Древний ансамбль кижи. Электронная библиотекапубликации о музее-заповеднике «Кижи»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Кижи» – музей-заповедник. Где находится, фото. Древний ансамбль кижи


описание и где находится. Музей-заповедник Кижи – деревянное зодчество

Кижи: описание и где находится. Музей-заповедник Кижи – деревянное зодчество

22 ноября 2011     Калейдоскоп, Вокруг света, Остров, Музей заповедник остров Кижи

Кижи называют не иначе как 8-ым чудом света – настолько уникальны расположенные там строения, которые гармонично вписаны в окружающий ландшафт скудного на тепло и яркие краски, но прекрасного русского Севера. Из-за своеобразия плотницкого мастерства, позволившего донести до настоящего времени особенности и умения русского деревянного зодчества, Кижи внесены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Описание Кижей

Кижи – остров, на котором располагается памятник архитектуры. Кижский погост включает в себя колокольни и 2 церкви, опоясанные оградой и составляющие единый ансамбль. Величина самого острова невелика: от 0,5 км до 1 км в ширину и 5 км в длину. С января 1966-го года там располагается одноименный исторический и архитектурный музей под открытым небом. Кроме изначально находящихся на острове строений, в Кижи завезено немалое число хозпостроек, домов и часовен из некоторых карельских регионов. Все они – образцы плотницкого искусства северных мастеров-ремесленников.

Также в Кижах имеется несколько деревень, составляющих одноименный населенный пункт. Административно он включен в состав Медвежьегорского района и входит в Великогубское сельское поселение (до 2004-го они относились к г. Петрозаводск). В 1990-ом местный погост был внесен в перечень ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. Через 3 года (в 1993-ем) этот музей под открытым небом приказом Президента РФ вошел в Свод объектов наследия, представляющих для государства особую культурную ценность.

Где находится остров Кижи

Остров Кижи находится в Карелии, на Онежском озере, куда идеально вписан архитектурный памятник – известный на весь мир ансамбль Кижского погоста. Территориально о. Кижи располагается в 66-клометровой отдаленности от города Петрозаводск и затерян среди Кижских шхеров – так называются живописные скопления небольших островков.

Музей-заповедник Кижи

На основе местного одноименного погоста в Кижах 01.01.1966 года был открыт музей-заповедник, являющийся на сегодняшний день историко-архитектурным объектом государственного значения. Помимо базовых, первоначально существовавших там строений, на остров были привезены из Заонежья и некоторых других зон Карелии деревянные хозяйственные постройки, дома и часовни. Все это позволило превратить остров Кижи в один из самых больших музеев России под открытым небом.

Кижи - Церковь Преображения Господня

Основа музея-заповедника Кижи – ансамбль погоста. Самое значимое и величественное строение в нем – Церковь Преображения Господня, датированная 1714-ым годом. Это аутентичное 22-главое чудо. Ее прототипом принято считать Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что находится на территории Вологодщины.

Покровская церковь

Следующий по значимости музейный объект – Покровская церковь, отапливаемый зимой храм, в котором церковная служба проходит в холодное время года (с октября до пасхальных праздников). Еще ее называют «зимником». Возникла она на полстолетия позже главной церкви – в 1764-ом. Чтобы новый храм полностью соответствовал основному, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастерами было решено сделать сооружение-«отголосок», своеобразное архитектурное «эхо».

Еще один не менее значимый экспонат – Шатровая колокольня, возникшая в 1863-ем на месте прежней, «скрытой за ветхостью». Из-за невозможности «утверждения восьмерика» (как гласил представленный Копошевым новый проект строительства), колокольня в 1874-ом г. была подвергнута серьезной перестройке, в результате чего исчезли полицы, формировавшие опояску конструкции по периметру четверика, и фронтончики, служившие декором скатов шатра.

Деревянная ограда – еще одна архитектурно-плотницкая ценность. До наших времен не дошла в оригинале, поэтому была полностью воссоздана по сохранившимся образцам (в 1959-ом году). В качестве примера послужили бревенчатые ограды северных погостов Севера. Архитектор – А. В. Ополовников.

Кижи - Церковь Воскрешения Лазаря

Кроме того, в музей-заповедник Кижи входит Церковь Воскрешения Лазаря, построенная преподобным иноком, дожившим до 105-летнего возраста. Храм посвящен библейскому событию о воскрешении Иисусом Лазаря. Сейчас – это важнейшая местная достопримечательность, которая слывет в народе исцеляющей от болезней.

Часовня Архангела Михаила – тоже часть музея-заповедника Кижи. Перевезена в 1961-ом из д. Леликозеро. Она представляет собой оригинальное архитектурное сооружение – по разновидности клетской часовни на подклете с 3-частной композицией.

Кижи- Ветряная 8-крылая мельница

Ветряная 8-крылая мельница – архитектурно-историческая памятка, вошедшая в состав кижского музея. Была возведена в 1928-ом г. и отреставрирована в 1976-ом. Помимо этого в ансамбль включено большое число часовен, формирующих Кижское ожерелье.

Деревянное зодчество

Музей-заповедник Кижи объединяет 76 крупных построек деревянного зодчества. Наиболее яркая из них – Преображенская церковь, выполненная в форме строгого пирамидального силуэта, каким она видится издали. Основа храма – сосновые бревна. Венчают его 22 главы различной величины. Они отделаны лемехом из осины и поставлены в пять ярусов. Из-за причудливо перемежения друг с другом главы придают церкви своеобразный сказочный вид. В пасмурную погоду они отдают в серебристый цвет, на вечерней зорьке – в малиновый, а в солнечный день – кажутся сделанными из золота.

Церковь Преображения Господня представляет собой аутентичное произведение своей эпохи, вобравшее весь предшествующий опыт и лучшие мастеровые традиции деревянного зодчества Севера России. Она отражает ту нарядность и пышность, которая была характера культуре народа в 18-ом столетии. Но помимо величия русские мастеровые придали храму и долговечности, практично соорудив систему водостоков и выполнив кровлю в особой форме. Единственным их инструментом был обычный топор. Помимо этого, все сложнейшие конструкции были сделаны плотниками без единого гвоздя.

Еще один шедевр русского деревянного зодчества – Церковь Покрова Богородицы. Ее уникальность заключается в том, что благодаря неординарной конструкции она стала подлинным украшением Кижей: вместо традиционного шатра она украшена нарядным 9-главием, что, при основе вытянутого строения, не характерно деревянной архитектуре народов Севера.

Колокольня с шатровым завершением является наиболее поздней памяткой деревянного зодчества. Она замечательна тем, что в ее внешнем виде возникли проявления каменной городской архитектуры второй половины 19 столетия. Стены колокольни отделаны досками, световые проемы, расположенные над дверями, имеют арочный облик, двери сделаны наподобие высоких порталов.

Церковь Воскрешения Лазаря – это самый древний архитектурно-деревянный памятник русского зодчества, дошедший до нашего времени (сделан во второй половине 14 столетия). Этот храм позволяет отследить путь становления мастерства северных мастеров.

