Арамейский язык - это... Что такое Арамейский язык?
Арамейский язык
Wikimedia Foundation. 2010.
Арамеяне
Арамейский алфавит
Смотреть что такое "Арамейский язык" в других словарях:
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — (от собств. им. Арам, библейского названия Сирии). Язык жителей древней Сирии, которым говорят в окрестностях Мосула. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК от собственного имени Арам,… … Словарь иностранных слов русского языка
Арамейский язык — или вернее А. языки та ветвь семитской группы яз., на к рой говорили в стране «Арам», т. е. в Сирии, Месопотамии и в ближайших районах. Первые упоминания об арамейцах мы встречаем в клинописных памятниках XIV в. до христ. эры, как о группе племен … Литературная энциклопедия
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — вместе с ханаанейскими (еврейским, финикийским, моавитским и др.) и угаритским входит в сев. зап. группу семит. ветви афразийской языковой семьи. На христ. Западе до 2 й пол. XIX в. назывался халдейским по названию нек рых арам. племен (аккад. >… … Православная энциклопедия
Арамейский язык — язык семитич. племен, появивш. в странах Передней Азии после ханаанеян, с 14 в. до н.э. А. я. в Ассирийском госуд. приобрел знач. междунар. яз., начиная с 8 в. до н.э. Позже, в др. перс. госуд., А. я. становится офиц. яз. для зап. части… … Древний мир. Энциклопедический словарь
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — язык семитской группы, получивший свое название от арамейских племен, заселявших Двуречье и Сирию ок. 14 в. до н.э. Племена эти в языковом и этнич. отношении были близки к народам древнего Израиля. Само слово «арамей» означает, вероятно, кочевник … Библиологический словарь
Арамейский язык — язык древних племен, вышедших из Аравии и расселившихся в Передней Азии. Родной язык Иисуса Христа. Ветхий Завет он читал на древне еврейском … Православный энциклопедический словарь
Арамейский язык — I. Первый раз А.Я. используется в Библии в Быт 31:47, где Лаван называет сложенный из камней памятник по арам., в то время как Иаков дает ему евр. название. Трудно с точностью установить, насколько древним является А.Я. Олбрайт считает… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Арамейский язык — один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев (См. Арамеи) были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9 … Большая советская энциклопедия
арамейский язык — арам’ейский яз’ык см. язык … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
арамейский\ язык — арам’ейский яз’ык см. язык … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Арамейский язык — ♦ (ENG Aramaic) язык, родственный древнееврейскому. Нек рые части Ветхого Завета написаны на арамейском языке (Езд. 4:8; 6:18; 7:12 26; Дан. 2:4; 7:28). На этом языке говорил Иисус. В Новом Завете фразы на арамейском языке можно найти в… … Вестминстерский словарь теологических терминов
dal.academic.ru
Арамейский язык — wikikoran
Арамейские языки (самоназвание — ܐܪܡܝܐ Armāyâ/Ārāmāyâ, ארמי Arami) — группа языков в составе семитской языковой семьи, на территории северо-западной Месопотамии.
Согласно библейской традиции, "арамейцы" рассматриваются как потомки Сима (ивр. שֵׁם, Шем, араб. سام Sām; гыэз: ሴም, Sēm,) старшего сына Ноя, из семейства Нахора. Их происхождение, как и у всех древних народов - неясно.
Сравнимое по древности с первой египетской династией (3100 до рожд христ), имела место миграция кочевников "Стиу" (сириакское. шатое - жажда) в Египет. Аккадские источники назвали их "Сутиу" или "Суту" (2700 до рожд христ). Ассирийцы же применяли термин кочевники в отношении Аморитян или Арамейцев. Архивы из Мари (Ма́ри — город-государство, существовавшее на берегу Евфрата в Северной Сирии в III—II тыс. до н. э.), зафиксировали около 3000 до рожд христ. кочевников, часть из которых обосновалась в городах, и была названа "Аму Уру" (городские поселенцы), или "Аморитяне"; города на возвышенностях назывались "Ур Ром" (Ором, Арам). Тиглатпаласар I (1115 — 1076 до рожд христ), называл "Ахламейцев" - Арамейцами, наполнившими к тому времени провинции Ассирии.
