Древний арамейский язык. Арамейские Языки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Арамейский язык. Древний арамейский язык


Арамейский язык - это... Что такое Арамейский язык?

 Арамейский язык

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Арамеяне
  • Арамейский алфавит

Смотреть что такое "Арамейский язык" в других словарях:

  • АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — (от собств. им. Арам, библейского названия Сирии). Язык жителей древней Сирии, которым говорят в окрестностях Мосула. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК от собственного имени Арам,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Арамейский язык — или вернее А. языки та ветвь семитской группы яз., на к рой говорили в стране «Арам», т. е. в Сирии, Месопотамии и в ближайших районах. Первые упоминания об арамейцах мы встречаем в клинописных памятниках XIV в. до христ. эры, как о группе племен …   Литературная энциклопедия

  • АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — вместе с ханаанейскими (еврейским, финикийским, моавитским и др.) и угаритским входит в сев. зап. группу семит. ветви афразийской языковой семьи. На христ. Западе до 2 й пол. XIX в. назывался халдейским по названию нек рых арам. племен (аккад. >… …   Православная энциклопедия

  • Арамейский язык —          язык семитич. племен, появивш. в странах Передней Азии после ханаанеян, с 14 в. до н.э. А. я. в Ассирийском госуд. приобрел знач. междунар. яз., начиная с 8 в. до н.э. Позже, в др. перс. госуд., А. я. становится офиц. яз. для зап. части… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — язык семитской группы, получивший свое название от арамейских племен, заселявших Двуречье и Сирию ок. 14 в. до н.э. Племена эти в языковом и этнич. отношении были близки к народам древнего Израиля. Само слово «арамей» означает, вероятно, кочевник …   Библиологический словарь

  • Арамейский язык — язык древних племен, вышедших из Аравии и расселившихся в Передней Азии. Родной язык Иисуса Христа. Ветхий Завет он читал на древне еврейском …   Православный энциклопедический словарь

  • Арамейский язык — I. Первый раз А.Я. используется в Библии в Быт 31:47, где Лаван называет сложенный из камней памятник по арам., в то время как Иаков дает ему евр. название. Трудно с точностью установить, насколько древним является А.Я. Олбрайт считает… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Арамейский язык —         один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев (См. Арамеи) были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9 …   Большая советская энциклопедия

  • арамейский язык — арам’ейский яз’ык см. язык …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • арамейский\ язык — арам’ейский яз’ык см. язык …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Арамейский язык —  ♦ (ENG Aramaic)    язык, родственный древнееврейскому. Нек рые части Ветхого Завета написаны на арамейском языке (Езд. 4:8; 6:18; 7:12 26; Дан. 2:4; 7:28). На этом языке говорил Иисус. В Новом Завете фразы на арамейском языке можно найти в… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

dal.academic.ru

Арамейский язык — wikikoran

Арамейские языки (самоназвание — ܐܪܡܝܐ Armāyâ/Ārāmāyâ, ארמי Arami) — группа языков в составе семитской языковой семьи, на территории северо-западной Месопотамии.

Согласно библейской традиции, "арамейцы" рассматриваются как потомки Сима (ивр. שֵׁם‎, Шем, араб. سام‎‎ Sām; гыэз: ሴም, Sēm,) старшего сына Ноя, из семейства Нахора. Их происхождение, как и у всех древних народов - неясно.

Сравнимое по древности с первой египетской династией (3100 до рожд христ), имела место миграция кочевников "Стиу" (сириакское. шатое - жажда) в Египет. Аккадские источники назвали их "Сутиу" или "Суту" (2700 до рожд христ). Ассирийцы же применяли термин кочевники в отношении Аморитян или Арамейцев. Архивы из Мари (Ма́ри — город-государство, существовавшее на берегу Евфрата в Северной Сирии в III—II тыс. до н. э.), зафиксировали около 3000 до рожд христ. кочевников, часть из которых обосновалась в городах, и была названа "Аму Уру" (городские поселенцы), или "Аморитяне"; города на возвышенностях назывались "Ур Ром" (Ором, Арам). Тиглатпаласар I (1115 — 1076 до рожд христ), называл "Ахламейцев" - Арамейцами, наполнившими к тому времени провинции Ассирии.