Отдых в Кижах

Кижи – восьмое чудо света, поэтому каждый турист, побывавший на русском Севере, не может обойти вниманием уникальное архитектурное собрание объектов деревянного зодчества. Так как это музей под открытым небом, то основной упор идет на весенне-летний период, когда по острову Кижи можно беспрепятственно пройтись, рассмотреть древние памятки и насладиться запахом разнотравья (из-за отдаленности цивилизации там удивительно свежий воздух, дополненный ароматом северных лекарственных растений). Экскурсия занимает не менее 3 часов.

Но бывают и продолжительные многодневные туры с отправлением из С.-Петербурга и заходом в другие места. При этом стоит учитывать, что на острове нет гостиниц. Ближайшие из них – в Петрозаводске. Не угощают там заезжих туристов и национальными блюдами – все это также можно попробовать в столице Карелии. В Кижах лишь возможно согреться кофе или чаем на причале, что стоит учитывать при экскурсии в эти незаурядные места.

Как добраться до острова Кижи

Зимой добраться до Кижей проблематичней всего – в это время года используют преимущественно вертолет, доставка которым ведется из аэропорта «Пески». Летом – теплоходом из Петрозаводска. «Метеоры» на подводных крыльях приплывают к острову за короткое время (длительность пути – порядка полутора часов). Из Москвы можно добраться до Карелии на самолете или на поезде. Поездка на последнем занимает около 14 ч. Доехать из Северной столицы в Петрозаводск – 7 ч. А далее – на теплоходе до Кижей. Они курсируют между островом и Петрозаводском с весны до самой осени.

Автор: Елена Тихонова Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

www.manorama.ru

«Кижи» – музей-заповедник. Где находится, фото

Богата российская земля уникальными памятниками истории и архитектуры. Но, пожалуй, совершенно особое место занимает среди них чудесный остров, расположенный в самом сердце русского Севера. Музей-заповедник русского деревянного зодчества «Кижи» – это крупнейший комплекс под открытым небом. Его центр – архитектурный ансамбль, который украшает Кижский погост.кижи музей

Где находится музей-заповедник «Кижи»?

Этот вопрос наверняка интересует любителей древнего деревянного зодчества. Историко-архитектурный музей-заповедник «Кижи» расположен на одноимённом острове в семидесяти километрах от Петрозаводска – столицы Карелии. Это один из самых крупных музеев под открытым небом в нашей стране. Его площадь составляет более десяти тысяч гектаров. В Карелии это одно из самых посещаемых мест. Ежегодно здесь бывают сто восемьдесят тысяч российских и зарубежных туристов.

Природа

Приезжают в эти живописнейшие места и любители природы. На острове удивительным образом сохранился уникальный экологический комплекс, где обитает огромное количество редких разновидностей птиц. Сегодня здесь разработан интересный экологический маршрут, протяжённость которого составляет более трёх километров. На его территории оборудовано несколько площадок, с которых можно любоваться удивительной природой Карелии. Во время экскурсии туристы могут осмотреть следы ледника, который сошёл здесь более одиннадцати тысяч лет назад, увидеть места гнездований болотных птиц, насладиться неброской красотой северной природы.музей заповедник кижи фото

Музей деревянного зодчества «Кижи»

Уверены, что люди, которым не доводилось бывать в Карелии, будут поражены красотой и самобытностью этих мест. Но для начала давайте уточним, на каком озере находится музей «Кижи». Онежское является вторым в Европе по величине, уступая только Ладожскому. Здесь находится более 1300 небольших островков, но среди них особое место занимает остров Кижи. На нём и расположено здание. «Кижи» – музей, который формировался более двух с половиной веков. По концентрации объектов исторического наследия он является уникальной территорией, которая не имеет равных на европейском севере нашей страны.

Собранная здесь коллекция архитектурных памятников насчитывает 76 построек. Она состоит из 82 исторических памятников: на острове Кижи находится 68, в его окрестностях – 8, в Петрозаводске – 6. Создавать всемирно известный ныне музей-заповедник «Кижи», фото которого можно увидеть во всех рекламных буклетах крупных турагентств, начали в 1966 году с Кижского погоста. Кстати, он сегодня входит в Список ЮНЕСКО. Со временем на территории комплекса появлялись ценные экспонаты, которые собирались в деревнях Карелии. музей кижи

Особенности музея

Все деревянные постройки на Руси в древности сооружались при помощи лишь одного инструмента – топора. Однако на сегодняшний день следует признать, что таких зданий практически не осталось, поскольку во время реставраций мастера используют гвозди и прочие строительные приспособления.

В действительности весь остров является уникальным музеем. Архитектурные памятники, которыми располагает музей «Кижи», разделены на три самостоятельных сектора. Их туристы посещают чаще других. Великолепные памятники расположены в исторических деревнях и на севере острова. Особое внимание «Кижи» (музей) уделяет образовательной и просветительской работе. На территории комплекса работает лекторий, в котором можно узнать много интересного из истории здания.фото музея кижи

Церковь Преображения

Это объект, который первым видят все приезжающие на остров Кижи. Музей (а точнее, его сотрудники) очень гордится потрясающим деревянным сооружением – церковью Преображения Господня. Это удивительное строение представляет собой сруб (восьмиугольный) с четырьмя прирубами. Каждый из них строго ориентирован по сторонам света. На нижнем срубе находится ещё два, значительно меньших по размеру.

Церковь Преображения Господня – самый известный экспонат комплекса. Историки считают, что она была возведена в конце XVI века. Однако сильнейший пожар практически её уничтожил. Великолепное сооружение, которое мы можем видеть сегодня, было построено в 1714 году. Его высота – 37 метров. Церковь венчают 22 главы оригинальной формы, которые придают сооружению сказочный облик.музей деревянного зодчества кижи

Основным элементом интерьера церкви является иконостас (четырехъярусный), который состоит из 102 икон.

Покровская церковь

Ещё одна знаменитая церковь, которую можно увидеть на всех фото музея «Кижи». Это церковь Покрова Богородицы. Её возвели в конце XVII века, но спустя некоторое время (1764) она была перестроена. Центральная часть сооружения – восьмигранный сруб. Его крышу украшают девять куполов. Иконостас церкви восстановлен во время реставрации - в пятидесятые годы прошлого века, поскольку часть оригинальных икон была утрачена.

Покровская церковь гармонично перекликается с архитектурой Преображенской, дополняя своим оригинальным видом панораму острова. В сени ведёт высокое крыльцо, которое характерно для большинства русских северных церквей. Отсюда есть возможность пройти в здание храма. В Покровской церкви можно посетить службу, послушать поразительные песнопения монахов и услышать неземной перезвон колоколов. Особый интерес не только туристов, но и специалистов вызывают иконы. В основном их писали местные жители. Купола великолепных церквей поражают тонкой работой. Каждый из них состоит из мелких деталей – лемехов, вырезаемых вручную из сосны.

