предстоящей коронацией императрицы Елизаветы Петровны было изготовлено государственное знамя Российской империи, которое стало одной из инсигний и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров. Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли.

Государственный (гербовый) флаг 1858

f_1858_3.gif

Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый «гербовый» флаг. Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой.

Российский национальный флаг 1883

f_1883_3.gif

На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года, когда Александр III распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии.

Государственный национальный флаг 1914 г

Russian_flag_1914.gif

В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части жёлтого квадрата с чёрным двуглавым орлом.

Флаг республиканской России 1917

Flag_of_Russia.svg.png

Согласно решению Юридического совещания в апреле 1917 года: «Бело-сине-красный флаг, поскольку он не несет атрибутов никаких династических эмблем, может считаться флагом новой России».

Флаг СССР 1924

Flag_of_the_Soviet_Union.svg.png

Флаг представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. Он являлся «символом государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества». Красный цвет флага — символ героической борьбы советского народа за построение социализма и коммунизма, серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР — символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара.

Флаг РСФСР 1991 — 1993

Flag_of_Russia_(1991-1993).svg.png

Государственный флаг РСФСР с 1 ноября 1991 года. Оставался Государственным флагом до 11 декабря 1993 года.

Флаг России 1993 — по настоящее время

Flag_of_Russia.svg (1).png

Официальный государственный символ Российской Федерации, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Цветам флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:

Белый цвет символизирует благородство и откровенность;

Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Русский стяг | Русский след

Древнерусский Стяг XI–XVII вв. (флаг; англ. flag, banner)

История отечественных воинских стягов (флагов, знамён) уходит корнями в глубокую древность. В древнерусской летописи «Повесть временных лет» знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке в военных событиях конца XI века. Свое название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов («Язык стяг, дружину водит»). Исходя из смысла летописного текста, очевидно, что речь идёт о военных соединениях – полках, которые именуются стягами. Летопись 1096 года сообщает о том, что к Киеву подошёл с половцами «Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно». Город ему не удалось взять, тогда «придоша на манастырь Печерьскый… и кликнуша около манастыря, и поставиша стяга два пред враты манастырьскыми». Монахи же бежали задами монастыря, некоторые спрятались на хорах.

«Выступи полк… и подъяша стяг» (Ипатьевская летопись). Значение стяга в древнерусском войске (рати) огромно. Перед началом сражения вокруг воинского стяга строилось русское войско в боевом порядке. Если в ходе сражения древнерусское войско распадалось на отдельные рукопашные схватки, стяг служил для воинов указателем хода боя, определённым ориентиром, местом сбора воинов.

Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», это означало поражение, и за этим неизбежно следовало беспорядочное отступление или бегство всего войска. Во время междоусобных сражений княжеские дружины стремились захватить стяг противника. Вокруг стяга разыгрывалась самая жестокая битва, на захват флага противника направлялись все усилия, так как судьба воинского стяга решала исход всей битвы.

Древнерусские стяги в хронике Манассии 1344-45 годы («Святослав идет на Доростол»), на одном из рельефов трона Мономахов, на иконе.

Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» понимается как стоять в боевом порядке, а также находиться в чьем-либо войске, отряде.

В ХII веке под «стягом» всё чаще уже понимается именно знамя, а не воинское соединение. Встречается в летописи и слово «стяговникъ» – знаменосец, подобно тому, как существовали наименования «драконариос» для знаменосца в Риме, «бандофорос» в Византии, «баннерет» в Западной Европе.

Княжеское войско имело несколько военных стягов, собирательная и управленческая функции стяга дополнялась звуковыми сигналами труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

В ХII веке для обозначения воинского знамени упоминается слово  хоругвь, являющееся общеславянским термином. Древнерусские стягви и хоругви поэтично описаны в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца ХII века «Слове о полку Игореве». Автор, рассказывая о подготовке похода, восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!». Первая встреча с половцами закончилась удачно для русского князя, и автор «Слова», воздавая ему хвалу, восклицает: «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) – храброму Святославичу!».

Функция ранних древнерусских знамён состояла в управлении войском, но со временем знамёна и хоругви стали символами власти князя. Древнерусский стяг украшала эмблема князя, с началом христианизации Руси, к концу XIV века на стяге изображали лик Иисуса Христа. «…И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись о Куликовской битве).

В летописных памятниках Древней Руси — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», наряду с обстоятельным описанием сражения войска Дмитрия Донского с полчищами хана Мамая в 1380 году, упоминаются стяги и хоругви, выполняющие важные функции во время боя.

Из описаний русских знамён, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались христианские святые. Перед одним из таких знамен князь Дмитрий Иванович Донской перед началом битвы встал на колени и молился о победе над татарами. В «Сказании о Мамаевом побоище» летописец пишет: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка чермным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, и обратился к русским воинам с призывной речью «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Князь Борис идёт на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV века

Чаще всего для воспроизведения старинных знамён использовали лицевые рукописи, снабженные миниатюрами. Радзивилловская летопись середины ХVI века содержит более 600 красочных миниатюр, на которых более 200 раз изображены русские стяги. Лицевой летописный свод украшали тысячами миниатюр, иллюстрирующих исторические события «от сотворения мира» до ХVI века.