Арамейцы расселились по Египту, Нижней Вавилонии, Вавилонии (Халдее), и вдоль Евфрата до реки Хабур. Названия многих из их городов начинались с приставки "Бэт" (Дом...), например "Бэт Замани" (город определенного времени) около горы Хараджа-Дах.

После уничтожения Хеттского царства под ударами «народов моря», арамейцы, воспользовавшись появившимся вакуумом, проникли глубже в Сирию и Палестину, и основали там свои города.

В течении восьмого века до н.э. ассирийские цари нападали на арамейские царства, и в конечном итоге покорили их, поглощая, и вводя их в состав ассирийских провинций. Бэт Адини пал под ударами Салманасара III в 856 году до н.э., Арпад капитулировал под натиском Тиглатпаласара III в 740 до н.э., Зобах и Дамаск сдались в 732 году до н.э., и Саргон II взял Емаф в 720 г. до н.э.

Несмотря на то, что арамейцы потеряли свою политическую и военную роль на Ближнем Востоке, их язык распространился и впоследствии стал официальным языком Ассирии.

В августе 612 г. до н.э. была разрушена столица Ассирии, Ниневия, и на ее месте появилась новая Нео-Вавилонская империя (605-538 до н.э.), чьим официальным языком стал арамейский.

Арамейский, оставался официальным языком Персидской империи (538-330 до н.э.). Интересно, что имя персидского царя "Кира", является арамейским - "Кур Реш", означающее "холодная голова". Арамейский оказал влияние и на еврейский язык - иврит, в основном после Вавилонского пленения шестого века до н.э. После изгнания, палестинские евреи проводили публичное чтение Писания в синагогах на диалектах арамейского. Данный факт обусловлен большим количеством евреев говорящих на арамейском, нежели на иврите.

Впоследствии книги "Ветхого Завета" - Танаха, были переведены на арамейский.

Танах об арамейцах

Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. (Тора, Бытие 25:20)

И увидали Аммонитяне, что стали они ненавистны Давиду; и послали Аммонитяне нанять Арамейцев Бэйт-Рехова и Арамейцев Цовы, - двадцать тысяч пеших, - и царя Маахи с тысячью человек, и людей Това - двенадцать тысяч человек. (Танах, 2 Царств Глава 10:6)

Убежал Иаков на поля Арамейские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец. (Танах, Книга Пророка Осии 12:12)

И утвердил Саул свое царствование над Израилем, и воевал со всеми окрестными врагами своими, с Моавом и с Аммонитянами, и с Едомом и с царями Совы (Арам Зобах) и с Филистимлянами, и везде, против кого ни обращался, имел успех. (Танах, 1-я Царств 14:47)

И когда Аммонитяне увидели, что они сделались ненавистными Давиду, Ханун и сынам Аммона, было отправлено тысячу талантов серебра, чтобы нанять себе колесницы и всадников из Месопотамии, и из Арам Мааха и из Сувы. (1 Хроники 19:6)

В древности имперский арамейский язык выполнял роль лингва франка на значительной территории Ближнего Востока, Один из арамейских языков был одним из разговорных языков Иудеи во времена Иисуса Христа.

Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) был весьма близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию.

Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху Древнеперсидского царства Ахеменидов (VI век до н. э. — IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи.

В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий.

Состав

Все арамейские языки можно разделить на две большие группы: западные (Палестина, Дамаск) и восточные (центральная Сирия и Месопотамия). Наибольшее количество письменных памятников обеих групп сохранилось в еврейских источниках: таргумы, Иерусалимский Талмуд (западная группа), Вавилонский Талмуд (восточная группа). Помимо этих больших текстов встречается огромное количество меньших документов самого различного жанра, а также глосс (арамейских слов, вкраплённых в тексты на других языках). Лексические единицы арамейского происхождения заметны также в лексике современного языка идиш (предполагается, что еврейско-арамейские языки были основным средством общения евреев начиная с первых веков н. э. и вплоть до широкого распространения языка идиш).