Арамейцы расселились по Египту, Нижней Вавилонии, Вавилонии (Халдее), и вдоль Евфрата до реки Хабур. Названия многих из их городов начинались с приставки "Бэт" (Дом...), например "Бэт Замани" (город определенного времени) около горы Хараджа-Дах.
После уничтожения Хеттского царства под ударами «народов моря», арамейцы, воспользовавшись появившимся вакуумом, проникли глубже в Сирию и Палестину, и основали там свои города.
В течении восьмого века до н.э. ассирийские цари нападали на арамейские царства, и в конечном итоге покорили их, поглощая, и вводя их в состав ассирийских провинций. Бэт Адини пал под ударами Салманасара III в 856 году до н.э., Арпад капитулировал под натиском Тиглатпаласара III в 740 до н.э., Зобах и Дамаск сдались в 732 году до н.э., и Саргон II взял Емаф в 720 г. до н.э.
Несмотря на то, что арамейцы потеряли свою политическую и военную роль на Ближнем Востоке, их язык распространился и впоследствии стал официальным языком Ассирии.
В августе 612 г. до н.э. была разрушена столица Ассирии, Ниневия, и на ее месте появилась новая Нео-Вавилонская империя (605-538 до н.э.), чьим официальным языком стал арамейский.
Арамейский, оставался официальным языком Персидской империи (538-330 до н.э.). Интересно, что имя персидского царя "Кира", является арамейским - "Кур Реш", означающее "холодная голова". Арамейский оказал влияние и на еврейский язык - иврит, в основном после Вавилонского пленения шестого века до н.э. После изгнания, палестинские евреи проводили публичное чтение Писания в синагогах на диалектах арамейского. Данный факт обусловлен большим количеством евреев говорящих на арамейском, нежели на иврите.
Впоследствии книги "Ветхого Завета" - Танаха, были переведены на арамейский.
Танах об арамейцах
Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. (Тора, Бытие 25:20)
И увидали Аммонитяне, что стали они ненавистны Давиду; и послали Аммонитяне нанять Арамейцев Бэйт-Рехова и Арамейцев Цовы, - двадцать тысяч пеших, - и царя Маахи с тысячью человек, и людей Това - двенадцать тысяч человек. (Танах, 2 Царств Глава 10:6)
Убежал Иаков на поля Арамейские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец. (Танах, Книга Пророка Осии 12:12)
И утвердил Саул свое царствование над Израилем, и воевал со всеми окрестными врагами своими, с Моавом и с Аммонитянами, и с Едомом и с царями Совы (Арам Зобах) и с Филистимлянами, и везде, против кого ни обращался, имел успех. (Танах, 1-я Царств 14:47)
И когда Аммонитяне увидели, что они сделались ненавистными Давиду, Ханун и сынам Аммона, было отправлено тысячу талантов серебра, чтобы нанять себе колесницы и всадников из Месопотамии, и из Арам Мааха и из Сувы. (1 Хроники 19:6)
В древности имперский арамейский язык выполнял роль лингва франка на значительной территории Ближнего Востока, Один из арамейских языков был одним из разговорных языков Иудеи во времена Иисуса Христа.
Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) был весьма близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию.
Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху Древнеперсидского царства Ахеменидов (VI век до н. э. — IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи.
В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий.
Состав
Все арамейские языки можно разделить на две большие группы: западные (Палестина, Дамаск) и восточные (центральная Сирия и Месопотамия). Наибольшее количество письменных памятников обеих групп сохранилось в еврейских источниках: таргумы, Иерусалимский Талмуд (западная группа), Вавилонский Талмуд (восточная группа). Помимо этих больших текстов встречается огромное количество меньших документов самого различного жанра, а также глосс (арамейских слов, вкраплённых в тексты на других языках). Лексические единицы арамейского происхождения заметны также в лексике современного языка идиш (предполагается, что еврейско-арамейские языки были основным средством общения евреев начиная с первых веков н. э. и вплоть до широкого распространения языка идиш).