Церковь Воскрешения Лазаря

Музей-заповедник «Кижи» (фото вы можете видеть ниже) имеет на своей территории и более скромные сооружения, чем, к примеру, храм Преображения. У кижского погоста расположилась скромная древняя церковь Воскрешения Лазаря. Это миниатюрное строение словно символизирует тот грандиозный путь, который преодолела культовая архитектура России от её истоков до уникальных произведений деревянного зодчества, относящихся XVII-XVIII векам.музей заповедник русского деревянного зодчества кижи

Учёные-историки изучали состояние древесины и конструктивных деталей. Они пришли к выводу, что постройка относится к XVI веку. Это довольно простое сооружение клетского типа. Подобные постройки имеют четырехстенный сруб: так называемую клеть и двускатную крышу, что сближает их внешне с группой крестьянских строений – от бани и амбара до избы. В 1961 году памятник был реконструирован по проекту архитектора А. В. Ополовникова. Были детально обследованы и использованы сохранившихся с 1876 года обмеры, сделанные академиком Л. В. Далем. Это позволило восстановить церковь с большой точностью.

Другие постройки

«Кижи» – музей, на территорию которого перевезли более двадцати крестьянских домов, несколько часовен, хозяйственных построек: амбаров, бань, риг. Интерьеры домов обустроены орудиями труда, посудой, мебелью, которые использовались в древности. Более пятисот икон, хранящихся здесь, подчёркивают самобытность северной традиции иконописи.где находится музей заповедник кижи

Бесценные коллекции

Музей «Кижи» – это не только архитектурные памятники, но и ценнейшие фондовые коллекции. Это собрание разнообразных предметов этнографии, рукописные и старопечатные книги, живописи, фотографии и чертежи. Разнообразие фондов позволяют музею иметь как основную экспозицию, так и выставки временные.

Фонды подразделяются на несколько отделений:

  1. Православная иконопись. Это собрание икон, которые хранятся в часовнях и храмах, образы, украшавшие «красные углы» в домах крестьян.
  2. Декоративно-прикладная зона. Тут расположены богатые коллекции ткачества, росписи, вышивки, резьбы по дереву.
  3. Архивные документы. Здесь собраны чертежи архитектора Ополовникова, проводившего реставрационные работы.

В фондах этого музея сохранились старые открытки, объединённых кижской тематикой. Отдельную, не менее ценную часть фонда составляют фотографии местных жителей, которые были сделаны до 1940 года.историко архитектурный музей заповедник кижи

Реставрационные работы

С 1980 года на территории уникального комплекса под пристальным вниманием ЮНЕСКО ведутся реставрационные работы. Перед специалистами стоял вопрос: «Как сохранилась деревянная постройка, поливаемая дождями и обдуваемая северными ветрами с 1714 года?». По всему миру велись поиски технологий обработки и сохранения древесины без использования химических составов. К сожалению, ничего подобного в мире не обнаружено. Поэтому реставраторам пришлось обратиться к опыту предков, которые создавали эти произведения искусства. Сегодня здесь работают правнуки северных зодчих, плотники и мастера по дереву не в одном поколении.

Уникальность работ связана ещё и с тем, что сосны, из которых строились церкви, вырубали зимой в сильные морозы и только топорами. Специалисты считают, что в этом случае происходит естественная консервация смолой. Это позволяло древесине сохраняться несколько столетий. Такие стволы выдерживали восемь лет, лишь после этого их можно было применять в строительстве.на каком озере находится музей кижи

Существует мнение, что период с XIV по XVIII век стал в этих краях «ледниковым периодом». А 1714 год стал пиком холода, поэтому стволы деревьев имеют поразительно высокую плотность колец.

Режим работы

Музей «Кижи» можно посетить в любое время года. Зимой здесь ждут посетителей с 10.00 до 16.00, летом – с 8.00 до 20.00. До острова в любое время можно доехать из столицы Карелии, Петрозаводска. Второй путь можно начать в селе Великая Губа (Медвежьегорский район). Посещение острова зачастую входит в программу экскурсий, которые отправляются из Санкт-Петербурга.

Во время судоходства с Петрозаводского Водного вокзала отправляются регулярные рейсы. Дорога занимает один час и пятнадцать минут. Из Великой Губы вас могут довести до острова частные перевозчики. Любители экстрима зимой могут добраться сюда на лыжах или собачьих упряжках. Летом возможна доставка туристов вертолётом. На острове гостиниц нет. А на соседних есть возможность на несколько дней поселиться в гостевых домах. Забронировать в них места можно заранее.

Советы туристам

Всем, кто хочет увидеть уникальный комплекс «Кижи» – музей – следует знать, что здесь необходимо соблюдать определённые правила. Во-первых, осмотр памятника проводится в сопровождении сотрудника экскурсионного отдела. Во-вторых, не разрешено посещение музея с домашними животными. В-третьих, туристические стоянки могут быть оборудованы на предусмотренных для этого местах. А парковка любого транспорта согласовывается с администрацией.

fb.ru

Заповедный остров Кижи, населенный деревянными чудесами

k3

Заповедный остров Кижи, населенный деревянными чудесами. Кижи — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Кижский погост,  включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, расположенный на острове Кижи Заонежского полуострова,  является самым выдающимся памятником древнего деревянного зодчества русского Севера. Он  стал основой для создания на острове известного всему миру архитектурного музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии.  Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея находится несколько старинных деревень, интересные  природные объекты и памятники археологии.

Некоторые из этих строений были построены на месте, другие привезены сюда из других мест. По одной из легенд, Преображенская церковь построена без гвоздей одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.На острове также расположены несколько деревень, которые все вместе. составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района. Указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.  Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

Достопримечательности музея-заповедника Кижи

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля.  Мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение. И в вершиной деревянного зодчества на Русском Севере признана церковь Преображения Господня.Церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения не потребовалось, ни одного гвоздя! Лишь “чешуйки” на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями!  По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской сказке! Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. Перед ними была поставлена цель построить храм округлой формы. Для этого кижские мастера выбрали восьмерик в качестве основной фигуры при постройке. В иконостасе 101 икона: 16 из них находятся в местном ряду, 28 – в праздничном, 29 – в деисусном, 28 – в пророческом. Весь иконостас оформлен высокохудожественной резной золоченой рамой, на которой можно увидеть искусно вырезанные цветы и виноградные лозы. Потолок также расписан: центральный медальон с изображением Новозаветной Троицы окружен клиньями, на которых в три пояса изображены серафимы, херувимы, ангелы и праотцы. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.Кижи - уникальный музей под открытым небом.ж

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Петрозаводск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

13.10.2018

24.10.2018

1 пересадка

Найти от 12 615

13.10.2018

24.10.2018

2 пересадки

Найти от 19 590

Церковь Покрова Богородицы

Рядом с Преображенской стоит «зимняя» ,то есть отапливаемая – службу в ней ведут с 1 октября и до Пасхи,  Покровская церковь. Построена она была также безымянными зодчими на полвека позже – в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.Деревянные храмы в Кижах