Радзивилловская летопись позволяет отметить составные части ранних русских стягов (знамён) — навершие в виде наконечника копья, возможно, в раннюю эпоху древко стяга служило копье. Позднее навершие древка стяга у русских было в виде креста, в виде полумесяца у половцев, в виде пучка (чубук) из конских волос, называемая – «чолка стяговая», которую могли прикрепить и под навершием. Цвета русских воинских стягов и знамён, в основном, красного цвета, а также зелёного и синего цвета. В рисунках Лицевого летописного свода цвет военных знамен также красный или зелёный.Форма полотнищ стяга – треугольная, широкий конец полотнища крепили к древку, а узкий длинный конец полотнища развивался на ветру. Стяговник носит в руках стяг воинского отряда, который был не большого размера. Во многих древнерусских летописях воинские стяги изображали однотипно, с соблюдением определенного канона, к сожалению, стяги ХVI века не сохранились до наших дней.

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI век.

Чрезвычайный интерес для изображения знамён представляет лицевой список ХIV века – «Хроника Георгия Амартола». Она составлена в середине IX века византийским монахом Георгием, именовавшим себя Амартолом (Грешником), затем продолжена другим автором до середины Х века и, вероятно, тогда же иллюстрирована. Многие исследователи полагают, что перевод с греческого хроники Амартола впервые был сделан при дворе Ярослава Мудрого в 40-х годах XI века. На Руси текст этого исторического источника стал необыкновенно популярным и неоднократно использовался в русском летописании. Уникальным является иллюстрированный список хроники Амартола ХIV века, происходящий из Твери, в миниатюрах, на которых изображены воины с разнообразными знамёнами. Одноцветные красные, зелёные треугольные вытянутые полотнища, прикреплены к копью, и красные прямоугольные узкие полотнища, прикрепленные к древку без навершия, и стяги с копьевидным навершием, к древку которых прикреплено красное или жёлтое узкое прямоугольное полотнище, а от него отходят разноцветные косицы-хоботы. Некоторые стяги завершены «чолкой стяговой».

В конце ХIII века на Руси в употребление входит термин «знамя». В ХIII — XVII веках употребляются оба названия — «стяг» и «знамя», а в конце XVII века слово «стяг» уже не встречается. В XVI веке «большое воинское знамя» было уже в каждом полку, а у воинской сотни были «меньшие знамена».В Галицко-Волынской летописи ХIII века рассказано о воцарении князя Даниила Романовича Галицкого в Галиче после очередного изгнания: «Даниил вошёл в город свой, пришёл в храм Пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на Немецких воротах знамя своё». В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Калишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?».  В этих летописных отрывках речь идёт о польских и соседних юго-западных русских землях, где существовала традиция вывешивать на городских стенах, башнях и воротах знамёна и городские стяги. Эта традиция существовала и  Галицко-Волынском княжестве, но в других регионах Руси этого обычая не было. Нашествие Батыя. Миниатюра. XVI век.

Феодалы Западной Европы изображали на своих знаменах личные гербы, светские знаки, символы, эмблемы правящих родов. На стягах русских князей не было княжеских гербов и эмблем вплоть до ХVII века. Рыцарские эмблемы, гербы родов, рыцарские ордена — всё эти атрибуты, довольно, агрессивного западноевропейского воинства ХII-ХV веков, прославлявшие их завоевательные военные походы, битвы и сражения. Воины Руси часто носили  оборонительный характер, в силу миролюбивого характера славян, предпочитавших откупиться от противника данью, но сохранить свой город, дом, имущество, жизни своего семейства и всего рода. Если же славян вынуждали воевать, то «доблестное» западноевропейское рыцарское войско часто бывало разбито и остатки его бежали без оглядки, оставляя на поле боя своё искусно сделанное военные доспехи и оружие. Русские воины побеждали в бою не численностью, а умением бесстрашно вести бой, храбростью, физической и духовной силой, которую они издревле черпали у родной земли русской, а после принятия христианства, в православной вере.

«Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.

Русское воинство побеждало в бою, обращаясь за помощью к Господу Богу, Пресвятой Богородице, и святым заступникам – главным «помощникам во бранех». Древнерусский стяг и знамёна, сопровождавшие войско русских князей в военных походах, несли во главе войска во славу небесным покровителям и заступникам земли Русской. На знамени Дмитрия Донского образ Всемилостивейшего Спаса, придавший святость самому знамени, ведущему русских воинов в бой и благословлявших их в сражении.

Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, водил своё войско на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с вышитым на нём образом Иисуса Христа. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести, знамёна освящал патриарх по чину святых икон.

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Ивана Васильевича Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится сегодня в Оружейной палате. Знамя прямоугольной формы, двустороннее, с одной стороны Вседержитель – Иисус Христос, благословляющий воинов и держащий святое Евангелие. Образ Иисуса Христа на знамени окаймлён текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства.

Русские знамена ХVI-ХVII веков кроили «косынею». Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, её длина была больше высоты; прямоугольный треугольник (откос) пришивался к полотнищу своей короткой стороной. Материалом для русских знамён служила камка (камчатный, камчатый узор; «камка луданная», то есть блестящая) – шелковая китайская ткань с узорами, или тонкая тафта –  гладкая шёлковая ткань. На воинском знамени вышивали серебряными, золотыми и цветными нитями святые образы и отрывки текстов из Евангелия. По краю знамя украшали каймой или бахромой.