История
На рубеже II и I тысячелетий до н. э. арамейский язык был распространён на части территории современной Сирии и в прилегающих районах Ирака. Первые арамейские памятники известны с IX в. до н. э. Они найдены на территории современной Сирии.
wikikoran.kz
Арамейские Языки - «Энциклопедия»
АРАМЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ, группа в составе семитских языков (центральная ветвь). Выделяются старо-, средне- и новоарамейские периоды истории арамейских языков (периодизация основана на внутрилингвистических критериях и в целом следует классификации арамейских языков немецкого арамеиста К. Байера).
Староарамейский период (с рубежа 2-1-го тысячелетий до нашей эры; область распространения арамейских языков в это время - север современной Сирии и юго-восток Турции). Его первый этап представлен древне-арамейским языком, засвидетельствованным немногочисленными эпиграфическими памятниками 9-7веков до нашей эры. В 7 веке до нашей эры относительно стандартизованный вариант древне-арамейского языка приобрёл статус лингва франка в новоассирийской империи и сохранил ту же функцию в нововавилонской державе (612-539 годы). Следующий этап этого периода - имперский арамейский язык, официальный язык Персидской империи 6-4 века до нашей эры. Его важнейший памятник - элефантинский папирусный архив из Египта (смотри Элефантина). Письменный арамейский язык эллинистической и римской эпох (3 век до нашей эры - 1 век нашей эры) в лингвистическом отношении продолжает имперский арамейский и поэтому тоже включается в рамки староарамейского периода. Его важнейшие памятники - арамейские тексты Ветхого Завета и кумранский арамейский (смотри Мёртвого моря свитки). Староарамейские тексты записаны различными графическими вариантами консонантного алфавита финикийского происхождения (смотри Финикийское письмо) из 22 знаков.
Реклама
Среднеарамейский период. Начался во 2 веке нашей эры с появлением литературных языков, не являющихся в лингвистическом отношении преемниками имперского арамейского, и закончился в конце 1-го тысячелетия нашей эры, когда вследствие распространения ислама арабский язык вытеснил арамейский язык в большинстве семитских языковых сообществ Ближнего Востока.
На основании различий в морфологии глагола и имени среднеарамейские языки делятся на восточные (были распространены в Верхней и Нижней Месопотамии) и западные (Палестина). К восточным языкам относятся: классический сирийский, зафиксированный в многочисленных литературных памятниках, представляющих значительный интерес для истории христианства; вавилонский иудейский арамейский - язык Вавилонского Талмуда и вавилонских таргумов; классический мандейский - разговорный и литургический язык мандейской общины. Западные языки: иудейский палестинский арамейский - язык Палестинского Талмуда, палестинских мидрашей и таргумов ранневизантийской эпохи; христианский палестинский арамейский, засвидетельствованный переводами христианских текстов с греческого в ранневизантийский период; самаритянский арамейский, на котором написаны религиозные тексты самаритянской общины. Все среднеарамейские языки использовали алфавит из 22 знаков. Сирийский и мандейский имели особые виды графики, иудейские арамейские языки использовали так называемый квадратный шрифт, возникший из староарамейского курсива; христианский палестинский арамейский пользовался сирийским письмом, самаритянский палестинский арамейский записан палеоеврейским курсивом; смотри Западносемитское письмо.
Новоарамейский период (с начала 2-го тысячелетия нашей эры). Носители живых арамейских языков живут главным образом в Сирии (в трёх деревнях к северо-востоку от Дамаска), на юго-востоке Малой Азии, на севере Ирака, в северо-западной части Ирана, в восточной Армении и в Азербайджане. По лингвистическим признакам выделяются западная [3 языка (диалекта) в Сирии] и восточная (общее число языков неизвестно) ветви; смотри Новоарамейские языки.
В типологическом отношении арамейские языки близки к другим центрально-семитским языкам. Древнеарамейский имел не менее 27 согласных фонем, на протяжении староарамейского периода их количество сократилось до 22 за счёт совпадения интердентального ряда с дентальным и слияния латеральных с другими согласными. Для относительно простого вокализма характерна начавшаяся в имперско-арамейский период количественная редукция кратких гласных в безударных открытых слогах, приведшая к их синкопе. В имперском арамейском прошла поствокальная спирантизация неэмфатических смычных b, d, g, р, t, к, которая, наложившись на синкопу кратких гласных, вызвала в среднеарамейских языках фонематизацию щелевых аллофонов (например, р/f), в разной степени сохраняющуюся и в новоарамейских языках.