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Покровская церковь, композиционно уравновешивая пирамидальный Преображенский собор, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.  Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Украшена Покровская церковь скромным зубчатым резным фронтонным поясом. Зубчатый резной фронтонный пояс — один из немногих декоративных элементов этого храма. И  повал, и фронтонный пояс – это еще и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. Иконостас Покровской церкви – тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым. Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 1950-е годы из заонежских икон XVII – начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре». Самое восточное помещение церкви – алтарь. Снаружи он выявляется пятигранным срубом – абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней – десятая глава Покровской церкви. Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик.

tutu.ru

Шатровая колокольня

Шатровую колокольню Церкви Преображения Кижского погоста перестроили  в 1863 году на месте колокольни, разобранной  в 1862 году. Губернская строительная комиссия в 1854 году по прошению Благочинного Священника Стефана Романовского рассмотрела проект и смету новой колокольни. И. И. Копошевым был представлен в 1872 году проект по перестройке колокольни. В 1874 году проводились работы по перестройке верхней части колокольни. В 1900 году во время ремонта разобрали декоративные фронтончики на скатах шатра и полицы, которые образовывали поясок на карнизе по периметру четверика на уровне второго перекрытия.Кижи

По плану четверик квадратной формы разделяют две продольные стены на три части: лестничную клеть, сени и чулан. Внутренний объём по высоте сруба колокольни перекрытия делят на три яруса. На звонницу ведут пять ступенек лестницы.Композиция колокольни придумана по традиционной русской схеме «восьмерик на четверике», где высокий четверик составляет две трети высоты сруба. Звонница на девяти столбах находится над восьмериком, они поддерживают шатёр, над шатром лемеховая главка с крестом. Двери наружные филёнчатые. Сруб колокольни рублен «в лапу» под дощатую обшивку. Обшивка из бруса устроена по каркасу. Кровля перекрыта двухслойным тёсом. Концы тесин пикообразной  формы. Бутовый фундамент построен на известковом растворе. Использованный материал: ель с сосной. Лемех из осины.

Ограда

До наших времён не дошла и воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере деревянных укреплений.  Ограда  была воссоздана в 1959 году по образцам сохранившейся древней ограды Ильинского погоста на Водлозере. Внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.

Церковь Воскрешения Лазаря

Церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XIV-XVI века) — один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохра­нившийся до наших дней. В экспозиции музея она занимает особое место, позво­ляя проследить путь становления мастер­ства зодчих,  от простейшей клетской срубной постройки до многоглавой компози­ции Кижского погоста.  Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера.Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев. Рубленные церкви в Кижах

Церковь Воскрешения Лазаря подобна архитектурной миниатюре: столь малы ее размеры, а формы изящны и просты. По объемно-пространственной композиции она представляет собой постройку клетского типа, состоящую из трех различных по величине клетей, в плане близких к квад­рату. Каждая клеть покрыта двускатной крышей под разным уклоном друг к другу. Центральная и алтарная клети рублены из тонких бревен, а притвор (сени) — каркас­ный, с заполнением из горизонтально уло­женного теса.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах.

Часовня Михаила Архангела

Часовня Михаила Архангела — небольшая часовня начала XIX века с сенями и колокольней. Первоначально она была построена в деревне Леликозеро на севере Онежского озера.Часовня Архангела Михаила типична для северной русской архитектуры.Главная особенность часовни – это ее характерная шатровая колокольня-звонница, поднимающаяся над сенями, которые пристраивали ко всем религиозным сооружениям Русского Севера. Двухрядный иконостас восходит к XVIII веку.  Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик.Часовни в Кижах

В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.

Уникальным считается иконостас часовни, поднимающийся наверх, замыкаясь с 12 потолочными изображениями святых и большим «небом» — потолочной иконой Христа.  По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

Восьмикрылая ветряная мельница

Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году.  Од­на из последних ветряных мельниц, сохра­нившихся на территории Карелии. Тип мельницы — «столбовка».ветряная мельница в заповеднике Кижи

Основание амбара мельницы — квад­ратный в плане,  невысокий сруб-клетка, в центре которого проходит осевой столб, нижним концом врытый в землю. Каркас­ный дощатый корпус-амбар мельницы возведен на бревенчатом поворотном кру­ге — «вертлюге», снабженном со стороны входа бревнами-рычагами («воротила­ми»).  Жернова приводятся в действие при помощи деревянной шестерни с це­вочным зацеплением. Первый этаж снаб­жен ларем для муки и устройством, регу­лирующим помол зерна. Крыша мельницы двускатная, симметричная, гвоздевой конструкции.

Дом крестьянина Щепина

Дом крестьянина Щепина был переве­зен в основную экспозицию музея в 1975 году. До этого времени он находился в де­ревне На Хвосте (Щепино) острова Волкостров в 2 километрах от острова Кижи. Не отличаясь какими-либо значитель­ными архитектурными особенностями, дом Щепина являет собой пример рядового заонежского крестьянского жилища, постро­енного в начале XX века. Тип постройки — четырехстенок. Дом покрыт двускатной крышей, его жилая часть состоит из одной избы на высоком подклете и сеней. Во вну­треннее помещение дома ведет невысокое крыльцо с двумя выходами. Перегородка в сенях отделяет помещение небольшого чу­лана — кладовки, где хранятся ручные ка­менные жернова и ларь для муки. Избу от­личает своеобразная постановка печи: она отодвинута от боковой стены и занимает центральное положение у задней стены. Освещается изба четырьмя окнами: тремя — по центральному фасаду и одним — с се­верной стороны. Постройка была выполне­на в духе вековых традиций, тем не менее, отличаясь от классических домов подобно­го типа. В нем не предусмотрена хозяйст­венная часть — двор, изменена конструкция кровли, в интерьере избы нет традицион­ных воронцов и полиц.  Дом крестьянина Щепина в Кижах

В интерьере дома Щепина можно уви­деть предметы, связанные с бондарным ремеслом.

Дом крестьянина Елизарова

Дом был перевезен в музей в 1961 го­ду из деревни Потаневщина, находив­шейся на соседнем с островом Кижи Большом Климецком острове. Он представляет еще один вариант крестьянского жилища Заонежья. Жилые и хозяйственные помещения дома Елиза­рова расположены под общей асимметрич­ной крышей. Дом Елизарова имеет только один жилой этаж, поставленный на высо­кий подклет. Основные жилые помещения состоят из избы, сеней и двух чуланов, рас­положенных напротив избы в сенях. дом Елизарова в Кижах

Снаружи дом Елизарова привлекает внимание лаконичностью декоративного убранства, при сохранении традиционных для крестьянского жилища Заонежья кон­структивных деталей: балкона-гульбища, декоративного балкона на главном фаса­де. За этим балконом нет жилого помеще­ния, а находится чердак.  Образ дома создается контрастом мощных бревенчатых стен и скромных, но довольно часто встречаю­щихся в этом районе Карелии, налични­ков. Во внутренние помещения дома ведет высокое крыльцо на столбах, через кото­рое можно попасть в сени, а из них в избу.