Размеры воинских русских знамён были, как правило, большими. Знамя царя Ивана Грозного, с которым он ходил в 1552 году в поход на Казань, имеет длину около 3 метров, а высоту древка – 1,5 метра. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя можно было воткнуть в землю. Для ношения такого знамени в военном походе назначали два-три человека.  На знамени царя Иван IV Грозного был изображён «Всемилостивейший Спас». После взятия Казани у святого воинского знамени был отслужен молебен. В благодарность за победу царь Иван IV приказал построить церковь на том месте, где во время боя стояло святое знамя «Всемилостивейшего Спаса». Это знамя участвовало в других походах не только в ХVI веке, но и в ХVII веке. В начале ХVIII века это знамя вручили графу Борису Петровичу Шереметеву, отправившемуся в Свейский поход, со словами: «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».

Ещё большего размера был великий стяг Ивана Грозного 1560 года. «Построен» стяг из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос белый, кайма по краю полотнища брусничного цвета, а вокруг белого откоса – макового цвета. В лазоревую середину вшит круг из тёмно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – Святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

На «басурманские народы» русское воинство ходило и под другими знаменами. В Москве в Оружейной палате хранятся военные стяги Ермака Тимофеевича, с которыми он в 1581 году  завоевывал Сибирское ханство Кучума. На синих стягах Ермака словно на небе был изображен Иисус Христос и архангел Михаил, и льва с единорогом, готовящиеся к бою. На рисунке в «Истории Сибирской», составленной через сто лет С. У. Ремезовым, войско Ермака сопровождают действительно очень большие знамена, полотнища которых украшают архангел Михаил и Святой Николай Чудотворец.

Гербовое знамя. 1696 год.

Среди военных знамён нет такого знамени, которое можно было назвать государственным.  Государевым знаменем Большого полка, можно считать царский стяг, под которым царь участвовал в военных действиях. Русские князья и воеводы, военачальники, как Ермак Темофеевич, имели свои знамена, считавшиеся государевыми. Воинские знамёна выдавали только на время участия в походе.

Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко

Подьячий Посольского приказа Котошихин, составивший труд о России – в царствование Алексея Михайловича и сообщивший много деталей о времени и о событиях, участником которых он являлся, так писал о знамёнах царских воевод: «…Хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы, как рейтарские; трубачеи и литаврщики их же… дворовые люди. А учения у них к бою против рейтарского не бывает и строю никакого не знают; кто под которым знаменем написан и по тому и едет без устрою». Далее описываются эти «болшие» боярские знамена: «А бывают царские знамена у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ или какие победительные чюдеса; а боярские знамена бывают таковы, что у полской гусарии, разноцветные, долгие».Почему Котошихин противопоставляет «исконные» боярские полковые и сотенные знамена русского войска рейтарским, гусарским и прочим знамёнам? Дело в том, что в конце ХVI века на военную службу в Московию стали усиленно приглашать много иностранцев. При царе Фёдоре Иоанновиче в русском войске состояло более 4 000 наёмников – голландцев, шотландцев, датчан, шведов; Борис Годунов пригласил на военную службу ливонских немцев и сформировал из иноземцев целое воинское подразделение. Особенный приток иностранцев в воинскую службу произошёл после Смуты начала ХVII века. В Московском войске к иноземному строю относились солдатские, рейтарские и драгунские полки, командовали которыми исключительно иностранцы. При царе Михаиле Федоровиче, кроме иноземных отрядов, существовали и регулярные полки русских солдат, обученных в Москве иноземному строю.

Иностранцы вносили в свою военную службу свойственные им порядки и обычаи. Кроме военного обучения частей иностранных наёмников, они должны были снаряжать войска, изготавливать знамена для вверенных им полков. В русском войске появился западный обычай изображать светские эмблемы на военных знамёнах и хоругвях. Знамёна были разнообразной формы и рисунки на них выполняли, «как ротмистр укажет сам». На этих знаменах «писали» орла, грифа, змею, льва или химеру, и надписи делали на латинском языке.

Секретарь голштинского посольства Адам Олеарий, впервые побывавший в Москве в 1634 году, так описывал приём турецкого посла, свидетелем которого он был во время путешествия в Московии. Турецкого посла встречали 16 тысяч человек конницы: «В этом большом войске можно сосчитать не более 6 штандартов. Первый, принадлежащий лейб-компании, был из белого атласа с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью „Virtute Supero“, то есть „доблестью побеждаю“. Далее было три синих с белым штандарта с изображением на одном грифа, на другом – улитки и на третьем – руки с мечом. Далее еще один штандарт из красного дамаста, изображающий двуликого Януса, и наконец, красный штандарт без изображения. Мы предположили, что такие эмблемы и знаменные изображения были помещены по указанию немецких офицеров… Сами русские очень не искусны в изобретении таких вещей».

Знамя стрелецкое сотенное. Россия. XVIII в.

В течение ХVII века обычай помещать светские эмблемы распространяется не только на ротные (сотенные) знамёна, но и на полковничьи, на боярские, а также – на знамена старого московского строя (стрельцов), казаков. На одном из знамен стрелецких полков в первой половине ХVII века был «вышит зверь грив, в передней лапе палаш», хотя полковые стрелецкие знамена несли кресты, а цвет полотнища, каймы четырехугольного знамени и креста соответствовали цветам одежды того или иного полка.

К концу ХVII века на военных знаменах можно было увидеть и территориальные эмблемы, многие из которых затем использовались как городские гербы. Например, в Оружейной палате хранилось знамя астраханских стрельцов, в середине которого была написана золотом и краскою астраханская эмблема: в голубом поле – золотая корона, под нею – серебряный восточный меч с золотой рукояткой.