Арамейское имя утратило падежную флексию ко времени начала письменной фиксации арамейских языков. Специфическая черта староарамейского имени - постпозитивный определённый артикль - ? (?) (в восточных среднеарамейских языках десемантизировался и стал элементом немаркированной формы имени). Существительное имеет словоклассифицирующий род (мужской или женский) и изменяется по числам (единственное и множественное; двойственное число непродуктивно).
Глагол в арамейских языках имеет ту же морфологическую структуру, что и глагол в других семитских языках - консонантный корень (в типичном случае состоящий из трёх согласных) и набор деривативных и словоизменительных аффиксов. Староарамейский глагол имел 2 словоизменительных спряжения в индикативе - префиксально-суффиксальное (будущее время) и суффиксальное (прошедшее время). Значение настоящего времени выражалось перифрастически - изменяемым по родам и числам предикативным причастием с местоименными или именными подлежащими. В классическом сирийском и в новоарамейском языках эта перифраза грамматикализовалась в новую синтетическую форму настоящего времени за счёт фузии предикативного причастия и энклитических местоименных субъектов. Семантика залога и актантной деривации выражается породами, имеющими разные степени продуктивности. Число пород в староарамейский период сократилось по отношению к прасемитскому состоянию за счёт произошедшей в дописьменный период утраты породы с детранзитивным префиксом п-. В среднеарамейских языках полностью утрачен внутренний пассив, в результате чего возникла простая система из шести пород: 3 исходные породы (морфологически не осложнённая, так называемая интенсивная и каузативная) имеют по производной с префиксом t-, образующим детранзитивные (преимущественно пассивные) дериваты. В большинстве восточных новоарамейских языков t-породы утрачены, пассивное значение выражается перифрастически.
Арамейские языки - языки номинативного строя. Порядок слов в древнеарамейском «предикат + субъект + объект», на следующих этапах в качестве немаркированного порядка слов всё более утверждается «субъект + предикат + объект». В классическом сирийском и в восточных новоарамейских языках есть эргативное спряжение, возникшее из аналитической пассивной конструкции, включавшей пассивное причастие и постпозитивный агенс, выраженный генитивными местоименными энклитиками, присоединёнными к предлогу 1-’для, посредством’: griš li ‘(он) вытащен мною’ → griš-li ‘я вытащил (его)’; šmi-lan ‘мы услышали (это)’ (этимологически ‘услышано у нас/нами’).
На староарамейских и среднеарамейских языках созданы письменные памятники, имеющие большое значение для истории средиземноморской цивилизации, в особенности для истории христианства и иудаизма. Поэтому арамейские языки, начиная со средних веков, изучались в еврейской и христианской филологических традициях. Особое значение изучение арамейских языков имело для протестантской теологии 19-20 веков, так как по свидетельству Нового Завета арамейский был родным языком Иисуса из Назарета, и исследователи истоков христианства полагали, что обратный перевод высказываний Иисуса с греческого на арамейский может пролить новый свет на его личность и учение. Изучение живых арамейских языков началось в 19 веке. Особенно значителен вклад немецких семитологов Т. Нёльдеке, В. Арнольда и О. Ястрова.
Лит.: Noeldeke Т. Kurzgefasste syrische Grammatik. Darmstadt, 1966; Beyer K. Die aramäischen Texte vom Toten Meer. Gött., 1984; Segert S. Altaramäische Grammatik. Lpz., 1986; Церетели K. Г. Арамейский язык // Языки Азии и Африки. М., 1991. [Т. 4]. Кн. 1; Jastrow О. The Neo-Aramaic languages // The Semitic languages / Ed. R. Hetzron. L.; N. Y., 1998.С. В. Лёзов.