 В избе меньше медной посуды, нет дорогих покупных вещей. Здесь имеются предметы, которых не было в доме Ошевнева: напро­тив печи висит расписной настенный шкаф­чик, в котором хранили парадную чай­ную посуду, использовавшуюся только ког­да в доме бывали гости.  Здесь же находится самопрялка для изготовления льняных нитей, а в углу на кровати лежит цветастое «рибушное» зимнее одеяло. В подклете дома Елизарова находится небольшой амбар, который использовался для хранения зерна. Вход в него устроен с главного фасада здания. В амбаре рекон­струирован традиционный интерьер.

На берегу озера около дома Елизарова находится баня  из заонежской дерев­ни Усть-Яндома. Она была построена в на­чале XX века, в 1970 году перевезена в экс­позицию музея и восстановлена по проекту архитектора А. В. Ополовникова. Данная постройка очень схожа с баней у дома Ошевнева и представляет собой широко распространенный тип бани с предбанни­ком. Сруб, рубленный «в обло», установ­лен на каменной забирке и покрыт дву­скатной безгвоздевой кровлей. В бане вос­становлен традиционный для подобных построек интерьер.

Часовни «Кижского ожерелья»

Так называют своеобразный ансамбль часовен, которые как драгоценное ожерелье обрамляют ансамбль Кижского погоста. Эти часовни XVIII–XIX веков обладают своим особенным очарованием, которое еще усиливает окружающая природа. Экскурсия по Кижскому ожерелью – это незабываемое путешествие на катере среди островов Кижского архипелага.

В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII—XVIII век), часовня Кирика и Иулиты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (2-я пол. (XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).часовня Спаса Нерукотворного в Кижах

В настоящее время музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших музеев культуры Русского Севера, собранная в нем коллекция насчитывает 76 построек.

Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тысяч  предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX — начале XX века, 500 икон XVI — XIX века, среди которых единственное собрание «небес» из храмов Обонежья. В центре острова находятся экспозиционная деревни Ямка и Васильево. Музей-заповеднк "Кижи"

В последние годы остров Кижи стал местом проведения красочных, фольклорных праздников и Дней народных ремесел. И это не случайно: этот остров — древняя земля, где когда-то совершались языческие обряды (в переводе с карельского слово «кижат» означает «игрища»).

В музее создана «ожившая экспозиция» — организована демонстрация крестьянских ремесел и промыслов, а также фольклорных обрядов. Действует ансамбль колокольной музыки. При музее «Кижи» функционирует Республиканский детский музейный центр, разрабатывающий и реализующий музейно-образовательные программы. В последнее время рядом с заповедником сооружаются гостевые дома, что позволяет туристам еще глубже погрузиться в неповторимое соединение природы и народного мастерства.Музей "Кижи" на Онежском Озере

Музей «Кижи» предоставляет услуги экскурсоводов на русском, английском, французском, немецком и финском языках. К услугам посетителей — аудиогиды на русском, английском и финском языках.

О Карелии читайте:

myrussianland.ru

Кижский архитектурный ансамбль – основа музея-заповедника «Кижи» | Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет| Электронная библиотека

История Кижского архитектурного ансамбля уходит в глубь веков. Первые письменные упоминания о церквях на острове Кижи содержатся в Писцовой книге 1583 года: «Погост Спасской в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святий Богородицы». Правда, церкви в Кижах были построены раньше 1583 года – упоминание Кижского погоста встречается в Писцовой книге 1563 года, которая к тому же содержит ссылки на еще более раннее его описание 1496 года (оно до настоящего времени не сохранилась). Таким образом, можно полагать, что церкви на острове Кижи существовали, по крайней мере, с конца XV века.

Наиболее полное описание церквей Спасско–Кижского погоста содержится в Писцовой книге 1628 года: «Погост Спасской в Кижах на Онеге озере на острову, а на погосте церковь Преображенья Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна, верх шатром… Церковь другая теплая Покров Пречистые Богородицы с трапезою, древяна, верх шатром… Да на колокольнице колокол весом 13 пудов». Из данного описания видно, что древние церкви на острове Кижи были шатровыми. В конце XVII века в результате удара молнии на погосте возник пожар, уничтоживший церкви. Современные церкви и колокольня были возведены на их прежнем месте.

Современный вид Кижский ансамбль приобрел не сразу. Его формирование происходило постепенно, на протяжении почти двухсот лет (с 1694 по 1874 годы).

Первой после пожара, в 1694 году, была построена церковь Покрова Богородицы. Это была уже не шатровая, как прежде, а более простая – клетская церковь, внутри которой имелся придел во имя Николы Чудотворца – отдельное молитвенное помещение с иконостасом и алтарем. Очевидно, первоначально церковь использовалась круглый год – в теплое время года службы велись в основном молитвенном помещении, а зимой в приделе.

Через двадцать лет, в 1714 году, на погосте освящается двадцатидвухглавая церковь Преображения Господня.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Третье строение погоста – колокольня – сохранилась после пожара и простояла рядом с новыми церквями до 1862 года.

После завершения строительства многоглавой Преображенской церкви очевидной стала задача приведения ей в соответствие клетской церкви Покрова Богородицы и старинной колокольни, для создания гармоничного архитектурного комплекса.

По мнению исследователей, в период с 1720 по 1749 годы Покровская церковь была существенно перестроена – клетская церковь приобрела шатровое завершение. Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжили свои творческие поиски и вскоре на церкви утвердилось девятиглавое завершение, тонко и органично сочетающееся с нарядным многоглавием церкви Преображения. Покровская церковь приобрела современный вид.

Существенное изменение облика Кижского ансамбля происходит в XIX веке. В период с 1818 по 1824 годы, в соответствии со строительными традициями того времени, срубы Преображенской церкви были обшиты тесом, а купола обиты листовым железом. (Эта тесовая обшивка была заменена новой в 1870–1871 годах, тогда же церковь была окрашена масляной краской).

В 1862 году «всем приходом» была разобрана обветшавшая к тому времени старая колокольня. На ее месте возводится новая постройка, которая также обшивается тесом. Еще через три года, в 1865 году, тесовой обшивке подвергается Покровская церковь (при этом, главы ее железом не обивались, а сохранили свое традиционное лемеховое покрытие).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1874 году в облике архитектурного ансамбля происходит еще одно существенное изменение. По причине неудачного пропорционального строения, которое не согласовывалось с образами стоящих рядом церквей, перестраивается новая колокольня, которая приобретает свой современный вид. И хотя архитектура колокольни несет в себе черты упадка народного деревянного зодчества (разросшийся четверик, полуциркульные окна) ее строгий силуэт не разрушил, а обогатил гармоническое построение всего архитектурного комплекса Кижского погоста.

Таким образом, потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три строения в единый архитектурный ансамбль. Творческие поиски зодчих увенчались успехом.

Дальнейшие изменения в облике Кижского ансамбля происходят уже в новейшее время и связаны с проведением реставрационных работ.

После учреждения в 1945 году архитектурного заповедника, было принято решение о проведении реставрации кижских церквей. Реставрация была произведена в течение 1949–1959 годов под руководством А.В.Ополовникова. В основном решались две задачи: укрепить памятники и восстановить их первоначальный художественный облик. В результате проведенных работ церкви были освобождены от позднейших «благолепных поновлений». Памятникам был возвращен первоначальный вид: сняты тесовая обшивка, железо с куполов Преображенской церкви, укреплены ослабленные конструкции, произведена замена отдельных венцов в срубе.