Особенно полюбились русским воеводам длиннохвостые прапоры – небольшие знамена конца ХVI века, используемые в Польше, как личные штандарты. По сообщению служившего у Бориса Годунова француза Жака Маржерета, у каждого воеводы был свой прапор. Некоторым поклонникам так нравились западные новшества, что они имели по нескольку прапоров с разными эмблемами, что свидетельствует об отсутствии у них родового герба, то есть постоянного родового знака. Известны, например, два прапора Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Федоровича. На одном из них изображался золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах, на щите – небольшой чёрный орлик. Полотнище прапора белое, с червленой каймой, а у откоса – кайма чёрная и на ней изображены золотые и серебряные львиные головы. В XIX веке этот белый прапор послужил основой при создании герба дома Романовых.

Россия в ХV веке и первой половине ХVII века не имела единого государственного знамени, на котором бы изображался государственный символ, хотя этот символ в виде двуглавого орла уже изображали на воинских знамёнах с конца ХV века. При Иване Грозном уже была особая государственная печать, которую ставили на документах и грамотах, отправляемых в соседние страны.

Государственная символика на воинских стягах, олицетворяла верховную власть государя над русскими землями, присоединенными к России. Государь даровал новым землям знамёна с государевой символикой.В 1646 году царь Алексей Михайлович пожаловал знамя Войску Донскому – «на средине двуглавый орёл, на груди его государев образ на коне, колет змия». В России ХVII века существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное», под этим знаменем с народов Поволжья и Сибири собирали ясак – натуральную подать.

Количество знамён и прапоров со светскими, не типичными для русского воинства эмблемами и символами увеличилось во второй половине ХVII века при царе Алексее Михайловиче, поощрявшего появление западных новшеств в русской жизни. Обществу прививался «вкус к геральдике», что выразилось в введении государственного герба, объяснении его символики, в появлении у вельмож личных печатей с гербами, и в украшении  гербами бытовых предметов знати.

Изображение герба на знамени полка. Конец XVIII века

По именному указанию царя было «состроено» необычное знамя, отличающееся от прежних «государевых знамён» тем, что оно соединяло церковную символику со светской. В «Описи Оружейной палаты» есть описание «Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, 1666–1678». Середина и откос его сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла в щитке – «царь на коне колет копием змия». Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись – «Москва». На верхней кайме изображены Иисус Христос и два восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковым и нижней кайме, в картушах расположены клейма, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На знамени написан полный титул государя. Известен и автор рисунка знамени — это живописец Станислав Лопуцкий, которому по именному указанию царя «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах». Он «расписывал» знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым.

Знамя девятой конной стрелецкой сотни. Россия. XVII в.

Было изготовлено и второе знамя подобного же типа, но «на коймах оружие бронь». Однако в исторических источниках отмечается, что оба знамени «на государственной службе никак не бывали».

В правление царя Алексея Михайловича возникло ещё одно «знамённое новшество». По ходатайству одной из персидских купеческих компаний, которая желала перевозить в Западную Европу товары через нашу страну, Россия за вознаграждение согласилась охранять товары во время пути. Для этого нужно было построить суда, способные нести охранную службу во время плавания по Каспийскому морю и по Волге. В 1667 году  в дворцовом селе Дединове на реке Оке построили корабль «Орёл», яхту, бот и две шнявы для охранных целей. Руководил строительством, а потом получил должность капитана «Орла» голландец Д. Бутлер и членами экипажа были голландцы. Все необходимое для строительства корабля было выписано из Голландии по требовательной ведомости Д. Бутлера. Среди них была указана и материя для корабельных флагов – «морских знамён для воинского хода потребных». Определенное количество материи, по смете Д. Бутлера, требовалось на изготовление «большого знамени, что живет на корме» — кормового флага, «на узкое долгое знамя, что живёт на среднем большом дереве» — вымпела , «на знамя, что живёт на переднем лежачем дереве» — гюйса. «А цветами, – писал далее Д. Бутлер, – как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».

По запросу Д. Бутлера Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафть, червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Корабль «Орёл», и его флаги просуществовали недолго, дойдя до  Астрахани, из корабельных пушек открыли огонь по восставшим казакам Степана Разина. Казаки Разина подожгли корабль, команда «Орла» разбежалась даже не прихватив с собой знамёна.

 

Древнерусские доспехи - колонтарь, куяк, байдана Древнерусский лучник X - XIII века

ru-sled.ru

путь от красного стяга до триколора

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек

vseonauke.com

Как изменились флаги стран мира (12 флагов)

Практические все официальные символы стран мира изменились со временем. Давайте проследим за этими трансформациями. Флаги России, Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Японии, Канады, США, Швейцарии, Нидерландов и Бразилии.

Как изменились флаги стран мира (12 флагов) вексиллология, страны мира, флаг, флаги

Флаг России

Флаг России вексиллология, страны мира, флаг, флаги Чёрно-жёлто-белый триколор был утверждён указом Александра II от 11 июня 1858 года. Современный флаг России утверждён 11 декабря 1993 года.

Флаг Швейцарии

Флаг Швейцарии вексиллология, страны мира, флаг, флаги С 1470 года флаг Швейцарии менялся несколько раз. Современный флаг государства утверждён 12 декабря 1889 года.

Флаг Нидерландов

Флаг Нидерландов вексиллология, страны мира, флаг, флаги Флаг Нидерландов с оранжевой полосой утверждён 1 апреля 1572 года. Использовался по 19 января 1795 года. Современный флаг приняли 16 февраля 1937 года.