История

На рубеже II и I тысячелетий до н. э. арамейский язык был распространён на части территории современной Сирии и в прилегающих районах Ирака. Первые арамейские памятники известны с IX в. до н. э. Они найдены на территории современной Сирии.

wikikoran.kz

Арамейские Языки - «Энциклопедия»

АРАМЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ, группа в составе семитских языков (центральная ветвь). Выделяются старо-, средне- и новоарамейские периоды истории арамейских языков (периодизация основана на внутрилингвистических критериях и в целом следует классификации арамейских языков немецкого арамеиста К. Байера).

Староарамейский период (с рубежа 2-1-го тысячелетий до нашей эры; область распространения арамейских языков в это время - север современной Сирии и юго-восток Турции). Его первый этап представлен древне-арамейским языком, засвидетельствованным немногочисленными эпиграфическими памятниками 9-7веков до нашей эры. В 7 веке до нашей эры относительно стандартизованный вариант древне-арамейского языка приобрёл статус лингва франка в новоассирийской империи и сохранил ту же функцию в нововавилонской державе (612-539 годы). Следующий этап этого периода - имперский арамейский язык, официальный язык Персидской империи 6-4 века до нашей эры. Его важнейший памятник - элефантинский папирусный архив из Египта (смотри Элефантина). Письменный арамейский язык эллинистической и римской эпох (3 век до нашей эры - 1 век нашей эры) в лингвистическом отношении продолжает имперский арамейский и поэтому тоже включается в рамки староарамейского периода. Его важнейшие памятники - арамейские тексты Ветхого Завета и кумранский арамейский (смотри Мёртвого моря свитки). Староарамейские тексты записаны различными графическими вариантами консонантного алфавита финикийского происхождения (смотри Финикийское письмо) из 22 знаков.

Реклама

Среднеарамейский период. Начался во 2 веке нашей эры с появлением литературных языков, не являющихся в лингвистическом отношении преемниками имперского арамейского, и закончился в конце 1-го тысячелетия нашей эры, когда вследствие распространения ислама арабский язык вытеснил арамейский язык в большинстве семитских языковых сообществ Ближнего Востока.

На основании различий в морфологии глагола и имени среднеарамейские языки делятся на восточные (были распространены в Верхней и Нижней Месопотамии) и западные (Палестина). К  восточным языкам относятся: классический сирийский, зафиксированный в многочисленных литературных памятниках, представляющих значительный интерес для истории христианства; вавилонский иудейский арамейский - язык Вавилонского Талмуда и вавилонских таргумов; классический мандейский - разговорный и литургический язык мандейской общины. Западные языки: иудейский палестинский арамейский - язык Палестинского Талмуда, палестинских мидрашей и таргумов ранневизантийской эпохи; христианский палестинский арамейский, засвидетельствованный переводами христианских текстов с греческого в ранневизантийский период; самаритянский арамейский, на котором написаны религиозные тексты самаритянской общины. Все среднеарамейские языки использовали алфавит из 22 знаков. Сирийский и мандейский имели особые виды графики, иудейские арамейские языки использовали так называемый квадратный шрифт, возникший из староарамейского курсива; христианский палестинский арамейский пользовался сирийским письмом, самаритянский палестинский арамейский записан палеоеврейским курсивом; смотри Западносемитское письмо.

Новоарамейский период (с начала 2-го тысячелетия нашей эры). Носители живых арамейских языков живут главным образом в Сирии (в трёх деревнях к северо-востоку от Дамаска), на юго-востоке Малой Азии, на севере Ирака, в северо-западной части Ирана, в  восточной Армении и в Азербайджане. По лингвистическим признакам выделяются западная [3 языка (диалекта) в Сирии] и восточная (общее число языков неизвестно) ветви; смотри Новоарамейские языки.

В типологическом отношении арамейские языки близки к другим центрально-семитским языкам. Древнеарамейский имел не менее 27 согласных фонем, на протяжении староарамейского периода их количество сократилось до 22 за счёт совпадения интердентального ряда с дентальным и слияния латеральных с другими согласными. Для относительно простого вокализма характерна начавшаяся в имперско-арамейский период количественная редукция кратких гласных в безударных открытых слогах, приведшая к их синкопе. В имперском арамейском прошла поствокальная спирантизация неэмфатических смычных b, d, g, р, t, к, которая, наложившись на синкопу кратких гласных, вызвала в среднеарамейских языках фонематизацию щелевых аллофонов (например, р/f), в разной степени сохраняющуюся и в новоарамейских языках.