В процессе реставрации были выявлены новые проблемы технического состояния Преображенской церкви. В частности, заметными стали существенные деформации сруба. В связи с этим, в 1962–1964 годах Центральными научно–реставрационными мастерскими (ЦНРМ) Госстроя РСФСР разработан проект ее инженерного укрепления. Проектом предусматривалось подводка фундамента, установка жесткого каркаса, установка на срубе сжимов из брусьев для уменьшения деформации стен, замена сгнивших бревен путем подъема сруба на домкратах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Запланированные работы частично были произведены с декабря 1964 по март 1965 года бригадой местных плотников под руководством М.К.Мышева. Вокруг церкви были установлены наружные леса, произведена замена отдельных сгнивших бревен, а также установка сжимов. Бревна, наиболее пораженные жучком–точильщиком, были очищены и на них поставлены накладки. Однако, несмотря на то, что реставрационные работы способствовали укреплению отдельных элементов памятника, они в принципе не решили проблему его сохранения. В 1968г. здание церкви было признано аварийным.

В 1969 году к решению проблемы укрепления церкви были привлечены ведущие научно–исследовательские и проектные организации страны, в том числе, Ленинградский инженерно–строительный институт (ЛИСИ), Сенежская лаборатория консервирования древесины (Москва), институт «Спецпроектреставрация» (Москва), Московский архитектурный институт, «Союзспецавтоматика» (Москва), «Спецпроммонтаж» (Москва).

1970–е годы прошли под знаком поисков наиболее приемлемого способа сохранения Преображенской церкви. Многочисленные обследования свидетельствовали о тяжелом состоянии объекта. В итоге генеральным проектировщиком по разработке проекта инженерного укрепления церкви был утвержден институт «Спецпроектреставрация». Разработанный специалистами этого института проект предусматривал установку металлических разгрузочных лесов в интерьере Преображенской церкви с устройством под них специальных фундаментов. В дальнейшем предлагалась полная переборка церкви с использованием максимального количества старых бревен.

Параллельно велись экспериментальные работы по химической защите древесины. Сотрудниками Сенежской лаборатории была разработана методика химической пропитки, которая была применена на ряде памятников музея, в том числе в 1974 году на Покровской церкви. (Руководитель доктор технических наук С.Н.Горшин).

С 1980 года музей–заповедник «Кижи» официально является заказчиком по реставрации всех памятников архитектуры музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1980 году Преображенская церковь была закрыта для посетителей. Тогда же начался демонтаж церковного интерьера: разобран иконостас, сняты полы, разобраны потолки, внутренняя (страховочная) кровля. В 1984 году в интерьер был введен металлический каркас с целью укрепления конструкций и обеспечения переборки церкви без ее полной раскатки. Данный металлокаркас находится в церкви в настоящее время (2006 г.).

В 1984–1986 годах была произведена реставрация кровельных конструкций и покрытий Преображенской церкви.

Бурные дискуссии 80–х годов по поводу методики реставрации Преображенской церкви способствовали объявлению в 1987 году открытого Всесоюзного конкурса на разработку проекта инженерного укрепления памятника. Однако ни одно из 15 предложенных проектных предложений не оказалось способным полностью решить эту проблему.

В 1988 году в Петрозаводске и на о.Кижи состоялся международный симпозиум ИКОМОС по обсуждению способов сохранения Кижского архитектурного ансамбля. В нем приняли участие 108 специалистов по реставрации из разных стран мира. В решении симпозиума рекомендовалось не подвергать Преображенскую церковь переборке. Участники симпозиума выразили мнение о включении Кижского архитектурного ансамбля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

12 декабря 1990 года в г.Банфе (Канада), на 14–й сессии Комитета всемирного наследия Кижский архитектурный ансамбль был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1993 году специалисты Норвегии, Финляндии, Канады и России подготовили «Доклад по итогам технического обследования памятника Всемирного культурного наследия архитектурного ансамбля «Кижский погост» и рекомендации относительно дальнейшей работы».

В 1994 году материал «Исследование и реставрация Преображенской церкви на острове Кижи» разработали сотрудники Научно–производственного инженерного центра строительных конструкций (НПИЦСК) г.Киров под руководством профессора Ю.А.Пискунова.

Микологическое состояние древесины памятников архитектуры музея «Кижи» наблюдается на протяжении более 30 лет (с 1970 года) специалистами Института леса Карельского научного центра РАН, под руководством доктора технических наук В.А.Козлова. Специалисты института разработали специальные требования к древесине, которая будет использоваться для реставрации Преображенской церкви. На основании рекомендаций музей проводит профилактические мероприятия на Преображенской церкви: постоянный контроль температурно–влажностного режима внутри церкви; мониторинг биопоражений и мероприятия по борьбе с жуком–точильщиком.

Ежегодно специалистами института «Спецпроектреставрация» (г.Москва) проводится мониторинг деформаций Преображенской и Покровской церквей, а также колокольни. Работы, проведенные за последнее десятилетие, показали достаточно стабильное состояние памятников.

В 1995 году разработан проект «Комплексная защита архитектурного ансамбля Кижского погоста», предусматривающий современные технические средства безопасности и технологии пожаротушения, в том числе: систему телевизионного наблюдения и контроля, радиосвязь и систему беспроводной охранно–пожарной сигнализации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1999–2002 году новый проект реставрации Преображенской церкви был разработан НИИ «Спецпроектреставрация» (г.Санкт–Петербург) под руководством архитектора–реставратора высшей категории В.С.Рахманова, который является федеральным архитектором музея–заповедника «Кижи». Раздел «Технология проведения реставрационных работ» разработан под руководством Н.Л.Попова, заместителя директора музея–заповедника «Кижи».

// Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 летИздательство «Скандинавия». Петрозаводск. 2006.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

kizhi.karelia.ru

Кижский архитектурный ансамбль | Путешествие по Карелии

Кижский Архитектурный ансамбльЛегенды и быльПреображенская церковьПреображенская церковь - реставрацияПокровская церковьИконы Кижского ансамбляКолокольня Кижского ансамбля

Кижский архитектурный ансамбльМы произносим слово «Кижи» - и перед мысленным взором появляется триединый многоглавый силуэт: две церк­ви и колокольня - Кижский архитектурный ансамбль. Мы приближаемся к острову Кижи - и перед нами уже наяву встают кижские храмы, такие разные и такие неразрывно слитные. Кижи без них немыслимы, как невероятны они и без водных просторов Онего, без островов, покрытых мелколесьем, без огромного, необъятного небесного свода. Неразрывное единство воды, неба и великой архитектуры! Кажется, будто эта гармония существует вечно, будто храмы родились вместе с озером и островом...Кижский архитектурный ансамбль - прекрасное творе­ние человеческих рук, и как каждое архитектурное соору­жение, он имеет свою историю. Она теснейшим образом связана с историей острова Кижи, и поэтому изложить «биографию» кижских храмов невозможно без рассказа о той земле, на которой они стоят.Остров Кижи с древнейших времен был центром большой округи. Название острова происходит от карельского слова «кйжат» - игрища. Очевидно, здесь, на этом небольшом ост­рове, собирались некогда на языческие действа - игрища - древние финноугорские племена, обитавшие ранее в этих местах.