knowledge.su
Арамейский язык
один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев (См. Арамеи) были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9—8 вв. до н. э. В период ассирийского и персидского господства (7—4 вв.) А. я. стал официальным языком этих государств и международным языком Бл. и Среднего Востока. К 5 в. до н. э. относится архив арамейских документов. из Элефантины (Египет). На А. я., постепенно вытеснившем еврейский язык, написаны отдельные арамейские части Библии (Эзры, 5—4 вв. до н. э., Даниила, 2 в. до н. э.), и талмудов (т. н. Гамара, 2—5 вв. н. э.), переведены библейские тексты. А. я. пользовались пальмирцы и набатейцы (надписи 1—2 вв.). На основе эдесского наречия А. я. возник сирийский язык, на котором создана богатая христианская литература (3—14 вв.). На мандейском — одном из диалектов А. я. — писались религиозные книги мандейцев (3—8 вв.). Современные арамейские диалекты делятся на 3 группы: зап. (малула), центр. (турайо) и вост. [ассирийский (новосирииский) язык (См. Ассирийский язык)].
Для А. я. характерны: передача протосемитских межзубных согласных смычными, эмфатическое состояние имён (status emphaticus), употребление рефлексивных форм в качестве пассива, развитие аналитических конструкций (особенно в современных диалектах).
Лит.: Винников И. Н., Словарь арамейских надписей, «Палестинский сборник», 1958, № 3, 1959, № 4, 1962, № 7, 1964, № 11, 1965, № 13; Церетели Г. В., Армазская билингва, Тб., 1941; Церетели К. Г., Материалы по арамейской диалектологии, т. 1, Тб., 1965; Garbini G., L'aramaico antico, Roma, 1956; Altheim F., S tiehl R., Die aramäische Sprache unter den Achaimeniden, Bd 1, Fr./M., 1963; Rosenthal F., A grammar of biblical Aramaic, 2 ed., Wiesbaden, 1963; Nöldeke Th., Kurzgefaßte syrische Grammatik, Darmstadt, 1966; Macuch R., Handbook of classical and modern mandaic, B., 1965; Spitaler A., Grammatik des neuaramäischen Dialekts von Ma'lűla (Antilibanon), Lpz., 1938; Ritter H., Turoyo A., Texte, Bd 1, Beirut, 1967; Rosenthal F. (ed.). An Aramaic handbook, [v. 1—4], Wiesbaden, 1967.
К. Г. Церетели.
slovar.wikireading.ru
Арамейский язык - это... Что такое Арамейский язык?
Арамейский язык
язык семитич. племен, появивш. в странах Передней Азии после ханаанеян, с 14 в. до н.э. А. я. в Ассирийском госуд. приобрел знач. междунар. яз., начиная с 8 в. до н.э. Позже, в др.-перс. госуд., А. я. становится офиц. яз. для зап. части империи, включая Египет и М. Азию. Начиная с 7 в. н.э. А. я. постеп. вытесн. арабским. В А. я. можно отлич. следующие основные диалекты:
1. зап.-арамейский: а) более древ., или «библейско-арамейский диалект», и б) более поздний, или «сиро-палестинский диалект» первых веков н.э.;
2. вост.-арамейский, или вавилоно-арамейский;
3. цент.-арамейский; этот диалект известен под назв. сирийского и сирского яз.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.
Арамеи
Араньяни
Смотреть что такое "Арамейский язык" в других словарях:
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — (от собств. им. Арам, библейского названия Сирии). Язык жителей древней Сирии, которым говорят в окрестностях Мосула. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК от собственного имени Арам,… … Словарь иностранных слов русского языка
Арамейский язык — или вернее А. языки та ветвь семитской группы яз., на к рой говорили в стране «Арам», т. е. в Сирии, Месопотамии и в ближайших районах. Первые упоминания об арамейцах мы встречаем в клинописных памятниках XIV в. до христ. эры, как о группе племен … Литературная энциклопедия
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — вместе с ханаанейскими (еврейским, финикийским, моавитским и др.) и угаритским входит в сев. зап. группу семит. ветви афразийской языковой семьи. На христ. Западе до 2 й пол. XIX в. назывался халдейским по названию нек рых арам. племен (аккад. >… … Православная энциклопедия
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — язык семитской группы, получивший свое название от арамейских племен, заселявших Двуречье и Сирию ок. 14 в. до н.э. Племена эти в языковом и этнич. отношении были близки к народам древнего Израиля. Само слово «арамей» означает, вероятно, кочевник … Библиологический словарь
Арамейский язык — язык древних племен, вышедших из Аравии и расселившихся в Передней Азии. Родной язык Иисуса Христа. Ветхий Завет он читал на древне еврейском … Православный энциклопедический словарь
Арамейский язык — I. Первый раз А.Я. используется в Библии в Быт 31:47, где Лаван называет сложенный из камней памятник по арам., в то время как Иаков дает ему евр. название. Трудно с точностью установить, насколько древним является А.Я. Олбрайт считает… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Арамейский язык — один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев (См. Арамеи) были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9 … Большая советская энциклопедия
арамейский язык — арам’ейский яз’ык см. язык … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
арамейский\ язык — арам’ейский яз’ык см. язык … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Арамейский язык — ♦ (ENG Aramaic) язык, родственный древнееврейскому. Нек рые части Ветхого Завета написаны на арамейском языке (Езд. 4:8; 6:18; 7:12 26; Дан. 2:4; 7:28). На этом языке говорил Иисус. В Новом Завете фразы на арамейском языке можно найти в… … Вестминстерский словарь теологических терминов
drevniy_mir.academic.ru
Арамейский язык - это... Что такое Арамейский язык?