Арамейское имя утратило падежную флексию ко времени начала письменной фиксации арамейских языков. Специфическая черта староарамейского имени - постпозитивный определённый артикль  - ? (?) (в  восточных среднеарамейских языках десемантизировался и стал элементом немаркированной формы имени). Существительное имеет словоклассифицирующий род (мужской или женский) и изменяется по числам (единственное и множественное; двойственное число непродуктивно).

Глагол в арамейских языках имеет ту же морфологическую структуру, что и глагол в других семитских языках - консонантный корень (в типичном случае состоящий из трёх согласных) и набор деривативных и словоизменительных аффиксов. Староарамейский глагол имел 2 словоизменительных спряжения в индикативе - префиксально-суффиксальное (будущее время) и суффиксальное (прошедшее время). Значение настоящего времени выражалось перифрастически - изменяемым по родам и числам предикативным причастием с местоименными или именными подлежащими. В классическом сирийском и в новоарамейском языках эта перифраза грамматикализовалась в новую синтетическую форму настоящего времени за счёт фузии предикативного причастия и энклитических местоименных субъектов. Семантика залога и актантной деривации выражается породами, имеющими разные степени продуктивности. Число пород в староарамейский период сократилось по отношению к прасемитскому состоянию за счёт произошедшей в дописьменный период утраты породы с детранзитивным префиксом п-. В среднеарамейских языках полностью утрачен внутренний пассив, в результате чего возникла простая система из шести пород: 3 исходные породы (морфологически не осложнённая, так называемая интенсивная и каузативная) имеют по производной с префиксом t-, образующим детранзитивные (преимущественно пассивные) дериваты. В большинстве  восточных новоарамейских языков t-породы утрачены, пассивное значение выражается перифрастически.

Арамейские языки - языки номинативного строя. Порядок слов в древнеарамейском «предикат + субъект + объект», на следующих этапах в качестве немаркированного порядка слов всё более утверждается «субъект + предикат + объект». В классическом сирийском и в  восточных новоарамейских языках есть эргативное спряжение, возникшее из аналитической пассивной конструкции, включавшей пассивное причастие и постпозитивный агенс, выраженный генитивными местоименными энклитиками, присоединёнными к предлогу 1-’для, посредством’: griš li ‘(он) выта­щен мною’ → griš-li ‘я вытащил (его)’; šmi-lan ‘мы услышали (это)’ (этимоло­гически ‘услышано у нас/нами’).

На староарамейских и среднеарамейских языках созданы письменные памятники, имеющие большое значение для истории средиземноморской цивилизации, в особенности для истории христианства и иудаизма. Поэтому арамейские языки, начиная со средних веков, изучались в еврейской и христианской филологических традициях. Особое значение изучение арамейских языков имело для протестантской теологии 19-20 веков, так как по свидетельству Нового Завета арамейский был родным языком Иисуса из Назарета, и исследователи истоков христианства полагали, что обратный перевод высказываний Иисуса с греческого на арамейский может пролить новый свет на его личность и учение. Изучение живых арамейских языков началось в 19 веке. Особенно значителен вклад немецких семитологов Т. Нёльдеке, В. Арнольда и О. Ястрова.

Лит.: Noeldeke Т. Kurzgefasste syrische Gram­matik. Darmstadt, 1966; Beyer K. Die ara­mäischen Texte vom Toten Meer. Gött., 1984; Segert S. Altaramäische Grammatik. Lpz., 1986; Церетели K. Г. Арамейский язык // Языки Азии и Африки. М., 1991. [Т. 4]. Кн. 1; Jastrow О. The Neo-Aramaic langua­ges // The Semitic languages / Ed. R. Hetzron. L.; N. Y., 1998.С. В. Лёзов.