Флаг Португалии

Флаг Португалии вексиллология, страны мира, флаг, флаги Флаг Португалии менялся неоднократно. Один из первых флагов, который применяли с 1495 года. Современный флаг страны утверждён 30 июня 1911 года.

Флаг США

Флаг США вексиллология, страны мира, флаг, флаги Флаг США является одним из лидеров по изменению флага. Здесь представлен современный флаг (4 июля 1960 г.) и флаг колонии Великобритании (3 декабря 1775 года).

Флаг Бразилии

Флаг Бразилии вексиллология, страны мира, флаг, флаги Сравните флаги 1822 года и современный флаг 1889 года.

Флаг Германии

Флаг Германии вексиллология, страны мира, флаг, флаги Флаг торгового флота Северогерманского союза 1867 года и современный флаг Германии, утверждённый 7 июня 1950 года.

Флаг Испании

Флаг Испании вексиллология, страны мира, флаг, флаги Современный флаг утверждён 19 декабря 1981 года. В качестве исторического указан флаг, применявшийся с 1701 по 1760 гг.

Флаг Франции

Флаг Франции вексиллология, страны мира, флаг, флаги Современный флаг используется с 20 мая 1794 года. Три золотые геральдические лилии на синем фоне - флаг Франции в XV веке.

Флаг Канады

Флаг Канады вексиллология, страны мира, флаг, флаги Как и на флагах других колоний Великобритании, у Канады в крыже размещён флаг метрополии. Для сравнения представлен современный флаг 1965 года и флаг 1868 года.

Флаг Великобритании

Флаг Великобритании вексиллология, страны мира, флаг, флаги Современный флаг используется с 1 января 1801 года. Прошлая версия флага была утверждена 1 мая 1707 года.

Флаг Японии

Флаг Японии вексиллология, страны мира, флаг, флаги Представлен торговый флаг Японии 1870 года и современный флаг.

Источник:

Ссылки по теме:

fishki.net

Самый древний флаг в мире

Самым старым из поныне используемых государственных флагов справедливо считается флаг Дании (утверждён в 1219 г.).

Однако и Ирану есть, чем похвастаться – именно на его территории был обнаружен, предположительно, самый древний из физически сохранившихся штандартов/флагов. Но прежде стоит упомянуть об одном из первых флагов Ирана – пусть и не дошедшем до наших дней. Это так называемое «Кавиево знамя» («Дирафши Кавияни»). О его происхождении мы можем судить лишь по легендам – позднее их искусно отобразил Фирдоуси в «Шахнаме». По версии «Шахнаме» в те далёкие годы иранскими землями правил узурпатор и тиран Заххак. Миф говорит о том, что сам Иблис поцеловал Заххака в оба плеча – и оттуда выросли две змеи. Чтобы удовлетворить их голод, Заххак ежедневно призывал к себе двух юношей – сыновей своих подданных – и скармливал их змеям. Храбрец и силач, кузнец Каве, как и другие иранцы, долго терпел тирана, которому пожертвовал множество своих сыновей. Но, в конце концов, не выдержал и поднял восстание. Знаменем восставших стал кожаный фартук кузнеца, который он прикрепил к древку копья. Именно с помощью Каве на трон Ирана в итоге взошёл законный правитель страны – Ферейдун.

В дальнейшем Кавиево знамя было украшено звездой, драгоценными камнями и лентами. Достоверно известно, что оно служило официальным флагом Ирана при вполне реальных династиях Аршакидов (250 г. до н. э. – 224 г. н. э.) и Сасанидов (224 - 651 гг.). Великолепное и очень дорогое знамя было утрачено в годы арабского завоевания. А в семидесятых годах учёные начали раскопки в окрестностях города Шехдад, неподалёку от Кермана (юго-восточный Иран). Посреди раскалённой пустыни Даште-Лут был обнаружен целый древний город, существовавший в этих местах в начале III тысячелетия до н. э. Поначалу его назвали «городом лилипутов»: высота стен, длина улиц и т. п., по мнению археологов, говорили о том, что средний рост населявших город людей был значительно меньше привычного нам. Было обнаружено мумифицированное тело, предположительно 17-летнего юноши, ростом 25 см. Впрочем, позднее данная гипотеза была опровергнута: новые исследования показали, что стены разрушились и опустились, а улицы сузились в результате воздействия стихий за прошедшие тысячелетия. Найденное тело принадлежало младенцу. Однако версия о «городе лилипутов» остаётся популярной и поныне – ведь люди всегда жаждут необычного. Ещё одна тайна города: некогда жители покинули его все разом, предварительно спрятав ценности в домах и приняв меры, чтобы защитить здания от ветров и ливней. Вероятно, они рассчитывали вернуться обратно. Существует гипотеза о том, что покинуть город их вынудила длительная засуха, из-за чего скот пришлось уводить далеко отсюда, да и самим искать новые источники воды. Однако и по завершении засухи жители города назад не вернулись...

Пустыня Шехдада

Именно там, в окрестностях Шехдада, в 1971 г. и был найден металлический штандарт – вероятно, древнейший на Земле. Металлическая пластина (толщиной 2 мм) вставлена в раму из металла (толщиной 4,5 мм) и с помощью двух подвижных металлических крюков удерживается на метровом стержне, увенчанном фигуркой орла. Размер самого флага: 22 х 24 см. Пластина покрыта искусной резьбой. В центре восседает богиня дождя, за её спиной стоит женщина. Справа, чуть ниже изображены ещё три женщины и сад в виде прямоугольника с двумя пальмами. Слева, так же чуть ниже – ещё одна пальма. Фигуры женщин от богини отделяет узор в виде цветка с несколькими лепестками – символ солнца. Нижнюю часть пластины украшают фигуры двух львов, между которыми изображена корова с длинными рогами. Все рисунки окружены витым орнаментом – он представляет собой воды реки.