Во времена средневековья территория Заонежья - а в ее составе и остров Кижи - была заселена русскими, выход­цами из Новгородской феодальной республики. Новые обита­тели края частично ассимилировали, частично оттеснили местное население, принесли с собою новую религию - православие, однако проявили мудрую терпимость к древним языческим святыням. Остров Кижи сохранил роль центра для окрестных земель. Это подтверждается документами: писцовые книги' на протяжении XVI-XVII веков неоднократно сообщают о «Спасском Кижском погосте» с центром на острове Кижи.В писцовой книге 1582-1583 годов московского дьяка Андрея Плещеева есть и более подробное свидетельство: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы».

Конечно, это не те храмы, которые сейчас стоят в Кижах, это их предшественники и «тезки». Но существование их в XVI веке - свидетельство того, что уже в то время Кижи были центром религиозной жизни всей округи, и не только религиозной, но и общественной жизни. Здесь, в Кижах, происходили многолюдные крестьянские сходы - суёмы, на которых решались важнейшие для крестьянского мира вопро­сы (а Кижский погост уже в середине XVI века вклю­чал в себя 130 деревень!). В Кижах оглашались для жителей царские указы. Позже здесь, в церквах, размещалась земская школа...

Как выглядели кижские храмы той поры, мы не знаем. По свидетельству переписи 1616 года, Преображенская церковь - «древяная с папертми, верх шатровой», а о По­кровской церкви говорится только, что она «теплая с тра­пезою древяна». Нет уверенности и в том, что храмы-пред­шественники стояли на месте нынешних. Обе церкви погиб­ли в конце XVII века. Есть документальное свидетель­ство, что в 1693 году они сгорели от удара молнии.

Погост не мог долго существовать без церкви - негде было совершать обряды, проводить еженедельные по пра­вославным правилам службы. Негде было собираться «всем миром» для решения насущных вопросов. Нужно было соз­давать новые храмы. Причем, как это было принято в се­верных погостах, обязательно два - летний, неотапливае­мый, и зимний, теплый. Кижане решили, видимо, начать с зимней церкви. В «Отпиской и отказной книге крестьян­ских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста С деревнями и починками, приписанными к железодела­тельным заводам Бутенанта фон Розенбуша», датируемой 1698 годом, говорится: «На погосте строет церковь новую теплую, клецки во имя Покрова Богородицы...» Очевидно, эта церковь - предшественница ныне существующей (под­робнее об этом далее).

Начав разговор об истории постройки кижских храмов, мы вступили в область догадок. До сих пор в архивах не обнаружено точных документальных сведений об истории Преображенской и Покровской церквей. Все существующие данные косвенны, каждое из них требует дополнительного подтверждения. Есть и абсолютно белые пятна. Одно из них - кто автор знаменитой Преображенской церкви, глав­ного сооружения ансамбля, вершины русской деревянной архитектуры.Никаких документальных свидетельств о строительстве Преображенской церкви пока не обнаружено. Единственное достоверное сведение - дата освящения церкви, 1714 год. Очевидно, постройка храма закончилась незадолго до этого. Кто те люди, чьими руками воздвигались эти стены? Ответа на этот вопрос пока нет/В разделе использованы материалы книги М.А. Витухновской Кижи. Путеводитель по музею-заповеднику. Петрозаводск. Карелия. 1988 г.

kartravel.ru

Архитектурный ансамбль в Кижах

Моу «технологический лицей»

Архитектурный ансамбль в Кижах

Пасынков Николай Александрович

Сыктывкар 2011

Содержание

1. Вступление

2.История Кижского архитектурного ансамбля

3. Покровская церковь

4. Преображенская церковь

5. Колокольня

6. Звонница Кижской колокольни

7. Заключение

8. Список сайтов используемых для поиска информации

1. Вступление

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек... Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север и, конечно же, остров Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Слово Кижи короткое и какое-то странное, загадочное, нерусское. Когда-то в далекие языческие времена карелы так называли место для игр. Местное население ещё в глубокой древности собиралось на острове для проведения культовых обрядов. Кижи - один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера. Но здесь на маленьком островке стоят удивительные, неповторимые создания архитектуры. Деревянные церкви и избы, срубленные русскими плотниками, стали шедеврами мирового зодчества. Ансамбль древнего погоста на острове Кижи состоит из трех зданий: главной Преображенской церкви, меньшей - Покровской и стоящей между ними колокольни.

2. История Кижского архитектурного ансамбля

Церкви в Кижах были построены раньше 1583 года – упоминание Кижского погоста встречается в Писцовой книге 1563 года, которая к тому же содержит ссылки на еще более раннее его описание 1496 года (оно до настоящего времени не сохранилась). Таким образом, можно полагать, что церкви на острове Кижи существовали, по крайней мере, с конца XV века. В конце XVII века в результате удара молнии на погосте возник пожар, уничтоживший церкви. Современные церкви и колокольня были возведены на их прежнем месте.

3. Покровская церковь

По мнению исследователей, в период с 1720 по 1749 годы Покровская церковь была существенно перестроена – клетская церковь приобрела шатровое завершение. Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжили свои творческие поиски и вскоре на церкви утвердилось девятиглавое завершение, тонко и органично сочетающееся с нарядным многоглавием церкви Преображения. Покровская церковь приобрела современный вид.В основе архитектурной композиции Покровской церкви лежит традиционный и самый распространенный на Севере тип деревянного храма, называемый в старину 'восьмерик на четверике с трапезной'. По своему назначению трапезная при северных церквах была чисто гражданским светским помещением и служила главным образом для общественных нужд населения погоста. Восемь малых главок венчают углы большого восьмерика церкви, а завершает композицию большая глава-девятая, стоящая в центре. Все вместе они образуют ажурную корону, легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом и в то же время достаточно скромную, чтобы не соперничать с величием горделивой соседки. Этот прием позволяет зодчим добиться и своеобразного художественного эффекта, индивидуальности всего здания.

4. Преображенская церковь

Через двадцать лет после восстановления Покровской церкви, начинается строительство 22ухглавой церкви Преображения Господня. «Разметали в стороны свои крылья стрельчатые 'бочки', словно кокошники русских красавиц. А на гребнях - стройные барабаны и луковичные купола с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи они светятся над островом Кижи загадочным почти фосфорическим блеском; на закате, когда солнце медленно и величаво опускается в воды озера, они полыхают тревожным багрянцем. То голубеют, отражая небесную твердь, то тусклые, свинцовые, то замшелые, зеленые или бурые, как земля. Один ярус, другой, третий, четвертый... Все выше и выше и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая эту грандиозную 37 - метровую пирамиду». Строитель Преображенской церкви, закончив работу, бросил свой топор в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор , не было, нет и не будет такой».