Арамейский язык (Aramaic)Aramaic, яз. нас. древней Сирии (библейское назв. Арам), который относится к семитской группе. С 6в. до н.э. использовался в странах Ближнего Востока и постепенно заменил древнееврейский в качестве яз. иудеев в этих краях. Он был вытестен арабским яз. в 7в. н.э. Современная форма А. я. также используется в небольших общинах в Сирии и Турции. Одной из его основных ветвей является древнесирийский яз. А. я. повлиял на древнееврейский алфавит, из которого развились различные древнесирийские рукописные шрифты.
Страны мира. Словарь. 1998.
Аральское море
Аранда
Смотреть что такое "Арамейский язык" в других словарях:
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — (от собств. им. Арам, библейского названия Сирии). Язык жителей древней Сирии, которым говорят в окрестностях Мосула. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК от собственного имени Арам,… … Словарь иностранных слов русского языка
Арамейский язык — или вернее А. языки та ветвь семитской группы яз., на к рой говорили в стране «Арам», т. е. в Сирии, Месопотамии и в ближайших районах. Первые упоминания об арамейцах мы встречаем в клинописных памятниках XIV в. до христ. эры, как о группе племен … Литературная энциклопедия
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — вместе с ханаанейскими (еврейским, финикийским, моавитским и др.) и угаритским входит в сев. зап. группу семит. ветви афразийской языковой семьи. На христ. Западе до 2 й пол. XIX в. назывался халдейским по названию нек рых арам. племен (аккад. >… … Православная энциклопедия
Арамейский язык — язык семитич. племен, появивш. в странах Передней Азии после ханаанеян, с 14 в. до н.э. А. я. в Ассирийском госуд. приобрел знач. междунар. яз., начиная с 8 в. до н.э. Позже, в др. перс. госуд., А. я. становится офиц. яз. для зап. части… … Древний мир. Энциклопедический словарь
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — язык семитской группы, получивший свое название от арамейских племен, заселявших Двуречье и Сирию ок. 14 в. до н.э. Племена эти в языковом и этнич. отношении были близки к народам древнего Израиля. Само слово «арамей» означает, вероятно, кочевник … Библиологический словарь
Арамейский язык — язык древних племен, вышедших из Аравии и расселившихся в Передней Азии. Родной язык Иисуса Христа. Ветхий Завет он читал на древне еврейском … Православный энциклопедический словарь
Арамейский язык — I. Первый раз А.Я. используется в Библии в Быт 31:47, где Лаван называет сложенный из камней памятник по арам., в то время как Иаков дает ему евр. название. Трудно с точностью установить, насколько древним является А.Я. Олбрайт считает… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Арамейский язык — один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев (См. Арамеи) были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9 … Большая советская энциклопедия
арамейский язык — арам’ейский яз’ык см. язык … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
арамейский\ язык — арам’ейский яз’ык см. язык … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Арамейский язык — ♦ (ENG Aramaic) язык, родственный древнееврейскому. Нек рые части Ветхого Завета написаны на арамейском языке (Езд. 4:8; 6:18; 7:12 26; Дан. 2:4; 7:28). На этом языке говорил Иисус. В Новом Завете фразы на арамейском языке можно найти в… … Вестминстерский словарь теологических терминов
world_countries.academic.ru
Арамейский язык.