Пустыня ШехдадаПустыня Шехдада

maxpark.com

История флага Российского: vera_mysina

Подъём флага в рамках крупных государственных мероприятий, с участием первых лиц государства, всегда сопровождается исполнением государственного гимна страны. Эта церемония по праву знаменует величие государства и его истории. Да и вообще, нет на планете флага, который бы не олицетворял какие-то амбиции, гордость, величие. И все они, не важно одноцветные или со сложным рисунком, с полосками или в узорах, со звёздами или с крестами, имеют свою историю. Ну, а история флага нашей Родины не просто интересна, а, я  бы сказала, даже уникальна.

Изначально у древних славян вместо слова «флаг» употреблялось слово «стяг», произошедшее от «стягивать, собирать дружину». Стяг всегда отмечал середину войска. Его охраняли лучшие богатыри, которых так и называли - «стяговники». Задачей стяговника было не только удержать стяг любой ценой в бою, но и подавать с помощью него знаки всему  войску. Если стяг имел легкий наклон в сторону врага, то неприятеля в бою удалось продавить, если дружина терпит поражение (стяг упал, не держится должным образом или подаются специальные сигналы), то  князья также это видели и принимали упреждающие решения.

Древнейшим стягом и символом наших предков, который использовался задолго до Крещения Руси, было красное полотно с языческим символом, олицетворяющим бога Сварога. Согласно ряду версий, Сварог олицетворял собой солнце на ясном небе, дарующее жизнь на земле (красный цвет). Позднее символ Сварога был заменён на изображение солнца. А, поскольку славянам не раз приходилось защищать себя и свою землю, то такой стяг логично отождествлял собой современное выражение «За Родину!».

дружина со стягом Сварога

Славянский стяг с изображением солнца

С того времени, даже после Крещения Руси, традиционным стягом продолжал быть красный. Многие века русские дружины под руководством и Святослава Великого, и Дмитрия Донского, и Ивана Грозного бились под красными полотнищами клиновидной формы. Подтверждают это и рисунки на известнейшем памятнике древней русской литературы  - летописи «Слово о полку Игореве», что в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета.

Изображение всадника с червленым стягом из слово о полку игореве

Осада херсонеса войском Владимира

Битва на куликовом поле

Поход олега на царьград

Традиционно красного цвета, но уже с образом Христа шли русские полки на штурм Казани. А в летописной записи 1522 года об осаде Казани Иваном Грозным говорится: «...И велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Стоит отметить, что именно после Крещения Руси стяг стали называть «знаменем», что происходит от слова «знамение». По сути знамя — это стяг, но с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. Со времён великих князей, объединивших Русь, до эпохи Петра  I русские воины ходили под такими знамёнами. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при самом Петре I принесло успех в первом Азовском походе и на войне со шведами.

Знамя Ивана грозного

Готовясь ко второму Азовскому походу, Пётр I в 1696 году в лучших традициях предков изготовил знамя с центральной частью и откосом. Выполненное из красной тафты с изображением святых, оно было дополнено двуглавым орлом, держащим копья, увитые лентами, и морем с парусными кораблями. Но знамя «прожило» не долго по причине захлестнувшей Петра I эйфории по всему европейскому.

Гербовое знаямя петра 1

В России, вплоть до 1858 года, военные дружины хоть и использовали общие символы, позволяющие  идентифицировать общенародную, русскую сущность, всё-таки единого государственного национального знамени не имелось. И лишь в 1883 году, несмотря на все споры и прения историков и геральдистов, император Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» велел признавать  привычный нам сегодня бело-синие-красный триколор национальным флагом страны. В повелении было изложено: «В торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов».

Примечательно здесь то, что этому решению предшествовал целый ряд немаловажных событий, споров и даже собраний. О самых важных из них я расскажу.

Ещё 9 апреля 1667 года, по указу царя Алексея Михайловича (Тишайшего) были установлены Государственные Московские цвета: черчатый (красный), белый и лазоревый (синий). По какому принципу были избраны эти цвета сказать сегодня сложно, однако есть ряд предположений:

1. Сторонники этой точки зрения считают, что соотнесение цветов флага связано с историческими областями Российской империи: Белой, Малой и Великой Руси, что подтверждается из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

2. Другие считают, что все значительно проще. Белый трактуется как цвет свободы и православной веры, синий есть цвет царской власти, а красный испокон веков олицетворял русский народ.

3. Есть и те, кто утверждает, что цвета были избраны по старославянскому принципу, где белый цвет означал веру, откровенность и благородство, синий цвет — целомудрие, честность и верность, а красный был наделен мужеством, любовью к жизни и своей земле.

флаг Алексея Михайловича

Считается, что именно Тишайший вносит в русский язык на смену устоявшемуся термину «знамя» слово «флаг», которое явилось производным от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани «флагтух», которая в силу своей особой прочности и использовалась европейцами для изготовления флагов.

Затем уже Пётр I, стремясь сделать из России великую европейскую державу, стал «упражняться» в создании флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов Пётр I «наделал» великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамёна. Например, Преображенский полк имел в 1700 году целых 16 знамён.