knowledge.su

Арамейский язык

        один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев (См. Арамеи) были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9—8 вв. до н. э. В период ассирийского и персидского господства (7—4 вв.) А. я. стал официальным языком этих государств и международным языком Бл. и Среднего Востока. К 5 в. до н. э. относится архив арамейских документов. из Элефантины (Египет). На А. я., постепенно вытеснившем еврейский язык, написаны отдельные арамейские части Библии (Эзры, 5—4 вв. до н. э., Даниила, 2 в. до н. э.), и талмудов (т. н. Гамара, 2—5 вв. н. э.), переведены библейские тексты. А. я. пользовались пальмирцы и набатейцы (надписи 1—2 вв.). На основе эдесского наречия А. я. возник сирийский язык, на котором создана богатая христианская литература (3—14 вв.). На мандейском — одном из диалектов А. я. — писались религиозные книги мандейцев (3—8 вв.). Современные арамейские диалекты делятся на 3 группы: зап. (малула), центр. (турайо) и вост. [ассирийский (новосирииский) язык (См. Ассирийский язык)].

         Для А. я. характерны: передача протосемитских межзубных согласных смычными, эмфатическое состояние имён (status emphaticus), употребление рефлексивных форм в качестве пассива, развитие аналитических конструкций (особенно в современных диалектах).

         Лит.: Винников И. Н., Словарь арамейских надписей, «Палестинский сборник», 1958, № 3, 1959, № 4, 1962, № 7, 1964, № 11, 1965, № 13; Церетели Г. В., Армазская билингва, Тб., 1941; Церетели К. Г., Материалы по арамейской диалектологии, т. 1, Тб., 1965; Garbini G., L'aramaico antico, Roma, 1956; Altheim F., S tiehl R., Die aramäische Sprache unter den Achaimeniden, Bd 1, Fr./M., 1963; Rosenthal F., A grammar of biblical Aramaic, 2 ed., Wiesbaden, 1963; Nöldeke Th., Kurzgefaßte syrische Grammatik, Darmstadt, 1966; Macuch R., Handbook of classical and modern mandaic, B., 1965; Spitaler A., Grammatik des neuaramäischen Dialekts von Ma'lűla (Antilibanon), Lpz., 1938; Ritter H., Turoyo A., Texte, Bd 1, Beirut, 1967; Rosenthal F. (ed.). An Aramaic handbook, [v. 1—4], Wiesbaden, 1967.

         К. Г. Церетели.

slovar.wikireading.ru

Арамейский язык - это... Что такое Арамейский язык?

 Арамейский язык

         язык семитич. племен, появивш. в странах Передней Азии после ханаанеян, с 14 в. до н.э. А. я. в Ассирийском госуд. приобрел знач. междунар. яз., начиная с 8 в. до н.э. Позже, в др.-перс. госуд., А. я. становится офиц. яз. для зап. части империи, включая Египет и М. Азию. Начиная с 7 в. н.э. А. я. постеп. вытесн. арабским. В А. я. можно отлич. следующие основные диалекты:

       1. зап.-арамейский: а) более древ., или «библейско-арамейский диалект», и б) более поздний, или «сиро-палестинский диалект» первых веков н.э.;

       2. вост.-арамейский, или вавилоно-арамейский;

       3. цент.-арамейский; этот диалект известен под назв. сирийского и сирского яз.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.

  • Арамеи
  • Араньяни

Смотреть что такое "Арамейский язык" в других словарях:

  • АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — (от собств. им. Арам, библейского названия Сирии). Язык жителей древней Сирии, которым говорят в окрестностях Мосула. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК от собственного имени Арам,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Арамейский язык — или вернее А. языки та ветвь семитской группы яз., на к рой говорили в стране «Арам», т. е. в Сирии, Месопотамии и в ближайших районах. Первые упоминания об арамейцах мы встречаем в клинописных памятниках XIV в. до христ. эры, как о группе племен …   Литературная энциклопедия

  • АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — вместе с ханаанейскими (еврейским, финикийским, моавитским и др.) и угаритским входит в сев. зап. группу семит. ветви афразийской языковой семьи. На христ. Западе до 2 й пол. XIX в. назывался халдейским по названию нек рых арам. племен (аккад. >… …   Православная энциклопедия

  • АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — язык семитской группы, получивший свое название от арамейских племен, заселявших Двуречье и Сирию ок. 14 в. до н.э. Племена эти в языковом и этнич. отношении были близки к народам древнего Израиля. Само слово «арамей» означает, вероятно, кочевник …   Библиологический словарь