5. Колокольня

Третье строение погоста – колокольня – сохранилась после пожара и простояла рядом с новыми церквями до 1862 года. Но колокольня не могла оставаться в прежнем состоянии, потому что «изрядно обветшала» к тому времени. К тому же она смотрелась нелепо рядом с новыми церквями. Поэтому в 1862 году начали строить новую колокольню. Во время её постройки всем приходом помогали срыть старую, очистить место, доставить камень и песок для фундамента, выкорить лес и доставить его к месту стройки. В 1874 году в облике архитектурного ансамбля происходит еще одно существенное изменение. По причине неудачного пропорционального строения, которое не согласовывалось с образами стоящих рядом церквей, перестраивается новая колокольня, которая приобретает свой современный вид. И хотя архитектура колокольни несет в себе черты упадка народного деревянного зодчества (разросшийся четверик, полуциркульные окна) ее строгий силуэт не разрушил, а обогатил гармоническое построение всего архитектурного комплекса Кижского погоста.Новая колокольня повторяет принципиальную схему старого шатрового здания. Именно поэтому она и вливается так органично в кижский ансамбль. Древняя ограда Кижского погоста не сохранилась. Существующая ныне ограда была воссоздана по образцу сохранившихся на севере деревянных укреплений. Ее внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы, сильные свесы двухскатной кровли подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.

6. Звонница Кижской колокольни

Таким образом, потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три строения в единый архитектурный ансамбль. Но творческие поиски зодчих увенчались успехом. Дальнейшие изменения в облике Кижского ансамбля происходят уже в новейшее время и связаны с проведением реставрационных работ.После учреждения в 1945 году архитектурного заповедника, было принято решение о проведении реставрации кижских церквей. Реставрация была произведена в течение 1949-1959 годов под руководством А.В.Ополовникова. В основном решались две задачи: укрепить памятники и восстановить их первоначальный художественный облик. В результате проведенных работ церкви были освобождены от позднейших «благолепных поновлений». Памятникам был возвращен первоначальный вид: сняты тесовая обшивка, железо с куполов Преображенской церкви, укреплены ослабленные конструкции, произведена замена отдельных венцов в срубе.Запланированные работы частично были произведены с декабря 1964 по март 1965 года бригадой местных плотников под руководством М.К.Мышева. Вокруг церкви были установлены наружные леса, произведена замена отдельных сгнивших бревен, а также установка сжимов. Бревна, наиболее пораженные жучком-точильщиком, были очищены и на них поставлены накладки. Однако, несмотря на то, что реставрационные работы способствовали укреплению отдельных элементов памятника, они в принципе не решили проблему его сохранения. В 1968г. здание церкви было признано аварийным.В 70-ых годах был проведён ремонт здания. А в 1995 году разработан проект «Комплексная защита архитектурного ансамбля Кижского погоста», предусматривающий современные технические средства безопасности и технологии пожаротушения, в том числе: систему телевизионного наблюдения и контроля, радиосвязь и систему беспроводной охранно-пожарной сигнализации.

7. Заключение

Изначально на Кижах был построен Церковный комплекс, а уже в наше время было решено создать на Кижах музей деревянного зодчества "Русское Заонежье". Поэтому с окрестных островов свезли различные старинные деревянные строения и создали целую деревню. Что еще интересно, это не мертвый музей. Здесь разыгрывается целый спектакль, музейные работники одеты в старинную одежду и занимаются различными работами: кто-то косит траву, кто-то ткет ткань на старинном станке, кто-то вышивает, есть и кузнецы, и плотники. Такое ощущение, что в деревне живут люди.

архитектурный ансамбль древний погост

8. Список сайтов используемых для поиска информации

www.karelia.pycc.ru/13/1863_1.htm

www.kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/kizhi_40/02_centr.htm

www.tour-planeta.ru/info/439.html

www.trip-guide.ru/page_326.htm

www.rusarch.ru/gushina1.htm

http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/kizhi_vestnik/kizhi_vestnik6/03_buildings/vestnik6_11.htm

mirznanii.com

Кижи – уникальный архитектурный памятник древнего зодчества

Остров Кижи. Что может быть загадочнее для русской души? Сегодня это уникальный архитектурный комплекс, этнографический заповедник — единственный в мире архитектурный комплекс русского зодчества. Ежегодно тысячи туристов отправляются в путешествие к этим поистине удивительным местам. Там же проводятся этнографические фестивали, конкурсы, слеты любителей древнего зодчества. Открывают свои двери ярмарки мастеров, где любой желающий может научиться древним ремеслам.

В XV—XVI века в северо—западной части вблизи Онежского озера был центр с обширным поселением. Его можно было отнести к категории «традиционное северное сельское поселение».

памятники зодчества

Памятник с высоты птичьего полета

Для сохранения северных традций и поселений, на острове был создан музей под открытом небом. Уникальные дома, амбары, церкви из островных поселений были свезены в одно место и дополняют Кижский погост. Он состоито из двух церквей и колокольни. Архитектурный комплекс показывает величие древнерусской архитектуры, ее форм, методов и дизайнерских решений. Здесь слиты в триединство: традиции, русское и творчество мастеров.

Туристам, отправляющимся в путешествие на остров Киж, следует обратить внимание на особенности Кижского погоста. Летняя Преображенская церковь – главная в архитектурном ансамбле, состоящая из 4 ярусов и 22 чешуйчатых глав. Согласно преданию, она построена мастером Нестором, бросившим топор в  озеро, сказав, что не было и такой уже не будет. Рядом находится Покровская церковь. На высоченном срубе в форме кубе расположена ажурная корона из 9 глав. Помещение трапезной внешне похожа на крестьянскую избу. В ней обсуждались все общественные проблемы и их решения, рассматривались дела, зачитывались указы, т.е.это был социокультурный, административный и политический центр села. Рядом расположена шатровая колокольня, построенная в 1874 г., по размерам она больше подходила к Покровской церкви.

Деревянная архитектура Кижей

Исторический комплекс Кижи.

Не удалось сохранить древнейшее ограждение погоста в Кижах. Сегодня можно увидеть полностью воссозданный образец типичных северных укрепительных построек из дерева.

В целях создания культурно—исторического комплекса, в музей перевезли постройки—избы: дом Елизарова (1880), дом—избу Ошевнева (1876), деревянный дом Яковлева (1880 — 1900). Они являются уникальными жилищами крестьян, с подворными и хозяйственными помещениями, имеющих единую крышу в форме прямоугольника. Сейчас в избах проводятся экспозиции о быте северных крестьян, об утвари, посуде, других предметов быта.

Из перемещенных в Кижи храмов больше всего двускатных клетского типа, построенные по древним образцам и по внешнему сходству они напоминают избы. Приезжайте в Кижи, почувствуйте дух северного народа, оцените великолепие древнего зодчества и мастерства!

  • ← Стилевое описание архитектуры из дерева.
  • Деревянные церкви Марамуреша →

drevox.com


Смотрите также