А перед Керченским походом, Пётр I сам нарисовал очередной рисунок флага для русских кораблей, те самые «сегодняшние» три горизонтальные полосы белую, синюю и красную, и под этим флагом отправился в путь. После похода отдельными указами данный флаг стал полотнищем всего военно-морского и гражданского флота страны.

рисунки флагов, сделанные Петром 1

После окончания Отечественной войны 1812 года с наполеоновской Францией в России начал вывешиваться в торжественные дни чёрно-жёлто-белый флаг, символизирующий династию Романовых. Указом Александра II от 11 июня 1858 года он был введён как официальный гербовый флаг. Чёрно-жёлто-белое знамя было основано на русской имперской геральдической традиции: чёрный цвет — от двуглавого орла, жёлтый — от золотого поля герба, а белый — цвет святого Георгия.

флаг 1858 года

И вот уже в 1883 году по велению императора Александр III на «арене» появляется петровский бело-сине-красный флотский триколор в роли государственного.

Однако оба флага продолжали разделять право быть государственными вплоть до 1896 года, поскольку никакого постановления об упразднении ранее назначенного чёрно-жёлто-белого флага не было. Да и на всех общенациональных мероприятиях и торжествах, на фасадах домов стали вывешивать и чёрно-жёлто-белые и бело-сине-красные флаги.

Но наличие двух флагов доводило до исступления многих историков, критиков и буквально довело до формирования двух лагерей. Одни старательно пытались показать, что у бело-сине-красной версии русских корней нет. Так, например, философ-западник Белинский В.Г. не раз заявлял, что «все усилия выдать бело-сине-красные цвета за исконно русские лишь совершенно бесплодная работа», что под чёрно-жёлто-белым флагом Россия не проиграла ни одной войны. Другие огрызались тем, что во флаге, имеющим чёрный цвет, ничего исконно славянского и вообще русского быть никак не может.

Конец всем спорам положил перед своей коронацией Николай II в марте 1896 года. По его личной инициативе  было собрано специальное совещание «по вопросу Российского национального флага». В результате многочасового обсуждения было вынесено решение, что «бело-сине-красный флаг имеет все основания называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный — именоваться государственными». После чего, 29 апреля 1896 года Николай II объявил, что «национальным флагом во всех случаях является флаг бело-сине-красный, все другие флаги допускаемы быть не должны».

А совсем недавно в Донецке подвели итоги конкурса на лучшую государственную символику Союза Народных Республик Новороссии. Где белый, жёлтый и чёрный цвета стали именоваться как государственные цвета флага Новороссии. Как поясняет конкурсная комиссия, «бело-жёлто-чёрный государственный флаг сегодняшняя Новороссия выбрала не случайно, ведь связь собственной истории всегда неразрывна с историей государства Российского и так будет всегда».

В 1917 году после Февральской революции, император Николай II отрёкся от престола, а сама революция прошла не под национальным, а под красным флагом. Белая оппозиция до последнего отстаивала себя под бело-сине-красным знаменем, считая его истинной национальной святыней. А Советская Россия после почти 700-летнего перерыва вновь вернула старорусские красно-золотые цвета в качестве официальной символики на государственном флаге.

рсфср

В 1924 году, когда образовался СССР, официальным флагом государства становится красный флаг с золотым серпом и молотом и красной звездой в золотом обрамлении.

флаг СССР

Под этими цветами русский народ одержал очередную великую победу в своей и мировой истории над фашистской Германией, как и в 1242 году князь Александр Невский, вступивший в бой с псами-рыцарями под красно-золотыми флагами, как и на Куликовом поле был разбит враг под красными знамёнами.

Менялись времена, уходили эпохи, а вместе с ними и флаги. Так, после неоднозначных перемен августа 1991 года официальным флагом нашей страны вновь стал бело-сине-красный триколор.

С тех пор ежегодно 22 августа  отмечается в России как День Государственного флага Российской Федерации, с чем я вас, мои читатели, и рада поздравить! Путь флаг Отечества нашего всегда реет отважно, скрепляет сердца, вселяет веру и наделяет стремлением к светлому будущему!

флаг России

vera-mysina.livejournal.com

10 необычных и уникальных флагов

10 необычных и уникальных флаговКультура

Флаги начались использоваться еще задолго до того, как человечество стало фиксировать происходящие исторические события. Они символизировали различные движения, народы и даже отдельных лиц. У каждого государства в мире есть свой флаг, у некоторых он очень странный, у некоторых – красивый, у других скучный.

Ниже представлен список десяти флагов, уникальных в своем роде.

10. Даннеброг

Флаги впервые появились в Китае и Индии, а позднее распространились по всему миру. Из-за того, что флаги возникли настолько давно, невозможно выявить какой флаг был первым. Однако доказано, что Даннеброг – это старейший флаг мира, который используется до сих пор.

Возвращаясь далеко в 13 век, предположительно с 15 июня 1219 года, Даннеброг является государственным флагом Дании и служит вдохновителем для дизайна флагов других скандинавских стран. До его официального принятия флаг в основном использовался в регионе викингов и обладал треугольными краями. Австрия также претендует на обладание старейшим по происхождению флагом в мире, хотя их флаг, судя по всему, датируется 1230 годом.

9. Флаги – семафоры

Язык – это не просто речь и движение. Флаги – семафоры – это система для передачи информации на расстоянии с помощью визуальных сигналов посредством ручных флагов, стержней, дисков, а иногда просто голыми руками или руками в перчатках. Информация кодируется положением флага, считывается же, когда флаг находится в фиксированном положении.