  • Арамейский язык — язык древних племен, вышедших из Аравии и расселившихся в Передней Азии. Родной язык Иисуса Христа. Ветхий Завет он читал на древне еврейском …   Православный энциклопедический словарь

  • Арамейский язык — I. Первый раз А.Я. используется в Библии в Быт 31:47, где Лаван называет сложенный из камней памятник по арам., в то время как Иаков дает ему евр. название. Трудно с точностью установить, насколько древним является А.Я. Олбрайт считает… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Арамейский язык —         один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев (См. Арамеи) были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9 …   Большая советская энциклопедия

  • арамейский язык — арам’ейский яз’ык см. язык …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • арамейский\ язык — арам’ейский яз’ык см. язык …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Арамейский язык —  ♦ (ENG Aramaic)    язык, родственный древнееврейскому. Нек рые части Ветхого Завета написаны на арамейском языке (Езд. 4:8; 6:18; 7:12 26; Дан. 2:4; 7:28). На этом языке говорил Иисус. В Новом Завете фразы на арамейском языке можно найти в… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

drevniy_mir.academic.ru

Арамейский язык - это... Что такое Арамейский язык?

 Арамейский язык (Aramaic)Aramaic, яз. нас. древней Сирии (библейское назв. Арам), который относится к семитской группе. С 6в. до н.э. использовался в странах Ближнего Востока и постепенно заменил древнееврейский в качестве яз. иудеев в этих краях. Он был вытестен арабским яз. в 7в. н.э. Современная форма А. я. также используется в небольших общинах в Сирии и Турции. Одной из его основных ветвей является древнесирийский яз. А. я. повлиял на древнееврейский алфавит, из которого развились различные древнесирийские рукописные шрифты.

Страны мира. Словарь. 1998.

  • Аральское море
  • Аранда

Смотреть что такое "Арамейский язык" в других словарях:

  • АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — (от собств. им. Арам, библейского названия Сирии). Язык жителей древней Сирии, которым говорят в окрестностях Мосула. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК от собственного имени Арам,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Арамейский язык — или вернее А. языки та ветвь семитской группы яз., на к рой говорили в стране «Арам», т. е. в Сирии, Месопотамии и в ближайших районах. Первые упоминания об арамейцах мы встречаем в клинописных памятниках XIV в. до христ. эры, как о группе племен …   Литературная энциклопедия

  • АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — вместе с ханаанейскими (еврейским, финикийским, моавитским и др.) и угаритским входит в сев. зап. группу семит. ветви афразийской языковой семьи. На христ. Западе до 2 й пол. XIX в. назывался халдейским по названию нек рых арам. племен (аккад. >… …   Православная энциклопедия

  • Арамейский язык —          язык семитич. племен, появивш. в странах Передней Азии после ханаанеян, с 14 в. до н.э. А. я. в Ассирийском госуд. приобрел знач. междунар. яз., начиная с 8 в. до н.э. Позже, в др. перс. госуд., А. я. становится офиц. яз. для зап. части… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — язык семитской группы, получивший свое название от арамейских племен, заселявших Двуречье и Сирию ок. 14 в. до н.э. Племена эти в языковом и этнич. отношении были близки к народам древнего Израиля. Само слово «арамей» означает, вероятно, кочевник …   Библиологический словарь

  • Арамейский язык — язык древних племен, вышедших из Аравии и расселившихся в Передней Азии. Родной язык Иисуса Христа. Ветхий Завет он читал на древне еврейском …   Православный энциклопедический словарь

  • Арамейский язык — I. Первый раз А.Я. используется в Библии в Быт 31:47, где Лаван называет сложенный из камней памятник по арам., в то время как Иаков дает ему евр. название. Трудно с точностью установить, насколько древним является А.Я. Олбрайт считает… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Арамейский язык —         один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев (См. Арамеи) были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9 …   Большая советская энциклопедия

  • арамейский язык — арам’ейский яз’ык см. язык …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • арамейский\ язык — арам’ейский яз’ык см. язык …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Арамейский язык —  ♦ (ENG Aramaic)    язык, родственный древнееврейскому. Нек рые части Ветхого Завета написаны на арамейском языке (Езд. 4:8; 6:18; 7:12 26; Дан. 2:4; 7:28). На этом языке говорил Иисус. В Новом Завете фразы на арамейском языке можно найти в… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

world_countries.academic.ru

Арамейский язык.