Арамейский язык
АРАМЕЙСКИЙ
ЯЗЫК, язык арамеев, семитских
племен, пришедших в Сирию и Северную
Месопотамию с юга в конце I тысячелетия
до н.э. и почти полностью
ассимилировавших более раннее хуррито-аморейское
население этих исторических областей.
Во всем разнообразии своих
исторических вариантов и
территориальных диалектов арамейский
язык (иногда говорят об арамейских
языках) образует, по классификации И.М.Дьяконова,
отдельную подгруппу в составе северо-центральной
группы семитских языков (афразийская
макросемья). В составе арамейской
подгруппы выделяются староарамейский
язык надписей 9–7 в до н.э.,
обнаруженных в Дамаске и некоторых
других местах; «имперский арамейский»,
бывший официальным канцелярским
языком Ахеменидов в 6–4 в. до н.э.;
а также многочисленные арамейские
диалекты, объединяемые под названием
западных (пальмирский, набатейский,
иудео-палестинский, самаритянский) и
восточных (сирийский, или эдесский, на
котором имеется богатая литература;
язык Вавилонского Талмуда 4–6 в н.э.;
современный ассирийский, или
новосирийский язык, носители которого,
около 350 тыс. человек, живут в диаспоре в
странах Ближнего Востока, бывш. СССР,
США и др.).
На протяжении более чем
полутора тысячелетий арамейский был
одним из важнейших и наиболее
распространенных языков Ближнего
Востока. По-видимому, именно через
посредство арамейского языка
произошло распространение алфавитного
письма по всему древнему Ближнему
Востоку. Арамейский язык начал
распространяться на рубеже I–II
тысячелетий до н.э. прежде
всего благодаря торговле, и быстро
превратился в язык межнационального
общения на Ближнем и Среднем Востоке,
вытеснив как финикийский,
древнееврейский и другие семитские
языки, так и сам аккадский, язык
ассирийских властителей. Уже с конца 8 в. до н.э. староарамейский
язык стал применяться в вавилонских
канцеляриях, а после падения
Ассирийского и Вавилонского царств
аккадоязычные ассирийцы и вавилоняне
слились с арамеями и перешли на их язык.
Максимума своего дипломатического
значения арамейский язык достиг в
Персидской империи в период
царствования Ахеменидов и в 6–4 вв. до н.э.
употреблялся в качестве койне на
территории от Индии до Египта.
В постбиблейские
времена арамейский, наряду с древнееврейским,
стал языком иудаизма. Часть Ветхого
Завета и большая доля талмудистской
литературы написаны именно на
арамейском языке, в арамейской
языковой среде возникло и христианство.
Иисус Христос произносил свои
проповеди по-арамейски. Такие
азиатские церкви, как несторианская,
халдейская и маронитская, использовали
в своих книгах и богослужениях
сирийский язык, т.е. христианско-арамейский
язык. В арамейской языковой среде
продолжали существовать и языческие
культы; так, у существующей и поныне
религиозной секты мандеев (совр. Иран и
Ирак; несколько сот мандеев живут также
в США и Австралии) сохранились
священные книги, написанные на
мандейском диалекте арамейского языка,
этот диалект используют и как язык
богослужения, а его более современная
форма, по некоторым данным,
используется в повседневном общении
примерно 1 тыс. человек в Иране; другие
иранские мандеи говорят на фарси, а
иракские – на арабском.
После арабских завоеваний
7 в. и создания халифата сирийско-арамейские
диалекты были вытеснены арабским
языком; процесс этот, однако, был долгим
и в основном завершился лишь к 15 в. Ныне
существующими наследниками
арамейского языка, помимо ассирийского
и мандейского диалекта, являются
говоры нескольких деревень в Сирии, где
живет несколько тысяч человек, по большей
части христиан.
Сирийско-арамейская
литература весьма обширна и имеет
большое историческое значение:
блистательная эпоха средневековой
исламской мысли стала в свое время
возможной именно благодаря переводу на
арамейский язык – а с него на арабский
– трудов древнегреческих философов, в
особенности Аристотеля.
Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967