Семафоры были приняты и широко используются в морском мире с начала 1800-х годов (ручные флаги заменены на так называемые "механические руки"). Семафорные сигналы, к примеру, использовались в битве при Трафальгаре. Это был период, когда изобрели современную систему военно-морских семафоров, которая использовала ручные флаги. Она до сих используется для экстренной связи в дневное время, что касается ночи, то в данном случае применяются вместо флагов освещенные палочки.

8. Флаг Непала

Флаг Непала является единственным непрямоугольным флагом в мире. Флаг представляет собой упрощенную комбинацию из двух отдельных вымпелов. Его малиновый цвет – это цвет рододендрона, национального цветка страны. Красный также является признаком победы в войне, синее обрамление – это цвет мира. До 1962 года эмблемы флага (солнце и полумесяц) обладали человеческими лицами.

С целью модернизации флага лица решили удалить. Лица оставались на королевском штандарте вплоть до отмены монархии в 2008 году. Флаг был принят с формированием нового конституционного правительства 16 декабря 1962 года. Отдельные вымпелы использовались в двух предшествующих столетиях, двойной же вымпел начал использоваться с 19 века.

7. Белый флаг перемирия

Белый флаг – это международный признанный защитный признак перемирия, или прекращение огня и просьба о проведении переговоров. Он также используется для сигнализации капитуляции, поэтому часто более слабая военная сторона выступает с этим флагом с просьбой о переговорах.

Белый флаг говорит о том, что приближающийся переговорщик безоружен, в его намерениях либо сдаться, либо желание начать диалог. Лица, которые держат в руках белый флаг, не могут открывать огонь, и по ним нельзя стрелять. Использование флага включено в Женевскую конвенцию.

6. Под черным флагом

Черный флаг, и черный цвет как таковой, были связаны с анархией, начиная с 1880-х годов. Названия многих анархических коллективов содержат слово "черный". Существовал ряд периодически появляющихся анархических организаций под названием "Черный флаг".

Равномерная чернота флага означает отрицание всех репрессивных структур в отличие от красочных флагов, характерных для большинства государств-наций. Кроме того, если белый флаг является универсальным символом капитуляции перед превосходящей силой, то черный флаг – это символ неповиновения.

5. Флаг транссексуалов

Все мы знакомы с радужным флагом гей-движения, однако, менее известен в общественных кругах флаг транссексуалов. Он был создан в 2000 году, когда произошел первый парад этого меньшинства в американском городе Финиксе (штат Аризона).

Дизайнер флага очень четко объяснила почему флаг именно такой: "Голубой – это традиционно мужской цвет, розовый – женский, белый, находящийся в середине, символизирует тех, кто находится между, кто чувствует, что обладает нейтральным полом. Суть такова – независимо от того, какой путь вы выберете, он всегда будет правильным. Это говорит о наших попытках найти справедливость своей собственной жизни".

4. Флаг Веселый Роджер

Веселый Роджер – это имя, которое дается любому флагу для выявления экипажа пиратского судна. Сегодня самый узнаваемый Веселый Роджер – это человеческий череп, расположенный над двумя скрещенными трубчатыми костями. Вся эта композиция изображена на черном фоне.

Этот дизайн флага использовался несколькими пиратами, в том числе капитаном Эдвардом Ингландом (Edward England) и Джоном Тейлором (John Taylor). Некоторые флаги Веселого Роджера изображали песочные часы, которые в 17-18 веках в Европе были символом смерти. Несмотря на свою известность в культуре, обычные черные флаги часто использовались большинством пиратов 17-18 веков.

3. Флаг Западной Африки

Этот необычный флаг, как правило, часто (и ошибочно) относят к империи Бенин. Это один из четырех флагов, который в настоящее время находится в национальном морском музее Гринвича вблизи Лондона. Существует некоторая неопределенность относительно точного происхождения флага, пришел ли он непосредственно из Бенина или использовался соседними народами.

Имя "Кеннеди", написанное на бумажной этикетке и прикрепленное к флагу, судя по всему, говорит о том, что он был доставлен обратно адмиралу Ф.Кеннеди в 1897 году после экспедиции против Бенина, что может говорить о том, что флаг имеет бенинское происхождение. Однако флаг очень похож на три других западноафриканских флага, хранящихся в музее, которые возникли не в Бенине, а у соседних народов.

2. Флаг Марса

Флаг Марса – это триколор, представляющий планету. Хотя он не имеет никакой юридической силы, флаг был одобрен марсианским сообществом и планетарным сообществом. Флаг предназначен для того, чтобы изобразить "будущую историю" Марса.

Красная полоса, которая расположена ближе всего к мачте, символизирует Марс сегодня. Зеленый и синий говорят об этапах возможного терраформирования Марса, о том, что когда-нибудь человечество сможет выполнить эту задачу, однако, этика терраформирования планеты до сих пор остается предметом дискуссий.

1. Нацистский флаг

Нацистский флаг, наверное, является самым спорным флагом в истории человечества. Он даже сегодня запрещен в ряде стран. Флаг был разработан самим Гитлером, который полагал, что необходимо использовать цвета кайзеровской Германии, потому что по его мнению, "применение этих цветов – это наша дань и уважение славному прошлому, которое принесло так много чести немецкой нации".

"Самое главное требование к новому флагу – он должен доказать свою эффективность, потому что известны сотни тысяч случаев, когда действительно стоящая эмблема может быть первопричиной пробуждающегося интереса к движению".

Перевод: Баландина Е. А.

www.infoniac.ru


Смотрите также