  Арамейский язык

АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК, язык арамеев, семитских племен, пришедших в Сирию и Северную Месопотамию с юга в конце I тысячелетия до н.э. и почти полностью ассимилировавших более раннее хуррито-аморейское население этих исторических областей. Во всем разнообразии своих исторических вариантов и территориальных диалектов арамейский язык (иногда говорят об арамейских языках) образует, по классификации И.М.Дьяконова, отдельную подгруппу в составе северо-центральной группы семитских языков (афразийская макросемья). В составе арамейской подгруппы выделяются староарамейский язык надписей 9–7 в до н.э., обнаруженных в Дамаске и некоторых других местах; «имперский арамейский», бывший официальным канцелярским языком Ахеменидов в 6–4 в. до н.э.; а также многочисленные арамейские диалекты, объединяемые под названием западных (пальмирский, набатейский, иудео-палестинский, самаритянский) и восточных (сирийский, или эдесский, на котором имеется богатая литература; язык Вавилонского Талмуда 4–6 в н.э.; современный ассирийский, или новосирийский язык, носители которого, около 350 тыс. человек, живут в диаспоре в странах Ближнего Востока, бывш. СССР, США и др.).

На протяжении более чем полутора тысячелетий арамейский был одним из важнейших и наиболее распространенных языков Ближнего Востока. По-видимому, именно через посредство арамейского языка произошло распространение алфавитного письма по всему древнему Ближнему Востоку. Арамейский язык начал распространяться на рубеже I–II тысячелетий до н.э.  прежде всего благодаря торговле, и быстро превратился в язык межнационального общения на Ближнем и Среднем Востоке, вытеснив как финикийский, древнееврейский и другие семитские языки, так и сам аккадский, язык ассирийских властителей. Уже с конца 8 в. до н.э. староарамейский язык стал применяться в вавилонских канцеляриях, а после падения Ассирийского и Вавилонского царств аккадоязычные ассирийцы и вавилоняне слились с арамеями и перешли на их язык. Максимума своего дипломатического значения арамейский язык достиг в Персидской империи в период царствования Ахеменидов и в 6–4 вв. до н.э. употреблялся в качестве койне на территории от Индии до Египта.

В постбиблейские времена арамейский, наряду с древнееврейским, стал языком иудаизма. Часть Ветхого Завета и большая доля талмудистской литературы написаны именно на арамейском языке, в арамейской языковой среде возникло и христианство. Иисус Христос произносил свои проповеди по-арамейски. Такие азиатские церкви, как несторианская, халдейская и маронитская, использовали в своих книгах и богослужениях сирийский язык, т.е. христианско-арамейский язык. В арамейской языковой среде продолжали существовать и языческие культы; так, у существующей и поныне религиозной секты мандеев (совр. Иран и Ирак; несколько сот мандеев живут также в США и Австралии) сохранились священные книги, написанные на мандейском диалекте арамейского языка, этот диалект используют и как язык богослужения, а его более современная форма, по некоторым данным, используется в повседневном общении примерно 1 тыс. человек в Иране; другие иранские мандеи говорят на фарси, а иракские – на арабском.

После арабских завоеваний 7 в. и создания халифата сирийско-арамейские диалекты были вытеснены арабским языком; процесс этот, однако, был долгим и в основном завершился лишь к 15 в. Ныне существующими наследниками арамейского языка, помимо ассирийского и мандейского диалекта, являются говоры нескольких деревень в Сирии, где живет несколько тысяч человек, по большей части христиан.

Сирийско-арамейская литература весьма обширна и имеет большое историческое значение: блистательная эпоха средневековой исламской мысли стала в свое время возможной именно благодаря переводу на арамейский язык – а с него на арабский – трудов древнегреческих философов, в особенности Аристотеля.

Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967 

Источник: www.krugosvet.ru

  

ancient.gerodot.ru


Смотрите также